Домой Мама Негативные черты характера детей дошкольного возраста. Формирование характера у ребенка. Влияние семьи на формирование характера ребенка

Негативные черты характера детей дошкольного возраста. Формирование характера у ребенка. Влияние семьи на формирование характера ребенка

Воспитание – основная задача родителей после появления на свет малыша. Особенности характера ребёнка окажут определяющее влияние на его судьбу и жизненный путь. Цель родителей — воспитать гармоничную, успешную личность.

Нередко мама и папа пытаются изменить нрав малыша, чтобы он отвечал их требованиям, желаниям. Хочется, чтобы дети не хулиганили, были послушными, воспитанными, не доставляли много хлопот.

Черты характера ребёнка, которые хочется исправить, — это склонность к вранью, жадность, замкнутость, лень. Положительные черты, которые стоит развивать, — это инициативность, щедрость, доброта, умение добиваться поставленной цели.

Темперамент – это особенности нервной системы человека, данные ему при рождении. Свойства темперамента видны в поступках, эмоциональном поведении. Темперамент, а также приобретаемый жизненный опыт являются тем фундаментом, который служит основанием для формирования характера.

Характер – это совокупность всех психических особенностей личности, особенно их проявление заметно в поступках и эмоциональном поведении малыша. На формирование характера у детей оказывают существенное влияние следующие обстоятельства:

  • наследственность;
  • воспитание в семье (личностный пример родителей);
  • общение вне семьи (детский сад, школа).

С момента рождения начинается формирование характерных черт малыша, чьё дальнейшее поведение будет зависеть от окружающих его людей. Первоначальное наблюдение за родителями, как значимыми взрослыми в его жизни, переходит позже в копирование их модели поведения.

Если в семье все вопросы решаются с помощью крика, не стоит удивляться, что малыш демонстрирует агрессивное поведение. Яблоко от яблони недалеко падает – эта народная мудрость подтверждает, что все хорошее или плохое в характере человека берёт начало в семье.

Для формирования необходимых черт поведения необходимо с раннего детства воспитывать сильную гармоничную личность, выправлять недостатки характера, появившиеся из-за влияния окружающей среды. Дети 4-5 лет трепетно относятся к советам родителей. С детьми дошкольного возраста для формирования положительных свойств характера следует обсуждать поступки, действия, которые следовало бы совершить в различных ситуациях.

Зная сильные и слабые стороны темперамента, можно развивать, усиливать полезные свойства характера и корректировать недостатки. Известно 4 основных вида темперамента:

  • Сангвиник - добрый, активный, жизнерадостный, легко усваивает новые знания. Практически не капризничает. Сангвиники являются лидерами в компаниях. При чрезмерной опеке могут вырасти безынициативными исполнителями.
  • Флегматик - спокойный, обстоятельный, никогда не торопится. Довольно инертный: такому ребёнку нужно время, чтобы привыкнуть к новым изменениям. Для воспитания флегматик — один из самых «удобных объектов». Ему достаточно поставить задачу, чтобы малыш начал сосредоточенно работать над её решением. Главная проблема - это медлительность и неторопливость в действиях.
  • Холерик - очень эмоциональный, чрезмерно возбудимый. Своей активностью напоминает сангвиника. Недостатки: быстро загорается, а потом легко бросает начатое дело, не доведя его до завершения. Очень конфликтный, не любит спокойных занятий. Такие дети склонны к авантюрным поступкам.
  • Меланхолик - ранимый, застенчивый, трудно находит общий язык в новом коллективе. Творческая личность с богатой фантазией. Положительные черты: пунктуальность, неконфликтность. Такому малышу трудно найти друзей, задача родителей — помочь ему наладить отношения с окружающими.

Следует понимать, что темперамент - это врождённое свойство человека, которое нельзя изменить. Темперамент не является причиной появления дурных наклонностей. Как воспитать характер ребёнка - этот вопрос волнует не только родителей. Надлежащее воспитание поможет направить недостатки характера в конструктивное русло. Негативные моменты можно компенсировать развитием сильных сторон характера.

Виды характера

Если с разделением темперамента по 4 видам согласны все ученые и педагоги, то градация по типам характера вызывает споры.

  • Сенситивный тип. Сверхчувствительность, повышенная эмоциональность. Завышенные требования к себе вместе с низкой самооценкой приводят к неуверенности, страху сделать что-то неправильно. Малейшая ошибка переживается как катастрофа. Очень стеснительны, боятся заводить какие-либо отношения. Любую критику в свой адрес переносят очень тяжело.

Общение с малышом, обладающим повышенной чувствительностью, требует особого такта и внимания: его не стоит ругать или разговаривать с ним на повышенных тонах. Малыш интуитивно понимает настроение родителя по выражению лица. Стоит еще в раннем детстве воспитывать чувство собственного достоинства, повышать самооценку. Надо объяснить, что неудачи бывают у всех, главное — не опускать руки и искать выход из ситуации.

  • Активный тип. Любопытный, непоседливый, общительный малыш. Главное - это действие. Он не будет сидеть и мечтать, его стихия — это движение. Удержать его на месте практически невозможно. Стоит на короткое время оставить малыша без присмотра, он обязательно придумает новую игру, которая может быть опасна для жизни.

Наказание может вызвать не только озлобление, но и ответ в виде истерики и угроз. Увлечь от новых проказ может полезное дело, за успех в котором обязательно следует похвалить малыша. С раннего возраста следует воспитывать в нем ответственность за свои поступки и дела, направлять неуемную энергию в полезное русло. И результат такого подхода к воспитанию порадует в будущем родителей. Умеющие контролировать себя, активные, целеустремленные люди много добиваются в жизни.

  • Коммуникативный тип. Достаточно близок к активному типу. Эмоции вторичны, главное — действия и поступки. Коммуникативный ребенок никогда не стремится командовать, ему это не интересно. Для него важно — найти, исследовать что-то новое. Он любит получать новые игрушки и знакомиться с новыми людьми. Такие дети постоянно хватаются за разные дела, но ни одно не доводят до конца. Они не признают порядок и расписание дня.

Усидчивость, терпение — те качества характера, которые следует развивать у коммуникативного ребёнка. Чаще делать перерывы в занятиях, придумывать новые интересные дела.

  • Рецептивный тип. Их любят учителя и воспитатели. Их поведение — это гордость родителей. Они легко просыпаются, с удовольствием идут в школу. Никогда не забудут умыться и почистить зубы. Они все делают по расписанию, любят выполнять указания взрослых. Малыш рецептивного типа обладает свойством переживать и сочувствовать, чутко улавливает эмоции окружающих.

Совершенно неспособны проявлять инициативу. При возникновении ситуации, требующей немедленного решения, теряется и прекращает какие-либо действия. Как можно раньше следует воспитывать самостоятельность. Учить делать выбор: какое кино посмотреть, какой выбрать подарок, доверять малышу самому оплачивать мелкие покупки в магазине.

Формирование характера

Наблюдая за поведением детей, у каждого можно увидеть не только положительные, но и отрицательные черты.

Честность, внимательность, уважение к окружающим — эти нравственные качества передаются от родителей, которые собственным примером формируют моральные основы поведения. Умение дать отпор, постоять за себя, заступиться за друзей — всему этому дети учатся, общаясь со сверстниками.

Педагогическая наука систематизировала и сформулировала основные принципы формирования характера у детей. Только при применении индивидуального подхода можно добиться наилучшего результата. Необходимо учитывать и возраст детей. Ребенок 5-6 лет требует другого отношения, чем малыш 2-3 лет.

Главная определяющая роль — родителей. Никто не сможет сделать для малыша больше, чем значимый взрослый. Это накладывает определенную ответственность на самих родителей. Мало просто любить свое дитя. Надо быть требовательным к себе, подавать хороший пример не на словах, а на деле, ведь малыш наблюдает за поведением родителей. И если на словах родители учат уважению к пожилым людям, а в автобусе не уступают место бабушке, — ребенок примет такую модель поведения за основу. В характере малыша появятся такие черты как ложь и хамство.


Характер ребенка формируется в совместной работе родителей и педагогов. Негативные особенности нрава можно изменить, но на это требуется время. Не надо торопиться и давить на малыша. Требуются чуткость, деликатность и терпение. Самое главное, что надо ребенку — знать, что его любят.

Совокупность сформированных черт станет базой для формирования успешной личности.

Как отмечалось, характер формируется, развивается и изменяется в практической деятельности человека, отражает условия и образ его жизни.

Формирование характера начинается с раннего детства. Уже в дошкольном возрасте обрисовываются первые контуры характера, начинает складываться привычный образ поведения, определенные отношения к действительности. Проявления коллективизма, настойчивости, выдержки, смелости в дошкольном возрасте формируются прежде всего в игре, особенно в коллективных сюжетных играх с правилами.

Большое значение имеют простейшие виды доступной дошкольнику трудовой деятельности. Выполняя некоторые несложные обязанности, ребенок приучается уважать и любить труд, чувствовать ответственность за порученное дело. Под влиянием требований родителей и воспитателей, их личного примера у ребенка постепенно складываются понятия о том, что можно и чего нельзя, и это начинает определять его поведение, закладывает основы чувства долга, дисциплины, выдержки; ребенок приучается давать оценку собственному поведению.

С поступлением в школу начинается новый этап формирования характера. Ребенок впервые сталкивается с рядом строгих правил и школьных обязанностей, определяющих все его поведение в школе, дома, в общественных местах.

Эти правила, обязанности развивают у школьника организованность, систематичность, целеустремленность, настойчивость, аккуратность, дисциплинированность, трудолюбие. Исключительно важную роль в формировании характера играет школьный коллектив. В школе ребенок вступает в новые для него отношения с учителями, в отношения содружества и взаимопомощи с товарищами. У него развивается сознание долга и ответственности перед коллективом своего класса, школы, чувство товарищества, коллективизм. Особенно интенсивно развиваются черты характера у подростков. Подросток в значительно большой мере, чем младший школьник, участвует в жизни взрослых, к нему предъявляют более высокие требования. Подросток в своей учебной и общественной деятельности уже гораздо больше начинает руководствоваться мотивами общественного порядка - чувством долга и ответственности перед коллективом, желанием поддержать честь школы, класса.

Решающее влияние на характер ребенка оказывает воспитание. Не существует детей, характер которых нельзя было бы перевоспитать и которым нельзя было бы привить определенные положительные качества, устранив даже как будто бы уже укоренившиеся у них отрицательные черты.

Каковы же пути воспитания характера?

Необходимым условием воспитания характера является формирование мировоззрения, убеждений, и идеалов. Мировоззрением определяется направленность человека, его жизненные цели, устремления, из мировоззрения вытекают моральные установки, которыми люди руководствуются в своих поступках. Задача формирования мировоззрения, убеждений должна решаться в единстве с воспитанием определенных форм поведения, в которых могла бы воплотиться система отношений человека к действительности. Поэтому для воспитания общественно ценных черт характера необходима такая организация игровой, учебной, трудовой деятельности ребенка, при которой он бы мог накопить опыт правильного поведения.

В процессе формирования характера надо закреплять не только определенную форму поведения, но и соответствующий мотив этого поведения, но и соответствующий мотив этого поведения, ставить детей в такие условия, чтобы их практическая деятельность соответствовала их идейному воспитанию, чтобы они применяли на практике усваиваемые принципы поведения. Если условия, в которых жил и действовал ребенок, не требовали от него, например, проявления выдержки или инициативности, то соответствующие черты характера у него и не выработаются, какие бы высокие моральные идеи ни прививались ему словесно. Нельзя воспитать мужественного человека, если не поставить его в такие условия, когда бы он мог и должен был проявить мужество. Воспитание, устраняющее все трудности на жизненном пути ребенка, никогда не может создать сильного характера.

Важнейшим средством воспитания характера является труд. В серьезном и общественно значимом труде, связанном с преодолением трудностей, воспитываются лучшие черты характера - целеустремленность, коллективизм, настойчивость. Важнейшее условие правильной организации воспитательных мероприятий - тесная согласованность учебно-воспитательной работы школы с соответствующими влияниями семьи.

На воспитание характера влияют литература и искусство. Образы литературных героев и их поведение часто служат для школьника своеобразным образцом, с которым он сравнивает свое поведение.

На воспитание характера влияет и личный пример воспитателя, будь то родите ли или педагоги. То что делают воспитатели, часто гораздо больше влияет на жизнь ребенка, чем то, что они ему говорят. Как учитель относится к работе, как он следует общественным нормам поведения, владеет ли собой и своими чувствами, каков стиль его работы - все это имеет огромное значение для воспитания характера детей.

Важную роль в формировании характера играет живое слово учителя, воспитателя, с которым он обращается к ребенку. Значительное место занимают, в частности, этические, или моральные, беседы. Их цель - формировать у детей правильные моральные представления и понятия. Для более старших школьников один из путей формирования характера - самовоспитание. Однако и у младших школьников учитель должен воспитывать стремление изжить у себя те или иные недостатки, нежелательные привычки, выработать полезные привычки. Особенно важна необходимость индивидуального подхода в воспитании характера

Индивидуальный подход требует выбора и осуществления таких воспитательных мероприятий, которые соответствовали бы особенностям личности школьника и состоянию, в котором он в данное время находится.

Совершенно необходимо принимать во внимание мотивы поступков, так как различия в мотивах определяют и различия в воспитательных мероприятиях, которые должны быть осуществлены учителем в ответ на тот или иной поступок учащегося. Индивидуальный подход требует опоры на то положительное, что уже есть у каждого ребенка в области его интересов, отношений к людям, к отдельным видам деятельности и т. д. Всемерно развивая уже имеющиеся ценные черты, поощряя положительные поступки, педагог легче может добиться преодоления отрицательных черт характера у детей.

Для того чтобы воспитывать характер школьника с учетом его индивидуальных особенностей, следует хорошо знать их, т. е. всесторонне и глубоко изучить индивидуальность ученика. Изучение ребенка - сравнительно длительный процесс. Только хорошее знание учащегося позволит наметить индивидуальные мероприятия по его дальнейшему воспитанию или перевоспитанию и приведет к желаемым результатам.

3. Формирование характера в дошкольном возрасте

Первые признаки возникновения и стабилизации характера необходимо искать в начале жизни человека. Возраст от 2-3-х лет является сензитивным периодом для становления характера, то есть в жизни ребенка есть период, когда его психика наиболее восприимчива к внешним воздействиям и формированию определенных качеств личности.

Вначале на формирующийся характер ребенка оказывает влияние то, как обращаются с ним взрослые. Если ухаживающие за ребенком люди часто общаются с ним, общение это эмоционально положительное, а основные потребности ребенка постоянно и полностью удовлетворяются, то с раннего детства в нем начинают формироваться положительные черты характера, такие, например, как открытость и доверие к людям. Если взрослые люди, которые ухаживают за младенцем, не уделяют ему должного внимания, редко общаются с ним, не проявляют при этом положительных эмоций, не полностью удовлетворяют его основные потребности, то у ребенка могут формироваться противоположные черты характера, такие, как замкнутость и недоверие к людям.

Когда ребенок овладевает речью и учится точно определять, за что он получил то или иное поощрение или наказание, одобрение или неодобрение со стороны окружающих людей, решающее влияние на формирование характера начинает оказывать система поощрений и наказаний, применяемых в процессе воспитания. В поведении ребенка закрепляются, превращаясь затем в соответствующие черты характера, те качества личности, которые получают положительные подкрепления со стороны окружающих его взрослых людей. Те психологические качества и свойства, за проявление которых ребенок наказывается, обычно исчезают вскоре после их первого проявления.Формирование характера происходит в деятельности, в общении ребенка со сверстниками и взрослыми. В дошкольном детстве получают значительное развитие такие виды деятельности, как игра, труд, учение, дающие большие возможности для формирования нравственно-волевых качеств характера.

Воспитание волевого поведения у детей - важная задача педагога. Под влиянием интереса к игре, трудовой деятельности, в ходе овладения новыми умениями дети становятся способными к волевым усилиям, преодолению препятствий. Тем не менее недостаточное развитие волевых процессов проявляется нередко в неустойчивости замысла, легкой отвлекаемости, отказе от намеченной цели. Это свидетельствует о слабой сформированности волевых черт характера у дошкольников: настойчивости, целеустремленности, решительности, выдержки.

Учитывая эту особенность детей, воспитатель обращает особое внимание на формирование у них устойчивости внимания, сосредоточенности, целенаправленности и т. д., используя для этой цели их интерес к игре, труду, разнообразным занятиям. Он помогает детям выбрать цель, учитывая свои возможности, поддерживает стремление достичь результата. Такое руководство позволяет формировать устойчивость замысла. Педагог разъясняет детям необходимость волевых усилий для осуществления поставленной задачи, положительно оценивает старательность, умение справиться с трудностями, обращает на это внимание, когда оценивает результаты труда, деятельности на занятиях.

Учитывая неустойчивость поведения младших дошкольников, воспитатель помогает им выполнять установленные правила поведения, предупреждает возможные нарушения, формирует умение сдержать себя, не поддаться отрицательному примеру сверстника.

Педагог разъясняет детям необходимость волевых усилий для осуществления поставленной задачи, положительно оценивает старательность, умение справиться с трудностями, обращает на это внимание, когда оценивает результаты труда, деятельности на занятиях.

В среднем дошкольном возрасте дети становятся более способными к волевому поведению, особенно в условиях, когда деятельность представляет для них интерес. Так, неспокойный, легко отказывающийся от цели ребенок сосредоточенно выполняет задание, будучи включенным в интересную игру, выступая в роли, обязывающей проявлять выдержку и настойчивость.

Старших дошкольников воспитатель нередко ставит в условия, требующие самостоятельного выполнения правил поведения, с тем чтобы формировать у них умение выбирать правильные действия и поступки.

Важной чертой характера является смелость. Она всегда сопряжена с уверенностью ребенка в своих силах, способностью сознательно преодолевать страх. Смелость помогает проявлять инициативу, решительность, активность. Формированию таких особенностей характера способствуют физкультурные игры и упражнения, в которых нередко ребенок ставится перед необходимостью побороть чувство неуверенности или.страха (спрыгнуть с горки, пройти по узкой дощечке через канаву и т. п.), проявить решительность в подвижной игре, сюжетной игре, когда ребенок, например, выполняет роль пограничника.

Особенностью проявления смелости у детей дошкольного возраста является недостаточность сочетания ее с разумной осторожностью. Так, ребенок, желая быть похожим на взрослого или под влиянием интереса к овладению новыми умениями, берет в руки нож, ножницы или пилу, не умея обращаться с ними и не думая об осторожности, что может привести к печальным последствиям. Воспитатель всячески поддерживает проявления смелости у детей, но одновременно сообщает им некоторые правила предосторожности, объясняя, почему их необходимо соблюдать. Важно при этом не запугивать детей, а приучать их обдумывать свои действия. Например, разъясняя дошкольникам правили перехода через улицу, педагог подчеркивает, что соблюдение их позволяет обеспечить безопасность людей и т. д.

Воспитателю нередко приходится сталкиваться с проявлением у детей страха: боязнью темноты, появления каких-либо "злых существ" (бабы-яги, водяного и т. п.). Такие случаи - следствия неправильного воспитания в семьях, где пользуются запугиванием ребенка, пытаясь добиться его послушания, или разрешают детям смотреть передачи по телевидению без учета их возрастных особенностей. Все это делает ребенка нерешительным, трусливым.

Чтобы помочь детям преодолеть чувство страха, педагог очень тактично, спокойно разъясняет им несостоятельность причин боязни, приводит примеры, убеждает, а в беседах со старшими дошкольниками, кроме этого, использует шутку, юмор. Не следует допускать насмешек, иронических замечаний в адрес робких детей. Лучше так организовать их практический опыт, чтобы они убедились в том, что страх не имеет достаточных причин. Воспитатель упражняет старших дошкольников в сознательном преодолении страха. Так, вместе с ними он входит в темную комнату (кладовую), чтобы отыскать нужную для всех игрушку; подает руку, чтобы помочь спрыгнуть с лесенки, и радуется тому, что ребенок преодолел чувство необоснованного страха; ставит его рядом с решительным, смелым товарищем, поручая вместе увернуться от злого волка в подвижной игре, и т. д.

У детей нередки проявления капризов и упрямства, хотя они не являются закономерностью дошкольного возраста. Это может выражаться в упорном нежелании ребенка без внешне видимых причин подчиниться предъявленному требованию, в негативизме, настаивании на выполнении своего желания.

Основная причина проявления капризов и упрямства - несогласованность воспитательных воздействий педагогов детского сада и родителей, неустойчивость режима, большие отклонения в нем. У детей не вырабатывается четкое представление о том, чем и когда следует заниматься. Например, вчера после сна они продолжительно играли, а сегодня им сразу предлагают садиться за стол на полдник.

Часто капризничают дошкольники, избалованные излишним вниманием к себе, привыкшие к тому, что все их желания удовлетворяются, несмотря на то что они бывают неразумны, эгоистичны. "Хочу такую же куклу, как у Тани!", "Не пойду гулять в зимнем пальто!", "Я здесь хочу сидеть, пусть бабушка подвинется!", "Только я буду качаться на качелях!" - подобные капризные заявления можно нередко слышать от избалованных детей.

Не следует принимать случаи капризов и упрямства за проявление настойчивости. Напротив, это - свидетельство недостаточного развития волевого поведения, неумения подчинить свои желания справедливым требованиям окружающих.

Капризничающего ребенка лучше всего оставить на время в покое, не добиваясь сиюминутного выполнения своего распоряжения, даже путем убеждения или доказательства неправильности его поведения. Находясь в возбужденном состоянии, он не сможет принять слова воспитателя, тем более согласиться с предъявляемым требованием. Однако это не значит, что педагог вообще не должен реагировать на детские капризы: просто его влияние будет отсрочено во времени. Убедившись, что ребенок уже не возбужден, воспитатель может спокойно повторить требование или выразить свое огорчение, одновременно разъяснив, как следовало бы поступить.

Капризных детей следует почаще ставить в условия, заставляющие их уступать, считаться с мнением или желанием других детей. Но чаще всего воспитатель использует предвосхищающую оценку: выражает уверенность в том, что ребенок поступит соответствующим образом. Это помогает ребенку выполнить предъявляемое требование без капризов, упрямства.

Педагог разъясняет детям, как плохо быть упрямым, к чему это может привести; использует художественную литературу, в которой описываются ситуации, ставящие упрямца в смешное положение, и тем самым вызывает отрицательное отношение к подобным поступкам.

Вся обстановка детского сада и семьи, характер взаимоотношений взрослых с детьми должны способствовать воспитанию у них честности и правдивости. Быть честным и правдивым - это значит открыто заявлять о своем мнении, желании, поступать в соответствии с ним, признаваться в совершенном проступке, не боясь наказания, хотя и испытывая чувство неловкости и вины. Проявления лжи - это чаще всего вынужденный поступок в ответ на неправильные действия взрослых: боязнь наказания за проступок, стремление переложить свою вину на другого, желание получить незаслуженную награду и т. д. Например, отец пообещал купить сыну игрушку при условии, если он будет следить за своим костюмом. Ребенок, увлеченный игрой с песком, испачкал костюм. Желание получить игрушку было настолько велико, что побудило его к обману: в ответ на упрек отца он уверяет, что его толкнули.

Если ребенок честно признался в том, что он отнял у сверстника игрушку, так как она ему была очень нужна, а в ответ на это воспитатель наказывает его, то такое воздействие принимается им как несправедливое и побуждает в будущем прибегать ко лжи.

Формированию у детей честности и правдивости способствует установление в детском саду обстановки искренности и доверия к ним, внимания к их запросам и собственным обещаниям. Не следует обещать того, что не может быть осуществлено. В то же время надо с особым тактом подходить ко всем проявлениям нечестности. В работе с детьми воспитатель использует литературные произведения, раскрывающие красоту честных, правдивых поступков, в которых проявляется чувство собственного достоинства, самоуважения человека, приводит известные детям примеры из их жизни. В интимной, индивидуальной беседе с ребенком, проявившим лживость, педагог стремится раскрыть перед ним неприглядность таких поступков, недопустимость их.

Лживость следует отличать от случаев, когда ребенок фантазирует. Примеры детской фантазии хорошо описаны Н. Носовым в книге "Фантазеры". Там же раскрыт смысл фантазирования: дети хотели порадоваться, посмеяться и потому придумывали необычные ситуации, свидетелями и участниками которых они якобы были. Такая фантазия не уводит ребенка от действительности, не содержит в себе нечестности и обмана, и потому, сталкиваясь с подобными фактами, воспитатель принимает их как детский юмор.

Большим достоинством человека является скромность. Эта черта характера понимается как требовательное отношение к себе, способность к самооценке и объективной оценке других людей. Скромность проявляется в умении ребенка сдерживать свои желания, учитывая потребности сверстников, возможности семьи, мнение коллектива, особенности сложившейся ситуации, самокритично оценивать результаты своей работы, поступка. Это позволяет ему стремиться к дальнейшему совершенствованию своих умений, поведения. Такой ребенок не претендует на излишнее внимание к себе, признавая это право и за другими. Даже получив положительную оценку, он не делает это предметом обсуждения, хотя и испытывает эмоциональный подъем от похвалы. Проявления нескромности связаны с неправильными методами воспитания, чаще всего в семьях, где ребенок оказался центром внимания взрослых, когда даже незначительное достижение высоко оценивается, обсуждается, подчеркивается незаурядность ребенка.

Воспитание в коллективе предупреждает такие нежелательные черты характера, как хвастовство, зазнайство. Этому помогает объективная оценка достижений каждого ребенка, учитывающая уровень развития способностей, положительных черт личности (аккуратности, старательности, ответственности и т. д.).

Очень важно учить детей (особенно в старшем дошкольном возрасте) быть объективными в самооценке, замечать достоинства товарищей, тактично порицать нескромность. Недопустимо захваливание отдельных детей, особенно способных, для которых выполнение дела не представляет особых трудностей. Воспитатель учит старших дошкольников справедливо относиться к сверстникам, видеть их достоинства.

Немаловажное значение имеет воспитание у детей жизнерадостности. В основе этого качества лежит оптимизм, уверенность в своих возможностях, доброжелательное отношение к окружающим. Оно благотворно влияет на характер и всю деятельность ребенка, его взаимоотношения со сверстниками.

Важнейшим средством формирования жизнерадостности является создание в детском саду бодрой, мажорной эмоциональной обстановки, насыщенной разнообразной и интересной деятельностью. В этих условиях дети спокойнее переживают отдельные огорчения и неудачи. Многое зависит от позиции самого воспитателя, общего стиля его взаимоотношений с детьми. Теплый, спокойный тон, добрый юмор, заботливое отношение к детям, хорошее настроение - все это влияет на детей, становится нормой жизни и общения в коллективе.

Таким образом, по мере того, как формируется определенный образ жизни человека" формируется Я, сам человек. Большую роль здесь играют общественные условия и конкретные жизненные обстоятельства, в которых проходит жизненный путь человека, на основе его природных свойством в результате его деяний и поступков. Однако непосредственно формирование характера происходит в различных по уровню развития группах (семья, дружеская компания, класс, спортивная команда, трудовой коллектив н пр.). В зависимости от того, какая группа является для личности референтной и какие ценности поддерживает и культивирует в своей среде, соответствующие черты характера будут развиваться у ее членов. Чертыхарактера также будут зависеть от позиции индивида в группе, от того как онинтегрируется в ней. В коллективе как группе высокого уровня развития создаются наиболее благоприятные возможности для становления лучших черт характера Этот процесс взаимный, и благодаря развитию личности, развиваетсяи сам коллектив.

1. Для формирования цельного и социального ценного характера необходимо всесторонне развивая личность, постоянно обращать внимание на образование социально значимого ядра характера. Поэтому при воспитании характера следует отчетливо представлять нравственно-психологический идеал положительного характера нового человека.

2.Характер формируется постепенно, и на ранних этапах развития личности - помимо сознания и воли самого растущего человека. Поэтому решающее значение в прогрессивном развитии характера имеет постоянное усложнение требований окружающих и деятельности, которую осуществляет личность и которая жизненно необходима и важна для ее развития. Требования людей и деятельности тогда формируют характер, когда они систематичны и последовательно усложняются, то есть составляют постоянные и характерные условия жизни человека, которые постепенно превращаются в составные компоненты образа его жизни.

3. Знание дает ориентировку как во внешнем мире, так и в себе самом, а это уже формирует уверенность и решительность. Однако наиболее благоприятными условиями положительного формирования характера является соединение обучения с трудом.

Изучение тревожности у дошкольников

Эмоции играют важную роль в жизни детей: помогают воспринимать действительность и реагировать на нее. Проявляясь в поведении, они информируют взрослого о том, что ребенку нравится, что его сердит или огорчает...

Личность и характер человека

Характер складывается вследствие интеграции различных свойств личности, формирующихся под влиянием жизни и воспитания. Интегрирование свойств подчинено определенным закономерностям...

Основные новообразования личности подростка

В подростковом возрасте активно начинает развиваться логическая память, что позволяет учащемуся перейти преимущественно к ее использованию. «Исследования данного возраста детей показали, что для подростка вспоминать - значит мыслить...

Особенности умственного развития детей дошкольного возраста

При постижении речи у малыша возрастает внимание к слову, его значению. Теперь ребенок без наглядной опоры внимательно слушает короткие стихотворения, сказки, песенки...

Особенности формирования характера

Психология характера

Психология характера

Формирование характера происходит в первой половине дошкольного детства, и мы можем констатировать, что примерно к 2-3 годам ребенок имеет свой характер. Однако первые проявления характера еще не являются убедительным доказательством того...

Типология характеров

В какой степени характер человека стабилен? Некоторые черты характера, которые являются устойчивыми в течение всей жизни человека, обнаруживаются уже у детей раннего возраста, например у дошкольников. Это значит...

Типология характеров по Э. Кречмеру

Как уже отмечалось, первые признаки возникновения и стабилизации характера необходимо искать в начале жизни человека. Возраст от 2 - 3 до 9 - 10 лет является сензитивным периодом для становления характера...

Характер личности и его типология

В характере тесно переплетены положительные и отрицательные качества. С правдивостью может уживаться нечестность, с аккуратностью -- безалаберность. Наверное, нет людей, которые не имели бы отрицательных качеств. Но от самого человека зависит...

Характер человека

Формирование характера происходит в различных по своим особенностям и уровню развития группах (семья, дружеская компания, класс, спортивная команда, трудовой коллектив и др.). В зависимости от того...

Характер продолжает развиваться и в дошкольном возрасте, как продолжают накапливаться и индивидуальные различия между детьми. Но теперь это уже не только темпераментные особенности, которые хорошо видны даже у младенцев. В полную силу проявляются те фиксации, что сложились в раннем детстве. Все межличностное общение является полигоном для реализации характера. Но помыслы ребенка не в этом. Он хочет быть взрослым, хочет действовать по-своему – эти желания вторгаются в характер, стремятся использовать его в своих целях. Если ребенок упрямый по характеру, то свои желания он будет реализовывать, упрямо настаивая на своем, и в этом случае характер хорошо способствует его личностным устремлениям. Если же ребенок капризный, то будет добиваться своего с помощью капризов, и здесь характер тоже в целом будет полезным для личности. Если же ребенок по характеру «тихоня», уступчив, скрытен, то для реализации своих желаний ему придется искать более сложные способы: где-то похныкать, где-то сделать исподтишка, где-то уговорить. Инструментальные возможности характера в последнем случае прямо не соответствуют личностной доминанте, но при некоторой гибкости все же обеспечивают ее осуществление.

Таким образом, можно отметить первые важные моменты в соотношении характера и личности:

· характер и личность могут сопрягаться согласованно, но могут быть и рассогласованы, когда инструментальные возможности характера будут не (вполне) соответствовать устремлениям ребенка;

· когда личность и характер согласованы, характер будет иметь тенденцию укрепляться, фиксироваться еще сильнее, и личность здесь выступает в качестве силы, которая поддерживает и усиливает характер;

· когда личность и характер согласованы плохо, характер будет иметь тенденцию к смягчению, к повышению поведенческой гибкости, к разнообразию используемых средств.

А на личностном уровне в это же время решается очередное противоречие между «хочу» и «приходится считаться». Ребенок вынужден считаться с мнением других людей, их не совпадающие желания сталкиваются, часто возникает необходимость в средствах воздействия на других, и в средствах взаимодействия с ними. И снова у ребенка нет иной возможности, как обратиться к тому, что есть в его опыте межличностного взаимодействия, отложившемся в характере. А поскольку жизнь ставит все новые задачи, то постепенно создаются и новые способы их решения. Но почти никогда это не бывает изобретением принципиально нового, и в большинстве случаев характер услужливо предлагает варианты уже используемых средств. Следовательно:

· в характере ребенка продолжают сохраняться его (характера) основные признаки и склонности, возникшие ранее и устоявшиеся за годы использования;


· новые средства воздействия на людей, как правило, сохраняют свою преемственность с теми средствами, которые уже существовали ранее;

· характер развивается путем дифференциации и усложнения иерархической организации.

Что касается содержания характера, то здесь можно говорить лишь предположительно, потому что каждая конкретная жизнь разворачивается в уникальных социальных условиях, сопряжена с очень разнообразными фиксациями. Но исходя из общих закономерностей данного возраста, можно предполагать, что он может быть чувствителен (сензитивен) для формирования следующих черт характера.

Своенравность . Проявляется данная черта характера в склонности игнорировать пожелания и, в особенности, указания других людей, вершить произвол – так, будто кризис первого рождения личности стал для таких детей хроническим. Как правило, то, что свойственно поведению ребенка в кризисе, имеет тенденцию постепенно смягчаться, в народе говорят «ребенок перерастает», т.е. с возрастом поведение само постепенно меняется. Мудрость обыденного сознания предписывает отнестись к возрастным трудностям с пониманием и терпением. Можно сказать, что нормативный негативизм постепенно изживается. З. Фрейд использовал понятие изживания для объяснения того, как сменяют друг друга стадии психосексуального развития. Ясного определения данного понятия у него нет, но есть указания на то, что энергия либидо должна переместиться с одной эрогенной зоны (и в ней быть изжитой, выработанной) на другую.

Применительно к нашему контексту определим изживание как процесс вырабатывания (вычерпывания) позитивного потенциала некоего явления для данного возрастного периода. Это означает, что как только, например, негативизм выполнит свою позитивную миссию, то он идет на убыль. Но для некоторых детей это не так. Когда у большинства тотальный негативизм постепенно спадает, у этих выставление своего Я превращается в подчеркнутое индивидуальное качество. Причины фиксации те же, что уже обсуждались в целом для характера (см. 3.4.4.), но можно дополнительно отметить как минимум еще один специфический именно для своенравности.

Если родители слишком сильно пресекали произвол ребенка, а его темперамент и предыдущие фиксации обеспечивали возможность бороться («нашла коса на камень»), то сценарий противоборства получил дополнительное подкрепление (ужесточился). Возможно, при этом случилось несколько эпизодов, в которых произвол принес чувствительную пользу ребенку, оказался продуктивным – то ли для отстаивания своей индивидуальности, то для поддержки своего Эго, то ли для удовлетворения актуальных потребностей. Приемы настойчивого отстаивания своих желаний получили статус супер-предпочитаемых, генерализовались на широкий класс ситуаций, пока не превратились в черту характера, выраженность которой может варьировать от подчеркнутой настойчивости до крайней (несносной) требовательности.

Обобщать в названии до черты характера такое поведение можно по-разному, при этом будут различаться названия, внешние проявления могут быть несколько другими, но за всеми видами поведения чувствуется одно и то же явление – не изжитость поведенческого рисунка кризиса 3-х лет.

Если внимательно изучить другие особенности дошкольного возраста (см. 5.1.), то обнаруживаются и другие прототипические схемы, которые могут стать основой для различных черт характера.

1. Компетентность в общении. Одна из задач дошкольного возраста – освоить внутреннюю социальных, и в частности, межличностных отношений (см. 5.1.2). Те, кому это очень хорошо удалось, со временем проявляют такие черты как общительность , синтонность и т.п. При избыточно прагматическом использовании компетентность вырождается в манипулятивность , хитрость , изворотливость . Или наоборот, ребенок может совершенно не уловить стержня этой компетентности, тогда и возникающие черты характера будут противоположными: прямолинейность , бестактность и т.п.

2. Эгоцентризм в мышлении. Как было показано в экспериментах Ж. Пиаже, эгоцентризм постепенно преодолевается, уступая место децентрации. Но эгоцентризм может соединиться с незрелыми моральными предпочтениями, берущими свое начало также из кризиса 3-х лет, – заботой лишь о себе (или преимущественно), игнорированием интересов других людей, эмоциональной нечувствительностью и т.п. Тогда можно ожидать таких черт характера как эгоизм , нарциссизм и им подобных.

3. Социальная сила. Это частная переменная социальной компетентности, обеспечивающее адекватное участие человека в социальных ситуациях, где важную роль играют вертикальные соотношения, иерархия соподчинения, приоритеты в принятии решений и пользовании социальными благами. Адекватность состоит в том, чтобы «играть по правилам», а компетентность – в умении эти правила использовать при решении жизненных задач. Некоторые дети хорошо усваивают те приемы, которые дают им в руки власть – над сверстниками (умение убедительно говорить, припугнуть, нажать, потребовать и проч.) и над взрослыми (упрямиться, досаждать, убедительно объяснять и т.д.). Ощущение своего могущества (от слова «могу») выступает подкреплением и ведет к усилению как мотивационного (стремление к власти, готовность применить силу), так и операционального (умение оказывать давление и управлять ситуацией) компонентов будущих черт характера. Такими чертами могут быть властность , уверенность , напористость и другие. Те же дети, которые по параметру силы не преуспели, постепенно проявляют черты, отражающие склонность и способность подчиняться – уступчивость , мягкость , слабость характера .

4. Социальная дистанция. Часть детей в большей степени ориентируются на публичность в своем поведении, проявляя признаки хвастовства , болтливости , демонстративности . Другие находят себя на полюсе приватности, вырабатывая такие черты как замкнутость , стеснительность , неприметность и пр.

5. Собственность. По этой социальной переменной дети также постепенно распределяются вдоль условной оси «жадность – щедрость» или «экономность – расточительность», крайние полюса проявляются как черты характера (что хорошо отражает суть характера – чрезмерная выраженность, «чеканка»).

6. Инициатива. По этой переменной социальных отношений некоторые из детей постепенно находят себя на полюсах: безынициативность , пассивность , лень , стеснительность или инициативность , активность , общительность , напористость , демонстративность и т.п.

Как видим, некоторые черты характера появляются на пересечении двух или более отмеченных переменных. О закономерностях таких объединений мы поговорим далее, применительно к акцентуациям подростков.

Реальное разнообразие черт характера заметно выше, чем мы только что отметили, но нам достаточно было показать возможные пути возникновения черт характера. А самое важное в профессиональном отношении – показать, что в основе всех черт характера лежит некоторое количество параметров социальных (в частности, межличностных) отношений. Знание об этом открывает возможности для работы с чертами характера. Через анализ лежащей в ее основе социальной переменной мы выходит на личностные предпочтения данного человека, смотрим решение какого рода социальных задач вызвало данную черту характера, помогаем человеку найти другие способы решения этих задач – а это уже и будет несколько иная черта характера.

1. Введение

2. Наследственность, как причина формирования характера

3. Характеристика характера в дошкольном возрасте

4. Младший школьный возраст

5. Особенности характера в подростковом возрасте

6. Молодость и ее особенности

7. Кризис 30 лет

8. Зрелость как, один из длительных периодов

9. Заключение

10. Список литературы

Введение:

В буквальном переводе с греческого характер означает чеканка, отпечаток. В психологии под характером понимают совокупность индивидуально

Своеобразных психических свойств, которые проявляются у личности в типичных условиях и выражаются в присущих ей способах деятельности в подобных условиях. Характер формируется, развивается и изменяется в практической деятельности человека, отражает условия и образ его жизни. Формирование характера начинается с раннего детства. Обрисовываются первые контуры характера, начинает складываться привычный образ поведения, определенные отношения к действительности. Выполняя некоторые несложные обязанности, ребенок приучается уважать и любить труд, чувствовать ответственность за порученное дело. Под влиянием требований родителей и воспитателей, их личного примера у ребенка постепенно складываются понятия о том, что можно и чего нельзя, и это начинает определять его поведение, закладывает основы чувства долга, дисциплины, выдержки. Наравне с формированием, также происходят и изменения в характере человека на разных возрастных этапах. Это можно проследить, исследуя возрастные промежутки. В данной работе мы рассмотрели понятие характер, способы его формирования, проанализировали характер людей разного возраста. Изучили влияние наследственности на формирование характера. Выделили особенности характера в подростковом возрасте, рассмотрели кризис 30 лет, а также зрелость как один из важных и длительных периодов в жизни. А в заключении мы раскрыли влияние окружения на характер человека и его формирование.

Наследственность - одна из причин формирования характера.

Психологи, стоящие на позициях идеализма и механицизма, объясняют различие тем, что люди неодинаковы от природы по своим наследственным свойствам. Эти психологи считают многие или все свойства характера наследственными и потому не отличают их от свойств темперамента (Кречмер, Шелдон). В действительности, однако, наследственные свойства организма только одно из условий происхождения свойства характера. Определяются же свойства характера не биологическими закономерностями наследственности, а общественными закономерностями. Наследственное происхождение свойств характера убедительно отвергается при изучении одно яйцевых близнецов. Наследственные свойства гомозиготных близнецов совершенно одинаковы. Ученые исследовали близнецов, которые были взяты на воспитание в разные семьи, различающиеся по своему социальному положению, материальному и культурному уровню. По свойствам темперамента такие близнецы очень сходны. Между тем по свойствам характера они отличаются, и чем старше, тем в большей степени. Следовательно, даже при совершенно одинаковых наследственных свойствах организма у людей, развивающихся и воспитывавшихся в разных социальных условиях, образуются разные свойства характера. Люди не рождаются правдивыми или лживыми, лентяями или прилежными, добрыми или злыми люди становятся такими. Зависимость характера от прижизненных условий подтверждается и его физиологической основой - условно рефлекторными функциональными состояниями, образующимися благодаря определенной системе внешних воздействий.

Формирование характера в дошкольном возрасте.

В первые годы жизни у ребенка вообще нет целостного сознания, он все время находится как бы в полудреме и только в редкие мгновения в нем вспыхивает осознание собственной индивидуальности. На этом этапе ребенок ничем не может управлять, но первые зачатки будущего характера закладываются гдето здесь. Есть вообще такая теория, что характер формируется в первые 3-4 года жизни, а потом его можно только переделывать.

Но в то же время, нельзя сказать, что в эти годы ребенок именно копирует родительские характеры. Их характеры и состояние их психики неизбежно накладывают свой отпечаток, но каким образом это скажется на будущем характере ребенка, предсказать нельзя.

Копирование же начинается в более поздние годы, когда формирование ядра личности уже завершено и запускается процесс уже социальной адаптации — подгонки того, что есть, под то, чего ожидают окружающие. Вот здесь ребенок и начинает примерять на себя те модели поведения, которые он видит в своих родителях и других близких людях.

Этот процесс, хотя он и происходит в уже болееменее сознательном состоянии, все так же не поддается какомулибо контролю. Все случается как бы само собой. Жизнь ставит перед ребенком задачи, и ответы он ищет в том, как подобные задачи решают окружающие его люди.

Так закладываются привычки реагирования, нравственные принципы, жизненные идеалы. И если этот автоматический механизм адаптации не дает никакого сбоя, если устройство личности ребенка не вступает в острое противоречие с личностями родителей, то вишенка от яблоньки действительно падает поблизости.

В этом случае у ребенка просто не возникает ярко выраженной потребности отделиться и обособиться от своих родителей. В определенном смысле это

Везение — быть в ладу со своим родом и идти проторенной дорожкой всегда проще. С другой стороны, увеличивается опасность того, что будущий взрослый человек, так и не станет самостоятельной личностью, а на всю жизнь останется лишь отпрыском своих родителей — проживет простую, но скучную жизнь.

Также формирование характера происходит в деятельности, в общении ребенка со сверстниками и взрослыми. В дошкольном детстве получают значительное развитие такие виды деятельности, как игра, труд, учение, дающие большие возможности для формирования нравственноволевых качеств характера.

Воспитание волевого поведения у детей важная задача педагога. Под влиянием интереса к игре, трудовой деятельности, в ходе овладения новыми умениями дети становятся способными к волевым усилиям, преодолению препятствий. Тем не менее недостаточное развитие волевых процессов проявляется нередко в неустойчивости замысла, легкой отвлекаемости, отказе от намеченной цели. Это свидетельствует о слабой сформированности волевых черт характера у дошкольников: настойчивости, целеустремленности, решительности, выдержки.

Учитывая эту особенность детей, воспитатель обращает особое внимание на формирование у них устойчивости внимания, сосредоточенности, целенаправленности и т. д., используя для этой цели их интерес к игре, труду, разнообразным занятиям. Он помогает детям выбрать цель, учитывая вои возможности, поддерживает стремление достичь результата. Такое руководство позволяет формировать устойчивость замысла.

Педагог разъясняет детям необходимость волевых усилий для осуществления поставленной задачи, положительно оценивает старательность, умение справиться с трудностями, обращает на это внимание, когда оценивает результаты труда, деятельности на занятиях.

Учитывая неустойчивость поведения младших дошкольников, воспитатель помогает им выполнять установленные правила поведения, предупреждает возможные нарушения, формирует умение сдержать себя, не поддаться отрицательному примеру сверстника, без особых горестей или радостей.

В среднем дошкольном возрасте дети становятся более способными к волевому поведению, особенно в условиях, когда деятельность представляет для них интерес. Так, неспокойный, легко отказывающийся от цели ребенок сосредоточенно выполняет задание, будучи включенным в интересную игру, выступая в роли, обязывающей проявлять выдержку и настойчивость.

Старших дошкольников воспитатель нередко ставит в условия, требующие самостоятельного выполнения правил поведения, с тем чтобы формировать у них умение выбирать правильные действия и поступки. Важной чертой характера является смелость. Она всегда сопряжена с уверенностью ребенка в своих силах, способностью сознательно преодолевать страх. Смелость помогает проявлять инициативу, решительность, активность.

Формирование характера у детей в младшем школьном возрасте.

Поступление в школу вносит существенное изменение в жизнь и деятельность ребенка. Учебная деятельность предъявляет свои требования к ребенку, развивая у него определенные организованные формы поведения, внося большие изменения в его деятельность и его отношения с окружающими. Ребенок этого возраста начинает осознавать себя как член коллектива, занимающийся определенной общественно значимой деятельностью, что признается и всеми окружающими.

Учебная деятельность ставит ребенка в новые отношения с людьми с товарищами, учителями, родителями. Все это вносит изменения в привычные отношения, которые складывались до поступления в школу.

Ребенок осознает, что изменились отношения к нему, к его деятельности и со стороны взрослых, со стороны родителей; новая деятельность меняет его отношения с товарищами, изменяет его отношение и к самому себе.

В связи с возникновением новой ведущей деятельности -учениявозникают и новые мотивы, связанные с учебной деятельностью: мотивы долга, ответственности, интереса.В процессе учебной работы школьника, усложнения отношений с людьми воспитательная работа учителя создает условия для развития у учащегося необходимых качеств, которые впоследствии станут основой его характера.

В процессе воспитания можно сформировать характер ребенка, можно изменить и ликвидировать отрицательные черты его характера и привить положительные. Не существует детского характера, который нельзя было бы воспитать и перевоспитать; для этого нужно только создать условия воспитания и обязательно учитывать индивидуальные особенности ребенка.

Учитывая положительное и отрицательное в поведении школьника, узнав, что умеет и как умеет делать ученик, как он проявляет себя в определенной обстановке, учитывая влияния, которые оказывают на учащегося окружающие, учитель сможет воздействовать на формирование положительных черт характера ученика, ставя его в определенные условия и организуя его деятельность. Намечаются следующие основные пути воспитания характера школьника:

1) Формирование коммунистического мировоззрения, убеждений как основы характера. Коммунистическая направленность личности определяется богатством знаний, практической деятельностью, выражается в жизненных устремлениях человека. В воспитании коммунистической направленности личности большое значение имеет обучение, идейнополитическое воспитание, правильные отношения людей в быту, которые создают объективную основу формирования черт характера.

2) Организация деятельности (учебной, игровой, трудовой), в процессе которой человек практически овладевает правилами поведения. Воспитатели создают специальные условия для упражнений и закрепления правильных форм поведения и поступков в творческом труде, в труде коллективном, имеющем общественное значение.

3) Создание целенаправленного коллектива и хороших коллективистических отношений между людьми. В борьбе коллектива за достижение поставленных целей в преодолении трудностей формируются положительные черты характера личности.

4) Воспитательное значение примера людей, с которыми живет, учится и работает человек. Пример знатных людей нашей героической эпохи, пример литературных героев, товарищей, родителей и воспитателей является психологической основой преднамеренного или непреднамеренного подражания, отражается на поступках, отношениях и поведении человека.

5) Самовоспитание когда человек знает сильные и слабые стороны своего характера и может наметить пути формирования у себя положительных черт характера имеет огромное значение для воспитания характера.

Пути и формы воспитания характера школьника.

Воспитывающий характер начального обучения дает возможность ребенку постепенно усваивать моральные требования, которые ему необходимо соблюдать как члену социалистического общества. В процессе чтения, во время бесед, в яркой и интересной форме, вызывающей определенные положительные эмоции, ребенок усваивает, в соответствии с его возрастом, определенные нормы общественного поведения, общественных отношений. Ученик знакомится со славными делами, поступками, трудовыми ратными подвигами советских людей, восторгается ими и сам желает быть таким, он эмоционально переживает то, о чем слышит и читает, и это особенно запечатлевается в его памяти. Ребенок знает о направленности деятельности людей, у него возникает желание следовать за этими людьми, но еще отсутствуют умения и практический опыт.

Усвоенные детьми моральные требования, понимание их надо связать с моральным практическим опытом школьников. С I класса дети хорошо усваивают принципы морали: человек человеку — друг, товарищ и брат. Один за всех, все за одного.

Включение ребенка в практические дела (помощь дома, помощь товарищам), контроль за их выполнением, обсуждение этих дел и создает условия для приобретения детьми морального опыта, закрепления опыта поведения, который постепенно становится привычным, становится чертой характера.

Эти первоначальные основы морального опыта очень существенны для дальнейшего формирования характера.

Изучение характера ребенка — длительный процесс. Если учитель систематически наблюдает за тем или иным учеником, он должен вести запись своих наблюдений, собирая разнообразные материалы о деятельности и поведении ребенка, о его отношении к труду, к окружающим людям, товарищам, к самому себе. Необходимо особенно пристально изучать проявление волевых черт характера ребенка.

При изучении учащихся следует помнить слова К. Д. Ушинского: «Воспитатель должен стремиться узнать человека, каков он есть в действительности, со всеми его слабостями и во всем его величии, со всеми его будничними, мелкими нуждами и со всеми его великими духовными требованиями».

Особенности развития и воспитания учащихся среднего школьного (подросткового) возраста.

Границы подросткового периода примерно совпадают с обучением детей в VVIII классах средней школы и охватывают возраст от одиннадцатидвенадцати до четырнадцатипятнадцати лет, но фактическое вступление в подростковый возраст может не совпадать с переходом в V класс и происходить на год раньше или позже. Особое положение подросткового периода в цикле детского развития отражено в других его названиях "переходный", "трудный", "критический". В них зафиксирована сложность и важность происходящих в этом возрасте процессов развития, связанных с переходом от одной эпохи жизни к другой. Переход от детства к взрослости составляет основное содержание и специфическое отличие всех сторон развития в этот период физического, умственного, нравственного, социального. По всем направлениям происходит становление качественно новых образований, появляются элементы взрослости в результате перестройки организма, самосознания, типа отношений со взрослыми и товарищами.

Однако процесс становления нового растянут во времени. Он зависит от многих условий и потому может происходить неравномерно по всему фронту. Это определяет, с одной стороны, сосуществование в подростке "детскости" и "взрослости", а с другой наличие у подростков одного и того же паспортного возраста существенных различий в уровнях развития различных сторон взрослости. Это связано с тем, что в обстоятельствах жизни современных школьников есть моменты двоякого рода: 1) тормозящие развитие взрослости (занятость детей только учением при отсутствии у большинства других постоянных и серьезных обязанностей, тенденция многих родителей освобождать ребят от бытового труда, забот и огорчений, опекатьво всем); 2) моменты овзросляющие (огромный поток информации, акселерация физического развития и полового созревания, большая занятость многих родителей и как возможное следствие этого ранняя самостоятельность детей).

Все это вызывает огромное разнообразие условий, определяющих развитие, а отсюда пестроту проявлений и существенные различия в развитии тех или иных сторон взрослости. Например, в VII классе есть мальчики еще с детским обликом и интересами, но есть и очень взрослые ребята, уже приобщившиеся к некоторым сторонам взрослой жизни; есть "интеллектуалы" с устойчивыми содержательными интересами, но есть подростки и без таких интересов, не умеющие самостоятельно усваивать даже учебный материал; есть увлеченные только общением с товарищами и спортом, с неясными планами на будущее, а у других сознательная подготовка к будущей профессии уже началась; одни девочки учатся с увлечением, многим интересуются, много читают, а другие думают только о модах и мальчиках; одни ребята стали избалованными эгоистами, а другие сами заняли дома позицию помощника и опоры матери и т.д.

Общее направление в развитии взрослости подростков может быть разным, и каждое направление может иметь множество вариантов. Например, для одного "интеллектуала" книги и знания главное в жизни, а во многом остальном он "дитя"; другой тоже классный "интеллектуал" дома читает статьи по электронике и увлечен радиотехникой, но бездельничает на уроках,чрезвычайно занят вопросом соответствия своего облика моде и превыше всего ценит общение с более взрослыми ребятами, с которыми можно поговорить обо всем, начиная от смысла жизни и кончая вопросом о лучшей парикмахерской; третьего "интеллектуала" особенно не манит взрослость в ее внешних проявлениях, но он усиленно воспитывает в себе качества мужественности, а в отношениях с девочками ведет себя, по их мнению, как ребенок дергает за галстук, лохматит прически. В этих трех вариантах, сходных по одному параметру, развитие взрослости происходит поразному, и при этом формируются различные по содержанию жизненные ценности. Важность подросткового периода определяется тем, что в нем закладываются основы и намечается общее направление в формировании моральных и социальных установок личности. В юношеском возрасте продолжается их развитие.

Подростковый период считают трудным и критическим. Такая оценка обусловлена, вопервых, происходящими в это время многочисленными качественными сдвигами, которые подчас носят характер коренной ломки прежних особенностей, интересов и отношений ребенка; это может происходить в сравнительно короткий срок, часто бывает неожиданным и сообщает процессу развития скачкообразный, бурный характер. Вовторых, происходящие изменения нередко сопровождаются, с одной стороны, появлением у самого подростка значительных субъективных трудностей разного порядка, а с другой трудностей в его воспитании: подросток не поддается воздействиям взрослых, у него появляются разные формы непослушания, сопротивления и протеста (упрямство, рубость, негативизм, строптивость, замкнутость, скрытность). На протяжении более чем полувека ведется теоретический спор о роли биологических и социальных моментов в возникновении явлений критического развития в подростковом периоде.

Молодость (от 2023 до 30 лет).

Молодость охватывает период жизни от окончания юности от 2023 лет до примерно 30 лет, когда человек "более или менее утверждается во взрослой жизни" (А.В.Толстых). Верхняя граница молодости некоторыми авторами продлевается до 35 лет. Молодость время создания семьи, время освоения выбранной профессии, определения отношения к общественной жизни и своей роли в ней. Молодость пора оптимизма. Человек полон сил и энергии, желания осуществить свои цели и идеалы. В молодости наиболее доступны самые сложные виды профессиональной деятельности, наиболее полно и интенсивно происходит общение, наиболее легко устанавливаются и наиболее полно развиваются отношения дружбы и любви. Молодость считается оптимальным временем для самореализации.

Главные стороны жизни. Любовь и семья.

Молодость возраст любви. Для нее характерно оптимальное сочетание психологических, физиологических, социальных и других факторов, благоприятствующих выбору спутника жизни и созданию семьи. Это возраст наибольшей половой активности, время, когда организм женщины лучше приспособлен к рождению первого ребенка. Люди легче всего знакомятся и адаптируются к условиям совместной жизни также в молодости. Люди, не создавшие семьи до 2830 лет, в дальнейшем, как правило, сделать это уже не в состоянии. Они привыкают жить в одиночестве, становятся излишне требовательными к другому человеку, у них появляется ригидность привычек, часто делающих очень трудной совместную жизнь. Создание семьи чрезвычайно важно для личностного развития. От того, как складывается семейная жизнь, во многом зависит общее развитие человека его духовный рост, развитие способностей. Большое значение имеет рождение детей. Меняется весь строй и уклад семейной жизни, у супругов появляются новые обязанности, новые аспекты ответственности друг перед другом и новая общая ответственность за судьбу человека, которому они дали жизнь. Выбор спутника жизни и создание семьи одна из сторон социальной ситуации развития в молодости. Соответствующая этой ситуации деятельность является одной из главных сторон жизни. Несмотря на сензитивность молодости к созданию семьи и все сопутствующие этому возрасту благоприятные факторы, задача выбора спутника жизни не всегда решается успешно. Более 50% разводов совершается в молодости. Пресловутое "не сошлись характерами" наиболее частая формулировка при расторжении брака.

Кризис 30 лет. Проблема смысла жизни.

В возрасте порядка 30 большинство людей переживает кризисное состояние. У людей изменяется представление о своей жизни, часто даже разрушается прежний образ жизни. "У человека на границе третьего десятилетия своей жизни самоанализ имеет особое значение. Оглядываясь на пройденный путь, индивид видит, как при сложившейся и внешне благополучной жизни, не совершенна его личность. Происходит переоценка ценностей, влекущая за собой самоанализ и критический пересмотр собственной личности" (А.В. Толстых).Человека "сковывают" семья, профессия, привычный образ жизни. Найдя себя и утвердившись во взрослой жизни, он вдруг осознает, что стоит фактически перед той же задачей найти себя в новых обстоятельствах жизни, соразмеряя в данном случае масштаб своей личности с новыми перспективами и новыми ограничениями, которые он увидел только теперь.

Итак, кризис 30 лет возникает вследствие нереализованности жизненного замысла. Если же при этом еще и переосмысливаются ценности, то речь идет о том, что жизненный замысел вообще оказался неверным.

Кризис 30 лет нередко называют кризисом смысла жизни. С этим периодом связаны поиски смысла существования. Эти поиски, как и весь кризис в целом, знаменуют переход от молодости к зрелости. В. Франкл пишет: "Сегодняшний пациент уже не столько страдает от чувства неполноценности, сколько от глубинного чувства утраты смысла, которое соединено с ощущением пустоты".

Согласие с миром, способность быть самим собой вот тот мотив, депривация которого оборачивается потерей смысла жизни. Полная потеря смысла жизни возможна тогда, когда в жизненном мире нет ни одного значимого сущностного мотива. Только сущностные мотивы адекватны согласно человека с миром, только в сущностных сторонах жизни он становится самим собой. Чем больше в его жизни таких сторон, тем меньше его экзистенциальные проблемы.

Зрелость.

Зрелость самый длительный для большинства людей период жизни. Его верхнюю границу разные авторы определяют поразному: от 5055 до 6570 лет. Согласно Э.Эриксону, зрелость охватывает время от 25 до 65 лет, т.е. 40 лет. Зрелость считается порой полного расцвета личности, когда человек может реализовать весь свой потенциал, добиться наибольших успехов во всех сферах жизни. Это время исполнения своего человеческого предназначения.

Особенности развития личности. Профессиональная продуктивность.

В зрелости, как и в молодости, главные стороны жизни профессиональная деятельность и семейные отношения. Но если в молодости она включала овладение выбранной профессии и выбор спутника жизни, то в зрелости это реализация себя, полное раскрытие своего потенциала в профессиональной деятельности.

Важнейшей особенностью зрелости является осознание ответственности за содержание своей жизни перед самим собой и перед другими людьми.

Развитие личности зрелого человека требует избавления от неоправданного максимализма, характерного для юности и частично молодости, взвешенности и многогранности подхода к жизненным проблемам, в том числе к вопросам своей профессиональной деятельности. Накопленный опыт, знания, умения представляют для человека огромную ценность, но могут создавать ему и трудности в восприятии новых профессиональных идей, тормозить рост его творческих возможностей. Прошлый опыт при отсутствии разумной гибкости и многогранности может стать источником консерватизма, ригидности неприятности всего того, что исходит не от самого себя самого. Временная перспектива с возрастом расширяется. В зрелости изменения временной перспективы связаны с разным ощущением течения времени, которое может субъективно ускоряться и замедляться, сжиматься и растягиваться.

С возрастом меняется ценность времени, оказывается все более значимым "личное время", благодаря развитию самосознания, осознанию конечности своего существования и необходимости реализовать свои возможности на протяжении не такой уж длительной жизни. Психологическое время наполнено событиями, будущими целями и мотивами развернутыми в настоящей деятельности. Время, вместившее в себя много впечатлений, достижений, событий и т.п. воспринимается как быстро протекающее, и став психологическим прошлым, кажется продолжительным.

Характер проявляется и формируется в делах и поступках человека. Отсюда важное правило воспитания характера: одними словами, объяснениями, указаниями и уговорами, не реализующимися в делах и не служащими образцом, руководством для последующих действий, сформировать характер нельзя. Но нельзя и недооценивать слово как силу, воспитывающую характер человека. Также, нелепо ссылаться на характер человека в оправдание дурных и неправильных поступков. Характер не врожденное качество личности, он создается, формируется и преобразуется в течение жизни. Человек сам участвует в выработке своего характера и сам должен всегда нести ответственность за него.

Список используемой литературы:

1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте (М, «Просвещение»,1968) - 108стр.

2. Проблемы психологии современного подростка, Под ред. Д.И. Фельдштейна. (М., «Просвещение» 1982.) - 24стр.

3. Возрастная и педагогическая психология./ Под ред. А.В. Петровского. (М., «Просвещение», 1973.) - 8083стр.

4. Хухлаева О.В. Психология развития: молодость, зрелость, старость: Учеб. Пособие для студ. высших учебных заведений. (М., «Академия»2002)- 208 с.

5. Дубровина И.В. “Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту”(Москва, 1987 г) - 47стр.

6. НЕМОВ Р.С. “Психология развития” (М., «Посвещение» 1998 г.)51стр.

7. ФРЕЙД Анна“Я” и ЗАЩИТНЫЕ МЕХАНИЗМЫ” (Москва, 1993г.)102стр.

Новое на сайте

>

Самое популярное