Домой Полезные советы Что такое технические методы обращения с отходами. Обращение с отходами потребления и производства. Изменения в требованиях к профессиональной подготовке

Что такое технические методы обращения с отходами. Обращение с отходами потребления и производства. Изменения в требованиях к профессиональной подготовке

Современное законодательство России обязывает предприятия ежегодно отчитываться об образуемых ими производственных отходах. Такой строгий контроль, да еще и на уровне государства, не случаен: производственный «мусор» зачастую отнюдь не безвреден для природы и здоровья человека. Сегодня его утилизация должна проходить на высоком уровне экологической безопасности.

К отходам относятся мусор и всевозможные отбросы, неизбежно скапливающиеся на фабриках, заводах, в мастерских и т.п. Это, например, остатки сырья и исходников, продукция, потерявшая товарные качества, брак, некондиционные составные части изделий, остатки механической обработки, а также весь обычный ежедневный мусор человеческой жизнедеятельности.

Во избежание нанесения вреда природе и человеку в России действуют как федеральные, так и региональные законы, регулирующие охрану окружающей среды и необходимый порядок действий с отходами производства и потребления.

Обратите внимание! Контроль любых видов мусора на самом высоком уровне сегодня является необходимостью для любого цивилизованного государства. Такая практика распространена, например, и среди ближайших стран-соседей России: в РБ действует Закон Республики Беларусь «Об обращении с отходами», в Украине – Закон Украины «Об отходах» и т.д.

С учетом всех требований закона, предприятие должно разработать «Порядок осуществления контроля в области обращения с отходами». Его необходимо согласовать в региональном Управлении Росприроднадзора РФ. И только после проверки и утверждения он приобретает статус нормативного регламента организации.

Такое внимание к остаткам производственной деятельности необходимо по многим причинам:

  • во исполнение требований законов по охране биосреды;
  • чтобы не превышались установленные допустимые нормы негативного воздействия на экосистемы, а также были соблюдены допустимые лимиты размещения остатков производственной деятельности;
  • во избежание нерационального использования природных ресурсов;
  • для обеспечения полной и точной информации, поступающей от предприятий в органы госконтроля.

В качестве единой базы утильсырья создан ФККО – Федеральный классификационный каталог отходов. Этот документ служит отправной точкой для классификации производственного утиля и установлению комплекса мер по работе с ним.

Инструкция по обращению с отходами производства

Основные разделы инструкции по обращению с отходами обычно следующие:


Мероприятия по технике безопасности при работе с производственным утилем должны включать:

  • организацию профподготовки с последующими экзаменами, ежегодных инструктажей работников, взаимодействующих с остатками производственной деятельности;

  • инвентаризацию отходов и их накопителей на предприятии;
  • первичный учет их образования и движения;
  • контроль наличия договоров на транспортировку отходов с лицензированными организациями;
  • своевременную передачу накопленного утиля;
  • контрольные осмотры мест накопления, использования остатков производственной деятельности;
  • их паспортизацию по классу опасности, включая заказ лабораторных исследований и испытаний при оформлении паспортов , отнесении к и т.д.

Дополнительная информация в видеоматериале: что такое паспорта отходов, для чего и каким образом они разрабатываются и утверждаются.

Ежегодно предприятия сдают отчет по остаткам производственной деятельности (сколько образовано, как использовано и размещено и т.д.) в региональные представительства Росприроднадзора и вносят плату за наносимый природе ущерб.

Особенности создания Инструкций в зависимости от вида отходов

Порядок обращения с отходами предполагает конкретные сведения, необходимые в работе именно с тем видом утильсырья, который образуется на предприятии:

  1. Например, ртутные лампы или люминесцентные ртутьсодержащие трубки запрещено хранить в открытом доступе, а также мягкой таре или совсем без нее. Это необходимо указать в инструкции. Для накопителей можно использовать закрывающуюся твердую тару (контейнеры или фанерные коробки), и складироваться они должны в специальном закрытом помещении. При хранении такие лампы подвергают ежемесячному визуальному осмотру, чтобы убедиться, что они не повреждены.
  2. Отработанные масла (моторные, дизельные, трансмиссионные) можно хранить в металлических емкостях на специально отведенных площадках в гаражах. Контрольный осмотр должен подтверждать целостность тары и отсутствие разлива масел.
  3. Для хранения остатков древесины часто достаточно площадки под навесом и отсутствие вблизи источников возможного возгорания.
  4. Отработанные покрышки допустимо хранить просто на открытой бетонированной площадке у гаража.
  5. Обтирки с остатками масел или нефтепродуктов складируют в специальные металлические контейнеры для промасленных отходов и т.д.

Необходимо указывать и должный уровень профессиональной подготовки сотрудников, требующийся для выполнения работ с определенным видом утиля: например, наличие специального образования, сертификата, свидетельства о прохождении инструктажа.

Дополнительная информация на видео: как разработать и согласовать инструкцию по обращению с отходами производства, типичные ошибки предприятий в работе с утильсырьем, как их избежать и исправить.

Разработка инструкции на предприятии

Инструкцию, как правильно поступать с остатками производственной деятельности на вашем предприятии, можно вполне разработать самостоятельно. Но важно учесть все требования действующего законодательства, как на государственном, так и на местном уровнях.

Доступный выход – заказать разработку нормативного документа на коммерческой основе у специалистов. Плюсом заказа «Порядка обращения с отходами» за плату является и то, что изготовитель берет на себя функцию согласовать и утвердить разработанный им регламент в Росприроднадзоре.

Создание и утверждение инструкции является обязательным. В КоАП РФ указаны штрафы за отсутствие «Порядка осуществления производственного контроля в области обращения с отходами на предприятии». Сумма взыскания для юрлиц может достигать 250 тысяч рублей.

Все операции с отходами – сбор, хранение, перевозка для последующей вторичной переработки или утилизации — не должны наносить вред природной среде, а значит, и здоровью людей. Конечно, создание полностью безопасных с точки зрения экологии производств — это часто утопия. Но минимизация вреда от производственной деятельности благодаря систематизации сведений и контролю – вполне реальная задача сегодняшнего дня.

Сбор и удаление твердых и жидких бытовых отходов в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями осуществляют по планово-регулярной системе согласно утвержденным графикам.

Периодичность удаления бытовых отходов устанавливает санэпидстанция, исходя из местных условий, в соответствии с правилами содержания территорий населенных мест.

На объектах, подлежащих обслуживанию, должны быть созданы необходимые условия для сбора отходов и работы спецавтотранспорта. Режим работы спецмашин устанавливают из условий ежедневной эксплуатации машин.

Бытовые отходы вывозят по маршрутным графикам, предусматривающим последовательный порядок передвижения спецмашин.

Порядок сбора и удаления твердых бытовых отходов (ТБО) определяется местными условиями. Основные системы сбора и удаления ТБО:

Система сменяемых мусоросборников (контейнерная), ТБО вывозят с территорий домовладений в места обезвреживания в стационарных металлических контейнерах емкостью 0,75 м 3 мусоровозом М-30, а взамен оставляют порожние чистые контейнеры. При контейнерной системе контейнеры моют в местах разгрузки, не снимая с машины;

Система несменяемых мусоросборников, ТБО из контейнеров перегружают в мусоровоз, а сами контейнеры остаются на месте. Для работы по этой системе применяют мусоровозы, специальное оборудование которых обеспечивает механизированную погрузку ТБО из станционарных контейнеров в кузов мусоровоза.

Накопление же металлолома и крупногабаритного мусора (старая мебель, строительный мусор, образующийся при текущем ремонте и т. д.) производится в съемных бункерах-накопителях.

Бункера-накопители расстанавливают в местах складирования мусора или металлолома, и по мере накопления (складирование мусора производится непосредственно в бункер) специальные организации по заявкам жилищных организаций производят замену бункеров на пустые, а полные вывозят на свалку, где производится их самосвальная разгрузка.

Обезвреживание и переработка твердых бытовых отходов производятся путем их складирования на свалках (полигонах) и промышленными методами на мусороперерабатывающих и мусоросжигательных заводах. Обезвреживание бытовых отходов на свалках является в настоящее время основным методом переработки. Это наиболее простой и дешевый способ, но для него требуются ежегодно новые земельные площади размером не менее 0,5 га на 100 тыс.

жителей. При наличии свободных территорий, благоприятных гидрогеологических условиях и соблюдении правил устройства и эксплуатации свалки длительное время останутся основным методом обезвреживания твердых бытовых отходов для многих городов.

Для сокращения потребности в земельных участках и улучшения санитарного состояния пригородных территорий предложены новые конструкции высоконагружаемых свалок, позволяющие увеличить нагрузку на единицу площади до 10 -12 т/м 2 и высоту складирования до 25 - 35 м.

Отходы на таких полигонах складируют слоями 0,2 - 0,3 м с уплотнением каждого слоя бульдозерами или специальными катками-уплотнителями.

При достижении общей высоты слоя отходов до 2 м их покрывают промежуточным изолирующим слоем грунта толщиной 0,25 м.

Складирование ведут картовым методом, т. е. отходы из мусоровозов выгружают одновременно не на всю площадь свалки, а только в пределах карты, отведенной на данные сутки. Уплотненный слой укладывают высотой 2 м и покрывают изолирующим слоем. Угол откосов принимается равным 1:4. Благодаря такой организации работ вся площадь полигона, за исключением одной карты, изолирована, что создает хорошие санитарные условия на полигоне. Под действием вышележащих слоев отходы дополнительно уплотняются до 0,9 т/м 3 . Верхний изолирующий слой должен быть толщиной не менее 1 м, из которого 0,2 м приходится на растительный грунт.

В последние годы в нашей стране применяются промышленные методы обезвоживания и переработки отходов на специальных предприятиях.


отходами производства и потребления принято называть остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.

Опасными отходами называются отходы, содержащие вещества, которые обладают опасными свойствами: токсичностью, взрывоопасностью, пожароопасностью, высокой реакционной способностью, содержат возбудителей инфекционных болезней, а также представляющие опасность для окружающей среды и здоровья человека самостоятельно или при вступлении в контакт с другими веществами.

Санитарные правила установления класса опасности токсических отходов производства и потребления СП 2.1.7.1386-03 устанавливают пять классов опасности отходов:

отходы I класса опасности (чрезвычайно опасные), к ним относятся например, ртутные лампы, отработанные люминесцентные ртутьсодержащие трубки;

отходы II класса опасности (высокоопасные), например отходы, содержащие пыль и/или опилки свинца;

отходы III класса опасности (умеренно опасные): пыль цементная;

отходы IV класса опасности (малоопасные): коксовая пыль, отходы абразивных материалов в виде пыли и порошка;

отходы V класса опасности (практически неопасные): отходы песка, не загрязненного опасными веществами.

Обращение с отходами – деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также производится сбор, использование, обезвреживание, транспортировка и размещение отходов.

Размещение отходов – хранение и захоронение отходов.

Хранение отходов предусматривает содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования.

Объекты размещения отходов – специально оборудованные сооружения: полигоны, шламохранилища, отвалы горных пород и др.

Захоронение отходов – изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах, исключающих попадание вредных веществ в окружающую природную среду.

Обезвреживание отходов – обработка отходов, в том числе сжигание на специализированных установках в целях предотвращения вредного воздействия отходов на человека и окружающую природную среду.

Каждому производителю продукции устанавливается норматив образования отходов , т.е. количество отходов конкретного вида при производстве единицы продукции, и рассчитывается лимит на размещение отходов – предельно допустимое количество отходов в течение года.

Основными методами переработки отходов являются биоразложение, компостирование и сжигание.

Компостирование – это биологический метод обезвреживания твердых бытовых отходов (ТБО), содержащих большое количество органики. Сущность процесса заключается в следующем. Разнообразные, в основном теплолюбивые, микроорганизмы активно растут и развиваются в толще мусора, в результате чего происходит его соморазогревание до 60 о С. При этой температуре погибают патогенные микроорганизмы. Разложение твердых органических веществ в бытовых отходах продолжается до получения относительно стабильного материала, подобного гумусу. При этом более сложные соединения разлагаются и переходят в более простые. Недостатком компостирования является необходимость складирования и обезвреживания некомпостируемой части мусора, объем которой составляет значительную часть общего количества мусора. Эта проблема может быть решена путем сжигания, пиролиза или вывоза отходов на полигоны.


Биоразложение органических отходов считается наиболее экологически приемлемым и экономически целесообразным методом их переработки.

В настоящее время многие разбавленные промышленные отходы обрабатываются биологическими способами. Обычно используется аэробная технология, основанная на окислении , осуществляемом микроорганизмами в аэротенках, биофильтрах и биопрудах. Существенным недостатком аэробных технологий являются энергозатраты на аэрацию и проблемы утилизации образующегося избыточного активного ила – до 1,5 кг биомассы микроорганизмов на каждый удаленный килограмм органических веществ.

Анаэробная обработка методом метанового сбраживания лишена указанных недостатков: при этом не требуется затрат электроэнергии на аэрацию, уменьшается объем осадка и, кроме того, образуется ценное органическое вещество – метан. Механизм анаэробной микробиологической конверсии органических веществ весьма сложен и не до конца изучен. Тем не менее промышленные технологии анаэробной очистки получили широкое распространение за рубежом. В нашей стране интенсивные анаэробные технологии пока не используются.

Термические методы переработки отходов . Твердые бытовые отходы содержат до 30 % по массе углерода и до 4 % водорода. Теплотворная способность отходов определяется именно этими элементами. Разработаны различные технологии огневого обезвреживания отходов. Главными продуктами сгорания углерода и водорода являются соответственно СО 2 и Н 2 О.

При неполном сгорании образуются нежелательные продукты: монооксид углерода, низкомолекулярные органические соединения, полициклические ароматические углеводороды, сажа и др. При сжигании необходимо учитывать, что в составе отходов присутствуют потенциально опасные элементы, характеризующиеся высокой токсичностью и летучестью: различные соединения галогенов, азота, серы, тяжелых металлов (меди, цинка, свинца и др.).

В промышленной практике в настоящее время существует два направления термической переработки ТБО, основанные на принудительном перемешивании и перемещении материала:

Слоевое сжигание на колосниковых решетках при температуре 900 …1000 о С;

Сжигание в кипящем слое при температуре 850 … 950 о С.

Сжигание в кипящем слое обладает рядом экологических и технологических преимуществ, но требует обязательно подготовки отходов к такому процессу, поэтому распространено значительно меньше.

Наиболее экологически приемлемым представляется использование отходов в качестве вторичных материальных ресурсов. Для реализации этого направления необходимы по меньшей мере два условия: во-первых, наличие достаточно полной и легко доступной информации по источникам и накоплению реализуемых отходов; во-вторых, выгодная экономическая конъюнктура.

Контрольные вопросы

1. Какие процессы оказывают влияние на плодородие почвы?

2. Что такое эрозия почвы? Причины и виды эрозии почвы.

3. Назовите основные загрязнители почвы.

4. Что такое отходы производства и потребления? Какие установлены классы опасности отходов?

5. Что включает в себя понятие «обращение с отходами»?

6. Как устанавливается норматив образования отходов и лимит на размещение отходов?

7. Назовите основные методы переработки отходов.

8. Дайте краткую характеристику метода компостирования.

9. На каких процессах основано биоразложение органических отходов?

10. Назовите основные направления термической переработки отходов.

11. Какие еще способы переработки отходов вам известны?

Экологический мониторинг

Под мониторингом подразумевают систему слежения за какими-то объектами или явлениями.

Экологический мониторинг – это информационная система, созданная в целях наблюдения и прогнозов изменений в окружающей среде для того, чтобы выделить антропогенную составляющую на фоне остальных природных процессов.

Одним из важных аспектов функционирования мониторинговых систем является возможность прогнозирования состояния исследуемой среды и предупреждения о нежелательных изменениях ее характеристик.

Виды экологического мониторинга. По масштабам различают мониторинг базовый (фоновый), глобальный, региональный, импактный.

по методам ведения и объектам наблюдения : авиационный, космический, окружающей человека среды.

Базовый мониторинг выполняет слежение за общебиосферными, в основном природными, явлениями без наложения на них региональных антропогенных влияний.

Глобальный мониторинг осуществляет слежение за общемировыми процессами и явлениями в биосфере Земли и ее экосфере, включая все их экологические компоненты (основные материально-энергетические составляющие экологических систем), и предупреждение о возникающих экстремальных ситуациях.

Региональный мониторинг производит слежение за процессами и явлениями в пределах какого-то региона, где эти процессы и явления могут отличаться и по природному характеру, и по антропогенным воздействиям от базового фона, характерного для всей биосферы.

Импактный мониторинг – это мониторинг региональных и локальных антропогенных воздействий в особо опасных зонах и местах.

Мониторинг окружающей человека среды осуществляет слежение за состоянием окружающей человека природной среды и предупреждение создающихся критических ситуаций, вредных или опасных для здоровья людей и других живых организмов.

Реализация мониторинга требует использования достаточно широко развитого математического обеспечения, включающего комплексы математических моделей изучаемых явлений.

Разработка модели конкретного явления или природной системы связана с выбором ее концептуальной структуры и наличия замкнутого пакета машинных программ. Наиболее распространенным типом моделей являются наборы дифференциальных уравнений, отражающие биологические, геохимические и климатические процессы в изучаемой системе.При этом коэффициенты уравнений либо имеют конкретный смысл, либо определяются косвенным образом через аппроксимацию экспериментальных данных.

Моделирование реальной природной системы, в основе которой заложены экспериментальные данные, и проведение над ней многочисленных экспериментов позволяют получить количественные оценки взаимодействий различных компонентов сообществ как в природных системах, так и сформировавшихся в результате вторжения в природную среду хозяйственной деятельности человека.

Задачами системы экологического мониторинга являются:

Наблюдение за химическими, биологическими, физическими параметрами (характеристиками);

Обеспечение организации оперативной информации.

Принципы, положенные в организацию системы:

Коллективность;

Синхронность;

Регулярная отчетность.

На основе системы экологического мониторинга создана общегосударственная система наблюдения и контроля за состоянием окружающей среды.

В оценку среды обитания и здоровья населения включается состояние атмосферного воздуха, питьевой воды, продуктов питания, а также ионизирующего излучения.

Экологический паспорт предприятия –это документ, который имеется на каждом предприятии, он составляется в соответствии с ГОСТ 17.0.0.04-90. Охрана природы. Экологический паспорт предприятия. Общие положения.

В этом документе содержатся фактические данные о воздействии данного объекта на атмосферный воздух и водоемы и оценка этих воздействий, о загрязнении почвы, обращении с отходами.

Данные экологического паспорта обновляются два раза в год.

Процедура ОВОС

В соответствии с существующими правилами любая предпроектная и проектная документация, связанная с какими-либо хозяйственными начинаниями, освоением новых территорий, размещением производств, проектированием, строительством и реконструкцией хозяйственных и гражданских объектов, должна содержать раздел «Охрана окружающей среды» и в нем – обязательный подраздел ОВОС – материалы по оценке воздействия на окружающую среду намечаемой деятельности. ОВОС – это предварительное определение характера и степени опасности всех потенциальных видов влияния и оценка экологических, экономических и социальных последствий осуществления проекта; структурированный процесс учета экологических требований в системе подготовки и принятия решений о хозяйственном развитии.

ОВОС предусматривает вариантность решений, учет территориальных особенностей и интересов населения. ОВОС организуется и обеспечивается заказчиком проекта с привлечением компетентных организаций и специалистов. Во многих случаях для проведения ОВОС нужны специальные инженерно-экологические изыскания. Процедура ОВОС включает ряд последовательных этапов.

1. Идентификация источников воздействия с помощью эксперимен-тальных данных, экспертных оценок, создание установок математического моделирования, анализа литературы и т.д. В результате выявляются источники, виды и объекты воздействия.

2. Количественная оценка видов воздействия может быть проведена балансовым или инструментальным методом. При использовании балансового метода определяется количество выбросов, сбросов, отходов. Инструментальный метод – это измерение и анализ результатов.

3. Прогнозирование изменения природной среды. Дается вероятностный прогноз загрязнения среды с учетом климатических условий, розы ветров, фоновых концентраций и т.д.

4. Прогнозирование аварийных ситуаций. Дается прогноз возможных аварийных ситуаций, причин и вероятность их возникновения. По каждой аварийной ситуации предусматриваются профилактические меры.

5. Определение способов предупреждения отрицательных последствий. Определяются возможности снижения воздействия с помощью специальных технических средств защиты, технологий и т.д.

6. Выбор методов контроля над состоянием среды и остаточными последствиями. Система мониторинга, контроля должна быть предусмотрена в проектируемой технологической схеме.

7. Эколого-экономическая оценка вариантов проектных решений. Оценка воздействия производится для всех возможных вариантов с анализом ущербов, компенсационных затрат на защиту от вредного воздействия после реализации проекта.

8. Оформление результатов. Осуществляется в виде отдельного раздела проектного документа, который является обязательным приложением и содержит, кроме материалов списка ОВОС, копию согласования с Минздравом, органами государственного надзора, ответственными за использование природных ресурсов, заключение ведомственной экспертизы, заключение общественной экспертизы и основные разногласия.


Экологическая экспертиза

Экологическая экспертиза установление соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям и определение допустимости реализации объекта экологической экспертизы в целях предупреждения возможных неблагоприятных воздействий этой деятельности на окружающую природную среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий реализации объекта экологической экспертизы ().

Экологическая экспертиза предполагает специальное изучение хозяйственных и технических проектов, объектов и процессов в целях обоснованного заключения об их соответствии экологическим требованиям, нормам и регламентам.

Экологическая экспертиза, таким образом, выполняет функции перспективного предупредительного контроля проектной документации и одновременно функции надзора за экологическим соответствием результатов реализации проектов. Согласно Закону РФ «Об экологической экспертизе» эти виды контроля и надзора осуществляются природоохранными органами.

Закон РФ «Об экологической экспертизе» (ст. 3) формулирует принципы экологической экспертизы , а именно:

Презумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности;

Обязательности проведения государственной экологической экспертизы до принятия решений о реализации объекта экологической экспертизы;

Комплексности оценки воздействия на окружающую природную среду хозяйственной и иной деятельности и его последствий;

Обязательности учета требований экологической безопасности при проведении экологической экспертизы;

Достоверности и полноты информации, представляемой на экологическую экспертизу;

Независимости экспертов экологической экспертизы при осуществлении ими своих полномочий в области экологической экспертизы;

Научной обоснованности, объективности и законности заключений экологической экспертизы;

Гласности, участия общественных организаций (объединений), учета общественного мнения;

Ответственности участников экологической экспертизы и заинтересованных лиц за организацию, проведение, качество экологической экспертизы.

Контрольные вопросы

1. Сформулируйте понятия мониторинга, экологического мониторинга.

2. Назовите виды экологического мониторинга.

3. Сформулируйте задачи и принципы организации системы экологического мониторинга.

4. Что такое экологический паспорт предприятия, его содержание?

5. Что представляет собой процедура ОВОС? С какой целью она проводится?

6. Перечислите последовательность этапов проведения ОВОС.

7. Что включает в себя экологическая экспертиза?

8. Сформулируйте принципы экологической экспертизы.

Виды ущербов от загрязнения окружающей среды

Наиболее объективным критерием, используемым при экологической экспертизе, является ущерб, наносимый экономике в результате загрязнения окружающей среды.

Различают ущерб трёх видов: фактический, возможный и предотвращенный.

Под фактическим ущербом понимают фактические потери и урон, наносимый экономике в результате загрязнения окружающей среды.

Возможный ущерб – это ущерб экономике, который мог бы быть в случае отсутствия природоохранных мероприятий.

Под предотвращенным ущербом понимают разность между возможным и фактическим ущербами.

Методика расчета ущерба предполагает учет ущерба, причиняемого повышенной заболеваемостью населения; ущерба сельскому хозяйству, жилищному, коммунальному и бытовому хозяйству, промышленности и другие виды
ущерба.

Расчеты носят оценочный характер вследствие недостатка достоверной естественнонаучной и социологической информации.

  • 8. Экологическое право как отрасль науки, отрасль права и учебная дисциплина.
  • 10. Конституционные основы экологического права.
  • 11. Характеристика фз «об охране окружающей среды».
  • 12. Понятие и функции объектов экологического права.
  • 12. Понятие, содержание и формы собственности на природные ресурсы и объекты.
  • 14. Экологические права и обязанности граждан.
  • 15. Права и обязанности юридических лиц в области охраны окружающей среды.
  • 16. Право природопользования.
  • 17. Понятие и виды управления природопользованием и охраной окружающей среды.
  • 18. Виды органов общей компетенции с сфере управления природопользованием и охраной окружающей среды.
  • 19. Специальные органы управления природопользованием и охраной окружающей среды.
  • 20. Правовой механизм охраны окружающей среды.
  • 21. Экономическое регулирование в области охраны окружающей среды (экономический механизм).
  • 22. Плата за негативное воздействие на окружающую среду.
  • 23. Экономическое стимулирование.
  • 24. Экологическое страхование.
  • 25. Экологическая сертификация.
  • 26. Экологический аудит.
  • 27. Понятие, значение и классификация экологических нормативов.
  • 28. Нормативы качества окружающей среды.
  • 29. Нормативы допустимого воздействия на окружающую среду.
  • 30. Экологическое лицензирование.
  • 31. Понятие, задачи и система экологического контроля (надзора).
  • 32. Государственный экологический контроль.
  • 33. Производственный экологический контроль.
  • 34. Общественный экологический контроль.
  • 35. Государственная экологическая экспертиза.
  • 36. Общественная экологическая экспертиза.
  • 37. Экологический мониторинг.
  • 38. Понятие экологической информации.
  • 40. Уголовная ответственность за экологические преступления.
  • 41. Административная ответственность за экологические правонарушения.
  • 42. Дисциплинарная ответственность за экологические правонарушения.
  • 43. Гражданско-правовая (имущественная) ответственность за экологические правонарушения.
  • 44. Понятие и значение экологических требований к различным видам хозяйственной и иной деятельности.
  • 45. Экологические требования при мелиорации земель, использовании мелиоративных систем и гидротехнических сооружений.
  • 46. Экологические требования в области химизации с/х.
  • 47. Экологические требования при осуществлении градостроительной деятельности.
  • 48. Экологические требования к обращения с опасными веществами.
  • 49. Обращение с отходами производства и потребления.
  • 2. Запрещаются:
  • 50. Экологические требования в энергетике.
  • 51. Понятие и правовая охрана земель.
  • 1.Рациональная организация земель включает:
  • 52. Правовая охрана недр.
  • 53. Охрана недр континентального шельфа и захоронение отходов в нём.
  • 54. Правовая охрана и защита лесов.
  • 55. Правовое регулирование водных отношений.
  • 56. Цели, виды и способы водопользования. Ограничения использования водных объектов. Природоохранные требования при водопользовании. Водоохранные зоны.
  • 57. Понятие и принципы правовой охраны животного мира.
  • 58. Право пользования животным миром.
  • 59. Охрана животного мира. (см. Текст в предыдущей редакции)
  • 59. Правовые меры защиты атмосферного воздуха.
  • 60. Особенности мониторинга атмосферного воздуха.
  • 61. Охрана озонового слоя Земли.
  • 62. Понятие особо охраняемых природных территорий и объектов.
  • 64. Государственные природные заповедники и национальные парки.
  • 65. Природные парки и государственные заказники.
  • 66. Памятники природы, дендрологические парки и ботанические сады.
  • 67. Лечебно-оздоровительные местности и курорты.
  • 68. Красная книга.
  • 69. Чрезвычайные ситуации и зоны экологического бедствия.
  • 72. Принципы международно-правового сотрудничества в области охраны окружающей среды.
  • 73. Международные орг-ии, участвующие в охране окружающей среды.
  • 49. Обращение с отходами производства и потребления.

    ФЗ «Об охране окружающей среды» Статья 51. Требования в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления

    1. Отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

    2. Запрещаются:

    сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву;

    размещение опасных отходов и радиоактивных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека;

    захоронение опасных отходов и радиоактивных отходов на водосборных площадях подземных водных объектов, используемых в качестве источников водоснабжения, в бальнеологических целях, для извлечения ценных минеральных ресурсов;

    ввоз опасных отходов в Российскую Федерацию в целях их захоронения и обезвреживания;

    ввоз радиоактивных отходов в Российскую Федерацию в целях их хранения, переработки или захоронения, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом и Федеральным законом "Об обращении с радиоактивными отходами и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";

    захоронение в объектах размещения отходов производства и потребления продукции, утратившей свои потребительские свойства и содержащей озоноразрушающие вещества, без рекуперации данных веществ из указанной продукции в целях их восстановления для дальнейшей рециркуляции (рециклирования) или уничтожения.

    Отходы производства - это остатки сырья, материалов, веществ, изделий, предметов, образовавшиеся в процессе производства продукции, выполнения работ (услуг) и утратившие полностью или частично исходные потребительские свойства. Например: металлическая стружка, древесные опилки, бумажные обрезки и пр. К отходам производства также относят образующиеся в процессе производства попутные вещества, не находящие применения в данном производстве. Например: твердые вещества, улавливаемые при очистке отходящих технологических газов или сточных вод. Наряду с отходами производства на промышленных предприятиях образуются и отходы потребления, к которым относят в основном твердые, порошкообразные и пастообразные отходы (мусор, стеклобой, лом, макулатуру, пищевые отходы, тряпье и др.), образующиеся в результате жизнедеятельности работников предприятия.

    Отходы производства и потребления требуют для складирования не только значительных площадей, но и загрязняют вредными веществами, пылью, газообразными выделениями атмосферу, территорию, поверхностные и подземные воды. В связи с этим, деятельность природопользователя должна быть направлена на сокращение объемов (массы) образования отходов, внедрение малоотходных технологий, преобразование отходов во вторичное сырье или получение из них какой-либо продукции, сведение к минимуму образования отходов, не подлежащих дальнейшей переработке, и захоронение их в соответствии с действующим законодательством. В соответствии со статьей 11 федерального закона «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанных с обращением с отходами, обязаны:

      соблюдать экологические требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды;

      разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования;

      внедрять малоотходные технологии на основе научно-технических достижений;

      проводить инвентаризацию отходов и объектов их размещения;

      проводить мониторинг состояния окружающей природной среды на территориях объектов размещения отходов;

      предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами;

      соблюдать требования предупреждения аварий, связанных с обращением с отходами, и принимать неотложные меры по их ликвидации;

      в случае возникновения или угрозы аварий, связанных с обращением с отходами, которые наносят или могут нанести ущерб окружающей природной среде, здоровью или имуществу физических и юридических лиц, немедленно информировать об этом специально уполномоченные федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления.

    В соответствии со статьей 14 федерального закона «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности. На опасные отходы должен быть составлен паспорт, который является документом, удостоверяющим принадлежность отходов к отходам соответствующего вида и класса опасности, а также содержащим сведения об их составе.

    Статья 9 федерального закона «Об отходах производства и потребления» предписывает, что деятельность по обращению с опасными отходами подлежит лицензированию. Порядок лицензирования деятельности по обращению с опасными отходами определяет Правительство Российской Федерации.

    В соответствии со статьей 19 федерального закона «Об охране окружающей среды» индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. С татистический учет в области обращения с отходами осуществляется по форме 2тп - (токсичные отходы) (пояснение см. ниже).

    Неисполнение или ненадлежащее исполнение законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами должностными лицами и гражданами влечет за собой дисциплинарную, административную, уголовную или гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    При отсутствии технической или иной возможности обеспечить безопасность для окружающей природной среды и здоровья человека, деятельность по обращению с опасными отходами может быть ограничена или запрещена в установленном законодательством РФ порядке.

    "

    Захоронение отходов производства и потребления является наиболее широко практикуемым способом размещения отходов. К сожалению, захоронение отходов порождает массу экологических и санитарно-гигиенических проблем. Однако в ближайшем будущем захоронение будет оставаться наиболее распространенным методом.

    Поэтому снижение объема отходов, подлежащих захоронению одна из важнейших задач, которая может решаться путем уменьшения их образования, повторного использования, переработки и извлечения энергии. Вместе с тем необходимо проводить работы по созданию методов безопасного и экологического захоронения отходов.

    Под санитарным полигоном (СП) принято понимать инженерно сконструированный метод размещения твердых отходов на суше способами, уменьшающими вред окружающей среде, распределение отходов тонкими и возможно более компактными слоями и перекрывание их слоями грунта в конце каждого рабочего дня.

    Существует два способа организации санитарного полигона траншейный и поверхностный .

    Траншейный метод наиболее подходит для районов с ровной поверхностью земли и глубоким залеганием подземных вод. При этом, перекрывающий грунт образуется в результате экскавации траншеи. Почва складируется и используется для рекультивации при закрытии участков траншей.

    Поверхностный метод применяется на холмистом ландшафте и использует естественные склоны с уклоном, не превышающим 30%. Грунт для перекрывания должен доставляться из других мест.

    Полный перечень проблем, связанных с эксплуатацией СП, приведены на рис.6.2

    Рис. 6.2. Основные проблемы, возникающие при эксплуатации СП

    Весьма важным фактором, определяющим возможность создания и эксплуатации СП, является экономический, основанный на капитальных вложениях и операционных расходах.

    Неотъемлемой частью любого полигона является сеть дорог: подъездные к картам, а также дорога с железобетонным покрытием, окольцовывающая полигон.

    В связи с большим количеством описанных выше проблем, последнее время возникла стойкая тенденция к снижению объемов ТБО, вывозимых на полигоны.

    Прежде всего уменьшения количества вывозимых отходов можно добиться путем сортировки (на местах образования или непосредственно перед переработкой).

    Селективный сбор у населения отходов потребления (макулатура, текстиль, пластмассы, стеклотара и пр.) практикуется во многих странах. Такой подход позволяет предотвратить попадание в ТБО ряда ценных компонентов, перерабатываемых или используемых повторно, а также опасных компонентов. При этом возможны два варианта организации селективного сбора ТБО в местах их образования: чисто селективный (покомпонентный) сбор отходов в различные контейнеры и, так называемый, коллективно-селективный сбор ряда компонентов в один контейнер. Например, практикуется совместный сбор в один контейнер стекла, металлов и бумаги с последующей их механизированной сортировкой на специальной установке. В России в настоящее время селективный сбор практически отсутствует.

    В настоящее время наибольшее распространение получили два варианта технологии сортировки твердых бытовых отходов:

     механизированная сортировка ТБО на объектах промышленной переработки отходов;

     сочетание механизированной и ручной сортировки на мусороперегрузочных станциях.

    Промышленная переработка ТБО в основном ориентирована на сжигание отходов с целью получения тепловой и электрической энергии, так как термические технологии обеспечивают эффективное обезвреживание отходов, в том числе попадающих в ТБО токсичных и инфицированных компонентов.

    Уменьшение количества направляемых на сжигание отходов в результате предварительной сортировки сокращает потребность в дорогостоящем термическом и газоочистном оборудовании и по сравнению с сжиганием исходных ТБО снижает капитальные затраты до 25%. Кроме этого, извлечение с помощью сортировки экологически опасных компонентов уменьшает содержание вредных веществ в газовых выбросах, упрощает газоочистку, снижает стоимость газоочистного оборудования и уменьшает отрицательное экологическое влияние мусоросжигательной завода.

    Внедрение предварительной сортировки позволяет получить прибыль от реализации товарной продукции, равную 20–25%. Эта прибыль образуется за счет выделения лома цветных металлов и лучшего качества лома черных металлов.

    Введение в технологическую схему операций ручной сортировки отходов дает возможность выделения отдельных компонентов ТБО в более чистом виде по сравнению с механизированной сортировкой. Например, в этом случае можно разделить макулатуру и полимеры с целью их последующей реализации потребителям и получения прибыли. Поэтому на мусороперегрузочных станциях предлагается использовать технологическую схему с применением операций ручной сортировки для выделения содержащихся в отходах ценных компонентов (металлов, макулатуры, полимеров и др.).

    Повышение эффективности ручной сортировки может быть достигнуто и с помощью трех последовательных механизированных операций:

     магнитной сепарации;

     выделения текстильных компонентов и грохочения в барабанном грохоте,

     включения в технологическую схему электродинамической сепарации цветного лома. Однако эффективность этой операции невысока.

    Рис. 6.1. Структурная схема обращения с отходами производства и потребления

    Структура системы управления отходами в странах Западной Европы, США, Японии и др. аналогична структуре, принятой в РФ. Однако, реализация технологических процессов и циклов, входящих в общий процесс управления отходами, различна. Так, например, в странах ЕЭС перерабатывается примерно 60% промышленных и около 95% сельскохозяйственных отходов. В Японии перерабатывается около 45% промышленных отходов.

    Анализ обращения с твердыми бытовыми отходами в этих странах показывает, что в Великобритании 90% ТБО вывозится на свалки (полигоны), в Швейцарии – 20% , в Японии и Дании – 30%, во Франции и в Бельгии – 35%. Остальные ТБО, в основном, сжигаются. Лишь небольшая часть ТБО подвергается компостированию.

    Новое на сайте

    >

    Самое популярное