Домой Хозяйке Принцип территориальной целостности государств признание. Принцип территориальной неприкосновенности и целостности государств. Принцип уважения прав человека

Принцип территориальной целостности государств признание. Принцип территориальной неприкосновенности и целостности государств. Принцип уважения прав человека

Принцип территориальной целостности государств закреплен в н. 4 ст. 2 Устава ООП. Согласно этому принципу государства должны уважать территориальную целостность друг друга и воздерживаться от любых действий, не совместимых с целями и принципами Устава ООН.

Государства обязаны также воздерживаться от превращения территории друг друга в объект оккупации или мер применения силы в нарушение МП. Никакая оккупация или приобретение территории таким образом не признаются законными.

Строя свои отношения как дружественные, государства должны воздерживаться от военной, политической, экономической или любой другой формы давления, включая блокаду, а также поддержки и использования сепаратизма против территориальной целостности и неприкосновенности, а также политической независимости.

Ни одно государство не может ни применять, ни поощрять применение экономических, политических мер или мер иного характера для принуждения другого государства подчинить осуществление его суверенных прав или для получения от него каких бы то ни было преимуществ. Все государства должны также воздерживаться от того, чтобы организовывать, помогать, создавать, финансировать, поощрять или допускать вооруженную, подрывную или террористическую деятельность, направленную на изменение строя другого государства путем насилия, а также от вмешательства во внутреннюю борьбу в другом государстве. Строгое соблюдение этих обязательств является существенно важным условием для обеспечения мирного сосуществования наций, поскольку практика вмешательства в какой бы то ни было форме не только представляет нарушение духа и буквы Устава ООП, но также ведет к созданию ситуаций, угрожающих международному миру и безопасности.

Как подчеркивается в Заключительном акте СБСЕ, государства должны уважать территориальную целостность друг друга. Они должны воздерживаться от любой попытки нарушить эти границы. Государства-члены будут равным образом воздерживаться от того, чтобы превращать территорию друг друга в объект военной оккупации или другого прямого или косвенного применения силы в нарушение МП или в объект приобретения с помощью таких мер или угрозы их осуществления. Никакая оккупация или приобретение такого рода не будет признаваться законной.

В настоящее время имеется противоречие между принципом территориальной целостности государств и правом пародов па самоопределение.

В силу принципа равноправия и самоопределения народов, закрепленного в Уставе ООН, все народы имеют право свободно определять без вмешательства извне свой политический статус и осуществлять свое экономическое, социальное и культурное развитие, и каждое государство обязано уважать это право в соответствии с положениями Устава.

Создание суверенного и независимого государства, свободное присоединение к независимому государству или объединение с ним, или установление любого другого политического статуса, свободно определенного пародом, являются формами осуществления этим народом права на самоопределение.

Каждое государство обязано воздерживаться от каких-либо насильственных действий, лишающих народы, о которых говорится выше, их права на самоопределение, свободу и независимость. В своих мерах против таких насильственных действий и в оказании им сопротивления эти народы, в порядке осуществления своего права на самоопределение, вправе добиваться поддержки и получать ее в соответствии с целями и принципами Устава.

Каждое государство обязано содействовать осуществлению самоопределения пародов в соответствии с положениями Устава и оказывать помощь ООП в выполнении обязанностей, возложенных на нее Уставом, в отношении осуществления данного принципа, с тем чтобы:

  • а) способствовать дружественным отношениям и сотрудничеству между государствами и
  • б) положить конец колониализму, проявляя должное уважение к свободно выраженной воле заинтересованных народов, а также имея в виду, что подчинение народов иностранном}" игу, господству и эксплуатации является нарушением настоящего принципа, равно как и отрицанием основных прав человека, и противоречит Уставу ООН.

Территория колонии или другой несамоуправляющейся территории имеет, по Уставу, статус, отдельный и отличный от статуса территории государства, управляющего ею, такой отдельный и отличный, согласно Уставу, статус существует до тех пор, пока народ данной колонии или несамоуправляющейся территории не осуществит своего права на самоопределение в соответствии с Уставом, и в особенности в соответствии с его целями и принципами.

Каждое государство должно воздерживаться от любых действий, направленных на частичное или полное нарушение национального единства и территориальной целостности любого другого государства или страны. В то же время мы наблюдаем применение "двойных стандартов" в отношении права на самоопределение. Как замечает Н. Б. Пастухова, "распад СССР и превращение бывших союзных республик в новых субъектов международного нрава были проведены так, что пароды, тяготеющие к России, были намеренно лишены права выбора. То же испытала на себе Югославия. Для поспешного признания расчленения Югославии, впрочем, как и распада Советского Союза (государств - основателей ООН и участников Хельсинкского Акта), были применены положения "о праве наций на самоопределение" и "о мирном изменении границ". Но территории Украины, Грузии, Молдавии, Боснии и Герцеговины, Хорватии объявлены не подлежащими изменению. Их границы, до этого внутренние административные, были провозглашены международными и неприкосновенными на основе того же Акта (был использован принцип нерушимости границ)". Яркой иллюстрацией этого принципа служит позиция западных государств в отношении Абхазии и Южной Осетии.

ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ЦЕЛОСТНОСТЬ ГОСУДАРСТВ И ЕЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ: ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ И МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ ИЗМЕРЕНИЯ

Н.В. Остроухов

Кафедра международного права Российский университет дружбы народов

ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198

В статье анализируется принцип территориальной целостности государств как один из принципов современного международного права и раскрывается его теоретико-правоые и международно-правовые основы.

Ключевые слова: территориальная целостность, государство, международное право, международно-правовые принципы.

Территориальная целостность государства являются неотъемлемым элементом его суверенитета и достигается путем принятия на международном и внутригосударственном уровнях комплекса политических, правовых, организационных, дипломатических, военных, специальных и иных мер. Важное место среди этих мер отводится международно-правовым мерам, регулирующим деятельность государств и иных субъектов международного права в этой сфере.

Принцип территориальной целостности успешно вписался в систему основных принципов международного права . Исходя из того, что данная система охватывает принципы, в соответствии с которыми ООН организует свою деятельность, то можно предположить, что цель системы совпадает с целью этой организации - поддержание международного мира и безопасности и развитие дружественных отношений и сотрудничества между государствами.

Впервые юридически обозначенный на универсальном уровне в Уставе ООН 1945 г. и отразивший наиболее важное свойство любого государства международно-правовой принцип территориальной целостности получил дальнейшее развитие в ряде международных договоров, Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций 1945 г., Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 г., а также закрепление во многих других международных документах. Международное право стоит на страже принципа территориальной целостности государств, не поощряет сепаратизм и иные посягательства на данный принцип.

Однако в российской юридической практике название этого принципа окончательно не установилось: можно встретить упоминание как о территори-

альной целостности, так и о территориальной неприкосновенности. Подобная ситуация возникла из-за несоответствий между формулировками принципа неприменения силы и угрозы силой (воздержания от применения силы и угрозой силой) в русском и английском текстах Устава ООН. В русском варианте говорится о «территориальной неприкосновенности», в английском - о «территориальной целостности» («territorial integrity»).

В то же время понятие территориальной целостности неоднократно встречается как в самом Уставе ООН, так и в Декларации о принципах международного права 1970 г. (далее - Декларация), ее Преамбуле, других ее положениях, например, связанных с принципом равноправия и самоопределения народов.

В международном праве принцип территориальной целостности государств, к сожалению, не раскрывается. В доктрине международного права в его содержание также нередко вкладывается разный смысл, нечетко определено соотношение данного принципа с другими принципами международного права, в частности с принципом нерушимости государственных границ, принципом равноправия и самоопределения народов. Указанное нередко приводит к различной оценке происходящих в мире событий.

В Уставе ООН и Декларации принцип территориальной целостности не выделен в качестве самостоятельного принципа международного права, хотя об этом нередко отмечается в доктрине международного права, но, несомненно, является общепризнанным, основным принципом международного права, нормой jus cogens и является одним из цементирующих начал международного права и мироустройства . Заметим, что, по нашему мнению, правильнее говорить о принципе «соблюдения или уважения территориальной целостности государства» как об основном принципе международного права, тесно связанном с другими принципами международного права.

Так, в преамбуле Декларации о принципах международного права 1970 г. заявлено, чтобы все государства воздерживались в их международных отношениях от угрозы силой или ее применения как против территориальной неприкосновенности (территориальной целостности - Н.О.) или политической независимости любого государства, так и каким-либо другим образом, несовместимым с целями ООН (принцип неприменения силы или угрозы силой).

Любая попытка, направленная на частичное или полное нарушение территориальной целостности государства, несовместима с целями и принципами Устава ООН. В Декларации напоминается об обязанности государств воздерживаться в своих международных отношениях от военной, политической, экономической или какой-либо другой формы давления, направленного против территориальной целостности любого государства.

По сути, это запрет силовых или несиловых действий, их попыток или угрозы таких действий против территориальной целостности государства. Причем здесь говорится о внешней форме воздействия на государства. Такое давление может осуществлять военным, политическим, экономическим и иным путем, направленным на полное или частичное расчленение государства. В частности, действия против территориальной целостности могут выражаться в форме аг-

рессии. Агрессивная война является преступлением против мира, которое влечет ответственность по международному праву. Государства обязаны воздерживаться от пропаганды агрессивных войн.

Любое нарушение территориальной целостности не может быть признано правомерным изначально. Территория государства не должна быть объектом военной оккупации, явившейся результатом применения силы в нарушение положений Устава ООН. Территория государства не должна быть объектом приобретения другим государством в результате угрозы силой или ее применения. Никакие территориальные приобретения, являющиеся результатом угрозы силой или ее применения, не должны признаваться законными.

Угроза силой или ее применение никогда не должны применяться в качестве средств урегулирования международных вопросов, это противоречит принципу мирного урегулирования международных споров, согласно которому государства разрешают свои международные споры мирными средствами таким образом, чтобы не подвергать угрозе международный мир и безопасность и справедливость.

Нередко именно территориальные споры приводят к нарушению территориальной целостности государства. Использование мирных средств нередко направлено на справедливое разрешение таких споров . Но даже при положительном исходе данного процесса прежняя территориальная конфигурация спорящих государств может быть изменена, на основе обоюдного согласия относительно изменения своих территорий и изменения совместной государственной границы.

В Декларации прямо не указано на взаимосвязь принципа территориальной целостности и принципа сотрудничества, который обеспечивается через обязанность государств сотрудничать с целью поддержания международного мира и безопасности, осуществлять свои международные отношения в экономической, социальной, культурной, технической и торговой областях в соответствии с принципами суверенного равенства и невмешательства. Государства - члены ООН обязаны в сотрудничестве с ООН принимать совместные и индивидуальные меры, предусмотренные соответствующими положениями Устава, что предусматривает в том числе отражение агрессии, направленной против территориальной целостности государств, установления справедливых государственных границ.

Нельзя не указать на взаимосвязь принципа, касающегося обязанности в соответствии с Уставом ООН не вмешиваться в дела, входящие во внутреннюю компетенцию любого государства (принципа невмешательства) с принципом территориальной целостности. Ни одно государство или группа государств не имеют права вмешиваться прямо или косвенно по какой бы то ни было причине во внутренние и внешние дела другого государства. Вследствие этого вооруженное вмешательство и все другие формы вмешательства или всякие угрозы, направленные против правосубъектности государства или против его политических, экономических и культурных основ, являются нарушением международного права.

Нарушение территориальной целостности может быть осуществлено и без применения вооруженной силы против государства, а именно путем оказания влияния на внутреннюю жизнь государства или содействия негативным процессам, происходящим в государствах, например, вооруженным конфликтам немеждународного характера, обострению национальных противоречий в государстве, религиозной розни.

Нередко государства тайно или открыто поддерживают те или иные силы, находящиеся на территории своего или другого государства, направленные на расчленение территории иностранного государства. Каждое государство обязано воздерживаться от организации или поощрения организации иррегулярных сил или вооруженных банд, в том числе наемников, для вторжения на территорию другого государства. Это касается и организации, подстрекательства, оказания помощи или участия в актах гражданской войны или террористических актах в другом государстве или от потворствования организационной деятельности в пределах собственной территории, направленной на совершение таких актов, в том случае, когда акты, упоминаемые здесь, связаны с угрозой силой или ее применением.

Ни одно государство не должно также организовывать, помогать, разжигать, финансировать, поощрять или допускать вооруженную, подрывную или террористическую деятельность, направленную на изменение строя другого государства путем насилия, а также вмешиваться во внутреннюю борьбу в другом государстве. Применение силы для лишения народов формы их национального существования является нарушением их неотъемлемых прав и принципа невмешательства.

Принцип суверенного равенства государств непосредственно связан с принципом территориальной целостности. Все государства пользуются суверенным равенством. Они имеют одинаковые права и обязанности и являются равноправными членами международного сообщества, независимо от различий экономического, социального, политического или иного характера. В частности, понятие суверенного равенства включает такие элементы, как обязанность каждого государства уважать правосубъектность других государств, выполнять полностью и добросовестно свои международные обязательства и жить в мире с другими государствами. Территориальная целостность и политическая независимость государства неприкосновенны.

Принцип добросовестного выполнения государствами международных обязательств является основополагающим, цементирующим принципом международного права и направлен в том числе на обеспечение обязательств государств по соблюдению территориальной целостности друг друга и недопущению ее нарушения третьими государствами .

Исторически сложилось, что самоопределение народов довольно часто становится причиной нарушения территориальной целостности государств, их распада. Создание суверенного и независимого государства, свободное присоединение к независимому государству или объединение с ним, или установление любого другого политического статуса, свободно определенного народом, как

определила Декларация, являются способами осуществления этим народом права на самоопределение. Таким образом, в этом документе уточнен перечень способов, в рамках которых тот или иной народ может самоопределиться. Это связано с теми или иными территориальными изменениями или с самоопределением в форме образования автономии.

Декларация выделила связь принципа равноправия и самоопределения народов с принципом территориальной целостности.

Данный принцип нашел правовое закрепление на универсальном уровне в Уставе ООН и тем самым был признан в качестве общепризнанного принципа международного права. В силу этого все народы имеют право свободно определять без вмешательства извне свой политический статус и осуществлять свое экономическое, социальное и культурное развитие, и каждое государство обязано уважать это право в соответствии с положениями Устава ООН. Другие государства обязаны содействовать путем совместных и самостоятельных действий всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод в соответствии с Уставом ООН, в том числе праву народов на самоопределение, которое относится к числу коллективных прав и свобод человека.

Каждое государство обязано содействовать с помощью совместных и самостоятельных действий осуществлению принципа равноправия и самоопределения народов в соответствии с положениями Устава ООН и оказывать помощь этой международной организации в выполнении обязанностей, возложенных на нее Уставом в отношении осуществления данного принципа. Кроме того, каждое государство обязано воздерживаться от любых насильственных действий, лишающих народы, о которых говорится выше, в конкретизации настоящего принципа, их права на самоопределение, свободу и независимость.

В Декларации заложено, на первый взгляд, противоречие между суверенным правом государства в отношении своей территории обеспечивать свою территориальную целостность и правом народов на самоопределение, реализация которого может привести к территориальной дезинтеграции.

Однако в соответствии с этим документом принцип равноправия и самоопределения народов не должен толковаться как санкционирующий или поощряющий любые действия, которые вели бы к расчленению или к частичному или полному нарушению территориальной целостности или политического единства суверенных и независимых государств, действующих с соблюдением этого принципа, имеющих правительства, представляющие весь народ, принадлежащий к данной территории, без различия расы, вероисповедания или цвета кожи.

Таким образом, принципы Устава ООН являются взаимосвязанными, представляют систему и каждый принцип, как отмечено в Декларации, должен рассматриваться в контексте всех других принципов.

Все государства должны руководствоваться этими принципами в своей международной деятельности и развивать свои взаимоотношения на основе их строгого соблюдения . В то же время следует заметить, что Устав ООН и Декларация дали ограниченный перечень основных принципов международного права. Доктрина международного права не ограничивается этим перечнем и

причисляет к их числу принцип уважения основных прав и свобод человека, принцип нерушимости и неприкосновенности государственных границ, которые также связаны с принципом территориальной целостности. Так, принцип нерушимости границ государств (принцип запрета неправомерного изменения государственных границ) - общепризнанный, основной принцип международного права, норма jus cogens. Он является производным, прежде всего, от принципа неприменения (воздержания от применения) силы или угрозой силой, других взаимосвязанных с ним основных принципов международного права, в том числе принципа территориальной целостности.

В свою очередь принцип неприкосновенности государственных границ (принцип соблюдения прохождения государственной границы на местности и ее режима) - общепризнанный принцип международного права. Он является производным, прежде всего, от принципа неприменения силы или угрозой силой, суверенного равенства государств, других взаимосвязанных с ним основных принципов международного права, а также принципа территориальной неприкосновенности государств (принципа запрета применения силы против территории иностранного государства).

Последний указанный принцип также является общепризнанным принципом международного права, нормой jus cogens. Он является производным от принципа неприменения (воздержания от применения) силы или угрозы силой, принципа территориальной целостности, других взаимосвязанных с ним основных принципов международного права.

Обеспечение территориальной целостности государств является одной из актуальных проблем современности .

История свидетельствует о многочисленных случаях распада государств на составные части, попытках отделения от государств части их территории.

Вместе с тем можно с уверенностью утверждать, что в мире сложилась система обеспечения территориальной целостности государств, хотя пока еще недостаточно эффективная, но находящаяся в постоянном развитии. При этом основной целью этой системы является защита жизненно важных интересов государств от угроз их территориальной целостности. К частным целям, то есть к целям второго порядка, можно отнести такие цели, как ослабление влияния, а если возможно и ликвидацию причин и условий, способствующих возникновению, действию данных угроз, их нейтрализацию и ликвидацию последствий.

Указанные цели предопределяет ту роль, которую играет система обеспечения территориальной целостности в функционировании систем обеспечения безопасности конкретных государств, в том числе Российской Федерации. Кроме того, данные цели являются составляющими целей систем более высокого уровня, лежащих в сфере обеспечения международной безопасности и поддержания международного правопорядка. Это свидетельствует о том, что система обеспечения территориальной целостности государств может рассматриваться как неотъемлемый компонент таких глобальных систем.

Направления международного сотрудничества по обеспечению территориальной целостности должны соответствовать характеру угроз. Прежде всего,

должен учитываться их внутренний и внешний характер. Это обусловлено тем, что на территориальную целостность влияют как внутренние, так и внешние факторы. К их пониманию можно подходить как с межгосударственных, так и внутригосударственных позиций, сложившихся доктрин.

Особый интерес представляет международный подход.

Воздействия извне на государство нередко приводят к тем или иным территориальным изменениям. Хотя и внутригосударственные процессы, не связанные с внешним воздействием, также могут привести к нарушению территориальной целостности государств.

По нашему мнению, наибольшего внимания заслуживают такие актуальные вопросы международного сотрудничества, являющиеся важнейшими компонентами системы обеспечения территориальной целостности государств, как:

Международно-правовое оформление государственной границы сопредельных государств как залог надежного закрепления с помощью международных средств линии прохождения государственной границы;

Изменение в соответствии с международным правом прохождения государственных границ;

Международно-правовое противодействие сепаратизму как одному из основных источников разрушения территориальной целостности государств;

Международное сотрудничество в сфере охраны государственной границы, позволяющее координировать совместную деятельность государств;

Обеспечение территориальной целостности государств в рамках функционирования системы международной безопасности, направленное на предупреждение, пресечение и нейтрализацию внешних угроз .

Вопрос о границах имеет большое значение для каждого государства. На границах сосредоточен спектр интересов государств, многие из которых являются жизненно важными и составляют основу национальной безопасности каждого из них. Установление справедливых и прочных государственных границ, их надлежащее оформление является важным фактором обеспечения международной безопасности, развития дружественных отношений государств.

При этом четкость определения государственной границы в договоре сопредельных государств и установления ее на местности способствует реализации на практике таких основополагающих принципов современного международного права как территориальная целостность государств и неприкосновенность государственных границ. От этого во многом зависит сохранение и упрочение международного мира и безопасности, поскольку территориальные споры, притязания одного государства на территорию другого очень часто приводили к конфликтам, вооруженным столкновениям и к войнам между ними.

Если же для территориальных претензий действительно имеются основания, то любое изменение принадлежности государственной территории возможно только мирным путем, на основе соглашения заинтересованных государств, с помощью которого могут быть установлены и юридически оформлены новые государственные границы. Установление справедливой государственной границы имеет большое значение для нормализации отношений между сопре-

дельными государствами, особенно в тех случаях, когда между ними в прошлом существовали разногласия по вопросам прохождения границы.

Любое изменение территории государства, его новых политико-правовых очертаний, за исключением случаев отторжения части территории государства, совершившего акт агрессии (при этом согласие такого государства не требуется - Н.О.), должно осуществляться на основе добровольного соглашения сопредельных государств, принципа равноправия и самоопределения народов, населяющих соответствующую территорию, с учетом иных правомерных интересов государств. Новые границы должны получить закрепление в договоре сопредельных государств или в международном обычае.

Нечеткое определение прохождения государственной границы, разные подходы к ее установлению, обусловленные историческими, экономическими и иными интересами государств, отсутствие четких договоров о прохождении границы, неясности их формулировок и даже ошибки в документах о делимитации границы, неточная демаркация границы могут привести к территориальным спорам. Такие споры являются весьма важной проблемой и снижают уровень безопасности государства, его жизненно важных интересов, одним из элементов которого является обеспечение территориальной целостности государства.

Угрозу территориальной целостности государств создает сепаратизм, опасность которого всегда сопутствовало человечеству, а отдельные признаки которого как противоправного явления нашли отражение в резолюции Генеральной Ассамблеи ООН, утвердившей Декларацию о принципах международного права 1970 г. Примечательно, что первым международным договором, в котором нашло определение сепаратизма, закреплен его состав, стала Шанхайская конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом 2001 г., являющаяся, как известно, региональным международным договором.

Мировое сообщество может и должно предпринять реальные шаги по противодействию сепаратизму, а именно - нейтрализации причин и условий, способствующих зарождению сепаратизма, локализации его развития в государствах, борьбе с сепаратизмом, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений сепаратизма. Вопрос противодействия сепаратизму стал находиться в поле зрения международных межправительственных организаций.

Основной целью международного сотрудничества в противодействии сепаратизму должно стать обеспечение защиты территориальной целостности государств от угроз сепаратизма. Основными задачами - выработка общих подходов государств к противодействию сепаратизму; совершенствование правовых основ сотрудничества, а также развитие и гармонизация законодательств государств в данной области; выявление и устранение причин и условий, способствующих сепаратизму; его предупреждение и пресечение; противодействие финансированию сепаратизма в любых формах; повышение эффективности взаимодействия компетентных органов государств по предупреждению, выявлению, пресечению и расследованию сепаратизма, выявлению и пресечению деятельности организаций и лиц, причастных к ней; создание в мире атмосферы полного неприятия сепаратизма.

Наряду с режимными мерами на совместных границах государства принимают меры по их совместной охране, которая осуществляется органами пограничных ведомств сопредельных государств.

Сопредельные государства в интересах обеспечения своей безопасности, как правило, заключают двусторонние и многосторонние международные договоры по системе взаимосвязанных вопросов, связанных с охраной общей государственной границы. Договоры о сотрудничестве по пограничным вопросам обеспечивают своевременный и согласованный обмен информацией, в том числе о лицах, в отношении которых в соответствии с национальным законодательством имеются ограничения на въезд на территории этих государств или на выезд за их пределы, в том числе лиц, участвующих в сепаратисткой деятельности.

Стороны согласовывают совместную пограничную политику, разрабатывают и реализуют совместные программы по пограничным вопросам, реализуют долгосрочную стратегию взаимовыгодного пограничного сотрудничества. Основными мероприятиями в данной сфере, как правило, являются; унификация законодательной и нормативно-правовой базы государств-участников в области пограничной политики; формирование унифицированной системы пограничного и таможенного контроля на границах; унификация подходов к заключению международных договоров с третьими странами по пограничным вопросам; интеграция управления и оптимизация взаимодействия государственных органов государств в области обеспечения безопасности на их границах. Имеет место практика оказания государствами взаимопомощи друг другу в охране границ с третьими государствами, в рамках соответствующих международных договоров. Международные организации также являются одним из важных инструментов обеспечения территориальной целостности государств посредством координации усилий по охране границ их членов.

В настоящее время военно-политическая обстановка в мире приобрела качественно новый характер, довольно сложный и противоречивый. Влияние на ее развитие оказывает большое количество внешних и внутренних факторов, находящихся в тесной взаимосвязи и взаимозависимости. Существует значительное количество региональных межгосударственных и внутригосударственных проблем, обострение которых чревато перерастанием в международные вооруженные конфликты и локальные войны. Предпосылки для этого сохраняются в социальных, политических, экономических, территориальных, национально-этнических, религиозных и других противоречиях, а также в приверженности ряда государств к решению их силовыми методами.

В настоящее время имеют место попытки со стороны отдельных стран или групп стран проводить курс на региональное или глобальное доминирование, занятие особого места в мировой системе за счет своего военно-стратегического, экономического или научно-технического потенциала, действия позиции силы.

На обстановку на границах, обеспечение территориальной целостности влияют факторы и внутри государств. Наличие зон вооруженных конфликтов

немеждународного характера, сложность переходного периода, причины которых заключаются в нерешенности взаимных претензий независимых государств и новых национальных образований друг к другу, действия многих неконсти-туированных вооруженных формирований внутри государств отрицательно влияют на внутриполитическую обстановку и являются главной причиной нестабильности в этих государствах.

Одним из действенных средств обеспечения территориальной целостности государств является создание надежной системы коллективной безопасности, которая, как известно, может быть всеобщей (универсальной) или региональной. Такая система представляет собой организационную форму и комплекс согласованных совместных мер государств всего мира или определенного географического района, предпринимаемых для предотвращения и устранения угрозы миру, подавления актов агрессии или других нарушений мира, а также для защиты от иных внешних угроз жизненно важным интересам государств. Функционирование данной системы невозможно без соответствующих международно-правовых мер .

Таким образом, территориальная целостность проявляется в единстве территории, на которую распространяется суверенитет государства. Это качественная характеристика государства. Территориальная целостность определяется его способностью сохранять свою территорию в пределах установленных в соответствии с международным правом границ, противодействовать внешним и внутренним угрозам, направленным на изменение территории государства. Сохранение территориальной целостности государств является как внутригосударственной, так и международной проблемой. В этой связи особую актуальность приобретает научная проработка всего комплекса международно-правовых вопросов, которые влияют на территориальную целостность государств и способствуют ее укреплению.

ЛИТЕРАТУРА

Лукашук И.И. Международное право. Общая часть: Учебник для студентов юридических факультетов и вузов. - М.: Волтерс Клувер, 2005.

Черниченко С.В. Теория международного права. В 2 т. - Т. 1. Современные иеорети-ческие проблемы. - М., 1999.

TERRITOTIAL INTEGRITY OF STATES AND ITS GUARANTEE: THEORETICAL-LEGAL AND INTERNATIONAL-LEGAL

The Department of International Law Peoples" Friendship University of Russia

6, Miklukho-Maklaya st., Moscow, Russia, 117198

The are analised principle of territotial integrity of states as one of the general principles of the

modern international law and also studied the main theoretical-legal and international-legal bases of this

principle in the actual.

Key words: territorial integrity, stete, international law, international-legal principles.

Lukashuk I.I. Mezhdunarodnoe pravo. Obschaya chast": Uchebnik dlya studentov yuridiche-skikh fakul"tetov i vuzov. - M.: Volters Kluver, 2005.

Chernichenko S.V. Teoriya mezhdunarodnogo prava. V 2 t. - T. 1. Sovremennye ieoreti-cheskie problemy. - M., 1999.

Cassese A. International Law in Divided World. - New York: Oxford University Press, 1987.

High-level Panel on Treats, Cjallenges and Cjange. A More Secure World: Our Shared Responsibility // Un Doc. A/59/565. 2 December 2004.

Human Security Report: War and Peace in the 21st Century. - Vancuver: Human Security Centre, University of British Columbia, 2005.

Maill H. The Peacemakers: Peaceful Settlement of Disputes since 1945. - New York: St. Martin"s Press, 1992.

The Oxford Handbook on the United Nations / Ed. by Thomas G. Weiss and Sam Daws. - Oxford University Press, 2008.

Weiss T. (ed.). Collective Security in a Changing World. - Boulder, CO: Lynne Rienner, 1993.

Принципы международного права носят универсальный характер и являются критериями законности всех остальных международных норм. Действия или международно-правовые акты, нарушающие положения основных принципов международного права, признаются недействительными и влекут международно-правовую ответственность.

Все принципы международного права имеют первостепенную важность и должны неукоснительно применяться при интерпретации каждого из них с учетом других.

Принципы международного права взаимосвязаны: нарушение одного положения влечет за собой несоблюдение других. Так, например, нарушение принципа территориальной целостности государства одновременно является нарушением принципов суверенного равенства государств, невмешательства во внутренние дела, неприменения силы и угрозы силой и т.д.

Ничто не должно истолковываться как наносящее ущерб какимлибо образом положениям Устава ООН или правам и обязанностям государств - членов по Уставу, или правам народов по Уставу с учетом изложения этих прав в международных документах.

Поскольку принципы международного права представляют собой международно-правовые нормы, они существуют в форме определенных .

Первоначально принципы международного права выступали в форме международно-правовых обычаев , однако с принятием Устава ООН основные принципы международного права приобретают договорноправовую форму. Так, семь принципов международного права (суверенное равенство государств, добросовестное выполнение взятых на себя международных обязательств , мирное разрешение международных споров, отказ от угрозы силой или ее применения и др.) содержатся в Уставе ООН. При этом ст. 103 Устава предусматривает, что в случае, если обязательства членов ООН по Уставу ООН окажутся в противоречии с обязательствами по какому-либо международному договору , преимущественную силу имеют обязательства по Уставу.

Содержание основных принципов международного права было подробно раскрыто в Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН, 1970 г., в других документах ООН (резолюция Генеральной Ассамблеи ООН «Декларация о предотвращении и устранении споров и ситуаций, которые могут угрожать международному миру и безопасности, и о роли Организации Объединенных Наций в этой области» 1988 г., резолюция Генеральной Ассамблеи ООН «Развитие и укрепление добрососедских отношений между государствами» 1991 г.). Применительно к европейским условиям содержание основных принципов международного права было конкретизировано актами СБСЕ, в частности Заключительным актом Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ) 1975 г., Итоговым документом Венской встречи 1989 г. и др. В последнее время в формировании дополнительных обязательств в этой сфере играет Европейский Союз .

Рассмотрим содержание основных принципов международного права подробнее.

Принцип суверенного равенства государств

Принцип суверенного равенства государств и уважения прав , присущих суверенитету. Согласно этому принципу все государства в международных отношениях пользуются суверенным равенством, имеют равные права и обязанности и являются равноправными членами мирового сообщества. Понятие равенства означает, что:

  • все государства юридически равны;
  • все государства должны уважать правосубъектность других государств;
  • все государства пользуются правами, присущими полному суверенитету. Они вправе самостоятельно решать вопросы об участии в международных конференциях и организациях, международных договорах и др.;
  • территориальная целостность и политическая независимость государств неприкосновенны, государственные границы могут меняться лишь на основании договоренности и в соответствии с международным правом ;
  • государства свободно выбирают свои политические, экономические, социальные и культурные системы;
  • государства обязаны добросовестно выполнять свои международные обязательства .

Государства должны уважать суверенное равенство и своеобразие друг друга, а также все права, присущие их суверенитету и охватываемые им, включая, в частности, право каждого государства на юридическое равенство, территориальную целостность, свободу и политическую независимость. Они обязаны также уважать право друг друга свободно выбирать и развивать свои политические, социальные, экономические и культурные системы, равно как и право устанавливать свои законы и административные нормы.

В рамках международного права все государства-члены имеют равные права и обязанности. Они должны уважать право друг друга определять и осуществлять по своему усмотрению их отношения с другими государствами, международными и региональными организациями, а также имеют право на нейтралитет. Государства-члены строят, таким образом, свои отношения на основе взаимной выгоды и уважения.

Принцип неприменения силы или угрозы силой

В соответствии с принципом неприменения силы или угрозы силой все государства в международных отношениях обязаны воздерживаться от угрозы силой или ее применения против территориальной неприкосновенности и политической независимости других государств или каким-либо иным образом, несовместимым с целями ООН . Никакие соображения не могут использоваться для того, чтобы обосновывать обращение к угрозе силой или к ее применению в нарушение этого принципа. Никакое применение силы или угрозы силой не будет использоваться как средство урегулирования споров или вопросов, которые могут вызвать споры между ними. Тем не менее в случае любой агрессии или нарушения суверенитета, территориальной целостности и политической независимости государства-члена страна, подвергаемая агрессии, сохраняет свое право на индивидуальную и коллективную самооборону в соответствии с Уставом ООН и международным правом .

Государства на основе общепризнанных принципов и норм международного права должны добросовестно выполнять свои международные обязательства в отношении поддержания мира и безопасности.

Угроза силой не должна применяться в качестве средства урегулирования споров между государствами. Агрессивные войны объявляются преступлениями против мира и человечества и влекут ответственность по международному праву. Запрещается также пропаганда войны.

Государства подтверждают свое обязательство поддерживать и защищать принципы Устава ООН и международного права , а также способы, содержащиеся в Уставе ООН, в области мирного урегулирования споров. Стороны в споре должны незамедлительно устанавливать контакты и вступать в переговоры для предотвращения возникновения конфликта и урегулирования спора в соответствии с принципами, содержащимися в Декларации, а также в Уставе ООН и международном праве.

Государства должны прилагать все усилия к тому, чтобы строить свои международные отношения на основе взаимопонимания, доверия, уважения и сотрудничества во всех областях.

Государства должны также развивать двустороннее и региональное сотрудничество как одно из важных средств усиления эффективности принципа отказа от угрозы силой или ее применения в международных отношениях.

Государства должны руководствоваться своей приверженностью принципу мирного разрешения споров, который неразрывно связан с принципом отказа от угрозы силой или ее применения в международных отношениях.

Государства, являющиеся сторонами в международных спорах, должны разрешать свои споры исключительно мирными средствами таким образом, чтобы не подвергать угрозе международный мир, безопасность и справедливость. С этой целью они используют такие средства, как переговоры, расследование, посредничество, примирение, арбитраж, судебное разбирательство, обращение к региональным органам или соглашениям или иные мирные средства по своему выбору, включая добрые услуги.

Государства должны принять эффективные меры, с тем чтобы предотвратить угрозу любых вооруженных конфликтов , включая конфликты, в которых может быть применено ядерное оружие , предотвратить гонку вооружений в космическом пространстве и остановить и повернуть вспять гонку вооружений на Земле, снизить уровень военного противостояния и укрепить глобальную стабильность.

Государства должны в полной мере сотрудничать с органами Организации Объединенных Наций, содействуя их деятельности в области поддержания международного мира и безопасности и мирного разрешения международных споров в соответствии с Уставом ООН.

В частности, они должны повышать роль Совета Безопасности, с тем чтобы он мог в полной мере и эффективно выполнять свои обязанности. Особую ответственность в этой связи несут, согласно Уставу, постоянные члены Совета. Государства должны оказывать Совету Безопасности всевозможную помощь во всех действиях, предпринимаемых им в целях справедливого урегулирования кризисных ситуаций и региональных конфликтов. Они должны повышать ту роль, которую Совет может играть в предупреждении споров и ситуаций, продолжение которых могло бы представлять угрозу для поддержания международного мира и безопасности. Они должны облегчать задачу Совета по рассмотрению потенциально опасных для международного мира и безопасности ситуаций на как можно более раннем этапе.

Государства должны в полной мере обеспечить выполнение важной роли, возложенной Уставом ООН на Генеральную Ассамблею в области мирного разрешения споров и поддержания международного мира и безопасности.

Государства должны учитывать в качестве важного фактора укрепления и поддержания международного мира и безопасности, что споры юридического характера должны, как общее правило, передаваться сторонами в Международный суд в соответствии с положениями Статута Суда. Генеральная Ассамблея и Совет Безопасности должны рассматривать целесообразность использования положений Устава ООН, касающихся возможности запрашивать консультативные заключения Международного суда по любому юридическому вопросу.

Государства - участники региональных соглашений или органов должны рассматривать возможность более широкого использования таких соглашений и органов для разрешения вопросов, относящихся к поддержанию международного мира и безопасности, в соответствии со ст. 52 Устава ООН.

Принцип уважения прав человека

Государства должны уделять большое внимание принципу неделимости всех прав человека и в этой связи подчеркивают значимость реализации всех аспектов этого принципа.

Принцип права на самоопределение народов и наций

В силу принципа равноправия и самоопределения народов, закрепленного в Уставе ООН , все народы имеют право свободно определять, без вмешательства извне, свой политический статус и осуществлять свое экономическое, социальное и культурное развитие, и каждое государство обязано уважать это право в соответствии с положениями Устава.

Каждое государство обязано содействовать с помощью совместных и индивидуальных действий осуществлению принципа равноправия и самоопределения народов в соответствии с положениями Устава ООН и оказывать помощь Организации Объединенных Наций в выполнении обязанностей, возложенных на нее Уставом, в отношении осуществления данного принципа, с тем чтобы:

a) способствовать дружественным отношениям и сотрудничеству между государствами и

б) незамедлительно положить конец колониализму, проявляя должное уважение к свободно выраженной воле заинтересованных народов, а также имея в виду, что подчинение народов иностранному игу, господству и эксплуатации является нарушением настоящего принципа, равно как и отрицанием основных прав человека , и противоречит Уставу ООН.

Создание суверенного и независимого государства, свободное присоединение к независимому государству или объединение с ним, или установление любого другого политического статуса, свободно определенного народом, являются формами осуществления этим народом права на самоопределение.

Каждое государство обязано воздерживаться от каких-либо насильственных действий, лишающих народы их права на самоопределение, свободу и независимость. В своих мерах против таких насильственных действий и в оказании им сопротивления народы, в порядке осуществления своего права на самоопределение, вправе добиваться поддержки и получать ее в соответствии с целями и принципами Устава ООН.

Территория колонии или другой несамоуправляющейся территории имеет, согласно Уставу ООН, статус, отдельный и отличный от статуса территории государства, управляющего ею. Такой отдельный и отличный, согласно Уставу, статус существует до тех пор, пока народ данной колонии или несамоуправляющейся территории не осуществит своего права на самоопределение в соответствии с Уставом, и в особенности в соответствии с его целями и принципами.

Ничто в соответствующих пунктах Декларации о принципах международного права 1970 г. не должно истолковываться как санкционирующее или поощряющее любые действия, которые вели бы к расчленению или к частичному или полному нарушению территориальной целостности или политического единства суверенных и независимых государств, соблюдающих в своих действиях принцип равноправия и самоопределения народов, как этот принцип изложен выше, и вследствие этого имеющих правительства , представляющие без различия расы, вероисповедания или цвета кожи весь народ, проживающий на данной территории.

Каждое государство должно воздерживаться от любых действий, направленных на частичное или полное нарушение национального единства и территориальной целостности любого другого государства или страны.

Народы, осуществляющие самоопределение, вправе испрашивать и получать помощь в соответствии с целями ООН. При этом, однако, государства не должны поощрять действия, ведущие к расчленению или к нарушению территориальной целостности или политического единства тех государств, которые имеют правительства, представляющие весь народ без различия расы, вероисповедания или цвета кожи.

Принцип сотрудничества государств

Государства обязаны, независимо от различий в их политических, экономических и социальных системах, сотрудничать друг с другом в различных областях международных отношений с целью поддержания международного мира и безопасности и содействия международной экономической стабильности и прогрессу, общему благосостоянию народов и международному сотрудничеству, свободному от дискриминации, основанной на таких различиях.

С этой целью государства:

  • сотрудничают с другими государствами в деле поддержания международного мира и безопасности;
  • сотрудничают в установлении всеобщего уважения и соблюдения прав человека и основных свобод для всех и в ликвидации всех форм расовой дискриминации и всех форм религиозной нетерпимости;
  • осуществляют свои международные отношения в экономической, социальной, культурной, технической и торговой областях в соответствии с принципами суверенного равенства и невмешательства;
  • принципах международного права , касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН, государства должны добросовестно выполнять все свои международные обязательства.

    В том случае, когда обязательства членов ООН по Уставу окажутся в противоречии с их обязательствами по какому-либо другому международному соглашению, их обязательства по Уставу имеют преимущественную силу в соответствии со ст. 103 Устава.

Для государств нет ничего важнее их территории. Территория - это жизненное пространство населения, нации (наций), государства. Это - ценность номер один в иерархии общественных ценностей и государственных интересов. Именно захват чужих («ничейных») земель, расширение собственного жизненного пространства, разграбление «заморских территорий» - все это на протяжении веков было одной из главных функций государств, особенно государств западного цивилизационного типа.

По своему составу государственная территория подразделяется на сухопутную, водную, воздушную, недра. Для некоторых частей территории возможны особые международно-правовые режимы - на основе международного договора.

Понятно, что мир и порядок на Земле будут, только если будет обеспечена неприкосновенность государственной территории, территориальный суверенитет. Посягательство на территориальную целостность дает основание для применения силы в порядке самообороны, для включения механизмов коллективной безопасности.

Как представляется, российская военная и внешнеполитическая доктрины должны исходить из того, что территориальная целостность России - высшая ценность, подлежащая защите любой ценой, вплоть до превентивного применения против внешних сил, угрожающих целостности России, ядерного оружия. В Конституции России имеется положение (ст. 4): «Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории».

Принцип территориальной целостности государств можно считать неким продолжением принципа неприменения силы. В Уставе ООН (ст. 2, п. 4) говорится о том, что государства должны воздерживаться от угрозы силой или ее применения «против территориальной неприкосновенности» любого государства. Территориальная целостность - основа политической независимости , поэтому эти два понятия зачастую идут рядом. Концепция территориальной неприкосновенности получила развитие в период национально-освободительных движений в середине XX века и в последующем.

Понятие «территориальная неприкосновенность» - более широкое, чем понятие «территориальная целостность». Если в воздушное пространство страны вторгнется иностранный самолет, налицо нарушение территориальной неприкосновенности , но не целостности.

Содержание данного принципа помогает раскрыть Декларация о принципах МП (1970 г.). В ней говорится: «...Территория государства не должна быть объектом приобретения другим государством в результате угрозы силой или ее применения. Никакие территориальные приобретения, являющиеся результатом угрозы силой или ее применения, не должны признаваться законными. Территория государства не должна быть объектом военной оккупации, явившейся результатом применения силы в нарушение положений Устава (имеется в виду Устав ООН). ...Каждое государство должно воздерживаться от любых действий, направленных на частичное или полное нарушение национального единства и территориальной целостности любого другого государства или страны».

Прогрессивное развитие принципа продолжилось в тексте Декларации принципов (ст. IV), включенной в Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 года.

В 1998 году, ввиду участившихся нарушений МП, ГА ООН приняла резолюцию «Поддержание международной безопасности - предупреждение насильственного расчленения государств». В резолюции была подтверждена необходимость соблюдения принципов территориальной целостности каждого государства и нерушимости международных границ.

Когда речь идет о территориальной целостности и неприкосновенности, имеется в виду и территория военных баз, которые расположены за рубежом по договору со страной пребывания, территория дипломатических и консульских представительств, военные и торговые морские и воздушные суда. Посягательство на них равнозначно нарушению данного принципа МП.

Принцип территориальной целостности и неприкосновенности предполагает также обязанность государств не допускать использования своей территории для осуществления каких-либо действий, ущемляющих права других государств.

Примеры нарушения государствами принципа территориальной целостности и неприкосновенности многочисленны. В конце 90-х годов XX - начале XXI века власти Грузии допустили существование на своей территории баз вооруженных бандитов и террористов, которые делали вылазки против сопредельных районов России. Тем самым была поставлена под угрозу территориальная целостность и нарушена территориальная неприкосновенность России. По этой причине вполне обоснованной была реакция российских властей, которые предупредили о возможности бомбардировки этих баз.

Неприкосновенность территории означает и неприкосновенность ее природных ресурсов, а также естественных условий, существующих на этой территории. Так, одним из обоснований вторжения иракских вооруженных сил в Кувейт в 1990 году было обвинение Кувейта в том, что он выкачивает из нефтяного моря в общем месторождении больше нефти, чем это было предусмотрено его квотой. Другими словами, покушение на недра было воспринято как достаточное основание для войны.

В ноябре 2005 года российский военный самолет, потеряв ориентир и сбившись с курса, вошел в воздушное пространство Латвии и упал на территории этой страны; летчик катапультировался. В этом случае также было констатировано нарушение территориальной неприкосновенности. В результате следствия выяснилось, что намерения нарушить воздушное пространство Латвии не было. Летчик вернулся на родину, остатки самолета были возвращены России, а Россия выплатила соответствующую компенсацию в возмещение причиненного ущерба.

В отдельных случаях возможно правомерное нарушение территориальной целостности государств - например в качестве ответственности за совершенную агрессию. Так, после Второй мировой войны был установлен особый правовой режим управления Западным Берлином и Германией в целом.

Возможны правомерные территориальные изменения по договору между государствами и с согласия населения. Аннексия, «эффективная оккупация», приобретение территории «по давности владения», договорная и недоговорная цессии (уступки территории), как правило, в большинстве случаев противоправны.

Противоправными были все колониальные захваты, произведенные европейскими государствами и США. В 1960 году по инициативе СССР Генеральная Ассамблея ООН приняла Декларацию о предоставлении независимости колониальным странам и народам. Колониализм юридически стал международным преступлением. Бывшие колонии получили возможность реализовать свое право на самоопределение в различных формах: создание суверенного государства, свободное присоединение к независимому государству (или объединение с ним), установление любого другого политического статуса, свободно определенного народом.

Развитые (западные) государства пытались различными способами оставить колонии в сфере своего влияния, изменить неприкрытые формы эксплуатации более завуалированными. Этот процесс получил название неоколониализма.

Тем не менее, формально большинство колоний стали самостоятельными государствами. Относительно недавно, например, получила независимость бывшая колония ЮАР - Намибия (с 1990 года). В то же время ряд колониальных территорий остались под различными предлогами в составе бывших метрополий. Так, например, французская колония в Индийском океане - остров Реюньон - стал «заморским департаментом» Франции. «Заморскими территориями Франции» стали считаться острова Новой Каледонии в юго-западной части Тихого океана, несколько архипелагов в восточной части Тихого океана - «Французская Полинезия»; Гваделупа - в Карибском море; Мартиника.

Колония США в восточной части Тихого океана из нескольких стратегически важных островов - Восточное Самоа - превратилась во владение США (Американское Самоа) с местным самоуправлением. К подобным постколониальным владениям можно отнести также следующие территории: остров Норфолк на юге Тихого океана (владение Австралии); остров Аруба в южной части Карибского моря (владение Нидерландов); остров Питкэрн в юго- восточной части Тихого океана, остров Святой Елены в южной части Атлантического океана и множество других островов по всему миру (владения Великобритании).

Должен ли распространяться принцип территориальной целостности и неприкосновенности на эти владения? Большой вопрос.

Этот принцип утвердился с принятием Устава ООН в 1945 году. Процесс его развития продолжается. Само наименование принципа окончательно не установилось: можно встретить упоминание как территориальной целостности, так и территориальной неприкосновенности. Значение этого принципа весьма велико с точки зрения стабильности в межгосударственных отношениях. Его назначение - защита территории государства от любых посягательств.

Устав ООН запретил угрозу силой или ее применение против территориальной целостности (неприкосновенности) и политической независимости любого государства. В Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН, 1970 года при раскрытии содержания формулировки п. 4 ст. 2 Устава ООН были отражены многие элементы принципа территориальной целостности (неприкосновенности), хотя сам этот принцип отдельно не упоминался. В частности, устанавливалось, что каждое государство "должно воздерживаться от любых действий, направленных на нарушение национального единства и территориальной целостности любого другого государства или страны". Отмечалось также, что "территория государства не должна быть объектом военной оккупации, явившейся результатом применения силы в нарушение положений Устава", и что "территория государства не должна быть объектом приобретения другим государством в результате угрозы силой или ее применения". В связи с этим, отмечалось далее, не должны признаваться законными какие-либо территориальные приобретения, явившиеся результатом угрозы силой или ее применения. Однако, как известно, закон не имеет обратной силы. Поэтому в декларации оговаривалось, что вышеприведенные положения не должны толковаться как нарушающие положения Устава ООН или любые международные соглашения, заключенные до принятия Устава и имеющие юридическую силу в соответствии с международным правом.

Следующим этапом в развитии данного принципа явился Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 года, который содержит отдельную и наиболее полную формулировку принципа территориальной целостности государств: "Государства-участники будут уважать территориальную целостность каждого из государств-участников. В соответствии с этим они будут воздерживаться от любых действий, несовместимых с целями и принципами Устава Организации Объединенных Наций, против территориальной целостности, политической независимости или единства любого государства-участника и, в частности, от любых таких действий, представляющих собой применение силы или угрозу силой. Государства-участники будут равным образом воздерживаться от того, чтобы превратить территорию друг друга в объект военной оккупации или других прямых или косвенных мер применения силы в нарушение международного права или в объект приобретения с помощью таких мер или угрозы их осуществления. Никакая оккупация или приобретение такого рода не будет признаваться законной".

Содержание данного принципа в Заключительном акте СБСЕ выходит за рамки положений о запрещении использования силы или угрозы силой либо превращения территории в объект военной оккупации, либо приобретения с использованием силы или ее угрозы. Напомним, что, согласно Заключительному акту, государства, обязываясь уважать территориальную целостность друг друга, должны "воздерживаться от любых действий, несовместимых с целями и принципами Устава ООН". Таким образом, речь идет о любых действиях против территориальной целостности или неприкосновенности. Например, транзит любых транспортных средств через иностранную территорию без разрешения территориального суверена является нарушением не только неприкосновенности границ, но и неприкосновенности государственной территории, поскольку именно она используется для транзита. Все природные ресурсы являются составными компонентами территории государства, и если неприкосновенна территория в целом, то неприкосновенны и ее компоненты, то есть природные ресурсы в их естественном виде. Поэтому их разработка иностранными лицами или государствами без разрешения территориального суверена также является нарушением территориальной неприкосновенности.

Новое на сайте

>

Самое популярное