Домой Рукоделие Как горел белый дом в 1993. Коммунистическая партия российской федерации крымское республиканское отделение. Только у нас

Как горел белый дом в 1993. Коммунистическая партия российской федерации крымское республиканское отделение. Только у нас

Октябрьский путч (расстрел Белого дома) - внутриполитический конфликт в Российской Федерации в сентябре-октябре 1993 г., произошедший вследствие конституционного кризиса в стране, возникшего после развала Советского Союза .

Октябрьский путч вошел в историю как один из самых насильственных и жестоких государственных переворотов в современной истории. Беспорядки, творившиеся на улицах Москвы при участии вооруженных сил, унесли жизни многих людей, еще больше было ранено. Октябрьский путч также известен как «расстрел Белого дома» из-за случившегося вооруженного штурма Белого дома (где заседало правительство) с использованием танков и тяжелой техники.

Причины путча. Противостояние политических сил

Октябрьский путч представлял собой результат длительного кризиса во власти, который тянулся с 1992 г. и был связан с противостоянием старой власти, оставшейся еще со времен СССР, и новой. Во главе новой власти стоял президент Борис Ельцин (захвативший власть в результате Августовского путча 1991 г.), который был сторонником полного отделения (позднее РФ) от СССР и уничтожения всех пережитков советской системы управления. Ельцина поддерживало правительство во главе с Черномырдиным, часть народных депутатов и членов Верховного Совета. По другую сторону баррикад были противники политико-экономических реформ, проводимых Ельциным. Эту сторону поддерживала основная часть членов Верховного Совета во главе с Русланом Хасбулатовым, а также вице-президент Александр Руцкой.

Ельцин устраивал далеко не всех членов правительства. Кроме того, реформы, которые проводил Ельцин в первые годы на посту президента, вызывали массу вопросов и, по мнению некоторых, только усугубляли кризис, царивший в стране. Нерешенный вопрос с Конституцией РФ также усложнял ситуацию. В результате недовольство действиями нового правительства доросло до того, что был созван специальный совет, на котором планировалось решать вопрос о доверии президенту и Верховному Совету, так как конфликты внутри правительства только усугубляли ситуацию в стране.

Ход Октябрьского путча

21 сентября Борис Ельцин издал знаменитый «указ 1400», которым провозгласил решение распустить Верховный Совет и Съезд народных депутатов. Однако данное решение противоречило действовавшей на тот момент Конституции, поэтому юридически Борис Ельцин автоматом снимался с должности президента РФ. Несмотря на это, Ельцин продолжал исполнять обязанности президента, не обращая внимания на свой юридический статус и недовольство правительства.

В этот же день Верховный Совет собрался и вместе со Съездом народных депутатов констатировал факт нарушения Конституции и объявил действия Ельцина государственным переворотом. Ельцин не слушал эти доводы и продолжал вести свою политику.

22 сентября Верховный Совет продолжал работу. На место Ельцина был поставлен Руцкой, который отменил решение бывшего президента о роспуске Верховного Совета. Был созван чрезвычайный Съезд народных депутатов, на котором приняли решение о целом ряде увольнений представителей «ельцинского» кабинета министров. Были приняты поправки в уголовный кодекс РФ, которые предусматривали уголовную ответственность за государственный переворот.

23 сентября Верховный Совет продолжил заседание, а Ельцин, несмотря на свой статус, издал указ о досрочных президентских выборах. В этот же день произошло нападение на здание объединенного командования Вооруженных сил СНГ. В переворот стали вовлекаться военные, началось усиление контроля.

24 сентября заместитель министра обороны предъявил членам Верховного Совета ультиматум, согласно которому они должны сдать все оружие, закрыть Съезд и покинуть здание. Затем депутатам было запрещено покидать здание Белого дома (якобы для их безопасности).

С этого момента ситуация стала ухудшаться. Обе стороны начали возводить баррикады, на улицах Москвы не прекращались митинги и вооруженные столкновения, однако Верховный Совет продолжал заседания, отказываясь покидать здание.

1 октября под патронажем патриарха Алексея 2-го прошли переговоры сторон, в результате которых 2 октября стороны начали снимать выставленные баррикады. Однако чуть позднее Верховный Совет объявил об отказе от достигнутого соглашения. Здание Белого дома снова отключили от электричества и начали обносить баррикадами, а переговоры перенесли на 3 октября, но из-за многочисленных митингов в городе переговоры так и не состоялись.

4 октября произошел танковый штурм здания Белого дома, в ходе которого были убиты и ранены многие депутаты.

Итоги и значение Октябрьского путча

Оценки октябрьского переворота неоднозначны. Кто-то считает, что правительство Ельцина силой захватило власть и уничтожило Верховный Совет, кто-то говорит о том, что Ельцин был вынужден пойти на подобные меры из-за непрекращающихся конфликтов. В результате государственного переворота в сентябре-октябре 1993 г. Российская Федерация окончательно избавилась от наследия СССР, полностью сменила систему управления и окончательно превратилась в президентскую республику.

Тема «кровавого октября 1993-го» и сегодня находится за семью печатями. Никто точно не знает, сколько погибло граждан в те смутные дни. Однако цифры, которые называют независимые источники, ужасают.

Назначено на 7:00

Осенью 1993 года противостояние двух ветвей власти – президента и правительства, с одной стороны, и народных депутатов и Верховного Совета, с другой – зашло в тупик. Конституция, которую так рьяно защищала оппозиция, по рукам и ногам связала Бориса Ельцина. Выход был один: изменить закон, если понадобится – силой.

Конфликт перешел в фазу крайнего обострения 21 сентября, после знаменитого указа № 1400, в котором Ельцин временно прекращал полномочия Съезда и Верховного Совета. В здании парламента отключили связь, воду и электричество. Однако заблокированные там законодатели сдаваться не собирались. На помощь им пришли добровольцы, вставшие на защиту Белого дома.

В ночь на 4 октября президент принимает решение о штурме Верховного Совета с использованием бронетехники, к зданию стягиваются правительственные войска. Операция назначена на 7 утра. Едва пошел отсчет восьмого часа, как появилась первая жертва – от пули погиб капитан милиции, снимавший происходящее с балкона гостиницы «Украина».

Жертвы Белого дома

Уже в 10 утра стала поступать информация о гибели большого количества защитников резиденции Верховного Совета в результате танкового обстрела. К 11:30 158 человек нуждались в медицинской помощи, 19 из них позже скончались в больнице. В 13:00 народный депутат Вячеслав Котельников сообщал о больших жертвах среди тех, кто находился в Белом доме. Примерно в 14:50 неизвестные снайперы начинают отстреливать людей, столпившихся у парламента.

Ближе к 16:00 сопротивление защитников подавлено. Собранная по горячим следам правительственная комиссия быстро подсчитывает жертвы трагедии – 124 убитых, 348 раненых. Причем в список не включают погибших в самом здании Белого дома.

Руководитель следственной группы Генпрокуратуры Леонид Прошкин, занимавшийся делами по захвату московской мэрии и телецентра, отмечает, что все жертвы – результат атак правительственных сил, так как было доказано, что «ни один человек не убит из оружия защитников Белого дома». По данным Генпрокуратуры, на которые ссылался депутат Виктор Илюхин, всего при штурме парламента погибли 148 человек, при этом 101 человек - возле здания.

А дальше в различных комментариях данных событий цифры только росли. 4 октября телеканал CNN, опираясь на свои источники, заявил, что погибли около 500 человек. Газета «Аргументы и факты» со ссылкой на солдат внутренних войск, писала, что они собрали «обугленные и разорванные танковыми снарядами» останки почти 800 защитников. Были среди них и захлебнувшиеся в затопленных подвалах Белого дома. Бывший депутат Верховного Совета от Челябинской области Анатолий Бароненко заявил о 900 погибших.

В «Независимой газете» появилась статья не пожелавшего представиться сотрудника МВД, который рассказывал: «Всего в Белом доме было обнаружено около 1500 трупов, среди них – женщины и дети. Все они были тайно вывезены оттуда через подземный тоннель, ведущий от Белого дома к станции метро Краснопресненская, и далее за город, где были сожжены».

Существует неподтвержденная информация, что на столе председателя правительства РФ Виктора Черномырдина видели записку, в которой указывалось, что только за трое суток из Белого дома вынесли 1575 трупов. Но больше всех удивила «Литературная Россия», заявившая о 5000 погибших.

Сложности подсчета

Представитель КПРФ Татьяна Астраханкина, возглавлявшая комиссию по расследованию событий октября 1993 года, установила, что вскоре после расстрела парламента были засекречены все материалы по этому делу, переписаны «некоторые истории болезни раненых и умерших», а также изменены «даты поступления в морги и больницы». Это, безусловно, создает практически непреодолимое препятствие для точного подсчета числа жертв штурма Белого дома.

Определить количество погибших, по крайней мере, в самом Белом доме можно лишь косвенно. Если верить оценке «Общей газеты», то около 2000 осажденных вышли из здания Белого дома без фильтрации. Учитывая, что изначально там находились порядка 2,5 тыс. человек, то можно сделать вывод, что количество жертв точно не превышало 500.

Нельзя забывать, что первые жертвы противостояния сторонников президента и парламента появились задолго до приступа Белого дома. Так, в 23 сентября на Ленинградском шоссе погибли двое, а с 27 сентября, по некоторым оценкам, жертвы стали едва ли не ежедневными.

По заявлению Руцкого и Хасбулатова, к середине дня 3 октября число погибших достигло 20 человек. Во второй половине того же дня в результате столкновения оппозиционеров с силами МВД на Крымском мосту погибли 26 гражданских и 2 милиционера.

Даже если поднять списки всех погибших, скончавшихся в больницах и пропавших без вести за те дни, то будет крайне затруднительно определить, кто из них стал жертвой именно политических столкновений.

Останкинская бойня

Накануне штурма Белого дома вечером 3 октября, откликнувшись на призыв Руцкого, генерал Альберт Макашов во главе вооруженного отряда из 20 человек и нескольких сотен добровольцев попытался захватить здание телецентра. Однако к моменту начала операции Останкино уже охраняли 24 бронетранспортера и около 900 верных президенту военных.

После того, как грузовые машины сторонников Верховного Совета протаранили здание АСК-3, раздался взрыв (его источник так и не был установлен), повлекший первые жертвы. Это стало сигналом к шквальному огню, который стали вести внутренние войска и сотрудники милиции из здания телекомплекса.

Палили очередями и одиночными выстрелами, в том числе из снайперских винтовок, просто в толпу, не разбирая журналисты это, зеваки или пытавшиеся вытащить раненых. Позднее беспорядочную стрельбу объясняли большой скученностью народа и наступившими сумерками.

Но самое страшное началось потом. Большинство людей попыталось скрыться в находящейся рядом с АЭК-3 Дубовой роще. Один из оппозиционеров вспоминал, как толпу зажали в роще с двух сторон, а затем принялись расстреливать из БТР и четырех автоматных гнезд с крыши телецентра.

По официальным данным, бои за «Останкино» унесли жизни 46 человек, включая двоих внутри здания. Однако свидетели утверждают, что жертв было гораздо больше.

Не счесть числа

Писатель Александр Островский в своей книге «Расстрел «Белого дома». Черный Октябрь 1993 года» попытался подвести итог жертв тех трагических событий, опираясь на проверенные данные: «До 2 октября – 4 человека, днем 3 октября у Белого дома – 3, в Останкино – 46, при штурме Белого дома – не менее 165, 3 и 4 октября в других местах города – 30, в ночь с 4 на 5 октября – 95, плюс умершие после 5 октября, всего – около 350 человек».

Однако многие признают, что официальная статистика в несколько раз занижена. Насколько, можно лишь гадать, опираясь на свидетельства очевидцев тех событий.

Преподаватель МГУ Сергей Сурнин, наблюдавший за событиями недалеко от Белого дома, вспоминал, как после начавшейся стрельбы он и еще человек 40 упали на землю: «Мимо нас прошли БТРы и с расстояния 12-15 метров расстреляли лежащих людей – одна треть рядом лежащих была убита или ранена. Причём в непосредственной близости от меня – трое убитых, двое раненых: рядом, справа от меня, убитый, ещё за мной убитый, впереди, по меньшей мере, один убитый».

Художник Анатолий Набатов из окна Белого дома видел, как вечером после окончания штурма на стадион «Красная Пресня» привели группу примерно из 200 человек. Их раздели, а затем у стены, примыкающей к Дружинниковской улице, стали расстреливать партиями вплоть до глубокой ночи 5 октября. Очевидцы рассказывали, что предварительно их избивали. По сведениям депутата Бароненко, всего на стадионе и возле него расстреляли по меньшей мере 300 человек.

Известный общественный деятель, в 1993 году возглавлявший движение «Народное действие», Георгий Гусев свидетельствовал, что во дворах и подъездах задержанных избивали омоновцы, а затем убивали неизвестные «в странной форме».

Один из шоферов, вывозивших трупы из здания парламента и со стадиона, признался, что ему пришлось сделать на своем грузовике два рейса в Подмосковье. В лесном массиве трупы бросали в ямы, засыпали землей и равняли место захоронения бульдозером.

Правозащитнику Евгению Юрченко - одному из основателей общества «Мемориал», занимавшемуся вопросом тайного уничтожения трупов в московских крематориях, удалось узнать от рабочих Николо-Архангельского кладбища о сожжении 300-400 трупов. Юрченко также обратил внимание на то, что если в «обычные месяцы», по статистике МВД, в крематориях сжигали до 200 невостребованных трупов, то за октябрь 1993 года эта цифра возросла в несколько раз - до 1500.

По данным Юрченко, список погибших во время событий сентября-октября 1993 года, где либо доказан факт исчезновения, либо найдены свидетели смерти, составляет 829 человек. Но, очевидно, что этот список неполный.

3-4 октября по всей России пройдут акции памяти и траурные мероприятия, посвященные 22-й годовщине трагических событий октября 1993 года, вошедшего в новейшую историю России как «Черный октябрь».

ИСТОКИ ПОЛИТИЧЕСКОГО КРИЗИСА

Начиная с горбачевской перестройки, Советский Союз начало штормить. Либералы-предатели сделали все, чтобы уничтожить нашу великую Родину – СССР. Один из них – бывший первый секретарь Свердловского обкома КПСС, а затем проникший в центральные органы ЦК КПСС – Ельцин. Именно он в конце 90-х годов по сговору с Горбачевым встал на путь предательства нашей партии и развала СССР. С его именем будут связаны и все наши поражения СССР – России в последующие годы. Узурпировав в 1991 году власть в Российской Федерации, Ельцин по сценарию США начал в буквальном смысле добивать остатки всего советского. И, прежде всего, стоял вопрос о власти. Дело в том, что по Конституции 1978 года, по которой тогда жила Российская Федерация, Верховный Совет являлся органом Съезда народных депутатов Российской Федерации (высшего органа власти) и обладал еще огромной властью и полномочиями, несмотря на поправки в Конституции о разделении власти.

Американские консультанты торопили Ельцина к скорейшему принятию новой Конституции, по которой предлагалась передача всех властных полномочий президенту страны. Депутатский корпус строго стоял на букве Закона о разделении ветвей власти, в том числе и в части контроля над исполнительной властью. В 1992-1993 годах в стране разразился конституционный кризис. Президент Ельцин со своими сторонниками вступили в жестокое противостояние с Верховным Советом РСФСР. Конфликт был связан с дальнейшей судьбой страны. Команда Ельцина стояла за капиталистический путь развития страны, а Верховный Совет отстаивал советскую систему.

ОБОСТРЕНИЕ КРИЗИСА

В активную фазу кризис перешел 21 сентября 1993 года, когда Борис Ельцин в телеобращении сообщил, что издал Указ о поэтапной конституционной реформе, по которому Съезд народных депутатов и Верховный Совет должны были прекратить свою деятельность. Его поддержали Совет Министров во главе с Виктором Черномырдиным и мэр Москвы Юрий Лужков.

Однако, по действовавшей Конституции 1978 года полномочий распускать Верховный Совет и Съезд у президента не было. Его действия были расценены как неконституционные. Верховный Совет принял решение о прекращении полномочий президента Ельцина. Руслан Хасбулатов (председатель Верховного Совета РФ) даже назвал его действия «государственным переворотом».

В последующие недели конфликт только обострялся. Члены Верховного Совета и народные депутаты фактически оказались заблокированы в здании парламента, где были отключены связь и электричество, не было воды. Здание было оцеплено милицией и военнослужащими. Добровольцам из числа оппозиционеров выдали оружие для охраны Дома Совета.

Ситуация двоевластия не могла продолжаться слишком долго и в конечном итоге привела к массовым беспорядкам, вооруженному столкновению и расстрелу Дома Советов.

3 октября сторонники Верховного Совета собрались на митинг на Октябрьской площади, затем двинулись к Дому Советов и разблокировали его. Вице-президент Александр Руцкой призвал своих сторонников взять штурмом мэрию на Новом Арбате и «Останкино». Здание мэрии вооруженные демонстранты захватили, но, когда они попытались попасть в телецентр, разыгралась трагедия.

Для обороны телецентра в «Останкино» прибыл отряд спецназа МВД «Витязь». В рядах бойцов произошел взрыв, от которого погиб рядовой Николай Ситников.

После этого «Витязи» начали стрелять по толпе сторонников Верховного Совета, собравшейся у телецентра. Вещание всех телеканалов из «Останкино» было прервано, в эфире остался только один канал, вещавший из другой студии. Попытка штурма телецентра не увенчалась успехом и привела к гибели ряда демонстрантов, военнослужащих, журналистов и случайных людей.

На следующий день 4 октября верные президенту Ельцину войска пошли на штурм Дома Советов. Его начали обстреливать из танков. В здании произошел пожар, из-за чего фасад наполовину почернел. Кадры обстрела облетели тогда весь мир.

Посмотреть на расстрел Дома Советов собрались зеваки, которые подвергали себя опасности, поскольку попали в поле зрения снайперов, расположившихся на соседних домах.

Днем защитники Верховного Совета стали массово выходить из здания, а к вечеру прекратили сопротивление. Руководители оппозиции, в том числе Хасбулатов и Руцкой, были арестованы. В 1994 году участники этих событий были амнистированы.

Трагические события конца сентября – начала октября 1993 года унесли жизни более 150 человек, около 400 человек получили ранения. Среди погибших оказались журналисты, освещавшие происходящее, и много простых граждан. 7 октября 1993 года было объявлено днем траура.

ХРОНИКА ОСНОВНЫХ СОБЫТИЙ

3 октября

14:00 . На Октябрьской (ныне Калужской) площади начался запрещенный митинг в поддержку Верховного совета (ВС). Вскоре его участники двинулись к Белому дому (БД) и, прорвав милицейские кордоны, сняли его блокаду.

15:00 . Александр Руцкой с балкона БД призвал штурмовать мэрию и «Останкино», его сторонники начали формировать боевые отряды.

15:10 . Президент Борис Ельцин на вертолете прилетел в Кремль.

16:00 . Толпа защитников ВС во главе с генералом Альбертом Макашовым штурмом захватила мэрию.

18:00 . Ельцин подписал Указы о введении в Москве чрезвычайного положения и об освобождении Александра Руцкого от исполнения обязанностей вице-президента.

19:00 . Возле Моссовета начался митинг сторонников президента. Возле «Останкино» Альберт Макашов потребовал от охранявших здание военных сдать оружие, начался штурм.

19:26 . Диктор «Останкино» объявил о прекращении вещания.

20:45 . Егор Гайдар в телеэфире призвал сторонников Ельцина собраться у здания Моссовета.

21:30 . Виктор Черномырдин провел совещание с вице-премьерами и министрами. Создан штаб по поддержанию порядка.

22:10 . В город введены Таманская, Тульская и Кантемировская дивизии.

23:00 . Попытка взять «Останкино» не увенчалась успехом, Альберт Макашов отдал приказ отступать к БД. В ходе штурма погибли 46 человек.

4 октября

4:30-5:00 . На совещании в Кремле принято решение о штурме БД. Президент подписал указ «О безотлагательных мерах по обеспечению режима ЧП в городе Москве». Началось перемещение техники, войск и милиции к БД.

8:00 . БТР и БМП начали расстреливать баррикады у здания парламента, открыли прицельный огонь по окнам БД. Десантники Тульской дивизии начали приближаться к зданию.

09:00 . Борис Ельцин по ТВ объявил, что «вооруженный мятеж будет подавлен».

9:20 . Танки с Новоарбатского моста открыли стрельбу по верхним этажам БД, начался пожар.

14:00 . После переговоров группы депутатов с министром обороны Павлом Грачевым обстрел временно прекратился. Из БД вышли первые сдавшиеся.

15:00 . Со зданий вокруг БД начался обстрел милиционеров и мирных жителей. Оренбургский ОМОН открыл ответный огонь.

16:45 . Из БД начался массовый выход людей, войска начали зачистку здания.

18:00 . Правительственные силы взяли под контроль значительную часть территории БД. Арестовано руководство защитников БД, включая Александра Руцкого, Руслана Хасбулатова и Альберта Макашова.

ПОСЛЕ ОКТЯБРЯ

События октября 1993 года привели к тому, что Верховный Совет и Съезд народных депутатов перестали существовать. Система государственных органов, оставшаяся со времен СССР, была ликвидирована окончательно. До выборов в Федеральное Собрание и принятия новой Конституции вся полнота власти оказалась в руках президента Бориса Ельцина.

12 декабря 1993 года было проведено всенародное голосование по новой Конституции и выборы в Государственную Думу и Совет Федерации.

ПОСЛЕСЛОВИЕ

Геннадий Андреевич Зюганов: «4 октября — трагический день, который навсегда останется в сердце каждого честного и достойного человека. В этот день из танковых орудий расстреляли Верховный Совет РСФСР, давили гусеницами наших друзей – истинных патриотов. Они расстреливали великую Советскую власть, которая обеспечила господство труда над капиталом и дала нашим гражданам великолепные социальные гарантии.

Ельцин и его подельники прекрасно понимали, чтобы разворовать страну, им вначале придется расстрелять советскую власть. Дело в том, что Советы, которые укоренились в народных массах, имели огромный контроль над всеми исполнительными структурами. Советы повсеместно обеспечивали широкое представительство в органах законодательной власти всех трудящихся. Рабочих и крестьян, учителей и врачей, инженеров и военных. Первым делом Ельцин уничтожил народный контроль. Затем трижды в тот год пытался захватить власть, но ничего из этого у него не получилось.

Этот образцово-показательный расстрел был спланирован иностранными подельниками Ельцина. Они заранее установили телевизионные камеры и демонстрировали всему миру, как из танковых орудий в центре Москвы русские расстреливают русских. Большего безумия трудно себе представить.

К сожалению, еще и в наши дни, даже спустя 22 года после той страшной трагедии, на телевидении и в СМИ все еще осуществляются попытки оправдать неоправданное насилие. Бывшие сторонники Ельцина заявляют, что после расстрела Дома Советов появилась конституция, которая позволяет нам сегодня мирно и достойно жить. Но это не конституция, а целлофановый мешок, который надели на голову страны и продолжают ее беспощадно душить.

Российскую конституцию подготовили подельники Ельцина, они переписали ее с американской, французской и немецкой конституций. Только в тех конституциях предусмотрено немало рычагов, которые обеспечивают контроль над исполнительной властью. А российская конституция позволила сконцентрировать всю власть в руках человека, который даже собой плохо руководил. Российский президент по действующей конституции всех назначает, всех контролирует, всех награждает, всех жалует и сам при этом ни за что не отвечает. Таких конституций нигде больше в мире нет. По-прежнему эта конституция не является гарантом, а является той крышей, которая уничтожает последние основы народовластия, отчуждая народ от власти и заставляя его бесконечно бедствовать.

После расстрела Дома Советов в 1993 году Россия по сути стала подмандатной территорией. Мы платим невиданную дань. Даже татаро-монголы брали только десятину со двора. А за прошлый год было продано наших ресурсов: нефти, газа, золота, алмазов, металлов — на 16 трлн рублей, из них только около 6 трлн попали в государственную казну. Остальные 10 трлн растащила по карманам и разворовала российская и иностранная олигархия. Мы трижды пытались с них спросить. Мы с них спрашивали в 1996 году, тогда не удалось довести это дело до конца. Мы впервые в истории объявили импичмент Ельцину. Вся наша фракция без исключения проголосовала за то, что Ельцин виновен и является преступником по пяти главным позициям. За беловежский сговор. За расстрел Верховного Совета РСФСР. За убийство в Чечне более 100 тысяч человек. За геноцид русского и других народов. За развал нашей экономики, подрыв обороноспособности страны и уничтожение военно-промышленного комплекса.

Тогда по Думе бегали и бесновались представители Ельцина. За каждый голос против Импичмента они давали по 10-20 тысяч долларов, но никто из коммунистов не сломался и не предал. Но они все же протащили нужные им решения всего 16 голосами.

Коммунисты подготовили 22 тома. Расследованы все злодеяния и преступления. Проведена баллистическая экспертиза, которая доказала, что ни один человек не был убит из оружия, которое находилось в Доме Советов. Все были убиты из оружия наемников Ельцина. Сколько веревочке не виться – конец все же будет. Все, кто тогда совершил это преступление, рано или поздно за это ответят. Их или Бог покарает, или дети проклянут. К слову сказать, те, кто стрелял из танковых орудий, потом попали в плен в Чечне. Судьба их была просто ужасной.

Материалы подготовлены редакций газеты «Коммунист Крыма»

Также предлагаем вашему вниманию о трагических событиях октября 1993 года, подготовленный коллективом «КПРФ.ТВ»

Путч 1993 года

После распада СССР, в 1991г. появляется новое государство - Россия, Российская Федерация. В его состав вошло 89 регионов, включая 21 автономную республику.

В этот период страна находилась в экономическом и политическом кризисе, следовательно надлежало создать новые органы управления, сформировать российскую государственность.

К концу 80-х годов, государственный аппарат России состоял из двухступенчатой системы органов представительной власти Съезда народных депутатов и двухпалатного Верховного Совета. Главой исполнительной власти являлся избранный всенародным голосованием президент Б.Н. Ельцин. Он же был Главнокомандующим Вооруженными силами. Высшей судебной инстанцией являлся Конституционный суд РФ. Преобладающую роль в высших структурах власти играли бывшие депутаты Верховного Совета СССР. Из их числа были назначены советники президента В. Шумейко и Ю. Яров, председатель Конституционного суда В.Д. Зорькин, многие главы администраций на местах.

Суть конфликта

В условиях, когда Российская Конституция, по мнению сторонников президента России Бориса Ельцина, стала тормозом в проведении реформ, а работа над новой редакцией велась слишком медленно и неэффективно, президентом был издан указ № 1400 "О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации", предписывавший Верховному Совету РФ и Съезду народных депутатов (согласно Конституции, - высшему органу государственной власти РФ) прекратить свою деятельность.

Конституционный суд РФ, собравшись на экстренное заседание, пришёл к заключению, что данный указ в двенадцати местах нарушает российскую Конституцию и, согласно Конституции, является основанием для отрешения президента Ельцина от должности. Верховный Совет отказался подчиниться неконституционному указу президента, квалифицировал его действия как государственный переворот. Было принято решение о созыве X Чрезвычайного Съезда народных депутатов. Частям милиции, подчинившимся Ельцину и Лужкову, был отдан приказ о блокаде Белого дома.

После неудачи переговоров при посредничестве патриарха Алексия в Ново-Огарёво, началась блокада Верховного Совета силами ОМОН МВД. В здании Верховного Совета были на некоторое время включены электроэнергия и водопровод, затем их снова отключили.

В 14: 00 состоялся разрешённый Моссоветом митинг в поддержку Верховного Совета на Октябрьской площади. Когда собралось несколько тысяч человек, поступила информация, что в последний момент проведение митинга на Октябрьской площади запрещено мэрией Москвы. ОМОН предпринял попытку заблокировать площадь. Появились призывы перенести митинг на другое место.

Каковы в столь конфликтогенной ситуации в России пути и средства поиска политических компромиссов и согласия? Сегодня их достижение в немалой степени зависит от позиций противоборствующих лидеров и элит. От того, способны ли они считаться с уже реально существующим социально-политическим плюрализмом, а не дихотомичностью общества, удовлетворить основные его потребности, поступиться частью власти и собственности ради смягчения и устранения основных угроз обществу, выполнять достигнутые компромиссные договоренности в немалой степени зависит судьба страны. Легитимации государственно-политических институтов и проводимой ими политики могут значительно способствовать также подлинно свободные, равные и конкурентные выборы в условиях многопартийной системы, предполагающие как минимум отсутствие монополии на СМИ, злоупотреблений финансовыми и политико-властными ресурсами и убежденность большинства избирателей в том, что политические партии, кандидаты на выборные должности, избирательные комиссии и другие участники и организаторы выборов равноправны и полностью выполняют избирательные законы и инструкции, а сами эти законы и инструкции справедливы.

В этой связи следует отметить, что на результаты выборов 1996 г. и, что самое главное, на их оценку с точки зрения справедливости и равенства, несомненно, влияет несопоставимая разница в объеме и характере ресурсов, которыми располагали претенденты на пост Президента РФ. Оставляя в стороне выявившееся несовершенство избирательного законодательства, острую критику части избирателей вызвала фактически полная монополия одного из кандидатов на самые влиятельные виды СМИ - на телевидение и радио. Раздражение некоторых избирателей вызывало и превращение ведущих членов правительства, начиная с его Председателя, в центральный штаб, а глав администраций многих регионов и их подчиненных - в фактические региональные штабы по выборам Б.Н. Ельцина. Помимо бросающейся в глаза чрезвычайной дороговизны его собственной избирательной кампании (отсутствие достоверных данных о ее стоимости - другой источник недовольства части граждан), негативную оценку некоторых избирателей получили многомиллиардные раздачи долгов и субсидий из госбюджета действующим Президентом РФ, которые проводились, по существу, в рамках его избирательной кампании .

Трагичным исходом могут обернуться регулярно предлагаемые обществу такие рецепты решений политических конфликтов и достижения стабильности как перенос или даже отмена выборов, роспуск оппозиционного парламента, запрещение политических партий, установление "демократической диктатуры", или режима личной власти во имя "порядка и борьбы с преступностью". Об этом неоспоримо свидетельствуют данные проведенного по заказу Центризбиркома в мае 1996 года исследования по представительной общероссийской выборке (авторы исследовательского проекта: В. Г.Андреенков, Е. Г.Андрющенко, Ю.А.Веденеев, В.С. Комаровский, В.В. Лапаева, В.В. Смирнов). Почти 60% россиян рассматривают выборы в качестве основного средства формирования органов власти. То, что выборы стали одной из базовых политических ценностей для большей части российского общества, подтверждается и тем, что только 16,4% респондентов одобряют использование отказа от участия в выборах как средства воздействия на власть. В то время как 67,1% не одобряют абсентеизм избирателей.

Гражданственную зрелость российского избирателя подтверждают и другие данные названного исследования. Так, основным мотивом (44,8% респондентов) его голосования за конкретного кандидата является оценка того, что он может сделать для России. Об устойчивости этой позиции свидетельствуют ответы на вопрос о мотивах участия респондентов в выборах депутатов Государственной Думы в декабре 1995 г.: 42,6% руководствовались прежде всего исполнением своего гражданского долга, а 23% не хотели, чтобы другие решали за них, кому быть у власти.

Вместе с тем, в политическом сознании соотечественников есть ряд неблагоприятных для достижения политического согласия аспектов. Прежде всего, это довольно большая доля граждан, отрицательно относящихся к деятельности федеральных органов всех трех ветвей власти:

к Совету Федерации - 21,6%
к Конституционному Суду - 22,4%
к Государственной Думе - 38.9%
к Президенту РФ - 42,5%

Это означает, что не менее, чем каждый пятый (а в случае с Президентом - почти каждый второй) россиянин является потенциальным сторонником оппозиции. Само по себе наличие недовольных органами государственной власти и управления не опасно, если граждане полагают, что своим участием в выборах они могут изменить ситуацию в стране. Однако 25,7% соотечественников в той или иной степени в это не верят.

Другим институтом демократического общества, выступающим посредником между гражданином, с одной стороны, и государственными органами, госслужащими и государственными руководителями, обеспечивающими ненасильственное разрешение конфликтов, с другой, являются политические партии. Увы, в нашей стране политические партии эту посредническо - консенсуальную роль сегодня играть не в состоянии. Только 20,4% граждан считают себя сторонниками какой-либо политической партии; принадлежность кандидата к определенной политической партии занимает лишь четвертое место среди тех обстоятельств, которые избиратель учитывает при выборе, за кого ему голосовать; за голосование только по партийным спискам выступает лишь 8,6% избирателей, а за смешанную избирательную систему, при которой часть депутатов избирается по партийным спискам, выступает еще 13,1%. Таким образом, мы можем констатировать негативно-отчужденное отношение к политическим партиям большинства россиян.

Для достижения компромиссов и согласия в обществе, наряду с использованием всего известного арсенала разрешения политических конфликтов, необходима их юридизация. Речь идет в первую очередь о разрешении конфликтов в рамках конституционно-правовых норм и посредством преимущественно судебно-правовых институтов и процедур. Это, в свою очередь, предполагает восстановление конституционного баланса исполнительной и законодательной ветвей власти. Слишком велика опасность того, что когда-нибудь тот или иной Президент РФ воспользуется беспрецедентными для демократического общества огромными конституционными полномочиями для установления в очередной для России раз авторитарного режима.

В результате проведенного расследования Комиссии Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по дополнительному изучению и анализу событий, происходивших в городе Москве 21 сентября - 5 октября 1993 года, действия Б. Ельцина были осуждены и признаны противоречащими Конституции РСФСР, действовавшей на тот момент. По материалам следствия, проведенного Прокуратурой РФ, не было установлено, что кто-либо из погибших был убит из оружия, имевшегося в распоряжении сторонников ВС.

Заключение

Каждая из сторон конфликта намеревалась добиться отстранения от власти противоположной стороны с сохранением и упрочением своей власти

Также, Одной из причин конфликта стал вопрос об изменении действовавшей Конституции, внесения поправок в закон, т.к конституция, принята на внеочередной седьмой сессии Верховного Совета СССР девятого созыва 7 октября 1977 г не подходила к новому государственному строю и многие пункты конституции утратили силу за истечением времени.

Прошло время с октября 1993 года, когда конфликт ветвей власти привел к боям на московских улицах, расстрелу Белого дома и сотням жертв. Но об этом, как оказалось, уже мало кто помнит. У многих наших соотечественников расстрельный октябрь сливается в памяти с августом 1991 года и попыткой государственного переворота, осуществленной так называемым ГКЧП. Поэтому и виновных в октябрьской драме они все чаще пробуют искать в 1991 году.

Сложная политическая и социально-психологическая ситуация в России не только определяет в значительной степени содержание конфликтов и формы их проявления, но и влияет на их восприятие населением, элитами, действенность применяемых средств регулирования. Не разработаны конституционные основы и правовые нормы разрешения конфликтов.

По этой причине и из-за отсутствия опыта цивилизованного и легитимного управления конфликтами чаще всего используются силовые методы: не переговоры и компромисс, а подавление противника. Конфликтные по сути методы реформирования российского общества продолжают создавать условия для сохранения конфронтации. Отчуждение населения от власти и политики не только ведет к снижению легитимности господствующих политических сил, но обусловливает нестабильность функционирования политической системы в целом.

Назад в раздел

Адыгея, Крым. Вас ждут горы, водопады, разнотравье альпийских лугов, целебный горный воздух, абсолютная тишина, снежники в середине лета, журчанье горных ручьев и рек, потрясающие ландшафты, песни у костров, дух романтики и приключений, ветер свободы! А в конце маршрута ласковые волны Черного моря.

Новое на сайте

>

Самое популярное