Домой Уход за волосами Зрк усовершенствованный хок. Вооруженные силы иностранных государств. Слабые стороны ЗРК «Пэтриот»

Зрк усовершенствованный хок. Вооруженные силы иностранных государств. Слабые стороны ЗРК «Пэтриот»

Очень важной группой переменных в любом научном исследовании является та, которую выбирает экспериментатор для того, чтобы зафиксировать эффект экспериментального воздействия, то есть воздействия независимой переменной на зависимую. Поскольку изменения в поведении, состоянии организма, отношении человека к определенным ситуациям зависят от экспериментальных манипуляций или ситуационных и организменных факторов, эти


переменные получили название зависимых переменных. Измерение их в эксперименте может осуществляться различными способами, например, путем регистрации особенностей поведения и физиологических реакций организма; оценки частотных характеристик определенных поведенческих реакций, анализа особенностей принятия решений исследуемым в различных ситуациях и т. д.

Наиболее важными в подборе зависимых переменных есть проблемы надежности, сенситивности и валидности переменных. Исследователи должны всегда ставить себе такие вопросы: демонстрирует выбрана переменная достаточную надежность в плане того, что одна и та же ее величина может быть получена при повторении идентичных процедур? является ли эта переменная адекватной (валидных), то есть измеряет она то, что должна измерять, и как легко можно получить желаемый эффект при ее измерении?

Часто используется более одной характеристики зависимой переменной и характер их измерения в одном эксперименте может отличаться и потребовать различных средств.

Итак, зависимыми переменными в психологическом эксперименте могут быть: вербальные и невербальные параметры поведения испытуемого, которые являются опосредованными показателями определенных психических качеств; формально-динамические характеристики выполнения деятельности - пространственные, временные характеристики, точность действий, количество ошибок, латентный период, то есть время между предъявлением стимула и ответом; продолжительность выполнения действия - время между началом и окончанием задачи; темп или частота действий; эффективность выполнения задания и тому подобное. Зависимыми переменными могут, конечно, быть и такие содержанию переменные, которые предусматривают качественное описание поведения и соответствующее выделение ее категорий, скажем, когда изучаются такие явления, как агрессивность, активность, альтруизм и тому подобное. Качественные особенности поведения, как правило, фиксируются в экспертной оценке, которую предоставляют подготовленные наблюдатели с помощью специальных карточек наблюдения.

С учетом критерия комплексности измеряемых параметров выделяют три типа зависимых переменных: одномерные, когда регистрируется только один параметр поведения или состояния субъекта, который считается проявлением зависимой переменной (например, скорость реакций) многомерные, когда зависимая переменная проявляется через несколько параметров, которые могут фиксироваться независимо (например, уровень интеллектуальной эффективности проявляется и через правильность решения задачи и через время, затраченное на его решение, и через оригинальность подхода к решению задачи); фундаментальные зависимые переменные, когда между несколькими параметрами, определяющими зависимую переменную, можно установить функциональную связь. Такие переменные применяются при изучении агрессии, эмоциональной напряженности.

Важным свойством зависимой переменной является чувствительность к уровню независимой переменной. При этом возможно возникновение так называемого "эффекта потолка", когда различные независимые переменные не влияют на зависимую за чрезмерной легкость экспериментальных задач, и "эффекта пола", когда экспериментальное задание является таким сложным, что уровень его выполнения намного ниже все возможные уровни переменной.

Важными аспектами при подборе как независимого, так и зависимой переменных является оценка ее валидности, то есть степени соответствия переменной содержания того процесса, который исследуется, а также адекватное моделирование условий для выявления в эксперименте исследуемого феномена.

В качестве примера в учебнике Т. Корниловой приводится исследование, проведенное французским последователем взглядов Ж. Пиаже на природу интеллекта и когнитивное развитие человека . Он поставил задачу сравнить схемы решения задач как показатели интеллектуального развития, которые используются в юношеском возрасте (15-18 лет) и в раннем взрослом (19-22 года). План сравнения эмпирических данных был достаточно простым. Исследуемым предлагалось решить две химические задачи, которые не нуждались специальных знаний. Исследуемыми были 15-летние десятиклассники и 20-летние студенты. Независимая переменная была представлена двумя уровнями «взрослости». Задача требовала от исследуемого применения элементов обычной комбинаторики. Анализ протоколов решения задач проводился с учетом тех стратегий решения, которые использовали испытуемые, а именно: стратегии обратной связи, алгоритмической стратегии, стратегии выделения образца методом гипотетико-дедуктивного систематического оценивания.

Таким образом, тот базовый процесс, который изучался, а именно использование человеком различных типов интеллектуальных операций при решении задач реконструировался путем множественных качественных и количественных сравнений. Эта многомерная зависимая переменная отражает и умение исследователя ее смоделировать и адекватно подобрать тот аспект исследования, который соответствует критерию валидности выбранной зависимой переменной, то есть тому базовом психологическом изучаемого в эксперименте.

В качестве образца фундаментальной переменной можно привести зависимую переменную в проведенном А. Носенко исследовании состояния эмоциональной


напряженности, условия для моделирования которого предусматривали выбор ситуаций реального экзамена и обычного лабораторного занятия студентов . Чтобы изучить наличие эмоционального процесса и интенсивность переживания состояния эмоциональной напряженности, автор обратилась в логике представлений о системности эмоциональной напряженности как состояния к анализу по крайней мере трех аспектов выявления этого состояния: отношение исследуемых к ситуации, то есть характеристики образа ситуации (восприятие ситуации как угрозы или как вызова в активизации усилий на ее успешное преодоление). В зависимости от того, как студенты воспринимали ситуацию экзамена (как угрозу или как вызов), их поведение проявлялась по-разному. В первом случае наблюдались или ступорозного состояние (инактивности), или хаотические поиски выхода из ситуации методом "проб и ошибок". Во втором случае прослеживался состояние эмоциональной активации, оказывался в выборе производительных подходов к решению экзаменационных задач, в своеобразном "укрупнении единиц обработки информации". Для оценки состояния эмоционального напряжения использовались также характеристики вещания испытуемых и особенности их кинесики. В частности, регистрировалась появление аутистических жестов как показателей состояния напряжения (то есть жестов типа "самоадапторы" и "манипуляторов", появление которых не контролируется субъектом).

Итак, благодаря реконструкции психологического состояния эмоциональной напряженности и выявлению его операционных показателей в исследовании была использована фундаментальная зависимая переменная.

При измерении зависимой переменной необходимо обеспечить:

а) надежность измерения, то есть достаточный уровень постоянства результатов;

б) чувствительность измеряемого показателя как индикатора того психологического процесса или состояния, выбран в качестве зависимой переменной;

в) способность зависимой переменной дать представление именно о том явление (процесс), для измерения которого она выбрана.

Как выбрать начинающему в области психологических исследований достаточно чувствителен средство измерения зависимой переменной? Первый шаг на этом пути - проведение соответствующего поиска литературы и оценка различных средств измерения, из которых можно отобрать наиболее чувствительны и надежны. Замеры зависимой переменной целесообразно апробировать до начала экспериментальной серии, чтобы скорректировать, если необходимо, процедуру измерения.

Чтобы обеспечить надежность измерения зависимой переменной, необходимо применять или автоматизированные процедуры, или разрабатывать соответствующие инструкции и правила измерения. Эти правила должны быть понятными, чтобы пользуясь ими, соответствующим образом подготовленный исследователь мог получить такие же результаты, которые в подобных условиях были получены другими исследователями. Конечно, они должны базироваться на достаточно глубоком теоретическом осознании сущности явлений, которые изучаются. Можно привести в качестве примера таких правил схему Бейлза для исследования характера взаимодействия участников групповой дискуссии, которая построена на адекватном учете различных аспектов: социальных ролей, которые они выбирают; активности в процессе дискуссии; отношение друг к другу и т.

Автоматизация процесса измерения зависимой переменной предполагает использование различных электронных и механических устройств, фотореле для регистрации движений испытуемых; электронных языковых анализаторов, с помощью которых можно объективно оценивать изменения параметров акустического сигнала, информативных для распознавания как эмоционального состояния человека, так и уровня ознакомления исследуемого с предметом речи, подсознательного предотвращения обсуждения тех или иных тем и тому подобное. Понятно, что применение специальных тренажеров и диагностических приборов значительно повышает объективность результатов измерения зависимой переменной по сравнению с субъективной оценкой исследователя. Однако если без нее невозможно обойтись, например, при осуществлении контент анализа речи, привлечение группы тренированных экспертов повышает надежность результатов. Причем перед началом эксперимента необходимо проверить уровень согласованности субъективных оценок экспертов, который должен составлять не менее 90%.

При применении опросников, шкал для ранжирования результатов оценки различных аспектов поведения желательно также проверить, скажем, в пилотажном исследовании данные о надежности оценок, полученных одним и тем же исследователями при повторном проведении опроса или при выполнении подобного опроса.

Когда объем и разнообразие показателей, используемых как зависимые переменные в эксперименте, является достаточно большим, каждая зависимая переменная может быть охарактеризована по крайней мере по четырем параметрам: латентностью реакции испытуемого, продолжительностью реакции; интенсивностью реакции или - частотностью.

Эти атрибуты могут оцениваться относительно различных типов реакций испытуемых: нажатие рычагов управления на тренажере или другом устройстве; движений глаз, характеристик речевых реакций, реакции типа "да" и "нет"; возможных комментариев исследуемых во время экспериментальной ситуации. Все это можно измерить в терминах временных параметров, указанных выше, а именно: промежутка времени, через который фиксируется та или иная реакция испытуемого, его продолжительность, интенсивность, частота. Как известно, эти характеристики можно измерять с помощью таймеров, регистрирующей аппаратуры или в процессе наблюдения путем оценки человеком-наблюдателем.

Обеспечение валидности зависимой зминнои- наиболее сложное исследовательское задание, успешное решение которой обусловлено уровнем профессиональной квалификации психолога. Его сложность связана не только с необходимостью глубокого теоретического осознания психологом тех феноменов, которые он исследует, но и с необходимостью обеспечения адекватной операционализации этих феноменов в конкретных исследовательских условиях.

Скажем, при операционализации агрессивных проявлений со стороны исследуемых как последствий фрустрации различные исследователи каузальной связи этих явлений использовали в качестве зависимых переменных количество и продолжительность электрошока, которому подвергали исследуемые помощников экспериментатора, которые оскорбляли их и мешали успешно выполнять экспериментальные задания; количество нападений на улице; количество детей в школах, которые ведут себя оскорбительно по отношению к учителям и сверстникам; количество ударов раздраженной ребенком резиновой куклы и множество других. Эти измерения свидетельствуют о разнообразии ситуаций, которые избирались исследователями по согласованию или на основании «здравого смысла» для изучения связи фрустрации с агрессией.

Как убедиться в том, что такие реакции являются валидными как зависимые переменные при исследовании агрессии? Продемонстрировать, что они коррелируют с другими измерениями, которые ранее исследовались в подобных экспериментах, а главное объяснить их с точки зрения конкретных психологических законов, описывающих исследуемые явления.

Экспериментальные переменные. Переменные – параметр реальности, который изменяется в экспериментальном исследовании.

Фактор, изменяемый экспериментатором, называется независимой переменной , а фактор, изменение которого вызывает независимая переменная, называется зависимая переменная.

Независимые переменные:

1. Характеристика задания (стимульный материал задания, тип ответа испытуемого, шкала оценивания, инструкция)

2. Особенности ситуации. Они непосредственно не входят в структуру задания, но могут контролироваться экспериментатором (температура помещения, освещенность, шум, окраска стен, время суток и т.п.)

3. Особенности испытуемого (физиологические, психологические, социальные признаки).

Зависимые переменные – параметры вербального и невербального поведения испытуемого:

1. Формально-динамические (точность, скорость, темп, продуктивность и т.д.)

Виды зависимых переменных:

1. Одномерная – регистрируется один параметр, например, время реакции.

2. Многомерная – несколько параметров фиксируются независимо, например, уровень интеллектуальной продуктивности проявляется во время решения задачи, трудности решенной задачи.

3. Фундаментальная – параметры рассматриваются как аргументы функций, например, уровень агрессии как функция отдельных ее проявлений в мимике, поведении, общении.

Между зависимыми переменами существует 6 видов отношений:

1. Отсутствие зависимости.

2. Монотонно возрастающая.

3. Монотонно убывающая.

4. Нелинейная зависимость U-образного типа.

5. Инвертированная U-образная зависимость.

6. Сложная квазипериодическая зависимость.

Дополнительные переменные (внешние, побочные) называются переменные, которые мешают экспериментатору (фактор времени, фактор задачи, фактор индивидуальных различий и т.п.)

Особенности естественного и искусственного экспериментов. Естественный эксперимент (или дублирующий реальный мир) проводится в условиях обычной жизни испытуемых.

Например, эксперимент по исследованию эффективности работы в зависимости от использования наушников, снижающих шумовой фон на работе.

Независимая переменная: использование/неиспользование наушников ткачихами.

Зависимая переменная: эффективность работы.

Особенности:

1. Проводится в естественных условиях реального мира.

2. Может быть распространен только на данного испытуемого, т.е. слишком конкретен.

3. Имеет практическую цель.

Искусственный эксперимент (лабораторный) проводится в сконструированных исследователем условиях, что обеспечивает особенно строгий контроль переменных независимых и зависимых.



Например, исследование особенностей при посадке в аэропорт города, расположенного на плоскости и город на склоне в 3 градуса. (Исследование осуществляется с помощью тренажера для пилотов).

Независимая переменная: город на плоскости или на склоне.

Зависимая переменная: высота полета.

Особенности:

1. Позволяет достичь относительной стабилизации уровня побочных переменных.

2. При правильном планировании результаты имеют всеобщее значение.

3. Возможность «сжатия» во времени и получение быстро всех необходимых проб.

4. Возможность вводоосложняющих переменных, чтобы приблизить к реальности.

Изоляция и контроль независимых переменных. Контроль переменных – стратегии планирования эксперимента для максимизации его валидности.

Изолируя одну переменную от другой можно в идеальном эксперименте, можно попытаться это сделать в лабораторном эксперименте.

Реально исследователь сталкивается со смешением побочных переменных с независимой переменной. Например, в экспериментах со слухом – это дополнительный шум в помещении; со зрительным восприятием – это освещенность и зрительный фон.

Виды изоляций:

1.Изоляция от социальных переменных .

В США изучали природу мотивации.

Гипотеза: когда награду можно получить совсем без усилий или при умеренном усилии, то предпочитают последнее.

В результате эксперимента 60% шариков девочки получали, работая и 40% - бездействуя.

Независимая переменная – работать или не работать.

2. Изоляция от отвлекающих переменных.

В США исследовали направленность обоняния.

Гипотеза: действует ли разница во времени, с которой запах достигает рецепторов каждой ноздри на локализацию источника запаха.



В результате установили дифференциальный порог различения – 0,5 мс

Независимая переменная – время подачи.

3.Контроль сопутствующего смешения .

Изучение действия новых лекарственных веществ обычно проводится на животных (крысы).

В результате для контроля воздействия другой группе вводят плацебо – нейтральное вещество, используемое в экспериментах для контроля или «пустое воздействие», о котором не предупрежден испытуемый (эффект плацебо) .

4. Использование в эксперименте более чем одной контрольной группы.

Применяется для определения влияния внешней переменной. Число контрольных групп должно быть N=n+1, где n –число внешних переменных.

Контрольные группы ставятся в условия, в которых исключается действие одной из внешних переменных.

Феномен спонтанной ремиссии – улучшение состояния через некоторое время без какого-либо воздействия.

Безупречный эксперимент. 1. Идеальный эксперимент. В нем устранены все источники систематических смешений и допускается изменение только независимой переменной. Все остальное остается неизменным.

Например, при таком эксперименте ткачиха должна была бы носить и не носить наушники в одно и то же время (для определения повышается ли эффективность работы при снижении шумового фона с помощью наушников).

Т.о. идеальный эксперимент предполагал отсутствие самого физического времени, поэтому он на практике не возможен.

2. Бесконечный эксперимент. В нем бесконечное число проб применяется к бесконечному числу испытуемых, что позволяет усреднить результаты изменений всех побочных переменных, влияющих на независимую переменную.

Однако это невозможно физически и бессмысленно, т.к. эксперимент нужен для того, чтобы сделать обобщение на ограниченном количестве данных.

3. Эксперимент полного соответствия. В нем уровни дополнительных переменных совпадает с изучаемой реальностью.

Например, пилоты после тренировки на тренажере должны были бы повторить посадку на двух тинах аэродромов. Тогда бы мы узнали, действительно ли искусственный эксперимент соответствует реальному.

Такой эксперимент возможен, но бессмысленен.

Т.о., все 3 вида безупречного эксперимента нереальны, но они значимы теоретически для более точного определения недостатков реального эксперимента.

Понятия обобщения, репрезентативности, валидности . Эксперимент – проведение исследования в условиях заранее запланированных изменений с целью получения результатов, которые можно обобщить.

Обобщение достигается 2 способами:

1. Изоляция независимой переменной.

2. Дополнительные переменные должны соответствовать их уровням в реальности.

Репрезентативность – степень приближения реального эксперимента к одному из видов безупречного эксперимента, который служит образцом.

Например, эксперимент с ткачихами. Большая репрезентативность достигается при чередовании недель 101010, чем при 111000, где 1- работают с наушниками, 0 – работают без наушников, т.к. ближе к идеальному эксперименту.

Эксперимент с тренажером более репрезентативен, чем при эксперименте с городом, нарисованном на бумаге, т.к. ближе к эксперименту полного соответствия.

Эксперимент с большим количеством недель (с ткачихами и наушниками) более репрезентативен, т.к. ближе к бесконечному эксперименту.

Т.о., чем лучше в эксперименте представлена изучаемая реальность, тем он более репрезентативен.

Валидность – достоверность результатов, которую обеспечивает реальный эксперимент по сравнению с безупречным экспериментом. Чем выше репрезентативность, тем выше валидность.

Валидность может быть:

1. Внутренняя – результаты эксперимента сравниваются с результатами бесконечного эксперимента. Ее повышение связано с устранением действия побочных переменных (фактор времени, фактор задачи, фактор индивидуальных различий).

Т.о., внутренняя валидность – достоверность интерпретации связи между причиной и следствием.

2. Внешняя – результаты эксперимента сравниваются с результатом эксперимента полного соответствия, т.е. возможность переноса результатов на реальный мир.

Достижение полной внешней валидности невозможно. Факторы, угрожающие ей, связаны с особенностями объекта исследования.

Факторы, угрожающие валидности. 1. Фактор времени.

Побочными переменными являются события, происходящие в период между двумя тестированиями. Влияние этого фактора снижает чередование условий независимой переменной. Однако создание константных условий (например. проведение эксперимента в одно и то же время суток) не позволяет полностью избежать эффекта смешения. Поэтому данные, полученные при константных условиях внешних переменных можно переносить только на те ситуации, имеющие такие же уровни внешних переменных.

2. Фактор задачи.

а) Эффект тестирования. Уменьшение или увеличение восприимчивости испытуемых экспериментальному воздействию под влиянием тестирования.

б) Условия проведения исследования вызывают реакцию испытуемых на эксперимент. Поэтому его данные нельзя переносить на лиц, не принимавших участие в эксперименте.

в) Взаимодействие состава группы и содержания экспериментального воздействия вызывают определенные артефакты.

г) Эффекты последовательности. В многосерийном эксперименте первые воздействия влияют на последующие. Может наступить научение или торможение. Для их устранения применяют планирование.

3. Фактор индивидуальных различий.

Испытуемые могут различаться по возрасту, полу, умственному развитию, поведению, стилю выполнения заданий. Они могут неравномерно выбывать из групп, развиваться со временем. Надежность результатов повышается за счет увеличения числа испытуемых и их рандомизации.

4. Действие второй (n-ой) переменной.

Эксперимент с шариками (когда его можно было получить просто так и совершая простое задание), но в эксперименте участвуют белые мальчики. Т.о. имеем переменные:

1 переменная – работать/не работать

2 переменная – культурный фон.

5. Предубеждения экспериментатора.

Это ожидания относительно результатов эксперимента, нежелание учитывать некоторые данные как якобы полученные при нетипичных условиях.

Зависимая переменная

Вместе с планированием особенностей независимой переменной исследователь должен определиться с тем, какова или каковы в его исследовании будут зависимые переменные. Другими словами, что именно должно меняться в поведении испытуемых под действием разных уровней независимой переменной.

Если независимую переменную исследователь задает и контролирует в исследовании, то зависимую переменную он измеряет. Чем точнее и адекватнее будет измерена зависимая переменная, тем точнее будет ответ на вопрос, действительно ли изменение независимой переменной ведет к изменению зависимой или же между ними нет никакой связи.

Планируя эксперимент, крайне важно операционализировать зависимую переменную, т.е. дать ей операциональное определение - четко описать набор действий и операций испытуемых, которые позволят установить сам факт проявления и уровень выраженности зависимой переменной. При этом необходимо определиться с тем, как именно измерять зависимую переменную - будет ли это самоотчет, должен ли будет испытуемый продемонстрировать какие-то умения (например, успешно решать задачи) или же он должен только дать оценку некоторому явлению (например, оценить в баллах успешность решения задач другими людьми). Важно заранее определить, в каких шкалах будут измерены реакции испытуемых. Так, в нашем примере успешность решения задач может быть измерена числом правильных решений, или числом успешно решенных задач в единицу времени, или количеством времени, затрачиваемым на решение каждой отдельной задачи, или числом тупиковых ходов в решении каждой задачи, или сложностью используемых методов решения. Какой или какие способы измерения выбрать, исследователь решает, исходя из общетеоретических представлений о процессах решения задач и из требований методов статистической обработки данных.

Таким образом, в эксперименте может быть использован один или несколько способов операционализации зависимой переменной. Использование нескольких разных онерационализаций повышает уверенность в том, что полученный результат не случаен, что зафиксированные в результате эксперимента изменения зависимой переменной вызваны не возможной ошибкой измерения, а именно независимой переменной. Различные проявления одной и той же независимой переменной принято обозначать как ее концептуальные репликации.

Итак, планирование этапов исследования, связанных с выявлением влияния независимой переменной, начинается с продумывания способов наиболее адекватной операционализации и измерения зависимой переменной. Для этого пригодятся все те знания, которые вы приобрели, знакомясь с темой "Наблюдение" (по вопросу операционализации теоретических конструктов) и разделом "Измерения в психологии".

Дополнительные и побочные переменные

Как вы уже знаете, для того чтобы доказать, что некоторое событие (независимая переменная) является причиной изменения другого события (зависимой переменной), необходимо не только проверить, изменится ли зависимая переменная под действием независимой, по при этом устранить и влияние всех других факторов, которые тоже могли бы изменить зависимую переменную. Контроль таких факторов называется контролем третьих переменных.

Так, при исследовании влияния подсказки на решение математических задач исследователь не может избавиться от того факта, что испытуемые делятся па юношей и девушек, и девушки гораздо чаще, чем юноши, впадают в ступор от вида цифр и знаков математических операций. Как следствие, они либо отказываются решать задачки, либо пишут ответ наугад, что сводит на нет воздействие подсказки. В данном исследовании пол будет одной из дополнительных (побочных) переменных, которая может повлиять на успешность решения задачи наряду с изменением независимой переменной - введением подсказки. Поэтому исследователь обязательно должен проконтролировать, по какой причине меняется успешность решения задач - под действием подсказки или из-за половой принадлежности.

Существует несколько способов такого контроля.

Во-первых , можно ограничить свое исследование, набрав в выборку только юношей. Но такое ограничение не позволит изучить то, как влияет подсказка на решение задач девушками, результаты можно будет использовать только для подсказки юношам.

Во-вторых, можно уравнять количество юношей и девушек в выборке. Это тоже способ контроля, при котором влияние имеет только независимая переменная (подсказка), потому что поло-ролевой состав испытуемых при решении задач с разными подсказками будет одинаковым.

И наконец, в-третьих, можно собрать результаты со всех юношей и девушек и посмотреть, есть ли разница в решении задач юношами и девушками. Если разницы нет, значит, успешность решения можно объяснять влиянием подсказки. Если же разница присутствует, то нужно продолжать исследования для того, чтобы понять, что именно влияет на успешность решения задач - подсказка или пол испытуемого, или совокупность этих факторов (когда подсказка эффективнее используется только юношами или только девушками).

Но сути, побочные переменные - это такие дополнительные переменные, которые не были проконтролированы исследователем. Это может происходить по разным причинам. Исследователь может не знать о существовании побочной переменной или о ее возможном влиянии (как в нашем примере, когда исследователь не знал, что не состояние воздуха в помещении, а отравление во время обеденного перерыва повлияло на успешность решения задач испытуемыми). В другом случае технические возможности проведения эксперимента могли бы исключать возможность контроля побочной переменной. Например, если исследование проводится среди машинистов метрополитена, среди которых не может быть ни одной женщины, влияние пола проконтролировать невозможно, и оно останется побочной переменной до тех пор, пока не появится некоторое количество машинистов -женщин.

Для того чтобы оцепить все необходимые дополнительные переменные и предусмотреть влияние максимального количества побочных переменных, исследователь должен как следует изучить литературу, связанную с его областью исследований. В этой литературе как раз он и может почерпнуть информацию о том, какие известны факторы, влияющие на его зависимую переменную. Чем подробнее проработана литература по вопросу исследования, чем лучше изучены данные о других подобных экспериментах, тем больше исследователь знает о том, какие факторы ему самому стоит проконтролировать и каким образом.

В самом общем виде источники дополнительных и побочных переменных можно разделить на три большие группы:

  • - связанные с индивидуальными особенностями испытуемых;
  • - связанные с личностью исследователя;
  • - связанные с тем, как организована сама процедура исследования.

Влияние личностных особенностей испытуемых практически никак

нельзя устранить из процедуры исследования. Поэтому при планировании исследования его автор на основе литературных данных должен выделить те личностные особенности, которые могут повлиять па его зависимую переменную, и по возможности стабилизировать их влияние.

Помимо личности испытуемых, на результаты их работы в эксперименте способны повлиять их установки по отношению к исследованию и исследователю. К числу наиболее известных таких установок относятся боязнь оценки, боязнь сообщить о себе слишком много личной информации. Здесь люди в лучшем случае прямо отказываются участвовать в эксперименте, а в худшем случае они намеренно выполняют задание плохо, выбирают заведомо непосильные задачи, нарушают инструкцию, отвечают на вопросы наугад - в общем, делают все, чтобы исследователь не смог получить никакой достоверной информации из результатов их работы. Даже полный провал более желателен для таких испытуемых, поскольку они будут оправдывать себя тем, что результаты исследования не отражают их истинных особенностей и способностей, ведь они старались выполнить задание как можно хуже. Такая установка искажает результаты исследования, занижая истинные возможности испытуемых.

Другой полюс установок испытуемых - желание показать себя с лучшей стороны, желание помочь экспериментатору. Многие люди осознанно или неосознанно стараются в ситуации исследования (оценки) выполнить задание гораздо лучше, чем они бы это сделали в повседневной жизни. Они дают социально одобряемые ответы, стараются догадаться о гипотезах исследователя, чтобы справиться наилучшим образом, а не так, как они бы это делали обычно. Эта установка также искажает измерение зависимой переменной, завышая результаты.

Влияние личности исследователя па результаты исследования довольно многообразно, и к тому же оно очень трудно контролируется. К факторам, которые влияют на особенности ответов испытуемых, относятся пол экспериментатора, его внешний вид, особенности речи и невербального поведения. Самым изученным фактором, который влияет на результаты работы испытуемых, является желание экспериментатора подтвердить свою гипотезу. В психологии широко известен эффект Пигмалиона. Он уже упоминался нами в главе, посвященной методу наблюдения. По-другому он называется эффектом Розенталя. Он назван так в честь американского психолога Р. Розенталя, впервые детально исследовавшего этот эффект.

Суть эффекта состоит в том, что, когда экспериментатор знает цели и гипотезу исследования, его гипотезы подтверждаются существенно чаще, чем у тех экспериментаторов, которые проводят исследование, не зная его гипотез. Для борьбы с этим эффектом используется двойной слепой метод, идея которого состоит в том, чтобы ни экспериментатор, ни испытуемые не догадывались об истинных целях и гипотезах исследования. Для этого планированием исследования занимается один ученый, а проведением - его помощник.

Другой способ снизить эффект Розенталя состоит в автоматизации процесса исследования путем предъявления материалов на мониторе компьютера, использовании видеопрезентаций и т.п. В этом случае внимание испытуемых направлено не на экспериментатора, а на экран, и особенности внешности и поведения экспериментатора в меньшей степени воздействуют на их поведение.

В любом случае подробная разработка процедуры исследования, включающая инструкции и порядок действий экспериментатора, вплоть до отдельных жестов и интонаций голоса, способствует тому, чтобы снизить влияние экспериментатора на результаты работы испытуемых.

Что касается особенностей процедуры исследования, то они тоже часто ведут к закономерным искажениям результатов. Эти искажения очень многообразны, и в каждом конкретном исследовании их нужно обдумывать отдельно. Тем не менее, есть некоторые устойчивые особенности процедуры проведения исследования, которые встречаются довольно регулярно. В первую очередь, сюда следует отнести временные эффекты и связанные с ними эффекты последовательности (о них мы поговорим более подробно в следующей главе).

Чем больше побочных переменных удается проконтролировать, тем в большей мере реальный эксперимент приближается к идеальному, в котором какие-либо третьи переменные отсутствуют вовсе. Говоря о качестве проведенного эксперимента, используют понятия надежности и валидности. Надежность и валидность - это две характеристики качества экспериментального исследования, отражающие его соответствие безупречному эксперименту. Чем выше надежность и валидность исследования, тем больше доверия вызывают его результаты и тем увереннее их можно применять в психологической практике.

Новое на сайте

>

Самое популярное