Домой Как выбрать "базальт" и "малахит", спрессованные в "гранит". Подводные корабли проекта «Антей» получат новое вооружение – ракетные комплексы «Калибр» и «Оникс Ракеты п 700

"базальт" и "малахит", спрессованные в "гранит". Подводные корабли проекта «Антей» получат новое вооружение – ракетные комплексы «Калибр» и «Оникс Ракеты п 700

Универсальный ракетный комплекс "Гранит" с дальней противокорабельной крылатой ракетой П-700 подводно-надводного старта предназначен для поражения авианосных групп НАТО.

Головная организация - НПО машиностроения. Главный конструктор - Владимир Челомей (с 1984 г. - Герберт Ефремов). Разработка была начата в 1969г. На государственные испытания комплекс был предъявлен в 1979 г. Испытания проводились на береговых стендах и головных кораблях: подводной лодке и крейсере «Киров». Испытания были успешно завершены в августе 1983 года, и Постановлением СМ СССР от 12 марта 1983 года комплекс «Гранит» принят на вооружение ВМФ.

В процессе создания комплекса "Гранит" впервые все основные смежники разветвленной кооперации проработали множество (до одного-двух десятков) вариантов конструктивных решений по крылатой ракете, бортовой системе управления, по подводной лодке. Затем эти варианты оценивались по боевой эффективности, стоимости и срокам создания, реализуемости, и на основе анализа были сформулированы требования к крылатой ракете и другим элементам системы вооружения. В результате созданный комплекс впервые приобрел возможность решать любую задачу морского боя нарядом огневых средств одного носителя.

С момента создания первых ПКР, способных поражать надводные корабли на очень больших дальностях, встал вопрос обеспечения противокорабельных ракет данными целеуказания. В глобальном масштабе эта задача могла бы быть решена только с помощью космических аппаратов. Теоретические основы построения такой космической системы, параметры их орбит, взаимное положение спутников на орбитах разработаны непосредственно с участием академика М.В.Келдыша. Система состояла из нескольких спутников радиолокационной и радиотехнической разведки, с которых данные об обнаруженных целях могли непосредственно быть переданы на носитель КР или на наземные пункты.

На западе ракета получила обозначение SS-N-19 "Shipwreck" .

Состав

Бортовая автономная селективная система управления ПКР построена на основе мощной трехпроцессорной вычислительной машины с использованием нескольких информационных каналов, что позволяет успешно разбираться в сложной помеховой обстановке и выделять истинные цели на фоне любых помех. Создание этой системы осуществлено коллективом ученых и конструкторов ЦНИИ "Гранит" под руководством его генерального директора Героя Социалистического Труда, лауреата Ленинской премии В.В.Павлова.

Ракета 3М-45 (П-700) имеет несколько гибких адаптивных траекторий в зависимости от оперативной и тактической обстановки в морском и воздушном пространстве района операции. Максимальная скорость полета соответствует М=2,5 на большой высоте и М=1,5 - на малой. Комплекс обеспечивает залповую стрельбу всем боекомплектом с рациональным пространственным расположением ракет и позволяет действовать против одиночного корабля по принципу "одна ракета-один корабль" или "стаей" против ордера кораблей.

В режиме беглого огня одна ракета, выполняющая роль "наводчика" летит по высокой траектории, чтобы максимально увеличить площадь захвата цели, в то же время другие ракеты летят по низкой траектории. В полёте ракеты обмениваются информацией о целях. Если ракета -"наводчик" перехвачена, тогда одна из других ракет автоматически принимает на себя её функции. Ракеты сами распределяют и классифицируют по важности цели, выбирают тактику атаки и план ее проведения. Для исключения ошибки при выборе маневра и поражения заданной цели в бортовую вычислительную машину (БЦВМ) заложены электронные данные по современным классам кораблей. К тому же в БЦВМ есть и тактические сведения, к примеру, о типе ордеров кораблей, что позволяет ракете определить, кто перед ней - конвой, авианесущая или десантная группа, и атаковать главные цели в ее составе. В БЦВМ заложены данные по противодействию средствам радиоэлектронной борьбы противника, способным постановкой помех уводить ракеты от цели, тактические приемы уклонения от огня средств противовоздушной обороны. После пуска ракеты сами решают, какая из них будет атаковать какую цель и какие маневры для этого нужно осуществить в соответствии с заложенными в программу поведения математическими алгоритмами. Ракета имеет и средства противодействия атакующим ее противоракетам. Уничтожив главную цель в корабельной группе, оставшиеся ракеты атакуют другие корабли ордера, исключив возможность поражения двумя ракетами одной и той же цели.

Ракета имеет маршевый турбореактивный двигатель КР-93 (разработан в КБ Уфимского моторостроительного ПО под руководством главного конструктора Сергея Гаврилова) и кольцевой твердотопливный ускоритель в хвостовой части, начинающий работу под водой. Вариант ракеты с опытным сверхзвуковым прямоточным двигателем 4Д 04 , разработанным в ОКБ-670 под руководством Михаила Бондарюка, позволял ракете развивать скорость до 4М.

По опыту боевой и оперативной подготовки ВМФ, сбить такую ракету практически невозможно. Даже если поразить "Гранит" противоракетой, ракета из-за своей огромной массы и скорости может сохранить начальную скорость полета и в результате долететь до цели.

Ракетным комплексом "Гранит" вооружены 12 атомных подводных крейсеров (АПК) проекта 949А типа "Антей", по 24 ПКР на каждом, со скоростью подводного хода более 30 узлов. Пусковая установка СМ-225А, размещенная на АПК этого проекта, предназначена для обеспечения условий хранения и пуска крылатых ракет ЗМ45 или ЗМ15 как при подводном, так и при надводном положениях. Пусковая установка СМ-225А размещена в контейнере ПЛ, установленном под постоянным углом. Внутри контейнера на устройстве продольного удержания установлен стакан с направляющими и раскреплен через поперечные амортизаторы на стенки контейнера ПЛ. Поперечные амортизаторы размещены в герметизированном сухом объеме, образованном стенкой контейнера, стаканом и двумя резинокордными оболочками (РКО).

Каждый подводный крейсер стоит в десять раз дешевле, чем авианосец ВМС США типа "Нимитц". Таков наш асимметричный и экономичный ответ на авианосную угрозу. Других сил в Вооруженных силах России, способных реально противостоять этой угрозе, сейчас фактически нет. С учетом проводимых модернизаций самих носителей, ракетного комплекса и ПКР "Гранит" созданная группировка способна эффективно действовать до 2020 г. Естественно, одновременно необходимо развивать и поддерживать в боеготовом состоянии и системы боевого управления силами, разведки и целеуказания.

Кроме борьбы с АУГ боевые единицы группировки способны действовать не только против соединений кораблей всех классов в ходе вооруженных конфликтов любой интенсивности, но и эффективно поражать ракетами с обычной боевой частью цели на побережье противника. При необходимости корабли с комплексом "Гранит" могут явиться резервом решения задач Морских стратегических ядерных сил.

На четырех тяжелых атомных ракетных крейсерах проекта 1144 (типа "Петр Великий") размещено по 20 ракет в индивидуальных подпалубных пусковых установках СМ-233 (разработчик - КБ специального машиностроения), с углом возвышения 60°.

Технические решения при разработке ПУ СМ-233 были направлены на выполнение следующих основных требований:

    унификацию и заимствование механизмов и сборочных единиц ПУ СМ-233 с пусковой установкой СМ-225 комплекса РО "Гранит" подводной лодки проекта 949;

    повышение надежности старта ракеты за счет уменьшения числа операций в боевом цикле.

На корабле ПУ размещены в подпалубном помещении под углом к горизонту в четыре ряда по пять единиц вдоль диаметральной плоскости корабля. Габаритные размеры палубных проемов определены из условий безопасного выхода ракет при старте и загрузке. ПУ поставлялись с завода-изготовителя (ЛМЗ) на корабль полностью собранными, прошедшие все испытания и проверки в объеме программ заводских испытаний и ТУ, что значительно сокращало время на монтаж, отладку и испытания на корабле. Закрывание палубных проемов обеспечивается защитными крышками с конструктивной защитой от осколков снарядов гидравлическими приводами. Открывание (закрывание) крышек производится по заранее установленной циклограмме по мере запуска ракет. На верхней палубе и на крышках предусмотрены посадочные места для установки палубного загрузочного устройства.

На основании Решения Минсудпрома, Минобщемаша и ВМФ от 05.02.82 г. №1/0018 в 1982 г. начались работы по созданию ПУ СМ-233А комплекса РО "Гранит" для корабля проекта 1143.5 ("Адмирал флота Советского Союза Кузнецов", главный конструктор В.Ф.Аникиев).

При разработке ПУ СМ-233А были приняты технические решения, направленные на повышение тактико-технических характеристик и технико-экономических показателей установки СМ-233:

    повышение боеготовности и надежности за счет сокращения количества механизмов и устройств, задействованных в период предстартовой подготовки и пуска ракеты;

    снижение трудозатрат и стоимости за счет уменьшения металлоемкости и упрощения конструкции трудоемких узлов и механизмов;

    сокращения объема и времени технического обслуживания и упрощение условий его проведения;

    повышение ремонтопригодности пусковой установки за счет упрощения конструкции механизмов;

    уменьшение количества взаимных связей ПУ с системами корабля.

На корабле проекта 1143.5 размещено 12 пусковых установок СМ-233А. ПУ размещены под верней палубой с постоянным углом возвышения. Внутри корпуса ПУ на шарнирных опорах устройства продольного удержания установлен стеклопластиковый стакан с направляющими и раскреплен через поперечную амортизацию на стенки корпуса установки. Сверху ПУ герметично закрывается крышкой с защитным набором и устройством радиомаскировки.

МОМ была начата разработка противокорабельной ракеты дальнего действия «Гранит».
Еще в середине 60-х годов, в период разработки комплексов «Аметист» и «Малахит», генеральный конструктор В.Н.Челомей пришел к заключению о необходимости и возможности сделать новый шаг на пути универсализации условий старта для ракет дальнего действия. Он выступил с предложением о разработке нового комплекса с крылатыми ракетами, способными стартовать из-под воды, а по дальности и скорости полета не уступающими комплексу «Базальт ». Предполагалось этим комплексом оснащать как подводные лодки (проект 949 «Гранит»), так и надводные корабли. Новый комплекс получил наименование «Гранит». В процессе создания комплекса «Гранит» впервые все основные смежники разветвленной кооперации проработали множество (до одного-двух десятков) вариантов конструктивных решений по крылатой ракете, бортовой системе управления, по подводной лодке. Затем эти варианты оценивались по боевой эффективности, стоимости и срокам создания, реализуемости, и на основе анализа были сформулированы требования к крылатой ракете и другим элементам системы вооружения.
С момента создания первых ПКР, способных поражать надводные корабли на очень больших дальностях, встал вопрос обеспечения противокорабельных ракет данными целеуказания. В глобальном масштабе эта задача могла бы быть решена только с помощью космических аппаратов.
Теоретические основы построения такой космической системы, параметры их орбит, взаимное положение спутников на орбитах разработаны непосредственно с участием академика М.В.Келдыша. Система, создававшаяся в ЦКБМ, состояла из нескольких спутников радиолокационной и радиотехнической разведки, с которых данные об обнаруженных целях могли непосредственно быть переданы на носитель КР или на наземные пункты.
Комплекс «Гранит» обладал рядом качественно новых свойств. Впервые создали ракету большой дальности стрельбы с автономной системой управления. Бортовая система управления строилась на основе мощной трехпроцессорной вычислительной машины с использованием нескольких информационных каналов, что позволяло успешно разбираться в сложной помеховой обстановке и выделять истинные цели на фоне любых помех. Создание этой системы осуществлено коллективом ученых и конструкторов ЦНИИ «Гранит» под руководством его генерального директора Героя Социалистического Труда, лауреата Ленинской премии В.В.Павлова.
В ракете воплотился богатый опыт НПО по созданию электронных систем искусственного интеллекта, позволяющий действовать против одиночного корабля по принципу «одна ракета - один корабль» или «стаей» против ордера кораблей. Ракеты сами распределят и классифицируют по важности цели, выберут тактику атаки и план ее проведения. Для исключения ошибки при выборе маневра и поражения именно заданной цели в бортовую вычислительную машину ПКР заложены электронные данные по современным классам кораблей. К тому же в машине есть и чисто тактические сведения, к примеру, о типе ордеров кораблей, что позволяет ракете определить, кто перед ней - конвой, авианесущая или десантная группа, и атаковать главные цели в ее составе.
Также в бортовой вычислительной машине есть данные по противодействию средствам радиоэлектронной борьбы противника, способным постановкой помех уводить ракеты от цели, тактические приемы уклонения от огня средств противовоздушной обороны. Как говорят конструкторы, после пуска ракеты сами решают, какая из них будет атаковать какую цель и какие маневры для этого нужно осуществить в соответствии с заложенными в программу поведения математическими алгоритмами. Ракета имеет и средства противодействия атакующим ее противоракетам. Уничтожив главную цель в корабельной группе, оставшиеся ракеты атакуют другие корабли ордера, исключив возможность поражения двумя ракетами одной и той же цели.
В 1966-1967 гг. в ОКБ-670 М.М.Бондарюка готовился проект двигателя 4Д-04 оригинальной схемы для КР «Гранит», рассчитанной на скорость М=4. В дальнейшем для этой ракеты был выбран серийный маршевый ТРД КР-93 на М=2,2. Ракета имеет ТРД и кольцевой твердотопливный ускоритель в хвостовой части, начинающий работу под водой. Впервые была решена сложная инженерная задача запуска двигателя за очень короткое время при выходе ракеты из-под воды.
Возможность маневрирования ракет позволила реализовать рациональный боевой порядок их в залпе с наиболее эффективной формой траектории. Это обеспечило успешное преодоление огневого противодействия сильной корабельной группировки.
Следует сказать, что ни в одной из предыдущих крылатых ракет, созданных в НПОМ, не было сконцентрировано и успешно реализовано столь много новых сложнейших задач, как в ракете «Гранит». Сложнейшая конструкция ракеты потребовала проведения большого объема наземных испытаний в гидробассейнах, аэродинамических трубах, на теплопрочностных стендах и т.д.
После проведения полного объема наземной отработки по КР и основным ее элементам (системы управления, маршевого двигателя и др.) в ноябре 1975 г. начали летно-конструкторские испытания. На государственные испытания комплекс был предъявлен в 1979 г. Испытания проводились на береговых стендах и головных кораблях: подводной лодке и крейсере «Киров». Испытания были успешно завершены в августе 1983 года, и Постановлением СМ от 12 марта 1983 года комплекс «Гранит» приняли на вооружение ВМФ.
Ракеты нового универсального ракетного комплекса третьего поколения «Гранит» имели как подводный, так и надводный старт, дальность стрельбы 550 км, обычную или ядерную боевую часть, несколько гибких адаптивных траекторий (в зависимости от оперативной и тактической обстановки в морском и воздушном пространстве района операции), скорость полета в 2,5 раза больше скорости звука. Тротиловый эквивалент боевой части каждой ракеты равен 618 кг, радиус действия поражающих факторов - 1200 метров.
Комплекс обеспечивал залповую стрельбу всем боекомплектом с рациональным пространственным расположением ракет и помехозащищенную автономную селективную систему управления. При создании «Гранита» впервые был использован подход, основой которого является взаимная увязка элементов сложной системы (средства целеуказания - носитель - ПКР). В результате созданный комплекс впервые приобрел возможность решать любую задачу морского боя нарядом огневых средств одного носителя. По опыту боевой и оперативной подготовки ВМФ, сбить такую ракету практически невозможно. Даже если поразить «Гранит» противоракетой, ракета из-за своей огромной массы и скорости может сохранить начальную скорость полета и в результате долететь до цели.
Ракетным комплексом «Гранит» вооружены 12 атомных подводных крейсеров проекта 949А типа «Антей», по 24 ПКР на каждом, со скоростью подводного хода более 30 узлов. На четырех тяжелых атомных ракетных крейсерах проекта 1144 (типа «Петр Великий») размещено по 20 ракет в индивидуальных подпалубных пусковых установках СМ-233. ПУ расположены наклонно - под углом 47º. Перед пуском ракет контейнеры заполняются водой. Кроме того, этими ракетами оснащен ТАВКР «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов» (пр. 1143.5) - 12 ПКР.
Каждый подводный крейсер стоит в 10 раз дешевле, чем авианосец ВМС США типа «Нимитц». Других сил в Вооруженных силах России, способных реально противостоять авианосной угрозе, сейчас фактически нет. С учетом проводимых модернизаций самих носителей, ракетного комплекса и ПКР «Гранит» созданная группировка способна эффективно действовать до 2020 г. Естественно, одновременно необходимо развивать и поддерживать в боеготовом состоянии и системы боевого управления силами, разведки и целеуказания. Кроме борьбы с АУГ боевые единицы группировки способны действовать не только против соединений кораблей всех классов в ходе вооруженных конфликтов любой интенсивности, но и эффективно поражать ракетами с обычной боевой частью цели на побережье противника. При необходимости корабли с комплексом «Гранит» могут явиться резервом решения задач Морских стратегических ядерных сил.
Первые фотографии секретной ракеты появились только в 2001 г. после трагической гибели подводной лодки К-141 «Курск» 12 августа 2000 г. После подъема подводной лодки 23 ПКР, бывшие на борту АПЛ в последнем походе, выгружаются для дальнейшей утилизации.

ракета
Описание
Разработчик ЦКБМ
Обозначение комплекс П-700 «Гранит»
3М45
Обозначение NATO SS-N-19 «Shipwreck»
Первый пуск 1975
Система управления инерциальная с активным радиолокационным конечным наведением
Геометрические и массовые характеристики
Длина, м 10
Размах крыла, м 2,6
Диаметр, м 0,85
Стартовый вес, кг 7000
Тип боеголовки фугасно-кумулятивная ядерная (500 кт)
Масса БЧ, кг 750
Силовая установка
Маршевый двигатель ТРД КР-93
Тяга, кгс (кН)
Стартово-разгонная ступень твердотопливная
Летные данные
Скорость, км/ч (М=) на высоте 2800 (2,5)
у земли (1,5)
Дальность пуска, км 550 (625)
Маршевая высота полета, м


), а все прочие информагентства ссылаются только на "Известия". Остаётся предположить, что представитель завода в Большом Камне позвонил в редакцию отдельно взятой московской (центральной) газеты и эксклюзивно "объявил" о знаменательном событии. Как бы то ни было, отнесёмся к представленной информации с доверием.


АПКР пр. 949А (судя по эмблеме на ограждении рубки - "Томск", фото с forums.airbase.ru от Вованыч_1977 )

Факт начала ремонтных работ на атомном подводном ракетном крейсере (АПКРРК) "Иркутск", безо всякой иронии, знаменателен сам по себе. Вот некоторые ключевые моменты из биографии корабля : 30.12.1988 - вступил в строй; 30.08-27.09.1990 - совершил трансарктический переход с СФ на ТОФ, 28.04.1992 отнесён к подклассу АПКР; 11.1997 выведен в резерв в ожидании среднего ремонта в бухте Крашенинникова, поставлен на прикол; 11.2001 переведён для проведения среднего ремонта на ДВЗ "Звезда" (Большой Камень). Т. е., отслуживший неполных 9 лет крейсер уже 16 лет самостоятельно не выходил в море! (чисто теоре тически "Иркутск" мог дойти до завода, используя резервные средства движения - дизель-генераторы и гребные электродвигатели).




АПКР "Иркутск" (фото с ntv.ru)

Возвращаясь к сообщению "Известий", для начала поправим автора публикации (А. Криворучек) : ВМФ РФ имеет в своём составе не семь, а восемь АПКР пр. 949А (три на Севере и пять на ТОФе), из которых три находятся в строю (СФ - "Воронеж", ТОФ - "Тверь" и "Омск"), четыре - в ремонте или модернизации (СФ - "Орёл", "Смоленск"; ТОФ - "Иркутск", "Томск") и один - в резерве 2-й категории в ожидании ремонта (ТОФ - "Челябинск"). С учётом того, что "Смоленск" уже готовится к заводским ходовым испытаниям (ссылка 3), соотношение 3-4-1, в течение ближайшего времени должно измениться на 4-3-1 , а в идеале - на 6(5)-2(3)-0 .

Изюминкой новости от 05.12 стало, конечно же, грядущее перевооружение первого из восьми "Антеев" на новый ракетный комплекс : "Лодки проекта "Антей" предназначены для борьбы с авианосными группировками - для поражения авианосцев их оснащали ракет ным комплексом "Гранит". Крылатые ракеты этого комплекса развивают скорость в 2,5 Маха и поражают надводные цели на рассто янии до 600 км (500 км - А.Ш.). На "Иркутске" "Гранит" заменят на более современный "Оникс".

Дальность действия ракет "Оникса" вполовину меньше. Однако они лучше защищены от радиопомех и более скрытны для радаров. По словам контр-адмирала в отставке В. Захарова, "Гранит" морально устарел. К тому же ракеты "Оникса" намного компактнее - это позволит разместить на борту большее их количество. "Гранит" . когда-то был мощным вооружением . (?! -А.Ш.), но очевидно, что его пора совершенствовать, - пояснил "Известиям" Захаров" (конец цитаты).


АПКР "Омск" (ТОФ) демонстрирует свою ударную мощь (фото с forums.airbase.ru от К-157)

"Гранит" (наряду с "Вулканом"), конечно же, и сейчас остаётся самым мощным в мире противокорабельным оружием, но не в этом суть. Необходимость модернизации ракетного вооружения АПКР пр. 949А самоочевидна, поэтому перейдём к деталям и попытаем ся ответить на вопрос: сколько новых малогабаритных ПКР можно разместить на подводном крейсере вместо 24 ракет 3М45 ПКРК П-700 "Гранит"? Вот что говорится об этом на militaryrussia . ru : "По состоянию на 2009 г. также обсуждалась (в специализированных СМИ) возможность применения специального пускового стакана-вкладыша в ПУ СМ-225А на две ракеты калибра 533 или 650 мм ("Оникс", "Калибр" и др.). Предположительно стакан-вкладыш мог устанавливаться в пусковую установку ракет "Гранит" без пере делки пускового контейнера, с совпадением электрических разъёмов ( ! -А.Ш.) " .

Есть и другая, более свежая информация (14.12.2011) : "... самые серьёзные изменения коснутся набора вооружения корабля. На смену "циклопическим" "Гранитам" (в статье их ещё называют "монстрами эпохи холодной войны"! - А.Ш.) придут новейшие сверх звуковые противокорабельные крылатые ракеты "Оникс". По своим характеристикам "Оникс" уступает "Граниту". Но зато превос ходит его по системе управления, алгоритму боевого применения, а самое главное - по весу и размеру. Как рассказали "Взгляду" в КБ Машиностроения из подмосковного Реутова, где создавались "Гранит" и "Оникс", в ракетную шахту лодки 949 проекта входят три новые ракеты "Оникс" . В результате боевой потенциал корабля сразу же возрастает с 24 до 72 крылатых ракет" .

Не привыкший доверять журналистам на слово автор данной статьи решил собственноручно проверить сказанное, вооружившись схемами общего расположения АПКР пр. 949А и скудными сведениями о массогабаритных характеристиках отечественных ПКР и их пусковых установок. Ракета 3М45 комплекса "Гранит" весит 7360 кг, имеет длину 8,84 м и диаметр описанной окружности со сложенными крыльями 1,35 м . Данных по пусковой установке СМ-225А найти не удалось, поэтому её наружный диаметр (около 1,82 м) получен пересчётомпо известной ширине корпуса АПКР пр. 949 с его поперечного сечения . Разница в 47 см (зазор 23,5 см) достаточно хорошо согласуется с тем фактом, что ракета размещается в ПУ в собственном пусковом стакане, а в пространстве между внутренней поверхностью пусковой установки и стаканом расположены амортизационные устройства . В свою очередь, масса . ракеты 3М55 комплекса "Оникс" ("Яхонт") в транспортно-пусковом стакане (ТПС) и без него составляет 3 900 кг и 3 000 кг, а длина и диаметр ТПС - 8,90 и 0,72 м соответственно, при этом наклонный старт (в отличие от вертикального на "Северодвинске") не противоречит заявленным ТТХ (15-90 град.) . В графическом исполнении замещение "Гранита" "Ониксом" выглядит так:

Если по габаритам ракет концепция "три вместо одной" представляется вполне жизнеспособной, то по суммарной массе боезапаса дела обстоят несколько хуже - 72 ПКР "Оникса" весят почти на 50 тонн больше 24 ракет "Гранита" (при расчёте неизвестная масса ТПС ПКР 3М45 была пересчитана по аналогии с 3М55). На первый взгляд, 50 лишних тонн для корабля с надводным водоизмеще нием 14 700 т (больше "Москвы"! ) не являются слишком большой проблемой (каких-то 0,3%). Однако, весовую дисциплину никто не отменял (особенно в отношении . подводного крейсера), поэтому желательно оставаться в пределах проектной нагрузки масс.

Вопрос снимается сам собой при совершенно логичной "переклассификации" АПКР из противокорабельного (противоавианосного) в многоцелевой с включением в его боезапас уже упоминавшихся КР комплекса "Калибр", точнее - стратегических КР с дальностью пуска 2600 км . По причине особой закрытости темы, придётся воспользоваться ТТХ экспортного варианта ракеты - 3М14Э (комп лекс Club ), дальность которого ограничена международными соглашениями (300 км) : стартовая масса 1770 кг; длина 6,2 м; диаметр 0,533 м (торпедный стандарт) ; длина и диаметр ТПС (по аналогии с ПКР 3М54Э1/3М54ТЭ1) - 8,92 и 0,645 м . Таким образом, ни по своей собственной массе, ни по габаритам ТПС ракета 3М14 не превосходит ПКР комплекса "Оникс".

Можно предложить несколько вариантов комплектации ракетного боезапаса, которые не приведут ни к перегрузке корабля, ни к изменению его центровки ("Оникс"/"Калибр", в скобках - изменение нагрузки в тоннах) :1 ) поровну (как на схеме внизу) - 36/36 (-6,5); 2 ) минимум ПКР - 12/60 (-45); 3 ) минимум ПКР для гарантированного прорыва ПВО АУГ (по расчётам советских военных теоретиков ) - 24/48 (-26); только ПКР (по три ракеты в 8 ПУ и по две в 16) - 56/0 (-11); только стратегические КР - 0/72 (-64).

Источники

К-132, "Иркутск" проект 949А, 949АМ2(?), сайт Андрея Николаева "Штурм глубины" (

Черт, как же мне нравится эта машина! Сверхзвуковой крылатый корабль с хищным, продолговатым фюзеляжем и острыми треугольниками плоскостей. Внутри, в тесной кабине пилота, взгляд теряется среди десятков циферблатов, тумблеров и переключателей. Вот ручка управления самолетом, удобная, из ребристой пластмассы. В нее встроены кнопки управления . Левая ладонь сжимает ручку управления двигателем, прямо под ней пульт управления закрылками. Впереди стеклянный экран, на него проецируется изображение прицела и показания приборов – быть может, в нем когда-то отражались силуэты «Фантомов», но сейчас прибор отключен и потому совершенно прозрачен…

Пора покидать кресло пилота – внизу, у лестницы, столпились другие желающие попасть в кабину МиГ-21. Последний раз окидываю взглядом синюю панель приборов и спускаюсь с трехметровой высоты на землю.
Уже прощаясь с МиГом, я неожиданно представил, как 24 таких же самолета движутся где-нибудь под поверхностью Атлантики, ожидая своего часа в пусковых шахтах атомной субмарины. Такой боекомплект противокорабельных ракет находится на борту российских «убийц авианосцев» - подводных атомоходов пр. 949А «Антей». Сравнение МиГа с крылатой ракетой - не преувеличение: массогабаритные характеристики ракеты комплекса П-700 «Гранит» приближаются к характеристикам МиГ-21.

Твердость гранита

Длина исполинской ракеты - 10 метров (в некоторых источниках - 8,84 метра без учета СРС), размах крыла «Гранита» – 2,6 метра. Истребитель МиГ-21Ф-13 (в дальнейшем мы будем рассматривать эту известную модификацию) при длине фюзеляжа 13,5 метров, имеет размах крыла 7 метров. Казалось бы, отличия существенные – самолет крупнее ПКР, но последний аргумент должен убедить читателя в правильности наших рассуждений. Стартовая масса ПКР «Гранит» равна 7,36 тонны, в это же время, нормальная взлетная масса МиГ-21Ф-13 составляла… 7 тонн. Тот самый МиГ, который дрался с «Фантомами» во Вьетнаме и сбивал «Миражи» в раскаленном небе над Синаем, оказался легче советской противокорабельной ракеты!


П-700 "Гранит"



Сухая масса конструкции МиГ-21Ф-13 составляла 4,8 тонны, еще 2 тонны приходилось на топливо. В процессе эволюции МиГа взлетная масса увеличилась и, у наиболее совершенного представителя семейства МиГ-21бис достигла 8,7 тонн. При этом масса конструкции подросла на 600 кг, а запас топлива увеличился на 490 кг (что никак не отразилось на дальности полета МиГ-21бис – более мощный двигатель «сожрал» все резервы).

Фюзеляж МиГ-21, как и корпус ракеты «Гранит» представляет собой сигарообразное тело со срезанными передними и задними концами. Носовая часть обеих конструкций выполнена в виде воздухозаборника с регулируемым с помощью конуса входным сечением. Как и на истребителе, в конусе «Гранита» располагается антенна РЛС. Но, несмотря на внешнее сходство, в конструкции ПКР «Гранит» имеется немало отличий.


Рассекреченное фото. Так выглядит боевая часть ПКР "Гранит"


Компоновка «Гранита» значительно плотнее, корпус ракеты имеет большую прочность, т.к. «Гранит» рассчитывался на подводный старт (на атомных крейсерах «Орлан» перед запуском в ракетные шахты закачивают забортную воду). Внутри ракеты находится огромная боевая часть массой 750 кг. Мы говорим о вполне очевидных вещах, но сравнение ракеты с истребителем неожиданно приведет нас к необычному выводу.

Полет на пределе возможностей

Вы бы поверили фантазеру, утверждающему, что МиГ-21 способен пролететь дистанцию 1000 километров на предельно малой высоте (20-30 метров над поверхностью Земли), на скорости, в полтора раза превышающей скорость звука? При этом неся в своем чреве огромный боеприпас массой 750 килограммов? Разумеется, читатель недоверчиво покачает головой – чудес не бывает, МиГ-21 в крейсерском режиме на высоте 10 000 м мог преодолеть 1200-1300 километров. Кроме того, МиГ, в силу своей конструкции, мог показать свои отличные скоростные качества только в разреженной атмосфере на больших высотах; у поверхности земли скорость истребителя ограничивалась 1,2 скоростями звука.

Скорость, форсаж, дальность полета… Для двигателя Р-13-300, расход топлива в крейсерском режиме 0,931 кг/кгс*час., на форсаже - достигает 2,093 кг/кгс*час. Даже увеличение скорости не сможет компенсировать резко возросший расход топлива, кроме того, в таком режиме никто не летает больше 10 минут.

Согласно книге В. Марковского «Жаркое небо Афганистана», где подробно описываются боевая служба 40-й армии и Туркестанского военного округа, истребители МиГ-21 регулярно привлекались к нанесению ударов по наземным целям. В каждом эпизоде боевая нагрузка МиГов состояла из двух 250 кг бомб, а во время сложных вылетов, она вообще сокращалась до двух «соток». При подвеске более крупных боеприпасов стремительно сокращалась дальность полета, МиГ становился неповоротлив и опасен в пилотировании. Необходимо учесть, речь идет о наиболее совершенных модификациях «двадцать первого», применявшихся в Афганистане - МиГ-21бис, МиГ-21СМ, МиГ-21ПФМ и т.д.

Боевая нагрузка МиГ-21Ф-13 состояла из одной встроенной пушки НР-30 с боекомплектом 30 снарядов (масса 100 кг) и двух управляемых ракет «воздух-воздух» Р-3С (масса 2 х 75 кг). Осмелюсь предположить, что максимальная дальность полета 1300 км была достигнута вообще без внешних подвесок.


Силуэт F-16 и ПКР "Гранит". Cоветская ракета выглядит солидно даже на фоне крупного F-16 (взлетная масса 15 тонн)

.
Противокорабельный «Гранит» более «оптимизирован» для маловысотного полета, площадь фронтальной проекции ракеты, меньше чем у истребителя. У «Гранита» отсутствует убирающееся шасси и тормозной парашют. И все-таки, на борту противокорабельной ракеты меньше топлива – пространство внутри корпуса отнимает 750 кг боевая часть, пришлось отказаться от топливных баков в консолях крыла (у МиГ-21 их два: в носовой и средней корневой части крыла).

Учитывая, что «Граниту» придется прорываться к цели на предельно малой высоте, сквозь плотнейшие слои атмосферы, становится понятно, почему реальная дальность полета П-700 намного меньше заявленной в 550, 600 и, даже, 700 километров. На ПМВ на сверхзвуке дальность полета тяжелой противокорабельной ракеты составляет 150…200 км (в зависимости от типа БЧ). Полученное значение полностью совпадает с тактико-техническим заданием ВПК при СМ СССР от 1968 г. на разработку тяжелой противокорабельной ракеты (будущего «Гранита»): 200 км на маловысотной траектории.

Отсюда следует еще один вывод – красивая легенда о «ракете-лидере» остается всего лишь легендой: низколетящая «стая» не сможет следовать за «ракетой-лидером», летящей на большой высоте.
Впечатляющая цифра 600 километров, которая часто появляется в СМИ, справедлива только для высотной траектории полета, когда ракета следует к цели в стратосфере, на высоте от 14 до 20 километров. Этот нюанс влияет на боевую эффективность ракетного комплекса, летящий на большой высоте объект может быть легко обнаружен и перехвачен - мистер Пауэрс свидетель.

Легенда о 22 ракетах

Несколько лет назад один уважаемый адмирал опубликовал воспоминания о службе 5-ой ОПЭСК (Оперативной Эскадры) ВМФ СССР в Средиземном море. Оказывается, еще в 80-е году советские моряки точно рассчитали количество ракет для поражения авианосных соединений Шестого американского . Согласно их выкладкам, ПВО АУГ способна отразить одновременный удар не более 22-х сверхзвуковых противокорабельных ракет. Двадцать третья ракета гарантировано поражает авианосец, а дальше начинается адская лотерея: 24-я ракета может быть перехвачена ПВО, 25-я и 26-я снова прорвут оборону и попадут в корабли…
Бывший моряк говорил правду – одновременный удар 22 ракет это предел для ПВО авианосной ударной группировки. В этом легко убедиться, самостоятельно рассчитав возможности Иджис-крейсера типа «Тикондерога» по отражению ракетных атак.


USS Lake Champlain (CG-57) - ракетный крейсер типа "Тикондерога"


Итак, атомный подводный крейсер пр. 949А «Антей» вышел на дистанцию запуска 600 км, успешно решена проблема с целеуказанием.
Залп! – 8 «Гранитов» (максимальное число ракет в залпе) пробивают толщу воды и, взметнувшись огненным смерчем на высоту 14 километров, ложатся на боевой курс…

Согласно фундаментальным законам природы, сторонний наблюдатель сможет увидеть «Граниты» на дальности 490 километров – именно на таком расстоянии ракетная стая, летящая на высоте 14 км, поднимается над горизонтом.
По официальным данным, фазированная антенная решетка РЛС AN/SPY-1 способна обнаружить воздушную цель на дальности 200 американских миль (320 км). Эффективная площадь рассеяния истребителя МиГ-21 оценивается в пределах 3…5 кв. метров – это достаточно много. ЭПР ракеты меньше – в пределах 2 кв. метров. Грубо говоря, радар Иджис-крейсера обнаружит угрозу на расстоянии 250 км.

Групповая цель, расстояние … пеленг … Смятенное сознание операторов командного центра, обостренное импульсами страха, видит 8 страшных «засветок» на экране радара. Зенитное оружие к бою!
Полминуты потребовалось команде крейсера на подготовку к ракетной стрельбе, с лязгом откинулись крышки УВП Марк-41, первый Standard-2ER (extended range – «большой дальности») выбрался из пускового контейнера, и, распушив свой огненный хвост, исчез за облаками…за ним еще один…и еще…
За это время «Граниты» на скорости 2,5М (800 м/с) приблизились на 25 километров.


По официальным данным, пусковая установка Марк-41 может обеспечить темп выпуска ракет 1 ракета в секунду. На «Тикондероге» две пусковые установки: носовая и кормовая. Чисто теоретически предположим, что реальная скорострельность в боевых условиях в 4 раза меньше, т.е. Иджис-крейсер выпускает за минуту 30 зенитных ракет.

Standard-2ER, как и все современные ЗУР большой дальности, представляет собой ракету с полуактивной системой наведения. На маршевом участке траектории «Стандарт» летит в направлении цели, ведомый дистанционно перепрограммируемым автопилотом. За несколько секунд до точки перехвата, включается головка самонаведения ракеты: РЛС на борту крейсера «подсвечивает» воздушную цель и ГСН ракеты ловит отраженный от цели сигнал, рассчитывая свою опорную траекторию.

Примечание. Осознав этот недостаток зенитных ракетных комплексов, американцы возликовали. Ударные самолеты могут безнаказанно атаковать морские цели, сбрасывая с узлов подвески «Гарпуны» и тут же «смываться», ныряя на предельно малую высоту. Отраженный луч пропал – зенитная ракета беспомощна.
Сладкая жизнь летчиков закончится с появлением зенитных ракет с активным наведением, когда ЗУР станет самостоятельно подсвечивать цель. Увы, ни перспективная американская «Стандарт-6», ни «дальняя» ракета комплекса С-400 с активным наведением, до сих пор не могут успешно пройти испытания – конструкторам еще предстоит решить много технических вопросов.
Останется главная проблема: Радиогоризонт. Ударным самолетам даже не обязательно «светиться» на радаре – достаточно выпустить ракеты на самонаведении, оставаясь незамеченными ниже радиогоризонта. Точное направление и координаты цели «подскажет» им самолет ДРЛО, летящий в 400 км позади ударной группы. Впрочем, и здесь можно найти управу на обнаглевших авиаторов – не зря для ЗРК С-400 создана ракета большой дальности.


На надстройке Иджис-крейсера хорошо заметны два полотна ФАР радара AN/SPY-1 и две РЛС подсветки целей AN/SPG-62 на крыше надстройки


Возвращаемся к противостоянию 8 «Гранитов» и «Тикондероги». Несмотря на то, что система «Иджис» способна одновременно вести обстрел 18 целей, на борту крейсера имеется лишь 4 радара подсветки AN/SPG-62. Одно из преимуществ «Иджиса» в том, что помимо наблюдения за целью, БИУС автоматически контролирует количество выпущенных ракет, рассчитывая стрельбу так, чтобы в каждый момент времени на конечном участке траектории находится не более 4-х из них.

Финал трагедии.

Противники быстро сближаются друг с другом. «Граниты» летят со скоростью 800 м/с. Скорость зенитных «Стандарт-2» 1000 м/с. Начально расстояние 250 км. 30 секунд ушло на принятие решения о противодействии, за это время расстояние сократилось до 225 км. Путем несложных вычислений было установлено, что первый «Стандарт» встретится с «Гранитами» через 125 секунд, в этот момент расстояние до крейсера будет равно 125 км.

На самом деле ситуация американцев гораздо хуже: где-то на расстоянии 50 км от крейсера, головки самонаведения «Гранитов» засекут «Тикондерогу» и тяжелые ракеты начнут пикировать на цель, исчезнув на время из зоны видимости крейсера. Они возникнут вновь на удалении 30 километров, когда будет уже слишком поздно что-либо предпринимать. Зенитные автоматы «Фаланкс» не смогут остановить ватагу русских монстров.


Запуск ЗУР Standard-2ER с эсминцев "Арли Берк"


В запасе у ВМС США остается всего 90 секунд – именно за такое время «Граниты» преодолеют оставшиеся 125 - 50 = 75 километров и спикируют на малую высоту. Эти полторы минуты «Граниты» будут лететь под непрерывным обстрелом: «Тикондерога» успеет выпустить 30 х 1,5 = 45 зенитных ракет.

Вероятность поражения самолета зенитными ракетами обычно дается в пределах 0,6…0,9. Но табличные данные не совсем соответствуют действительности: во Вьетнаме на один сбитый «Фантом» зенитчики тратили 4-5 ракет. Высокотехнологичный «Иджис» должен быть эффективнее радиокомандного ЗРК С-75 «Двина», тем не менее, инцидент со сбитием иранского пассажирского «Боинга» (1988 г.) не дает четких доказателств увеличения эффективности. Не мудрствуя лукаво, примем вероятность поражения цели 0,2. Не каждая птица долетит до середины Днепра. Только каждый пятый «Стандарт» поразит цель. Боевая часть содержит 61 килограмм мощного бризанта – после встречи с зенитной ракетой, «Гранит» не имеет шансов добраться до цели.
В итоге: 45 х 0,2 = уничтожено 9 целей. Крейсер отбил ракетную атаку.
Немая сцена.

Последствия и выводы.

Иджис-крейсер, вероятно, способен в одиночку отбить восьмиракетный залп атомного подводного ракетоносца пр. 949А «Антей», израсходовав при этом около 40 зенитных ракет. Отобьет и второй залп – для этого у него достаточно боекомплекта (в 122 ячейках УВП размещаются 80 «Стандартов»). После третьего залпа крейсер погибнет смертью храбрых.
Конечно, в составе АУГ не один Иджис-крейсер… С другой стороны, в случае прямого военного столкновения, авианосную группировку должны были атаковать разнородные силы советской авиации и флота. Остается поблагодарить судьбу, что мы не увидели этого кошмара.

Какие можно сделать выводы из всех этих событий? А никаких! Все вышесказанное было справедливо только для могучего Советского Союза. Советские моряки, как и их коллеги из стран НАТО, давно знали, что противокорабельная ракета превращается в грозную силу только на предельно малой высоте. На больших высотах нет спасения от огня ЗРК (мистер Пауэрс свидетель!): воздушная цель становится легко обнаружима и уязвима. С другой стороны, дистанции пуска в 150…200 км было вполне достаточно, чтобы «прищучить» авианосные группировки. Советские «щуки» не единожды царапали перископами днища авианосцев ВМС США.


Конечно, здесь нет места «шапкозакидательским» настроениям – американский флот был тоже силен и опасен. «Полеты Ту-95 над палубой авианосца» в мирное время, в плотном кольце перехватчиков «Томкэт», не могут служить достоверным доказательством высокой уязвимости АУГ; требовалось подобраться к авианосцу незамеченным, а это уже требовало определенных умений. Советские подводники признавали, что тайно приблизиться к авианосной группировке были делом непростым, для этого был нужен высокий профессионализм, знание тактик «вероятного противника» и Его Величество Случай.

В наше время американские АУГи не представляют угрозы для сугубо континентальной России. Никто не станет использовать авианосцы в «маркизовой луже» Черного моря - в этом регионе есть крупная авиабаза «Инжирлик» на территории Турции. А в случае глобальной ядерной войны авианосцы станут далеко не первостепенными целями.

Что касается противокорабельного комплекса «Гранит», то сам факт появления такого оружия стал подвигом советских ученых и инженеров. Только сверхцивилизация была способна создавать такие шедевры, сочетающие в себе самые передовые достижения электроники, ракетной и космической техники.

Табличные значения и коэффициенты - www.airwar.ru


После окончания Второй мировой войны противостояние между двумя сверхдержавами, СССР и США, стало набирать обороты. Созданные практически одновременно военные блоки НАТО и Варшавского договора имели абсолютно разные военные доктрины. Оборонительная политика восточного блока исключала вторжение на территорию другого государства и, исходя из этого, большее внимание уделялось развитию сухопутных сил и ракетной технике. США и НАТО предпочитали ведение агрессивной политики и создавали авианосные ударные группы (АУГ). Последние и в настоящее время являются главной военной силой Америки в любой точке Мирового океана.

Создание сильного авианесущего флота НАТО беспокоило руководство СССР. Разоренная войной страна не могла позволить себе создать такие морские силы, но противостоять противнику должным образом было жизненной необходимостью для страны. Выходом из ситуации стали ракеты, способные уничтожать АУГ. Разработки по созданию «убийц авианосцев» начались в 50-годах.

Благодаря многолетнему труду инженеров-конструкторов СССР, а затем и РФ, появились ракетные системы способные уничтожать авианосные группировки. К таким системам относится и противокорабельные ракеты (ПКР) П-700 «Гранит», являющиеся лучшими в своем классе.


Прообразом первой советской крылатой ракеты стала немецкая ракета «Фау-1». Инженерам пришлось немало поработать над созданием отечественного образца, который должен был соответствовать всем требованиям военных. Первой противокаребельной ракетой, принятой на вооружение ВМФ в 1959 году, была ПКР П-5, которая могла нести и ядерный заряд.

Ракета имела замечательные для того времени показатели. Скорость её была близка к скорости звука (331 м/с), а дальность полета достигала 500 километров. Однако у ракеты имелся один недостаток - она могла стартовать только с надводного положения, что не позволяло использовать её подводными лодками (ПЛ).


Поиск решения проблемы занял несколько лет. В 1975 году модернизированная ракета прошла летные испытания. В 1983 году новый противоракетный комплекс был принят на вооружение ВМФ под названием П-700 «Гранит». Им были вооружены как подводные лодки, так и надводные корабли.

Именно такие ракеты имеются в арсенале флагмана Северного флота, тяжелого атомного крейсера «Петр Великий». Он несет на своем борту двадцать 20 таких ракет. Российский авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов» имеет 12 ракет.


По конструкции ракета П-700 имеет сигарообразную форму. Она оснащена раскладывающимися крыльями стреловидной формы и хвостовым оперением, которое тоже складывается.

П-700 развивает скорость, превосходящую скорость звука в 1,5 раза, что сильно влияет на возможность её обнаружения средствами ПВО противника. Двигатели ракеты позволяют при полете на больших высотах достигать скорости до 2,5 М.

Имеющаяся на ракете система независимого управления позволяет ей противостоять воздействию средствам радиоэлектронной борьбы (РЭБ). Вместе с этим каждая П-700 имеет станции постановки радиолокационных помех и способна сбрасывать ложные цели.

Боевая часть ракеты может оснащаться различными типами боеголовок, в зависимости от решаемых задач, в том числе и ядерной. Головка самонаведения активная и радиолокационная.

По словам разработчиков П-700, их творение обладает интеллектом. Это проявляется в том, что после старта и подъёма на большие высоты ракета способна обнаружить цель. И когда ракета снижается до минимальной высоты, то продолжает полет до попадания в цель, что затрудняет её обнаружение и уничтожение.

Описывая достоинства П-700, стоит сказать, что она может работать и «коллективно». Это происходит следующим образом: первая ракета обнаруживает и захватывает цель (или несколько целей), при этом выдает сигналы наведения другим ракетам. В случае, когда наводчик уничтожен, её функции может взять другая, летящая в залпе. Кроме этого, искусственный «разум» позволяет выбирать цели по степени важности и вырабатывать правильные решения на их поражение. В «мозг» электронной системы управления П-700 заложены данные практически всех военных кораблей и их систем противодействий. Пущенные по противнику ракеты обмениваются между собой информацией о целях.

Российская ПКР умеет определять, какие морские группировки являются ей целью, сортировать их по составу и назначению. При удачном поражении цели одной ракетой оставшиеся выбирают себе другой объект.

Несмотря на свой «преклонный возраст», российские ПКР остаются лучшими в мире. Имеющаяся на вооружении США ракета аналогичного класса «Гарпун» уступает российской по массе в 2,5 раза по весу боевой части и в 2 раза по скорости. При этом пятикратно превосходит возможности американского конкурента по дальности полета.

Имеются, конечно, и другие претенденты на сравнение. Это, например, французские ракеты «Экзосет», китайские С-802 или израильские «Габриэль». Однако и тут сравнительные характеристики явно не в пользу иностранных образцов. Общее между российскими и иностранными ракетами только то, что они имеют похожее назначение.

П-700 может уничтожить военный корабль класса эсминец или крейсер. Согласно математическим расчетам, для того, чтобы полностью уничтожить корабль класса авианосец, потребуется залп из 8-10 ракет. Для крейсера «Петр Великий» это вполне достижимая цифра, поэтому на Западе его называют - «убийцей авианосцев».

Новое на сайте

>

Самое популярное