Домой Уход за волосами Конспект подгруппового комбинированного занятия по развитию личности и речи с использованием изотерапии и игротерапии "морское путешествие". «Конспект занятия «Тренинг личностного роста Занятия по развитию личности

Конспект подгруппового комбинированного занятия по развитию личности и речи с использованием изотерапии и игротерапии "морское путешествие". «Конспект занятия «Тренинг личностного роста Занятия по развитию личности

Конспект психокоррекционного занятие по развитию личности.

«Давайте дружить» для детей старшей группы

Цель: Способствовать сплочению детского коллектива.

Задачи :

1. Развитие координации и снятие мышечного напряжения.

2. Формировать у детей положительное отношение к себе и к окружающим.

3. Совершенствовать коммуникативные навыки.

Оборудование

Магнитофон.

Клубок ниток.

Ход занятия:

I. Вводная часть:

- Ритуал приветствия.

Дети встают в круг

Пальчиковая игра под песню Фунтика «Про дружбу»:

«Дружат в нашей группе девочки и мальчики

Мы с тобой подружим маленькие пальчики.

Раз, два, три, четыре, пять мы закончили считать.

Раз, два, три, четыре, пять начинай считать опять».

II. Основная часть.

1. Сообщение темы занятия

(Звучит аудиозапись песни «Настоящий друг».)

«Кто из вас самый сообразительный и уже догадался, о чем мы будем с вами сегодня говорить? … Да, сегодня на занятии мы с вами будем говорить о дружбе. Удивительное, волшебное слово! Давайте хором повторим и внимательно вслушаемся в это слово – дружба».

(Совместное озвучивание слова).

«А как вы понимаете, что такое дружба?» (Когда мы делимся игрушками, не обижаем друг друга…)

«Дружба - это когда люди хотят быть вместе, когда вместе играют, не ссорятся. Дружба - это улыбки друзей. Значит, друзья - это люди, с которыми нам интересно и комфортно».

Давайте споём первую часть песенки.

Игра «Это я – узнай меня!»

Дети сидят на ковре. Один ребенок поворачивается к ним спиной. Дети по очереди ласково поглаживают его по спине и говорят: «Это я! Узнай меня!» Ребенок должен угадать, кто его погладил. Дети могут говорить измененными голосами.

2. Динамическая пауза под музыку «Если есть Хороший друг»

Садятся.

3. Знакомство с пословицами о дружбе.

«В народе сложено много пословиц и поговорок о дружбе и в каждой заложен свой особый смысл. Послушайте мои поговорки и объясните, о чем они. (Дети повторяют пословицы и поговорки и объясняют их смысл и значение.)

Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

Один за всех и все за одного.

Сам погибай, а товарища выручай.

Старый друг лучше новых двух.

Человек без друзей, что дерево без корней.

Скажи мне, кто твой друг, и я скажу тебе, кто ты.

Дружным любая беда нипочем.

4. Найди друга

«Когда с кем-то дружишь, всегда рад видеть этого человека, скучаешь без него. И мы сейчас будем выбирать себе друга. Я вам раздам вырезанные из бумаги рукавички с различными не закрашенными узорами. (Каждому ребенку дается вырезанная из бумаги рукавичка и предлагается найти свою пару, количество пар рукавичек должно соответствовать количеству пар участников игры)».

После того, как каждая пара рукавичек встретится, дети должны раскрасить одинаково рукавички, (детям предлагается для работы три карандаша разного цвета, красный, зеленый, синий. Во время работы звучит аудио запись).

Игра “живые картинки” под веселую музыку.

Давайте поиграем в “живые картинки”.

Придумайте, как можно показать, чтобы мы догадались, что на картинке двое друзей. Одни будут показывать картинки, а другие будут догадываться, и оценивать, получилось или нет. А теперь поменяйтесь ролями.

Садятся.

5. Узнай друга

«Я предлагаю вам узнать своего друга, на ощупь! Хотите попробовать? Выберем ведущего завяжем ему глаза, и предложим ощупав ребенка, нужно догадаться, кто из детей подошел к нему, ощупав этого ребёнка. Посмотрим, кому удастся угадать (затем выбирают другого ведущего)».

«Связующее звено».

«А сейчас Вы будете передавать клубок ниток по кругу так, чтобы все, кто держал клубок, взялись за нить. Передача клубка сопровождается пожеланиями для своих друзей (когда клубок соединится с началом нити). Дети натяните нить! Вот какой крепкий круг у нас получился. Вот какие вы дружные.

Релаксационная музыкальная пауза.

Встаньте в круг, возьмитесь за руки и улыбнитесь друг другу. Мне очень приятно, что вы умеете дружить. Вы чувствуете, как между ладонями вспыхнула маленькая искорка, маленькое-маленькое солнышко. Оно не обжигает, а согревает, вспыхивает в ваших глазах. Я знаю, вы иногда ссоритесь, но как только в чьих-то глазах мелькнет злость, положите ему на плечи руки, и добро растопит злость без следа.

III. Заключительная часть.

Звучит аудиозапись песни «Дружба начинается с улыбки».

А сейчас давайте мы с вами станцуем танец дружбы.

Рефлексия.

«Ребята, что вы узнали о дружбе? Нужна ли нам дружба? … Ребята, цените дружбу, делайте все для ее сохранения, и, если вдруг ваши отношения испортились, всегда нужно набраться смелости, перебороть себя, и сделать первый шаг на восстановление отношений, кто бы ни был виноват в их ухудшении».

Наше занятие закончено! До свидания!

ГБ(О)С(К)ОУ СКО школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, VIII вида №5 г.Ельца Липецкой обл.

Целыковская Светлана Анатольевна.

Учитель начальных классов, воспитатель высшей квалификационной категории.

Конспекты занятий к воспитательной программе «Окно в мир».

ТЕМА: Что я хочу узнать о себе?

ЦЕЛЬ: формировать потребность в самоизменении и личностном росте.

ЗАДАЧИ: обеспечение средствами самопознания;

коррекция личностной сферы через осознание своих личностных качеств;

воспитывать чувство самоуважения и уважения к другим.

ХОД ЗАНЯТИЯ.

I . Орг. момент.

Эмоциональный настрой: игра-приветствие «Я рад встрече».

II . Основная часть.

    Упражнение «Моё представление о себе».

Мой рост__________

Мой вес___________

Моё настроение____

Моя внешность_____

    Беседа по теме.

Знаешь ли ты, откуда произошла твоя фамилия? (Краткий рассказ воспитателя об истории некоторых фамилий).

Что ты знаешь о своих родителях?

Что бы ты хотел знать о себе?

Почему человек должен интересоваться своей семьёй, своими особенностями?

3. Тест «Самое прекрасное в тебе…»

Прежде чем отправится на вечеринку, ты полдня…

    Готовишься

    Выбираешь муздиски

    Слоняешься по дому, пока не наступит время выходить

Какой человек никогда не сможет стать твоим другом?

    Скучный

    Лживый

    Грубый

Ты на прогулке, и вдруг начинается ливень. Ты…

    Воспользуешься шансом попрыгать по лужам!

    Забежишь в первый попавшийся кинотеатр

    Начнёшь переживать из-за промокших волос и одежды

Самый лучший способ приятно провести вечер…

    Посмеяться с друзьями

    Отправится туда, где никогда не был

    Пойти в кружок.

Преобладают ответы под №1: у тебя хорошо развито чувство прекрасного. Ты уделяешь много времени своей внешности. Ты добрый, вежливый.

Преобладают ответы под №2: твои плюсы: сильный характер и уверенность в себе. Ты не боишься приключений и перемен.

Преобладают ответы под №3: ты обладаешь чувством юмора. Ты избегаешь конфликтов и уверен, что получать желаемое проще всего с помощью улыбки.

4. Упражнение « Доволен ли я собой?»

III . Итог занятия.

Рефлексия. Я хотел бы стать…

ТЕМА: Я повзрослел.

ЦЕЛЬ:

ЗАДАЧИ: предоставление подростку возможность осознавать свои индивидуальные возможности;

коррекция мышления через стимулирование навыка самоанализа;

воспитание уважения к окружающим.

ХОД ЗАНЯТИЯ.

I . Орг. момент.

Психоэмоциональный настрой: игра-приветствие «Встреча».

II . Основная часть.

1. Работа с текстом.

Я стою у ворот и смотрю в Зеркало, чтобы запомнить себя перед дальней дорогой. С первых шагов меня заполнила Любовь к жизни, идти было легко и приятно. Вскоре показалась большая гора. Я зашла в пещеру, и меня заполнила Тепло Щедрости. Я поняла, что должна подарить это Тепло своим Друзьям, к которым я иду.

Я побежала дальше по дороге, и вдруг случайно я попала в Болото Жадности. Чем глубже я проваливалась, тем больше мне хотелось всё оставить себе. Из последних сил я ухватилась за ветку, и я вылезла из болота. Отряхнув остатки Жадности, я побежала к Дому Друзей. Но в доме никого не было.

Я вновь пошла по дороге. Вскоре меня облепили репейники Зависти. Отцепляя колючки, я не сразу заметила Туман Зла. Я заторопилась назад и побежала к Дому, где меня ждали Друзья.

Отдохнув, я перешла по мосту Доброты к дороге Любви. По краям дороги поблёскивали цветные камушки. Я стала собирать их, и меня охватило сильное желание обманывать. Я поскорее избавилась от них.

Вскоре замерцало Зеркало Волот. Там меня ждали Друзья. За время пути я повзрослела. Я теперь знаю, что есть Зло, Жадность, Ложь, Зависть. Дорога Любви не так легка, как мне показалось вначале. Но она продолжается.

Обсуждение.

Что происходит с каждым человеком по мере его взросления? С чем приходится сталкиваться на своём жизненном пути? Что самое важное в жизни?

2. Практическое задание.

Я повзрослел

Мои важные изменения________________

3. Коллективное обсуждение записей.

4. Оздоровительная минутка.

5. Рисунок «Это я».

III . Итог занятия.

Рефлексия. Я повзрослел, потому что…

Игра «Спрячь игрушку». Называются только позитивные качества человека.

ТЕМА: Мои важные изменения.

ЦЕЛЬ : способствовать личностному росту подростков.

ЗАДАЧИ: мотивация подростков к позитивному самоизменению;

коррекция личностной сферы через формирование нравственно-волевых устремлений в реализации поведения;

воспитание доброжелательных взаимоотношений с окружающими.

ХОД ЗАНЯТИЯ.

I . Орг. момент.

Психоэмоциональный настрой: упражнение «Цвет настроения». Выбрать цвет своего настроения. Сообщить результат.

Почему именно такое настроение?

II . Основная часть.

1. Работа с плакатом.

Вывешивается плакат с позитивными качествами. Подростки по очереди стараются прочитать эти качества по алфавиту на время.

2. Работа по теме.

Раздаются карточки с возможными позитивными изменениями.

Я становлюсь более сдержанным.

Я стараюсь не обижать других.

Я могу спокойно сидеть на уроке и т. д.

Дети зачитывают те высказывания, которые им подходят. Дополняют своими.

3. Работа с текстом.

Далеко на севере среди одиноких гор стоял небольшой домик с крыльцом. В нём жил маленький зверёк Егорка. Он всегда и во всём любил порядок. Все вещи у него стояли на своих местах и никогда ничего не менялось.

Но вот однажды на горы налетел большой и грозный ураган. Он летел быстро, снося всё на своём пути. Ураган набросился на маленький домик и перевернул всё в нём вверх дном. Вскоре ветер стих.

Егорка сидел в своей разрушенной гостиной. Вслушиваясь в вечерние звуки, он уловил разговор горных бабочек. Они говорили о том, что с тех пор как перестала гореть керосиновая лампа Егорки, никто не может найти дорогу домой. Услышав это, Егорка подумал: «Есть на свете те, кто нуждается во мне. Им нужен свет моей лампы».

Он побежал домой искать лампу. Но, увы, она была разбита…Тогда он собрал в кучу всю разломанную и разбросанную ураганом мебель и зажёг костёр. Пламя костра залило светом долину и склоны гор. Обрадованные бабочки полетели домой. Егорка сидел у костра радостный и спокойный. Он понял кое-что важное: он остался прежним, но в то же время изменился.

Обсуждение.

Каким был Егорка до урагана?

Что он предпринял? Почему он так поступил?

Какие важные изменения с ним произошли?

III . Итог занятия.

Записать свои мысли после прочитанной истории.

Нарисовать себя учеником 5 класса и теперь учеником 6 класса.

Изменилось ли что-то? Почему?

ТЕМА: Какого человека можно назвать уверенным (неуверенным)?

ЦЕЛЬ: создавать условия для самоизменения подростков.

ЗАДАЧИ: дать возможность подростку осознать свои личностные качества;

коррекция личностной сферы через формирование позитивной самооценки;

воспитание чувства взаимопонимания.

ХОД ЗАНЯТИЯ.

I . Орг. момент.

II . Основная часть.

1. Запись на доске: Человеку нужно верить в себя.

Обсуждение.

Для чего человеку нужна вера в себя? (для развития, для достижения успехов, для долгой и счастливой жизни)

2. Беседа по теме.

Какую одежду носит уверенный в себе человек?

Как уверенный человек общается с друзьями?

А как выглядит неуверенный в себе?

Выбери: постоянно боится сделать ошибку; с трудом знакомится; смотрит на других свысока.

3. Работа над ситуацией.

В чём проблема у каждого ребёнка?

Вадик во всём старается быть похожим на других ребят. Его мама не понимает, почему он просит купить такой же телефон как у Вани и Коли.

Марина хорошо подготовилась к уроку, но когда учитель спросил её, она сказала, что не выполнила задание.

4. Оздоровительная минутка.

5. Упражнение «Надень маску».

« Надеть» маску уверенности-неуверенности.

Подойти и спросить» «Как тебя зовут?»

Улыбнуться.

III . Итог занятия.

Рефлексия.

Что нас делает более уверенными в себе? (знания, душевные качества, друзья, семья)?

ТЕМА: Я становлюсь уверенней.

ЦЕЛЬ: способствовать личностному росту подростка.

ЗАДАЧИ: формирование позитивной самооценки;

коррекция мышления через развитие способности к самоанализу;

ХОД ЗАНЯТИЯ.

I . Орг. момент.

Психоэмоциональный настрой: игра-приветствие «Ты мне нравишься».

II . Основная часть.

1. Актуализация знаний.

Что или кто делает нас увереннее?

2. Работа с текстом.

В далёкой стране на берегу моря рос сад. Там было много разных деревьев. В этом саду отдыхали путники, а птицы вили гнёзда. И было там одно молодое дерево. Ему предстояло его первое лето.

Молодое дерево чувствовало себя неважно. Его ветки стали быстро расти и от этого всё время ныли. Корни уставали тянуть влагу из земли. Его нездоровый вид раздражал взрослые деревья. Молодое дерево очень переживало.

Шли дни, и наступило лето. И вот однажды на море поднялся шторм. Поднялся сильный ветер и стал трепать деревья. Нашему дереву было очень страшно. Но вот шторм стих. Оглянувшись вокруг, оно увидело сломанные ветки своих соседей. Само оно потеряло много листьев и бутонов.

Следующий день выдался солнечный и жаркий. Молодое дерево грустило. Тут к саду подошла старушка. Видно было, что она устала. Облокотившись о ствол Молодого дерева, старушка посмотрела на корявые ветки с редкой листвой и вздохнула. Дерево расстроилось, что не может укрыть старушку от жары, что ему захотелось плакать. На коре выступила маленькая блестящая капелька. Старушка заметила появление смолы и немного собрала его в чашку.

«Оказывается это непростое дерево». Старушка погладила дерево и ушла. Молодому деревцу впервые стало спокойно и хорошо.

Проснувшись следующим утром, Молодое дерево взглянуло на себя и увидело на своих ветках нежно-розовые цветы. Оно так обрадовалось! Зашелестело листьями. Все вокруг стали поздравлять его с первыми цветами.

В то лето было ещё много бурь. Молодое дерево, хотя и боялось каждый раз. Всё-таки пережило их. А в августе на нём появились плоды.

Обсуждение.

Каким было Молодое дерево вначале? Как оно себя чувствовало?

Что произошло после бури?

Что произошло с деревом, когда оно почувствовало себя нужным? Стало ли оно уверенным в себе?

3. «Звезда уверенности».

На доске вывешивается плакат с положительными качествами.

Дети рисуют звезду с лучиками. Выбирает из списка качества, которые находят у себя, и записывают.

4. Оздоровительная минутка.

5. Мини-дискуссия.

Обсуждение фразы «Уверенный в себе человек относится с уважением к окружающим».

«Я уважаю…. за его….».

III . Итог занятия.

«Портрет». Нарисовать словесный портрет уверенного в себе человека.

ТЕМА: Моё мнение.

ЦЕЛЬ: способствовать личностному развитию подростков.

ЗАДАЧИ: формирование лидерских качеств;

коррекция личностной сферы через развитие коммуникативных способностей;

воспитание и развитие позитивных качеств личности.

ХОД ЗАНЯТИЯ.

I . Орг. момент.

II . Основная часть.

1. Коррекционное упражнение.

Дети запоминают и записывают в обратном порядке качества: доброжелательность, приветливость, вежливость, трудолюбие.

2. Работа по теме.

Какое из этих качеств, по твоему мнению, присутствует в твоём характере?

Почему хорошо иметь данное качество?

Составь предложение с одним из этих слов.

Все ли выбрали одинаковое качество?

Почему у людей существуют разные интересы, вкусы?

Что значит иметь своё мнение? Хорошо ли это? Почему?

3. Продолжи фразу.

По-моему мнению, знания нужны…

По-моему мнению, каникулы нужно проводить….

Высказывания детей.

III . Итог занятия.

Рефлексия. Я имею своё мнение. Это мне поможет…..

ТЕМА: Важный разговор: наркотики.

ЦЕЛЬ: способствовать личностному росту воспитанников.

ЗАДАЧИ: изучение ориентации подростков на привлекательный для них образ жизни;

коррекция личностной сферы через стимулирование волевых усилий в реализации поведения;

воспитание уверенности в себе.

ХОД ЗАНЯТИЯ.

I . Орг. момент.

Психоэмоциональный настрой: игра-приветствие «Ты мне нравишься».

II . Основная часть.

1. Анализ ситуации.

- Будь осторожна! – сказала как-то большая рыбка маленькой. – Вот это крючок! Не трогай его! Не хватай!

- Почему? – спросила маленькая рыбка.

- По двум причинам, - ответила большая рыбка. – Начнём с того, что если ты схватишь его, тебя поймают, обваляют в муке и пожарят на сковородке. А затем съедят с гарниром из салата.

- Ой, ой! Спасибо тебе большое, что предупредила! Ты спасла мне жизнь! А вторая причина?

- А вторая причина в том – объяснила большая рыба, - что я хочу тебя съесть!

Обсуждение.

В какой ситуации оказалась маленькая рыбка?

Может ли человек оказаться в подобной ситуации?

Почему нельзя слушать чужих людей, брать у них незнакомые предметы, пробовать незнакомые продукты?

2. Беседа по теме.

Существуют одурманивающие средства, попробовав которые, человек попадает в очень серьёзное опасное положение. Эти вещества называются наркотиками. От наркотической зависимости очень тяжело избавиться, вылечиться. То, кто распространяет наркотики, совершает преступление.

Вопросы детей.

3. Практическая работа.

Я никогда не буду принимать наркотики!

Какой вред приносят наркотики?

Из-за чего начинают принимать наркотики?

4. «Моё свободное время».

Чем можно заменить вредные привычки?

Назовите свои любимые интересные дела.

III . Итог занятия.

Наркотики опасны для моего здоровья.

ТЕМА: Важный разговор: алкоголь.

ЦЕЛЬ: способствовать личностному росту подростков.

ЗАДАЧИ : ориентация подростков на здоровый образ жизни;

воспитание твёрдости и решительности характера.

ХОД ЗАНЯТИЯ.

I . Орг. момент.

Коллективное рисование «У нас дома праздник».

Как вы думаете, какие напитки пьют гости?

II . Основная часть.

1. Беседа по теме.

Зачем пьют алкогольные напитки?

Что такое алкоголь?

Алкоголь – вещество, которое содержится в спиртных напитках.

Приходилось ли вам общаться с людьми, которые выпили много алкогольных напитков?

Какое чувство вызывают у вас пьющие люди?

2. Рассказ воспитателя о вреде алкоголя.

Организм постепенно привыкает к алкоголю и требует его всё больше. Возникает болезнь – алкоголизм. Алкоголь – средство, которое способно человека разумного превратить в безрассудного. У ребёнка негативные изменения происходят через 3-4 года.

3. Оздоровительная минутка.

4. Выбери правильный ответ.

    Спасибо, вино опасно для моего здоровья, поэтому я воздержусь

    Спасибо, у меня тренировка

    Спасибо, но я вынужден уйти, меня ждут дома

    Спасибо, с удовольствием попробую

Свои примеры отказа от алкоголя.

III . Итог занятия.

«Дерево решений».

Вывешен плакат. Решение: «Я никогда не буду пить!»

Дети рисуют и раскрашивают выбранную половину дерева.

Вывод: Каждый - хозяин своей жизни и здоровья. Как каждый из вас решит, так и будет.

ТЕМА: Что такое агрессия?

ЦЕЛЬ: формировать потребность в личностном самоизменении.

ЗАДАЧИ: помощь подросткам в осознании негативности агрессивного поведения;

коррекция мышления через развитие навыка анализа;

создание условий для воспитания доброжелательной личности.

ХОД ЗАНЯТИЯ.

I . Орг. момент.

Психоэмоциональный настрой: игра-приветствие «Ты мой друг».

II . Основная часть.

1. Задание «Мои положительные и отрицательные качества».

Записать негативные и позитивные личностные качества.

Какие из качеств относятся к агрессивным?

2. Работа по теме.

Агрессия – поведение, основанное на эмоции гнева, злости. Иногда проявлять агрессию это нормально. В каких случаях?

3. Покажи агрессивного человека.

Мимически показать агрессивного человека.

Привлекательны ли вы в таком состоянии?

4. Ассоциация слов агрессия и улыбка .

В чём вы видите отличие?

5. Работа над ситуациями.

Как поступить?

На перемене Лёва обидно обозвал Ваню. И тогда Ваня…

На уроке Лена постоянно залезала локтями на парту Светы. И тогда Света…

Петя рассказал Саше свой секрет. Но Саша передал его другим ребятам. И тогда Петя….

III . Итог занятия. Как я обычно реагирую на агрессивное поведение?

ТЕМА: Как справиться с упрямством.

ЦЕЛЬ: формировать потребность в личностном росте.

ЗАДАЧИ: формирование умения анализировать последствия своего поведения;

коррекция эмоционально-волевой сферы через развитие навыка самоконтроля;

создание условий для воспитания послушания.

ХОД ЗАНЯТИЯ.

I . Орг. момент.

Психоэмоциональный настрой: игра-приветствие «Я рад встрече».

II . Основная часть.

1. «Портрет».

Составить коллективный портрет ученика, которым все довольны.

    Чистит зубы

    Слушает взрослых

    Учит уроки

    Сидит спокойно

    Разговаривает вежливо

Затем перед словами ставится не .

Как выглядит непослушный, упрямый ученик?

2. Закончи предложение.

Упрямство мешает, когда…

Упрямство помогает, когда…

Вывод. Можно быть упрямым, если не вредит другим.

3 «Корзинка непослушания».

Вспомнить случаи упрямства.

«Копилка слов»: не хочу, не буду, не так, нет, никогда.

В чём различие между упрямством и агрессией?

4. Оздоровительная минутка.

5. Работа с текстом «Упрямые ослики».

Придумать своё окончание. Инсценирование.

III . Итог занятия.

Рефлексия. Как справиться с упрямством?

ТЕМА: Говорите правильно.

ЦЕЛЬ: формировать потребность в самоизменении.

ЗАДАЧИ: развитие навыка речевого этикета;

коррекция мышления через развитие основных видов восприятия;

воспитание качеств вежливого человека.

ХОД ЗАНЯТИЯ.

I . Орг. момент.

Игра «Волшебный стул».

Сидящий на стуле теряет все плохие качества.

II . Основная часть.

1. Задание.

Расскажите о своих друзьях таким тоном, чтобы было понятие, что они вам нравятся, вы заботитесь о них и любите с ними играть.

2. Беседа по теме.

В каких ситуациях мы говорим громко, а в каких тихо?

Как надо разговаривать в кино, театре? А на улице?

Громко или тихо надо петь колыбельные песни? Почему?

3. Работа со скороговорками.

Кошка Крошка на окошке кашку кушала по крошке.

4. Объяснить смысл пословиц.

За твоим языком не поспешишь босиком.

Пищит как цыплёнок.

5. Оздоровительная минутка «Гора».

6. Работа с текстом.

Я любил подсмеиваться над своими приятелями. У моих приятелей было много недостатков, и поэтому я смеялся целыми днями. Например, выходил во двор, а там Юрка учился кататься на своём велосипеде. Глаза вытаращил, а ноги – в разные стороны. Как каракатица! Ну как тут не засмеяться! Я и начал хохотать. Или как-то играл с Вовкой в футбол, а он раз – и попал мячом в свою бабушку. Я смеялся до слёз. И так всё время.

Как-то раз я сказал отцу: « Юрка дуралей! Я выменял у него цветные карандаши за какой-то ножик!» «Да? – удивился отец. – А сейчас иду через двор, а твой Юрка говорит какому-то мальчишке про тебя: «Егор осёл! Обменял такой ножик на ерундовые карандаши!» Вот так-то!

Я обиделся и хотел уйти, но отец остановил меня:

- Ты любишь смеяться над другими, а когда над тобой смеются – не любишь. Это никуда не годится! Знаешь, над кем смеяться интереснее всего?

- Над кем?

- Над собой! Смотри на себя как бы со стороны и увидишь в себе много смешного.

Обсуждение.

Можно ли смеяться над недостатками других? Почему?

III . Итог занятия.

Рефлексия. Я знаю, как нужно разговаривать…

ТЕМА: Здравствуй, мир! Здравствуй, друг!

ЦЕЛЬ: формирование позитивных взаимоотношений со взрослыми и детьми.

ЗАДАЧИ: расширение представлений подростков об общении;

воспитание доброжелательных взаимоотношений в коллективе.

ХОД ЗАНЯТИЯ.

I . Орг. момент.

Игра «Буква».

Участники становятся в затылок друг друга. Воспитатель выводит букву на спине последнего. Он в свою очередь должен угадать букву и «нарисовать» её на спине впереди стоящего.

II . Основная часть.

1. Игра «Ассоциации».

Называть любые слова, приходящие на ум в ответ на слово класс.

2. Упражнение «Групповая оценка».

Раздаются листки со списком класса. Дети отмечают по 2 положительных качества у одноклассников.

Выбор трёх качеств, повторяющихся чаще всего.

3. Упражнение «Сказочники».

В некотором царстве, в некотором государстве жили-были дети 6а класса…

Продолжить, добавляя по предложению от каждого.

III . Итог занятия.

Рефлексия. Я считаю…

Я думаю…

ТЕМА: Умею ли я проявлять уважение к людям?

ЦЕЛЬ: создание условий для развития положительных взаимоотношений.

ЗАДАЧИ: формирование умения проявлять уважение к людям;

коррекция личностной сферы через стимулирование нравственно-ценных мотивов поведения;

воспитание добрых чувств к людям.

ХОД ЗАНЯТИЯ.

I . Орг. момент.

Психоэмоциональный настрой: игра «Комплимент».

II . Основная часть.

1. Обсуждение надписи на доске Настоящий человек относится с уважением к окружающим.

2. Упражнение «Я уважаю (имя) за его (качество личности).

3. Задание «Подумай».

Бывает ли так, что человека не за что уважать?

Вывод. У каждого человека есть «светлая» сторона, и соответствующие качества, за которые его можно уважать.

4. Оздоровительная минутка.

5. Работа с текстом.

В одном лесу среди цветов и душистых трав жила юная и удивительно красивая бабочка Марго. Она была робкой и воспитанной. Весь день она порхала с цветка на цветок, лакомясь нектаром, и танцевала.

И вот один раз пчёлка Галя, собирая нектар в свой улей, сказала Марго, что нехорошо целыми днями только танцевать, надо обязательно заниматься чем-то полезным. Марго решила по совету пчелы собирать нектар. Но быстро устала, перепачкала свои прекрасные крылья и загрустила.

В следующий раз кузнечик Кузя посоветовал бабочке научиться высоко-высоко прыгать. На что червячок. Предложил Марго научиться рыхлить землю. Насекомые стали спорить, что должна уметь делать бабочка. И вскоре пришли к выводу, что Марго самое бесполезное существо на земле.

Марго тихонечко заплакала. Оглянувшись, она заметила, что солнце уже зашло за горизонт, и вокруг стало темно и страшно. Тяжело вздохнув, она полетела домой. И вдруг она увидела миллионы ярко переливающихся огней, повисших на травинках, а вокруг странные звуки. Марго присмотрелась. Чем больше она прислушивалась, тем ей больше нравился этот звук. Подойдя совсем близко, бабочка увидела, что огоньки – это жучки!

- Вы кто? – спросила у них Марго.

- Мы – сверчки. Ты очень красивая. Но почему ты не спишь?

Марго рассказала им всё. Сверчки успокоили Марго. Они сказали ей, что у каждого своё предназначение и Марго, когда вырастет, сама решит, чем ей заниматься.

Марго добралась до дома и заснула. Ей больше не было грустно.

Обсуждение.

Что значит уметь проявлять уважение к другим?

Кто из насекомых проявил уважение к бабочке? Как это помогло ей?

Приведите примеры ситуаций, когда вы проявляли уважение к другим и этим помогли им?

III . Итог занятия.

Рефлексия. Я умею проявлять уважение к людям, потому что….

ТЕМА: Умею ли я вести себя в обществе?

ЦЕЛЬ:

ЗАДАЧИ: расширение знаний подростков о правилах поведения в обществе;

коррекция межличностных отношений через моделирование нужных форм поведения;

воспитание доброжелательности и общительности.

ХОД ЗАНЯТИЯ.

I . Орг. момент.

Психоэмоциональный настрой: игра-приветствие «Я рад встрече».

II . Основная часть.

1. Анализ текста.

Пете не нравились уроки «вежливости», которые он часто получал от мамы и в школе. Почему-то не хотелось им следовать.

Однажды Петя вышел в школьный двор, сел на лавочку и задумался. Вдруг на край скамейки села маленькая фея и позвала Петю с собой. В какой-то момент они оказались в странном городе, где было мало света, много мусора и бегали невысокие длиннорукие люди. К Пете подошёл мальчик, и сказал: «Пошли со мной в гости к приятелям». «Спасибо», - ответил Петя. Мальчик рассмеялся: «В нашем городе не говорят спасибо». Они вошли в большую грязную комнату. За столом сидели дети и ели кашу с черносливом прямо руками. Косточки бросали на пол. «Здравствуйте», - поприветствовал их Петя. Никто не ответил. «Мы не знаем такого слова», - сказал мальчик. Дети за столом мешали друг другу, толкаясь локтями, хватали со стола конфеты, пирожные и складывали их в карманы.

Пете стало грустно. Он захотел домой. Следовать советам длиннорукого мальчика не хотелось. Внезапно появилась фея, и Петя вновь оказался дома.

Обсуждение.

Перечислите известные вам правила поведения в обществе.

2. Беседа по теме.

Словарная работа. Значение слова общество.

Назвать известные общественные места.

Почему следует соблюдать правила поведения в обществе?

3. Вспоминаем правила поведения.

    На улице, в транспорте, в кино, в школе.

4. Оздоровительная минутка.

5. Игра «Правильный ответ».

Во время поездки на автобусе можно:

Громко разговаривать, петь песни, требовать себе место, вставать ногами на сиденье, уступать место старшим, ставить на сиденье грязные вещи.

III . Итог занятия.

Рефлексия. Я соблюдаю правила поведения, потому что…

ТЕМА: К чему приводит грубость.

ЦЕЛЬ: способствовать развитию социального интеллекта.

ЗАДАЧИ: демонстрация подростку последствий неправильных реакций и поступков в общении;

коррекция личностной сферы через развитие навыка самоконтроля;

привитие доброжелательности и дружелюбия.

ХОД ЗАНЯТИЯ.

I . Орг. момент.

Психоэмоциональный настрой: игра-приветствие «Ты мне нравишься».

II . Основная часть.

1. Найди лишнее слово.

Дружелюбный, весёлый, доброжелательный.

Грубый, драчливый, ленивый.

2. Беседа по теме.

Как выглядит агрессивный человек?

Какие слова чаще всего употребляет грубый человек?

В каких ситуациях вы были грубыми?

Как вы себя чувствуете после такого?

3. Мини дискуссия.

Грубым быть плохо…

Грубым быть хорошо…

4. Оздоровительная минутка.

5. Разыгрывание ситуаций.

Как можно исправить ситуацию?

III . Итог занятия.

Рефлексия. Я бываю грубым, и это мне мешает….

ТЕМА: Просто ли помириться?

ЦЕЛЬ: создание условий для положительных взаимоотношений.

ЗАДАЧИ: знакомство детей с возможными способами разрешения конфликтов;

коррекция межличностных отношений через расширение поведенческого диапазона;

воспитание дружелюбия и доброжелательности.

ХОД ЗАНЯТИЯ.

I . Орг. момент.

Психоэмоциональный настрой: игра-приветствие «Ты мне нравишься».

II . Основная часть.

1. Беседа по теме.

Какие чувства возникают в начале конфликта? А по его окончанию?

Все ли люди одинаково ведут себя во время конфликта? Почему?

Можно ли предвидеть конфликт? Поясните.

2. Угадай ссорящихся.

Загадывают двух человек, которые будут ссориться. Водящих отгадывает конфликтующих.

3. Анализ ситуации.

Учительница Вера Антоновна сделала Вале несправедливое замечание.

Мама лишила Валю на неделю компьютера за несправедливое замечание в дневнике.

Матвей подговорил ребят обстрелять Валю на прогулке из трубочек.

Варианты развития.

4. Работа с текстом.

Жил на свете человек, который умел видеть цвет снега. «О, вчера снег был светло-синий, а сегодня розовый», - радовался он.

Шло время. Человек стал большим начальником. Он теперь не ходил пешком. У него теперь не было времени разговаривать со снегом. Человек стал носить тёмные очки. Через них снег всегда казался коричневым.

Но однажды машина сломалась, и он пошёл пешком. Его внимание привлекла женщина, копающаяся в мусорном баке. «Надо дать ей денег», - подумал человек и полез в карман за бумажником. Но его не оказалось. Тогда он снял очки и протянул их женщине. Сняв очки, он зашатался от удивления: вокруг лежал розовый, зелёный, синий снег. Он искрился, и, казалось, пел.

- Я не буду больше носить очки. Я хочу видеть, так как умею.

А вокруг лежал разноцветный снег, и разноцветными улыбками были раскрашены лица людей.

Обсуждение.

Почему человек перестал пользоваться своим даром?

Что помогло ему вновь стать самим собой?

Почему важно быть таким, какой ты есть?

III . Итог занятия.

Рефлексия. Просто ли помириться?

ТЕМА: Привычки и вкусы поколений.

ЦЕЛЬ: формирование интереса и уважения к людям Земли, их деятельности, культуре и быту.

ЗАДАЧИ: познакомить с понятиями предок, потомок, поколение;

коррекция личностной сферы через развитие нравственно значимых качеств (уважение, толерантность);

воспитание толерантного отношения к людям.

ХОД ЗАНЯТИЯ.

I . Орг. момент.

Кроссворд с ключевым словом поколение.

Словарная работа со словами предки, поколение .

II . Основная часть.

1. Беседа по теме.

Цветущий луг. Тропинки и дорожки.

Осинки. Старый дом и тишина.

Ну, разве что-то может быть дороже,

Чем ты, моя родная сторона?

Что вы знаете об истории родного края?

Чем занимались наши предки?

Семья – это муж и жена, дом, родители и дети, бабушки и дедушки. Это заботы и радость, привычки и традиции.

2. Словарная работа.

Род ина, род ители, род ственники, род ные.

Очень часто познания о собственном происхождении обрывочны. Это беда.

3. Работа по теме.

Подумай «Неуважение к предкам – явный путь к безнравственности » Пушкин.

Словарь безнравственность.

Почему важно знать свои корни?

4. Оздоровительная минутка.

5. Это надо знать.

Родословная – перечень поколений одного рода.

Род – ряд поколений, происходящих от одного предка.

Предок – древний предшественник роду.

Семейные реликвии – семейные фотографии и старинные вещи рода.

III . Итог занятия.

Человеку важно знать свои корни . Как вы понимаете эти слова?

Конспект психокоррекционного занятия по развитию личности

Для детей старшего дошкольного возраста

компенсирующий направленности ФФНр /6 -7 лет/.

Тема: «Первые Отечественные космонавты».

Учитель - логопед

О.Ф. Иванова.

Дата проведения : апрель

Продолжительность : 30 минут

Цель : Прививать детям любовь к Родине и гордость за Отечественных космонавтах.

Коррекционно - образовательные задачи: - Формировать первичные знания детей о Родине и Отечественных космонавтах, профессиях людей, помогающих им в освоении космоса. - Расширять знания детей о планете Земля, Космосе, Солнечной системе;

Коррекционно - развивающие задачи: - Формировать продолжительность выдоха; - Уточнить правило написание слов с заглавной буквы. - Формирование графических навыков; - Образование родительного падежа единственного и множественного числа существительных; - Закрепить умение детей задавать вопросы со словом «Сколько» - Обогащение словаря: Отечество, планеты, звёзды, орбиты, Солнечная система, безвоздушное пространство, скафандр, спутник.

Коррекционно - воспитательные задачи: - Развитие любознательности и гордости за Отечественных космонавтов; - Развивать способность к принятию собственных решений.

Социально-коммуникативное развитие:

Развитие общения и доброжелательного взаимодействия ребёнка со сверстниками. - Активизация словаря: Родина, забота, тренировка, ловкие, смелые, отважные.

Художественно эстетическое развитие:

Развитие предпосылок смыслового восприятия окружающей действительности. - Реализация самостоятельной творческой и духовной деятельности детей.

Физическое развитие .

Овладение элементарными правилами здорового образа жизни.

Предварительная работа.

  1. Чтение и рассматривание иллюстраций книги дважды героя Советского Союза, лётчика космонавта Алексея Леонова «Выхожу в космос», энциклопедии «Космос»

О первом космическом полёте Ю.А. Гагарина вокруг Земли;

О главном конструкторе С.П. Королёве;

О первой женщине космонавте В. Н. Терешковой;

О строителях ракет;

О спортивной подготовке Отечественных космонавтах.

3. Разучивание стихов, загадок, песен о Космосе, Отечественных космонавтах

Стихи: «Наш звездолёт» . Раиль Фархади

«Космонавт». Д. Чибисов

Песни : - «И на Марсе будут яблони цвести» и музыкальный фон во время рисования.

- « Я верю друзья караваны ракет…».

Загадки :

Утром выглянем в оконце - нам навстречу светит… / Солнц е/.

Ночью светит нам она, белолицая… /Луна /.

Рассыпался горох на тысячи дорог. /Звёзды /.

Светит, сверкает, всех согревает. /Солнце /.

Над бабушкиной избушкой висит хлеба краюшка. /Месяц/ .

Ночью на небе один золотистый апельсин. Миновали две недели, апельсина мы не ели, Но осталась в небе только апельсиновая долька. /Луна/.

  1. Рассматривание марок, этикеток и значков о Космосе, глобус Земли, плакат Солнечной системы, карты космических полётов.
  2. Рисунки, аппликации, лепка детей: звёзд на ночном небе, ракет, комет, космонавтов в скафандрах.
  3. Сюжетно-ролевая игра в группе «Космос».

Материал и оборудование :

  1. Слайды по книге летчика - космонавта Алексея Леонова «Выхожу в космос».
  2. Макет ракеты, ширма, Карта космических полётов, плакат Солнечной системы.
  3. Головной убор - колпак звездочёта, борода, подзорная труба /или телескоп /, накидка.
  4. Силуэты ракет на тесьме для дыхательной гимнастики / по количеству детей /.
  5. Модель Марсианина - «Соедини по цифрам от 1 до 8», карандаши.
  6. Призовые фишки - звёзды.

Методы психокоррекции:

Регуляция психофизических и эмоциональных нагрузок связи с возрастом и индивидуальными особенностями; - музыкотерапию, психогимнастику, показ слайдов; - приемы организационных форм работы на устранение последствий неправильного воспитания. - индивидуальная помощь, ориентированная на решение проблем, связанных с нарушением коммуникативных функций, с затруднениями, возникающими при общении в логопедической группе.

Ход коррекционной деятельности :

  1. Орг. момент : Дети заходят под песню «И на Марсе будут яблони цвести».

На доске карта Космических полётов и Солнечной системы

Посмотрите внимательно на Карту Космических полётов и отгадайте загадку:

- «Поле не меряно, овцы не считаны, пастух рогат». /Небо, звёзды, месяц /.

Кто создаёт карты Звёздного неба, Космических полётов? /Ответы детей / - Как называли людей, которые считали звёзды? /Звёздочёты или астрономы /.

Молодцы! Вы получили первую звезду (размещаем на фланелеграфе).

  1. Рассказ педагога :

С давних пор людей интересовало Солнце, Луна, звёзды, звёздное небо. Астрономы и звездочёты создавали карту Звёздного неба и карту Солнечной системы. Люди мечтали, любуясь на звёздное небо, загадывали желания и придумывали небесным телам красивые имена. Они посвящали этому всю свою жизнь

Что изобрели люди, что бы лучше различать далёкие звёзды? /Подзорную трубу, телескоп /. - Внимательно приглядитесь к звёздному небу, постарайтесь представить звёздное небо.

На секунду закройте глаза. /Звучит отрывок из «Космической оперы» Д. Маруани /

/Педагог за ширмой надевает бороду, колпак и накидку /. И встречайте гостя!

3 . Встреча со Звездочётом .

Здравствуйте, уважаемые Земляне! Это Вы пригласили меня - Звёздочёта в гости?

Знаете, почему меня зовут Звездочёт? /Человек, который считает звёзды /.

Звездочёт: Я не только звёзды считаю, а исследую все небесные тела - планеты, кометы, созвездия, чёрные дыры… Каждый день я смотрю в телескоп на звёзды, считаю их. Если появится новая звезда, даю ей новое имя, затем наношу её на карту Звёздного неба.

Куда Вы сегодня летите? / ответы детей /.

Молодцы! Вручаю вам межпланетные ракеты и вторую звезду в награду.

  1. «Летит ракета ». Дыхательная гимнастика.

Звездочёт: Ваши ракеты удачно приземлились. - Хорошо! Вы настоящие космонавты! Вручаю вам ещё одну звезду!

  1. Психогимнастика.
  2. - К ак вы готовились к полёту? / тренировались/ - Молодцы! Сейчас проверим; Космонавты, на зарядку - становись!

Звездочёт: Физическая подготовка у вас хорошая. Прекрасно подготовились, молодцы!

  1. Просмотр слайдов о Космосе .

Я с детства мечтал, наблюдал, изучал Космос.

Так хочется проверить ваши знания. Приглашаю вас в «кинозал» За каждый правильный ответ дарю вам звезду.

Что такое Земля? /Земля - это наша планета/

Посмотрите, как из Космоса выглядит восход Солнца над Землёй.

Показ слайда № 1 . Восход Солнца.

Солнце - это звезда или планета? Почему?

Какие планеты Солнечной системы вы знаете? /Венера, Марс, Сатурн, Юпитер, Плутон, Нептун /.

Великолепно! Полюбуйтесь на «Строение Солнечной системы».

Вокруг планеты Земля вы можете рассмотреть верный Спутник Земли.

Называется этот спутник …/Луна/.

Отлично! - А сможете ли Вы просто так прилететь и пройтись по Луне?

/Там, нет воздуха, поэтому на Луне низкая температура и нужен скафандр/.

Показ слайда № 2

  • Скафандр космонавта как космический корабль, только сделан по размерам человеческого тела.
  • Кто первым решился покинуть Землю и улететь в космос?

Показ слайда № 3 . Обратите внимание в скафандре - герой Советского Союза, первый лётчик-космонавт Земли и нашей Родины. Как его зовут?

  • Юрий Алексеевич Гагарин. / За правильный ответ вручается звезда/ .
  • Как зовут первую женщину космонавта?

Показ слайда № 4 . Посмотрите это портрет первой женщины Героя Советского Союза Лётчик - космонавт её имя… - Валентина Владимировна Николаева - Терешкова. Её позывной - Чайка.

Для чего нужны позывные космонавтам? /Позывные напоминают о том, что Родина всегда помнит и следит за безопасным направлением полёта /

  • А вы знаете, какой космонавт первым вышел из космического корабля в открытый космос?
  • Это дважды герой Советского Союза, лётчик-космонавт Алексей Леонов.
  • Кто написал нашу любимую книгу и нарисовал эти рисунки?

Показ слайда № 5 .

  1. «Встреча с Марсианином» .

Звездочёт /в руках телескоп /. Недавно я рассмотрел в телескоп на Марсе существо с добрым, счастливым лицом, и назвал Марсианином.

Вы хотите нарисовать Марсианина? Возьмите на столе листочки и карандаши. Соединяем точки по порядку номеров от 1 до 8. Цифру 8 с цифрой -1.

/Музыкальный фон - песня «И на Марсе будут яблони цвести»./

  • Чего нет у Марсианина? - /Нет рта, нет глаз, нет ушей, волос, пальцев… а
  • /Дети самостоятельно выбирают и дорисовывают части тела и лица/.

Звездочёт : Давайте, немного пофантазируем: придумайте имя каждый своему Марсианину, подпишите свои работы. И получите награду - Звезду!

Напоминаю правило - имя Марсианина, так же, как имя человека пишем к какой буквы?

  • Пишем с заглавной буквы /.

Дети пишут и читают - каждый своё имя , а Звездочёт награждает детей звёздами.

  • Ваши Марсиане мне понравились. Кому ещё могут понравиться добрые инопланетяне?
  • Почему они нравятся Землянам?

А мне нравитесь вы! Следующая звезда спустилась на фланелеграф!

  1. Любите путешествовать? Готовимся к посадке на Космический корабль.

Звездочёт : будущие исследователи Космоса ещё раз взгляните на Карту космических полётов и задайте мне вопрос со словом «Сколько?»

Дети друг за другом задают вопрос.

Сколько жёлтых /голубых, красных / звёзд на небе? &n

Документы для скачивания:

Разделы: Коррекционная педагогика

В последнее время в специальном дошкольном образовании заметно усилился интерес к использованию различных нетрадиционных методов при коррекции с дошкольниками, имеющие различные нарушения в развитии.

Эти методы терапии принадлежат к числу эффективных средств коррекции, все чаще применяемых в специальной педагогике. Эффект их применения зависит от умения использовать новые возможности, включать действенные методы в систему коррекционно-развивающего процесса, создавая психофизиологический комфорт детям во время занятий. Кроме того, методы и приемы помогают организовать занятия интереснее и разнообразнее.

Анализ литературы показывает, что использование элементов различных нетрадиционных методов коррекции представляют для педагогов не часть содержания коррекционного воздействия, а дополнительный набор возможностей коррекции нарушений в развитии ребенка.

Перед собой мы ставили цель - создание условий для развития и коррекции познавательной и личностной сфер дошкольников с проблемами развития в коррекционно-развивающем процессе с использованием нетрадиционных методов обучения.

С этой целью мы ставили следующие задачи:

1. Коррекция недостатков в личностной и эмоциональных сферах:

  • формирование у детей волевых качеств;
  • устранение и предупреждение качеств характера (агрессивность, вспыльчивость, упрямство и др.);
  • формирование навыков общения со взрослыми и сверстниками;
  • коррекция психоэмоциональных нарушений путем использования приемов массажа, пластических этюдов, мимических и релаксационных упражнений.

2. Преодоление недостатков в речевом общении:

  • развитие фонематического слуха и фонематического восприятия;
  • развитие лексико-грамматического строя речи;
  • формирование навыков и умений связного высказывания;
  • формирование первоначального навыка письма и чтения.

3. Формирование психических предпосылок для развития высших психических функций:

  • развитие общей и мелкой моторики;
  • развитие графо-моторных навыков;
  • формирование чувства ритма.

4. Формирование высших психических функций:

  • развитие способностей к концентрации, распределению внимания;
  • развитие зрительной, слуховой и вербальной памяти;
  • развитие творческих способностей: воображения, фантазии.

5. Формирование ведущих видов деятельности:

На сегодняшний день методов нетрадиционного воздействия известно достаточно много, и эти методы направлены на нормализацию мышечного тонуса и улучшения психоэмоционального состояния детей.

Практический опыт коррекционной работы различными нетрадиционными методами, показывает ее большой эффект в работе с детьми, имеющие различные нарушения в развитии.

Поподробнее остановимся на некоторых из них.

Наиболее распространен в коррекционной работе с дошкольниками - метод воздействия средствами изобразительного искусства (изотерапия - рисование, лепка), который применяется при наличии психосоматических и личностных нарушений (переживаний чувств, одиночества, повышенная тревожность, низкая самооценка).

Применение в работе методами средств изобразительного искусства с дошкольниками позволяет получить положительные результаты:

  • создаются благоприятные условия для развития замкнутых детей;
  • оказывается влияния на осознание ребенком своих переживаний, уверенности в себе за счет признания ценности продукта, созданного ребенком.

На занятиях мы читаем детям художественные произведения, учим слушать, понимать тексты и эмоционально откликаться на воображаемые события.

Стараемся создавать условия для эмоционального и творческого самовыражения посредством создания художественного образа. Формируем оценочное отношение к результату и добиваемся речевой активности детей.

Реализовать эти задачи помогает проведение занятий, типа «Домик для лесовичков» , а также другие занятия, которые стимулируют развитие навыков совместной коллективной деятельности («Волшебное дерево», «Разноцветная мастерская» ).

По ходу занятий необходимо развивать дружеские взаимоотношения, чувство доверия к товарищам по группе, а также активизировать творческое мышление детей, вызывать у них интерес к совместному творчеству.

Занятие-игра средствами изобразительного искусства

1) «Домик для лесовичков»

  • сплочение группы и активизация взаимодействия между ее участниками с помощью решения общей проблемы;
  • развивать коммуникативные качества личности: внимание, чуткое отношение к чужим проблемам, стремление заботиться о других;
  • стимулировать речевые комментарии к продукту изобразительной деятельности со стороны детей;
  • развивать мелкую моторику.

Другим видом, дающим положительные результаты в коррекционной работе с дошкольниками, является метод воздействия через восприятие музыки (музыкотерапия). Она применяется для коррекции психоэмоциональных состояний (у детей, имеющих невысокую самооценку, сниженный эмоциональный тонус, проблемы в развитии коммуникативной сферы).

В процессе музыкальных упражнений формируется музыкально-образное мышление, музыкальный слух, поддерживается желание слушать музыку, рассказывать о ней.

На занятиях используем следующие приемы:

  • прослушивание музыкальных произведений;
  • ритмические движения под музыку;
  • сочетание музыки с работой по развитию ручного праксиса;
  • пропевание чистоговорок под музыкальное сопровождение.

Воздействие через восприятие музыки способствует:

  • улучшению общего эмоционального состояния детей;
  • улучшению исполнения качества движений;
  • коррекции и развитию ощущений, восприятий, представлений;
  • стимуляции речевой функции;
  • нормализация просодической стороны речи (тембр, темп, ритм, выразительность интонации).

Использование музыки может быть не только этапом коррекционного воздействия, но и мягким, уютным, ненавязчивым фоном любого другого занятия.

Игры-упражнения через восприятие музыки

1. «Музыка и эмоции»

  • учить передавать эмоциональное состояние;
  • развивать образное мышление;
  • развивать слуховое внимание и восприятие;
  • обогащать словарь качественными прилагательными.

Описание: Дети слушают музыкальный отрывок и описывают настроение музыки - «веселая», «грустная», «сердитая», «довольная» и т.д.

2. «Танец игрушек в магазине»

  • снять мышечные зажимы;
  • активизировать творческое мышление и воображение;
  • производить коррекцию застенчивости, робости, негативизма.

Описание: Дети - «игрушки» в магазине. Педагог дотрагивается до «игрушки», она оживает и исполняет свой танец. «Игрушку», исполнившую свой лучший танец, педагог покупает.

3. «Огуречик»

  • развивать чувства темпа и ритма;
  • развивать выразительное интонирование.

Описание: Из детей выбирается «Ловишка», садится на стул. Остальные дети продвигаются к «Ловишке», грозят пальцем,проговаривают стихи. Затем «Ловищка» догоняет детей.

Коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы и психомоторики дошкольников с нарушениями развития осуществляется в таком методе, как метод коррекции с использованием танцевальных движений (кинезитерапия). Она способствует чувству ритма, снижает скованность, напряжение, формирует плавность, пластичность, умение владеть своим телом. Включает в себя - упражнения с элементами танца, коррекционную ритмику, психогимнастику.

Образно-ритмические и танцевально-двигательные упражнения формируют целостность движения детей. Положительный эмоциональный фон создает «ситуацию успеха», благоприятную для формирования личностных качеств, уверенности в себе, активности, инициативы. Шильдер писал: «Между последовательностью мышечных усилий и психическими установками имеется столь тесная связь, что не только психические установки влияют на состояние мышц, но и любая последовательность мышечных сокращений особым образом сказывается на психике...».

Игры-упражнения с использованием элемента танца

1. «Разминка»

  • закрепить умения детей соотносить предлоги - НА, ПОД, с движениями в процессе игры;
  • снять телесные зажимы;
  • эмоционально сблизить детей.

Описание: Дети двигаются под музыку, держа в руках схемы предлогов - НА, ПОД. Педагог хлопает один раз, дети останавливаются и показывают схему предлога - НА, два раза - схему предлога - ПОД.

2. «Гусеничка»

  • закреплять эмоциональные контакты;
  • стимулировать моторно-эмоциональное выражение;
  • развивать чувства ритма.

Описание: Дети с педагогом встают друг за другом, руки на поясе другого ребенка. Выполняют танцевальные движения. Главное, не выбиться из ритма, не разорвать цепочку.

3. «Поймай-ка»

  • развивать общую моторику;
  • развивать интонированное произношение стихотворения;
  • развивать чувство ритма.

Описание: Дети стоят в кругу, один в центре - он «Зайка». За кругом стоит «охотник». Дети проговаривают стихотворение:

Скачет зайка маленький
Около заваленки.
Быстро скачет зайка,
Ты его поймай-ка.

Ребенок «Зайка» скачет между детьми, ребенок «Охотник» догоняет его по следу.

Коррекционная ритмика широко используется на занятиях при коррекции психомоторного развития, чувства ритма. Она осуществляется на занятиях в виде ритмических игр, дыхательной гимнастики, воспроизведением заданого ритма. Для детей наиболее важным являются тренировка наблюдательности и развитие чувства ритма, темпа и времени, мыслительных способностей и фантазии.

Упражнения с использованием коррекционной ритмики

1. «Я движенья покажу, а что значит - не скажу»

Цель: развивать у детей зрительное и слуховое внимание.

Описание: Дети имитируют действия: умывание, игра с мяч, укачивание куклы.

2. «Конь»

Цель: развивать у детей чувство ритма.

Описание: Дети по тексту стихотворения выполняют движения - бьют ногой по полу, кивают головой, пружинят ногами, машут рукой.

В коррекционной работе с дошкольниками с нарушениями в развитии используется психогимнастика. Она включает в себя комплекс упражнений, игр, этюдов, целью которых является сохранение психического здоровья ребенка с проблемами или коррекция психоэмоциональных и моторных нарушений у детей. На занятиях дошкольники обучаются элементам техники выражения эмоций с помощью выразительных движений тела, навыкам релаксации.

Упражнения с использованием психогимнастики

  1. «Сьешь кислый лимон» (морщат нос);
  2. «Увидели драчуна» (нахмурили брови);
  3. «Увидели красивый цветок» (улыбнулись);
  4. «Толстячки-худышки» (надувать и втягивать щеки);
  5. «Посмотрите, что в кастрюле?» (повернуть голову вправо-влево, произнести звуки - А, Э).

На занятиях учитывается как физическое, так и эмоциональное состояние детей; с целью его регуляции упражнения сочетаются с минирелаксационными упражнениями.

Упражнения с использованием минирелаксации

1. «Сон на траве»

Цель: научить детей снимать накопившуюся усталость и напряжение.

Описание: Дети под спокойную музыку закрывают глаза, раслабляются и слушают педагога.

2) «Кулачок»

  • помочь осознать эффективные формы поведения;
  • учить детей мышечной релаксации.

Описание: Детям предлагается сжать кулачки, подержать какое-то время, а затем раскрыть и расслабить их. Педагог объясняет, что когда злишься, то становишься похожим на кулачок, а когда весело - то тело расслаблено, нам хорошо.

В группе с детьми с ЗПР используем дыхательную гимнастику А.Н. Стрельниковой. Особенно эффективны эти упражнения для детей с синдромом дефецита внимания и гиперактивности (СДВГ). Гимнастику мы включаем в коррекционные занятия, а также в режимные моменты. Упражнения активно включают в работу все части тела, и повышает общую физиологическую реакцию всего организма.

При развитии ручного праксиса, мы используем:

  • игры с пальчиками, сопровождающиеся стихами и потешками;
  • специальные упражнения без речевого сопровождения;
  • игры и действия с игрушками и предметами: раскладывание пуговиц, зерен; нанизывание бус, колечек на нитку, игры с мозайкой.

Среди многочисленных заданий занимают игры с мячом. Мы используем комплекс «Разминка», в который входят элементы массажа. Этот комплекс мы проводим в начале каждого занятия.

Работая в этом направлении, сделали следующие выводы :

  • игры с мячом помогают разнообразить виды деятельности на коррекционном занятии;
  • развивают крупную и мелкую моторику, ориентировку в пространстве;
  • помогают проводить работу над развитием просодических компонентов речи;
  • развивают и нормализуют эмоционально-волевую сферу, что важно для гипервозбудимых детей.

На следующем этапе работа направлена на развитии эмоционально-эстетических, нравственных качеств личности, это осуществляется с помощью метода воздействия через образ, театрализацию (имаготерапия), который мы проводим с помощью куклы. Детям показываются кукольные представления, просмотр и обсуждение которых способствует анализировать свои поступки и поступки других. На занятиях знакомим детей с эмоциями человека, которые учат распознавать разницу между чувствами и поступками, позволяют учить детей распознавать эмоциональные состояния по различным признакам (мимике, пантомимике, интонации).

Игры с куклами (пальчиковые, перчаточные) активизируют воображение и увлекают ребенка. В то же время она является для него психически безопасным видом деятельности. Кроме того, педагог получает возможность взаимодействия с ребенком посредством куклы, особенно с замкнутыми, стеснительными детьми, испытывающими трудности в общении.

С помощью куклы осуществляется коррекционная работа по преодолению страхов, агрессивности, негативных черт характера. В занятия включаются игры и различные сценки-этюды.

Сценки-этюды на преодоление выражение страха, агрессивного поведения

1. «Бабка-ежка»

Цель: борьба со страхами и боязнью сказочных персонажей.

Описание: Дети встают в круг, выбирается «Бабка-ежка». Дети раскручивают ее под стихотворение:

Бабка-ежка костяная ножка,
Кашку варила, детей ловила.

«Бабка-ежка» ловит детей и отводит в свою «избушку».

2. «Детский футбол»

  • стимулировать эмоции и выражать их посредством прямого высвобождения;
  • снять мышечное напряжение;
  • добиваться эмоциональной разрядки.

Описание: Дети играют в футбол маленькой подушкой, в игре могут использоваться руки и ноги. Педагог контролирует ход игры.

Поскольку любое занятие есть творчество самого педагога, то мы ограничиваемся 2 выборочными развернутыми планами-конспектами комбинированных занятий по развитию личности и речи с дошкольниками с ограниченными возможностями здоровья (приложение).

В процессе коррекционно-развивающей работы, включающей нетрадиционные методы воздействия, создаются возможности не только для художественного развития, но и создаются благоприятные условия для коррекции речевой, мыслительной сфер ребенка с нарушениями развития, а также формирования предпосылок к учебным видам деятельности.

Цель: коррекция недостатков в личностной и эмоционально — волевой сферах.

1. Развивать стереогнозис и навыки конструктивного праксиса.
2. Развивать зрительную память, наглядно-образное мышление.
3. Закреплять в речи употребление относительных прилагательных.
4. Согласовывать числительное с существительными в родительном падеже.
5. Учить детей производить звуко-буквенный анализ прямых открытых слогов.
6. Развивать графо-моторные навыки.

Оборудование: мешочек с предметами (шишка, карандаш, кубик, машинка, грибок, пуговица); счетные палочки, бусины, кассета с легкой музыкой, игра «Цветочная поляна», кассы с буквами, фишки, рукавички с орнаментом, цветные карандаши, дерево, одежда.

Ход занятия:

1. Игра «Волшебный мешочек»

а) активизировать внимание детей.
б) развивать стереогнозис.
в) закреплять в речи употребление относительных прилагательных.

Дефектолог: — Ребята давайте поиграем в игру: «Чудесный мешочек». Здесь разные предметы, нужно ощупать и назвать их. (дети выполняют задание)

Дефектолог: — Какое время года наступило? (зима), назовите месяц. Какое время года прошло? (осень), назовите осенние месяцы. А перед осенью, какое время года было? (лето). Давайте вспомним, как хорошо было летом, как вы купались и загорали. Сядем на лодочку и поплывем по морю. Но для начала разомнем наши руки и вспомним стихотворение «Мои умелые руки».

2. Стихотворение «Мои умелые руки» (по методике — «Расскажи стихи руками»)

Мои руки - это волны
Ветер гонит их вперед.
Мои руки - крылья чаек.
Небо их к себе зовет.
Мои руки - рыбки в море.
Плавают туда-сюда.
Мои руки - это крабы.
Разбежались кто куда.

3. Складывание фигуры из палочек «Лодка с парусом»

Дефектолог: — А сейчас выложим из палочек лодочку. Сначала выполню я, а потом вы — по памяти. Будьте внимательны. (педагог выкладывает сначала сам, затем дети по памяти)

а) Развивать умение внимательно слушать, начинать и заканчивать действия по команде педагога.
б) Развивать навыки конструктивного праксиса.
в) Развивать зрительную память, наглядно-образное мышление.

Дефектолог: Мы с вами приплыли на берег, а там много жемчужин. Давайте наденем жемчужины на нитку и получатся жемчужные бусы.

4. Игра «Жемчужные бусы»

а) Развивать игровые навыки
б) Формировать правильный захват тремя основными пальцами.
в) Развивать умения соотносить свои движения со словами стихотворения.

Мы шли, шли, шли,
И жемчужинки нашли.
Раз, два, три, четыре, пять,
Начинаем мы искать.

5. Динамическая пауза «Путешествие на разноцветную лужайку»

а) Закреплять основные цвета (красный, синий, зеленый, белый, фиолетовый, желтый).
б) Активизировать словарь признаков.
в) Развивать умение согласовывать свои движения с музыкальным сопровождением.
г) Развивать самостоятельность и умение импровизировать.

Дефектолог: — Ребята, посмотрите какая разноцветная полянка. Подберем по цвету лепестки.
(дети выполняют задание)

Дефектолог: — Я нашла волшебную палочку, она превращает вас в бабочек, стрекоз. Сегодня на лужайке танцы. Если вы услышите тихую музыку, то будете летать медленно, плавно, как бабочки, а если услышите марш, то будете маршировать, как муравьи.

Раз, два, три, повернись -
Бабочкой, муравьем обернись.
(дети играют в игру)

6. Игра «Тихий ветерок»

Дефектолог: — Тут подул ветерок, да так тихо, что его песенку совсем не слышно. Послушайте какую песенку поет ветерок (педагог беззвучно произносит гласные звуки - А, О, У.) Назовите звуки, какие это звуки (гласные, поются, тянутся, обозначаем фишкой красного цвета).

Положите перед собой букву -С-, какие звуки обозначает эта буква - [с,сь]. А сейчас поиграем с буквами. К букве -С- пришла буква -А-, сколько звуков, какой 1, 2 звук, назовите гласный, какой фишкой обозначили (красной), почему? Какой 2-ой звук, какой фишкой его обозначили, почему? (аналогично игра продолжается с буквами О, У).

7. Игра «Чудо-дерево»

а) Учить согласовывать числительное с существительным в родительном падеже.
б) Развитие внимания, зрительной памяти.

Дефектолог: — Волшебная палочка привела нас к «Чуду -дереву».

А у наших ворот
Чудо-дерево растет,
И на ветках зреют в срок
Много платьев и сапог,
Зреют кофты, туфли, брюки,
Подставляйте, дети, руки!

(дети хором считают «плоды» и проговаривают словосочетания (числительное в именительном падеже).

Педагог предлагает закрыть глаза. Он убирает одну картинку. Дети, открыв глаза должны сказать, чего нет на дереве? — на дереве нет трех шуб, двух сапог, одной рукавицы и т.д.).

8. Игра «Рукавички»

Дефектолог: — Ребята, а на дереве для вас подарки - рукавички. Посмотрите, и найдите каждый свою пару. Нужно раскрасить свои рукавицы одинаково. (дети выполняют задание).

9. Итог занятия.

Дефектолог: — Ну вот, и закончилось наше путешествие. Нам пора в детский сад. Раз два, три - повернись в детском саду - очутись. Где мы с вами были, на чем плавали, что собирали на берегу, в кого вы превращались, какое дерево нам встретилось на пути, что мы получили от дерева в подарок, и т. д.

Никитина Светлана Юрьевна,
учитель-дефектолог

Новое на сайте

>

Самое популярное