Домой Уход за лицом Мария клавдиевна тенишева презентация. Тенишева мария клавдиевна. Тенишева Мария Клавдиевна Брянская земля - общественный деятель, меценат

Мария клавдиевна тенишева презентация. Тенишева мария клавдиевна. Тенишева Мария Клавдиевна Брянская земля - общественный деятель, меценат

Тенишева, Мария Клавдиевна

Фотопортрет М. К. Тенишевой.

Княгиня Мари́я Кла́вдиевна Те́нишева (урождённая Пятковская , по отчиму - Мария Морицовна фон Дезен; в первом браке - Николаева ; -) - русская дворянка, общественный деятель, художник-эмальер , педагог, меценат и коллекционер. Основательница художественной студии в Петербурге , Рисовальной школы и Музея русской старины в Смоленске , училища ремесленных учеников в городе Бежица , а также художественно-промышленных мастерских в собственном имении Талашкино .

Биография

Категории:

  • Тенишевы
  • Меценаты Российской империи
  • Мир искусства
  • Собиратели икон
  • Персоналии по алфавиту
  • Почётные граждане Смоленска
  • Женщины-художники России
  • Княгини Российской империи
  • Русские эмигранты первой волны во Франции
  • Родившиеся в 1858 году
  • Умершие 14 апреля
  • Умершие в 1928 году

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Тенишева, Мария Клавдиевна" в других словарях:

    Деятель в области русского искусства, меценат, коллекционер и художник. Жена В. Н. Тенишева. Училась искусству в Петербурге и Париже. Организовала на свои средства рисовальные школы в… …

    - (урождённая Пятковская) (1867 1929), княгиня, общественный деятель, коллекционер, меценат, художник эмальер. Основала художественную студию в Санкт Петербурге (1894), Рисовальную школу (1896) и Музей русской старины (1898) в Смоленске,… … Энциклопедический словарь

    ТЕНИШЕВА (урожденная Пятковская) Мария Клавдиевна (1867 1929) княгиня, российский общественный деятель, коллекционер, меценат, художник эмальер. Основала художественную студию в Санкт Петербурге (1894), рисовальную школу (1896) и Музей русской… … Большой Энциклопедический словарь

    - … Википедия

    Фотопортрет М. К. Тенишевой. Мария Клавдиевна Тенишева (урождённая Пятковская, по отчиму Мария Морицовна фон Дезен; в первом браке Николаева; 1858 1928) русская дворянка (княгиня), общественный деятель, художник эмальер, педагог, меценат и… … Википедия

    - (Пятковская). Род. 1867, ум. 1929. Меценат, художник эмальер, коллекционер, общественный деятель. На собственные средства создала художественную студию в Санкт Петербурге (1894), рисовальную школу (1896), Музей русской старины (1898) в Смоленске … Большая биографическая энциклопедия

    Тенишева, Мария Клавдиевна Фотопортрет М. К. Тенишевой. Мария Клавдиевна Тенишева (урождённая … Википедия

    - (урождённая Пятковская) Мария Клавдиевна (1861 1929), княгиня, коллекционер, меценат, художник эмальер. Основала художественную студию в Санкт Петербурге (1894), рисовальную школу (1896) и Музей русской старины (1898) в Смоленске, художественно… … Русская история

    Мария Клавдиевна , деятель в области русского искусства, меценат, коллекционер и художник. Жена В. Н. Тенишева. Училась искусству в Петербурге и Париже. Организовала на свои… … Большая советская энциклопедия

Княгиня, общественный деятель, коллекционер, меценат, художник-эмальер. Судьба ее блестяща и трагична: отдав России все, что у нее было, от капиталов до таланта, она умерла в забвении.

Точный год рождения не известен (между 1857 и 1867), достоверной считается только число - 20 мая. Происходила она из столичных дворян, но была незаконнорожденной.

Тяжело пришлось незаконнорожденной Марии в семье матери. Рассказывали, что госпожа фон Дезен, имевшая весьма тяжелый характер, никак не могла простить дочери ее нежеланного появления на свет (ходили даже слухи, что отцом Маши был император Александр II). Нет, недостатка ни в чем Мария не испытывала, но чувствовала себя одинокой. Она училась в одном из лучших учебных заведений Санкт-Петербурга - гимназии Спешневой, которую успешно окончила.

В 16 лет девушка была выдана замуж за правоведа Рафаила Николаева и родила дочь Марию, но этот ее брак оказался неудачным. «Все было так серо, обыденно, бессодержательно» - писала она позже. Муж, заядлый картежник, после очередного проигрыша часами валялся на диване в привычном бездействии, равнодушный ко всему на свете. Марии Клавдиевне невыносимо было видеть, как он унижался, выпрашивая деньги у родственников или тещи. И - что было еще хуже - заставлял жену брать деньги у чужих людей.

С 1881 она обучалась в Париже: брала уроки музыки, вокала, желая стать профессиональной певицей, много занималась рисованием. Оставленная с мужем дочь была впоследствии отдана отцом «в институт» (что предполагало интернатскую систему) и сильно отдалилась от матери, не простив ей и в зрелом возрасте ее стремления к самореализации в ущерб заботе о семье и о ней.

Целых три года перед этим она училась пению у известного вокального педагога Матильды Маркези, ее выступления слушали Ш. Гуно, А. Тома и А. Г. Рубинштейн. В Париже Мария берет уроки рисования в Лувре у художника Габриэля Жильбера.

На лето Мария Клавдиевна возвращалась из Франции в Россию и жила в имении А.Н. Николаева (дяди мужа) под Смоленском. Именно там на всю жизнь завязалась её дружба с соседкой, владелицей имения Талашкино, Е.К. Святополк-Четвертинской («Киту») - женщиной близкой судьбы, схожих взглядов на жизнь и эстетических вкусов.

Весной 1885 года Мария Клавдиевна окончательно возвращается в Россию и с успехом выступает на сцене, исполняя арии и романсы. Она стала профессиональной певицей, пыталась устроиться на профессиональную сцену, прослушивалась в Мамонтовской опере, но неудачно. Однако это ее не остановило - она продолжала участвовать в концертах. Одновременно много занималась рисованием, писала картины, овладевала искусством живописи. Начала коллекционировать произведений русской и европейской графики, предметов народного быта.

По соседству с Талашкино находилось и земли князя В.Н.Тенишева - крупнейшего российского промышленника, субсидировавшего строительство первого в России завода автомобилей, одного из зачинателей электромеханического производства. В Смоленщину он приезжал поохотиться, был на 22 года старше Марии Клавдиевны, но разница в возрасте не обрела значения при обнаружившемся родстве душ. После скорого развода князя с первой женой и расторжения брака Марией Клавдиевной, они в 1892 году обвенчались. Ей шел двадцать шестой год, ему было сорок восемь.

В.Н.Тенишев дал жене, помимо своей фамилии (правда, его родные «бесприданницу» не признали, и в родословную князей Тенишевых княгиня Мария не попала), духовную опору, княжеский титул, большое состояние и возможность реализовать себя в качестве просветительницы и меценатки.

В 1889 году, сразу после свадьбы, супруги Тенишевы переезжают в город Бежицу под Брянском, где князь руководил рельсопрокатным заводом. Следующие четыре года своей жизни Мария Клавдиевна Тенишева назвала первым «полем брани». Столкнувшись с жизнью завода, Тенишева обращает внимание на быт и условия жизни рабочих. Перенаселенные бараки, эксплуатация детского труда, пьянство и болезни, отсутствие школ и детских садов.

«Понемногу передо мной развернулась целая картина истинного положения рабочих на заводе. Я открыла, что кроме заевшихся матрон и упитанных равнодушных деятелей в нем жили еще люди маленькие, пришибленные, опаленные огнем литейных печей, оглушенные нескончаемыми ударами молота, по праву может быть озлобленные, огрубелые, но все же трогательные, заслуживающие хоть немного внимания и заботы об их нуждах... Чем глубже я вникала в заводскую жизнь, тем больше убеждалась, какое широкое поле действий в этой огромной и сложной машине».

08:47 pm - Мария Клавдиевна Тенишева(1858-1928)
Помню, когда я около трех с половиной лет назад грела свое беременное пузо на заграничных югах, читая всякие интересные журналы по искусству, меня впервые пронзила в самое сердце мысль, что в становлении того или иного творческого человека меценаты иногда не менее важны, чем учителя, жены и любовницы, а иногда и более....
Тогда, помнится, читала я статью про великую Тенищеву, судьба которой была блестяща и трагична: отдав России всё, что у нее было, от капиталов до таланта, она умерла в полном забвении. ...И на днях наткнувшись на ее портрет кисти Репина невольно захотелось написать пост...

Современники называли княгиню Тенишеву «гордостью всей России». Ей повезло, она общалась свыдающимися людьми своей эпохи - Репиным, Тургеневым, Чайковским, Мамонтовым, Врубелем, Коровиным, Рерихом, Бенуа, Дягилевым, Малютиным, Серовым...

Портрет Репина

Во многих источниках написано, что точный год рождения Тенишевой доподлинно неизвестен (между 1857 и 1867), однако в википедии указан 1858, что я и вынесла в заглавие поста, достоверным считается только число – 20 мая.
Происходила она из столичных дворян, но была незаконнорожденной. Семейное предание сохранило разные версии того, кто был её отцом.

После окончания частной гимназии девушка была выдана замуж за правоведа Рафаила Николаева и родила дочь Марию, но этот ее брак оказался неудачным («Все было так серо, обыденно, бессодержательно», – писала она позже).

С 1881 она обучалась в Париже: брала уроки музыки, вокала, желая стать профессиональной певицей, много занималась рисованием. Оставленная с мужем дочь была впоследствии отдана отцом «в институт» (что предполагало интернатскую систему) и сильно отдалилась от матери, не простив ей и в зрелом возрасте её стремления к самореализации в ущерб заботе о семье и о ней.

На лето Мария Клавдиевна возвращалась из Франции в Россию и жила в имении А.Н. Николаева (дяди мужа) под Смоленском. Именно там на всю жизнь завязалась её дружба с соседкой, владелицей имения Талашкино, Е.К. Святополк-Четвертинской («Киту») – женщиной близкой судьбы, схожих взглядов на жизнь и эстетических вкусов. Мало задумываясь о том, кто и чему учит в этот момент её дочь, неутомимая княгиня, поддержанная Киту, организовала в 1889 в Талашкино первую «школу грамоты» для местных крестьян.

По соседству с Талашкино находилось и земли князя В.Н. Тенишева – крупнейшего российского промышленника, субсидировавшего строительство первого в России завода автомобилей, одного из зачинателей электромеханического производства. В Смоленщину он приезжал поохотиться, был на 22 года старше Марии Клавдиевны, но разница в возрасте не имела значения при обнаружившемся родстве душ. После скорого развода князя с первой женой и расторжения брака Марии Клавдиевны они в 1892 году обвенчались.

В.Н.Тенишев дал жене, помимо своей фамилии (правда, его родные «бесприданницу» не признали, и в родословную князей Тенишевых княгиня Мария не попала), духовную опору, княжеский титул, большое состояние и возможность реализовать себя в качестве просветительницы и меценатки. Получив средства на осуществление задуманных ею проектов, Тенишева вскоре открыла училище ремесленных учеников под Брянском (где её муж возглавлял акционерное общество), несколько начальных народных школ в Петербурге и Смоленске.
В те же годы состоялось её знакомство с И.Е. Репиным, которого она увлекла идеей организации рисовальных школ для одаренных детей из народа, а также курсами для подготовки учителей рисования.
Делом всей жизни М.К. Тенишевой стало Талашкино
Врубель

На рубеже веков Талашкино превратилось в духовный и культурный центр России, «художественное гнездо», аналогичное подмосковному Абрамцево – местом встречи выдающихся деятелей культуры, вдохновленных идеей «нового русского Возрождения». Неорусский стиль в искусстве – «родом» из Талашкино.


Просветительская идея привлекла в Талашкино множество выдающихся русских художников. В.Д. Поленов, В.М. Васнецов, М.В. Врубель, К.А. Коровин, В.А. Серов, Н.К. Рерих гостили и работали в имении княгини, предлагая свои рисунки для росписи балалаек, сундучков, мебели.

В 1901 году Тенишева провела в Смоленске выставку изделий прикладного искусства, изготовленных в Талашкине, открыв одновременно в Москве, в Столешниковом переулке, магазин «Родник» для их продажи. В эти годы в Талашкине был построен кабинет «Теремок», все предметы убранства которого были сделаны в мастерских.

Во Фленове по её инициативе был выстроен храм Святого Духа с росписями и мозаикой Н.К. Рериха.

Замужество дало княгине возможность удовлетворить её увлечение коллекционированием. Составив обширную коллекцию акварелей русских и иностранных художников, систематизация которой была поручена А.Н. Бенуа, Тенишева устроила в 1897 году выставку своего собрания, из которого около 500 работ подарила затем готовящемуся к открытию Русскому музею.

С.П. Дягилев, с которым Тенишева познакомилась в это время, увлек её идей создания журнала «Мир искусства», который она учредила и (совместно с С.И. Мамонтовым) финансировала в 1898–1904 годах. В 1899 году она была в числе организаторов первой выставки «мирискусников» в Петербурге.

Идиллия. Карикатура Щербова П. Е.1899. Л.С. Бакст (петух), С.П. Дягилев (доит корову), Д.В. Философов, М.В. Нестеров, М.К. Тенишева (корова), И.Е. Репин, С.И. Мамонтов

Радость безмерная. Карикатура (парная карикатуре "Идилия") 1900. В.В. Стасо, М.К. Тенишева (корова), И.Е. Репин, М.В. Нестеров (за мольбертом), С.И, Мамонтов (мамонт), С.П, Дягилев

Между тем, Николай II назначил в 1900 году В.Н. Тенишева главным комиссаром русского отдела на Всемирной выставке в Париже. Этот раздел произвел фурор – во многом благодаря трудам Марии Клавдиевны. Человек разносторонне образованный, муж М.К. Тенишевой не разделял части её увлечений и не одобрял её дружбы с художниками, желая видеть жену лишь светской дамой. И все же он помогал ей, субсидируя все её начинания, а она заставляла звучать его имя как мецената и филантропа.

В 1903 году Тенишева не стало. Теперь уже она одна распоряжалась оставшимся ей в наследство огромным капиталом.

В 1906 году она помогла С.П. Дягилеву в устройстве Выставки русского искусства на «Осеннем салоне» в Париже, причём важный раздел экспозиции составили собранные ею самой предметы русского народного искусства. Впоследствии эта коллекция составила основу первого в стране Музея русского декоративно-прикладного искусства «Русская старина», который в 1911 году был передан княгиней в дар Смоленску.

В те же годы княгиня активно участвовала в работах по историко-археологическому изучению Смоленска и окрестностей, способствовала открытию в городе филиала Московского археологического института.

В 1912 году она получила титул почётной гражданки города Смоленска; её именем назвали одну из улиц города.


При этом она была замечательным художником-эмальером. Среди её работ были и крупные (напрестольный крест в серебре и золоте для храма Святого Духа, декор двери с изображением Георгия Победоносца в «Теремке» во Фленове, двустворчатый портал из ценных пород дерева с эмалевыми инкрустациями) и весьма тонкие, небольшие по размерам работы (блюдо с разноцветной эмалью, купленное впоследствии Музеем Люксембургского дворца в Париже, эмалевые портреты царя Михаила Федоровича и императора Николая II с наследником-цесаревичем для подарка государю в честь 300-летия Дома Романовых).

М.К. Тенишева выставляла свои работы в салоне Национального общества изящных искусств во Франции (1906–1908), Союзе декоративных искусств.

В 1914 году она показала эмали в Риме, получив диплом и почетное членство в Римском археологическом обществе. Через два года она защитила докторскую диссертацию на тему «Эмаль и инкрустация» в Московском археологическом институте. (Текст работы, утраченный в годы революции, был восстановлен её учениками в Праге в 1930.)

Как художник, собиратель и исследователь искусства Тенишева была избрана членом нескольких европейских академий.

Революция 1917 года заставила М.К. Тенишеву эмигрировать во Францию, где она жила вместе всё с той же «Киту» и дочерью от второго своего брака Лизой в Вокрессоне близ Парижа с 1918 года до своей кончины. За десять эмигрантских лет женщины успели наладить дело обучения эмальерному искусству среди детей эмигрантов.

Е.К. Святополк-Четвертинская сохранила дневники и воспоминания Тенишевой. Она же передала оборудование тенишевской мастерской, материалы и технологические рецепты Тенишевой своей эмигрантской подруге и единомышленнице Т.Н. Родзянко, организовавшей после получения этого дара «Школу эмалевого искусства» в Праге.

bolivar_s wrote in August 27th, 2018

Цитата сообщения Отрада

Княгиня Мария Тенишева - меценат и художница

Княгиня Мария Тенишева - меценат и художница, которой восхищались Репин и Тургенев.

Соколов А.П. Портрет Марии Клавдиевны Тенишевой (1898).

Мари́я Кла́вдиевна Те́нишева (урождённая Пятковская, по отчиму — Мария Морицовна фон Дезен) родилась 20 мая 1858 года, в Петербурге.

Девочка была незаконнорожденной и росла в богатом доме отчима совершенным дичком, несмотря на обилие гувернанток, нянек и учителей. От нее требовали полного послушания и сдержанности. Мать была холодна к ней, очевидно, связывая с этим ребенком те моменты жизни, о которых хотелось забыть.



Мария Тенишева в детстве.

«Я была одинока, заброшена. Когда в доме все затихало, я неслышно, на цыпочках пробиралась в гостиную, оставив туфли за дверью. Там мои друзья-картины... Этих хороших, умных людей называют художниками. Они, должно быть, лучше, добрее других людей, у них, наверное, сердце чище, душа благороднее?...».


Мария Клавдиевна Тенишева.

В глазах маленькой Марии художники были людьми очень умными и особенными, добрыми и хорошими по сравнению с другими, а как иначе им удавалось бы создавать такую красоту, которая даже на картинах выглядела живой и настоящей. В 16 лет девушка вышла замуж за мужчину, который не оставил следа в истории, известно лишь, что звали его Николаев Рафаил Николаевич. Замужество оказалось скоротечным, что совсем неудивительно, ведь целью бракосочетания была свобода, что раньше практиковалось нередко.


Педагог Мария Клавдиевна Тенишева.

О своем суженном Тенишева писала: чистенький, белокурый и высокий, ему было 23 года. До свадьбы они виделись всего несколько раз, после чего он сделал ей предложение. Когда Марии задавали вопросы о чувствах к Рафаилу, любит ли она его, то ответ ее был уклончивым. Она не имела понятия, что такое любовь, но любила в этом мужчине свою мечту. Он казался ей хорошим и порядочным человеком, но что сильнее привлекало в нем, так это символизм свободы, который он являл для нее.

Быстрое замужество принесло с собой и материнство. Вскоре после рождения дочери Мария вместе с ней уедет в Париж, где пройдет обучение вокалу у Матильды Маркези. После этого она вернётся на родину, где и познакомится с Тенишевым Вячеславом Николаевичем.


Тенишев Вячеслав Николаевич.

Весной 1892 года Мария и князь Тенишев обвенчались. Брак их не был простым и безоблачным. Ей шел тридцать четвертый год, ему было сорок восемь лет. Две сильные независимые натуры, во многом похожие и в то же время очень разные, с уже сложившимися принципами и взглядами на жизнь. Ей недостаточно было, чтобы ее любили только как женщину, она всегда хотела, чтобы в ней видели личность, считались с ее мнением и принципами.

Вместе с супругом княгиня переехала в городок Бежица, где Тенишев управлял делами крупного завода.


Школа, открытая Тенишевой в Бежице.

Тенишева вспоминала: «Понемногу передо мной развернулась целая картина истинного положения рабочих на заводе. Я открыла, что кроме заевшихся матрон и упитанных равнодушных деятелей в нем жили еще люди маленькие, пришибленные, опаленные огнем литейных печей, оглушенные нескончаемыми ударами молота, по праву может быть озлобленные, огрубелые, но все же трогательные, заслуживающие хоть немного внимания и заботы об их нуждах. Ведь это тоже были люди. Кто же, как не они, дали этим деятелям, да и мне с мужем, благополучие?..»


Репин И.Е. Потрет княгини М.К. Тенишевой (1896) .

Мария Клавдиевна становится попечителем единственной в Бежице школы, затем основывает еще несколько школ в городе и окрестных селах. Все школы создавались и содержались на капиталы Тенишевых. Мария Клавдиевна идет дальше: организовывает народную столовую с качественными обедами и за умеренную плату. Также сделала возможным, чтобы семьям рабочих выдали во временное пользование пустующие земли — началось расселение из тесных и душных бараков, рассадников грязи и болезней. Но и это не все. Еще одна немаловажная проблема — досуг рабочих, который мог бы стать альтернативой пьянству и праздности. Тенишева организовывает в Бежицке театр, где будут выступать приезжие артисты, проводиться вечера и концерты.
Когда Тенишев выходит из правления брянскими заводами, семья уезжает в Санкт-Петербург.


Дом Тенишевых на Английской набережной в Санкт-Петербурге.

В музыкальном салоне, в доме Тенишевых стали бывать известные композиторы и исполнители, Скрябин, Арсеньев. Голос хозяйки салона тогда восхитит Чайковского.


М. К. Тенишева. Портрет работы Серова. (написанный в гостиной дома княгини в Санкт-Петербурге).

Мария Клавдиевна создает себе мастерскую для серьезных занятий живописью, но тут же вдохновляется идеей И.Е. Репина организовать студию для подготовки будущих студентов к поступлению в Академию художеств и отдает под студию свою мастерскую. Преподавать берется сам Репин. Вскоре это место стало пользоваться огромной популярностью у молодежи. От желающих не было отбою, мастерская набивалась до отказа, «работали по пяти часов в день, не обращая внимания на тесноту и духоту». Тенишева старалась помогать студентам: обучение в студии было бесплатным, покупалось все необходимое для занятий, устраивались бесплатные чаи, приобретались студенческие работы. Среди учеников тенишевской студии — И.Я. Билибин, М.В. Добужинский, З.Е. Серебрякова, Е.В. Честняков и многие другие прославившиеся в будущем художники.
Мария Клавдиевна становится одной из основательниц журнала «Мир искусства».


Обложка журнала «Мир искусства».

Азартную натуру Тенишевой захватила еще одна страсть - собирательство. В поездках с мужем по Европе княгиня, не ограниченная в средствах, покупала западноевропейскую живопись, фарфор, мраморную скульптуру, украшения, вещи, представляющие собой историческую ценность, изделия мастеров Китая, Японии, Ирана. Художественный вкус был дан ей от природы. Многое узнала и поняла она из общения с людьми искусства. Чтение, лекции, выставки довершали дело - Мария обрела острое чутье знатока и умела оценить попавшее в руки по достоинству.


М. К. Тенишева. Портрет работы И. Репина (1896).

И вот когда они с мужем поехали по старым русским городам: Ростову, Рыбинску, Костроме, по поволжским деревням и монастырям, перед княгиней предстала рукотворная красота безвестных мастеров - оригинальная, невообразимая по многообразию форм и цвета и совершенная по исполнению. На глазах рождалась уже новая коллекция из предметов утвари, одежды, мебели, украшений, посуды и поделок - вещи поразительной красоты, извлеченные из полутемной избы или заброшенного амбара.


Портрет княгини Тенишевой М.К. Коровин К.А. (1899).

В 1893 году Мария Клавдиевна уговаривает свою подругу продать ей Талашкино. Как и в Петербурге, она очень быстро создает в талашкинском доме гостеприимную, творческую атмосферу, которая собирает здесь многих известных художников, музыкантов, ученых. Здесь часто бывают И.Е. Репин, М.А. Врубель, А.Н. Бакст, Я.Ф. Ционглинский, скульптор П.П. Трубецкой и многие другие. К слову сказать, в окружении Марии Клавдиевны всегда было много людей искусства, но почему-то никогда не возникало атмосферы праздности и богемности.


Врубель М.А. Портет княгини М.К. Тенишевой в образе Валькирии (1899).

Но самым дорогим ее детищем стала школа на хуторе Флёново близ Талашкино, для деревенских детей. В сентябре 1895 г. новое школьное здание со светлыми классами, общежитием, столовой, кухней распахнуло свои двери. Желающих оказалось очень много. Преимущество при поступлении в школу имели сироты, которых Тенишева брала на полное обеспечение. Огромное внимание уделяется подбору учителей. По ее представлениям, сельский учитель должен не только хорошо знать предмет, но и быть наставником и другом для ребенка, примером в жизни.


Теремок в Флёнове.

Рядом со школьным зданием по эскизу Малютина отстроили сказочный домик, украшенный резьбой и росписью; здесь разместились библиотека и учительская. Из столицы и зарубежных поездок привозятся сюда лучшие книги, учебники, альбомы по искусству, журналы.


Дверь - портал во внутреннем убранстве Теремка.

Еще одной жемчужиной фленовской школы стал детский балалаечный оркестр, прославившийся на всю Смоленщину.

В Талашкине также появлялись новая школа с последним по тем временам оборудованием, общедоступная библиотека, целый ряд учебно-хозяйственных мастерских, где местные жители, в основном молодежь, занимались обработкой дерева, чеканкой по металлу, керамикой, окраской тканей, вышивкой. Началась практическая работа по возрождению народных ремесел. К этому процессу было привлечено немало местных жителей. Например, только русским национальным костюмом, ткачеством, вязанием и крашением ткани были заняты женщины из пятидесяти окрестных деревень.


Изделия талашкинских мастеров.

Все это поступало в открытый Тенишевой в Москве магазин «Родник». От покупателей не было отбоя. Заказы приходили и из-за границы. Даже чопорный Лондон заинтересовался изделиями талашкинских умельцев. Этот успех не был случайным. Ведь Тенишева пригласила в Талашкино жить, творить, работать и тех, кто составлял в то время художественную элиту России. В мастерских деревенский мальчонка мог пользоваться советами М.А. Врубеля. Узоры для вышивальщиц придумывал В.А. Серов. М.В. Нестеров, А.Н. Бенуа, К.А. Коровин, Н.К. Рерих, В.Д. Поленов, скульптор П.П. Трубецкой, певец Ф.И. Шаляпин, музыканты, артисты — эта земля становилась для многих мастеров студией, мастерской, сценой.

Хотела, чтобы вещи, созданные по старинным заветам красоты, вошли в жизнь и быт горожан и изменили их вкус, привыкший к дешевым подделкам под европейский стиль. И еще она очень хотела, чтобы в новом художественном процессе участвовали и местные крестьяне. Ведь в Смоленской губернии испокон веков было много кустарных промыслов, но изделия кустарей давно уже отошли от красоты народного искусства, были грубы, аляповаты, шаблонны; крестьяне пытались их совершенствовать, но, не видя и не зная хороших образцов, работали примитивно и сбывали свои изделия по низким ценам. Тенишева верила, что при правильном и любовном подходе можно возродить исконную тягу русского человека к красоте.

А ещё княгиня увлекалась эмалью — той отраслью ювелирного дела, которое заглохло еще в XVIII веке. Она решила ее возродить. Целые дни проводила Мария Клавдиевна у себя в талашкинской мастерской, возле печей и гальванических ванн.

Именно благодаря трудам Тенишевой и ее исканиям было возрождено эмалевое дело, совместно с художником Жакеном были разработаны и получены более 200 тонов непрозрачной (опаковой) эмали, восстановлен способ изготовления «выемчатой» эмали.

"Заморские гости". Эскиз для этой эмали был сделан Н. К. Рерихом по просьбе М. К. Тенишевой. Пластина выполнена в 1907 году, оказалась за границей и была продана на аукционе Сотбис в Женеве в 1981 году.

Ее работы выставлялись в Лондоне, Праге, Брюсселе, Париже. В Италии — на родине этого дела — она была избрана почетным членом Римского археологического общества. Европейские эксперты отвели Тенишевой в области эмальерного дела «одно из первых мест среди современных ей мастеров». А на родине Мария Клавдиевна защитила диссертацию под названием «Эмаль и инкрустация». Ей была предложена кафедра по истории эмальерного дела при Московском археологическом институте.


Блюдo и солонкa с сибирским камнем орлецом, поднесенные в дар императору Николаю II.

В 1903 году умирает муж - князь Тенишев.

В это время в Талашкино приезжает Н.К. Рерих. Дружба с ним стала важной страницей в жизни Марии Клавдиевны: «Наши отношения — это братство, сродство душ, которое я так ценю и в которое так верю. Если бы люди чаще подходили друг к другу так, как мы с ним, то много в жизни можно было бы сделать хорошего, прекрасного и честного».

В 1905-м она подарила свою колоссальную коллекцию предметов искусства городу Смоленску. Власти не захотели предоставить ей помещение для ее показа. Более того, они вовсе не спешили принять дар княгини. Тогда Тенишева купила кусок земли в центре города, выстроила на свои средства музейное помещение и разместила там коллекцию.


Здание музея «Русская старина» в Смоленске.

Но, не успев открыться, музей оказался в опасности. В городе и деревнях начались поджоги, прокламации летали там и тут, кто-то уже видел выброшенные иконы и людей с красным флагом в руках. На сходках кричали о «кровопийцах», призывали «грабить буржуев». Тайно ночью, упаковав коллекцию, Тенишева увезла ее в Париж. А вскоре в Лувре открылась выставка, о которой трубили все европейские газеты. Париж словно сошел с ума, наводнив пять больших залов. Здесь можно было встретить всю интеллектуальную элиту столицы: ученые, писатели, политики, коллекционеры, гости, специально приезжавшие взглянуть на бесподобное зрелище. «И это все из Смоленска? А где это?» Французы со времен Наполеона не слыхивали о таком городе и не могли представить, что вся эта обильная роскошь «родом» из тихой провинции.


Бронзовые подсвечники.

Тенишева очень гордилась тем, что показанные ею в Париже русские народные платья «сильно отразились на модах и принадлежностях женского туалета». Восприимчивые ко всем новшествам из мира одежды, француженки многое переняли у смоленского крестьянства. «Я заметила, - писала Мария, - явное влияние наших вышивок, наших русских платьев, сарафанов, рубах, головных уборов, зипунов... Появилось даже название «блуз рюс» и т.д. На ювелирном деле также отразилось наше русское творчество, что так порадовало меня и было мне наградой за все мои труды и затраты.


Деревянная ендова. По рис. кн.М.К. Тенишевой.

«Какая свежесть форм, богатство мотивов! - ошеломленно знакомили читателей с невиданным вернисажем обозреватели. - Это восторг, настоящее откровение!» За обилием восклицательных знаков деликатно маячил один вопросительный: «Неужели все это сделано в России?» Княгиня Тенишева первая открыла Европе дверь в самобытный, ни на что не похожий мир русского художественного творчества.


Балалайка, расписанные Врубелем.

За коллекцию балалаек, расписанных в Головиным и Врубелем, Марии Клавдиевне предлагали астрономическую сумму. В газетах тех лет писали, что коллекция никогда не вернется домой: ее показ в разных странах мира может стать для владельцев настоящим золотым дном. Но в Смоленск вернулось все до единой вещи.


Экспонат из коллекции «Русской старины»

Но с революцией жизнь в «русских Афинах» (так называли современники Талашкино) прервалась. Начались поджоги, в школе велась пропаганда, а Тенишева не могла понять, почему созданное ею разрушается. В церкви Святого Духа, построенной Тенишевой и расписанной Н.К.Рерихом, хранили картофель. Гробница В.Н.Тенишева была разорена, а его прах выброшен.

А ведь школа в Талашкине просуществовала всего десять лет, мастерские и того меньше — четыре с половиной года!

26 марта 1919 г. Тенишева вместе с самой близкой подругой Е. К. Святополк-Четвертинской и близким другом и помощником В. А. Лидиным покинула Россию навсегда и уехала через Крым во Францию.


Сундук и подвеска, инкрустированные выемчатой эмалью. Работа М.К.Тенишевой.

К 1919 году муж Марии Тенишевой уже скончался, а сама она покинула Россию, уехав в компании своей подруги и верного помощника в Париж, где написала свои мемуары. Последние десять лет свой жизни Тенишева проводит в эмиграции, в небольшом имении Вокрессон, которое друзья назвали «Малое Талашкино». Здесь, уже тяжело болея, в маленькой мастерской на авеню Дюкен она продолжает работать над эмалями, зарабатывая на жизнь собственным трудом.

Также Мария Клавдиевна с удовольствием приняла предложение заняться костюмами к опере «Снегурочка».

«Работоспособность ее была изумительна, - вспоминала Е.К. Святополк-Четвертинская. - До своего последнего вздоха она не бросала кистей, пера и шпателей».В пригороде Сен-Клу, в 1928 году ее не стало. Тогда Билибин в своем некрологе коротко написал: «Всю себя она посвятила родному российскому искусству, для которого сделала нескончаемо много»


Могила княгини М.К. Тенишевой на кладбище Ля Сель Сен-Клу.


Этюд портрета М. К. Тенишевой, худ. Репин И.Е.

kulturologia.ru/
bellezza-storia

Мария Клавдиевна Пятковская родилась в Петербурге в 1867 году. Семейное предание сохранило разные версии того, кто был ее отцом, называлось даже имя императора Александра II. Окончив частную гимназию, девушка была рано выдана замуж за правоведа Рафаила Николаева и вскоре родила дочь Марию. Но брак оказался неудачным. «Все было так серо, обыденно, бессодержательно» - вспоминала Мария Тенишева позже.1881 году, забрав с собой маленькую дочь, Мария Клавдиевна, обладательница восхитительного сопрано, уезжает в Париж для обучения пению. Желание стать профессиональной певицей настолько велико, что неудовольствие родных людей ею не принимается во внимание. Возвратившись из-за границы, Мария Клавдиевна сближается с подругой детства княгиней Екатериной Константиновной Святополк-Четвертинской, которая приглашает молодую женщину погостить в своё родовое имение Талашкино. По соседству с Талашкино находились и земли князя Вячеслава Николаевича Тенишева - крупнейшего российского промышленника и землевладельца. На Смоленщину князь каждое лето приезжал поохотиться. Князь В.Н. Тенишев был на 22 года старше Марии Клавдиевны, но разница в возрасте была не столь важна и заметна. Значительно большее значение имело обнаружившееся родство душ. После скорого развода князя В.Н. Тенишева с первой женой и, в свою очередь, расторжения брака Марией Клавдиевной, они в 1892 году обвенчались.
Так Смоленщина приобрела удивительного человека. И сегодняшняя прогулка будет рассказом о Марии Клавдиевне.

Правда родные мужа бесприданницу не признали, и в родословную князей Тенишевых Мария Клавдиевна так и не была вписана.
Тенишев дал Марии Клавдиевне, помимо духовной опоры, княжеский титул, состояние и возможность реализовать себя в качестве просветительницы и меценатки.
Ею было создано Училище ремесленных учеников (под Брянском), открыто несколько начальных народных школ в Петербурге и Смоленске, совместно с Репиным организованы рисовальные школы, открыты курсы для подготовки учителей.
Делом всей жизни Марии Клавдиевны стало Талашкино — родовое имение ее подруги детства, княгини Екатерины Константиновны Святополк-Четвертинской, которое Тенишевы приобрели 1893 году, оставив управление делами в руках бывшей хозяйки. Тенишева и Святополк-Четвертинская реализовали в Талашкино мысль об «идейном имении»: просветительство, развитие сельского хозяйства и возрождение традиционной народной художественной культуры как живительной жизнетворческой силы.
Талашкино превратилось на рубеже веков в духовный и культурный центр России, где содружеством выдающихся художников эпохи возрождалась и развивалась традиционная русская культура. Рерих назвал Талашкино «художественным гнездом», столь же знаменитым в свое время, как и подмосковное Абрамцево. Неорусский стиль в искусстве - «родом» из Талашкино.
В 1894 году Тенишевы покупают около Талашкино хутор Фленово, открывают там уникальную по тем временам сельскохозяйственную школу - с лучшими учителями, богатейшей библиотекой. Использование самых последних достижений аграрной науки во время практических занятий позволило школе готовить настоящих фермеров, которых требовала реформа Столыпина.



Улица тут одна. И называется Музейная. А в доме живут в основном музейные тётушки-работницы.


При школе по инициативе княгини были созданы учебные мастерские прикладного искусства: керамическая, столярная, резьбы и росписи по дереву, окраски тканей и вышивания, чеканки по металлу.Дети из бедных семей, да и большинство учеников принимались на полное попечение. По-соседству со школой были выстроены уютные дома для мальчиков и девочек. Плохо успевающих учеников из школы не отчисляли. Учили какому-либо ремеслу. Способных и талантливых детей княгиня М.К.Тенишева отправляла учиться дальше в Смоленск, в Петербург, за границу. В своих воспоминаниях княгиня писала: «Приходит в школу бессознательным дикарем - ступить не умеет, а там, смотришь, понемногу обтесывается, слезает грубая кора - человеком делается. Я любила разгадывать эти натуры, работать над ними, направлять их… Да, я люблю свой народ и верю, что в нем вся будущность России, нужно только честно направить его силы и способности».
О том, что все эти благотворительные дела шли от чистого сердца, свидетельствует и отзыв одного из современников: «… в благотворительности Марии Клавдиевны….ничего показного, бьющего на дешевый, чисто внешний эффект. Все глубоко, все от сердца». Княгиня Тенишева старалась приобщить своих воспитанников к искусству. Ее дружба с музыкантом Андреевым, который впервые вывел на столичные подмостки народные инструменты, привела в конечном итоге к созданию в Талашкино оркестра балалаечников. А музыкант оркестра Василий Александрович Лидин и вовсе покинул Петербург, переехал в Талашкино и возглавил созданный им оркестр народных инструментов. Андреев часто бывал в имении Тенишевых; участвовал в концертах вместе с крестьянскими детьми.





Сама же она была замечательным художником-эмальером. Ее работы выставлялись в Париже, получив единодушное одобрение мастеров-профессионалов (вещь небывалая для женщины, да к тому же иностранки) в Италии - родине эмали, в Лондоне, Брюсселе, Праге.


Сергей Малютин - автор резного «Теремка» (1902). Его мы видим почти сразу, как заходим за ворота. Опять же, как и сама Тенишева, это человек - кладезь талантов: он и художник, и архитектор, и сценограф, в общем, на все руки мастер. И игрушку матрёшку придумал он.








Музейный кот и ёжик.






А воздух тут! Так и хочется присесть на скамеечку и послушать тишину.


Малютин и архитектор церкви Святого Духа (1903-1908), которую расписывал уже Рерих. Церковь находится на высоком холме. Она строилась еще и как будущая усыпальница Вячеслава Николаевича Тенишева.


Сейчас она очень серьёзно реставрируется. И лик Христа укрыт сеткой.






















Николай Рерих, прежде всего для Фленово, - художник, расписавший Церковь Святого Духа и украсивший её внешние фасады поразительной смальтовой мозаикой. Он приехал в Смоленск по приглашению княгини. Город, а особенно Смоленская Стена, его сильно впечатлили: «Холмы смоленские, белые березы, золотые кувшинки, белые лотосы, подобные чашам жизни Индии, напоминали нам о вечном пастухе Леле и красавице Купаве, или, как бы сказал индус, о Кришне и Гопи». Рерих написал здесь несколько картин («Сторожевая башня», «Общий вид стен кремлевских», «Смоленская башня» и др.). В Художественных мастерских он занимается керамикой (в «Теремке» есть его работы - ваза и картины). А через несколько лет вновь приезжает во Фленово, чтобы расписать церковь. Успевает выполнить фрески алтаря, расписать одну из арок и выложить мозаику над главным входом (началась Первая Мировая). Росписи были на тканевой основе! И по этой причине не сохранились. А главное - Рерих над алтарем изобразил не Русскую Богородицу, а Матерь Мира, то есть отошёл от православных канонов, и поэтому самой церкви строго отказали в освящении. Освятили лишь её цокольный этаж (усыпальницу). После революции из усыпальницы церкви Святого духа, прежде чем устроить там овощехранилище, вынесли тело князя Тенишева. Говорят, что какие-то крестьяне всё-таки тайно его перезахоронили, в березовой роще. И сейчас около церкви стоит символический крест в память о хозяине этих земель, благодетеле и муже княгини Тенишевой.




С революцией 1905 года прервалась прежняя жизнь в «русских Афинах». Начались поджоги, в школе велась революционная пропаганда. Княгиня М.К. Тенишева не могла понять, почему с любовью созданный ею мир разрушается на глазах. В воспоминаниях княгини читаем её размышления о происходящем:«Гляжу на все как на роковую долю свыше. Должно быть, это так надо... Там, где была школа, - тишина. А над ней, высоко на горе, стоит одиноко на вершине венец дела любви - храм. Во время заката уныло гляжу я с балкона на пламенеющий крест, горюю, страдаю и по-прежнему люблю. Долго я урезонивала самое себя, долго болела душою, но, наконец, после многих бессонных ночей и сильной внутренней борьбы я сказала себе, что храмы, музеи, памятники строятся не для современников, которые большей частью их не понимают. Они строятся для будущих поколений, для их развития и пользы. Нужно отбросить личную вражду, обиды, все это сметется со смертью моих врагов и моей. Останется созданное на пользу и служение юношеству, следующим поколениям и родине. Я всегда любила ее, детей и работала, как умела».














После 1917 года Мария Тенишева эмигрировала в маленький городок под Парижем. Денег нет, зато есть её любимый набор: трудолюбие, энергия, талант. Мадам Русская Княгиня и здесь находит применение своему дару творить - становится ювелиром, специалистом по изделиям, инкрустированным выемчатой эмалью. В 1928 году княгини не стало.









Новое на сайте

>

Самое популярное