Домой Как выбрать Маршал авиации новиков в войне с японией. Главный маршал авиации А. А. Новиков. Великая Отечественная война

Маршал авиации новиков в войне с японией. Главный маршал авиации А. А. Новиков. Великая Отечественная война

65 лет назад в апреле 1946 года был арестован главнокомандующий Военно-воздушными силами СССР главный маршал авиации Александр Новиков. Через месяц его и группу авиаторов приговорили к разным срокам заключения. Длительное время среди историков была в ходу версия о том, что «свинью» Новикову подложил Василий Сталин, якобы отомстив за то, что главный маршал авиации противился при подписании представления о присвоении сыну вождя генеральского звания. Так ли это на самом деле? Корреспондент «СП» ознакомился с некоторыми судебными и следственными документами по «делу авиаторов». Вот что прояснилось.

Миф о злом мальчике Васе

Для начала подробнее расскажу о кочующей по страницам прессы мифической версии про сына генералиссимуса. Якобы незадолго до нового 1946 года главкому ВВС главному маршалу авиации Новикову принесли на подпись представление к генеральскому званию на гвардии полковника Василия Сталина. Маршал бумагу не подписал. А под Новый год ему позвонил сам Хозяин (так называли Сталина в кругах советской элиты) и напрямик спросил, как он смотрит, чтобы Василию Сталину присвоить звание генерала. Александр Александрович стал объяснять, что, дескать, Василий Иосифович слишком молод, ему не хватает образования, надо бы подучиться, окончить Военно-воздушную академию. Сталин выслушал его доводы молча и закончил разговор категорично: «Представление к званию писать не надо. Подавайте общим списком…»

Якобы разговору с Верховным предшествовал звонок шефа сталинской охраны генерала Власика начальнику штаба ВВС маршалу авиации Фёдору Фалалееву: «Срочно представляйте Василия Сталина к лампасам. Он помирился с отцом». — «Для генеральского звания нужны заслуги», - возразил Фалалеев.

Новиков после объяснения со Сталиным якобы позвонил Жукову в Германию: «Что делать, Георгий Константинович?» Полководец в сердцах выругался, но тут же в доходчивых выражениях разъяснил Новикову, что распоряжения Хозяина не оспариваются. И уже 1 марта 1946 года постановлением Совета Народных Комиссаров Василию Сталину было присвоено звание генерал-майора авиации, хотя ему ещё не исполнилось и 25 лет. А спустя буквально три дня главком ВВС Новиков от занимаемой должности был отстранён. Причиной было якобы то, что Василий Сталин «накапал» отцу на Новикова: мол, тот принимал от промышленности в годы войны неготовую технику.

В этой версии лично меня очень смущает то, что вождь якобы просил за сына. Разве это похоже на Сталина, который не удосужился спасти жизнь другого сына - Якова, попавшего в плен, заявив: «Я солдата на маршала не меняю»?

Скорее всего версия о мести Василия Сталина это миф. Сам Василий Сталин писал по этому поводу впоследствии так: «Мне неизвестно, какие обвинения были предъявлены Новикову при снятии его с должности главкома ВВС, так как я был в это время в Германии. Но если на снятие и арест А. Новикова повлиял мой доклад отцу о технике нашей (Як-9 с мотором М-107) и о технике немецкой, то Новиков сам в этом виноват. Он все знал раньше меня. Ведь доложить об этом было его обязанностью как главкома ВВС».

Что же было на самом деле?

«Дело авиаторов»

В феврале 1946 года начальник главного управления контрразведки СМЕРШ генерал-полковник Абакумов попросил у Сталина санкцию на арест главкома ВВС Новикова, наркома авиационной промышленности Шахурина, главного инженера ВВС Репина, члена военного совета ВВС Шиманова, начальника главного управления заказов ВВС Селезнева и начальников отделов управления кадров ЦК ВКП(б) Будникова и Григорьяна. Мотивировалось это тем, что на протяжении войны руководители авиапрома выпускали «сырую» продукцию и по сговору с командованием ВВС при молчаливом согласии курировавших поставки техники в ВВС работников ЦК партии протаскивали на вооружение Красной Армии бракованные самолеты. В результате с ноября 1942 по февраль 1946 года произошло более 45 тысяч невылетов самолетов на боевое задание, 756 аварий и 305 катастроф по причине неполадок матчасти.

Сталин к докладу Абакумова отнесся скептически. Он понимал, что война требовала массированных поставок техники на фронт и если бы руководители авиапрома и ВВС посмели «тянуть волынку», проводя все испытания и приемку машин исключительно по букве инструкций, то были бы расстреляны еще в 1942 году. А поскольку наша авиация сломала хребет «Люфтваффе», значит, большинство самолетов, поступивших в Красную Армию, были все-таки достаточно высокого качества. Поэтому Сталин потребовал от Абакумова перепроверить данные: нет ли натяжек, не желают ли выслужиться на громком деле некоторые работники СМЕРШ?

Вскоре Абакумов предоставил более точные материалы. Например, по истребителю «Як-9у». После заводских испытаний опытного образца Шахурин ввел правительство в заблуждение, доложив, что самолет отработан. Но когда его запустили в серию, оказалось, что истребитель не набирает скорости, необходимой для боевого применения. Его крылья имели настолько низкую прочность, что, бывало, отваливались при полетных перегрузках.

В 1944 году Шиманов и Селезнев выезжали на завод, где представитель военной приемки забраковал около сотни самолетов «Як-9у». С ведома Новикова они распорядились продолжать выпуск «сырой» машины. В результате в части поступило около 4000 этих самолетов и более половины из них — с конструктивными недоделками. Будников и Григорьян знали о ситуации с «Як-9у», но не проинформировали об этом ЦК ВКП(б).

Аналогичное «покрывательство недостатков» люди Абакумова выявили и в отношении истребителя «Як-3». У 40 процентов этих самолетов, поступивших в ВВС, произошли аварии из-за задиров верхней обшивки крыла на больших скоростях. На самолетах «Ил-2», поступивших в ВВС в 1942-1943 годах, была также обнаружена непрочность обшивки крыльев. Кроме того, из-за нарушения технологии производства «давали слабину» стыковые узлы. Были случаи, когда у «Ил-2» в воздухе отваливались крылья и происходили катастрофы, сопровождавшиеся гибелью летчиков.

Ознакомившись с этими и другими материалами, Сталин санкционировал арест всех семерых «злоумышленников» и передачу дела в военную коллегию Верховного суда СССР.

Мягкий приговор

Вскоре «признательные показания» авиаторов легли на стол Сталина. Судя по всему, он в них не поверил. К тому же Новиков с 1942 года считался его любимцем — не зря он стал самым молодым маршалом в Красной Армии. Сталин потребовал от председателя военной коллегии Верховного суда Ульриха, чтобы наказание подсудимым было определено минимальное, — «учитывая их заслуги в войне».

10 и 11 мая 1946 года военная коллегия в закрытом судебном заседании рассмотрела дело по обвинению Шахурина, Репина, Селезнева, Новикова, Шиманова, Будникова, Григорьяна. Подсудимые, как водится, свою вину признали полностью или с некоторыми оговорками. Вот выдержки из выступлений в суде.

Шахурин: «Я совершил приписываемые мне преступления в погоне за выполнением плана и графика, в погоне за количественными данными. Имея сигналы с фронтов Отечественной войны о дефектности наших самолетов, я не ставил в известность председателя Государственного комитета обороны, и в этом самое мое тяжкое преступление».

Репин: «Фронт требовал самолетов, а дефекты устранялись на месте».

Шиманов: «Вместо того, чтобы доложить народному комиссару, что самолеты разваливаются в воздухе, мы сидели на совещаниях и писали графики устранения дефектов на самолетах. Новиков и Репин преследовали лиц, которые сигнализировали о том, что в армию поступают негодные самолеты. Так, например, пострадал полковник Кац».

Селезнев: «Масса моторов выходила из строя. Беру на себя вину, что военпреды сдавали в части формально «годные», а на самом деле дефектные самолеты».

Григорьян: «Будучи заведующим отделом ЦК ВКП(б) по авиационному моторостроению, я знал, что бывший нарком авиационной промышленности Шахурин в погоне за количественными показателями выполнял планы выпуска авиационной техники, не обеспечивая ее надлежащего качества: Я виноват в том, что зная, что Шахурин выпускал и поставлял на вооружение ВВС бракованные самолеты и моторы, не принимал мер к пресечению этой деятельности».

Новиков: «Командовал ВВС с апреля 1942 года по март 1946 года. Порочная система приемки самолетов существовала до меня. На фронтах ощущался недостаток в самолетах, и это обстоятельство меня вынудило не реагировать на различного рода дефекты. К тому же я не инженер, в силу чего ряд технических вопросов я просто недоучитывал».

Кстати, ранее в письме к И.Сталину Новиков писал: «Помимо того, что я являюсь непосредственным виновником приема на вооружение авиационных частей недоброкачественных самолетов и моторов, выпускавшихся авиационной промышленностью, я как командующий военно-воздушных сил должен был обо всем этом доложить Вам, но этого я не делал, скрывая от Вас антигосударственную разболтанность ряда ответственных работников ВВС, что многие занимались своим личным благополучием больше, чем государственным делом, что некоторые руководящие работники безответственно относились к работе. Все это происходило потому, что я сам попал в болото преступлений, связанных с приемом на вооружение ВВС бракованной авиационной техники».

Военная коллегия Верховного суда СССР приговорила Шахурина к семи годам, Репина к шести, Новикова к пяти, Шиманова к четырем, Селезнева к шести, Будникова и Григорьяна — к двум годам тюремного заключения.

Был наложен арест на имущество, принадлежащее осужденным. Гражданский иск к ним был определен в сумме более 500 тысяч рублей. По ходатайству военной коллегии президиум Верховного совета СССР 20 мая 1946 года лишил Шахурина, Репина, Новикова и Селезнева воинских званий. Осужденные были лишены правительственных наград.

В связи с «делом авиаторов» был освобожден от должности второго секретаря ЦК ВКП(б) Маленков и, оставаясь формально заместителем председателя Совета Министров СССР, направлен Сталиным в длительную командировку на периферию. Вторым секретарем ЦК ВКП(б) стал Жданов.

Реабилитация

После смерти Сталина и ареста Абакумова военная коллегия Верховного суда СССР пересмотрела «дело авиаторов» и отменила приговор «за отсутствием состава преступления». Из материалов уголовного дела юристы сделали теперь противоположный вывод — обвиняемые свои служебные обязанности выполняли добросовестно, а производственные дефекты в обстановке спешки, ажиотажа, отсутствия необходимых технологических условий были неизбежны и не могут быть поставлены в вину руководителям авиапрома и ВВС.

Все семеро осужденных в 1953 году были освобождены из ГУЛага. Им возвратили награды и воинские звания. С должностями оказалось посложней — они уже были, естественно, заняты другими. Поэтому многих назначили с понижением: маршала Новикова, например, командующим дальней авиацией, а Шахурина — заместителем наркома авиапрома СССР.

Очень интересной исторической фигурой является Александр Новиков - маршал авиации СССР. Он родился в селе Крюково (Костромская область) в В 1919-м вступил в Красную Армию и принял участие в гражданской войне. С 1920-го является членом РКП (б). В том же году окончил пехотные курсы, а в 1922-м - курсы «Выстрел». Командовал частями от взвода до батальона. В 1930-м Новиков Александр Александрович окончил Военную академию. После этого он был направлен на штабную работу в стрелковый корпус.

Во время советско-финского конфликта будущий маршал Новиков был на Северо-Западном фронте, где возглавлял штаб ВВС. В 1940-м Александр Александрович назначен на пост командующего ВВС Ленинградского ВО, а в 1941-м он получил звание генерал-майора авиации. Во время ВОВ Новиков возглавлял сначала ВВС Северного, а потом авиацию Ленинградского фронтов. В апреле 1942-го его назначили командующим ВВС В 1942-1943-м параллельно занимал должность заместителя наркома обороны. Новикову первому в СССР присвоили звание маршала авиации.

Как представитель ставки Александр Александрович многократно осуществлял координацию боевых действий ВВС нескольких фронтов - при наступлении под Сталинградом, во время Курской битвы, при наступательных операциях на Северном Кавказе, в Белоруссии, на Украине, в Прибалтике, в Германии и во время боев с В 1944-м он стал Главным маршалом авиации. Такое звание в СССР появилось впервые.

Маршал Новиков осуществлял руководство воздушной блокадой окруженной армии Паулюса и разгромом немецкой авиации в воздушных боях на Кубани. Он участвовал в переводе ВВС СССР на однотипные соединения (истребительные, штурмовые, бомбардировочные) и в создании новой организационной структуры (авиакорпуса, воздушные армии). После завершения войны маршал Новиков работал на различных командных должностях в ВВС. В 1946-м он стал депутатом Верховного Совета.

На произошла встреча И. Сталина с его сыном Василием, который был военным летчиком. Тот сказал вождю, что американские самолеты значительно лучше отечественных. Сталин распорядился провести расследование. Глава МГБ Абакумов решил «прогнуться» и начал компанию против авиаторов. В марте 1946-го маршал Новиков был арестован вместе с наркомом авиационной промышленности Шахуриным и рядом других должностных лиц.

Следователи от Александра Александровича потребовали признания в преступных действиях, а иначе обещали расстрелять всю семью. После целой недели ночных допросов маршал Новиков подписал уже отпечатанный на машинке документ на имя Сталина, с компроматом на Жукова и Маленкова. Однако здесь следователи допустили оплошность. В «чистосердечном признании», которое подписал маршал Новиков, был перечень лиц заведомо ему неизвестных. Абакумов, как ни в чем не бывало, следователю Лихачеву сделал замечание: «Здесь, вроде бы, переборщили…». По воспоминаниям Новикова, ему дали какую-то папиросу, после которой маршал окончательно утратил чувство реальности происходящего. Под её действием он постранично подписал подправленный документ.

Считается, что МГБ нужны были выбитые «признания» маршала и остальных арестованных авиаторов, чтобы использовать их против Г.К. Жукова. Александр Александрович был осужден на значительный срок, который отбывал в одном из учреждений ГУЛАГа. Его реабилитировали после в 1953-м и назначили на должность командующего АДД действия). В 1956-м маршал Новиков вышел в отставку. Он жил в Москве и издал свои мемуары. Умер Александр Александрович в 1976-м.

Алекса́ндр Алекса́ндрович Но́виков (19 ноября , дер. Крюково Нерехтского уезда Костромской губернии (ныне Нерехтский район Костромской области) - 3 декабря , Москва) - советский военачальник , командующий Военно-Воздушными Силами РККА (1942-1946). Главный маршал авиации (21 февраля ). Дважды Герой Советского Союза ( , ).

Начало службы

Великая Отечественная война

Арест и заключение

Реабилитирован при участии А. А. Чепцова и восстановлен в звании в 1953 году .

После освобождения

  • .
Предшественник:
Жигарев, Павел Фёдорович
Главнокомандующие ВВС СССР и России

-
Преемник:
Вершинин, Константин Андреевич

Отрывок, характеризующий Новиков, Александр Александрович (маршал)

Наташа, любимица молодых Мелюковых, с ними вместе исчезла в задние комнаты, куда была потребована пробка и разные халаты и мужские платья, которые в растворенную дверь принимали от лакея оголенные девичьи руки. Через десять минут вся молодежь семейства Мелюковых присоединилась к ряженым.
Пелагея Даниловна, распорядившись очисткой места для гостей и угощениями для господ и дворовых, не снимая очков, с сдерживаемой улыбкой, ходила между ряжеными, близко глядя им в лица и никого не узнавая. Она не узнавала не только Ростовых и Диммлера, но и никак не могла узнать ни своих дочерей, ни тех мужниных халатов и мундиров, которые были на них.
– А это чья такая? – говорила она, обращаясь к своей гувернантке и глядя в лицо своей дочери, представлявшей казанского татарина. – Кажется, из Ростовых кто то. Ну и вы, господин гусар, в каком полку служите? – спрашивала она Наташу. – Турке то, турке пастилы подай, – говорила она обносившему буфетчику: – это их законом не запрещено.
Иногда, глядя на странные, но смешные па, которые выделывали танцующие, решившие раз навсегда, что они наряженные, что никто их не узнает и потому не конфузившиеся, – Пелагея Даниловна закрывалась платком, и всё тучное тело ее тряслось от неудержимого доброго, старушечьего смеха. – Сашинет то моя, Сашинет то! – говорила она.
После русских плясок и хороводов Пелагея Даниловна соединила всех дворовых и господ вместе, в один большой круг; принесли кольцо, веревочку и рублик, и устроились общие игры.
Через час все костюмы измялись и расстроились. Пробочные усы и брови размазались по вспотевшим, разгоревшимся и веселым лицам. Пелагея Даниловна стала узнавать ряженых, восхищалась тем, как хорошо были сделаны костюмы, как шли они особенно к барышням, и благодарила всех за то, что так повеселили ее. Гостей позвали ужинать в гостиную, а в зале распорядились угощением дворовых.
– Нет, в бане гадать, вот это страшно! – говорила за ужином старая девушка, жившая у Мелюковых.
– Отчего же? – спросила старшая дочь Мелюковых.
– Да не пойдете, тут надо храбрость…
– Я пойду, – сказала Соня.
– Расскажите, как это было с барышней? – сказала вторая Мелюкова.
– Да вот так то, пошла одна барышня, – сказала старая девушка, – взяла петуха, два прибора – как следует, села. Посидела, только слышит, вдруг едет… с колокольцами, с бубенцами подъехали сани; слышит, идет. Входит совсем в образе человеческом, как есть офицер, пришел и сел с ней за прибор.
– А! А!… – закричала Наташа, с ужасом выкатывая глаза.
– Да как же, он так и говорит?
– Да, как человек, всё как должно быть, и стал, и стал уговаривать, а ей бы надо занять его разговором до петухов; а она заробела; – только заробела и закрылась руками. Он ее и подхватил. Хорошо, что тут девушки прибежали…
– Ну, что пугать их! – сказала Пелагея Даниловна.
– Мамаша, ведь вы сами гадали… – сказала дочь.
– А как это в амбаре гадают? – спросила Соня.
– Да вот хоть бы теперь, пойдут к амбару, да и слушают. Что услышите: заколачивает, стучит – дурно, а пересыпает хлеб – это к добру; а то бывает…
– Мама расскажите, что с вами было в амбаре?
Пелагея Даниловна улыбнулась.
– Да что, я уж забыла… – сказала она. – Ведь вы никто не пойдете?
– Нет, я пойду; Пепагея Даниловна, пустите меня, я пойду, – сказала Соня.
– Ну что ж, коли не боишься.
– Луиза Ивановна, можно мне? – спросила Соня.
Играли ли в колечко, в веревочку или рублик, разговаривали ли, как теперь, Николай не отходил от Сони и совсем новыми глазами смотрел на нее. Ему казалось, что он нынче только в первый раз, благодаря этим пробочным усам, вполне узнал ее. Соня действительно этот вечер была весела, оживлена и хороша, какой никогда еще не видал ее Николай.
«Так вот она какая, а я то дурак!» думал он, глядя на ее блестящие глаза и счастливую, восторженную, из под усов делающую ямочки на щеках, улыбку, которой он не видал прежде.
– Я ничего не боюсь, – сказала Соня. – Можно сейчас? – Она встала. Соне рассказали, где амбар, как ей молча стоять и слушать, и подали ей шубку. Она накинула ее себе на голову и взглянула на Николая.
«Что за прелесть эта девочка!» подумал он. «И об чем я думал до сих пор!»
Соня вышла в коридор, чтобы итти в амбар. Николай поспешно пошел на парадное крыльцо, говоря, что ему жарко. Действительно в доме было душно от столпившегося народа.
На дворе был тот же неподвижный холод, тот же месяц, только было еще светлее. Свет был так силен и звезд на снеге было так много, что на небо не хотелось смотреть, и настоящих звезд было незаметно. На небе было черно и скучно, на земле было весело.
«Дурак я, дурак! Чего ждал до сих пор?» подумал Николай и, сбежав на крыльцо, он обошел угол дома по той тропинке, которая вела к заднему крыльцу. Он знал, что здесь пойдет Соня. На половине дороги стояли сложенные сажени дров, на них был снег, от них падала тень; через них и с боку их, переплетаясь, падали тени старых голых лип на снег и дорожку. Дорожка вела к амбару. Рубленная стена амбара и крыша, покрытая снегом, как высеченная из какого то драгоценного камня, блестели в месячном свете. В саду треснуло дерево, и опять всё совершенно затихло. Грудь, казалось, дышала не воздухом, а какой то вечно молодой силой и радостью.
С девичьего крыльца застучали ноги по ступенькам, скрыпнуло звонко на последней, на которую был нанесен снег, и голос старой девушки сказал:
– Прямо, прямо, вот по дорожке, барышня. Только не оглядываться.
– Я не боюсь, – отвечал голос Сони, и по дорожке, по направлению к Николаю, завизжали, засвистели в тоненьких башмачках ножки Сони.
Соня шла закутавшись в шубку. Она была уже в двух шагах, когда увидала его; она увидала его тоже не таким, каким она знала и какого всегда немножко боялась. Он был в женском платье со спутанными волосами и с счастливой и новой для Сони улыбкой. Соня быстро подбежала к нему.
«Совсем другая, и всё та же», думал Николай, глядя на ее лицо, всё освещенное лунным светом. Он продел руки под шубку, прикрывавшую ее голову, обнял, прижал к себе и поцеловал в губы, над которыми были усы и от которых пахло жженой пробкой. Соня в самую середину губ поцеловала его и, выпростав маленькие руки, с обеих сторон взяла его за щеки.
– Соня!… Nicolas!… – только сказали они. Они подбежали к амбару и вернулись назад каждый с своего крыльца.

Когда все поехали назад от Пелагеи Даниловны, Наташа, всегда всё видевшая и замечавшая, устроила так размещение, что Луиза Ивановна и она сели в сани с Диммлером, а Соня села с Николаем и девушками.
Николай, уже не перегоняясь, ровно ехал в обратный путь, и всё вглядываясь в этом странном, лунном свете в Соню, отыскивал при этом всё переменяющем свете, из под бровей и усов свою ту прежнюю и теперешнюю Соню, с которой он решил уже никогда не разлучаться. Он вглядывался, и когда узнавал всё ту же и другую и вспоминал, слышав этот запах пробки, смешанный с чувством поцелуя, он полной грудью вдыхал в себя морозный воздух и, глядя на уходящую землю и блестящее небо, он чувствовал себя опять в волшебном царстве.
– Соня, тебе хорошо? – изредка спрашивал он.
– Да, – отвечала Соня. – А тебе?
На середине дороги Николай дал подержать лошадей кучеру, на минутку подбежал к саням Наташи и стал на отвод.
– Наташа, – сказал он ей шопотом по французски, – знаешь, я решился насчет Сони.
– Ты ей сказал? – спросила Наташа, вся вдруг просияв от радости.
– Ах, какая ты странная с этими усами и бровями, Наташа! Ты рада?
– Я так рада, так рада! Я уж сердилась на тебя. Я тебе не говорила, но ты дурно с ней поступал. Это такое сердце, Nicolas. Как я рада! Я бываю гадкая, но мне совестно было быть одной счастливой без Сони, – продолжала Наташа. – Теперь я так рада, ну, беги к ней.
– Нет, постой, ах какая ты смешная! – сказал Николай, всё всматриваясь в нее, и в сестре тоже находя что то новое, необыкновенное и обворожительно нежное, чего он прежде не видал в ней. – Наташа, что то волшебное. А?
– Да, – отвечала она, – ты прекрасно сделал.
«Если б я прежде видел ее такою, какою она теперь, – думал Николай, – я бы давно спросил, что сделать и сделал бы всё, что бы она ни велела, и всё бы было хорошо».
– Так ты рада, и я хорошо сделал?
– Ах, так хорошо! Я недавно с мамашей поссорилась за это. Мама сказала, что она тебя ловит. Как это можно говорить? Я с мама чуть не побранилась. И никому никогда не позволю ничего дурного про нее сказать и подумать, потому что в ней одно хорошее.
– Так хорошо? – сказал Николай, еще раз высматривая выражение лица сестры, чтобы узнать, правда ли это, и, скрыпя сапогами, он соскочил с отвода и побежал к своим саням. Всё тот же счастливый, улыбающийся черкес, с усиками и блестящими глазами, смотревший из под собольего капора, сидел там, и этот черкес был Соня, и эта Соня была наверное его будущая, счастливая и любящая жена.
Приехав домой и рассказав матери о том, как они провели время у Мелюковых, барышни ушли к себе. Раздевшись, но не стирая пробочных усов, они долго сидели, разговаривая о своем счастьи. Они говорили о том, как они будут жить замужем, как их мужья будут дружны и как они будут счастливы.
На Наташином столе стояли еще с вечера приготовленные Дуняшей зеркала. – Только когда всё это будет? Я боюсь, что никогда… Это было бы слишком хорошо! – сказала Наташа вставая и подходя к зеркалам.
– Садись, Наташа, может быть ты увидишь его, – сказала Соня. Наташа зажгла свечи и села. – Какого то с усами вижу, – сказала Наташа, видевшая свое лицо.



Н овиков Александр Александрович - командующий Военно-воздушными силами Красной Армии, главный маршал авиации.

Родился 6 (19) ноября 1900 года в деревне Крюково ныне Нерехтского района Костромской области в крестьянской семье. Русский. В 1915 году окончил церковно-приходскую школу в селе Седельницы (Комсомольский район Ивановской области), в 1918 году - Кинешемско-Хреновскую учительскую семинарию. Работал учителем в селе Пешево, рядом с родной деревней.

В Красной Армии с 1919 года. Участник Гражданской войны. Службу проходил в 27-м Приволжском пехотном полку. В июне 1920 года воевал в составе 384-го стрелкового полка 43-й стрелковой дивизии 7-й армии протии финских войск. В 1920 году окончил Нижегородские пехотные курсы. Член ВКП(б)/КПСС с 1920 года. В 1921 году участвовал в подавлении Кронштадского мятежа в составе 128-й бригады.

С августа 1922 по 1924 год служил в Отдельной Кавказской армии в Закавказье. В 1922 году окончил Высшую тактико-стрелковую школу командного состава РККА имени 3-го Коминтерна (впоследствии - курсы «Выстрел»). С 1922 года – командир стрелкового взвода и помощник командира роты 14-х командных курсов (Батуми). С февраля 1923 года - командир роты и командир батальона на военно-политических курсах Отдельной Кавказской армии (Тбилиси). Участвовал в подавлении меньшевистских восстаний в Грузии в 1922 и в 1924 годах.

В 1930 году окончил Военную академию РККА имени М.В.Фрунзе. С 1930 года – в штабе 11-го стрелкового корпуса Белорусского военного округа: начальник оперативного отдела.

В Военно-воздушных силах с марта 1933 года. Самостоятельно научился летать, освоил профессию лётчика-наблюдателя. В 1933-1935 годах – начальник штаба 450-й авиабригады (Смоленск), с октября 1935 года – командир 42-й легкобомбардировочной авиаэскадрильи (Смоленск). В 1937 году был уволен из РККА по ложному предлогу, но вскоре восстановлен в прежней должности. С апреля 1938 по 1939 год – начальник штаба ВВС Ленинградского военного округа.

Участник советско-финляндской войны 1939-1940 годов: начальник штаба ВВС Северо-Западного фронта. С 1940 по июнь 1941 года – командующий ВВС Ленинградского военного округа.

Участник Великой Отечественной войны с июня 1941 года. В июне-августе 1941 года – командующий ВВС Северного фронта, с 23 августа 1941 по 2 февраля 1942 года – командующий ВВС Ленинградского фронта. Участник боёв за Ленинград.

Первый заместитель командующего ВВС Красной Армии (2.02.1942-11.04.1942). С 11 апреля 1942 по 22 апреля 1946 года - командующий Военно-воздушными силами Красной Армии, одновременно с 26 апреля 1942 по 20 мая 1943 года – заместитель наркома обороны СССР по авиации.

В годы войны проявил себя вдумчивым и инициативным авиационным военачальником. Под его руководством ВВС фронтов преобразованы в воздушные армии, реорганизован центральный аппарат ВВС, созданы авиационные корпуса и авиационные дивизии Резерва Верховного Главнокомандования. Являлся представителем Ставки Верховного Главнокомандования. Организатор воздушной блокады, окружения группировки войск противника под Сталинградом, координировал боевые действия авиации нескольких фронтов в битвах под Сталинградом, на Курской Дуге, организатор уничтожения авиации противника в воздушном сражении на Кубани (весна 1943), участник операций по освобождению Северного Кавказа, Украины, Белоруссии, Прибалтики, Польши, штурма Кёнигсберга (Калининград), Берлинской операции. Участник войны с Японией. Был инициатором перехода советской авиации на более совершенные типы самолётов, создания однотипных авиационных дивизий (бомбардировочных, штурмовых, истребительных), формирования воздушных армий и авиационных корпусов.

«З а образцовое выполнение боевых заданий Верховного Главнокомандования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство» Указом Президиума Верховного Совета СССР от 17 апреля 1945 года главному маршалу авиации Новикову Александру Александровичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

«З а образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с японскими милитаристами, дающими право на получение звания Героя Советского Союза» Указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 сентября 1945 года главный маршал авиации Новиков Александр Александрович награждён второй медалью «Золотая Звезда».

После войны был репрессирован по сфабрикованному "авиационному делу". 22 апреля 1946 года был снят с должности командующего ВВС и арестован. Обвинялся в сознательном выпуске недоброкачественных самолётов, повлекших гибель лётчиков и техники, под избиениями признал себя виновным. Военной коллегией Верховного суда СССР был 11 мая 1946 года осужден на 5 лет лишения свободы по статье 193-17 п."а" УК РСФСР. Вместе с ним были осуждены в тюремному заключению Народный комиссар авиационной промышленности СССР генерал-полковник А.И. Шахурин, генерал-полковники авиации Н.С. Шиманов и А.К. Репин, генерал-лейтенант инженерно-авиационной службы Н.П. Селезнёв, заведующие отделами ЦК ВКП(б) А.В. Будников и Г.М. Григорьян. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 20 мая 1946 года А.А.Новиков лишён воинского звания, звания Героя Советского Союза и государственных наград.

Освобождён из заключения 12 февраля 1952 года. 29 мая 1953 года решением Военной коллегии дело прекращено за отсутствием состава преступления и судимость снята. 12 июня 1953 года Президиум ЦК КПСС вынес решение о реабилитации. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 13 июня 1953 года А.А.Новикову возвращены воинское звание, звания Героя Советского Союза и все государственные награды.

В 1953 - марте 1955 года – командующий Дальней авиацией и одновременно в 1954-1955 годах – заместитель главнокомандующего Военно-Воздушными Силами. С января 1956 года – в запасе с правом ношения военной формы. С 6 августа 1956 года – начальник Высшего авиационного училища Гражданского Флота. Профессор (1958).

Его перу принадлежат мемуары «В небе Ленинграда. Записки командующего авиацией» (1970), учебные пособия и работы по истории советской авиации (статьи «Советская авиация в боях за Кёнигсберг», «Советские лётчики в боях за Родину», «На дальних юго-западных подступах к Ленинграду», «На Карельском перешейке», «»В битве за Берлин» и другие).

Депутат Верховного Совета СССР 2-го созыва (в 1946-1950 годах).

Полковник (28.03.1936);
генерал-майор авиации (4.06.1940);
генерал-лейтенант авиации (29.10.1941);
генерал-полковник авиации (18.01.1943);
маршал авиации (17.03.1943, первый в СССР);
главный маршал авиации (21.02.1944, первый в СССР).

Награждён 3 орденами Ленина (1940, 02.1945, 17.04.1945), 3 орденами Красного Знамени (22.10.1941, 1944, 1953), 3 орденами Суворова 1-й степени (28.01.1943, 1.06.1944, 19.08.1944), орденами Кутузова 1-й степени (29.07.1944), Трудового Красного Знамени (1961), 2 орденами Красной Звезды (1967, 1968), Почётным оружием (22.02.1968), медалями СССР («В ознаменовании 100-летия со дня рождения В.И.Ленина», «За оборону Ленинграда», «За оборону Сталинграда», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», «Двадцать лет победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», «Тридцать лет победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», «За победу над Японией», «За взятие Кёнигсберга», «За взятие Берлина», «Ветеран Вооружённых Сил СССР», «XX лет РККА», «30 лет Советской Армии и Флота», «40 лет Вооружённых Сил СССР», «50 лет Вооружённых Сил СССР», «В память 250-летия Ленинграда»); иностранными наградами - орденом Почётного Легиона степени великого офицера (Франция), орденом «Легион Почёта» степени главнокомандующего (США), орденом Боевого Красного Знамени (Монголия).

Почётный гражданин города Кострома.

Бронзовый бюст Героя установлен в Костроме, мемориальные доски – в Москве, Костроме. Его имя присвоено Государственному среднему специальному образовательному учреждению «Авиационно-транспортный колледж Гражданской авиации» (Санкт-Петербург). Имя носят улицы в Москве, Санкт-Петербурге, Костроме и Калининграде. Имя главного маршала авиации А.А. Новикова носило Балашовское высшее авиационное училище лётчиков (14.05.1977-1.09.2002).

Ш ел третий день войны. Сдерживая натиск гитлеровцев, Красная Армия вела ожесточенные бои. Фашистская авиация уже нанесла ряд бомбовых ударов по советским городам Риге, Каунасу, Минску, Смоленску, Киеву. Ленинградские летчики вели воздушные бои на дальних подступах к городу на Неве. А в штабе ВВС Северного фронта под руководством генерала А.А. Новикова заканчивалась разработка операции, утвержденной Ставкой Верховного Главнокомандования: более 500 самолетов готовились нанести удар по вражеским аэродромам на всем фронте - от Выборга до Мурманска.

Такого еще не знала история наших Военно-Воздушных Сил. Предстояло в считанные часы скоординировать действия сухопутных и морских летчиков, находившихся в подчинении командующих трех общевойсковых армий, двух флотов и фронтового командования. 25 июня 1941 года воздушная армада из 263 советских бомбардировщиков и 224 истребителей и штурмовиков нанесла внезапный удар по 19 аэродромам врага. За несколько часов в воздушных боях и на земле противник потерял 41 самолет. Операция продолжалась в течение шести суток. Количество аэродромов, по которым наносился удар, увеличили до 39. Увеличились и потери фашистов. Враг был вынужден оттянуть свою авиацию за пределы радиуса действия советских истребителей. Так с первых дней сражений массированные удары по аэродромам врага стали одним из основных средств борьбы за господство в воздухе.

Обстановка под Ленинградом осложнялась. Вначале июля нависла угроза над Псковом. Командующий военно-воздушными силами Северного фронта генерал А.А. Новиков предложил К.Е. Ворошилову, руководившему в те дни Северо-Западным направлением, сосредоточить основные силы авиации для поддержки наземных войск соседнего Северо-Западного фронта и временно отказаться от самостоятельных действий авиационных частей в Карелии. К.Е. Ворошилов и А.А. Жданов одобрили инициативу А.А. Новикова. Но массированному использованию авиации, как и организации ударов по аэродромам, сильно мешало ведомственное разделение авиационных соединений. На согласование больших и малых вопросов уходило слишком много драгоценного времени.

Для облегчения руководства боевыми действиями войск и авиации 23 августа Северный фронт был разделен на два фронта: Ленинградский и Карельский. По предложению К.Е. Ворошилова, А.А. Жданова и А.А. Новикова вся авиация, входившая в Ленинградский фронт, была подчинена единому командованию.

Первые, наиболее трудные месяцы войны. Какие только задачи не приходилось решать генералу Новикову в то сложное время! Организация борьбы за господство в воздухе, взаимодействие с наземными войсками и Военно-Морским флотом, воздушная разведка, ремонт техники, обеспечение боеприпасами... Советуясь со своими заместителями и офицерами штаба, командующий авиацией Ленинградского фронта всегда находил оригинальные решения, неуклонно проводил их в жизнь. Примером тому может служить блестяще проведенная операция по бомбардировке и штурмовке аэродромов, с которой мы начали свой рассказ.

Чтобы подчеркнуть важность того или иного задания, командующий часто выезжал на фронтовые аэродромы, беседовал с летчиками, инженерно-техническим составом, воинами обслуживающих подразделений. Отличительная черта его стиля работы с людьми - товарищеское обращение с подчиненными. И летчики верили своему флагману, любили его, гордились, что он лично ставит боевую задачу. А это в дни, когда приходилось по 6 - 8 раз подниматься в небо, одному вести бой против пяти и более противников, было очень важно.

В середине июля соотношение сил в воздухе в районе Ленинграда было примерно 2: 1 в пользу гитлеровцев. Наши летчики все больше и больше убеждались, что воевать в плотном строю и боевых порядках групп трудно и тактически невыгодно. Требовалось срочно отказаться от звена из трех самолетов и перейти к паре, состоящей из ведущего и ведомого. Этого же требовало и применение новой техники, поступавшей на вооружение авиации. Генерал Новиков, изучая боевой опыт, пожалуй, одним из первых по достоинству оценил и поддержал это новшество.

Забегая вперед, скажем, что пара самолетов как основа боевого порядка истребителей прижилась не сразу. Но за ней уже в те дни угадывались пути развития тактики. Это понимали летчики и других фронтов. Они тоже вели настойчивый поиск. Постепенно из пар стали создаваться боевые группы из четырех, шести и более самолетов. При необходимости пары и группы эшелонировались по высоте. Воздушный бой стал стремительным, динамичным, результативным. Однако внедрено новшество в боевую практику всех ВВС было значительно позже. Лишь на исходе второго года войны пара была принята как основа боевого порядка не только в истребительной, но и в штурмовой авиации.

С особой полнотой полководческий талант А.А. Новикова раскрылся на посту командующего Военно-Воздушными Силами Красной Армии, на который генерал А.А. Новиков был назначен весной 1942 года. Ряд новинок, которые были в свое время испытаны в небе Ленинграда и оправдали себя в практике боевых действий, постепенно стали внедряться на других фронтах.

Прежде всего, очевидно, следует подчеркнуть вклад А.А. Новикова в коренную перестройку организационной структуры Военно-Воздушных Сил. Создание воздушных армий, которые, как правило, стали входить в состав фронта самостоятельной единицей, позволило исправить ошибку мирного, времени и значительно расширило возможности массированного применения авиации.

Повышению боевой эффективности Военно-Воздушных Сил способствовало также создание однородных - истребительных, штурмовых и бомбардировочных - авиадивизий, резервных авиакорпусов. В результате этих преобразований у Красной Армии оказалась мобильная ударная сила небывалой мощности, которой можно было маневрировать от Белого до Черного моря и оказывать существенное влияние на стратегическую обстановку целого направления.

В поездках на фронт в качестве представителя Ставки у А.А. Новикова проявились незаурядные способности военачальника глубоко и всесторонне анализирующего обстановку, умеющего предвидеть ход событий, наиболее рационально, с перспективой использовать имеющиеся силы и средства. Решая стратегические и оперативные задачи, командующий ВВС ни на минуту не забывал о совершенствовании тактики.

Взять, к примеру, полеты зимой. До 1942 года в истребительной авиации использовались лыжные шасси, которые обеспечивали безопасность взлета и посадки при снежном покрове без существенных затрат на подготовку аэродрома. Но в воздухе лыжи - помеха. Они уменьшали скорость полета, ухудшали маневренность боевой машины. "А что, если и зимой летать на колесах?" - подумал Новиков. Посоветовался со специалистами. Те согласились, что лучше затратить усилия на расчистку сугробов и укатку снега, нежели идти на ухудшение тактико-технических данных истребителей. С разрешения Ставки провели эксперимент в боевых условиях. Он оправдал самые смелые надежды. С весны сорок второго истребители летали только с колесными шасси и сохраняли свои маневренные преимущества в течение всего года.

Командующий ВВС постоянно и с большой тщательностью изучал накопленный в войсках боевой опыт, обращая особое внимание на эффективность использования оружия и техники, боевые возможности групп самолетов различного состава, тактические новинки. Поэтому его указания офицерам и генералам отличались конкретностью, ясностью мысли, всесторонним знанием боевых возможностей каждого авиационного соединения.

Непрерывный рост подготовки авиационных кадров, обогащение их боевым опытом - одно из важных условий достижения победы над врагом. Командующий ВВС учил авиационных командиров и штабных работников глубоко понимать характер и способы ведения боевых действий и умело применять свои знания в конкретной обстановке.

Примечателен в этом отношении случай, который произошел на 1-м Украинском фронте под Тернополем. Окруженная вражеская группировка перекрыла огнем единственное шоссе, по которому шло снабжение наших войск, продвинувшихся на запад.

Такая заноза в нашем тылу, никак не выдернешь её! - сердито сказал на совещании командующий фронтом.

А.А. Новиков, координировавший в те дни боевые действия нескольких воздушных армий в боях за Правобережную Украину, принял весьма рискованное, но, пожалуй, единственно правильное в сложившейся обстановке решение: удар по окруженной группировке врага нанести днем силами двух дивизий легких ночных бомбардировщиков У-2. Дело в том, что бомбить надо было очень точно - рядом свои войска! Но прорвись к полю боя несколько пар вражеских истребителей - беззащитным и хрупким У-2 несдобровать бы. Все решило мощное истребительное прикрытие. Экипажи легкокрылых ночников отлично сработали и днем. Едва отбомбился последний из них, гитлеровцы выбросили белый флаг.

П ри подготовке каждой новой операции генерал, а с 17 марта 1943 года маршал авиации А.А. Новиков и его ближайшие помощники члены Военного совета Военно-Воздушных Сил Н.С. Шиманов, Г.А. Ворожейкин, С.А. Худяков, Ф.Я. Фалалеев, А.Н. Никитин и другие стремились внести в боевое применение авиации что-нибудь новое, основанное на опыте. Как тут не вспомнить о сопровождении штурмовиками танков и пехоты. Ростки этого тактического приема родились еще на Карельском перешейке. Потом окрепли на Ленинградском фронте в сорок первом. И окончательно, теперь уже как форма боевого использования штурмовой авиации, утвердились в августе сорок второго на Западном фронте.

И потому совершенно естественным было предложение А.А. Новикова основную ставку в Сталинградской битве сделать не на бомбардировщиков, а на штурмовиков, тогда как главным средством борьбы за господство в воздухе оставались истребители. Это выгодно было и авиационной промышленности: штурмовики в производстве дешевле бомбардировщиков, а в то время каждая боевая машина была на вес золота. Практика боев подтвердила дальновидность командующего ВВС. Несмотря на непогоду, "илы" взлетали почти каждый день. Сопровождая танки и пехоту, они огнем мощного бортового оружия - реактивными снарядами, бомбами и пулеметами - крушили вражескую оборону на переднем крае и в тактической зоне, при необходимости вели воздушные бои с истребителями и бомбардировщиками врага, выполняли задачи воздушных разведчиков.

Оправдало себя в битве на Волге и другое новшество, предложенное командованием ВВС: управление воздушными боями с земли по радио. Кстати сказать, очень скоро связь по радио в Военно-Воздушных Силах была внедрена повсеместно, а к концу сорок четвертого года, согласно приказу командующего, ни один экипаж самолета не имел права подняться в небо без устойчивой радиосвязи.

Мощь советской авиации росла изо дня в день. К весне 1943 года, когда в небе Кубани разгорелось знаменитое воздушное сражение, Наша авиация по качеству техники и количеству боевых единиц уже не уступала гитлеровской, а кое в чем и превосходила ее. Ощутимо выросло боевое мастерство летчиков, искусство авиационных командиров и штабов. Во время воздушных боев на Кубани командующий ВВС лично ознакомился с боевыми действиями лётчиков 4-й и 5-й воздушных армий. Однако в первый же день было отмечено, что наши летчики поднимались в воздух чаще фашистских, а господства в воздухе советская авиация, по существу, не имела. Немедленно были внесены соответствующие коррективы в организацию боевых действий авиации и ее тактику: бомбардировщики стали действовать массированно, большими группами, делать по нескольку заходов на цель; штурмовики увеличили время нахождения над территорией, занятой врагом; истребители основную часть своих действий перенесли за линию фронта. На Кубани советские летчики выиграли одну из крупнейших воздушных битв.

Между тем в Ставке Верховного Главнокомандования шла усиленная подготовка к битве на Курской дуге. К тому времени авиация непосредственного сопровождения наземных войск заметно усилилась. Достаточно сказать, что в разгар летних боев на фронт ежемесячно поступало более тысячи "илов". Выросло и искусство взаимодействия авиации с наземными войсками. Об этом красноречиво говорит хотя бы такой факт. Господство в воздухе, завоеванное истребителями в первые дни операции, позволило советским штурмовикам вместе с танкистами 7 июля в считанные часы разгромить сильную танковую группировку врага в районе железнодорожной станции Поныри.

Александр Александрович замолчал, чему-то улыбнулся.

И все-таки приказ Сталина был выполню, - продолжил он, - 15 февраля штурмовики, вооруженные кумулятивными бомбами - на борту каждого но двести пятьдесят полуторакилограммовых бомб - нанесли несколько массированных ударов по наступавшим танкам гитлеровцев и остановили их. Авиаторы хорошо решили свою задачу. Многие были награждены, а мне 21 февраля присвоено звание Главного маршала авиации...

В есть о присвоении высшего воинского звания в авиации застала А.А. Новикова на 1-м Украинском фронте. Здесь он почти до середины мая координировал действия нескольких воздушных армий, а в начале июня направился в Ленинград в качестве представителя Ставки для проверки готовности авиации фронта и Краснознаменного Балтийского флота к предстоящим боям на Карельском перешейке. Главный маршал авиации А.А. Новиков координировал боевые действия авиаторов фактически до конца операции.

Любопытная деталь. Полет из Москвы в Ленинград командующий ВВС выполнил не на борту пассажирского самолета, а в кабине учебного истребителя ЯК-7. Главному маршалу хотелось лично убедиться в обоснованности жалоб летчиков на грубую отделку ларингафонов и наушников шлемофонов, поступивших на вооружение. Так Александр Александрович поступал всегда, когда речь шла об интересах подчиненных, о снабжении летчиков добротным снаряжением.

Приближалось начало белорусской операции "Багратион". К этому времени закончилась коренная перестройка Военно-Воздушных Сил, выросло и улучшилось их оперативное искусство. Авиационная промышленность обеспечила ВВС достаточным количеством боевых самолетов - за полгода их выпущено 16 тысяч. Теперь на всех фронтах советские летчики были хозяевами в небе, они диктовали гитлеровцам свою волю и навязывали им свою тактику. Борьба за господство в воздухе по-прежнему была одной из основных задач советской авиации, одним из основных условий успеха действий сухопутных войск в наступательных операциях.

К участию в белорусской операции привлекалось около 6 тысяч самолетов - пять воздушных армий. Маршал Советского Союза Г.К. Жуков предложил использовать в ходе сражения всю авиацию дальнего действия. Руководство и координацию действий воздушных армий осуществлял Главный маршал авиации А.А. Новиков вместе с видными авиационными военачальниками С.А. Худяковым, А.Е. Головановым, К.А. Вершининым, С.И. Руденко и другими.

Белорусская операция охватывала огромную территорию - более 1000 километров по фронту и до 600 километров в глубину. И на всех направлениях роль авиации была очень велика. Наступая в условиях лесисто-болотистой местности, где очень мало дорог, артиллерия неизбежно отставала от передовых частей. И тогда для развития успеха недостаток артиллерийского огня могла восполнить только авиация. Летчики, несмотря на плохую погоду, блестяще справились с этой задачей. Враг был сброшен с хорошо укрепленных позиций, а затем в считанные дни окружен и уничтожен. В ходе операции наши наземные войска в тесном взаимодействии с авиацией образовали три больших "котла" - в районе Витебска, Бобруйска и Минска - и в короткий срок разгромили окруженные вражеские группировки.

И снова Главный маршал авиации А.А. Новиков в пути, в гуще фронтовых событий, на направлении главного удара. В коротком очерке невозможно описать ход всех операций, в которых он принимал участие. Но о штурме Кенигсберга, очевидно, напомнить целесообразно. В ней особенно выпукло проявились полководческие качества командующего ВВС.

П режде чем говорить о штурме столицы Восточной Пруссии, хочется рассказать об одном эксперименте, который начался по инициативе А. А. Новикова еще на Курской дуге. Речь идет об использовании дальних бомбардировщиков ИЛ-4 для разрушения оборонительных сооружений при прорыве обороны врага в дневных условиях. Одна дивизия ИЛ-4 под надежным истребительным прикрытием выполняла роль фронтовых бомбардировщиков. Эксперимент удался. Его повторили в июне 1944 года на Карельском перешейке. Снова успех. В ходе Кенигсбергской операции было решено использовать днем уже не одно соединение тяжелых ночных бомбардировщиков, а всю 18-ю воздушную армию" которая была создана на базе авиации дальнего действия.

"7 апрели 1945 года, - пишет в своей книге "В небе Ленинграда" Главный маршал авиации А.А. Новиков, - 516 самолетов ее (18-й воздушной армии, - А. X.) под сильным истребительным прикрытием нанесли мощнейпшй бомбовый удар по вражеским объектам и войскам в Кенигсберге. В результате этого удара командование гарнизона потеряло управление войсками, сопротивление противника резко ослабло и наши штурмовые отряды начали быстро продвигаться вперед".

Однако враг был еще не сломлен. Снова дальние бомбардировщики нанесли мощные удары по немецко-фашистским войскам в цитадели днем. Только за одни сутки, 8 апреля, наша авиация совершила в небе Кенигсберга более 6 тысяч самолето-вылетов. Сильнейшая крепость, в которой находились многочисленный гарнизон и все необходимое для длительного сопротивления, была разгромлена в считанные дни.

К сказанному добавим, что Указом Президиума Верховного Совета СССР от 17 апреля 1945 года Главному маршалу авиации Новикову Александру Александровичу было присвоено звание Героя Советского Союза. Произошло это в разгар Берлинской операции, которая отличалась гигантским размахом действий авиации.

Эта битва была исключительной не только по количеству использованных в ней сил и средств. Она рассматривалась как решающая операция, цель которой - окончательное сокрушение и безоговорочная капитуляция гитлеровской Германии. Четыре воздушные армии под руководством выдающихся авиационных командармов С.И. Руденко, С.А. Красовского, А.Е. Голованова, К.А. Вершинина поддерживали наступавшие наземные войска, боролись за сохранение господства в воздухе, организовывали авиационное наступление. Общее руководство авиацией осуществлял Главный маршал авиации А.А. Новиков.

Что было наиболее характерным в применении Военно-Воздушных Сил на заключительном этапе войны? В совокупности своей это авиационное наступление, то есть сосредоточенно-массированное и непрерывное воздействие на противника с воздуха в течений всего периода сражения и на всю глубину его. Тесное взаимодействие штурмовиков с танкистами при надежном истребительйом прикрытии позволило осуществить небывалое по глубине сопровождение танковых армий 1-го Украинского фронта. А сложный, блестяще проведенный в какие-нибудь 30 минут маневр несколькими корпусами и дивизиями 4-й воздушной армии в полосе наступления армии П.И. Батова? Он заслужил высокую похвалу командования, так как способствовал развитию успеха на главном направлении.

Берлин пал. Гитлеровская Германия капитулировала. Благодарное человечество будет вечно помнить, что именно на советско-германском фронте разгромлены основные силы фашистского рейха и его пособников - 607 дивизий, три четверти всей авиации, большая часть артиллерии и танков. Вместе с воинами армии и флота мужественно громили врага советские летчики, руководимые А.А. Новиковым.

С пустя три месяца после победы над фашистской Германией Советский Союз, вступил в войну с Японией. Дальневосточный театр военных действий по своим географическим и климатическим условиям значительно отличался от европейского. Горние массивы, пустыни, широкие реки, дикая тайга, а главное, большие расстояния значительно осложняли действия как наземных войск, так и авиации. Еще в период подготовки нacтуплeния Главный маршал авиаций А.А. Новиков, подучивший задание Ставки координировать взаимодействие воздушных армий, предусмотрел наряду с массированным применением истребителей, штурмовиков и бомбардировщиков широкое использование военно-транспортной авиации. Эта новинка оправдала себя сразу же. Так, для обеспечения передовых отрядов и 6-й танковой армии, глубоко вклинившейся в южную и центральную часть Маньчжурии, летчики транспортной авиации совершили 1755 самолето-вылетов и перевезли около 200 тысяч тонн горючего, боеприпасов и продовольствия.

Осуществить это было далеко не просто. Дело в том, что только одна 12-я воздушная армия имела две транспортные авиадивизии. В остальных пришлось мобилизовать транспортные самолеты, входившие в эскадрильи связи и обслуживавшие штабы соединений. Посоветовавшись с командующими, А.А. Новиков решил для снабжения наступавших войск привлечь самолеты У-2 с подвесными контейнерами.

Мал золотник, да дорог, - говорил в те дни Главный маршал авиации, отдавая дань уважения уникальной машине, которая была и легким бомбардировщиком, и связным самолетом, и транспортным средством.

Господство в воздухе на всех фронтах Дальневосточного театра военных действий наши летчики завоевали в первый же день войны с Японией.

Для разрушения долговременных сооружений и огневых точек укрепленных районов было решено и днем использовать самолеты ИЛ-4. Так, 15 августа 108 ночных бомбардировщиков бомбами крупного калибра нанесли удар по дунлинскому укрепленному району. Результат удара оказался достаточно высоким: прямыми попаданиями были уничтожены четыре дота, два дзота, склад боеприпасов, наблюдательный пункт и много солдат и офицеров врага.

Наступление продолжалось.

Главный маршал внимательно следил за ходом боевых действий. Вместе со штабом он производил перегруппировки авиационных полков и дивизий, помогая командующим фронтами наиболее эффективно использовать авиацию.

На заключительном этапе операции широко применялись воздушные десанты. С 15 по 27 августа они были высажены в Маньчжурии, Северной Корее, на Сахалине и острове Итуруп с целью как можно быстрее овладеть стратегическими пунктами и военными объектами в глубоком вражеском тылу, чтобы обеспечить разоружение японских гарнизонов и не допустить уничтожения материальных ценностей. Особенность многих десантов состояла в том, что их высадка проводилась без предварительного боевого обеспечения. Но в состав группы для сопровождения военно-транспортных самолетов, прикрытия их на маршруте и подавления огневых средств ПВО в районе высадки включалась боевая авиация. Захват важных административно-политических и промышленных центров Маньчжурии окончательно дезорганизовал управление войсками и резервами противника. 19 августа японцы начали повсеместно складывать оружие и сдаваться в плен. 2 сентября 1945 года правительство Японии подписало акт о безоговорочной капитуляции.

Большой вклад в разгром Квантунской армии внесла советская авиация. Она являлась мощным и наиболее маневренным средством вооруженной борьбы, оказавшим существенное влияние на исход войны. За умелое руководство боевыми действиями авиации на Дальнем Востоке Указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 сентября 1945 года А.А. Новиков был награжден второй медалью "Золотая Звезда".

В архиве Александра Александровича хранится любопытный документ - письмо президента Франклина Рузвельта, которое было получено вместе с высшим командорским орденом США. "Маршал Новиков, - говорится в письме, - проявил выдающиеся способности, усердие и проницательность в деле руководства успешными воздушными операциями Красной Армии. Его гибкий подход к решению сложных вопросов в соединении с редкими качествами руководителя и большим умением использования воздушных сил дали ему возможность внести выдающийся вклад в дело союзников".

И мя Главного маршала авиации Александра Александровича Новикова по праву стоит в ряду имен выдающихся полководцев. Под его руководством советские летчики ударами с воздуха сокрушали военную машину третьего рейха, вместе со всеми воинами армии и флота самоотверженно сражались в воздушных боях за честь, свободу и независимость нашей Родины.

Новиков Александр Александрович - маршал авиации, военачальник, профессор, член коммунистической партии. Участник гражданской и отечественной войны. Защитник Сталинграда. Главный реформатор структуры ВВС в военное время. Дважды герой СССР.

Начало карьеры

Александр Александрович Новиков, биография которого будет описана в этой статье, родился в деревне Крюково (Костромская губерния) в 1900 году. Своё образование будущий маршал получил в 1918 году в учительской семинарии. Через год Новиков попал в Советскую армию. Александр Александрович принимал участие в гражданской войне, подавлении мятежа в Кронштадте, а также сражался на Кавказе. Будущий маршал проявил незаурядные лидерские качества и был принят в академию имени Фрунзе. Это учебное заведение было ступенью для продвижения по службе (получения командных должностей) в Красной армии. После завершения учёбы Новикова отправили в 11-й пехотный корпус Белорусского округа.

Стремительный взлёт

Значительное увеличение производства авиационной техники способствовало появлению соответствующих военных частей и тактических соединений. В 30-х годах в военную авиацию направили огромное количество офицеров. Среди них был и будущий маршал Новиков А. А. Именно в то время его карьера стала стремительно идти вверх. В 1936 году он получил звание полковника, а спустя два года возглавил штаб Ленинградского округа. После войны с Финляндией Александра Александровича ждала новая должность - командующий ВВС.

Встреча с Жуковым

Накануне Отечественной войны Новикова перевели в Киевский военный округ. В 1942 году он встретился с Жуковым. Тот сразу предложил ему возглавить ВВС Советской армии. После назначения Александр Александрович получил прозвище Летающее крыло Жукова.

Преобразования ВВС

Свою работу маршал Новиков начал с реформирования и коренной перестройки ВВС. Он решил создать несколько воздушных армий, что существенно расширило границы массированной эксплуатации авиации. Увеличению боевой эффективности ВВС также способствовало создание однородных: бомбардировочных, штурмовых, истребительных - резервных корпусов и авиадивизий. В этом была большая заслуга Александра Александровича. Подобные реформы наделили Красную армию мобильной ударной силой небывалой мощности. Высокая маневренность летательных аппаратов позволила контролировать территории от Чёрного до Белого морей. Стоит отметить, что маршал Новиков был первым, кто управлял воздушным боем с земли при помощи радио. Впервые он использовал его под Ленинградом. А в масштабе фронта применил это управление под Сталинградом.

Сталинградская битва и другие сражения

3000 - такое число вражеских самолётов помогла уничтожить система радиоуправления, которую координировал маршал авиации Новиков А. А. 1943 г. стал для него триумфальным, ведь именно слаженная работа лётчиков под командованием Александра Александровича помогла одержать победу. Они разгромили танки, пытавшиеся прорваться к Паулюсу. А под Сталинградом Новиков под свою ответственность сделал ставку на штурмовики. Маршал считал, что в плохих погодных условиях они гораздо лучше бомбардировщиков помогут в прорыве обороны противника. Также под них легче было искать аэродромы. Как мы знаем из истории, стратегия Александра Александровича оказалась верной.

Стоит отметить, что воздушная армия под его командованием участвовала в Кубанском сражении, помогала в освобождении Белоруссии и Украины, а также разгромила Квантунскую армию на Дальнем Востоке. За свою результативную работу главный маршал авиации Новиков получил много наград как от СССР, так и от иностранных государств. Самые значимые из них - это орден Ленина и медаль «Золотая Звезда» (была вручена дважды).

Начало расследования

Несмотря на все свои заслуги, Александр Александрович не смог избежать участи большинства советских военачальников. Победы на войне ощутимо усилили роль армии в глазах общества. А это грозило ослаблением влияния партийной верхушки. К тому же Сталин никогда не доверял военным и считал, что их нужно держать в страхе и под жёстким контролем. Поводом к проверке маршала Новикова и армии ВВС послужила встреча Иосифа Виссарионовича с сыном Василием. Тот пожаловался отцу на «плохие» отечественные самолёты и заявил о высоком качестве американских летательных аппаратов.

Конфликт с сыном Сталина

Василий Сталин всегда не очень хорошо отзывался о маршале авиации Новикове. И на то у него были свои причины. Всё образование сына вождя состояло из незаконченной средней школы, Качинской школы лётчиков и годичного пребывания на авиакурсах. Тем не менее в 21 год Василий был уже полковником и возглавлял инспекцию ВВС КА. Сам Иосиф Виссаринович старался поддерживать миф о собственной скромности в быту. Его же сын, наоборот, беззастенчиво попирал армейские порядки, вёл себя высокомерно и регулярно устраивал дебоши, кутежи, пьянки и безобразия. Маршал Новиков потребовал от сына Сталина неукоснительного соблюдения армейской дисциплины и постарался укоротить высокомерные замашки Василия. Например, он забрал две из его трёх машин. По должности Василию полагалась только одна. Александр Александрович прекрасно понимал, что сам Сталин был в курсе подобных выходок сына, но ничего не предпринимал. В 1945 году Новиков не подписал приказ о присвоении Василию звания генерал-майора. Самолюбие сына Сталина было задето, и он стал плести интриги, дожидаясь удобного случая для мести.

Арест

Через несколько месяцев главный маршал авиации А. А. Новиков, биографии которого опубликованы во многих журналах армейской тематики, был снят с занимаемой должности без всяких объяснений и оснований. Затем его арестовали вместе с несколькими людьми, занимавшими ключевые посты в ВВС. Так появилось «дело авиаторов». Все обвинения по нему были надуманными. Маршал Новиков не занимался вредительством, а лишь отдавал приказы на устранение недостатков летательных машин. Кстати, количество технических поломок было гораздо ниже допустимой нормы. В условиях такого торопливого производства это можно назвать чудом.

Открывшая «дело авиаторов» организация «Смерш» во главе с Абакумовым, разрабатывала три основных линии. Первая - сбор компромата на маршала Жукова. Он должен был предстать главой заговора с целью совершения в СССР военного переворота. Вторая - выявление всех «вредителей» в военной промышленности и военной авиации. Третья - выявление связей между политическими и военными деятелями. Главным стремлением следователей было найти причины для обвинения Жукова. При этом они не гнушались пытками, выбивая из людей показания. Но основную роль в преследовании Жукова сыграл Александр Новиков. Маршал авиации подписал на него донос.

Сфабрикованный донос

Сразу после ареста Новикова отвезли на Лубянку. К слову, там он отсидел целых шесть лет. Сталин не отправил его в лагерь, так как понимал, что Александр Александрович может ему пригодиться. На Лубянке каждый день проходили допросы. Они длились до пяти утра. Потом Новикову давали час на отдых, и всё продолжалось снова. Заснуть было невозможно, так как в маленькой камере всё время горела лампочка в 500 ватт. Да и на живот нельзя было переворачиваться. После нескольких дней такого допроса, когда дважды Герой Советского Союза Новиков был сломлен и измучен бессонницей, ему подсунули бумагу с печатным текстом. Обессилевший и находившийся в полубредовом состоянии Александр Александрович её подписал. Да и вряд ли могло быть по-другому. В ходе дальнейших разбирательств выяснилось, что донос составлен безграмотно, на скорую руку. Никакой конкретики в нём не было. Да и суть доноса просто абсурдна - якобы Жуков приписывал все заслуги и победы лично себе. Вполне понятно, что Сталин просто использовал Новикова для устранения Жукова.

Освобождение

В начале декабря 1954 года состоялся суд над Абакумовым и следователями, сфабриковавшими «дело авиаторов». Александр Новиков (биография, отзывы о маршале есть в любом учебнике истории) лично давал показания. Маршалу вернули должность и имущество. Но произошедшее сильно его подкосило, и проработал он всего несколько месяцев.

Завершение карьеры

В марте 1955 года главный маршал авиации А. А. Новиков был освобождён от должности. В качестве основной причины отстранения назвали «техническую отсталость». Конечно, это сказалось на здоровье Александра Александровича. Он тяжело заболел и перенёс инфаркт. Потом была хирургическая операция и полугодовая реабилитация в больнице. В начале 1956 года маршала уволили в запас по болезни. При этом он сохранил право ношения военной формы.

В 1966 году бывший маршал авиации Новиков перенёс тяжёлый инсульт и полностью отошёл от дел. До самой своей смерти он трудился над книгой, в которой описывал подвиги ленинградских лётчиков. Третья жена маршала Тамара делала всё возможное для продления его жизни. Она служила в Главном штабе ВВС и, по сути, была ниточкой, связывающей Александра Александровича с главным делом его жизни - военной авиацией. Скончался Новиков в Москве в 1976 году.

Реабилитация

В апреле 1993 года Военной прокуратурой РФ было направлено заявление в Верховный Совет РФ о признании семерых человек, участвующих в «авиационном деле», незаконно репрессированными. Спустя месяц Верховный Совет признал факт репрессии по политическим мотивам. Но в конце 1993 года после расстрела здания Верховного Совета все документы сгорели. К счастью, Светлана (дочь Новикова) успела вручную скопировать соответствующий документ.

В конце 90-х по просьбе жены Новикова Комиссия жертв репрессий по политическим мотивам тщательно изучила информацию по «авиационному делу» 1946 года. Главный вывод, к которому она пришла, был такой: «Дело полностью сфабриковано и имеет не уголовный, а политический подтекст». Военная прокуратура полностью согласилась с такой формулировкой. И в конце 2000 года главного маршала авиации А. А. Новикова полностью реабилитировали.

Новое на сайте

>

Самое популярное