Домой Мама Лексическая тема "ягоды и грибы" для старшей группы. Одуванчики: Домашнее задание Лексическая тема грибы в старшей группе

Лексическая тема "ягоды и грибы" для старшей группы. Одуванчики: Домашнее задание Лексическая тема грибы в старшей группе

- дополнительный материал по теме "Грибы".

Существительные:

боровик,подосиновик, подберёзовик, мухомор,лисичка, сыроежка,гриб,ножка,шляпка,лес,поляна,

мох, пень, корзина,маслёнок,опёнок,моховик,груздь,рыжик, волнушка,поганка,грибница,чаща,

лукошко,грибник, клубника,смородина,крыжовник,малина,черника, брусника, морошка, клюква,

земляника, компот, варенье.

Глаголы:

расти,стоять,прятаться,краснеть,вырастать,варить, собирать,готовить,резать,сушить,солить,

мариновать, заблудиться, аукать.

Прилагательные:

белый, красный, рыжий, маленький, старый, съедобный, несъедобный,червивый,грибной(дождь,лето,

поляна, год),малиновый,клубничный,черничный,брусничный, клюквенный, морошковый, земляничный.

Наречия:

рядом, далеко, близко.

Пальчиковая гимнастика

КОРЗИНА С ЯГОДАМИ

Вот корзина - так корзина!

В ней крыжовник,

В ней малина,

И лесная земляника,

И садовая клубника,

Там брусника и черника!

К нам ты в гости приходи-ка!

Ягод, что найдём мы в ней,

Нет полезней и вкусней!

С. Васильева

(Изображают удивление, раз- водят руки в стороны.)

(Загибают пальцы, начиная с большого, одновременно

на правой и левой руках.)

(Делают приглашающий жест - движение руками на

себя.)

(Поочерёдно ритмично ударяют о кулак и ладонь о ладонь.)

Координацияречисдвижением « Мыидёмвосенний лес»

Цели: учитькоординироватьречьсдвижением,развивать творческое воображение, закреплять в речи

существительные - названия грибов, развивать мелкую моторику.

Мы идём в осенний лес.

А в лесу полно чудес!

Дождь вчера в лесу прошёл -

Это очень хорошо.

Будем мы грибы искать

И в корзинку собирать.

Вот сидят маслята,

На пеньке - опята,

А во мху - лисички,

Дружные сестрички.

«Подосиновик, груздок,

Полезайте в кузовок!

Ну, а ты, мухомор,

Украшай осенний бор».

И. Михеева

(Маршируют на месте.)

(Разводят руки в стороны, «удивляются».)

(Потряхивают ладонями обеих рук.)

(Хлопают в ладони.)

(Приставляют ладонь ко лбу, смотрят то в одну, то в другую сторону.)

(Сводят руки перед собой - «корзина».)

(Загибают по одному пальцу на обеих руках

одновременно на каждое название грибочка.)

(Делают манящие движения руками.)

(Грозят указательным пальцемправойруки.)

Скороговорка

Цели: развиватьобщиеречевыенавыки:чёткостьдикции, правильное звукопроизношение, правильное

Ход игры. Воспитатель предлагает детям соревнование: кто быстрее и правильнее произнесёт скороговорку.

У пеньков опять пять опят.

Диалог

Цель:развиватьобщиеречевыенавыки,работатьнад интонационной выразительностью речи.

-Мы с тобой шли?

-Шли.

-Подберёзовик нашли?

-Нашли.

-Я тебе его дал?

-Дал.

-Ты его взял?

-Взял.

-Так где же он?

-Кто?

-Подберёзовик.

-Какой?

-Мы с тобой шли?

- Шли.

И т. д.

Игра «Кто заблудился?»

Цели: развивать слуховое внимание.

Ход игры. Воспитатель говорит: «Представьте, что мы с вами пошли в лес,кто-то заблудился и кричит «Ау!».

Один из детей поворачиваетсяспинойкостальным.Детипоочереди произносят «Ау!» с разной

Игра «В лесу»

Цели: активизироватьиобогащатьсловарьдетейпо лексической теме «Грибы».

Ход игры. Воспитатель предлагает детям послушать рассказ и дополнитьего.Можно выставить перед

детьмикартинкис изображением грибов.

Наступила осень.Зайдёшь в лес и ахнешь.Деревья в золотом уборе стоят, сквозь ветви пробиваются

солнечные лучи.Посмотришь вокруг и поймёшь - не зря говорят, что осенний лес дарами

богат. Вот под осинкой мелькают красные шляпки. Это дружная семейка. А под берёзкой стройные (...)

стоят. Зайдёшь дальше в лес и увидишь рыжие шляпки во мху. Раздвинешь мох руками, а там

сестрички-(...) притаились.Аэточтозагрибочкина пенёчке сидят? Опытный грибник сразу

поймёт, что это (...). Но тому больше всех повезёт,кто в глубине лесного бора самый важный гриб

отыщет - (...).

И. Михеева, С. Чешева

Игра « Какоеваренье? Какой компот?»

Цели: развиватьграмматическийстройречи(образование относительных прилагательных, согласование

прилагательных с существ ительными).

Ходигры. Воспитательпредлагаетдетямответитьна вопросы девочки Кати.Необходимо следить за

правильностью употребленияокончаний(малиновоеваренье,малиновый компот).

Осень-времязаготовок.Катясбабушкойрешили запастись назиму сладким вареньем и

ароматнымкомпотом. Раноутромонипошливлесзаягодами.Путьпредстоял неблизкий.

Бабушка,-спрашивалаКатя.-Еслимымалину соберём, какой компот получится? (...) А варенье

какое? (...)

А вдруг чернику найдём, - продолжала размышлять Катя.

Какой компот получится? (...) А варенье какое? (...)

Ну, а если брусника нам попадётся? Какой компот сварим? (...) А какое варенье? (...)

Моё любимое варенье из клюквы. Отгадай, какое? (...)

А компот я люблю из морошки. Отгадай, какой? (...)

Так незаметно подошли бабушка со своей внучкой к полян ке, на которой видимо-невидимо было ягод земляники.

Какой компот сварит бабушка? (...) А какое варенье? (...)

С. Чешева

Игра «Лишняя ягода»

Цели: учить узнавать знакомые ягоды,закреплять названия ягодизакреплятьпонятия«лесные»и

«садовыеягоды»; тренироватьвопределенииналичиязвука[а]всловеиего места в нём

(начало,середина,конец),развивать зрительное внимание.

Ход игры. Воспитатель выставляет перед детьми картинки с изображениемягод(например:клюква,

черника,клубника), просит назвать ягоды и сказать, какая ягода лишняя. Воспитатель просит каждого ребёнка

объяснить свой выбор.

Например:

Лишняя клубника, т. к. она - садовая ягода, а все остальные - лесные.

Ребёнок определяет,есть ли в названии ягоды звук [а]и в какой части слова он находится.

Слова: брусника,клубника,малина,земляника,клюква, смородина, черника, крыжовник.

Игра «Составь схему»

Цели: закреплять навык анализа предложений на слова.

Ходигры. Воспитательпредлагаетдетямпрослушать предложения,сосчитатьколичествослови

начертитьсхемы. Напоминает, чтовпредложенияхмогутвстретиться « маленькие слова» - предлоги.

Например:

Осенний лес богат дарами.

На лесной полянке много земляники. Под еловой веткой спрятался боровик. На болоте поспела кислая клюква.

Игра «Собери грибы»

Цели: совершенствоватьфонематическиепроцессы,учить подбирать слова на заданный звук.

Ходигры. Воспитательвыставляетпереддетьмикоробкус написанной на ней буквой «н» и предлагает

детям положить в неё только те грибы (муляжи, картинки), в названии которых есть звук [н].

Слова: опёнок, маслёнок, подосиновик, волнушка.

Загадки

Цели: развивать слуховое внимание, слуховую память, учить связному монологическому высказыванию

(толкование загадки).

Ход игры. Воспитатель загадывает загадку, дети отгадывают. Одинизребятобъясняетеёсмысл.

Остальныедополняют. Затем все вместе разучивают любую загадку.

Коричневой шляпкой приветствую вас.

Я скромный грибок безо всяких прикрас.

Под белой берёзкой нашёл я приют.

Скажите-ка, дети, меня как зовут?

(Подберёзовик)

В лесу осеннем в сентябре

В скучный день дождливый

Вырос гриб во всей красе,

Важный, горделивый.

Под осиной его дом,

Шляпка красная на нём.

Многим этот гриб знаком.

Как его мы назовём?

(Подосиновик)

Красная шляпка, на шляпке горошки,

Короткая юбка на беленькой ножке.

Красивый грибок, но тебя не обманет,

Кто знает о нём - его трогать не станет.

Всем людям известно уже с давних пор

Что ядом наполнен гриб... (мухомор).

Текст для пересказа

Митька набрал столько грибов, что ему нельзя было донести домой. Он сложил их в лесу. На заре Митька

пошёл взять грибы.

Грибы унесли, и он стал плакать. Мать ему сказала:

Что плачешь? Или наши лепёшки поели кошки?

Тогда Митькесталосмешно,онтёрполицуслезуисам смеялся.

Л. Толстой

Вопросы:

Почему Митя оставил грибы в лесу?

Что случилось утром?

Что сказала мама?

Текст для пересказа

БРАТ И МЛАДШАЯ СЕСТРА

Санька и его младшая сестричка Варя идут из лесу. Набрали земляники, несут в кузовках.

Моя бабушка поглядела и посмеивается:

Что ж ты, Саня... Маленькая Варя больше тебя набрала!

Ещё бы! - отвечает Санька. - Ей нагибаться не надо, вот и набрала больше.

Опять идут Санька и Варя из лесу, тащат корзинки с грибами маслятами.

Чтожты,Саня,-говоритбабушка.- Маленькая-то больше набрала.

Ещё бы! - отвечает Санька. - Она к земле ближе, вот и набрала.

Втретий разотправляютсяв лес Варяи Санька.Малину собирать. И я пошёл вместе с ними.

И вдругвижу,как Санька незаметно от Вари подсыпает ей ягоды в кузовок. Варя отвернётся, а он возьмёт и

подсыплет...

Идём обратно.У Вари ягод больше,у Саньки - меньше.

Встречаетсябабушка.

Чтожты, - говорит, - Саня... Малина-то высоко растёт! Тебе легче дотянуться, а Варя больше набрала!

Ещё бы! - отвечает Санька. - Варя у нас молодец,

Варя у нас работница. За ней не угонишься.

По Э. Шиму

Вопросы:

Что несли в кузовках Санька и Варя?

Что сказала бабушка?

Что ответил Санька?

Что Саня и Варя собирали в лесу во второй и в третий раз?

Что Санька каждый раз отвечал бабушке?

Как ты думаешь, почему Санька подсыпал Варе ягоды?

Конспект логопедического занятия в старшей группе по лексической теме «Лес. Грибы»

Первый вариант конспекта (Первый год обучения)

Коррекционно-образовательные цели:

Закрепление представ­лений о лесе и растениях, произрастающих в лесу. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме « Грибы» (лес, гриб, ножка, шляпка, боровик, подосиновик, подберезовик, ли­сичка, мухомор, опенок, сыроежка, собирать, заготавливать, пря­таться, висеть, ядовитый, съедобный, ароматный, мягкий, гладкий). Совершенствование грамматического строя речи (согласование числительных с су­ществительными в роде и числе), учить состав­лять описательные рассказы; образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами; упражнять в подборе слов-антонимов; закрепить употребление предлогов; закрепить словарь по теме.

Коррекционно-развивающие цели:

Развитие зрительного вни­мания и восприятия, речевого слуха и фонематического воспри­ятия, памяти, артикуляционной, тонкой и общей моторики, ко­ординации речи с движением.

Коррекционно-воспитательные цели:

Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, само­стоятельности, инициативности, ответственности. Воспитание любви и бережного отношения к природе.

Оборудование: Наборное полотно, корзинка с плоскостными изображениями грибов, картинка- загадка «Что ты видишь?», тетради, цветные карандаши.

I . Организационный момент

1 . Логопед раздает детям по одной картинке с изображением грибов.

– Я загадаю вам загадки, тот, у кого окажется картинка-отгадка – сядет.

В лесу осеннем в сентябре Вот красивые грибы!

В скучный день дождливый, Сколько шляпок разных

Вырос гриб во всей красе, Среди высохшей листвы –

Важный, горделивый. Желтых, синих, красных!

Под осиной его дом, (сыроежки)

Шляпа красная на нем. (подосиновик)

Повезло так повезло – Ну, а это, на полянке

Грибов полное ведро! Ядовитые… (поганки)

Облепили целый пень,

Собирай, кому не лень! (опята)

Коричневой шляпкой приветствую вас.

Я скромный грибок безо всяких прикрас.

Под белой березкой нашел я приют.

Скажите-ка, дети, меня как зовут? (подберезовик)

Красная шляпка, на шляпке горошки,

Короткая юбка на беленькой ножке.

Красивый грибок, но тебя не обманет,

Кто знает о нем – его трогать не станет. (мухомор)

II . Основная часть.

2. Упражнение «Эхо»

– Мы с вами снова оказались в осеннем лесу. Немного заблудились и кричим «АУ». Девочки кричат громко, а мальчики тихо издалека отвечают: «АУ»

3. Игра «Корзинка с грибами»

– Давайте теперь сосчитаем сколько же грибов вы собрали.

Октябрь принес нам грибов урожай.

Соли, маринуй и в сметане их жарь,

Свари суп грибной, приготовь их с картошкой,

И в блюдо мясное добавь их немножко.

Богатством своим с тобой делится лес.

Спасибо за радость осенних чудес!

Дети считают грибы на зашумленной картинке.

4. Пальчиковая гимнастика «Грибы»

Раз, два, три, четыре, пять! «Шагают» пальчиками по столу.

Мы идем грибы искать.

Этот пальчик в лес пошел, Загибают по одному пальчику,

Этот пальчик гриб нашел, начиная с мизинца.

Этот пальчик чистить стал,

Этот пальчик жарить стал,

Этот пальчик все съел,

Оттого и потолстел.

5. Дидактическая игра «Где сидит гусеница?»

На магнитную доску логопед закрепляет изображение гриба с гусеницей и задает вопросы:

– Где сидит гусеница?

– Куда спряталась гусеница?

6. «Упражнение «Подуй на грибок»

– У каждого из вас грибок. Назовите, что есть у гриба?

– Как мы ласково его назовем?

– В лесу поднялся сильный ветер. Подуйте на грибок.

7. Составление описательных рассказов о грибах.

Где растет?

Под каким деревом?

Строение.

Цвет, форма.

Величина.

В каком виде употребляем?

8. Игра с мячом «Один – много»

– Я буду бросать вам мяч и называть один предмет, а вы будете

говорить много.

Гриб – грибы поганка – поганки

Масленок – маслята сыроежка – сыроежки

Мухомор – мухоморы лисичка – лисички

9. Упражнение «Сложи гриб» (из палочек)

– Посмотрите на картинку, возьмите столько палочек, сколько вам понадобится для того, чтобы сложить такой же грибок.

10. «Математическая загадка»

– Я прочитаю вам загадку, но не простую. Вы послушайте и посчитайте, сколько грибов я нашла.
Только я в кусты зашла – подосиновик нашла,
Две лисички, боровик и зеленый моховик.
Сколько я нашла грибов? У кого ответ готов?

III. Окончание занятия

Уважаемые родители!

Тема недели «Грибы»

Дети должны знать:

И узнавать на картинке грибы: белый (боровик), подосиновик, подберёзовик, опята, груздь, лисички, мухомор, сыроежка, поганка;
- названия частей (шляпка, ножка), их цвет, форму, характерные особенности (тонкая, толстая, короткая, длинная ножка и т.д.)
- где растут грибы: в лесу, в роще, в бору, па поляне, около пеньков, под берёзой, недалеко от ёлки, под осиной, все вместе и т.д.
- когда собирают грибы (летом, осенью), во что собирают (в корзину, в лукошко), как готовят (маринуют, жарят, варят, солят),что готовят (грибной суп, грибная солянка, грибной пирог).

Расширение словарного запаса детей:

Существительные : гриб, подосиновик, подберёзовик, лисичка, опята, грузди, мухомор, поганка, сыроежка, ножка, шляпка, лес, полянка, мох, пень, корзина, грибник;

Прилагательные : белый, красный, рыжий, маленький, большой, съедобный, несъедобный, ядовитый;

Глаголы : расти, собирать, готовить, резать, сушить, солить, мариновать;

Наречие : рядом, далеко, близко.

Выучите загадку:

Шляпка красная в горошек,
Воротник на тонкой ножке.
Этот гриб красив на вид,
Но опасен, ядовит. (Мухомор)

Грамматический строй речи.

Дидактическое упражнение «Один-много» (образование множественного числа существительных в именительном и родительном падежах):

Один гриб – много грибов
Одна лисичка – много лисичек
Один груздь – много груздей
Один мухомор – много мухоморов

Дидактическое упражнение «Назови блюда правильно» (образование относительных прилагательных):

салат из грибов (какой?) — грибной,
суп из грибов – грибной,
солянка из грибов — грибная,
пирог из грибов — грибной.

Дидактическое упражнение «Сосчитай до пяти» (согласование существительных с числительными):

Одна сыроежка, две сыроежки, … пять сыроежек.
Один мухомор, два мухомора, … пять мухоморов.
Одна поганка, две поганки, … пять поганок;
Один груздь, два груздя, три груздя, четыре груздя, пять груздей.

Дидактическое упражнение «Что лишнее и почему?»:

Поганка, сыроежка, шишка, опята (шишка, так как остальные — грибы).
Мухомор, подосиновик, малина, груздь (малина, так как остальные — грибы).
Подберёзовик, сосна, лисички, опята (сосна, так как остальные — грибы).

Дидактическое упражнение «Скажи наоборот» (подбор слов-антонимов):

высокая ножка – низкая ножка,
толстая ножка – тонкая ножка,
съедобный гриб – несъедобный гриб.
большой гриб – маленький гриб.

Побеседуйте с ребёнком о том, что в лесу растут грибы. Грибы могут расти: под деревьями, во мху, в траве, на пеньке и т.д.

Рассмотреть вмести с детьми картинки с грибами. Объяснить, что грибы бывают съедобные и несъедобные (ядовитые).

Рассказать ребёнку, что можно приготовить из грибов (салат, икру, запеканку, суп ит.д.).

Поиграйте с детьми.

Игра «Где растёт грибок» (на ориентировку в пространстве с целью употребления предлогов)-в лесу, в бору, под деревом, на пеньке и т.д.

Игра «Угадай грибок» (составление описательных рассказов) – ножка белая, толстая, шляпка коричневая (белый гриб), ножка длинная, с юбочкой, шляпка красная с белыми пятнышками (мухомор) и т.д.

Игра «Что пропало» (развивает внимание, память). Перед ребёнком раскладывают картинки с изображением грибов, он закрывает глаза, а взрослый в это время прячет одну из картинок. Открыв глаза, ребёнок должен сказать, что пропало.

Орлова Оксана Леонидовна,
учитель-логопед МАДОУ «Детский сад № 41″- КВ,
Республика Башкортостан г. Стерлитамак.

Лексическая тема «Ягоды. Грибы»

в старшей группе.

Ребенок должен знать: названия садовых и лесных ягод, где растут ягоды, как растут ягоды (На деревьях, больших или маленьких кустах). За садовыми ягодами ухаживают люди, а лесные - растут сами. Ребенок должен знать названия грибов, различать ядовитые и съедобные грибы.

Стихотворения

В лес по ягоды.

Корзина малины

В руках у Аленушки.

А у Танюшки в корзине – на донышке.

Вздохнула Танюша

И маме сказала:

«Малину я в рот

По ошибке бросала»

Т.Дмитриев.

«Земляника»

Я капелька лета

На тоненькой ножке.

Плетут для меня

Кузовки и лукошки.

Кто любит меня,

Тот и рад наклониться.

А имя дала мне

Родная землица.

Ю.Кушак.

Пальчиковая гимнастика.

Цель : развитие мелкой моторики.
Раз, два, три, четыре, пять, (пальчики обеих рук “здороваются”,
начиная с большего.)
В лес идем мы погулять. (обе руки “идут” указательными и
средними пальцами по столу.)
За черникой, за малиной, (Загибают пальчики, начиная с
большого.)
За брусникой, за калиной.
Землянику мы найдем
И братишке отнесем.

КОРЗИНА С ЯГОДАМИ

Вот корзина - так корзина!

В ней крыжовник,

В ней малина,

И лесная земляника,

И садовая клубника,

Там брусника и черника!

К нам ты в гости приходи-ка!

Ягод, что найдём мы в ней,

Нет полезней и вкусней!

(Изображают удивление, раз- водят руки в стороны.)

(Загибают пальцы, начиная с большого, одновременно

на правой и левой руках.)

(Делают приглашающий жест - движение руками на

себя.)

(Поочерёдно ритмично ударяют о кулак и ладонь о ладонь.)

Игра “Большой- маленький

Цель: развитие мышления, обогащение словарного запаса.
Гриб- грибок, грибочек

ягода- ягодка


Дерево- деревце

куст- кустик

малина - малинка
земляника – земляничка

черника – черничка

клюква-клюковка

Игра “Один- много”

Цель: развитие мышления, расширение словарного запаса.
Гриб- грибы

ягода- ягоды


Дерево- деревья

куст- кусты

Физкультминутка. “ЗА ГРИБАМИ”

Все зверушки на опушке
Ищут грузди и волнушки.
Белочки скакали,
Рыжики срывали.
Лисичка бежала,
Лисички собирала.
Скакали зайчатки,
Искали опятки.
Медведь проходил,
Мухомор раздавил.

(Дети идут в хороводе.)

(Скачут вприсядку, срывают вообра¬жаемые грибы.)

(Бегут, собирают воображаемые гри¬бы.)

(Скачут стоя, “срывают” грибы.)
(Идут вразвалку, в конце строки топают правой ногой.)

Игра “Что приготовим?”.
Из грибов- грибной суп
Из малины- малиновое варенье
Из черники- черничное варенье
Из земляники- земляничное варенье
Из клюквы- клюквенное варенье
Из брусники- брусничное варенье

Игра “Подскажи словечко ”.

Цель: развитие логического мышления, внимания, памяти.
Возле леса на опушке, украшая темный бор,
Вырос пестрый, как петрушка, ядовитый… (мухомор).

Посмотрите-ка, ребята, тут – лисички, там – опята,
Ну а это, на полянке, ядовитые… (поганки).

Вдоль лесных дорожек много белых ножек
В шляпках разноцветных, издали заметных.
Собирай не мешкай, это… (сыроежки).

Обучение пересказу. Я.Тайц “По грибы”.

Цель: учить детей связной монологической речи; развивать внимание, память.
Бабушка с Надей собрались в лес по грибы. Дедушка дал им по лукошку и сказал:
- Ну–ка, кто больше наберет!
Вот они шли-шли, собирали-собирали, пошли домой. У бабушки полное лукошко, а у Нади-половинка. Надя сказала:
- Бабушка, давай меняться лукошками!
- Давай!
Вот они пришли домой. Дедушка посмотрел и говорит:
- Ай да Надя! Гляди-ка, больше бабушки набрала!
Тут Надя покраснела и сказала самым тихим голосом:
- Это вовсе не мое лукошко… это вовсе бабушкино.
В: Почему Надя покраснела и ответила дедушке тихим голосом?

Куда пошли Надя с бабушкой?
- Зачем они пошли в лес?
- Что сказал дедушка, провожая их в лес?
- Что они делали в лесу?
- Сколько набрала Надя и сколько набрала бабушка?
- Что сказала Надя бабушке, когда они пошли домой?
- Что сказал дедушка, когда они вернулись?
- Что сказала Надя?
Повторное чтение.
Пересказы детей.

Упражнение «Скажи какая ягода»

Брусника какая? Красная, кислая, мелкая.

Малина какая? Розовая, крупная, сладкая, сочная.

Черника какая? Синяя, сладкая, мелкая.

Упражнение «Эхо»

Цель : развивать умение говорить с разной громкостью.

Мы с вами заблудились в лесу. Давайте покричим «АУ!»

Девочки кричат громко, а мальчики тихо.

«Чего не стало?»

Цель: развитие внимания, памяти.

Посмотрите на картинки, внимательно.

Теперь закройте глаза, я убираю одну картинку. Чего не стало?

Координация речи с движением «Мы идём в осенний лес»

Цель: учить координировать речь с движением, развивать творческое воображение, закреплять в речи

существительные - названия грибов, развивать мелкую моторику.

Мы идём в осенний лес.

А в лесу полно чудес!

Дождь вчера в лесу прошёл -

Это очень хорошо.

Будем мы грибы искать

И в корзинку собирать.

Вот сидят маслята,

На пеньке - опята,

А во мху - лисички,

Дружные сестрички.

«Подосиновик, груздок,

Полезайте в кузовок!

Ну, а ты, мухомор,

Украшай осенний бор».

И.Михеева

(Маршируют на месте.)

(Разводят руки в стороны, «удивляются».)

(Потряхивают ладонями обеих рук.)

(Хлопают в ладони.)

(Приставляют ладонь ко лбу, смотрят то в одну, то в другую сторону.)

(Сводят руки перед собой - «корзина».)

(Загибают по одному пальцу на обеих руках

одновременно на каждое название грибочка.)

(Делают манящие движения руками.)

(Грозят указательным пальцем правой руки.)

Скороговорка

Цель: развивать общие речевые навыки: чёткость дикции, правильное звукопроизношение.

Ход игры. Воспитатель предлагает детям соревнование: кто быстрее и правильнее произнесёт скороговорку.

У пеньков опять пять опят.

Игра «Кто заблудился?»

Цель: развивать слуховое внимание.

Ход игры. Воспитатель говорит: «Представьте, что мы с вами пошли в лес, кто-то заблудился и кричит «Ау!».

Один из детей поворачивается спиной к остальным. Дети по очереди произносят «Ау!» с разной

Игра «Какое варенье? Какой компот?»

Цель: развивать грамматический строй речи (образование относительных прилагательных, согласование

прилагательных с существ ительными).

Ход игры. Воспитатель предлагает детям ответить на вопросы девочки Кати. Необходимо следить за

правильностью употребления окончаний (малиновое варенье, малиновый компот).

Осень - время заготовок. Катя с бабушкой решили запастись на зиму сладким вареньем и

ароматным компотом. Рано утром они пошли в лес за ягодами. Путь предстоял неблизкий.

-Бабушка, - спрашивала Катя. - Если мы малину соберём, какой компот получится? (...) А варенье

какое? (...)

-А вдруг чернику найдём, - продолжала размышлять Катя.

- Какой компот получится? (...) А варенье какое? (...)

-Ну, а если брусника нам попадётся? Какой компот сварим? (...) А какое варенье? (...)

-Моё любимое варенье из клюквы. Отгадай, какое? (...)

- А компот я люблю из морошки. Отгадай, какой? (...)

Так незаметно подошли бабушка со своей внучкой к полянке, на которой видимо-невидимо было ягод земляники.

Какой компот сварит бабушка? (...) А какое варенье? (...)

С. Чешева

Игра «Лишняя ягода»

Цель: учить узнавать знакомые ягоды, закреплять названия ягод и закреплять понятия «лесные» и

«садовые ягоды»; тренировать в определении наличия звука [а] в слове и его места в нём

(начало, середина, конец), развивать зрительное внимание.

Ход игры. Воспитатель выставляет перед детьми картинки с изображением ягод (например: клюква,

черника, клубника), просит назвать ягоды и сказать, какая ягода лишняя. Воспитатель просит каждого ребёнка

объяснить свой выбор.

Например:

Лишняя клубника, т. к. она - садовая ягода, а все остальные - лесные.

Ребёнок определяет, есть ли в названии ягоды звук [а] и в какой части слова он находится.

Слова: брусника, клубника, малина, земляника, клюква, смородина, черника, крыжовник.

Игра «Составь схему»

Цель: закреплять навык анализа предложений на слова.

Ход игры. Воспитатель предлагает детям прослушать предложения, сосчитать количество слов и

начертить схемы. Напоминает, что в предложениях могут встретиться «маленькие слова» - предлоги.

Например:

Осенний лес богат дарами.

На лесной полянке много земляники. Под еловой веткой спрятался боровик. На болоте поспела кислая клюква.

Игра «Собери грибы»

Цель: совершенствовать фонематические процессы, учить подбирать слова на заданный звук.

Ход игры. Воспитатель выставляет перед детьми коробку с написанной на ней буквой «н» и предлагает

детям положить в неё только те грибы (муляжи, картинки), в названии которых есть звук [н].

Слова: опёнок, маслёнок, подосиновик, волнушка.

Загадки

Цель: развивать слуховое внимание, слуховую память, учить связному монологическому высказыванию

(толкование загадки).

Ход игры. Воспитатель загадывает загадку, дети отгадывают. Один из ребят объясняет её смысл.

Остальные дополняют. Затем все вместе разучивают любую загадку.

Коричневой шляпкой приветствую вас.

Я скромный грибок безо всяких прикрас.

Под белой берёзкой нашёл я приют.

Скажите-ка, дети, меня как зовут?

(Подберёзовик)

В лесу осеннем в сентябре

В скучный день дождливый

Вырос гриб во всей красе,

Важный, горделивый.

Под осиной его дом,

Шляпка красная на нём.

Многим этот гриб знаком.

Как его мы назовём?

(Подосиновик)

Красная шляпка, на шляпке горошки,

Короткая юбка на беленькой ножке.

Красивый грибок, но тебя не обманет,

Кто знает о нём - его трогать не станет.

Всем людям известно уже с давних пор

Что ядом наполнен гриб... (мухомор).

Текст для пересказа

Митька набрал столько грибов, что ему нельзя было донести домой. Он сложил их в лесу. На заре Митька

пошёл взять грибы.

Грибы унесли, и он стал плакать. Мать ему сказала:

-Что плачешь? Или наши лепёшки поели кошки?

Тогда Митьке стало смешно, он тёр по лицу слезу и сам смеялся.

Л. Толстой

Вопросы:

Почему Митя оставил грибы в лесу?

Что случилось утром?

Что сказала мама?

Текст для пересказа

БРАТ И МЛАДШАЯ СЕСТРА

Санька и его младшая сестричка Варя идут из лесу. Набрализемляники, несут в кузовках.

Моя бабушка поглядела и посмеивается:

-Что ж ты, Саня... Маленькая Варя больше тебя набрала!

-Ещё бы! - отвечает Санька. - Ей нагибаться не надо, вот и набрала больше.

Опять идут Санька и Варя из лесу, тащат корзинки с грибами маслятами.

-Что ж ты, Саня, - говорит бабушка. - Маленькая-то больше набрала.

-Ещё бы! - отвечает Санька. - Она к земле ближе, вот и набрала.

В третий раз отправляются в лес Варя и Санька. Малину собирать. И я пошёл вместе с ними.

И вдруг вижу, как Санька незаметно от Вари подсыпает ей ягоды в кузовок. Варя отвернётся, а он возьмёт и

подсыплет...

Идём обратно. У Вари ягод больше, у Саньки - меньше.

Встречается бабушка.

Что ж ты, - говорит, - Саня... Малина-то высоко растёт! Тебе легче дотянуться, а Варя больше набрала!

- Ещё бы! - отвечает Санька. - Варя у нас молодец,

Варя у нас работница. За ней не угонишься.

По Э. Шиму

Вопросы:

Что несли в кузовках Санька и Варя?

Что сказала бабушка?

Что ответил Санька?

Что Саня и Варя собирали в лесу во второй и в третий раз?

Что Санька каждый раз отвечал бабушке?

Как ты думаешь, почему Санька подсыпал Варе ягоды?



Людмила Кононенко
Домашнее задание по теме «Грибы»

1. Расширение словарного запаса детей :

Существительные :

А : боровик, подосиновик, подберезовик, мухомор, масленок, сыроежка, гриб , лес, поляна, мох, пень, корзина.

Б : лисичка, опенок, моховик, груздь, рыжик, волнушка, поганка, грибница , грибник .

Прилагательные :

А : белый, красный, рыжий, маленький, старый, съедобный, несъедобный, червивый.

Б : грибной (дождь, лето, поляна, год, рыхлый (о грибе , дружны (опята) .

Глаголы :

А : расти, собирать, готовить, резать, сушить, солить, мариновать.

Б : стоять, прятаться, краснеть, вырастать, заблудиться, аукать.

Наречия :

А,Б : рядом, далеко, близко.

2. Игровое упражнение «Один - много» (ответы ребенка записать) А :

Один гриб - много грибов ;

Один масленок –

Одна лисичка –

Одна поляна –

Одна шляпка –

Одна волнушка –

Один пень –

Один мухомор –

3. Игровое упражнение «Какой, какие? - назови 3-5 признаков к каждому слову» (ответы ребенка записать) А :

Мухомор - несъедобный, красный, большой.

Рыжик – съедобный, маленький, старый.

Подберезовик –

Подосиновик –

4. Игровое упражнение «Назови что делают с грибами ? Что делали? Что будут делать?» (ответы ребенка записать) Б :

Что делают? Что делали? Что будут делать?

Волнушку - собирают, собирали, будут собирать.

Сыроежку - сушат,

Подосиновик - режут,

Масленок - маринуют,

Подберезовик - солят,

Боровик - моют,

5. Массаж (или самомассаж) подушечек пальцев (на каждую стихотворную строчку разминание подушечки одного пальца) А :

Вылезли на кочке мизинец

Мелкие грибочки : безымянный

Грузди и корькушки, средний правая рука

Рыжики, волнушки. указательный

Даже маленький пенек большой

Удивленья скрыть не мог. большой

Выросли опята, указательный

Скользкие маслята, средний левая рука

Бледные поганки безымянный

Встали на полянке. мизинец

6. Массаж Пальцев рук (на каждое название сжимаем пальцы на двух руках) Б :

Возьми корзину, в лес пойдем указательный

Груздей и белых наберем средний

Еще лисичек, сыроежек безымянный левая рука

И подберезовиков свежих мизинец

Опят, волнушек, шампиньонов, мизинец

Потом покинем лес зеленый. безымянный

Поганок бледных, мухоморов, средний правая рука

Опят обманчивых - не тронь. указательный

Не верь ты ярки м их уборам. большой палец левой руки

И их покой ты не тревожь. большой палец правой руки

(И. П. Лукебанова)

7. Игровое упражнение «Угадай, из какого материала эта корзина для

грибов » (ответы ребенка записать) Б :

Корзина из кожи –

Корзина из железа –

Корзина из пластмассы –

Корзина из резины –

Корзин из дерева –

Корзина из соломы –

8. Игровое упражнение «Посчитай 1-2-5» (ответы ребенка записать) Б :

Один подберезовик - два подберезовика, пять подберезовиков.

Одна лисичка –

Один подосиновик –

Один мухомор –

Одна сыроежка –

Одна волнушка –

9. Игровое упражнение «Ещё» (ответы ребенка записать) Б :

У Таниного подосиновика ножка длинная, а у Коли еще длиннее.

Коля собирает грибы медленно , а Оля еще

У Кати корзина с грибами тяжелая , а у Раи еще

У Алеши корзина широкая, а у Коли еще

11. Отгадай загадки.

Я в красной шапочке расту Возле леса на опушке,

Среди корней осиновых. Украшая темный бор,

Меня увидишь за версту. Вырос пестрый, как петрушка,

Зовусь я. Ядовитый.

(Подосиновик) (Мухомор)

Нет грибов дружнее , чем эти - Из-под елок на пригорках

Знают взрослые и дети, - Вышел мальчик ростом с пальчик.

На пеньках растут в лесу, Он на тучки поглядел,

Как веснушки на носу. Сразу кепочку надел,

Эти дружные ребята Новенькую, ладную,

Называются. Цветом шоколадную.

(Опята) (Белый гриб )

11. Игровое упражнение «Много» (ответы ребенка записать) Б :

Лисичка - лисички – лисичек

Сыроежка – сыроежки –

Боровик –

Опенок –

Волнушка –

Мухомор –

12. Игровое упражнение «Исправь ошибки Незнайки» . Составь правильно предложение Б :

В, подосиновики, корзине, лежит, В корзине лежат подосиновики и лисички.

лисички, и.

Выросли, в, чудесные, лесу, грибы .

Елью, под, в, гриб , лесу, вырос.

13. Развитие связной речи. Пересказ. Б :

Гроза в лесу.

Как-то знойным летом Зоя и Вася отправились в лес. Они набрали полную корзину подосиновиков и маслят. Дети собирались идти домой, но тут их застала сильная гроза. Сверкала молния, гремел гром. Зоя и Вася сели под высокую сосну и накрылись корзиной. Скоро их окликнул какой-то подросток : «Дети, в грозу опасно сидеть под высоким деревом! - сказал он. - Идите под куст бузины!» Зоя и Вася так и сделали. Скоро гроза утихла и на небе засияла радуга.

Вопросы :

1. Кто отправился в лес?

2. Что они набрали в лесу?

3. Что их застало в лесу?

4. Куда сели дети?

5. Кто их окликнул?

6. Что засияло на небе?

14. Развитие связной речи. Пересказ. А :

По грибы .

Мы долго искали в лесу грибы . Устали, сели отдохнуть под сосной. В лесу стало темнеть. Пора домой. Где-то близко блеснул огонек и погас. Потом вспыхнул костер. У костра охотники. Костер светит, и виден путь домой.

Скоро мы были дома . Хотя нашли только один грибок .

Вопросы :

1. Что искали дети в лесу?

2. Что они сделали, когда устали?

3. Что заставило ребят поторопиться домой?

4. Что они у видел и неподалеку?

5. Кто был у костра?

6. Как костер помог детям найти свой дом?

7. Сколько грибов нашли дети ?

Публикации по теме:

МАСТЕР-КЛАСС «С детьми играем, домашнее задание выполняем. Цель: Формирование положительных детско-родительских отношений через совместную.

Домашнее задание для детей с нарушенными звуками [С] и [З] Произносим правильно звуки [С] и [З]. 1)Артикуляционные упражнения. а) Упражнение «Лопаточка». Открываем рот, широкий язычок кладем на нижнюю.

Домашнее задание для детей с нарушенными звуками [Ш] и [Ж] Правильно говорим звуки [Ш] и [Ж]. 1) Артикуляционные упражнения. а) Упражнение «Улыбка – Трубочка». Поставить верхние зубы на нижние, растянуть.

Домашнее задание. Игры и упражнения для родителей и педагогов. Закрепляем звуки Л-Ль Игры и упражнения для родителей и педагогов Закрепляем и различаем звуки «Л – Ль» в слогах, словах, тексте 1. Предложить ребёнку выполнить.

Новое на сайте

>

Самое популярное