Домой Мама Упражнения дифференциация а я логопедия тетрадь. Дифференциация гласных "А" — "Я". Определение твердости-мягкости согласного на слух

Упражнения дифференциация а я логопедия тетрадь. Дифференциация гласных "А" — "Я". Определение твердости-мягкости согласного на слух

(2 класс)

I и II А, а, Я, я; слоговая таблица , мяч; предметные картинки :

ОРГ. МОМЕНТ.

задача, пять .) - а, я .)

СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ ЗАНЯТИЯ

)

[а] ? ( ) А на что похоже звучание [йа] ? ( Ослик кричит. «А»? ( ), заглавная «Я»?- ( ), строчная «а»?- ( ), строчная «я»?- ( )

Да )

Твёрдо. )

Мягко. )

Запишите имена мальчиков и девочек. (Дети записывают.) – Проверим.

Показываю: ) - Молодцы!

4. Диктант слогов.

Запишите слоги в две строчки: в первую слоги с гласной «А», во вторую – с «Я»,

Диктую:

ля, ся, пя, ря, бя, вя, дя. ). – У всех так? Молодцы!

та - та - тя А – А – Я са – са. ся ба ба - бя

Игра «Повторялки».

Повторите цепочку слогов, каждому - своя цепочка.

Читаю:

а-а-я, а-я-а-я,

ФИЗМИНУТКА.

НА, -НЯ .)

Закончите слово слогом: -НА или -НЯ.

Говорю, а ученик договаривает: пусты…(ня ), коро…(на ) , бас…(ня ), воро…(на ), бары…(ня ), пес…(ня ), сторо…(на ), Украи…(на ).

Молодцы, теперь выполним задание № 4 письменно, но с другими слогами.

- РА или - РЯ: игра, гиря, нора, буря, фара.

- ДА или - ДЯ: вода, Володя, Лида, дядя, Люда.

- ЛА или - ЛЯ: пуля, игла, пила, сабля, земля.

твёрдо ), а перед «Я»? (мягко ).

«а», «я»

Щик

Рбуз

Стреб

Ндрей

Вгуст

п____тниц____

капл____

пр____тки

м____гкий

пустын____

ворот_____

м____л____р

8. Работа со словами - паронимами. - Прочитаем хором слова парами, сравним их по плану: 1) написание, 2) произношение, 3) смысл.

Юла - Юля

мать - мять

тапки - тяпки

пальцы - пяльцы

начинать - начинять

флаги - фляги

а - я )

Различение а - я в слогах и словах

та - та - тя ря - ра - ря да - дя - дя - да

- РА или - РЯ:

- ДА или - ДЯ:

- ЛА или - ЛЯ:

5. Вставь пропущенные буквы а , я

Щик

Рбуз

Стреб

Ндрей

Вгуст

п____тниц____

капл____

пр____тки

м____гкий

пустын____

ворот_____

м____л____р

Различение а - я в слогах и словах

1. Игра «Доскажи словечко» - запиши слова в рифму, выдели ударение.

Я сижу, едва не плача: Если всё ты будешь знать,

Очень трудная ______________ . То получишь в школе ___________.

3. Игра «Кто догадается?» -Закончи цепочку слогов по образцу:

та - та - тя ря - ра - ря да - дя - дя - да

са - са - ____ ля - ла - _____ за - зя -_____-_____

ба -____ - ____ мя - _____-_____ ва - ____ - ____ - _____

4. Игра «Допиши словечко» - допиши слово, добавив нужный слог.

- РА или - РЯ: иг_____, ги_____, но____, бу____, фа____.

- ДА или - ДЯ: во_____, Воло_____, Ли_____, дя______, Лю_____.

- ЛА или - ЛЯ: пу____, иг____, пи____, саб____, зем____.

5. Вставь пропущенные буквы а , я , подчеркни их красным карандашом.

Щик

Рбуз

Стреб

Ндрей

Вгуст

п____тниц____

капл____

пр____тки

м____гкий

пустын____

ворот_____

м____л____р

Различение а - я в слогах и словах

1. Игра «Доскажи словечко» - запиши слова в рифму, выдели ударение.

Я сижу, едва не плача: Если всё ты будешь знать,

Очень трудная ______________ . То получишь в школе ___________.

3. Игра «Кто догадается?» -Закончи цепочку слогов по образцу:

та - та - тя ря - ра - ря да - дя - дя - да

са - са - ____ ля - ла - _____ за - зя -_____-_____

ба -____ - ____ мя - _____-_____ ва - ____ - ____ - _____

4. Игра «Допиши словечко» - допиши слово, добавив нужный слог.

- РА или - РЯ: иг_____, ги_____, но____, бу____, фа____.

- ДА или - ДЯ: во_____, Воло_____, Ли_____, дя______, Лю_____.

- ЛА или - ЛЯ: пу____, иг____, пи____, саб____, зем____.

5. Вставь пропущенные буквы а , я , подчеркни их красным карандашом.

Щик

Рбуз

Стреб

Ндрей

Вгуст

п____тниц____

капл____

пр____тки

м____гкий

пустын____

ворот_____

м____л____р

- это Юля (далее аналогично) - вазы - вязы ( деревья - высокие вязы); флаги ( знамёна – красные флаги ) - фляги мать (мама – усталая мать) - мять завал - завял тапки (обувь – мужские тапки) - тяпки пальцы - пяльцы начинать - начинять – Молодцы! «а», обозначающие твёрдый звук - синим, а перед «я»

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ «А» - «Я» В СЛОГАХ И СЛОВАХ

ЦЕЛЬ: Учить детей различать гласные «а», «я» в произношении и на письме; упражнять в обозначении мягкости согласных при письме посредством гласной «я».

ОБОРУДОВАНИЕ: таблица гласных I и II ряда, зеркала, карточки для индивидуальных заданий, буквы «А», «Я» по количеству учеников; образцы написания строчных и заглавных прописных букв А, а, Я, я; слоговая таблица , мяч; предметные картинки : вагон, ваза, пятка, пять, два, опята, ящерица, ваза, кастрюля, халат.

ОРГ. МОМЕНТ.

1. Игра «Доскажи словечко» - Ребята, послушайте небольшие стишки, закончите их словом в рифму. (Читаю стихотворения из задания № 1, дети дополняют их словами: задача, пять .) - Запишите эти слова, выделив в них ударные гласные. (Дети выполняют.) - Какие гласные ударные? (Дети отвечают: а, я .)

СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ ЗАНЯТИЯ

Сегодня мы будем различать гласные «А», «Я» в слогах и словах устно и на письме.

ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО МАТЕРИАЛА

Приготовили зеркала, произнесём последовательно «А», затем «Я». Вспомним и назовём их различие по артикуляции и звучанию. (При произнесении [а] - рот широко открыт, язык внизу, воздушная струя свободно проходит через рот, голосовые связки работают, образуется голос; при произнесении «я» сначала слышим [й] - зубы сближены, кончик языка внизу, боковые края языка прижаты к коренным зубам, средняя часть языка приподнята к нёбу; затем слышим [а] - рот широко открывается, язык внизу, воздух свободно проходит через рот, голосовые связки работают, образуется голос .) – Молодцы, а кто вспомнит в каких случаях буква «Я» обозначает два звука? (Если стоит: в начале слова, после «ь», «ъ» знаков и гласных. )

ЗНАКОМСТВО С НОВЫМ МАТЕРИАЛОМ

Ребята, скажите, на что похоже звучание [а] ? ( Укачивание ребенка, крик от боли. ) А на что похоже звучание [йа] ? ( Ослик кричит. ) – Рассмотрим далее различие букв по написанию. Из каких элементов состоит заглавная «А»? ( «кладём качалочку», длинная палочка вниз, «секрет», «петелька» ), заглавная «Я»?- ( «кладём качалочку», «крышечка сверху», «секрет», «качалочка» ), строчная «а»?- ( «крышечка сверху», «секрет», «качалочка» ), строчная «я»?- ( «кладём качалочку», «крышечка сверху», «секрет», «качалочка». )

Различаются ли гласные «а» – «я» по артикуляции, звучанию и написанию? (Да )

2. Игра «Какое имя?» - Вспомните и назовите детские имена, имеющие вторую гласную «а», четвёртую - «я»? (Дети называют: Валя, Галя, Таня, Надя, Катя, Варя, Даня, Саня, Вася. ) - Как звучат согласные перед «А»: ва, га, та, на, ка, да, са? (Твёрдо. )

Как звучат согласные перед «Я»: ля, ня, дя, тя, ря, ся? (Мягко. )

Впишите в таблицу эти имена мальчиков и девочек. (Дети записывают.) – Проверим.

УПРАЖНЕНИЯ В РАЗЛИЧЕНИИ ГЛАСНЫХ «А» - «Я»

Игра «Контролёры» - Покажите, букву «А» или «Я» в ответ на слоги, слова и картинки. (Читаю: ма, мя, на, ка, ня, ля, фа, пя, ла, ра, пя, па, фя; парус, рядом, тряпки, садик, лапка, тянет, тащит, лямка, яблоня, ярмарка. Показываю: вагон, пятка, опята, пять, два, ваза, кукла. ) - Молодцы!

4. Диктант слогов. – Запишите слоги в две строчки: в первую слоги с гласной «А», во вторую – с «Я», (Диктую: ла, ля, ся, та, са, па, пя, ря, ра, ба, бя, вя, да, ва, дя. )

Проверим первую строчку. (Ученик читает: ла, та, са, па, ра, ба, да, ва. ) – Вторую строчку. (Другой ученик читает: ля, ся, пя, ря, бя, вя, дя. ). – У всех так? Молодцы!

5. Игра «Кто догадается?» - Закончите цепочку слогов по образцу. Первый столбик сделаем вместе. Читаем строчку-образец, выделенный «жирным» шрифтом. (Дети читают: та - та - тя .) - Обратите внимание на то, как чередуются гласные: А – А – Я . Теперь читаем вторую. (Дети читают: са – са. ) – Какого слога не хватает? (ся ) – Читаем третью строчку. (Дети читают: (ба ) – Каких слогов не хватает? (ба - бя ) – Всем понятно? Закончите цепочки слогов других столбиков. (Дети пишут; если задание непонятно, второй столбик также делается совместно.) – Проверка по столбикам:

та - та - тя ря - ра - ря да - дя - дя - да

са - са - ся ля - ла - ля за - зя - зя - за

ба - ба - бя мя -ма -мя ва - вя - вя - ва

Игра «Повторялки». – Повторите цепочку слогов, каждому - своя цепочка. (Читаю:

а-а-я, а-я-а-я, ма-ма-мя, фа-фя-фя, да-дя-да-дя, ля-ля-ла, зя-зя-за-за, ва-ва-вя-вя. )

ФИЗМИНУТКА.

Игра «Доскажи словечко» с перекидыванием мяча. (Выставляю слоги - НА, -НЯ .)

Закончите слово слогом: -НА или -НЯ. (Говорю, а ученик договаривает: пусты…(ня ), коро…(на ) , бас…(ня ), воро…(на ), бары…(ня ), пес…(ня ), сторо…(на ), Украи…(на ).

Молодцы, теперь выполним задание № 6 письменно, но с другими слогами.

6. Игра «Допиши словечко» - допишите слово, добавив нужный слог: в первой строчке добавим слоги -РА, -РЯ, во второй -ДА, -ДЯ, а в третьей -ЛА, -ЛЯ. Будьте внимательней! (Дети выполняют задание.) – Проверим по строчкам:

- РА или - РЯ: дыра, игра, гиря, заря, нора, буря, фара.

- ДА или - ДЯ: вода, сюда, Володя, Лида, дядя, Люда.

- ЛА или - ЛЯ: пуля, игла, пила, сабля, земля, воля, играла.

Как звучат согласные перед «А»? (твёрдо ), а перед «Я»? (мягко ).

7. Вставьте пропущенные буквы «а», «я» , подчеркните их: «А» - одной чёрточкой, «Я» - двумя чертами. (Дети выполняют задание.) – Проверим по столбикам:

ящик грачи ворота маляр

арбуз мягкий пустыня пляска

август прятки поля артерия (кровеносный сосуд)

ястреб правило доброта пятница

Андрей слякоть капля атака

8. Работа со словами - паронимами. - Прочитаем хором слова парами, сравним их по плану: 1) написание, 2) произношение, 3) смысл. (Дети выполняют задание № 8 по желанию: Юла - Юля (а - я; [л] -[ль]; юла - это игрушка, например: разноцветная юла, а Юля - это имя, например: девочка Юля; (далее аналогично) - вазы (сосуды для цветов - хрустальные вазы) - вязы (деревья - высокие вязы); флаги (знамёна – красные флаги ) - фляги (ёмкости для какой-либо жидкости – фляги для молока); мать (мама – усталая мать) - мять (от слова сминать - мять глину); завал (нагромождение камней на дороге - большой завал) - завял (т.е. потерял свою свежесть – цветок завял); тапки (обувь – мужские тапки) - тяпки (садовые инструменты – острые тяпки); пальцы (части руки человека – замёрзшие пальцы) - пяльцы (два круга, которые зажимают ткань для вышивания – деревянные пяльцы); начинать (приступать к какому-либо действию – начинать делать уроки) - начинять (заполнять что-либо чем-нибудь – начинять пирог рыбой.) – Молодцы! Подчеркните согласные буквы перед «а», обозначающие твёрдый звук - синим, а перед «я» , обозначающий мягкий звук - зелёным карандашом.

9. Игра «Исправь ошибку» - Если буквы «А» и «Я» поменяются местами, то вот что получится: зимя, ламка, тетрядь, алмяз, яптекя, явтомят, цапла, дател, глазя, шлапя.

- Найдите и исправьте ошибки, так как делает учитель. (Дети исправляют.) – Проверим: зим а , л я мка, тетр а дь, алм а з, а птек а , а втом а т, цапл я , д я тел, глаза, шл я п а .

ИТОГ: - Какие гласные мы сегодня различали? (а - я )

10. Прочитайте слова и посмотрите на картинки, они расположены по реальной величине. Слева и справа допишите слова, с буквами « а» или «я» , «по размеру». (Дети слева могут дописать: игла, земляника и т.д., справа – дядя, планета и т.д. ). Проверка.

Различение а - я в слогах и словах

1. Игра «Доскажи словечко» - запиши слова в рифму, выдели ударение.

Я сижу, едва не плача: Если всё ты будешь знать,

Очень трудная ______________ . То получишь в школе ___________.

3. Игра «Кто догадается?» -Закончи цепочку слогов по образцу:

та - та - тя ря - ра - ря да - дя - дя - да

са - са - ____ ля - ла - _____ за - зя -_____-_____

ба -____ - ____ мя - _____-_____ ва - ____ - ____ - _____

4. Игра «Допиши словечко» - допиши слово, добавив нужный слог.

- РА или - РЯ: иг_____, ги_____, но____, бу____, фа____.

- ДА или - ДЯ: во_____, Воло_____, Ли_____, дя______, Лю_____.

- ЛА или - ЛЯ: пу____, иг____, пи____, саб____, зем____.

5. Вставь пропущенные буквы а , я , подчеркни их красным карандашом.

____щик

____рбуз

____стреб

____ндрей

____вгуст

п____тниц____

капл____

пр____тки

м____гкий

пустын____

ворот_____

м____л____р

Различение а - я в слогах и словах

а

я

а

я

а

я

а

я

та - та - тя ря - ра - ря да - дя - дя - да

за - зя -_____-_____

ба -____ - ____ мя - _____-_____ ва - ____ - ____ - _____

3. Игра «Допиши словечко» - допиши слово, добавив нужный слог.

- РА или - РЯ:

- ДА или - ДЯ:

- ЛА или - ЛЯ:

4 . Вставь пропущенные буквы а , я , подчеркни их красным карандашом.

____щик

____рбуз

____ндрей

____вгуст

капл____

доброт____

пустын____

ворот_____

Различение а - я в слогах и словах

1. Игра «Какое имя?» - заполни таблицу, используя имена детей.

а

я

а

я

а

я

а

я

а

я

а

я

а

я

2. Игра «Кто догадается?» -Закончи цепочку слогов по образцу:

та - та - тя ря - ра - ря да - дя - дя - да

са - са - ____ ля - ла - _____ за - зя -_____-_____

ба -____ - ____ мя - _____-_____ ва - ____ - ____ - _____

3. Игра «Допиши словечко» - допиши слово, добавив нужный слог.

- РА или - РЯ: иг_____, ги_____, за______, но______.

- ДА или - ДЯ: во_______, Воло_______, Ли_______, дя______.

- ЛА или - ЛЯ: пу______, пи______, зем______.

4 . Вставь пропущенные буквы а , я , подчеркни их красным карандашом.

____щик

____рбуз

____ндрей

____вгуст

капл____

доброт____

пустын____

ворот_____

Различение а - я в слогах и словах

1. Игра «Какое имя?» - заполни таблицу, используя имена детей.

а

я

а

я

а

я

а

я

а

я

а

я

а

я

2. Игра «Кто догадается?» -Закончи цепочку слогов по образцу:

та - та - тя ря - ра - ря да - дя - дя - да

са - са - ____ ля - ла - _____ за - зя -_____-_____

ба -____ - ____ мя - _____-_____ ва - ____ - ____ - _____

3. Игра «Допиши словечко» - допиши слово, добавив нужный слог.

- РА или - РЯ: иг_____, ги_____, за______, но______.

- ДА или - ДЯ: во_______, Воло_______, Ли_______, дя______.

- ЛА или - ЛЯ: пу______, пи______, зем______.

4 . Вставь пропущенные буквы а , я , подчеркни их красным карандашом.

____щик

____рбуз

____ндрей

____вгуст

капл____

доброт____

пустын____

ворот_____

Различение а - я в слогах и словах

1. Игра «Какое имя?» - заполни таблицу, используя имена детей.

а

я

а

я

а

я

а

я

а

я

а

я

а

я

2. Игра «Кто догадается?» -Закончи цепочку слогов по образцу:

та - та - тя ря - ра - ря да - дя - дя - да

са - са - ____ ля - ла - _____ за - зя -_____-_____

ба -____ - ____ мя - _____-_____ ва - ____ - ____ - _____

3. Игра «Допиши словечко» - допиши слово, добавив нужный слог.

- РА или - РЯ: иг_____, ги_____, за______, но______.

- ДА или - ДЯ: во_______, Воло_______, Ли_______, дя______.

- ЛА или - ЛЯ: пу______, пи______, зем______.

4 . Вставь пропущенные буквы а , я , подчеркни их красным карандашом.

____щик

____рбуз

____ндрей

____вгуст

капл____

доброт____

пустын____

ворот_____

Различение а - я в слогах и словах

1. Игра «Какое имя?» - заполни таблицу, используя имена детей.

а

я

а

я

а

я

а

я

а

я

а

я

а

я

2. Игра «Кто догадается?» -Закончи цепочку слогов по образцу:

та - та - тя ря - ра - ря да - дя - дя - да

са - са - ____ ля - ла - _____ за - зя -_____-_____

ба -____ - ____ мя - _____-_____ ва - ____ - ____ - _____

3. Игра «Допиши словечко» - допиши слово, добавив нужный слог.

- РА или - РЯ: иг_____, ги_____, за______, но______.

- ДА или - ДЯ: во_______, Воло_______, Ли_______, дя______.

- ЛА или - ЛЯ: пу______, пи______, зем______.

Различение а - я в слогах и словах

1. Игра «Какое имя?» - заполни таблицу, используя имена детей.

а

я

а

я

а

я

а

я

а

я

а

я

а

я

2. Игра «Кто догадается?» -Закончи цепочку слогов по образцу:

та - та - тя ря - ра - ря да - дя - дя - да

са - са - ____ ля - ла - _____ за - зя -_____-_____

ба -____ - ____ мя - _____-_____ ва - ____ - ____ - _____

3. Игра «Допиши словечко» - допиши слово, добавив нужный слог.

- РА или - РЯ: иг_____, ги_____, за______, но______.

- ДА или - ДЯ: во_______, Воло_______, Ли_______, дя______.

- ЛА или - ЛЯ: пу______, пи______, зем______.

Различение а - я в слогах и словах

1. Игра «Какое имя?» - заполни таблицу, используя имена детей.

а

я

а

я

а

я

а

я

а

я

а

я

а

я

2. Игра «Кто догадается?» -Закончи цепочку слогов по образцу:

та - та - тя ря - ра - ря да - дя - дя - да

са - са - ____ ля - ла - _____ за - зя -_____-_____

ба -____ - ____ мя - _____-_____ ва - ____ - ____ - _____

3. Игра «Допиши словечко» - допиши слово, добавив нужный слог.

- РА или - РЯ: иг_____, ги_____, за______, но______.

- ДА или - ДЯ: во_______, Воло_______, Ли_______, дя______.

- ЛА или - ЛЯ: пу______, пи______, зем______.

Различение а - я в слогах и словах

1. Игра «Какое имя?» - заполни таблицу, используя имена детей.

а

я

а

я

а

я

а

я

а

я

а

я

а

я

2. Игра «Кто догадается?» -Закончи цепочку слогов по образцу:

та - та - тя ря - ра - ря да - дя - дя - да

са - са - ____ ля - ла - _____ за - зя -_____-_____

ба -____ - ____ мя - _____-_____ ва - ____ - ____ - _____

3. Игра «Допиши словечко» - допиши слово, добавив нужный слог.

- РА или - РЯ: иг_____, ги_____, за______, но______.

- ДА или - ДЯ: во_______, Воло_______, Ли_______, дя______.

- ЛА или - ЛЯ: пу______, пи______, зем______.

Марина Захаркина
Фронтальное занятие «Дифференциация звуков и букв А-Я» в подготовительной к школе группе

Цель : учить детей различать гласные А-Я устно и на письме.

Задачи :

Коррекционно-развивающие :

Закреплять знания детей о гласных звуках и буквах А-Я ;

Познакомить детей со сравнительной характеристикой звуков , нормами их артикуляции;

Учить выделять звуки [А] , [Й,А] в словах, соотносить звуки с буквами , и символами;

Образовательные :

Развивать навыки звукобуквенного анализа и синтеза ;

Формировать произвольное слуховое и зрительное восприятие, внимание и память;

Развивать словарь в экспрессивной речи по лексической теме : «Семья» .

Развивать умение составлять словосочетания, закреплять знание норм орфографии;

Воспитательные :

Развивать навыки самоконтроля;

Совершенствовать умение оценивать результаты работы по заданию;

Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе и индивидуальной работе;

Ход занятия.

1. Логопед : Здравствуйте ребята! Меня зовут Марина Васильевна, и сегодня я проведу у вас занятие . А помогать мне будет гномик Йак. Он принес вам много интересных заданий. (Логопед достает конверты)

Достает первый конверт.

Ой посмотрите, что он принес (логопед раскладывает на доске первый ряд гласных) .

Логопед. Ребята, посмотрите на цепочку гласных букв и назовите , какие гласные знаете? (а, у, о, ы, э) . А что мы произносили? (звуки )

– Чем отличаются буквы от звуков ? (буквы мы пишем и читаем , а звуки проговариваем и слышим). Как мы произносим эти гласные звуки ? (твердо, решительно, смело) .

Дети, это гласные первого ряда, они произносятся твердо.

У каждого гласного первого ряда есть «сестренка» - буква , которая «живет» во втором ряду.

Логопед. Сегодня мы будем учиться различать с «сестёр» букву «а» и «я» .

2. Гномик Йак принес нам эту букву . Это буква «я» . (показывает, достает из другого конверта) .

(Обводим контур звуковки буквы Я красным цветом , впечатываем звуки , раскрашиваем тапочки)

– Давайте послушаем звук . ([й-а-а-а-а-а-а])

– Тянется? (да)

– Какая это буква ? (гласная)

– Какую работу она будет выполнять в слове? (образует слог)

– Как она может управлять согласными в соединении? (обозначает или мягкость, или твёрдость согласного)

– Каким цветом мы обозначаем гласные? (красным)

– Положите перед собой звуковку буквы Я .

– Обведём контур звуковки красным цветом

– Давайте ещё раз послушаем букву . ([й-а-а-а-а-а-а])

– Сколько звуков слышим ? (два)

– Какие? ([й`а])

– Впечатайте первый звук буквы . ([й`])

– Произнесите его.

– Какой он? (согласный, мягкий)

– Каким цветом мы обозначаем мягкие звуки ? (зелёным)

– Раскрасьте первый тапочек зелёным цветом.

– Впечатайте второй звук буквы . ([а])

– Произнесите его.

– Какой он? (гласный)

– Каким цветом мы обозначаем гласные звуки ? (красным)

– Раскрасьте второй тапочек красным цветом.

Вывод :

– Итак, давайте подведём итог.

– Какая это буква ? (гласная)

– Сколько звуков у буквы Я ? (два)

– Какие? ([й`а])

-Послушайте, как я произношу : я, я, я. Произносится ласково, мягко, нежно и коротко, сидит на кончике нашего языка.

Как зовут «сестренку» буквы «а» ?

Как мы произносим «а» ? «я» ?

Правильно, «а» мы произносим твердо, «я» - мягко, нежно. Буква «я» - гласная мягкая.

3. Игра «Эхо» .

Логопед : Молодцы! Возьмем следующий конверт с заданием. Повторите за мной : ма-мя, на-ня, та-тя, па-пя и т. д. Молодцы!

4. Пришло время для следующего задания (достает следующий конверт) . Задание произнести правильно и четко слова по картинкам. (Произносим хором) .

5. Логопед : Молодцы! Здорово у вас получается! Следующее задание : Игра «На что похожа буква «я» . Послушайте стихотворение. (Дети повторяют слова и движения за логопедом) .

«Буква «я» .

Руку вбок, вперед нога,

Вот какая буква «я» .

Я-я – песня кончилась моя.

Я-я – есть у каждого друзья.

Повторить стихотворение хором.

6. Логопед : Молодцы! Следующее задание, открывает конверт. Гномик Йак задал нам задачу.

К каких случаях буква Я обозначает два звука ?

(Читаем схему слова «ябллоня» )

– Прочитайте верхнее слово. (яблоня)

– Давайте прочитаем схему к этому слову.

– Сколько в слове слогов? (хлопаем : яб-ло-ня – 3 слога)

– Назовите 1 слог. ([й`ааааааб])

– Каким гласным образован этот слог? ([а])

– Впечатайте звук в схему .

– Какой звук стоит перед ним ? ([й`й`й`й`])

– Какой он? (согласный, мягкий)

– Впечатайте звук в схему .

– Назовите ещё раз 1 слог. ([й`ааааааб])

– Какой звук ещё есть в слоге ? (не в слиянии [б])

– Назовите 2 слог. ([лоооо])

– Какой гласной образован? ([о])

([л])

– Назовите 3 слог? ([няяяяя]

Какой гласной образован? ([я])

– Какой согласный стоит перед ним? ([н`])

– Какой слог ударный? (первый)

– Посмотрите на слово.

– Где в слове стоит буква Я ? (в начале слова, в конце слова)

Вывод :

– Итак, в каких случаях буква Я обозначает два звука ? (в начале слова)

Разбор слова Рая (схема готова, слово уже разобрано, детям объясняют разбор и помогают сделать вывод)

Вывод :

– Итак, в каких случаях буква Я обозначает два звука ?

Буква Я обозначает два звука : [й`] и [а] в начале слова и после гласной буквы .

7. Сказка про букву Я

Логопед : Следующий конверт. Наш гость предлагает вам послушать сказку про звук Я . Отложите в сторону все ненужное и послушайте сказку.

Гордая буква Я никак не хотела встречаться с согласными буквами . Зачем? Ведь у неё же был свой согласный - звук [й`] ! Но без неё слова рассыпались и ничего нельзя было понять, что они хотят друг от друга. И вот однажды она согласилась встретиться с одной из согласных букв , что бы хоть не надолго буквы могли о чём-то договориться. Звуку [й`] так понравилось играть со своими братьями – согласными буквами , что он готов был отдать свою мягкость любому из них. С тех пор, как только буква Я вставала в слияние с согласным, звук [й`] уходил к этому согласному и отдавал ему свою мягкость. А буква Я оставалась с гласным звуком [а] и очень гордилась, тем что рядом с ней согласные становятся мягче. Но как только буква Я уходила из слияния, звук [й`] тут же возвращался обратно к букве Я .

Вывод :

– Итак, какую работу выполняет буква Я в слиянии ?

Буква Я обозначает мягкость согласного звука в слиянии .

8. Игра на фонематическое восприятие «Прятки» .

А вот и последний конверт! Гномик Йак предлагает нам поиграть в игру «Прятки» . Но это необычная игра в которую вы все знаете, в этой игре мы будем искать спрятавшийся звук а или звук я . У вас есть карточки с буквами А , которая обозначает звук а и буква Я , которая обозначает звук я . Когда я скажу звук , слог или слово с одним из этих звуков нужно обязательно поднять соответствующую карточку.

Показать карточками «а» или «я» : мА, пя, на, мя, тя, фа, яблоко, аист, ягоды, автобус, ясень, Алик, ящик, альбом.

9. Итог. Ребята, кто приходил к нам в гости? Какие звуки гномик Йак учил нас различать? Гномику очень понравилось как вы играли. А вам понравилось? А еще наш гость хочет в честь встречи и вашего старания преподнести вам угощение.

по коррекции речи учащихся

«Дифференциация гласных а – я

в словах, предложениях»

учитель - логопед

РГОУ « Алатырская специальная

(коррекционная) общеобразовательная

школа – интернат»

Чувашия, г. Алатырь,

ул. Дорожная д.17

дом. телефон: 2-85-30

Тема: Дифференциация гласных а - я в слогах, словах, предложениях (4 класс)

Цели: 1. Закрепить знания детей о звуковом Составе гласных а – я ; продолжить учить различать а – я в слогах, словах, предложениях устно и на письме.

2. Расширять активный словарь учащихся, внимание, логическое мышление.

3. Развивать интерес к учению, увлекая учащихся игровыми задачами и

ситуациями.

Оборудование: индивидуальные зеркала, рабочие тетради, классная и магнитная доски, предметные картинки, таблички с надписями игровых заданий, речевой материал (загадки, чистоговорки, тексты).

План занятия:

I. Оргмомент.

II. Речевая зарядка.

Повторение пройденной темы.

III. Закрепление темы: « Различай а – я ».

Выполнение устных и письменных заданий и упражнений.

IV. Физпауза.

Зарядка для пальцев и кистей рук.

V. Подведение итогов занятия.

Конспект занятия:

I. – Здравствуйте, ребята! Сейчас первым займет своё рабочее место тот, кто правильно отгадает загадку. За правильный ответ также я буду показывать картину с изображением предмета, о котором говорится в загадке.

Слушайте внимательно.

Загадки:

1) Может и разбиться,

Может и свариться.

Если хочешь, в птицу

Может превратиться.

(куриное яйцо)


2) Всегда он в работе, как мы говорим,

а отдыхает, когда мы молчим.

3) Она, как змейка,

в траве мелькает,

хвостом виляет.

Хвост оборвёт -

другой наживёт.

(ящерица)

4) Само с кулачок,

красный бочок.

Тронешь пальцем – гладко,

а откусишь – сладко.

II. – Молодцы, ребята! Все загадки отгадали верно. Вот те предметы, о которых говорилось в загадках (на магнитную доску вывешиваются предметные картинки с изображением яйца, языка, ящерицы, яблока).

А теперь посмотрите на эти картинки, ещё раз вспомните слова, называющие их, и скажите, какая гласная повторялась во всех словах – отгадках?

Правильно, гласная – я - .

С какой гласной мы её размечаем?

Правильно, ребята, мы различаем а – я . Это первая пара гласных первого и второго ряда, которые мы будем различать. (Обращаемся к таблице гласных первого и второго ряда) :

Ребята, назовите гласные первого ряда, второго ряда. А сейчас вместе со мной скажем чистоговорку про гласных второго ряда.

Чистоговорка:

я – я – я, я – я - я

Все умею делать я.

ё – ё – ё, ё – ё - ё

Глажу с бабушкой бельё.

ю – ю – ю, ю – ю - ю

Вместе с мамой куклам шью.

ю – ю – ю, ю – ю - ю

С папой песни я пою.

е – е – е, е – е - е

Помогаю всей семье.

III. – Сегодня на занятии мы будем учиться различать гласные а – я, выполняя устные и письменные задания. А сейчас открываем рабочие тетради и записываем тему занятия: « Различай а – я ».

(Название темы вывешивается на доску: « Сегодня на уроке»).

Прежде чем приступить к выполнению заданий, давайте вместе вспомним, чем отличаются друг от друга гласные а – я . В этом вам поможет вот эта табличка (на магнитную доску вывешивается таблица):

Сколько звуков в гласной - а - ? (один (а); два (й, а))

Как произносится и слышится согласный перед гласной - а - ?, - перед гласной - я - ? (твердо, мягко).

Хорошо, ребята. А теперь давайте повторим правило, которое поможет нам не ошибиться в написании гласных а – я в слогах, словах, т. е. на письме.

(Правило на табличке вывешивается на доску « Сегодня на уроке»:

Если согласный слышится твёрдо, то пишем – а -, если мягко то пишем – я -.

гласные а – я учащиеся подставляют в правило сами, а затем правило хором зачитывается).

1.) – Итак, все правила о различении гласных а – я мы повторили, теперь можем переходить к практической части нашего сегодняшнего занятия.

Но прежде чем выполнять письменные задания, проведем небольшую разминку, игру

« Наоборот» . Объясняю правила этой игры - разминки: я бросаю кому-то из вас мяч и называю слог с твёрдой согласной, а вы должны назвать слог с мягкой согласной и бросить мне мяч назад.

Например: ма – мя.

(учитель – логопед с детьми играют).

Скажите, с какой гласной были слоги, которые называла я? (с гласной – а - ). Почему вы так считаете? (потому что согласные слышались твердо).

С какой гласной были слоги, которые называли вы? Почему? (- я - , мягко).


2.) Игра « Закончи слово»

Ребята, у меня случилась беда. Из слов, которые я для вас приготовила, выпали слоги. И теперь эти слова нужно снова собирать из слов. Первый слог в словах у меня сохранился, а второй слог мы должны выбрать из тех, которые перепутались. Вот эти слоги, которые выпали из слов и перепутались: (на магнитную доску закрепляются таблички со слогами: ля, на, ня, да, ря ).

Ну что ребята, вы согласны мне помочь? Итак, я называю первый слог, а вы подбираете из данных – второй, чтобы получилось слово. После чего мы это слово запишем в тетрадь и подчеркнём гласные а - я .

Слова: Валя , Оля , Я на , ба ня , ня ня , вода , беда , ра на , стра на , моря , за ря .

IV. – Давайте, ребята, сделаем зарядку, чтобы наше тело, наши руки и ноги немного отдохнули. Выполняем вместе со мной следующие движения под слова:

Раз – два, раз – два! (Наклоны туловища ).

Замелькали пятки. (Бег на месте).

Как чудесно босиком (Бег на носках и на пятках).

Бегать на зарядке!

Умеют все ребятки (Соответствующее движения).

С носочков встать на пятки,

Вдохнуть и потянуться, (Руки вверх и потянуться).

Присесть и разогнуться.

Вот так, вот так.

Присесть и разогнуться. (Соответствующие движение).

А теперь зарядка для пальцев рук.

1) «Поздороваться с большим пальцем ».

2) «Мальчик-с-пальчик, где ты был?».

3) «Получился кулачок».

4) Круговые движения кистями рук.

3.) – Ребята, вы очень хорошо справились с предыдущим заданием и правильно составили слова из данных слов. И поэтому я думаю, что и следующую игровую задачу «День рождения» вы обязательно решите.

Да, да, именно задачу, я не оговорилась. Вы думаете, только по математике решаете задачи. Нет, не только….

Сейчас вам предстоит решить, кого позвали в гости, и какие подарки они принесли? Слушайте внимательно.

И. задача.

Три девочки: Маша, Оля, Катя (таблички с именами вывешиваются на магнитную доску) решили отметить свои дни рождения и позвать в гости своих друзей. Имена этих друзей вот на этих карточках. (карточки с именами разложены на столе учителя – логопеда). Мы с вами должны узнать, кто из них пошёл к Маше, кто - к Оле, кто – к Кате.

Но чтобы ответить на этот вопрос, надо знать условие задачи, так?! А условие следующее: К Маше пришли гости, в именах которых только гласная –а - ; к Оле –только – я - ; к Кате –и – а - ; и – я -.

(На магнитной доске под табличками с именами трех девочек закрепляются таблички с гласными, о которых говорилось в условии задачи).

Итак, выбираем гостей….

(трое учащихся подходят к столу с карточками и совершают отбор, после чего зачитывают имена гостей, и все вместе проверяем).

А теперь в тетрадях образуем три столбика и подписываем гласные: - а - ; - я -; а – я . Я зачитываю отобранные вами имена, а вы записываете их в столбики.

С какой буквы будем писать эти слова? Почему? (Имена, фамилии людей пишутся с большой буквы).

(Учитель - логопед диктует, дети пишут)

Но это ещё не всё. В гости, да ещё и на день рождения ходят, конечно же, с подарком. И вот следующий вопрос этой же задачи: что подарили Маше, Оле и Кате? Условие остается это же, только слова вы назовёте сами по предметным картинкам. (Ведётся аналогичная работа, что и при выполнении первого задания).

Карточки с именами: - Зоя , Ксения , Я ков, Я ким, Оля , Коля , Федя , Лёня .

- Я росла в, Я двига , На та лья, Да рья , Я на , Я росла ва , Ва ля , Ва ся , А ня .

Миша , Мила , Нина , Ла ра , Рома , Са ша , Серёжа .

Предметные картинки: - мя ч, я блоко, лилия .

Роза , ва за , кукла .

Пла тья , я года , коля ска .

4.) Игра « Подбери слово в предложение»

Ребята, мы с вами различаем гласные а – я , потому что, сделав ошибку, мы можем изменить значение всего слова, а значит нарушить смысл целого предложения. Сейчас мы будем добавлять в предложение недостающее слово. (Одно из двух). Эти слова особенные. Можно сказать братья – близнецы и отличаются друг от друга лишь одной гласной, поэтому чтобы правильно поставить слово в предложение, нужно понять значение этого слова.

Итак, я предлагаю вам два слова и два предложения, после чего мы вместе выясняем значение этих слов, читаем предложения и думаем, какое слово в какое предложение подходит. Затем готовые предложения записываем в тетрадь и подчеркиваем гласные, которыми отличаются друг от друга слова – близнецы.

Слова: Предложения:

Наш Рома ……. .

ма л - мя л

Валя …. глину.

Коля ….. .

ра д - ря д

Он попал в первый ….. .

У дома ….. .

са д - ся дь

Алла, ….. на стул.

(слова с предложениями записаны на табличках и вывешиваются по очереди на магнитную доску).

V. – Ребята, какие гласные мы сегодня различали в слогах, словах, предложениях?

Какое правило, мы с вами выучили и запомнили, чтобы не ошибиться в написании этих гласных в словах? Давайте вместе его повторим ещё раз.

Молодцы, ребята Вы хорошо работали сегодня. На этом наше занятие окончено.

Старостенкова О.А., г. Урай.

Цели занятия:

    • Коррекционно-развивающие: закрепить знания о гласных А – Я; учить детей дифференцировать гласные А – Я в слогах и словах; развивать навыки звуко-слогового анализа и синтеза, фонематического восприятия; развитие мелкой моторики; развитие слухового и зрительного внимания и памяти; развитие творческих способностей.
    • Обучающие: совершенствовать умение составлять фонематические модели звуков; выявить общие и отличительные признаки звукового состава букв А и Я; закреплять знания о звуковом составе слова.
    • Воспитательные: воспитывать чувство товарищества, интереса к школьному обучению, умению взаимодействовать со сверстниками в различных ситуациях, объяснять свои действия.

Оборудование: домики-символы для построения фонематической модели звуков (см. фото), для ролевой инсценировки: буквы А и Я, согласная буква (на выбор) в формате А4, медальоны синего (для твердых согласных), зеленого (для мягких согласных) и красного (для гласных) цветов; карточки с согласными буквами, карточки со слогами, клей, диск “Интерактивные речевые игры” Логопедическая служба, издательства “Учитель”, мячи-ежики, картинки-раскраски, монеты с буквам “А”, “Я”, “А Я”.

Ход занятия

Этап занятия

Деятельность

Форма организации работы, методы и приемы обучения

Формируемые УУД

Учащихся

1.Организационный момент

Педагог объявляет, что сегодня мы отправимся на ярмарку и выясняет, что дети о ней знают. Сообщает научное определение слова ЯРМАРКА: “Большой торг с увеселениями и развлечениями, устраиваемый регулярно в одном и том же месте в одно время” С. Ожегов. Проводит пальчиковую гимнастику:

“Люди, что сейчас желают,

Всё на ярмарке найдут!

Все подарки выбирают,

Без покупки не уйдут!”

Педагог также объясняет, что за каждое верно выполненное задание дети будут получать монеты с буквами “А”, “Я” или “А Я”, на эти монеты они смогут купить себе понравившийся товар.

Самоопределение к деятельности: слушают логопеда, отвечают на вопросы и выполняют пальчиковую гимнастику.

Диалог; фронталь-ная форма организа-ции работы

Личностные: самоопределе-ние; Регулятивные: целеполагание;

Коммуника-

планирование сотрудничес-тва с учителем и сверстни-ками

2.Актуали-зация знаний, фиксация затрудне-ний и постановка цели занятия.

Педагог объясняет, что ярмарка начнет работу тогда, когда слово будет правильно написано: “__рмарк__”.

Логопед просит назвать пропущенные буквы, охарактеризовать звуки, соответствующие данным буквам и построить их фонематические модели.

Выполняют задания, тренирующие мыслительные операции и учебные навыки: вставляют пропущенные буквы, вписывают их, характеризуют звуки, составляют их фонематические модели и формулируют цели занятия: “Научиться различать гласные А-Я на слух и при письме”

Фронталь-ная форма организа-ции работы; диалог, моделиро-вание.

Коммуника-тивные: планирование сотрудничес-тва с учителем и сверстника-ми;

Познаватель-ные:

анализ объектов с целью выделения признаков, моделирование.

3. Поста-новка учебной задачи и построе-ние проекта выхода из затрудне-ния

Создает проблемную ситуацию: устный вопрос “Какая из этих букв смягчает согласные? Как это происходит?”

Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации – игре на ярмарке – к подвижному упражнению, где дети играют роли согласных звуков (Й, согласного по выбору) и гласного звука “А”, в процессе которого они сами проигрывают процесс смягчения согласных гласным “Я”.

Определяют задачи:

1.Объясняют, какой буквой мы обозначаем мягкость согласных, а какой – нет.

2.Вспоминают и формулируют, за счет чего происходит смягчение согласных, проговаривают правило своими словами.

3.Составляют план достижения цели и определяют алгоритм, как показать процесс смягчения согласных гласным второго ряда “Я”, и реализуют его.

Фронталь-ная форма организа-ции работы; диалог, ролевая игра.

Регулятивные: целеполагание, планирование, прогнозирова-ние.

Познаватель-ные: самостоятель-ное формулирова-ние познаватель-ной цели, моделирова-ние, формулирование проблемы, решение проблемы, доказательство

Коммуника-тивные: постановка вопросов, планирование сотрудничес-тва со сверстниками и способов взаимодей-ствия, инициативное сотрудничес-тво.

4.Превич-ное закрепле-ние

Педагог объясняет, алгоритм выполнения заданий.

Выполняют следующие задания:

1.На карточках с согласными буквами им необходимо дописать буквы А или Я под диктовку логопедом слогов, затем подчеркивают твердые согласные синим цветом, а мягкие – зеленым.

2. Полученные слоги приклеивают к слогам на листочке так, чтобы получилось слово. Затем демонстрируют полученные слова.

3.Интерактивная речевая игра “Выбери в слове букву А или Я”

Индиви-дуальная и фронталь-ная формы организа-ции работы; письменная самостоя-тельная работа с дидакти-ческим материа-лом, выполне-ние упражне-ний с использо-ванием ИКТ.

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция.

Познаватель-ные: умение структуриро-вать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.

Коммуника-тивные: сотрудничес-тво в поиске и выборе информации.

5.Динами-ческая пауза

Проводит физминутку: все встают у своих мест, логопед называет односложные слова с гласными А или Я. Если педагог называет слово с буквой А, то ученикам необходимо подбросить мяч и поймать его, ясли с Я – покатать мяч между ладоней. Можно потренироваться на материале слогов. Перечень слов: мак, сад, ряд, рад, сон (на внимательность), пляж, плащ, мал, мял, мяч, луч . За выполнение физминутки без ошибок дети тоже получают монетки.

Внимательное выполнение задания физминутки.

Фронталь-ная форма организа-ции работы; подвижная игра с мячами – ежиками с элементами су-джог терапии.

Регулятивные: умение контролиро-вать и выполнять действие по заданному образцу, саморегуляция.

6.Самопроверка

Демонстрирует на доске картинки-раскраски в названии которых есть буквы А, Я, или А и Я: “А на ярмарке товары!

Продаются самовары!

Покупают люди сушки
И красивые игрушки!
Вот товары для души!

Ох, они так хороши!”. Поясняет, что только за соответствующую монету дети могут приобрести картинку, в названии которой есть такие же буквы, как на монете. Педагогу необходимо создать “ситуацию успеха” для каждого.

Самостоятельно

выполняют задание. Соотносят наличие своих монет и какие картинки они могут приобрести. Покупают, объясняя право выбора данной картинки. После покупки дети подписывают свои картинки.

Фронталь-ная форма организа-ции работы; диалог, само- и взаимо-контроль устных ответов; письменная работа.

Регулятивные: контроль,

коррекция и осознание того, что усвоено и что еще подлежит усвоению.

Личностные: самоопределе-ние.

7.Рефлек-сия деятель-ности. Итоги занятия.

Организует рефлексию. Закончите предложение: “Сегодня на занятии я понял (-а) … ”.

Осуществляют

самооценку

собственной учебной деятельности.

Устный ответ на вопрос.

Коммуни-кативные: умение с достаточной полнотой выражать свои мысли.

Познаватель-ные: рефлексия.

Цели:

Образовательная:

  • закрепление знаний о речевых единицах – звуках [а], [я] и буквах “А”, “Я” в слоге, слове, предложении, тексте.

Коррекционно-развивающие:

  • обогащение и активизация словаря по теме: “Семья”;
  • развитие мелкой моторики;
  • развитие функций зрительной модальности (зрительных форм внимания, памяти, мышления, восприятия).

Воспитательная:

  • создание ситуации успеха.

1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Приготовились к занятию. Посмотрели в глаза друг другу и улыбнулись.

Сегодня мы с вами совершим путешествие по тундре на вертолете, побываем с вами у самых близких родственников. Вот наша карта следования – карта путешествия:

2. Вступительная беседа.

Ребята, скажите, пожалуйста, кто может жить в семье? (ответы детей)

Как папу и маму можно назвать одним словом? (родители)

Кто девочка для родителей? (дочка)

Кто мальчик для папы и мамы? (сын)

Как сын и дочка могут ласково называть своих родителей? (мамочка и папочка)

Как папа и мама ласково могут называть свою дочку? (доченька)

Как родители ласково называют своего сына? (сыночек)

Ребята, всех кого вы назвали: мама, папа, дочь, сын, бабушка, дедушка, брат и сестра – это самые близкие родственники - семья. И мы отправляемся в путешествие…

Уточнение произношения звуков [а], [я].

Вначале необходимо сесть в вертолет, а для этого мы должны назвать свою фамилию, своё имя и отчество, а также представить своих родителей. (Учитель первый выполняет задание и выслушивает ответы детей) Молодцы!

Итак, в путь! Чтобы наш вертолет взмыл в небо, необходимо вспомнить, как произносятся звуки [а], [я].

Широко открой рот;

Положи язык спокойно внизу;

Кончик языка удерживай за нижними зубами.

Поем песенку: а!-а!-а!-а!-а!-а!-а!-а!-а!-а!-а!-а!

Соедини два звука [й] и [а].

Выгнуть спинку языка крутой горкой и с силой, резко выдохнуть, а затем [а].

3. Пальчиковая гимнастика.

Итак, мы в поднялись в небо. Лететь нам долго, давайте этим воспользуемся и отдохнем. В этом нам поможет очень интересное стихотворение. Поставили ручки на локоток и приготовили пальчики:

Этот пальчик мамочка,
Этот пальчик папочка,
Этот пальчик бабушка,
Этот пальчик дедушка,
Этот пальчик буду я,
Вот и вся моя семья!

4. Дифференцированное написание букв “А” и “Я”.

О, что я вижу… Вот вдали виднеются рыбачьи лодки. Это рыбаки собрались на рыбалку.

Поможем рыбакам поймать рыбу. Для этого необходимо закончить строчки.

Продолжим знакомство с вашей семьей.

Как зовут ваших дедушек и бабушек?

Кто девочка для дедушки и бабушки? (внучка)

Кто мальчик для дедушки и бабушки? (внук)

Кто бабушка для мамы и папы?

Кто дедушка для мамы и папы?

5. Дифференцированный поиск букв “А” и “Я”.

Мы подлетаем к стойбищу и побываем в гостях у оленеводов.

У вас есть дяди и тети, которые занимаются оленеводством. Как их зовут? Им тоже не терпится увидеть, чему вы научились в школе.

В начале прослушайте стихотворение “Материнские руки” Ольги Айваседо:

Твои руки, словно жизненная карта,
По ним прочтешь свою судьбу,
На них мозоли, рубцы и ранки -
К губам я их преподнесу.
Порой они шершавы, зябки,
Ты в них хранишь свое добро.
Но нет нежнее и приятней,
Чем материнских рук тепло.
Причешешь волосы дочурке,
Красиво в косу заплетешь,
Подбросишь шустро дров в печурку
И нежно песенку споешь.
Все ладно, все они умеют:
Погладить, постирать и шить,
И хворь, и боль они рассеют,
Научат сердцем жизнь любить.

А теперь в стихотворении подчеркните букву “А”, а букву “Я” зачеркните.

6. Чтение слогов.

Внизу виднеется вышка, здесь добывают нефть? А как зовут людей, которые этим делом занимаются? Правильно, мы прилетели в гости к нефтяникам.

Чтобы с ними встретиться, нам нужно удачно приземлиться. Посадочная полоса состоит из слогов. Давайте их прочитаем. В этом нам поможет наш вертолет. (Учитель обращает внимание детей на правильное произношение согласных звуков – мягкость и твердость при произношении согласных звуков.)

БА
ВА
ГА
ДА
ЖА
ЗА
КА
ЛА
МА
НА
ПА
РА
СА
ТА
ФА
ХА
ЦА
ЧА
ША
АБ
АВ
АГ
АД
АЖ
АЗ
АК
АЛ
АМ
АН
АП
АР
АС
АТ
АФ
АХ
АЦ
АЧ
АШ
БЯ
ВЯ
ГЯ
ДЯ
ЖЯ
ЗЯ
КЯ
ЛЯ
МЯ
НЯ
ПЯ
РЯ
СЯ
ТЯ
ФЯ
ХЯ
ЦЯ
ЧЯ
ШЯ
ЯБ
ЯВ
ЯГ
ЯД
ЯЖ
ЯЗ
ЯК
ЯЛ
ЯМ
ЯН
ЯП
ЯР
ЯС
ЯТ
ЯФ
ЯХ
ЯЦ
ЯЧ
ЯШ

С удачной посадкой вас, ребята! Давайте познакомимся, кто здесь работает:

7. Повторение и обобщение материала.

Пора возвращаться. Давайте, вспомним все наши остановки и тех, о ком мы сегодня говорили.

Чтение и письмо букв “А” и “Я”.

На карточках написаны знакомые слова. Подставьте, где необходимо букву “А” или “Я”:

ягод В грибов. тундре много и
много В рыбы. Пур реке

Работа над текстом.

Игра “Кто с кем”. На картинках нарисованы родственники. Они живут очень дружно, и все друг другу помогают. Рассмотри внимательно рисунки.

  1. Кто изображен на рисунке?
  2. Чем они занимаются?
  3. Кто из них старше, а кто младше?

8. Итог урока.

Молодцы, наш вертолет произвел посадку в нашем родном поселке Самбурге.

Мы сегодня очень хорошо поработали.

Какие задания мы выполняли?

Эмоциональная самооценка.

Проанализируйте и выберите, какая оценка тебе больше подходит, и приклейте себе в тетрадь.

9. Домашнее задание.

Задание на карточках.

Подчеркнуть кто старше.

Дедушка или внук

Папа или сын

Дедушка или папа

Бабушка или внучка

Мама или дочка

Бабушка или мама

Подчеркнуть кто младше.

Внук или дедушка

Папа или сын

Папа или дедушка

Внучка или бабушка

Мама или дочка

Мама или бабушка

Литература:

  1. Баранова Е.Е., Разумовская О.К. Как научить вашего ребенка читать. М., “Грамотей”, 2004 г.
  2. Пуровские Россыпи. 2002 год.
  3. Епифанова О.В. Логопедия. Волгоград, 2004 г.

Новое на сайте

>

Самое популярное