Домой Как выбрать Методика подготовки к егэ. Приемы и методы подготовки выпускников к егэ и гиа, - доклад на шмо. Поймите, что от вас требуется

Методика подготовки к егэ. Приемы и методы подготовки выпускников к егэ и гиа, - доклад на шмо. Поймите, что от вас требуется

Одним из самых основных движущих факторов успешной сдачи экзаменов является мотивация будущего студента. Поскольку каждый ВУЗ акцентирует внимание на полученные баллы при ЕГЭ по «своим» профильным предметам, в первую очередь школьнику необходимо определиться с вузом и факультетом, на котором он будет получать высшее образование, и только потом – выбрать способ подготовки к ЕГЭ.

Способы подготовки к ЕГЭ

Существует несколько способов, как эффективно подготовиться к сдаче ЕГЭ 2015 года:

  1. Дополнительные занятия с репетиторами
  2. Посещение подготовительных курсов, которые есть в любом высшем учебном заведении
  3. Самостоятельная подготовка

Выбор способа подготовки зависит от уровня подготовленности будущего студента, его умения работать самостоятельно и материального благосостояния семьи.

На заметку! Перед выбором способа подготовки к ЕГЭ по какому-либо предмету, попробуйте обратиться к любому из авторитетных интернет-сервисов по подготовке к ЕГЭ, например, к этому. Здесь вы найдете тестовые задания по каждому предмету и сможете легко определить свой уровень подготовки и понять необходим ли вам репетитор или вы справитесь самостоятельно.

Независимо от выбора способа подготовки, чтобы эффективно подготовиться к ЕГЭ, необходимо соблюдать некоторые правила:

  1. Следует организовать свое рабочее место – убрать со стола вещи, которые будут отвлекать внимание, на столе расположить необходимые учебники, справочные пособия, рабочую тетрадь и прочее
  2. Составить подробный план подготовки к определенному экзамену. Как это сделать, вы можете найти здесь:

На заметку! Чтобы более качественно подготовиться к ЕГЭ, рекомендуется начать с предмета, материал которого наиболее интересен. Это позволит выпускнику комфортно войти в подготовительный экзаменационный ритм

  1. Во время подготовки каждые 45 минут необходимо обязательно делать небольшие перерывы на 10 -15 минут, чтобы избежать эмоциональной и физической усталости. Узнать, как снизить во время экзаменов на грузку на организм, вы можете .
  2. Лучше всего готовиться к ЕГЭ, применяя метод 3-х цветных карандашей. Суть этого метода заключается в том, что необходимо отмечать определенным цветом вопросы, ответы на которые хорошо известны, следующим цветом — вопросы, которые слабо знакомы, и третьим цветом — те вопросы, ответов на которые вы не знаете. Затем, используя конспекты и учебники, следует проработать ответы на вопросы: от незнакомых до слабознакомых. Такой способ повторения учебного материала позволяет систематизировать знания.
  3. Для успешной сдачи ЕГЭ следует правильно психологически настроиться на позитивный результат. Памятка «Психологическое сопровождение ЕГЭ» .

Эффективные методы подготовки к ЕГЭ по русскому языку. Начните действовать с того, что необходимо, затем сделайте то, что возможно, и неожиданно вы сможете сделать невозможное. УЧИТЕЛЬ МКОУ СОШ № 1 с. п. НАРТАН КАРАГУЛОВА А. М.

Комментарии к заданиям ЕГЭ от И. П. Цыбулько. o o o o o o 1. Совмещает задания А 27 и А 6. За это задание дается 2 балла. Обратить внимание на то, что ответов будет 2: информация будет выражена сложным предложением и предложением с причастным оборотом. № 2. обратить внимание учеников, что в задании нет нумерации вариантов ответа. № 3. – без комментариев. № 4. Не принципиально, как написать слово: рв. Ала или рвала. № 5. В новой демоверсии (октябрьская) в задании появилось слово «паронимы» , чтобы ученики, исправляя слово, не использовали синонимы или просто слова с другим корнем. № 6. выписать в исправленном виде. № 7. Обратить внимание, что позиции в этом задании будут такие же, как в ДЕМО. (Других вариантов не будет!!!) № 8. В задании на корни будет только вариант «Найти проверяемую гласную корня» . № 9. В задании будут не только те приставки, что в ДЕМО, но и на -и, -ы после приставок, и на Ъ и Ь знаки. (все, как в задании на приставки раньше). № 10 и 11. важно написать слово (выбранное) без ошибок. Если с ошибкой, то задание обнуляется. № 12, 13. В формулировке задания всегда будет СЛИТНО. В 12 – ищем 1 слово, в 13 – 2 слова. № 15. За задание 2 балла. Задание объединяет в себе два из прошлого года: на запятые в ССП и предложениях с однородными членами. В ответах может быть 2 примера с ССП, или 2 примера с однородными членами, или 1 – ССП и 1 – с однор членами. № 16. Только знаки препинания причастных и деепричастных оборотах. (не тратьте время на уточнение, дополнение, приложение и т. д.) № 17, 18. без комментариев. Изменений нет. № 20. Выписываем номера ответов. Их может быть 2 или 3. № 21. Как и за предыдущем, ставится только 1 балл, хотя ответов несколько. Если хоть один ответ неправильный, задание обнуляется. № 22. Могут быть: синонимы, антонимы, фразеологизмы, устаревшие слова, разговорная лексика, жаргонизмы. № 23. Задание ориентировано на связь с морфологией!!! № 24 (В 8 без изменений) Обратить внимание учеников, что максимальный балл (первичный) – 56. (64 в предыдущие годы). Соответственно цена ошибки станет намного больше, нежели раньше.

ПЛАН РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ ПРИ ПОДГОТОВКЕ УЧАЩИХСЯ К ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ o Организация информационной работы по подготовке учащихся к ЕГЭ o Мониторинг успеваемости и качества o Индивидуальные консультации для учащихся o Дополнительные занятия o Разработка памятки для учащихся o Использование дифференцированного подхода при проведении уроков o Работа со слабоуспевающими учениками по итогам диагностических работ o Информирование учащихся и родителей о ресурсах интернета

ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ИНТЕРАКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ: ПРЕЗЕНТАЦИИ, ДИСКИ, ДЕМОВЕРСИИ РЕПЕТИТОР ПО СКАЙПУ Семинары практику мы (темы выбирают уч-ся) ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ И ГРУППОВЫЕ КОНСУЛЬТАЦИИ (2 раза в неделю) МИНИЛЕКЦИИ (ТРУДНЫЕ СЛУЧАИ) ПРОВЕДЕНИЕ ПРОБНЫХ ЕГЭ (2 РАЗА В МЕСЯЦ) ТРЕНИРОВОЧНОДИАГНОСТИЧЕСКА Я Творческая лаборатори я (задание. С)

Памятка для выпускника. o o o o o Сосредоточься! Постарайся сосредоточиться и забыть про окружающих. Для тебя должны существовать только текст заданий и часы, регламентирующие время выполнения теста. Жесткие рамки времени не должны влиять на качество твоих ответов. Перед тем, как вписать ответ, перечитай вопрос дважды и убедись, что ты правильно понял, что от тебя требуется. Начни с легкого! Начни отвечать на те вопросы, в знании которых ты не сомневаешься, не останавливаясь на тех, которые могут вызвать долгие раздумья. Тогда ты успокоишься, голова начнет работать более ясно и четко, и ты войдешь в рабочий ритм. Ты как бы освободишься от нервозности, и вся твоя энергия потом будет направлена на более трудные вопросы. Пропускай! Надо научиться пропускать трудные или непонятные задания. Помни: в тексте всегда найдутся такие вопросы, с которыми ты обязательно справишься. Просто глупо недобрать очков только потому, что ты не дошел до "своих" заданий, а застрял на тех, которые вызывают у тебя затруднения. Читай задание до конца! Спешка не должна приводить к тому, что ты стараешься понять условия задания "по первым словам" и достраиваешь концовку в собственном воображении. Это верный способ совершить досадные ошибки в самых легких вопросах. Думай только о текущем задании! Когда ты видишь новое задание, забудь все, что было в предыдущем. Как правило, задания в тестах не связаны друг с другом, поэтому знания, которые ты применил в одном (уже, допустим, решенном тобой), как правило, не помогают, а только мешают сконцентрироваться и правильно решить новое задание. Этот совет дает тебе и другой бесценный психологический эффект - забудь о неудаче в прошлом задании (если оно оказалось тебе не по силам). Думай только о том, что каждое новое задание - это шанс набрать баллы! Исключай! Многие задания можно быстрее решить, если не искать сразу правильный вариант ответа, а последовательно исключать те, которые явно не подходят. Метод исключения позволяет в итоге сконцентрировать внимание всего на одном - двух вариантах Запланируй два круга! Рассчитай время так, чтобы за две трети всего отведенного времени пройтись по всем легким заданиям ("первый круг"). Тогда ты успеешь набрать максимум очков на тех заданиях, а потом спокойно вернуться и подумать над трудными, которые тебе вначале пришлось пропустить ("второй круг"). Проверь! Оставь время для проверки своей работы, хотя бы, чтобы успеть пробежать глазами и заметить явные ошибки. Не огорчайся! Стремись выполнить все задания, но помни, что на практике это нереально. Учитывай, что тестовые задания рассчитаны на максимальный уровень трудности, и количество решенных тобой заданий вполне может оказаться достаточным для хорошей оценки.

Сочинение. Пиши то, что от тебя ожидают, если хочешь получить то, что ожидаешь ты Выполняя задание 25, не нужно: o оригинальничать, самовыражаться любой ценой; o стремиться поразить мир глубинами мудрости, знаний, интеллекта; o вступать в острую полемику с миром взрослых, общественными устоями; o оспаривать общепринятые нравственно-этические ценности; o пытаться самоутвердиться, критикуя автора исходного текста, его позицию, мнение, точку зрения; o демонстрировать недавно приобретённые и, возможно, ещё пока слабоосвоенные приёмы, придающие работе шик, индивидуальность, нестандартность; o писать многостраничное исследование современного состояния нашего общества, его культурных, духовных, нравственных, экологических и других проблем. o Всё это можно делать в декабрьском сочинении!

Апелляция. o Часто на апелляцию возлагают необоснованные надежды. Экзаменационные работы проверяются двумя экспертами. Баллы, выставленные ими за каждую работу, сравниваются. Если обнаруживается расхождение в оценке, то работа проверяется третьим экспертом. o Поверьте, маловероятно, что прекрасная работа будет недооценена. Ни один профессионал не оставит незамеченной работу, которая хоть как-то выделяется из потока довольно беспомощных работ.

Ресурсы сети интернет o o o o http: //www. spora 07. narod. ru/Index. html- представлены материалы по функциональным стилям языка. http: //vedi. aesc. msu. ru/russian/index. php- система дистанционного обучения «Веди» -русский язык. Пособие предназначено для проверки и совершенствования знаний в правописании (работа с текстом, со словом, поиск правил, звуковые комментарии, результаты работы. http: //collection. edu. yar. ru/catalog/rubr/69 d 1277 e-dfb 0 -65 fd-a 6 da 6 baa 91 ee 5 c 76/109326/? interface=themcol- сборник диктантов с прослушиванием для 8 -11 классов с последующей проверкой. http: //www. gramota. ru/class/coach/idictation/- справочно –информационный портал Gramota. ru - русский язык для всех. Интерактивные диктанты, взятые из художественных текстов с правильным выбором ответа и последующей проверкой. http: //www. gramota. ru/class/coach/idictation/45_80 -справочно–информационный портал Gramota. ru- русский язык для всех. Орфоэпические диктанты. Ребятам необходимо указать место ударения в выделенных словах текста. Существует проверка. http: //gramota. ru/class/coach/tbgramota/- справочно–информационный портал Gramota. ru -русский язык для всех. Орфографические и пунктуационные диктанты. Сначала предлагаются правила правописания или пунктуации, сформулированные специально для легкого запоминания, а затем интерактивные упражнения для закрепления с проверкой. http: //www. dofa. ru/open/book/1_russ/titul. htm#ogl- учебные и методические материалы по дисциплине «Русский язык и культура речи» . Этот сайт

В данном материале приведены примеры использования разных приемов и методов подготовки выпускников к экзаменам. Анализ их деятельности, результаты. Даны рекомендации для родителей и учащихся, а также разные упражнения для тренировки памяти.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Речь к 10 01 12 Приемы и методы подготовки выпускников к ЕГЭ и ГИА

  1. Эффективные формы и методы при подготовке к ЕГЭ

На сегодняшний день Единый Государственный Экзамен стал единственной формой итоговой аттестации выпускников школ, кроме того, по результатам ЕГЭ российские вузы набирают абитуриентов . Поэтому самой актуальной проблемой преподавателей стала качественная подготовка учащихся к экзамену в формате ЕГЭ.

Оптимальным долгосрочным вариантом подготовки учащихся является частичное включение контрольно-измерительных материалов выпускного экзамена в проверочные работы на протяжении всего школьного курса. Так учащиеся постепенно знакомятся с требованиями и структурой экзаменационных материалов в тестовой форме, привыкают к формулировке заданий и типам тестов. Опыт многих учителей при подготовке учащихся к экзамену показывает , что все учащиеся, имеющие при такой подготовке хорошие и отличные результаты по предмету, при проведении пробного тестирования легко набирают баллы намного выше установленного минимального порога.

Тестовая форма заданий ЕГЭ обязывает преподавателей обучить выпускников оптимальной стратегии работы с тестами :

  1. Самоконтроль времени, поскольку важно иметь резерв время для решения более сложных заданий.
  2. Оценка объективной трудности заданий и, соответственно, разумный выбор этих заданий для первоочередного решения.
  3. Прикидка границ результатов и подстановка как прием проверки, проводимой сразу после решения задания.
  4. Прием спирального движения по тесту.

Тест должен быть выполнен не только правильно, но и в строго отведенное время. Поэтому необходимо научить учащихся правильно распределять рабочее время. С этой целью у нас проводятся диагностические замеры - малоформатные проверочные работы, предполагающие мысленное выполнение всех промежуточных действий и фиксирование только окончательного ответа. Эти наборы упражнений можно использовать не только как самостоятельные работы, но и в индивидуальной и групповой подготовке, при этом слабые учащиеся могут записывать решение полностью.

В целях экономии времени на экзамене нужно также научить школьников приемам быстрого и рационального счета. На консультациях и индивидуальных занятиях для учащихся, идет тщательный анализ распространенных ошибок, допускаемых учащимися в ходе выполнения ЕГЭ.

Пока не введена компьютерная форма сдачи ЕГЭ по предметам, но все мы понимаем, что в скором времени, возможно, будет и такой вариант сдачи экзамена, поэтому качественная подготовка по любому предмету невозможна без использования информационно-коммуникационных технологий.

Учитывая индивидуальные знания и способности учащихся, выявляемые на старте каждого учебного года, каждый преподаватель старается комплексно реализовать несколько форм дистанционной подготовки к ЕГЭ:

  • самостоятельное повторение учебного материала и тренинг выполнения заданий с использованием ИКТ
  • on-line тестирование учащихся на доверенных сайтах;
  • групповые рассылки и индивидуальные консультации по материалам КИМ в письменной форме через электронную почту;
  • индивидуальные и групповые консультации по трудным темам программы;
  • обсуждение заданий повышенной сложности

За годы существования ЕГЭ по многим предметам накоплена большая база данных тестовых заданий, которые могут использовать учителя для систематизации и контроля знаний обучающихся.

Кроме того, собрана и регулярно обновляется база ссылок на сетевые ресурсы, содержащие материалы по всем разделам школьной программы. Немаловажно и создание в нашей школе электронных дневников, в которых возможно дистанционно готовить выпускников по индивидуальному плану

Мониторинг компетенций учащихся при завершении обучения проводится в виде внутреннего репетиционного тестирования.

Такая проверка позволяет не просто выявить слабые стороны знаний школьников, но и на практике познакомить их с процедурой проведения ЕГЭ, с бланками регистрации ответов и правилами их заполнения, позволяет учащимся подготовиться психологически к процедуре тестирования. Каждому выпускнику необходимо имееть персональную Памятку для успешной сдачи ЕГЭ.

Вышеупомянутые форму и методы подготовки к Единому государственному экзамену подтвердили свою эффективность итоговыми баллами наших выпускников на ЕГЭ: средние баллы по многим предметам учащихся нашей школы стабильно превышают районные и даже областные средние баллы, как в прошлом году. Конечно, ученики в выпусках разные, уровень знаний, умений и навыков сугубо индивидуален, но, я надеюсь, основная масса класса подтвердит свои годовые оценки.

  1. Понятие «стресс» прочно вошло в нашу жизнь.

Стресс - негативные чувства и представления, которые возникают у людей, когда им кажется, что они не в состоянии справиться с требованиями ситуации.


1. Придерживайтесь основного правила: «Не теряй времени зря». Перед началом подготовки к экзаменам необходимо просмотреть весь материал и отложить тот, что хорошо знаком, а начинать учить незнакомый, новый.

2. Используйте время, отведенное на подготовку, как можно эффективнее. Новый и сложный материал учите в то время суток, когда хорошо думается, то есть высока работоспособность. Обычно это утренние часы после хорошего отдыха.

3. Подготовить место для занятий: убери со стола лишние вещи, удобно расположи нужные учебники, пособия, тетради, бумагу, карандаши. Можно ввести в интерьер комнаты желтый и фиолетовый цвета, поскольку они повышают интеллектуальную активность. Для этого бывает достаточно какой-либо картинки в этих тонах или эстампа.

4. Начинай готовиться к экзаменам заранее, понемногу, по частям, сохраняя спокойствие. Состав план на каждый день подготовки, необходимо четко определить, что именно сегодня будет изучаться. А также необходимо определить время занятий с учетом ритмов организма.

5. К трудно запоминаемому материалу необходимо возвращаться несколько раз, просматривать его в течение нескольких минут вечером, а затем еще раз - утром.

6. Очень полезно составлять планы конкретных тем и держать их в уме, а не зазубривать всю тему полностью «от» и «до». Можно также практиковать написание вопросов в виде краткого, тезисного изложения материала.

7. Заучиваемый материал лучше разбить на смысловые куски, стараясь, чтобы их количество не превышало семи. Смысловые куски материала необходимо укрупнять и обобщать, выражая главную мысль одной фразой. Текст можно сильно сократить, представив его в виде схемы типа «звезды», «дерева» и т.п. При этом восприятие и качество запоминания значительно улучшаются за счет большей образности записи.

8. Пересказ текста своими словами приводит к лучшему его запоминанию, чем многократное чтение, поскольку это активная, организованная целью умственная работа. Вообще говоря, любая аналитическая работа с текстом приводит к его лучшему запоминанию. Это может быть перекомпоновка материала, нахождение парадоксальных формулировок для него, привлечение контрастного фона или материала.


9. Всегда, а во время подготовки к экзаменам особенно, заботьтесь о своем здоровье. В это время нужно хорошо и вовремя питаться. Не забывайте о прогулках и спортивных развлечениях, делайте перерывы, активно отвлекайтесь. Хорошо отдыхайте - сон вам необходим. Ни в коем случае не засиживайтесь допоздна перед экзаменом!

10. Ежедневно выпопняйте упражнения, которые способствуют снятию внутреннего напряжения, усталости, достижению расслабления.

Экзамены - это стресс и для школьников, и для учителей, и для родителей. Хорошо бы выработать конструктивное отношение к ним всех участников, научиться и научить воспринимать экзамен не как испытание, а как возможность проявить себя, улучшить оценки за год, приобрести экзаменационный опыт, стать более внимательными и организованными. Что делать школьному психологу в период подготовки к экзаменам? Психолог может помочь созданию позитивного эмоционального настроя школьников на экзамены; снизить экзаменационные страхи, тревоги; обучить эмоциональной саморегуляции при сдаче экзаменов.
Слово «экзамен» переводится с латинского как «испытание». И именно испытаниями, сложными, подчас драматичными, становятся выпускные экзамены для одиннадцатиклассников. Многие юноши и девушки после небольшого перерыва снова подвергаются проверке знаний и умений - уже на вступительных экзаменах.
Безусловно, экзамены - дело сугубо индивидуальное, выпускник или абитуриент оказывается один на один с комиссией. А родителям остается только волноваться за своего ребенка, ругать его согласно русской традиции или пытаться поддержать на расстоянии. Взрослые уже сделали все, что было в их силах.
Замечательно, если у родителей есть возможность оплачивать занятия с репетиторами, но только этим их помощь ни в коем случае не должна ограничиваться. Именно родители могут помочь своему одиннадцатикласснику наиболее эффективно распорядиться временем и силами при подготовке к выпускным и вступительным испытаниям. Помощь взрослых очень важна, поскольку человеку, кроме всего прочего необходима еще и психологическая готовность к ситуации сдачи серьезных экзаменов.
Согласитесь, что каждый, кто сдает экзамены, независимо от их результата, постигает самую важную в жизни науку - умение не сдаваться в трудной ситуации, а провалившись -вдохнуть полной грудью и идти дальше
.


Как помочь подготовиться к экзаменам (практические рекомендации для родителей)

Задолго до экзаменов обсудите с ребенком, что именно ему придется сдавать, какие дисциплины кажутся ему наиболее сложными, почему? Эта информация поможет совместно создать план подготовки, - на какие предметы придется потратить больше времени, а что требует только повторении. Определите вместе с ребенком его «золотые часы» («жаворонок» он ил «сова»). Сложные темы лучше изучать в часы подъема, хорошо знакомые - в часы спада.
Прочитайте список вопросов к экзамену. Не стесняйтесь признаться ребенку, что уже не очень хорошо помните большинство разделов биологии, химии или любого другого предмета, который ему необходимо подготовить. Пусть он просветит вас по тем или иным темам, а вы зададите вопросы. Чем больше он успеет вам рассказать, тем лучше.
Договоритесь с ребенком, что вечером накануне экзамена он прекратит подготовку, прогуляется, искупается и ляжет спать вовремя. Последние двенадцать часов должны уйти на подготовку организма, а не знаний.
Обсудите вопрос о пользе и вреде шпаргалок. Во-первых, ребенку будет интересно знать ваше мнение на этот счет (возможно, он даже удивится, что вы тоже пользовались шпаргалками и вообще знаете, что это такое). Во-вторых, необходимо помочь ребенку понять, что доставать шпаргалку имеет смысл только тогда, когда он не знает вообще ничего. Если ему кажется, что, ознакомившись с содержанием шпаргалки, он сможет получить отметку лучше, рисковать не стоит. В любом случае помочь человеку может только та шпаргалка, что написана его собственной рукой.
В выходной день, когда вы никуда не торопитесь, устройте ребенку репетицию письменного экзамена. Например, возьмите один из вариантов вступительных задач по математике из справочника для поступающих в вузы. Договоритесь, что у него будет 3 или 4 часа, усадите за стол, свободный от лишних предметов, дайте несколько чистых листов бумаги, засеките время и объявите о начале «экзамена». Проследите, чтобы его не отвлекали телефон или родственники. Остановите испытание, когда закончится время, дайте школьнику отдохнуть и проверьте вместе с ним правильность выполнения заданий. Постарайтесь исправить ошибки и обсудить, почему они возникли. Поговорите и об ощущениях, возникших в ходе домашнего экзамена: было ли ему забавно или неуютно, удалось ли сосредоточиться на задании и не отвлекаться?
Следите за тем, чтобы во время подготовки ребенок регулярно делал короткие перерывы. Объясните ему, что отдыхать, не дожидаясь усталости, - лучшее средство от переутомления. Важно, чтобы одиннадцатиклассник обходился без стимуляторов (кофе, крепкого чая), нервная система перед экзаменом и так на взводе. Немало вреда может нанести и попытка сосредоточиться над учебниками в одной комнате с работающими телевизором или радио. Если школьник хочет работать под музыку, не надо этому препятствовать, только договоритесь, чтобы это была музыка без слов.
Если ваш ребенок получил оценку ниже, чем хотелось бы, или вовсе провалил вступительный экзамен, помогите ему справиться с этой бедой. Не осуждайте и не насмехайтесь над ним, вместо этого воспользуйтесь возможностью понять, в чем причина неудачи, обсудите, какие выводы можно сделать и что означает в данном случае пресловутое «не повезло».

Газета «Школьный психолог», № 7, 2003 г.

Советы родителям
1. Не тревожьтесь о количестве баллов, которые ребёнок получит на экзамене. Внушайте ему мысль, что количество баллов не является показателем его возможностей.
2. Не повышайте тревожность ребёнка накануне экзаменов, это отрицательно скажется на результате тестирования.
3. Обеспечьте дома удобное место для занятий, проследите, чтобы никто из домашних не мешал.
4. Помогите детям распределить темы подготовки по дням.
5. Ознакомьте ребёнка с методикой подготовки к экзаменам. Подготовьте различные варианты тестовых заданий по предмету и потренируйте ребёнка, ведь тестирование отличается от привычных ему письменных и устных экзаменов.
6. Во время тренировки по тестовым заданиям приучайте ребёнка ориентироваться во времени и уметь его распределять. Если у ребёнка нет часов, обязательно дайте их ему на экзамен.
7. Подбадривайте детей, повышайте их уверенность в себе.
8. Контролируйте режим подготовки к экзаменам, не допускайте перегрузок.
9. Обратите внимание на питание ребёнка. Такие продукты, как рыба, творог, орехи, курага и т.д., стимулируют работу головного мозга.
10. Накануне экзамена обеспечьте ребёнку полноценный отдых, он должен отдохнуть и хорошо выспаться.
11. Не критикуйте ребёнка после экзамена.
12. Помните: главное - снизить напряжение и тревожность ребёнка и обеспечить ему необходимые условия для занятий.
Можно дать и некоторые советы учителям, а также выпускникам, именно советы!!!
Советы учителям
1. Следует активнее вводить тестовые технологии в систему обучения.
2. С их помощью можно оценивать уровень усвоения материала учениками и сформировать у них навык работы с тестовыми заданиями.
3. Зная типовые конструкции тестовых заданий, ученик не будет тратить время на понимание инструкции.
4. Во время таких тренировок формируются психотехнические навыки саморегуляции и самоконтроля.
5. Основную часть работы желательно проводить заранее, отрабатывая отдельные детали при сдаче зачётов по пройденным темам.
6. Психотехнические навыки позволят учащимся более уверенно вести себя во время экзамена, мобилизовать себя в решающей ситуации, овладеть собственными эмоциями.

Советы выпускникам
Подготовка к экзамену
1. Подготовь место для занятий;
2. Введи в интерьер комнаты жёлтый и фиолетовый цвета;
3. Составь план занятий. Для начала определи: кто ты - «сова» или «жаворонок», и в зависимости от этого максимально используй утренние или вечерние часы;
4. Начни с самого трудного раздела, с того материала, который знаешь хуже всего;
5. Чередуй занятия и отдых: 40 минут занятий, затем 10 минут- перерыв;
6. Выполняй как можно больше различных тестов по предмету.
7. Тренируйся с секундомером в руках, засекай время выполнения тестов;
8. Готовясь к экзаменам, мысленно рисуй себе картину победы, успеха;
9. Оставь один день перед экзаменом на то, чтобы ещё раз повторить самые трудные вопросы.

Накануне экзамена
Многие считают: для того чтобы полностью подготовиться к экзамену, не хватает всего одной, последней перед ним ночи. Это неправильно. Ты устал, и не надо себя переутомлять. Напротив, с вечера перестань готовиться, прими душ, соверши прогулку. Выспись как можно лучше, чтобы встать с ощущением бодрости, боевого настроя.
В пункт сдачи экзамена ты должен явиться, не опаздывая, лучше за 15-20 минут до начала тестирования. При себе нужно иметь пропуск, паспорт и несколько (про запас) гелевых или капиллярных ручек с черными чернилами.
Если на улице холодно, не забудь тепло одеться, ведь ты будешь сидеть на экзамене 3 часа.

Перед началом тестирования
В начале тестирования тебе сообщат необходимую информацию (как заполнять бланк, какими буквами писать, как кодировать номер школы и т.д).
Будь внимателен! Оттого, как ты запомнишь все эти правила, зависит правильность твоих ответов!

Во время тестирования
1. Пробеги глазами весь тест, чтобы увидеть, какого типа задания в нём содержатся.
2. Внимательно прочитай вопрос до конца, чтобы правильно понять его смысл.

3) Как развить внимание?

Вы уже поняли, что основой памяти является внимание?!

Правильно! Если бы не было внимания, мы ничего не смогли бы запомнить. А если качество запоминания напрямую зависит от внимания, то мы должны научиться управлять им и даже его тренировать.

Для начала же ознакомимся с его свойствами:

1. объём;

2. сосредоточенность;

3. устойчивость;

4. распределение;

5. переключаемость.

Объём внимания – это то количество информации или объектов, которое человек может запомнить одновременно. Объём внимания у каждого человека разный, но считается, что среднестатистический человек может запомнить от 5 до 9 объектов одновременно. Можно добиться и лучших результатов. Этому мы тоже в дальнейшем будем учиться.

Сосредоточенность – одно из главнейших свойств внимания, поскольку от него зависит качество запоминания.

Устойчивость – одна из ключевых характеристик внимания, с которой связаны производительность и эффективность умственной работы.

Распределение внимания – выполнение в один промежуток времени нескольких действий при одновременном контроле над несколькими процессами или объектами. Это качество более значимо в профессиональной деятельности, например, в профессии авиадиспетчера.

Переключение внимания – способность внимания переключаться с одного предмета на другой.

Внимание, как и память, нуждается в постоянной тренировке. Все выше перечисленные параметры внимания следует развивать. Но самое эффективное в этом направлении – развитие умений концентрации внимания. Сосредоточенность (концентрация) зависит от

1. хорошей физической формы;

2. эмоционального настроя на работу и заинтересованности в ее результатах;

3. наличия базы, необходимой для восприятия новой информации.

Следовательно, выполняя эти условия, мы будем способствовать улучшению способности к сосредоточению, т.е. повышению качества памяти.

Поддержанию хорошей физической формы способствуют занятия спортом, особенно на свежем воздухе, правильное питание, отказ от употребления алкоголя и табака. Вы помните, что для нормального функционирования клеток мозга необходимы кислород и питательные вещества. Поэтому берем за правило ежедневные вечерние прогулки на 15-20 минут и сон в хорошо проветренной комнате. Создание этих условий больших усилий от Вас не потребует.

А как быть с обеспечением заинтересованности? Ведь порой нам приходится заниматься не совсем любимым предметом. В этом случае подумайте, зачем Вам нужно то дело, которым Вы собираетесь заняться, какие выгоды ждут Вас в итоге, т.е. создайте мотив. Сложнее с созданием эмоционального настроя. Ведь это «штука» абсолютно индивидуальная, и вряд ли сработает какой-то единый рецепт.

Эмоциональный настрой в интеллектуальной работе зависит и от субъективных факторов, которые можно устранить усилием воли (лень, например), и от объективных, никак не зависящих от нас.

Но бывает, что при выполнении конкретной интеллектуальной работы никак не удается сконцентрироваться на процессе.

Используйте один из приемов :

1. Проветритесь – побудьте 15-20 минут на свежем воздухе.

2. Примите бодрящий прохладный душ.

3. Медленно выпейте мелкими глотками стакан прохладной воды. Это придаст Вам сил и снимет легкую усталость.

4. Выполните мудру Хакини. Соедините кончики растопыренных пальцев правой руки с кончиками пальцев левой руки.

Такое положение пальцев способствует взаимодействию правого и левого полушарий, при этом открывается доступ к правому полушарию, где хранится вся информация. Более того, эта мудра оказывает положительное действие и на дыхательный процесс, делая его глубже, что также хорошо сказывается на работе головного мозга.

Мудру Хакини можно практиковать в любое время для тренировки памяти, когда необходимо концентрироваться на чем-либо или припомнить что-нибудь из ранее прочитанного . Одно непременное условие : при выполнении мудр, при любом занятии умственной работы НИКОГДА не скрещивайте ноги!

Если Вам необходимо срочно что-нибудь вспомнить , соедините кончики пальцев обеих рук, при этом поднимите глаза вверх, а во время вдоха кончиком языка коснитесь десны. При выдохе верните язык в привычное положение. Затем сделайте глубокий вдох, и Вам в голову тут же придёт то, что Вы хотите вспомнить.

Еще одним объективным фактором, мешающим нам сосредоточиться, является незнание элементарных, базовых для понимания нового материала вещей. Вы читаете, например, текст, готовясь к экзамену, и не можете заставить себя сосредоточиться. Подумайте – почему? Не понимаете смысла прочитанного? Этому может быть две причины:

1. Возможно, Вы не знаете каких-то базовых понятий, идей или концепций. Поэтому общее содержание ускользает от Вас.

2. Вам просто непонятны отдельные слова из текста статьи.

В первом случае Вам придется потратить время на то, что Вы не усвоили раньше, и лишь потом переходить к сложному материалу. Во втором – проще: выписываете значения непонятных слов, делаете комментарии, т.е. создаете глоссарий. Обратите внимание, сегодня в конце или в начале многих научных текстов можно обнаружить глоссарий.

И напоследок еще один прием, позволяющий понять смысл трудно воспринимаемого текста.

1. Разбейте текст на блоки (абзацы, возможно, даже предложения).

2. Выделите непонятные места.

3. Прочитайте блок еще раз очень внимательно.

4. Изложите письменно его содержание своими словами.

Резюме:

1. Своим вниманием можно и нужно научиться управлять.

2. Заведите тетрадь эффективных приемов для развития внимания, памяти.

3. Используйте мудру Хакини на уроках, на семинарах, на зачетах, экзаменах, всегда, когда Вам нужно что-нибудь вспомнить. Это Ваша волшебная палочка!

Научитесь планировать Вашу деятельность. Вы обнаружите в себе появление целеустремленности, добьетесь повышения самооценки и удивитесь количеству реализованных за неделю дел.

  1. Упражнения для улучшения памяти.

Упражнение 1. (Это упражнение можно выполнять всегда и везде: например, при чтении газеты, журнала и т.д.).

Посмотрите внимательно на рисунок, фотографию в течение 3-х секунд. Потом закройте глаза и представьте себе это изображение во всех деталях. При этом Вы можете задавать себе наводящие вопросы:

Есть ли на изображении люди или животные?

Если да, как я могу их описать?

Есть ли растения? Какие?

Что я могу вспомнить из предметов, изображенных на рисунке?

Откройте глаза и сравните представленную Вами картинку с ее оригиналом.

Упражнение 2.

Попробуйте вспомнить следующую информацию. Запишите то, что Вы вспомните. Постарайтесь затратить на воспоминание как можно меньше времени.

Напишите номера телефонов, которые Вы помните на память.

Напишите имена и фамилии Ваших одноклассников в 1, 3 или 5, 9 классах.

Напишите названия книг, которые Вы прочитали за последний год, и имена авторов.

Это задание можно варьировать: например, попробуйте вспомнить домашние адреса Ваших друзей, почтовые индексы и т.д.

Упражнение 3.

Подчеркните все встретившиеся Вам буквы А.

ЛЛРЦЮШЦИАПЦНПЕОКУААРЛЛАЦХЗУУЛОРДПВАПУЦЩШГУВФФШОРУЗЩГУХЗЩГЛДРГУЩШКРАЩШЩШРУЩЗЙЦХЗОЛЭХЩЩУГНКРОАЙШНУОРЩГУХЗШУХЗШКРЗЙХХУКШХПАДЩРЫДЮЛРОШНРЗЩОАЩГОАЫЛГПРЩРПАЖААЩОГРЦЗЩГЦЗХЩГЦЦРРЛЗЦЮШЦИАПЦНПЕОКУААРЛЛАЦХЗУУЛОРДДВПАХУЦЩШГУВВПШОРНРЗЩОАЩГОАУЗЩГУХЗШГЛДРКУЩШКРАЩШЩГУХЗШУХЗШКРЗЙХХУКШГПАДЩРЫДЮЛРОШНРЗЩОАЩГОАЫЛГПРЩПАЖААЩОГРЦЗЩГЦЗХЩГЦЦЛЛРЦЮШЦИАПЦНПЕОКУААРЛЛАЦХЗУУЛОРДПВАПУЦЩШШГУВФФШОРУЗЩГУХЗШГЛДРКУЩШКРАЩШЩГУХЗШУХЗШКРЗЙХХУКШГПАДЩРЫДЮЛРОШНРЗЩОАЩГОАЫЛГПРЩПАЖААЩОГРЦЩОАЩГОАЛЛРЦЮШЦИАПЦНПЕОКУААРЛЛАЦХЗУУЛОРДПВАПУЦЩШГУВФФШОРУЗЩГУХЗШГЛДРКУЩШКРАЩШЩШРУЩЗЙЦХЗОЛЭХХЩУГНКРОАЙШНУОРЩГУХЗШУХЗШКРЙЗХХУКШГПАДЩРЫДЮЛРОШНРЗЩОАЩГОАЫЛГПРЩПАЖААЩОГРЦЗЩГЦЗХЩГЦ

Это упражнение развивает способность быстро выхватывать нужную информацию.

Упражнение 4.

Запомните перечень приведенного ниже списка. Закройте текст, напишите перечень, соблюдая прежний порядок.

Помидоры

Нут (турецкий горох)

Чернослив

Йогурт

Кофе

Чистящее средство

Подсолнечное масло

Брынза

Ржаные хлебцы

Апельсиновый сок

Мука

Упражнение 5.

Вы видите перед собой первые и последние буквы слов. Впишите остальные буквы, чтобы получилось слово.

К____________________Р

Г____________________Д

К____________________Н

Б____________________Я

З____________________Н

Т____________________Р

Р____________________Т

Н____________________З

Я____________________Б

Н____________________К

Д____________________Г

Р____________________К


Обзор наиболее эффективных методов работы

при подготовке учащихся к сдаче ЕГЭ и ГИА по истории и обществознанию

Концепция модернизации образования ставит перед образованием цель «стать важнейшим фактором гуманизации общественно-экономических отношений, формирования новых жизненных установок личности». Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора. Новый образовательный стандарт ориентирует учителя на достижение этой цели, определяет задачи, которые призваны решать школьные предметы – история и обществознание. Учителю, с одной стороны, необходимо сохранить фундаментальность исторического образования, с другой – внедрять компетентностный подход в преподавании истории и обществознания.

В связи с этим перед учителем стоит проблема: как организовать обучение, чтобы достичь цели и решить задачи, поставленные в образовательном стандарте по истории и обществознанию? Кроме того, введение ЕГЭ и ГИА сегодня повышает требования к учителю истории, особенно в старших классах.

Достичь цели и решить задачи в обучении истории традиционными методами невозможно, поэтому учителя ведут поиск наиболее эффективных методов обучения.

Следует отметить, что исключительно важным становится планомерная целенаправленная работа по подготовке к итоговой аттестации. Основная подготовка учеников к ГИА и ЕГЭ идет не только в 9-х, 10-11 классах, типовые задачи следует начинать решать уже с 6-го класса. Очень важным этапом такой подготовки работу по подбору заданий к уроку, чтобы наиболее полно учесть особенности мотивации и психолого-возрастные особенности учащихся. Правильный подбор упражнений для занятий позволяет детям активно участвовать во всем, что происходит на занятии; не узнавать о чужих открытиях, а открывать новое самим (занимать активную исследовательскую позицию); осознавать результаты занятий для группы и для самого себя. Важное условие эффективности образовательного процесса – включенность всех сфер личности ребенка и поддержание интереса и активности в течение всего занятия.

Что движет учеником в процессе исторического познания?

В 5-7 классах это может быть интерес к предмету в целом, возможность получить положительную отметку, завоевать авторитет в глазах учителя, родителей, желание быть успешным. Формы проявления интереса, активности разнообразны: яркие ответы, системность в подготовке домашнего задания, активное изучение дополнительной литературы.

В 8-9 классах ситуация усложняется, подобная активность постепенно угасает. Детская непосредственность трансформируется в подростковый нигилизм. Мотив достижения успеха в учебе практически не развивается, познавательный интерес только у высокомотивированных.

В 10-11 классах интерес к предмету приобретает практический характер, рассматривается с позиции его необходимости в получении дальнейшего образования. Отметка выступает не мотивом, а критерием качества знаний. В этот период высока внутренняя, собственная мотивация.

Учитывая особенности восприятия, которыми обладает каждый из учащихся, следует включать в занятия разные виды деятельности. Тогда ученики могут стать успешными, почувствовать, что и они могут достигнуть победы. Как показал анализ использования активных форм, более эффективным обучение было тогда, когда учащиеся:

могли связать новый материал с предыдущим;

заинтересованы в том, что делают;

четко знают, что должны делать и понимают, зачем это нужно;

имеют самостоятельность в работе;

имеют возможность для развития нужных умений;

имеют доступ к необходимым ресурсам (документам, справочному материалу);

обеспечены разными видами деятельности;

имеют необходимую поддержку со стороны учителя;

работают в подходящем для них темпе;

понимают когда и как будут оценены;

могут оценить собственные успехи.

В 5-7 классах наиболее эффективны командные развивающие игры, несущие в себе соревновательный элемент, а в 8-11 классах – деловые игры и семинары.

Одним из эффективных методов является индивидуальная практическая работа разных уровней сложности. Ее лучше выполнять письменно, особенно в старших классах – это способствует развитию письменной речи и готовит к новому формату экзаменов. Данный вид работы наиболее целесообразен на уроках закрепления нового материала и развития умений и навыков, иногда – в качестве домашнего задания (естественно, объём домашней работы не должен быть слишком большим). При этом, кроме уже традиционных заданий по составлению планов и таблиц, хороший эффект дает использование метода «незаконченных предложений», когда учащимся необходимо подобрать дополнительную недостающую информацию к уже имеющимся сведениям (Например, по истории России начала 20 века надо дополнить предложение «Самым сильным в экономике классом является……., так как……», по обществознанию – « Разумными потребности человека будут тогда, когда….»)

Еще одним методом подготовки учащихся к итоговой аттестации является регулярное изучение нормативных документов по ЕГЭ и ГИА; изменений, вносимых в структуру КИМов; аналитических отчетов ФИПИ по результатам экзаменов текущего года, в которых дается не только качественный анализ заданий и типичных ошибок, допущенных выпускниками, но и даются ценные методические рекомендации по подготовке к экзаменам в следующем году.

Предлагаю вашему вниманию несколько педагогических приемов, исходя из типичных ошибок учащихся в экзаменационных работах.

1) В части А и С на ЕГЭ и ГИА выпускники часто допускают ошибки в операциях с понятиями: неоправданное расширение или сужение значения рассматриваемого понятия, подмена понятий, использование «понятий-кентавров», объединяющих признаки близких по значению, но качественно различных понятий.

Поэтому очень важным вести работу по формированию ведущих понятий курса. Для этого, начиная с младших классов, учащиеся могут вести специальные словари терминов , по которым следует проводить регулярные письменные контрольные работы и устные опросы на каждом уроке в качестве дополнительных заданий при ответе у доски. Таким образом происходит закрепление понятийного минимума как отдельным учеником, так и класса в целом. Однако в особую группу понятий уместно выделить многозначные понятия (общество, культура и др.). Важно фиксировать различные значения этих понятий, выявлять их соотнесенность, иерархичность.

2) Опыт последних лет проведения ЕГЭ и ГИА показал, что по-прежнему высок (около20%) уровень невыполнения заданий на анализ и интерпретацию текста, предполагающих умение осуществлять комплексный поиск, систематизацию и интерпретацию информации по определенной теме. Первые задания С– требуют наличия репродуктивного по сути умения: найти в неадаптированном тексте ту или иную социальную информацию. Вместе с тем отсутствие данного умения говорит о том, что выпускник в целом не овладел умением смыслового чтения, и, как следствие, – о его неготовности без посторонней помощи работать с научной литературой.

Поэтому, важнейшим моментом подготовки к ЕГЭ и ГИА является работа над пониманием учащимися формулировки вопроса и умением отвечать строго на поставленный вопрос. В процессе этой работы рекомендуется использовать различные упражнения, сутью которых является анализ формулировки вопроса и подбор правильного ответа, т.е. соответствующего данной формулировке. Такие упражнения учитель может найти в методической литературе (например, Шаповал В.В., Митрофанов К.Г., Саплина Е.В., Правила и приёмы успешной сдачи экзаменов - М., 2004), а может составить сам. Можно также использовать следующие развивающие приемы:

- «Я учитель». В зависимости от сложности темы этот методический прием может использоваться как для объяснения нового материала, так и для закрепления пройденного (на усмотрение учителя). Сущность его заключается в том, что учитель на уроке предлагает ученикам объяснить (или повторить) тот или иной раздел темы, или всю тему, или определенный вопрос, или проблему. Важно, чтобы ученики объясняли материал на таком уровне, насколько сами его усвоили. Желательно, чтобы учащиеся отвечали его своими словами, а не книжными формулировками. Лучше использовать такой прием при работе класса с текстом учебника или документа на уроке.

- «Ступеньки интеллекта». После прохождения определенного этапа урока или этапа учебного материала учитель предлагает ученикам составить «наводящие» вопросы по определенной теме. Предварительно нужно объяснить учащимся значимость умения составлять и задавать такие вопросы, которые помогают при ответе на заданную тему, но не дают исчерпывающего ответа. Такой методический прием положительно зарекомендовал себя в развитии сложных мыслительных операций у школьников, где особый акцент сделан на развитие логики.

3) В части 2 (В) экзаменационной работы труднымидля учащихся являются задания на определение последовательности событий. Эти умения, несомненно, во многом базируются на знании фактов. При формировании умения определять последовательность событий эффективными бывают такие формы, как работа с лентой времени, построение различных информационных таблиц , где необходимо соотнести частные события и общие исторические процессы, выстраивание событийных рядов в конце изучения какого-либо длительного процесса и др. Эти приемы могут оказаться эффективными и при выполнении других заданий части В (соотнесение информационных рядов, работа с таблицей).

4 ) В 2013 г. планируется введение в часть 2 экзаменационной работы на ЕГЭ заданий на работу с картографической и иллюстративной информацией. В связи с этим нововведением надо сказать о возможных направлениях подготовки к выполнению подобных заданий. Работа по подготовке к выполнению заданий с картографической информацией может проводиться с использованием настенных и электронных карт, атласов и контурных карт. Но формы работы с исторической картой должны быть разнообразнее.

Прежде всего, необходимо научиться проводить атрибуцию исторической карты в целом и информации, представленной на карте.

Затем следует приступать к выполнению заданий, предполагающих:

Самостоятельное изложение материала с опорой на историческую карту;

Нанесение объектов на контурную карту;

Ответы на вопросы по исторической карте и др.

Эти виды работы должны проводиться в связи с изучаемым в данный момент учебным материалом, почти на каждом уроке учителя, начиная с младших классов, должна присутствовать работа с картой. Учитель не должен забывать и о необходимости работы с иллюстративным материалом.

Не менее важна работа с иллюстративным материалом, связанного с культурой. Здесь эффективное изучение может быть достигнуто только в рамках ярких уроков с большим количеством иллюстративного материала, включением проектного метода. Можно при изучении социально-экономических, политических аспектов истории обратить внимание учащихся на то, как отразились конкретные события и явления в литературе, архитектуре, живописи, скульптуре, музыке и т.д. Так, например, интеграция культурного компонента истории весьма уместна при изучении древнерусской истории, борьбы с захватчиками, объединения русских земель, истории XVI–XVII вв., петровских преобразований, просвещенного абсолютизма, Отечественной войны 1812 г. и многих других тем. Если учитель будет, таким образом, регулярно обращаться к культурным аспектам истории, а не просто проходить все вопросы истории культуры на немногочисленных и, главное, не самых важных уроках, то он сумеет добиться формирования у учащихся устойчивых связей между социально-экономическими, политическими событиями и явлениями, с одной стороны, и их отражением в культуре – с другой. Еще одним важным следствием станет то, что факты политики, экономики, социальных отношений благодаря «связке» с культурными явлениями также лучше запомнятся учащимся.

Здесь на помощь учителю придут наглядные пособия, фотографии, видеоматериалы, экскурсии, информация из сети Интернет и т.д. Но в условиях реального недостатка учебных часовна отработку материала по изучению культуры, можно восполнить этот пробел на внеклассных мероприятиях.

5) Наихудшие результаты в части 3 были показаны выпускниками 2012 г. при выполнении задания-задачи С4. Педагогам, работающим над формированием умения анализировать историческую ситуацию, которое необходимо при выполнении данного задания, рекомендуется обратиться к методическим разработкам О.Ю.Стреловой (см.:«Единый государственный экзамен по истории: часть С. Технологии подготовки». Хабаровск: Частная коллекция, 2006 ). При анализе исторической ситуации необходимо внимательно изучить все ее элементы и сделать выводы, а не пытаться вспомнить готовые выводы из учебника. Чтобы на уроках у учащихся не было возможности вспомнить выводы в готовом виде, по-видимому, учитель должен подбирать для анализа ситуации незнакомые, не описанные в учебной литературе. Если работа будет организована таким образом, то она не будет сведена к припоминанию заученного материала, а действительно будет являться анализом ситуации. Анализ должен быть полноценным, что предполагает выделение всех характеристик исторической ситуации: времени , места действия, событий или совокупности событий, определивших содержание конкретной ситуации; людей , социальных групп, причастных к данной ситуации; материальных предметов , имевших отношение к деятельности людей в этой ситуации; источников , в которых засвидетельствована данная ситуация и ее последствия, и т.п. На основе анализа всех перечисленных характеристик делается вывод о причинах, последствиях, историческом значении ситуации.

6) Еще одним трудным для учеников заданием стало задание на сравнение исторических объектов. Необходимо отметить, что учитель должен заниматься не подготовкой учащихся к выполнению тех или иных заданий КИМ, а формированием самих умений. Для полноценного сравнения двух объектов необходимо указывать линии, критерии сравнения.

7) Серьезные трудности у выпускников вызывает также задание на анализ исторических версий и оценок. От выпускника при выполнении данного задания требуется умение аргументировать выбранную точку зрения. Важно, чтобы при аргументации использовались именно конкретные факты, а не обобщенные положения. Учитель должен обращать внимание на логичность построения аргументов, наличие и качество логических связок. Для формирования данного умения необходимо проведение дискуссий, дебатов, обсуждений мнений историков и т.п. Во время таких уроков ученик окажется в ситуации, когда ему необходимо будет приводить аргументы в реальной, живой дискуссии, что, несомненно, активизирует процесс мышления, заставит предвидеть контраргументы оппонента. И если работа по формированию навыка аргументации проводится учителем систематически, то он добьется желаемого результата.

8) Отдельно следует остановиться на новом задании, введенном с 2010 года – задании ЕГЭ по обществознанию С8 и С5на ГИА по истории. Оно требует составления сложного плана развернутого ответа по конкретной теме курса. Основным условием выполнения данного задания является системное, глубокое, достаточно объемное и разностороннее знание по теме, требующее привлечения внутрикурсового материала, материала из смежных учебных дисциплин, а также, по возможности, оперативных знаний по обществознанию, получаемых из СМИ. Следует иметь в виду, что составление сложного плана как вид деятельности далеко не часто используется в педагогической практике преподавания обществоведческого курса.

Формирование навыков составления развернутого плана на многочисленных примерах показывает, что учащиеся усваивают этот прием не сразу, не на одном уроке, а постепенно. Работа над приемом требует от учителя настойчивости и терпения. Методисты считают, что основная работа по этому направлению, должна проводиться в 5-7 классах, быть систематической и последовательной.

Подготовка к выполнению данного задания должна охватывать значительный период обучения в основной школе. В течение этого периода учащиеся должны научиться: обобщать и формулировать в виде небольшой фразы основное содержание фрагмента текста; проводить отбор материала, необходимого для раскрытия темы или ее части; «вписывать» отобранные факты в контекст заданной темы; определять логику, последовательность изложения материала. Каждое из названных умений является достаточно сложным для освоения и, конечно, требует отдельной работы над его формированием. Нельзя, не отработав каждое из названных умений по отдельности, сразу требовать от учащихся выполнения заданий по составлению сложного плана по определенной теме. Необходимо отметить, что для составления плана необходимо не только обладать умениями, но и хорошо знать историю.

При анализе работ учащихся над планами по истории в младших классах следует выявить типичные недостатки у каждого ученика. Познакомив учащихся с этими недостатками, направить самостоятельную работу учеников по определению правильного способа деятельности, но не оставлять их работу без внимания. В результате, к старшим классам у учеников вырабатывается определенная последовательность действий при составлении плана.

Для формирования умения раскрывать предложенную тему в виде сложного плана целесообразно попробовать использовать следующий прием. Учащимся предлагается при изучении ряда тем одновременно формулировать пункт плана и тезисно раскрывать знание , стоящее за этим пунктом. Этот методический прием позволит, во-первых, исключить «пустые» пункты, не обеспеченные содержанием. Во-вторых, такая работа позволит выработать видение изучаемых тем как на уровне целостного восприятия, так и на уровне основных идей, содержательных составляющих. Выделение основных идей первоначально может проводиться по тексту учебника и, желательно, вместе с учителем, с разбором вслух каждого предлагаемого учащимися пункта и подпункта.

9) Следует обратить внимание на еще одно новое «трудное» задание по истории – С6-историческое сочинение. Как отмечалось, невысокие результаты его выполнения связаны с недостаточной сформированностью у выпускников умения обобщать историческую информацию. Очень часто выпускники просто перечисляли факты из биографии исторического деятеля, но не указывали направлений и результатов деятельности. Умение обобщать информацию в различных контекстах и формулировать результаты этого обобщения является важным во многих видах деятельности. Безусловно, существует огромное количество приемов и методов, которые можно использовать. Прежде всего, необходимо обратить внимание на эффективность использования повторительно-обобщающих уроков. Это учебное время отводится для того, чтобы на основе фактов, которые выпускники уже знают, сделать обобщения и выводы, а также повторить те выводы, которые были сделаны в процессе изучения темы. На этих же уроках можно вспомнить и основных деятелей изученного периода. Готовясь к выполнению задания С6, необходимо уяснить значения понятий «направления деятельности» и особенно «результаты деятельности». Приступая к выполнению данного задания, необходимо выработать для себя алгоритм действий, который может совпадать с формулировкой задания.

1. Указать годы жизни. 2. Сформулировать направления деятельности. 3. Дать характеристику каждому из направлений. 4. Указать результаты деятельности. Этот алгоритм структурирует работу, не позволит пропустить какой-либо ее этап. Но в условиях насыщенности учебного материала нет возможности часто проводить повторительно-обобщающие уроки. Поэтому такой алгоритм изложения темы можно давать на уроках изучения нового материала, включая в задания для учащихся работу по определению оценок действий исторических личностей.

10) Наиболее сложная часть экзамена по обществознанию –эссе.

Готовить учащихся к выполнению такого рода заданий необходимо также, начиная с 8-9-х классов. Следует использовать следующий прием . После прохождения некоторых тем учащимся предлагается доманаписать рассуждение по одному из нескольких предложенных высказываний. Высказывания нужно подобрать так, чтобы они соответствовали только что изученной теме, тогда работа над эссе превратится в интересный способ закрепления материала. Следующий урок начинается с того, что 1-2 учащихся зачитывают перед классом свои ответы. Учитель, основываясь на установленных критериях оценки, вслух разбирает выступления и оценивает их (к разбору эссе можно привлечь и учащихся).

Кроме того, для подготовки к написанию эссе можно использовать технологию ПОПС,при которой ученик имеет готовый алгоритм учебных действий, выраженных первыми буквами сокращения ПОПС:

    П -позицию (объясняет, в чем заключена его точка зрения, предположим, “Я считаю, что смертная казнь не нужна…”);

    О -обоснование (не просто объясняет свою позицию, но и доказывает, начиная фразой типа: “Потому что увеличивается количество тяжких преступлений, изнасилований, убийств…”);

    П -пример (при разъяснении сути своей позиции пользуется конкретными примерами, используя обороты типа: “Я могу подтвердить это тем, что рост преступности наблюдается за последние годы…”;

    С -следствие (делает вывод в результате обсуждения определенной проблемы, например, “В связи с этим (сохранением смертной казни, мы не наблюдаем уменьшения роста преступности…”).

Самое главное, что дает применение данной технологии, ученики высказывают свою точку зрения, отношение к предложенной проблеме.

Очень хороший эффект дает при подготовке к ЕГЭ и ГИА проектная деятельность, которая соответствует деятельностно-компетентностной парадигме образования и ориентирована на подготовку информационных и предметных компетенций, проверяемых ЕГЭ заданиями части А, В и С.

На уроках и во внеурочной деятельности применение проектной технологии способствует развитию ключевых компетентностей обучающихся (учебно-познавательной, информационной, коммуникативной, социально-трудовой), что повышает самооценку ребенка и помогает ему самореализоваться. В ходе проектной деятельности формируются и развиваются следующие умения: ставить цель, планировать и выбирать виды деятельности, осуществлять отбор содержания материала и т.д., используя для этого возможности компьютера. Проекты часто выходят за рамки предметного содержания и носят характер междисциплинарного исследования, следовательно, переходят на уровень социально-значимых результатов.

Таким образом, при подготовке к ГИА, ЕГЭ по истории и обществознанию, считаю необходимым прежде всего использовать системно-деятельностный подход и поэтапную подготовку учащихся к ЕГЭ, ГИА. Такая поэтапная подготовка позволяет учителю организовать учебный процесс как самостоятельный, творческий поиск самого ученика в партнёрском взаимодействии с учителем. Основная подготовка выпускников к ЕГЭ и ГИА по истории и обществознанию, должна осуществляться не только в течение всего учебного года в старшей школе, но и начиная с 6класса.

1 этап – работа с понятиями на уроках;

2 этап – работа с текстами:развитие навыков внимательного прочтения текста; составление плана простого и сложного;

3 этап – работа с рабочими тетрадями, закрепление и самопроверка своих знаний.

4 этап – работа с тренажёрами, выполнение тестовых заданий, сформированных в соответствии с кодификатором ЕГЭ, работа по формированию умений выполнения эссе.

5 этап – внеклассная работа по предмету в целях дальнейшего углубления, систематизации и классификации знаний (работа с интерактивными презентациями, проектная деятельность, применение игровых и развивающих критическое мышление технологий).

Серьезной ошибкой педагогов, работающих над формированием умений учащихся, является использование ими на уроках исключительно заданий, составленных на основе КИМпо истории и обществознанию. Дело в том, что задания КИМ созданы именно для измерения знаний и умений выпускников, но они не являются обучающими.

В заключение хотелось бы отметить, что существует много различных методик по подготовке к ГИА и ЕГЭ помогающих педагогу в работе. Но очень важны не просто теоретические основы, а опыт самих учителей, накопленный на практике!

Оптимальная методика подготовки к ЕГЭ должна быть заблаговременной, длительной и схематичной. Контрольно-измерительные материалы выпускного экзамена следует вводить в проверочные работы в течение всего школьного курса. Это позволит ученикам постепенно ознакомится со структурой тестирования и требованиями к сдаче, привыкнуть к типам и формулировке заданий. Из опыта работы многих учителей становится ясно, что при такой подготовке учащиеся имеют хорошие результаты.

Поможем подготовиться к ЕГЭ и ОГЭ

Подготовиться к ЕГЭ по русскому языку вам поможет вот , а по базовой математике .

Преподаватели должны донести до школьников такую стратегию работы на ЕГЭ:

  • самостоятельный контроль времени – важно оставить резерв на более сложные ответы и проверку выполненных заданий;
  • объективная оценка сложности теста и разумный выбор вопрос для первоочередного решения;
  • спиральное движение по заданиям.

Тест нужно не только пройти правильно, но и уложится в строго отведенное время. Поэтому ученики должны научится правильно распределять свои силы. Особенно это касается таких сложных, многозадачных предметов, как физика и химия. Для тренировки данной способности во время учебы проводят диагностические замеры в виде малоформатных проверочных работ, которые предполагают мысленное выполнение промежуточных действий и фиксацию только окончательного ответа. Такой набор упражнений подходит под формат индивидуальной или групповой подготовки. Слабым учащимся рекомендуют полностью записывать решение.


Чтобы сэкономить время на ЕГЭ, школьников нужно научить приемам рационального и быстрого счета, чего требует математика. Поэтому на индивидуальных занятиях и консультациях анализируют распространенные ошибки, которые учащиеся допускаются в ходе выполнения тестов. Для самопроверки можно использовать ключи к единому государственному экзамену.

Формы дистанционной подготовки к ЕГЭ

Тестирование пока не переведено в компьютерный формат. Но это неизбежно и со временем произойдет. Поэтому нужно уже сейчас, не важно, какой это предмет – русский язык или информатика – готовиться к экзамену с использованием информационно-коммуникационных технологий.

Преподаватель, учитывая индивидуальные способности и знания школьников, реализует такие формы удаленной подготовки к тестированию:

  • самостоятельное повторение, тренинговое выполнение заданий при помощи информационно-коммуникационных технологий;
  • онлайн-тестирование школьников на доверенных ресурсах;
  • письменные индивидуальные консультации и групповые рассылки по контрольно-измерительным материалам через электронную почту;
  • групповые и индивидуальные консультации по проблемным темам программы;
  • анализ заданий повышенного уровня сложности.

За время существования ЕГЭ собрана большая база тестовых заданий по любому предмету – от общества до истории. Это помогает систематизировать и проверять знания обучающихся. Также создано хранилище ссылок на сетевые ресурсы, которые содержат материалы по любому разделу школьной программы. В подготовке к тестированию важно наличие электронных дневников, с помощью которых выпускников можно готовить по индивидуальному плану.


Компетенцию учащихся проверяют внутренним репетиционным тестированием. Так можно выявить пробелы в знаниях и на практике ознакомиться с процедурой проведения ЕГЭ. Также школьникам демонстрируют бланки регистрации ответов, правила их заполнения. Это необходимо больше для психологической готовности к испытанию. Каждый выпускник получает Памятку успешной сдачи единого государственного экзамена.

Независимо от того, 9 класс или 11-й проходит подготовку к тестированию, эти советы будут полезными для всех учащихся:

  • Не теряйте даром время. Перед началом повторения всего школьного материала выберите тот предмет, например, биологию, по которому самые слабые знания. Начинайте изучение незнакомого и нового материала, который упустили или не усвоили.
  • Эффективно распределяйте время. Сложный материал повторяйте в том время суток, когда у вас самая высокая работоспособность. Например, утром после хорошего отдыха.
  • Место для занятий должно быть подготовленным. Окружите себя фиолетовым и желтым цветом, которые повышают интеллектуальную активность. Со стола уберите все лишние предметы, что отвлекают внимание. Удобно расположите пособия, учебники, тетради, карандаши и бумагу, чтобы ничего не мешало и все было под рукой.
  • Готовьтесь заблаговременно. Разбирайте материал по частям и не впадайте в панику, что ничего не успеете. Например, если идет подготовка к сдаче литературы, то вы должны иметь серьезную базу из прочитанных произведений. А на это уйдет несколько лет, поэтому и начинать готовиться стоит не в выпускном классе. Но если вы на протяжении всей учебы уверенно двигались по школьной программе и ничего не пропустили, то это уже залог успеха на ЕГЭ.
  • Не зубрите. Повторяйте трудно запоминаемый материал несколько раз, составляйте план конкретных тем, чтобы вы разобрались в них, а не заучили. Можно также практиковать составление ответов в виде тезисов.
  • Разбивайте материал на смысловые куски. Их не должно быть больше 7. Укрупняйте и обобщайте блоки. Чтобы передать главную мысль, достаточно одной фразы. Текст можно оформлять по схеме дерева или звезды. Образность записей упростит визуальное восприятие и запоминание.
  • Пересказывайте заученный материал своими словами. Вам сложно дается география? Практикуйте многократное чтение, и вы лучше запомните сложные темы. Такая активная умственная работа требует аналитики: привлечение контрастного материала, поиск парадоксальных формулировок, перекомпоновку информации.


Новое на сайте

>

Самое популярное