Домой Уход за лицом Попытки советского руководства создать систему коллективной безопасности. Система европейской коллективной безопасности и ее экономические аспекты. организация нато. Создание мирного пространства в СНГ

Попытки советского руководства создать систему коллективной безопасности. Система европейской коллективной безопасности и ее экономические аспекты. организация нато. Создание мирного пространства в СНГ

В 1930- е гг. советская дипломатия стремилась, с одной стороны, реализовать план коллективной безопасности в Европе, не допустить создания широкого единого антисоветского фронта, соблюдать максимальную осторожность и не поддаваться на провокации врага, а с другой - принимать все необходимые меры по укреплению обороны страны. Советское правительство в апреле 1939 г. выступило с предложением заключить между СССР, Англией и Францией договор о взаимной помощи, по которому в случае фашистской агрессии против ряда европейских государств три державы совместно придут им на помощь. Министр иностранных дел Чемберлен сказал, что «скорее подаст в отставку, чем подпишет союз с Советами». В это же время партнеры Англии и Франции - Румыния, Польша и страны Балтии - негативно отреагировали на предложение Советского Союза: ввести войска на территории этих стран в случае немецкого нападения. Они опасались, что потом СССР не захочет вывести свои войска.
В июне в Москву прибыли делегации Англии и Франции, не имеющие полномочий принимать какие-либо решения. Им была дана установка на ведение «переговоров ради переговоров». Состоялось 12 заседаний, которые не привели к конкретному результату.
15 августа начальник Генерального штаба Красной Армии Д. Шапошников сообщил, что СССР готов выставить против агрессора в Европе 136 дивизий. При этом он изложил варианты совместных действий и отметил, что СССР с началом войны «не намерен придерживаться оборонительной тактики». Однако советские предложения не нашли поддержки.
Тем временем между представителями Англии, Франции и Германии велись секретные переговоры, направленные на то, чтобы подтолкнуть нацистскую Германию к войне против СССР.
В условиях, когда переговоры СССР с Англией и Францией в 1939 г. зашли в тупик, советское руководство приняло предложение Германии о мирных переговорах, в результате которых 23 августа 1939 г. в Москве был подписан советско-германский договор о ненападении (Пакт Молотова - Риббентропа) сроком на 10 лет. Одновременно с ним был подписан дополнительный секретный протокол, где разграничивались сферы интересов Германии и СССР. В сферу интересов СССР входили восточная часть Польши, Западная Украина и Западная Беларусь, Финляндия, Эстония, Литва и Бессарабия (ныне Молдова). Этим протоколом реализовывалась идея Сталина о возврате СССР земель, отошедших Польше по Рижскому договору 1921 г.
Было ли заключение договора с Германией о ненападении наилучшим вариантом решения проблем, вставших перед Советским правительством?

На этот счет имеются различные точки зрения историков. СССР был поставлен перед выбором: или договориться с Англией и Францией и создать систему коллективной безопасности в Европе, или заключить пакт с Германией, или остаться в одиночестве. Некоторые специалисты рассматривают заключение договора с Германией как наихудший вариант, утверждая, что пакт провоцировал Вторую мировую войну. Другая точка зрения сводится к попытке рассматривать его как пример компромисса, умения использовать межимпериалистические противоречия.
Что же побудило Германию и СССР пойти на союз?
Для Гитлера это был тактический ход: первоначально ему нужно было гарантировать беспрепятственный захват Польши, а затем и других государств. Советский Союз, подписывая договор, стремился, с одной стороны, обезопасить себя накануне войны Германии против Польши за счет ограничения продвижения германских войск и отказа Германии от использования в антисоветских целях Прибалтийских государств, с другой - обезопасить дальневосточные границы СССР от нападения Японии. Таким образом, заключив в 1939 г. пакт о ненападении с Германией, СССР избежал войны на два фронта.
Можно сколько угодно спекулировать на советско-германском пакте 1939 г., изображать его сговором двух тоталитарных монстров, но людям, сколько-нибудь чувствующим реальность, ясно, что пакт - это взаимная уловка ради выигрыша времени перед главной схваткой. В целом же этот пакт не позволил создать в Европе единый антисоветский фронт, оттянул на время начало военных действий и позволил СССР отодвинуть свои границы от жизненно важных центров страны. Однако полученную отсрочку СССР использовал менее эффективно, чем его партнер по пакту.

В 1930-е гг. политическую активность на международной арене развернуло и советское руководство. Так, по инициативе СССР в мае 1935 г. были подписаны советско-французский и советско-чехословацкий пакты о взаимопомощи против агрессии.

Это могло бы стать серьезным шагом в направлении сдерживания агрессивной политики гитлеровской Германии и ее союзников и послужить основой создания системы коллективной безопасности в Европе.

Советский Союз решительно осуждал агрессивные действия Германии и предлагал провести международную конференцию для организации системы коллективной безопасности и защиты независимости стран, которым угрожала агрессия. Однако правящие круги западных государств не высказали необходимой заинтересованности в ее создании.

В 1939 г. СССР продолжал активные шаги, чтобы побудить правительства Великобритании и Франции к созданию системы коллективной безопасности в Европе. Советское правительство выступило с конкретным предложением о заключении между СССР, Великобританией и Францией договора о взаимной помощи в случае агрессии против любой из стран - участниц соглашения. Летом 1939 г. в Москве проходили трехсторонние переговоры о создании системы коллективной безопасности. Была достигнута договоренность о подписании политического и военного соглашений.
Но английская и французская военные миссии прибыли в Москву со значительным опозданием и не были наделены полномочиями принимать решения. Для советского руководства стало очевидным, что руководство западных государств не желает быстрого достижения позитивных результатов. Переговоры зашли в тупик.

Тем временем между Великобританией, Францией и Германией происходили переговоры, направленные на то, чтобы подтолкнуть нацистскую Германию к вооруженному конфликту с СССР.

В такой сложной ситуации СССР вынужден был идти на переговоры с гитлеровской Германией. Необходимо отметить, что инициатива заключения германо-советского пакта принадлежала германской стороне. Так, 20 августа 1939 г. А. Гитлер прислал телеграмму И. В. Сталину, в которой предлагал заключить договор о ненападении: «... Я еще раз предлагаю Вам принять моего министра иностранных дел во вторник 22 августа, самое позднее - в среду 23 августа. Имперский министр иностранных дел будет наделен всеми необходимыми полномочиями для составления и подписания пакта о ненападении».

Согласие было получено. 23 августа 1939 г. министр иностранных дел Л. Риббентроп прилетел в Москву. После переговоров вечером 23 авгус та 1939 г. был подписан германо-советский договор о ненападении Пакт Риббентропа - Молотова) сроком на 10 лет. Одновременно был подписан «секретный дополнительный протокол» о разделе сфер влияния в странах Европы.

Как видно, в августе 1939 г. положение в Европе достигло высочайшего напряжения. Гитлеровская Германия не скрывала своего намерения приступить к военным действиям против Польши. После подписания германо-советского договора СССР не мог коренным образом повлиять на агрессивные действия берлинских властей. Известно, что И. В. Сталин был проинформирован германским руководством, что 1 сентября 1939 г. Германия нападет на Польшу, несмотря на подписание договора о ненападении.

После окончания Первой Мировой Войны вопросы мирного сосуществования беспокоили множество стран, в первую очередь, европейские державы, которые понесли в результате войны неисчисляемые жертвы и убытки. С целью предотвращения угрозы новой подобной войны и создания системы международного права, регулирующей отношения между государствами на принципиально ином уровне, нежели это было раньше, и была создана первая в истории Европы международная организация - Лига Наций.

Советское государство развило высокую активность на дипломатическом фронте. В 1934 году СССР стал членом Лиги Наций (однако в 1939 году из-за развязанной Сталиным войны с Финляндией СССР был исключен из Лиги Наций).

Параллельно со вступлением СССР в Лигу Наций происходит так называемая «полоса дипломатического признания» Советского Союза. В этот период СССР устанавливает дипломатические отношения с рядом государств. 16 ноября 1933 года устанавливаются нормальные дипломатические отношения с США, в 1934 году - с Венгрией, Румынией, Чехословакией, Болгарией и другими странами.

СССР разработал проект коллективной безопасности, который основывался на равенстве всех участников предполагаемого регионального договора и на универсализме, состоящем в том, что в создаваемую систему включались все без исключения государства охватываемого региона. Участники пакта должны были пользоваться равными правами и гарантиями, при этом отвергалась идея какого-либо противопоставления одних стран другим, исключение кого-либо из системы коллективной безопасности или получение кем-либо из стран-участников преимуществ по сравнению с другими государствами за их счет.

Советский Союз в осуществление своей идеи коллективной безопасности выступил с предложением о заключении Восточного пакта, который дал бы гарантии безопасности всем европейским странам и устранил бы «испытываемое повсеместно чувство неуверенности в безопасности, неуверенности в ненарушении мира вообще и в частности в Европе». Восточный пакт должен был включать в себя Германию, СССР, Польшу, Литву, Латвию, Эстонию, Финляндию и Чехословакию. Все участники пакта в случае нападения на одного из них должны были автоматически оказывать стороне, на которую напали, военную помощь. Попытка создания системы коллективной безопасности в Европе накануне 2МВ [Электронный ресурс]: - Режим доступа: - http://www.anticclub.ru

В начале 1934 году Советский Союз выступает с конвенцией об определении нападающей стороны (агрессора), в которой подчеркивалось, что агрессией является вторжение на территорию другой страны с объявлением или без объявления войны, а также бомбардировки территории других стран, нападения на морские суда, блокада берегов или портов. Правительства ведущих держав холодно отнеслись к советскому проекту. Однако Румыния, Югославия, Чехословакия, Польша, Эстония, Латвия, Литва, Турция, Иран, Афганистан, а позднее и Финляндия подписали этот документ. Кара-Мурза С.Г. Советская цивилизация Том I [Электронный ресурс]: - Режим доступа: - http://www.kara-murza.ru

СССР заключил договоры о коллективной безопасности с Францией и Чехословакией. Согласно Договору о взаимопомощи между СССР и Чехословакией от 16 мая 1935 года стороны договорились немедленно оказывать друг другу помощь при нападении со стороны какого-либо европейского государства - при условии, что помощь жертве нападения будет оказана со стороны Франции.

В 1936-1941 гг. происходит дальнейшее осложнение международной обстановки. В октябре 1935 года Италия напала на Эфиопию. В августе 1936 года фашистские правительства Германии и Италии открыто вмешались во внутренние дела Испании, поддержав мятеж Франко. Осенью 1936 года Япония и фашистская Германия заключили «антикоминтерновский пакт», направленный против СССР. К этому пакту вскоре присоединилась и Италия. Внезапное нападение Германии на СССР (миф или реальность) [Электронный ресурс]: - Режим доступа: - http://www.antiqstar.ru

Руководство Советского Союза было уверено, что фашистскую агрессию можно остановить коллективными действиями миролюбивых государств.

17 апреля 1939 года советское правительство предложило западным державам заключить тройственный договор о взаимной помощи, основанный на равенстве обязательств. При этом предусматривалось оказание помощи государствам, расположенным между Балтийским и Черным морями, в случае агрессии против них. Англия, однако, не собиралась заключать договор о взаимопомощи и пыталась заручиться односторонними обязательствами с СССР, Польшей и Румынией. Летом 1939 года СССР предложил Англии и Франции военную конвенцию, предусматривающую совместные действия вооруженных сил трех государств в случае агрессии. Правящие круги Англии и Франции, которые не верили Сталину, не откликнулись на это предложение. Прийти к соглашению с западными державами СССР не удалось. Виноваты в этом обе стороны. У советской стороны не хватило выдержки, она проявила поспешность, переоценила степень враждебности западных держав к СССР и возможности их сговора с гитлеровской Германией. У западных держав не было искреннего желания идти на сближение с СССР, что можно объяснить, по - видимому, разными причинами, в том числе и опасения возможного предательства, и антигуманная политика сталинского руководства, противоречащая его заверениям на мировой арене, и недооценка его силы как возможного союзника в борьбе против фашистского блока, и глубокая неприязнь к стране иной социально - экономической формации. Внешняя политика СССР в предвоенные годы [Электронный ресурс]: - Режим доступа: - http://www.ronl.ru На международное положение страны продолжала оказывать катастрофическое воздействие лавина массовых репрессий, обрушенных сталинским руководством на партийные и военные кадры, дипломатов, на деятелей науки и искусства. Аналитический аппарат дипломатических, военных и разведывательных служб всех стран пристально следил за беспрецедентными событиями в СССР, и прикидывал потенциал и прочность страны. Практически все наблюдатели приходили к выводу о неспособности Советского Союза к крупномасштабным внешнеполитическим мероприятиям.

Итак, создать в Европе надежной системы коллективной безопасности не удалось, над СССР нависла угроза внешнеполитической изоляции, и сталинское руководство стало искать нового союзника.

Подводя итоги этой главы можно сделать вывод о том, что внешнюю политику Советского Союза 30 г.г. (до 1939 года) можно считать образцом стремления предотвратить войну. Однако политика «малых войн», в которую включился Советский Союз, а также его неожиданная «дружба» с Германией также его не могла не вызывать осуждения со стороны мирового сообщества.

В целом, предложения о создании системы коллективной безопасности представляли собой значительный вклад в разработку теории и в утверждение на практике принципов мирного сосуществования, ибо сама суть коллективной безопасности обусловлена и определена принципами мирного сосуществования, предполагает коллективное сотрудничество государств с различным общественным строем во имя предотвращения войны и сохранения мира.

Несмотря на то, что в предвоенные годы Советским Союзом были сделаны значительные шаги в предотвращении угрозы войны, сталинская внутренняя политика геноцида по отношению к собственному народу получила свое отражение и в империалистических наклонностях, проявлявшихся при реализации внешней политики СССР, что свело все мирные инициативы нашего государства к нулевому результату.

Обстановка в мире резко изменилась после установления в Германии фашистской диктатуры. 30 января 1933 г. к власти в этой стране пришла националсоциалистическая партия во главе с Адольфом Гитлером. Новое немецкое правительство выдвинуло в качестве своей задачи пересмотр итогов Первой мировой войны. Широкое распространение получила геополитическая теория «борьбы за жизненное пространство». «Мы прекращаем извечный натиск германцев на Юг и Запад Европы и обращаем взор на земли на Востоке... Но если мы сегодня говорим о новых землях в Европе, то мы можем думать в первую очередь только о России и подчиненных ей окраинных государствах», - излагал А. Гитлер свою программу в книге «Майн Кампф». В октябре 1933 г. Германия вышла из Лиги Наций и стала на путь проведения милитаристской политики. В марте 1935 г. она отказалась выполнять статьи Версальского договора, запрещавшие стране иметь военную авиацию, ввела всеобщую воинскую повинность, а в сентябре 1936 г. приняла «четырехлетний план» милитаризации всей экономики.
Таким образом, в первой половине 30х гг. в Европе возник новый, наиболее опасный очаг мировой войны. Это вызвало беспокойство не только СССР, но и других европейских государств, над которыми нависла угроза фашистской агрессии, и прежде всего Франции.
В октябре 1933 г. Франция высказалась за заключение договора о взаимной помощи с СССР в дополнение к пакту о ненападении 1932 г., а также за вступление Советского Союза в Лигу Наций. 12 декабря 1933 г. Политбюро ЦК ВКП(б), исходя из общей политической линии Советского государства, приняло решение о развертывании борьбы за коллективную безопасность в Европе. План создания системы коллективной безопасности предусматривал вступление СССР в Лигу Наций, заключение в ее рамках регионального соглашения о взаимной защите от агрессии со стороны Германии с участием СССР, Франции, Бельгии, Чехословакии, Польши, Литвы, Латвии, Эстонии и Финляндии или некоторых из них, но с обязательным участием Франции и Польши; проведение переговоров об уточнении обязательств участников будущего соглашения о взаимной помощи по представлении Францией как инициатором всего дела проекта соглашения. Представленный в апреле 1934 г. французской стороной проект плана организации региональной системы коллективной безопасности предусматривал заключение двух соглашений: Восточного пакта с участием в нем СССР, Германии, Польши, Чехословакии, Эстонии, Латвии, Литвы и Финляндии, который обязывал бы их не нападать друг на друга, и советскофранцузского пакта о взаимной помощи. Тем самым устанавливалась формальная связь между двумя системами - Локарнской и Восточноевропейской, ибо имелось в виду, что СССР в этом случае выступит в роли гаранта первой, а Франция - второй.
Однако категорический отказ Германии, противодействие Польши, сопротивление Англии привели к провалу этого проекта. Советский Союз и Франция достигли взаимопонимания в достижении другого соглашения - о взаимной помощи, которое было подписано в Париже 2 мая 1935 г. Согласно договору стороны обязывались в случае возникновения угрозы или опасности нападения на одну из них какоголибо европейского государства немедленно начать консультации. Наиболее важной в договоре была статья 2, обязывавшая обе стороны оказать немедленную помощь и поддержку той из них, которая явится объектом невызванного нападения третьей европейской державы. Важнейшим недостатком этого договора было то, что он не сопровождался какимилибо военными соглашениями. Договор давал возможность присоединиться к нему другим странам. Но это сделала только Чехословакия, подписав 16 мая 1935 г. пакт, идентичный советскофранцузскому. При этом по настоянию чехословацкой стороны была изменена редакция статьи 2 документа. Она предусматривала взаимное оказание помощи друг Другу только в том случае, если Франция придет на помощь
жертве агрессии.
О своем стремлении «руководствоваться во взаимных отношениях духом сотрудничества и лояльного выполнения принятых обязательств», о заинтересованности обеих сторон в укреплении коллективной безопасности было заявлено в заключительном коммюнике по итогам визита в Москву английского
министра А. Идена. Это был первый приезд в Советский Союз члена британского правительства за 18 лет существования советской власти.
Всем ходом развития международных отношений в первой половине 30х гг. на повестку дня был поставлен вопрос о вступлении СССР в Лигу Наций. Большую подготовительную работу в этом направлении провела французская дипломатия. А 15 сентября 1934 г. 30 членов Лиги Наций обратились к советскому правительству с приглашением вступить в эту организацию. 18 сентября 15я сессия Ассамблеи большинством голосов (против - Голландия, Португалия, Швейцария) приняла СССР в Лигу Наций.
Борьба против распространения фашистской агрессии, за коллективную безопасность становится главным направлением деятельности Советского Союза в Лиге Наций. Когда фашистская Италия в октябре 1935 г. начала войну против Эфиопии, СССР не только настаивал на применении санкций против Италии, но и последовательно проводил их в жизнь. Советский Союз был единственным государством, выступившим в поддержку независимости Эфиопии.
7 марта 1936 г. немецкие войска вступили в Рейнскую демилитаризованную зону. В тот же день Германия заявила о своем отказе от Локарнских соглашений. Англия и Франция ограничились по этому поводу только устным протестом. СССР на сессии Совета Лиги Наций выступил с требованием обуздания германского агрессора, нерушимости международных договоров.
8 Европе начало развиваться антифашистское движение. Состоявшийся в июлеавгусте 1935 г. VII конгресс Коминтерна наметил новую стратегическую ориентацию, кардинально изменил свою прежнюю линию, хотя в печатной и устной пропаганде тех лет подчеркивалась незыблемость прежних установок. Конгресс поставил вопрос о сотрудничестве с социалдемократией в противодействии фашизму, обосновал политику широкого народного фронта в борьбе за сохранение мира.
С этого момента в деятельности Коминтерна доминирует борьба против фашизма и войны.
Во второй половине 30х гг. особую остроту приобрели международные события, связанные с гражданской войной в Испании. 16 февраля 1936 г. на выборах в кортесы Испании победу одержали левые партии, вошедшие в Народный фронт. Испанская военная верхушка при поддержке правых сил страны стала готовить мятеж против правительства Народного фронта.
Он начался в ночь на 18 июля 1936 г. Во главе мятежа встал генерал Ф. Франко. В стране началась гражданская война. Мятежники обратились за помощью к Риму и Берлину и мгновенно ее получили - с августа 1936 г. начались регулярные поставки оружия. С течением времени они становятся все более масштабными, а к середине осени этого же года в Испании появляются итальянские и немецкие войска.
Интервенция фашистских держав кроме уничтожения левореспубликанских сил в Испании преследовала цели установления контроля над стратегическими путями, связывающими Атлантику со Средиземным морем, Великобританию и Францию с их колониями; создания возможности использования сырьевых ресурсов Пиренейского полуострова; превращения Испании в плацдарм на случай войны с Англией и Францией. Кроме того, борьба держав в Средиземноморье была выгодна А. Гитлеру и в том плане, что позволяла Германии заниматься перевооружением и подготовкой к войне. Уже осенью 1936 г. на стороне Ф. Франко воевал 50тысячный итальянский экспедиционный корпус, немецкий воздушный корпус «Кондор», насчитывавший более 100 самолетов и около 10 тыс. немецких военнослужащих (летчики и обслуживающий персонал, танковые, противовоздушные и зенитные части). Всего же за три года войны в Испанию было послано 250 тыс. итальянских и около 50 тыс. немецких солдат.
Несмотря на прямую угрозу Великобритании и Франции в случае установления италогерманского контроля над Пиренейским полуостровом, Лондон и Париж не оказывали противодействия мятежникам и интервентам в борьбе с «красной опасностью» в Испании. Французское правительство заявило о своем нейтралитете, запретило ввоз оружия в Испанию и закрыло франкоиспанскую границу. По инициативе правительств Франции и Англии было достигнуто соглашение о невмешательстве в Дела Испании. Для наблюдения за выполнением этого соглашения 26 августа 1936 г. в Лондоне был учрежден Комитет по невмешательству из представителей 27 европейских государств. Он начал свою деятельность 9 сентября. В Комитете шли бесконечные дискуссии о планах контроля за испанскими границами, создавалась видимость активной работы, но никакого конкретного решения относительно того, чтобы заставить фашистские Державы вывести войска из Испании и прекратить помощь мятежникам, принято не было.
7 октября 1936 г. советское правительство сделало заявление председателю Комитета по невмешательству, в котором указывало на непрекращающуюся помощь мятежникам со стороны фашистских государств. Советское правительство предупредило, что «если не будут немедленно прекращены нарушения соглашения о невмешательстве, оно будет считать себя свободным от обязательств, вытекающих из соглашения».
Накануне этого заявления - 29 сентября 1936 г. - Политбюро ЦК ВКП(б) одобрило план мероприятий помощи Испании. Он предусматривал создание за границей специальных фирм для закупки и отправки в Испанию вооружения и боеприпасов. Предусматривались поставки из Советского Союза военной техники на коммерческой основе в счет доставленного в СССР испанского золотого запаса (из 635 тонн золота из Испании в Госбанке СССР было депонировано 510). В целом советские военные поставки в финансовом выражении составляли 202,4 млн долларов США. С октября 1936 г. по январь 1939 г. СССР поставил в Испанию 648 самолетов, 347 танков, 60 бронеавтомобилей, 1186 орудий, 20,5 тыс. пулеметов, около 500 тыс. винтовок, большое количество боеприпасов. Осенью 1938 г. республиканскому правительству Испании был предоставлен кредит в сумме 85 млн долларов США. Советские люди собрали 56 млн рублей в фонд помощи Испанской Республике.
В Испанию были направлены военные специалисты и советники (около 3000 человек). Главным военным советником республиканского правительства был П.И. Берзин. Военными советниками в частях и соединениях были Р.Я. Малиновский, К.А. Мерецков, П.И. Батов, Н.Н. Воронов и др.
Коминтерн помогал Испанской Республике, организуя интернациональные бригады. В них участвовало 42 тыс. добровольцев из 54 стран, и они сыграли большую роль в борьбе с фашизмом на испанской земле.
Попытки советской дипломатии с помощью мирового сообщества прекратить вмешательство Италии и Германии в гражданскую войну в Испании, сорвать военноэкономическую блокаду республики успеха не имели. Политика «умиротворения», которой придерживались ведущие западные державы, стойкий антикоммунизм и страх большевизации Испании удерживали Англию и Францию от совместных с Советским Союзом действий против Франко.
Интервенция Германии и Италии в Испании ускорила оформление военного блока фашистских держав. 25 октября 1936 г. в Берлине было подписано соглашение, положившее начало существованию «оси Берлин - Рим». Стороны договорились о разграничении своих экономических интересов в Европе, о совместных действиях в Испании, о признании правительства ф. Франко. Через месяц был заключен японогерманский «антикоминтерновский пакт». Стороны обязывались информировать друг друга о деятельности Коминтерна и вести против него совместную борьбу. В секретном приложении к пакту говорилось, что в случае войны одной из сторон с СССР другая не должна способствовать облегчению его положения.
Германия и Япония обязались не заключать политических соглашений с СССР, противоречащих пакту. 6 ноября 1937 г. к «антикоминтерновскому пакту» присоединилась Италия. Так был создан военный союз агрессивных держав, направленный не только против СССР, но и против других государств; союз, который имел целью перекроить карту мира путем войны.
Инициативы Советского Союза в вопросе организации коллективной защиты от агрессии не ограничивались только пределами европейского континента. В конце 1933 г. советское правительство выдвинуло предложение коллективными усилиями остановить опасное развитие событий на Дальнем Востоке путем заключения пакта о ненападении и неоказании помощи агрессору. Участниками такого договора должны были стать США, СССР, Китай и Япония - крупнейшие державы, имеющие интересы в регионе Тихого океана. Президент США Ф. Рузвельт высказался за многосторонний Тихоокеанский пакт с присоединением Англии, Франции и Голландии. Но это предложение не получило своего дальнейшего развития, а впоследствии западные державы и гоминьдановский Китай потеряли к нему интерес, хотя Советский Союз на протяжении четырех лет, вплоть до середины 1937 г., предпринимал все возможные меры, чтобы сдвинуть с мертвой точки дело заключения Тихоокеанского пакта.
Политика «умиротворения», проводимая Англией, Францией и США, способствовала в конечном итоге расширению японской агрессии в Азии и, в частности, на Дальнем Востоке. Время °т времени возникали вооруженные инциденты на дальневосточных границах СССР. Сохранять мирные отношения с Японией было все сложнее. В 1935 г. японское правительство в очередной раз отказалось принять советское предложение заключить пакт о ненападении. В феврале 1936 г. серьезные вооруженные столкновения возникли на монголоманьчжурской границе. Тогда же было решено союзные отношения между МНР и ССР оформить официальным протоколом для предостережения японской военщины. Протокол о взаимной помощи был подписан 12 марта 1936 г.
Летом 1937 г. обстановка на Дальнем Востоке опять осложнилась. 7 июля Япония продолжила войну против Китая и в короткий срок оккупировала его северные, центральные и южные провинции - самые развитые в экономическом отношении. В ответ на японскую агрессию не последовало никакой международной реакции. Никаких мер не приняла Лига Наций, хотя Советский Союз побуждал ее к этому. СССР был единственной страной, которая оказала реальную поддержку Китаю. 21 августа 1937 г. между Советским Союзом и Китаем был заключен договор о ненападении. Китай получил от СССР не только политическую, но и материальную поддержку. В течение 19381939 гг. Советский Союз предоставил Китаю кредиты в объеме 250 млн долларов США; снабжал вооружением и снаряжением. Китаю было поставлено 1235 самолетов, 1600 артиллерийских орудий, свыше 14 тыс. пулеметов, большое количество танков, грузовиков, бензина, боеприпасов. К началу 1939 г. там находилось 3665 советских военных специалистов.
Советскояпонские отношения в конце 30х гг. стали очень напряженными. 15 июля 1938 г. Япония через свое посольство в Москве предъявила советскому правительству претензии на ряд высот в районе озера Хасан, заявив, что в случае неудовлетворения этих требований будет применена сила. Эти требования были отвергнуты, а Наркоминдел СССР представил японскому посольству документы, подтверждающие принадлежность этих высот России согласно обозначению линии границы по Хунчунскому соглашению с Китаем 1886 г.
29 июля япономаньчжурские войска вторглись на советскую территорию в районе озера Хасан. Неоднократные атаки предпринимались ими вплоть до 10 августа, но к успеху не привели. Столкновения у озера Хасан были сопряжены со значительными потерями с обеих сторон. Советские войска потеряли в этих сражениях 2172 человека, японские - 1400. События у озера Хасан были первым крупным актом агрессии Японии против Советского Союза накануне Второй мировой войны. 11 августа 1938 г. Япония была вынуждена заключить соглашение о ликвидации конфликта.
Однако напряженная ситуация на Дальнем Востоке продолжала сохраняться. Япония предъявила претензии на часть территории МНР, на восточный берег реки ХалхинГол, требуя перенести границу на 20 км западнее, на русло ХалхинГола. 11 мая 1939 г.
монгольские пограничники подверглись нападению со стороны японских солдат, а 28 мая Япония бросила против МНР большие силы регулярных войск. К середине августа японские войска, сведенные в 6ю армию, насчитывали 75 тыс. человек, 182 танка, более 500 орудий, около 350 самолетов. В соответствии с договором о взаимной помощи советское правительство оказало поддержку МНР. В ходе ожесточенных четырехмесячных сражений части японской армии были разгромлены. Общие потери японцев составили 61 тыс. человек (Красной Армии - 20 801). В результате переговоров 15 сентября 1939 г. в Москве было подписано соглашение между СССР, МНР и Японией о ликвидации конфликта у реки ХалхинГол.
Наряду с обострением обстановки на Дальнем Востоке, увеличилась опасность фашистской агрессии в Европе. Политика невмешательства и попустительства со стороны западных держав позволила Германии перейти к актам прямой агрессии. 12 марта 1938 г. гитлеровцы оккупировали Австрию. Предложение советского правительства о коллективных действиях с целью приостановить дальнейшее развитие агрессии не встретило поддержки других государств.
После присоединения Австрии к нацистскому рейху германский Генеральный штаб приступил к непосредственной подготовке захвата Чехословакии, где вдоль границы с Германией, в Судетах, проживало довольно большое количество немецкого населения, среди которого нацисты разжигали яростную сепаратистскую кампанию. В Берлине рассчитывали, что ни Великобритания, ни Франция помощи Чехословакии не окажут.

22 марта 1938 г. правительство Великобритании направило Франции ноту, в которой сообщало, что последняя не может рассчитывать на английскую помощь в случае вступления в войну в целях оказания поддержки Чехословакии. Франция же, несмотря на то, что имела договор с Чехословакией о взаимопомощи, считала выполнение своих обязательств возможным только в том случае, если в ее защиту одновременно выступила бы Великобритания. Французское правительство к этому времени фактически полностью отказалось от проведения самостоятельной внешней политики и послушно следовало в фарватере английской политики.
Правительство Н. Чемберлена стремилось договориться с итлером за счет Чехословакии. 19 сентября 1938 г. Англия и Франция потребовали от правительства Чехословакии удовлетворить претензии А. Гитлера о передаче фашистскому рейху
Судетской области. Для решения этого вопроса Лондон выдвинул идею созыва конференции четырех держав: Великобритании, Франции, Германии и Италии.
Совершенно иной была позиция СССР. Советское правительство неоднократно заявляло правительству Чехословакии, а также Франции и Великобритании, что оно полно решимости выполнить свои обязательства по советскочехословацкому договору о взаимопомощи. Находясь в середине мая 1938 г. в Женеве (в связи с сессией Совета Лиги Наций), нарком иностранных дел СССР М.М. Литвинов во время беседы с французским министром выдвинул предложение, чтобы представители французского, советского и чехословацкого генштабов обсудили конкретные военные меры, которые должны быть приняты тремя странами. Франция не откликнулась на эту важнейшую инициативу.
В беседе с французским поверенным в делах в СССР Ж. Пайяром 2 сентября 1938 г. М.М. Литвинов от имени советского правительства заявил: «При условии оказания помощи Францией мы исполнены решимости выполнить все наши обязательства по советскочехословацкому пакту, используя все доступные нам для этого пути». 20 сентября позиция Советского Союза была также доведена до сведения правительства Чехословакии в ответ на запрос президента Э. Бенеша, а 21 сентября М.М. Литвинов изложил ее на Ассамблее Лиги Наций.
Для оказания помощи Чехословакии Советский Союз принял необходимые военные меры. 21 сентября был отдан приказ о приведении в боевую готовность ряда частей и соединений Красной Армии. В общей сложности в боевую готовность были приведены и сосредоточены у западных границ СССР 40 стрелковых и кавалерийских дивизий и 20 танковых, мотострелковых и авиационных бригад. В Красную Армию было дополнительно призвано 328,7 тыс. человек, задержано увольнение отслуживших установленные сроки. В последние дни сентября в Киевском, Белорусском и других военных округах были приведены в боевую готовность еще 17 стрелковых дивизий и 22 танковые бригады.
Правительства Франции и Великобритании выражали сомнение по поводу боеспособности Красной Армии, опустошенной чистками военных кадров, и не видели, каким образом Советский Союз выполнит свои обязательства и как Красная Армия сможет участвовать в боевых действиях изза отказа Польши и Румынии пропустить ее через свою территорию.
Англия и Франция продолжали оказывать давление на Чехословакию, чтобы заставить ее принять требование А. Гитлера. 21 сентября 1938 г. их посланники в Праге решительно заявили чехословацкому правительству, что в случае отклонения англофранцузских предложений Франция не выполнит своих союзнических обязательств перед Чехословакией. Англия и франция предупредили также Чехословакию о том, что они категорически против принятия ею помощи от СССР. В создавшейся обстановке правительство Э. Бенеша вынуждено было уступить.
2930 сентября 1938 г. в Мюнхене состоялась конференция Великобритании, Франции, Германии и Италии, на которой было подписано соглашение об отторжении от Чехословакии Судетской области, переходившей к Германии, и некоторых территорий, передаваемых Польше и Венгрии.
В результате Мюнхенского соглашения Чехословакия потеряла около 20% своей территории, в том числе исключительно значимые в экономическом отношении районы. Новыми границами были перерезаны важнейшие транспортные магистрали страны. Более миллиона чехов и словаков оказались под властью Германии.
Мюнхенское соглашение вызвало резкое ослабление позиций Франции и Великобритании в Европе. В Мюнхене по существу была уничтожена система военных союзов, заключенных Францией с другими государствами Европы. Фактически перестал существовать и советскофранцузский договор о взаимопомощи как средство обеспечения мира и безопасности в Европе. Гитлеровская Германия получила возможность для дальнейшей экспансии.
В Советском Союзе отчетливо видели опасность, связанную с Мюнхенским соглашением. СССР был поставлен в положение фактически полной международной изоляции. В октябре 1938 г. из Москвы был отозван французский посол, в ноябре - британский. В столицах западных стран полагали, что отныне германская экспансия будет направлена на восток.
Из Мюнхенского соглашения советские руководители сделали вывод, что «новая империалистическая война» за передел мира Уже началась, «стала фактом», хотя, как уточнил И.В. Сталин, «не стала еще всеобщей, мировой войной». Этот вывод был сформулирован В.М. Молотовым в ноябре 1938 г., а затем развит И.В. Сталиным в марте 1939 г. на XVIII съезде ВКП(б). *1а съезде отмечалось, что главная причина нарастания военной опасности в мире состоит в отказе многих стран и прежде всего Англии и Франции от политики коллективной безопасности, коллективного отпора агрессорам и переходе их на позицию невмешательства. Подобная политика поощряла и подталкивала гитлеровскую Германию и ее союзников на новые акции агрессивного характера.
В ночь на 15 марта 1939 г. А. Гитлер провозгласил независимость Словакии под властью марионеточного правительства, а чешские области - Богемию и Моравию в связи с «распадом чехословацкого государства» включил в состав Германии в качестве протектората. Утром 15 марта немецкие войска вступили в Прагу.
Только Советский Союз в ноте Германии от 18 марта квалифицировал действия немецкого правительства как произвольные, насильственные и агрессивные.
2 марта 1939 г. под угрозой прямого насилия было подписано соглашение между Литвой и Германией о передаче последней порта Клайпеды (который немцы именовали Мемелем) и прилегающей к нему территории.
В мартеапреле 1939 г. А. Гитлер резко активизировал дипломатическую и военную подготовку к нападению на Польшу.
21 марта Германия в категорической форме заявила свои пре
тензии на Данциг (Гданьск), а также потребовала от Польши
согласия на постройку экстерриториальной автострады и же
лезной дороги в Восточную Пруссию через так называемый
«польский коридор».
Одновременно с этим был разработан и 11 апреля утвержден А. Гитлером план «Вейс» - план военного разгрома Польши. Создавшейся атмосферой безнаказанности не замедлила воспользоваться Италия. 7 апреля 1939 г. ее войска вторглись с моря в Албанию и в течение недели оккупировали всю страну. 14 апреля Албания была включена в состав Итальянского королевства.
18 апреля 1939 г. из Лиги Наций демонстративно вышла хортистская Венгрия, которая встала на путь все более активного сотрудничества с гитлеровской Германией.
В начале мая 1939 г. Германия выдвинула требование вернуть ее бывшие колонии, отнятые Англией и Францией после Первой мировой войны. Тогда же произошло другое важное событие -
22 мая 1939 г. между Германией и Италией был заключен
договор о военнополитическом союзе, получивший название
«Стальной пакт». Мюнхенская политика Англии и Франции
потерпела полный провал.
Под давлением обстоятельств Англия и Франция вынуждены были предпринять ряд политических шагов для укрепления своего военного и международного положения. Их парламенты принимают решения об увеличении ассигнований на оборону. Впервые в мирное время в Англии была введена всеобщая воинская повинность. 22 марта 1939 г. во время посещения Великобритании президентом Франции была достигнута договоренность о взаимной помощи в случае нападения третьей державы.
В мартемае 1939 г. Лондон и Париж предоставляют гарантии малым странам Европы. Между тем на Западе понимали, что без советского содействия эти гарантии были бы неэффективны. И англофранцузская дипломатия обращается к Москве с просьбой взять на себя, в свою очередь, аналогичные односторонние гарантии по отношению ко всем странам, которые уже стали предметом покровительства Англии и Франции.
Ответные советские предложения были представлены 17 апреля 1939 г. Их сущность сводилась к следующему: СССР, Англия и Франция должны заключить соглашение сроком на 510 лет с обязательством оказания друг другу помощи в случае, если одна из держав подвергнется агрессии; договаривающиеся стороны обязываются оказывать всяческую помощь государствам Восточной Европы, граничащим с Советским Союзом, в случае агрессии против них; договор должен быть подписан одновременно с военной конвенцией, которая установит формы и размеры военной помощи; все три правительства должны взять на себя обязательство не заключать никакого сепаратного мира в случае войны.
27 мая последовал англофранцузский ответ на советские предложения. В нем говорилось о намерении заключить с СССР договор на условиях взаимности. Однако согласие сопровождалось такими оговорками и процедурными тонкостями, которые фактически тут же девальвировали эти предложения. Кроме того, попрежнему оставался открытым существенно важный Для СССР вопрос о гарантии Великобританией и Францией безопасности Прибалтийских государств.
С середины июня 1939 г. метод ведения англофранкосоветских переговоров несколько изменился. Было решено вместо пересылки друг другу очередных предложений перейти к прямым переговорам трех держав в Москве.
Однако и на этом этапе переговоров английская и французская стороны продолжали обставлять вносившиеся ими предложения оговорками, которые не соответствовали принципу взаимности и поэтому были неприемлемы для Советского Союза. Согласия не удавалось достигнуть, в частности по двум ключевым, с точки зрения СССР, положениям - подписанию одновременно с договором военной конвенции, без которой сам договор оставался неэффективным, и распространению гарантий на Прибалтийские государства в случае прямой или косвенной агрессии против них. Образованию коалиции препятствовала также позиция польского правительства, которое отказалось от предоставления советским войскам права на проход через свою территорию и воспротивилось любому союзу с СССР. Настороженность советской стороны вызывало также то обстоятельство, что вести переговоры в Москве были уполномочены английские и французские дипломаты весьма невысокого ранга.
Стремясь использовать все возможности для того чтобы создать эффективный оборонительный союз трех держав против агрессии в Европе, советское руководство 23 июля 1939 г. предложило правительствам Англии и Франции начать переговоры по военным вопросам и направить в Москву соответствующие военные миссии.
Военные переговоры начались 12 августа 1939 г. Советскую делегацию возглавлял нарком обороны маршал К.Е. Ворошилов, делегации западных стран - лица, занимавшие скромное положение в руководстве своих вооруженных сил: английскую - адмирал П. Драке, французскую - генерал Ж. Думенк. Оба они имели лишь право вести переговоры, но не были уполномочены подписывать какоелибо соглашение.
Несмотря на такую позицию западной стороны, советская делегация настойчиво добивалась выработки и принятия согласованного решения по совместному отражению агрессии в Европе. 15 августа она представила детально разработанный проект плана коллективных действий. Но ни английская, ни французская миссии не имели никакого военного плана совместных операций против общего противника и не могли определить силы и средства, выставляемые участниками предполагавшейся конвенции. Западные представители не были готовы даже к ответу на самоочевидный вопрос, будет ли разрешен советским войскам в случае начала военных действий проход через Польшу и Румынию для вступления в соприкосновение с немецкой армией.
Провал переговоров был предрешен отсутствием политического стремления Лондона и Парижа заключить пакт такого типа, как предлагал СССР. Английская дипломатия, как подтвердили потом документы, намерена была прежде всего воспользоваться угрозой союза с СССР для того, чтобы сдержать гитлеровские притязания и создать тем самым предпосылки для общего англогерманского соглашения.
Англогерманские переговоры по широкому кругу политических и экономических проблем начались по инициативе английской стороны в июне 1939 г. Они проходили в строжайшей тайне и продолжались до самого начала войны. Обсуждалось заключение между Англией и Германией договора о ненападении, соглашения, предусматривающего невмешательство Великобритании в дела, связанные с реализацией германских притязаний на «жизненное пространство» в Восточной, Центральной и ЮгоВосточной Европе, в обмен на невмешательство Германии в дела Британской империи; снятие Великобританией с себя всех гарантийных обязательств по отношению к европейским партнерам; отказ от переговоров с СССР и оказание давления на Францию с целью выведения ее из системы договоров с другими странами Европы. Экономическая программа, предложенная Великобританией, была направлена на заключение соглашений по внешней торговле, использованию источников сырья и т. д.
Правительство Н. Чемберлена готово было пойти на новый сговор с Германией, но летом 1939 г. гитлеровцы уже не стремились к компромиссу. К этому времени в Берлине было принято решение о первоочередном развязывании войны против Англии, Франции и Польши, и подготовка к ней уже шла полным ходом.
Вместе с тем немецкое руководство хорошо понимало, что все его планы могут быть сорваны, если между Великобританией, Францией и Советским Союзом будет подписан действенный договор о взаимопомощи. Вступая летом 1939 г. в секретные переговоры с английским правительством, гитлеровская Дипломатия, поддерживая надежду правящих кругов Великобритании на достижение договоренности с Германией, тем самым подталкивала правительства Чемберлена и Даладье на срыв англофранкосоветских переговоров.
Безрезультатность трехсторонних переговоров в условиях приближающейся войны между Германией и Польшей с каждым Днем с увеличивающейся определенностью ставила СССР перед перспективой международной изоляции. Вместе с тем по мере Того, как приближалась назначенная А. Гитлером дата нападения на Польшу, немецкая дипломатия начинает предпринимать Все более настойчивые усилия по сближению с СССР.
В мае 1939 г. Берлин стал зондировать почву для улучшения германосоветских отношений при условии отказа Советского Союза от сотрудничества с Англией и Францией. СССР дал понять, что не намеревается менять своих позиций по вопросу о коллективной безопасности. 3 августа 1939 г. министр иностранных дел Германии И. Риббентроп предложил подписать соответствующий советскогерманский протокол, который бы урегулировал «ко взаимному удовлетворению» все спорные вопросы «на протяжении всего пространства от Черного до Балтийского морей». Советская реакция была осторожной: принципиальное согласие на ведение переговоров, но постепенность в улучшении отношений. Узнав о направлении в Москву французской и британской военных миссий, немецкая сторона дала понять, что соглашение с Германией по ряду вопросов территориального и экономического характера отвечало бы интересам советского руководства. 14 августа И. Риббентроп заявил о своей готовности прибыть в Москву для прояснения германосоветских отношений.
Требованиями советской стороны в связи с этим заявлением были: заключение пакта о ненападении, оказание Германией воздействия на Японию для улучшения советскояпонских отношений и ликвидации пограничных конфликтов, общая гарантия Балтийским государствам.
16 августа И. Риббентроп посылает новую телеграмму в Москву, в которой говорится о согласии Германии принять советские требования.
В ответе наркома иностранных дел СССР В.М. Молотова говорилось о готовности Советского Союза улучшить двусторонние отношения. Но сначала должны быть подписаны экономические и кредитные соглашения, а затем, спустя непродолжительное время, - пакт о ненападении. Соглашаясь в принципе с посещением И. Риббентропом Москвы, В.М. Молотов отметил, что требуется некоторое время для подготовки его приезда.
19 августа германское правительство подписывает обсуждавшееся с конца 1938 г. торговое соглашение, весьма выгодное Советскому Союзу. Оно предусматривало расширение торговли и кредит в 200 млн рейхсмарок под очень незначительный процент. Приближение срока начала войны с Польшей (предварительно был назначен на 26 августа 1939 г.) заставляло А. Гитлера форсировать достижение договоренности с Советским Союзом. 20 августа он обращается непосредственно к И.В. Сталину с просьбой немедленно принять германского министра иностранных дел. В тот же день советское правительство ответило согласием.
Советскогерманский договор о ненападении был подписан в Москве 23 августа 1939 г. Его действие было рассчитано на 10 лет, и он вступал в силу незамедлительно. К нему прилагался секретный протокол, существование которого СССР отрицал вплоть до лета 1989 г. Протокол разграничивал «сферы влияния» стран в Восточной Европе. В советскую «сферу интересов» вошли Прибалтийские государства, за исключением Литвы. После военного вторжения Германии в Польшу белорусские и украинские территории должны были отойти к СССР, советскогерманская демаркационная линия проводилась по рекам Нарев, Висла и Сан. Вопрос о целесообразности сохранения независимого польского государства должен был решаться двумя сторонами в будущем.
Известие о подписании советскогерманского пакта произвело настоящую сенсацию во всем мире. Широкая общественность была совершенно не готова к такому развитию событий. Даже в августе 1939 г., когда нападение Германии на Польшу казалось неминуемым, заключение военного союза между СССР, Англией, Францией, Польшей и, возможно, другими странами Европы, которые еще не стали жертвами агрессии, могло остановить войну. При всей авантюристичности гитлеровского режима он не решился бы воевать против коалиции стран, превосходящих Германию по военной силе. Однако в той конкретноисторической ситуации такой союз на условиях, устраивающих всех, оказался невозможен.
Обмен мнениями по дипломатическим каналам между Москвой, Парижем и Лондоном, а затем переговоры военных миссий в Москве показали, что целью дипломатии Запада является такое соглашение, которое не закрывало бы дверь к последующему поиску компромисса с Германией, не связывало бы Англию и Францию четкими и однозначными обязательствами. Иначе говоря, речь шла о соглашении, призванном стать инструментом давления на Германию.
Таким образом, в августе 1939 г. международное положение СССР было довольно неопределенным. Однако в не менее сложном положении оказалась и дипломатия Германии. Не прояснив себе позиции СССР, гитлеровский режим не мог решиться начать войну в Европе. В создавшихся условиях А. Гитлер был крайне заинтересован в нейтрализации СССР. Советскому руководству казалось, что ничем не рискуя, СССР получил возможность расширить свою территорию, вернуть то, что было утрачено в Гражданской войне. Фактически же И.В. Сталин, пойдя на сделку с А. Гитлером, дал «зеленую улицу» фашистской агрессии в Европе. Он надеялся, что, гарантируя Германии нейтралитет СССР, толкнет ее на войну с Западом и выиграет время для дальнейшего укрепления обороноспособности СССР.
Однако пакт с А. Гитлером нанес огромный урон престижу СССР. Советская дипломатия, обвиняя Англию и Францию в намерении отказаться от идеи коллективной безопасности в Европе, в закулисных контактах с А. Гитлером сама осуществила то, что приписывала другим, поделив с Германией «сферы влияния». По существу И.В. Сталин принял и немецкую версию причин начала Второй мировой войны. В ноте правительства СССР от 17 сентября ответственность за это была возложена на правящие круги Польши.

1. Где сложились очаги военной опасности в 1930-е гг.? Чем объясняется их появление? Составьте синхроническую таблицу «Очаги военной опасности».

2. Охарактеризуйте политику «умиротворения» агрессора по плану: какие страны проводили; какие цели преследовала; в чем выразилась; какие последствия имела.

Политику «умиротворения» проводили Англия, США, Франция. Цели политики: обезопасить себя, столкнуть Германию и СССР, так как одинаково боялись фашизма и коммунизма. Выразилась политика в аншлюсе Австрии, к предъявлению территориальных претензий к Чехословакии, апогеем политики «умиротворения» было Мюнхенское соглашение 1938 года. Последствиями политики стал захват Германией территории Чехословакии, предъявлении территориальных претензий к Польше, установление дружеских отношений между Германией и СССР, договор между ними о разделе сфер влияния. Благоприятный момент, для предотвращения Второй мировой войны был упущен. Страны Запада ничего не сделали, чтобы остановить А. Гитлера.

3. Опишите процесс складывания блоков агрессивных государств в 1930-х гг. Постройте схему.

Германия и Япония заключили Антикоминтерновский пакт 25 ноября 1936г. В 1937 году к ним присоединилась Италия. Таким образом появился агрессивный блок «ось Берлин-Рим-Токио»

Схема схема процесса складывания блока агрессивных государств.

4. Что такое система коллективной безопасности? Какие меры были предприняты с целью ее создания в Европе? Почему она не была создана?

Система коллективной безопасности – это попытка Западных стран обезопасить себя от агрессии фашистских государств. Страны Европы начали подписывать двусторонние соглашения о ненападении и взаимной помощи. Первыми подписали Франция и СССР. СССР предложил подписать договор о взаимной помощи с участием других стран. Был даже разработан проект Восточного пакт, который и мог стать основой системы коллективной безопасности в Европе. Но Германия, Польша и некоторые другие страны отказались от участия в Восточном пакте. С СССР даже США начали пытаться установить дипломатические связи. В 1934 г. СССР вступил в Лигу Наций. В мае 1935 года СССР и Франция подписали договор о взаимной помощи, а в мае 1935 года СССР и Чехословакия.

Когда проявилась несостоятельность политики «умиротворения» Англия и Франция также подписали двустороннее соглашение о взаимной помощи, а также гарантировали защиту Голландии, Швейцарии и Бельгии. Чуть позже такие же гарантии были даны Польше, Румынии, Греции, Турции. Предполагалось подписать тройственный пакт о взаимопомощи между СССР, Францией и Англией. Но последние две всячески затягивали переговоры, они надеялись договориться с А. Гитлером. Также они надеялись, что А. Гитлер захватит СССР, уничтожит угрозу коммунизма, не будет претендовать на их территории. Тогда и И. Сталин тоже попытался договориться с А. Гитлером. Германия и СССР быстрее достигли соглашения, в первый же день переговоров подписали 23 августа 1939 года договор о ненападении («пакт Молотова – Риббентропа»). Там был и секретный протокол о разделе сфер влияния. Попытка создать систему коллективной безопасности провалилась.

5. Что заставило руководство СССР пойти на соглашение с Германией? Мог ли договор о ненападении с Германией предотвратить Вторую мировую войну?

Руководство СССР вынуждено было пойти на подписание соглашения с Германией, так как Франция и Англия всячески затягивали переговоры о создании системы коллективной безопасности и параллельно пытались договориться с Германией. В такой ситуации СССР также попытался договориться с Германией. Гитлер пошел сразу же на соглашение, так как не был готов к ведению войны на два фронта, и нейтралитет СССР был ему крайне удобен. Договор о ненападении с Германией не смог бы предотвратить Вторую мировую войну. Так как уже был упущен удобный момент, когда Западные страны проводили политику «умиротворения», шли на уступки Гитлеру.

Предлагаем обсудить. Лига Наций была создана в 1919 году с целью развития сотрудничества между народами и предотвращения войн. Насколько эффективной оказалась ее деятельность и почему?

Деятельность Лиги Наций не была эффективна. В состав этой организации не вошли все государства мира. Также США, ведущая мировая держава, не признавали эту организацию и не поддерживали ее. Страны, входящие в Лигу Наций не осуществляли действий направленных на поддержку мира, политика «умиротворения» показала несостоятельность данной организации. Ее несостоятельность проявилась уже в 1933 году, когда из нее вышли Германия и Япония. А также сама организация призвана была защитить основы Версальско-Вашингтонской системы, которая была крайне несправедлива и не решала основных проблем устройства мира. И сам факт Второй мировой войны, говорит о том, что со своей основной задачей – поддержание мира, она не справилась.

Ответ на вопросы к историческому документу стр. 51.

В чем видел А. Гитлер основную внешнеполитическую цель Германии? Как он предполагал ее достигнуть?

Главная внешнеполитическая цель – захват новых земель, для сокращения армии безработных; завоевание новых рынков сбыта. Достигнуть ее он предполагал созданием огромной боеспособной армии – вермахта. Путь прямого захвата территорий и германизация народов.

Новое на сайте

>

Самое популярное