Домой Мама Недостатки либеральной модели социального государства. Либеральная модель. Позиция современных либералов

Недостатки либеральной модели социального государства. Либеральная модель. Позиция современных либералов

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования

«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Контрольная работа по Основам социального государства

Модели социального государства

Говоруха Оксана Викторовна

Железнодорожный 2014

Введение

Глава 1. Сущность социального государства

Глава 2. Модели социального государства

1 Либеральная модель

2 Консервативная модель

3 Корпоративная модель

4 Социал-демократическая модель

Заключение

Список источников и литературы

Введение

Под социальной политикой многие сегодня понимают лишь государственную поддержку наименее защищенных групп населения, тем самым считая социальную политику как социальную защиту и социальное обеспечение населения.

Социальная политика охватывает деятельность органов власти, направленную на регулирования положения, отношений и взаимодействия основных элементов социальной структуры общества. Функции социальной политики заключаются в согласовании долгосрочных интересов социальных групп как друг с другом, так и с интересами общества в целом. Тогда социальная политика не сводится только к отдельной узкой функции государства, направленной исключительно некоторые группы общества. Ее сущность основана на регулировании государством комплекса универсальных социальных отношений, складывающихся в обществе, и в обеспечении условий для полноценного развития всех социальных групп и граждан общества.

Таким образом, социальную политику можно определить как целенаправленную деятельность государства, которая призвана обеспечивать повышение уровня социальной справедливости в обществе и создание равных условий для развития и реализации потенциала каждого его члена. Государство в цивилизованном обществе является центральным, но не единственным субъектом социальной политики. Его роль подкрепляется ролью множества институтов гражданского общества, которым государство делегирует ряд функций. Уникальность роли государства состоит в том, что оно несет ответственность за социальную стабильность в обществе, устойчивость социального положения граждан, семей, социальных групп, общества в целом. Это обусловлено самой природой государства, как единственного политического и правового субъекта, обладающего всем спектром властных полномочий.

Идея социального государства, сформулированная международным сообществом для современного типа рыночной экономики, заключается в политическом и правовом упорядочении жизни общества на принципах гуманизма, выполнении комплекса социально - защитных функций, создании условий для развития гражданского общества.

В развитых странах мира с рыночной экономикой сложились различные модели социальных государств и, соответственно, различные механизмы реализации социальной политики. Среди них можно выделить четыре основных модели: либеральную, консервативную, корпоративную и социал-демократическую. Они отличаются друг от друга ролью и степенью участия в реализации социальной политики, во-первых, трех ее основных субъектов - государства, корпорации, личности, а во-вторых - иных институтов гражданского общества. В основе каждой из моделей социального государства лежит свой базовый принцип, который вытекает из соотношения доли участия в реализации социальной политики ее основных субъектов.

В данной работе подробно рассматривается каждая из моделей социального государства.

Глава 1. Сущность социального государства

Социальное государство - закономерный этап эволюционного развития государственных форм общественного устройства. На современном этапе исторического развития человечества социальное государство является одним из высших достижений цивилизации в сфере государственного устройства и призвано воплощать в жизнь общечеловеческие гуманистические ценности. Социальное государство целесообразно соединяет принципы свободы и правовой законности для обеспечения благополучия личности и процветания общества в целом.

Для социального государства ключевой идеей является идея социального гражданства и социальных прав. Социальное гражданство - это аспект юридического гражданства, который выражается в том, что человек, получая гражданство, вместе с ним приобретает право пользоваться всеми привилегиями и защитными механизмами, которое государство предоставляет в социальной сфере. Социальным правам придается такой же правовой статус, как и правам собственности. Эти права предоставляются на основе гражданства, независимо от качества и результатов деятельности.

В то же время нельзя оценивать социальное государство только с точки зрения гарантируемых им прав. Необходимо учитывать, каким образом деятельность государства переплетена с ролью рынка и семьи в социальном обеспечении, насколько благодаря деятельности социального государства уменьшается зависимость каждого индивидуума - гражданина от рынка.

Идея признания за каждым гражданином социальных и экономических прав и необходимости их защиты со стороны государства возникла на волне резкого обострения отношений труда и капитала. Многомиллионные массы людей наемного труда нуждались в защите от эксплуатации со стороны работодателей. Такую защиту могло обеспечить только государство. Это стало возможным благодаря появлению в конце XIX - начале XX веков социального законодательства, т.е. совокупности определенных законов, которые давали гражданам гарантии в некоторых сферах жизни. Например, законы о медицинском страховании, пенсионном обеспечении, семейных пособиях. Данные законы были приняты во многих странах Европы, США, СССР и других странах. Кроме того, начиная с 70-х годов XX века, социальное законодательство стало одной из важных частей международного права. Например, в рамках Евросоюза было создано и действует общеевропейское социальное законодательство - Европейская социальная хартия. Организация Объединенных Наций приняла Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах.

Можно выделить ряд факторов, определяющих степень социальности государства:

первостепенность социальных ценностей в официальной идеологии государства;

обеспечение реальных равных прав, равных условий и гарантий для свободного устройства каждым членом общества совей жизни, сопровождающихся наличием личной ответственности за свою судьбу;

социальная сбалансированность в обществе, отсутствие разрывов в социальной структуре и поляризация в уровне жизни различных групп населения;

наличие условий для самообеспечения экономически активной части населения и развитых систем социальной помощи слабым;

присутствие сильных демократических политических институтов;

наличие административных условий и правового пространства для свободного функционирования различных субъектов хозяйствования и субъектов социальной ответственности, их экономическая и социальная эффективность;

развитое гражданское общество и местное самоуправление;

высокий уровень благосостояния, качества жизни населения и развития человеческих ресурсов.

В современном мире идея социального государства представлена тремя основными моделями, которые различаются как объемами государственных расходов, так и тем, насколько зависит индивидуум от рынка, исходя из уровня предоставляемых ему государством социального обеспечения и услуг.

1 Либеральная модель

Социальное государство либерального типа - это государство, гарантирующее сохранение минимальных доходов и достаточно высокое качество пенсионного и медицинского обслуживания, образования, жилищно- коммунального обеспечения населения. Но не для каждого гражданина. Либеральное государство - это государство социальных услуг, социального страхования и социальной поддержки. Такое государство берет на себя заботу только о социально уязвимых и обездоленных членах общества. Главный акцент делается не на вопросах безвозмездных социальных гарантий, а на защите индивидуальной экономической, личной свободы и достоинства человека. Сторонники либеральной модели социального государства исходят из того, что либеральная социальная политика и высокий уровень законности в обществе гарантируют устойчивое развитие общества. Своевременно улаживание возникающих конфликтов гарантирует устойчивое развитие отношений солидарности, партнерства и социального спокойствия. Высокий уровень жизни людей обеспечивается за счет трудовых доходов и доходов от собственности. Государство берет на себя обязанность только восполнять гражданину недостаток социальных благ, если этого не могут сделать рыночные структуры, общественные объединения и семья. Таким образом регулирующая роль государства сведена до минимума. Его деятельность в вопросах социальной политики заключается в установлении размера и выплате пособий. В таких странах существует много благотворительных организаций, частных и религиозных фондов помощи нуждающимся, церковных общин. Действуют различные федеральные программы помощи бывшим заключенным, национальным меньшинствам и т.д. Существует развитая система социального страхования, включающая в себя медицинское страхование частными фирмами и государством, пенсионное страхование, страхование работников от несчастных случаев и т.д., которая снимает значительное бремя расходов с государственного бюджета. Но такой вид услуг доступен не всем гражданам из-за его дороговизны.

Либеральная модель не предполагает достижение социального равенства, но, тем не менее, существует поддержка малообеспеченных слоев населения. Система социального обеспечения не подрывает трудовую мотивацию граждан, т.е. человек должен прежде всего своим личным трудом улучшать свое благосостояние. Перераспределение благ основывается на принципе признания за гражданином права на минимально достойные условия жизни. Существует нижняя граница благосостояния, и она очерчивает объем гарантируемых для всех прав.

Примером стран с либеральной моделью являются Австралия, Канада, США.

2 Консервативная модель

«В основе данной концепции лежит утверждение о том, что всеобщее благоденствие в индустриальных странах Запада уже достигнуто. Остальные же страны рано или поздно встанут на аналогичный путь экономического и социального развития или окажутся аутсайдерами навсегда».

Главная мысль заключается в том, чтобы мирно проводить публичную политику с такой эффективностью, которая постепенно выводит экономику и социальную сферу на уровень потребностей и интересов большинства граждан. Речь идет о разумных потребностях, которые соответствуют возможностям государства.

При такой модели социального государства осуществляется прагматичный подход к предоставлению государством социальных услуг. Это позволяет сконцентрироваться на решении насущных, острых социальных проблем.

Основной задачей государства становится обеспечении всем гаржданам равных стартовых условий и возможностей для развития. Фундаментом консервативной политики служит идея партнерства между государством, частным сектором, общественными и благотворительными организациями В экономической сфере господствует принцип смешанной экономики, которая создает социальное рыночное хозяйство. Оно обеспечивает личную свободу, предупреждает концентрацию экономической власти, развивая конкуренцию и помощь самым нуждающимся группам населения. Социальная политика должна состоит не в том, чтобы все большее число бедных обеспечить лучшим, а в том, чтобы устранить причины бедности, которые носят структурный характер и не могут быть ликвидированы только политикой распределения.

В консервативном социальном государстве существует широкий охват различных групп населения многообразными формами социальной защиты, высокий уровень социальных гарантий, когда сумма выплат действительно обеспечивает реализацию целей, для которых они предназначены (жилье, образование). Частное социальное страхование играет гораздо меньшую роль, чем в либеральной модели. Государство готово заменить рынок там, где он не может обеспечить благосостояние граждан. Однако социальные гарантии в консервативном социальном государстве зависят от социального статуса индивида, и многие социальные обязанности перекладываются на семью. Государство вмешивается только тогда, когда возможности семьи исчерпаны. На такую модель ориентированы Великобритания и Япония.

Например, в Японии в основе социальной политики лежит принцип обеспечения равенства возможностей, удержание низкого уровня безработицы, активного создания рабочих мест, сокращения дифференциации доходов. Японское государство ведет политику широкомасштабных инвестиций в социальную сферу. Материальной базой активной социальной политики служит перераспределение богатства. Это осуществляется за счет введения налога на богатство, который может составлять до 80 % от совокупного дохода. В Японии нет слоя сверхкрупных собственников и один из самых низких уровней бедности в мире.

3 Корпоративная модель

Социальное государство корпоративного типа - это государство, которое берет на себя ответственность за благополучие своих граждан, но при этом большую часть социальных обязанностей делегирует в частный сектор, принуждая его к участию в реализации государственных социальных программ. При этом получается, что значительную часть социальной заботы о своих работниках берут на себя непосредственно сами предприятия и организации - оплачивают расходы на обучение персонала, реализуют программы пенсионного обеспечения, берут на себя оплату медицинских и других социальных услуг. Эта модель успешно реализуется в Австрии, Бельгии, Германии, Италии, Ирландии, Нидерландах, Франции.

4 Социал-демократическая модель

В таком государстве граждане имеют равные возможности для удовлетворения не только своих материальных потребностей, но и запросов духовной жизни. Государство обеспечивает гражданские, политические, экономические и социальные права, рассматривает сближение доходов и жизненных возможностей в качестве главного материального и правового условия свободы каждого гражданина. Ведущий принцип в таком государстве: государство и экономика существуют для людей, а не наоборот. Социальная государственная политика не является услугой или милостью власти, это - прямая обязанность государства. Именно такая модель социального государства существует в ряде скандинавских стран - в Дании, Норвегии, Швеции.

Социал-демократическая модель социального государства предназначена для того, чтобы уничтожить нищету, стимулировать экономический рост каждого индивида, развить социальную интеграцию и поощрить альтруизм в обществе. Социал - демократическая модель отвергает мысль о всесилии рынка, как регулятора общественно - экономических процессов. Она выступает за интервенционистскую политику государства в социальных вопросах.

Чтобы достичь этой цели, социальные услуги должны предоставляться на универсальной, бесплатной для всех основе, а не в зависимости от нуждаемости граждан. Тем не менее, учитывается уровень доходов и адресное предоставление услуг. Модель ориентирована на предупреждающую социальную политику, в рамках которой проводят политику полной занятости населения, смягчающей трудности финансирования пенсионного обеспечения, борются с заболеваниями, вызванными условиями труда, принимают меры, направленные на создание и сохранение «ячеек» общества - семьи, общины и т.д. Это препятствует распространению социальных проблем. Цели проводимой социал - демократами политики состоят в справедливом и равномерном распределении доходов, обеспечении всем гражданам достойных условий жизни, урегулировании отношений между различными общественными слоями и стимулировании экономического роста.

Наиболее ярким примером социал-демократического государства является Швеция. Она представляет собой так называемую «скандинавскую модель». Социальная политика этой страны основана на государственном перераспределении с высокой степенью вмешательства государства в социальные и экономические процессы. Вмешательство государства в Швеции направлено на перераспределение доходов всех слоев населения и создание государства всеобщего благосостояния. Перераспределение осуществляется через налоговую и трансфертную политику с учетом принципа социальной справедливости и уменьшения дифференциации доходов независимо от их источников, доступности социальных благ. Общество благосостояния создавалось путем перераспределения налогов на прибыль, полученную в условиях конкурентной рыночной экономики. В результате функционирования налоговой системы в Швеции разрыв в доходах между различными категориями населения не превышает 1:2. Высокие социальные расходы шведского государства обеспечивают всему населению гарантии социальной защиты.

Заключение

Описанные модели социального государства представляют собой идеальные типы и в чистом виде вряд ли где-то имеют место. В реальности в каждом конкретном государстве присутствуют элементы и либеральной, и корпоративной, и консервативной, и социал-демократической модели, но все же доминирует какая-то определенная одна из них, по которой и можно соотнести ту или иную страну к конкретному типу социального государства.

Выбор конкретной модели осуществления социальной политики всегда зависит от исторических, социокультурных и экономических условий, а также определяется конкретным типом общественно - политического устройства государства, его идеологическими, духовными принципами, особенностями переживаемого исторического этапа. Но в любом случае социальное государство в современных условиях предполагает наличие, с одной стороны, сильного государства, способного нести ответственность за развитие человеческих ресурсов, а, с другой стороны, наличие развитых институтов гражданского общества, способных поставить государство под свой контроль.

Список источников литературы

социальное государство модель

1. Авцинова Г.И. Социально - правовое государство: сущность, особенности становления/ Г.И. Авцинова // Соц. - гуманитар. знания.- 2000.- №3.- С.30 - 104.

Иваненко В.А. Социальные права человека и социальные обязанности государства: международные и конституционно- правовые аспекты/ Под. ред. В.А. Иваненко, В.С. Иваненко.- СПб.: Юридический центр пресс, 2003.- 402 с.

Калашников С.В. Социальное государство: эволюция и этапы становления / С. Калашников // Человек и труд.- 2002.- № 10.- С. 47-51.

Охотский Е.В. Социальное государство и социальная политика современной России: ориентация на результат / Е.В. Охотский, В.А. Богучарская // Труд и социальные отношения.- 2012.- № 5 (95).- С. 30-44.

Теоретическое задание

Основные модели социального государства, их различия

Социальное государство представляет собой особый тип высокоразвитого государства, в котором обеспечивается высокий уровень социальной защищенности всех граждан посредством активной деятельности государства по регулированию социальной, экономической и других сфер жизнедеятельности общества, установлению в нем социальной справедливости и солидарности.

Особенности социального государства в том, что оно, регулируя экономическую и другие сферы общественной жизни, акцент делает на проведении социальной политики. Существует несколько моделей социального государства.

1) «Либеральные» (европейская; англо-саксонская; восточно-азиатская).

Либеральная модель предполагает принцип личной ответственности каждого члена общества за свою судьбу и судьбу своей семьи. Роль государственных структур в непосредственной реализации социальной политики минимизирована, основными субъектами социальной политики являются граждане, семья и различные негосударственные организации - социально - страховые фонды и ассоциации третьего сектора.

Финансовую основу реализации социальных программ составляют частные сбережения и частное страхование, а не средства государственного бюджета. Поэтому при реализации данной модели социальной политики реализуется принцип эквивалентности, возмездности, предполагающий, например, прямую зависимость между размерами страховых взносов и объемом и стоимостью социальных услуг, получаемых в системе социального страхования, а не принцип солидарности, предполагающий перераспределение доходов от одного лица в пользу другого.



При либеральной модели социальной политики государство берет на себя ответственность за сохранение лишь минимальных доходов граждан и за благополучие наименее слабых и обездоленных слоев населения. Но с другой стороны, оно максимально стимулирует создание и развитие в обществе различных форм негосударственной социальной политики, например, негосударственного социального страхования и социальной поддержки, а также различных способов повышения гражданами своих доходов.

Основным достоинством либеральной модели является ориентация на раскрытие способностей членов общества (прежде всего к производительному и творческому труду) в интересах не лимитируемого государством роста уровня их потребления и частичное перераспределение ресурсов в интересах социальной поддержки нуждающихся в ней граждан. Граждане, постоянно участвовавшие своими взносами в системах обязательного социального страхования (прежде всего пенсионного), уровень доходов при наступлении страховых случаев (например, достижении пенсионного возраста) снижается незначительно. Следствием экономической и социальной самореализации граждан является независимость большинства из них от государства, что является фактором развития гражданского общества.

Недостатки этой модели проявляются в существенных различиях между уровнями потребления экономически сильных и экономически слабых граждан; величинах социальных выплат, осуществляемых из государственного бюджета, с одной стороны, и систем социального страхования - с другой стороны. Эти различия для различных категорий людей имеют место и в случае получения социальных пособий из одних и тех же источников финансирования.

Важным моментом либеральной модели социальной политики является закрепление в индивидуальном и общественном сознании чувства высокой личной ответственности за свое социальное благополучие и отношение к государству не как к единственному источнику социальных благ, а как к гаранту своих прав и свобод.

2) «Эгалитарные» (скандинавская, советская).

Принятие в рамках корпоративного общества и социального государства законов о минимальной заработной плате, о социальном страховании рабочих в случае безработицы, о социальном обеспечении нетрудоспособных и наиболее бедных слоев общества предопределили отход от рыночной справедливости и рыночной модели распределения доходов к эгалитарной модели их распределения. Как известно, наиболее крайняя форма уравнительной справедливости, трактуемая как установление полного равенства, ведет к снижению трудовой и предпринимательской активности и как следствие этого к социальному иждивенчеству.

Это объясняется тем, что основное место в реализации уравнительной (статичной) модели распределения доходов отводится системе прогрессивного налогообложения, которая в сочетании с организацией программы трансфертных платежей является инструментом по выравниванию уровня доходов населения.

Эти модели социальной политики сгруппированы по трем типам социальной политики:

- «институциональному» (англо-саксонская и восточно-азиатская модель),

- «программному» (европейская модель);

- «структурному» (скандинавская, советская модель).

В Европе сложилось два типа стран, принципиально различающихся соотношением доли участия государства, работника и работодателя в финансировании социальных программ.

К первому типу относятся страны с социально ориентированной рыночной экономикой, где бюджетные отчисления и страховые взносы работника и работодателя на социальные мероприятия примерно равны и основными каналами перераспределения являются государственные частные (т.е. находящиеся под государственным контролем) социально-страховые фонды. К таким странам относятся Германия и другие государства.

Ко второму типу относятся страны так называемого рыночного социализма, в которых значительная часть расходов на социальные нужды берет на себя государство, а основным каналом перераспределения является бюджет (например, Швеция).

Ответ 4 (начало) Либеральная модель функционирует в таких странах, как США, Канада, Австралия и Великобритания. Исторически эта модель формировалась под влиянием либеральной трудовой этики в условиях преобладания рыночных отношений. Либеральная модель также рассматривает рынок как наиболее важную сферу для организации человеческого взаимодействия, но отличается от консервативной по крайней мере в двух отношениях. Во-первых, предусмотрено социальное обеспечение остаточного типа, т.е. люди, как правило, должны быть способны существовать в обществе и без социального обеспечения. Во-вторых, в настоящее время правительство несет ограниченную, и, тем не менее, всеобщую ответственность за социальное обеспечение всех граждан. Соответственно социальное обеспечение связано с большими вложениями, приводящими, таким образом, к малой отдаче. Из-за остаточного характера финансирования реализация модели зависит от наличия большого объема добровольной и неформальной помощи.

Таким образом, либеральная модель характеризует наименьшее вмешательство государства в рыночные отношения. В этой модели граждане удовлетворяют свои потребности через страховую защиту. Государство не вмешивается в этот процесс до тех пор, пока не наступает особая необходимость для этого, причем только ограниченными мероприятиями и ограниченное время. Помощь индивиду требует обязательной проверки нуждаемости. Государственные органы дают незначительные трансферты и существует социальная страховая система с низкими выплатами.

В странах с либеральной моделью поддерживается частная благотворительность через щедрое снижение налога для дарителя с подобными намерениями. За трудящимися остается право вести коллективные переговоры через представительные организации (профсоюзы) относительно последствий решений администрации и отстаивания интересов трудящихся.

Социальное страхование в США гораздо моложе континентального и началось с Закона о социальном страховании 1935 г. Толчком для его появления была драматическая ситуация во время мирового экономического кризиса 1929-1933 гг., когда миллионы людей потеряли работу, а пособий по безработице не получали. Федеральный закон 1935 г. установил два вида социального страхования: пенсии по старости и пособие по безработице. США в 1948 году приняли закон о трудовых отношениях («закон Вагнера»). Так, администрация предприятия в случае сокращения производства или его модернизации может уволить работника без предупреждения или с минимальным периодом уведомления за 2-3 дня. При этом не учитывается ни стаж работы, ни квалификация работника.

Со временем закон обрастал дополнениями и поправками, вводящими новые формы страхования и расширяющими круг страхуемых: пенсии в случае утраты кормильца, медицинское страхование «Медикейд» и т.п. Сложились уровни, на которых действовали определенные виды страхования: например, страхование по инвалидности в результате производственной травмы или болезни действовало на уровне штатов, учитывая их специфику.


Сегодня в США существует ряд категорий занятых, не охваченных социальным страхованием. Это сельскохозяйственные рабочие, поденщики, работники предприятий, численностью менее 50 чел. 35 млн. чел вообще не имеют медицинской страховки. Учитывая, что возраст выхода на пенсию единый – 65 лет со стажем для полной пенсии 35 лет, многие не имеют полной пенсии.

Наиболее характерные черты модели:

· Минимальное вмешательство государства в рыночные отношения;

· Ограничение сферы государственного регулирования проведением макроэкономической политики;

Небольшой объем государственного бюджета в ВВП. Ответ 4 (конец)

Государственная социальная помощь, финансируемая не из бюджета, а из предварительно выплаченных взносов-страховок, начала развиваться в США параллельно со страхованием и достигла сейчас расцвета. Толчок к ее развитию был дан президентом Д. Кеннеди, а затем молодежным движением «зеленеющей Америки» (термин Ч. Рейча). Критерий для получения социальной помощи один – малообеспеченность, бедность. Точное число программ социальной помощи в США установить трудно, так как среди них есть федеральные, федерально-штатные, штатные и муниципальные. По оценкам, их около 8 тыс. Характерно, что критерии нуждаемости варьируются от штата к штату, а пособие ни по одной программе не дотягивает до прожиточного минимума. Зато каждый нуждающийся может получить помощь по нескольким программам сразу: муниципальное жилье плюс продуктовые талоны плюс медицинская помощь «Медикер» и т.п. Это позволяет с достаточной полнотой и гибкостью учитывать потребности разных групп клиентов, но приводит к многочисленные злоупотреблениям со стороны клиентов и ошибкам социальных работников в начислении пособий. В известной мере «играет на руку» недобросовестным просителям и отсутствие в США института прописки, что позволяет получать помощь в нескольких штатах одновременно. Так, власти Нью-Йорка недавно организовали работу целого отряда детективов, которые займутся проверкой условий быта клиентов и правильности оформления документов, выявлением нелегальных доходов. Содержание детективов обойдется городской казне в 50 млн. дол. в год, но их работа сохранит в городском бюджете примерно 250 млн.дол.

Страница 3

При либеральной модели социальной политики государство берет на себя ответственность за сохранение лишь минимальных доходов граждан и за благополучие наименее слабых и обездоленных слоев населения. Но с другой стороны, оно максимально стимулирует создание и развитие в обществе различных форм негосударственной социальной политики, например, негосударственного социального страхования и социальной поддержки, а также различных способов повышения гражданами своих доходов. Основным достоинством либеральной модели является ориентация на раскрытие способностей членов общества (прежде всего к производительному и творческому труду) в интересах нелимитируемого государством роста уровня их потребления и частичное перераспределение ресурсов в интересах социальной поддержки нуждающихся в ней граждан. Граждане, постоянно участвовавшие своими взносами в системах обязательного социального страхования (прежде всего пенсионного), уровень доходов при наступлении страховых случаев (например достижении пенсионного возраста) снижается незначительно. Следствием экономической и социальной самореализации граждан является независимость большинства из них от государства, что является фактором развития гражданского общества.

Недостатки этой модели проявляются в существенных различиях между уровнями потребления экономически сильных и экономически слабых граждан; величинах социальных выплат, осуществляемых из государственного бюджета, с одной стороны, и систем социального страхования – с другой стороны. Эти различия для различных категорий людей имеют место и в случае получения социальных пособий из одних и тех же источников финансирования.

Важным моментом либеральной модели социальной политики является укорененность в индивидуальном и общественном сознании чувства высокой личной ответственности за свое социальное благополучие и отношение к государству не как к единственному источнику социальных благ, а как к гаранту своих прав и свобод.

Корпоративная модель предполагает принцип корпоративной ответственности, что максимум ответственности за судьбу своих работников несет корпорация, предприятие, организация или учреждение, где данный работник трудится. Предприятие, стимулируя работников к внесению максимального трудового вклада, предлагает ему различные виды социальных гарантий в виде пенсионного обеспечения, частичной оплаты медицинских, рекреационных услуг и образования (повышения квалификации). В данной модели и государство, и негосударственные организации, и граждане также несут долю ответственности за социальное благополучие в обществе, но все же большую роль играют предприятия, имеющие собственную разветвленную социальную инфраструктуру, собственные социально-страховые фонды.

Финансовой основой в корпоративной модели социальной политики являются средства предприятий и корпоративных социальных фондов, поэтому большую роль здесь играют организации-работодатели, для которых социальная политика является существенным элементом системы управления трудовыми (человеческими) ресурсами.

Общественная модель предполагает принцип солидарной ответственности, то есть ответственности всего общества за судьбу его членов. Это перераспределительная модель социальной политики, при которой богатый платит за бедного, здоровый за больного, молодой за старого. Основным общественным институтом, осуществляющим такое перераспределение, является государство.

Одной из моделей социального государства является либеральная модель, в основе которой лежит принцип, предусматривающий личную ответственность каждого члена общества за свою судьбу и судьбу своей семьи. Роль государства в этой модели незначительная. Финансирование социальных программ осуществляется в первую очередь за счет частных сбережений и частного страхования. При этом задачей государства является стимулирование роста личных доходов граждан.

Либеральная модель основана на доминировании рыночных механизмов . Социальная помощь оказывается исходя из минимальных социальных потребностей бедным и малообеспеченным слоям населения, не способным самостоятельно добыть средства существования. Материальная помощь предоставляется лишь на основании проверки нуждаемости. Таким образом, государство несёт хоть и ограниченную, но, тем не менее, всеобщую ответственность за социальное обеспечение всех граждан, которые оказываются неспособны к эффективному самостоятельному экономическому существованию

По отношению к людям с инвалидностью здесь, в основном, развиваются антидискриминационные меры, направленные на создание инвалидам равных условий и прав с другими гражданами.

Также нельзя создавать дополнительные требования к вакансии, которые сознательно ущемляют возможности людей с инвалидностью, если только это не является необходимым компонентом служебных обязанностей (например, наличие водительских прав или умение быстро передвигаться по городу на общественном транспорте).

В целом, такие меры, как антидискриминационное законодательство в отношении инвалидов, доказали свою эффективность . Но необходимо учитывать, что эти меры могут действовать только в условиях развитой правовой и судебной системы

В сфере производственных отношений созданы максимальные условия для развития предпринимательской активности . Владельцы предприятий ничем не ограничены в принятии самостоятельных решений относительно развития и реструктуризации производства, включая увольнения оказавшихся не нужными работников. Удел профсоюзов - отстаивание интересов работников с наибольшим стажем в случае угрозы массовых увольнений, что, впрочем, им не всегда удается.

Данная модель вполне эффективна в условиях экономической стабильности или подъема, но при спаде и вынужденном сокращении производства, сопровождаемом неизбежным урезанием социальных программ, в уязвимом положении оказываются многие социальные группы, прежде всего женщины, молодежь, пожилые люди.



Как и две других модели(корпоративная и социал-демократическая), либеральная нигде не встречается в чистом виде. В США существует множество пособий, выплачиваемых помимо касс социального страхования. Там действует не менее 100 программ материальной помощи (многие из них кратковременные; по истечении срока им на смену приходят другие), различающихся по масштабам, избирательным критериям, источникам финансирования и целям. Причем многочисленные программы действуют обособленно, не составляя сбалансированной и организованной системы, вследствие чего не охватывают довольно большие группы нуждающихся в материальной помощи людей, включая желающих трудиться безработных, для которых установлен весьма скромный размер пособий и компенсаций. Вместе с тем такие программы в какой-то степени поощряют социальное иждивенчество в среде выходцев из афро-азиатского и латиноамериканского населения: сложились целые группы, практически ни дня не работавшие на общество на протяжении двух-трех поколений. Другой существенный изъян указанных программ заключается в отрицательном воздействии на семейные отношения: они нередко провоцируют разводы, раздельное проживание родителей, поскольку получение финансовой помощи зависит от семейного положения.

Либеральная модель обладает рядом негативных черт.

Во-первых, она способствует разделению общества на бедных и богатых: тех, кто вынужден довольствоваться минимальным уровнем государственных социальных услуг и тех, кто может позволить приобретать услуги высокого качества на рынке.

Во-вторых, такая модель исключает большую часть населения из системы предоставления государственных социальных услуг , что делает ее не популярной и в долгосрочной перспективе не стабильной (предоставляются услуги низкого качества для бедных и политически маргинальных групп населения). К сильным сторонам этой модели можно отнести политику дифференциации услуг в зависимости от доходов, меньшую чувствительность к демографическим изменениям, возможность поддерживать достаточно низкий уровень налогообложения.



При этом на протяжении последних лет очевиден тренд в сторону «урезания» объема социальных благ, предоставляемых государством населению. И эта политика находит существенную поддержку населения. Можно сделать вывод о том, что либеральная модель социальной защиты укрепляет свои основы и становится еще более либеральной. Некоторые исследователи обращают внимание на то, что политика в рамках либеральной модели, направленная на фактическое исключение из общества и урезание ресурсов к жизнеобеспечению малоимущих слоев населения имеет негативное выражение в увеличении в США количества преступлений , совершаемых гражданами из бедных слоев населения, тк окружающие могут творить что хотят. и никаких перед тобой обязательств, включая морально-этические.

Новое на сайте

>

Самое популярное