Домой Уход за волосами Нарушение экологического равновесия – проблема человечества. Напряженные перекрестки дорог должны решаться в разных уровнях. На основе функционально составленного плана будет обеспечено гармоническое развитие города и всех его частей. По мере роста городс

Нарушение экологического равновесия – проблема человечества. Напряженные перекрестки дорог должны решаться в разных уровнях. На основе функционально составленного плана будет обеспечено гармоническое развитие города и всех его частей. По мере роста городс

Прежде всего, общество в определённой мере разрушает сложившиеся естественно-природные комплексы, взаимосвязи в природе. Общество в ходе своей жизнедеятельности не просто изменяет природно-естественные связи и комплексы. Деформируя, разрушая, оно вместе с тем и создаёт. Все эти изменения вписываются в ранее существовавшие природные комплексы и взаимосвязи, становясь их составной частью. Наконец, следует подчеркнуть, что общество воздействует на природу и отходами своей производственной и иной деятельности. Таким образом, воздействие общества на природу разнообразно не только по конкретному содержанию освоения богатств природы. Это воздействие разносторонне и по своей направленности на развитие природы: какие-то её возможности оно развивает и совершенствует, а какие-то разрушает. Одним словом, это воздействие представляет собой единство созидания и разрушения.

Сопротивление природы воздействию человека есть величина развивающаяся. Безграничны возможности природы, неостановим рост потребностей людей. Поэтому каждая новая вершина овладения природой – это по существу начало нового витка во взаимоотношениях общества и природы. И на этом новом витке – новое сопротивление природы. Видимо,
в этом нарастании сопротивления природы и кроется одна из причин прогрессирующего и ускоряющегося развития общества.

Одним словом, природа в своём противостоянии человеку ставит перед ним как бы два барьера: с одной стороны, это закрытость природы, сцементированность её связей, неразгаданность её законов; с другой, напротив, открытость природы, её пластичность и ранимость. Человечеству всегда необходимо соблюдать меру в преодолении этих барьеров. Если оно ослабит свой трудовой напор, познавательную мощь – оно много «недоберёт» у природы, сократит возможности своего развития. Если же оно «переберёт» в своем преобразовательном рвении, то, в конечном счете, также придёт к отрицательным для себя результатам, срубив сук, на котором сидит.

В ХХ веке, в период научно-технической революции, масштабы материальной деятельности настолько возросли, что отходы этой деятельности с огромной силой обрушились на природу.

(По материалам интернет-издания)

1. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
2. Какие два проявления противоречивого воздействия общества на природу рассмотрены в тексте?
3. С какой целью общество изменяет природную среду? Как, по мнению автора, сопротивление природы воздействию человека связано с развитием общества?
4. Какие два барьера, по мнению автора, ставит перед человеком природа? Проиллюстрируйте примером авторский призыв к соблюдению меры
в преодолении этих барьеров.
5. Как автор оценивает результаты материальной деятельности человека в ХХ в.? С каким общественным процессом он связывает эти результаты? Используя факты общественной жизни, приведите аргумент, подтверждающий позицию автора.
6. Многие современные общественные деятели призывают общество изменить отношение к природе. Используя обществоведческие знания и факты общественной жизни, укажите три возможных направления этого изменения.

Ответами к заданиям 1–24 являются слово, словосочетание, число или последовательность слов, чисел. Запишите ответ справа от номера задания без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Прочитайте текст и выполните задания 1–3.

(1)Одно из хитроумных приспособлений, которым природа одарила кактусы, - колючки. (2) ______ они помогают растениям выжить в жарких и засушливых областях Южной и Северной Америки: острые и растопыренные колючки защищают растения от поедания животными, густые и плотно прилегающие - спасают от перепадов суточных температур, длинные и толстые - создают, подобно жалюзи, тень, а нектар, который скапливается на остриях некоторых колючек, привлекает насекомых-опылителей. (3) Также колючки помогают кактусам переносить засуху, поскольку конденсируют пар и удерживают капельки росы и дождя.

1

В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?

1. Разные виды колючек защищают кактусы в жарких и засушливых областях Америки от животных и перепадов температур, создают тень и привлекают насекомых-опылителей, а также конденсируют водяной пар и удерживают влагу.

2. Острые и растопыренные колючки защищают растения от поедания животными, густые и плотно прилегающие спасают кактусы от перепадов суточных температур, длинные и толстые создают тень.

3. Защищая от животных и перепадов температур, создавая тень и привлекая насекомых-опылителей, конденсируя водяной пар и удерживая влагу, разные виды колючек помогают кактусам выжить в засушливых областях Америки.

4. Нектар, который скапливается на остриях некоторых колючек, привлекает насекомых-опылителей, благодаря чему так много кактусов в жарких и засушливых областях Америки.

5. Колючки, являясь одним из хитроумных приспособлений, которым природа одарила кактусы, спасают эти растения от поедания животными, от перепадов температур, а также создают тень.

2

Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

1. Следовательно

4. Иными словами

3

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ОБЛАСТЬ. Определите значение, в котором это слово использовано в предложении 2. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

ОБЛАСТЬ, -и, ж.

1. Крупная административно-территориальная единица. Московская область.

2. Отрасль деятельности, круг занятий, представлений. Новая область науки.

3. Часть страны, территории. Северные области Европы.

4. Отдельная часть организма. Боли в грудной области.

4

В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

слИвовый

сОгнутый

5

В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

1. Все растущие вокруг кусты и ёлочки были в паутинках, и каждая паутинка была унизана крошечными ВОДЯНЫМИ жемчужинами.

2. В этом году сборная школы по футболу ВОСПОЛНИЛАСЬ двумя новыми игроками - учениками одиннадцатого класса.

3. Сначала необходимо ВЫДЕЛИТЬ заархивированный файл, а затем перейти в режим просмотра архива с помощью кнопки «просмотр».

4. Тяжёлые, ГЛИНИСТЫЕ почвы, пониженные участки рельефа, торфяники непригодны для выращивания войлочной вишни.

5. Скамейка - незаменимый атрибут в дизайнерском решении при оформлении территории, ведь на красивой, удобной, ДОБРОТНОЙ скамейке всегда приятно отдохнуть.

6

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

ПЯТИСОТЫЙ посетитель

ГЛУБОЧАЙШИЙ в мире

БОЛЕЕ ШИРОКО

ИХНИЕ заботы

молодые ИНЖЕНЕРЫ

7

Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
А) Студенты-дипломники Веймарского университета создали компьютерный проектор, который показывает как кинофильмы, а также телепередачи на любой поверхности. 1) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
Б) Создавая пейзажные зарисовки, художниками запечатлевается красота России. 2) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
В) Те, кто знает больше в силу своего образования или увлечённости, будет восполнять пробелы других. 3) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
Г) Благодаря антибиотиков многие заболевания перестали быть смертельно опасными для человека. 4) ошибка в построении предложения с однородными членами
Д) Рука гравёра с инструментом, как правило, двигается мало: лежащая на специальной подушке, перемещается пластина. 5) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
6) нарушение в построении предложения с причастным оборотом
7) неправильное построение предложения с косвенной речью.

Ответ запишите цифрами без пробелов и иных знаков

8

Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

водор..cлевый

предпол..жение

подск..чить

соб..рательный

г..ристый

9

Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

пр..высил, пр..тушить

р..зойтись, от..брать

бе..шумный, во..петь

о..гибал, по..стеречь

пр..чал, пр..возмочь

10

Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

расстра..ваться

пр..чудливый

опрометч..вый

устар..вать

вздраг..вать

11

Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

разруш..нный

отча..шься

неумолка.. мый

выглаж..нный

рассерд..шься

12

Найдите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

1. Огромная по площади могущественная Римская империя, на территории которой в наши дни находится более тридцати государств, (не)могла существовать без дорог.

2. Работа Юрия Кнорозова о расшифровке письменности майя была настолько впечатляющей, что молодому учёному присвоили звание (не)кандидата, а сразу доктора наук.

3. (Не)смотря на препоны, из века в век печатная книга набирала силу: типографские станки совершенствовались, а бумага дешевела.

4. (Не)выходя из дома, сегодня можно записаться на приём к врачу в поликлинику, подать заявление на получение установленных законом пособий и компенсаций.

5. На столе лежали ещё (не)распечатанные письма.

13

Найдите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

1)(ПО)ВИДИМОМУ, человек с большим интересом и даже восторгом относится к бабочкам, ПОТОМУ(ЧТО) бабочки - настоящее чудо природы, может быть, одно из лучших её творений. 2)Современная европейская цивилизация зародилась и выросла (ВО)КРУГ Средиземного моря, и достаточно взглянуть на карту или на глобус, ЧТО(БЫ) понять: это уникальные места. 3)Древние римляне славились умением строить первоклассные дороги, (ПРИ)ЧЁМ делали их (НА)ВЕКА: часть дорожной сети, построенной ими два тысячелетия назад в Европе, использовалась по прямому назначению вплоть до начала XX века! 4)Архимед, (БЕЗ)СОМНЕНИЯ, умел ценить красоту геометрических фигур и математических формул, ТАК(ЧТО) неслучайно не катапульта и не горящая галера украшают его могилу, а изображение шара, вписанного в цилиндр. 5)Созданию в теплице благоприятного для растений микроклимата (ВО)МНОГОМ способствует каменная стена дома, которая нагревается (В)ТЕЧЕНИЕ дня.

14

Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

Известны многочисле(1)ые публикации о неожида(2)ом изобретении Дагера, которое было запатентова(3)о в Англии, Австрии и Германии, где открывались бесчисле(4)ые фотостудии и любители осваивали методику дагеротипии.

15

Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

1) Интерьеры дворца украсили позолоченная резьба и лепнина причудливые зеркала расписные плафоны изразцовые печи.

2) Городская интеллигенция и работники музеев приложили немало усилий для сохранения старинной городской застройки а также памятников старины.

3) Древний Городец известен не столько почтенным возрастом жителей их отвагой и успехами здешних купцов и промышленников сколько мастерами-ремесленниками.

4) Художники Городца на гладко обструганных досках изображали всадников и кареты с барынями деревенских франтов и гарцующих лошадей волшебные цветы и сказочных птиц.

5) Современную Красную площадь невозможно представить без яркого нарядного девятиглавого Покровского собора.

16

Учёные считают, что обнаружены метеориты и астероиды (1) представляющие собой осколки (2) некогда существовавшей в солнечной системе крупной планеты (3) совершавшей своё движение (4) вокруг Солнца между орбитами Марса и Юпитера.

17

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

С помощью Академии наук Россия (1) поистине (2) осознала себя на всём пространстве от Петербурга до Камчатки, выяснила свою замечательную историю, упорядочила русский язык и создала свою (3) без сомнения (4) великую науку, поэзию и литературу.

18

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Насыщенная деловая программа (1) в рамках (2) которой (3) были организованы семинары по актуальным вопросам обучения с использованием новейших технологий (4) по традиции сопровождала выставку компьютерной техники.

19

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Для лодки существует некоторый предельный угол наклона (1) и (2) если вовремя лодку не выровнять (3) то она становится неуправляемой (4) что может привести к тяжёлым последствиям.

20

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

Драматург рассказал о новой постановке и о том, что развитии сюжета нас ожидает немало неожиданных сюрпризов.

Прочитайте текст и выполните задания 21-26.

(1)По возвращении из краёв далёких засаживал я свой огород в деревне всякой древесной разностью, рябинами и калинами. (2)Одну рябинку, угнездившуюся возле обочины современной бетонной дороги, на крутом заносе давило колёсами машин, царапало, мяло. (З)Решил я её выкопать и увезти в свой одичавший огород.

(4)Осенью дело было. (5)На рябине уцелело несколько пыльных листочков и две мятые розетки ягод. (6)Посаженная во дворе, под окном, рябинка приободрилась, летом зацвела уже четырьмя розетками. (7)И каждое лето, каждую осень украшалась одной-двумя розетками, и такая яркая, такая нарядная и уверенная в себе сделалась - глаз не оторвать! (8) А коли осень тёплая выпадала, рябинка пробовала цвести по второму разу.

(9)Два года спустя привезли саженцы из городского питомника, на свободном месте я посадил ещё четыре рябинки. (10)Эти пошли вширь. (11)Едва одну-две розетки ягод вымучат, зато уж зелень пышна на них, зато уж листья роями, этакие вальяжные барышни с городских угодий.

(12)А дичка моя совсем взрослая и весёлая сделалась. (13)Одной осенью особенно уж яркая на ней ягода выросла. (14)И вдруг стая свиристелей на неё сверху свалилась, дружно начали птицы лакомиться ягодой. (15)И переговариваются, переговариваются: вот какую рябину мы сыскали, экую вкуснятину нам лето припасло. (16)Минут за десять хохлатые нарядные работницы обчистили деревце, а на те, что из питомника, даже и не присели.

(17)Думал я, потом, когда корма меньше по лесам и садам останется, птицы непременно прилетят. (18)Нет, не прилетели. (19)В следующие осени, коли случалось свиристелям залетать в мой разросшийся по огороду лес, они уж привычно рассаживались на рябинку-дичку и по-прежнему на те питомниковые деревца, лениво вымучивающие по несколько розеток, так ни разу и не позарились.

(20)Есть, есть душа вещей, есть, есть душа растений. (21)Дикая рябинка со своей благодарной и тихой душой услышала, приманила и накормила прихотливых лакомок-птичек. (22)Да и я однажды пощипал с розеток ярких плодов. (23)Крепки, терпки, тайгою отдают - не забыло деревце, где выросло, в жилах своих сок таёжный сохранило.

(24)А вокруг рябины и под нею цветы растут - медуница-веснянка. (25)На голой ещё земле, после долгой зимы радует глаз. (26)Первое время густо её цвело по огороду, даже из гряд кое-где выпрастываются бархатные листья - и сразу цвесть, стебли множить. (27)Следом календула выходит и всё-то лето светится горячими угольями там и сям, овощи негде растить. (28)Тётка моя невоздержанна на слово была, взялась полоть в огороде и ну по-чёрному бранить медуницу с календулой. (29)Я - доблестный хозяин - к тётке присоединился.

1. Системой называется множество объектов, находящихся в каких-либо отношениях друг с другом. Строение системы характеризуется её компонентами и их связями друг с другом.

2. Подсистемой называется наибольшая часть системы, которая обладает определённой автономностью и сама является системой более низкого уровня.

3. Иерархией называется подчинение систем друг другу.

4. Структурой системы называют совокупность взаимосвязей и взаимодействий её элементов, благодаря которым возникают свойства системы, отсутствующие у её частей.

5. Наличие свойств системы, которые отсутствуют у её составных частей, называется интегративностью или эмерджентностью.

6. Целостностью системы называется её обобщенная характеристика, отражающая единство её частей в многообразии взаимосвязей.

7. Аддитивность – это свойство величин, заключающееся в том, что значение величин, соответствующих системе, равно сумме значений аналогичных величин её элементов.

8. Редукционизмом называется сведение более сложного и более высокого по уровню развития к более простому.

9. Детерминизм – философское учение об объективной закономерной взаимосвязи и причинной обусловленности всех явлений. Формулировка П. С. Лапласа: «Если бы существовал ум, осведомлённый в данный момент обо всех силах природы в точках приложения этих сил, то не осталось бы ничего, что было бы для него недостоверно, и будущее, так же как и прошлое, предстало бы перед его взором».

10. Динамическая система представляет собой математический объект, соответствующий реальным физических, биологическим и другим объектам, эволюция которых однозначно определяется начальным состоянием.

11. Множество состояний динамической системы описывается набором переменных и изображается точками в фазовом пространстве.

12. Эволюция динамической системы отображается траекториями в фазовом пространстве.

13. Динамические системы делят на следующие классы :

– конечномерные и бесконечномерные;

консервативные (в которых сохраняется механическая энергия) и диссипативные (в которых рассеивается механическая энергия);

– с непрерывным временем (потоки) и с дискретным временем (каскады);

– грубые (структурно устойчивые) и негрубые.

14. Значение параметра, при котором система теряет грубость (устойчивость), называется бифуркационным .

15. Установившемуся движению диссипативной системы отвечает аттрактор – множество траекторий, к которому притягиваются все близкие траектории.

16. Динамическим хаосом называется нерегулярное изменение состояния динамической системы, обладающее основными свойствами случайного процесса. Примеры систем с динамическим хаосом: планетные системы, погода и климат, турбулентность, фондовые рынки.



17. Открытой называется система, способная обмениваться с окружающей средой веществом, энергией и информацией.

18. Обратной связью называется воздействие результатов функционирования какой-либо системы на характер этого функционирования. Обратная связь называется положительной, если её влияние усиливает результаты функционирования, и, наоборот, отрицательной при ослаблении этих результатов.

19. Саморегулирующейся называется система, способная обеспечить постоянство своей структуры, свойств и функций. В такой системе все отклонения, возникающие под действием окружающей среды, уменьшаются или устраняются при оперативном функционировании отрицательных обратных связей.

На рисунке 3.1 изображены взаимосвязи между саморегулирующейся системой (объектом управления) и управляющим звеном. Стрелками показаны потоки информации. Информация об отклонениях в объекте поступает в управляющее звено (левая ветвь), откуда идут команды в объект, способные уменьшить возникающие там отклонения (правая ветвь). Совокупность этих потоков образует контур отрицательной обратной связи.

20. Свойство сохранения своего качества (саморегуляции) называют гомеостатичностью . Существуют пределы отклонений, в которых система способна осуществлять саморегуляцию. Допустимый предел каждого конкретного отклонения называется гомеостатическим диапазоном. При оперативном функционировании отрицательных обратных связей отклонения не покидают границы гомеостатического диапазона, поэтому в системе реализуется саморегуляция (рис. 3.2, вариант 1). Если же обратные связи запаздывают, то отклонения выходят за рамки допустимого диапазона (вариант 2 на рис. 3.2). Если обратные связи отказали, то отклонения могут нарастать сколь угодно велика, это означает гибель системы или ее переход в иное качество (вариант 3 на рис. 3.2)

21. Во второй половине XX века в научном мировоззрении появилась идея самоорганизации материи. Теориями, изучающими общие закономерности самоорганизации, являются синергетика и неравновесная термодинамика.

23. Предмет исследования синергетики – общие закономерности самоорганизации в природных и социальных системах.

24. В основе синергетики лежат следующие идеи :

– процессы разрушение и созидание, а также процессы деградации и эволюции во Вселенной равноправны;

– процессы созидание (нарастания сложности и упорядоченности) имеют единый алгоритм, независимо от природы систем, в которых они осуществляются.

25 Самоорганизация – это самопроизвольный переход от менее сложных к более сложным и упорядоченным формам организации материи. Примерами самоорганизации являются лазерное излучение, ячейки Бенара, реакция Белоусова–Жаботинского, спиральные волны.

26. Энтропия открытой системы может убывать, если эта система получает упорядоченность из окружающей среды больше, чем производит неупорядоченность внутри себя. В такой системе идёт самоорганизация. В общем случае изменение энтропии в открытой системе определяется суммой двух её потоков: выходящего в окружающую среду (здесь энтропия всегда растёт) и входящего из среды (здесь энтропия может, как возрастать, так и убывать).

27. Примерами самоорганизующихся систем, в которых энтропия может убывать, являются живые организмы. Они получают упорядоченность из внешней среды в виде пищи, представляющей собой высокоорганизованные структуры. Кроме того, все организмы возвращают в среду вещества в сильно упрощённом состоянии, повышая энтропию внешней среды.

28. Кажущимся парадоксом является эволюция живого, которая происходит с убыванием энтропии в живых системах на фоне всеобщего роста энтропии.

29. Открытой системой является планета Земля , получающая из внешней среды энергию. На планете идут процессы самоорганизации, при которых в окружающее пространство сбрасывается больше энтропии, чем производится на Земле и поступает извне.

30. Необходимыми условиями самоорганизации являются следующие:

– система должна быть открытой , поскольку изолированная система согласно второму закону термодинамики может эволюционировать лишь в сторону дезорганизации. Важную роль в процессе перехода от беспорядка к порядку играют диссипативные процессы, поэтому возникающие новые состояния материи называются диссипативными структурами . Именно диссипацией энергии обусловлены неустойчивые движения – флуктуации или отклонения , результатом их развития являются новые устойчивые диссипативные структуры. В природе наблюдаются пространственно-периодические , временные и пространственно-временные диссипативные структуры;

– самоорганизующиеся системы должны быть существенно неравновесны , то есть отклонение от равновесия должно превышать некоторое критическое значение. Вблизи положения равновесия система сможет приблизиться к нему и придти в состояние полной дезорганизации. Вдали от положения равновесия система сможет приспосабливаться к своему окружению различными способами, это означает, что при одних и тех же значениях параметров возможно несколько различных решений;

– системы, в которых происходит самоорганизация, нелинейны , то есть на них не распространяется принцип суперпозиции. Совместное воздействие двух причин может привести к последствиям, резко отличающимся от результатов этих действий в отдельности. Влияние более слабых воздействий может оказаться значительнее, нежели влияние сильных, если первые окажутся адекватными собственным тенденциям системы. Примером может служить явление резонанса. Нелинейные процессы могут иметь пороговый характер: при плавном изменении внешний условий поведение системы изменяется скачком, если внешний параметр достиг критического значения;

– микроскопические процессы должны происходить согласованно (корпоративно или когерентно). Это означает, что система должна вести себя как единое целое. Здесь имеется существенное отличие саморазвивающихся систем от саморегулирующихся. Саморегулирующая система будет гасить отклонения при оперативном функционировании отрицательных обратных связей, что обеспечит сохранение прежнего качества. Наоборот, появление нового качества (т. е. самоорганизации) обусловлено накоплением и усилением отклонений (флуктуаций) в системе под действием положительных обратных связей.

31. В самоорганизации наблюдается два периода (рис. 3.3):

– плавное эволюционное развитие (адаптация ), в результате которого система достигает неустойчивого критического состояния;

– выход из критического состояния в новое устойчивое состояние (бифуркация), более сложное и упорядоченное.

32. Бифуркацией называется достижение системой критического состояния, выход из которого осуществляется скачком, причем выбор пути дальнейшего развития неоднозначен и непредсказуем.

33. Вблизи точки бифуркации флуктуации возрастают, после точки бифуркации флуктуации стабилизируются, наступает новое устойчивое состояние – порядок из хаоса.

34. Принципы универсального эволюционизма :

– идея всеобщего развития;

– объективный и познаваемый процесс самоорганизации;

– единый процесс развития неживой природы, живого вещества и человеческого общества;

– фундаментальная и неустранимая роль случайности и неопределённости;

– законы природы есть принципы отбора допустимых состояний из всех мыслимых;

– развитие представляет собой чередование медленных количественных и быстрых качественных изменений (бифуркаций);

– непредсказуемость пути выхода из точки бифуркации означает, что прошлое влияет на будущее, но не определяет его;

– устойчивость и надёжность природных систем есть результат их постоянного обновления;

– развивающаяся система эволюционирует вместе с окружающей средой, что называется коэволюцией .

а) Гесиод; 2) «Теогония»; б) Спиноза; 1) «Этика»; в) Кант; 4) «Критика чистого разума». г) Ницше; 3) «Так говорил Заратустра»;

16. Соотнесите философские позиции и их авторов:

а) материализм; 2) Маркс; б) кинизм; 3) Диоген; в) гедонизм (философия наслаждения); 4) Эпикур. г) идеализм; 1) Гегель;

17. Соотнесите философские позиции и их характеристики:

а) антропоцентризм; 4) человек в центре мира. б) теоцентризм; 3) Бог в центре мира; в) пантеизм; 2) бог повсюду; г) атеизм; 1) отрицание Бога;

18. Установите последовательность историко-философских эпох:

в) патристика; а) схоластика; г) возрождение. б) просвещение;

19. Установите последовательность возникновения философских школ:

а) пифагорейцы; в) софисты; б) эпикурейцы; д) неоплатоники. г) экзистенциалисты;

20. Установите последовательность возникновения философских направлений:

б) атомизм; а) эпикуреизм; г) реализм; д) эмпиризм. в) энциклопедизм;

21. Установите последовательность возникновения философских направлений:

б) софистика; г) стоицизм; а) патристика; д) реализм. в) психоанализ;

22. Установите последовательность возникновения философских направлений:

г) неоплатонизм; в) схоластика; б) гуманизм; а) марксизм; д) неопозитивизм.

23. Установите последовательность возникновения философских направлений:

в) патристика; б) схоластика; а) картезианство; г) позитивизм; д) феноменология.

24. Соотнесите философские направления и их характеристики:

а) скептицизм; 2) философия сомнения; б) эпикуреизм; 3) философия наслаждения; в) патристика; 4) философия спасения. г) экзистенциализм; 1) философия существования;

(9 вопрос) 8. Философские максимы

1. Кому из философов приписывают высказывание «Нельзя дважды войти в одну и ту же реку»?

а) Гераклит Эфесский;

2. Кому из философов принадлежит высказывание «Человек есть мера всех вещей»?

в) Протагор;

3. Кому из философов принадлежит высказывание «Верую, ибо абсурдно»?

д) Тертуллиан.

4. Кто из философов утверждал, что «зло есть отсутствие добра»?

б) Августин Блаженный;

5. Кому из философов принадлежит высказывание «Философия – служанка богословия»?

б) Фома Аквинский;

6. Кому из философов приписывают высказывание «Знание – сила»?

а) Ф. Бэкон;

7. Кому из философов принадлежит высказывание «Я мыслю – следовательно, существую»?

в) Декарт;

8. Кому из философов принадлежит высказывание «Свобода есть осознанная необходимость»?

а) Спиноза;

9. Кому из философов принадлежит высказывание «Поступай так, чтобы всегда относиться к человечеству и в своем лице и в лице другого, как к цели, и никогда – как к средству»?

10. Кому из философов принадлежит высказывание «Бог умер!»?

11. Кому из философов принадлежит высказывание: «То, что вообще может быть сказано, должно быть сказано ясно, о том же, что сказать невозможно, следует молчать»?

а) Витгенштейн;

12. Представителю какой школы не могло принадлежать высказывание: «Мир находится в постоянном движении и развитии»?

б) элеаты;

13. Представителю какого философского направления не могло принадлежать высказывание: «Названия предметов и явлений – это всего лишь имена, не существующие реально»?

г) реализм.

14. Кому из философов не могло принадлежать высказывание: «Философия занимает первое место среди других наук и является для них основой»?

15. Кому из философов не могло принадлежать высказывание: «Христианская мораль – основа развития общества»?

16. Кому из философов не могло принадлежать высказывание: «Правитель должен всегда руководствоваться нравственными принципами, чтобы быть примером подданным»?

в) Макиавелли;

17. Кому из философов не могло принадлежать высказывание: «Произвол является проявлением свободы»?

б) Спиноза;

18. Кому из философов не могло принадлежать высказывание: «К концу своего жизненного пути я понял, что многое познал»?

б) Сократ;

19. Кому из философов не могло принадлежать высказывание: «Наш мир – единственный из всех возможных миров»?

в) Дж. Бруно;

20. Кому из философов не могло принадлежать высказывание: «Душа умирает вместе с телом»?

в) Платон;

21. Кому из философов не могло принадлежать высказывание: «Познание мира происходит через познание Бога»?

22. Кому из философов не могло принадлежать высказывание: «Свобода человека заключается в том, что он волен поступать так, как ему хочется»?

23. Кому из философов не могло принадлежать высказывание: «До существования государства люди жили равными и счастливыми»?

24. Кому из философов не могло принадлежать высказывание: «Человек должен относиться к другим как средству достижения своих целей»?

(10, 11 вопросы) 9. Учение о бытии. Движение и развитие, диалектика

1. Онтология - это учение :

в) о бытии как таковом;

2. Кто из древних философов первым сформулировал понятие «бытие»?

в) Парменид;

3. Какое из данных философских понятий возникло первым?

г) первоначало.

4. Аристотель выдвинул двойственную концепцию понимания бытия:

а) пассивную материю и активную форму;

5. Развитие, сопровождающееся появлением более совершенного качества по сравнению с предыдущим:

г) прогресс;

6. Объективная связь между отдельными состояниями видов и форм материи в процессах ее движения и развития:

а) причинность;

7. Детерминизм является учением:

в) о всеобщей закономерной связи, причинно-следственной обусловленности явлений;

8. Материалисты утверждают, что:

в) материя существует абсолютно, она несотворима и неуничтожима, бесконечна в формах своего проявления;

9. Материалисты утверждают, что материя – это:

б) объективная реальность, данная человеку в ощущениях;

10. Идеалисты утверждают, что:

а) первоосновой мира, природы, сущего является духовное начало;

11. Пантеизм - это:

а) учение, отрицающее личного Бога и приближающее его к природе, иногда отождествляя их;

12. Гилозоизм - это:

б) учение, признающее «жизнь» неотъемлемым свойством материи;

13. Что является первоначалом в материалистических философских концепциях?

в) материя;

14. Что является первоначалом в идеалистических философских концепциях?

15. Необратимое, однонаправленное и закономерное изменение, приводящее к появлению нового качества – это:

г) развитие;

16. Фундаментальные понятия, отражающие наиболее существенные, устойчивые и повторяющиеся связи и отношения действительности и познания:

17. Сущность любых объектов мира проявляется:

г) во взаимодействии с другими объектами.

18. Форма бытия материи, выражающая длительность ее существования, последовательность смены состояний в изменении и развитии всех материальных систем:

19. Форма бытия материи, характеризующая ее протяженность, структурность, сосуществование и взаимодействие элементов во всех материальных системах:

б) пространство;

20. К основным трактовкам пространства и времени относят:

а) субстанциональную; б) реляционную; д) субъективно-идеалистическую.

21. К основным трактовкам категории материи относят:

а) субстратную; б) корпускулярную; в) континуальную;

22. С точки зрения континуальной трактовки, материя есть нечто:

в) обладающее пространственно-временными характеристиками;

23. Универсальной формой существования материи является:

в) движение;

24. Основные виды взаимодействия элементов на уровне неживой природы (укажите все варианты):

б) гравитационные и электромагнитные; в) энергетические и информационные;

25. Существенная, устойчивая и повторяющаяся взаимосвязь – это:

26. Неравномерность протекания присуща:

г) историческому времени.

27. Материализм французских просветителей-энциклопедистов был:

б) механистический;

28. Материализм Фейербаха получил название:

г) антропологический;

29. Сведение высших форм движения материи к низшим носит название:

г) редукционизма;

30. Сведение всех форм движения (в том числе биологической и др.) к механической носит название:

в) механицизма;

31. Объективный идеализм признает следующее положение:

д) мир видимых вещей - это лишь отражение действи­тельного мира совершенных первообразов, существую­щих вечно и неизменно.

32. Какой закон диалектики можно образно проиллюстрировать спиралью?

г) отрицания отрицания.

33. Какой закон диалектики наглядно иллюстрирует таблица химических элементов Д.И. Менделеева?

б) перехода количественных изменений в качественные;

34. Основными законами диалектики являются (укажите все правильные варианты):

а) закон единства и борьбы противоположностей; в) закон взаимного перехода качества и количества; г) закон отрицания отрицания;

35. Прогресс и регресс – это две формы:

б) развития;

36. К законам диалектики не от­носится закон:

б) тождества материи и сознания;

37. Диалектика - это:

а) учение о всеобщих связях и законах развития природы, общества, мышления;

38. Дополните парные категории диалектики:

б) причина – следствие г) сущность – явление

39. Установите последовательность возникновения трактовок бытия:

в) бытие как Единое; а) бытие творящее и бытие сотворенное; г) бытие мира как «часовой механизм». б) бытие как экзистенция;

40. Установите последовательность возникновения философских категорий:

б) первоначало (архэ); а) бытие; г) субстанция. в) экзистенция;

41. Установите последовательность в историческом развитии материализма:

б) стихийный материализм; а) механистический материализм; г) антропологический материализм. в) диалектический материализм;

42. Установите последовательность в развитии идеализма:

в) объективный идеализм Платона; д) схоластический реализм Ансельма Кентерберийского. г) рационализм Декарта; б) трансцендентальный идеализм Канта; а) абсолютный идеализм Гегеля;

43. Установите последовательность возникновения онтологических трактовок:

а) мир идей и мир теней; б) град земной и Град Божий; г) мир как механизм. в) мир как объективная реальность;

44. Установите последовательность в развитии диалектики:

б) стихийная диалектика (Гераклит); в) идеалистическая категориальная диалектика (Платон); г) абсолютный идеализм (Гегель). а) диалектический материализм;

45. Установите соответствие определения бытия тому или иному философу:

а) бытие есть сущность и существование человека; при этом существова­ние… 2) Ж.-П. Сартру; б) Бог и только Он есть истинно существующее; неизмен­но пребывающее… 1) Бл. Августину; в) быть - это быть воспринимаемым через посредство чувств; ощущение и… 3) Дж. Беркли.

46. Установите соотвествие понимания времени той или иной философской концепции:

а) пространство и время – это особые сущности, существующие сами по себе; 2) субстанциональная; б) пространство и время – это особые отношения между объектами и процессами; 1) реляционная; в) пространство и время – это формы восприятия мира; 3) субъективно-идеалистическая.

47. Соотнесите данные трактовки бытия с философскими школами:

а) В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста,.. 2) христианство; б) пустота; наличие бесконечного числа неделимых час­тиц;.. 3) атомисты. в) неподвижное, бесконечное, неделимое; постоянно пре­бывающее;.. 1) элеаты;

48. Установите соответствие трактовки бытия учению того или иного философа:

а) бытие природы, в действительности, - небытие, «иное»; подлинное.. 4) Платон. б) бытие - объективная реальность, независимая от созна­ния человека;.. 2) Маркс; в) бытие является вечным саморазвитием и самодвижени­ем абсолютной идеи;.. 1) Гегель; г) бытие вещей состоит в их воспринимаемости. 3) Беркли;

(12 вопрос) 10. Проблема сознания в философии

1. Сознание рассматривается как свойство высокоор­ганизованной материи, в философском направлении:

в) диалектический материализм;

2. Сознание рассматривается как сложный программный продукт в:

б) кибернетике;

3. «Бессознательное» в современной философии это:

а) явления и процессы в психике человека, которые им не осознаются, но влияют на его поведение;

4. Бессознательное, по З. Фрейду, есть:

в) «первичные влечения» с целью получения наибольшего удовольствия;

5. По Фрейду, «Я» и «Оно» находятся в отношениях:

б) постоянного конфликта;

6. Бессознательное в философии - это:

а) явления и процессы в психике человека, которые им не осознаются;

7. Философское понятие рефлексии относится к феномену:

г) самосознания;

8. Сознание возникает, функционирует и развивается в процессе:

б) взаимодействия человека с реальностью;

9. Выберите правильный ответ:

б) сознание (в форме самосознания) возникает в 2-4 летнем возрасте;

10. Важнейшим условием появления сознания у человека является:

б) общение с другими людьми;

12. Впервые акт самосознания в качестве условия достоверности познания мира рассмотрел:

в) Декарт;

13. В какую эпоху сознание начинают рассматривать как функцию человеческого мозга по отражению действительности?

г) Просвещение.

14. Гегель полагал, что сознание:

в) автономно от материи;

15. Первым объединил сознание и психику:

16. Свойство отражения :

г) это - глобальное свойство материи.

17. С точки зрения вульгарного материализма:

в) сознание есть субстрат, выделяемый мозгом;

18. Сознание человека отличается от психики позвоночных животных:

а) наличием абстрактного мышления и речи;

19. Выделите три наиболее характерные функции языка:

а) конструктивная (инструмент выражения мысли); б) отражательная (инструмент познания); д) коммуникативная.

20. Что появилось у человека раньше - мышление или язык?

в) одновременно;

21. Человеческое сознание отличается от психики животных:

в) способностью к рефлексии, т.е. самопознанию;

22. С точки зрения структурализма человеческое сознание является продуктом:

а) речевой деятельности;

23. Установи последовательность эволюции отражения в живой природе:

д) раскрывание и закрывание цветков у растений. в) раздражимость у амебы; а) безусловные рефлексы у животных; б) условные рефлексы у животных; г) сознание человека;

24. Установите последовательность возникновения трактовок сознания:

г) сознание – душа. в) сознание – божественный дар; б) сознание – свойство человеческого организма; а) сознание – функция мозга по отражению действительности;

(13, 14 вопросы) 11. Теория познания. Философия науки

1. Гносеология - это учение:

г) о сущности познания, о путях постижения истины;

2. Познание в современной философии преимуществен­но рассматривается как (укажите наиболее правильный ответ):

г) обусловленный практикой процесс приобретения и раз­вития знаний.

3. Абсолютизация роли и значения чувственных дан­ных в философии связана с направлением:

г) сенсуализма;

4. Дедукция - это:

а) логический путь от общего к частному;

5. Индукция - это :

в) восхождение познания от частных, единичных фактов к обобщениям более высокого порядка;

6. Метод познания в философии и науке, когда мысль движется от общих положений к частным выводам:

б) дедукция;

7. Форма мышления, отражающая предельно общие закономерные связи, стороны, признаки явлений, закрепляе­мые в определениях:

8. Эмпиризм - это:

б) направление в теории познания, считающее чувственный опыт источ­ником знания;

9. Агностицизм - это:

б) учение в гносеологии, отрицающее возможность достоверного позна­ния мира;

10. В философии «агностицизм» понимается как :

в) полное или частичное отрицание принципиальной воз­можности познания;

11. Выс­шая ступень логического понимания; теоретическое, рефлексирующее, философски мыслящее сознание, оперирующее ши­рокими обобщениями и ориентированное на наиболее полное и глубокое знание истины – это:

12. В решении вопроса о познаваемости мира существуют такие позиции (укажите все правильные варианты):

а) агностицизм; в) скептицизм; г) гносеологический оптимизм;

13. Учение, утверждающее об ограниченных возможностях человека в познании мира, называется:

б) скептицизм;

14. Какое из понятий лишнее в данном перечне?

г) антропоцентризм.

15. Уровни научного познания (укажите все варианты):

а) эмпирический; в) теоретический;

16. Определенный этап познавательного процесса, на котором информация об объекте, полученная в ощущениях и восприятиях, сохраняясь в сознании, воспроизводится позже без прямого воздействия объекта на субъект - это:

в) представление;

17. К основным формам живого созерцания (в теории познания как отражения) не относится:

18. Эти формы познания не относятся к теоретическому познанию:

б) представление; д) восприятие.

19. Вид познания, вплетенный в ткань жизнедеятельно­сти субъекта, но не обладающий доказательной силой, назы­вается:

в) обыденным;

20. Практика по своим функциям в процессе познания не является:

г) успешной заменой теоретических исследований и науч­ного творчества.

21. Поскольку истина не зависит от познающего субъ­екта, она:

б) объективна;

22. Понятие, противоположное по смыслу «истине» в гносеологии:

б) заблуждение;

23. Совокупность подходов, приемов, способов решения различных практических и познавательных проблем - это:

а) методика;

24. К какой форме научного познания относится концепция инопланетного происхождения жизни на Земле?

а) гипотеза;

25. Наука как специфический тип духовного производ­ства и социальный институт возникла в эпоху:

г) Нового времени;

26. Стурктурными компонентами теоретического научного познания являются (укажите все правильные варианты):

а) проблема; г) гипотеза; д) теория.

27. Учение, утверждающее, что критерием истины является признание в научном сообществе, называется:

а) конвенционализм;

28. В западноевропейской философии рационализм пре­имущественно развивался на основе метода:

в) дедукции;

29. В теории познания исключающие друг друга, но одинаково доказуемые понятия, носят название:

г) антиномий;

30. Какое из определений рациональности рассматривается в философии в качестве основного?

г) способность разума к целостному охвату природы, общества и собственной субъективности.

31. К эмпирическим методам познания относятся (укажите все правильные ответы):

б) наблюдение;

в) эксперимент;

г) измерение;

32. К теоретическим методам познания относятся (укажите все правильные ответы):

а) анализ; в) идеализация; д) моделирование.

33. При использовании этого метода происходит замена отдельных свойств изучаемого объекта символами или знаками:

в) идеализации;

34. Научные знания отличаются от других знаний (укажите все правильные ответы):

а) точностью; б) обоснованностью; в) большой предсказательной способностью;

35. В концепции Т. Куна парадигма трактуется как:

д) совокупность предпосылок, признанных на данном этапе и определяющих конкретное научное исследование.

36. В этой научной картине мира используются такие общенаучные понятия как неустойчивость, неравновесность, нелинейность, необратимость:

в) неклассическая;

37. Науке присущи такие основные функции, как (укажите все правильные ответы):

а) мировоззренческая; б) методологическая; д) предсказательная.

38. На самых ранних этапах человеческой истории важ­ную роль играли такие формы познания, как:

б) обыденно-практическое; в) игровое; д) мифологическое.

39. К основным концепциям истины относят:

а) конвенциональную; б) прагматическую; г) соответствия;

40. Понятие «практика» в философии может быть обо­значено такими терминами (укажите наиболее правильный ответ):

в) опыт в целом;

41. Установите последовательность возникновения гносеологических установок:

б) «Я знаю, что ничего не знаю»; а) «Я верю, чтобы знать»; в) «Я мыслю, следовательно я существую»; г) «Мы живем внутри языка».

42. Установите соотвествие философских школ по отношению к пониманию ими значимости науки:

а) сциентистские направления 4) неопозитивизм; 5) неокантианство. б) антисциентистские направления 2) экзистенциализм; 1) неотомизм; 3) «философия жизни»;

43. Соотнесите термин с определением:

1. Абсолютная истина в) Истина, которая тождественна своему предмету, прошедшая многолетнюю проверку. 2. Относительная истина б) Неполное знание о предмете (сложноорганизованной естественной системе); 3. Истина как откровение а) Знание, проникающее и охватывающее бесконечную духовную первооснову вселен­ной;

44. Какое определение истины соответствует исторической эпохе?

а) Античность 2. Истина - это проявление идеи (Платон) или сущно­сти (Аристотель); б) Средние века 3. Бог, вот что является истиной; в) Новое время 1. Истина - это соответствие чувств и идей фактам; г) XX в. 4. Истина - это открывающаяся сущность вещи (гер­меневтика).

45. Определите какому периоду времени присущи те или иные исторические формы науки:

а) романтический; 2) XVв. б) классический; 1) XVII в. в) неклассический; 4) XX в. г) постнеклассический. 3) XXI в.

46. Какому уровню научного исследования соответствует следующая цель?

а) Эмпирический 2. Сопоставить с фактами теорию, проверить степень ее эффективности; 3. Добыть новые экспериментальные факты; б) Теоретический 1. Придумать новую теорию, которая была бы эф­фективней старой; 4. Провести теоретическую интерпретацию экспери­ментальных фактов.

47. Установите соответствие определения тому или иному философскому направлению:

а) мы не можем до конца познать мир, потому что наши чувства и разум несовершенны; 1) скептицизм; б) наука является лишь описанием потока наших восприятий и.. 2) агностицизм; в) предметы существуют лишь постольку, поскольку они воспринимаются; 4) солипсизм. г) философия должна быть методом решения проблем, которые встают перед..3) прагматизм;

48. Установите соответствие критерия истины тому или иному философскому направлению:

а) непротиворечивое суждение в согласии с научным сообществом; 3) конвенционализм. б) верифицируемость; 1) неопозитивизм; в) практика. 2) диалектический материализм;

(15 вопрос) 12. Сущность и природа человека

1. Индивид в философии понимается, как:

б) родовое понятие, т.е. выражающее общие черты, при­сущие человеческому роду;

2. Личность в философии понимается, как:

в) устойчивая система социально-значимых черт, характе­ристика человека как члена общества;

3. При употреблении понятия «личность» подразумевают такие качества, как:

в) приобретенные каждым человеком духовные, социальные качества;

4. Неповторимое своеобразие отдельного человека (внешность, характер, привычки, особенности и т.д.), в про­тивоположность типовым чертам, - это:

в) личность;

5. Специфика философской антропологии заключается в то, что она;

в) пытается определить сущность человека, человеческое в человеке;

6. Термин «антропогенез» означает:

а) процесс историко-эволюционного формирования физического типа человека;

7. Термин «филогенез» означает:

а) процесс развития человека от первобытности до современности;

8. Термин «онтогенез» означает:

д) процесс развития человека от момента рождения до смерти.

9. Средневековые философы утверждали, что человек:

б) создан по образу и подобию Божьему;

10. Это качество в человеке считалось самым главным в философии Нового времени:

в) разумность, рациональность;

11. Биологизаторские концепции утверждают, что:

б) жизнь человека определена его генотипом;

в) целенаправленное воздействие субъекта на объект (где частным случаем объекта может быть другой субъект);

13. Процесс социализации означает:

в) усвоение и использование человеком социокультурного опыта;

14. Термин «культура» означает (подберите наиболее правильный ответ):

в) культура – это сплав способов деятельности и результатов этой деятельности в виде совокупности созданных материальных и духовных ценностей;

15. С точки зрения гедонизма, смысл жизни состоит в том, что:

в) жизнь - это наслаждения, желательно, как можно бо­лее разнообразные, здесь и сейчас;

16. Предметом этики является:

в) мораль;

17. Ответственность человека за свои поступки воз­можна только при наличии:

а) выбора;

18. Дополните недостающие парные этические категории:

б) свобода – ответственность г) права – обязанности

19. Раздел философии, изучающий мораль и специфические явления общественной жизни:

20. Аксиология - это учение о:

а) о ценностях, об их происхождении и сущности;

21. Требование ненасилия означает в первую очередь отказ от:

а) навязывания другим своего мнения;

в) Цицерон;

24. Научные открытия, способствовавшие разрушению антропоцентрической картины мира:

б) создание гелиоцентрической системы мира;

(16 вопрос) 13. Общество и история

1. Эта философская позиция утверждает, что общественная жизнь является ареной борьбы за существование:

б) социал-дарвинизм;

2. Наиболее закрытой социальной группой является:

3. Понятие класса является ключевым в философии:

в) Маркса;

4. Концепция, утверждающая, что государство возникает в результате разделения труда в обществе,

носит название:

б) социал-экономической;

5. Теория единой глобальной цивилизации была сформулирована:

г) Моисеевым.

6. Ф. Фукуяма в своей философии провозгласил:

Вариант № 3041198

При выполнении заданий с кратким ответом впишите в поле для ответа цифру, которая соответствует номеру правильного ответа, или число, слово, последовательность букв (слов) или цифр. Ответ следует записывать без пробелов и каких-либо дополнительных символов. Дробную часть отделяйте от целой десятичной запятой. Единицы измерений писать не нужно. Ответами к заданиям 1-20 являются цифра, или последовательность цифр, или слово (словосочетание). Записывайте ответы без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Выполняя задание 29, вы можете проявить свои знания и умения на том содержании, которое для вас более привлекательно. С этой целью выберите только одно из предложенных высказываний (29.1-29.5).


Если вариант задан учителем, вы можете вписать или загрузить в систему ответы к заданиям с развернутым ответом. Учитель увидит результаты выполнения заданий с кратким ответом и сможет оценить загруженные ответы к заданиям с развернутым ответом. Выставленные учителем баллы отобразятся в вашей статистике.


Версия для печати и копирования в MS Word

Запишите слово, про­пу­щен­ное в таблице.

ХАРАКТЕРИСТИКА ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Ответ:

В приведённом ниже ряду найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных представленных понятий. Запишите это слово.

Акция, облигация, вексель, ценная бумага, чек.

Ответ:

Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к политическим институтам.

2) парламентаризм

3) собственность

6) университет

Найдите два термина, «выпадающих» из об­ще­го ряда, и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

Ответ:

Выберите верные суждения о формационном подходе к изучению общества и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Формационный подход к изучению общества был наиболее полно сформулирован К. Марксом и Ф. Энгельсом.

2) В рамках формационного подхода ведущая роль в развитии общества отводится идеологическим и культурным фактором.

3) Формационный подход описывает развитие общества как движение от более низкой к более высокой ступени.

4) Формационный подход предполагает всеобщий характер законов общественного развития.

5) Формационный подход делает акцент на уникальности и многообразии различных географических и исторических форм общества.

Ответ:

Установите соответствие между религиями и их типами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А Б В Г Д

Ответ:

В стране Z создан Центр изучения глобальных экологических проблем. Какие проблемы могут стать объектом изучения в данном центре? Запишите цифры, под которыми они указаны. Цифры ука­жи­те в по­ряд­ке возрастания.

1) проблема «Север-Юг»

2) потепление климата

3) повышение уровня Мирового океана

4) распространение вируса СПИДа

5) озоновые дыры

6) глобальное перенаселение

Ответ:

Выберите верные суждения об экономических кризисах и запишите цифры, под которыми они указаны. Цифры ука­жи­те в по­ряд­ке возрастания.

1) Экономический кризис является неотъемлемой частью экономического цикла.

2) Экономические кризисы характерны для всех типов экономик.

3) Экономический кризис характеризуется резким падением объёмов производства.

4) Экономический кризис характеризуется ростом безработицы и падением реальных доходов населения.

5) Экономический кризис всегда характеризуется высокой инфляцией.

Ответ:

Установите соответствие между объектами изучения экономической науки и её разделами.

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

А Б В Г Д

Ответ:

В стране Т преобладает интенсивный путь развития экономики. Какие факторы из перечисленных ниже указывают на это? Цифры ука­жи­те в по­ряд­ке возрастания.

1) рост производительности труда

2) низкая инфляция

3) рост занятости

4) рост сбережений населения

5) увеличение доли высокотехнологичных товаров в экспорте

6) распространение ресурсосберегающих технологий

Ответ:

Ответ:

Выберите верные суждения о моральных нормах и запишите цифры, под которыми они указаны. Цифры ука­жи­те в по­ряд­ке возрастания.

1) В основе моральных норм лежат общественные представления о добре и зле.

2) Нормы морали складываются постепенно в процессе развития общества.

3) Нормы морали формализуются в нормативно-правовых актах.

4) Нормы морали различаются в разных социальных группах.

5) Соблюдение моральных норм обеспечивается силой государственного принуждения.

Ответ:

Среди разных возрастных категорий населения страны Z был проведён социологический опрос на тему: «Каким социальным институтам Вы доверяете больше всего?» Его результаты отражены на диаграмме.

Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны. Цифры ука­жи­те в по­ряд­ке возрастания.

1) Во всех возрастных группах школа пользуется наименьшим доверием.

2) Больше всего доверяют церкви представители старшей возрастной группы.

3) Уровень доверия к школе в средней возрастной группе выше, чем в других группах.

4) Семья пользуется наибольшим доверием во всех возрастных группах.

5) Уровень доверия к школе и церкви во всех возрастных группах примерно одинаков.

Ответ:

Выберите верные суждения о президентской республике и запишите цифры, под которыми они указаны. Цифры ука­жи­те в по­ряд­ке возрастания.

1) Президент избирается парламентом.

2) Президент возглавляет исполнительную ветвь государственной власти.

3) Правительство несёт ответственность как перед президентом, так и перед парламентом.

4) Президент не имеет права вето в отношении законов, принятых парламентом.

5) Президент не обладает правом роспуска парламента.

Ответ:

Установите соответствие между полномочиями и органами государственной власти Российской Федерации: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

А Б В Г Д

Ответ:

Партия N выступает за сохранение существующей политической системы и экономического уклада. Какие ещё положения программы партии N свидетельствуют о том, что она придерживается консервативной идеологии? Запишите цифры, под которыми они указаны. Цифры ука­жи­те в по­ряд­ке возрастания.

1) активная внешняя политика

2) защита традиционных религиозных и национальных ценностей

3) снижение налогов на крупный бизнес

4) поддержка развития науки и образования

5) естественный характер социального неравенства

6) обеспечение прав и свобод человека и гражданина

Ответ:

Какие обязанности установлены для граждан Конституцией Российской Федерации? Запишите цифры, под которыми они указаны. Цифры укажите в порядке возрастания.

1) платить законно установленные налоги и сборы

2) трудиться на благо общества

3) получать среднее общее образование

4) сохранять природу и окружающую среду

5) защищать Отечество

Ответ:

Выберите верные суждения о дисциплинарной ответственности и запишите цифры, под которыми они указаны. Цифры ука­жи­те в по­ряд­ке возрастания.

1) Дисциплинарная ответственность возникает в случае нарушения работником трудовой дисциплины.

2) Совершение работником дисциплинарного проступка всегда влечёт за собой применение к нему мер дисциплинарной ответственности.

3) Наложение дисциплинарного взыскания всегда оформляется письменным приказом работодателя.

4) Работодатель может применять к работнику любые меры дисциплинарной ответственности, не запрещённые законом.

5) Работник может оспорить наложенное на него дисциплинарное взыскание.

Ответ:

Установите соответствие между юридическими фактами и их видами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

А Б В Г Д

Ответ:

В отношении Михаила Романова возбуждено уголовное дело по обвинению в причинении тяжкого вреда здоровью. При каких условиях Михаил НЕ подлежит уголовной ответственности? Запишите цифры, под которыми указаны соответствующие условия. Цифры ука­жи­те в по­ряд­ке возрастания.

1) Вред причинён в состоянии аффекта.

2) Вред причинён в состоянии необходимой обороны.

3) Вред причинён в состоянии крайней необходимости.

4) вред причинён в состоянии алкогольного опьянения

5) Вред причинён в состоянии невменяемости.

6) Вред причинён в силу стечения тяжёлых жизненных обстоятельств.

Ответ:

Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов.

Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

Социальное ____________(А) характеризует различия в положении по отношению друг к другу людей и их объединений. Оно существовало в обществе на разных ступенях его развития, но для каждого периода были и определённые, присущие именно данной эпохе черты и признаки. Люди в обществе, как мы знаем из истории, не были равны по своему положению, всегда существовало разделение на богатых и бедных, уважаемых

и презираемых, достигших успеха и неудачников.

Для древнего и средневекового общества было характерно деление на ______________(Б), то есть группы людей, обладающих определёнными правами и _____________(В), передающимися по наследству. Некоторые из таких групп имели _____________(Г) - особые права, возвышающие этих людей и позволяющие им жить за счёт других. Примером может служить дворянство в Российской империи. И, напротив, подавляющее большинство людей в стране были лишены даже элементарных человеческих прав. Крепостные крестьяне являлись собственностью помещиков, их можно было продавать и покупать, причём даже детей отдельно от родителей.

С началом промышленной революции структура общества изменилась, основными социальными группами становятся ___________(Д). Новое деление осуществляется, прежде всего, по месту людей в экономической системе, по отношению к _______________(Е), по размеру получаемых ими доходов. Такая социальная принадлежность не передаётся по наследству, социальная мобильность никак не регламентируется, многое зависит от самого человека.

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.

Список терминов:

В дан­ной ниже таб­ли­це при­ве­де­ны буквы, обо­зна­ча­ю­щие про­пу­щен­ные слова. За­пи­ши­те в таб­ли­цу под каж­дой бук­вой номер вы­бран­но­го Вами слова.

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

А Б В Г Д Е

Ответ:


(К. С. Гаджиев )

Какие три цели государственного суверенитета указаны автором? Привлекая обществоведческие знания, факты общественной жизни, назовите ещё одну цель государственного суверенитета, не указанную в тексте.


Прочитайте текст и выполните задания 21-24.

Современное государство немыслимо без идеи суверенитета...

Трудно установить источник суверенитета государства. Но тем не менее это реальный феномен. На данной территории нет власти выше государственной. Она суверенна над всеми другими властями на данной территории. Как отмечал П. И. Новгородцев, верховная власть едина и неделима в том смысле, что она ни при каких обстоятельствах «не может допускать другой власти, стоящей над нею и рядом с нею».

Государство как субъект права защищает общество, государственное образование, неделимость единой территории, наконец - коллективность... С этой точки зрения универсальность суверенитета состоит в том, что власть государства стоит над всеми другими конкретными формами и проявлениями власти на этой территории. Поэтому естественно, что государственный суверенитет включает такие основополагающие принципы, как единство и неделимость территории, неприкосновенность территориальных границ и невмешательство во внутренние дела. Если какое бы то ни было иностранное государство или внешняя сила нарушают границы данного государства или заставляют его принять то или иное решение, не отвечающее национальным интересам его народа, то можно говорить о нарушении его суверенитета. А это явный признак слабости данного государства и его неспособности обеспечить собственный суверенитет и национально-государственные интересы.

Суверенитет призван обеспечить... сохранение правовой и властной систем. Он обеспечивает критерии различения государства от догосударственного состояния, государственного права - от примитивного права и т. д. Государство, писал французский правовед XIX в. А. Эсмен, «есть субъект и опора публичной власти». Эта власть, существенно не признающая над собой высшей или конкурирующей власти в отношениях, которыми она управляет, называется суверенитетом. Она обладает двумя сторонами: внутренним суверенитетом, или правом повелевать всеми гражданами, составляющими нацию, и даже всеми, кто обитает на национальной территории, и внешним суверенитетом, призванным обеспечить территориальную целостность и невмешательство во внутренние дела со стороны внешних сил...

Другим важным инструментом и атрибутом государства, обеспечивающим его универсальность, является закон. В определённом смысле закон есть выражение суверенитета. Закон обладает формой всеобщности в том смысле, что его правомерность и авторитет должны признать все, и, соответственно, все должны ему подчиняться.

(К. С. Гаджиев )

Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

Какие три принципа суверенитета называет автор? Используя факты общественной жизни и личный социальный опыт, приведите пример того, как каждый из названных принципов реализуется в деятельности государства.


Прочитайте текст и выполните задания 21-24.

Современное государство немыслимо без идеи суверенитета...

Трудно установить источник суверенитета государства. Но тем не менее это реальный феномен. На данной территории нет власти выше государственной. Она суверенна над всеми другими властями на данной территории. Как отмечал П. И. Новгородцев, верховная власть едина и неделима в том смысле, что она ни при каких обстоятельствах «не может допускать другой власти, стоящей над нею и рядом с нею».

Государство как субъект права защищает общество, государственное образование, неделимость единой территории, наконец - коллективность... С этой точки зрения универсальность суверенитета состоит в том, что власть государства стоит над всеми другими конкретными формами и проявлениями власти на этой территории. Поэтому естественно, что государственный суверенитет включает такие основополагающие принципы, как единство и неделимость территории, неприкосновенность территориальных границ и невмешательство во внутренние дела. Если какое бы то ни было иностранное государство или внешняя сила нарушают границы данного государства или заставляют его принять то или иное решение, не отвечающее национальным интересам его народа, то можно говорить о нарушении его суверенитета. А это явный признак слабости данного государства и его неспособности обеспечить собственный суверенитет и национально-государственные интересы.

Суверенитет призван обеспечить... сохранение правовой и властной систем. Он обеспечивает критерии различения государства от догосударственного состояния, государственного права - от примитивного права и т. д. Государство, писал французский правовед XIX в. А. Эсмен, «есть субъект и опора публичной власти». Эта власть, существенно не признающая над собой высшей или конкурирующей власти в отношениях, которыми она управляет, называется суверенитетом. Она обладает двумя сторонами: внутренним суверенитетом, или правом повелевать всеми гражданами, составляющими нацию, и даже всеми, кто обитает на национальной территории, и внешним суверенитетом, призванным обеспечить территориальную целостность и невмешательство во внутренние дела со стороны внешних сил...

Другим важным инструментом и атрибутом государства, обеспечивающим его универсальность, является закон. В определённом смысле закон есть выражение суверенитета. Закон обладает формой всеобщности в том смысле, что его правомерность и авторитет должны признать все, и, соответственно, все должны ему подчиняться.

(К. С. Гаджиев )

Государство как субъект права защищает общество, государственное образование, неделимость единой территории, наконец - коллективность... С этой точки зрения универсальность суверенитета состоит в том, что власть государства стоит над всеми другими конкретными формами и проявлениями власти на этой территории. Поэтому естественно, что государственный суверенитет включает такие основополагающие принципы, как единство и неделимость территории, неприкосновенность территориальных границ и невмешательство во внутренние дела. Если какое бы то ни было иностранное государство или внешняя сила нарушают границы данного государства или заставляют его принять то или иное решение, не отвечающее национальным интересам его народа, то можно говорить о нарушении его суверенитета. А это явный признак слабости данного государства и его неспособности обеспечить собственный суверенитет и национально-государственные интересы.

Суверенитет призван обеспечить... сохранение правовой и властной систем. Он обеспечивает критерии различения государства от догосударственного состояния, государственного права - от примитивного права и т. д. Государство, писал французский правовед XIX в. А. Эсмен, «есть субъект и опора публичной власти». Эта власть, существенно не признающая над собой высшей или конкурирующей власти в отношениях, которыми она управляет, называется суверенитетом. Она обладает двумя сторонами: внутренним суверенитетом, или правом повелевать всеми гражданами, составляющими нацию, и даже всеми, кто обитает на национальной территории, и внешним суверенитетом, призванным обеспечить территориальную целостность и невмешательство во внутренние дела со стороны внешних сил...

Другим важным инструментом и атрибутом государства, обеспечивающим его универсальность, является закон. В определённом смысле закон есть выражение суверенитета. Закон обладает формой всеобщности в том смысле, что его правомерность и авторитет должны признать все, и, соответственно, все должны ему подчиняться.

Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

Выберите одно из предложенных ниже высказываний и на его основе напишите мини-сочинение.

Обозначьте по своему усмотрению одну или несколько основных идей затронутой автором темы и раскройте её (их). При раскрытии обозначенной(-ых) Вами основной(-ых) идеи(-й) в рассуждениях и выводах используйте обществоведческие знания (соответствующие понятия, теоретические положения), иллюстрируя их фактами и примерами из общественной жизни и личного социального опыта, примерами из других учебных предметов.

Для иллюстрации сформулированных Вами теоретических положений, рассуждений и выводов приведите не менее двух фактов/примеров из различных источников. Каждый приводимый факт/пример должен быть сформулирован развёрнуто и явно связан с иллюстрируемым положением, рассуждением, выводом.

29.1 Философия: «Те сомнения, которые не разрешает теория, разрешит тебе практика». (Л. Фейербах)

29.2 Экономика: «Конкуренция - это централизованное планирование, осуществляемое множеством самостоятельных индивидов». (Ф. Хайек)

29.3 Социология, со­ци­аль­ная психология: «Личностью не родятся, личностью становятся». (А. Н. Леонтьев)

29.4 Политология: «Мораль без политики бесполезна. Политика без морали бесславна». (А. П. Сумароков)

29.5 Правоведение: «На суде исследуется не только то, что добыто на предварительном следствии, но и как оно добыто». (А. Ф. Кони)

Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

Завершить тестирование, свериться с ответами, увидеть решения.



Новое на сайте

>

Самое популярное