Домой Интересное Функции политической системы примеры егэ. Политическая система

Функции политической системы примеры егэ. Политическая система

1. Какова структура политической жизни общества?

Структура политической системы.

Набор функций политической системы прямо связан с составляющими ее элементами. В зависимости от выполняемых функций и ролей можно вычленить следующие элементы:

1. Политическое сообщество людей, включающее большие социальные группы – несущие социальные компоненты системы, правящие элиты, группу государственных служащих, различные слои избирательного корпуса, военных и т.д., словом, всех тех, кто стоит у власти, стремится к ней, проявляет только политическую активность или же отчужден от политики и власти.

2. Совокупность политических институтов и организаций, составляющих структуры системы: государство, все ступени правления от высших органов власти до местных, политические партии, общественно-политические и неполитические организации, преследующие политические цели (объединения предпринимателей, группы интересов и другие).

3. Нормативная подсистема: политические, правовые и моральные нормы, традиции, обычаи и другие регуляторы политического поведения и деятельности.

4. Функциональная подсистема: методы политической деятельности.

5. Политическая культура и коммуникативная подсистема (средства информации).

К числу элементов политической системы относятся все институты социальной жизни, группы людей, нормы, ценности, функции, роли, средства, с помощью которых реализуется политическая власть и осуществляется управление общественной жизнедеятельностью людей. В составе системы – политические структуры и сообщество людей со свойственным ему образом политической жизни стилем политической деятельности.

2. Перечислите основные виды власти. На конкретных примерах покажите их взаимосвязь.

Существует несколько основных видов власти - политическая, экономическая, военная, информационно-идеологическая.

Экономическая власть представляет собой контроль над материальными и финансовыми ресурсами.

Военная власть обеспечивает контроль над военно-техническими и людскими ресурсами, нужными для обеспечения внутренней и внешней безопасности страны.

Информационно-идеологическая власть связана с контролем над потоками информации, влиянием на процессы формирования представлений и убеждений людей.

Осуществление политической власти требует концентрацией ресурсов, нужных для управления обществом, в руках определенных людей или групп людей, объединенных в политические институты: государство, политические партии и др. Политическая власть включает в себя также использование экономических, военных, информационно-идеологических средств, необходимых для достижения политических целей. Понятно, что в мире, где сталкиваются противоположные социальные интересы, и нередки острые конфликты с применением военной силы, политическая власть должна опираться и на военную силу. Одной ее, правда, недостаточно для проведения эффективной политики. Нужна также власть над экономическими ресурсами и над сознанием людей. Это не означает, что вся экономика или духовная жизнь общества поглощаются политикой. Очень многое в них протекает по собственным законам. Более того, экономическая, социальная и духовная жизнь общества оказывают огромное обратное воздействие на политику.

4. В чем главная особенность политической власти?

Главная особенность политической власти заключается в верховенстве, т.е. обязательности ее решений для всякой иной власти. Политическая власть может ограничить влияние мощных корпораций, СМИ и других учреждений или же вовсе ликвидировать их. В этом проявляется её и моноцентричность, т.е. наличие единого центра принятия решений. В отличие от политической власти, экономическая, социальная, духовно-информационная власти полицентричны, так как в рыночном демократическом обществе существует много независимых собственников, СМИ, социальных фондов и т.п. Политическая власть, и особенно государство, использует не только принуждение, но и экономические, социальные и культурно-информационные ресурсы.

5. Охарактеризуйте роль политической системы в жизни общества.

Политическая система общества играет особую роль в общественной жизни в силу того, что политические решения, принимаемые государством законы имеют общеобязательный характер. Политическая система – единственная из всех общественных систем, которая имеет законное право наказывать, принуждать к исполнению принятых решений.

6. Между кем складываются в обществе политические отношения?

В обществе политические отношения складываются между объектами и субъектами политики. К субъектам относятся – государство и его институты, политические элиты, лидеры, политические партии. К объектам – индивид, социальная группа, масса, класс и т. д.

7. Проиллюстрируйте примерами основные функции политической системы общества.

1. Функция целеполагания – определение целей, путей общественного развития; организация деятельности общества на выполнение целей экономического и социального развития.

2. Функция интеграции – объединение общества для решения важнейших задач; согласование интересов государства и социальных общностей.

3. Функция регламентации – установление законов, управляющих жизнью общества, обеспечение выполнения законов и связанных с ними норм; оценка выполнения политическими субъектами установленных норм и законов.

4. Функция коммуникации – обеспечение связи и обмена информацией между различными элементами политической системы.

5. Функция контроля – оценка выполнения людьми и организациями установленных норм и законов.

8. Руководствуясь текстом параграфа, составьте структурно логическую схему «Политическая система общества».

Рассмотрим основные определения политики, которые используются учеными-обществоведами:

  1. участие в делах государства;
  2. историки понимают под политикой виды, намерения, цели и образ действий правителей, их приближенных, это скорее искусство властвовать;
  3. политика - наука государственного управления (В. И. Даль). П Политик, по Далю, это умный и ловкий, не всегда честный государственный деятель, умеющий наклонять дела в свою пользу, кстати молвить и вовремя смолчать;
  4. политика есть искусство, доктрина о государственном управлении, а также деятельность тех, кто управляет или хочет управлять делами общества (французский энциклопедический словарь Лярусс);
  5. политика - искусство управления государством, определенное направление действий государства, партий, учреждений.

В политологическом словаре под политикой понимается особая разновидность деятельности, связанная с участием социальных групп, политических партий, движений, отдельных личностей в делах общества и государства.

Стержнем политической деятельности является деятельность, связанная с осуществлением, удержанием, противодействием власти. Политическая деятельность охватывает несколько сфер: государственное управление, воздействие политических партий и движений на ход общественных процессов, принятие политических решений, политическое участие. Политическая сфера тесно связана с другими общественными сферами. Любое явление: и экономическое, и социальное, и культурное - может быть политически окрашенным, связанным с воздействием на власть.

Политическая деятельность - это деятельность в сфере политических, властных отношений. Политические отношения , в свою очередь, - это отношения между субъектами политсистемы по вопросам завоевания, осуществления, удержания власти. В теории и на практике политическая деятельность часто ассоциируется с принуждением, насилием. Правомерность использования насилия часто обуславливается экстремальностью, жесткостью протекания политического процесса. В результате политической деятельности, взаимодействия институтов политической системы, выполнения политических решений и установок формируется и развивается политический процесс.

Политическая деятельность может быть активной и пассивной, стихийной и целенаправленной, важная часть политической деятельности - это политическое руководство, включающее в себя следующие звенья:

  • выработка и обоснование целей и задач общества, социальной группы;
  • определение методов, форм, средств, ресурсов политической деятельности;
  • подбор и расстановка кадров.

Направления государственной деятельности по удовлетворению совокупных общественных интересов можно назвать направлениями политики . Есть политика внутренняя, которая ориентирована на разрешение внутригосударственных задач - поддержание порядка, обеспечение развития страны, благосостояния ее граждан. Есть политика внешняя, она включает в себя разрешение межгосударственных противоречий, ее задача - отстаивание интересов государства на мировой арене. Выделяют в современном мире и международную политику. Это не просто государственная деятельность, скорее - надгосударственная. Участвуют в ней Организация Объединенных Наций, Совет Европы, иные подобные организации.

Можно говорить и о различных разновидностях политики применительно к сферам общественной жизни, которые необходимо регулировать государству в лице его органов. Например, те действия, которые направлены на разрешение хозяйственных вопросов, можно назвать экономической политикой . Она занимает чрезвычайно важное место во всей системе государственных дел. Какими темпами будет развиваться промышленность, сельское хозяйство, транспорт, сфера услуг, сколько мы сможем приобрести на свою зарплату, сможем ли мы продавать и покупать землю, какие платить налоги - все это вопросы экономической политики. Включите телевизор, когда идет программа «Время» или «Сегодня», и вы услышите, что Государственная дума обсудила и приняла (или не приняла) в первом чтении новый Налоговый кодекс страны, внесла поправки в представленный правительством проект бюджета на следующий год, обсудила статьи Земельного кодекса РФ, внесла законопроект о прожиточном минимуме и так далее.

Объектом экономической политики является каждый из нас, кем бы мы ни были. Если мы учимся или работаем в школе, то нас не могут не волновать проблемы государственного финансирования народного образования. Если мы - студенты, нас волнует своевременность выплаты стипендий, гарантированное трудоустройство по избранной профессии после окончания вуза. Если мы - женщины, мы заинтересованы в том, чтобы не было дискриминации в приеме на работу, определении размера заработной платы, продвижении по службе. Ведь ни для кого не секрет, что именно женщин предпочитают увольнять в первую очередь. Людей преклонного возраста волнует своевременность выплаты пенсий и их размеры. Разрешить все эти проблемы и призвана экономическая политика государства.

Вопросы содержания школьных учебных курсов, новых учебных пособий, программ включает в себя специальная образовательная политика . От нее зависит, какие открывать факультеты, институты, кафедры, какие предметы изучать в первую очередь. Актуальной проблемой для России является реформа школы. Разрабатываются различные ее варианты, ведутся споры о судьбе государственных и частных учебных заведений, о преподавании различных предметов. Как видите, здесь тоже мы встречаем столкновение интересов, и задача государства - найти между ними согласие во благо молодого поколения россиян.

Серьезную проблему в современном мире представляют национальные движения. Многие народы, проживающие ранее в границах единых государств - империй, сегодня пробуждаются к самостоятельной государственной жизни, пытаются строить свои собственные «национальные квартиры». Этот процесс может принимать крайне болезненные формы, вплоть до войны, терроризма, насилия. Пример тому - распад Югославии, проблема Приднестровья, Нагорный Карабах, Чечня. Каждый день мы узнаем о фактах захвата заложников на границе с Чечней, о тревожной обстановке на всем Северном Кавказе. Вопросы, связанные с решением данных задач, с сосуществованием и сожительством на одной земле нескольких разных народов, призвана решать национальная политика.

Должно государство заботиться и о нормальном приросте численности своих граждан. Оно должно знать, какому их количеству оно может обеспечить достойную жизнь, прокормить, обуть, согреть. Если в стране наблюдается снижение рождаемости и рост смертности, все ниже и ниже опускается планка средней продолжительности жизни, это симптомы кризиса. Государство должно разработать особую систему мер для поддержки материнства и детства, перераспределить средства для поддержки молодых семей. Генофонд нации - залог процветания и могущества государства, его будущее. Решать эти вопросы призвана демографическая политика . Она может быть направлена не только на стимулирование рождаемости, прироста населения, повышение качества жизни стариков. Есть страны, в которых главной проблемой, наоборот, является слишком высокая рождаемость - это Кения, Сомали, Венесуэла, традиционно острой является демографическая обстановка в Китае. Государство в таком случает вынуждено принимать специальные законы, ограничивающие количество детей в семьях.

Выделить в самостоятельную область можно и экологическую политику - деятельность государства по защите окружающей среды от разрушительного воздействия людей. Это и поддержание экологически чистых производств, и жесткие санкции против тех, кто загрязняет водоемы, воздух, варварски хозяйствует на земле, вырубает леса. Но нужно не только охранять, нужно проводить дорогостоящие исследования, создавать новые, ресурсосберегающие технологии. Все это - задачи государства.

Есть и многие другие направления государственной деятельности.

Можно говорить о политике в области культуры, науки, борьбы с организованной преступностью. Политик много, и в то же самое время она - одна и представляет собой в целостном виде деятельность, направленную на осуществление власти, на достижение обществом своих целей и задач, обеспечение более высокого, чем прежде, уровня жизни, общественного согласия и стабильного развития.

Политическая система - совокупность различных политических институтов, социально-политических общностей, форм взаимодействий и взаимоотношений между ними.

Функции политической системы :

  • определение целей, задач и путей развития общества;
  • организация деятельности общества;
  • распределение духовных и материальных ресурсов;
  • согласование разных политических интересов;
  • пропаганда различных норм поведения;
  • приобщение людей к политической жизни;
  • контроль за выполнением решений и соблюдением норм.

Основные элементы политической системы:

  1. Институциональная подсистема - политические организации: партии и общественно-политические движения (профсоюзы, религиозные и кооперативные организации, клубы по интересам), в особую структуру выделяется государство.
  2. Коммуникативная подсистема - совокупность отношений и форм взаимодействия между классами, социальными группами, нациями и индивидами.
  3. Нормативная подсистема - нормы и традиции, определяющие и регулирующие политическую жизнь общества: правовые нормы (конституции и законы, относятся к писаным нормам), этико-моральные нормы (неписанные представления о добре и зле, правде и справедливости).
  4. Культурно-идеологическая подсистема - совокупность различных по своему содержанию политических идей, взглядов, представлений и чувств; 2 уровня - теоретический (политическая идеология: взгляды, лозунги, идеи, концепции, теории) и практический (политическая психология: чувства, эмоции, настроения, предрассудки, традиции).
  5. Функциональная подсистема охватывает формы и направления политической деятельности, методы осуществления власти.

Классификация политических систем:

  • в зависимости от источника власти и доминирования в отношениях власть-общество-личность: демократические и недемократические (авторитарные и тоталитарные);
  • открытые (конкурентность) - закрытые (назначение);
  • военные - гражданские - теократические;
  • диктаторские (опора на насилие) - либеральные (свобода личности и общества);

Демократические системы строятся на принципах индивидуализма, гуманности (человек является основной ценностью), ответственности, равенства, конкурентности, социальной справедливости, инициативы, суверенитета народа, множественности мнений, терпимости, свободы, презумпции невиновности, критичности, постепенности преобразований; а недемократические - коллективизма, кастовости, политической пассивности, системе подчиненности, идеологической обработки граждан (индоктринации), государственной опеке (протекционизме), использования любых средств ради достижения поставленных целей, утопизма (слепая вера в определенные идеалы), радикализма, насилия.

Кроме того, в зависимости от источника власти можно говорить об открытых и закрытых политических системах. Открытые системы характеризуются свободной конкуренцией, наличием возможностей для каждого реализовать свое стремление к участию в политической жизни. Причем эта открытость должна распространяться на все сферы жизни - при замещении любой должности объявляется конкурс и выбирается самый квалифицированный специалист по заранее известным критериям. Наоборот, в закрытых системах все решается на основе знакомств, родственных связей, взяток, личных пристрастий. Профессионализм в данном случае отходит на задний план, а если и проводятся конкурсы на замещение должностей, то делается это формально с заранее известными результатами. Таким образом можно говорить о двух типах правлений. При первом от правительства можно избавиться без кровопролития, в первую очередь с помощью выборов. В данном случае переход власти от одной группы к другой не сопровождается полным разрушением политических институтов и общественных традиций. Второй тип предполагает, что правительство может уйти только в случае переворота, успешного восстания, заговора, гражданской войны и т. п.

Очень близки к рассмотренным классификациям и остальные. Так, некоторые делят все политические системы на военные, гражданские и теократические. В данном случае главным критерием является господствующее положение в государстве одной из трех групп, имеющих значительный авторитет и силу. В современном мире большинство стран имеют гражданскую власть, но остаются еще государства, где господствуют военные (в первую очередь, в Африке и Южной Америке) или религиозные деятели (азиатские и некоторые африканские страны). Также есть разделение на диктаторские (опора на насилие) и либеральные (защита личной свободы) системы.

Важнейшей задачей политологии как науки является изучение функционирования политсистемы и составляющих ее институтов. Политология использует различные методы исследования:

  • институциональный : изучение политических институтов: государства, его органов, партий, средств массовой информации;
  • системный: предполагающий рассмотрение политической жизни общества в виде сложной системы институтов, норм, отношений, традиций, идей, системы самоорганизующейся и саморегулирующейся; также системный подход позволяет учитывать взаимосвязи и взаимодействия с иными сферами общественной жизни;
  • сравнительный : направлен на сравнительный анализ различных политических систем между собою, что дает основание для составления различных прогнозов;
  • исторический: предполагает рассмотрение политических явлений в развитии от прошлого к настоящему, выявление повторяющихся в истории явлений и процессов;
  • социологический : с его помощью выявляется взаимосвязь политики от развития общества в целом;
  • нормативно-ценностный : предполагающий выявление значимости для общества тех или иных политических явлений, их роли в повышении общественного благосостояния, в приближении общества к некоему идеалу.

Политическая система общества – сложная, разветвлённая совокупность различных политических институтов (организаций), норм, идеологий, ценностей и коммуникаций.

Компоненты (подсистемы) политической системы общества

Название Характеристика
Институциональный (организационный) совокупность организаций и граждан, взаимодействующих в процессе реализации своих интересов: государство, органы местного самоуправления, общественно-политические организации
Нормативный политические нормы – правила поведения, ожидания и стандарты, регулирующие политическое поведение субъектов: политико-правовые нормы, традиции и обычаи, моральные нормы, корпоративные нормы (уставы партий, объединений)
Культурный политическая идеология – форма политического сознания, воздействующая на содержание властных отношений; политическая культура
– способ деятельности в политике, отражающий уровень политической активности и зрелости субъектов
Коммуникативный система вертикальных и горизонтальных отношений в политике между подсистемами политической системы, сферами общественной жизни, политическими системами разных стран, участие средств массовой информации
Функциональный Основные направления деятельности политических институтов по реализации своих целей, задач, осуществлению государственной власти

Либерализм – индивидуализм, свобода личности, неотчуждаемость прав и свобод, частная собственность, государство – «ночной сторож».
Консерватизм – традиционализм, стабильность, приоритет общества и государства над личностью, главные ценности – семья, церковь, нравственность.
Фашизм – оправдание агрессивных действий властей во имя блага нации, чистоты расы, безграничная воля государства, милитаризм, ультрареакционная антигуманная идеология.

Основные идеологии современности

Социал-демократизм – достижение социально справедливого общества путём реформ, демократическое государство проводит активную социальную политику, идея социального партнёрства.
Коммунизм – коммунистическое общество строится на основе общественной собственности; классовая борьба – движущая сила общества, принцип однопартийности, всеобщая трудовая повинность.
Политический режим – совокупность средств, методов и приёмов осуществления власти и достижения политических целей.
Демократический политический режим Авторитарный политический режим Тоталитарный политический режим
1) признание народа единственным источником суверенитета; 1) концентрация реальной власти в руках политического лидера или политической группы, возможность проникновения в которую строго ограничена; 1) однопартийная система, господство единственной массовой партии, лидер которой одновременно является лидером государства;
2) гарантии гражданских, политических, социально-экономических прав личности, признание их естественными и неотчуждаемыми;
3) формирование органов власти путём свободных выборов на принципах всеобщего, равного и тайного избирательного права;
4) создание условий для деятельности партий, уважение большинством мнения и интересов меньшинства;
5) реализация принципа разделения властей;
6) многообразие и равноправие форм собственности, рыночная экономика;
7) развитая система органов местного самоуправления;
8) право меньшинства на оппозицию при подчинении решениям большинства
2) осуществление политической власти административно-командными методами с применением принуждения или угрозы применения силы;
3) разрешение определённого идейного и политического многообразия, границы которого строго определены, реальная политическая борьба за власть не допускается;
4) ограничение и регламентация политических и личных прав граждан;
5) ограничение свободы СМИ;
6) относительно независимыми от государства являются: экономика, производство, повседневная жизнь, общественные организации
2) единственно разрешённая обязательная идеология;
3) монополия партии и государства на средства массовой информации;
4) разветвлённая система политической полиции, тотальный контроль над всеми сферами общественной жизни;
5) централизованный характер управления экономикой

Прочитайте приведённый ниже текст, каж­дое по­ло­же­ние ко­то­ро­го обо­зна­че­но определённой буквой.

(А) По­ня­тие «политическая си­сте­ма общества» вошло в на­уч­ный обо­рот во вто­рой по­ло­ви­не ХХ в. (Б) По­ли­ти­че­ская си­сте­ма ре­гу­ли­ру­ет про­из­вод­ство и рас­пре­де­ле­ние благ между со­ци­аль­ны­ми общ­но­стя­ми на ос­но­ве ис­поль­зо­ва­ния го­су­дар­ствен­ной власти, уча­стия в ней, борь­бы за неё. (В) Си­сте­мо­об­ра­зу­ю­щая категория, ин­те­гри­ру­ю­щая дан­ные эле­мен­ты в еди­ную по­ли­ти­че­скую систему, – ка­те­го­рия «политическая власть». (Г) По­ли­ти­че­ская власть – спо­соб­ность од­но­го че­ло­ве­ка или груп­пы лиц кон­тро­ли­ро­вать по­ве­де­ние и дей­ствия граж­дан и общества, ис­хо­дя из об­ще­на­ци­о­наль­ных или об­ще­го­су­дар­ствен­ных задач. (Д) Сущ­ность по­ли­ти­че­ской си­сте­мы об­ще­ства наи­бо­лее ярко про­яв­ля­ет­ся в её функциях.

Определите, какие по­ло­же­ния тек­ста имеют

1) фак­ти­че­ский характер;

2) ха­рак­тер оце­ноч­ных суждений;

3) ха­рак­тер тео­ре­ти­че­ских утверждений.

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

А Б В Г Д

Пояснение.

(А) По­ня­тие «по­ли­ти­че­ская си­сте­ма об­ще­ства» вошло в на­уч­ный обо­рот во вто­рой по­ло­ви­не ХХ в. Факт, было, произошло .

(Б) По­ли­ти­че­ская си­сте­ма ре­гу­ли­ру­ет про­из­вод­ство и рас­пре­де­ле­ние благ между со­ци­аль­ны­ми общ­но­стя­ми на ос­но­ве ис­поль­зо­ва­ния го­су­дар­ствен­ной вла­сти, уча­стия в ней, борь­бы за неё. Теория .

(В) Си­сте­мо­об­ра­зу­ю­щая ка­те­го­рия, ин­те­гри­ру­ю­щая дан­ные эле­мен­ты в еди­ную по­ли­ти­че­скую си­сте­му, - ка­те­го­рия «по­ли­ти­че­ская власть».Теория

(Г) По­ли­ти­че­ская власть – спо­соб­ность од­но­го че­ло­ве­ка или груп­пы лиц кон­тро­ли­ро­вать по­ве­де­ние и дей­ствия граж­дан и об­ще­ства, ис­хо­дя из об­ще­на­ци­о­наль­ных или об­ще­го­су­дар­ствен­ных задач. Теория .

(Д) Сущ­ность по­ли­ти­че­ской си­сте­мы об­ще­ства наи­бо­лее ярко про­яв­ля­ет­ся в её функ­ци­ях. Оценка . Наи­бо­лее ярко.

Ответ: 1, 3, 3, 3, 2.

Ответ: 13332

Источник: ЕГЭ по об­ще­ст­во­зна­нию 30.03.2016. До­сроч­ная волна

Выберите из пред­ла­га­е­мо­го спис­ка слова (словосочетания), ко­то­рые не­об­хо­ди­мо вста­вить на место пропусков.

«Политическая элита яв­ля­ет­ся одним из __________(А) политики. Её от­но­сят к ин­сти­ту­ци­о­наль­но­му ком­по­нен­ту __________(Б). Это узкий круг лиц, осу­ществ­ля­ю­щих власть в обществе. В __________(В) при­ня­то де­лить этот об­ще­ствен­ный слой на две группы. Пер­вая опи­ра­ет­ся на вла­де­ние землёй, __________(Г), религию, происхождение, по­это­му от­но­сит­ся к тра­ди­ци­он­но­му типу. Ос­но­ва второй, со­вре­мен­ной груп­пы - политические

знания, опыт, __________(Д) в во­про­сах со­ци­аль­ной жизни. В первую группу труд­но попасть, глав­ны­ми __________(Е) от­бо­ра людей ста­но­вит­ся их ис­пол­ни­тель­ность и лич­ная преданность. Члены вто­рой груп­пы также

регулируют про­цесс при­хо­да новых лиц, но глав­ное тре­бо­ва­ние - профессионализм».

Слова (словосочетания) в спис­ке даны в име­ни­тель­ном падеже. Каж­дое слово (словосочетание) может быть ис­поль­зо­ва­но толь­ко один раз. Вы­би­рай­те по­сле­до­ва­тель­но одно слово (словосочетание) за другим, мыс­лен­но за­пол­няя каж­дый пропуск. Об­ра­ти­те вни­ма­ние на то, что в спис­ке слов (словосочетаний) больше, чем Вам по­тре­бу­ет­ся для за­пол­не­ния пропусков.

Список терминов:

В дан­ной ниже таб­ли­це при­ве­де­ны буквы, обо­зна­ча­ю­щие про­пу­щен­ные слова. За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

A Б В Г Д Е

Пояснение.

А) - субъект.

Б) - по­ли­ти­че­ская си­сте­ма общества.

В) - политология.

Г) - богатство.

Д) - компетентность.

Е) - критерий.

Ответ: 579134.

Ответ: 579134

Предметная область: Политика. Политическая элита

Назовите любые три функции политической системы общества и проиллюстрируйте примером каждую из этих функций. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто).

Пояснение.

В ответе могут быть названы и проиллюстрированы примерами следующие функции политической системы общества:

1) Принятие общеобязательных решений, управление обществом. (Например, парламент страны X разрабатывает законы, регулирующие экономические отношения в государстве);

2) определение целей и задач общественного развития, политического курса власти. (Например, Президент РФ выступил с ежегодным посланием Федеральному Собранию РФ, определяющим задачи развития российского общества);

3) мобилизация ресурсов на достижение определенных целей. (Например, в Древнем Египте государство привлекало огромное количество людей и материалов для рытья оросительных каналов и строительства пирамид и храмовых комплексов).

Могут быть названы другие функции, приведены другие примеры.

Источник: ЕГЭ 2014 по обществознанию. Основная волна. Сибирь Вариант 362 (часть С)

1) Политическая система призвана отражать многообразные интересы социальных групп, которые непосредственно или через свои организации и движения оказывают влияние на государственную власть.

2) Политическая система любого общества стабильна и не подвержена изменениям на протяжении длительного времени.

3) Политическая система выполняет функцию определения целей и направлений развития общества и государства.

4) Ценности, политические идеологии относятся к культурной подсистеме политической системы.

5) Политическая система выполняет функцию выдвижения политических лидеров, подготовки кадров для государственного аппарата и политических организаций.

Пояснение.

Существуют различные основания для выделения основных элементов политической системы. Рассмотрим первую из классификаций, в которой выделяются подсистемы: организационно-институциональная - это организации (социальные группы, революционные движения и т. д.) и институты - парламентаризм, партии, государственная служба, судопроизводство, гражданство, президентство и т. п.; нормативно-регулятивная - политические, правовые и моральные нормы, обычаи и традиции; коммуникативная - отношения, связи и формы взаимодействия участников политического процесса, а также между политической системой в целом и обществом; культурно-идеологическая - политические идеи, идеология, политическая культура, политическая психология.

1) Политическая система призвана отражать многообразные интересы социальных групп, которые непосредственно или через свои организации и движения оказывают влияние на государственную власть - да, верно.

2) Политическая система любого общества стабильна и не подвержена изменениям на протяжении длительного времени - нет, неверно.

3) Политическая система выполняет функцию определения целей и направлений развития общества и государства - да, верно.

4) Ценности, политические идеологии относятся к культурной подсистеме политической системы - да, верно.

5) Политическая система выполняет функцию выдвижения политических лидеров, подготовки кадров для государственного аппарата и политических организаций - да, верно.

Ответ: 1345.

Ответ: 1345

Валентин Иванович Кириченко

У политических партий есть, а они входят в политическую систему

·

Верны ли сле­ду­ю­щие суждения о по­ли­ти­че­ской системе общества?

А.Политическая си­сте­ма общества обес­пе­чи­ва­ет интеграцию и мо­би­ли­за­цию общества.

Б. По­ли­ти­че­ская система об­ще­ства определяет воз­мож­но­сти социально-политической де­я­тель­но­сти в обществе.

1) верно толь­ко А

2) верно толь­ко Б

3) верны оба суждения

4) оба суж­де­ния неверны

Пояснение.

Политическая система - это социально-политический механизм, посредством которого принимаются и проводятся в жизнь обязательные для всех властные решения, обеспечивающие функционирование и развитие общества как единого механизма, управляемого политической властью.

Суждение А верно. Политическая система обеспечивает объединение членов общества ради достижения каких-либо целей, мобилизацию общества.

Суждение Б верно. Политические нормы, традиции, особенности функционирования субъектов политической власти определяют границы и возможности социально-политической деятельности.

Ответ: 3

Источник: ЕГЭ по об­ще­ст­во­зна­нию 05.05.2014. До­сроч­ная волна. Ва­ри­ант 4.

План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Пояснение.

При анализе ответа учитываются:

– корректность формулировок пунктов плана с точки зрения их соответствия заданной теме;

– соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа.

Один из вариантов плана раскрытия данной темы:

1) Понятие о политической системе.

2) Основные элементы политической системы:

а) организации и институты (государство, партии и общественно-политические движения, СМИ);

б) политические коммуникации (совокупность отношений и форм взаимодействия между субъектами политики);

в) политические нормы и традиции (конституции и законы, этико-моральные нормы);

г) культурно-идеологическая подсистема (совокупность различных по своему содержанию политических идей, взглядов, представлений и чувств).

3) Функции политической системы:

а) определение целей, задач и путей развития общества;

б) регулирование деятельности общества;

в) распределение духовных и материальных ресурсов;

г) согласование разных политических интересов;

д) стабильность и безопасность общества;

е) контроль за выполнением решений и соблюдением норм.

4) Типология политических систем:

а) в зависимости от источника власти (демократические и недемократические (авторитарные и тоталитарные));

б) в зависимости от взаимодействия с обществом (открытые и закрытые);

5) Особенности современных политических систем.

Возможны другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах.

Наличие любых двух из 2, 3 и 4 пунктов плана в данной или близкой по смыслу формулировке позволит раскрыть содержание этой темы по существу

А. Одна из функ­ций по­ли­ти­че­ской си­сте­мы об­ще­ства - раз­ви­тие свя­зей между по­ли­ти­че­ски­ми субъектами.

Б. На раз­ви­тие по­ли­ти­че­ской си­сте­мы об­ще­ства среди про­чих фак­то­ров вли­я­ют тра­ди­ции по­ли­ти­че­ской жизни.

1) верно толь­ко А

2) верно толь­ко Б

3) верны оба суждения

4) оба суж­де­ния неверны

Пояснение.

Суждение А верно. В политической системе существует коммуникативная подсистема, охватывающая совокупность связей и взаимосвязей между подсистемами политической системы, политическими субъектами.

Суждение Б верно. В нормативную подсистему политической системы, куда входит такой компонент как политические традиции.

Правильный ответ указан под номером: 3.

Ответ: 3

Предметная область: Политика. Политическая система

Источник: ЕГЭ по об­ще­ст­во­зна­нию 05.05.2014. До­сроч­ная волна. Ва­ри­ант 1.

Характеристика по­ли­ти­че­ской системы об­ще­ства требует рас­смот­ре­ния её от­дель­ных компонентов. Что из пе­ре­чис­лен­но­го относится к нор­ма­тив­ной подсистеме по­ли­ти­че­ской системы общества?

1) политические традиции

2) партийный устав

3) политические идеалы

4) партийная программа

5) средства мас­со­вой информации

6) политическая культура

Пояснение.

Организационный (государство, по­ли­ти­че­ские партии, общественно-политические движения, груп­пы давления), нормативный (нормы, ценности, обычаи, традиции), культурный (политическая куль­ту­ра - знания, цен­ност­ные ориентации, по­ли­ти­че­ская психология, спо­со­бы практической по­ли­ти­че­ской деятельности + идеология), коммуникативный (связи внут­ри политической системы).

1) политические традиции - да, верно.

2) партийный устав - да, верно.

3) политические идеалы - нет, неверно.

4) партийная программа - да, верно.

5) средства мас­со­вой информации - нет, неверно.

6) политическая культура - нет, неверно.

Ответ: 124.

Ответ: 124

Предметная область: Политика. Политическая система

Валентин Иванович Кириченко

Традиции относятся к нормам, а не идеологии.

·

Автор пишет, что уровень абсентеизма в государстве характеризует состояние политической системы, отношение граждан к ней. Какие две группы граждан можно выделить по такому признаку, как отношение к политической системе? Приведите по два объективных и субъективных фактора, которые влияют на решение гражданина об участии в голосовании.


В государстве, построенном на демократических принципах, гражданам предоставляется возможность участвовать в политическом процессе. Однако сегодня всё более актуальной становится тенденция отказа граждан от участия в политической жизни социума, что негативно влияет на формирование структур гражданского общества, на эффективность выборных органов власти, в связи с чем возрастает интерес к проблеме абсентеизма.

Сознательное уклонение избирателей от участия в выборах – распространённое явление в мировой избирательной практике, для демократических государств абсолютное участие в выборах не характерно. Стопроцентная явка типична для недемократических режимов, где используются различные методы принуждения к участию в голосовании.

Увеличивающееся количество людей, которые по тем или иным мотивам отказываются участвовать в выборах органов власти, поднимает проблему легитимности выбранной власти. Поэтому некоторые государства применяют различные меры для обеспечения явки: от введения минимального порога явки до штрафов. Установление юридической обязанности принимать участие в голосовании используется в таких странах, как Австрия, Бельгия, Италия, Люксембург, Португалия и др. Однако вряд ли это можно считать решением проблемы абсентеизма, так как причины отказа от осуществления своего избирательного права различны и зачастую носят политический характер.

Высокий уровень участия граждан в политике, в частности в выборах, скорее возможен при преобладании коллективистских настроений в обществе.

По мере роста индивидуалистических настроений появляются приоритетные для каждого человека сферы деятельности, связанные с его личными целями, политика же как сфера общественного и решение политических проблем уходят на второй план.

По мнению З. Баумана, кризис политического участия связан со снижением интереса к совместным общим делам, размыванием политических убеждений. Э. Гидденс объясняет растущее число абсентеистов отмиранием старых форм легитимации власти, которые становятся неэффективными по мере роста глобализации. Р. Инглхарт считает, что простые формы политического участия, такие, например, как голосование, выборы, теряют свою действенность, и на смену им должна прийти гораздо более сложная система, обеспечивающая политическое участие. Уровень абсентеизма в государстве характеризует состояние политической системы, отношение граждан к ней.

(К.И. Аринина )

Пояснение.

1. две группы: 1) группа граждан, чьё решение не ходить на голосование не является выражением их политической позиции и демонстрирует конформное поведение; 2) группа граждан, выражающих таким образом свой протест;

2. факторы:

– объективные: уровень выборов, активность информирования граждан о выборах и их значении;

– субъективные: уровень политической культуры избирателя, его личностные психологические качества.

Могут быть выделены другие группы и приведены другие факторы

А. В со­став политической си­сте­мы общества могут вхо­дить общественные организации.

Б. В по­ли­ти­че­скую систему об­ще­ства входят ор­га­ны государственной власти.

1) верно толь­ко А

2) верно толь­ко Б

3) верны оба суждения

4) оба суж­де­ния неверны

Пояснение.

Политическая си­сте­ма − мно­го­функ­ци­о­наль­ный механизм, вклю­ча­ю­щий государственные и не­го­су­дар­ствен­ные социальные институты, ко­то­рые осуществляют по­ли­ти­че­ские функции.

Правильный ответ ука­зан под номером: 3.

Ответ: 3

Предметная область: Политика. Политическая система

Источник: ЕГЭ по обществознанию 10.06.2013. Основная волна. Центр. Вариант 3.

1) политические пар­тии и об­ще­ствен­ные движения

2) методы осу­ществ­ле­ния власти

3) федеральные законы

4) господствующие мо­де­ли по­ли­ти­че­ско­го поведения

Пояснение.

Элементы по­ли­ти­че­ской системы:

1. организационный или ин­сти­ту­ци­о­наль­ный (государство, по­ли­ти­че­ские партии, общественно-политические движения, груп­пы давления);

2. нормативный (нормы, ценности, обычаи, традиции);

3. культурный (по­ли­ти­че­ская культура - знания, цен­ност­ные ориентации, по­ли­ти­че­ская психология, спо­со­бы практической по­ли­ти­че­ской деятельности + идеология);

4. коммуникативный (связи внут­ри политической системы).

Правильный ответ указан под номером: 1.

Ответ: 1

Предметная область: Политика. Политическая система

В со­став какой под­си­сте­мы по­ли­ти­че­ской си­сте­мы об­ще­ства входят: государство, по­ли­ти­че­ские партии, общественно-политические движения?

1) ор­га­ни­за­ци­он­ной

2) ком­му­ни­ка­тив­ной

3) нормативной

4) функциональной

Пояснение.

Элементы по­ли­ти­че­ской системы:

1. организационный (государство, по­ли­ти­че­ские партии, общественно-политические движения, груп­пы давления)

2. нормативный (нормы, ценности, обычаи, традиции)

3. культурный (по­ли­ти­че­ская культура - знания, цен­ност­ные ориентации, по­ли­ти­че­ская психология, спо­со­бы прак­ти­че­ской по­ли­ти­че­ской де­я­тель­но­сти + идеология)

4. коммуникативный (связи внут­ри по­ли­ти­че­ской системы)

Ответ: 1.

Найдите в приведённом ниже спис­ке примеры, ил­лю­стри­ру­ю­щие ин­сти­ту­ци­о­наль­ную под­си­сте­му по­ли­ти­че­ской си­сте­мы общества. За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

1) по­ли­ти­че­ские права и свободы

2) по­ли­ти­че­ские партии

3) по­ли­ти­че­ская идеология

4) сред­ства мас­со­вой информации

5) государство

6) по­ли­ти­че­ские нормы и традиции

Пояснение.

Институциональная подсистема политической подсистемы представляет собой совокупность институтов, связанных с функционированием политической власти. Структурные элементы – государство, политическая инфраструктура (политические партии, общественно-политические организации и движения, лоббистские группы), средства массовой информации, а так же церковь.К ин­сти­ту­там по­ли­ти­че­ской си­сте­мы относятся: партии, государство, сред­ства массовой информации.

Ответ: 2, 4, 5.

Ответ: 245

Предметная область: Политика. Политическая система

Андрей Щеглов 04.05.2016 21:47

А разве СМИ и государство это не отдельные институты? И каким образом они могут являться подсистемами полит. системы?

Валентин Иванович Кириченко

Они относятся к институциональной подсистеме, а не являются подсистемами.

Дима --- 12.05.2016 16:01

В вопросе спрашивается про институциональную подсистему!

А СМИ относятся к информационно- коммуникативной подсистеме. У вас ошибка

Валентин Иванович Кириченко

Институциональная подсистема политической подсистемы представляет собой совокупность институтов, связанных с функционированием политической власти. Структурные элементы – государство, политическая инфраструктура (политические партии, общественно-политические организации и движения, лоббистские группы), средства массовой информации, а так же церковь.

Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).

Ли­бе­ра­лизм , со­ци­ал-де­мо­кра­тия , на­ци­о­на­лизм , кон­сер­ва­тизм , идео­ло­гия , анар­хизм .

Политические пар­тии играют важ­ную роль в об­ще­ствен­ной жизни де­мо­кра­ти­че­ско­го общества. На­зо­ви­те любые три функ­ции политической пар­тии в по­ли­ти­че­ской системе об­ще­ства и про­ил­лю­стри­руй­те каждую из них кон­крет­ным примером. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто).

Пояснение.

В пра­виль­ном ответе долж­ны быть на­зва­ны функции по­ли­ти­че­ской партии и при­ве­де­ны соответствующие «меры, допустим:

1) Выражение власт­но значимых ин­те­ре­сов отдельных со­ци­аль­ных групп. (Например, парламентская фрак­ция политической пар­тии Х представляет ин­те­ре­сы среднего класса, до­би­ва­ясь принятия законодательства, ре­гла­мен­ти­ру­ю­ще­го деятельность сред­не­го и ма­ло­го бизнеса, и на­ло­го­вых льгот для этих видов бизнеса);

Что определяет особую роль государства в политической системе общества?

А. В политической системе не менее чем институты, значима политическая коммуникация, обеспечивающая взаимосвязи

и отношения между составляющими систему подсистемами и элементами.

Б. Институциональная подсистема политической системы включает в себя нормы и ценности, посредством которых общество регулирует возникающие конфликты.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Пояснение.

Политическая система общества или политическая организация общества - организованная на единой нормативно-ценностной основе совокупность взаимодействий (отношений) политических субъектов, связанных с осуществлением власти (правительством) и управлением обществом.

Данное понятие объединяет разнообразные действия и взаимоотношения властвующих групп и подвластных, управляющих и управляемых, господствующих и подчинённых, теоретически обобщает деятельность и взаимосвязи организованных форм властеотношений - государственных и иных институтов и учреждений, а также идеологических и политических ценностей и норм, регулирующих политическую жизнь членов данного общества. Понятие «политическая система» обозначает характерные для определённого общества структуры политической деятельности и отношений и типы политического процесса.

Закрытый тип рекрутирования элиты исторически первый, тогда как второй – открытый – результат развития политических систем, ибо требует для своего функционирования высокого уровня политической культуры. Закрытый тип характеризуется прежде всего узостью социальной базы элиты. Это господствующий класс, слой, сословие, которые и монополизируют политическую власть; все элитные позиции заняты его ставленниками. Закрытый тип рекрутирования элиты характерен для политических систем традиционного общества, а по отношению к современным политическим системам – для авторитарных и тоталитарных политических режимов. Поскольку данный тип рекрутирования элиты сужает её социальную базу, препятствует занятию элитных позиций наиболее способным людям из низших слоёв общества, инакомыслящих и т.д., он обрекает политическую систему на застой, неминуемо вырождается, утрачивает способность к эффективному управлению, по сути, провоцирует образование контрэлиты, превосходящей правящую элиту по своим интеллектуальным показателям, которая использует недовольство масс существующей системой для разрушения этой системы, для смены элит.

Тем не менее социальная база в современных демократических странах шире даже при существовании в них господствующего класса, который цепко держит в своих руках основные нити государственного управления; доля выходцев из низших страт в политической элите увеличивается… избрание в парламент, назначение на высокую государственную должность выходца из низшей социальной страты обычно меняет его образ жизни: он перенимает стиль жизни и привычки представителей привилегированных классов, интегрируясь в социально-политическую систему.

(Г.К. Ашин )

Пояснение.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) ответ на вопрос: закрытый тип рекрутирования элиты характерен для политических систем традиционного общества, а по отношению к современным политическим системам – для авторитарных и тоталитарных политических режимов; ИЛИ закрытый тип рекрутирования элиты исторически первый, тогда как второй… требует для своего функционирования высокого уровня политической культуры;

(Ответ на вопрос может быть представлен как в форме цитаты, так и в форме сжатого воспроизведения основных идей соответствующего фрагмента текста.)

2) пояснения, например:

– при недемократических политических режимах не проводятся свободные выборы, которые служат основным каналом открытого рекрутирования элиты, т.е. элита может пополняться лишь за счёт ограниченного круга лиц, связанных с действующей властью;

– при демократическом режиме активную позицию в политической жизни занимает гражданское общество, которое служит базой для открытых процедур рекрутирования элиты.

(Могут быть приведены иные пояснения.)

Задание № 26 (бывшее С6)

на умение раскрыть теоретические положения на примерах

Задание сочетает проверку
- теоретических знаний;
- умения приводить примеры или пояснения с опорой на личный социальный опыт выпускника (житейский, читательский и т.д.) или факты общественной жизни.

Практические советы

2. Следует различать примеры и пояснения
- Пример представляет собой конкретный факт (событие) из истории, литературы или современной общественной жизни, который иллюстрирует теоретическое положение. В качестве примеров могут быть приведены как реальные достоверные факты современной общественной жизни или истории, личного социального опыта выпускника, так и примеры из литературных произведений, модели социальных ситуаций. Очень важно, что в данном задании, в отличие от эссе, допускаются примеры с абстрактным гражданином N или абстрактной страной N, если они содержат конкретное описание прочих обстоятельств. Пример с гражданином N или страной N условно можно называть модельным, поскольку он достаточно конкретен, чтобы быть зачитанным, но позволяет выпускнику не затруднять себя вспоминанием точных фамилий, государств, ситуаций. В работе могут быть приведены примеры разной степени конкретизации в соответствии с требованиями задания (они могут быть представлены в различной форме: действия конкретного гражданина (например, Н. взял кредит в банке и купил квартиру) / общих фактах/видах/процессах (ожидание роста цен на картофель привело к ажиотажному спросу на него и т.п.).
- Пояснение представляет собой теоретическое объяснение приведенного ранее положения, раскрывает его сущность, но не содержит конкретных фактов.

Максимум за такое задание - 3 первичных балла. Если приведены только теоретические положения, как правило, выставляется 0 баллов.

3. Пример всегда формулируется развёрнуто, а не просто называется 1-3 словами. Следует обратить внимание на то, что краткие тезисы не могут служить иллюстрацией там, где требуется привести примеры в развёрнутом виде. Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто (предполагает, что выпускник не может ограничиться простым называнием какого-то факта, примера). Отдельные слова и словосочетания не засчитываются в качестве примеров.

4. Следует подстраховаться и привести не 3 теоретических положения и пояснения или примеры к ним, а на всякий случай 4 или 5. В этом случае, если выпускник допустил ошибку в первых трех, но привел правильное четвертое или пятое, эксперт имеет право поставить все 3 первичных балла.

5. Теоретические положения и иллюстрирующие их примеры должны быть чётко отделены друг от друга, но при этом должны быть чётко соотнесены друг с другом, т.е. в каждом случае проверяющий эксперт должен увидеть по 2 элемента ответа в связке между собой. Раскрывая три неценовых фактора, влияющих на формирование спроса, не следует сначала назвать три таких фактора, а затем привести три примера; нужно приводить фактор и пример в связке друг с другом, чтобы эксперт понимал, какой пример к какому неценовому фактору спроса относится. В последнее время в формулировке задания стало появляться уточнение: "Сначала обязательно укажите черту, которую вы иллюстрируете, а потом приведите пример". Поэтому для того, чтобы не забыть написать примеры или пояснения рекомендуется оформлять ответ на такое задание в виде таблицы

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

ПРИМЕРЫ / ПОЯСНЕНИЯ

Типичные ошибки при выполнении задания такого типа

1) Выпускник приводит теоретические положения, но забывает привести примеры.

2) Выпускник приводит теоретические положения и затем вместо примеров приводит пояснения (или наоборот).

3) Выпускник приводит вперемежку теоретические положения и примеры, не устанавливая соответствия каждого примера определённому теоретическому положению.

4) Выпускник приводит назывные примеры, которых недостаточно, чтобы зачесть.

Максимальный балл за задание - 3. При этом рассуждения общего характера, не конкретизированные с опорой на личный социальный опыт выпускника (житейский, читательский и т.п.) или факты общественной жизни, оцениваются 0 баллов.

Примеры ответов выпускников на задания такого типа

Пример 1.

Ответ выпускника:
1) штраф
2) увольнение
3) лишение свободы

_

Пример 2. Назовите три формальные негативные санкции и проиллюстрируйте примером каждую из них.

Ответ выпускника:
1) штраф (кто-то был оштрафован)
2) увольнение (кого-то уволили из-за какого-либо нарушения)
3) лишение свободы (кого-то посадили в тюрьму за какое-нибудь преступление).

Во сколько баллов будет оценен такой ответ? Почему?

Пример 3. Назовите три функции политической системы и проиллюстрируйте каждую из них примером

Ответ выпускника:
1) управленческая (определение целей развития общества на определенном этапе и средств их достижения)
2) коммуникативная (обеспечение связей между субъектами политики)
3) интегрирующая (объединяет, сплачивает субъекты политики)

Во сколько баллов будет оценен такой ответ? Почему?

Примеры правильных ответов на задания такого типа

Далее приведены несколько правильных ответов на ряд заданий данного типа. Прежде чем открывать их и смотреть, попытайтесь самостоятельно продумать и записать свои ответы по каждой из тем, а затем ознакомьтесь с эталонным ответом и поставьте себе оценку от 0 до 3 первичных баллов.

Задание 1. Назовите две стороны в гражданском судопроизводстве и проиллюстрируйте примером возможные процессуальные действия каждой из них в судебном разбирательстве.

Задание 2. Приведите по два примера, раскрывающих воздействие государства на личность и личности на государство в политической сфере в демократическом обществе.

С некоторыми совершенно неправильными и курьезными ответами на это задание можно ознакомиться в разделе «Уголок школьного юмора» .
Много заданий данного типа можно найти на сайте

Подробное решение Параграф § 21 по обществознанию для учащихся 11 класса, авторов Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова 2014

Вопрос 1. Политическая жизнь - это хаос событий или нечто упорядоченное? Существует ли идеальный политический порядок?

Политическая жизнь – совокупность отношений, возникающих в связи с управлением обществом и государством, решением возникающих отсюда дел и проблем, влиянием друг на друга участников.

Политический порядок - это комплекс условии, обеспечивающих целесообразность функционирования и развития политической системы, предполагающий: последовательность реализации ее основных задач и ценностей; согласованность действий элементов системы управления; наличие эффективных гарантий и средств поддержания всех аспектов безопасности: военных, правовых, экологических, технологических, экономических; обеспечение высокой степени независимости общества от случайных обстоятельств. Ясно, что полная независимость здесь не может быть достигнута, но за счет введения эффективных мер предвидения, предупреждения и защиты масштабы социальных потерь могут существенно понижаться.

Вопросы и задания к документу

Своими широчайшими перспективами и возможностями демократия как будто бы вызвала ожидания, которые она не в силах удовлетворить. А своим духом терпимости и приятия всех мнений, всех путей она открыла простор и для таких направлений, которые стремятся её ниспровергнуть. Она не могла быть иною, ибо в этом её природа, её преимущество. Но этой своей природой и этим своим преимуществом она могла удовлетворить лишь некоторых, а не всех. У людей всегда остаётся потребность продолжать любую действительность до бесконечности абсолютного идеала, и никаким устройством государства их нельзя удовлетворить. Демократия обещала быть выражением общей воли, осуществлением равенства и свободы. Но принцип общей воли оказался загадочным и проблематическим, а начало равенства и свободы - сложным и противоречивым. Поэтому осуществление демократической идеи всегда остаётся лишь приблизительным и неточным...

Вопрос 1. Какие ожидания не может удовлетворить демократия? Каким образом эта мысль отражена в тексте параграфа?

Демократия, как система управления, не является полностью выражением общей воли. Так как, демократия не является таковой в полном смысле слова, пока есть денежные отношения в обществе, пока сохраняется капитализм, так как любую "общую волю" можно изменить путем подкупа, влияния высокого статуса меньшинства. Также демократия не может обеспечить выражения всех и каждого, в том понимании, которое должно быть идеалом демократии. Также демократия не дает возможности довести ее до предела, до абсолюта, тем самым разрушая ожидания.

Вопрос 2. Как вы думаете, какие политические движения в наши дни стремятся ниспровергнуть демократию?

Либералы и коммунисты стремятся ниспровергнуть дeмокpaтию.

Вопрос 3. Почему демократия не может удовлетворить всех? Объясните.

У людей всегда остаётся потребность продолжать любую действительность до бесконечности абсолютного идеала, и никаким устройством государства их нельзя удовлетворить. Демократия обещала быть выражением общей воли, осуществлением равенства и свободы. Но принцип общей воли оказался загадочным и проблематическим, а начало равенства и свободы - сложным и противоречивым. Поэтому осуществление демократической идеи всегда остаётся лишь приблизительным и неточным.

Вопрос 4. Почему людей нельзя удовлетворить никаким устройством государства?

У человека привычка доводить все до предела, а довести все до предела нельзя никаким устройством государства. Каждому человеку не угодишь, у каждого свои мнения, идеалы, мысли, поведение в определенных ситуациях.

Вопрос 5. Какие преимущества демократии называет автор? Каковы возможности демократии?

Преимущества демократии - это относительная свобода взглядов, относительное равенство, относительная свобода слова, относительное обеспечение правом голоса, политический плюрализм (примечание от автора: только вот эти пункты в большинстве своем не относятся к демократии, а относятся к либерализму - это подмена понятий).

Вопрос 6. Почему осуществление демократической идеи всегда остаётся приблизительным? Какой вывод вытекает из этого утверждения?

Буржуазная демократия не может обеспечить всех равенством в правах и настоящим всеобщим участием в управлении государством, а также вследствие капиталистического строя общества не дает выражения общей воли.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

Вопрос 1. Что такое политическая система? Что является её «средой»?

Политическая система – это совокупность государственных, партийных и общественных органов и организаций, участвующих в политической жизни страны. Она является сложным образованием, обеспечивающим существование общества как единого организма, централизованно управляемого политической властью.

За пределами границ политической системы находится «среда». Здесь расположены неполитические сферы жизни общества: экономическая, социальная, сфера духовной культуры, частная жизнь человека, а также политические системы других стран и международные институты (например, ООН).

Окружающая среда политической системы включает в себя интрасоциетальную и экстрасоциетальную составляющие.

Интрасоциетальная среда в свою очередь, состоит из экологической, биологической, личностной и социальной систем.

Социальная система подразделяется на подсистемы культуры, экономики, социальной структуры, демографии и др.

Экстрасоциетальную среду составляют внешние политические системы, внешние экологические системы и внешние социальные системы. Политическая система реагирует на исходящие из этой окружающей среды импульсы.

Вопрос 2. Каковы структурные компоненты политической системы? Охарактеризуйте их.

Как и любая иная, политическая система имеет свои границы. Внутри этих границ находятся властные институты, отношения, виды деятельности, которые определяют политику. В политической системе согласно одному из подходов, существующих в политологии, выделяется четыре структурных компонента, которые называют подсистемами.

Институциональная подсистема включает государство, партии, общественно-политические движения и иные политические институты.

Нормативная подсистема включает политические принципы, правовые нормы, регулирующие политическую жизнь, политические традиции и нормы морали, воплощённые в конституциях, иных законах (эти нормы распространяются на всю политическую систему), партийных программах, уставах политических объединений (эти нормы действуют внутри определённых организаций), а также в традициях и процедурах, определяющих правила поведения в политике.

Коммуникативная подсистема - это совокупность связей и взаимодействий как между подсистемами политической системы, так и между политической системой и другими подсистемами общества (экономической, социальной и т. п.), а также между политическими системами различных стран.

Культурно-идеологическая подсистема охватывает политическую психологию и идеологию, политическую культуру, включающие в себя политические учения, ценности, идеалы, образцы поведения, которые влияют на политическую деятельность людей.

В совокупности всех названных компонентов политическая система представляет собой сложный механизм формирования и функционирования власти в обществе.

Вопрос 3. Приведите примеры воздействия общества на политическую систему и воздействия политической системы на общество.

Например, в конце 1990-х гг. в России среди ученых, педагогов, общественных деятелей возникли беспокойства по поводу уровня образования в стране. На различных собраниях, советах и демонстрациях этот вопрос постоянно поднимался, рассматривались возможные пути решения. И политическая система получила очень мощный импульс, так как данная ситуация касалась всего общества. Это - воздействие общества на политическую систему.

Когда правительство издало ряд указов, направленных на повышение уровня образования в стране, это уже воздействие политической сферы на общество.

Вопрос 4. В чём заключаются функции политической системы?

Главная из этих функций - это её руководящая роль по отношению ко всем другим системам (сферам), образующим в совокупности общество.

Именно в политической системе определяются цели и задачи общественного развития, разрабатывается политический курс власти. Такова функция целеполагания, которую выполняет политическая система.

Ещё одна функция - интегративная - состоит в сохранении целостности общества, предотвращении его дезинтеграции, распада, в согласовании многообразных интересов различных социальных групп. К числу важнейших относится и регулятивная функция, которая состоит в регламентации, упорядочении всей совокупности общественных отношений, выработке норм поведения людей во всех сферах социальной жизни.

Вопрос 5. Охарактеризуйте государство как политический институт. Какие нормы регулируют деятельность государства?

Государство как политический институт выполняет внутренние и внешние функции. Внутренние - регулирование общественных отношений; защита конституционного строя; выработка и проведение общей для страны политики в экономической, социальной, духовной и иных областях жизни общества; предотвращение и разрешение социальных конфликтов и т. п. Внешнеполитические функции - оборона страны, взаимовыгодное сотрудничество с другими странами.

Многообразная деятельность государства регулируется политическими нормами, которые воплощены в законах, обычаях, традициях, принципах. Особое место среди них занимает конституционное право - отрасль права, регулирующая фундаментальные общественные отношения, которыми охватываются:

Конституционный (общественный) строй государства, формы и способы осуществления власти в государстве;

Основы правового положения личности;

Государственное устройство, т. е. территориальная (национально-территориальная) организация государства;

Система, порядок формирования (включая избирательное право), принципы организации и деятельности органов государственной власти и местного самоуправления.

Вопрос 6. Чем отличаются друг от друга различные формы государства? В чём состоит различие форм территориального устройства?

Существует два вида формы государственного правления: монархия и республика.

К юридическим признакам монархии относится:

1. единоличное правление

2. монарх выступает во внутренней и внешней политике как представитель всего народа

3. власть монарха носит бессрочный пожизненный характер и передаётся по наследству

4. монарх не несёт ни политической, ни юридической ответственности за свои действия и результаты правления, отвечая лишь перед Богом и историей.

К юридическим признакам республики относится другое:

1. коллективное правление

2. государственная власть срочная и сменяемая

3. принцип разделения властей

4. должностные лица несут политическую и юридическую ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на них полномочий.

Вопрос 7. Что такое политический режим? Назовите типы политических систем, различные по политическим режимам.

Политический режим - это совокупность способов, форм и методов осуществления политической власти. На первый взгляд речь идёт об оценке лишь функциональной составляющей в структуре политической системы. На деле политический режим характеризует условия работы государственных органов, общественно-политических организаций и движений, специфику политических отношений, формы идеологии, тип политической культуры общества и т. д. Он отражает уровень политической свободы, способы взаимоотношений между властью, обществом и личностью. Другими словами, политический режим заключает в себе существенные черты политической системы в целом.

Вопрос 8. Чем отличаются друг от друга тоталитарный и авторитарный политические режимы?

Тоталитарный режим означает полный контроль государства над всей жизнью общества и над жизнью каждого человека. Многие учёные-политологи согласны с тем, что к существенным чертам тоталитарного режима относятся:

Официальная государственная идеология, обязательная для всех граждан и не допускающая существования других идеологий;

Монополия на власть единственной массовой политической партии, лидер которой в общественном сознании наделяется сверхъестественными чертами, создаётся культ личности вождя;

Тотальный полицейский контроль за всем обществом;

Контроль правящей партии над средствами массовой информации, жёсткая цензура;

Централизованная экономика, система бюрократического управления ею.

Авторитарный режим характерен для политической системы, власть в которой имеет признаки диктатуры одного человека или группы лиц (олигархической группы, военной хунты и т. п.). Эта власть неподконтрольна гражданам. Она может править с помощью законов, которые принимает по своему усмотрению, главное - опора на силу. Однако, как правило, авторитарный режим не прибегает к террору. Важнейшая черта авторитарного режима - монополизация политики при отсутствии тотального контроля над обществом. Это означает, что политическая оппозиция не допускается, однако экономика, культура, религия могут развиваться без вмешательства государства. Таким образом, сохраняется определённая свобода деятельности в различных сферах, но политика является исключительной функцией власти.

Вопрос 9. Каковы основные принципы и ценности демократической политической системы? В чём её преимущества перед иными типами политических систем? В чём состоят противоречия демократии?

Демократический режим опирается на систему принципов и ценностей институтов гражданского общества, среди которых первое место занимает принцип народовластия. Его не следует понимать так, что у всех граждан до единого существуют одинаковые интересы и стремления. Поэтому народовластие реализуется прежде всего через принцип большинства. Это означает, что существуют механизмы выявления воли большинства, главные среди них - выборы и референдумы. Граждане путём голосования принимают политически важные решения, только в первом случае об избрании депутатов в высший законодательный орган или высшего должностного лица в государстве, а во втором - о принятии или отклонении решения по наиболее значимым государственным вопросам.

Однако политический режим не является демократическим, если наряду с принципом большинства не реализуется другой принцип: право меньшинства на оппозицию. Это означает, что та часть общества, которая не поддерживает власть, может создавать свои организации, иметь свою прессу, критиковать политику властей, предлагать альтернативный вариант политического курса. Это право в демократическом государстве закреплено в законах.

В условиях демократического режима народ имеет право и возможности влиять на выработку политических решений через участие в избирательных кампаниях, обращения в государственные органы, выступления и критику властей в печати, участие в митингах, демонстрациях, пикетах, деятельность политических партий и движений.

Парламентаризм ещё одна неотъемлемая черта демократии. При этом имеется в виду парламентаризм в широком смысле этого слова, что означает государственную власть, в которой существенная роль принадлежит народному представительству (парламенту). В узком смысле слова парламентаризм означает политический институт, существующий в парламентских республиках и конституционных монархиях. Но при любом демократическом режиме парламент - это высший законодательный орган, в котором депутаты представляют интересы избравших их граждан.

Одной из ценностей демократии является политический плюрализм - принцип устройства и функционирования политической системы, предполагающий многообразие и свободную конкуренцию в борьбе за власть политических идей, взглядов, программ, политических организаций, средств массовой информации, партий (многопартийность), существование легальной политической оппозиции при наличии у подавляющего большинства граждан общей заинтересованности в сохранении государства, признания демократических «правил игры», отказа от использования силы при решении спорных вопросов.

Необходимым условием демократии и одной из её ценностей является гласность, т. е. открытость деятельности политических, институтов, широкое представление информации гражданам страны о деятельности всех органов власти, об их планах, намерениях, решениях, акциях.

Понятие «демократия» включает и наличие правового государства, гарантирующего широкий спектр прав и свобод граждан.

Ещё одной предпосылкой и условием стабильного развития и успешного функционирования демократического режима является преобладание в сознании большинства граждан демократических ценностей, их ориентация на демократические идеалы и принципы.

Демократическая политическая система создаёт благоприятные условия для успешного развития общества, благосостояния граждан.

Вместе с тем демократия не идеальна. Подчас политические партии и движения, которые призваны выражать интересы избирателей, узурпируют права граждан и оттесняют их от непосредственного участия в политической жизни. Нередко бюрократический государственный аппарат сопротивляется открытию власти, стремится засекретить свою деятельность.

Ахиллесова пята демократии - несовпадение политических возможностей тех, кто обладает лишь формальными правами, и тех, кто располагает деньгами, средствами массовой информации, административными рычагами воздействия на принятие решений.

Неэффективное осуществление демократических принципов порождает разочарование в массах избирателей, недоверие к власти, нежелание участвовать в выборах и прочих демократических процедурах. Такая ситуация ослабляет демократический режим, снижает его преимущества перед другими типами политических систем.

Вопрос 10. Назовите главные изменения российской политической системы в конце XX-начале XXI в. Что препятствует развитию демократии в России?

Из курса истории вы знаете, что за годы демократических преобразований политическая система в нашей стране существенно изменилась. Важнейшей вехой на этом пути стало принятие Конституции Российской Федерации (1993), в основу которой положены демократические принципы.

Коренным образом изменилась институциональная подсистема. На смену Республике Советов с монопольной властью компартии пришла демократическая республика с избираемыми народом президентом и парламентом. Оформились политические партии и общественно-политические движения, конкурирующие между собой на всеобщих выборах.

Обновляется нормативная подсистема. Наряду с Конституцией были приняты законы о выборах, о партиях и общественных организациях и другие законы, входящие в сферу конституционного права. Конституционные нормы стали основой для регламентации общественных отношений другими отраслями права (трудового, семейного, уголовного и т. д.).

Коммуникативная подсистема обновилась, так как в условиях разделения властей на федеральном уровне, а также между федерацией и её субъектами возникли новые связи и отношения. Другими словами, иными стали многообразные отношения между всеми субъектами политики. Возросли и стали разнообразными потоки информации.

Культурно-идеологическая подсистема преобразилась в условиях отказа от единственной, обязательной для всех идеологии и вследствие этого - развития мировоззренческого и идеологического плюрализма. Постепенно в сознании людей утверждается система демократических ценностей.

Однако процесс утверждения демократических порядков происходит противоречиво. Отсутствие демократического сознания и опыта демократии у части граждан, с одной стороны, и сложности в экономическом развитии, трудное материальное положение значительной части населения, резкая социальная дифференциация, сосредоточение огромных ресурсов в руках олигархических групп - с другой, препятствуют утверждению в жизни общества демократических принципов, их эффективному функционированию. Особую опасность для государства представляет коррупция - преступная продажность должностных лиц, использующих своё служебное положение в интересах личного обогащения. Серьёзные недостатки и ошибки в проведении демократических реформ вызвали у части населения недоверие к институтам демократии, к партиям и лидерам, выступающим с демократическими лозунгами.

Эти трудности становления демократии в России могут быть преодолены при условии проведения политики, учитывающей интересы большинства населения, открытости политических институтов народу, последовательной защиты демократических ценностей от их искажения, своевременного разъяснения действий власти и её намерений.

ЗАДАНИЯ

Вопрос 1. Опираясь на курс истории, охарактеризуйте политическую систему Советского Союза, сложившуюся в 1930-х гг.

Тоталитарная политическая система. Террор 30-х гг. ХХ века в СССР и утверждение тоталитаризма. Тоталитарный режим - политический строй, для которого характерно установление контроля государства над всеми сферами общественной жизни, насилие, отсутствие демократических свобод и прав личности. Власть в обществе сосредоточена в руках одной партии при отсутствии политической оппозиции (однопартийная система). Господство партии, ее диктатура, основывается на военно-политическом терроре и духовном порабощении населения. Тоталитарный режим опирается на государственную экономику и поддержку партийно-государственного чиновничества - так называемой номенклатуры.

Вместе с тем, очень устойчивая система развивающегося социализма с бесплатным всеобщим средним образованием и здравоохранением, которой были присущи такие черты, как справедливость законов и добросовестность в их исполнении. Политическая система обеспечивала всеобщую занятость, высокую эффективность труда, что позволяло ежегодно снижать цены на товары для народа.

Вопрос 2. Могут ли в одной политической системе какой-либо страны одновременно существовать монархия и демократия? Свой ответ аргументируйте.

Да, может. Политическая структура Великобритании основана на принципе унитарного государства и конституционной монархии.

Британская Конституция не кодифицирована и имеет как письменные, так и неписьменные источники. К первым относятся Акты Парламента, а также судебные решения. Вторые именуются конституционными обычаями (конвенциями).

Глава государства и источник исполнительной, судебной и законодательной власти в Соединенном Королевстве Великобритании и Северной Ирландии - британский монарх, ныне - Королева Елизавета II. По конвенции монарх назначает лидера партии, имеющей большинство в Палате общин, премьер-министром, хотя теоретически имеет право утвердить на этот пост любого британского гражданина, даже не парламентария или члена Палаты лордов. Монарх даёт королевское согласие на билли парламента, при этом формально имеет право отказать (последний случай был 11 марта 1708). Монарх может также распустить парламент по совету премьер-министра (не наблюдается на практике), но де-юре обладает властью распустить парламент по собственной воле, без согласия премьера. Прочие королевские полномочия, называемые королевскими прерогативами (назначать министров, объявлять войну), принадлежащие исполнительной власти, осуществляются от имени Короны премьер-министром и Кабинетом. Роль Монарха в публичной политике ограничена церемониальными функциями.

Монарх еженедельно встречается с премьер-министром и другими членами Кабинета. Фактическим политическим лидером СК является Премьер-министр, в настоящее время - глава Консервативной партии Дэвид Кэмерон (с 11 мая 2010 г.). Носителем суверенитета является «Королева в Парламенте».

Вопрос 3. Проанализируйте ситуацию: политический деятель обращается на выборах к избирателям: «Я добьюсь значительного роста благосостояния народа. Пусть только все добросовестно занимаются своими делами, но не вмешиваются в политику».

Каково ваше отношение к такой позиции? Объясните свою точку зрения.

Мое отношение к данной позиции отрицательное, т. к. если политик просит нас не вмешиваться в его деятельность, обещая состоятельную жизнь, как я могу быть уверен, что данная состоятельная жизнь будет обеспечена честным путем, ведь если я, как гражданин своей страны, не смогу контролировать деятельность политиков, что является моим прямым демократическим правом, то и моя жизнь, может быть обеспечена силой насилия и беззакония.

Политик без контроля со стороны начинает преследовать свои цели, а если не будет конкуренции, то еще и работать значительно хуже.

Новое на сайте

>

Самое популярное