Домой Целебные растения Руднев город. Родился командир легендарного крейсера «Варяг» Всеволод Фёдорович Руднев

Руднев город. Родился командир легендарного крейсера «Варяг» Всеволод Фёдорович Руднев

Бюст в Путивле (вид 1)
Бюст в Путивле (вид 2)
Бюст в Спадщанском лесу
Бюст в экспозиции музея города Глухова (1)
Бюст в экспозиции музея города Глухова (2)
Картина в экспозиции музея города Глухова
Мемориальная доска в Путивле (на доме, в котором жил)
Мемориальная доска в Путивле (на доме, в котором работал)
Памятник в селе Руднево
Аннотационная доска в Чугуеве


Р уднев Семён Васильевич – комиссар Путивльского партизанского отряда и соединения партизанских отрядов Сумской области, член нелегального ЦК КП (б) Украины, генерал-майор.

Родился 14 (27) февраля 1899 года в селе Моисеевка, ныне село Руднево, Путивльского района Сумской области (Украина), в многодетной крестьянской семье. Украинец.

Подростком выехал в Петербург и поступил учеником на Русско-Балтийский завод, где работал столяром. Здесь он принял участие в революционном движении. Член РКП(б) с марта 1917 года. За распостранение большевистских листовок вместе с товарищами был арестован и брошен в Выборгскую тюрьму. Участник Октябрьской революции и штурма Зимнего дворца.

В Красной Армии с 1918 года. Был командиром взвода, секретарём парторганизации 373-го полка 42-й стрелковой дивизии, инструктором политотдела Донецкой трудовой армии, помощником комиссара 44-го стрелкового полка 15-й Сивашской стрелковой дивизии. Сражался на Южном фронте Гражданской войны.

В 1929 году окончил Военно-политическую академию имени Н.Г. Толмачёва. С 1929 года - комиссар 61-го зенитно-артиллерийского полка береговой обороны в Севастополе. С февраля 1932 года - служил на Дальнем Востоке, комиссар и начальник политотдела Де-Кастринского укрепрайона. С августа 1937 года - начальник политотдела 1-й военно-строительной бригады там же.

7 февраля 1938 года полковой комиссар С.В.Руднев был арестован органами НКВД. В мае 1939 года (более чем через год!) ему предъявлено обвинение в совершении преступлений, предусмотренных ст. 58-1б, 58-8, 58-9, 58-11 УК РСФСР, каждое из которых грозило расстрельным приговором. на следствии С.В.Руднев признал, что создал право-троцкистскую организацию в своём укрепрайоне, но категорически отказался признавать себя виновным в шпионаже и диверсионной деятельности. Затем отказался от признательных показаний, заявив что вынужден был подписать их под физическим воздействием следователей. В июле 1939 года дело направлено на рассмотрение в Военную коллегию Верховного суда СССР, но оттуда возвращено в военный трибунал 2-й Отдельной Краснознамённой армии из-за многочисленных противоречий и недоказанности обвинения. Повторного рассмотрения на состоялось, а сам C.В.Руднев был освобождён из заключения.

В 1939 году по состоянию здоровья демобилизовался из армии и возвратился в Путивль. С 1940 года - председатель Путивльского районного совета Осоавиахима.

Участник Великой Отечественной войны с сентября 1941 года, когда создал и возглавил партизанский отряд. Один из организаторов и руководителей партизанского движения на Украине.

В октябре 1941 года партизанские отряды и С.В.Руднева объединились в один отряд, где Руднев был комиссаром. Позднее отряд вырос в одно из крупнейших партизанских соединений в тылу немецко-фашистских войск. Руднев участвовал во всех рейдах и боях соединения С.А.Ковпака, отличался личным героизмом и умением весли политико-вопитательную работу с партизанами. Пользовался огромным авторитетом среди партизан.

Зимой 1942 года в бою под селом Веселое С.В.Руднев был ранен. Но вскоре он вернулся в строй.

Погиб в бою во время Карпатского рейда под городом Делятин 4 августа 1943 года. Обстоятельства гибели были неизвестны.

У казом Президиума Верховного Совета СССР от 4 января 1944 года за умелое руководство партизанским соединением, мужество и отвагу, проявленные в боях в тылу врага, генерал-майору Рудневу Семёну Васильевичу присвоено звание Героя Советского Союза (посмертно).

В июле 1946 года бывшими партизанами была найдена братская могила в лесу под Делятиным, где были обнаружены тела 71 партизана, в том числе и С.В. Руднева. Погибшие герои были торжественно перезахоронены в братской могиле в городе Яремча Ивано-Франковской области (Украина).

Генерал-майор (9.04.1943). Награждён 2 орденами Ленина, орденами Красного Знамени, Красной Звезды, «Знак Почёта», медалями «Партизану Отечественной войны» 1-й и 2-й степени.

В городе Путивль и в Спадщанском лесу под Путивлем (Сумская область) на аллее Героев установлены бюсты С.В.Рудневу, в селе Руднево - памятник Герою. В Путивле на домах, где он жил и работал, открыты мемориальные доски. Именем Героя названы его родное село, педагогический коледж в Путивле, улицы в Путивле, Севастополе. В урочище Делятин, где погиб С.В.Руднев, также сооружен памятник и заложен парк Партизанской Славы.

Родился командир легендарного крейсера «Варяг» Всеволод Фёдорович Руднев

19 (31) августа 1855 г. в городе-крепости Динамюнде (ныне микрорайон Риги Даугавгрива) в семье героя русско-турецкой войны 1828-1829 гг., военного моряка, капитана 2-го ранга Ф. Н. Руднева родился Всеволод Фёдорович Руднев.

После смерти отца в 1864 г. семья вместе с матерью, Александрой Петровной, переехала в г. Любань Петербургской губернии. В 1872 г., после окончании Любаньской гимназии, Всеволод поступил в Морское училище в Петербурге - единственное в то время учебное заведение, готовившее офицеров Военно-Морского Флота. По распоряжению управляющего морским министерством Всеволод Руднев был принят на полное казённое обеспечение в честь боевых заслуг его отца.

В мае 1873 г. Руднев был зачислен на действительную службу, неоднократно находился в учебных плаваниях по Балтийскому морю и вскоре был произведён в старшие унтер-офицеры. Блестяще выдержав выпускные экзамены и получив Нахимовскую премию, в мае 1876 г. он был произведён в гардемарины и получил назначение на учебный фрегат «Петропавловск», на котором больше года находился в заграничном учебном плавании. В 1877 г. Руднев получил первый офицерский чин мичмана и был зачислен на годичные курсы во флотскую стрелковую роту, а в 1880 г. был назначен в новое заграничное плавание на крейсер «Африка», направлявшийся на Дальний Восток, а затем совершивший кругосветное плавание.

В течение последующего десятилетия карьера Всеволода Руднева успешно развивалась: он служил на Балтийском и Тихоокеанском флотах, участвовал в дальних походах, был старшим офицером и командиром многих боевых кораблей. В 1900 г. капитан 2-го ранга Руднев был назначен старшим помощником командира базы в Порт-Артуре, где находилась 1-я Тихоокеанская эскадра, составлявшая основные силы российского флота на Дальнем Востоке. Порт-Артур в это время активно развивался: был перестроен и расширен сухой док, проводились дноуглубительные работы на внутреннем рейде, порт был полностью электрифицирован, укреплялась береговая оборона. В декабре 1901 г. Руднев был произведён в капитаны 1-го ранга, а через год назначен командиром крейсера «Варяг». Вооружённый двенадцатью 152-миллиметровыми и двенадцатью 75-миллиметровыми орудиями, многочисленными скорострельными пушками и шестью торпедными аппаратами, развивавший скорость до 23 узлов, крейсер «Варяг» считался одним из лучших и новейших кораблей русского флота.

Обстановка на Дальнем Востоке в то время становилась всё более напряжённой. Усиленно готовившаяся к боевым действиям Япония создала здесь значительное превосходство в силах. Накануне русско-японской войны «Варяг» был направлен в нейтральный корейский порт Чемульпо (ныне г. Инчхон). 26 января (7 февраля) 1904 г. японская эскадра из шести крейсеров и нескольких миноносцев подошла к заливу Чемульпо и остановилась на внешнем рейде. На внутреннем рейде в это время находились русские корабли крейсер «Варяг» и канонерская лодка «Кореец», а также иностранные военные корабли. Утром 27 января (9 февраля) японский контр-адмирал С. Уриу направил Рудневу ультиматум, объявлявший о том, что Япония и Россия находятся в состоянии войны и требовавший покинуть рейд до полудня; в противном случае японцы грозили открыть огонь по русским кораблям прямо в нейтральном порту.

Руднев принял решение прорываться из залива, на выходе из которого японская эскадра преградила русским кораблям путь в открытое море и вскоре открыла ураганный огонь. «Варяг» и «Кореец» приняли неравный бой и, активно и умело маневрируя, вели ответные действия. Вскоре меткий огонь русских моряков дал свои результаты: повреждения получили три японских крейсера, а затем был потоплен вражеский миноносец. Ведя героический неравный бой, сам «Варяг» сильно пострадал и был вынужден возвратиться в порт Чемульпо, чтобы произвести ремонт и снова идти на прорыв. Однако повреждения корабля были слишком серьёзны: крейсер кренился на борт, машины вышли из строя, порядка половины всех орудий было разбито. Руднев принял полностью поддержанное советом офицеров решение, которое было незамедлительно исполнено: снять команды с кораблей, затопить крейсер и взорвать канонерскую лодку, чтобы они не достались врагу. Раненый в голову и контуженый Руднев последним покинул борт своего корабля.

Моряки «Варяга» и «Корейца» несколькими эшелонами вернулись на родину через нейтральные порты и были восторженно встречены восхищенным их подвигом обществом. Капитан 1-го ранга Руднев был награждён орденом Св. Георгия 4-й степени, получил чин флигель-адъютанта и стал командиром ещё только строившегося в Петербурге эскадренного броненосца «Андрей Первозванный». Однако его блестящая карьера вскоре закончилась: в ноябре 1905 г. за отказ принять дисциплинарные меры против революционно настроенных матросов своего экипажа он был уволен в отставку с производством в контр-адмиралы. Последние годы Руднев жил в Тульской губернии в своей усадьбе.

Лит.: Боть В. И. Командир легендарного крейсера: Всеволод Федорович Руднев (1855-1913) // Гордость земли Тульской. Тула, 1982; Быков П. Д. Русско-японская война 1904-1905 гг. Действия на море // Русско-японская война. М.; СПб, 2003; То же [Электронный ресурс]. URL: http :// militera . lib . ru / h / bykov _ pd / index . html ; Руднев В. Ф. Бой «Варяга» у Чемульпо 27-го января 1904 года. Спб, 1907; Он же. Кругосветное плавание крейсера «Африка» в 1880-1883 годах. Спб, 1909; Руднев Н. В. Командир легендарного крейсера: Ист.-биогр. очерк о жизни и деятельности контр-адмирала В. Ф. Руднева, командира крейсера «Варяг». Тула, 1960.; Чернов Ю. И. Капитан 1-го ранга В. Ф. Руднев и бой крейсера «Варяг» 27 января 1904 г. // Щит Отечества: Сб. материалов межрегион. военно-ист. конф. «Вооруженные силы России и Тула». Тула, 1996.

Командир крейсера «Варяг», герой Русско-японской войны 1904-1905 годов. Флигель-адъютант императора (1904), контр-адмирал русского флота (1905).

Всеволод Федорович Руднев родился 19 (31) августа 1855 года в семье потомственного офицера флота Федора Николаевича Руднева (ум. 1864). Местом его рождения стал город-крепость Динамюнде (ныне Даугавгрива, микрорайон города Риги в Латвии). Его отец служил командиром Рижской брандвахты до выхода в отставку в чине капитана 1-го ранга в 1857 году.

В 1857-1864 годах В. Ф. Руднев жил с родителями в родовом имении в сельце Яцком Веневского уезда Тульской губернии (ныне в составе городского округа « » ). После смерти отца в 1864 году семья Рудневых переехала в город Санкт-Петербургской губернии.

В 1872-1876 годах В. Ф. Руднев учился в Морском училище (бывшем Морском корпусе) в . Действительную службу на флоте начал в 1873 году, принимал участие в учебных плаваниях по Балтийскому морю. По окончании Морского училища получил чин гардемарина.

В 1876-1877 годах В. Ф. Руднев находился в заграничном учебном плавании на фрегате «Петропавловск», в августе 1877 года был произведен в мичманы. В 1877-1878 годах обучался на годичных курсах во флотской стрелковой роте.

В 1880-1883 годах В. Ф. Руднев служил на крейсере «Африка», на котором совершил первое кругосветное плавание. В январе 1882 года он был произведен в лейтенанты флота.

В 1884-1887 годах В. Ф. Руднев служил на Балтике. В 1888 году ему было поручено привести в из Франции построенный там для паровой военный транспорт «Петр Великий».

В 1889-1890 годах В. Ф. Руднев находился в заграничном плавании на крейсере «Адмирал Корнилов». Он принимал участие в маневрах Тихоокеанского флота, стал старшим офицером корабля.

В 1891-1893 годах В. Ф. Руднев служил в , был командиром миноносца «Котлин», портового парохода «Работник», старшим офицером броненосца «Гангут».

В 1893 году В. Ф. Руднев был произведен в капитаны 2-го ранга и назначен старшим офицером на броненосец «Император ». В 1893-1894 годах на этом корабле держал свой флаг командующий Средиземноморской эскадрой контр-адмирал . «Император » около года провел в территориальных водах Греции, в 1895 году находился в кругосветном плавании.

По возвращении в Кронштадт В. Ф. Руднев стал командиром броненосца береговой обороны «Адмирал Грейг», а затем был назначен командиром миноносца «Выборг».

В декабре 1897 года В. Ф. Руднев стал командиром канонерской лодки «Гремящий», на которой в 1898-1899 годах он совершил свое первое самостоятельное кругосветное плавание.

В 1899-1900 годах В. Ф. Руднев командовал броненосцем береговой обороны «Чародейка», в июне 1900 года привел в построенный в Германии эскадренный миноносец «Скат».

В 1900 году В. Ф. Руднев был назначен старшим помощником командира порта в Порт-Артуре, базе 1-й Тихоокеанской эскадры. В декабре 1901 года он был произведен в капитаны 1-го ранга.

В 1902-1904 годах В. Ф. Руднев командовал крейсером «Варяг». В начале 1904 года корабль находился в нейтральном корейском порту Чемульпо (ныне Инчхон), где охранял русскую миссию и нес обязанности старшего стационера на рейде.

27 января (9 февраля) 1904 года, в первый день Русско-японской войны 1904-1905 годов, «Варяг» и канонерская лодка «Кореец», были блокированы японской эскадрой в порту Чемульпо. Отвергнув требование о сдаче, В. Ф. Руднев принял решение вступить в бой с кораблями противника. В неравном часовом бою на рейде Чемульпо с превосходящими силами врага командир «Варяга» действовал решительно, личным примером воодушевлял экипаж крейсера. Русским морякам удалось потопить японский миноносец и повредить три крейсера. «Варяг», получив ряд пробоин, возвратился в Чемульпо. В. Ф. Руднев отдал приказ затопить «Варяг» и взорвать «Кореец», чтобы они не достались врагу. Команды обоих кораблей через нейтральные порты вернулись в .

За мужество, отвагу и умелые действия в бою В. Ф. Руднев был награжден орденом Святого Георгия 4-й степени и назначен флигель-адъютантом императора . В апреле 1904 года он стал командиром строившегося эскадренного броненосца «Андрей Первозванный» и 14-го флотского экипажа в .

В ноябре 1905 года В. Ф. Руднев отказался принять дисциплинарные меры против революционно настроенных матросов своего экипажа. Последствием этого явилось его увольнение его в отставку с производством в контр-адмиралы.

Последние годы В. Ф. Руднев прожил в своей усадьбе в деревне Алексинского уезда Тульской губернии (ныне ). В 1908-1912 годах он работал над своими воспоминаниями и статьями, которые публиковались в журналах «Русская старина» и «Морской сборник».

В. Ф. Руднев скончался в своей усадьбе 7 (20) июля 1913 года. Он был похоронен на кладбище при Казанской церкви села Савино Алексинского уезда Тульской губернии (ныне в ).

В прошлом году исполнилось ровно 60 лет, как перестало биться сердце одного из самых ярких и известных архитекторов сталинской эпохи - Льва Руднева, лауреата Сталинской премии первой степени, автора главного здания МГУ и художественного оформления океанских теплоходов (!).

В годовщину Октябрьской революции мы решили вспомнить о зодчем, по-настоящему начавшим свой творческий путь в первые годы социальных потрясений того времени. Он остался верен выбранному пути и вся его последующая биография связана с возвеличиванием в камне и бетоне нового строя - симбиозом монументальной архитектуры и прикладного искусства. +

Он стал одним из ярчайших классиков т.н. "сталинского ампира", о достоинствах или стилистических недостатках и политической подоплеке которого можно спорить сколько угодно, но монументальные дворцы этой эпохи за авторством Руднева с коллегами продолжают оставаться градостроительными маяками в пространстве Москвы, Баку и Варшавы.+

Первая известная работа Льва Руднева очень симптоматична – памятник борцам революции на Марсовом поле в Петрограде. В этом смысле большинство его работ стали настоящими памятниками эпохи и архитектуры. Хотя не менее симптоматична тема его выпускной работы - "Университет".
Но истоки того, чем стал знаменит архитектор Руднев стоит поискать в.... Риме.+

Лев Владимирович Руднев родился 1 (13 марта) 1885 года в Новгороде в семье начальника новгородской Александровской земской учительской семинарии. В 1890 году семья Рудневых переехала в Ригу. Здесь Руднев закончил Рижское реальное училище и художественную школу.
В 1906 году Лев Владимирович поступил в Высшее художественное училище при Императорской Академии художеств в Санкт-Петербурге. В Академии он учился живописи и архитектуре у Леонтия Бенуа и Ивана Фомина. Одновременно с занятиями в академии Лев Руднев работал помощником в мастерской Фомина. Но начинающему архитектору захотелось увидеть первоисточники европейской архитектуры - подлинные античные памятники зодчества. Скопив немного денег, Лев решил съездить в Италию поучиться у архитекторов античного Рима.+

В его распоряжении было только несколько недель студенческого летнего отпуска. С утра до ночи, а часто и ночью, он носился по древнему городу и руинам с книгой Себастьяна Серлио, купленной в антикварной лавочке, сверял опубликованные в ней чертежи с натурой и тут же карандашом делал исправления в изображении и свои замечания.+

"Римские каникулы" не прошли даром. Дипломная работа - «Университет в столичном городе», выполненая в мастерской профессора Л. Бенуа, продемонстрировала "... грандиозность и силу замысла - в планировке зданий, в последовательности и разумной соразмеренности главных и второстепенных зал, в самой монументальности и величавости архитектурных форм здания" - как отмечают исследователи. +

С 1911 года Руднев с успехом участвовал в архитектурных конкурсах. В 1913 году он работал на строительстве церкви-школы в Селезневке Екатеринославской губернии. В 1915 году Руднев получил звание художника-архитектора.+

В феврале 1917 года грянула первая революция того года. И уже через месяц, в марте, Руднев выступил на конкурсе памятника Жертв революции на Марсовом поле. Петроградский Совет депутатов трудящихся утвердил проект Руднева под девизом «Готовые камни».+

Из воспоминаний архитектора: «Стоя на площади, я видел, как тысячи пролетариев, проходя, прощались со своими товарищами, и каждая организация, каждый завод оставлял свои знамена, втыкая их в землю, - ограда из знамен, оставленных на свежих могилах тысячами пролетариев. У меня возник образ: ряды каменных глыб, принесенных сюда тысячами мозолистых рук... героические надписи... это что-то еще незавершенное, незаконченное, - как бы закладка, фундамент будущего...».+

На открытом поле архитектор предложил сложить из гранитных глыб ограду несколькими ступенями с четырьмя входами. Все просто, строго, сурово. Единственное украшение – красивые и торжественные по содержанию надписи на камнях у входов. "...Суровые монументальные формы не подавляют человека, но могучей пластикой каменных блоков формируют внутреннее пространство памятника, связывая одновременно его и с окружающим архитектурным организмом, и с пространством Невы" - отмечают историки архитектуры.+

Руднев осуществляет строительство, используя готовые обмеренные гранитные камни, оставшиеся на Сальном буяне от разобранного томоновского здания. Окруженная гранитными уступами и открытая с четырех сторон квадратная площадь подчеркивает «воздушное пространство» Марсового поля.
Ко второй годовщине Октябрьской революции, в ноябре 1919 года, строительство памятника было завершено. +

В 1920-1923 годах архитектор находился в Бухаре, где помогал восстанавливать повреждённый при осаде и взятии город Арк. В 1924 году Руднев возглавил мастерскую «Ленпроекта». Здесь им проектировались жилые дома, больницы, профилактории, клубы. +

В 1923–1925 годах Руднев участвовал в конкурсах на проект пропилей Смольного, на монумент Ленину на Красной площади и памятник Ленину в Одессе. В конце 1920-х годов Руднев возглавил проектное бюро Стройкома Ленинградского губкоммунхоза, занимавшееся строительством жилых и общественных комплексов. +

В 1926 году архитектора привлекли к созданию архитектурно-художественной части проекта океанских теплоходов серии «Аджария»: «Аджария», «Армения», «Абхазия», «Украина» (построенные в 1927 - 1928 году на Балтийском заводе в Ленинграде) и «Крым», «Грузия» (сооружённые в Киле).+

Новый шаг на пути к созданию произведений, образы которых воплотили в себе широкие общественные идеи того времени, Руднев сделал в начале 1930-х годов, и он был связан со строительством целого ряда зданий в Москве по заданиям РККА.+

Здание Военной академии имени Фрунзе (1932–1937 годы, соавтор В. Мунц) стало этапным на большом творческом пути Руднева и по праву заняло подобающее место в ряду выдающихся произведений советской архитектуры. По сути, это было его первое, воплощенное в жизнь, монументальное здание в творческой биографии. +

Согласно требованию конкурсной программы, здание должно было «своим архитектурно-художественным оформлением выразить силу и мощь Красной Армии, а во внутренней компоновке обеспечить высокую военно-политическую подготовку командира РККА».+

Как отмечено в искусствоведческой литературе: "...В этом здании, формирующем крупный градостроительный узел, его градостроительный замысел органично слит с архитектурно-художественным образом самого сооружения. Как и в ряде предыдущих произведений мастера, в этой работе отсутствует композиционный центр, своей главной осью здание повернуто в парк, ориентированный в сторону Ленинских гор.+

Здание академии решено единым монолитным объемом строго прямоугольного основного корпуса, покоящегося на выступающем вперед глухом стилобате. Асимметрично вытянутый стилобат опирается на мощные столбы из полированного черного лабрадора и своим движением ориентирован на акцентирующий угол здания массивный каменный куб, где до войны стояло изображение танка – символа передовой военной техники тех лет. +

Геометрически четкая структура основного объема здания, его нейтральная расчлененность кессонами с врезанными в них окнами способствуют восприятию стены как единой массы, противостоящей динамике стилобата. На этом сопоставлении рождается и эмоциональный строй восприятия архитектуры здания: сила и спокойствие, готовность к движению и собранность, напряженность".+

Конкурсный проект Театра Красной Армии остался нереализованным. Но этот проект по-своему интересен, несмотря на традиционность объемного решения: зодчий рассматривал здание театра, прежде всего его фасад, как монументальную декорацию, вынесенную на площадь и как бы предваряющую действие на сцене. +

Проектирование Дома Правительства Азербайджанской ССР в Баку (функционл сохранился), начатое в 1936 году, заняло многие годы упорного труда коллектива, возглавляемого Рудневым и Мунцем. Впервые перед мастерской встала ответственная проблема создания сооружения национального по форме и социалистического по содержанию, что зодчим вполне удалось.+

В этом здании, где от мощных уступов стилобата, словно растворяясь в воздухе, поднимаются ажурные лоджии угловых башен, а перед каре основного объема на слившемся с трибунами пьедестале стояла овеваемая морским ветром фигура Ленина.+

До февраля 1942 года находился в блокадном Ленинграде. После завершения Великой Отечественной войны Руднев активно участвовал в восстановлении разрушенных городов – Воронежа, Сталинграда, Риги, строил подмосковные колхозы. +

В послевоенной Москве он возвел ряд жилых домов, в том числе на улице Володарского (соавтор Чернявский), на Садовой-Кудринской улице (1945–1948 годы, соавторы Мунц и Асс). В этих зданиях нашло отражение стремление запечатлеть в монументальных архитектурных формах пафос великой победы советского народа.

Проектируя эти дома, Руднев особое внимание уделял их комфортабельности. Он говорил: «Если хотите создать хорошее жилье, представьте, что вы строите квартиру для себя, предусмотрите все мелочи, которые необходимы человеку».+

Но вершиной творчества Руднева, его наиболее замечательным архитектурным произведением по праву стало здание Московского государственного университета имени Ломоносова на Ленинских горах (1948–1953 годы, соавторы С. Чернышев, П. Абросимов, А. Хряков, инженер В. Насонов).
Творческая удача мастера стала возможной благодаря тому, что строительство университета, учебного здания, было темой, близкой Рудневу на протяжении всей его жизни, начиная с дипломного проекта. "... еще задолго до Великой Отечественной войны, уже в проекте Военной академии и Дома Советов в Баку, а также в проекте Дома Красной армии и флота в Кронштадте ясно выразилось тяготение зодчего к высоким объемам. Он задумывал высокие здания не потому, что ему было мало места для планировки, а потому, что хотел подчеркнуть мощность и величие сооружения его объемом и силуэтом" - отмечают исследователи творчества архитектора..+

Комплекс зданий МГУ решен подчеркнуто скульптурно. Убеждение Руднева, что «воздух, омывающий здание, не меньше участвует в композиции, чем само здание», здесь нашло практическое воплощение. +

Выделенная для строительства университета площадка на высоком плато на берегу Москвы-реки предоставила уникальные возможности для формирования нового архитектурного ансамбля. Композиционное ядро университета – его главное здание, увенчанное шпилем и звездой, доминирует над всем комплексом. Значительно более низкие боковые объемы, примыкающие к главному зданию, создают ступенчатый переход к боковым крыльям, где размещены общежития студентов и аспирантов и квартиры преподавателей. +

Отдельно стоящие корпуса химического и физического факультетов вместе с главным зданием образуют обширный двор, обращенный к Юго-Западному району Москвы, и обеспечивают парадный подход к высотному зданию. Со стороны Москвы-реки не менее торжественный подход организован в виде системы зеленых аллей, площадей и партеров с фонтанами.+

Паралелльно зодчий занимается проектом Дворца культуры и науки в центре Варшавы в Польше. Отметим, что здание решёно в том же позитивном композиционном ключе, что и комплекс Московского Государственного Университета на Воробьёвых горах.+

На протяжении всей своей творческой жизни Лев Руднев активно участвовал в подготовке будущих архитекторов. В 1922-1948 годах Руднев был профессором ЛВХТИ, ЛИЖСА (бывш. Академии художеств) в Ленинграде, в 1948-1952 годах профессором МАРХИ. Также Руднев являлся Действительным членом Академии Архитектуры СССР.+

Ощущение скульптурности архитектуры, «играние масс», как говорил Руднев, простота и четкость решения плана, подчиненного удобству человека, красота линии разреза здания как результат умелого сочетания внутренних пространств, нахождение выразительного архитектурного образа - вот принципы Руднева, применяемые им в своей педагогической практике. +

Являсь наиболее ярким представителем "сталинского ампира" Руднев, тем не менее, считал второстепенным стилевое выражение архитектуры: "...Если бы меня спросили, – писал мастер, – что лежит в основе архитектурного творчества, как нужно приступить к созданию того или иного образа, я бы ответил: забудь, что ты «архитектор»; постарайся не думать о твоем архитектурном багаже (а он у тебя должен быть немалый), забудь свою привязанность к любимым тобою мотивам и архитектурным формам, к наследию прошлого или к достижению сегодняшнего дня. Не будь рабом любимого мотива, не смотри на него, как на канон, продумай поставленную перед тобой задачу как человек посторонний, не «специалист». Раньше всего найди идею сооружения, его душу, его характер, его образ…".+

Со свойственным ему темпераментом Руднев не мог оставаться пассивным зрителем и не реагировать на кипящую вокруг него общественную жизнь. +

Как вспоминают современники архитектора - выступления Руднева с трибуны ленинградского и московского Домов архитектора всегда были остры и оригинальны. Яркая, зажигательная речь и характерное для него словотворчество, идущее от внутреннего темперамента, когда мысль опережает подбор нужного слова, всегда была сочной, образной, бьющей в цель.
В литературе исследователи отмечают еще одну черту зодчего, как художника в полном понимании этого слова. Рисунок, живопись, скульптура сопровождают его деятельность как зодчего на протяжении многих лет его жизни. Блестящие живописные психологические портреты, сочные натюрморты и тонкие лирические пейзажи широко известны архитекторам и художникам Москвы, Ленинграда, Риги, Баку. +

Ниже мы приводим выдержки из статьи Льва Руднева «Забота о человеке - главная задача архитектора», опубликованной в «Советской архитектуре в 1955 году. Многое, что высказал в то время архитектор, по-прежнему актуально и сегодня:+

"... При современном уровне развития городского транспорта, когда машины непрерывным потоком заполняют улицы, в квартирах, выходящих на магистраль, жизнь испорчена постоянным уличным шумом, запахом бензина. Балконы и лоджии, эти органически свойственные природе жилого здания архитектурные элементы, в расположенных на магистралях домах теряют свое утилитарное значение и превращаются в чисто декоративные средства. На оживленной магистрали обычно перед зданиями отсутствует свободное пространство для зеленых насаждений.

Даже для стоянок автомашин, этого непременного атрибута современного быта, уже не находится места на центральных городских улицах. Все это обедняет жизнь человека, ощутимо лишает его многих удобств. Необходимо еще сказать и о той большой опасности, которой подвергаются дети, живущие в домах, выходящих непосредственно на магистраль.

Все это заставляет пересмотреть привычные, установившиеся приемы городской застройки. Магистраль современного города, где больше едущих, чем идущих, может рассматриваться лишь как транспортная артерия. Все здесь должно быть подчинено разрешению именно этой задачи. Необходимо отрешиться от обычно принятой коридорной застройки, при которой дома непрерывной стеной выстраиваются по фронту улицы. На магистраль надо выводить зелень, которая отделяла бы жилье от четко выделенной транспортной зоны.

.... Вновь создаваемые городские районы я мыслю себе иначе. Жилье надо отнести в глубь кварталов. Своими главными фасадами жилые дома должны «отвернуться» от магистрали. Постановка жилых зданий не может далее идти по границам участка. Я против замкнутого квартала. Квартал должен представлять собой свободное, открытое пространство, где среди зелени размещены правильно ориентированные по странам света жилые дома. Прилегающая к домам обширная территория позволит провести благоустройство в самых широких масштабах.

Непосредственно на магистралях целесообразно сооружать невысокие здания, размещая в них магазины, предприятия общественного питания, бытового обслуживания и т. д. Ставить эти здания надо с большими разрывами, через которые будут открываться перспективы озелененных и благоустроенных внутриквартальных пространств. Первые этажи жилых домов внутри кварталов должны быть использованы только под жилье. По своим функциональным и структурным особенностям жилые и торговые помещения настолько различны, что объединение их в одном здании следует признать во всех отношениях нецелесообразным.

Широко распространенное в настоящее время искусственное сочетание магазинов с жилищем неминуемо влечет за собой большие неудобства как технического, так и функционального порядка, значительно удорожает стоимость 1 кв.м жилой площади.

Перемещение жилых домов с магистралей в глубь кварталов позволит более плодотворно осуществлять строительство по типовым проектам, более широко внедрять унифицированные детали, конструкции и проч. Стоящие по фронту центральных улиц жилые дома стремятся «переспорить» друг друга. При подобном приеме городской застройки для архитектора очень силен соблазн наделить свое произведение ярко выраженными индивидуальными чертами, придать ему подчеркнуто монументальный облик, отвечающий, быть может, значению магистрали, но не соответствующий самой природе жилого здания.

Внутри квартала внешний облик типовых, унифицированных жилых и культурно-бытовых зданий несомненно значительно выиграет. Относительно небольшой протяженности, эти здания, окруженные зеленью, свободно стоящие среди обширной архитектурно организованной территории, не будут создавать монотонности в застройке, того однообразия, которые почти неизбежны при их расположении вдоль улицы.

.... При использовании классических приемов и форм в архитектуре современных многоэтажных зданий необходимо добиваться их подлинно органической связи с внутренним объемно-пространственным построением сооружений, с их тектоникой. Здесь перед проектировщиком возникают большие трудности в связи с лимитированной высотой этажей, членением внутреннего объема на стандартную сетку помещений, общей значительной высотой зданий.

Можно назвать много примеров, когда авторы, не считаясь ни с внутренним содержанием здания, ни с его конструктивным устройством, ни тем более с соображениями экономики, с чрезмерной щедростью оснащают фасады колоннадами, портиками и т. д. Подобное механическое применение атрибутов архитектуры прошлых Эпох ведет к поверхностному украшательству, эклектике, стилизаторству и вместе с тем тормозит внедрение прогрессивных индустриальных методов, конструкций и материалов, снижает темпы и удорожает стоимость строительства.

Я глубоко убежден в необходимости изучения мирового классического архитектурного наследия. Но не для того, чтобы слепо его копировать, а для того, чтобы, осознав его прогрессивные принципы, развивать и применять их в совершенно иных формах, органически связанных с нашей действительностью. При этом надо изучать и современную зарубежную архитектурную практику. Архитектор, не желающий знакомиться с архитектурой зарубежных стран, напоминает мне одного ленинградского скульптора, который не ходил в Эрмитаж потому, что боялся потерять свою индивидуальность...".

______________________

Прежний статус:

посёлок городского типа

Год включения в черту города:

Координаты : 53°56′12″ с. ш. 38°24′28″ в. д.  /  53.93667° с. ш. 38.40778° в. д.  / 53.93667; 38.40778 (G) (Я)

Руднев - микрорайон города Донской в Тульской области , Россия .

Посёлок городского типа Руднев был образован в 1956 году при Люторецких шахтах Донского района Московской области , в 1957-1963 годах входил в Донской район Тульской области. В 1963 году пгт Руднев был передан в административное подчинение городу Донской. В 2005 году вошёл в черту города Донской.

В советское время в Рудневе велась добыча угля .

Население

1959 1970 1979 1989 2002
4697 3769 3243 2693 2190

Напишите отзыв о статье "Руднев (Донской)"

Примечания

Отрывок, характеризующий Руднев (Донской)

На другой день после смотра Борис, одевшись в лучший мундир и напутствуемый пожеланиями успеха от своего товарища Берга, поехал в Ольмюц к Болконскому, желая воспользоваться его лаской и устроить себе наилучшее положение, в особенности положение адъютанта при важном лице, казавшееся ему особенно заманчивым в армии. «Хорошо Ростову, которому отец присылает по 10 ти тысяч, рассуждать о том, как он никому не хочет кланяться и ни к кому не пойдет в лакеи; но мне, ничего не имеющему, кроме своей головы, надо сделать свою карьеру и не упускать случаев, а пользоваться ими».
В Ольмюце он не застал в этот день князя Андрея. Но вид Ольмюца, где стояла главная квартира, дипломатический корпус и жили оба императора с своими свитами – придворных, приближенных, только больше усилил его желание принадлежать к этому верховному миру.
Он никого не знал, и, несмотря на его щегольской гвардейский мундир, все эти высшие люди, сновавшие по улицам, в щегольских экипажах, плюмажах, лентах и орденах, придворные и военные, казалось, стояли так неизмеримо выше его, гвардейского офицерика, что не только не хотели, но и не могли признать его существование. В помещении главнокомандующего Кутузова, где он спросил Болконского, все эти адъютанты и даже денщики смотрели на него так, как будто желали внушить ему, что таких, как он, офицеров очень много сюда шляется и что они все уже очень надоели. Несмотря на это, или скорее вследствие этого, на другой день, 15 числа, он после обеда опять поехал в Ольмюц и, войдя в дом, занимаемый Кутузовым, спросил Болконского. Князь Андрей был дома, и Бориса провели в большую залу, в которой, вероятно, прежде танцовали, а теперь стояли пять кроватей, разнородная мебель: стол, стулья и клавикорды. Один адъютант, ближе к двери, в персидском халате, сидел за столом и писал. Другой, красный, толстый Несвицкий, лежал на постели, подложив руки под голову, и смеялся с присевшим к нему офицером. Третий играл на клавикордах венский вальс, четвертый лежал на этих клавикордах и подпевал ему. Болконского не было. Никто из этих господ, заметив Бориса, не изменил своего положения. Тот, который писал, и к которому обратился Борис, досадливо обернулся и сказал ему, что Болконский дежурный, и чтобы он шел налево в дверь, в приемную, коли ему нужно видеть его. Борис поблагодарил и пошел в приемную. В приемной было человек десять офицеров и генералов.

Новое на сайте

>

Самое популярное