Домой Уход за лицом Работа с одаренными младшими школьниками. Организация работы с одаренными детьми младшего школьного возраста. Условия успешной работы с одаренными учащимися

Работа с одаренными младшими школьниками. Организация работы с одаренными детьми младшего школьного возраста. Условия успешной работы с одаренными учащимися

Людмила Сурикова
Работа с одарёнными детьми в начальной школе

Л. В. Сурикова

(Елец, МБОУ СШ №1 им. М. М. Пришвина)

[email protected]

Работа с одарёнными детьми в начальной школе .

Аннотация. Каждый ребёнок одарён . Чтобы он в жизни мог проявить свой талант, его нужно найти и вытащить наружу. Задача учителя - помочь маленькому человеку и направить его в нужном направлении.

Ключевые слова : талант, одарённость , школа , начальная школа , ребёнок.

Значительные преимущества будут за

теми государствами, которые сумеют

как можно раньше опознать творческие

личности и создать самые благоприятные

условия развития их потенциалов.

К. Тейлор (американский психолог)

Любому обществу нужны талантливые люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. К большому сожалению, далеко не каждый человек способен реализовать свои способности. Очень многое зависит и от семьи, и от школы .

Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть , разглядеть способности ребёнка . Задача школы – поддержать ребёнка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы.

Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются еще на школьной скамье . Уже в начальной школе можно встретить таких учеников, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником , им неинтересна работа на уроке , они читают словари и специальную литературу, ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний. Поэтому так важно именно в школе выявить всех , кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке, в жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности.

Что же понимается под термином «одаренность » ?

В обыденной жизни одаренность – синоним талантливости. В психологии же под ней понимают системное качество личности, которое выражается в исключительной успешности освоения и выполнения одного или нескольких видов деятельности, сочетающиеся с интересом к ним. Вырастет ли из ребенка с признаками одаренности талантливая , гениальная личность, зависит от многих обстоятельств.

Детей, обладающих потенциальными возможностями, в школе достаточно . Одаренных детей отличает исключительная успешность обучения. Эта черта связана с высокой скоростью переработки и усвоения информации. Но одновременно с этим такие дети могут быстро утрачивать интерес к ежедневным кропотливым занятиям. Им важны принципиальные вещи, широкий охват материала. Работать с такими детьми интересно и трудно ; в классе, на уроке они требуют индивидуального подхода, особой системы обучения.

Часто про одаренных детей говорят , что в них есть «Искра Божья» , но чтобы из этой искры разгорелось пламя таланта, нужно приложить немалые усилия. Именно поэтому на протяжении многих лет своей педагогической деятельности я занимаюсь развитием и воспитанием одаренных детей .

Система моей работы с одаренными детьми включает в себя следующие компоненты :

Выявление одаренных детей ;

Развитие творческих способностей на уроках;

Развитие способностей во внеурочной деятельности (олимпиады,

конкурсы, исследовательская работа );

Создание условий для всестороннего развития одаренных детей .

Из опыта работы знаю , что одаренные дети любознательны , настойчивы в поиске ответов, часто задают глубокие вопросы, склонны к размышлениям, отличаются хорошей памятью. Кроме того, диагностику одаренности я провожу , используя различные тесты.

В моем классе много талантливых детей.

Павлов Никита серьезно занимается спортом. Он посещает детскую спортивную школу , участвует в соревнованиях, второй является членом общешкольной команды для участия в городской военно-спортивной игре «Патриот» и имеет множество грамот. В классе он отвечает за спортивную работу , проводит утреннюю зарядку, сам формирует команду, готовит к соревнованиям и является неизменным капитаном. Я думаю, что в дальнейшем он достигнет высоких результатов, если будет серьезно заниматься.

У Чаплыгиной Марии великолепные артистические данные. Она чудесно читает стихи, серьёзно занимается балетом, посещая школу искусств . На всех конкурсах и в школе , и в городе она занимает призовые места. К тому же девочка ещё и хорошо учится и занимается спортом. И на всё у неё хватает времени. Она стала участником Общероссийской олимпиады школьников по Основам православной культуры, победителем в школьном «Живая классика» и др.

Махонин Матвей талантлив во всем. Он отлично учится, занимается в спортивной школе . Ежегодно мальчик участвует в различных конкурсах художественного творчества : «Дорога глазами детей» , «Вместо елки новогодний букет» , «Природа вокруг нас» и других и занимает призовые места : лаурят школьной научно-практической конференции «Первые шаги в науке» , победитель регионального интеллектуально-познавательного конкурса, посвящённого 870-летию г. Ельца «Юные знатоки родного края» в номинации «История моей малой родины» , диплом победителя в 1 онлайн-олимпиаде по русскому языку»Русский с Пушкиным», 1 место в школьном этапе Всероссийского конкурса по чтению вслух «Живая классика» , лаурят 2 степени региональной олимпиады по информатике и т. д. А 28 марта на XI открытом конкурсе чтецов «И вечная природы красота» , посвящённом памяти С. Н. Коновалова, С. В. Макарова Матвей занял 1 место.

Полевой Борис плохо учится, но руки у него золотые. Он посещает кружок «Сказка своими руками» , и работы его получаются великолепные. На уроках технологии он является помощником учителя и оказывает помощь детям в работе . В областной акции детского творчества по безопасности дорожного движения «Дорога глазами детей» Борис занял 1 место. Мальчик стал победителем Регионального конкурса «Юные знатоки родного края» в номинации «Улицы моего грода»

Лысоченко Полина очень любит животных. В нашем классе в живом уголке жила морская свинка. Назвали мы ее Фросей. И только Полина добросовестно и самоотверженно ухаживала за ней. Через некоторое время они уже не могли жить друг без друга. Сейчас Фрося является членом семьи Лысоченко. В настоящее время она готовит исследовательский проект о жизни, повадках морских свинок на примере своей любимицы. Девочка убеждена, что каждое живое существо обладает разумом и умеет любить по-настоящему. Надо только, чтобы люди, находившиеся рядом, оставались людьми в полном смысле этого слова.

В целях поддержки интереса к предмету и развития природных задатков учащихся я использую творческие задания, занимательные опыты, материалы и задачи.

Мною разработана система развивающих заданий-минуток, которые предлагаю учащимся в качестве разминки в начале урока . На решение таких заданий я отвожу 5-7 минут и требую обязательно подробного объяснения. В случае затруднения даю подсказки, подробно разбираем эти задания.

На всех этапах урока я стараюсь использовать индивидуально-дифференцированный подход. Для способных детей я предлагаю более сложные задания, использую карточки, опережающие задания, работу в парах и группах . Эти дети являются консультантами на уроках и вне уроков.

Невозможно привить интерес к дисциплине ребятам, если сам учитель своим предметом не увлечен. Поэтому я постоянно учусь, совершенствую свои знания через курсы повышения квалификации, методические объединения школы и города , через интернет, путем самообразования.

Большое внимание придаю вовлечению талантливых детей во внеурочную работу . Часто провожу различные мероприятия, в которых учащиеся могут проявить себя. Огромную помощь мне оказывают коллективы музея ремесел, станции юных техников, детской библиотеки, где мы частые гости. В этом году учащиеся побывали на чудесных праздниках «Осенние посиделки» , «Лапти-лапоточки» , празднике рояльной гармошки, участвовали в конкурсах, проводимых детской библиотекой, где заняли призовые места.

Важнейшей формой работы с одаренными учащимися являются олимпиады и различные конкурсы. Они способствуют выявлению наиболее способных и одаренных детей , становлению и развитию образовательных потребностей личности, подготовки учащихся к получению высшего образования, творческому труду в разных областях, научной и практической деятельности. Мы постоянно участвуем во всероссийских олимпиадах : «Русский медвежонок» , «Кенгуру» , «Эрудит» .

Работу по подготовке к олимпиадам и конкурсам я провожу в течение всего учебного года. С талантливыми детьми я занимаюсь после уроков : выполняем нестандартные задания, создаем исследовательские работы , проекты. Сейчас у нас в работе несколько проектов в различных областях.

Немаловажным считаю и создание условий для всестороннего развития личности. Добиваюсь того, чтобы ребенок занимался работой над собой , то есть самостоятельно умел ставить и решать поставленные задачи, так как стимулировать творческую активность, развивать ее возможно лишь благодаря самовоспитанию , убеждаю детей в том, что «когда идешь за кем-то вслед, дорога не запоминается, а та, по которой сам прошел, вовек не позабудется», и что «Талант – это 1 % способностей, а 99% труда» .

Стараюсь следить за тем, чтобы интеллект ребенка развивался не в ущерб физическому, эмоциональному, личностному развитию. Убеждаю, чтобы ребята занимались спортом, посещали спортивные секции в школе и вне школы , занимались дополнительно физкультурой и спортом дома.

Как известно, питание и режим дня является основной предпосылкой взаимоотношений между организмом и окружающей средой. Очевидно, что неправильное питание, режим дня наносит вред физическому, психологическому и социальному развитию. Недостаток питания оказывает на учебу тормозящее воздействие. Поэтому я беседую с родителями о режиме дня ребенка, о полноценном витаминизированном питании.

Я понимаю, что несу ответственность перед ребенком за его счастливое будущее и перед государством за воспитание полноценного, зрелого гражданина, готового самостоятельно принимать решения и нести ответственность за результаты своей деятельности.

Сознание ребенка находится в стадии становления, и именно поэтому я слежу за тем, чтобы творческий потенциал не был растрачен впустую, а лишь приумножался.

Хочется в заключение привести замечательные слова В. А. Сухомлинского : «В душе каждого ребенка есть невидимые струны. Если тронуть их умелой рукой – они красиво зазвучат».

Литература :

1. Использование элементов самостоятельной работы в процессе формирования способностей одаренных младших школьников // История и современное состояние Российского образования. Малоисследованные проблемы. Сборник тезисов. Под ред. Р. С. Бозиева и А. В. Овчинникова - М Педагогика, 1998 -С 77-78

2. Обучение одаренных детей в системе дифференцированного обучения в начальной школе Англии и США// Научные труды Московского Педагогического Государственного Университета - М Прометей, 1999 - С 158-164.

3. Педагогическая основа обучения одаренных детей // Высшее педагогическое образование России : традиции, проблемы, перспективы тезисы международной научно-практической конференции. Часть П. - М, 1997 - С 84-87

4. Проблема дифференцированного обучения одаренных детей в начальной школе // Актуальные проблемы образования учащихся начальных классов Материалы Всероссийской научно - практической конференции Часть I - Саранск МГПИ им. М. Е. Евсевьева, 1998 -С 94-95

5. Развитие творческих способностей одаренных младших школьников // Актуальные проблемы педагогики творческого саморазвития и педагогического мониторинга. Материалы Шестой Всероссийской научно - практической конференции - Йошкар-Ола МГПИ, ЧД 1998 - С 133 -134

6. Современный зарубежный опыт обучения и воспитания одаренных детей // Молодые голоса. Сборник научно-исследовательских работ аспирантов и соискателей МГОПУ. - М,1998 -С 197-199

7. Характерные черты умственной одаренности детей младшего школьного возраста // Тезисы докладов конференции студентов, молодых ученых и учителей "Научный поиск в решении проблем учебно-воспитательного процесса в современной школе ". - Выпуск Ш. М. Промели, 1998 - С 129-130

Система занятий «Умка»

для выявления и развития одаренных детей в начальной школе

Галина Николаевна КОЗЕЛ,

учитель начальных классов,

ГУО «Массолянский

учебно-педагогический комплекс

детский сад--общеобразовательная школа».

ВВЕДЕНИЕ

Современное общество предъявляет к современной личности всё более высокие требования: человеку необходимо не только получить нужные знания и навыки, но и уметь творчески применить их. Поэтому одна из задач современной школы -- развитие творческих способностей, творческого мышления обучающихся; формирование полноценной, самостоятельно мыслящей, способной принимать решения личности.

В младшем школьном возрасте происходит интенсивное развитие мышления ребенка, что приводит к качественной перестройке восприятия и памяти, превращению их в произвольные, регулируемые процессы. Младший школьник обычно мыслит конкретными категориями. Развитию же теоретического мышления предшествует развитие способности к абстрагированию, обобщению. К моменту перехода в среднюю школу дети должны научиться самостоятельно рассуждать, делать выводы, сопоставлять, сравнивать, анализировать, находить общее и частное, устанавливать закономерности. Поэтому в начальной школе особое внимание необходимо уделять развитию логического мышления и творческих способностей обучающихся.

СИСТЕМА ЗАНЯТИЙ «УМКА»

Система занятий «Умка» разработана для учащихся начальной школы и направлена на решение проблем формирования интеллектуальных способностей ребенка. Система носит комплексный характер: способствует расширению мировоззренческих представлений обучающихся; ориентирована на подготовку обучающегося начальной школы к переходу в среднее звено.

Цель программы:

Планомерное развитие интеллектуальных способностей, формирование у школьников устойчивого интереса и положительной мотивации к обучению.

Задачи:

    Формировать умения и навыки выполнения логических и творческих заданий различной направленности; навыки самостоятельной деятельности, определения цели, планирования этапов работы, самоконтроля, самоанализа, самооценки.

    Развивать мыслительные процессы и индивидуальные способности учащихся, культуру устной и письменной речи, самостоятельность творческого мышления учащихся в исследовательской деятельности и умение применять полученные знания на практике.

    Воспитывать коммуникативную культуру, внимание и уважение к своим товарищам, толерантность к чужому мнению.

Система рассчитана на 34 часа (из расчета 1 час в неделю), из них 4 часа -- курс «Введение в школьную жизнь», 4 часа -- диагностика и выявление одаренности, 4 часа -- оценка уровня сформированности устойчивой потребности к мыслительному процессу, 2 часа -- праздники «Мы школьниками стали» и «Прощание с Букварем».

Система занятий «Умка» основана на изучении научных трудов по общей психологии, психологии способностей и одаренности (Л. Б. Ермолаевой--Томиной, Э. Ландау, А. З. Зака, Ф. Гэлтона, Г. Айзенка, Н. В. Талызиной), на умении планировать учебно-познавательную деятельность в соответствии с функциональными системами и сензитивными (оптимальными) периодами развития ребенка, изучении и использовании в деятельности современных достижений педагогической и психологической науки и практики.

Предпочтение отдается методам и приемам обучения, стимулирующим сложные познавательные процессы, способствующие самостоятельной деятельности учащихся, ориентированной на их творчество. В основе системы лежит личностный подход к формированию умения решать логические, нестандартные, творческо--поисковые, словесно--дидактические, пространственно--комбинаторные и другие познавательные задачи.

Для достижения поставленных задач используются следующие методы обучения:

    Словесные: беседа, дискуссия, рассказ, объяснение, работа с книгой.

    Наглядные: таблица, демонстрация, рисунки, технические и интерактивные средства обучения, интернет-ресурсы.

    Практические: упражнения, индивидуальная самостоятельная работа по заданиям, метод программированного обучения.

    Индуктивный и дедуктивный методы.

    Частично-поисковый или эвристический метод.

    Исследовательский метод.

    Контроль: устный индивидуальный и фронтальный, взаимоконтроль, тесты, выполнение творческих заданий, конкурсы эрудитов, стендовые презентации творческих работ с логическими заданиями, созданными детьми в командах.

Система предусматривает проведение учебных занятий в различной форме :

    Индивидуальная самостоятельная работа.

    Работа в парах.

    Групповые формы работы.

    Дифференцированная работа (пояснить).

    Фронтальная проверка и контроль (это форма работы?).

    Самооценка выполненной работы. (это форма работы?).

    Дидактическая игра.

    Соревнование.

Занятие 1. Выявление уровня одаренности детей младшего школьного возраста

Ход занятия

1. Вводная беседа.

Учитель. Ребята, в этом году мы начинаем занятия по развитию творческих способностей. Наши занятия будут носить не оценочный, а обучающий и развивающий характер. Главное не то, «Какую отметку я получил сегодня на занятии?», а «Чему я научился сегодня?»

Не отчаивайтесь, если ответ на вопрос не приходит в голову сразу. Следуйте правилу: «Не получилось сегодня -- обязательно получится завтра, надо только захотеть!» А оценить свои успехи вы сможете сами, и в этом вам помогут условные значки.

    Красный флажок -- отлично.

    Желтый флажок -- хорошо.

    Зеленый флажок -- только часть заданий выполнена так, как хотелось.

    Синий флажок -- не получилось так, как хотелось.

Для занятий у каждого из вас обязательно должны быть: рабочая тетрадь, цветные карандаши, простой карандаш, ручки с цветными пастами, линейка, спички или счетные палочки.

Порядок работы на занятиях будет следующим:

    Чтобы подготовиться к работе, выполним «мозговую гимнастику».

    Во время разминки вы должны будете как можно быстрее дать правильные ответы на вопросы, которые рассчитаны на проверку сообразительности, быстроты реакции, памяти. Имейте в виду, что многие из заданий -- с подвохом. Будьте внимательны!

    Затем сделаем несколько упражнений, способствующих развитию памяти, внимания, воображения, мышления.

    Во время «весёлой переменки» мы поиграем.

    Затем решим несколько логических, творческо--поисковых задач.

    Выполним графический диктант.

    И наконец, подведем итоги занятия, оценим себя.

Я верю, что у вас все получится!

2. «Мозговая гимнастика».

Качание головой (упражнение стимулирует мыслительные процессы). Инструкция. Дышите глубоко, расслабьте плечи и уроните голову вперёд. Позвольте голове медленно качаться из стороны в сторону, пока при помощи дыхания уходит напряжение. Подбородок вычерчивает слегка изогнутую линию на груди по мере расслабления шеи. (Выполнять 30 секунд).

«Ленивые восьмерки» (упражнение активизирует структуры мозга, отвечающие за запоминание, повышает устойчивость внимания).

Инструкция. Нарисуйте в воздухе в горизонтальной плоскости «восьмёрки» по три раза каждой рукой, а затем обеими руками.

«Шапка для размышлений » (улучшает внимание, ясность восприятия и речь).

Инструкция. «Наденьте шапку», то есть мягко заверните уши от верхней точки до мочки три раза.

«Зоркие глазки»

Инструкция. Глазами нарисуйте 6 кругов по часовой стрелке и 6 кругов против часовой стрелки.

«Стрельба глазами» (упражнение служит для профилактики нарушений зрения).

Инструкция. двигайте глазами вправо- влево, вверх- вниз по 6 раз.

3. Разминка.

Сколько: (дать ответы)

    Дней в неделе, из них выходных?

    Пальцев на правой ноге?

    Задних и передних лап у гуся?

    Времен года, осенних месяцев?

    Месяцев в году, кроме летних?

    Гномов у Белоснежки?

    Глаз и бровей у человека?

    Букв в названии нашей страны?

    Углов у квадрата?

    Хвостов у двух котов?

    Выявление уровня развития познавательных процессов

Задание № 1.

Инструкция. В образце подряд записаны цифры. Каждой цифре соответствует свой рисунок. Рассмотрите их. После того, как я скажу: «Начали!», вы должны заполнить все свободные клеточки под цифрами так, как это сделано в образце. Будьте внимательны, цифры записаны не по порядку . На выполнение задания вам дается 2 минуты. Когда я скажу «Стоп!», вы положите ручки и закончите выполнение задания.

Это 2 варианта таблицы? Или каждый ребенок должен заполнить обе таблицы?

Задание № 2.

((проверьте, пожалуйста, правильность фигур. Дайте, пожалуйста, пример выполнения задания)

Инструкция. Прочитайте слова и схематично зарисуйте в предложенные фигуры предметы, которые они обозначают.

домино сачок дом

Буква самолёт

дельтаплан

5. Веселая переменка.

Учитель. А сейчас давайте отдохнем. Отдых у нас будет активным и полезным. Упражнение рассчитано на координацию движений. Вначале левой рукой дотроньтесь до правого уха, а потом правой рукой -- до кончика носа; затем быстро поменяйте положение рук: правая рука -- левое ухо, левая рука -- нос. (5 раз).

6. Продолжение работы.

Задание № 4. (Выполняется для проверки уровня развития слуховой памяти и слухового восприятия.)

Инструкция. Внимательно слушайте пословицы и записывайте только названия чисел.

    Семь бед -- один ответ.

    Два сапога -- пара.

    На все четыре стороны.

    Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.

    Обещанного три года ждут.

    Как свои пять пальцев.

Задание № 5.

Инструкция. Подумайте, какой длины должен быть отрезок проволоки, чтобы сделать такую дугу. Начертите отрезок. (дать правильный ответ)

Задание №6 (задание для проверки понимания взаимного расположения предметов на плоскости).

Инструкция. Нарисуйте огурец слева от свеклы, но справа от моркови.

(дать пример выполнения задания)


Задание № 7.

Инструкция. Нарисуйте недостающую матрешку.

(дать пример правильного выполнения задания)


7. Графический диктант.

Отгадайте загадку:

Я под шапкою цветной

На ноге стою одной,

У меня свои повадки.

Я всегда играю в прятки. (Гриб).

1, 1→, 1↓, 1→, 5, 3←, 1, 1→, 1, 1→, 1, 1→, 1, 3→, 1↓, 1→, 1↓, 1→, 1↓, 1→, 1↓, 3←, 5↓, 1→, 1, 1→, 1↓.


А как дети из этого задания видят, что нужно прорисовать еще 2 клетки внутри ножки гриба? И нижнюю линию? (выделено красным цветом)

8. Итоги занятия. Рефлексия.

    Какую работу мы выполняли на уроке?

    Какие задания понравились больше? Почему?

    Что не получилось выполнить с первого раза? Почему?

9. Самооценка учащимися своей деятельности

Раскрашивание флажков в соответствующий цвет. Подсчет результатов. (опишите, пожалуйста, процесс: кто выдает флажки? Как дети определяют, в какой цвет раскрашивать флажок? По какому принципу происходит подсчет результатов).

Анализ работы

На основании полученных результатов по заданиям 1--4 определяется количество:

    заполненных клеточек под цифрами за две минуты -- показатель концентрации внимания, его устойчивости в монотонной работе; (привести в баллах или цифрах что считается высоким, средним, низким показателем концентрации внимания)

    правильно заполненных клеточек -- показатель умения распределять внимание; (привести в баллах или цифрах что считается высоким, средним, низким показателем умения распределять внимание)

    выполненных рисунков -- показатель яркости и силы воображения; (как оценивается?)

    точно изображенных и раскрашенных рисунков -- показатель полноты восприятия, уровень развития зрительной памяти, (привести в баллах или цифрах что считается показателем высокого, среднего, низкого уровня развития зрительной памяти)

    толстых линий и линий на изображении -- показатель точности восприятия; (привести в баллах или цифрах что считается высоким, средним, низким показателем точности восприятия)

    точек в записи -- показатель способности подмечать малозаметные детали при восприятии; записанных числительных – показатель развития слуховой памяти. (привести в баллах или цифрах что считается высоким, средним, низким показателем)

В задании №5 следует обратить внимание на правильность начерченного отрезка -- показатель развитости воображения и умения преобразовывать данную фигуру.

Что и как определяется в задании № 6?

В задании №7 следует обратить внимание на правильность нарисованной матрешки -- показатель умения подметить существующую закономерность и применить её для выполнения предложенного задания.

Результаты выполнения перечисленных заданий заносятся в таблицу.

1. Пожалуйста, приведите форму таблицы.

2. Приведите пример заполнения этой таблицы – не очень понятно, в каком виде туда заносятся данные.

3. Если есть блок упражнений для выявления одаренных детей, логично предположить, что по результатам его выполнения можно будет выявить одаренных детей. По каким критериям оценивается степень одаренности ребенка? При каком количестве баллов/очков??? ребенок считается одаренным или неодаренным?

Занятие 2. Мышление и логика.

1. Разминка (дать правильные ответы)

    Сколько раз надо отмерить, чтобы один раз отрезать?

    Чему ровна сумма двух последних цифр нынешнего года?

    Каким по счету является «ь» в названии первого месяца осени?

    Катались два брата на двухколесных велосипедах, а их сестра – на трехколесном. Сколько всего было колес?

    Названия каких месяцев заканчиваются на «т»?

    Какие птицы могут быть почтальонами?

    Какое число будет в следующую субботу?

    Что у зайца позади, а у цапли впереди?

    Какое число было 5 дней назад?

    Наибольшее двузначное число?

2. Развитие концентрации внимания

Задание № 1.

Инструкция. Не водя рукой по линиям, а лишь следя глазами, определите, какие цифры соответствуют буквам. (укажите, пожалуйста, правильные ответы)

Задание № 2.

Инструкция. Сосчитайте, сколько на рисунке пятиугольников. (правильный ответ. Прямоугольник к этому заданию относится?)

    На скамье сидели Света, Марина и Даша. Света справа от Марины, Марина направо от Даши. Следовательно, посередине была …(ответ)

    Гена умнее Васи, Артем умнее Гены. Следовательно, самый умный … …(ответ)

    Тимур не любит ходить в школу, когда там делают прививки. Сегодня он вернулся в хорошем настроении. Следовательно, … …(ответ)

Проверка заданий. Выполнение на доске рисунка. Показ на луче вариантов решений. (пример рисунка)

5. Логические задачи на развитие способности рассуждать.

Работа в группах.

Инструкция. Перед вами 2 группы заданий. Прочитайте их, выберите для себя одну группу задач, которая больше понравилась, и решите их.

І группа.

Задание № 1.

«Сколько учеников в вашем классе?» ─ спросил Гриша у Феди. Федя, подумав немного, ответил: «Если отнять от наибольшего двузначного числа, записанное двумя восьмерками, и к полученному числу прибавить наименьшее двузначное число, то как раз и получится число учеников в нашем классе». Сколько учеников в этом классе, сосчитайте и напишите. (ответ)

Задание № 2.

В три палатки завезли разное количество мороженого. Причем в третью завезли столько, сколько в первые две вместе. А в первую завезли больше, чем во вторую. Сколько коробок мороженого привезли в каждую палатку, если всего привезли 10 коробок? (ответ)

ІІ группа.

Задание № 1.

Маша и Таня имеют по одной собачке, Жучку и Полкана. Какая собака у Тани, если у Маши Жучка? Подпиши собакам их клички.

Задание № 2.

Лиза, Галя и Нина живут в разных домах. Первый дом -- высокий каменный, второй -- высокий деревянный, третий -- невысокий каменный. Подпиши, кто, в каком доме живет, если Галя и Нина живут в высоком, а Нина и Лиза -- в каменном. (ответ)

8. Графический диктант.

1←, 1, 1→, 1, 1←, 1, 1→, 1, 1→, 10, 2←, 3, 5→, 3↓, 2←, 14↓, 1←, 1↓, 1←, 1.






Скачать:


Предварительный просмотр:

ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ С ОДАРЁННЫМИ МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ

“Дети – прирождённые художники, учёные, изобретатели –
видят мир во всей его свежести и первозданности; каждый
день они заново придумывают свою жизнь. Они любят
экспериментировать, и смотрят на чудеса окружающего
мира с удивлением и восторгом”. (П.Вайнцвайг)

1. Причины изучения одаренности.

В динамичном, быстро меняющемся мире, общество значительно чаще переосмысливает социальный заказ школе, корректирует или коренным образом изменяет цели и задачи школьного образования.

Главная цель сейчас видится в том, чтобы сделать акцент на воспитание личности активной, творческой, осознающей глобальные проблемы человечества, готовой посильно участвовать в их решении.

Сейчас необходимы люди, мыслящие не шаблонно, умеющие искать новые пути решения предложенных задач, находить выход из проблемной ситуации.

Ещё одной из актуальных задач является индивидуальный подход и помощь каждому ученику. Развитие индивидуальных способностей, для проявления личности каждого ученика.

Не так давно считалось, что все дети равны и в интеллектуальном плане, и в эмоциональном. Надо только научить их думать, сопереживать, решать сложные логические задачи.

Однако опыт современной школы показывает, что существуют различия между учениками. Выделяются дети с более развитым интеллектом, чем у их сверстников, со способностями к творчеству, с умением классифицировать, обобщать, находить взаимосвязи. Они постоянно находятся в поиске ответа на интересующие их вопросы, любознательны, проявляют самостоятельность, активны.

2. Характеристика одарённых детей.

Начнем с того, что определимся с самим понятием:

Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности.

Одарённость определяется опережающим познавательным развитием, психосоциальной чувствительностью и физическими характеристиками.

Опережающее познавательное развитие:

Отличаясь широтой восприятия, одарённые дети остро чувствуют всё происходящее в окружающем их мире и чрезвычайно любопытны в отношении того, как устроен тот или иной предмет. Им интересно, отчего мир устроен так, а не иначе и что бы было, если бы внешние условия изменились. Они способны следить за несколькими процессами одновременно, и склонны активно исследовать всё окружающее.

Они обладают способностью воспринимать связи между явлениями и предметами и делать выводы; им нравится создавать альтернативные системы в своём воображении.

Отличная память в сочетании с ранним языковым развитием и способностью к классификации помогают такому ребёнку накапливать большой объём информации и интенсивно использовать её.

Одарённые дети обладают большим словарным запасом, позволяющим им свободно и чётко излагать свои мысли. Ради удовольствия они изобретают новые слова.

Наряду со способностью воспринимать смысловые неясности, сохранять высокий порог восприятия в течение длительного времени, с удовольствием заниматься сложными и даже не имеющими практического решения задачами одарённые дети не терпят, когда им навязывают готовый ответ.

Некоторые одарённые дети обладают повышенными математическими способностями в плане вычислений и логики, что может повлиять на их прогресс в чтении.

Они отличаются продолжительным периодом концентрации внимания и большим упорством в решении той или иной задачи.

Характерная для одарённого ребёнка увлечённость заданием в сочетании с отсутствием опыта часто приводит к тому, что он замахивается на то, что пока не по силам. Он нуждается в поддержке и помощи.

Психосоциальная чувствительность:

Одарённые дети обнаруживают обострённое чувство справедливости, нравственное развитие, опережающее восприятие и познание.

Они быстро реагируют на несправедливость, предъявляют высокие требования к себе и окружающим.

Живое воображение, включение в выполнение задач элементов игры, творчество, изобретательность и богатая фантазия (воображение) весьма характерны для одарённых детей.

Они обладают отличным чувством юмора, любят смешные несоответствия, игру слов, шутки.

Им недостаёт эмоционального баланса, в раннем возрасте одарённые дети нетерпеливы и порывисты.

Порой для них характерны преувеличенные страхи и повышенная уязвимость. Они чрезвычайно чувствительны к неречевым сигналам окружающих.

Эгоцентризм, как и у обычных детей.

Нередко у одарённых детей развивается негативное самовосприятие, возникают трудности общения со сверстниками.

Физические характеристики:

Одарённых детей отличает высокий энергетический уровень, причём спят они меньше обычного.

Их моторная координация и владение руками часто отстают от познавательных способностей. Им необходима практика. Разница в интеллектуальном и физическом развитии таких детей может обескураживать их и развивать несамостоятельность.

Зрение одарённых детей (в возрасте до 8 лет) часто нестабильно, им трудно менять фокус с близкого расстояния на дальнее (от парты к доске).

3. Специальные виды одарённости, проявляющиеся в отдельных областях деятельности.

Музыкальное дарование.

С раннего возраста у музыкально одарённого ребёнка отмечается повышенное любопытство в отношении любых звучащих объектов. К двум-трём годам такие дети различают все мелодии, которые слышат и точно их интонируют. Некоторые начинают петь раньше, чем говорить. В три-пять лет резко возрастает стремление к самостоятельным действиям по “извлечению” звуков. Первоначально – это подражание игре на музыкальных инструментах. В дальнейшем это приведёт к первым попыткам придумать что-то своё. Появление первых произведений знаменует переход на более высокий уровень развития одарённости.

Художественная одарённость.

Высокая избирательность в отношении зрительных образов и представлений появляется в раннем детстве в острой наблюдательности, сильной впечатлительности, способности всё вокруг видеть в красках, в цветовых контрастах, замечать необычное, красивое и запоминать надолго. Большую роль играет собственная активность ребёнка, его стремление к творческому поиску. Талант без творческого поиска немыслим.

Математическая и шахматная одарённость.

Появляется рано. В три-четыре года некоторые дети увлечённо играют с числами: отыскивают их на вывесках домов, страницах книг и журналов, позже пробуют составлять разные новые комбинации. Освоение простых арифметических действий происходит радостно и быстро. В четыре-пять лет одарённые дети с лёгкостью демонстрируют способность складывать и вычитать в уме двухзначные и трёхзначные числа, а в пять-шесть лет начинают проявлять большой интерес к учебникам математики, и не только для начальной школы.

Для других одарённых детей не составляет большого труда просчитывание в уме сложных шахматных комбинаций. Научившись в четыре-пять лет играть в шахматы, они потом большую часть времени проводят за шахматной доской, добиваясь поразительных результатов. Шахматная игра – постоянное экспериментирование, требующее внимательности, сосредоточенности, умения быстро и логично мыслить. Именно познавательная активность ребёнка обусловливает раскрытие его одарённости в этой области.

Литературное дарование.

Раскрывается позднее. Зависит от опыта и знаний ребёнка. Но в некоторых случаях признаки литературных способностей выявляются и на этапе дошкольного детства. Ребёнок настроен на музыку слов, его завораживает звучание рифм, он радуется возникновению новых слов и сочетаний. По сравнению с работами ровесников сочинения одарённых детей более оригинальны и выразительны.

Социальная одарённость.

Не заметить лидера в группе детей невозможно. Быстро обратит на себя внимание уверенный, инициативный ребёнок. У него хорошо развита речь, он не боится и не стесняется обратиться к другому ребёнку, к взрослому. У такого ребёнка обнаруживается свой деловой подход ко всему происходящему. Его отличительная особенность – такому ребёнку до всего есть дело.

Любой ребёнок обязательно имеет одарённость в одной из областей человеческой деятельности. Оценить правильность предположения о врождённых способностях ребёнка или помочь в этом важнейшем деле помогут тесты-анкеты, разработанные специалистами в области детской психологии

3. Методы и формы работы с одарёнными детьми в начальной школе

В начальную школу приходят дети, которых можно отнести к категории одарённых. Эти дети имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления; доминирующую активную, ненасыщенную познавательную потребность; испытывают радость от добывания знаний, умственного труда. Исходя из этого, выявление одарённых детей, развитие степени их одарённости должно начинаться уже в начальной школе.

В учебной деятельности работа с одарёнными детьми основывается на дифференцированном подходе, что способствует расширению и углублению образовательного пространства предмета. Поэтому работа с одарёнными детьми, должна состоять как из урочной, так и из внеурочной деятельности

4. Урочная деятельность

Проблемно-развивающее обучение,

Проектно-исследовательская деятельность,

Игровые технологии (деловые игры и путешествия),

Информационно-коммуникативные технологии для удовлетворения познавательной мотивации

Развития способностей (разноуровневые тесты, презентации, тренажёры),

Творческие и нестандартные задания.

Проблемно-развивающее обучение

Большинство учителей, работающие с одарёнными детьми, успешно реализуют технологию проблемного обучения. Учителя создают на занятиях ситуацию познавательного затруднения, при которой младшие школьники поставлены перед необходимостью самостоятельно воспользоваться для изучения новой темы одной или несколькими мыслительными операциями: анализом, синтезом, сравнением, аналогией, обобщением и др. Это позволяет организовать активную самостоятельную деятельность учащихся, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.

Проектно-исследовательская деятельность

Одной из новых форм работы с одарёнными детьми в школе является проектирование. Проектный метод представляет такой способ обучения, который, можно охарактеризовать как «обучение через делание», когда учащийся самым непосредственным образом включён в активный познавательный процесс, самостоятельно формулирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует возможные варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность, формируя «по кирпичикам» новые знания и приобретая новый учебный жизненный опыт

5. Внеурочная деятельность.

К ней относятся следующие виды деятельности:

Факультативы,

Предметные недели,

Театрализованные праздники,

Олимпиады и конкурсы по предметам.

Факультативы.

Одна из форм работы с одарёнными детьми – использование факультативов. Здесь, работая в малых группах, педагоги максимально реализуют дифференциацию обучения, индивидуальный подход, применяя разные методы работы: наблюдение, эксперимент, исследование, работа с научной литературой. Использование разных факультативов позволяет учесть различные потребности и возможности одарённых детей.

Предметные недели.

Одной из форм организации внеклассной работы, направленной, в частности, на раскрытие творческого потенциала учащихся, являются предметные недели . При проведении недели начальных классов у детей появляется возможность использовать свой творческий потенциал в полной мере.

Театрализованные праздники.

Театрализованные праздники - особая форма работы с одаренными детьми, поскольку в них дети имеют возможность не только реализовать актерские способности, непосредственно участвуя в представлениях, но и проявить творческие навыки, разрабатывая сценарии постановок, развить склонность к художественному чтению и литературному творчеству, проявить эрудицию и исследовательские навыки в викторинах и литературных рингах. Такая работа способствует повышению мотивации одаренных детей к сотрудничеству с педагогами и кропотливой работе по самосовершенствованию.

Олимпиады и конкурсы по предметам.

Для поиска одарённых детей серьёзное значение имеет проведение школьных олимпиад. В школе нужно создавать и постоянно пополнять банк заданий олимпиад по различным образовательным областям.

6. Система работы.

Работу с одарённым ребёнком нужно начинать с выявления этого ребёнка в детском коллективе. Основной формой диагностики в начальных классах является наблюдение. После того как заметили яркие способности ученика, необходимо выявить уровень одарённости. Для этого можно использовать различные формы: анкеты для родителей, опросники, методику «Карта одарённости», методику оценки общей одарённости и др.

После выявления обязательно согласуйте свои дальнейшие действия с родителями ученика, администрацией. После этого составляется план работы с одарённым ребёнком. Он включает в себя не только темы, которые необходимо изучить в ходе работы, но и предусматривает сотрудничество с педагогическим коллективом. Психолог проводит диагностику, тестирование, выявление, помогает составить план работы с учётом психологических особенностей ученика. Учителя начальных классов оказывают помощь друг другу в организации совместных мероприятий, предметных олимпиад, выборе наиболее результативных форм и методов работы, делятся опытом, который принёс результат. Администрация руководит, согласует, анализирует деятельность учителей и учеников. Детский коллектив может и должен в некоторой степени влиять на развитие высокомотивированных учеников через дружеское соперничество на уроках, при проведении игр клуба знатоков, на внеклассных мероприятиях.

Ежегодно подводятся итоги работы, и в план работы вносятся соответствующие коррективы.

При выборе форм и методов руководствуемся несколькими аспектами:

Видом одарённости;

Возрастом ребёнка;

Социальным статусом семьи ребёнка;

Уровнем одарённости;

Активностью самого ребёнка;

Профессиональной подготовкой педагога;

В работе с одарёнными учащимися обращаем внимание на их достижения, так как оценки взрослых для них – одновременно и награда, и мерило их самовосприятия и самооценки. Создаём у них мотивацию к достижению, готовность идти на творческий риск, поощряем самостоятельное мышление.

Таким образом, одарённый ребёнок с самого детства может отличаться своеобразными способами деятельности. Уровень его способностей значительно выше среднего. Оценка одарённости не должна основываться только на тестировании: её степень и своеобразие обнаруживаются в ходе обучения и воспитания при выполнении содержательной деятельности. Одарённость на ранних возрастных этапах следует рассматривать и развивать как некую общую, универсальную способность, которая с возрастом приобретает специфические черты и определённую предметную направленность.

Поэтому главная педагогическая задача должна смещаться с развития общих способностей к поиску адекватного способа реализации личности в определённых видах деятельности. Если взрослые смогли разглядеть талант, то их главная задача – формировать у ребёнка высокую мотивацию.

Для успешной работы с одаренным ребенком педагоги пытаются найти его сильную сторону и дать ему возможность проявить ее, почувствовать вкус успеха и поверить в свои возможности. Проявить сильную сторону означает возможность отступать от школьной программы, не ограничиваться ее рамками. Следование данному принципу выявило проблему: часто точка роста лежит вне школьной программы.

ВЫЯВЛЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ

Одаренность не лежит на поверхности. Учителя должны хорошо овладеть методикой ее определения. Большинство педагогов чрезмерно доверяют тестированию, имеют недостаточно сведений об учащихся. Считается, что ребенок с высоким интеллектом должен превосходить остальных по всем школьным предметам. Следовательно, учителя ждут от него наибольшей эмоциональной и социальной зрелости и убеждены, что ему не нужна специальная помощь.

ВОСПИТАНИЕ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ

Творческая личность характеризуется умением самостоятельно выбирать сферу деятельности и двигаться вперед. В учебном учреждении этому способствует продуманная методика обучения, предназначенная не только для передачи знаний, но и для выработки «умения мыслить».

В своей работе на уроке учитель может использовать:

Метод вживания. Позволяет учащимся посредством чувственно- образных и мыслительных представлений «переселиться» в изучаемый объект, почувствовать и познать его изнутри.

Метод эвристических вопросов. Ответы на семь ключевых вопросов: Кто? Что? Зачем? Где? Чем? Когда? Как? и их всевозможные сочетания порождают необычные идеи и решения относительно исследуемого объекта.

Метод сравнения . Дает возможность сопоставить версии разных учащихся, а также их версии с культурно – историческими аналогами, сформированными великими учеными, философами и т. д.

Метод конструирования понятий. Способствует созданию коллективного творческого продукта - совместно сформулированного определения понятия.

Метод путешествия в будущее. Эффективен в любой общеобразовательной области как способ развития навыков предвидения, прогнозирования.

Метод ошибок. Предполагает изменение устоявшегося негативного отношения к ошибкам, замену его на конструктивное использование ошибок для углубления образовательных процессов. Отыскивание взаимосвязей ошибки с «правильностью» стимулирует эвристическую деятельность учащихся, приводит их к пониманию относительности любых знаний.

Метод придумывания. Позволяет создать не известный ранее ученикам продукт в результате определенных творческих действий.

Метод «если бы… ». Помогает детям нарисовать картину или составить описание того, что произойдет, если в мире что-либо изменится. Выполнение подобных заданий не только развивает воображение, но и позволяет лучше понять устройство реального мира.

«Мозговой штурм» (А. Ф. Осборн). Позволяет собрать большое число идей в результате освобождения участников обсуждения от инерции мышления и стереотипов.

Метод инверсии, или метод обращения. Способствует применению принципиально противоположной альтернативы решения. Например, объект исследуется с внешней стороны, а решение проблемы происходит при рассмотрении его изнутри.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗВИВАЮЩИХ ИГР

ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Все занятия, рассчитанные на повышение креативности, основываются на следующих принципах: научить человеческий мозг, во-первых, задавать необычные вопросы, во-вторых, искать неожиданные ответы и экспериментировать с образами и идеями.

Пять самых знаменитых упражнений, которые необходимо регулярно выполнять, а в идеале – ежедневно.

1. «И все-таки у них много общего». Задание: Возьмите наугад два существительных, которые принадлежат к совершенно разным сферам лексики. Для простоты можно воспользоваться словарем, открыв его наугад и ткнув пальцем в первое попавшееся слово. Выбрав два понятия, которые, казалось бы, не имеют между собой ничего общего, попытайтесь «нащупать» между ними какую–нибудь связь. Любым способом. Даже если понадобится придумать совершенно невероятную историю, сюжет которой свяжет эти два слова между собой. Это упражнение тренирует мозг на сознание непривычных комбинаций и учит пользоваться «ингредиентами», находящимися в разных его секторах. Например:

«Что общего между глазом и водопроводным краном»?

Оба слова - из четырех букв;

В обоих случаях буква «А» - третья по счету;

При помощи глаза кран можно увидеть, при помощи крана – глаз помыть;

И то и другое может блестеть;

Из них иногда льется вода;

Когда они портятся, из них подтекает.

Вывод: ремонт глаза в тысячу раз дороже, чем ремонт крана.

2. «Безумный генетик». Для этого упражнения понадобится листок бумаги и ручка (карандаш). Внимание! Здесь важен процесс, а не результат.

Задание : нарисуйте фантастическое животное, которое будет содержать как можно больше признаков разных реальных животных.

Работая над этим художественным произведением, вы убедитесь, что богатая фантазия может иметь вполне механическое происхождение. Главное - «задушить» логику и здравый смысл, которые будут мешать в работе.

3. «Сумасшедший архитектор». Задание: необходимо нарисовать дом. Для этого вам понадобится, прежде всего, произвольно выбрать любых 10 слов (можно из словаря, можно наугад назвать). Задача такая: вы архитектор, к вам обратился заказчик, который готов заплатить большие деньги за эскиз своего жилья. Его условие: в эскизе должны быть представлены… (далее следует 10 выбранных слов). Рисуйте дом прозрачным, чтобы внутри можно было разместить мебель.

Например: «Кастрюля» - отлично, дом будет иметь форму кастрюли. «Ворона»… пусть крыльцо будет черным, как ворона. «Кресс – салат»? Отведем комнату под зимний сад и посадим там полезное растение.

Рисуя, пусть схематично, старайтесь одновременно представлять, как это могло бы быть в действительности.

4. «Десять плюс десять». Возьмите любое существительное и напишите в столбик 10 прилагательных, которые к нему подходят.

Например, «шляпа – большая, зеленая, теплая, модная, красивая и т. д.». Это легко. А вот теперь попробуйте написать в другой столбик десять прилагательных, которые этому существительному не подходят. Это не так просто, как может показаться на первый взгляд. Та же шляпа не может быть, скажем, кислой. … Старайтесь подбирать прилагательные из разных сфер восприятия (например, если вы написали «желтый», можете считать, что с цветовой гаммой покончено).

5. « И это называется…» Упражнение можно повторять несколько раз в день. Каждый раз, когда ваше внимание привлекает что-либо, вообразите, будто видите это на картине. А теперь придумайте картине подходящее название. Можно короткое, можно развернутое. Главное, чтобы оно понравилось вам самим.

Например, «Вид из окна, когда у меня плохое настроение» и т.д.

Упражнения для развития творческого восприятия

Помогают ученику раскрыть свои возможности и найти личный путь творческого развития.

Упражнение «На одну букву». Учитель считает до тридцати, дети в это время находят и запоминают все предметы в классе, название которых начинается, например, с буквы «С».

Упражнение «На несколько букв». Необходимо определить характеристики представленного предмета, начинающиеся на три выбранные буквы.

Упражнение «Переключение внимания». Ученики рассматривают предмет в руке, по команде переводят взгляд на стену. Затем опять – на предмет в руке, стараясь продолжать ход своих мыслей с того же места, где остановились, а не сначала. Промежутки между командами постепенно сокращаются от минуты до нескольких секунд.

«Что нового?» Проверяя степень развития наблюдательности и одновременно снимая напряжение, учитель спрашивает у учеников в начале урока: «Что нового вы заметили сегодня в нашем классе?».

«Метафоры». Учитель спрашивает, что видят ученики при слове «гаснуть». Это упражнение можно выполнять письменно.

«Наполнение слов». Ученики пытаются понять, на что похоже то или иное слово, что оно им напоминает, какое оно. Раскрывая образный смысл слов, добиваются того, что слово становится наполненным, оживает в воображении.

«Цепочка ассоциаций». Оттолкнувшись от какого – либо слова, отыскиваем ассоциации, которое оно вызывает, потом ассоциации, которые вызывает одно из возникших слов.

«Рассказ по картинкам». Предложите ребенку придумать рассказ, используя ряд картинок. Пусть он предложит продолжение рассказа. Усложните это задание, добавив ряд иллюстраций, на первый взгляд, не связанных между собой.

«Составь комикс». Попросите ребенка составить комикс. Для этого можно использовать готовые картинки или придумать самим и нарисовать их.

«Музыка». Ребенку предлагается прослушать музыку. Затем ему дают четыре краски: красную, зеленую, синюю, желтую. Используя эти краски, ребенок должен изобразить услышанную музыку и озаглавить рисунок.

«Неоконченный рисунок». Ребенку предлагается ряд кружочков (линий, квадратиков, крестиков и т. д.). Его задача – каждому кружочку придумать, используя различные элементы, какой – либо образ. Повторяться нельзя.

«Придумай название». Необходимо придумать как можно больше названий для рассказа, сказки или рисунка. Можно использовать для названий пословицы, поговорки, крылатые фразы.

«Рифмоплет». Сначала предложите ребенку придумать слова, окончания которых звучали бы одинаково (палка – галка); затем - сочинить двустишия на заданные рифмы; потом подобрать рифму и закончить заданные двустишья. В завершение игры можно попросить ребенка сочинить стихотворение неограниченной длины, используя как можно больше необработанных рифм.

«Архимед». Предложите ребенку для решения ряд проблем, его задача – найти как можно больше решений. Проблемы могут быть такими: «Как вырастить пальму возле дома? Как развести сад на луне? Как сосчитать все звезды? Как приготовить машину для приготовления уроков?».

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ

1. Создайте безопасную психологическую базу ребенку в его поисках, к которой он мог бы возвращаться, если будет напуган собственными открытиями.

2. Поддерживайте способность ребенка к творчеству и проявляйте сочувствие к ранним неудачам. Избегайте неодобрительной оценки творческих попыток ребенка. (Не следует говорить ребенку, как его произведение можно улучшить: "Это неплохо, но могло быть гораздо лучше, если бы....". В этом случае, как бы не старался ребенок, результат его всегда будет недостаточно хорош.)

3. Будьте терпимее к странным идеям, уважайте любопытство, вопросы и идеи ребенка. Старайтесь отвечать на все вопросы, даже если они за гранью или кажутся дикими.
4. Оставляйте ребенка одного и позволяйте ему, если он этого желает, самому заниматься своими делами. Избыток шефства может затруднить творчество. Желания и цели детей принадлежат им самим, и советы родителей могут восприниматься как вторжение в личную жизнь ребенка. Даже очень маленькие одаренные дети оказывают упорное сопротивление родителям, которые слишком настойчивы в своем желании разделить с ребенком его радость живого творческого воображения.
5. Помогайте ребенку в удовлетворении основных человеческих потребностей - чувство безопасности, любовь, уважение к себе и окружающим.
6. Помогайте справиться с разочарованиями и сомнениями, когда он остается один в процессе творческого поиска: пусть он находит для себя награду в самом себе и не обращает внимание на мнение сверстников. Дать возможность детям ознакомиться с автобиографиями известных творческих личностей, дать понять ребенку, что он не одинок в своей борьбе.

7. Объясните ребенку, что не на все его вопросы есть однозначные ответы.
8. Помогайте ребенку ценить в себе творческую личность. Однако его поведение не должно выходить за рамки приличного.

9. Помогайте ребенку глубже познать себя, чтобы не упустить мимолетную (подсознательную) идею.

10.Помогайте ребенку стать разумным авантюристом, порой полагаться в творческом поиске на риск и интуицию: наиболее вероятно, что именно это позволит совершить истинное открытие.

11.Находите слова поддержки для новых творческих начинаний ребенка, избегайте критиковать первые опыты - как бы они ни были неудачны.

12.Поддерживайте необходимую для творчества атмосферу. Помогайте ребенку избегать общественного неодобрения, уменьшить социальное трение, справляться с негативной реакцией сверстников.

14.Найдите своему ребенку компаньона такого же возраста и таких же способностей. Для ребенка школьного возраста важно иметь друга того же возраста и пола.

Занятия, игры

1. Составь рассказ от имени другого персонажа: «Представь, что ты стал игрушкой, предметом мебели, деревом, животным. Расскажи об одном дне воображаемой жизни».

2. «Сколько значений и предмета?» Кирпич, газета… найти как можно больше вариантов реального использования предмета.

3. Поиск причин событий

4 . Сочини сказку. Сочините сказку, которая начинается с фразы: "Мама купила в магазине рыбу …”, и заканчивается фразой: "…Поэтому вечером пришлось зажигать свет”.

5. Придумай животное с заданными свойствами (машину, дом…)

6. На что похоже? На карточках изображены различные фигуры. Придумайте как можно больше предметов, явлений на которые они похожи.

7. Эксперименты с водой, воздухом, красками, металлами и магнитом, с лучом света, с отражением…

8. Графические игры: «Колябушки» на листе бумаги педагог или дети рисуют линии любой конфигурации, необходимо используя линию, завершить ее так, чтобы получилось изображение предмета, человека, сказочный или фантастический образ. «Пять точек» - На листе бумаги педагог или ребенок ставит пять точек, и выполняет задание нарисовать человека или зверя, используя все эти точки: одна точка должна быть на носу, две на любых частях рук или лап. Так как точки находятся в разной удаленности, у детей исчезает статичность, однотипность образа.

9. "Переделай один предмет в другой” (развитие способности к сцеплению наблюдаемого с заранее выработанными теоретическими представлениями). Попробуйте переделать один предмет в другой. Это делается поэтапно, на каждом этапе можно менять только один признак предмета. Например, как столб превратить в нору. Сначала столб можно сделать полым внутри, затем распилить его на более короткие части, потом одну из частей вкопать в землю.

ДВЕРЬ-ВЕЛОСИПЕД, КЛУМБА-БАТАРЕЯ ОТОПЛЕНИЯ, БУТЫЛКА-ДОМ, ДЕРЕВО-БОТИНОК.

10. Умозаключения по аналогии требуют не только ума, но и богатого воображения. Назовите как можно больше предметов, которые одновременно являются твердыми и прозрачными (стекло, лед, пластик, янтарь, кристалл…)

Блестящими, синими и твердыми

Большой, блестящий, металлический, новый

Живые существа добрые, шумные, подвижные и сильные

11. Учебное исследование. Этапы: первый – выбор темы. Второй – постановка вопросов. Третий – проведение исследования. Четвертый – подведение итогов. Дети могут делать несложные заметки – рисунки (схематичные), знакомы буквы или специальные знаки. Сбор информации может быть сложным для детей, поэтому мы можем заранее приготовить карточки с символами, отражающими способы получения информации: ПОДУМАТЬ, СПРОСИТЬ У ДРУГОГО ЧЕЛОВЕКА, УЗНАТЬ ИЗ КНИГ, ПРОВЕСТИ НАБЛЮДЕНИЕ И ЭКСПЕРИМЕН, УЗНАТЬ В ИНТЕРНЕТЕ. В конце дети делают сообщение.

Проблемы одаренных детей

1. Неприязнь к школе. Такое отношение часто появляются оттого, что учебная программа скучна и неинтересна для одарённого ребёнка. Нарушения в поведении одарённых детей могут появится потому, что учебный план не соответствует их способностям.

Нет никакого сомнения, что при соответствующей системе обучения и воспитания, при четко продуманной системе развития мотивации эта проблема интеллектуально одаренных детей может быть успешно преодолена.

Недостаточный психологический уровень подготовки учителя для работы с детьми, проявляющими нестандартность в поведении и мышлении, приводит к тому, что, оценивая своих подопечных, учителя отмечают в них демонстративность, желание все делать по-своему (упрямство), истеричность, нежелание и неумение следовать положительным образцам и. Непереносимость регламентации, монотонии расценивается как глупость, упрямство, лень. Психологи считают, что такие оценки часто являются следствием неадекватного понимания учителем личности и развития одаренного ребенка. В частности, исследования П. Торренса показали, что одаренные дети быстро проходят начальные уровни развития интеллекта и оказывают сопротивление всем видам репродуктивных работ, что оценивается учителями, как упрямство, лень или глупость. Сложность, по мнению Д. Вебба, Э. Мекстрота и С. Толана, состоит как раз в том, что сам одаренный ребенок без специальной помощи психолога или квалифицированного учителя не может понять, в чем причина его сопротивления тем видам работ, которые охотно выполняются другими детьми.

Одаренный ребенок все делает быстрее других учеников и ему становится скучно на уроке. Тогда он начинает шалить, позже – хулиганить – возникает конфликт. Ведь учитель направлен на обучение группы детей и в такой ситуации одаренный ребенок остается в проигрыше. Если такой ребенок находится в группе продолжительное время и учителя ничего не делают, чтобы поддержать и дать возможность адекватно развиваться дальше, происходит стагнация, наступает остановка развития, снижается мотивация учения. В конечном варианте мы имеем отъявленного лентяя. Но может быть и более неблагополучная ситуация, когда ребенок попадает в преступный мир, где его талант будет востребован.

2. Потребность во внимании взрослых . В силу природной любознательности и стремления к познанию одарённые дети нередко монополизируют внимание учителей, родителей и других взрослых. Это вызывает трения в отношениях с другими детьми, которых раздражает жажда такого внимания.

3. Нетерпимость . Одарённые дети нередко с недостаточной терпимостью относятся к детям, стоящим ниже их в интеллектуальном развитии. Они могут отталкивать окружающих замечаниями, выражающими презрение или нетерпение.

4. Игнорирование специальной одаренности при возникновении проблем в области академической успешности (большие трудности при овладении письмом и грамотой, неспособность написать контрольную, ответить на поставленный вопрос).

5. Неспособность к регулярной «рутинной» работе, недостаток настойчивости, готовности к преодолению трудностей. В школьные годы эти дети не приобретают подобного опыта, поскольку учеба обычно дается им очень легко. Нередко и окружающие невольно ориентируют их именно на избегание усилий, которые рассматриваются как удел «неспособных». Отсутствие же усилий часто становится объектом социального признания, как доказательство высоких способностей. Таким образом, ребенку бывает не только «лень» делать усилие, но он еще и считает это унизительным (доказывающим недостаток способностей).

6. Коммуникативные трудности, склонность к индивидуализму, эгоцентризм. Это существенно снижает их достижения в тех видах деятельности, которые требуют согласования своих действий с действиями других участников общей работы. Впоследствии, в профессиональной деятельности это приводит к неспособности эффективно работать в команде. Коммуникативные трудности являются также одним из основных источников нарушения социальной адаптации личности.

7. У многих одаренных детей выявляются также недостаточный уровень ответственности, протест против любых ограничений, непереносимость ситуации проигрыша, неуспеха.

8. Игровые интересы . Одарённым детям нравятся сложные игры и неинтересны те, которыми увлекаются их сверстники средних способностей. Вследствие этого одарённый ребёнок оказывается в изоляции, уходит в себя.

9. Несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным развитием. Одарённые дети часто предпочитаю общаться и играть с детьми старшего возраста. Из-за того им порой трудно становиться лидерами, так как они уступают последним в физическом развитии.

10. Нереалистические цели. Одарённые дети часто ставят перед собой завышенные цели. Не имея возможности достичь их, они начинают переживать. С другой стороны, стремление к совершенству и есть та сила, которая приводит к высоким достижениям.

11. Сверхчувствительность. Поскольку одарённые дети более восприимчивы к сенсорным стимулам и лучше понимают отношения и связи, они склонны к критическому отношению не только к себе, но и к окружающим. Одарённый ребёнок более уязвим, он часто воспринимает слова или невербальные сигналы как проявления неприятия себя окружающими.

12. Страх ошибки, взрослым необходимо не только быть сдержанными в порицании неудач ребенка, но и контролировать проявления собственных негативных эмоций.

13. Проблемы саморегуляции – занимаются только той деятельностью, которая достаточно интересна для них. Любую другую деятельность, которая не входит в сферу их склонностей многие одаренные дети избегают, пользуясь снисходительным отношением к этому взрослых людей. В конечном итоге возникает специфическая ситуация. Когда особо одаренные дети, проявляя очевидную склонность к любимому труду, все же не умеют трудиться тех случаях, когда от них требуются выраженное волевое усилие.

14. Проблемы быта, самообслуживания, решения самых простых жизненных проблем. Необходим человек, который бы был всегда рядом и помогал.

15. Проблема общения со взрослыми. Родители, порой обнаружив талант ребенка, с жаром начинают его развивать, ограничивая другую деятельность, игры, общение с детьми, считая, что это навредит ребенку. Иногда это приобретает почти маниакальную форму, родители буквально загоняют ребенка в прокрустово ложе собственных амбиций и нереализованных способностей, а в итоге невроз. Ребенок начинает болеть, убегает из дома и даже в худших случаях бывают попытки суицида.

16. Проблема толерантности окружающих к одаренному человеку. Одаренные люди, как правило, яркие индивидуальности, а большинству людей признать право за другим человеком быть «другим» бывает очень трудно. Но и одаренному человеку порой трудно принять, что вокруг другие люди, не похожие на него.


Младший школьный возраст -- период впитывания, накопления и усвоения знаний, а значит важнейшей проблемой является сохранение и развитие одарённости. Перед учителями начальных классов стоит основная задача - способствовать развитию каждой личности. Поэтому важно установить уровень способностей и их разнообразие у наших детей, но не менее важно уметь правильно осуществлять их развитие. У одарённых детей чётко проявляется потребность в исследовательской и поисковой активности - это одно из условий, которое позволяет учащимся погрузиться в творческий процесс обучения и воспитывает в нём жажду знаний, стремление к открытиям, активному умственному труду самопознанию.

В учебном процессе развитие одарённого ребёнка следует рассматривать как развитие его внутреннего деятельностного потенциала, способности быть автором, творцом активным созидателем своей жизни, уметь ставить цель, искать способы её достижения, быть способным к свободному выбору и ответственности за него, максимально использовать свои способности.

Вот почему методы и формы работы учителя должны способствовать решению обозначенной задачи. Для этой категории детей предпочтительны методы работы:

  • -исследовательский;
  • -частично-поисковый;
  • -проблемный;
  • -проективный;

Формы работы:

  • - классно-урочная (работа в парах, в малых группах), разноуровневые задания, творческие задания;
  • - консультирование по возникшей проблеме;
  • - дискуссия;
  • - игры.

Очень важны: -интеллектуальные марафоны;

  • -различные конкурсы и викторины;
  • -словесные игры и забавы;
  • -проекты по различной тематике;
  • -ролевые игры;
  • -индивидуальные творческие задания.

Эти методы и формы дают возможность одарённым учащимся выбрать подходящие формы и виды творческой деятельности. Выявление одаренных детей проводится уже в начальной школе на основе наблюдений, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления и общения с родителями. Учитель уделяет внимание особенностям развития ребенка в познавательной сфере.

Как правило, у одаренных детей проявляются:

  • -высокая продуктивность мышления;
  • -легкость ассоциирования;
  • -способность к прогнозированию;
  • -высокая концентрация внимания.

Используя дифференцированный подход, каждый учитель работает над развитием этих качеств. На мой взгляд, для успешного развития способностей одаренных детей условием является подготовка педагогических кадров.

Учитель должен быть:

  • -непременно талантливым, способным к экспериментальной и творческой деятельности;
  • -профессионально грамотным;
  • -интеллигентным, нравственным и эрудированным;
  • -владеть современными педагогическими технологиями;
  • -психологом, воспитателем и умелым организатором учебно-воспитательного процесса;
  • -иметь позитивную Я - концепцию, быть целеустремленным, настойчивым, эмоционально стабильным.

При работе с одаренными детьми необходимо уметь:

  • -обогащать учебные программы, т.е. обновлять и расширять содержание образования;
  • -стимулировать познавательные способности учащихся;
  • -работать дифференцированно, осуществлять индивидуальный подход и консультировать учащихся;
  • -принимать взвешенные психолого-педагогические решения;
  • -анализировать свою учебно-воспитательную деятельность и всего класса;
  • -отбирать и готовить материалы для коллективных творческих дел.

Успеху этого процесса способствуют характерные особенности детей этого возраста: доверчивое подчинение авторитету, повышенная восприимчивость, впечатлительность, наивно-игровое отношение ко многому из того, с чем они сталкиваются. У младших школьников каждая из перечисленных способностей выражена, главным образом, своей положительной стороной, и в этом заключается неповторимое своеобразие данного возраста. Некоторые из особенностей младших школьников в последующие годы « сходят на нет», другие во многом изменяют свое значение. Сложно оценить действительное значение проявляемых в детстве признаков способностей и тем более предусмотреть их дальнейшее развитие. Нередко обнаруживается, что яркие проявления способностей ребенка, достаточные для начальных успехов в некоторых занятиях, вовсе не открывают пути к действительным, социально значимым достижениям в будущем. Но ранние признаки способностей у детей родителям и педагогам не следует оставлять без внимания, ведь они могут указывать на предпосылки подлинного таланта. Так скажем есть дети - вундеркинды.

Вундеркинды -- дети, у которых возрастное явление (желание узнавать, впитывать, запоминать) сказывается на подъеме интеллекта и выступает как фактор одаренности. Но только у части детей, опережающих по интеллектуальному развитию своей возраст, одержимость умственными занятиями с возрастом не исчезнет и станет устойчивой особенностью. У других же детей неустанная потребность прилагать умственные усилия в дальнейшем снизится.

Ошибочно мнение, что ребенок, опережающий сверстников по уровню интеллекта, не будет встречать трудностей в учебе и в жизни -- напротив, таких детей ожидают немалые сложности и дома, и в школе. Важно, чтобы родители правильно относились к особенностям своего ребенка.

Часто чрезмерное увлечение умственной деятельностью, неестественное для ребенка начальной школы, вызывает у родителей тревогу и озабоченность, и в таком случае важно не обрушить на голову ребенка все свои сомнения и страхи. В других семьях одаренность ребенка как дар, который сулит большое будущее. Ребенком восхищаются, гордятся им, развивая в нем тщеславие и высокое самомнение. Одаренные дети нередко особенно чувствительны к ожиданиям окружающих, их одобрениям и критике. И восхищение, и неприязнь обязательно отразятся в детском сознании. В семье детям с признаками одаренности труднее, чем обычным, независимо от того, восхищаются ли ими без меры или считают странными. Взрослые могут ошибаться в своих оценках, когда встречают у ребенка то, чего они не ожидали.

Но одаренные дети, дети с ранним расцветом интеллекта встречают трудности, непонимание не только дома, но и в школе, где всех учат одинаково, и учение начинается, зачастую, с того, что ему уже не интересно. Именно им, наиболее любознательным, часто становится скучно в классе после первых же уроков. Уже умеющие читать и считать, им приходится пребывать в безделье, пока другие осваивают азбуку и начальные арифметические действия. Конечно, очень многое зависит от того, как ведется преподавание, но как бы педагог не старался относиться к ученикам индивидуально, имея дело с целым классом, он лишен возможности ориентироваться на сильных учеников. Способные ученики нуждаются в нагрузке, которая была бы под стать их умственным силам, а программа средней школы может предложить совсем немного. Часть детей с ранним подъемом способностей, в конечном счете, приспосабливается к общим требованиям, но это происходит ценой потери своей самостоятельности, любознательности и творческих порывов, и их реальные возможности остаются невостребованными.

Одна из главных черт одаренных детей, которая сильно мешает его дисциплинированной учебе в школе, -- упорное нежелание делать то, что ему неинтересно. Такие дети стремятся заниматься сами, их задевает и обижает, если взрослые пытаются руководить их занятиями.

Одним из мнений современных педагогов является то, что для обучения детей с высокими способностями должны существовать специализированные классы или школы. Лучше такому ребенку находится в среде похожих детей и учится по программам, соответствующим его уровню интеллекта. Кроме того, одаренные дети имеют возможность раньше окончить школу и поступить в институт. Это дает им преимущество -- они раньше могут сделать карьеру и достичь творческих успехов на выбранном поприще.

Другое - одаренные дети не должны являться «исключением». Из таких детей (в том или ином направлении) должно состоять подрастающее поколение, а это значит, что эти дети должны наполнять все образовательные учреждения. Если же, последнее отсутствует, значит проблема появилась раньше, чем мы успели это заметить.

Возможно ли восстановить процесс падения современной молодежи, вылечить его? Или может на данном этапе важнее оберегать настоящее, вдруг глядя на высокий интеллект и уровень развития, кто нибудь обратит внимание и восстановится сам?! Ведь одаренные дети есть, и всегда будут.

Одаренность сейчас определяется как способность к выдающимся достижениям в любой социально значимой сфере человеческой деятельности, а не только в академической области. Одаренность следует рассматривать как достижения и как возможность достижения. Смысл утверждения в том, что нужно принимать во внимание и те способности, которые уже проявились, и те, которые могут проявиться.

Проблема одаренности представляет собой комплексную проблему, в которой пересекаются интересы разных научных дисциплин. Основными из них являются проблемы выявления, обучения и развития одаренных детей, а также проблемы профессиональной и личностной подготовки педагогов, психологов и управленцев образования для работы с одаренными детьми.

С психологической точки зрения необходимо отметить, что одаренность представляет собой сложный психический объект, в котором неразрывно переплетены познавательная, эмоциональная, волевая, мотивационная, психофизиологическая и другие сферы психики человека.

Особенности, присущие одаренным, обогащают нашу жизнь во всех ее проявлениях и делают их вклад в нее чрезвычайно значимым. Во-первых, одаренных отличает высокая чувствительность во всем, у многих высоко развито чувство справедливости; они способны чутко улавливать изменения в общественных отношениях, новые веяния времени в науке, культуре, технике, быстро и адекватно оценивать характер этих тенденций в обществе.

Вторая особенность -- познавательная непрекращающаяся активность и высоко развитый интеллект дают возможность получать новые знания об окружающем мире. Творческие способности влекут их к созданию новых концепций, теорий, подходов. Оптимальное сочетание у одаренных детей интуитивного и дискурсивного (дискурсивный - рассудочный; обоснованный предшествующими суждениями) мышления (в подавляющем большинстве случаев при доминировании первого над вторым) делает процесс получения новых знаний весьма продуктивным и значимым.

В-третьих, большинству одаренных свойственны большая энергия, целеустремленность и настойчивость, которые в сочетании с огромными знаниями и творческими способностями позволяют претворять в жизнь массу интересных и значимых проектов.

Новое на сайте

>

Самое популярное