Вечные истины
Вечная истина - термин, означающий неопровержимость истин в процессе развития познания. В этом отношении Вечная истина аналогична абсолютной истине.
В процессе познания человек имеет дело преимущественно с относительными истинами , содержащими в себе лишь части (аспекты) абсолютных истин. Метафизика и догматизм , рассматривая истину не зависящей от условии, переоценивают роль абсолютного момента в истине. Такая переоценка является гносеологической основой для возведения истин в ранг вечных, неопровержимых.
Религия , как выражение крайнего догматизма, рассматривает все свои постулаты в качестве неопровержимых «Вечных истин».
абсолют-это знание. нет ничего вечного и бесконечного всё постоянно изменяется в этом суть.
Wikimedia Foundation . 2010 .
Смотреть что такое "Вечные истины" в других словарях:
Декарт Рене - Декарт основатель современной философии Альфред Н. Уайтхед писал, что история современной философии это история развития картезианства в двух аспектах: идеалистическом и механистическом, res cogitans (мышления) и res extensa (… …
- (позднелат. ex(s)istentia, от лат. ex(s)isto существую) филос. категория, выражающая одно из фундаментальных свойств бытия. Во многих учениях С. является синонимом бытия. Впервые термин «С.» появился в схоластической философии в паре… … Философская энциклопедия
ДЕКАРТ - [франц. Descartes; латиниз. Картезий; Cartesius] Рене (31.03.1596, Лаэ (совр. Декарт, деп. Эндр и Луара, Франция) 11.02.1650, Стокгольм), франц. философ, физик и математик, один из родоначальников новоевроп. философии и экспериментально… … Православная энциклопедия
ИУСТИН - Прп. Иустин (Попович). Фотография. 60 е гг. ХХ в. Прп. Иустин (Попович). Фотография. 60 е гг. ХХ в. [серб., Jустин] (Новый, Челийский) (Попович Благое; 25.03.1894, г. Вране 7.04.1979, мон рь Челие близ г. Валево), прп. (пам. 1 июня), архим., серб … Православная энциклопедия
ЗЛО - [греч. ἡ κακία, τὸ κακόν, πονηρός, τὸ αἰσχρόν, τὸ φαῦλον; лат. malum], характеристика падшего мира, связанная со способностью разумных существ, одаренных свободой воли, уклоняться от Бога; онтологическая и моральная категория, противоположность… … Православная энциклопедия
ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ - (от лат. Existentia существование) философское течение в рус. мысли, возникшее в рамках т. наз. духовного ренессанса 1 й четверти XX в. или нового религиозного сознания. Его виднейшие представители Бердяев и Л. Шестов, выразившие… … Русская философия: словарь
Экзистенциализм - (от лат. existentia существование) философское течение в рус. мысли, возникшее в рамках т. наз. духовного ренессанса 1 й четверти XX в. или «нового религиозного сознания». Его виднейшие представители Бердяев и Л. Шестов, выразившие… … Русская Философия. Энциклопедия
- (Cohen) Герман (1842 1918) немецкий философ, основатель и виднейший представитель марбургской школы неокантианства. Основные работы: ‘Теория опыта Канта’ (1885), ‘Обоснование Кантом этики’ (1877), ‘Обоснование Кантом эстетики’ (1889), ‘Логика… … История Философии: Энциклопедия
Лейбниц Готфрид Вильгельм - Жизнь и сочинения Лейбница Готфрид Вильгельм Лейбниц родился в 1646 г. в Лейпциге в семье, имевшей славянские корни (первоначально их фамилия звучала как Любениц). Одаренный выдающимся умом, необыкновенными способностями и трудолюбием, юноша… … Западная философия от истоков до наших дней
- (Descartes) Рене (латинизир. имя Картезий; Renatus Cartesius) (1596 1650) фр. философ и ученый, один из основателей философии и науки Нового времени. Основные философско методологические соч.: «Рассуждение о методе» (1637), «Размышления о первой… … Философская энциклопедия
Книги
- Вечные истины , Гордышевский С.М.. Необычные басни, рожденные из пословиц, как бабочка из куколки-кокона, неожиданно раскрывают новые грани тысячелетней народной мудрости, накопившей нравственные правила, нужные сегодня людям…
- Вечные истины. Стихотворения , Ефетов Константин Александрович. В новую книгу Константина Ефетова вошли четверостишия и двустишия, созданные в результате переосмысления мудрых изречений тюркских народов: азербайджанцев, крымских караимов, крымских татар,…
Многие люди, независимо от их происхождения, образования, религиозной принадлежности и рода деятельности, оценивают те или иные суждения по степени их соответствия истине. И, казалось бы, получают вполне стройную картину мира. Но, как только они же начинают задаваться вопросом о том, что такое истина, все, как правило, начинают вязнуть в дебрях понятий и погрязают в спорах. Внезапно оказывается, что правд-то много, и некоторые могут даже противоречить друг другу. И становится совсем непонятно, что такое истина вообще и на чьей она стороне. Попробуем в этом разобраться.
Истина - это соответствие какого-либо суждения действительности. Любое высказывание или мысль либо правдивы, либо ложны изначально, вне зависимости от знаний человека по данному поводу. Разные эпохи выдвигали свои
Так, во времена Средневековья она определялась степенью соответствия христианскому учению, а при господстве материалистов - мира. В настоящий момент рамки ответа на вопрос, что такое истина, стали намного шире. Она стала делиться на группы, ввелись новые понятия.
- это объективное воспроизведение реальной действительности. Она существует вне нашего сознания. То есть, к примеру, утверждение "солнце светит" будет абсолютной истиной, так как оно действительно светит, этот факт не зависит от человеческого восприятия. Казалось бы, все понятно. Но некоторые ученые утверждают, что абсолютной истины не существует в принципе. Это суждение базируется на том факте, что человек познает весь окружающий его мир через восприятие, а оно субъективно и не может быть подлинным отражением действительности. Но, существует ли абсолютная истина, - вопрос отдельный. Сейчас важно то, что предназначено для удобства ее оценки и классификации. Один из основных непротиворечия, сообщает, что два взаимоотрицающих друг друга суждения не могут быть одновременно истинны или одновременно ложны.
То есть, одно из них обязательно будет верным, а другое - нет. Этот закон можно использовать для проверки "абсолютности" истины. Если суждение не может сосуществовать с противоположным ему - значит оно абсолютно.
Верное, но неполное или одностороннее суждение о предмете. К примеру, утверждение "женщины носят платья". Оно является истиной, некоторые из них действительно носят платья. Но с тем же успехом можно сказать и наоборот. "Женщины не носят платья" - это тоже будет истиной. Ведь есть и такие дамы, которые их не носят. В этом случае оба утверждения нельзя считать абсолютными.
Само введение термина "относительная истина" стало признанием человечества неполноты знаний о мире и ограниченности своих суждений. Это также связано с ослаблением авторитета религиозных учений и появлением множества философов, отрицающих саму возможность объективного восприятия реальности. "Ничто не истина, и все дозволено" - суждение, наиболее ярко иллюстрирующие направление критической мысли.
Очевидно, что понятие истины до сих пор несовершенно. Оно продолжает свое формирование в связи со сменой философских направлений. Поэтому можно с уверенностью сказать, что вопрос, что такое истина, будет волновать еще не одно поколение.
Когда-то, несколько лет назад, 28 января 2013 года, на этом сайте появился первый пост. Он там есть и сейчас. «Правда – всего лишь одна из разновидностей лжи…» Это был первый пост, проба пера, который провисел в гордом одиночестве годика два, пока жизнь не пришла в это унылое обиталище духа😊
Ряд событий последних дней заставил меня снова подумать о том, что такое истина, собрать мысли в кучку и сопоставить идеи многих философов и религий. И, пока не расплескал, спешу записать для вас краткую информацию с выводами. Конечно, я мог бы прицепить к этой статье список литературы на полсотни источников, начиная со времён Аристотеля, или развернуть доказательства каждого утверждения страниц на 500 в общей сложности. Но у меня нет времени это всё писать, а у вас – читать. Поэтому исхитрюсь изложить всё на одной страничке.
Итак, есть две противоположные точки зрения:
«Истина существует, и целью науки является ее поиск»
«Истины не существует, существует лишь множество суждений»
Что правильно? Ни то, ни другое.
А вот и правильный ответ:
Истина существует, как наше суждение, полно отражающее весь существующий мир. Слово «полно» здесь означает, что мы учли все факты и отразили их в своём представлении о мире.
Можно ли представить такое – что мы учли все факты при выработке своего суждения?
Не очевидно, но такого не бывает. По многим причинам. Знания и факты, которыми мы оперируем, всегда ограничены и искажены. Мы видим, что за окном пробежал заяц. Казалось бы, истина. Но давайте сначала удостоверимся, что он вам не померещился – что это не белочка с вчерашнего корпоративчика в гости пришла😊 А даже если не она, и не померещилась, то многие ли из нас отличат зайца от кролика? Вот и получается, что зайчик наш или белочка – всего лишь наше суждение, а не истина. А истина может быть, в том, что это кошка с соседней улицы, к примеру. Но мы сослепу и в сумерках об этом не знаем.
Или мы уверены, что 1+1=2. Ну в крайнем случае, три. Ну очень редко, бывает 4😊 Но если вы знаете двоичную систему счисления, то уравнение 1+1=10 вас совсем не удивит. Но вы её не знаете, и 1+1=2 для вас – истина, а 1+1=10 – ложь.
Это пример того, как объём доступных знаний влияет на точку зрения. По мере получение нами новых знаний, мы начинаем понимать, что вчерашняя истина есть всего лишь точка зрения, которая была истиной только в условиях ограниченной и искажённой информации.
Мы никогда не владеем полным объёмом информации. Многовековая практика человечества и истории науки показывает, что всегда остается огромное количество информации, которую мы не имеем или имеем, но не учитываем, а она может в корне изменить нашу точку зрения, суждение, теорию. И неизбежно наступает момент, когда меняет, и появляются новые теории, и опять люди вешают себе медальки и уверены, что нашли истину. Пока не получат новую информацию. А условная «истина» возникает как ересь и умирает, как предрассудок. Процесс, подозреваю бесконечный.
«Я учился всю жизнь и в результате понял только одно — что ничего не знаю» — примерно в этом духе выразился Сократ (да и эта информация тоже не является истиной, эту фразу приписывают многим). Чем больше знаний мы имеем, тем больше становится граница соприкосновения с неизведанным.
Да, чисто теоретически, если мы получим всю, абсолютно всё информацию, мы со временем придем абсолютной истине. Однако абсолютно вся информация получена быть не может, и следовательно, истина недостижима, непознаваема. А если она существует, но непознаваема, не равносильно ли это тому, что её нет?
Вот и получается, что «любая правда – всего лишь один из вариантов лжи».
А истина – да, мы двигаемся к ней, с каждым новым открытием. И становимся от неё всё дальше, потому что расширяются горизонты неизведанного.
Интересно, как эта проблема решается в юриспруденции, ведь суду надо решить — является ли человек виновным в преступлении, то есть установить истину. И здесь человечество придумало такой приём, как разделение доказательств преступления на прямые и косвенные.
Прямые доказательства не требуют додумывания и предположений, это «объекивная реальность, данная нам в ощущении» (см. исторический материализм), то есть это то, что мы воспринимаем нашими органами чувств — глазами, ушами. Видел сам, слышал сам — считается прямом доказательством (если свидетель не врёт). Прямые доказательства суд считает истиной.
А косвенными называются доказательства, которые требуют строить какие-то предположения. А значит, не исключена ошибка этих предположений, и особо верить им не надо. Поэтому исключительно на косвенных доказательствах установить «истину» сложнее. На практике, косвенных доказательств должно быть столько, чтобы, по мнению суда, они в совокупности исключали любое другое толкование, кроме как вину подсудимого. Вот, оказывается, на такие ухищрения идёт человеческий разум в имитации понятия «истины».
Вопрос о том, существует ли истина, выступал в истории философии как проблема. Уже Аристотель приводит сложившиеся в его время различные позиции в решении этого важного вопроса.
Одни философы утверждали, что истины не существует вообще и в этом смысле ничто не истинно. Обоснование: истина есть то, чему присуще прочное бытие, в действительности же ничто не существует как нечто прочное, неизменное. Следовательно, все ложно, все существующее лишено реальности.
Другие полагали, что все, что существует, существует как истинное, поскольку истина есть то, чему присуще бытие. Следовательно, все существующее истинно.
Здесь следует иметь в виду, что истина не тождественна самому бытию вещей. Она есть свойство знания. Само же знание - результат размышления. Совпадение (тождество) содержания мысли (идеи, понятия, суждения) и содержания предмета есть истина. Таким образом, в самом общем и простом понимании истина - это соответствие (адекватность, тождество) знания о предмете самому предмету.
В вопросе о том, что такое истина, разграничивают две стороны.
1. Существует ли объективная истина, т.е. может ли в человеческих представлениях быть такое содержание, соответствие которого объекту не зависит от субъекта? Последовательный материализм на этот вопрос отвечает положительно.
2. Могут ли человеческие представления, выражающие объективную истину, выражать ее сразу, целиком, безусловно, абсолютно или же только приблизительно, условно, относительно? Этот вопрос есть вопрос о соотношении истины абсолютной и относительной. Современный материализм признает существование абсолютной и относительной истины.
С точки зрения современного (диалектического) материализма истина существует , она единосущна , т.е. – объективна, абсолютна и относительна.
Критерии истины
В истории развития философской мысли вопрос о критерии истины решался по-разному. Выдвигались различные критерии истины:
чувственное восприятие;
ясность и отчетливость представления;
внутренняя согласованность и непротиворечивость знания;
простота (экономность);
ценность;
полезность;
общезначимость и общепризнанность;
практика (материальная чувственно-предметная деятельность, эксперимент в науке) .
Современный материализм (диалектический материализм) рассматривает практику как основу познания и объективный критерий истинности знания, поскольку она обладает не только достоинством всеобщности, но и непосредственной действительности. В естественных науках аналогичным практике критерием считается эксперимент (или экспериментальная деятельность).
Абсолютность практики как критерия истины заключается в том, что помимо практики не существует никакого другого окончательного критерия истинности.
Относительность практики как критерия истинности состоит в том, что: 1) посредством отдельного единичного акта практического испытания и проверки нельзя доказать полностью, раз и навсегда (окончательно) истинность или неистинность какой-либо теории, научного положения, представления, идеи; 2) всякий данный единичный результат практической проверки, доказательства и опровержения может быть понят и истолкован по-разному, исходя из предпосылок той или иной теории, причем каждая из этих теорий хотя бы частично подтверждается или опровергается практикой, данным конкретным экспериментом и поэтому является относительно истинной.
Объективность истины
Объективная истина - это такое содержание знаний, соответствие которого объективной действительности (предмету) не зависит от субъекта. Однако объективность истины несколько иного рода, чем объективность материального мира. Материя находится вне сознания, тогда как истина существует в сознании, но по своему содержанию не зависит от человека. Например: не зависит от нас то, что некоторое содержание наших представлений о предмете соответствует этому предмету. Земля, говорим мы, вращается вокруг солнца, вода состоит из атомов водорода и кислорода и т.п. Эти утверждения объективно истинны, так как их содержание обнаруживает свое тождество с действительностью, независимо от того, как мы сами оцениваем это содержание, т.е. считаем ли мы сами его определенно истинным или определенно ложным. Независимо от этой нашей оценки оно либо соответствует , либо не соответствует действительности. Например, наше познание отношения Земли и Солнца выразилось в формулировке двух противоположных утверждений: «Земля вращается вокруг Солнца» и «Солнце вращается вокруг Земли». Ясно, что только первое из данных утверждений (даже если мы ошибочно отстаиваем нечто противоположное) оказывается объективно (т.е. независимо от нас) соответствующим действительности, т.е. объективно истинным.
Абсолютность и относительность истины
Абсолютность и относительность истины характеризует степень точности и полноты знаний.
Абсолютная истина представляет собой полное тождество (совпадение) содержания наших представлений о предмете и содержания самого предмета. Например: Земля вращается вокруг Солнца, я существую, Наполеон умер и т.п. Она есть исчерпывающее, точное и верное отражение самого предмета иди отдельных его качеств, свойств, связей и отношений в сознании человека.
Относительная истина характеризует неполное тождество (совпадение) содержания наших представлений о предмете и самого предмета (действительности). Относительная истина - это относительно точное для данных условий, для данного субъекта познания, относительно полное и относительно верное отражение действительности. Например: сейчас день, материя есть вещество, состоящее из атомов и т. п.
Чем определяется неизбежная неполнота, ограниченность и неточность наших знаний?
Во-первых, самим объектом, природа которого может быть бесконечно сложна и многообразна;
Во-вторых, изменением (развитием) объекта, соответственно должны изменяться (развиваться) и уточняться наши знания;
В-третьих, условиями и средствами познания: сегодня мы пользуемся одними, менее совершенными приборами, средствами познания, а завтра - другими более совершенными (например, лист, его строение при рассмотрении невооруженным глазом и под микроскопом);
В-четвертых, субъектом познания (человек развивается соответственно тому, как он научается воздействовать на природу, изменяя ее, он изменяется сам, а именно - растут его знания, совершенствуются познавательные способности, например, слово «любовь» в устах ребенка и взрослого человека - разные понятия).
Согласно диалектике, абсолютная истина складывается из суммы относительных истин, подобно тому, как, например, разбитый на части предмет можно аккуратно сложить, соединив похожие и совместимые его части, тем самым дать полную, точную, верную картину целого предмета. При этом, разумеется, каждая отдельная часть целого (относительная истина) отображает, но не полно, частично, фрагментарно и т.д. целый предмет (абсолютная истина).
Следовательно, можно заключить, что исторически условна (конечна, изменчива и преходяща) форма , в которой выражено знание, а не сам факт соответствия знания объекту , его объективное содержание.
Истина и заблуждение. Критика догматизма и релятивизма в познании
Истине, как конкретному выражению имеющегося тождества знания и действительности, противоположно заблуждение.
Заблуждение - это неправомерное превращение отдельных моментов развивающейся истины во все целое, во всю истину или произвольное завершение процесса развития знания его отдельным результатом, т.е. это либо неправомерное превращение относительной истины в истину абсолютную, либо абсолютизация отдельных моментов истинного знания или его результатов.
Например: что такое слива? Если взять отдельные моменты того, что может характеризовать «дерево сливы» и затем рассматривать каждый отдельный момент как все целое, то это будет заблуждение. Дерево сливы - это и корни, и ствол, и ветви, и почка, и цветок, и плод не в отдельности, а как развивающееся целое.
Догматизм метафизически противопоставляет истину и заблуждение. Для догматика истина и заблуждение абсолютно несовместимы и исключают друг друга. Согласно этому взгляду, в истине не может быть ни грамма заблуждения. С другой стороны, и в заблуждении не может быть ничего от истины, т.е. истина понимается здесь как абсолютное соответствие знания объекту, а заблуждение - это абсолютное их несоответствие. Таким образом, догматик признает абсолютность истины, но отрицает ее относительность.
Для релятивизма, напротив, характерна абсолютизация моментов относительности истины. Поэтому релятивист отрицает абсолютную истину, а вместе с ней объективность истины. Всякая истина для релятивиста относительна и в этой своей относительности субъективна.
Конкретность истины
Конкретность в познании реализуется как движение восхождения исследующей мысли от неполного, неточного, несовершенного выражения какого-либо результата познания к более полному, более точному и многостороннему его выражению. Именно поэтому истинное знание, выраженное в отдельных результатах познания и общественной практики, не только всегда исторически обусловлено и ограничено, но и исторически конкретно.
Согласно диалектическим представлениям, каждый данный момент, сторона предмета как целого еще не есть все целое. Точно так же и вся совокупность отдельных моментов и сторон целого не представляет еще самого целого. Но она становится таковой, если мы не рассматриваем совокупную связь этих отдельных сторон и частей целого в процессе развития. Только в этом случае каждая отдельная сторона выступает как относительный и преходящий через один из своих оттенков момент целостности и обусловливаемого ею развития данного конкретного содержания предмета.
Отсюда общее методологическое положение конкретности можно сформулировать следующим образом: каждое отдельное положение истинной системы знания, точно так же как и соответствующий момент его практической реализации, истинен на своем месте, в свое время, в данных условиях, и должен рассматриваться лишь как момент в поступательном развитии предмета. И наоборот - каждое положение той или иной системы знания неистинно, если его изымать из того поступательного движения (развития), необходимым моментом которого он является. Именно в этом смысле действительно положение: абстрактной истины нет - истина всегда конкретна. Или абстрактная истина, как нечто оторванное от своей реальной почвы, от жизни - это уже не истина, а истина, включающая в себя момент заблуждения.
Едва ли не самое сложное - оценить конкретное в его конкретности, то есть в многообразии всех действительных связей и отношений предмета в данных условиях его существования, применительно к индивидуальным особенностям того или иного исторического события, явления. Конкретно - значит исходя из своеобразия самого предмета, из того, что отличает данное явление, историческое событие от других, ему аналогичных.
Принцип конкретности исключает любое произвольное принятие или выбор предпосылок познания. Действительные предпосылки познания, если они истинны, должны заключать в себе возможность своего осуществления, т.е. они всегда должны быть адекватным выражением конкретной связи определенного содержания теории со столь же определенной действительностью. Это и есть момент конкретности истины. Мы, например, знаем, что плоды бывают только после посева. Потому сначала сеятель приходит, чтобы сделать свою работу. Но приходит он в определенное время, и делает именно то и так, что и как нужно делать в это время. Когда посеянное зерно принесет плоды, и плоды созреют, приходит жнец. Но и он тоже приходит в определенное время и делает то, что можно сделать в это самой природой определенное время. Если плодов нет - нет надобности и в работе жнеца. Истинно знающий знает предмет во всех его существенных отношениях, знает сроки каждого отношения, поэтому он знает конкретно: а именно - что, где, когда и как нужно делать.
Таким образом, с точки зрения диалектики не в отдельном моменте (пусть даже существенном) истина. Каждый отдельный момент истинен не сам по себе, а лишь в своей конкретной связи с другими моментами, на своем месте, в свое время. Именно эта связь отдельных моментов предметной сущности в ее развитии может дать нам истину конкретного целого.