Домой Здоровье Афганская революция. Апрельская революция в Афганистане – очередной раунд Большой игры. Ссср и поддержка ндпа

Афганская революция. Апрельская революция в Афганистане – очередной раунд Большой игры. Ссср и поддержка ндпа

Говоря об Апрельской революции 1978 г. некоторые историки, политологи и журналисты, прежде всего, ставят вопрос: была ли эта революция нужной и оправданной. В связи с этим припоминается восклицание одного из персонажей кинофильма "Бумбараш": "Яшка гранату бросил - революцию сделал!" К сожалению, подобный примитивный взгляд на революцию имеет место не только в фильмах. И в нашей жизни бытует наивный взгляд будто бы захотели какие-то злоумышленники, взяли и устроили революцию. Категорическое непринятие революций бытовало не только среди части людей с дилетантскими представлениями о социально-политических вопросах.

Афганистан к концу 70-х годов оставался одной из самых отсталых стран мира. Жизнь его 16 миллионного многонационального народа раздиралась многочисленными очень сложными и запутанными политическими, социальными и экономическими противоречиями.

По данным ООН Афганистан находился на 108 месте среди 129 развивающихся стран по доходу на душу населения. Крестьяне, составлявшие 80 процентов населения, в большинстве своем не имели своей земли и находились в долговой кабале у помещиков и сельских ростовщиков. Урожайность основных сельскохозяйственных культур была одной их наиболее низких в мире. Страна постоянно испытывала нужду в продовольствии.

Крайне слабо была развита промышленность (всего около 300 промышленных предприятий с общей численностью фабрично-заводских рабочих 44 тыс. человек), занятых главным образом первичной обработкой сельскохозяйственного сырья. Кроме того, имелось 67 тыс. строительных рабочих. Даже при таком ограниченном количестве рабочих существовала хроническая безработица. Национальная промышленность обеспечивала потребности страны всего на 20 процентов. В городе и деревне царила страшная нищета.

Коррупция, хищения и другие злоупотребления государственных чиновников в центре и на местах, отсутствие элементарных социально-экономических и политических прав вызывало большое недовольство населения. Все это усугублялось племенными, национальными и религиозными притеснениями. 90 процентов населения было неграмотным. Значительная часть афганцев не была вовлечена в политическую жизнь. Многие люди не знали даже имени короля, который ими правил. Для них авторитетом были местные муллы и старейшины. Как заметил один из исследователей Афганистана, жизнь в Афганистане "…носила архаичный, привычный, недвижимый характер. Ход времени затормозился почти до полной остановки. Норма существования определялась поговоркой: верблюд не выдержит лошадиной скорости, поэтому мы идем своей дорогой, по пути, начертанному Аллахом".

Всякому непредубежденному человеку ясно, что афганское общество не могло и дальше оставаться в таком удручающем состоянии. Назревшие социально-политические, экономические и национальные проблемы надо было решать. Ни король, представлявший феодально-монархическую власть, ни М. Дауд, свергнувший королевскую власть и установивший республиканский строй, каких-либо радикальных реформ для разрешения назревших нужд народа не предпринимали. При сложившейся в стране социальной структуре власти они и не могли практически осуществить какие-либо коренные преобразования, ибо это встречало ожесточенное сопротивление реакционных сил, незаинтересованных в каких-либо преобразованиях.

В этих условиях для проведения реформ сверху нужна сильная государственная власть, а ее в Афганистане никогда не было. Попытки установить сильную централизованную власть встречали сопротивление не только у племенных вождей и других местных правителей, но и в массе народа. Все большее ухудшение материального благосостояния народных масс и неспособность правящих кругов устранить причины острейших социальных противоречий, обострение борьбы между различными общественно-политическими группировками породили неразрешимый кризис власти.

Но когда "верхи" уже не могут править по-старому, а "низы" не могут выносить дальше произвол, нищету и бесправие, - назревает революционная ситуация, предотвратить которую в Афганистане вряд ли было можно. Недовольство народа начинало выливаться наружу, в различных районах страны возникали волнения и вооруженные восстания. Обострение политической борьбы в обществе привело к все более широкому втягиванию в эти процессы афганской армии.

В литературе, посвященной Афганистану, иногда изображают дело таким образом, что военно-политическая обстановка в этой стране дестабилизировалась лишь после прихода на ее территорию советских войск. Такая версия очень далека от истины. В Афганистане всегда были крупные оппозиционные силы, выступавшие против королевской власти. Во второй половине 60-х годов наибольшую активность приобрело движение исламских фундаменталистов, которое выступало против модернизации ислама и светского характера общества и государства. Объединившись в 1968 г. в союз "мусульманская молодежь" они организовали ряд массовых акций протеста и вооруженных выступлений с целью свержения королевского режима.

Не успокоились они и после свержения короля Захир Шаха и прихода к власти М. Дауда. Одно из крупных выступлений оппозиции против новых республиканских властей было предпринято в 1975 г., когда начались повстанческие действия в долине Панджшер и в ряде других районов страны. После поражения этого выступления лидеры союза "мусульманская молодежь" бежали в Пакистан и там продолжали готовиться к новым антиправительственным выступлениям. Правительство Пакистана не только не пресекало их враждебную деятельность, а всячески помогало афганским фундаменталистам, создавая на своей территории широкую сеть баз и центров подготовки вооруженных отрядов оппозиции. Руководили их обучением и деятельностью пакистанские спецслужбы.

В 1976 г. на территории Пакистана на базе "союза мусульманской молодежи" и других противников афганского правительства были созданы новые партии: "Исламское общество Афганистана", "Исламская партия Афганистана", составившие в последующем главную силу афганской вооруженной оппозиции.

Своеобразные условия обстановки в Афганистане к 1978 г. сложились таким образом, что в национально-освободительном движении в стране наиболее активной политической силой, имеющей наибольшее влияние в армии, оказалась народно-демократическая партия Афганистана. К тому же стремление М. Дауда расправиться с этой наиболее опасной частью оппозиции и начавшиеся аресты руководителей НДПА дали толчок и ускорили революционное выступление этой партии и в апреле 1978 г. ей удалось свергнуть правительство М. Дауда и прийти к власти. Так совершилась Апрельская революция.

По своему характеру и методам осуществления по существу это была не народная революция, а военный переворот, так как он был осуществлен в основном армейскими частями, расположенными в Кабуле, под руководством революционно настроенных офицеров. Какие-либо широкие общественно-политические силы и тем более народные массы в этой акции не участвовали.

Это был военный переворот , который в результате коренных качественных преобразований в обществе мог перерасти в социальную революцию. Но по ряду объективных и субъективных причин такая революция, которую бы принял народ и которая бы затронула глубинные процессы народной жизни и весь уклад социально-политической и экономической структуры общества, такая революция в Афганистане так и не состоялась. Кстати, профессор К.М. Цаголов в оценке этой революции был прав. И трудно понять, почему так резко ополчились против него за это главпуровцы.

В 1978 г. ЦК НДПА обнародовал свою программу "Основные направления революционных задач" . Она предусматривала кардинальные политические и социально-экономические преобразования по ликвидации феодальных и дофеодальных отношений; утверждение в стране революционно-демократического режима; ограничение крупного помещичьего землевладения путем изъятия излишков земли у помещиков в пользу государства без компенсации и бесплатное наделение землей безземельных и малоземельных крестьян. Провозглашались демократизация общественной жизни, отмена сословных привилегий, ликвидация всех видов угнетения и эксплуатации.

Несмотря на то, что не все революционные цели открыто декларировались, это была по существу программа установления диктатуры не существовавшего в стране пролетариата и социалистических преобразований. Но если, как говорил Г.В. Плеханов, Россия к 1917 году еще не смолола муки, из которой можно было испечь хлеб социализма, то тем более в Афганистане для социалистических преобразований не было не только смолотой муки, но не были еще вложены в афганскую почву необходимые для этого зерна. Такая максималистская программа с самого начала была авантюристичной и поэтому обречена на провал. Тем более, что многие преобразования пытались осуществить без всякого учета специфических условий Афганистана, особенно влияния ислама и религиозности народа. Поэтому основная часть населения с самого начала не поддержала идеи Апрельской революции. Легкая победа над правительством М. Дауда вскружила голову лидерам Апрельской революции и среди них возобладали левацкие, экстремистские тенденции.

Нежизненность программы революционных преобразований, попытки навязать их насильственными методами, острые разногласия и непримиримая борьба между группировками "Хальк" и "Парчам" внутри НДПА, массовые репрессии против духовенства и широких слоев населения только дискредитировали в глазах народа революционные идеи.

Военный путч мог перерасти в социальную революцию и изменить к лучшему жизнь афганского общества лишь в том случае, если бы реформы и нужные социально-политические, экономические и идеологические преобразования осуществлялись не только сверху, но и главным образом снизу, по мере того, как само население созревало для этого и начинало их поддерживать.

С точки зрения организации политической власти нужна была коалиция реформистских партий различного направления, которая бы отражала интересы основных слоев общества и обеспечивала поэтапное социальное развитие, при котором революционные лозунги не слишком бы опережали существующие реальности, а разрыв между словом и делом был бы не слишком большим. Требовалось учитывать и исторические традиции страны и вместо копирования Советской власти более широко использовать на всех уровнях джирговые традиции, постепенно наполнив их новым содержанием.

Джирга - "круг", совет наиболее умудренных и авторитетных людей, собирающихся для решения жизненно важных вопросов.

Вместо всего этого Амин и некоторые другие руководители НДПА пытались в полуфеодальной стране ускоренно насаждать леворадикальный социализм самыми свирепыми казарменно-приказными методами.

Политические свободы были лишь формально провозглашены. На деле же искусственно разжигалась классовая борьба, в разряд врагов зачислялись все, кто хоть в чем-то был не согласен с курсом новых властей, проводились массовые репрессии с расстрелами жителей целых кишлаков. Господство новых властных структур, особенно в период диктаторского правления X. Амина, утверждалось тоталитарными крайне жестокими методами, что вызывало протест даже групп населения, которые первоначально поддерживали идеи апрельской революции.

Ничего не было сделано, чтобы решить национальные проблемы. Афганистан населяют свыше 30 народностей, говорящих более чем на 20 языках.

В экономической жизни важнейшее значение имела земельная реформа . Но ее тоже надо было подготовить снизу, добившись определенной поддержки духовенства (хотя бы в низовом звене) и самих крестьян. Земельная реформа свелась к тому, что землю начали отбирать у одних и отдавать другим. При этом не учитывалось, что ислам запрещает отнимать то, что Аллах дал во владение другому и многие бедные крестьяне отказывались брать передаваемые им земельные участки. Никакой охраны и государственной гарантии обеспечения принадлежности новой собственности не было организовано. Взявших землю крестьян местные богатей убивали, всячески противодействовали обработке земли. Они же держали в своих руках источники водоснабжения, лишая воды новых собственников земли.

Не были учтены и многие другие обстоятельства, составляющие традиционно сложившиеся особенности Афганистана. Например, в этой стране никогда не было рабочего класса в его европейском понимании. Как отмечают некоторые знающие Афганистан исследователи, "средний" афганец всегда был одновременно немного крестьянин, немного торговец, немного ремесленник. Различия между городом и деревней всегда были условны. Низкая производительность труда в промышленности и в строительстве, низкая зарплата приводили к тому, что большинство рабочих были не в состоянии содержать при себе семью и оставляли ее в кишлаках, постоянно сохраняя связи с сельской местностью, что препятствовало выработке пролетарской идеологии у рабочих.

Пуштунские кочевые племена никогда не признавали государственных и иных административных границ. Территории, по которым они перемещались, им казались такими же естественными, как принадлежащие всем солнце, луна и небо. Поэтому попытки жестко перекрыть границы с Пакистаном и Ираном обострили отношения кабульских властей и с кочевыми племенами. Попытки ограничить Ислам и насадить атеизм встречали враждебное отношение всего населения.

АПРЕЛЬСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ, см. Португальская революция (см. ПОРТУГАЛЬСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ 1974 76) 1974 76 … Энциклопедический словарь

Апрельская революция (значения): Апрельская революция события в Афганистане 27 апреля 1978 года, результатом которых стало установление в стране марксистского просоветского правительства Апрельская революция в Корее серия волнений и беспорядков в … Википедия

В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете … Википедия

Повстанцы вступают в Лиссабон Страна Португа … Википедия

Гражданская война в Афганистане Революция Советское вторжение – 1989 1992 – 1992 2001 – вторжение НАТО Апрельская революция (перс. انقلاب ثور‎ Саурская революция) события в Афганистане 27 апреля 1978 года, результатом которых стало водворение в… … Википедия

Гражданская война в Афганистане Революция Советское вторжение – 1989 1992 – 1992 2001 – вторжение НАТО Апрельская революция (перс. انقلاب ثور‎ Саурская революция) события в Афганистане 27 апреля 1978 года, результатом которых стало водворение в… … Википедия

- («Апрельская революция», «Революция гвоздик»), период радикальных преобразований в Португалии, начавшийся в ночь с 24 на 25 апреля 1974, когда Движение вооруженных сил (ДВС), объединявшее демократически настроенных офицеров, свергло диктаторский… … Энциклопедический словарь

Первая в истории победоносная социальная революция, совершенная в 1917 рабочим классом России в союзе с беднейшим крестьянством под руководством Коммунистич. партии во главе с В. И. Лениным. В результате В. О. с. р. была свергнута в России власть … Советская историческая энциклопедия

I Великая Октябрьская социалистическая революция первая в истории победоносная социалистическая революция, совершенная в 1917 рабочим классом России в союзе с беднейшим крестьянством под руководством Коммунистической партии [прежнее… … Большая советская энциклопедия

Книги

  • История Гражданской войны в СССР. Том 1 , . Москва, 1938 год. Государственное издательство политической литературы. Издательский переплет. Сохранность хорошая. Первый том повествует о подготовке Октябрьскойреволюции и охватывает период…

ЛЕКЦИЯ 38

Выводы

1. «Исламская революция» в Иране вызвана социальными последствиями глубо­ких реформ, проведенных в I960-1970-х гг. В результате модернизации страны оказалась затронутой сама суть исламских традиций и морали, что и вызвало такую бурную реакцию отторжения новшеств.

2. После свержения шаха в стране установился исламский теократический ре­жим. Все прочие политические партии были постепенно отстранены от вла­сти, а летом 1981 г. окончательно ликвидированы все светские структуры.

3. В 1980-е гг. в Иране усилилась «исламизация»: были введены традиционные нормы морали и образа жизни. Все это происходило в условиях международ­ной изоляции Ирана, который воспринимался во всем мире как очаг террориз­ма и фундаментализма.

4. После смерти Р. Хомейни в 1989 г. теократический резким в Иране сохранил­ся, но со второй половины 1990-х гг. обнаруживаются тенденции к большей открытости. Это привело к избранию в 1997г. президентом М. Хатами, раз­делявшего реформаторские взгляды, и победе его партии на выборах в медж­лис в феврале 2000 г.


Афганистан (1945-2000)

Афганистан в правление короля Мохаммеда Захир-шаха

Мохаммед Захир-шах стал афганским королем в 1933 г. Это был обра­зованный человек, понимавший необходимость и желательность мо­дернизации. Он хорошо разбирался в специфике Афганистана и исхо­дил из того, что любые реформы должны проводиться постепенно, что не следует подвергать крутой ломке традиционный уклад жизни. Этим и объясняется его политика весьма осторожной модернизации - новшества касались лишь крупных городов, главным образом Кабула. В дела регионов король никогда не вмешивался, за что его и почитали, оказывали знаки внимания.

М. Захир-шах правил страной с ограниченными природными ре­сурсами и сложным этническим составом населения. Половину его составляют пуштуны - гордый и воинственный народ, живущий по обычаям своих предков (кодекс пуштун-вапи) и придерживающийся строгой иерархии племенных групп и кланов. В приграничных райо­нах на Юго-Востоке Афганистана пуштуны живут в так называемых племенных зонах, где административная власть полностью принадле-жит вождям. Король вынужден был считаться со свободолюбивыми горцами, поэтому земельные налоги были минимальны, таможенные сборы также, поскольку контрабанда, была главным экономическим видом деятельности племен.

Среди пуштунов можно выделить две племенные группы: дуррани и гильзаи. Дуррани долгое время господствовали в стране, они окружа­ли королевскую семью. Их отношения с гильзаями были отягчены драматическими событиями еще с прошлых веков.

Восточнопуштунские племена традиционно враждебно были наст­роены по отношению к Кабулу - они проживали на территории Бри­танской Индии и по численности населения не уступали пуштунам Афганистана. После провозглашения независимости Пакистана эта территория отошла к нему.


Афганистан долгое время настаивал на создании единого пуштун­ского государства, вплоть до Синда и Белуджистана, но Пакистан от­верг эту идею. На протяжении длительного времени между двумя странами были крайне натянутые отношения; Пакистан даже объя­вил Афганистану экономический бойкот. В споре пытался посредни­чать в 1950 г. иранский шах, но это ни к чему не привело.

В то же время с СССР Афганистан поддерживал исключительно дружеские отношения; более того, Афганистан стал первой в мире не­коммунистической страной, получаваюй советскую помощь (1953). Впрочем, его зависимость от СССР была чисто символической и до 1978 г. выражалась прежде всего в сотрудничестве по строительству дорог. В 1960-х гг. были проложены главные из них - две: на западе Кушка-Герат - Кандагар, на востоке Мазари-Шариф - Кабул (через хребет Гиндукуш).

Помощь Афганистану оказывали также Франция и КНР, в стране открывались совместные предприятия с немцами, японцами, индий­цами (в Кабуле проживают тысячи сикхов). Одновременно с помощью СССР сооружался ирригационный комплекс в Джелалабаде, строи­лись ГЭС и авторемонтный завод в Кабуле.

Перемены в общественной жизни страны происходили медленно. В 1959 г. отменено обязательное ношение паранджи, в 1960 г. женщи­ны получили доступ к государственной службе. Постепенно развива­лось здравоохранение, расширялась система образования, в Кабуле открывались школы, где преподавание велось по западным програм­мам (Немецкий лицей, Французский лицей).

В 1964 г. в Афганистане принята новая Конституция: она закрепля­ла за парламентом издание законов, а за королем - их утверждение. Но король вынужден был считаться с парламентом, он не мог его рас­пустить или манипулировать им по примеру иранского шаха. Парла­мент состоял из двух палат: нижней - Народного совета и верхней - сената. Последняя на 2 / 3 состояла из назначенцев короля. В 1965 г. парламент принял закон о политических партиях; хотя король его не утвердил, партии начинают появляться.

Одной из первых в 1965 г. образовалась партия НДПА (Народно-демократическая партия Афганистана). Она была создана на базе марксистских кружков, сложившихся вокруг редакций газет «Хальк» и «Парчам». Их членами была элита общества - служащие королев­ской администрации, офицеры, интеллигенция. Почти сразу же пар­тия раскололась на две фракции с одноименными названиями: «Хальк» и «Парчам». Первая считалась более радикальной, ее основу составляли пуштуны, лидерами были Hyp Мохаммед Тараки и Хафи-зулла Амин. Во фракцию «Парчам» входили в основном таджики (ко­торые составляли 20% населения) и другие северные народности, ее лидером избран Бабрак Кармаль. Обе фракции крайне враждебно бы­ли настроены друг к другу, постоянно конфликтовали между собой.

В 1965 г. принят закон о печати; в стране стали выходить частные газеты и журналы.

В конце 1960-х гг. в Афганистане проявились первые признаки не­довольства даже постепенной модернизацией. Прошли погромы в Ка­буле, который стал центром европейских нововведений в стране. По­явилась организация «Братья мусульмане», впервые заявили о себе такие деятели, как Гульбеддин Хекматиар и Бурхануддин Раббани: они принципиально были настроены против введения любых элементов западной культуры.

В 1970-1971 гг. страну постигла засуха, разразились эпидемии, что привело к массовому падежу скота. Кроме того, завершалось строи­тельство крупных объектов, и поэтому многие работники-строители подлежали увольнению. Эти экономические факторы дали дополни­тельные основания сторонникам свержения короля М. Захир-шаха.

Он был свергнут в 1973 г, в результате военного переворота (когда совершал турне по европейским странам). Монархия была низложе­на, президентом провозглашен двоюродный брат короля - Мохам­мед Дауд.

Республика при М. Дауде (1973-1978)

Лидеры обоих фракций НДПА помогли М. Дауду прийти к власти, и по­началу он их приблизил к себе, назначив на ключевые министерские посты. Были приняты меры по социальной защите населения, уста­новлен 7,5-часовой рабочий день, в 2,5 раза повышена заработная плата работникам государственного сектора, введены отпуска, пен­сии, социальное страхование, но все это касалось лишь ничтожной части афганцев.

В 1974 г. провозглашена национализация частных банков и внеш­ней торговли. Но как воплотить это в реальность? Подобный же дек­ларативный характер носили и меры по ограничению деятельности иностранного капитала. Решение 1975 г. об аграрной реформе преду­сматривало наделение крестьян землей из государственного фонда, который формировался за счет конфискации излишков земельных владений, превышающих установленный максимум в 20 га. Каким об­разом собирались проводить эти меры в жизнь - непонятно.

Важным политическим шагом стало также создание правительст­венного управления по ликвидации неграмотности. Государство взя­ло в свои руки полный контроль над образованием, все школы и учеб­ные заведения были переданы в ведение министерства просвещения.

Но реакцией на подобные реформы стало восстание на Востоке страны в 1975 г. На возросшее сопротивление правительство М. Дауда ответило ужесточением режима. Вскоре начались конфликты с НДПА. Постепенно все министры от НДПА были вытеснены из правительст­ва. В начале 1977 г. принята новая Конституция, в соответствии с кото­рой М. Дауд провозглашен пожизненным президентом.

Однако М. Дауд не мог осуществлять полный контроль над ар­мией, где было немало офицеров, связанных с НДПА. В июле 1977 г. «Хальк» и «Парчам» вновь объединились в единую партию и постано­вили: готовить свержение режима М. Дауда. Последний, очевидно, знал о готовящемся заговоре: в апреле 1978 г. он провел превентивные аресты лидеров НДПА, но это не помогло.

27 апреля 1978 г. командующий военно-воздушными силами Афга­нистана полковник Абдул Кадыр (он, кстати, возглавлял переворот и в 1973 г.) захватил власть и отстранил М. Дауда. Сам М. Дауд был убит. Лидеры НДПА были освобождены из тюрем. Создан Революционный совет, который и объявил себя высшей властью в Афганистане. Во главе его стоял Н.М. Тараки, его первым заместителем был Б. Кар- маль. X. Амин стал министром иностранных дел и начальником служ­бы безопасности, А. Кадыр - министром обороны.

Говоря об Апрельской революции 1978 г. некоторые историки, политологи и журналисты, прежде всего, ставят вопрос: была ли эта революция нужной и оправданной. В связи с этим припоминается восклицание одного из персонажей кинофильма «Бумбараш»: «Яшка гранату бросил -- революцию сделал!» К сожалению, подобный примитивный взгляд на революцию имеет место не только в фильмах. И в нашей жизни бытует наивный взгляд будто бы захотели какие-то злоумышленники, взяли и устроили революцию. Категорическое непринятие революций бытовало не только среди части людей с дилетантскими представлениями о социально-политических вопросах.

Афганистан к концу 70-х годов оставался одной из самых отсталых стран мира. Жизнь его 16 миллионного многонационального народа раздиралась многочисленными очень сложными и запутанными политическими, социальными и экономическими противоречиями.

По данным ООН Афганистан находился на 108 месте среди 129 развивающихся стран по доходу на душу населения. Крестьяне, составлявшие 80 процентов населения, в большинстве своем не имели своей земли и находились в долговой кабале у помещиков и сельских ростовщиков. Урожайность основных сельскохозяйственных культур была одной их наиболее низких в мире. Страна постоянно испытывала нужду в продовольствии.

Крайне слабо была развита промышленность (всего около 300 промышленных предприятий с общей численностью фабрично-заводских рабочих 44 тыс. человек), занятых главным образом первичной обработкой сельскохозяйственного сырья. Кроме того, имелось 67 тыс. строительных рабочих. Даже при таком ограниченном количестве рабочих существовала хроническая безработица. Национальная промышленность обеспечивала потребности страны всего на 20 процентов. В городе и деревне царила страшная нищета.

Коррупция, хищения и другие злоупотребления государственных чиновников в центре и на местах, отсутствие элементарных социально-экономических и политических прав вызывало большое недовольство населения. Все это усугублялось племенными, национальными и религиозными притеснениями. 90 процентов населения было неграмотным. Значительная часть афганцев не была вовлечена в политическую жизнь. Многие люди не знали даже имени короля, который ими правил. Для них авторитетом были местные муллы и старейшины. Как заметил один из исследователей Афганистана, жизнь в Афганистане «…носила архаичный, привычный, недвижимый характер. Ход времени затормозился почти до полной остановки. Норма существования определялась поговоркой: верблюд не выдержит лошадиной скорости, поэтому мы идем своей дорогой, по пути, начертанному Аллахом».

Всякому непредубежденному человеку ясно, что афганское общество не могло и дальше оставаться в таком удручающем состоянии. Назревшие социально-политические, экономические и национальные проблемы надо было решать. Ни король, представлявший феодально-монархическую власть, ни М. Дауд, свергнувший королевскую власть и установивший республиканский строй, каких-либо радикальных реформ для разрешения назревших нужд народа не предпринимали. При сложившейся в стране социальной структуре власти они и не могли практически осуществить какие-либо коренные преобразования, ибо это встречало ожесточенное сопротивление реакционных сил, незаинтересованных в каких-либо преобразованиях.

В этих условиях для проведения реформ сверху нужна сильная государственная власть, а ее в Афганистане никогда не было. Попытки установить сильную централизованную власть встречали сопротивление не только у племенных вождей и других местных правителей, но и в массе народа. Все большее ухудшение материального благосостояния народных масс и неспособность правящих кругов устранить причины острейших социальных противоречий, обострение борьбы между различными общественно-политическими группировками породили неразрешимый кризис власти.

Но когда «верхи» уже не могут править по-старому, а «низы» не могут выносить дальше произвол, нищету и бесправие, -- назревает революционная ситуация, предотвратить которую в Афганистане вряд ли было можно. Недовольство народа начинало выливаться наружу, в различных районах страны возникали волнения и вооруженные восстания. Обострение политической борьбы в обществе привело к все более широкому втягиванию в эти процессы афганской армии.

В литературе, посвященной Афганистану, иногда изображают дело таким образом, что военно-политическая обстановка в этой стране дестабилизировалась лишь после прихода на ее территорию советских войск. Такая версия очень далека от истины. В Афганистане всегда были крупные оппозиционные силы, выступавшие против королевской власти. Во второй половине 60-х годов наибольшую активность приобрело движение исламских фундаменталистов, которое выступало против модернизации ислама и светского характера общества и государства. Объединившись в 1968 г. в союз «мусульманская молодежь» они организовали ряд массовых акций протеста и вооруженных выступлений с целью свержения королевского режима.

Не успокоились они и после свержения короля Захир Шаха и прихода к власти М. Дауда. Одно из крупных выступлений оппозиции против новых республиканских властей было предпринято в 1975 г., когда начались повстанческие действия в долине Панджшер и в ряде других районов страны. После поражения этого выступления лидеры союза «мусульманская молодежь» бежали в Пакистан и там продолжали готовиться к новым антиправительственным выступлениям. Правительство Пакистана не только не пресекало их враждебную деятельность, а всячески помогало афганским фундаменталистам, создавая на своей территории широкую сеть баз и центров подготовки вооруженных отрядов оппозиции. Руководили их обучением и деятельностью пакистанские спецслужбы.

В 1976 г. на территории Пакистана на базе «союза мусульманской молодежи» и других противников афганского правительства были созданы новые партии: «Исламское общество Афганистана», «Исламская партия Афганистана», составившие в последующем главную силу афганской вооруженной оппозиции.

Своеобразные условия обстановки в Афганистане к 1978 г. сложились таким образом, что в национально-освободительном движении в стране наиболее активной политической силой, имеющей наибольшее влияние в армии, оказалась народно-демократическая партия Афганистана. К тому же стремление М. Дауда расправиться с этой наиболее опасной частью оппозиции и начавшиеся аресты руководителей НДПА дали толчок и ускорили революционное выступление этой партии и в апреле 1978 г. ей удалось свергнуть правительство М. Дауда и прийти к власти. Так совершилась Апрельская революция.

По своему характеру и методам осуществления по существу это была не народная революция, а военный переворот, так как он был осуществлен в основном армейскими частями, расположенными в Кабуле, под руководством революционно настроенных офицеров. Какие-либо широкие общественно-политические силы и тем более народные массы в этой акции не участвовали.

Это был военный переворот, который в результате коренных качественных преобразований в обществе мог перерасти в социальную революцию. Но по ряду объективных и субъективных причин такая революция, которую бы принял народ и которая бы затронула глубинные процессы народной жизни и весь уклад социально-политической и экономической структуры общества, такая революция в Афганистане так и не состоялась. Кстати, профессор К.М. Цаголов в оценке этой революции был прав. И трудно понять, почему так резко ополчились против него за это главпуровцы.

В 1978 г. ЦК НДПА обнародовал свою программу «Основные направления революционных задач». Она предусматривала кардинальные политические и социально-экономические преобразования по ликвидации феодальных и дофеодальных отношений; утверждение в стране революционно-демократического режима; ограничение крупного помещичьего землевладения путем изъятия излишков земли у помещиков в пользу государства без компенсации и бесплатное наделение землей безземельных и малоземельных крестьян. Провозглашались демократизация общественной жизни, отмена сословных привилегий, ликвидация всех видов угнетения и эксплуатации.

Несмотря на то, что не все революционные цели открыто декларировались, это была по существу программа установления диктатуры не существовавшего в стране пролетариата и социалистических преобразований. Но если, как говорил Г.В. Плеханов, Россия к 1917 году еще не смолола муки, из которой можно было испечь хлеб социализма, то тем более в Афганистане для социалистических преобразований не было не только смолотой муки, но не были еще вложены в афганскую почву необходимые для этого зерна. Такая максималистская программа с самого начала была авантюристичной и поэтому обречена на провал. Тем более, что многие преобразования пытались осуществить без всякого учета специфических условий Афганистана, особенно влияния ислама и религиозности народа. Поэтому основная часть населения с самого начала не поддержала идеи Апрельской революции. Легкая победа над правительством М. Дауда вскружила голову лидерам Апрельской революции и среди них возобладали левацкие, экстремистские тенденции.

Нежизненность программы революционных преобразований, попытки навязать их насильственными методами, острые разногласия и непримиримая борьба между группировками «Хальк» и «Парчам» внутри НДПА, массовые репрессии против духовенства и широких слоев населения только дискредитировали в глазах народа революционные идеи.

Военный путч мог перерасти в социальную революцию и изменить к лучшему жизнь афганского общества лишь в том случае, если бы реформы и нужные социально-политические, экономические и идеологические преобразования осуществлялись не только сверху, но и главным образом снизу, по мере того, как само население созревало для этого и начинало их поддерживать.

С точки зрения организации политической власти нужна была коалиция реформистских партий различного направления, которая бы отражала интересы основных слоев общества и обеспечивала поэтапное социальное развитие, при котором революционные лозунги не слишком бы опережали существующие реальности, а разрыв между словом и делом был бы не слишком большим. Требовалось учитывать и исторические традиции страны и вместо копирования Советской власти более широко использовать на всех уровнях джирговые традиции, постепенно наполнив их новым содержанием.

Джирга -- «круг», совет наиболее умудренных и авторитетных людей, собирающихся для решения жизненно важных вопросов.

Вместо всего этого Амин и некоторые другие руководители НДПА пытались в полуфеодальной стране ускоренно насаждать леворадикальный социализм самыми свирепыми казарменно-приказными методами.

Политические свободы были лишь формально провозглашены. На деле же искусственно разжигалась классовая борьба, в разряд врагов зачислялись все, кто хоть в чем-то был не согласен с курсом новых властей, проводились массовые репрессии с расстрелами жителей целых кишлаков. Господство новых властных структур, особенно в период диктаторского правления X. Амина, утверждалось тоталитарными крайне жестокими методами, что вызывало протест даже групп населения, которые первоначально поддерживали идеи апрельской революции.

Ничего не было сделано, чтобы решить национальные проблемы. Афганистан населяют свыше 30 народностей, говорящих более чем на 20 языках.

В экономической жизни важнейшее значение имела земельная реформа. Но ее тоже надо было подготовить снизу, добившись определенной поддержки духовенства (хотя бы в низовом звене) и самих крестьян. Земельная реформа свелась к тому, что землю начали отбирать у одних и отдавать другим. При этом не учитывалось, что ислам запрещает отнимать то, что Аллах дал во владение другому и многие бедные крестьяне отказывались брать передаваемые им земельные участки. Никакой охраны и государственной гарантии обеспечения принадлежности новой собственности не было организовано. Взявших землю крестьян местные богатей убивали, всячески противодействовали обработке земли. Они же держали в своих руках источники водоснабжения, лишая воды новых собственников земли.

Не были учтены и многие другие обстоятельства, составляющие традиционно сложившиеся особенности Афганистана. Например, в этой стране никогда не было рабочего класса в его европейском понимании. Как отмечают некоторые знающие Афганистан исследователи, «средний» афганец всегда был одновременно немного крестьянин, немного торговец, немного ремесленник. Различия между городом и деревней всегда были условны. Низкая производительность труда в промышленности и в строительстве, низкая зарплата приводили к тому, что большинство рабочих были не в состоянии содержать при себе семью и оставляли ее в кишлаках, постоянно сохраняя связи с сельской местностью, что препятствовало выработке пролетарской идеологии у рабочих.

Пуштунские кочевые племена никогда не признавали государственных и иных административных границ. Территории, по которым они перемещались, им казались такими же естественными, как принадлежащие всем солнце, луна и небо. Поэтому попытки жестко перекрыть границы с Пакистаном и Ираном обострили отношения кабульских властей и с кочевыми племенами. Попытки ограничить Ислам и насадить атеизм встречали враждебное отношение всего населения.

Причина Арест лидеров НДПА - Тараки , Кармаля и Амина Основная цель Свержение режима Мухаммеда Дауда Итог Победа прокоммунистических сил и вооружённая смена правительства. Провозглашение Демократической Республики Афганистан (ДРА) Организаторы НДПА Движущие силы Сторонники НДПА
Восставшие части афганской армии Противники Сторонники Мухаммеда Дауда
Первая колонна 4-й танковой бригады под руководством командира танковой роты старшего капитана Умара появилась перед главным входом президентского дворца примерно в полдень 27 апреля. В это время во дворце проходило заседание кабинета министров под председательством М. Дауда. Последний был немедленно проинформирован о появлении танков. Дауд приказал министру обороны Расули и начальнику президентской охраны майору Зия выяснить, что происходит. На вопрос Зия, зачем прибыли танки, Умар ответил, что их послал командир бригады для усиления охраны президентского дворца. Умару было приказано вернуться в расположение бригады. Однако, покинув позицию у главного входа во дворец, он загнал танки в боковую улицу и стал ждать. Вскоре подоспели другие подразделения 4-й танковой бригады. Президентский дворец был окружен танками. Офицеры М. А. Ватанджар, С. Д. Тарун, Назар Мухаммад, Ш. Маздурьяр и Ахмед Джан руководили их действиями.

Среди историков до сих пор стоит вопрос: были ли эти события революцией и стоял ли за ними Советский Союз? В 1979 г., в январском номере «Проблем мира и социализма» один из членов НДПА, Зерей, так описывал предреволюционную ситуацию :

В своей книге «Трагедия и доблесть Афгана» Ляховский отмечает .

Новое на сайте

>

Самое популярное