Домой Макияж Рекомендации по использованию материалов учебно-методического комплекса. Методические рекомендации по умк.docx - методические рекомендации Методические рекомендации по умк

Рекомендации по использованию материалов учебно-методического комплекса. Методические рекомендации по умк.docx - методические рекомендации Методические рекомендации по умк

Учебно-методического комплекса

Учебно-методический комплекс (УМК) – это совокупность учебно-методических материалов на различных носителях, определяющих содержание каждой дисциплины соответствующей учебной образовательной программы, а также методики использования учебно-методического обеспечения, необходимого для всех видов аудиторных занятий и организации самостоятельной работы обучающихся.

УМК учебной дисциплины является одним из элементов организации образовательной деятельности. УМК должен разрабатываться для учащихся по всем музыкально-теоретическим дисциплинам с учетом необходимости повышения качества усвоения учебного материала на уровне требований ФГТ.

Основная цель создания учебно-методического комплекса– предоставить обучаемым полный комплект учебно-методических материалов для самостоятельного изучения дисциплины. При этом, помимо непосредственного обучения детей, задачами преподавателя являются: оказание консультационных услуг, текущая и итоговая оценка знаний, мотивация к самостоятельной работе.

УМК разрабатывается преподавателем (коллективом преподавателей) отдела, обеспечивающего преподавание дисциплины в соответствии с учебным планом подготовки обучающихся. Разработчик(-и) учебно-методического комплекса являются ответственными за качественную подготовку УМК, соответствующего ФГТ.

УМК дисциплины и его компоненты должны:

  1. учитывать общую идеологию федеральной и региональной политики, содействовать развитию региональной системы дополнительного образования;
  2. предусматривать логически последовательное изложение учебного материала;
  3. предполагать использование современных методов и технических средств интенсификации учебного процесса, позволяющих обучающимся глубоко и качественно осваивать учебный материал и получать практические навыки;
  4. соответствовать современным научным представлениям в предметной области;
  5. обеспечивать межпредметные связи;
  6. обеспечивать доступность и простоту использования для преподавателей и обучающихся;
  7. содержать информацию об авторе (авторах), редакторе, результатах апробации в учебном процессе.

УМК в электронном виде хранится в библиотеке школы и может быть опубликован, при необходимости изучения каких-либо разделов обучающимися, на личном сайте преподавателя – разработчика.

Состав учебно-методического комплекса определяется содержанием утверждённой рабочей программы по соответствующей дисциплине. В состав УМК включается:

  1. аннотация УМК;
  2. рабочая программа дисциплины, утверждённая директором школы;
  3. учебно-методические материалы по следующим видам занятий:
  1. краткий курс лекций;
  2. практические занятия (план практических занятий);
  1. учебно-наглядные пособия (таблицы, презентации, аудио-, видеоматериалы и т.п.);
  2. электронные материалы, пособия для самостоятельной работы учащихся.

Аннотация учебно-методического комплекса - краткое содержание УМК с указанием его целей и задач, ожидаемых результатов освоения дисциплины с точки зрения получения новых знаний и формирования компетенций.

Лекции – раздел учебного занятия, цель которого состоит в рассмотрении теоретических вопросов учебной дисциплины в концентрированной, логически выдержанной форме. В состав УМК лекционного курса включаются:

  1. учебно-методические материалы к курсу лекций (учебники, учебные пособия, сборники, подготовленные и изданные авторами УМК, конспекты лекций в печатном виде или электронном представлении – электронный учебник, файл с содержанием излагаемого на лекциях материала, файл с раздаточными материалами);
  2. контрольно-измерительные материалы;
  3. учебная литература, рекомендуемая обучающимся в качестве основной и дополнительной по соответствующей дисциплине.

Практические занятия – одна из форм учебного занятия, формирующая практические навыки учеников, направленная на развитие самостоятельности обучаемых и приобретение необходимых умений и навыков. Учебно-методические материалы практических занятий, входящие в состав УМК, включают:

  1. методические указания по проведению практических занятий в печатном виде или электронном представлении, содержащие:

План проведения занятий с указанием последовательности рассматриваемых тем занятий, объёма аудиторных часов, отводимых для освоения материалов по каждой теме;

Краткие теоретические и учебно-методические материалы по каждой теме, позволяющие ученику ознакомиться с содержанием вопросов, изучаемых на практическом занятии, со ссылками на дополнительные учебно-методические материалы, позволяющие изучить более глубоко рассматриваемые вопросы;

Тексты ситуаций (музыкальные тексты) для анализа, заданий, задач и т.п., рассматриваемых на практических занятиях;

Методические указания для преподавателей, ведущих практические занятия, определяющие методику проведения занятий, порядок решения задач, предлагаемых обучающимся, варианты тем рефератов и практических заданий, методику обсуждения деловых ситуаций для анализа (в старших классах практические занятия рекомендуется проводить с использованием деловых ситуаций для анализа).

Ситуация для анализа – описание конкретной педагогической задачи (ситуации), которая реально вставала или стоит перед музыкантом – исполнителем, с указанием сопутствующих этой ситуации фактов, мнений, суждений, на которые обычно и опирается решение практической ситуации. Это метод, позволяющий преподавателю формировать на практических занятиях самостоятельность и логическое мышление обучающихся, возможность размышлять и находить правильное решение, выбрать наиболее приемлемую модель в решении конкретной практической задачи (ситуации).

Лабораторные занятия – вид самостоятельных практических работ, направленных на углубление и закрепление теоретических знаний, и развитие навыков экспериментирования. По некоторым дисциплинам лабораторные занятия проводятся с использованием компьютерных программ (презентаций, и других).

Учебно-методические материалы лабораторных занятий, входящие в состав УМК, включают:

  1. методические указания по проведению лабораторных занятий в печатном виде или электронном представлении, содержащие:

План проведения занятий с указанием последовательности и тематики лабораторных работ, объёма аудиторных часов, отводимых для освоения материалов по каждой работе;

Краткие общие и учебно-методические материалы по каждой лабораторной (практической) работе;

Методику выполнения лабораторной работы, включающую краткое описание программного обеспечения, используемого для выполнения лабораторной работы, описания исходных данных для лабораторной работы (тексты ситуаций для анализа, заданий, задач и т.п.), порядок выполнения работы, методику анализа полученных результатов, порядок оформления отчета по лабораторной работе;

Методические указания для преподавателей, ведущих практические занятия, определяющие методику проведения лабораторных занятий, порядок оформления и презентации отчета по лабораторным работам.

Контрольно-измерительные материалы (КИМ) - фонды оценочных средств, позволяющие оценить знания, умения и освоенные компетенции. КИМы включают в себя:

  1. контрольные вопросы, тесты и задания по отдельным разделам дисциплины (учебным модулям, дидактическим единицам) для проведения текущего контроля знаний обучаемых;
  2. примеры вопросов, тестов и заданий по отдельным разделам дисциплины для промежуточного контроля знаний обучающихся;
  3. экзаменационные вопросы по дисциплине.

Документация УМК – совокупность всех учебных и учебно-методических материалов, входящих в состав УМК по соответствующей дисциплине. Документация УМК является интеллектуальной собственностью ОУ, разработавшего УМК.

ПРЯДОК РАЗРАБОТКИ УМК

Учебно – методические и учебные материалы, включаемые в УМК, должны отражать современный уровень развития науки, предусматривать логически использование современных методов и технических средств интенсификации учебного процесса, позволяющих обучающимся глубоко осваивать учебный материал и получать навыки в его применении в практической творческой деятельности.

УМК разрабатывается в следующей последовательности:

  1. разработка рабочей программы по дисциплине, входящей в учебный план;
  2. разработка конспекта лекционных материалов, теоретических сведений;
  3. разработка структуры и содержания практических (лабораторных) занятий;
  4. планирование самостоятельной работы обучаемых;
  5. формирование методических рекомендаций и прочих руководств по самостоятельной работе обучающихся, а также самостоятельному изучению дисциплины;
  6. разработка КИМов;
  7. апробация и корректировка материалов УМК в учебном процессе;
  8. оформление документов по УМК;
  9. согласование и утверждение УМК.

СОГЛАСОВАНИЕ И УТВЕРЖДЕНИЕ

Экспертиза учебно-методического комплекса начинается с рассмотрения на заседании отдела. Далее работа с выпиской из протокола заседания представляется заместителю директора в учебную (методическую) часть на внутреннюю рецензию. Затем УМК направляется на внешнюю рецензию в профильную кафедру вышестоящей организации или в соответствующее подразделение образовательного учреждения.

Работа с положительными рецензиями обсуждается на заседании методического совета, выносится решение и оформляется выписка из протокола заседания. В библиотеке школы остается электронный вариант УМК с рецензиями. При отрицательном решении методического совета работа возвращается автору (авторам) на доработку.


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА

АМУРСКИЙ ФИЛИАЛ

ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«МОРСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ АДМИРАЛА Г. И. НЕВЕЛЬСКОГО»

по составлению учебно-методического комплекса дисциплины

Благовещенск, 2013

Методические рекомендации предназначены для преподавателей Амурского филиала, разрабатывающих методическое обеспечение внедрения и реализации требований Федеральных государственных образовательных стандартов (далее ФГОС) среднего профессионального образования (далее СПО) и методического сопровождения разработки рабочих учебных программ дисциплин и профессиональных модулей основной профессиональной образовательной программы (далее ОПОП).

Методические указания разработаны в связи с введением Федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования нового поколения.

Составитель:

В., начальник учебно-методического отдела

Введение

1. Структура, порядок составления, согласования и утверждения учебно-методического комплекса по дисциплине.

2.1. Общие положения

2.2. Порядок составления, согласования и утверждения рабочей программы

2.3. Структура и содержание рабочей программы

2.4. Дополнения и изменения в рабочей программе

Материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения промежуточных и итоговых аттестаций (в соответствии с требованиями к итоговой аттестации, установленными ФГОС).

Методические материалы и указания должны формироваться с учётом положения о проведении текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся.

Ответственность за содержание и представление материалов УМК дисциплины возлагается на составителя (группу составителей) и руководителя отделения, на котором реализуется данная программа.

Контроль соответствия УМК дисциплины ФГОС и рабочему плану направления или специальности осуществляет научно-методический совет колледжа.

УМК дисциплины предназначен для введения единых требований к учебно-методическому обеспечению всех дисциплин, входящих в учебные планы специальностей, реализуемых в колледже по всем направлениям подготовки. УМК доступен преподавателям и студентам в виде текста на сайте, материалов в библиотеке и методическом кабинете колледжа.

1. Структура, порядок составления, согласования и утверждения учебно-методического комплекса дисциплины

Учебно-методический комплекс – совокупность учебно-методических материалов, способствующих эффективному освоению курсантами (студентами) учебного материала, входящего в рабочую программу дисциплины (блока дисциплин), предусмотренную планом подготовки курсантов (студенто) в по одной из специальностей (направлений подготовки).


В структуру УМК включают следующие материалы:

1. Титульный лист УМК дисциплины.

2. Извлечение из ФГОС СПО по специальности (направлению подготовки).

3. Рабочая программа по дисциплине.

4. Карту обеспеченности дисциплины учебно-методической литературой.

5. Банк контрольных заданий и вопросов (тестов) по отдельным модулям и в целом по дисциплине.

6. Комплект экзаменационных билетов.

7. Методические указания для различных форм учебных занятий по дисциплине.

8. Материально-техническое обеспечение дисциплины.

9. Методические указания по выполнению учебно-исследовательских (контрольных, рефератов, курсовых, дипломных) работ, предусмотренных учебным планом.

10. Инновации в преподавании дисциплины.

11. Прикладные компьютерные разработки по дисциплине (если это предусмотрено учебным планом), в том числе – электронные учебники, прикладные компьютерные программы, деловые игры , хрестоматийный материал и др.

12. Глоссарий.

13. Ридеры (тексты для чтения), являющиеся составным элементом отдельных дисциплин.

14. Наглядные средства обучения (перечень).

15. Образцы работ, выполненные при изучении дисциплины (рефераты, контрольные и творческие работы, проекты и др.).

УМК дисциплины составляет преподаватель (группа преподавателей), руководствуясь документами, указанными во введении. Если дисциплина входит в планы сразу нескольких основных образовательных программ с одинаковыми требованиями ФГОС СПО и учебных планов, то разрабатывается один унифицированный УМК дисциплины по этим специальностям (направлениям). Для очной, заочной форм обучения составляется единый УМК дисциплины. Для курсантов (студентов), обучающихся по сокращённой программе обучения , составляется отдельный УМК дисциплины.

Разработка материалов УМК дисциплины включается в индивидуальный план учебно-методической работы преподавателя, срок разработки УМК устанавливается на заседании предметно-цикловой комиссии и фиксируется в её протоколе.

Разработка УМК дисциплины включает этапы:

Разработка учебной программы по дисциплине, входящей в учебный план подготовки курсантов (студентов) по соответствующей специальности (направлению) подготовки;

Разработка учебных материалов: конспекта лекций , технологии проведения практических занятий, методических указаний по курсовым и выпускным квалификационным работам;

Оформление УМК дисциплины;

Апробация материалов УМК дисциплины в учебном процессе;

Корректировка материалов УМК дисциплины.

Порядок утверждения и согласования УМК дисциплины:

Рассмотрение на заседании предметно-цикловой комиссии;

Согласование с заместителем директора филиала по учебной работе;

Утверждение УМК дисциплины заместителем директора филиала по учебной работе.

Все печатные документы УМК должны храниться в одной или нескольких папках архивного типа, оформленных по единому образцу. Электронный вариант УМК дисциплины хранится в той же папке.

Срок действия утверждённого УМК дисциплины определяется сроком действия ФГОС СПО по направлению (специальности) и обновляется по мере необходимости. Все изменения и дополнения согласуются в установленном порядке, как правило, до конца учебного года и вводятся в действие с сентября нового учебного года.

1 ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ УМКД

Титульный лист должен быть оформлен в соответствии с требованиями, предъявляемыми к оформлению документов и содержать:

Наименование отраслевого органа, в введении которого находится учебное заведение;

Наименование учебного заведения;

Наименование учебной дисциплины;

Код и наименование специальности/направления;

Дата рассмотрения и утверждения УМКД на заседании предметно-цикловой комиссии;

Согласование с научно-методическим советом филиала;

Год и место разработки УМКД.

Оборотная сторона титульного листа содержит перечень документов, входящих в УМКД (Приложение 1).

2. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Общие положения

Рабочая программа учебной дисциплины – базовый методический документ, регламентирующий содержание и структуру, её место и значение в системе подготовки специалиста данного профиля, и составляет основу УМК дисциплины. Это основной рабочий документ преподавателя, определяющий содержание, объём и порядок изучения учебной дисциплины, а также формы(виды) контроля знаний курсантов (студентов) по данной дисциплине (промежуточный, текущий, итоговый: реферат, контрольная работа , тест, зачёт, экзамен).

Рабочая программа разрабатывается в соответствии с обязательным минимумом содержания дисциплины, отражённым в ФГОС, для каждого направления (специальности) с указанием уровня подготовки. Для дисциплин гуманитарного, естественнонаучного и общепрофессионального циклов допускается разработка одной учебной программы для нескольких направлений и специальностей. В этом случае на титульном листе программы делается соответствующая запись.

Наличие утверждённой рабочей программы учебной дисциплины является обязательным условием для организации и осуществления образовательного процесса

в колледже.

Рабочая программа составляется в двух экземплярах и после утверждения хранится (в составе УМК дисциплины) у заместителя директора по учебной работе – один экземпляр, второй – в делах отделения, где работает составитель.

Дамзина Татьяна Владимировна

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Новосибирска "Средняя общеобразовательная школа № 160"

Новосибирская область, город Новосибирск

УМК «Сферы» по физике /В.В. Белага, И.А. Ломаченков, Ю.А. Панебратцев. Физика. 7-9 классы, 2014.

Из опыта работы учителя физики по реализации УМК «Сферы»

Статья

Наша школа является городской инновационной площадкой «УМК нового поколения школе 21 века» с 2010 года. В настоящее время, используя УМК, изучаются предметы география, физика, биология, история, математика.

Свою работу по внедрению УМК «Сферы» в учебный процесс я проводила по следующему плану:

    Знакомство с учебной линией УМК, содержание, структура, приложения.

    Изучение инновационного опыта по данной теме.

    Работа, адаптирование программы и учебно – тематического планирования.

    Отбор и систематизация материала, который будет использоваться в учебно – воспитательной деятельности.

    Создание интерактивных и мультимедийных учебных пособий.

В настоящее время завершенная предметная линия УМК «Сферы» по физике (Белага В.В., Ломаченков И.А., Панебратцев Ю.А. Физика. 7-9классы) соответствует требованиям ФГОС основного общего образования и предназначена для 7-9 классов общеобразовательных учреждений.

Для меня, как учителя основным инструментом по формированию необходимых предметных знаний, умений и навыков был и остаётся УМК. УМК должен удовлетворять требованиям учеников с разными способностями, соответствовать современному уровню подачи и содержания информации, побуждать учеников к самостоятельной деятельности по освоению материала. Используя данную предметную линию, работать гораздо легче, так как в состав УМК «Сферы» входят:

Рабочие программы,

Учебник,

Электронное приложение к учебнику (CD),

Тетрадь-тренажер,

Тетрадь-практикум,

Тетрадь-экзаменатор,

Задачник,

Поурочное тематическое планирование,

Подача материала и система заданий в УМК обеспечивают учёт возрастных интересов, индивидуальных особенностей и реальных возможностей учащихся. Это даёт возможность оптимально реализовать системно-деятельностный подход в обучении, который обеспечивает формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию.

Наибольшую проблему для учителя составляет перестройка не только методики проведения урока, но и своего отношения к образовательному процессу.

Каким образом можно индивидуализировать процесс обучения, сформировать определённые УУД и дать предметные знания за ограниченное время урока для 30 учеников? Это достигается через различные способы деятельности учащихся по получению предметных знаний.

Содержание УМК «Сферы» является принципиально избыточным для достижения этих результатов обучения и отработки УУД. Информационное наполнение учебников, содержание дидактических единиц комплекта (тетради-практикума, тетради-тренажёра, задачника, тетради-экзаменатора) позволяют закрепить, развить и проконтролировать осваиваемые в процессе обучения виды деятельности. Электронные приложения к учебникам направлены на приобретение новых знаний и отработку учебных действий с применением новых образовательных технологий.

Рассмотрю некоторые дидактические единицы УМК по физике «Сферы».

1. Учебник.


    Изучая материал учебников, учащийся знакомится с интересными историческими фактами из биографии учёных. В каждом из учебников содержится раздел «Имена в истории физики», в котором показан вклад учёных в развитие научной мысли.

    В учебниках представлено большое количество материалов, позволяющих продемонстрировать место и роль изобретений в истории человеческого общества, что позволяет установить взаимосвязи между процессом и результатом обучения.

    В УМК «Сферы» по физике заложен достаточный потенциал и для профессиональной ориентации школьников . В учебниках демонстрируются современные технические устройства и принципы их работы . Описания подкреплены интерактивными моделями в электронных приложениях.


Таким образом, учителю предоставляется возможность организации активного поиска знаний самими учащимися.


2. Тетрадь-тренажер.

В тетрадях-тренажёрах выделены следующие типы работ по видам деятельности:

    «Работаем с текстом» - обучает анализировать текстовую учебную информацию, делать выводы, получать физические знания не только из учебников, но и из научных статей, справочной литературы и научных произведений;

    «Смотрим и думаем» - заставляет задуматься над тем, что нас окружает, анализируя визуальную информацию;

    «Считаем и сравниваем» - помогает учиться анализировать статистическую и цифровую информацию.

Около каждого задания расположены от одного до трёх шариков, соответствующих уровню сложности задания. После выполнения работы необходимо самостоятельно подсчитать количество шариков (баллов) по каждому виду заданий и сравнить результат с максимально возможным, записав его в специальных ячейках рубрики «Подведём итоги».

Таким образом, учащийся производит оценку своей учебной деятельности и осознаёт уровень усвоения знаний.

3. Тетрадь-практикум.

    В тетрадях-практикумах кроме стандартных лабораторных работ, которые почти всегда сопровождаются дополнительными заданиями, также представлены работы, целью которых является формирование навыков подбора информации на заданную тему , её интерпретации и представления, составление презентации на заданную тему и демонстрация результатов работы.


4. Задачник.

В задачнике представлены задачи разного типа и уровня сложности. Это расчетные задачи, без умения решать которых невозможно полноценное знание физики, и задачи, направленные на развитие теоретического мышления. Ведь умение анализировать и делать теоретические выводы на основе знаний – один из важных навыков юного исследователя, который пригодится ребенку в повседневной жизни.

По уровню сложности задачи традиционно разделены на три типа, так что каждый ученик в классе может выбирать свою «любимую» задачу.

Используя задачник, учитель может сформировать и отработать у обучающихся навыки решения задач по всем темам, изучаемым в курсе физики.

5. Электронное приложение к учебнику.

Электронные приложения к учебникам содержат обширную медиатеку. Обучающийся имеет возможность самостоятельно планировать порядок изучения медиаобъектов, выбирать из общего числа объектов необходимые именно ему для получения новых знаний.




Электронные приложения к учебникам представляют собой многофункциональное программное обеспечение, содержащее медиаресурсы различного типа и назначения.

Работа с электронным приложением позволяет научиться методам информационного поиска для решения познавательных задач.

Такие наглядные учебные пособия обеспечивают наглядно-образное восприятие учебного материла с помощью ЭП и способствуют максимальному усвоению объема учебной информации, приобретению умений реализации их в практической деятельности.

Обучающиеся, отвечая на вопросы, содержащиеся в рубрике учебников «Вопросы для обсуждения», могут быть вовлечены в организацию научной дискуссии на определённую тему, что способствует формированию умений вести научный спор, аргументировать свою точку зрения.

Комбинируя деятельность учащихся с дидактическими единицами УМК «Сферы» по физике, опытный учитель формирует навыки выполнения УУД и работы в информационно-образовательной среде. Овладение УУД позволяет обучающемуся самостоятельно получать новые знания, умения и компетенции.

Используя в своей работе данный комплекс, можно выделить следующие отличительные особенности линии УМК:

      линия рассчитана на любой уровень технического оснащения общеобразовательного процесса – от наличия классной доски до компьютера на каждом рабочем месте ученика;

      не требует дополнительных учебных пособий, при этом дает огромные возможности для дифференциации и индивидуализации обучения;

      присутствие навигационной системы, которая позволяет осуществить единую технологию обучения в соответствии с психологическими способностями современных школьников;

      дает возможность учителю выйти на качественно другой уровень обучения и образования детей;

      практическая направленность, способствующая использованию научных знаний, умений и навыков в повседневной жизни;

      наличие системы заданий, направленных на формирование универсальных учебных действий.

Могу выделить следующие преимущества данного УМК:

      открытость, нет содержательных и технических ограничений;

      использование данного УМК, оснащенного ЭОР, облегчает подготовку к уроку и позволяет оперативно создавать авторские дидактические материалы к уроку, позволяет применять различные формы работы на уроке, стили обучения;

      использование электронного приложения позволяет значительно расширить информацию тестовую и визуальную и научиться применять ее при подготовке творческих работ;

      использование тренажера способствует активизации процесса обучения и результативности работы обучающихся;

      четкая функциональная направленность, возможность комплексного применения дидактических образовательных ресурсов с последующими изменениями и дополнениями;

      предполагает простор в использовании разнообразных методик и новых педагогических технологий; позволяет дифференцировать процесс обучения;

      усиливает подачу материала и практическую направленность, содержит опорные схемы, таблицы, типовые задания ЕГЭ, зачетные тесты;

      позволяет работать с различными современными образовательными ресурсами широкого спектра: текстами и объектами, аудио и видеозаписями, анимацией, веб-камерой и т.д;

      предоставляет больше возможностей для взаимодействия и обсуждения в классе;

      делает занятия интересными и увлекательными благодаря разнообразному и динамичному использованию ресурсов;

      дают стабильно позитивный настрой учащихся на уроках физики и, увеличивают мотивацию обучающихся.

При работе с УМК «Сферы» мною также выявлены некоторые сложности в процессе организации учебной деятельности по предмету.

      В тетради - тренажере задания к материалу одного параграфа разбросаны по разным страницам. Для организации работы обучащихся целесообразней было бы подобрать задания в соответствии с последовательностью изучения материала на уроках.

      На тетрадях не предусмотрено место для записи фамилии на обложке. Она имеет темный фон и ламинированную поверхность. Поэтому тетради подписываются изнутри. Тетради практикум и экзаменатор хранятся в классе и выдаются учащимся во время урока. Это создает дополнительную потерю времени.

      В силу избыточности содержания УМК тетради-тренажеры и практикумы используются не полностью (хотя это больше преимущество, чем недостаток).

Также хорошей отличительной особенностью УМК, является наличие конструктора уроков. Качественная разработка, призванная помочь учителю в организации работы по подготовке к урокам и систематизации накопленных методических материалов. При использовании конструктора уроков, учитель имеет возможность творчески подходить к организации учебного процесса.

УМК Сферы предоставляет возможность изучать физику на основе работы в едином информационном поле, реализованном через взаимосвязь всех компонентов комплекта (учебник, тетрадь-экзаменатор, тетрадь-тренажёр, тетрадь-практикум, задачник, электронное приложение), облегчают поиск, освоение информации. При работе по этому комплекту полностью меняется роль учителя. Если раньше учитель позиционировался как носитель и транслятор информации, то сейчас он организатор учебной деятельности.

Начинающим учителям и ученикам, осваивающим УМК «Сферы», хочу предложить свои рекомендации по использованию УМК (см. Приложение 1).

В заключении хочу сказать, что использование УМК «Сферы» является перспективным, так как формирует у учащихся информационную культуру, вызывает интерес и улучшает мотивацию к изучению физики, творческим открытиям обучающихся, а в конечном итоге – к повышению качества образования.

В состав УМК "Сферы" входят: учебник, электронное приложение к учебнику, тетрадь-тренажер, тетрадь-практикум, тетрадь-экзаменатор, задачник.

Учебник подготовлен в соответствии с ФГОС и освещает вопросы курса физики для основной школы. Книгу отличает фиксированный в разворотах формат, лаконичность изложения, четкая структурированность текста, обширный и разнообразный иллюстративный ряд.

Используя электронное приложение к учебнику, обучающиеся значительно расширят информацию и научатся применять ее при решении физических задач, подготовке творческих работ. Электронное приложение содержит большой объём информации к каждому уроку, к практическим работам, тесты к параграфу. Всё это можно использовать как для закрепления пройденного материала, так и для контроля знаний. Контроль знаний может проводиться как самим учеником, так и его родителями.

Тетрадь-тренажер чаще предназначена для самостоятельной работы учащихся. Содержит задания, сгруппированные по видам работ. Позволяет на примере содержания разных тем отрабатывать предметные и метапредметные умения и навыки работы с информацией разного типа.

В тетради-практикуме представлены лабораторные работы, необходимые для успешного усвоения курса физики в соответствии с программой. Ученики могут ознакомиться с научными методами исследования в лабораторных и домашних условиях. Порядок лабораторных работ отвечает структуре учебника. Выполнение лабораторных работ, предложенных в тетради-практикуме, позволит связать теоретический материал, изучаемый на уроках физики, с практическим использованием этих знаний. В пособии представлено 30 лабораторных работ, из них 20 можно выполнять дома, так как для этого не требуется специального физического оборудования.

Тетрадь-экзаменатор предназначена для проведения тематического и итогового контроля знаний. В ней приведены варианты контрольных работ в тестовой и традиционной форме по каждой теме. Таким образом, изучая новую тему, учащийся знает примеры контрольных заданий.

по формированию и оформлению учебно-методического комплекса к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе

Аннотация

Методические рекомендации содержат общие требования по формированию учебно-методического комплекса (УМК). В рекомендациях представлена структура, содержание, этапы разработки УМК, а также даны практические советы по его оформлению.

Составитель: Головачева О.В., методист отдела аналитико-мониторинговой деятельности КГБОУ ДО «Хабаровский краевой центр развития творчества детей и юношества»

Содержание

Введение

В настоящее время в условиях модернизации и повышения качества системы образования в целом происходит развитие и совершенствование всех его составных частей. В этих условиях и сфера дополнительного образования неизбежно должна качественно и содержательно изменяться, быть мобильной, отвечать запросам детей и их родителей, образования и общества. Дополнительное образование по праву рассматривается как важнейшая составляющая образовательного пространства, сложившегося в современном российском обществе. Оно социально востребовано, требует постоянного внимания и поддержки со стороны общества и государства как образование, органично сочетающее в себе воспитание, обучение и развитие личности ребенка.

Сегодня при активном насыщении рынка образовательных услуг большим количеством дополнительных общеобразовательных программ, разнообразных по направленности, виду деятельности, уровню освоения, существенно возрастает роль качественного методического обеспечения их реализации. С этой целью разрабатываются нормативные документы разных уровней по активному развитию, переосмыслению и обновлению принципов и подходов к организации образовательного процесса по дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам. Р азработка программн о-методического обеспечения образовательных организаций ДОД является важным направлением в реализации идеи управления качеством образования. Одним из возможных вариантов современного решения проблемы методического обеспечения образовательной деятельности в системе ДОД может стать создание набора программно-методических материалов, который и может быть представлен в виде учебно-методического комплекса.

Создание УМК педагогом дополнительного образования является актуальным и перспективным средством повышения качества дополнительного образования. Именно в УМК каждый педагог может разработать технологию определения результатов обучения по дополнительной общеобразовательной программе. Акцентирование внимания на методической составляющей профессиональной деятельности, приобретение опыта методической работы, прежде всего, полезно самим педагогам, поскольку позволит им легче адаптироваться в динамично меняющемся мире детских потребностей и интересов, с меньшими издержками переходить при необходимости от одних видов деятельности к другим.

В целом работа педагога по проектированию и созданию учебно-методического комплекса не только позволяет систематизировать опыт, накапливаемый им как специалистом, но и способствует проявлению творческой активности и профессиональному росту.

Актуальность разработки методических рекомендаций по формированию УМК заключается в анализе, систематизации, возможности практического применения и передаче педагогическим работникам информации о структуре, содержании и этапах создания учебно-методического комплекса.

Целью создания настоящих методических рекомендаций является выработка системного подхода к созданию учебно-методического комплекса к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе.

    Понятие учебно-методического комплекса

Учебно-методический комплекс является информационной моделью определенной педагогической системы, где отражены стороны реального образовательного процесса. УМК предназначен для решения полного круга задач, которые возникают в рамках образовательного процесса. УМК должен учитывать все достижения современной педагогической науки и призван обеспечить повышение эффективности работы учащихся и педагогов за счет предоставления и реализации широкого спектра возможностей (информационных, обучающих, развивающих, воспитательных, координирующих, систематизирующих, стимулирующих и др.).

Учебно-методический комплекс - система нормативной и учебно-методической документации, средств обучения и контроля, необходимых и достаточных для качественной реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ в соответствии с учебным планом.

Целью учебно-методического комплекса является обеспечение успешного освоения программы учащимися, оказание им педагогической помощи и поддержки в познавательной, творческой, исследовательской и коммуникативной деятельности. Документы и материалы, входящие в УМК, характеризуют методическое обоснование образовательного процесса по освоению дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы (ДООП), а также конкретные, апробированные приемы, методы, технологии его организации.

УМК разрабатывается педагогом дополнительного образования (тренером-преподавателем) к дополнительной общеобразовательной программе. Каждый педагог вправе подойти к составлению УМК творчески, разработать его содержание по своему усмотрению, в соответствии с уровнем подготовки учащихся и их образовательных потребностей.

    Структура УМК

Структура УМК предполагает совокупность дидактических единиц, отражающих логически законченный объем образовательного материала.

В самом общем виде учебно-методический комплекс ДООП может быть представлен следующими компонентами:

    Пояснительная записка к УМК;

    Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа;

    Рабочая программа;

    Индивидуальный учебный план учащегося (при наличии);

    Учебно-методический компонент для педагога и учащихся;

    Воспитательный компонент;

    Компонент результативности.

3. Содержание УМК:

1. Пояснительная записка.

В пояснительной записке указывается актуальность данного УМК, его концептуальные основы, перечень представленных в УМК материалов (информационная карта УМК – Приложение 2 ), информации о возможных сферах применения УМК и его потенциальных пользователях).

2. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа.

Ключевым документом, на основе которого разрабатывается УМК, является дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа. ДООП является основным документом, в котором фиксируются и аргументировано, в логической последовательности определяются цель, формы, содержание, методы и технологии реализации дополнительного образования, критерии оценки его результатов в конкретных условиях. Дополнительная образовательная программа оформляется в соответствии с федеральными требованиями к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования.

3. Рабочая программа - нормативный документ, определяющий объем, содержание и порядок реализации дополнительных общеобразовательных программ. Рабочая программа составляется педагогом дополнительного образования на текущий учебный год в соответствии с реализуемой им дополнительной общеобразовательной программой.

4. Индивидуальный учебный план ( ИУП) проектируется в соответствии с требованиями дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы, реализуемой педагогом. ИУП является приложением к основной утверждённой дополнительной общеобразовате льной общеразвивающей программе.

Индивидуальный учебный план составляется при необходимости и не является обязательным элементом в структуре УМК.

5. Учебно-методический компонент для педагога и учащихся . Это могут быть:

    Методические материалы по организации образовательной деятельности.

    Методические разработки отдельных тем и занятий.

    Учебные пособия материалы, обеспечивающие реализацию содержания ДООП. К ним относятся:

    справочная литература (энциклопедии, словари, справочники, таблицы, базы данных, ссылки, сайты и др.);

    художественная литература;

    научная и научно-популярная литература (научные, научно-популярные издания и публикации, описание экспериментов и др.);

    периодические издания;

    видеоматериалы (видеолекции, художественные и научно-популярные фильмы, видеозаписи занятий, мероприятий и др.);

    аудиоматериалы (фонограммы музыкальных произведений, аудиокниги, аудиозаписи, необходимые для изучения данной темы);

    электронные средства образовательного назначения (виртуальные лекции по темам образовательной программы, демонстрационные модели, слайдовые презентации, виртуальные контрольные и лабораторные работы, индивидуальные задания и др.);

Содержание учебного пособия может быть:

    в целом по ДООП;

    по отдельным разделам;

    по отдельным темам ДООП.

    по формированию учебной мотивации у учащихся (использование игровых технологий, наличие традиций, атрибутики, системы поощрения и др.);

    по организации работы с учащимися, имеющими способности к научной, творческой, физкультурно-спортивной деятельности;

    по проведению мониторинга удовлетворенности родителей и учащихся организацией образовательного процесса;

    по эффективному использованию имеющейся в наличии материально-технической базы.

    Наличие блока (модуля) для работы с детьми с особыми образовательными потребностями (одарённые дети, дети с ограниченными возможностями здоровья, дети с девиантным поведением и др.).

    Дидактические материалы должны соответствовать содержанию ДОП, целям обучения, уровню подготовленности обучающихся, их возрастным и индивидуальным особенностям, санитарно-эпидемиологическим требованиям. Дидактический материал может быть представлен в следующем виде:

    раздаточный материал для обучающихся (рабочие тетради, бланки тестов и анкет, бланки диагностических и творческих заданий, карточки с заданиями, готовые шаблоны и трафареты, объекты живой и неживой природы, фотографии, инструкционные карты, технологические карты), наглядные пособия (таблицы, графики, объемные модели, муляжи и др.).

6. Воспитательный компонент ДООП может включать:

Сценарии праздников,

Летопись объединения,

Информационные материалы о коллективе (буклеты, реклама, статьи и т.п.),

Творческие отчеты,

Фотоальбомы,

Видеоматериалы,

Информация о работе объединения в сети Интернет,

Материалы по работе с родителями, планы проведения родительских собраний, и т.п.),

Памятки и т.п.

7. Компонент результативности включает в себя:

I . Наличие диагностического материала и критериев контроля за результатами освоения учащимися ДООП:

Оценочные материалы – пакет диагностических методик, позволяющих определить достижение учащимися планируемых результатов.

Планируемые результаты формулируются с учетом цели и содержания ДООП и определяют основные знания, умения, навыки, а также компетенции, личностные, метапредметные и предметные результаты, приобретаемые учащимися в процессе изучения программы:

Личностные результаты включают готовность и способность учащихся к саморазвитию и личностному самоопределению.

Метапредметные результаты означают усвоенные учащимися способы деятельности, применяемые ими как в рамках образовательного процесса, так и при решении реальных жизненных ситуаций.

Предметные результаты содержат в себе систему основных элементов знаний, которая формируется через освоение учебного материала, и систему формируемых действий, которые преломляются через специфику предмета и направлены на их применение и преобразование.

Оценка образовательных результатов учащихся по ДООП должна носить вариативный характер. Инструменты оценки достижений детей и подростков должны способствовать росту их самооценки и познавательных интересов в общем и дополнительном образовании, а также диагностировать мотивацию достижений личности.

В педагогической практике диагностика достижений предметных результатов , как правило, не вызывает затруднений у педагогов, так как эти результаты представляют собой специфические для данной предметной области умения, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета или предмета деятельности. Прогнозируемые результаты могут быть стандартизированы и подвергнуты изменениям.

Объектом оценки предметных результатов является способность учащихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи. Оценка достижения предметных результатов проводится в форме промежуточной и итоговой аттестации. Федеральным законом «Об образовании» № 273-ФЗ не предусматривается проведение итоговой аттестации по ДООП, но и не запрещается ее проведение с целью установления:

Соответствия результатов освоения ДООП заявленным целям и планируемым результатам обучения;

Соответствия процесса организации и осуществления ДООП установленным требованиям к порядку и условиям реализации программ.

Аттестация (промежуточная и итоговая) по ДООП может проводиться в формах, определенных учебным планом как составной частью образовательной программы, и в порядке, установленном локальным нормативным актом образовательной организации.

Диагностика личностных и метапредметных результатов учащихся вызывает у педагогов наибольшие затруднения, так как в их основе лежит не стандарт, а социальный заказ. В данных методических рекомендациях в помощь педагогам, работающим в системе дополнительного образования, предлагаются диагностические методики, которые достаточно просты и могут быть использованы в практической деятельности (Приложение 4, 5, 6). Однако педагоги, имеющие богатый опыт работы в системе дополнительного образования детей, могут самостоятельно разрабатывать методики определения уровня развития учащихся по дополнительной общеобразовательной программе.

II . Наличие способов отслеживания динамики развития учащихся (рейтинговая система оценивания достижений, портфолио, зачётные книжки и др.).

Одним из самых востребованных способов является портфель достижений, с помощью которого можно проследить динамику личностного развития учащихся. Метод «Портфолио» является не только современной эффективной формой оценивания, но и представляет технологию работы учащихся, которая позволяет решить ряд педагогических задач:

Способствует формированию культуры мышления учащихся, развитию навыков рефлексивной и оценочной деятельности (умение планировать, организовывать, анализировать собственную деятельность);

Развивает такие качества учащихся как ответственность, активность, самостоятельность и самоконтроль.

4. Принципы проектирования УМК

Проектирование – сложный и длительный творческий процесс, интегрирующий в единое целое:

      • прогнозирование желаемых результатов на основе проблемного анализа;

        воплощение на практике задуманного с последующей корректировкой целей и задач, сравнением реальных и предполагаемых результатов. Итогом становится авторская (на уровне конкретного педагога или учреждения) педагогическая модель или система, обязательным признаком которой является новизна.

Педагогическая сущность проектирования УМК основывается на соответствующих принципах :

- принцип целенаправленного и оптимального отбора содержания учебного материала;

- принцип междисциплинарности - работа по формированию содержания должна иметь комплексный характер, охватывая все взаимосвязи конкретной дополнительной общеобразовательной программы с предметами соответствующей образовательной области;

- принцип научной актуальности - содержание ведущих тем должно в максимально возможной мере отвечать современным достижениям соответствующих областей науки;

- принцип приоритета прикладных задач - на занятиях, проводимых с целью овладения учащимися практическими навыками, в первую очередь должны привлекаться для решения прикладные задачи.

5. Функции УМК

УМК выполняет 3 основные функции:

Обучающая функция – обеспечение целей и задач освоения содержания образования.

Развивающая функция – обеспечение возможности использования материалов в целях развития личностных качеств, например восприятия и мышления, воображения и памяти, физического развития и т.п.

Воспитательная функция – обеспечение ориентации содержания учебных материалов на освоение общечеловеческих ценностей (любовь, свобода, красота и другие) в русле отечественных культурных традиций.

Вышеперечисленные функции включают в себя:

- информационную - обеспечение системного представления о явлениях, предметах, событиях в науке, искусстве, производстве, спорте и т.п. в целях достижения образовательного эффекта;

- интегрирующую - обеспечение представлений учащихся о дополнительных источниках информации по рассматриваемым проблемам;

- координирующую - обеспечение согласования действий учащегося в использовании других учебных средств: энциклопедических словарей и справочников, аннотированных указателей литературы, атласов, альбомов, популярных периодических изданий, натуральных объектов, средств компьютерной поддержки и др.;

- трансформационную - связанную с преобразованием содержания с учетом возрастных, социальных, на циональных особенностей учащихся;

Систематизирующую - обеспечение логической и дидактической последовательности подачи учебного материала;

- функцию рационализации, обеспечивающую сокращение затрат ресурсов и времени учащихся и педагогов при высоком качестве результатов образования;

- функцию стимулирования познавательной деятельности учащихся за счет занимательности и проблемной по дачи учебного материала;

- функцию управления развитием образовательного процесса за счет дозированной и последовательной организации подачи учебного материала;

- функцию закрепления и самоконтроля результатов деятельности учащихся за счет постановки заданий и контрольных вопросов.

6. Этапы проектирования УМК

Начиная работу по созданию учебно-методического комплекса к дополнительной общеобразовательной программе, педагогу необходимо знать все этапы его разработки.

    Разработка дополнительной общеобразовательной программы.

    Определение цели и задач разработки учебно-методического комплекса.

    Подбор и анализ информационного и методического материала:

Методического;

Литературного;

Наглядного;

Электронные образовательные ресурсы.

    Отбор материала.

    Систематизация материала в соответствии с учебно-методическим планом и формами проведения занятий.

    Создание тематических папок (печатных и электронных).

    Систематизация учебно-методического комплекса.

    Внедрение учебно-методического комплекса в практику.

    Анализ учебно-методического комплекса:

Корректировка учебно-методического комплекса.

    представление материалов УМК на методических объединениях, выступление на семинарах-практикумах, презентациях педагогического опыта, конференциях, публикации через издательства и интернет-сайты, участие в методических выставках и профессиональных конкурсах разного уровня.

Поскольку разработка учебно-методического комплекса является творческим процессом, каждый педагог вправе сам определять этапы разработки УМК в зависимости от опыта работы, профессиональных знаний и умений.

7. Требования к созданию УМК

Учебно-методический комплекс и его компоненты должны:

    предусматривать логически последовательное изложение учебного материала дополнительной общеобразовательной программы;

    предполагать использование современных методов и технических средств, позволяющих обучающимся глубоко осваивать учебный материал и получать навыки по его использованию на практике;

    соответствовать современным научным представлениям в предметной области;

    обеспечивать межпредметные связи;

    обеспечивать простоту использования для педагогов и учащихся.

В заключение можно обозначить ряд объективных факторов, определяющих достоинства учебно-методического комплекса («плюсов» УМК), позволяющих педагогу дополнительного образования более результативно решать многие вопросы организации своей деятельности.

Первый «плюс» - УМК позволяет идти в ногу со временем. Использование УМК придает целостность процессу образования, позволяет педагогу поднять на более высокий уровень организацию педагогического процесса, подготовку и проведение занятий.

Второй «плюс» - УМК является важным средством более совершенной организации педагогического труда. УМК как органическая часть деятельности педагога позволяет ему осуществлять свою деятельность в системе, чувствуя слагаемые этой деятельности и направляя их в органически единый процесс развития личности ребенка. При этом УМК обладает большими позитивными возможностями и резервами, обеспечивающими сокращение затрат ресурсов и времени учащихся и педагога при высоком качестве образовательных результатов.

Третий «плюс» - УМК позволяет педагогу принципиальным образом повысить свое мастерство. Мобилизуя имеющиеся знания и опыт на решение тех или иных педагогических задач, осуществляя в ходе работы над УМК анализ и самоанализ педагогической деятельности, педагог принципиальным образом повышает свою профессиональную компетентность.

Четвертый «плюс» - УМК способствует творческой самореализации педагога. В целом работа педагога по проектированию и созданию учебно-методического комплекса не только позволяет систематизировать опыт, накапливаемый им как специалистом, но и способствует проявлению творческой активности и осознанному профессиональному развитию.

Пятый «плюс» - создание благоприятных условий для самореализации учащихся на занятиях, стимулирование индивидуального выбора. Включение в УМК системы разноуровневых заданий, учитывающих наличие у обучающихся разных темпераментов, типов мышления, видов памяти, позволяет идти в обучении от возможностей и потребностей ребенка, содействуя тем самым интеллектуальному и личностному развитию каждого учащегося.

Шестой «плюс» - обеспечение интенсивности освоения детьми различных видов деятельности. Внедрение в образовательный процесс УМК является условием многогранной деятельности учащихся в избранном ими направлении. Приглашая ребенка включиться в ту или иную деятельность (коммуникативную, игровую, познавательную, учебно-исследовательскую и др.), педагог дополнительного образования обеспечивает ему условия реализации собственных интересов и развития его индивидуальных способностей. Подбор педагогом вариативных материалов по уровням и темпам их освоения позволяет всем участникам образовательного процесса заниматься выбранным делом в удовольствие и с максимальной пользой для себя.

Заключение

Использование УМК придает целостность процессу образования, позволяет педагогу поднять на более высокий уровень организацию педагогического процесса, подготовку и проведение занятий. УМК является важным средством более совершенной организации педагогического труда.

Мобилизуя имеющиеся знания и опыт работы на решение тех или иных педагогических задач, осуществляя в ходе работы над УМК анализ и самоанализ педагогической деятельности, педагог принципиальным образом повышает свою профессиональную компетентность.

Несомненно, создание учебно-методического комплекса требует значительных временных затрат со стороны педагога, но его использование повлечет за собой осознанное профессиональное развитие, получение большего удовлетворения от работы.

Таким образом, творческий процесс работы над УМК, в котором функциональная роль каждого из составляющих его компонентов может меняться под воздействием многих факторов, можно рассматривать как средство повышения качества дополнительного образования.

Список литературы:

1. Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

2. Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная Распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 г. № 1726-р.

3. Будаева Н.А. Учебно-методический комплекс в системе дополнительного образования. Методическое пособие. - Издательство МОУ ДОД ДЮЦ УКМО 2015.

4. Буйлова Л.Н. Методические рекомендации по разработке и оформлению ДООП.– Москва, 2015.

5. Буйлова Л.Н. Технология разработки и оценки качества дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ: новое время – новые подходы. Методическое пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2015. – 272 с.

6. Горский В.А. Учебно-методический комплект как средство программно-методического обеспечения дополнительного образования детей, его функции и основные этапы разработки //Дополнительное образование. – 2009. – № 1. – С. 29-33.

7. Добрецова Н.В., Инц И.Г.: Учебно-методический комплекс – необходимая часть профессиональной деятельности педагога: учебно-методическое пособие: ГОУ “Санкт-Петербургский городской дворец творчества юных” РГПУ им. А.И. Герцена кафедра педагогики: г. Санкт-Петербург, 2004.

8. Скуратовская Н.А. Учебно-методический комплекс как средство повышения качества дополнительного образования // Современная педагогика. – 2014. - № 12 (электронный ресурс ).

9. Филатова М.Н. Индивидуализация и персонификация – актуальные проблемы современного образования. Научно-методический сборник «Библиотечка». – 2016. - № 1. – С. 44-80.

10. Филиппова Н. В. Оценка результативности дополнительной общеобразовательной программы (на примере работы студии «Молодежная мода» МОУ ДОД «Автограф» г.Нерехта Костромской области) // Молодой ученый. - 2012. - №5.

Приложение 1

Образец титульного листа УМК к ДООП

Краевое государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Хабаровский краевой центр развития творчества детей и юношества»

____________________________________________________

(структурное подразделение)

Учебно-методической комплекс

к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе __________________________

(название ДООП)

Направленность ДООП _________________________

Возраст учащихся по ДООП _____________________

Педагог дополнительного образования (тренер-преподаватель)

Ф.И.О.

Хабаровск

20__г.

Приложение 2

Информационная карта учебно-методического комплекса к дополнительной общеобразовательной программе

Наименование ДООП: ______________________________________________

Срок реализации ДООП: ____________________________________________

Возраст учащихся: ________________________________________________

Автор,

составитель

Год разработки, составления

Учебные пособия

Методические материалы

Дидактические материалы

Электронные ресурсы

Диагностические материалы

Другое (сценарии праздников, фотоальбомы, пакмятки и пр.)

Приложение 3

Оценочный лист (примерный)

учебно-методического комплекса

к дополнительной общеобразовательной программе

(для проведения внутренней и внешней экспертизы УМК)

Название ДООП ___________________________________________________

Ф.И.О. педагога___________________________________________________

Оценивание каждого показателя осуществляется по четырех балльной системе:

0 – отсутствие материалов для оценивания;

1 – материалы частично соответствуют предъявляемым требованиям;

2 – материалы в большей степени соответствуют предъявляемым требованиям;

3 – материалы на 90% соответствуют предъявляемым требованиям;

4 – материалы полностью соответствуют предъявляемым требованиям.

Максимальное количество баллов – 20 баллов.

Учебные пособия:

Справочная литература

Художественная литература

Научная и научно-популярная литература

Периодические издания

Видеоматериалы

Аудиоматериалы

3

Дидактические материалы:

Раздаточный материал для обучающихся

Наглядные пособия

4

Методические материалы:

Планы занятий

Контрольные задания

Методические разработки

5

Диагностические материалы и критерии контроля за результатами освоения учащимися ДООП

Общее количество баллов: _____________

Члены комиссии:

1._______________________

2._______________________

3._______________________

Дата заполнения ______________________

Приложение 4

Индивидуальный лист

педагогических наблюдений за деятельностью учащихся

Одним из средств диагностики является метод наблюдения. Наблюдения необходимо проводить на обязательных занятиях и в неформальной обстановке, а также при проведении массовых мероприятий в течение всего учебного года. Для педагогического наблюдения и анализа необходимо выбрать поведенческие проявления учащихся, которые характеризуют отношение ребенка к окружающим, сверстникам, к деятельности.

Формой накопления педагогической информации является «Индивидуальный лист педагогических наблюдений за деятельностью учащихся», который заполняется педагогом. Обобщенная информация отражается в сводной карте наблюдений за учащимися (Приложение 5).

Фамилия, имя учащегося________________________________________

Гражданская ответственность (добросовестность, организованность, исполнительность, требовательность к себе и другим)

Владение знаниями о событиях, происходящих в стране и в мире, умение самостоятельно выделять важные государственные и общественные проблемы

Позитивное отношение к окружающим, проявление нетерпимости к любым видам насилия (бережное отношение к природе, животным, растениям)

Проявление собственной нравственной и гражданской позиции в соотнесении с интересами развития государства и общества

Ответственное отношение к выполнению общественных поручений

Участие в проведении мероприятий, имеющих гражданскую направленность

Социальная активность (целеустремленность, самостоятельность, инициативность, решительность, настойчивость)

Самовыражение, стремление показать свои знания и умения при проведении различных мероприятий

Четкие личные цели и их выполнение

Самоорганизация совей образовательной деятельности

Способность самостоятельно выполнять задания

Нравственная культура (честность, сдержанность, справедливость, гуманность)

Владение знаниями о культурно-историческом наследии страны

Позитивное отношение к общекультурным, духовно-нравственным ценностям

Признание ценности культурных форм поведения (культура поведения со сверстниками, культура речи, культура поведения с педагогами, культура поведения во время выездных образовательных мероприятий)

Участие в проведении культурно-массовых мероприятий

Коммуникабельность (общительность, выдержка, социальная мобильность)

Развитие навыков общения, сотрудничества в процессе осуществления различных видов деятельности

Участие в учебной и социально-значимой деятельности, активность в процессе организации и проведении мероприятий

Способность работать в команде, коллективе

Мотивация и отношение учащихся к процессу познания

Мотив получения высокой оценки

Стремление занять новое положение в отношениях с окружающими, завоевать уважение среди сверстников, желание самоутвердиться

Потребность в получении новых знаний и умений

Умение подчинить свои желания сознательно поставленным целям в обучении

Максимальное количество баллов:

Приложение 5

Сводная карта педагогических наблюдений

за деятельностью учащихся в детском объединении

Итоговое значение

Стремление к познанию

Самостоятельный поиск информации

Умение планировать УП деятельность

ср. арифметическое

Самовыражение

Самоорганизация

Самоопределение

Самостоятельность

ср. арифметическое

Знания

Нравственные установки

Позитивное отношение к окружающим

Ответственность перед коллективом

Участие в мероприятиях

ср. арифметическое

Знание

Отношение

Формы поведения

Участие в мероприятиях

ср. арифметическое

Коммуникативные навыки

Организаторские навыки

Способность работать в команде

ср. арифметическое

Внутренние мотивы

Внешние положительные

Внешние отрицательные

Целеустремленность

ср. арифметическое

Среднее арифметическое

1

2

3

Данная методика позволяет определить уровень личностного развития учащегося на протяжении всего периода обучения по дополнительной общеобразовательной программе:

0-1 балл – низкий уровень личностного развития учащихся

2-3 балла – средний уровень развития

4-5 – высокий уровень развития

Приложение 6

Анкета

«Определение уровня социокультурного развития учащихся»

Инструкция к проведению теста. Прочитайте приведенные ниже суждения. Оцените каждое суждение применительно к Вам по следующей шкале:

А – совершенно верно, постоянно;

Б – относительно верно, не всегда;

В – неверно, никогда.

Ответы (А, Б или В) занесите в опросный лист рядом с номером суждения.

Опросный лист.

Ф.И.О. учащегося___________________________________

Год обучения, возраст _______________________________

Часть I . Диагностика познавательной потребности

1. У меня не пропадает желание добиваться цели, если даже что-нибудь этому препятствует.

2. Я стремлюсь к приобретению новых знаний, неизвестных мне ранее.

3. Только имея хорошие знания, можно добиться успеха в жизни.

4. Человек не может всего знать, поэтому я не стесняюсь задавать педагогу непонятные мне вопросы.

6. Познание нового для меня создает ощущение успеха.

7. Я могу самостоятельно находить, анализировать и отбирать необходимую информацию из различных источников, в том числе с помощью компьютерных средств.

8. Я могу адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в обучении, связывая успех с усилиями, трудолюбием, старанием.

9. Я считаю, что образование играет первостепенную роль в развитии человека и всего общества.

10. Я вижу взаимосвязь между получением знаний и будущей профессиональной деятельностью.

Часть II . Диагностика социальной активности

1. Я могу подчинить свои действия поставленным целям и не поддаваться влияниям различных факторов, препятствующим достижению цели.

2. Я привык выделять в делах главное и не отвлекаться на постороннее.

3. Я стремлюсь самостоятельно справляться с различными трудностями.

4. Я разумно планирую и организую свою деятельность, свободное время.

5. Могу работать творчески, действуя по собственной инициативе.

6. Мне нравится осваивать новые виды деятельности, новые умения, навыки.

7. Часто предлагаю свой подход к делу, стремлюсь, чтобы любая работа была интересной для себя и других.

8. Если я берусь за дело, то обязательно довожу его до конца.

9. Принимаю активное участие в подготовке и проведении различных мероприятий школы, класса, учреждения дополнительного образования.

10. Когда необходимо принимать важные решения, я действую решительно.

Часть III . Диагностика гражданской ответственности

1. Я готов поставить общественные интересы выше своих собственных.

2. Ответственно отношусь к делам группы, класса, переживаю за общий успех.

3. Хочу, чтобы мой труд приносил пользу обществу.

4. Добросовестно отношусь к выполнению любого дела, поручения.

5. Я готов защищать свою Родину, интересы государства в случае серьезной опасности.

6. Я знаю историю, традиции, культуру своего государства.

7. Я испытываю волнение, когда слышу песни о своей Родине.

8. Я умею сдержать свое слово, если что-то пообещал, то обязательно выполню.

9. Мне интересно принимать участие в дискуссиях по актуальным проблемам жизнедеятельности гражданского общества и государства.

10. Бережно отношусь к окружающей природе, животным, растениям и т.д.

Часть IV . Диагностика нравственных качеств

1. Уважительно отношусь к взрослым.

2. Мне важно помочь другу, если он попал в беду, не ожидая взамен похвалы и награды.

3. Мне совестно, если я поступаю несправедливо по отношению к другим.

4. У меня есть недостатки, с которыми я стараюсь справиться.

5. Проявляю сочувствие ребятам, у которых что-то не получается.

6. Я думаю, что нельзя позволять себе выругаться на несправедливое замечание в свой адрес.

7. Я считаю, что существуют правила поведения в общественных местах, которые должен соблюдать каждый человек.

8. Я всегда говорю правду.

9. Внешний вид является показателем уважения не только к себе, но и к окружающим.

10. В свободное время я с удовольствием иду в театр, музей, на выставку.

Часть V . Диагностика коммуникативных качеств

1. Умею сохранять выдержку и терпение в конфликтных ситуациях, принимаю проблему спокойно, пытаюсь найти компромиссное решение.

2. Я думаю, что важно понимать других людей, даже если они не правы.

3. В незнакомой компании я не чувствую неудобства.

4. Я не испытываю чувство неудобства или стеснения, если приходится проявить инициативу, чтобы познакомиться с новым человеком, установить с ним контакт, дружеские отношения.

5. Я легко адаптируюсь в новом коллективе.

6. У меня много друзей, с которыми я постоянно общаюсь.

7. Мне несложно выступить с докладом, сообщением, информацией перед аудиторией.

8. В решении важных дел принимаю инициативу на себя.

9. Я с удовольствием принимаю участие в проведении коллективных мероприятий, организации общественных дел, беру на себя ответственность за общий результат.

10. В коллективе мне нравится быть в центре внимания, я ощущаю себя значимым членом «команды».

Часть VI . Диагностика мотивации учащихся к познавательной деятельности

Меня привлекает:

1. Возможность приобрести новые знания, умения, расширить кругозор.

2. Желание самоутвердиться, завоевать уважение среди сверстников.

3. Потребность в получении знаний, необходимых в будущем для выбора профессии, возможность получить первоначальную профильную подготовку.

4. Потребность в общении со сверстниками.

5. Возможность развивать творческие способности.

6. Возможность участвовать в коллективных делах.

7. Возможность добиться успехов в определенной деятельности, желание принести пользу обществу.

8. Возможность выработать у себя определенные черты характера: самостоятельность, активность, инициативу.

9. От этого зависит будущее: поступление в учебное заведение, зарплата, карьера.

10. Награда, поощрения родителей.

Обработка результатов.

Для оценки используется трехбалльная шкала:

Вариант «А» - 2 балла – учащийся полностью владеет указанным навыком, умением, ему свойственна указанная форма поведения.

Вариант «Б» - 1 балл – владеет им отчасти, проявляет время от времени, непостоянно.

Вариант «В» - 0 баллов – не владеет.

За каждый ответ (вариант А) начисляется 2 балла, за ответ (вариант Б) начисляется 1 балл, за ответ (вариант В) баллы не начисляются.

Переведите свои ответы на вопросы теста в баллы. Запишите полученные цифры в опросный лист (таблица 1) в свободной клетке рядом с ответом на вопросы. Подсчитайте результаты каждой части теста в опросном листе (таблица 1), просуммировав записанные в столбцах баллы. Полученные суммы запишите в итоговых клетках.

Впишите в таблицу 2 «Сводная таблица результатов учащихся группы» результаты теста, полученные результаты с 1-й по 6-ую части из итоговых клеток таблицы 1. Подсчитывается, какое количество учащихся группы имеют минимальный, высокий, средний уровень социокультурного развития. Результаты могут быть переведены в проценты.

Сводная таблица результатов опроса учащихся группы

Минимальный уровень

(менее 8 баллов)

Средний уровень

(8-15 баллов)

Высокий уровень

(15-20 баллов)

Часть 1

Познавательная активность

Часть 2

Социальная активность

Часть 3

Гражданская ответственность

Часть 4

Нравственность

Часть 5

Коммуникабельность

Часть 6

Мотивация к познавательной деятельности

Данная методика позволяет раскрыть сильные и слабые стороны личности учащихся, выявить уровень их социокультурного развития.

Использование методики на протяжении всего периода обучения по дополнительной общеобразовательной программе позволит фиксировать происходящие изменения в личности учащихся и выявлять тенденции развития личности.


УМК: общие положения Данные рекомендации разработаны на основе Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации», ГОСТ Издания. Основные виды. Термины и определения (далее ГОСТ), федеральных государственных требований к минимуму содержания, структуре, условиям реализации, срокам обучения дополнительных пред профессиональных программ в области искусств, «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств», направленных письмом Министерства культуры Российской Федерации от /06-ГИ.


УМК: общие положения Рекомендации разработаны с целью создания условий для эффективного учебно-методического обеспечения реализации дополнительных пред профессиональных и общеразвивающих программ в области искусств. Задачи: определение места и роли УМК в эффективном обеспечении реализации дополнительных общеобразовательных программ в области искусств; формирование понятийного словаря; систематизация основных требований к УМК, его структуре и содержанию; информационная и научно-методическая поддержка процессов сохранения, обобщения и передачи лучшего педагогического опыта.


УМК: общие положения Согласно пункту 3 Положения о лицензировании (утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2013 г. 966): П.3 «Образовательная деятельность как лицензируемый вид деятельности включает в себя оказание образовательных услуг по реализации образовательных программ по перечню согласно приложению».


УМК: общие положения К лицензионным требованиям, в том числе, относится: - наличие разработанных и утвержденных организацией, осуществляющей образовательную деятельность, образовательных программ в соответствии со статьей 12 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации". - наличие печатных и электронных образовательных и информационных ресурсов по реализуемым в соответствии с лицензией образовательным программам, соответствующих федеральным государственным требованиям и в соответствии со статьей 18 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации"


УМК: общие положения Основной характеристикой образования в образовательной организации является образовательная программа - комплекс, который представлен, в том числе учебным планом, программами учебных предметов, оценочными и методическими материалами. Содержание образовательной программы раскрыто в учебном плане, включающем комплекс учебных предметов. Реализация дополнительных образовательных программ невозможна без учебно-методического обеспечения, а именно: наличия учебников и учебных пособий раздаточного материала, дидактических, информационных и справочных материалов, тематических учебных и методических пособий, специальной и методической литературы и т.п. Поэтому одним из важных направлений организации образовательной деятельности в детских школах искусств (далее - ДШИ) является создание учебно-методического комплекса по учебному предмету.


УМК: общие положения Учебно-методический комплекс (далее – УМК) - это система нормативной и учебно-методической документации, средств обучения и контроля, необходимых и достаточных для качественной реализации дополнительных образовательных программ, в соответствии с учебным планом. Разработка УМК учебного предмета является одним из элементов профессиональной деятельности преподавателя. УМК разрабатывается по всем учебным предметам с учетом необходимости повышения качества усвоения содержания учебного материала на уровне определенных требований.


УМК: общие положения Целями разработки УМК является: обеспечение полноты и качества реализации программы учебного предмета, достижения планируемых результатов ее освоения в соответствии с федеральными государственными требованиями, рекомендациями по организации методической и образовательной деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств, создание механизмов, технологий, методик оснащения педагогического процесса в детских школах искусств.


УМК: общие положения Задачи УМК: организационно-методическое обеспечение учебного процесса, направленного на эффективное освоение знаний, умений, навыков; создание условий для выявления и развития творческих способностей обучающихся, реализации индивидуального подхода в образовательном процессе; создание комфортной развивающей образовательной среды.


Образовательная программа как ключевой документ, на основе которого разрабатывается УМК. П.3 Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ 273) Образовательная программа - комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно- педагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, форм аттестации, данный комплекс представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов


Примерные программы учебных предметов Министерством культуры Российской Федерации разработаны примерные программы учебных предметов, на основании которых детские школы искусств могут разработать свои программы, являющиеся одним из основных элементов дополнительных пред профессиональных и общеразвивающих программ в области искусств.


Рецензия Учебные программы должны иметь экспертную оценку, которая осуществляется в форме рецензирования экспертом - специалистом в соответствующей области. При этом рекомендуется: две рецензии на пред профессиональную программу: внешняя – от эксперта из другой образовательной организации, внутренняя рецензия – от ведущего преподавателя ДШИ. Для дополнительных общеразвивающих программ достаточно внутренней рецензии.


Адаптированные программы Детские школы искусств также могут реализовывать дополнительные адаптированные (пред профессиональные и общеразвивающие) образовательные программы. ФЗ 273 (п.28 ст. 2): «адаптированная образовательная программа - образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц».


Разработка программ в рамках осуществления экспериментальной и инновационной деятельности: Инновационная деятельность ориентирована на совершенствование научно-педагогического, учебно- методического, организационного, правового, финансово- экономического, кадрового, материально-технического обеспечения системы образования и осуществляется в форме реализации инновационных проектов и программ. При реализации инновационной программы должны быть обеспечены соблюдение прав и законных интересов участников образовательных отношений, предоставление и получение образования, уровень и качество которого не могут быть ниже требований, установленных федеральными государственными требованиями.


Общая характеристика УМК и принципы его формирования Учебно-методический комплекс (УМК) и его компоненты должны: предусматривать логически последовательное изложение учебного материала; предполагать использование современных методов и технических средств, позволяющих обучающимся глубоко осваивать учебный материал и получать навыки по его использованию на практике; соответствовать современным научным представлениям в предметной области; обеспечивать межпредметные связи; обеспечивать простоту использования для педагогов и обучающихся.




Учебники, учебные пособия, сборники упражнений, репертуарные сборники, сборники контрольных работ, хрестоматии, рабочие тетради Учебные Учебно-методические пособия, «школы обучения» Учебно- методические Методические рекомендации, методические разработки, методические пособия Методические УМК: компоненты, виды






Учебная программа по предмету Примерная программа учебного предмета дополнительного образования детей в области искусства разрабатывается в соответствии с федеральными государственными требованиями (предпрофессиональная программа) и рекомендациями по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусства (общеразвивающие программы). Примерные программы разработаны и опубликованы на сайте Министерства культуры Российской Федерации и рекомендуются в качестве основы при создании учебных программ по предметам в детских школах искусств. Учебная программа по предмету в детской школе искусств разрабатывается преподавателем (или группой разработчиков) на основе соответствующих требований и рекомендаций, с учетом опыта и специфики данного учреждения, в рамках ресурсов и концепции развития школы.


Учебник и учебные пособия Учебник - учебное издание, содержащее систематическое изложение учебной дисциплины (предмета), ее раздела, части, соответствующее учебной программе, и официально утвержденное в качестве данного вида издания (ГОСТ Издания. Основные виды. Термины и определения).



Учебник и учебные пособия Учебное пособие - учебное издание, дополняющее или заменяющее частично или полностью учебник, официально утвержденное в качестве данного вида издания (ГОСТ Р)







Учебно-наглядные пособия Наглядное пособие - учебное изоиздание, содержащее материалы в помощь изучению, преподаванию или воспитанию (ГОСТ). Наглядное пособие учебное, практическое, справочное пособие, в котором основными средством передачи содержания являются изобразительные, наглядные средства.пособие


Учебно-наглядные пособия Учебно-наглядное издание - учебное издание, содержащее материалы в помощь изучению или преподаванию определенного предмета, содержание которого выражено изобразительно- графическими средствами с кратким поясняющим текстом или без него. Основными разновидностями учебно- наглядных изданий являются альбомы и атласы. Альбом - учебно-наглядное издание, книжное или комплектное листовое изоиздание, имеющее обычно пояснительный текст, служащее для учебных целей (ГОСТ). Атлас - учебно-практическое издание, альбом, содержащий изображения различных объектов (карты, чертежи, рисунки и пр.), служащий для учебных целей (ГОСТ).


Учебно-наглядные пособия К средствам обучения относят печатные пособия – таблицы, плакаты, картины, фотографии, а также раздаточный материал – дидактические карточки, учебные модели, видеофильмы, мультимедийные материалы, компьютерные программные средства.




Учебно-методическое пособия Учебно-методическое пособие - учебное издание, содержащее материалы по методике преподавания, изучения учебного предмета, его раздела, части или методике (ГОСТ). Учебно-методическое пособие может содержать систематизированные материалы по методике самостоятельного изучения учебного предмета, тематику и методику различных практических форм закрепления знаний (контрольных, итоговых работ), изложенных в форме, удобной для изучения и усвоения.




Методические рекомендации Методические рекомендации (указания) – это один из видов методической продукции (наряду с методической разработкой, методическим пособием, дидактическим материалом) Методические рекомендации могут содержать изложение одной или нескольких методик, методических принципов, подходов, способов, сложившихся на основе положительного педагогического опыта. Их задача – предложить педагогическому сообществу наиболее эффективные, рациональные варианты, образцы действий, дидактических приемов применительно к определенному виду учебной, творческой деятельности


Методические рекомендации В методических рекомендациях обязательно наличие практических иллюстраций (примеров), взятых из конкретного педагогического опыта. Методические рекомендации должны иметь определенную направленность и точную адресность (указание, кому они адресованы: педагогам, концертмейстерам, методистам и т.д.), что регламентирует терминологию, стиль изложения, объем методических рекомендаций.


Методические разработки Методическая разработка – издание, содержащее конкретные материалы в помощь по проведению какого-либо мероприятия (в том числе учебного занятия в системе ДШИ), сочетающее описание последовательности действий, отражающих ход его проведения, с методическими указаниями по его организации. Методическая разработка – комплексная форма, которая может включать также сценарии, планы выступлений, описание творческих заданий, схемы, рисунки и т.д.


Методическое пособие Методическое пособие – комплексный вид методической продукции, обобщающий значительный опыт, накопленный в системе ДШИ и содержащий рекомендации по его использованию и развитию. Авторами методических пособий являются, как правило, опытные педагоги и методисты.


Учебно-библиографические издания Учебно- вспомогательное библиографическое пособие – рекомендательное библиографическое пособие, предназначенное для обеспечения учебной деятельности Учебно- вспомогательное библиографическое пособие – рекомендательное библиографическое пособие, предназначенное для обеспечения учебной деятельности Учебный библиографический справочник – учебно-библиографическое издание, справочник, содержащий биографические сведения о каких-либо лицах, списки их трудов и литературы Учебный библиографический справочник – учебно-библиографическое издание, справочник, содержащий биографические сведения о каких-либо лицах, списки их трудов и литературы


Электронные средства обучения Электронные средства обучения - компьютерные, педагогические программные средства, предназначенные для предъявления новой информации, дополняющей печатные издания, служащие, в том числе для индивидуального обучения, а также позволяющие тестировать полученные знания и умения обучаемого.


Электронные средства обучения По наличию печатного эквивалента выделяются две группы электронных средств учебного назначения: электронный аналог печатного учебного издания - электронное средство учебного назначения, в основном воспроизводящее соответствующее печатное издание (расположение текста на страницах, иллюстрации, ссылки, примечания и т.п.); электронное приложение к печатному учебному изданию- электронное средство, являющееся дополнением к печатному изданию, содержащее интерактивные дидактические материалы, аудиовизуальные видеоиллюстрации самостоятельное электронное средство учебного назначения - электронное издание, не имеющее печатных аналогов.


Электронные средства обучения электронное издание, содержащее преимущественно текстовую информацию, представленную в форме, допускающей посимвольную обработку текстовое (символьное) электронное издание электронное издание, содержащее преимущественно электронные образцы объектов, рассматриваемых как целостные графические сущности, представленные в форме, допускающей просмотр и печатное воспроизведение, но не допускающей посимвольной обработки изобразительное электронное издание электронное издание, содержащее цифровое представление звуковой информации в форме, допускающей ее прослушивание, но не предназначенной для печатного воспроизведения; звуковое электронное издание


Электронные средства обучения самостоятельное, отчуждаемое произведение, представляющее собой публикацию текста программы или программ на языке программирования или в виде исполняемого кода программный продукт электронное издание, в котором информация различной природы присутствует равноправно и взаимосвязано для решения определенных разработчиком задач, причем эта взаимосвязь обеспечена соответствующими программными средствами. мультимедийное электронное издание Система средств научной организации труда педагога и обучающихся 1 этап: педагог анализирует конкретные задачи, характер и объём информации, подлежащей усвоению, исходный уровень подготовки обучающихся. 2 этап: педагог приступает к разработке и созданию методических рекомендаций, подборке материалов по индивидуальному сопровождению развития обучающихся, разработке анкет, памяток для обучающихся и родителей, разработке сценариев массовых мероприятий и дел, игровых методик. 3 этап совершенствования и развития УМК: педагог создаёт учебные и методические пособия, пакет материалов, обеспечивающих индивидуальную поддержку обучающемуся в освоении образовательной программы.


Заключение Каждый педагог вправе подойти к составлению УМК творчески, разработать его содержание по своему усмотрению, в соответствии с уровнем подготовки обучающихся и их образовательных потребностей. УМК может быть разработан педагогом или коллективом педагогов в зависимости от специфики структурного подразделения и вида дополнительной образовательной программы. УМК предназначен для решения полного круга задач, которые возникают в рамках образовательного процесса.

Новое на сайте

>

Самое популярное