Домой Уход за волосами Расстояние от школы до красной линии. Гигиенические принципы размещения школ. Радиус обслуживания школы. Гигиенические требования к земельному участку и зданию школы. Укажите правильное определение понятия утомления

Расстояние от школы до красной линии. Гигиенические принципы размещения школ. Радиус обслуживания школы. Гигиенические требования к земельному участку и зданию школы. Укажите правильное определение понятия утомления

размер шрифта

ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО- ПЛАНИРОВКА И ЗАСТРОЙКА ГОРОДСКИХ И СЕЛЬСКИХ ПОСЕЛЕНИЙ- СНиП 2-07-01-89 (утв- Постановлением Госстроя СССР... Актуально в 2018 году

5. УЧРЕЖДЕНИЯ И ПРЕДПРИЯТИЯ ОБСЛУЖИВАНИЯ

5.1. Учреждения и предприятия обслуживания следует размещать на территории городских и сельских поселений, приближая их к местам жительства и работы, предусматривая, как правило, формирование общественных центров в увязке с сетью общественного пассажирского транспорта.

При расчете учреждений и предприятий обслуживания следует принимать социальные нормативы обеспеченности, разрабатываемые в установленном порядке. Для ориентировочных расчетов число учреждений и предприятий обслуживания и размеры их земельных участков допускается принимать в соответствии с рекомендуемым приложением 7*.

Примечание. Размещение, вместимость и размеры земельных участков учреждений и предприятий обслуживания, не указанных в настоящем разделе и в рекомендуемом приложении 7*, следует принимать по заданию на проектирование.

5.2. При определении числа, состава и вместимости учреждений и предприятий обслуживания в городах-центрах систем расселения следует дополнительно учитывать приезжающее население из других городских и сельских поселений, расположенных в зоне, ограниченной затратами времени на передвижения в большой, крупный и крупнейший город-центр не более 2 ч, в малые и средние города-центры или подцентры систем расселения - не более 1 ч; в исторических городах необходимо учитывать также туристов.

5.3. Учреждения и предприятия обслуживания в сельских поселениях следует размещать из расчета обеспечения жителей каждого поселения услугами первой необходимости в пределах пешеходной доступности не более 30 мин. Обеспечение объектами более высокого уровня обслуживания следует предусматривать на группу сельских поселений.

Для организации обслуживания необходимо предусматривать помимо стационарных зданий передвижные средства и сооружения сезонного использования, выделяя для них соответствующие площадки.

5.4*. Радиус обслуживания населения учреждениями и предприятиями, размещаемыми в жилой застройке, как правило, следует принимать не более указанного в табл. 5*.

Таблица 5*

Учреждения и предприятия
обслуживания
Радиус обслуживания, м
Детские дошкольные учреждения1*:
в городах 300
в сельских поселениях и в малых городах, при одно- и двухэтажной застройке 500
Общеобразовательные школы1 750
(500 для начальных классов)
Помещения для физкультурно-оздоровительных занятий 500
Физкультурно-спортивные центры жилых районов 1500
Поликлиники и их филиалы в городах2 1000
Раздаточные пункты молочной кухни 500
800
Аптеки в городах 500
То же, при одно- и двухэтажной застройке 800
Предприятия торговли, общественного питания и бытового обслуживания местного значения:
в городах при застройке:
многоэтажной 500
одно-, двухэтажной 800
в сельских поселениях 2000
Отделения связи и филиалы сберегательного банка 500

1* Указанный радиус обслуживания не распространяется на специализированные и оздоровительные детские дошкольные учреждения, а также на специальные детские ясли-сады общего типа и общеобразовательные школы (языковые, математические, спортивные и т.п.). Радиусы обслуживаний общеобразовательных школ в сельской местности допускается принимать по региональным (территориальным) строительным нормам, а при их отсутствии по заданию на проектирование.

2 Доступность поликлиник, амбулаторий, фельдшерско-акушерских пунктов и аптек в сельской местности принимается в пределах 30 мин (с использованием транспорта).

Примечания: 1. Для климатических подрайонов IА, IБ, IГ, IД и IIА, а также в зоне пустынь и полупустынь, в условиях сложного рельефа указанные в таблице радиусы обслуживания следует уменьшать на 30%.

2. Пути подходов учащихся к общеобразовательным школам с начальными классами не должны пересекать проезжую часть магистральных улиц в одном уровне.

5.5*. Расстояния от зданий и границ земельных участков учреждений и предприятий обслуживаний следует принимать не менее приведенных в табл. 6*.

Таблица 6*

Расстояния от зданий (границ участков) учреждений и предприятий обслуживания, м
Здания (земельные участки) учреждений и до красной линии до стен жилых до зданий общеобразовательных
предприятий обслуживания в городах в сельских поселениях домов школ, детских дошкольных и лечебных учреждений
Детские дошкольные учреждения и общеобразовательные школы (стены здания) 25 10 По нормам инсоляции и освещенности
Приемные пункты вторичного сырья 209; 209; 20* 50
Пожарные депо 10 10 209; 209;
Кладбища традиционного захоронения и крематории 6 6 300 300
Кладбища для погребения после кремации 6 6 100 100

* С входами и окнами.

Примечания*:

1. Участки детских дошкольных учреждений, вновь размещаемых больниц не должны примыкать непосредственно к магистральным улицам.

2. После закрытия кладбища традиционного захоронения по истечении 25 лет после последнего захоронения расстояния до жилой застройки могут быть сокращены до 100 м.

В сельских поселениях и сложившихся районах городов, подлежащих реконструкции, расстояние от кладбищ до стен жилых домов, зданий детских и лечебных учреждений допускается уменьшать по согласованию с местными органами санитарного надзора, но принимать не менее 100 м.

3. Приемные пункты вторичного сырья следует изолировать полосой зеленых насаждений и предусматривать к ним подъездные пути для автомобильного транспорта.

4. На земельном участке больницы необходимо предусматривать отдельные въезды в зоны хозяйственную и корпусов: лечебных - для инфекционных и неинфекционных больных (отдельно) и патолого-анатомического.

Совершенствование сферы обслуживания способствует не только удовлетворению запросов населения, но также существенно влияет на организацию и направленность многих социальных процессов нашего об­щества, в том числе и на рост производительности труда.

Система зданий культурно-бытового назначения по существу опреде­ляет ту материальную среду, которая позволяет человеку разумно ис­пользовать свое время, всесторонне развивать свои способности.

Правильная организация обслуживания населения и размещение сетей культурно-бытовых учреждений составляют одну из важнейших проблем цивилизованного общества.

Обслуживающие учреждения по своей специализации и значению в жизни города подразделяют на группы.

По специализации сеть городских учреждений делят на:

  • общественные и административно-хозяйственные учреждения (администрации, судебные органы, банки, сберегательные кассы, почта, телеграф, радио и т.д.);
  • культурно-просветительные учреждения (театры, клубы, кинотеатры,
  • библиотеки, музей, дома пионеров);
  • учебные заведения (общеобразовательные и специальные школы, училища, техникумы и вузы);
  • детские учреждения (сады и ясли);
  • учреждения здравоохранения (больницы, родильные дома, диспансе­ры, поликлиники, станции «Скорой помощи» и санитарно-эпидемиологи­ческие станции);
  • физкультурные и спортивные учреждения и сооружения (стадионы и спортивные площадки, спортивные залы, плавательные бассейны, водные
  • станции и др.);
  • учреждения и предприятия общественного питания и торговли (мага­зины продовольственных и промышленных товаров, рынки, столовые,
  • рестораны, закусочные);
  • предприятия коммунально-бытового обслуживания (бытовые мастер­ские, парикмахерские, прачечные и т. п.).

Принцип разме­щения учреждений культур­но-бытового обслуживания заключается в макси­мальном приближении этих учреждений к жилью, а сле­довательно, размещение их не по периметру, а внутри жилых массивов.

Чем чаще пользуется на­селение тем или иным учре­ждением, тем ближе оно должно быть расположено к жилью. Этим определяются нормативные радиусы действия учреждений культурно-бытового обслу­живания.

Все учреждения культурно-бытового обслуживания жилого района подразделены на три группы: первичного, повседневного и периодиче­ского обслуживания.

В соответствии с действующими нормами (СНиП П-К. 2-62) в груп­пе жилых домов в радиусе обслуживания до 300 м следует размещать детские ясли-сады и физкультурные площадки. В будущем здесь можно будет предусмотреть организацию службы бюро добрых услуг, выпол­няющего заказы на различные услуги - первичное обслуживание.

В микрорайоне в радиусе обслуживания до 500 м следует размещать школы, предприятия торговли и общественного питания, приемные пунк­ты прачечных и бытовых мастерских, физкультурные площадки, гаражи для индивидуальных автомобилей - повседневное обслуживание.

В жилом районе, как правило, желательна организация обществен­ного центра в радиусе обслуживания до 1500 м, который включает тор­говый центр или отдельные крупные предприятия торговли и общественного питания, клуб, кинотеатр, библиотеку, спортивный комплекс, поли­клинику - периодическое обслуживание.

Учреждения и предприятия

обслуживания

Радиус обслуживания, м

Детские дошкольные учреждения:

в городах

в сельских поселениях и в малых городах, при одно- и двухэтажной застройке

Общеобразовательные школы

(500 для начальных классов)

Помещения для физкультурно-оздоровительных занятий

Физкультурно-спортивные центры жилых районов

1500

Поликлиники и их филиалы в городах

1000

Раздаточные пункты молочной кухни

Аптеки в городах

То же, при одно- и двухэтажной застройке

Предприятия торговли, общественного питания и бытового обслуживания местного значения:

в городах при застройке:

многоэтажной

одно-, двухэтажной

в сельских поселениях

2000

Отделения связи и филиалы сберегательного банка

Расстояния от зданий и границ земельных участков учреждений и предприятий обслуживаний следует принимать не менее приведенных.

Расстояния от зданий (границ участков) учреждений и предприятий обслуживания, м

Здания (земельные участки) учреждений и

до красной линии

до стен жилых

до зданий общеобразовательных

предприятий обслуживания

в городах

в сельских поселениях

домов

школ, детских дошкольных и лечебных учреждений

Детские дошкольные учреждения и общеобразовательные школы (стены здания)

По нормам инсоляции

и освещенности

Приемные пункты вторичного сырья

Пожарные депо

Кладбища традиционного захоронения и крематории

Кладбища для погребения после кремации

Участки детских дошкольных учреждений, вновь размещаемых больниц не должны примыкать непосредственно к магистральным улицам.

После закрытия кладбища традиционного захоронения по истечении 25 лет после последнего захоронения расстояния до жилой застройки могут быть сокращены до 100 м.

В сельских поселениях и сложившихся районах городов, подлежащих реконструкции, расстояние от кладбищ до стен жилых домов, зданий детских и лечебных учреждений допускается уменьшать по согласованию с местными органами санитарного надзора, но принимать не менее 100 м.

Приемные пункты вторичного сырья следует изолировать полосой зеленых насаждений и предусматривать к ним подъездные пути для автомобильного транспорта.

На земельном участке больницы необходимо предусматривать отдельные въезды в зоны хозяйственную и корпусов: лечебных - для инфекционных и неинфекционных больных (отдельно) и патолого-анатомического.

По значению в жизни города учреждения делят на:

  • общегородские (театры, музеи, центральные библиотеки, центральные универмаги, крупные специализированные магазины и т. д.);
  • районные (административные и общественные организации, магази­ны, столовые, кинотеатры, районные библиотеки, поликлиники и т. д.);
  • микрорайонные, обслуживающие только сравнительно небольшие жилые комплексы (школы, детские сады-ясли, продовольственные мага­зины и т. д.).

При многоэтажной застройке иногда целесообразно размещать уч­реждения торговли и бытового обслуживания микрорайонов в первых этажах жилых домов. При этом следует отметить, что если первоначаль­но считалось удобным располагать торговые и бытовые предприятия, об­служивающие жителей микрорайона, внутри него, то в настоящее время представляется более целесообразным размещать их на границе микро­района и приближенными к остановкам общественного транспорта, что значительно расширяет сферу их действия и делает удобными для по­путного пользования при движении на работу и с работы.

Для того чтобы эти учреждения обслуживания были доступны всему населению, они должны быть равномерно распределены по всей террито­рии города. Однако равномерное размещение этих учреждений само по себе еще не создает рационального решения обслуживания.

Для этого необходима организация стройной системы, размещения культурно-бытовых учреждений и органическая взаимосвязь этого раз­мещения с планировочной структурой города. Необходимо точно опреде­лить место и значение каждого объекта системы обслуживания в зави­симости от характера и частоты пользования, его услугами. Чем чащепоявляется потребность в данном виде учреждений, тем ближе они должны быть к потребителю. И наоборот, учреждения, которые посещают сравнительно редко, могут иметь больший радиус обслуживания.

Система обслуживания должна охватывать как селитебную и про­мышленную зоны города, так и его пригороды. Она должна быть связана с планировочной структурой и размерами населенного места. В малых городах и поселках эта связь относительно проста, в крупных и боль­ших городах она значительно услож­няется.

В практике проектирования сов­ременных населенных мест зареко­мендовала себя так называемая сту­пенчатая система обслуживания, ко­торая наиболее полно обеспечивает удобства населения и создает благо­приятные условия эксплуатации са­мих учреждений. Согласно этой сис­теме культурно-бытовые учрежде­ния, в зависимости от места их рас­положения в городе, условно подраз­деляют на ступени.

Смысл ступенчатой системы об­служивания заключается в том, что­бы создать последовательный ряд учреждений, который, обслуживая определенный контингент населения, соответственно закреплял бы струк­турное членение городской террито­рии. Организация обслу­живания населения по ступенчатой системе и в связи с этим структура территории города зависят от его величины.

Административно-хозяйственные и общественные здания на террито­рии города размещают в зависимости от их значения: учреждения обще­городского значения в основном располагают в центральной части горо­да, учреждения районного и микрорайонного значения - в обслуживае­мых ими районах.

Таким образом, систему общественных центров города образуют общегородской центр, центры жилых районов и микрорайонов.

В малых городах может быть организован единый общественный центр. В средних городах система общественных центров состоит из го­родского центра и центров жилых районов. При этом городской центр может совмещаться с центром одного из жилых районов. В крупных и больших городах, кроме городского центра, организуют общественные центры селитебных и жилых районов. В больших и крупных городах учреждения общегородского значения многочисленны и разнообразны. Их не следует концентрировать только в центральной части города, так как чрезмерная концентрация общест­венных зданий влечет за собой перенасыщение центра потоками транспорта и пешеходов. Поэтому собственно центр города целесообразно формировать важнейшими общественно-политическими, административ­ными и культурно-просветительными зданиями.

Отдельные части общегородских центров крупных городов могут иметь некоторую функциональную специализацию. В комплек­се архитектурных ансамблей могут быть размещены правительственные здания городского или областного значения, театры и концертные залы музеи и выставки, универмаги, торговые пассажи, рестораны.

Торговые, спортивные,учеб­ные и другие общегородские уч­реждения выгоднеерасполагать на отдельных, наиболее удобных для них территорияхгородаи пригородной зоны, образуя цент­рыспециальногоназначения. В зависимости от конкретных ус­ловий эти центры можно группи­ровать или размещать раздельно. Таким образом, комплексная ор­ганизация обслуживанияпреду­сматривает переход от отдельных общественных зданий к их концентрированному размещению в виде общественных центров. Такое размещение дает возможность жите­лям города удовлетворить свои бытовые и культурные потребности в од­ном месте, затрачивая на это значительно меньше времени и энергии. Легче и рациональнее решается проблема транспорта и автостоянок. Применяемые при этом укрупненные кооперированные здания лучше отвечают современным требованиям технологии и экономичности строи­тельства и эксплуатации. Крупные центры формируют среди городской застройки разнообразные архитектурные ансамбли, чем обусловливают композицию планировки и застройки города в целом.

Общественные центры города должны размещаться на возвышенных и красивых местах городской территории, на берегах рек, водоемов. Они должны быть хорошо озеленены и изолированы полосами зеленых на­саждений от прилегающих магистральных улиц и автомобильных стоянок.

В составе общегородского центра следует предусматривать открытые площади для массовых демонстраций, митингов, народных гуляний, скверы для кратковре­менного отдыха.

Стремление избе­жать чрезмерной пере­грузки основных город­ских центров крупных городов привело к идее создания городских об­щественных центров специализированного профиля.

В зарубежной и со­ветскойградострои­тельной практике наи­большее распростране­ние получают комплек­сы предприятий торгов­ли, общественногопи­тания и бытовогооб­служивания - торго­вые центры Такие комплексыраз­нообразныхторговых предприятий, сконцент­рированных в одном месте, создают большие удобства для покупателей, представляют максимально разнообразный ассортимент товаров, позво­ляют широко применять новую технику и прогрессивные методы торгов­ли. С точки зрения строительства и эксплуатации такие комплексы эко­номичнее отдельных разрозненных зданий.

В зависимости от конкретных условий вместимость и состав торговых центров могут меняться. В связи с бурным развитием науки в нашей стране большое распро­странение получили учебные и научные центры. В промыш­ленных городах (Свердловске, Магнитогорске, Новокузнецке и др.) создают общественные центры промышленных районов. Большое значе­ние и широкое распространение в городах уже получили выставоч­ные и спортивные центры. Специализированный профиль этих центров совмещается с полным комплексным обслуживанием: на их территории размещаются столовые, рестораны, гостиницы и т. п.

В настоящее время разрабатывают проекты медицинских центров. В них намечается создание комплекса разнообразных лечебно-диагностических отделений с научными и учебными медицинскими учреждениями. Медицинские центры размещают вне селитебной территории, в зелени пригорода или лесопаркового пояса.

Комплекс городских специализированных центров, объединенных системой магистралей, бульваров, садов и парков, одновременно с реше­нием сложных функциональных задач облегчает создание пространствен­ной организации архитектурных ансамблей города.При разработке проектов планировки и застройки городов необходимо знать вместимость общественно-административных и культурно-бытовых зданий и размеры территории для них.

Пользоваться нормами необходи­мо с учетом индивидуальных осо­бенностей каждого города: его размеров, соответствующей пла­нировочной структуры, функцио­нального и административного назначения. Наконец, имеют значение и климатические особенности района. Предлагаемая ступенчатая система организации культурно-бытового обслуживания, нормативные данные для расчета вместимости и радиусов действия отдельных учреждений обслуживания, организация системы центров является лишь основой, к которой в каждом конкретном случае нужно подходить творчески, учитывая множество нюансов, которые мо­гут встретиться при проектировании новых и тем более реконструкции существующих городов.

Сущность принципа микрорайонирования заключается в том, чтобы каждый житель имел рядом со своей квартирой все учреждения, необходимые для удовлетворения повседневных культурно-бытовых потребностей, максимально удобно находящиеся в шаговой доступности.

Учреждения, обслуживающие жилые микрорайоны, должны быть, по возможности, равномерно размещены на территории микрорайона, чтобы обеспечить наилучшее обслуживание населения с минимальными радиусами пешеходной доступности.

Вся территория микрорайона условно разбивается на зоны обслуживания культурно-бытовыми учреждениями. В пределах этих зон производятся замеры минимальных и максимальных радиусов обслуживания (r mln и r max ).

Минимальный и максимальный радиусы обслуживания определяется путем замера на чертеже расстояний по реальным кратчайшим путям следования от наиболее близко и наиболее далеко расположенных жилых домов до учреждений обслуживания. Замер производится от парадной двери жилого дома до входной двери в учреждение.

Средний радиус обслуживания определяется по формуле:

r c = (r min +r max)/2 , где

r c - средний радиус зоны обслуживания (доступности), м;

r mln - минимальный радиус зоны обслуживания, м;

r max - максимальный радиус обслуживания, м.

Среднее t c и максимальное t max время, затрачиваемое жителями на подход к культурно-бытовым учреждениям, определяется по формулам:

t c = r c /v; t max = r max /v , где

t c и t max - среднее и максимальное время на подход к учреждению обслуживания, мин.

v = 66,7 м/мин. - скорость движения пешехода.

Результаты расчетов радиусов обслуживания и затрат времени на подход к учреждениям обслуживания представлены в Таблице 8.

Таблица 8. Радиусы облуживания культурно-бытовыми учреждениями и затраты времени населения

Наименование учреждений Радиусы обслуживания, м Затраты времени на подход от жилых домов, мин
средний min max среднее max
Школа 1 3,15 4,50
Школа 2 3,45 5,40
Дет. учреждение 1 3,52 6,00
Дет. учреждение 2 3,75 6,60
Дет. учреждение 3 2,85 4,80
Парикмахерская 1 3,60 7,20
Парикмахерская 2 3,67 7,05
Банк 2,40 4,80
Столовая 3,75 7,20
Стоянка 1 1,95 3,90
Стоянка 2 2,10 4,20
Магазин 1 3,82 7,50
Магазин 2 2,25 4,50
Магазин 3 4,35 8,70
Магазин 4 4,89 9,60
Магазин 5 3,73 7,35
Магазин 6 3,67 7,35

Анализируя полученные результаты, можно отметить, что при нормативных показателях среднего и максимального радиуса зоны обслуживания культурно – бытовыми учреждениями, в данном микрорайоне большинство предприятий расположены согласно требованиям. Однако следует отметить весьма не продуманное и нерациональное расположение почти всех культурно-бытовых учреждений.



Так школы следует размещать равномерно по территории микрорайона, в стороне от магистральных улиц. Концентрированное расположение школ и детских учреждений опасно в эпидемиологическом отношении и приводит к удлинению радиусов обслуживания этими учреждениями. В данном же микрорайоне это требование не соблюдается. Хотя максимальный радиус обслуживания школ и укладывается в норматив, их расположение является весьма неудобным.

Расположение большей части магазинов на окраине микрорайона вблизи красных линий приводит к значительному увеличению радиуса их доступности. Жители, поживающие на противоположных от этих учреждений краях микрорайона, вынуждены тратить много времени, что весьма неудобно.

Проверка условий освещений жилых домов и участков культурно-бытовых учреждений

Размещение и ориентация жилых и общественных зданий должны обеспечивать инсоляцию жилых помещений и территории учреждений обслуживания в соответствии с требованиями санитарных норм и правил, что, в свою очередь, благоприятно сказывается на здоровье жителей и на комфортности проживания в микрорайоне.

Расстояние между жилыми домами должно быть принято в соответствии с этажностью затеняющего здания. Между длинными домами, а также между жилыми и общественными зданиями расстояние должно быть не менее 2H, между торцами домов и домами башенного типа - не менее H (где H - высота дома).

Имеются также данные о том, что для домов это расстояние должно быть следующим: для 5-этажных - не менее 15 м; для 12-этажных - не менее 36 м, для 16-этажных - не менее 48 м. В данном микрорайоне, согласно измерениям, расстояние между домами не всегда соответствует нормативным санитарным требованиям.

Если рассмотреть микрорайон с точки зрения сторон света, можно отметить, что небольшая часть жилых домов имеет благоприятное расположение с ориентацией фасадных сторон с юго-запада на северо-восток, в связи с чем квартиры должны хорошо освещаться, в них не должно быть резких перепадов температур, что в свою очередь способствует образованию благоприятного микроклимата. Однако следует заметить, что некоторые дома выходят фасадами на север (на запад и восток - торцами), северная сторона недополучит солнечного света и тепла.

Благоприятное расположение имеет большая часть учреждений обслуживания микрорайона, т.к. они не затеняются стоящими рядом домами.

Заключение

В курсовом проекте был рассмотрен и проанализирован предложенный план микрорайона. Ниже приведены основные, полученные в результате расчетов, показатели:

1. Общая территория микрорайона - 24,89 га. Из них 17,69 га - жилая территория (71,07%) и 7,2 га - участки культурно-бытовых учреждений (28,93%);

2. Численность населения микрорайона - 10131 человек;

3. Жилой фонд - 136780,8 м 2 ;

4. Средняя этажность - 8 этажей;

5. Общие капитальные вложения - 2979,91 млн. руб.;

6. Ежегодные эксплуатационные расходы - 73067,86 тыс. руб.

Микрорайон является весьма благоприятным для проживания. Густота застройки укладывается в нормативные показатели, радиус обслуживания так же в пределах нормативных значений. Большую часть территории жилого микрорайона занимает жилая территория, что является положительным фактором, а учитывая преобладание зеленых насаждений – положительный факт с точки зрения очищения воздуха от близлежащей магистральной улицы.

К недостаткам данного микрорайона можно отнести небольшое количество стоянок, что затрудняет парковку транспорта и приводит к загромжденности подъездов к жилым домам. Так же негативным является отсутствие спортивно-развлекательных учреждений, художественной школы, поликлиники, аптеки.

Весьма непродуманным является размещение некоторых культурно-бытовых учреждений. Так большая часть продуктовых магазинов сосредоточена в южной части микрорайона, что также неудобно и приводит к значительному увеличению радиуса обслуживания. Помимо всего прочего на территории отсутствует целый ряд предприятий обслуживания - почта, аптека и др.

Однако стоит отметить, что на территории микрорайона присутствует весьма удачно расположенный банк, расположенные в центре микрорайона гаражи и стоянки, а также столовая и парикмахерская.

Таким образом, анализируя всю территорию микрорайона в целом, можно сделать вывод о том, что культурно-бытовые и архитектурно-композиционные условия заданы в данном случае не всегда успешно, проектно-планировочная работа выполнена достаточно качественно, но небольшое количество площадей использовано нерационально.

Список использованной литературы

1. Давидович В. Г. Планировка городов и районов. - М: Стройиздат, 1964;

2. Методические указания к курсовому проектированию по дисциплине «Организация инфраструктуры города и региона». - М., ГУУ, 1999.

Учреждения и предприятия

обслуживания населения

обслуживания, м

Дошкольные учреждения

Общеобразовательные школы:

для начальных классов

Помещения для физкультурно-оздоровительных и досуговых занятий

Амбулаторно-поликлинические учреждения

Предприятия торгово-бытового обслуживания повседневного пользования

Отделения связи и Сбербанка, опорный пункт охраны порядка

Центр административного самоуправления

Пример расчета площади дома и участка:

Исходные данные: Двухэтажный усадебный жилой дом для семьи из двух человек. Муж – предприниматель, жена – художник. Объект обслуживания – детская художественная школа-студия.

Нормативный радиус обслуживания (R) для детских художественных школ – 750 м (Табл. 5* СНиП 2.07.01-89*);

плотность населения (П) на проектируемом участке 33 чел/га (Прил. 5 СНиП 2.07.01-89*);

нормативный показатель потребности во вместимости (в i ) учреждений данного вида обслуживания на 1000 жителей рассчитывается следующим образом: сначала считаем с показателем числа школьников на 1000 человек (Прил. 7 СНиП 2.07.01-89*). На 1000 человек -180 школьников, из них 2,7 % занимается в художественной школе, т.е. 4,86 человек.

B i = 4,86/1000 ∙33∙ 3,14∙750 2 =28мест

Пропускная способность данного объекта 28 мест, при условии, что школа-студия может работать в 2 смены в день при посещении школьниками три дня в неделю, в день ее посещают 14 человек, т.е. единовременно посещают 7 человек. Исходя из этого, можно подсчитать площадь учебного кабинета 5 м 2 на человека (Пособие к МГСН 4.06-96 Общеобразовательные учреждения). Площадь кабинета составит 35 м 2 .

Планируемая вместимость объекта обслуживания (В) 7 чел.

Норма площади (Н) на удельный показатель объекта обслуживания, 20 м 2 /уд показатель (Прил. 7 СНиП 2.07.01-89*);

Принятый размер приусадебного участка индивидуального жилого дома без обслуживания (Р у ) 1000 м 2 .

Р общ =7∙20 + 1000=1140 м 2

Из расчетов следует, что общая площадь участка под строительство индивидуального жилого дома с детской художественной студией равна 1140 м 2 . Дополнительная площадь для блока студии будет состоять из учебного кабинета размером 35 м 2 и прилегающих к нему входного холла, гардеробной, санузла для учеников (Прил.).

1.5. Экономика проектного решения

Экономичность проектного решения индивидуального жилого дома характеризуется планировочным и объемно-планировочным коэффициентами.

К 1 определяется как отношение жилой площади к общей. Значение этого показателя от 0,5 до 0,7.

К 1 = S ж / S общ (8)

К 2 определяется как отношение строительного объема к общей площади. Значение этого показателя от 3,5 до 5.

К 2 = V стр / S общ (9)

К 3 – отношение площади ограждающих конструкций здания (площадь наружных стен) к общей площади.

К 3 = С / S общ (10)

К 4 – показатель компактности, определяется как отношение протяженности периметра стен здания к площади застройки. Значение этого показателя от 0,24 до 0,4.

Площадь помещений зданий следует определять по их размерам, измеряемым между отделанными поверхностями стен и перегородок на уровне пола (без учета плинтусов). Площадь помещения мансардного этажа учитывается с понижающим коэффициентом 0,7 на участках в пределах высоты наклонного потолка (стены) при наклоне 30°- до 1,5 м, при 45° - до 1,1 м, при 60° и более - до 0,5 м.

Жилая площадь (S ж) индивидуального дома включает площади таких жилых помещений, как общая комната, спальни, гостевые, детские.

Общая площадь (S общ) включает суммарную жилую площадь и площади кухни, столовой, санитарного блока, встроенных шкафов, коридоров, летних помещений, а также других помещений функциональных зон жилого дома.

Площадь застройки (S заст) определяется как площадь горизонтального сечения по внешнему обводу здания на уровне цоколя, включая выступающие части.

Строительный объем (V стр) определяется как произведение площади жилого дома, определенная по внешнему периметру наружных стен и высоты от отметки пола (±0,000) до отметки верха плиты перекрытия последнего этажа.

В общую приведенную площадь (S общ.прив) входит общая площадь с летними помещениями, умноженная на коэффициент приведения (для балкона – 0,25; для полулоджии, полубалкона – 0,35; для лоджии -1).

Все показатели и коэффициенты заносятся в таблицу ТЭП (табл.1).

Таблица 3

Показатель

Общая площадь (S)

Общая площадь жилой части дома (S общ)

Жилая площадь (S ж)

Площадь помещений обслуживания (S обсл)

Площадь застройки (S заст)

Строительный объем (V стр)

Общая приведенная площадь (S общ.прив)

Планировку и застройку городских и сельских поселений регламентирует СНиП 2.07.01-89* «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений». Так в п.5.1 этого документа говориться, что учреждения и предприятия обслуживания населения следует размещать на территории городских и сельских поселений, приближая их к местам жительства и работы. При этом, как правило, формирование общественных центров предусматривается в увязке с сетью общественного пассажирского транспорта.
Радиус обслуживания населения учреждениями и предприятиями, размещаемыми в жилой застройке (п.5.4, СНиП 2.07.01-89*) следует, как правило, принимать не более чем указанно в таблице 1. При этом пути подходов учащихся к общеобразовательным школам с начальными классами не должны пересекать проезжую часть магистральных улиц в одном уровне.
Таблица 1.

Учреждения и предприятия обслуживания

Радиус обслуживания, м

Детские дошкольные учреждения в городах 1
То же в сельских поселениях и в малых городах, при одно- и двухэтажной застройке
Общеобразовательные школы 1
Для начальных школ 1
Помещения для физкультурно-оздоровительных занятий
Физкультурно-спортивные центры жилых районов
Поликлиники и их филиалы в городах 2
Раздаточные пункты молочной кухни
Аптеки в городах
То же, при одно- и двухэтажной застройке
Предприятия торговли, общественного питания и бытового обслуживания местного значения:
в городах при застройке:
многоэтажной
одно-, двухэтажной
в сельских поселениях
Отделения связи и филиалы сберегательного банка

Примечания:
1 Указанный радиус обслуживания не распространяется на специализированные и оздоровительные детские дошкольные учреждения, а также на специальные детские ясли-сады общего типа и общеобразовательные школы (языковые, математические, спортивные и т.п.). Радиусы обслуживаний общеобразовательных школ в сельской местности допускается принимать по региональным (территориальным) строительным нормам, а при их отсутствии по заданию на проектирование.
2 Доступность поликлиник, амбулаторий, фельдшерско-акушерских пунктов и аптек в сельской местности принимается в пределах 30 мин (с использованием транспорта).

Расстояния от зданий и границ земельных участков учреждений и предприятий обслуживаний следует принимать не менее приведенных в таблице 2 (п.5.5, СНиП 2.07.01-89*).
Таблица 2.

Здания (земельные участки) учреждений и предприятий обслуживания

Расстояния от зданий (границ участков) учреждений и предприятий обслуживания, м

до красной линии

до стен жилых домов

до зданий общеобразовательных школ, детских дошкольных и лечебных учреждений

в городах

в сельских поселениях

Детские дошкольные учреждения и общеобразовательные школы (стены здания)

По нормам инсоляции и освещенности

Приемные пункты вторичного сырья
Пожарные депо
Кладбища традиционного захоронения и крематории
Кладбища для погребения после кремации

Примечания:
* С входами и окнами.

Таким образом, сколько конкретно следует отступить от детского учреждения при строительстве бани в нормативном документе: СНиП 2.07.01-89* «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» – не указано. Скорее всего, следует исходить из общих норм инсоляции и освещенности, если к тому же обеспечивается непросматриваемость помещений из окна в окно. Кроме того необходимо соблюдать противопожарные расстояния между зданиями.

Новое на сайте

>

Самое популярное