Домой Уход за волосами Манекенщицы 60 х годов. О проекте Красота по-советски. Судьба манекенщицы. Семья или карьера

Манекенщицы 60 х годов. О проекте Красота по-советски. Судьба манекенщицы. Семья или карьера

Сегодня стать моделью мечтает чуть ли не каждая вторая девушка. В советские же времена профессия манекенщицы не то что не была престижной, а считалась почти неприличной и при этом скудно оплачивалась. Демонстраторы одежды получали по ставке максимум 76 рублей - как рабочие пятого разряда.

При этом самых известных русских красавиц знали и ценили на Западе, но на родине работа в «модельном» бизнесе (хотя тогда такого понятия не было) нередко создавала им проблемы. Из этого выпуска вы узнаете о судьбе самых ярких манекенщиц Советского Союза.

Регина Збарская

Ее имя стало синонимом понятия «советская манекенщица», хотя долгое время о трагической судьбе Регины знали только близкие ей люди. Все изменил ряд публикаций, которые появились в прессе уже после развала СССР. О Збарской заговорили, но до сих пор ее имя больше окутано мифами, чем овеяно реальным фактами.

Неизвестно точно место ее рождения - то ли Ленинград, то ли Вологда, нет точных данных о родителях. Поговаривали, что Збарская была связана с КГБ, ей приписывали романы с влиятельными мужчинами и чуть ли не шпионскую деятельность. Но те, кто действительно был знаком с Региной, говорят однозначно: все это неправда.

Единственным мужем знойной красавицы был художник Лев Збарский, но отношения не сложились: супруг ушел от Регины сначала к актрисе Марианне Вертинской, затем - к Людмиле Максаковой. Регина после его ухода так и не смогла прийти в себя: в 1987 году она покончила с собой, выпив снотворное.

Регину Збарскую называли «русской Софи Лорен»: образ знойной итальянки с пышной стрижкой «паж» придумал для нее Вячеслав Зайцев. Южная красота Регины пользовалась популярностью в Советском Союзе: темноволосые и темноглазые девушки на фоне стандартной славянской внешности казались экзотикой. Но иностранцы относились к Регине сдержанно, предпочитая приглашать для съемок - если, конечно, удавалось добиться на них разрешения властей - голубоглазых блондинок.

Мила Романовская

Полный антипод и давняя соперница Збарской - Мила Романовская. Нежная утонченная блондинка, Мила была похожа на Твигги. Именно с этой знаменитой британкой ее не раз сравнивали, сохранилось даже фото Романовской а-ля Твигги, с пышными накладными ресницами, в круглых очках, с зачесанными назад волосами.

Карьера Романовской начиналась в Ленинграде, затем она перевелась в Московской дом моды. Здесь-то и возник спор о том, кто является первой красавицей большой страны - она или Регина. Мила победила: именно ей доверили демонстрировать платье «Россия» модельера Татьяны Осьмеркиной на международной выставке легкой промышленности в Монреале. Алый наряд, расшитый по горловине золотыми пайетками, запомнился надолго и даже вошел в учебники истории моды.

Ее фото охотно публиковали на Западе, например в журнале Life, называя Романовскую Snegurochka. Судьба Милы сложилась в целом счастливо. Она успела родить дочь Настю от первого мужа, с которым познакомилась во время учебы во ВГИКе. Затем развелась, закрутила яркий роман с Андреем Мироновым, вновь вышла замуж за художника Юрия Купера. С ним она эмигрировала сначала в Израиль, потом в Европу. Третьим мужем Романовской стал британский бизнесмен Дуглас Эдвардс.

Ее также называли «русской Твигги» - типаж худенькой девушки-сорванца был чрезвычайно популярен. Миловская стала первой в истории СССР моделью, которой разрешили позировать для зарубежных фотографов. Съемку для журнала Vogue организовал француз Арно де Роне. Документы подписывал лично председатель совета министров Косыгин, а списку локаций и уровню организации этого фотосета и сейчас мог бы позавидовать любой продюсер глянца: Галина Миловская демонстрировала одежду не только на Красной площади, но и в Оружейной палате и Алмазном фонде. Аксессуарами на той съемке стали скипетр Екатерины II и легендарный алмаз «Шах».

Впрочем, вскоре разразился скандал: один из снимков, на котором Миловская сидит на брусчатке самой главной площади страны спиной к Мавзолею, признали в СССР аморальным, девушке стали намекать на отъезд из страны. Поначалу эмиграция казалась Гале трагедией, но на деле обернулась большим успехом: на Западе Миловская сотрудничала с агентством Ford, ходила на показах и снималась для глянца, а потом и вовсе сменила профессию, став режиссером-документалистом. Личная жизнь Галины Миловской сложилась удачно: в браке с французским банкиром Жан-Полем Дессертино она прожила 30 лет.

Лека (сокращенное от Леокадия) Миронова - модель Вячеслава Зайцева, которая до сих пор снимается в различных фотосессиях и принимает участие в телевизионных программах. Леке есть что рассказать и показать: в свои годы выглядит она великолепно, а воспоминаний, связанных с работой, хватит на толстую книгу мемуаров. Миронова делится нелицеприятными подробностями: признается, что ее подруги и коллеги часто были вынуждены уступать домогательствам сильных мира сего, в то время как она нашла в себе смелость отказать высокопоставленному ухажеру и жестоко поплатилась за это.

В молодости Леку сравнивали с Одри Хепберн за стройность, точеный профиль и безупречный стиль. Его она сохранила до глубокой старости и сейчас охотно делится секретами красоты: это обычный детский крем для увлажнения кожи, красное вино вместо тоника и маска для волос с яичным желтком. Ну и разумеется - всегда держать спину ровно и не сутулиться!

Супругу известного режиссера Никиты Михалкова привыкли видеть достойной матерью большого семейства, и уже мало кто помнит ее стройной юной девушкой. А между тем в юности Татьяна более пяти лет выходила на подиум и снималась для советских модных журналов. Ее тоже сравнивали с хрупкой Твигги, а Слава Зайцев окрестил Татьяну боттичеллиевской девушкой.

Шептались, что работу манекенщицы девушке помогло получить смелое мини - худсовет единогласно восхитился красотой ног претендентки. Подруги в шутку называли Татьяну «Институточкой» - у нее в отличие от других манекенщиц было престижное высшее образование, полученное в институте им. Мориса Тореза.

Правда, сменив фамилию с девичьей Соловьева на Михалкову, Татьяна была вынуждена расстаться с профессией: Никита Сергеевич довольно резко заявил ей, что воспитывать детей должна мама и никаких нянь он не потерпит. В последний раз на подиум Татьяна выходила на седьмом месяце беременности, нося под сердцем свою старшую дочь Анну, а затем полностью окунулась в быт и воспитание наследников. Когда дети немного подросли, Татьяна Михалкова создала и возглавила благотворительный фонд «Русский силуэт», который помогает начинающим модельерам.

Ее знают благодаря ролям в фильмах «Гостья из будущего» и «Через тернии к звездам». Амплуа Метелкиной - женщина будущего, инопланетянка. Огромные неземные глаза, хрупкая фигура и совершенно нетипичная для того времени внешность приковывали внимание к Елене. В ее фильмографии - шесть киноработ, причем последняя датирована 2011 годом, хотя актерского образования у Елены нет, по первой профессии она библиотекарь.

Взлет Метелкиной относится к эре, когда популярность профессии манекенщицы уже пошла на спад и вот-вот должно было появиться новое поколение - уже профессиональных моделей, скроенных по западному образцу. Елена работала в основном в демонстрационном зале ГУМа, снималась для советских модных журналов с выкройками и советами по вязанию. После краха Союза ушла из профессии и, как и многие, была вынуждена приспосабливаться к новой действительности.

В ее биографии много крутых поворотов, в том числе и криминальная история с убийством бизнесмена Ивана Кивелиди, секретаршей которого она была. Метелкина не пострадала по случайности, ее сменщица-секретарша погибла вместе с шефом. Сейчас Елена время от времени появляется на телевидении и дает интервью, но большую часть своего времени посвящает пению в церковном хоре в одном из храмов Москвы.

Эту девушку идеальной классической внешности в СССР знала в лицо, наверное, каждая домохозяйка. Чапыгина была очень востребованной моделью и помимо участия в показах много снималась для журналов, демонстрируя тенденции очередного сезона в изданиях, которые предлагали советским женщинам самостоятельно сшить или связать модную одежду. Тогда имена моделей в прессе не упоминались: подписывали только автора очередного платья и фотографа, его запечатлевшего, а информация о девушках, представлявших стильные образы, оставалась закрытой. Тем не менее карьера Татьяны Чапыгиной складывалась удачно: ей удалось избежать скандалов, соперничества с коллегами и другого негатива. Из профессии она ушла на взлете, выйдя замуж.

Ее звали только по имени или по некогда данному подругами прозвищу - Шахиня. Внешность у Румии была очень яркой и сразу притягивала взгляд. Взять ее на работу предложил Вячеслав Зайцев - на одном из просмотров он запал на яркую красоту Румии и вскоре сделал ее своей любимой моделью.

Ее типаж называли «женщиной будущего», а сама Румия прославилась благодаря не только красоте, но и своему характеру. Он, по ее собственному признанию, был не сахар, девушка часто спорила с коллегами, нарушала принятые порядки, но в ее бунтарстве было нечто привлекательное. В зрелые годы Румия сохранила стройную фигуру и яркую внешность. Она до сих пор поддерживает дружеские отношения с Вячеславом Зайцевым и выглядит, что называется, на все сто.

Евгения Куракина - сотрудница Ленинградского дома моды, девушка с аристократической фамилией - выступала в амплуа «грустный подросток». Евгению много снимали зарубежные фотографы, причем для работы с девушкой они специально приезжали в Северную столицу, чтобы запечатлеть красоту Жени на фоне местных достопримечательностей. Манекенщица потом сетовала, что большую часть этих снимков она так и не увидела, ведь они предназначались для публикации за рубежом. Правда, в архиве самой Евгении хранится множество самых разных фото, снятых в 60-х и 70-х годах прошлого века, которые она иногда предоставляет для тематических выставок. Судьба Евгении сложилась счастливо - она вышла замуж и уехала жить в Германию.

До сих пор точно неизвестно, кем были родители звезды советского подиума и где она родилась. По одной из версий, Регина родом из Ленинграда. Она родилась в семье цирковых артистов, которые погибли во время опасного трюка. Регина выросла в детском доме. По другой версии, Регина родилась в Вологде, в обычной советской семье: мать — госслужащая, отец — отставной офицер. Биография« советской Софи Лорен» становится прозрачной только с 1953 года — с того момента, когда 17-летняя Регина приехала в Москву и поступила во ВГИК. Девушка, как и большинство ее ровесниц, мечтала быть актрисой, но почему-то выбрала экономический факультет. Впрочем, Регину несколько раз приглашали на кинопробы, но сниматься в кино ни разу не предложили. Зато девушка обзавелась полезными знакомствами: Регину заметила художник-модельер Вера Аралова и пригласила на работу в Общесоюзный дом моделей на Кузнецком мосту. В начале 60-х популярность Регины вышла за пределы Союза: «самым красивым оружием Кремля» ее называли французы.


А вот коллеги по подиуму называли Регину иначе — «Снежная королева». Она была замкнутой, ни с кем не заводила близкой дружбы, а потому многие считали ее высокомерной. Но, возможно, дело было не в сложном характере звезды, а в проблемах, которые сопутствовали ее браку.

Популярное

В начале 60-х Регина вышла замуж за московского художника Льва Збарского. Пара была счастлива до тех пор, пока Регина не забеременела. Муж настаивал на аборте. При этом вместо того, чтобы поддержать супругу, завел роман на стороне — с актрисой Марианной Вертинской. А вскоре ушел к другой актрисе — Людмиле Максаковой, и та родила от него сына. Регина Збарская, находившаяся в депрессии, оказалась в психиатрической клинике.

После лечения манекенщица вернулась на подиум и попыталась наладить личную жизнь. И снова детали никому не известны. По одной из версий, Регина начала встречаться с молодым югославским журналистом, который использовал ее, чтобы прославиться. Якобы он написал книгу« 100 ночей с Региной Збарской», в которой было подробно рассказано о работе манекенщицы на КГБ. Саму книгу никто не видел, но тем не менее разразился скандал, после которого манекенщица попыталась покончить с собой. По другой версии, Збарская решила совершить самоубийство, поскольку не смогла вернуться в форму. Так или иначе, но манекенщица снова оказалась в клинике. О возвращении на подиум не шло и речи. Вячеслав Зайцев предложил ей место уборщицы — это было единственным, что он мог для нее сделать.

В 1987 году, в 52 года Регина Збарская все-таки совершила суицид. Но снова неизвестно, где и когда — в психиатрической больнице или в квартире. На похороны Регины Збарской никто не пришел. Где она похоронена — неизвестно.

Лека(полное имя — Леокадия) Миронова мечтала быть оперной певицей, балериной или архитектором. Но в юности она повредила голосовые связки и петь больше не смогла. Зато в Вагановское училище поступила, но и тут подвело здоровье: развился остеопороз. Архитектором Лека тоже не стала — из-за проблем со зрением. Зато стала одной из самых известных манекенщиц Советского Союза. Но сначала она поступила в театрально-техническое художественное училище, где ей часто приходилось выступать в качестве натурщицы. Педагоги оценили красоту студентки и предложили ей попробовать себя в качестве манекенщицы. Так Лека оказалась в Доме моделей, где ее заметил Слава Зайцев. Модельер и манекенщица сотрудничали больше полувека.

Лека была« невыездной», но за пределами СССР ее хорошо знали. Когда американцы снимали фильм« Три звезды Советского Союза», третьей звездой рядом с Майей Плисецкой и Валерием Брумелем стала Лека. Но даже после съемок Миронову так и не выпустили за границу. Может быть, потому, что она стала первой манекенщицей, осмелившейся заговорить о домогательствах, которые терпели модели.

Личная жизнь Мироновой не сложилась. Лека была замужем, но супруг оказался патологическим ревнивцем, модель ушла. Затем Лека познакомилась с фотографом из Литвы. Эти отношения разбила система: пара столкнулась с серьезными угрозами… Замуж она больше не вышла.

Галя Миловская

«Русская Твигги»

Галина Миловская была главной конкуренткой Регины Збарской: почти кинематографическое противостояние блондинки и брюнетки, спор яркого, южного типа и нежной славянской красоты. При этом Галя Миловская сильно отличалась от коллег по подиуму: при росте 170 сантиметров она весила 42 килограмма и для советской манекенщицы была определенно слишком худой. А вот для фотосессии в Vogue Галина подошла идеально. В 1968 году в Москву прибыл французский фотограф Арно де Роне. Правительство выдало разрешение, снимать планировали на Красной площади и в Оружейной палате Кремля. Съемка состоялась, но стоила Галине карьеры.

На одном снимке Галя сидит в свободной позе. Но тогда сидеть на Красной площади, раздвинув ноги, да еще спиной к портретам« вождей» — считалось кощунством. Впрочем, первое« прегрешение» манекенщице простили, но вскоре Галя приняла участие в еще более рискованном проекте: Галина стала первой советской боди-арт моделью. Ее снимки в обнаженном(пусть и раскрашенном) виде появились в итальянском журнале. На этом карьера Миловской закончилась: манекенщица с «антисоветскими» настроениями не могла появляться в советских журналах.


В 1974 году Миловская покинула СССР. Во Франции она познакомилась с банкиром, вышла замуж и простилась с модельным бизнесом, став режиссером. Один из ее фильмов завоевал несколько наград на международных фестивалях. Назывался он «Эти безумные русские».

Классическая, холодная красота Валентины Яшиной, возможно, досталась ей от отца, но о нем Валя знала только одно: он был шведом. Мать Валентины вскоре вышла замуж за мужчину, который удочерил девочку и дал ей свою фамилию.

До сих пор тайной и загадками окутана биография самой популярной модели Советского Союза Регины Збарской. Манекенщица стала всемирно известной в начале 60-х годов. Эта эффектная женщина, несмотря на советский паспорт, смогла выйти в один ряд с мировыми звездами подиума, была на короткой ноге с такими легендами мира моды, как Пьер Карден и Кристиан Диор. Большую популярность она приобрела в Париже, где её называли самым красивым оружием Кремля. Ее имя постоянно становилось объектом слухов и пересудов. Ей приписывали романы с высокопоставленными советскими чиновниками, известными западными звездами. Но за бешеным успехом самой красивой женщины Советского Союза скрывается трагическая судьба.

nn.dk.ru

По официальной версии, Регина Колесникова (Збарской она стала, когда вышла замуж) родилась в Ленинграде в семье цирковых артистов, которые разбились, выполняя сложный акробатический трюк под куполом цирка. Девочку отдали в детский приют, где она жила до 17 лет. По другой версии, рассказанной якобы ее одноклассницей, Регина родом из Вологды, а ее родители - служащие государственных учреждений, мать - бухгалтер, а отец - отставной офицер.

Получив аттестат, в 17 лет девушка отправилась покорять Москву. Регина мечтала сниматься в кино и хотела поступить на актерский факультет, но понимала, что шансы попасть туда были практически нулевые, а поскольку ей хотелось зацепиться в Москве, она без труда стала студенткой экономического факультета ВГИКа.

livejournal.com

Регина не оставляла попыток стать популярной: она ходила на светские рауты, посещала богемные вечеринки. И однажды на красивую и эффектную Регину обратила внимание художница и модельер Вера Аралова. Она пригласила девушку на работу в Общесоюзный дом моделей на Кузнецком мосту.

Регина быстро завоевала любовь всего мира: в высокую темноглазую брюнетку мужчины влюблялись буквально с первого взгляда. Девушка наслаждалась своей новой жизнью, и в 1961 году она с другими манекенщицами отправилась на показ в Париж. Это был первый выезд советских манекенщиц за границу. Надо понимать, что до 1980 года выезжать за границу просто так было запрещено. Повод должен был быть очень веским. А показ красивых советских манекещиц за рубежом - реклама для государства. Естественно, все модели проходили строгие проверки и осмотры, прежде чем выехать за пределы России и попасть обратно.

fb.ru

Как пишет «Аргументы и Факты », когда Регина вернулась в Союз, ей тут же дали понять: если хочешь беспрепятственно выезжать за границу, придется «потрудиться» на благо Родины. Во время зарубежных визитов манекенщицы активно общались с очень известными политиками, людьми искусства, бизнесменами и представителями элит. Большинство из них были падки на привлекательных собеседниц и под их влиянием могли положительно влиять на имидж Советского Союза на Западе. Но это всего лишь догадки. О том, какую информацию добывала и распространяла королева советского подиума, доподлинно до сих пор неизвестно. Зато известно, что она была единственной моделью, которой вопреки существующим жестким инструкциям разрешалось отлучаться в город по своим делам во время заграничных поездок. Ее коллегам подобные вольности даже не снились.

Конечно, в поведении Регины были странности, которые при желании можно объяснить особой выучкой и принадлежностью к спецслужбам. Например, мы не знали никаких подробностей о прошлом Регины. Вроде бы из простой семьи, выросла в провинции, а вела себя как девушка из общества с изысканным вкусом и манерами. Великолепно одевалась, все время меняла платьица, юбочки, кофточки. Где брала вещи - никогда не рассказывала. Девочки общались, дружили, делились переживаниями и проблемами, а она держалась особняком, как будто чувствовала себя не такой, как все. Человеком другого сорта. Была хорошо образованна и на иностранных языках говорила практически без акцента. Это выяснилось, когда начались заграничные поездки. Она переводила коллегам с французского и английского и запросто общалась с иностранцами.

Колесникова, как и любая другая девушка, хотела удачно выйти замуж. Конечно, с ее данными найти идеальную пару не составляло особого труда. В 1960 году в жизни королевы подиума появился настоящий король - художник Лев Збарский. Именно под его фамилией Регину узнали во всем мире. Новоиспеченный муж был настоящим плейбоем. Он пользовался небывалым успехом у женщин, однако Регине удалось на какое-то время усмирить супруга. В течение семи лет чета Збарских была одной из самых красивых пар московского бомонда. Благодаря своему мужу и модельеру Вячеславу Зайцеву манекенщица познакомилась с огромным количеством известных иностранных гостей, которые посещали в то время Советский Союз.

Разговоры о детях были для супругов табу: Регина не хотела обременять себя лишними хлопотами и портить фигуру, а Лев не готов был тратить время на что-либо кроме искусства и светских встреч. Хотя многие говорили, что он просто не хочет ребенка от Регины.

writervall.ru

В 1967 году мы готовились к международному форуму моды. Он должен был состояться в Москве, в «Лужниках». К нам собирались модельеры не только стран народной демократии, но и все ведущие дома моды Франции, Италии. Англии. В связи с этим редакция выпускала специальный «показательный» номер журнала - большого формата, на дорогой бумаге. Стояло лето, жара чудовищная. Пригласили Регину на первую съемку. Как только начали снимать, ей стало плохо. Мы решили, что это от жары. Усадили, принесли воды. И вдруг Регина поманила меня и шепнула на ухо:

Айя, я беременна.

Поздравляю!

А с чем ты меня поздравляешь? Мне на форуме надо работать, а тут такое… Ты знаешь, я давно хотела поехать в Канаду. А теперь все срывается.

Ну и черт с ней, с этой Канадой! Ребенок гораздо важнее. Разве можно сравнивать?

Модели сняли, но через какое-то время Регина пропала. Когда появилась на Кузнецком, сказала мне по секрету, что сделала аборт. Видимо, решила, что ребенок не ко времени. К тому же у нее испортились отношения со Збарским. Она отработала на форуме и съездила в заветный Монреаль.

В конце 60-х художник ушел от Регины сначала к актрисе Марианне Вертинской, а потом к Людмиле Максаковой, которая родила ему сына. В 1972 году Лев эмигрировал в Израиль, затем в США. А королева подиума ушла из Дома моделей. Регина очень любила мужа, поэтому разрыв с ним привел ее в отчаяние. Девушка впала в депрессию, стала принимать транквилизаторы. Однажды попыталась свести счеты с жизнью. Наглоталась таблеток, но ее спасли и положили в психиатрическую больницу.

Там Регину подлечили. После больницы она вернулась на подиум - руководители Дома моделей постарались вернуть девушку к жизни. Збарская набрала вес, но все равно выглядела хорошо. Манекенщицу стали снимать для раздела журнала для полных женщин.

time.kg

Правда, Регина стала какой-то странной. Однажды девочки собирались за границу и закупали продукты. Они всегда кооперировались - в магазинах ведь ничего не было, колбасу, консервы надо было достать или отстоять не один час в очереди. У нас уже работал новый фотограф, Эдуард Ефимович Крастошевский. Он сочувствовал Збарской и решил проявить заботу.

Регина, а ты купила продукты?

Нет. Да я ничего не хочу! Совсем нет аппетита.

Так нельзя. Что ты возьмешь в поездку? Я тебе помогу.

У него были связи, и Эдуард Ефимович накупил ей целую сумку продуктов. Принес на Кузнецкий и отдал совершенно бесплатно. Она это приняла как должное и даже спасибо не сказала. Просто протянула руку, взяла сумку и молча ушла. Крастошевский страшно обиделся. Мы его утешали: это у нее от лекарств, в психушке закормили сильнодействующими препаратами, от них и не такое бывает…

pp.vk.me

Регина продолжала работать и все еще пользовалась популярностью. Она пыталась заводить романы, но все мужчины ей казались скучными. Тем временем несколько коллег Регины вышли замуж за иностранцев и уехали жить за границу. Это считалось самой большой удачей.

Вскоре случился скандал. Югославский журналист - то ли ее любовник, то ли просто хороший знакомый - выпустил в Европе книгу «Сто ночей с Региной Збарской». Он писал, что «посланница Кремля» от души поливала советский строй и признавалась ему, что выполняла задания КГБ, стучала на других манекенщиц. У Регины случился нервный срыв, она порезала себе вены. Ее опять спасли, но после этого дорога на подиум Збарской была закрыта. Она не общалась ни с кем из бывших коллег (они ее сторонились), только со Славой Зайцевым - Зайчиком, как она его называла.

dayonline.ru

Слава Зайцев к тому времени сумел открыть собственный Дом моды. Его постоянно притесняли, и даже в своем любимом детище он считался всего лишь художественным руководителем, директоров ему назначали сверху, и они диктовали, что ему шить. Кутерье взял Регину Збарскую к себе на работу, он всеми силами пытался избавить любимую модель и подругу от депрессии.

В особнячке на Сретенке я и увидел Регину Збарскую. Ей было лет сорок пять, и она прекрасно выглядела. На мой взгляд, фотографии в полной мере не передают обаяния этой женщины. Регина была даже не королевой - богиней. Ухоженная, шикарная. С Региной Збарской мы общались около двух лет, пока я работал у Зайцева. Он сначала просто старался вытащить ее в люди, чтобы не сидела дома и не сходила с ума. А потом выпустил на подиум. Слава к Регине относился очень бережно, подбирал специальные модели. Мы брали из салона вещи сорок восьмого размера, так называемые «модели для женщин элегантного возраста», и она их показывала. Регина великолепно ходила по подиуму, это сказки, что еле держалась на ногах от транквилизаторов. Когда Збарская появлялась на подиуме, Слава ее представлял по-особенному: «Это моя муза, моя любимая манекенщица».

24smi.org

Пребывание в психиатрической клинике сказалось на ее душевном здоровье. Я иногда замечал какой-то шальной взгляд. Однажды Збарская пришла на работу в шубе, вывернутой наизнанку и застегнутой на все пуговицы.

Санечка, посмотри, какая у меня шубка! Правда, красивая?

Ты что, в таком виде шла по улице?

По-моему, так даже лучше, оригинально выглядит. Знаешь, захотелось чего-то новенького.

Я был в шоке. У Регины случались приступы паники, она запиралась дома и выбрасывала из окна одежду. Могла пропасть на несколько дней. Слава беспокоился, звонил:

Регина, ты где?

С тобой все в порядке? Почему не выходишь на работу?

А мне не в чем выйти.

Он срочно бросал в сумку какую-то одежду и ехал к ней.

Самый серьезный срыв случился перед Олимпиадой-80, когда на Западе вышла книга «Сто ночей с Региной Збарской». Автором был некий Костья, журналист, приезжавший в Союз для освещения подготовки к Олимпиаде. Тогда многие страны объявили нам бойкот и всячески старались дискредитировать. Журналист придумал интересный ход - закрутил роман с самой знаменитой советской манекенщицей. Регина доверяла ему и была слишком открытой, не скрывала антисоветских настроений. Он этим воспользовался и написал книгу на основе ее откровений. Когда вышел этот пасквиль, разразился скандал. Збарскую стали таскать на допросы в КГБ, кричали, грозили и довели до попытки суицида.

Я знаю об этом от Регины. Как-то не удержался и спросил, из-за кого она вскрыла вены. У нее были очень заметные шрамы на руках, на показах приходилось надевать перчатки. Збарская в основном демонстрировала трикотажные вещи. Рукава в таких случаях поддергивают, делают в три четверти - так вещи лучше смотрятся, а у нее сразу становились видны шрамы.

Когда она все рассказала, я поинтересовался:

Больно было?

Нет, совершенно не больно. Просто лежишь в ванне в теплой водичке и засыпаешь. Мне не повезло. Вода перелилась через край и залила соседей снизу. Они прибежали, вскрыли дверь и нашли меня.

yaplakal.com

15 ноября 1987 года 52-летняя Регина Збарская в третий раз приняла решение покончить с собой. Находясь в больнице, женщина выпила горсть таблеток. На этот раз спасти Регину уже никто не смог. О ее смерти сообщила радиостанция «Голос Америки». Правда, в СССР уход одной из самых известных манекенщиц 60-х остался незамеченным - слишком много времени утекло. На похороны манекенщицы никто не пришел, а где находится ее могила, никто не знает. Бесследно исчезла и синяя тетрадь - дневник Регины, где она описывала все, что с ней происходило.

  • О жизни, карьере и гибели Регины Збарской был снят художественный фильм «Красная королева», где роль прославленной женщины исполнила начинающая актриса Ксения Лукьянчикова. Многосирийное кино стало очень популярным, но настоящие коллеги Регины были возмущены снятым фильмом. «В фильме есть образ Славы, как бы мой образ, который совершенно не имеет никакого отношения ко мне. Те, кто видел фильм и знает меня, возмущаются, потому что все - ложь. И Регина никакая не проститутка. Картину нельзя допускать до экранов. Регина - одна из лучших отечественных моделей. За границу выезжала, всегда пользовалась успехом. Я на нее полностью делал американскую коллекцию в 1969 году. Сегодня ее назвали бы топ-моделью», - заключил для Pravda.Ru Вячеслав Зайцев.
  • В фильме «Красная королева» прказывается и судьба других советских моделей - коллег Регины Збарской. Мила Романовская, Галина Миловская, Татьяна Чапыгина в настоящее время живут за границей. Всем им удалось удасно выйти замуж за иностранцев и уехать из СССР.
  • Единственный супруг Регины - Лев Збарский - скончался в 2016 году в Америке от рака легких. Ему было 84 года.

В фильме показана трагическая судьба одной из первых манекенщиц СССР 60-х годов, настоящей королевы подиума Регины Збарской на фоне тайного и жестокого мира советской моды. Ей было суждено стать воплощением мифа "красоты по-советски", ей рукоплескала западная богема, Ив Монтан и Федерико Феллини были сражены ее красотой. Но за головокружительный успех пришлось расплачиваться ценой собственной жизни.

Она была по-европейски стильной моделью. Эталоном элегантности Дома моделей на Кузнецком мосту. В шестьдесят пятом году в Москву приезжал сам Пьер Карден. И именно Збарская стала той визитной карточкой русской моды, которую представлял французскому кутюрье Вячеслав Зайцев.
Регина, безусловно, притягивала внимание своим шлейфом неординарной личной жизни. Ее второй муж был Лев Збарский, известный художник-график. Он ввел ее в круг московской богемы, это была яркая пара бомонда. Регина, по многим воспоминаниям, слыла интеллектуалкой, была звездой салонов. Так же относились к ней и за границей, где она была олицетворением неведомой страны. Регину узнавали, но знали о ней немного. Говорили, что ее мама танцевала под куполом цирка и разбилась. А сама Регина, плод любви танцовщицы и итальянского гимнаста, воспитывалась в детском доме.

В середине семидесятых Лев Збарский уехал навсегда в Америку. Брак распался. Тогда-то она и познакомилась с одним югославским журналистом. Реакция определенных служб последовала незамедлительно - Регину сделали "невыездной". А потом в Югославии появилась книга "Сто ночей с Региной", где были все ее откровения о тогдашнем высшем эшелоне страны. Ее вызывали в КГБ. Регина этого не выдержала и вскрыла себе вены. Дверь квартиры осталась открытой и совершенно случайно зашедшая к ней соседка успела вызвать помощь, Регину успели спасти. Но было очевидно - она сломалась. Впрочем, существовала ли эта книга и этот югослав на самом деле, точно никто не знает. Остается неизвестной и точная дата смерти Регины, достоверно лишь то, что ей предшествовала психиатрическая клиника и ряд попыток самоубийства, последняя оказалась роковой.

Вскоре после ее смерти моделям из СССР открылись двери мировых подиумов. Но трагическое имя Регины Збарской останется в истории российской моды навсегда.

Советские модели - звезды мировых подиумов, героини восторженных публикаций в западных журналах - получали в СССР зарплату низкоквалифицированных рабочих, перебирали картошку на овощебазах и находились под пристальным вниманием КГБ.

Официальная зарплата советских моделей в 60-е годы составляла около 70 рублей – ставка путеукладчика. Меньше было только у уборщиц. Сама профессия манекенщицы тоже не считалась пределом мечтаний. Никита Михалков, женившийся на красавице-модели Татьяне Соловьевой, несколько десятилетий говорил, что его жена работала переводчицей.
Закулисная жизнь советских манекенщиц оставалась неизвестна западной публике. Красота и грация девушек для верхушки СССР были важной картой в отношениях с Западом.
Хрущев отлично понимал, что красавицы-манекенщицы и талантливые модельеры могут создать в глазах западной прессы новый образ СССР. Они представят Союз страной, где живут прекрасные и умные женщины с хорошим вкусом, которые умеют одеваться не хуже западных звезд.
Одежда, спроектированная в Доме моделей, никогда не поступала в продажу, а худшим проклятьем в кругах модельеров считалось «чтоб твою модель внедрил на фабрику». Элитарность, закрытость, даже провокационность – все то, чего было не встретить на улицах, - процветало там. И вся одежда, воплощавшая эти черты и пошитая из дорогих тканей, отправлялась на международные выставки и в гардеробы жен и дочерей членов партийной элиты.

«Красивым оружием Кремля» манекенщицу Регину Збарскую назвал французский журнал Paris Match. Збарская блистала на международной торгово-промышленной выставке в 1961 году. Именно ее появление на подиуме затмило и выступление Хрущева, и достижения советской промышленности.
Збарской восхищались Феллини, Карден и Сен Лоран. Она летала за границу одна, что было в те времена непредставимо. Александр Шешунов, познакомившийся со Збарской уже в те годы, когда она работала у Вячеслава Зайцева и не выходила на подиум, вспоминает, что она летала даже в недосягаемый Буэнос-Айрес с несколькими чемоданами одежды. Ее вещи не проходили таможенный досмотр, пресса называла ее «стройной посланницей Хрущева». А советские сотрудники Дома моделей практически открыто обвиняли ее в связях с КГБ. Ходили слухи, что Регина и ее муж принимали дома диссидентов и потом доносили на них.
И сейчас некоторые исследователи говорят, что «туманность» биографии Збарской объясняется тем, что ее практически с детства готовили в разведчицы. Так, Валерий Малеванный, генерал-майор КГБ в отставке, писал, что ее родителями на самом деле были не «офицер и бухгалтер», а нелегальные разведчики, долгое время проработавшие в Испании. В 1953 г. Регина, родившаяся в 1936 г., уже владела тремя иностранными языками, прыгала с парашютом и была мастером спорта по самбо.

Манекенщицы и интересы страны

Слухи о связи с КГБ ходили не только про Зварскую. Все модели, хотя бы один раз выехавшие за рубеж, начинали подозреваться в связах со спецслужбами. И это было неудивительно – на больших выставках манекенщицы помимо дефиле принимали участие в приемах и торжественных мероприятиях, несли «дежурство» на стендах. Девушек даже приглашали на подписания договоров – об этом вспоминал советский манекенщик Лев Анисимов.
Выехать за границу удавалось избранным из избранных: нужно было пройти около семи инстанций. Существовала жестокая конкуренция: модели даже писали анонимки друг на друга. Кандидаток лично утверждала замдиректора инспектора по международным связям Дома моделей майор КГБ Елена Воробей. Сотрудница Дома моделей Алла Щипакина рассказывала, что Воробей следила за дисциплиной среди манекенщиц и докладывала наверх о любых нарушениях.
А за границей у девушек отбирали паспорта и разрешали гулять только втроем. Вечером все, как в пионерском лагере, должны были спать в номерах. И «наличие на месте» проверялось ответственным по делегации. Но манекенщицы сбегали через окна и отправлялись гулять. В роскошных районах девушки останавливались у витрин и зарисовывали силуэты модных нарядов – на 4 рубля командировочных в день можно было купить только сувениры семьям.
Съемки с участием советских моделей проводились только после согласования с министерством, а общаться с дизайнерами строго запрещалось – позволялось разве что поздороваться. Везде присутствовали «искусствоведы в штатском», следившие за тем, чтобы недозволенные разговоры не велись. Подарки нужно было обязательно сдавать, а о гонорарах моделям речь вообще не шла. В лучшем случае манекенщицы получали косметику, которая в те времена тоже высоко ценилась.

Знаменитая советская модель Лека (Леокадия) Миронова, которую поклонники называли «русской Одри Хепберн», рассказывала, что ей неоднократно делались предложения войти в число девушек для сопровождения первых лиц. Но она категорично отказывалась. За это полтора года просидела без работы и много лет находилась под подозрением.
В советских красавиц влюблялись зарубежные политики. Модель Наталья Богомолова вспоминала, что увлекшийся ею югославский лидер Броз Тито устроил всей советской делегации отдых на Адриатике.
Однако, несмотря на популярность, не было ни одной громкой истории, когда модель оставалась на Западе «невозвращенкой». Возможно, кто-то из не очень известных манекенщиц выбрал этот способ – иногда вспоминают некую модель, оставшуюся в Канаде. Все знаменитые модели-эмигрантки уезжали легально – через замужество. В 70-е главная конкурентка Регины Збарской, ослепительная блондинка-«Снегурочка» Мила Романовская вместе с мужем эмигрировала в Англию. Перед отъездом с ней провели беседу в здании на Лубянке.
«Намекнули» о желательности отъезда из страны только Галине Миловской, прославившейся после фотосессии на Красной площади и в Оружейной палате. В этой серии снимков посчитали аморальной фотографию, на которой Миловская сидела на брусчатке в брюках спиной к Мавзолею.
Вслед за ней последовал снимок, опубликованный в итальянском журнале «Эспрессо», рядом с запрещенной поэмой Твардовского «Теркин на том свете». Как сообщал в ЦК партии заместителя начальника Главлита А. Охотников, «Поэма сопровождается в журнале серией фотографий о жизни советской художественной общественности». В серию входят: фотография на обложке журнала московской манекенщицы Гали Миловской, раскрашенной художником Анатолием Брусиловским, фото Миловской в блузе «обнажённого стиля»». Это оказалось последней каплей. Манекенщица уехала за рубеж, где успешно работала по профессии, а потом вышла замуж за французского банкира. Если до отъезда ее звали «русской Твигги», то после – «Солженицыным моды».
Даже если манекенщицы не ложились в постель с видными иностранцами, они должны были запоминать почти дословно все разговоры и писать подробные отчеты о них. Обычно отобранные для поездок девушки владели несколькими иностранными языками и были очень коммуникабельны. Историк спецслужб Максим Токарев считает, что завязанные знакомства потом использовались для лоббирования выгодных сделок.
Если же выявлялись «несанкционированные» контакты, манекенщицу и ее семью могли ждать репрессии. Так произошло с Мариной Иевлевой, в которую влюбился племянник Рокфеллера. Он хотел на ней жениться, несколько раз приезжал в Союз. Но власти дали понять модели, что если она уедет, ее родителей ждет тяжелая судьба.
Не у всех моделей после падения «железного занавеса» судьба сложилась счастливо. Подиумы заполонили молодые конкурентки, а манекенщицы из бывшего СССР перестали быть «русским чудом».

Новое на сайте

>

Самое популярное