Домой Полезные советы В чем заключается процесс информатизации общества. Информатизация общества, тенденции ее развития. «Информационные технологии и системы в экономике»

В чем заключается процесс информатизации общества. Информатизация общества, тенденции ее развития. «Информационные технологии и системы в экономике»

Под информатизацией общества понимается процесс прогрессивно нарастающего использования информационных и телекоммуникационных технологий с целью повышения эффективности деятельности человека.

Современный российский философ А.И.Ракитов отмечает несколько этапов информатизации общества, которые названы им информационными революциями.

Первая информационная революция связана с изобретением языка, с технологией устной речи, ее передачей, запоминанием, возможностью трансляции в пространстве и времени.

Вторая информационная революция связана с изобретением письменности, что знаменует гигантский качественный и количественный скачок. Технология письма на твердых, а затем и мягких носителях колоссально увеличивает объем памяти, а, следовательно, и знаний; она продуцирует новую технологию управления, ведущую к созданию государства.

Третья информационная революция связана с изобретением книгопечатания. Книгопечатание способствовало радикальному изменению производства, возникновению новых видов производства и новых технологий, становлению индустриального общества, развитию культуры и способов организации общественной жизни и исторической деятельности.

Ч е твертая информационная революция связана с появлением электричества и новыми информационными технологиями, позволяющими создавать и транслировать информацию. Электрический телеграф, телефон, радио, телевидение и современная полиграфическая техника означали грандиозный переворот с точки зрения скоростей передачи информации, объемов памяти и возможности грандиозного накопления знаний.

Пятая информационная революция, совершаемая в настоящее время, связана с активным внедрением современных информационных и телекоммуникационных технологий в различные сферы деятельности человека, с преобразованием индустриального общества в общество информационное. Информация и знания стали важнейшей отраслью массового производства.

В настоящее время все в большей степени становится очевидным, что выживание и устойчивое развитие общества невозможно без информатизации и становления информационного общества в глобальных масштабах.

Характерные признаки информационного общества.

По мнению А.И.Ракитова, общество является информационным, если:

  • любой индивид, группа лиц или организация в любой точке страны и в любое время могут получить на основе автоматизированного доступа и систем связи любые информацию и знания;
  • в обществе производятся, функционируют и доступны современные информационные технологии;
  • в обществе имеются в наличии развитые инфраструктуры, обеспечивающие создание национальных информационных ресурсов в объеме, необходимом для поддержания постоянно ускоряющегося научно-технологического и социально-исторического процесса;
  • в обществе происходит процесс ускоренной автоматизации и роботизации всех отраслей производства и управления;
  • происходят радикальные изменения социальных структур, следствием которых оказывается расширение сферы информационной деятельности и услуг;

Поскольку в настоящее время социально-экономическое развитие любой страны зависит от знаний, интеллектуального потенциала нации, умений и технологий, то можно с уверенностью утверждать, что страны, не вступившие своевременно на путь информатизации, обречены не только на экономическое, технологическое и политическое, но и на культурное отставание.

Человеку становится достаточно трудно в ней ориентироваться. Происходит рост документооборота. Возрастает умственная нагрузка. Из-за огромного количества данных люди просто не могут ими воспользоваться в полной мере, поскольку их возможности часто достаточно ограниченны. В результате информационной революции произошел кризис, и перед людьми встала необходимость выхода из него. Именно поэтому нужна информатизация общества. Это означает необходимость осуществления деятельности, направленной на улучшение условий по удовлетворению информационных потребностей людей во всех сферах жизни общества. Недостаточная грамотность, низкий уровень информационной культуры, отсутствие желания затрудняют процесс информатизации. В связи с этим государства стремятся к улучшению качества образования, увеличению инвестиций в исследования, повышению качества труда.

Развитие компьютерных технологий

С появлением компьютеров информатизация общества стала возможной. Поэтому большое значение уделяется компьютеризации населения. Благодаря компьютерным технологиям среди целого потока информации можно найти все, что необходимо. Развитие других отраслей тесно взаимосвязано с цифровыми технологиями. Именно поэтому информатизация общества привела к увеличению производительности труда, появилась возможность систематизации и хранения необходимых данных.

Общество считается информационным при наличии следующих условий:

  • любой человек бесплатно или за плату может получить нужную для жизнедеятельности информацию в любое удобное время;
  • современные информационные технологии производятся и доступны каждому индивиду в обществе;
  • наличие развитых инфраструктур, обеспечивающих создание информационных ресурсов, необходимых для научно-технологического прогресса;
  • происходит автоматизация в сферах управления и производства;
  • расширяются сферы информационной деятельности.

Роль информатизации в развитии общества

В ходе истории было несколько информационных революций, в результате которых происходили кардинальные скачки в развитии человечества. Первая возникла из-за изобретения письменности, что привело к возможности передачи знаний последующим поколениям. Второй информационный бум произошел в связи с книгопечатанием, что существенно увеличило знания людей.

После изобретения электричества появились телефон, телеграф, радио, которые позволили эффективно и быстро передавать информацию. Возникновение компьютеров дало сильный толчок развитию, что привело к накоплению новых знаний, возможности быстрого поиска необходимых данных, обмену опытом и др. Информатизация общества может иметь и негативные последствия. В частности, большое влияние на нее оказывают СМИ, что приводит к манипулированию общественным мнением. Кроме того, не все успевают за развитием, многим трудно адаптироваться к постоянным изменениям. Размещение определенных сведений в Интернете может отрицательно сказаться на частной жизни людей. Информатизация общества в настоящее время - необходимость. Большой поток сведений не позволяет воспринимать их в полной мере. Именно поэтому государство должно выделять средства на постоянное развитие информационных технологий.

Чем человек или группа людей легче и эффективней оперируют информацией, тем успешней развивается их деятельность. Это современная тенденция. Поэтому большинство видов деятельности должны начинаться со сбора и анализа информации, нахождению оптимальных решений планируемых задач, формированию творческого подхода.

Ситуация осложняется тем, что где-то во второй половине XX века цивилизация начала испытывать информационный бум, количество информации резко возросло, ориентироваться в ней человеку стало достаточно трудно.

Возрос документооборот, количество печатных изданий, стали доступны данные из разных сфер человеческой деятельности. В результате умственная нагрузка на человека возросла. Кроме того, появились большие объемы информационного мусора, увеличивающие эту нагрузку. Начали вырисовываться такие проблемы как сокрытие информации, с одной стороны, и ее беспрепятственное распространение, с другой.

Возникла проблема, когда люди не могут в полной мере воспользоваться накопленным огромным количеством данных из-за своих ограниченных возможностей. Такая ситуация приводит к информационному кризису, и перед человечеством появляется задача выхода из него.

Несмотря на то, что компьютеры и вычислительные сети сами в большой степени поспособствовали информационному кризису, они легли в основу так называемой информатизации общества. Информатизация общества – это процесс, затрагивающий все сферы общества (социальную, экономическую, техническую и научную) и направленный на создание лучших условий для удовлетворения информационных потребностей всех видов организации и людей.

Информатизация была отмечена в первую очередь в странах Запада и США, а также в Японии (60-80-е годы XX века). Производству требовалось информационно обслуживание, направленное на обработку большого количества информации.

Информатизация стала возможной благодаря появлению компьютеров, которые представляют собой универсальное средство для работы с информацией и обеспечивают широкие возможности для коммуникации. Социальный прогресс на сегодняшний день не возможен без информатизации, а, следовательно, и без компьютеров. Поэтому часто говорят о компьютеризации общества, где особое место уделяют развитию и внедрению вычислительных машин. Однако информатизация общества – это не то же самое, что компьютеризация общества . При информатизации на первый план выходит комплекс мероприятий, целью которых является использование знания и данных во всех сферах цивилизации. Поэтому информатизация – это более широкое понятие, чем компьютеризация. Информатизация – это как бы надстроечный процесс, происходящий на базе компьютеризации, процесс формирования новой, автоматизированной среды зарождения знаний, их переработки, распространения и превращения в силу, в материальный фактор.

Появление компьютеров и сетей оказало влияние на производительность труда. Поэтому во многих странах мира уделяется особое внимание процессу информатизации, т.к. ее игнорирование может привести к потере рынков труда и сбыта, резкому снижению конкурентоспособности страны.

На государственном уровне могут приниматься такие решения как увеличение инвестиций в исследования, улучшение образования, повышение качества труда и т.п.
Особое внимание информационным технологиям уделяют еще и потому, что они лежат в основе развития всех других отраслей.

Развитие информатизации может потребовать от государства отказа от стремления во чтобы то ни стало обеспечить экономический рост страны, активное внедрение наукоемких технологий, развитие новых форм инфраструктуры, использование научных достижений, затрат значительных средств на информатизацию.

Говоря о сегодняшнем дне, отмечают переход общества от индустриального к информационному типу, где главными ценностями становятся знания, а не материальные ресурсы.

При этом следует помнить, что бездумная и слишком активная информатизация общества может привести к социальному регрессу, подорвав устоявшиеся веками коммуникационные связи. Поэтому следует уделять внимание и информационной культуре, т.е. умению работать с информацией и техникой, осуществляющей ее обработку.

Альтернативы информатизации нет. Это объективный этап социального прогресса во всех областях, прежде всего в экономике, управлении, науке и технологии.

К первоочередным проблемам информатизации следует отнести психологическую проблему готовности населения к переходу в информационное общество. Этот переход в настоящее время затрудняется низким уровнем информационной культуры населения, недостаточной компьютерной грамотностью, а отсюда и низкими информационными потребностями и отсутствием желания их развивать. Наблюдается невосприимчивость экономики к достижениям в инфосфере.

ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВА

Информатизация - это сложный социальный процесс, связанный со значительными изменениями в образе жизни населения. Он требует серьезных усилий на многих направлениях, включая ликвидацию компьютерной неграмотности, формирование культуры использования новых информационных технологий.

Движущей силой развития общества должно стать производство информационного, а не материального продукта. В информационном обществе изменяется не только производство, но и весь уклад жизни, система ценностей, возрастает значимость культурного досуга по отношению к материальным ценностям. В информационном обществе производятся и потребляются интеллект, знания, что приводит к увеличению доли умственного труда. От человека потребуется способность к творчеству, возрастает спрос на знания. Материальной и технологической базой информации общества, станут различного рода системы, на базе компьютерной техники и компьютерных сетей, информационной технологии, телекоммуникационной связи.

Информатизация общества - это организованный социально - экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов

Информационное общество - общество, в котором большинство работающих занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации, особенно высшей ее формы - знаний. Цель информатизации - улучшение качества жизни людей за счет повышения производительности и облегчения условий их труда.

Основными критериями развитости информационного общества являются следующие:

  • - наличие компьютеров;
  • - уровень развития компьютерных сетей;
  • - владение информационной культурой, т.е. знаниями и умениями в области информационных технологий.

Появление и развитие компьютеров - это необходимая составляющая процесса информатизации общества. Информатизация общества является одной из закономерностей современного социального прогресса. При информатизации общества основное внимание уделяется комплексу мер, направленных на обеспечение полного использования достоверного, исчерпывающего и своевременного знания во всех видах человеческой деятельности. Для обеспечения доступности общения с компьютером на естественном языке он будет оснащен средствами мультимедиа, в первую очередь аудио и видео средствами. В перспективе портативные компьютеры должны стать более миниатюрными, при том быстродействие их микропроцессоров должно быть таким, как на современных супер ЭВМ. Они должны иметь плоский дисплей с хорошей разрешающей способностью. Их внешние запоминающие устройства, магнитные диски будут портативными, иметь емкость более 100 Гбайт.

Для обеспечения качественного и повсеместного обмена информацией между компьютерами будут использоваться новые каналы связи:

  • - инфракрасные каналы в пределах прямой видимости;
  • - телевизионные каналы;
  • - беспроводная технология высокоскоростной цифровой связи на частоте 10 МГц.

Важнейшей составной частью информационной культуры современного человека является коммуникативная культура с использованием современных информационных технологий. Развитие сетевых информационных технологий сделало информационные ресурсы глобальной компьютерной сети Интернет потенциально доступными большинству человечества. Умение получать необходимую информацию из сети становится неотъемлемой частью информационной культуры человека.

Таким образом, человек обладает информационной культурой, если:

  • - имеет представление об информации и информационных процессах, устройстве компьютера и его программном обеспечении;
  • - умеет использовать информационное моделирование при решении задач с помощью компьютера;
  • - умеет с достаточной скоростью вводить информацию с клавиатуры и работать с графическим интерфейсом программ с помощью мыши;
  • - умеет создавать и редактировать документы, в том числе мультимедийные презентации;
  • - умеет обрабатывать числовую информацию с помощью электронных таблиц;
  • - умеет использовать базы данных для хранения и поиска информации;
  • - умеет использовать информационные ресурсы компьютерной сети;
  • - знает и не нарушает законы об авторских правах на компьютерные программы;
  • - соблюдает этические нормы при публикации информации в Интернете и в процессе общения с помощью Интернета.

По последним данным в мире работает около полумиллиарда персональных компьютеров. Каждый десятый взрослый человек планеты использует компьютер постоянно. Во многих странах умение работать с компьютером считается уже не компьютерной грамотностью, а просто грамотностью.

Мы живем в 3 тысячелетии, когда человечество вступило в эпоху новой научно - технической революции. К концу 20 века общество овладело многими тайнами и превращения вещества и энергии. Сумело использовать эти знания для улучшения этой жизни. Но в настоящие время одно из важнейших составляющих кроме вещества и энергии является информация.

Сегодня в мире нет ни одной отрасли науки и техники, которая развивалась бы столь же стремительно, как информатика.

Каждые два года происходит смена поколений аппаратных и программных средств вычислительной техники. Такого развития одной отрасли история науки и техники еще не знала. Фактически мы можем говорить о том, что в последние годы на наших глазах произошла компьютерная революция, затронувшая все сферы социальной, культурной научной и производственной деятельности людей. Эта компьютерная революция еще не завершена и недавно вошло в очередной этап, связанный с Интернетом. Дело идет к тому, что всего через пять-семь лет в мире не останется людей, которых не коснутся изменения, вызванные существованием этого единого мирового информационного поля, сколь бы далеки они ни были от вычислительной техники и персональных компьютеров.

К профессиональной деятельности уже приступило поколение молодых людей, родившихся, выросших и получивших образование в эпоху персональных компьютеров. Этому поколению столь же невозможно представить мир без персональных компьютеров, как и без телевизора или автомобиля. Правда, и с телевизором, и с автомобилем не происходит таких изменений, как с компьютерами. Приемы эксплуатации этих устройств не меняются десятилетиями, а каждый двухлетний цикл обновляется вычислительной техники сопровождается коренным изменением приемов и методов работы с ней.

Несмотря на то, что человеку постоянно приходится иметь дело с информацией, (он получает ее с помощью органов чувств), строго научного определения, что - же такое информация, не существует.

Информатика - это техническая наука, систематизирующая приемы создания, хранения, обработки и передачи информации средствами вычислительной технике, а также принципы функционирования этих средств и методы управления ими. Итак, информацию можно: создавать, передавать (и, соответственно, принимать), хранить и обрабатывать.

Долгое время информация считалась чем-то личностным и принадлежащей отдельным индивидам, но постепенно формировалось мнение, что, информация отчуждена от отдельного человека и приобретает общественное мнение.

Информатизация общества процесс проникновения информационных технологий во все сферы жизни и деятельности общества. Многие социологи и политологи полагают, что мир стоит на пороге информационного общества. Последние полвека информатизация является одной из причин перетока людей из сферы прямого материального производства, в так называемую информационную сферу. Все больше тех, кого называют «белые воротнички», - людей, не создающих материальные ценности непосредственно, а занятых обработкой информацией (в самом широком смысле): это и учителя, и банковские служащие, и программисты, и многие другие категории работников. Появились и новые пограничные специальности. Можно ли назвать рабочим программиста, разрабатывающего программы для станков с числовым программным управлением? По ряду параметров можно, однако, его труд не физический, а интеллектуальный.

Разумеется, не вся она обусловлена информатизацией, есть и иные факторы, но информатизация вносит решающий вклад. Даже в традиционных сферах деятельности-промышленности и торговле, работа с информацией становится на уровень работы с материальны объектами.

Около трех с половиной десятилетий минуло с тех пор, как в Вузах введено в качестве учебной дисциплины программирование для ЭВМ.

За все это время Вузовские кафедры программирования и вычислительной математике, как и образование, позднее на их основе кафедры информатике и вычислительной технике, не были избалованы своевременным появлением специальных учебных изданий. При колоссальной скорости изменений в самом предмете, всегда существенно превышавшей скорость центральных издательских механизмов, специально ориентированны на программы Вузов, книги выходили не чаще, чем раз в десятилетие едва ли не соразмерно скорости смены поколений ЭВМ. В наши дни многое изменилось. На месте узкого учебного курса программирование в учебных планах Вузов давно уже обосновался куда более обширный и многоаспектный учебный предмет «Информатика».

Да и положение с источниками, конечно, стало другим, полки книжных торговцев сегодня ломятся от изданий по информатике.

Современная информатика очень велика по объему и очень динамична. Если изучаемые в Вузах курсы математике, лингвистике, химии и большинства других наук практически не изменяются на протяжении многих лет будущей профессиональной деятельности сегодняшнего обществуа, то в информатике это полностью оформившееся ядро сравнительно невелико.

Подтверждается известная истина: образование - это, то, что остается, когда детали знаний забываются.

Всевозможные программные средства, которых, видимо, насчитывается уже сотни тысяч для компьютеров, различных типов, можно разделить на несколько классов в зависимости от назначения:

  • - операционные системы;
  • - системы программирования;
  • - инструментальные программные средства, интегрированные пакеты;
  • - прикладные программы.

Особое место среди программных средств всех типов занимают операционные системы, являясь ядром программного обеспечения. Операционная система - это комплекс программ, обеспечивающих:

  • - управления ресурсами;
  • - управления процессами;
  • - пользовательский интерфейс.

При наличии большого числа программ и данных необходим строгий их учет и систематизация. Операционным системам приходится работать с различными потоками данных, разными аппаратными и периферийными устройствами компьютера. Организовать упорядоченное управления всеми этими объектами позволяет файловая система, лежащей в основе операционной системы UNIX.

Интерфейс операционной системе DOS не обладает необходимой дружественностью. Команды нужно знать наизусть, посимвольно набирать на клавиатуре и при этом не допускать ошибок. Все это предъявляет высокие требования к квалификации пользователя. Для облегчения взаимодействия пользователя с компьютером существуют, так называемые, оболочки операционных систем программы, делающие наглядным и простым выполнения базовых операций над файлами, каталогами и др. с использованием меню, защитой от необдуманных и ошибочных действий и разветвленной контекстной помощью.

ПАСКАЛЬ как язык структурно - ориентированного программирования. Язык Паскаль, начиная с момента своего создания Н. ВИРТОМ в 1978 году, играет особую роль и в практическом программировании, и в его изучении. С непревзойденной четкостью в нем реализованы принципы структурного программирования. Паскаль стал первым языком, с которым знакомится большинство будущих программистов в мире. Паскаль-язык структурного программирования. Любая Паскаль-программа является текстовым файлом с собственным именем и с расширением. PAS.

БЕЙСИК как язык операционально-проблемно-ориентированного программирования. У языка Бейсик (BASIC) весьма своеобразная судьба. Будучи созданным для, так называемых, непрофессиональных программистов, многократно раскритикованный почти каждый пишущий о программировании, он живет уже четверть века и продолжает иметь множество пусть не поклонников, но пользователей. Его возможности чрезвычайно велики, о чем можно судить хотя бы по названию одной из недавно вышедших книг-»Разработка экспертных систем на языке Бейсик». На нем создают программы самой различной предметной ориентации. Бейсик продолжает лидировать по количеству пользователей. бейсик относится к языкам операциональным, рожденным от вечно живого Фортрана, в которых необязательно (хотя и вполне возможно) организовывать строго упорядоченные программные структуры. Это и большой недостаток (особенно при разработке крупных программных комплексов); но иногда и достоинство например, при разработке относительно небольшой диалоговой программы с регулярным обращением к внешним устройствам, сканирование клавиатуры и т.д. Еще одна проблема, систематически возникающие при работе с бейсиком - обилие версий и фактически отсутствие базовой версии.

Язык программирования СИ - это универсальный язык с богатым набором операторов и компактным способом записи выражений. Благодаря гибкости, выразительности и компактности своих конструкций СИ завоевал наибольшую популярность в среде профессиональных программистов и широко используется при разработке системных и прикладных программ. Язык СИ представляет собой удачный компромисс между желанием располагать теми возможностями, которые обычно предоставляют программисту столь понятные и удобные языки высокого уровня, и стремлением эффективно использовать особенности компьютера. СИ был создан Денисом Ритчи как инструмент для разработки операционной системы UNIX и реализован в рамках этой операционной системы. Название языка имеет случайное происхождения: «С» третья буква английского алфавита. Это наименование говорит о чувстве юмора у создателей языка - его предшественником был язык. В («В» вторая буква английского алфавита) Язык Си-компилирующего типа.

OC UNIX - одно из высших достижений в мире системного программного обеспечения. Многие специалисты считают, что по сравнению с ней MS DOS является гораздо менее профессиональной системой. Хотя в специальных руководствах по UNIX подчеркивается ее простота и ясность, эта не та простота, которая легко усваивается. Для глобальных сетей UNIX и UNIX-подобные системы (например, LINUX) являются основными.

Компьютерные телекоммуникации все настойчивее проникают в различные сферы жизни современного общества: бизнес, финансы, средства массовой информации, науку и образование. На общем фоне развития телекоммуникаций в нашей стране постепенно проявляется и становится заметным процесс внедрения компьютерных телекоммуникаций в сферу народного образования, и, прежде всего, в жизнь современных Вузов. Простейший вид телекоммуникаций электронная почта. Выделяют четыре типа обучающих программ:

  • - тренировочные и контролирующие;
  • - наставнические;
  • - имитационные и моделирующие;
  • - развивающие игры.

Современные исследования в области применения компьютеров в обучении развиваются, в основном, в рамках нескольких основных направлений, которые можно обозначить следующим образом:

  • - интеллектуальные обучающие системы;
  • - учебные мультимедиа и гипермедиа;
  • - учебные среды, микромиры и моделирование;
  • - использование компьютерных сетей в образование;
  • - новые технологии для обучения конкретным дисциплинам.

Ситуация, сложившаяся в области компьютерного обучения, является парадоксальной: несмотря на активные и в различных направлениях ведущиеся поиски, обилие результатов, зреет ощущение необходимости кардинальных изменений концепции обучения, глубинного изменения подхода к компьютерному обучению. В первую очередь, требуется разработка адекватной теории компьютерного обучения, новых методов представлений знаний и моделирования процесса обучения и поведения обучаемого.

Компьютерное обучение остается очень интересной и перспективной областью исследований, привлекающие передовых ученых, педагогов и методистов всего мира. С внедрением компьютерного обучения стали менятся стили и устоявшиеся подходы к обучению, стала быстро меняться сама эта традиционная сфера человеческой деятельности.

Трудно переоценить значения и влияние этих изменений на судьбы человеческой цивилизации в целом.

В период перехода к информационному обществу кроме решения описанных выше проблем, обществу необходимо подготовится к быстрому восприятию и обработке больших объемов информации, овладению ими современными средствами, методами и технологией работы.

Для свободной ориентации в информационном потоке обществу необходимо обладать информационной культурой как одной из составляющих общей культуры.

Информационная культура - умение целенаправленно работать с информацией и использовать ее для обработки и передачи с помощью информационных технологий, современных технических средств и методов.

Информационная культура связана с социальной природой человека. Она является продуктом разнообразных творческих способностей человека и проявляется в следующих аспектах:

  • - в конкретных навыках по использованию технических устройств (от телефона до персонального компьютера и компьютерных сетей);
  • - в способности использовать в своей деятельности компьютерную информационную технологию, базовой составляющей которой являются многочисленные программные продукты;
  • - в умении извлекать информацию из различных источников: как из периодической печати, так и из электронных коммуникаций, представлять ее в понятном виде и уметь ее эффективно использовать;
  • - во владении основными аналитическими переработки информации;
  • - в умение работать с различной информацией;
  • - в знании особенностей информационных потоков в своей области деятельности.

Информационная культура вбирает в себя знания из тех наук, которые способствуют ее развитию и приспособлению к конкретному виду деятельности (кибернетика, информатика, теория информации, математика, теория проектирования баз данных и ряд других дисциплин). Неотъемлемой частью информационной культуры являются знание новой информационной технологией и умение ее применять как для автоматизации рутинных операций, так и в неординарных ситуациях, требующих нетрадиционного творческого подхода.

В информационном обществе необходимо начать овладевать информационной культурой с детства, сначала с помощью электронных игрушек, а затем привлекая персональный компьютер. Для высших учебных заведений социальным заказом следует считать - обеспечение уровня информационной культуры общества, необходимой для работы в конкретной сфере деятельности.

В информационном обществе центр тяжести приходится на общественное производство, где существенно повышаются требования к уровню подготовки всех его участников. Поэтому в программе информатизация следует особое внимание уделить информатизации образования как направления, связанного с приобретением и развитием информационной культуры человека. Это, в свою очередь, ставит образование в положение «объекта» информации, где требуется так изменить содержание подготовки, чтобы обеспечить будущему специалисту не только общеобразовательные и профессиональные знания в области информатики, но и необходимый уровень информационной культуры. Повсеместное внедрение персонального компьютера во все сферы народного хозяйства, новые его возможности по организации «дружественной» программной среды, ориентированной на пользователя, использование телекоммуникационной связи, обеспечивающей новые условия для совместной работы специалистов, применение информационных технологий для самой разнообразной деятельности, постоянно растущая потребность в специалистах, способных ее осуществлять, ставят перед государством проблему по пересмотру всей системы подготовки на современных технологических принципах. В нашей стране решение этой проблемы находится на начальной стадии, поэтому целесообразно учесть опыт наиболее развитых стран, к числу которых относится США, Япония, Англия, Германия, Франция, где этот процесс уже получил значительное развитие. Информационное общество - это общество, в котором большая часть населения занята получением, переработкой, передачей и хранением информации.

Наше население, тоже занятое в информационной сфере. В 90-е годы количество работников, занятых в информационной сфере (для которых обработка информации является основной производственной функцией), возросло примерно на 25%, тогда как количество занятых в сельском хозяйстве и промышленности сократилось соответственно на 10 и 15%.

Компьютеры и информационные технологии интенсивно проникают и в сферу материального производства. Инженер, фермер, специалисты других традиционных профессий все чаще имеют на своем рабочем месте компьютер и используют информационные и коммуникационные технологии в своей профессиональной деятельности.

С развитием коммуникационных технологий в мобильной связи все большее количество людей осуществляют свою производственную деятельность дистанционно, т.е. работая дома, а не в офисе. Все большее распространение получает дистанционное образование и поиск работы через Интернет.

Чтобы успевать за развитием средств вычислительной техники, необходимо непрерывное самообразование и самосовершенствование.

А для профессионального применения вычислительной технике нужно нечто большее - личная целеустремленность и постоянное желание узнавать о том, что происходит в мире информационных технологий.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

  • 1. Апель А.Н. Информатика: краткий курс лекций. - СПб.: Норма, 2003. - 236 с.
  • 2. Бокова И.В., Дядичко С.П., Крымова И.П., Мусина Л.А., Резник И.А. Информатизация. - О.: Оренбург, 2004. - 268 с.
  • 3. Грязнова А.Г., Маркина Е.В. Информационные процессы. - М.: Финансы, 2004. - 342 с.
  • 4. Горбунова О.Н. Общество и информационные ресурсы. - М.: Норма, 2006. - 309 с.
  • 5. Грачева Е.Ю., Куфакова Н.А. Пепеляев С.Г. Информатика: учебник для вузов. - М.: ТЕИС, 2005. - 231 с.
  • 6. Додонов В.Н. и др. Словарь - справочник - М., Издат, 1997. - 684 с.
  • 7. Карасева М.В. Глоболизация и пути решения. - М.: Норма, 1999. - 246 с.
  • 8. Поляка Г.Б. Общество на пороге развития - М.: Юнити-Дана, 2001. - 156 с.
  • 9. Родионовой В.М. Информатизация и общество. - М.: Норма, 1995. - 156 с.

В истории человеческого общества несколько раз происходили радикальные изменения и в информационной области, которые можно назвать информационными революциями.

Первая информационная революция была связана с изобретением письменности. Письменность создала возможность накопления и распространения знаний, для передачи знаний будущим поколениям. Цивилизации, освоившие письменность, развивались быстрее других, достигали более высокого культурного и экономического уровня. Примерами могут служить Древний Египет, страны Междуречья, Китай. Позднее переход от пиктографического и идеографического письма к алфавитному, сделавший письменность более доступной, в значительной степени способствовал смещению центров цивилизации в Европу (Греция, Рим).

Вторая информационная революция (середина XVI в.) была связана с изобретением книгопечатания. Стало возможным не только сохранять информацию, но и сделать ее массово-доступной. Грамотность становится массовым явлением. Все это ускорило рост науки и техники, помогло промышленной революции. Книги перешагнули границы стран, что способствовало началу создания общечеловеческой цивилизации.

Третья информационная революция (конец XIX в.) была обусловлена прогрессом средств связи. Телеграф, телефон, радио позволили оперативно передавать информацию на любые расстояния. Эта революция не случайно совпала с периодом бурного развития естествознания.

Четвертая информационная революция (70-е гг. XX в.) связана с появлением микропроцессорной техники и, в частности, персональных компьютеров. Вскоре после этого возникли компьютерные телекоммуникации, радикально изменившие системы хранения и поиска информации. Были заложены основы преодоления информационного кризиса.

Четвертая информационная революция дала толчок к столь существенным переменам в развитии общества, что для его характеристики появился новый термин «информационное общество».

Само название впервые возникло в Японии. Специалисты, предложившие этот термин, разъяснили, что он определяет общество, в котором в изобилии циркулирует высокая по качеству информация, а также есть все необходимые средства для ее хранения, распределения и использования. Информация легко и быстро распространяется по требованиям заинтересованных людей и организаций и выдается им в привычной для них форме. Стоимость пользования информационными услугами настолько невысока, что они доступны каждому.

Академик В.А. Извозчиков предлагает следующее определение: «Будем понимать под термином «информационное» («компьютеризированное») общество то, во все сферы жизни и деятельности членов которого включены компьютер, телематика, другие средства информатики в качестве орудий интеллектуального труда, открывающих широкий доступ к сокровищам библиотек, позволяющих с огромной скоростью производить вычисления и перерабатывать любую информацию, моделировать реальные и прогнозируемые события, процессы, явления, управлять производством, автоматизировать обучение и т. д.» . Здесь термин «телематика» означает обработку информации на расстоянии.

Проследим более детально существующие тенденции в развитии информационного общества. Однако вначале отметим, что в настоящее время ни одно государство не находится в этой стадии. Ближе всех к информационному обществу подошли США, Япония, ряд стран Западной Европы.

Не существует общепринятого критерия оценки полномасштабного информационного общества, однако известны его формулировки. Интересный критерий предложил академик А.П. Ершов: «О фазах продвижения к информационному обществу следует судить по совокупным пропускным способностям каналов связи» . За этим стоит простая мысль: развитие каналов связи отражает и уровень компьютеризации, и объективную потребность общества во всех видах информационного обмена, и другие проявления информатизации. Согласно этому критерию, ранняя стадия информатизации общества наступает при достижении действующей в нем совокупной пропускной способности каналов связи, обеспечивающей развертывание достаточно надежной междугородной телефонной сети. Завершающая фаза – при возможности реализации надежного и оперативного информационного контакта между членами общества по принципу «каждый с каждым». На завершающей фазе пропускная способность каналов связи должна быть в миллион раз больше, чем в первой фазе.

Следует обратить внимание на то, что сегодня все больше людей в обществе заняты работой с информацией. Информация позволяет человеку познавать мир, ощущать себя его частью, общаться с другими людьми, воспитывать детей, решать бытовые проблемы, заниматься различного рода деятельностью, творческим трудом. С помощью информации организуется совместный труд людей на предприятиях, образуются их профессиональные союзы и общества. Информация является основой деятельности органов законодательной, исполнительной и судебной власти, системы государственного управления.

Информационное общество – общество, в котором большинство работающих занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации, особенно высшей ее формой – знаний.

Движущей силой развития общества должно стать производство не материального, а информационного продукта. Материальный продукт станет более информационно емким, что означает увеличение доли инноваций, дизайна и маркетинга в его стоимости.

Согласно мнению ряда специалистов, США завершат в целом переход к информационному обществу к 2020 году, Япония и большинство стран Западной Европы к 2030-2040 годам.

Переход к информационному обществу сопровождается переносом центра тяжести в экономике с производства материальных благ (товаров) на оказание услуг, что влечет за собой значительное снижение добычи и переработки сырья и расхода энергии.

Вторая половина XX века, благодаря информатизации, сопровождалась перетоком людей из сферы прямого материального производства в информационную сферу. Промышленные рабочие, составлявшие в середине XX века более 2/3 населения, сегодня в развитых странах составляют менее 1/3. Значительно разросся социальный слой, который называют «белые воротнички» – люди наемного труда, не производящие непосредственно материальных ценностей, а занятые обработкой информации (в широком смысле): учителя, банковские служащие, программисты и т. д. Так, к 1980 году в сельском хозяйстве было занято 3% работающих, в промышленности – 20%, в сфере обслуживания – 30%, и 47% людей было занято в информационной сфере .

Еще одна характерная черта в этой сфере – появление развитого рынка информационных продуктов и услуг. Этот рынок включает секторы:

· деловой информации (биржевая, финансовая, статистическая, коммерческая информация);

· профессиональной информации (научно-техническая информация, первоисточники и пр.);

· потребительской информации (новости, всевозможные расписания, развлекательная информация);

· услуг образования и другие.

Однако есть и негативная сторона процесса информатизации, суть которой заключается в том, что поток информации, хлынувший на человека, столь велик, что недоступен обработке в приемлемое время. Это так называемый информационный кризис.

Это явление имеет место и в научных исследованиях, и в технических разработках, и в общественно-политической жизни. В нашем усложняющемся мире принятие решений становится все более ответственным делом, а оно невозможно без полноты информации.

Ускорение накопления общего объема знаний происходит с удивительной быстротой. В начале XX века общий объем всей производимой человечеством информации удваивался каждые 50 лет, к 1950 году удвоение происходило каждые 10 лет, к 1970 году – уже каждые 5 лет; конца этому процессу ускорения пока не видно.

Информационный кризис проявляется в следующем:

· информационный поток превосходит ограниченные возможности человека по восприятию и переработке информации;

· возникает большое количество избыточной информации (так называемый «информационный шум»), которая затрудняет восприятие полезной для потребителя информации;

· возникают экономические, политические и другие барьеры, которые препятствуют распространению информации (например, по причине секретности).

Частичный выход из информационного кризиса видится в применении новых информационных технологий. Внедрение современных средств и методов хранения, обработки и передачи информации многократно снижают барьер доступа к ней и скорость поиска. Разумеется, одни лишь технологии не могут решить проблему, имеющую и экономический характер (информация стоит денег), и юридический (информация имеет собственника), и ряд других. Эта проблема комплексная и решается усилиями как каждой страны, так и мирового сообщества в целом.

В основе информационной революции лежит взрывное развитие информационных и коммуникационных технологий. В этом процессе отчетливо наблюдается и обратная связь: движение к информационному обществу резко ускоряет процессы развития указанных технологий, делая их широко востребованными.

Однако сам по себе бурный рост производства средств вычислительной техники, начавшийся с середины XX века, не стал причиной перехода к информационному обществу. Компьютеры использовались сравнительно небольшим числом специалистов до тех пор, пока существовали обособленно. Важнейшим этапом на пути в информационное общество стало:

· создание телекоммуникационной инфраструктуры, включающей в себя сети передачи данных;

· появление огромных баз данных, доступ к которым через сети получили миллионы людей;

· выработка единых правил поведения в сетях и поиск в них информации.

Огромную роль в обсуждаемом процессе сыграло создание международной компьютерной сети Интернет. Сегодня она представляет собой колоссальную и быстро (на 10-15% в месяц) растущую систему, число пользователей которой перевалило за 200 миллионов человек.

Необходимо отметить, что в настоящее время в мире наблюдается отказ от создания собственных корпоративных сетей в пользу открытых стандартизованных систем и их интеграции в Интернет (за исключением, конечно, сетей специального назначения, в которых очень высоки требования к безопасности информации).

Информационные и коммуникационные технологии постоянно развиваются. Постепенно происходит универсализация ведущих технологий, то есть вместо создания для решения каждой задачи собственной технологии разрабатываются мощные универсальные технологии, допускающие много вариантов использования. Хорошо знакомый пример – офисные системы программного обеспечения, в которых можно производить множество разнообразных действий, от простейшего набора текста до создания специальных программ (например, начисления заработной платы с помощью табличного процессора).

Универсализации информационных технологий способствует широкое использованием мультимедиа. Современная мультимедийная система способна объединить функции, например, компьютера, телевизора, радиоприемника, телефона, автоответчика, факса, обеспечивая при этом и доступ к сетям передачи данных.

Существование вычислительной техники приводит к персонализации и миниатюризации устройств хранения информации. Крошечные, умещающиеся на ладони устройства, имеющие все функции персонального компьютера, позволяют человеку обзавестись собственным универсальным справочником, объем информации в котором сопоставим с несколькими энциклопедиями. Поскольку это устройство может быть подключено к сети, то оно же передает и оперативные данные, например: о погоде, текущем времени, состоянии пробок на дорогах и т. д.

Рассмотрим понятие «информационная культура». Понятие информационной культуры личности в настоящее время окончательно не определено и трактуется по-разному. Наиболее часто оно употребляется для обозначения широты знаний специалиста.

Разнообразие взглядов, характеризующих отдельные стороны информационной культуры специалиста, таким образом, сводится по крайней мере к трем позициям. В качестве предмета при ее анализе все авторы исследуют знания, которыми должен владеть специалист. Это-первое, что объединяет их при обсуждении данной проблемы. Второе связано с тем, что информационная культура обозначается как качественная характеристика личности. Третье – она отражает уровень информатизации общества.

Современный этап перехода человечества, от «индустриального общества» к «информационному» выдвигает ряд требований к деятельности субъекта, которые дают основание говорить о некоторых общих подходах к формированию информационной культуры участников образовательного процесса. Человеку информационного общества необходимы такие знания и навыки, которые, с одной стороны, энергично и эффективно можно использовать для дальнейшего продвижения науки, техники, культуры, для выявления огромного потенциала компьютерных технологий, а, с другой стороны, эти знания и навыки должны стать гарантом суверенизации личности ради наиболее полной реализации созидательных ресурсов человека.

Совершенствование компьютерной культуры – настоятельное веление времени, непременное требование к современному специалисту. Для решения этой проблемы во всех учебных заведениях, необходимо формировать новое мышление, опирающееся на осознание безусловной необходимости использования и применения в любом виде профессиональной деятельности педагога современной ко мпьютерной техники, информационных и телекоммуникационных технологий, овладение которыми возможно лишь на базе компьютерной грамотности.

Новое на сайте

>

Самое популярное