Домой Целебные растения Способность ребенком ставить перед собой конкретные цели. Приёмы целеполагания для детей дошкольного возраста. Как помочь ребенку справиться с неудачей

Способность ребенком ставить перед собой конкретные цели. Приёмы целеполагания для детей дошкольного возраста. Как помочь ребенку справиться с неудачей

Эксперты Всемирного экономического форума в Давосе выделили ряд навыков для построения успешной карьеры в 2020 году. Среди них - комплексное решение проблем и умение принимать решения. А эти факторы зависят от умения правильно ставить цели. Так как научить детей достигать желаемого?

Нередко дети путают цели с мечтами. Кто-то хочет настоящего динозавра под кроватью или учиться в Хогвартсе, а другие - уметь играть в шахматы или знать английский, чтобы отправиться в кругосветное путешествие. Чтобы ребенок не травмировался тем, что некоторые мечты не выдерживают натиска реальности, стоит обсудить, чего он может достичь на самом деле.

Это позволит не раниться о неудачи, вызванные самим фактом невозможности. Речь идет, например, о собственном динозавре дома. Научить отличать одно от другого - тот первый шаг, который убережет ребенка от нереалистичных ожиданий.

Подумайте, в чем сила ребенка

Дети могут пока не осознавать, что помогает им преодолевать сложные ситуации или находить свое место среди других. Не замечать свои способности, черты характера, то есть все то, что является их сильными сторонами.

Удачно их выделить поможет упражнение «Улыбка моих сильных сторон». Для этого предложите ребенку вспомнить, что ему удается хорошо: рисовать, решать примеры по математике, дружить с другими, готовить десерты? Пусть он назовет это сам. Если замечаете, что дочь или сын не обращает внимания на что-то существенное, дополните. После этого вместе выделите, какие черты, навыки или способности ребенка приводят к успеху. Для этого нарисуйте солнышко, от которого отходят лучики. На них ребенок пишет, что ему в себе нравится, а также - его собственные черты, умения, которые помогли в различных ситуациях. К примеру: упрямство, любознательность, общительность.

Удачным завершением упражнения будут ответы на вопросы под солнышком: «Чем я горжусь?», «Мой самый большой успех - это…?»

Начните с кратковременной цели

После того как с вашей помощью ребенок определил, на что он может опираться в достижении желаемого, самое время переходить к обсуждению цели. Спросите, чего ребенок хотел бы достичь в ближайшее время, улучшить или изучить. Лучше всего - выбрать цель, которую можно воплотить в течение одного-трех месяцев. Это поможет ребенку составить пошаговый план своих действий без чрезмерной тревоги. Если вы знаете, что дочери или сыну важно видеть результаты своих стараний как можно скорее, распишите цель на месяц.

Реальные цели укрепляют веру в себя и помогают ребенку позитивно к себе относиться, не бояться пробовать.

Подумайте вместе над такими аспектами:

  • Является ли цель реальной?
  • Хватит ли времени, отведенного для ее достижения?
  • Соответствует ли цель нынешним способностям и возможностям ребенка?
  • Является ли цель достаточно привлекательной? Готов ли ребенок действовать для ее воплощения?

Если не слишком, продолжайте расспрашивать и искать. Обязательно предложите ребенку взять дополнительное время для цели - на случай непредвиденных ситуаций. По крайней мере, одну неделю. Объясните, что в жизни нельзя спланировать всего, поэтому дополнительное время убережет от разочарования.

Разработайте план воплощения цели

После того как цель выбрана, помогите ребенку сделать наглядным то, как он будет достигать желаемого. Для этого воспользуйтесь большим ватманом или доской. Затем такой план хорошо повесить в детской комнате как мотивацию.

Нарисуйте прямую с пометками 0%, 25%, 50% и 75%. Сверху напишите время реализации цели и саму цель. Спросите ребенка, как он поймет, что цель выполнена. Это должно быть максимально конкретно. Тогда запишите, к примеру, что 100% - это изучить 100 новых слов на английском до 1 октября 2018 года. Соответственно, на отметке 75% пишем, что это будет 75 слов.

Затем к каждой из отметок пишем время на ее выполнение: «Я выучу 75 слов - до 24 сентября 2018 года».

Поощряйте ребенка понимать, как он хочет измерить, движется он к достижению цели, или нет. Например, цель такова: «Я буду ходить на плавание дважды в неделю в течение сентября». Тогда 25% - «Я был два раза на плавании», соответственно, 75% - это шесть раз.

Когда часть цели достигнута, ее можно раскрасить или обозначить, тогда ребенок сориентируется в следующих шагах и в масштабе сделанного.

Научите ребенка замечать свою работу

Видеть проделанную работу наглядно особенно ценно для самых маленьких учеников. Ребенок мотивирует себя к действиям, когда замечает собственный вклад. Для этого используйте наклейки или рисунки, пометки.

Разделите лист на количество дней для цели и наклеивайте специальную наклейку или рисуйте отметку. Вместе с ребенком можно выбрать несколько разных наклеек: первая (солнышко) - я сегодня очень много сделал для цели, вторая (животное) - достаточно сделал, третья (звездочка) - не сделал ничего.Узнавайте, как другие дети достигают желаемого

Пригодятся книги, где ребенок найдет близких ему героев и трудности. Например, о воплощении бизнес-целей расскажет книга «Бизнесмаги. Как стать настоящим волшебником» Сергея и Натальи Щербаковых. У главных героев Максима и Маши есть цель - самостоятельно собрать 400 грн и купить воздушные фонарики. Когда ребенок стремится понять свои эмоции, поможет книга «Мой дедушка был вишней» итальянки Анджелы Нанетти. А благодаря книге «Антон и другие несчастья» норвежской писательницы Скреттинг Гюдрун дети узнают, как справились с примирением и помощью родным герои Антон и Ине.

Чтение развивает способность анализировать, а благодаря проблемным ситуациям персонажей ребенок изучает новые способы достижения целей, сотрудничества и взаимовыручки.

Когда дети устанавливают и достигают свои собственные цели, их самооценка и самовосприятие меняются, что положительно сказывается на академическом и личном будущем ребенка. Однако, для многих даже установка цели это уже почти невозможное задание. Часто это полученный навык, который требуется помощи со стороны взрослых, поддержки и мотивации. Наши 10 советов могут помочь:

Ранний старт - залог успеха

Основы структуры закладываются путем помощи подбора цели, к которой нужно стремиться. Например, если ребенок хочет новый набор Лего или игрушку, помогите ему советом: пусть копит карманные деньги, пока их не хватит на заветную покупку. Для тех, кто повзрослее и, к примеру, хочет получить хорошую оценку, помогите ему понять как «есть слона по кусочкам».

Составьте список пожеланий и идей

Чтобы убедиться, что цель ориентирована на ребенка, убедитесь, что она исходит именно от него, а не от вас. Ваши идеи тоже могут учитываться, но для того, чтобы ребенок был действительно мотивирован, цель должна исходить от него самого.

Запишите цель на бумаге

Убедитесь что цель ясна и понятна. Пусть ребенок укажет почему эта цель важна для него.

Повесьте этот лист бумаги в детской или на холодильнике, там где он будет его видеть каждый день. Если в вас есть творческая жилка, то можно сделать из этого целый проект сделай-сам: украсив рамочкой, или добавив график, который будет демонстрировать прогресс и близость к достижению цели.

Сформулируйте цели

Опишите ребенку полную картину и из каких шагов будет состоять достижение его цели. Разбиение большого отрезка на маленькие помогает детям концентрироваться и дает ощущение контроля, предсказуемости и чувство достижения по пути к конечной цели.

Заимствуйте чужой опыт и идеи

Пользуйтесь книгами, ДВД, готовыми уроками и чужим примером для лучшего понимания того, как ставить и достигать цель.

Преодолевайте препятствия

Будьте готовы к преградам по пути к цели и держите наготове стратегию их преодолевания. Предупредите ребенка о этом, постарайтесь объяснить, что такие ситуации позволяет им улучшить навыки решения задач и стать лучше.

Установите дату достижения задуманного

Временные рамки позволяют ребенку держать себя в тонусе и чувствовать срочность ситуации.

Следите за прогрессом

Отмечайте достижения очередных маленьких целей медалями, наклейками, записями на листке с записанной целью. Это повысит степень мотивированности ребенка.

Если необходимо, откорректируйте временные рамки

Напомните ребенку, что иногда возникают непредвиденные обстоятельства, которые будут мешать достижению цели с установленный срок.

Поддержка и мотивация

Интересуйтесь его целью, настроем, возникшими проблемами. Старайтесь максимально поддержать своего ребенка в процессе продвижения к конечной цели.

И, самое главное, подавайте положительный пример. Говорите с чадом о своих собственных целях и как вы их добиваетесь, преодолевая препятствия.

Секрет практики детского психолога в том, что в большинстве случаев родители приходят на консультацию вместе с малышом, чтобы решить и свои проблемы. Поэтому поговорим сейчас о родителях.

Что необходимо родителям, чтобы вырастить счастливого ребенка? Им самим нужно быть счастливыми людьми и гармоничными личностями. Самый важный закон взрослого человека - нужная постановка целей и их достижение. Из истории жизни успешных людей мы видим, что в самом начале жизни у них были конкретные мечты, планы, цели. Хосе Сильва парапсихолог из США когда-то собрал все исследования по этому поводу вместе и создал методику. Согласно ей мысли людей, их интеллект, мышление имеют силу управлять сознанием, подсознанием, а, следовательно, и будущим человека.

Хоcе Сильва считал, что во время постановки целей нужно учитывать три пункта, благодаря которым можно достичь результата.

  • Желание. Для начала нужно очень сильно хотеть достичь цели.
  • Убежденность. Затем нужно быть убежденным в том, что ваша цель реальна и доступна.
  • Ожидание. И наконец, нужно быть в состоянии ожидания - вы должны быть всегда готовы к результату.

Какое отношение все это имеет к воспитанию ребенка? Самое прямое. Неорганизованность мамы как личности создает множество проблем, виноваты в которых, оказываются в итоге дети. Допустим, есть мама Н., она хочет, чтобы ее дочка М. 5 лет от роду научилась кататься на коньках, но ничего не получается, хотя она очень старается, водит ее к хорошему тренеру. Как здесь поможет метод Сильва?

  1. Нужно проанализировать, что для вас важно.
  2. Зачем вы решили отдать ребенка на фигурное катание? Чтобы вы могли гордиться им на показательных выступлениях, посвящать время себе во время тренировок, чувствовать себя успешной мамой или потому что дочка уже подросла и ей нужно куда-то ходить, чем-то заниматься? А может быть, потому что свекровь и другие родственники говорят вам, что вы плохая мать, раз ребёнок у вас не занимается никаким спортом? Подумайте, что вас мотивирует, найдите истину, чтобы занятие фигурным катанием было полезно ребенку и вам, а не вашим родственникам.

  3. Цель должна быть долгосрочной.
  4. Применительно к нашей теме, например: « через год ребенок будет выполнять на льду сложные пируэты». Вполне подходящая мечта!

  5. Разделите вашу цель на несколько шагов, продумать которые нужно детально.

    Допустим:

    • 1 сентября - покупаем тренировочный рюкзак. Это может быть красивый розовый рюкзак или спортивная сумка как у мамы - без разницы. Отдаем его ребенку перед первой тренировкой.
    • 2 сентября - первая тренировка. Вечером после детского сада, садимся с ребенком в машину даем ему рюкзак, и рассказываем историю про известную спортсменку, фигуристку, которая выступала на Олимпиаде, и говорим об этом по пути на тренировку.
    • 5 сентября - ребенок, отказывается идти на тренировки, она поняла, что упражнения выполнять трудно, что тренер строгая. Она кричит, отказывается выходить на каток, говорит, что болит живот, хочет гулять и т.д. Не нужно идти на поводу у нее, делаем все как вчера.
    • 9 сентября - рисуете с ребенком календарь «Молодец, ты здорово катаешься на коньках», красочно оформляете и вешаете на стену. После каждой тренировки вы наклеиваете красивый цветочек в нужную клеточку.
    • 14 сентября - выдаем первую награду «Настоящей спортсменке, проходившей на тренировки две недели», ее можно обменять на новую игрушку.
    • И так каждые две недели, затем месяц…
  6. Такой пошаговый метод позволит достигнуть результата, не теряя цели и не переживая из-за ерунды.

  7. Отмечайте все шаги на листочке.
  8. Такая практика поможет настроить подсознание на нужный лад, позволяя вам быстрее двигаться в нужном русле.

  9. Отмечайте победы.

Они не бывают ежедневными. Дочка сама стоит на коньках? Ура! Ведь еще недавно ей и это было не под силу. Дочка сделала первое упражнение? Отлично! Запишите этот успех и купите торт. Невозможно победить в сражении без таких маленьких достижений.

Нужно понимать, чтобы достичь цели необходимо время.

Очень часто родители требуют от своих детей слишком многого. Одновременно научить читать, одеваться и кататься на коньках? Не слишком ли большая нагрузка? Подумайте, что важнее для вас, а главное для ребенка, отталкиваетесь от этого.

Удачи вам в осуществлении ваших желаний! Будьте уверены, дети покажут вам отличный пример достижения нужных целей.

Нажмите клавиши Ctrl + D чтобы добавить статью в закладки.

Анна Сызгаева
Успешный педагог - залог успешного воспитания ребёнка

Профессиональное поведение педагога , его изменение, то какими новыми профессиональными умениями он овладел, и какая ценностная мотивация лежит в основе всех его преобразований, становится одной из важнейших проблем, обуславливающих сопровождение и воспитание ребёнка дошкольного возраста. Мастерство современного педагога формируется через постоянную профессиональную работу по самообразованию. Современному педагогу необходимо владеть предметными и психолого - педагогическими знаниями ; обладать высокими профессиональными качествами; способностью помочь ребёнку найти свой путь самореализации, стать самостоятельным, творческим, уверенными в себе человеком. Цель личностного и профессионального саморазвития педагога – успех в его педагогической деятельности . Можно развести личностную (внутреннюю) успешность : ощущение удовлетворённости жизнью, полноты самораскрытия, воплощение идеалов самоотдачи и т. д. – и профессиональную (внешнюю) успешность , которая обычно выражается в формальных показателях : профессиональном статусе, квалификационной категории. Внутренний успех возможен без внешнего успеха ,

но внешний успех невозможен без внутреннего ощущения успеха .

Успешный педагог , удовлетворённый собой и своей деятельностью, убежденный в своей личной и профессиональной компетентности, уверенный в своём успехе , оказывает позитивное воздействие на самооценку и на отношение к нему детей, членов коллектива, стимулирует у них стремление к успехам в деятельности и в конечном итоге оказывает развивающее воздействие на их личность.

В условиях модернизации и инновационного развития нашего общества важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни и быть успешным . Анализ современной научной литературы дает основание рассматривать понятие «успех » в различных аспектах : в психологическом : «успех » понимается как переживание состояния радости, удовлетворения от того, что результат, к которому стремилась личность, либо совпал с её ожиданиями, надеждами (уровнем притязаний, либо превзошел их; в социально-психологическом : «успех » рассматривается как оптимальное соотношение между ожиданиями окружающих, личности и результатами деятельности (когда ожидания личности совпадают или превосходят ожидания окружающих, наиболее значимых для личности, можно говорить об успехе ); в педагогическом аспекте «успех » трактуется как качество, присущее личности, достигнувшей успеха в процессе воспитания и обучения . Таким образом, понятие «успех » можно рассматривать в узком и широком значении. Узкое значение сводится к пониманию оценки конкретного результата деятельности, значимого для личности. В широком смысле под успехом понимается жизненная успешность , которую человек достигает и переживает в ходе собственной жизнедеятельности, стремясь реализовать свой творческий потенциал. Успешный ребёнок обладает способностью продемонстрировать свои знания, умения и навыки (знать, понимать и уметь объяснить то, что ты понимаешь – это не одно и то же); высокий уровень знаний, способность использовать полученные знания в жизни, положительная мотивация к обучению, сохранение познавательного интереса, адекватно-позитивная самооценка.

Исследователи подчеркивают, что достижению высоких результатов способствуют такие качества, как вера в значимость и важность своего дела, понимание своей миссии, высокая работоспособность, энтузиазм, вера в себя, постоянное стремление к развитию и самосовершенствованию, внутренняя свобода. Именно высокая мотивация достижения, стремление к успеху определяют реальные результаты деятельности успешных людей .

Успеху способствует следующие особенности личности :

Упорное утверждение своей личности. Эта психологическая особенность обычно проявляется очень рано, но совсем не обязательно в высоких оценках за учебу. Скорее, она выражается в стремлении не подлаживаться под окружающих, а идти к собственной цели, не пасуя перед преградами.

Способность контактировать с окружающими. Основа этой способности - умение понять психологические особенности сотрудников и соперников и правильно использовать эту козырную карту в жизни.

Физическая выносливость. Психическая гармония обеспечивает завидное здоровье, которое тоже относится к важному элементу успеха .

Удивительная способность точно предвидеть, как будут развиваться события.

Особая гибкость. Человек, рожденный для удачи, точно понимает, когда надо признать свое поражение, или пойти на разумный компромисс. Он умеет при необходимости быть и очень упорным, но не делает личной трагедии и из отступления, поскольку уверен в успехе .

Незаурядная способность убеждать других.

Творческая активность - это одно из самых важных качеств людей, демонстрирующих высокую успешность , которое проявляется в самых широких областях.

Среди отдельных качеств личности, определяющих творческую активность, можно выделить стремление к новому; критичность мышления; способность к преобразованиям; стремление к творчеству и достижению успеха .

Мотивация достижения успеха , по мнению Г. Меррея, выражается в потребности преодолевать препятствия и добиваться высоких показателей в труде, самосовершенствоваться, соперничать с другими и опережать их, реализовывать свои таланты и тем самым повышать самоуважение. Множество исследований указывают на то, что вероятность успеха обучения повышается , когда учащиеся имеют возможность двигаться - в спорте, игровой деятельности, театральных постановках или на танцах, рисовать, исследовать. Американский психолог Говард Гарднер с полным основанием констатирует, что наша культура уделяет слишком много внимания вербальному и логическому интеллекту, тогда как другие формы интеллекта игнорируются. Преимущество такого представления об интеллекте - отсутствие дискриминации. Поэтому Гарднер обращает наше внимание на разные возможности творческого развития. Он выделяет семь видов интеллекта. Кроме того, важен тот факт, что каждый человек способен совершенствовать любой из семи интеллектов. К тому же все семь интеллектов сложным образом дополняют и усиливают друг друга. Известно, к примеру, что кинестетический интеллект имеет большое значение для наших вербальных, логических и «внутриличностных» способностей.

Учение о «семи интеллектах» напоминает о том, что интеллект проявляется не только в традиционно выделяемых вербальных и математических способностях. Интеллект - это наша способность успешно реагировать на новые ситуации и учиться на опыте. Он действует в разных жизненных ситуациях, в задачах, которые ставит перед нами жизнь.

1. Вербальный интеллект - это вербальные, речевые способности, интеллект журналистов, адвокатов, писателей, а также психотерапевтов, ведущих и тренеров. Тот, кто обладает этой формой интеллекта, может аргументировать, убеждать, беседовать, ободрять и учить, умело используя слова.

2. Логико-математический интеллект - операции с числами и логикой, интеллект ученого, программиста, экономиста и бухгалтера. Это наша способность думать в понятиях причины и следствия, формулировать тезисы, развивать концепции, распознавать образцы и рационально анализировать процессы и события.

3. Пространственно-визуальный интеллект - этот вид интеллекта «думает» в картинах и пространственных представлениях.

4. Музыкально-ритмический интеллект - здесь речь идет о восприятии ритмов и мелодии , их оценивании и создании.

5. Телесно-кинестетический интеллект - это интеллект нашего тела. К нему относится способность контролировать движения, ловко работать руками. В большинстве учебных ситуаций этим интеллектом недопустимо пренебрегают, хотя люди часто используют его при проведении досуга.

6. Межличностный интеллект - под этим подразумевается способность понимать других людей и сотрудничать с ними. Межличностный интеллект выражается в том, как мы воспринимаем настроения , темперамент и потребности других, как реагируем на них.

7. «Внутриличностный» интеллект - это наша способность понимать свой собственный внутренний мир. Сильный «внутриличностный» интеллект позволяет нам воспринимать наши чувства , установки и предрассудки и ориентировать поведение на наши собственные желания.

Каждый из нас обладает всеми типами интеллекта, хотя выражены они по-разному : одни сильнее, другие слабее. Практически нет таких вещей в жизни, для выполнения которых нам было бы достаточно одного типа интеллекта. Человек как животный организм может получать информацию с помощью органов чувств (глаз, ушей, носа, языка, кожи, мышц) . Соответственно этому и различают виды информации : зрительная, звуковая, обонятельная, вкусовая, осязательная, мышечное чувство.

Теория Гарднера - не типология «профилей одаренности» (это распространенное недопонимание) . Напротив, она помогает нам осознать наш потенциал : если мы хотим добиться лучших результатов в работе, нужно задействовать как можно больше видов интеллекта. Большинство людей могут развить любой тип интеллекта намного лучше, чем им кажется. Недостаточное развитие какого-либо типа связано с культурными предрассудками, влиянием родителей, системой образования или травматическим опытом.

Существуют разные возможности достижения успехов в области конкретного типа интеллекта. Например, кто-то не любит читать, но обладает высокоразвитым лингвистическим интеллектом, являясь прекрасным рассказчиком. Подобные факты нужно учитывать, предлагая задействовать в работе людей с разными типами интеллекта.

Теория множества интеллектов предлагает нам создавать различные ситуации в команде, соответствующие естественным склонностям детей, их личным потребностям. Нам необходимо заботиться о многообразии методов работы : не только разговаривать и печатать, но работать с рисунком, с движениями, с музыкой и ритмом, с пространством, взаимодействием и самонаблюдением.

Литература :

1. Говард Гарднер. Структура разума : теория множественного интеллекта. – М.: ООО «И. Д. Вильямс» , 2007. – 512 с.

Ребенок берет пример со своих родителей. Он не всегда слушает их слова, но копирует их поведение. Показывайте пример, и если ставите цель для себя, то достигайте ее. Малыш будет понимать, что задуманное можно выполнить, важно лишь приложить усилие. Вовлекайте чадо в реализацию своих планов, объясняйте ему, что вы делаете и какую цель преследуете, что будет после исполнения.

Формировать способность достигать цели нужно в возрасте 6-7 лет. В это время в школе у человека возникают определенные обязанности, которые нужно выполнять. Умение добиваться результата поможет учиться без проблем. И важно осознавать, что после 12 лет дать навык стремления к чему-то конкретному очень сложно, формирование во взрослом возрасте требует очень больших усилий. Не упустите нужный момент.

Как формулировать цели

Достижение цели начинается с правильной формулировки. Между желанием и целью есть большая разница: я хочу учиться на пятерки или следующую четверть я закончу без единой четверки. Смысл вложен один, но звучит по-разному. И первое не предполагает каких-то конкретных действий и сроков. Важно понимать временные рамки выполнения, а так же задачи, которые нужно выполнить для реализации данного намерения.

Важно научить ребенка выбирать задачи и цели, которые являются реальными. Например, полет на Марс сегодня пока не реальная цель. И есть мероприятия, которые не по силам малышу, например, поступление в институт в 10 лет. Если ребенок будет постоянно думать о недостижимом, он никогда не будет получать результатов, а это ведет к разочарованию. Важно научиться получать результат, радоваться ему, а не просто мечтать. Конечно, не нужно лишать его всех желаний, но нереальным стоит отводить меньшее место.

Как достигнуть желаемого

Ребенок не может делать что-то одно долгое время, ему становится скучно. Поэтому достижение всегда нужно делить на этапы. Выполнение всего сразу может быть сложным, а вот частичное действие будет не таким проблемным. Вместе создайте план, в который внесите деление на части. При это необходимо дать навыки формирования приоритетов: подумайте, что нужно выполнить в первую очередь, а что можно отложить. По мере воплощение частей отмечайте, что сделано.

Создавайте вместе с малышом планы на день. Каждый вечер делайте список на завтра. Вносите в него разные дела, которые даже не требуют усилий, но будут выполнены. Это вселит в него веру, что все можно сделать. Впишите чистку зубов, поход в школу, прогулку. И добавьте то, что малышу не слишком нравится, но чтобы завершить выполнение, он это сделает. Вычеркивайте дело, когда оно завершено. За реализацию всего плана придумайте награду, она может быть символической, но поможет сформировать правильные привычки.

Новое на сайте

>

Самое популярное