Хотя международные организации и органы уже в течение десятилетий занимаются вопросами прав человека, очевидно, что успехов в этом направлении можно добиться только при эффективном международном контроле за их фактическим соблюдением.
В Секретариате ООН до 1997 г. был Центр по правам человека, занимавшийся, в частности, и сбором информации из различных источников о положении с правами человека в мире. С 1997 г. его функции перешли к Отделу Верховного комиссара ООН по правам человека.
При нем и под эгидой Комиссии ООН по правам человека действует процедура рассмотрения частных жалоб на основе резолюции № 1503 от 27 мая 1970 г. Экономического и Социального Совета. Эта процедура имеет ряд особенностей. Она является универсальной, поскольку не зависит от согласия государств, ею может воспользоваться гражданин любого государства.
В то же время, для того чтобы жалоба была рассмотрена, она должна отвечать некоторым определенным минимальным требованиям, при несоблюдении которых она будет признана неприемлемой.
Эта процедура – не судебная, и рассмотрение таких жалоб не имеет по существу серьезных последствий для соответствующих государств. Однако такое рассмотрение важно для определения ситуаций, когда имеют место систематические и грубые нарушения прав человека.
В 1993 г. Генеральная Ассамблея ООН учредила пост Верховного комиссара по правам человека. Этот вопрос дебатировался в ООН в течение нескольких десятилетий, но еще рано говорить о том, приведет ли деятельность комиссара, которым в настоящее время является бывший президент Ирландии М. Робинсон, к действительному улучшению прав человека в мире.
Контрольные механизмы по мониторингу состояния прав человека в тех или иных областях действуют и в специализированных учреждениях ООН. Наиболее последовательно эта работа ведется в МОТ, которая регулярно отслеживает через свои контрольные органы положение с соблюдением трудовых прав в тех или иных странах.
Развитой системой контрольных органов по правам человека обладает Совет Европы, в основе которой осуществлялась деятельность Европейской комиссии по правам человека и Европейского суда по правам человека. В ноябре 1998 г. вступил в силу Протокол № 11 к Европейской конвенции о правах человека и основных свободах, предусматривающий упразднение Комиссии и Суда и создание на их основе единого Европейского суда по правам человека.
В соответствии с этим Протоколом установлено безусловное право подачи петиций частными лицами. Теперь не надо будет ждать особого заявления государств-членов Совета Европы по этому вопросу, как это имело место до настоящего времени.
Благодаря большой практике рассмотрения жалоб Европейский суд по правам человека стал значительным фактором правового развития и совершенствования системы защиты прав человека в Европе, а созданное им прецедентное право может использоваться государствами, недавно ставшими членами Совета Европы, и, в частности, Россией, для совершенствования своего законодательства и правоприменения.
Как уже отмечалось, принципы и нормы в области соблюдения прав человека формулируются в документах как универсального, так и регионального характера. К региональным организациям, занимающимся правами человека , относятся Организация американских государств, Совет Европы, Организация африканского единства, Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе и Организация "Исламская конференция".
На Американском континенте действует ряд документов конвенционного характера по правам человека, среди которых центральное место занимает Межамериканская конвенция о правах человека.
Африканские страны, подчеркивая свою специфику развивающихся государств, приняли, в частности, Африканскую хартию прав человека и народов.
Хотя международные организации и органы уже в течение десятилетий занимаются вопросами прав человека, очевидно, что успехов в этом направлении можно добиться только при эффективном международном контроле за их фактическим соблюдением.
В Секретариате ООН до 1997 г. был Центр по правам человека, занимавшийся, в частности, и сбором информации из различных источников о положении с правами человека в мире. С 1997 г. его функции перешли к Отделу Верховного комиссара ООН по правам человека.
При нем и под эгидой Комиссии ООН по правам человека действует процедура рассмотрения частных жалоб на основе резолюции № 1503 от 27 мая 1970 г. Экономического и Социального Совета. Эта процедура имеет ряд особенностей. Она является универсальной, поскольку не зависит от согласия государств, ею может воспользоваться гражданин любого государства.
Эта процедура – не судебная, и рассмотрение таких жалоб не имеет по существу серьезных последствий для соответствующих государств. Однако такое рассмотрение важно для определения ситуаций, когда имеют место систематические и грубые нарушения прав человека.
Комиссия по правам человека - вспомогательный орган ЭКОСОС, учрежденный в 1946 г. Члены комиссии (43 чел.) избираются ЭКОСОС сроком на 3 года. Заседания Комиссии проходят в Женеве (Швейцария).
Комиссия представляет ЭКОСОС предложения, рекомендации и доклады относительно Хартии о правах человека, международных деклараций или конвенций о гражданских свободах, правах женщин, свободе информации, защите меньшинств; предупреждения дискриминации по признаку расы, пола, языка и религии; всех других вопросов, касающихся прав человека. Комиссия имеет Несколько собственных вспомогательных органов, в том числе Подкомиссию по предупреждению дискриминации и защите меньшинств.
Комитет по правам человека ООН создан на основе резолюции Генеральной Ассамблеи ООН 2200А (XXI) от 16 декабря 1966 г. в соответствии со ст. 28 Пакта о гражданских и политических правах. Фактически Комитет является самостоятельным международным органом, состоящим из 18 независимых экспертов, выступающих в личном качестве. Члены Комитета избираются из граждан государств - участников Пакта сроком на 4 года и могут быть переизбраны. Местонахождения Комитета - Женева.
Комитет имеет право осуществлять контроль за соблюдением положений Пакта о гражданских и политических правах путем рассмотрения:
1) периодических докладов государств-участников о тех или иных мерах по реализации положений Пакта;
2) жалоб государств-участников друг на друга о нар положений Пакта;
3) жалоб индивидов при нарушении государством прав, закрепленных в Пакте.
В 1993 г. Генеральная Ассамблея ООН учредила пост Верховного комиссара по правам человека. Этот вопрос дебатировался в ООН в течение нескольких десятилетий, но еще рано говорить о том, приведет ли деятельность комиссара, которым в настоящее время является бывший президент Ирландии М. Робинсон, к действительному улучшению прав человека в мире.
Контрольные механизмы по мониторингу состояния прав человека в тех или иных областях действуют и в специализированных учреждениях ООН. Наиболее последовательно эта работа ведется в МОТ, которая регулярно отслеживает через свои контрольные органы положение с соблюдением трудовых прав в тех или иных странах.
Развитой системой контрольных органов по правам человека обладает Совет Европы, в основе которой осуществлялась деятельность Европейской комиссии по правам человека и Европейского суда по правам человека. В ноябре 1998 г. вступил в силу Протокол № 11 к Европейской конвенции о правах человека и основных свободах, предусматривающий упразднение Комиссии и Суда и создание на их основе единого Европейского суда по правам человека.
В соответствии с этим Протоколом установлено безусловное право подачи петиций частными лицами. Теперь не надо будет ждать особого заявления государств-членов Совета Европы по этому вопросу, как это имело место до настоящего времени.
Благодаря большой практике рассмотрения жалоб Европейский суд по правам человека стал значительным фактором правового развития и совершенствования системы защиты прав человека в Европе, а созданное им прецедентное право может использоваться государствами, недавно ставшими членами Совета Европы, и, в частности, Россией, для совершенствования своего законодательства и правоприменения.
Как уже отмечалось, принципы и нормы в области соблюдения прав человека формулируются в документах как универсального, так и регионального характера.
62. Региональные системы защиты прав человека .
Понятие и виды международных контрольных механизмов и процедур
Примерно с середины 60-х гг. межгосударственное сотрудничество в области прав человека вступило в новый этап, который характеризуется поиском путей повышения эффективности существовавших стандартов. В результате, внимание международного сообщества начинает сосредотачиваться на создании международных контрольных механизмов и на разработке конкретных процедур. Цель контрольных механизмов и процедур состоит в обеспечении претворения в жизнь положений международных соглашений по правам человека, а одна из основных задач – в оказании содействия и помощи государствам в выполнении ими взятых на себя международных обязательств путем принятия соответствующих решений.
По организационной структуре и составу элементов органов контроля, можно выделить следующие формы контроля:
· создание контрольных органов в рамках международных организаций;
· учреждение государствами специальных контрольных органов;
· контроль национальными органами и средствами;
· сочетание международных процедур и национальных органов проверки соблюдения государствами принятых обязательств;
· международный контроль, осуществляемый специальными представителями (посланниками) высших должностных лиц универсальных и региональных международных организаций (например: Генеральным секретарем ООН);
· контроль, осуществляемый неправительственными международными организациями (например: Международный Комитет Красного Креста).
По методам осуществления проверки соблюдения государствами международных обязательств международный контроль можно классифицировать на две группы:
1. международный контроль, проводимый путем обмена информацией, консультаций, представления отчетов и докладов;
2. международный контроль, осуществляемый путем инспектирования, исследования и расследования, судебного рассмотрения.
Тем не менее, подобная классификация носит весьма условный характер, поскольку каждый из способов осуществления международного контроля может сочетаться с другим методом, дополнять или предшествовать ему.
Необходимо отметить, что контрольные механизмы в области прав человека представляют собой организационные структуры (комитеты, рабочие группы, специальные докладчики), а процедуры – порядок и методы изучения информации в области прав человека и реагирование на результаты такого изучения.
Международные контрольные механизмы и процедуры в области прав человека имеют различную юридическую природу:
· конвенционные, т.е. которые созданы в соответствии с международными соглашениями (Комитет по правам человека);
· недоговорные, которые созданы и имеются в ряде международных организаций (Комиссия по правам человека).
Международные контрольные механизмы и процедуры также можно разделить на:
· универсальные (в рамках ООН);
· региональные.
Международный контроль за соблюдением и защитой прав и свобод человека осуществляется следующими методами:
· рассмотрение докладов государств о выполнении ими своих обязательств в этой области;
· рассмотрение претензий государств друг к другу по поводу нарушения таких обязательств;
· рассмотрение жалоб от отдельных лиц, групп лиц, неправительственных организаций на нарушение их прав государствами;
· исследование и расследование ситуаций, связанных с предполагаемыми или уже установленными нарушениями прав человека.
В Декларации тысячелетия ООН , принятой на Саммите Генеральной Ассамблеей 8 сентября 2000 года , главы государств и правительств, вновь единогласно подтвердили свое обязательство поддерживать все усилия, направленные на обеспечение целей и принципов ООН, которые доказали неподвластность времени и их универсальный характер. Одним из таких международных механизмов, имеющих целью обеспечение государствами соблюдения международных обязательств, является международный контроль.
Классификация договоров по правам человека и международные стандарты в области прав человека
Устав ООН содержит юридические обязательные общие положения о необходимости осуществления международного сотрудничества в поощрении и развитии уважения к правам и основным свободам человека. Но в нем нет их конкретного перечня.
Вместе с тем Устав ООН сформулировал ряд принципов, регулирующих соблюдение прав человека: основополагающими признаны достоинство и ценность человеческой личности, равноправие народов, равноправие мужчин и женщин, недопустимость дискриминации по признакам расы, пола, языка, религии.
После одобрения Устава ООН международным сообществом, главным образом ООН и ее специализированными учреждениями, было принято большое число документов по правам человека, содержащих нормы, регулирующие правоотношения в этой области.
Представляется, что их можно было бы классифицировать следующим образом.
Общепризнанно, что в так называемый Международный билль о правах человека входят Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Международный пакт о гражданских и политических правах и два Факультативных протокола к нему: о частных жалобах и отмене смертной казни.
Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г., явилась первым в истории международных отношений документом универсального характера, провозглашавшим перечень прав и свобод человека. Ее значение трудно переоценить, и, по распространенному мнению, в силу своей авторитетности и широкого применения она стала, несмотря на свою первоначальную форму резолюции Генеральной Ассамблеи, имеющей рекомендательный характер актом, обладающим обязательной юридической силой (в качестве обычных норм).
В 1966 году Генеральная Ассамблея приняла Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах и Международный пакт о гражданских и политических правах. Они вступили в силу в 1976 году.
Эти документы с самого начала имели форму международных конвенций, обязательных для участвующих в них государств, и являлись самыми общими по охвату проблематики прав человека актами, устанавливающими стандарты в этой области. Они получили широкое международное признание и авторитет. На них постоянно делаются ссылки в резолюциях различных международных организаций и в договорах по отдельным аспектам прав человека.
В Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах признаются такие права, как право на труд, на справедливые и благоприятные его условия, на создание и беспрепятственную деятельность профсоюзов, на социальное обеспечение, на охрану семьи, на достаточный жизненный уровень, на наивысший достаточный уровень физического и психического здоровья, на образование, участие в культурной жизни.
Международный пакт о гражданских и политических правах гарантирует такие права, как право на жизнь, свободу от пыток или рабства, свободу и личную неприкосновенность, гуманное обращение и уважение достоинства, присущего человеческой личности, на свободное передвижение и свободу выбора местожительства, право покидать любую страну, возвращаться в свою собственную страну, на равенство перед судами, свободу от вмешательства в личную жизнь, свободу мысли, совести и религии, право придерживаться своих мнений и на свободу информации, на мирные собрания, свободу ассоциаций, участие в ведении государственных дел, равенство перед законом.
Эти конкретизированные по сравнению со Всеобщей декларацией прав человека права и свободы государства – участники Пактов брали на себя обязательства предоставлять всем лицам, находящимся под их юрисдикцией; при этом государства должны обеспечить претворение в жизнь прав, признаваемых в Пактах, путем принятия соответствующих национальных законодательных и иных мер. В то же время допускается возможность их основанных на законе ограничений, необходимых, например, для охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения или прав и свободы других.
Особую группу актов по правам человека представляют документы, направленные на пресечение преступлений против человечества, таких как военные преступления, геноцид, апартеид, на борьбу с грубыми массовыми нарушениями прав человека, затрагивающими интересы больших масс населения или целых народов и могущими иметь серьезные международные последствия, отрицательно сказываясь на межгосударственных отношениях. К ним относятся Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него 1948 года, Конвенция о пресечении преступления апартеида и наказании за него 1973 года, Конвенция о неприменимости срока давности к военным преступлениям и преступлениям против человечности 1968 года, Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1965 года, Дополнительная конвенция об упразднении рабства, работорговли и институтов и обычаев, сходных с рабством, 1956 года. Согласно этим договорам, государства осуждают политику, указанную в названных Конвенциях, обязуются пресекать и запрещать на своих территориях всякие действия, противоречащие целям этих Конвенций, берут на себя обязательства осуществлять совместные действия по борьбе с проявлениями данной группы правонарушений. Они сотрудничают также в деле наказания конкретных лиц, виновных в их совершении, в частности используя институт выдачи лиц для осуществления над ними правосудия или самостоятельно привлекая их к ответственности.
Ряд договоров имеет своей целью защиту интересов индивида от злоупотреблений со стороны органов государства или отдельных лиц и организаций. К ним можно отнести Конвенцию о борьбе с дискриминацией в области образования 1960 года, Конвенцию о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин 1979 года, Конвенцию против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения или наказания 1989 года. По этим Конвенциям государства согласились принимать меры по предупреждению и искоренению отдельных нарушений прав личности на своих территориях, а также по восстановлению нарушенных прав.
Другая группа договоров посвящена сотрудничеству государств в деле достижения позитивных результатов в обеспечении прав человека. Это Конвенция о равном вознаграждении мужчин и женщин за труд равной ценности 1951 года (направлена на обеспечение права женщины на равную с мужчиной оплату труда), Конвенция о гражданстве замужней женщины 1957 года (предусматривает самостоятельность женщины в решении вопроса о своем гражданстве при вступлении в брак с иностранцем), Конвенция о сокращении безгражданства 1961 года, Конвенция о статусе апатридов (предусматривает предоставление им определенных политических, гражданских, социальных и экономических прав), Конвенция о статусе беженцев 1951 года, Конвенция о политике в области занятости 1964 года (направлена на обеспечение права на труд), Конвенция о политических правах женщин 1952 года, Конвенция об охране материнства
1952 года, Конвенция об охране заработной платы 1949 года и ряд других. По договорам этого типа государства, ставшие их участниками, обязались принять законодательные и практические меры по обеспечению прав человека, которые международным сообществом рассматриваются в качестве минимальных стандартов социальной защищенности личности.
Наконец, следует отметить конвенции, принимаемые, например, спецучреждениями ООН, в которых конкретизируются общие стандарты соблюдения прав человека и в развитие их вырабатываются отраслевые стандарты. Так, Международная организация труда разработала большое число конвенций по таким вопросам, как зарплата, продолжительность рабочего дня, условия труда различных категорий трудящихся и т.д.
Значительную роль играют документы, не имеющие обязательного юридического характера, но в которых отражается точка зрения международного сообщества на те или иные вопросы прав человека. Среди них решения международных конференций по правам человека в Тегеране (1968 г.) и Вене (1993 г.), декларации и резолюции ГА ООН о праве на самоопределение, декларации, протоколы и другие документы о предупреждении дискриминации, в том числе в отношении лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам, правах женщин и детей, правах человека в области правосудия, медицинской этики, которые следует рассматривать как минимальные стандарты поведения, принятые в цивилизованном обществе.
Важные документы такого характера принимаются и спецучреждениями ООН. Так, ЮНЕСКО приняла Декларацию о распространении среди молодежи идеалов мира, взаимного уважения и взаимопонимания между народами 1965 года, Декларацию принципов международного культурного сотрудничества 1966 года, Декларацию социального прогресса и развития 1969 года, Декларацию об использовании научно-технического прогресса в интересах мира и на благо человечества 1975 года, Декларацию об основных принципах, касающихся вклада средств массовой информации в укрепление мира и международного взаимопонимания, в развитие прав человека и в борьбу против расизма и апартеида и подстрекательства к войне, 1978 года, заложившую основы формирования нового международного информационного порядка.
Такие документы, носящие первоначально лишь рекомендательный характер, нередко ложатся затем в основу принимаемых договорных актов, закрепляющих соответствующие положения уже в качестве обязательных для соблюдения государствами.
Хотя международные организации и органы уже в течение десятилетий занимаются вопросами прав человека, очевидно, что успехов в этом направлении можно добиться только при эффективном международном контроле за их фактическим соблюдением.
В Секретариате ООН до 1997 года был Центр по правам человека, занимавшийся, в частности, и сбором информации из различных источников о положении с правами человека в мире. С 1997 года его функции перешли к Отделу Верховного комиссара ООН по правам человека.
При нем и под эгидой Комиссии ООН по правам человека действует процедура рассмотрения частных жалоб на основе резолюции Экономического и Социального Совета 1503 от 27 мая 1970 г. Эта процедура имеет ряд особенностей. Она является универсальной, поскольку не зависит от согласия государств, ею может воспользоваться гражданин любого государства.
В то же время, для того чтобы жалоба была рассмотрена, она должна отвечать некоторым определенным минимальным требованиям, при несоблюдении которых она будет признана неприемлемой.
Эта процедура – не судебная, и рассмотрение таких жалоб не имеет по существу серьезных последствий для соответствующих государств. Однако такое рассмотрение важно для определения ситуаций, когда имеют место систематические и грубые нарушения прав человека.
В 1993 году Генеральная Ассамблея ООН учредила пост Верховного комиссара по правам человека. Этот вопрос дебатировался в ООН в течение нескольких десятилетий, но еще рано говорить о том, приведет ли деятельность комиссара, которым в настоящее время является бывший президент Ирландии М. Робинсон, к действительному улучшению прав человека в мире.
Контрольные механизмы по мониторингу состояния прав человека в тех или иных областях действуют и в специализированных учреждениях ООН. Наиболее последовательно эта работа ведется в МОТ, которая регулярно отслеживает через свои контрольные органы положение с соблюдением трудовых прав в тех или иных странах.
Конвенции по правам человека универсального характера предусматривают, как уже отмечалось, представление и рассмотрение соответствующими комитетами экспертов на регулярной основе докладов о законодательных, судебных, административных и других мерах, принимаемых государствами-участниками с целью выполнения своих обязательств. Комитеты на основе такого рассмотрения принимают развернутые заключения и рекомендации. Эта процедура является главной формой контроля за осуществлением соответствующих конвенций.
Вместе с тем в них заложены и другие контрольные функции и механизмы для достижения поставленных в этих международно-правовых актах целей.
Так, в некоторых из этих конвенций закреплена процедура, согласно которой государство может направлять жалобы, касающиеся действий других государств-участников. Например, по Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации (ст. 11) ею может воспользоваться любое государство-участник. Для этого предусматривается, в частности, создание согласительных органов. Однако к этой процедуре государства практически не прибегают.
В то же время в Комитете по правам человека и других конвенционных органах значительное развитие получила контрольная функция, связанная с рассмотрением частных жалоб. Последняя является, как уже отмечалось, факультативной и реализуется лишь после того, как согласие на рассмотрение жалоб своих граждан дало соответствующее государство.
При рассмотрении петиций международные конвенционные органы руководствуются некоторыми критериями, и прежде всего правилом о том, что такие жалобы не рассматриваются, если петиционеры не исчерпали все доступные внутренние национальные средства государства по правовой защите (это правило не действует в тех случаях, когда применение таких средств чрезмерно затягивается).
Рассмотрев петиции и разъяснения государств по этому поводу, эти органы могут делать предложения и рекомендации как лицам или группам лиц, их направивших, так и государствам-участникам. Данный характер процедуры дает основания считать ее полусудебной.
Однако недостатком ее функционирования является то, что на сегодняшний день такого рода петиции поступают почти исключительно от жителей Западной Европы, где имеются определенный уровень правосознания населения и условия для функционирования такого механизма, хотя для этих стран и без того характерна высокая степень защиты прав человека.
К сожалению, государства, где в силу исторических и прочих обстоятельств уровень защиты прав населения невысок, или не делают заявлений о присоединении к этим факультативным процедурам, или, если и делают их, их граждане ими не пользуются.
Развитой системой контрольных органов по правам человека обладает Совет Европы, в основе которой была деятельность Европейской комиссии по правам человека и Европейского суда по правам человека. В ноябре 1998 года вступил в силу Протокол № 11 к Европейской конвенции о правах человека и основных свободах, предусматривающий упразднение Комиссии и Суда и создание на их основе единого Европейского суда по правам человека.
В соответствии с этим Протоколом установлено безусловное право подачи петиций частными лицами. Теперь не надо будет ждать особого заявления государств–членов Совета Европы по этому вопросу, как это имело место до настоящего времени.
Благодаря большой практике рассмотрения жалоб Европейский суд по правам человека стал значительным фактором правового развития и совершенствования системы защиты прав человека в Европе, а созданное им прецедентное право может использоваться государствами, недавно ставшими членами Совета Европы, и в частности Россией, для совершенствования своего законодательства и правоприменения.
Описание
Уважение к правам человека и основным свободам - одно из ключевых условий гармоничного развития любого современного общества и государства, его процветания и стабильности. Пренебрежение к этим правам, их попрание не только аморальны и несовместимы с достоинством человека, но и чреваты опасными последствиями - ухудшением уровня жизни, ростом социальной напряженности и протестных настроений. Нарушения прав человека часто становятся причинами стихийных беспорядков и погромов, провоцируют противостояния, парализующие нормальную жизнь сотен тысяч и миллионов людей, наносящие миллиардный ущерб экономикам и, зачастую, угрожающие международному миру и безопасности.
Введение…………………………………………………………………...………3
Глава 1. Понятие, классификация и принципы прав человека………………5
1.1. Понятие прав человека………………………………………………………5
1.2. Принципы права прав человека…………………………………………….6
1.3. Классификация прав и свобод человека……………………………………7
Глава 2. Универсальные контрольные механизмы и процедуры в рамках ООН……………………………………………………………………………...10
2.1. Основа универсальных контрольных механизмов и процедур в рамках ООН………………………………………………………………………………10
2.2. Структура универсальных контрольных механизмов и процедур в рамках ООН………………………………………………………………………………13
Глава 3. Понятие, виды и формы международного контроля за соблюдением прав человека……………………………………………..…………………….17
3.1. Понятие международного контроля за соблюдением прав человека……17
3.2. Виды и формы международного контроля за соблюдением прав человека………………………………………………………………………….17
Заключение……………………………..……………………………………….20
Список использованной литературы………..………………………………...21
Работа состоит из 1 файл
2.2. Структура универсальных контрольных механизмов и процедур в рамках ООН
Универсальный механизм международной защиты прав и свобод человека создан и действует в рамках Организации Объединенных Наций, ее специализированных учреждений (МОТ, ЮНЕСКО), занимающихся кодификационной деятельностью в области прав человека.
Такие полномочия возложены Уставом ООН на Генеральную Ассамблею (ст.13), Экономический и Социальный Совет (ст.62, 64) в рамках их компетенции как главных органов ООН, а также на Генерального секретаря. 8
Рассмотрением вопросов, относящихся к правам человека, в той или иной мере занимаются и другие органы ООН, и, в частности, Совет Безопасности. Принимая во внимание отсутствие в международном праве общепризнанного понятия «угроза миру», а также тесную связь грубейших нарушений прав человека с вооруженными конфликтами, следует иметь в виду, что Совет Безопасности вправе квалифицировать грубые и массовые нарушения прав человека как «угрозу миру» и принять резолюции о применении санкций в отношении государства-нарушителя.
К специальным (внеуставным) органам относятся Совет по правам человека, Комиссия по положению женщин – одна из 8-ми функциональных комиссий ЭКОСОС, Управление Верховного комиссара по правам человека, Управление Верховного комиссара по делам беженцев.
Эти механизмы имеют статус вспомогательных органов ООН.
Особое внимание следует уделить правовым основаниям и деятельности Совета по правам человека, учрежденного в соответствии с резолюцией 60/251 Генеральной Ассамблеи ООН от 15 марта 2006 г. 9 «взамен Комиссии по правам человека в качестве ее вспомогательного органа». В состав Совета входит 47 государств-членов, каждое из которых избирается большинством членов Генеральной Ассамблеи путем прямого тайного голосования на 3 года на основе принципа справедливого географического представительства. В компетенцию Совета входит содействие всеобщему уважению и защите всех прав и свобод человека; рассмотрение ситуаций, связанных с их грубыми и систематическими нарушениями и др.
Важной новацией в деятельности нового правозащитного механизма ООН является система универсального периодического обзора (УПО). Уже на своей 5-й сессии в 2007 году Совет по правам человека принял резолюцию 5/1 «Институциональное строительство Совета по правам человека ООН» от 18.06.2007 г., которая одобрила процедуру УПО и определила ее периодичность, а также определила полномочия Совета рассматривать вопросы, связанные с нарушениями прав человека в любой точке земного шара и назначать специальных докладчиков или представителей - независимых экспертов, обладающих признанной компетенцией в области прав человека. Их полномочия (мандаты) являются различными (для сбора информации и изучения конкретных ситуаций в отдельных странах - т.н. страновые мандаты, либо по тем или иным проблемам, связанным с нарушениями какого-либо из прав человека - т.н. тематические мандаты). В указанном выше документе содержатся важные положения относительно отбора, выдвижения и назначения специальных докладчиков. Кроме того, в этой же резолюции Советом была утверждена процедура подачи жалоб (которая заменила процедуру 1503 (XLVIII) ЭКОСОС 1970 г.) с целью рассмотрения систематических и достоверно подтвержденных грубых нарушений всех прав человека и всех основных свобод, совершаемых в любом районе мира и при любых обстоятельствах. Для этого учреждаются две отдельные рабочие группы (по сообщениям и по ситуациям) с мандатом на рассмотрение сообщений и доведение до сведения Совета систематических и достоверно подтвержденных грубых нарушений прав человека и основных свобод.
В 1993 году Генеральная Ассамблея ООН учредила пост Верховного комиссара ООН по правам человека, который является должностным лицом ООН, несущим под руководством и эгидой Генерального секретаря основную ответственность за деятельность ООН в области прав человека (резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 48/141). 10 Главной задачей Верховного комиссара является содействие максимально полному осуществлению всех прав человека путем претворения в жизнь соответствующих решений, принятых руководящими органами ООН. Выполняя функции по координации всех программ ООН в области прав человека, Верховный комиссар обеспечивает тесное сотрудничество между различными органами Организации и конвенционным контрольным механизмом, призван содействовать устранению параллелизма и дублирования в их работе. 11
Глава 3. Понятие, виды и формы международного контроля за соблюдением прав человека
3.1. Понятие международного контроля за соблюдением прав человека
Под международным контролем понимается согласованная деятельность государств или международных организаций по проверке соблюдения государствами принятых на себя обязательств с целью обеспечения их выполнения.
Международный контроль за соблюдением прав и свобод человека характеризуется наличием специальных международных контрольных механизмов и процедур за соблюдением прав и свобод человека.
Контрольные механизмы представляют собой определенные организационные структуры (комитеты, рабочие группы, специальные докладчики и т.д.), а процедуры – порядок и методы изучения соответствующей информации и реагирования на результаты такого изучения. 12
3.2. Виды и формы международного контроля за соблюдением прав человека
Специальные международные контрольные механизмы и процедуры международного контроля за соблюдением прав и свобод человека имеют различную юридическую природу: конвенционные контрольные механизмы, т.е. такие международные контрольные механизмы и процедуры, которые учреждаются на основе международных соглашений по правам человека; внедоговорные контрольные механизмы и процедуры создаются и функционируют в рамках ряда международных организаций (ООН, МОТ, ЮНЕСКО и др.). Последние, в свою очередь, подразделяются на уставные и специальные.
По территориальной сфере действия международные контрольные механизмы и процедуры подразделяются на универсальные и региональные (например, создаваемые в рамках общеевропейского процесса).
Исходя из формы осуществления контроля все международные органы можно разделить на судебные и квазисудебные. По юридической силе принимаемых решений (заключений, резолюций) все международные контрольные органы составляют две группы: органы, решения которых обязательны для государства, которому они адресованы (решения судебных контрольных органов) и органы, заключения (резолюции) которых носят рекомендательный характер (комитеты, комиссии, уставные и вспомогательные органы международных организаций). 13
Международный контроль за соблюдением прав и свобод человека осуществляется в следующих формах:
а) рассмотрение периодических докладов государств о выполнении ими своих обязательств в этой области;
б) рассмотрение претензий государств друг к другу по поводу нарушения таких обязательств;
в) рассмотрение индивидуальных жалоб от отдельных лиц, групп лиц неправительственных организаций на нарушения их прав со стороны государства;
г) изучение (исследование, расследование) ситуаций, связанных с предполагаемыми или установленными нарушениями прав человека (специальные рабочие группы, докладчики, представители и т.д.);
д) проведение диалога с правительством государства относительно осуществления им прав человека или оказание содействия в разработке программ по их реализации. 14
Заключение
Международный контроль за соблюдением прав человека - проводимая в соответствии с нормами и общепризнанными принципами международного права и в рамках мандата, установленного уполномоченной международной организацией или международным договором, деятельность, которая подразумевает сбор и анализ информации об осуществлении государствами применимых международно-правовых принципов и норм в области прав человека, оценку уровня их имплементации и вынесение рекомендаций, направленных на устранение нарушений, обеспечение более полного уважения к правам человека и основным свободам и предотвращение возможных нарушений в будущем, а также, во многих случаях, дальнейшее наблюдение за исполнением ранее вынесенных рекомендаций.
Международный контроль за соблюдением прав человека на сегодняшний день является основным международным инструментом обеспечения соблюдения государствами своих международных обязательств в этой сфере.
К системе универсального международного контроля в области прав человека относятся следующие органы: конвенционные органы по правам человека, Генеральная Ассамблея ООН, ЭКОСОС и Комиссия ООН по положению женщин, Совет Безопасности, Международный Суд ООН, Секретариат ООН, СПЧ и его вспомогательные органы, отдельные специализированные учреждения ООН (МОТ, ЮНЕСКО), а также создаваемые ими временные механизмы.
Список использованной литературы
- Всеобщая декларация прав человека" (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) // СПС «Консультант плюс»
- Устав Организации Объединенных Наций" (принят в г. Сан-Франциско 26.06.1945) // СПС «Консультант плюс».
- Хартия основных прав Европейского Союза" (Принята в г. Ницце 07.12.2000) // СПС «Консультант плюс»
- Международный Пакт от 16.12.1966 "О гражданских и политических правах" // СПС «Консультант плюс»
- Международный пакт от 16.12.1966 "Об экономических, социальных и культурных правах" // СПС «Консультант плюс»
- Резолюция 48/141 Генеральной Ассамблеи ООН "Верховный комиссар по поощрению и защите всех прав человека" (Принята 20.12.1993 на 48-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН) // СПС «Консультант плюс».
- Головастикова, А.Н. Права человека: учебник / А.Н. Головастикова, Л.Ю. Грудцына. – М.: Эксмо, 2006. – 448 с.
- Карташкин, В.А. Права человека. Международная защита в условиях лобализации / В.А. Карташкин. – М.: Норма, 2009. – 288 с.
- Лукашук, И.И. Международное право. Особенная часть: учебник /И.И.Лукашук. - М.: Волтерс Клувер, 2008. - Гл.1. – С.1-22.
- Международное право. Сборник документов: учеб. пособие / сост. Н.Т. Блатова, Г.М. Мелков. - М.: РИОР, 2009. – 704 с.
- Павлова, Л. В. Право прав человека: учеб. пособие / Л.В. Павлова. - инск: БГУ, 2005. – 222 с.
- Права человека и процессы глобализации современного мира / под ред. Е.А. Лукашевой. - М.: Норма, 2007. – 462 с.
- Старовойтов, О.М. Международная защита прав ребенка: учеб. пособие / О.М.Старовойтов. – Минск: БГУ, 2007. – 132 с.
- http://www.un.org/russian/ news/fullstorynews.asp?NewsID= 15181
1 Лукашук, И.И. Международное право. Особенная часть: учебник /И.И.Лукашук. - М.: Волтерс Клувер, 2008. - Гл.1. – С.1-22.
2 Карташкин, В.А. Права человека. Международная защита в условиях лобализации / В.А. Карташкин. – М.: Норма, 2009. – 288 с.
3 Права человека и процессы глобализации современного мира / под ред. Е.А. Лукашевой. - М.: Норма, 2007. – 462 с.
4 "Хартия основных прав Европейского Союза" (Принята в г. Ницце 07.12.2000) // СПС «Консультант плюс»
5 "Всеобщая декларация прав человека" (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) // СПС «Консультант плюс»
6 Международный пакт от 16.12.1966 "Об экономических, социальных и культурных правах" // СПС «Консультант плюс»
7 Международный Пакт от 16.12.1966 "О гражданских и политических правах" // СПС «Консультант плюс»
8 "Устав Организации Объединенных Наций" (принят в г. Сан-Франциско 26.06.1945) // СПС «Консультант плюс».
9 http://www.un.org/russian/ news/fullstorynews.asp?NewsID= 15181
10 Резолюция 48/141 Генеральной Ассамблеи ООН "Верховный комиссар по поощрению и защите всех прав человека" (Принята 20.12.1993 на 48-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН) // СПС «Консультант плюс».
11 Старовойтов, О.М. Международная защита прав ребенка: учеб. пособие / О.М.Старовойтов. – Минск: БГУ, 2007. – 132 с.
12 Международное право. Сборник документов: учеб. пособие / сост. Н.Т. Блатова, Г.М. Мелков. - М.: РИОР, 2009. – 704 с.
13 Павлова, Л. В. Право прав человека: учеб. пособие / Л.В. Павлова. - инск: БГУ, 2005. – 222 с.
14 Головастикова, А.Н. Права человека: учебник / А.Н. Головастикова, Л.Ю. Грудцына. – М.: Эксмо, 2006. – 448 с.