Домой Целебные растения Вундеркинды или чудо – дети. Легко ли быть вундеркиндом? И нужно ли им быть

Вундеркинды или чудо – дети. Легко ли быть вундеркиндом? И нужно ли им быть

То и дело в сети интернет или на экранах телевизоров появляются новости о детях, не таких, как все. Едва выбравшись из детской колыбели, они начинают поражать окружающих своими неординарными талантами. В возрасте 4 лет они уже бегло читают книги на разных языках, а в 6 как бы играя делают научное открытие, до которого на протяжении многих сотен лет так и не дошли великие седые умы. В свои 11 они поступают в институты, получают Нобелевские премии и награды. О них говорит весь мир, они - вундеркинды, дети с уникальными особенностями.

Удивительные - рядом

Человечество постоянно находится в поисках неизведанного. Мы ищем внеземной разум на далеких планетах, в ожидании, что тот поделится с нами сокровенными тайнами и поможет совершить величайшие открытия. Но как ведем себя мы, когда тот самый, превосходящий обычный среднестатистический, разум, ум внезапно возникает перед нами в обличии нас самих? Что знаем мы о детях-загадках? Пожалуй, лишь то, что вундеркинды - от природы. Уровень интеллектуального развития у таких малышей намного превышает уровень их сверстников. Это позволяет им стремительно развиваться и уже в юном возрасте совершать массу открытий или достигать определенных высот. Знаменитые дети-вундеркинды - достояние нации. Но мало кто из взрослых способен признать, что мы не только не можем объяснить феномен рождения таких малышей, но даже не знаем, как правильно общаться с такими чудо-детьми.

Они есть

Отчего-то мы часто слышим о том, что в Англии, Китае, Индии или любой другой стране появляются вундеркинды. Дети с высоким уровнем IQ в юном возрасте становятся профессорами и оспаривают теорию Эйнштейна, играют на скрипке и ищут лекарство от рака, создают ядерные реакторы и перемножают в уме шестизначные числа. Но почему-то редко мы читаем и узнаем о том, что на территории постсоветского пространства появляются вундеркинды. Дети с «недетскими умами» не рождаются у нас? Вовсе нет, просто почему-то о них говорят мало.

Гении с пеленок

О них сегодня говорят не часто, но по статистике в каждой школе и едва ли не в каждом классе есть. Официально бытует мнение, что не придается огласке информация о них лишь потому, что излишнее внимание со стороны прессы и масс может негативно повлиять на психику ребенка. Так это на самом деле или нет, остается лишь догадываться. К одним из факторов влияния можно отнести и то, что такие дети после окончания школ или еще до этого уезжают получать образование в другие страны. Конечно же, есть дети-вундеркинды в России, примеры известны многим. Информацию о них получить вполне реально, но было бы гораздо лучше, если бы им оказывалось должное внимание в новостях СМИ.

Юные дарования

Каждый ребенок-вундеркинд проявляет себя на разном этапе жизни. Кто-то начинает «действовать», будучи совсем крохой, а кто-то в более старшем, школьном возрасте. У каждого из них и свои предпочтения, одни пишут стихи, а другие трудятся в научной лаборатории. Есть и сегодня дети-вундеркинды в России, примеры, приведенные ниже, ближе познакомят нас с ними.

Ника Турбина

Пожалуй, одним из самых знаменитых советских вундеркиндов является Ника Турбина. Это девочка-поэтесса, ее первая книга «Черновик» была переведена на 12 языков и имела тираж в 30 000 экземпляров. О ней узнали по всему миру, на тот момент Нике было всего 9 лет. Она играла роли в фильмах, а после и о ней самой сняли фильм «Ника Турбина: История полета».

Андрей Хлопин

В свои 10 лет А ндрей рассказал, как появляются «серебристые облака», а это оставалось загадкой для ученых много лет. За свою гипотезу мальчик из Краснодара был занесен в Книгу Еще один пример того, что дети вундеркинды в России есть.

Афанасий Прохоров

Театральный художник, танцовщик, пианист и певец, а ему всего-то 12 лет! Исполняет произведения классиков на 6 языках, неоднократно занимал первые места на международных конкурсах, выступает на благотворительных концертах. Мальчик родом из Москвы, но в 2007 уехал в Америку, и сегодня уже там завоевывает признание.

Даша Балденкова

Ей всего 18, а она уже трудится в научно-учебной лаборатории в центре прикладной наноэлектроники. Дарья - многократный победитель конкурсов и олимпиад. Она победила в двух полуфиналах главного мирового конкурса школьных учащихся «Intel ISEF». Нужно отметить, что именно из его финалистов уже вышло множество лауреатов Нобелевской премии.

Вот лишь несколько историй о том, чем занимаются и над чем трудятся дети-вундеркинды. Примеры, конечно же, можно привести самые разные, их множество.

Они вошли в историю

Мало кто знает, что многие знаменитые русские люди были гениями от рождения. Кто-то смог проявить себя и вошел в историю, о некоторых спустя время забыли, а другие попросту остались непризнанными. Дети-вундеркинды в России рождались с давних времен, но именно так их стали называть сравнительно недавно. Это Пушкин и Грибоедов, Лермонтов и Петр I, а еще Борис Годунов и Тютчев, Чуковский, Гоголь, Блок и еще много десятков других.

Самый умный человек, когда-либо живший на нашей планете - Уильям Джеймс Сайдис. Его IQ достигал порядка 300 единиц, в то время когда интеллект колеблется от 80 до 100. Он родился в 1921 в США, в семье Бориса Сайдиса, еврея-иммигранта из Украины. Он получил такое необычное имя в честь американского философа, который после стал крестным отцом мальчику. Уильям знал более 40 языков (по неофициальным данным около 200), закончил с отличием Гарвард в 16 лет, в восьмилетнем возрасте являлся автором 4 книг, а писать научился еще до того, как ему исполнился 1 год. Он изучал психологию, историю и науку об эволюции и развитии Вселенной, писал научные трактаты, которые только сегодня признаются наукой. Что самое интересное, работал он простым бухгалтером в небольшой конторке и панически боялся, что кто-нибудь прознает о его "таланте".

После

Из самых разных уголков планеты доносятся вести о том, что появляются дети-вундеркинды. Примеры их жизни и невероятных способностей, вероятнее всего, готовят нас к тому, что человечество вскоре перейдет на кардинально новый уровень своего развития. К чему это приведет и какой станет наша жизнь через пару сотен лет, остается только фантазировать.

Вундеркиндами называют детей, которые раньше других демонстрируют свои уникальные способности. Такой талант бывает как врожденным, когда ребенок талантливым рождается и приобретенным когда талант ребенка развивают и стимулируют его родители и родственники.

Бывают ситуации, когда кто из родственников начинает усиленно обучать ребенка преимущественно в той отрасли, где проявляются его способности. Ранее таким учителем был зачастую отец, а сегодня — эту роль выполняют мамы.

Среди детей, рано проявивших свои специфические способности, можно назвать:

  • Ника Турбина — девочка поэтесса, которая написала свою первую книгу «Черновик» в 9 лет. Книга была переведена на 12 языков и имела тираж в 30 000 штук.
  • Андрей Хлопин — в 10 лет, он рассказал как образуются серебренные облака. За это он был внесен в книгу рекордов Гиннеса.
  • Афанасий Прохоров — в свои 12 лет является потрясающим художником, танцовщиком, музыкантом и певцом. Неоднократно занимал первые места на различных мероприятиях.
  • Даша Балденкова — в свои 18 лет уже работает в научно-учебной лаборатории в центре прикладной наноэлектроники. Являлась главным победителем среди школьников в Intel ISEF.
  • Микаэла Фудолиг — поступила в университет в 11 лет и закончила его в 16, став профессоров в этом же университете.
  • Акрит Ясвал — в возрасте 7 лет провел первую операцию. В 12 лет поступил в медицинский университет и закончил его в 17 лет со степенью магистра медицинских наук.
  • Тейлор Уилсон — в 10 летнем возрасте мальчик сконструировал ядерную бомбу, в 14 лет он уже создал «фузор». В данный момент работает над проектом, мини-электростанции, которая способна генерировать 50 МВт электроэнергии.
  • Камерон Томпсон — гений в математической области. Свои способности к математике обнаружил еще в 1-ом классе. В 12 лет поступил в университет и в скором времени получил научную степень по математике.
  • Джейкоб Барнетт — математик и физик. В 10 лет поступил в Университет Индианы. В данный момент работает в направлении квантовой физики. Говорит что сможет опровергнуть теорию относительности.
  • Марк Тянь Боэдихарджо — всего в 9 лет поступил в Гонконгский университет. В настоящий момент он имеет степень бакалавра в области математических наук и магистра философии.
  • Приянши Сомани — известна благодаря своей способности проводить сложнейшие вычисления в своей голове. Является мировым рекордсменом в извлечении квадратных корней в уме.
  • Аким Камара — удивительный мальчик, который играет на скрипке. С этим музыкальным инструментом он познакомился еще в 2-х летнем возрасте. С этого момента он с ней не расстается.
  • Итан Бортник — в возрасте 3 лет начал играть на клавесине. В пять лет уже умел сочинять музыку. Является рекордсменом, как самый молодой сольный исполнитель.
  • Таниш Мэттью Авраам — свои необычайные способности проявил в 4 месячном возрасте. Он просматривал книги и мог ответить на любой вопрос из нее. В 4 года стал членом Менса.

Откуда берутся дети, проявляющие свои таланты без всякого влияния близких?

Это случай когда сочетаются генетика и окружающая среда. Если ребенок наделен уникальным талантом, то его больше будут интересовать решения примеров или задач, чтение энциклопедий и научных изданий. Ну, а ели больше развит талант по изобразительному искусству, то он лучше, чем остальные, будет различать и воспринимать цвета и краски, и это ему будет интереснее, чем другим. И когда такому ребенку буде предоставлена реальная возможность делать то, к чему у него есть наклонности, он с радостью будет усовершенствовать свой талант и даже принуждать его к этому не придется. Такая увлеченность является первым предзнаменованием таланта и, необходимым условием для того чтобы достигать что либо новое.

С годами вундеркиндам свойственно терять свой талант

Можно назвать многих умных детей, которые имея в детстве уникальные способности в зрелом возрасте не стали ни кем. Потому что нужно, развивать способности ребенка. Не развитые способности со временем могут угаснуть раз и навсегда. И для того чтобы этого не случилось нужно создавать что-то новое, и не зацикливаться на маленьких детских достижениях только тогда можно стать выдающимся. Но в жизни бывает совсем иначе? К мизерным достижениям маленького ребенка привлекают огромное внимание, тем самым убеждая его, в своей превосходности над другими. И потом даже небольшая неудача для ребенка станет большой проблемой, которая может повлиять и на психическое состояние.

Как только это ребенок это понимает, он становится отдаленным, у него может начаться так называемый кризис одаренности, из которого нелегко выйти. Но если из такого кризиса удастся выйти, то человек становится большим ученым в своей отрасли. Вообще для вундеркиндов среднего пути развития практически не бывает им преимущественно либо взлет, либо трагедия. И все те печальные истории вундеркиндов, которые обратились крахом, может быть потому, что человек не смог выйти из кризиса.

Такие детки, которые заткнут за пояс любого взрослого... Читаем далее...

Вилли Москони (Willie Mosconi) - профессиональный бильярд в 6 лет


Вильям Джозеф Москони был знаменитым американским игроков в билльярд из Филадельфии. Отец его был владельцем бильярдной, но играть ребенку не разрешал, поэтому мальчик тренировался в прямом смысле слова на помидорах, а вместо кия использовал ручку от швабры.

Отец вскоре заметил, что его сын показывает успехи, и стал устраивать показательные турниры, в которых его сыну приходилось вставать на табуретку, чтобы видеть, что происходит на столе. При этом он почти всегда выигрывал у старших игроков.

В 1919 году было устроено показательное соревнование между шестилетним Вилли и действующим чемпионом мира, Ральфон Лингрифом (Ralph Greenleaf). Ральф выиграл, но блестящая игра Вилли открыла ему дорогу в провессиональный бильярд. С 1924 года, в возрасте 11 лет, Вильям регулярно устраивал представления с демонстрацией своих изящных трикшотов.

Позже, в период с 1941 по 1957 год, он был обладателем титула мирового чемпиона в BCA World Championship 15 раз подряд. Количество разнообразных рекордов, связанных с бильярдом и установленных Вильямом Москони, надо долго перечислять, скажу только, что рекорд по непрерывному забиванию шаров (consecutive balls) в его исполнении составляет 526! То есть он непрерывно и без ошибок забил 526 шаров в лузы...

Самый умный человек в мире - вундеркинд Ким Унг-Йонг. Университет в 4 года


Корейский чудо-ребенок родился в 1962 году и до сих пор является рекордсменом книги рекордов Гиннеса как обладатель самого высокого IQ - 210.

В возрасте 4 лет мальчик умел читать на японском, корейском, немецком и английском языках. Когда ему исполнилось 5 лет, Ким решил сложную систему вероятностных дифференциальных уравнений (я уже после университета не помню, что это такое..).

После этого его пригласили на передачу на японском телевидении, где он продемонстрировал свои знания китайского, испанского, вьетнамского, тагальского (филиппинского), немецкого, английского и корейского языка. В возрасте от 3 до 6 лет Ким был студентом в университете Hanyang, в возрасте 7 лет он получил приглашение на работу в НАСА. Там в возрасте 15 лет он получил степень доктора физических наук в Colorado State University и работал в США до 1978 года.

После этого Ким вернулся в Корею с намерением заняться гражданским проектированием и строительством. Для этого он защитил докторскую диссертацию по этому предмету, после чего был приглашен в самый знаменитый корейский университет, от чего он отказался, предпочтя работу в провинциальном вузе. С 2007 года он также работает помощником в Chungbuk National University. Ким Унг-Йонг занесен в книгу рекордов Гиннеса, как самый умный человек в мире, его IQ=210

Грегори Смит (Gregory Smith) - Нобелевская премия в 12 лет


Родился в 1990 году, Грегори Смит научился читать в возрасте двух лет и поступил в университет в 10 лет. К его чести, мальчик не только занимается точными науками, но и путешествует по миру как активист движения за защиту прав детей. Грегори является основателем движения International Youth Advocates, которое занимается достижением понимания между детьми во всем мире (интересно, как?)

Одаренный мальчик был удостоен разговора с Биллом Клинтоном и Михаилом Горбачевым, а также произнес речь с трибуны на одном из заседаний ООН.

За свою деятельность он четырежды номинировался на получение Нобелевской премии, правда, так и не получил ее. Из последних достижений его можно назвать получение водительских прав

Акрит Ясвал (Akrit Jaswal) - 7-летний хирург


Акрит Ясвал родился в Индии, где его называют самым умным, так как его IQ достигает 146, что при конкурсе в миллиард человек (население страны) является отличным результатом.

Публичное внимание Акрит привлек в 2000 году, когда случайно провел свою первую "хирургическую" операцию. Ему было семь лет, его пациентке - соседской девочке - восемь. Из-за ожога девочка не могла разжать кулак, и Акрит, не имея специальных медицинских навыков, смог провести необходимые действия и вернул подвижность пальцам своей восьмилетней пациентке.

После этого случая мальчик пошел учиться на доктора в Chandigarh College и сейчас является самым молодым студентом среди всех в Индийских вузах.

Клеопатра Стратан (Cleopatra Stratan) - самая юная поп-звезда планеты. Берет 1000 евро за выступление


Клеопатра родилась в октябре 2002 года в Кишиневе в семье певца Павла Стратана. Удивительно, но в ее случае ее гены и талант сложились таким образом, что девочка является самою юной исполнительницей, достигшей коммерческого успеха, после выпуска альбома La vârsta de trei ani ("В возрасте 3-х лет").

В своем более чем юном возрасте она имеет опыт двухчасового выступления перед большой аудиторией в концертном зале, получает за это деньги, получила премию MTV как самая юная исполнительница.

Аэлита Андрэ (Aelita Andre) - двухлетняя художница


Аэлита является знаменитостью среди определенных кругов ценителей абстрактной живописи, свои работы начала "творить", когда ей еще не испонилось двух лет. Понятно, что о пейзажах речи не идет, но абстракционизм ей удается хорошо, как и всем детям

Однажды директор галереи Brunswick Street Gallery в Мельбурне Марк Джемисон на встрече с одним из фотографов увидел снимки произведений неизвестного ему автора, и согласился включить их в программу ежегодной выставки. Были напечатаны буклеты, дана реклама в профильных журналах..

Когда машина была запущена, он узнал, что автор картин - дочь фотографа, двухлетняя Аэлита. Директор был, конечно, в шоке, но программу выставки было решено не менять, и картины юного дарования увидели свет.

Школьник, преподававший в Гарварде - вундеркинд Саул Аарон Крипке


Саул Аарон Крипке появился на свет в Нью-Йорке в 1940 году - в семье раввина.

В начальной школе Саул успел изучить полный курс алгебры, геометрии и философии. Его жизнь является чередой неожиданных озарений и открытий.

В четвертом классе школы он прошел курс алгебры, а к окончанию младших классов закончил изучение геометрии и философии. Во время своего тинейджерства Саул написал ряд работ, изменивших ход преподавания модальной (формальной) логики, которые привели к тому, что одаренный подросток получил приглашение на работу из Гарварда. Как послушный еврейский мальчик, Саул написал в ответ: "Мама говорит, что сначала я должен закончить школу и колледж".

После окончания школы Саул все-таки пошел на учебу именно в Гарвард. Сайл Крипке является обладателем Schock Prize, аналогом нобелевской премии в области философии, и сейчас считается одним из самых выдающихся современных философов.

Майкл Кевин Кирни (Michael Kevin Kearney) - университет в 10 лет


24-летний Майкл Кирни известен как самый молодой выпускник университета - ему на тот момент было всего 10 лет. Кроме этого, в 2008 году он выиграл миллион долларов в шоу "Кто хочет стать миллионером".

Кевин родился в 1984 году, в своей жизни поставил множество интеллектуальных рекордов и работает учителем в колледже с возраста 17 лет. Первые свои слова мальчик сказал в 4 месяца, в 6 месяцев он сказал на приеме у педиатра "У меня инфекция в левом ухе" (я уверен, врач упал в обморок), и научился читать в возрасте 10 месяцев.

Когда Майклу было 4 года, он успешно прошел математический тест Джона Хопкинса для одаренных детей (Johns Hopkins precocious math program). В 6 лет Кевин закончил школу, поступил в Santa Rosa Junior College, и в 10 лет окончил ее по специальности "геология и археология".

Майкл попал в книгу рекордов Гиннеса как самый юный выпускник университета, получивший степень бакалавра по археологии. Также ему принадлежит рекорд как самому молодому аспиранту (в таком возрасте я лично только девочек в школе за косички дергал и учился в 3 классе). В 2006 году Майкл стал известным во всем мире после победы в игре "Gold Rush" и выигрыша 1 миллиона долларов.

Фабиано Луджи Карвана (Fabiano Luigi Caruana) - шахматнгый гроссмейстер в 14 лет


Фабиано в свои 16 лет является гроссмейтером и шахматной знаменитостью, у него почетное гражданство Италии и США.

В 2007 году, в возрасте 14 лет и 11 месяцев, Фабиано получил титул гроссмейстера, став самым молодым в США и Италии мастером игры в шахматы. В апреле 2009 года по версии ФИДЕ он имеет рейтинг 2649 очков, что является самым высоким показателем в мире среди игроков до 18 лет.

Павлику было три года, когда он сам научился делать в уме сложные вычисления, а немного погодя — бегло читать. Читал приключения Винни-Пуха и мамины университетские учебники. В пять лет научил маму вычислять в уме логарифмы (ни в школе, ни в вузе этому не учат — таблицы есть). По самоучителю освоил начала музыкальной грамоты и стал играть по нотам любимые песни (семья была не музыкальная и никто не мог ему помочь). Потом он увидел Периодическую таблицу Менделеева и до тонкостей разобрался в ее закономерностях. В восемь лет решил сложную физическую задачу. Ее показали академику Колмогорову, тот похвалил: "Красивое решение". Но поверить, что ее решил восьмилетний мальчуган в уме, по дороге из школы, никак не мог (в Колмогоровской математической школе для одаренных старшеклассников такие задачи были под силу четырнадцати летним, и то далеко не каждому).

Осознав, что их мальчик вытянул у судьбы особый билет, родители Павлика забеспокоились. С трудом разыскали специалистов, "подпольно" занимавшихся с одаренными детьми (господствующая в то время идеология лицемерно не допускала не только имущественного неравенства, но и интеллектуального). Тесты показали высокую степень одаренности ребенка, их буквально "зашкалило". Мнение специалистов было однозначно: вероятнее всего, его ждет судьба ученого и конечно же много проблем. Первая из них — обучение по индивидуальной программе.

О таком родители не могли даже мечтать, и в семь лет Павлика отдали в общеобразовательную школу. Первой отметкой, которую он принес, была единица. Окрики учительницы, наказания (а ребенку было просто скучно, и он занимал себя своими "делами"), насмешки одноклассников: ведь он был не такой, как они...

В то еще недавнее время всеобщей уравниловки власти категорически отказывались создавать школы или хотя бы классы, где одаренные дети обучались бы по специальной программе: ребята, мол, поймут свою исключительность, а это непедагогично. Тогда существовали лишь немногочисленные физико-математические классы для старшеклассников. Но одаренность часто проявляется очень рано, еще до восьми лет, а высокая одаренность — и того раньше.

Поскольку не было других вариантов, то в обычных школах (не в каждой) практиковался перевод вундеркинда через класс, два или три. Перейдя из первого класса в четвертый, Паша сразу стал отличником: программа четвертого класса ему подходила больше, хотя тоже была "мала". Но тут же возникла проблема общения. Из-за разницы в возрасте таким детям трудно с одноклассниками и физически, и психологически. Они становились как бы "инвалидами общения". "Ребята меня гонят, я не знаю их правил", — всхлипывал маленький Паша.

Видя переживания ребенка, родители старались занять его спортом, искали "товарищей по несчастью". И находили. Встречались, дружили семьями; как круги по воде, от одной семьи к другой передавалось, какие книги полезно прочесть, какие педагоги полуподпольно набирают в свои классы одаренных. Дети побеждали на математических и прочих олимпиадах, в 12, 13, 14 лет на "отлично" заканчивали школу, поступали в вузы. Порой о таких писали в газетах: "Студент в красном галстуке..."

Прошло двадцать лет

Как сложилась судьба Павла? В 15 лет он поступил в университет, в 18 — в аспирантуру. Учился легко, увлеченно. Но природа, одаривая человека высокими умственными способностями, включает его в "группу риска": такие люди чаще болеют. Павлу жестоко не повезло. Он оказался в числе несчастливого процента, установленного природой, — безжалостной расплаты человечества за то, что оно умнеет. С высоты успеха он сорвался в душевную пропасть. Неадекватная система образования, неполноценность общения, непонимание общества (эти вундеркинды такие странные и неудобные!) усугубили боль. Чудо закончилось для несчастной семьи глубокой трагедией.

В больнице Кащенко умеют притуплять душевную боль. Что еще надо? Руки-ноги целы, высокий интеллект сохранился, есть хорошее образование. Но работать невозможно, ключ к великолепному инструменту мышления потерян. Ужасная болезнь сопровождается быстрым разрушением физического здоровья.

Пашина мама стала обзванивать знакомых психологов, родителей таких же вундеркиндов: а как у них? Может, что-нибудь посоветуют? Оказалось — у всех по-разному. Кто-то тоже заболел. Очень талантливый Миша покончил с собой. А вот Алеша стал выдающимся программистом, известным во всем мире. Даня учится в аспирантуре в США у нобелевского лауреата. Костя преподает в школе для одаренных... Большинство получили хорошее образование, научную степень. Но у каждого болезненные проблемы: не у всех задалась карьера, не складывается личная жизнь...

"Синдром бывшего вундеркинда" — так психологи называют специфический невроз, который выражается в болезненном самолюбии, желании постоянно демонстрировать свои способности, непрерывно самоутверждаться.

"Талант — это поручение от Господа Бога", — сказал поэт Евгений Баратынский. И главная причина невроза, о котором идет речь, — трагическое несовпадение желания и возможности выполнить это "поручение", может быть, единственно важное на Земле.

Да, их жизнь в постоянной опасности. Природа, щедро одарив разумом, нередко забывает дать шанс удержаться в равновесии с обыденным миром — и происходит обрушение в болезнь. Продолжительность жизни людей творческих, художественных профессий (художников, писателей, музыкантов, артистов) в среднем на 14 лет меньше, чем обычно. К такому выводу пришел в результате многолетних исследований американский психиатр профессор Джим Фоулз. Чем выше одаренность, тем хуже прогноз. Самый плохой прогноз у гениальности. Гении — мученики, расплачивающиеся за прогресс человечества: Сократ, Джордано Бруно, Галилей, Ван-Гог, Николай Вавилов...

Жизнь таких мучеников интеллектуального совершенства нелегка и порой трагична: весьма редко общественное признание приходит при жизни, преследуют тяжелые стрессы, депрессии, велик риск душевных заболеваний (в 7-8 раз выше, чем в норме).

Гении-душевнобольные в разные эпохи создавали творческие шедевры. Гоголь, Врубель, Нижинский, Ван-Гог, Гаршин, Достоевский... — перечисление можно продолжить. Парадокс, но именно такие люди помогают обществу осуществлять прорыв в науке и искусстве. Нестандартно мысля, они способны почувствовать и сформулировать нечто, недоступное обычному разуму, возможно, потому, что они свободны от социального давления, от общепринятых прописных истин. Расплата за эти взлеты тяжела невыносимо. И расплачивается не общество, а гениальный одиночка. Они неудобны всем и самим себе. Они одиноки и очень ранимы. Они ближе всех к истине (это из "Ностальгии" Андрея Тарковского), но их часто не понимают. У нас на слуху гениальная формула — "горе от ума". Ее автор "бывший вундеркинд" Грибоедов знал, о чем говорил. Хотя ум — это лишь одно из слагаемых высокой одаренности.

Есть еще и хрупкая, плохо поддающаяся количественному учету и тестированию творческая одаренность. Ее можно просто не заметить. А можно заметить и, испугавшись, попытаться затормозить, вогнать ребенка в обычные рамки. Это тоже трагичные варианты: невостребованность дара может вылиться в драму, болезнь.

Другая опасная ошибка — стремление некоторых родителей искусственно подхлестнуть развитие вполне обычных детей. Есть многочисленные примеры, и они печальны... Впрочем, обычный ребенок тоже имеет шансы стать выдающимся. Побольше труда, немного удачи и главное — благоприятные условия, доброжелательное отношение общества. И все же уровень, качество его умственного труда будут несравнимы с теми, кого выбрала природа нести поручение от Господа Бога.

Шизоид, шизик — в просторечии обидные, припечатывающие приговор слова. Да, есть люди бесспорно странные, с необычным внутренним миром, необычными способностями. Они странно говорят, неловко двигаются, не умеют приспособиться к обыденной действительности. С детства их дразнят и унижают. А между тем шизоиды — превосходный материал для творческой одаренности. Несмотря на созвучие с названием болезни — шизофрения, — они не больны. Они просто по-другому устроены и не способны приспосабливаться, контактировать с людьми, много зарабатывать. Они не такие, как все, порой в чем-то лучше.

Шизоидность часто встречается среди интеллектуально и творчески одаренных людей. Явными шизоидами были Николай Гумилев, Велемир Хлебников, Осип Мандельштам, Владимир Набоков, Дмитрий Шостакович, Иосиф Бродский, Борис Пастернак... Часто встречаются шизоиды среди математиков, реже — среди более конкретных физиков.

Почем гениальные мозги?

Высокая одаренность, гениальность — это всегда отклонение в строении мозга, в психическом развитии. По данным выдающегося российского генетика В. П. Эфроимсона, такой тяжкий дар выпадает примерно одному из тысячи, развивается в нужной мере у одного из миллиона, а действительно гением становится один из десяти миллионов. Цифры весьма условные, но порядок чисел, видимо, достаточно отражает истину.

Природа в стремлении сделать еще совершеннее свое любимое детище — Homo sapiens — экспериментирует, пробует, порой ошибается. Но носители этих отклонений — именно те дрожжи, на которых всходит прогресс человеческой цивилизации. Как не просмотреть этот редкий дар?

По данным известного детского психолога, лауреата Государственной премии Виктории Юркевич, к четырем годам ребенок обнаруживает 50 процентов тех интеллектуальных способностей, которым суждено проявиться, к шести — 70, а к восьми — 90. Именно в этом возрасте можно выявить одаренность. И создать ей особые условия.

Интеллект, творческие способности — главное национальное богатство. Это давно поняли японцы, которые дорожат своими одаренными детьми и не жалеют средств на их обучение и развитие. В Израиле существует эффективная система обучения одаренных, и она является государственным секретом. В США создана действенная система поощрения и развития одаренности. Неслучайно так называемый "brain drain" ("утечка мозгов") направлен в основном в сторону Соединенных Штатов.

История человечества накопила достаточно статистического материала, из которого следует, что вундеркинды — большая ценность для общества.

Гениальный Моцарт уже в три года выступал с концертами. В изданном в Англии "Словаре национальных биографий" из 1030 упомянутых великих людей 292 выросли из бесспорных вундеркиндов. И лишь 44 из этих 1030 вундеркиндами не были (значит, остальные с немалой долей вероятности все же ими были). Из 64 выдающихся английских художников и музыкантов 40 в детстве проявили себя как вундеркинды. Во Франции, по статистическим подборкам, из 287 великих людей 231 показал яркую одаренность в возрасте до 20 лет. В США проследили судьбу 282 одаренных детей, 105 из них добились в жизни заметных достижений.

Увы, по России таких точных данных нет. Но вспомним А. С. Грибоедова, в 11 лет поступившего в Московский университет, блестящего поэта, композитора, знавшего немало языков. Выдающийся физик Л. Д. Ландау стал студентом в 13 лет. Вундеркиндами творческого типа были Михаил Лермонтов, Александр Батюшков, а из ныне живущих — Андрей Вознесенский.

"Гении падают с неба. И на один раз, когда он встречает ворота дворца, приходится сто тысяч случаев, когда он падает мимо", — сказал великий Дидро. Иначе говоря, неправильное воспитание, стандартное обучение, отсутствие индивидуального подхода делают свое дело. Гениальность не состоялась, из одаренного ребенка вырастает закомплексованный, неконтактный, с тяжелым характером неудачник. Правда, есть и другой, облегченный вариант несостоявшейся одареннос ти: человек беспечный, не умеющий трудиться, плывущий по течению, живущий по линии наименьшего сопротивления.

Самый благоприятный вариант — так называемая нормальная одаренность. Специалисты называют ее высокой нормой, когда природа наделила счастливчика всем необходимым: и высокой способностью к обучению, и хорошей адаптацией к внешним условиям, контактностью, общительностью, физическим здоровьем, а главное — хорошим воспитанием. Про таких говорят: "Брось счастливчика в воду — и он выплывет с рыбой в зубах". Дай им Бог еще больше удачи!

Вундеркиндов, прошедших ясли и детский сад, практически не встречается. В этом нежном возрасте очень важна роль любящей матери. Проявится ли в дальнейшей жизни врожденная одаренность ребенка, отчасти зависит и от судьбы, но все-таки в первую очередь — от общества: нужны ли ему его таланты?

А вместе с тем родители одаренных детей и педагоги испытывают неимоверные трудности в их воспитании и обучении. Некоторые подвижники-родители обучают таких детей дома. Это спасает ребенка от неизбежного в школе невроза, но обрекает на одиночество.

"Из меня получился нелюдимый и неуклюжий подросток с весьма неустойчивой психикой", — пишет о своей жизни "чудо-ребенка" в книге "Бывший вундеркинд" создатель кибернетики Норберт Винер, которого обучал школьным и внешкольным премудростям отец, имевший гуманитарное образование. Самое удивительное, что ему удалось поставить один из немногих успешных экспериментов такого рода: хотел вырастить одаренного ребенка, и вырастил его. Но какой ценой? Сделал ли отец своего ребенка счастливым?

Лицей для сократов — штучное производство

Одно из самых больших зол для одаренных детей — интеллектуальная недогрузка. Безвозвратно уходит время, каждый час которого в юном возрасте важен. Страшно, если из-за недостатков учебной программы пропадет интерес к школьному обучению. Если программа не соответствует способностям, то у детей не формируются волевые навыки, умение сопротивляться трудностям, не закрепляется привычка к постоянному труду - им все слишком легко дается. А школа должна быть трудной для всех, чтобы напрягались "мускулы воли".

Российским вундеркиндам наконец повезло. С 1989 года в Москве при Психологическом институте Российской академии образования работает лаборатория, занимающаяся такими детьми. С ее помощью стали появляться школы для одаренных детей, где с ними начинают заниматься с шести лет (в некоторых — с пяти). Но самое главное — уже создаются индивидуальные программы для развития каждого необычного ребенка, чтобы дать ему возможность, как сказал Гегель, "выполнить себя".

Обучение одаренных детей — дело не только чрезвычайно ответственное, но и дорогое. Это воистину "штучное производство". Нужно гораздо больше учителей (предметное обучение вводится с первого класса), притом специально подготовленных — многим из них приходится "доучиваться" по ходу работы с детьми. В классах не больше 10-12 детей, главным образом мальчики (так уж распорядилась природа). Добавьте к этому энциклопедии почти для каждого ребенка, хорошее экспериментальное оборудование для занятий по физике и химии. Хотелось бы иметь и типографию. Уже в подготовительном классе дети сочиняют прелестные рассказы, стихи, фантастические повести. Как им будет интересно публиковать в своем журнале литературные произведения, публицистику и исследовательские работы маленьких ученых!

А медицинская служба, а разумно организованные кабинеты релаксации, где дети могли бы расслабиться и отдохнуть после большого умственного труда?

Действительно, создать и поддерживать учебные заведения для одаренных стоит немалых средств. Но пока обучение бесплатное. Однако такие школы и лицеи не отказались бы от помощи нравственно одаренных спонсоров, способных понять проблемы одаренности. Ведь обучение одаренных детей не корыстное дело, а нравственное.

А что получит общество? Одни одаренные ученики станут его украшением и гордостью, других сломит болезнь, третьи окажутся обыкновенными или вовсе неудачниками. И все же третья часть вундеркиндов благодаря (а чаще вопреки!) обстоятельствам достигает в жизни вершин.

Директора одного из лицеев для одаренных детей заслуженного учителя России Татьяну Владимировну Хромову давно интересуют одаренные дети. И когда к ней привели маленького Савелия, которому было очень трудно в обычной школе, она сумела организовать для него обучение по индивидуальной программе. Необычные способности мальчика сумели развить и укрепить. К трудностям его общения со сверстниками и с учителями относились с пониманием.

В свои десять лет Савелий сочинил учебник по физике, очень интересный (сегодня его иногда используют в программе этой школы). А в десять лет и два месяца Савелий Косенко окончил среднюю школу и, поступив в вуз, попал в Книгу рекордов Гиннесса. Сейчас ему 16, он уже закончил институт, учась сразу на двух факультетах, и теперь продолжает учиться в США.

Потом появился еще один вундеркинд — Даниил Лантухов. Он успешно окончил школу и поступил в университет, когда ему не исполнилось и 12 лет. Еще одна девочка из гимназии с 13 лет учится на экономическом факультете МГУ.

Конечно, не рекорд был целью в названных случаях. К такому опережению не стремились ни учителя, ни родители. Но чаще просто невозможно, да и вредно (из-за опасности невроза) искусственно сдерживать бурное развитие способностей. В таком опережении есть не только очевидные плюсы, но и не менее очевидные минусы (о них уже говорилось). Поэтому одна из задач учителей, психологов, врачей по возможности сгладить все его отрицательные последствия: одаренному ребенку нужно не восхищение, а помощь.

Ведущий научный сотрудник Психологического института РАН В. С. Юркевич, в течение десятилетий занимаясь одаренными детьми (еще с тех пор, когда эта тема была под негласным запретом), сделала чрезвычайно много для становления обучения таких детей, а стараниями доктора наук Н. С. Лейтаса (одного из первопроходцев воспитания одаренных детей в нашей стране) все эти годы не угасала столь важная исследовательская работа.

Сегодня тема одаренных в моде. Находятся школы, которые лихо берутся за это дело. Главную свою задачу они видят в создании особо комфортных условий для обучения. Так вот. Ничего нет вреднее для одаренных детей (и вообще для детей), чем излишний комфорт. Неслучайно в самой элитарной в мире школе "Итон" в Англии существуют весьма спартанские условия. Вот и российские школы для одаренных строятся на идее развивающего дискомфорта: нужна сложная, напряженная деятельность, где даже одаренному ребенку приходится попотеть. Как ни парадоксально, но неинтересные моменты занятий тоже необходимы, дети обязаны преодолевать себя, тренируя свои "волевые мускулы". Умственная работа должна быть трудной.

Природа экспериментирует на одаренных. Порой неудачно. Те, кто платит своим здоровьем и жизнью за прогресс человечества, за то, что оно с каждым поколением становится умнее, заслуживают большого сочувствия, защиты и заботы общества. Если вы и ваши дети — "как все", — ваше счастье. Но прогресс двигают, как правило, не такие, "как все". Наш долг — поддержать их хотя бы потому, что им трудно.

Каждый талантлив. И таланту есть мера

В научной психологии различают два типа одаренности: интеллектуальную и творческую. Первый тип отличается повышенной способностью к обучению, энциклопедичностью знаний. Люди второго, творческого, типа обладают, прежде всего, нестандартностью мышления, они не принимают преподносимых знаний на веру, до всего хотят дойти своим умом. У них не только иначе устроен мозг, но и по-другому организована личность (их одаренность могут так и не заметить в семье, школе, институте). Творческие способности обязательно предполагают повышенный интеллект, зато интеллектуалы могут вовсе не обладать творческими способностями.

Современные методики достаточно объективно оценивают уровень и интеллектуальных и творческих способностей. Людей с уровнем способностей выше нормы — около 10%. Сюда входят и просто способные, и талантливые, и гении — всех их отличает высокая умственная работоспособность. В группу с очень высоким уровнем одаренности входят около 0,5%.

Однако про шизоидность не надо обобщать. Далеко не все вундеркинды шизоиды. Есть среди них и эпилептоиды, и истероиды, и лица с маниакальной либо паранойяльной акцентуализацией, и депрессивщики. А это все-таки очень разные состояния души.

Nothing about Israel is true in this "article".
It would"ve helped if the author have read
a book or two or a real scientific article
about Israeli education system.
Clearly, the author is neither a specialist
nor an educated person.

03.06.2008 19:39:45, Anonymous

Новое на сайте

>

Самое популярное