Домой Мода Многосторонняя дипломатия до создания оон. Многосторонние межправительственные конференции и форумы. Произошел пространственный сдвиг в двусторонней экономической дипломатии, то есть теперь взаимодействуют не только государства одного региона, но и госуд

Многосторонняя дипломатия до создания оон. Многосторонние межправительственные конференции и форумы. Произошел пространственный сдвиг в двусторонней экономической дипломатии, то есть теперь взаимодействуют не только государства одного региона, но и госуд

ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКАЯ

И ДИПЛОМАТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В 2014 ГОДУ

ОБЗОР МИД РОССИИ

Москва, апрель 2015 года


ВВЕДЕНИЕ -
МНОГОСТОРОННЯЯ ДИПЛОМАТИЯ -
Участие России в деятельности ООН -
Участие России в «Группе двадцати» и БРИКС -
Международное сотрудничество в борьбе с новыми вызовами и угрозами -
Контроль над вооружениями и вопросы нераспространения -
Урегулирование конфликтов, кризисное реагирование -
Межцивилизационный диалог -
ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ -
Пространство СНГ -
Европа -
США и Канада -
Азиатско-Тихоокеанский регион -
Южная Азия -
Ближний и Средний Восток и Северная Африка -
Африка -
Латинская Америка и Карибский бассейн -
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДИПЛОМАТИЯ -
ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ -
ГУМАНИТАРНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ -
Правозащитная проблематика -
Защита интересов соотечественников за рубежом -
Консульская работа -
Сотрудничество в области культуры, науки и образования -
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ФЕДЕРАЛЬНЫМ СОБРАНИЕМ, ПОЛИТИЧЕСКИМИ ПАРТИЯМИ И ИНСТИТУТАМИ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА -
МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ И ПРИГРАНИЧНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО -
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ -
ИСТОРИКО-АРХИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ -
ИНСПЕКЦИОННАЯ РАБОТА -
АНТИКОРРУПЦИОННАЯ РАБОТА -
ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ЗАГРАНУЧРЕЖДЕНИЙ И РОССИЙСКИХ ГРАЖДАН ЗА РУБЕЖОМ -

ВВЕДЕНИЕ

2014 год был отмечен дальнейшим осложнением международной ситуации. Продолжающийся процесс формирования полицентричной модели мироустройства сопровождался ростом нестабильности, накоплением элементов хаоса на глобальном и региональном уровнях. Усиливались характерное для переходного периода соперничество между государствами, зачастую недобросовестное и агрессивное, неустойчивость политических и экономических процессов, трансграничные вызовы и угрозы. К многолетним хроническим конфликтам добавились новые кризисы и очаги напряженности, в том числе непосредственно на границах России.



Происходящее в мире как в зеркале отразилось в ситуации вокруг Украины, где отчетливо проявились попытки «исторического Запада» любой ценой сохранить доминирование на международной арене, навязать собственные подходы и взгляды, в том числе путем вмешательства во внутренние дела других государств. Оказанная США и ЕС поддержка осуществленному в этой стране антиконституционному государственному перевороту привела к глубокому, вплоть до вооруженного конфликта, расколу в украинском обществе. В результате значительно возросла напряженность в мировых делах, усилилась поляризация подходов к ключевым вопросам текущей повестки дня международных отношений.

Украинский кризис был использован США и возглавляемым ими западным альянсом для задействования широкого арсенала средств с целью сдерживания России, включая односторонние экономические ограничения, информационную войну, наращивание военного потенциала НАТО вблизи российских границ. Урон от инициированного не нами противостояния, безусловно, несут все стороны.

В этих условиях была особенно востребована активная российская внешняя политика, направленная на оздоровление международной обстановки, выстраивание коллективных действий по поиску решений глобальных и региональных проблем. Наша страна предпринимала необходимые меры по защите своего суверенитета и безопасности, на деле продемонстрировала способность защищать соотечественников, принципы правды и справедливости в международных делах. Историческим событием стало воссоединение Крыма с Россией, осуществленное в результате свободного, мирного волеизъявления жителей полуострова.

Твердо и последовательно выступали в пользу всеобъемлющего и исключительно мирного урегулирования украинского кризиса через политический процесс с учетом интересов всех регионов и граждан этой страны. Российское руководство выдвинуло соответствующие инициативы, способствовавшие достижению в сентябре договоренностей о прекращении огня.

При этом сохраняли готовность к конструктивному взаимодействию с государствами Запада на равноправной, взаимоуважительной основе, в том числе в интересах выработки адекватных ответов на глобальные вызовы современности. Не снимали с повестки дня задачу создания единого экономического и гуманитарного пространства от Лиссабона до Владивостока, которая с возрастающим интересом воспринималась в политических кругах ряда стран ЕС.

Российская Федерация оставалась открытой к объединению усилий со всеми, кто проявлял встречную готовность сотрудничать на основе принципов равноправия, взаимного уважения и выгоды с опорой на международное право и центральную роль ООН в мировых делах. Наша страна принимала активное участие в международных усилиях по урегулированию конфликтов в различных регионах.

Последовательно проводили линию на активизацию коллективного противодействия подъему волны экстремизма и терроризма в регионе Ближнего Востока и Северной Африки. Исходили из того, что меры, предпринимаемые для сдерживания угрозы со стороны «Исламского государства», «Джабхат ан-Нусры» и других радикальных группировок, действия которых представляют собой опасность для будущего целых государств, должны выстраиваться без двойных стандартов и скрытой повестки дня на прочной основе международного права.

Интенсивно взаимодействовали с заинтересованными сторонами в целях завершения процесса химической демилитаризации Сирии в соответствии с разработанным Исполнительным советом ОЗХО и одобренным резолюцией 2118 СБ ООН планом. Последовательно работали в интересах политического урегулирования внутрисирийского конфликта, поддерживали стремление сирийцев обеспечить будущее своей страны в качестве суверенного, территориально целостного, светского государства, где были бы в равной степени гарантированы права всех этнических и конфессиональных групп.

Совместно с партнерами по «шестерке» и иранскими коллегами продолжали вести дело к всеобъемлющему окончательному урегулированию ситуации вокруг иранской ядерной программы. Благодаря проявленному всеми сторонами стремлению к поиску компромиссов удалось значительно сблизить позиции. Ключевую роль сыграли выдвинутые российской стороной принципы поэтапности и взаимности, которые легли в основу диалога.

Как на двусторонней основе, так и совместно с партнерами по ОДКБ и ШОС предпринимали последовательные усилия в интересах стабилизации ситуации в Афганистане. Подтверждали готовность оказывать всестороннее содействие Кабулу в деле построения мирного, независимого, демократического государства, способного самостоятельно вести борьбу с терроризмом и организованной преступностью, в том числе наркоторговлей.

В качестве постоянного члена Совета Безопасности ООН Российская Федерация продолжала вносить вклад в международные усилия по урегулированию кризисных ситуаций в Африке, в том числе в работе встреч высокого уровня по Сомали, Южному Судану, Центральноафриканской Республике и Мали. Ряду африканских государств оказана адресная гуманитарная помощь. Важным направлением внешней политики России оставалось укрепление многоплановых отношений со странами Африки к югу от Сахары и их межгосударственными структурами.

Ведущим приоритетом российской внешней политики оставалось укрепление тесных дружественных связей с государствами на пространстве СНГ. Совместная работа в рамках различных интеграционных форматов получила мощный импульс благодаря подписанию 29 мая Россией, Белоруссией и Казахстаном Договора о Евразийском экономическом союзе, который вступил в силу 1 января 2015 года. В течение года были приняты решения о присоединении к нему Армении, существенно продвинулся процесс присоединения к ЕАЭС Киргизии. Более 40 стран выразили стремление развивать в тех или иных формах сотрудничество с новым интеграционным объединением.

Все более важное место в многовекторной внешней политике России приобретало сотрудничество со странами Азиатско-Тихоокеанского региона, в том числе в интересах стимулирования инновационного развития страны, ускоренного подъема ее восточных регионов. Широкую поддержку на саммите форума АТЭС в Пекине получили российские подходы к обеспечению безопасного роста в АТР, а также выстраиванию региональной интеграции на принципах транспарентности, равноправия и взаимной выгоды в интересах формирования открытого общего рынка.

На новый этап всеобъемлющего партнерства и стратегического взаимодействия вышли отношения между Россией и Китаем. Беспрецедентно насыщенные связи между двумя странами прочно утвердились в качестве крупного элемента поддержания глобальной и региональной стабильности.

Важная роль отводилась развитию отношений особо привилегированного стратегического партнерства с Индией, поддержанию постоянного диалога с Вьетнамом и другими странами АСЕАН.

Россия выступает за сильную, политически сплоченную Латинскую Америку. С удовлетворением отмечаем, что страны региона все более открыто отстаивают свою идентичность в мировых делах на основе равноправия, баланса интересов и взаимного уважения. Поступательно действовали в интересах расширения многопланового сотрудничества со странами ЛАКБ.

В течение последних лет в международных отношениях уверенно утверждается многосторонняя сетевая дипломатия, предполагающая различные формы взаимодействия на основе совпадения национальных интересов в целях решения общих задач, что особенно актуально в свете сохраняющейся непростой ситуации в мировой экономике, высоких рисков новых кризисных явлений. Наиболее успешными форматами такого многостороннего сотрудничества наряду с ООН стали «Группа двадцати», БРИКС, ШОС. Активно использовали эти площадки для продвижения интеграционной повестки дня, общего оздоровления климата в международных делах.

Вступив в права Председателя ШОС в 2014-2015 гг., Россия сосредоточила усилия на дальнейшей консолидации Организации, наращивании ее потенциала и практической отдачи, совершенствовании структур.

В работе с партнерами по БРИКС действовали с прицелом на трансформацию форума в один из несущих элементов системы глобального управления. Этому в значительной мере способствовало единство позиций по вопросам укрепления международной стабильности в ее различных измерениях, включая финансово-экономическое. Практические итоги совместной работы, включая решения о создании Нового банка развития и Пула условных валютных резервов БРИКС, свидетельствуют как о мощном потенциале Объединения, так и о гармоничном соответствии этого формата работы современным реалиям.

Саммит «Группы двадцати» в очередной раз подтвердил важную роль, которую приобрела эта организация в деле укрепления стабильности мировой экономики. Поддерживали текущую деятельность форума в интересах консолидации международного режима регулирования финансовых рынков и надзора за финансовыми институтами.

В числе естественных приоритетов отечественной дипломатии в 2014 г. оставалась защита прав и законных интересов российских граждан и соотечественников за рубежом, содействие продвижению интересов российского бизнеса, совершенствование инструментария внешней политики, включая экономическую дипломатию, задействование возможностей «мягкой силы», информационное сопровождение международной деятельности.


МНОГОСТОРОННЯЯ ДИПЛОМАТИЯ

Многостороння дипломатия

Многосторонняя дипломатия - форма дипломатии в рамках международных организаций, осуществляемая через делегации и постоянные представительства государств при международных организациях.

В дипломатическом словаре под многосторонней дипломатией принято понимать "дипломатическую деятельность с участием представителей нескольких государств, связанной с работой международных межправительственных организаций и конференций, проведением переговоров, консультаций и т.п. "

В настоящее время большинство исследователей называют современную дипломатию конференционной или многосторонней по преимуществу. Известный дипломат В.И. Попов связывает это явление с:

  • · возникновением глобальных проблем, в решении которых заинтересованы многие государства
  • · со значительным увеличением числа государств в мире
  • · с потребностью участия большинства или всех государств мира в решении возникающих проблем.

Ныне подавляющее большинство международных конференций проводится той или иной международной организацией или под её эгидой. Наметилась тенденция рассматривать международные конференции и конгрессы в качестве одной из форм регулярной деятельности международных организаций. Проводимые вне системы международных организаций международные конгрессы и конференции нередко рассматриваются как самостоятельная форма многосторонней дипломатии.

Многосторонний переговорный процесс может проходить как в рамках самих организаций, так и в ходе работы созываемых ими регулярных международных конференций, равно как и вне рамок организаций. Как правило, на международных конференциях подвергаются детальному обсуждению специальные вопросы. На таких специализированных конференциях профессиональные дипломаты могут не составлять большинства участников. В них активно участвуют политики и эксперты. Международные конференции являются международными форумами временного характера. Они могут быть: по составу участников - межправительственными, неправительственными и смешанными, по кругу участников - универсальными и региональными, по объекту деятельности - общими и специальными.

Другие характерные особенности современной дипломатии выделили зарубежные специалисты в этой области. Например, К. Гамильтон (K. Hamilton) и Р. Лангхорн (R. Langhorne), говоря об особенностях современной дипломатии, выделяют два ключевых момента. Во-первых, большую ее по сравнению с прошлым открытость, под которой понимается, с одной стороны, привлечение к дипломатической деятельности представителей различных слоев населения, а не только аристократической элиты, как ранее, с другой - широкое освещение о соглашениях, подписываемых государствами. Во-вторых, интенсивное, на уровне международных организаций, развитие многосторонней дипломатии.

Усиление роли многосторонней дипломатии в рамках международных организаций отмечается и многими другими авторами. ХХI век, который назван "веком глобального информационного общества", вместе с его новыми информационно-коммуникационными технологиями (ИТ), Интернетом и компьютеризацией связи способствует быстрому обмену информации, а также меняет прежние представления о времени и пространстве. Сегодня "информационная революция" оказывает непосредственное влияние на становление современной дипломатии.

Центральной многосторонней структурой в современном мире является Организация Объединенных Наций (ООН). Можно сказать, что ООН задает "правила игры" экономической дипломатии всех стран. Глава IX Устава ООН называется "Международное экономическое и социальное сотрудничество", где прописано, что ООН содействует:

  • 1) повышению уровня жизни, полной занятости населения и условиям экономического и социального прогресса и развития;
  • 2) разрешению международных проблем в области экономической, социальной и др.; международному сотрудничеству в области культуры и образования;
  • 3) всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод для всех.

Процессы глобализации оказали существенное влияние на характер многосторонней экономической дипломатии, она приобрела ряд тенденций:

  • · Во-первых, наблюдается расширение мандата ведущих многосторонних организаций и форумов за рамки традиционно обсуждаемых вопросов. Так, например, Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) в последние годы обсуждает такие нетрадиционные для нее аспекты, как экологическая и продовольственная безопасность, старение населения, борьба с коррупцией и другие.
  • · Во-вторых, многосторонняя экономическая дипломатия стала более представительной с точки зрения стран-участниц. Так, на момент создания Всемирной торговой организации ВТО в 1995 г. ее членами являлись 125 государств, к 2004 г. их число увеличилось до 149.
  • · В-третьих, расширение мандата и увеличения числа участников, привело к многочисленным попыткам реформирования институтов многосторонней экономической дипломатии. Так, у ВТО есть документ под названием "Будущее ВТО", где содержатся предложения организационному реформированию.
  • · В-четвертых, экономическая дипломатия в целом, и многосторонняя в частности, приобрела открытый, всемирно-публичный характер . Так, многие развитые страны мира часто выступают с предложениями, обращенными ко всему мировому сообществу.

Двусторонняя дипломатия, осуществляемая на постоянной основе через дипломатическое представительство одного государства на территории другого государства.

На современном этапе двусторонняя дипломатия обладает рядом специфических черт :

  • 1) двусторонняя дипломатия занимается не только отдельными вопросами торгово-экономического сотрудничества, она направляет свои усилия на формирования эффективной среды для развития такого сотрудничества (заключаются соглашения о стратегическом сотрудничестве).
  • 2) Двусторонняя дипломатия все чаще используется как инструмент решения проблем, которые не были урегулированы на многостороннем уровне.
  • 3) В повестке дня двусторонних переговоров растет число вопросов, которые выходят за рамки двустороннего сотрудничества . Например, разрабатываются совместные проекты с третьими странами.
  • 4) Увеличивается вовлеченность в переговорный процесс экономического профиля высших должностных лиц .
  • 5) Произошел пространственный сдвиг в двусторонней экономической дипломатии, то есть теперь взаимодействуют не только государства одного региона, но и государства географически отдаленные друг от друга.
  • 6) Само понятие "двусторонняя дипломатия" стало несколько условным , поскольку все чаще одной из сторон такой дипломатии выступает интеграционное объединение, или же обе стороны являются объединениями государств.

многосторонняя дипломатия переговорный процесс

  • · Двусторонняя дипломатия зачастую оказывается действеннее многосторонней дипломатии.
  • · Двусторонняя дипломатия по своей сути гибче и оперативнее многосторонней, поскольку не требует многочисленных и трудоемких согласований различных сторон.
  • · С другой стороны, двусторонняя дипломатия дополняет многостороннюю и, поскольку, с одной стороны, служит основой для последующих договоренностей на многостороннем уровне, а с другой - проводит в практическую плоскость результаты многосторонней дипломатии.

Многосторонняя дипломатия в биполярной системе международных отношений

© Русский Фонд Содействия Образованию и Науке, 2012

© Яворский И. Р., дизайн макета и верстка, 2012

Введение

В XXI в. в международной дипломатической деятельности все большую роль играет многосторонняя дипломатия. Процессы глобализации и интеграции, охватившие весь мир, упрочение связей между различными участниками мировой политики, интенсификация межгосударственного общения и расширение функций государства как регулятора общественных отношений создали достаточные условия для использования механизмов многосторонней дипломатии, которые часто приходят на смену традиционным двусторонним отношениям между государствами. Необходимость многостороннего сотрудничества вызывается ростом общемировых проблем, таких как распространение оружия массового уничтожения или загрязнение окружающей среды и глобальное потепление, которые требуют объединения усилий всего мирового сообщества и согласования через механизмы многосторонней дипломатии адекватного ответа на вызовы современного мира. Значение многосторонней дипломатии и необходимость использования ее методов вполне осознается ведущими участниками международных отношений. В Концепции внешней политики Российской Федерации, обнародованной в 2008 г., многосторонняя дипломатия выделена в качестве главного инструмента системы международных отношений, призванного «обеспечить надежную и равную безопасность каждого члена мирового сообщества в политической, военной, экономической, информационной, гуманитарной и иных областях».

Не удивительно, в связи с этим, что проблемы многосторонней дипломатии все чаще становятся объектом внимания и обсуждения в самых различных кругах, связанных с областью внешней политики и международных отношений: от политиков и дипломатов до представителей научного сообщества – историков, политологов, политических аналитиков. В этих условиях понимание сущности многосторонней дипломатии, сферы ее действия и эволюции на разных этапах истории международных отношений приобретает важное значение.

Давая определение многосторонней дипломатии, большинство практиков и ученых склонно ограничиваться указанием на непременную вовлеченность в переговорный процесс трех и более участников, что и придает многосторонней дипломатии ее отличительный характер от традиционных форм двусторонних отношений. Таким образом, на первый план выступает формальный количественный признак этой формы дипломатической деятельности, в ущерб самому принципу многосторонности (multilateralism), который во главу угла ставит существо отношений между участниками многосторонней дипломатии и характер их взаимодействия. В истории международных отношений найдется немало примеров, когда участие в дипломатическом процессе трех и более государств мало чем отличались от традиционных двусторонних отношений, так как взаимодействие в рамках этого процесса между отдельным участником с каждым из его партнеров развивалось в изоляции друг от друга и основывалось на часто несовпадающих принципах. Примером такой «ложно многосторонней» дипломатии может служить Союз Трех Императоров, созданный в 1870–1880-х гг. как часть системы альянсов, выстраиваемых Отто фон Бисмарком и направленных против Великобритании и Франции.

Следовательно, коренное отличие многосторонней дипломатии от традиционных форм дипломатии состоит в том, что она не только является средством координации внешнеполитической деятельности группы трех и более государств, но эта координация осуществляется на основе определенных принципов, являющихся общими для всех участников данной группы. Иными словами, в случае многосторонней дипломатии нет места исключительности, особого положения того или иного участника дипломатического процесса, которое обеспечивало бы ему привилегированные, по сравнению с другими, позиции, что предполагает равенство каждого из них как в смысле прав, так и ответственности. Эти принципы в полной мере нашли свое воплощение в системе коллективной безопасности, которая зиждется на той предпосылке, что мир неделим и что война, развязанная против одного из членов мирового сообщества, ipso facto, является войной против всех.

Несмотря на то, что интенсивный рост многосторонней дипломатической деятельности начался, главным образом, после окончания Второй мировой войны, многосторонняя дипломатия не является новшеством второй половины прошлого века или ХХ века вообще. К этой форме дипломатии прибегали и на более ранних этапах, например, в процессе становления так называемого «Европейского концерта», системы международных отношений XIX в., сложившейся после Наполеоновских войн. Позже в этом же веке были претворены в жизнь и многосторонние договоренности в области торговли (Free Trade), финансов (Парижская система валютных соглашений), телекоммуникаций (Международный телеграфный союз и Международный почтовый союз) и мирного урегулирования споров (Гаагские конференции 1899 и 1907 гг.). Однако до ХХ в. потребности координации усилий членов мирового сообщества в считанных случаях приводили к созданию международных организаций, что особенно касается сферы безопасности.

Впервые институциональное оформление многосторонняя дипломатия в этой области получила только после Первой мировой войны с созданием многоцелевой универсальной международной организации – Лиги Наций в 1919–1921 гг. И хотя Лига Наций не смогла в полной мере использовать механизмы многостороннего сотрудничества между государствами для предотвращения новой мировой войны, ее опыт сыграл неоценимую роль после победы над гитлеровской Германией и милитаристской Японией в 1945 г. в деле развития различных форм многосторонней дипломатии – от Организации Объединенных Наций до международных конференций и форумов, объединявших как представителей государств, так и неправительственных организаций и движений. Именно после Второй мировой войны многосторонняя дипломатия испытала бурный рост, выразившийся в создании ООН, системы ее специализированных учреждений, целого ряда региональных организаций и других межправительственных и международных институтов. В 1951 г. их насчитывалось 123, а в 1976 г. было зарегистрировано 308 такого рода организаций, и это число в основном оставалось неизменным до конца холодной войны. В том же году было проведено 3699 многосторонних межправительственных конференций с участием представителей стран на самых разных уровнях.

Такому росту многосторонней дипломатии не помешала даже холодная война, которая нередко служила серьезным препятствием для объединения усилий государств и народов на международной арене. Несмотря на раскол мира на два враждебных блока и ожесточенное идеологическое, политическое и военное соперничество, характерное для периода холодной войны, осознание опасности глобального военного конфликта, который с созданием ядерного оружия мог иметь катастрофические последствия для всего мира, часто являлось мощным стимулом в пользу преодоления разногласий в деле сохранения мира на международной арене и укрепления безопасности. Кроме того, потребности экономического развития, научно-технического прогресса, гуманитарного сотрудничества диктовали необходимость объединения усилий во многих областях человеческой деятельности, для чего многосторонняя дипломатия служила важным средством и серьезным подспорьем.

Тем не менее, холодная война не могла не оказать негативного влияния на многостороннюю дипломатию, особенно в рамках созданнных в связи с ней институтов. Обе участвовавшие в конфронтации сверхдержавы – СССР и США – часто прибегали к этой форме дипломатической деятельности для достижения своих корыстных, порой противоречивших самому духу международного сотрудничества целей. Они использовали потенциал многосторонней дипломатии, например, для обеспечения поддержки своих внешнеполитических акций со стороны возможно большего числа союзников и партнеров. Они пользовались ею в целях пропаганды для мобилизации общественного мнения и привлечения его на свою сторону. Многосторонняя дипломатия служила важным средством укрепления их престижа и расширения влияния на международной арене. Вместе с тем, мировому сообществу удалось средствами многосторонней дипломатии предотвратить, удержать под контролем или найти мирное решение большинства вооруженных конфликтов, имевших место после 1945 г. В этом деле важнейшую роль сыг рали ООН и другие многосторонние организации.

Именно Организации Объединенных Наций принадлежит ведущее место в системе институтов многосторонней дипломатии. Главенствующее положение ООН в деле международного сотрудничества не оспаривается ни одним из членов мирового сообщества, несмотря на порой резкую критику некоторых аспектов ее деятельности в последние годы. В статье, опубликованной в связи с шестидесятилетним юбилеем ООН, министр иностранных дел России СВ. Лавров подчеркивал значение этой организации: «ООН воплощает в себе общепланетарную легитимность, основу универсальной системы коллективной безопасности, которая строится на фундаментальных принципах международного права: суверенное равенство государств, неприменение силы или угрозы силой, мирное разрешение споров, невмешательство во внутренние дела, уважение прав человека и основных свобод. В рамках ООН действует механизм согласования и принятия коллективных мер для предотвращения и устранения угрозы миру и безопасности».

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Многостороння дипломатия

Многосторонняя дипломатия - форма дипломатии в рамках международных организаций, осуществляемая через делегации и постоянные представительства государств при международных организациях.

В дипломатическом словаре под многосторонней дипломатией принято понимать "дипломатическую деятельность с участием представителей нескольких государств, связанной с работой международных межправительственных организаций и конференций, проведением переговоров, консультаций и т.п. "

В настоящее время большинство исследователей называют современную дипломатию конференционной или многосторонней по преимуществу. Известный дипломат В .И. Попов связывает это явление с:

· возникновением глобальных проблем, в решении которых заинтересованы многие государства

· со значительным увеличением числа государств в мире

· с потребностью участия большинства или всех государств мира в решении возникающих проблем.

Ныне подавляющее большинство международных конференций проводится той или иной международной организацией или под её эгидой. Наметилась тенденция рассматривать международные конференции и конгрессы в качестве одной из форм регулярной деятельности международных организаций. Проводимые вне системы международных организаций международные конгрессы и конференции нередко рассматриваются как самостоятельная форма многосторонней дипломатии.

Многосторонний переговорный процесс может проходить как в рамках самих организаций, так и в ходе работы созываемых ими регулярных международных конференций, равно как и вне рамок организаций. Как правило, на международных конференциях подвергаются детальному обсуждению специальные вопросы. На таких специализированных конференциях профессиональные дипломаты могут не составлять большинства участников. В них активно участвуют политики и эксперты. Международные конференции являются международными форумами временного характера. Они могут быть: по составу участников - межправительственными, неправительственными и смешанными, по кругу участников - универсальными и региональными, по объекту деятельности - общими и специальными.

Другие характерные особенности современной дипломатии выделили зарубежные специалисты в этой области. Например, К. Гамильтон (K. Hamilton) и Р. Лангхорн (R. Langhorne), говоря об особенностях современной дипломатии, выделяют два ключевых момента. Во-первых, большую ее по сравнению с прошлым открытость, под которой понимается, с одной стороны, привлечение к дипломатической деятельности представителей различных слоев населения, а не только аристократической элиты, как ранее, с другой - широкое освещение о соглашениях, подписываемых государствами. Во-вторых, интенсивное, на уровне международных организаций, развитие многосторонней дипломатии.

Усиление роли многосторонней дипломатии в рамках международных организаций отмечается и многими другими авторами. ХХI век, который назван "веком глобального информационного общества", вместе с его новыми информационно-коммуникационными технологиями (ИТ), Интернетом и компьютеризацией связи способствует быстрому обмену информации, а также меняет прежние представления о времени и пространстве. Сегодня "информационная революция" оказывает непосредственное влияние на становление современной дипломатии.

Центральной многосторонней структурой в современном мире является Организация Объединенных Наций (ООН). Можно сказать, что ООН задает "правила игры" экономической дипломатии всех стран. Глава IX Устава ООН называется "Международное экономическое и социальное сотрудничество", где прописано, что ООН содействует:

1) повышению уровня жизни, полной занятости населения и условиям экономического и социального прогресса и развития;

2) разрешению международных проблем в области экономической, социальной и др.; международному сотрудничеству в области культуры и образования;

3) всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод для всех.

Процессы глобализации оказали существенное влияние на характер многосторонней экономической дипломатии, она приобрела ряд тенденций :

· Во-первых, наблюдается расширение мандата ведущих многосторонних организаций и форумов за рамки традиционно обсуждаемых вопросов. Так, например, Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) в последние годы обсуждает такие нетрадиционные для нее аспекты, как экологическая и продовольственная безопасность, старение населения, борьба с коррупцией и другие.

· Во-вторых, многосторонняя экономическая дипломатия стала более представительной с точки зрения стран-участниц. Так, на момент создания Всемирной торговой организации ВТО в 1995 г. ее членами являлись 125 государств, к 2004 г. их число увеличилось до 149.

· В-третьих, расширение мандата и увеличения числа участников, привело к многочисленным попыткам реформирования институтов многосторонней экономической дипломатии. Так, у ВТО есть документ под названием "Будущее ВТО", где содержатся предложения организационному реформированию.

· В-четвертых, экономическая дипломатия в целом, и многосторонняя в частности, приобрела открытый, всемирно-публичный характер . Так, многие развитые страны мира часто выступают с предложениями, обращенными ко всему мировому сообществу.

Двусторонняя дипломатия, осуществляемая на постоянной основе через дипломатическое представительство одного государства на территории другого государства.

На современном этапе двусторонняя дипломатия обладает рядом специфических черт :

1) двусторонняя дипломатия занимается не только отдельными вопросами торгово-экономического сотрудничества, она направляет свои усилия на формирования эффективной среды для развития такого сотрудничества (заключаются соглашения о стратегическом сотрудничестве).

2) Двусторонняя дипломатия все чаще используется как инструмент решения проблем, которые не были урегулированы на многостороннем уровне.

3) В повестке дня двусторонних переговоров растет число вопросов, которые выходят за рамки двустороннего сотрудничества . Например, разрабатываются совместные проекты с третьими странами.

4) Увеличивается вовлеченность в переговорный процесс экономического профиля высших должностных лиц .

5) Произошел пространственный сдвиг в двусторонней экономической дипломатии, то есть теперь взаимодействуют не только государства одного региона, но и государства географически отдаленные друг от друга.

6) Само понятие "двусторонняя дипломатия" стало несколько условным , поскольку все чаще одной из сторон такой дипломатии выступает интеграционное объединение, или же обе стороны являются объединениями государств.

многосторонняя дипломатия переговорный процесс

Вывод

· Двусторонняя дипломатия зачастую оказывается действеннее многосторонней дипломатии.

· Двусторонняя дипломатия по своей сути гибче и оперативнее многосторонней, поскольку не требует многочисленных и трудоемких согласований различных сторон.

· С другой стороны, двусторонняя дипломатия дополняет многостороннюю и, поскольку, с одной стороны, служит основой для последующих договоренностей на многостороннем уровне, а с другой - проводит в практическую плоскость результаты многосторонней дипломатии.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Роль многосторонней дипломатии в подготовке общеевропейского совещания. Основные этапы эволюции ОБСЕ и её механизмов многосторонней дипломатии. Форумы многосторонней дипломатии СБСЕ в преодолении "холодной войны". Состав организации как уникальность ОБСЕ.

    курсовая работа , добавлен 25.04.2015

    Роль многосторонней публичной дипломатии как важнейшего инструмента достижения внешнеполитических целей государства, согласования международных решений в глобальном масштабе. Переговоры и заключение военных союзов в преддверии Второй Мировой войны.

    презентация , добавлен 29.03.2016

    Переговоры как инструмент дипломатии, формы осуществления многосторонней дипломатии. Россия, Китай, Центральная Азия как зона потенциальных конфликтов. Пути решения конфликтов на постсоветском пространстве. Роль Далай Ламы в решении Тибетского конфликта.

    курсовая работа , добавлен 23.06.2011

    Место, роль и функции переговоров в международных отношениях и дипломатии. Основные характеристики переговорного процесса. Важнейшие общемировые проблемы экологического характера. Международные переговоры по проблемам ядерной безопасности, их решение.

    курсовая работа , добавлен 15.09.2014

    Экономическая дипломатия как явление международной жизни, её специфика, виды, задачи, цели и функции. Участники крупнейших международных региональных торговых блоков. Направления экономической дипломатии Российской Федерации в условиях глобализации.

    реферат , добавлен 01.12.2013

    Соглашение о Транстихоокеанском партнерстве, его сущность, содержание, цели и задачи. Вероятность коллизии норм Всемирной торговой организации и Транстихоокеанского партнерства. Возможные последствия для многостороннего регулирования сферы торговли.

    контрольная работа , добавлен 23.09.2016

    Экономическое сотрудничество между государствами как основа современной глобализации. США и Евросоюз - два центра глобального геополитического притяжения. Инструменты экономической дипломатии, направленные на укрепление экономических отношений.

    реферат , добавлен 15.11.2011

    История отношений между Японией и Россией. Понимание культурной дипломатии в этих двух странах: разница терминологии и подходов. Цели культурной дипломатии Японии и России. Текущая стратегия внешней политики государств по отношению друг к другу.

    реферат , добавлен 03.09.2016

    Описание принципов сотрудничества Японии и России и методов их двусторонней культурной дипломатии. Способы культурного взаимодействия. Программа безвизового обмена для россиян. Мероприятия, связанные с культурой: фестивали. Образовательные программы.

    реферат , добавлен 03.09.2016

    Динамика развития блоковой дипломатии. СССР в ООН в рамках ключевых конфликтов эпохи холодной войны. Становление российской правосубъектности в первое десятилетие постбиполярной эпохи. Российская Федерация как новый субъект международных отношений.

Существует множество определений понятия дипломатия. Некоторые приведены, например, в таких известных книгах, как «Дипломатия» Г. Никольсона, «Руководство по дипломатической практике» Э. Сатоу. Большинство исходит, во-первых, из того, что дипломатия является инструментом осуществления межгосударственных отношений. Показательна в этом плане глава Б. Уайта (В.White) «Дипломатия», подготовленная для книги «Глобализация мировой политики: Введение в международные отношения» (Тhe Globalization of World Politics:An introduction to International Relations), вышедшей в 1997 г., где дипломатия характеризуется как одна из форм деятельности правительств.

Во-вторых, подчеркивается непосредственная связь дипломатии с переговорным процессом.

Примером достаточно широкого, понимания дипломатии может служить определение английского исследователя Дж.Р. Берриджа (G.R. Berridge). По его мнению, дипломатия представляет собой ведение международных дел, скорее, посредством переговоров и других мирных средств (сбор информации, проявление доброй воли и т.п.), предполагающих, прямо или опосредованно, именно проведение переговоров, а не применение силы, использование пропаганды или обращение к законодательству.

Таким образом, переговоры на протяжении ряда столетий остаются важнейшим инструментом дипломатии. При этом, отвечая современным реалиям, они, как и дипломатия в целом, приобретают новые черты.

К. Гамильтон (К. Натilton) и Р. Лангхорн (К. Langhorne), говоря об особенностях современной дипломатии, выделяют два ключевых момента. Во-первых, большую ее по сравнению с прошлым открытость, под которой понимается, с одной стороны, привлечение к дипломатической деятельности представителей различных слоев населения, а не только аристократической элиты, как ранее, с другой -- широкое информирование о соглашениях, подписываемых государствами. Во-вторых, интенсивное, на уровне международных организаций, развитие многосторонней дипломатии. Усиление роли многосторонней дипломатии отмечается и многими другими авторами, в частности П. Шарпом (P. Sharp). Лебедева М.М. Мировая политика: Учебник для ВУЗов. - М.: Аспект-Пресс, 2008, с.307.

Во второй половине XX столетия не только резко увеличивается количество многосторонних переговоров, но и становятся разнообразнее формы многомторонней дипломатии. Если в прошлом она сводилась в основном к переговорному процессу в рамках различных конгрессов (Вестфальский, 1648, Карловицкий, 1698--1699, Венский, 1914-1915, Парижский, 1856 и др.), то сейчас многосторонняя дипломатия проводится в рамках:

* международных универсальных (ООН) и региональных организаций (ОАЕ, ОБСЕ и др.);

* конференций, комиссий и тому подобных мероприятий или структур, созываемых или создаваемых для решения какой-либо проблемы (например, Парижская конференция по Вьетнаму; Совместная комиссия по урегулированию конфликта в Юго-Западной Африке и пр.);

* многосторонних встреч в верхах («Большой Восьмерки» и др.);

* работы посольств по многосторонним направлениям (так, бывший первый заместитель государственного секретаря США Ст. Тэлботт отмечает, что американское посольство, например, в Пекине направляло значительную часть своих усилий на поиск совместно с китайскими и японскими коллегами решений проблем на Корейском полуострове).

Многосторонняя дипломатия и многосторонние переговоры порождают ряд новых моментов, но одновременно и трудностей в дипломатической практике. Так, увеличение числа сторон при обсуждении проблемы ведет к усложнению общей структуры интересов, созданию коалиций и появлению стран-лидеров на переговорных форумах. Кроме того, на многосторонних переговорах возникает большое количество организационных, процедурных и технических проблем: необходимость согласования повестки дня, места проведения; выработки и принятия решений, председательствования на форумах; размещения делегаций и т.д. Там же, с.309.

Новое на сайте

>

Самое популярное