Домой Уход за волосами Первичная группа. Первичные и вторичные группы Что такое первичные и вторичные социальные группы

Первичная группа. Первичные и вторичные группы Что такое первичные и вторичные социальные группы

Социальная группа определяется как некоторое множество людей, имеющих какой-либо общий социальный признак. Такая группа выполняет определенную функцию в обществе.

В отличие от рассмотренных выше общностей, социальная группа обладает следующими особенностями:

  • в ней существуют устойчивые взаимодействия людей, что способствует прочности и устойчивости группы на протяжении длительного времени;
  • в ней относительно высокая степень сплоченности;
  • состав группы весьма однороден: она характеризуется аналогичным набором признаков и особенностей;
  • может входить в состав более широких общностей в качестве составного элемента, не теряя при этом своей специфики.

Полезно выделять первичные и вторичные социальные группы.

Первичные социальные группы

К первичным социальным группам относятся , характеризующиеся высоким уровнем эмоциональных связей, близости и солидарности. Эта солидарность может иметь групповой уровень, а может иметь и общественный размах.

Характерными признаками первичной группы являются:

  • немногочисленный состав;
  • пространственная близость членов группы;
  • относительная устойчивость и длительность существования;
  • общность ценностей, норм и форм поведения;
  • добровольный характер связей людей;
  • моральные и неформальные способы обеспечения дисциплины.

К первичным группам относится , школьный класс, группа, курс в учебном заведении, круг друзей и единомышленников. В первичной группе человек получает первоначальную социализацию, знакомится с образцами поведения, оценивает старших, возникающих «естественных лидеров», овладевает социальными нормами, ценностями и идеалами. Развиваясь в первичных группах, человек осознает и свою связь с определенными социальными общностями, с обществом в целом.

Социология проводит специальные исследования особенностей возникновения и функционирования первичных групп, поскольку именно в них закладываются многие особенности менталитета, идеологии и социального поведения взрослых граждан. В последние годы этим проблемам уже посвящены кандидатские и докторские диссертации.

Первичные группы — это, как правило, малые группы.

Вторичные социальные группы

Вторичная социальная группа представляет собой общность, в которой связи и взаимодействия участников имеют неэмоциональный, чаще всего прагматический характер. Вторичная группа чаше всего ориентирована на некоторую цель. В таких группах преобладают обезличенные отношения, индивидуальные качества личности не имеют особого значения, ценится, главным образом, способность выполнять определенные функции.

Во вторичных социальных группах не исключены и эмоциональные связи, но их главные функции — достижение поставленных целей. В составе вторичной группы могут существовать и действовать и некоторые первичные группы.

Как правило, вторичные группы являются многочисленными. Размер группы оказывает значительное влияние на внутригрупповые взаимодействия и на общие социальные отношения. К этому типу групп относится, например, электорат той или иной партии, а также различные движения по интересам (спортивные болельщики, объединения автолюбителей, любители Интернета). Вторичные группы объединяют людей по этническому принципу, по профессиям, по демографическому основанию и т. п.

В нашей стране принято различать формальные и неформальные группы.

Формальной группой считается социальная общность, положение которой регламентируется нормативными документами — законами, нормами, уставами, служебными инструкциями и т. п. В советское время положение различных общностей в стране определялось уставом КПСС и постановлениями се руководящих органов. Поэтому устав любой общественной организации в СССР содержал положение о признании «руководящей роли партии».

В некоторых случаях к типу формальных групп относят и учреждения массового характера, создаваемые властями или гражданами с разрешения властей для реализации некоторых определенных задач. Среди таких учреждений называют школу, армию, предприятие, банк и т. п. Такие учреждения имеют четкую структуру, иерархию, строгое разделение труда, а отношения между людьми регламентируются правилами и внутренними регламентами.

Следует добавить, что понятием «формальные группы» в ряде случаев пользуются для обозначения учреждений и организаций, существующих лишь на бумаге, и, естественно, не играющих заявленной роли в общественной жизни. К этому типу групп можно отнести «трудовые коллективы», о создании которых было объявлено в законе СССР 1984 года. Этим трудовым коллективам были предоставлены столь широкие полномочия, что реализовать их они не имели никакой возможности. Они должны были контролировать работу депутатов Верховного Совета, местных органов управления, суда и т. д., определять программу работы предприятия и учреждения, обсуждать и высказывать свое мнение по всем вопросам, касающимся страны. Отсюда их формальный характер. Естественно, что последующее законодательство забыло о трудовых коллективах.

Социология подчеркивает, что особенность такого рода групп состоит именно в том, что они преследуют реальные цели. И дело не в том, что групп, не соответствующих этим свойствам, не бывает. Они возникают, создаются, но продолжительность их с ществования незначительна.

Неформальными группами считаются обычно такие, которые не предусмотрены в юридических нормах, программах и политических документах. Они отличаются самодеятельным характером. В некоторых случаях такие группы приобретают значительное распространение и влияние. Это относится, например, к НПО — «неправительственным организациям». В конечном итоге институтам власти приходится их признавать и переводить в разряд «формальных организаций». Неформальные группы возникают спонтанно на основе инициативы одного или нескольких лиц. Тем не менее, существуют различные правовые нормы, регулирующие возникновение и деятельность таких самодеятельных групп. В принципе для получения правового статуса юридического лица группа должна зарегистрироваться в соответствующем государственном учреждении.

Для некоторых групп установлен разрешительный принцип регистрации, то есть группа должна получить официальное разрешение. Для других групп установлен заявительный принцип, то есть создаваемое объединение просто информирует государственный орган о своем создании. Такой порядок установлен, например, для создания профсоюза, малого предприятия без образования юридического лица и т. д. Заметим по этому поводу, что в некоторых странах такая уведомительная процедура осуществляется по почте, что устраняет опасность коррупции и длительной бюрократической волокиты.

В неформальных группах самодеятельного типа действуют дружеские отношения, отсутствует жесткая иерархия и дисциплина. Численность такого рода групп, как правило, невелика. Они построены по принципу «близости» — территориальной, эмоционально-психологической или по общности интересов (соседи, охотники, болельщики, сверстники, друзья, туристы). Отношения внутри таких групп имеют личностный характер, большую роль играют симпатии, привычки, традиции, взаимоуважение.

Неформальные группы не являются закрытыми в том смысле, что их члены могут одновременно входить в другие сообщества и действовать в них.

К особому типу групп относятся разнообразные «тайные» объединения, которые существуют практически во всех странах. В случае если такие группы начинают нарушать законы, они вызывают повышенное внимание правоохранительных учреждений.

В то же время исследование таких групп довольно затруднительно, поскольку они редко допускают в свои ряды чужаков и не делятся с ними своими намерениями.

Независимо от того, к какому типу относятся рассмотренные общественные группы, все они играют и могут играть важную роль в общественной и политической жизни страны.

Из всего сказанного вытекает важный вывод о необходимости серьезных научных исследований всех происходящих в обществе процессов, особенно не поддающихся непосредственному наблюдению.

Социальные институты.

Большинство из нас начинают свою жизнь в организации - в родильном доме. Там работают врачи, медицинские сестры, анестезиологи, санитарки и другие; все они заботятся о нашем здоровье. Покинув родильный дом, мы попадаем в другие организации - ясли, детский сад, начальную и среднюю школу, - каждая из них имеет определенную структуру и порядок работы. После окончания школы нам снова не миновать организаций. Став взрослыми, мы поступаем на работу в одну из них. Мы имеем дело с такими организациями, как финансовое управление, армия, полиция, суды, банки, магазины и т.д. После ухода на пенсию нам предстоит столкнутся с организациями системы социального обеспечения и здравоохранения; не исключено, что мы окажемся в больнице или даже в доме для престарелых. Даже когда человек умирает, организации не оставляют его на произвол судьбы. Им занимается похоронные бюро, банки, юридические конторы, налоговые агентства и суды, где наследники улаживают дела покойного.

Организации возникли сравнительно недавно. В менее развитых обществах забота о здоровье, обучении, оказании помощи пожилым и т.п. осуществлялись в семье или членами семьи.

Но в промышленных странах жизнь значительно усложняется и возникает потребность в создании множества организаций. Поэтому необходимо подробно рассмотреть сущность организаций и их формы.

Между членами первичных групп (семья, группа друзей) устанавливаются личные отношения, затрачивающие многие стороны их индивидуальностей. В отличие от этого вторичные группы образуют для достижения определенных целей. Их члены играют, например, строго определенные роли, и между ними почти отсутствуют эмоциональные отношения. Основным типом вторичной группы является организация - большая социальная группа, сформированная для достижения определенных целей. Универсальные магазины, издательские фирмы, университеты, почтамт, армия и т.п. - этот список можно продолжить бесконечно.

В реальной жизни трудно провести четкое различие между двумя образованиями: первичной группой и формальной организацией. Например некоторые группы, подобны организациям, так как они существуют для достижения определенных целей, но по своей структуре напоминают первичные группы. Таковы харизматические группы. Во главе их стоит лидер, отличающийся обаянием и огромной притягательной силой, или харизмой; члены группы обожествляют лидера и готовы служить ему верой и правдой. Типичная харизматическая группа - Христос и его ученики.

Сущность харизматической группы в непостоянстве их организационной структуры и зависимости от лидера. В них нет служебной иерархии (например, должностей вице-президента или секретаря и т.п.), существующей до тех пор, пока существует группа вне зависимости от её состава в любое данное время. Роли членов таких групп определяются в соответствии с их отношением к лидеру. Здесь не существует такого понятия, как продвижение по службе - всё зависит лишь от расположения лидера к тому или иному члену группы. Поскольку личные отношения могут быть очень изменчивыми, структура группы также нестабильна. Более того, в харизматических группах отсутствуют устойчивые внутригрупповые нормы, в отличие от более структурированных организаций, лидеры которых с помощью сложившихся правил и норм укрепляют свою власть.

Поскольку харизматические группы неустойчивы, обычно они сохраняются до тех пор, пока лидеры обладают притягательной силой. Однако, поскольку лидеры не бессмертны, складываются правила, в соответствии с которыми избираются их преёмники. Рано или поздно эти последователи убеждаются, что для сохранения группы на длительное время недостаточно одной лишь веры. Имеет значение также, какими способами члены группы зарабатывают на жизнь. Часто группа решает эту проблему, облагая налогами своих членов или продавая некий товар. В ходе формирования определённых правил, методов и традиций складывается иерархия должностных лиц. Таким образом происходит формирование значительно более упорядоченной организации.

Макс Вебер назвал такой процесс рутинизацией харизмы. Это происходит во множестве групп. Например, Росс (1980) исследовал три организации, которые были образованы для оказания помощи населению городов Среднего Запада, пострадавших от ураганов. Хотя эти три группы во многих отношениях отличались друг от друга, поразительно, что прежде, чем стать организациями, они прошли одинаковые стадии. На стадии "кристаллизации" каждая группа осмысливала потребности общества и принимала решения о мерах их удовлетворению. Затем наблюдался переход к стадии "признания", когда лидеры вступали в контакт с другими организациями для обсуждения своих целей и совместных усилий; таким образом, они получали признание со стороны других. Это приводило к третьей стадии, названной "институтонализацией", когда деятельность начинала осуществляться общепринятым способом. К этому времени устанавливаются устойчивые формы взаимодействия между членами группы и с представителями других организаций. Интересно отметить, что в результате этого процесса каждая группа становилась более упорядоченной; для осуществления её целей требовалось меньшее число людей,

поэтому группа уменьшалась.

При обсуждении специфики перехода от групповой к организационной структуре, у вас, возможно, возникла мысль о том, что существует много форм организаций. Если так, то вы рассуждали правильно. Одна из таких форм - добровольная ассоциация, напоминающая неформальную группу; прямо противоположна ей - тотальная организация.

Добровольные ассоциации распространенны во всём мире. К ним относятся религиозные группы, например, Всемирный съезд сионистов или Женский христианский союз, профессиональные общества вроде Американской социологической ассоциации и Американского института планирования, а также ассоциации, членов которых связывают общие увлечения, например Клуб собаководов или Общество охраны и поощрения вокальных квартетов среди парикмахеров Америки.

Добровольной ассоциации свойственны три основных черты:

1. она образована для защиты общих интересов её членов;

2. членство является добровольным - оно не предусматривает предъявления требований к определённым людям (что наблюдается при призыве на военную службу) и его не присваивают от рождения (как, например, гражданство). В результате лидеры оказывают сравнительно небольшое влияние на членов добровольной ассоциации, которые имеют возможность выйти из организации, если их не устраивает деятельность лидеров;

3. организация этого типа не связана с местными, государственными или федеральными правительственными органами (Силлс, 1968).

Добровольные ассоциации часто создаются для защиты каких-то общих интересов её членов. Учреждения тотального типа формируются для содействия общественному благу, сущность которого формулируется государственными, религиозными и другими организациями. Примеры таких учреждений - тюрьмы, военные училища и т.п.

Обитатели тотальных учреждений изолированы от общества. Часто они находятся под надзором охранников. Охранники осуществляют надзор над многими сторонами их жизни, включая питание, жильё и даже индивидуальную заботу. Не удивительно, что для поддержания порядка и зависимости обитателей этих заведений от охранников издаётся множество постановлений. В результате формируется сильная группа охранников и слабая группа тех - кто им подчиняется.

Эрвин Гофман (1961), который ввёл термин "тотальные учреждения", выделил несколько типов таких организаций:

1. больницы, дома и санатории для людей, которые не могут сами о себе позаботиться (слепые, пожилые, нищие, больные);

2. тюрьмы (и концентрационные лагеря), предназначенные для людей, считающихся опасными для общества;

3. военные казармы, морские судна, закрытые учебные заведения, трудовые лагеря и другие учреждения, созданные для определённых целей;

4. мужские и женские монастыри и другие убежища, куда люди уходят от мира, обычно по религиозным причинам.

Часто изоляция от внешнего мира навязывается новоприбывшим в тотальное учреждение с помощью сложных или жёстких ритуалов. Это делается для достижения полного разрыва людей с их прошлым и подчинения нормам заведения.

Социальные институты.

Другой тип социальных систем складывается на основе общностей, социальные связи которых обусловлены объединениями организаций. Такие социальные связи называются институциональными, а социальные системы - социальными институтами. Последние действуют от имени общества как целого. Институциональные связи можно называть еще и нормативными, так как их характер и содержание устанавливаются обществом в целях удовлетворения потребностей его членов в тех или иных сферах общественной жизни.

Следовательно, социальные институты выполняют в обществе функции социального управления и социального контроля как одного из элементов управления. Социальный контроль дает возможность обществу и его системам обеспечить соблюдение нормативных условий, нарушение которых наносит ущерб социальной системе. Основными объектами такого контроля являются правовые и моральные нормы, обычаи, административные решения и т. п. Действие социального контроля сводится, с одной стороны, к применению санкций в отношении поведения, нарушающего социальные ограничения, с другой - к одобрению желательного поведения. Поведение индивидов обусловлено их потребностями. Эти потребности могут быть удовлетворены различными способами, и выбор средств для их удовлетворения зависит от системы ценностей, принятой данной социальной общностью или обществом в целом. Принятие определенной системы ценностей способствует идентичности поведения членов общности. Воспитание и социализация направлены на то, чтобы передать индивидам установленные в данной общности образцы поведения и способы деятельности.

Социальные институты руководят поведением членов общности через систему санкций и наград. В социальном управлении и контроле институты играют весьма важную роль. Их задача сводится не только к принуждению. В каждом обществе существуют институты, осуществляющие гарантии свободы в определенных видах деятельности - свободу творчества и нововведений, свободу слова, права на получение определенной формы и величины дохода, на жилье и бесплатное медицинское обслуживание и т. д. Например, литераторы и артисты имеют гарантированную свободу творчества, поиска новых художественных форм; ученые и специалисты обязываются исследовать новые проблемы и осуществлять поиск новых технических решений и т. д. Социальные институты могут быть охарактеризованы с точки зрения как их внешней, формальной (“ материальной”) структуры, так и внутренней, содержательной.

Внешне социальный институт выглядит как совокупность лиц, учреждений, снабженных определенными материальными средствами и осуществляющих конкретную социальную функцию. С содержательной стороны - это определенная система целесообразно ориентированных стандартов поведения определенных лиц в конкретных ситуациях. Так, если есть юстиция как социальный институт внешне может быть охарактеризована как совокупность лиц, учреждений и материальных средств осуществляющих правосудие, то с содержательной точки зрения - это совокупность стандартизированных образцов поведения правомочных лиц, обеспечивающих данную социальную функцию. Указанные стандарты поведения воплощаются в определенных ролях, характерных для системы юстиции (роль судьи, прокурора, адвоката, следователя и т. д.).

Социальный институт, таким образом, определяет ориентацию социальной деятельности и социальных отношений посредством взаимосогласованной системы целесообразно ориентированных стандартов поведения. Их возникновение и группировка в систему зависят от содержания решаемых социальным институтом задач. Каждый такой институт характеризуется наличием цели деятельности, конкретными функциями, обеспечивающими ее достижение, набором социальных позиций и ролей, а также системой санкций, обеспечивающих поощрение желаемого и подавление отклоняющегося поведения.

Важнейшими социальными институтами являются политические. С их помощью устанавливается и поддерживается политическая власть. Экономические институты обеспечивают процесс производства и распределения благ и услуг. Семья также один из важных социальных институтов. Ее деятельность (отношения между родителями, родителями и детьми, методы воспитания и т. д.) определяется системой правовых и иных социальных норм. Наряду с этими институтами существенное значение имеют и такие социально-культурные институты, как система образования, здравоохранение, социальное обеспечение, культурно-воспитательные учреждения и т. д. Все еще заметную роль в обществе продолжает играть институт религии.

Институциональные связи, как и иные формы социальной связи, на основе которых складываются социальные общности, представляют собой упорядоченную систему, определенную социальную организацию. Это система принятых видов деятельности социальных общностей, норм и ценностей, которые гарантируют сходное поведение их членов, согласовывают и направляют в определенное русло стремления людей, устанавливают способы удовлетворения их потребностей, разрешают конфликты, возникающие в процессе повседневной жизни, обеспечивают состояние равновесия между стремлениями различных индивидов и групп данной социальной общности и общества в целом. В случае когда это равновесие начинает колебаться, говорят о социальной дезорганизации, об интенсивном проявлении нежелательных явлений (например, таких, как преступления, алкоголизм, агрессивные действия и т. п.).

3.3.4.2. Первичные и вторичные группы

Первичная группа - это группа, в которой связь под­держивается непосредственными личными контактами, высокоэмоциональным вовлечением членов в дела группы, что ведет членов к высокой степени отождествления себя с группой. Первичной группе свойственна высокая степень солидарности, глубоко развитое чувство «мы».

Г.С.Антипина выделяет следующие характерные для первичных групп черты: «малочисленный состав, про­странственная близость их членов, непосредственность, интимность отношений, длительность существования, единство цели, добровольность вступления в группу и неформальный контроль за поведением членов» .

Впервые понятие «первичная группа» было введено в 1909 г. Ч.Кули применительно к семье, в которой между членами складываются устойчивые эмоциональные отно­шения. Ч.Кули считал семью «первичной», потому что она является первой группой, благодаря которой осущест­вляется процесс социализации младенца. К «первичным группам» он также относил группы друзей и группы бли­жайших соседей [см. об этом: 139. С.330-335].

Позднее данный термин стал использоваться социоло­гами при изучении любой группы, которой были присущи тесные личные отношения между ее членами. Первичные группы выполняют как бы роль первичного связующего звена между обществом и личностью. Благодаря им чело­век осознает свою принадлежность к определенным соци­альным общностям и способен участвовать в жизни всего общества.

Значение первичных групп очень велико, в них, осо­бенно в период раннего детства, происходит процесс пер­вичной социализации индивида. Сначала семья, а затем первичный учебный и трудовой коллективы оказывают огромное воздействие на положение личности в общест­ве. Первичные группы формируют личность. В них про­исходит процесс социализации личности, освоение образ­цов поведения, социальных норм, ценностей и идеалов. Каждый индивид находит в первичной группе интимную среду, симпатии и возможности реализации личных инте­ресов.

Первичная группа - это чаще всего неформальная группа, так как формализация ведет к превращению ее в группу другого типа. Например, если формальные связи начинают играть важную роль в семье, то она распадается как первичная группа и преобразуется в формальную малую группу.

Ч.Кули отмечал две основные функции малых первич­ных групп:

1. Выступать источником моральных норм, которые человек получает в детстве и которыми руководствуется в течение всей своей последующей жизни.

2. Выступать средством поддержки и стабилизации взрослого человека [см.: II. С.40].

Вторичная группа - это группа, организованная для реализации определенных целей, внутри которой почти отсутствуют эмоциональные отношения и в которой пре­обладают предметные контакты, чаще всего опосредован­ные. Члены данной группы имеют институционализированную систему отношений, а их деятельность регулиру­ется правилами. Если первичная группа всегда ориентирована на взаимосвязи между ее членами, то вто­ричная - на цель. Вторичные группы, как правило, со­впадают с большими и формальными группами, которые имеют институционализированную систему отношений, хотя малые группы также могут быть вторичными.


Основное значение в этих группах придается не лич­ностным качествам членов группы, а их умению выпол­нять определенные функции. Например, на заводе долж­ность инженера, секретаря, стенографистки, рабочего может занимать любой человек, который обладает необ­ходимой для этого подготовкой. Индивидуальные особен­ности каждого из них для завода безразличны, главное, чтобы они справлялись со своей работой, тогда завод может функционировать. Для семьи или группы игроков (например, в футбол) индивидуальные особенности, лич­ностные качества каждого уникальны и значат очень много, и ни одного из них поэтому нельзя просто так заменить другим.

Так как во вторичной группе все роли уже четко распределены, то ее члены очень часто мало знают друг о друге. Между ними, как известно, нет эмоциональных отношений, что свойственно для членов семьи и друзей. Например, в организациях, связанных с трудовой дея­тельностью, основными будут производственные отноше­ния. Во вторичных группах не только роли, но и способы коммуникации уже заранее четко расписаны. В связи с тем, что проведение личной беседы не всегда бывает возможным и эффективным, коммуникация часто приоб­ретает более формальный характер и осуществляется благодаря телефонным звонкам и различным письменным документам.

Например, школьный класс, студенческая группа, производственная бригада и т.д. всегда внутренне разде­лены на первичные группы индивидов, симпатизирую­щих друг другу, между которыми возникают более или менее часто межличностные контакты. При руководстве вторичной группой обязательно следует учитывать пер­вичные социальные образования.

Ученые-теоретики отмечают, что в течение последних двухсот лет произошло ослабление роли первичных групп в обществе. Проведенные западными социологами в тече­ние нескольких десятилетий социологические исследова­ния подтвердили, что в настоящее время господствуют вторичные группы. Но также были получены многочис­ленные данные, свидетельствующие, что первичная груп­па все еще вполне устойчива и является важным связую­щим звеном между личностью и обществом. Исследова­ния первичных групп проводились в нескольких областях: выяснялась роль первичных групп в промышленности, во время стихийных бедствий и т.д. Изучение поведения людей в разных условиях и ситуациях показало, что пер­вичные группы все еще играют важную роль в структуре всей социальной жизни общества {см.: 225. С. 150-154].

Три основные черты, которые мы только что рассмотрели, - взаимодействие, членство и групповая идентичность - свойственны множеству групп. Двое влюбленных, три товарища, которые в выходные дни вместе отправляются на рыбалку, клуб игроков в бридж, скауты, объединение по производству ЭВМ - все они представляют собой группы Но группа, состоящая из двух влюбленных или трех товарищей, коренным образом отличается от бригады, которая монтирует ЭВМ, расположившись за одним столом. Влюбленные и друзья образуют первичные группы; группа по сборке ЭВМ - вторичная.

Первичная группа состоит из небольшого числа людей, между которыми устанавливаются взаимоотношения, основанные на их индивидуальных особенностях. Первичные группы не велики, ибо в противном случае трудно установить непосредственные, личные взаимосвязи между всеми членами.

Чарлз Кули (1909) впервые ввел понятие первичной группы применительно к семье, между членами которой складываются устойчивые эмоциональные отношения. Согласно Кули, семья считается "первичной", так как она является первой группой, играющей основную роль в процессе социализации младенцев. Впоследствии социологи стали применять этот термин при изучении любой группы, в которой сформировались тесные личные отношения, определяющие сущность данной группы. Таким образом, влюбленные, группы друзей, члены клуба, которые не только вместе играют в бридж, но и ходят друг к другу в гости, являют собой первичные группы.

Вторичная группа образуется из людей, между которыми почти отсутствуют эмоциональные отношения, их взаимодействие обусловлено стремлением к достижению определенных целей. В этих группах основное значение придается не личностным качествам, а умению выполнять определенные функции. На предприятии по производству ЭВМ должности делопроизводителя, управляющего, курьера, инженера, администратора может занимать любой человек, обладающей соответствующей подготовкой. Если лица, занимающие эти должности, справляются со своей работой, организация может функционировать. Индивидуальные особенности каждого почти ничего не значит для организации и наоборот, члены семьи или группы игроков уникальны. Их личностные качества играют важную роль, ни одного нельзя заменить кем-то другим.



В силу того, что роли во вторичной группе четко определены, ее члены нередко очень мало знают друг о друге. Как правило, они не обнимаются при встрече. Между ними не устанавливаются эмоциональные отношения, характерные для друзей и членов семьи. В организации, связанной с трудовой деятельностью, основными являются производственные отношения. Таким образом, не только роли, но и способы коммуникации четко определены. Поскольку личная беседа не эффективна, коммуникация часто носит более формальный характер и осуществляется с помощью письменных документов или телефонных звонков.

Однако не следует преувеличивать некую обезличенность вторичных групп, якобы лишенных своеобразия. Люди вступают в дружеские отношения и образуют новые группы на работе, в школе и внутри других вторичных групп. Если между индивидами, участвующими в общении, складываются достаточно устойчивые отношения, можно считать, что они создали новую первичную группу.


ПЕРВИЧНЫЕ ГРУППЫ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

В течение последних двухсот лет теоретики социальных наук отмечают ослабление роли первичных групп в обществе. Они считают, что промышленная революция, развитие городов и возникновение корпораций привели к созданию крупной обезличенной бюрократии. Для характеристики этих тенденций были введены такие понятия, как "массовое общество" и "упадок общины".

Но социологические исследования, проводимые в течение нескольких десятилетий, свидетельствуют о сложности этих вопросов. Действительно, в современном мире наблюдается господство вторичных групп. Но в то же время первичная группа оказалась вполне устойчивой и стала важным связующим звеном между личностью и более формальной, организационной стороной жизни. Исследования первичных групп сосредоточены в нескольких областях. Начнем с анализа роли первичных групп в промышленности.

Промышленность

Бедствия

Социальный контроль: китайский пример


Раздел 1 Основные составляющие общества.

Глава 5. Социальное взаимодействие

ПРОМЫШЛЕННОСТЬ

Шестьдесят лет назад группа социальных исследователей изучала поведение рабочих гигантского завода Хоторна, которым управляла "Western Electric Company" в Чикаго. Ученые стремились определить факторы, воздействующие на производительность труда и индивидуальную выработку рабочих. Например, они считали, что количество перерывов в работе влияет на производительность. Итак, они выбрали группу работниц и начали эксперимент. Сначала работницы получили возможность несколько раз подолгу отдыхать в течение рабочего дня, затем периоды отдыха сократились, но стали более частыми. Экспериментаторы также сокращали и удлиняли время, предоставленное для ленча. Кроме того, в разной мере усиливали освещение; предполагалось, что более яркое освещение будет способствовать повышению производительности.

Результаты эксперимента удивили исследователей. Когда они удлиняли периоды отдыха, производительность труда работниц возрастала. При сокращении она продолжала расти. Но когда был установлен первоначальный режим труда и отдыха, производительность труда выросла еще больше. То же самое наблюдалось при экспериментах, связанных с изменением продолжительности ленча и яркости освещения. При любых изменениях уровень выработки женщин возрастал.

Получив такие результаты, исследователи попытались выявить другие факторы (помимо условий труда), которые воздействовали на производительность. Оказалось, что женщины, выбранные для проведения эксперимента, образовали группу. Им казалось, что, поскольку отобрали именно их, они приобрели особый статус, и они стали считать друг друга представителями своего рода "элиты". Поэтому и старались работать как можно лучше в соответствии с требованиями исследователей. Этот тип реагирования стал называться хоторнским эффектом . Он состоял в следующем: вероятно, сам факт, что именно данная группа подвергается изучению, воздействует на поведение ее членов даже больше, чем другие факторы, которые стремятся выявить исследователи.

На основе этого эксперимента и других данных хоторнские исследователи сделали вывод, что "человеческий фактор" играет важную роль в трудовой деятельности. Когда работник приобретал новый статус, связанный с денежным вознаграждением, похвалой или повышением в должности, производительность его труда стремительно возрастала. Этому также способствовала эффективная система реагирования на жалобы. Если работник имеет возможность обсудить ту или иную проблему с терпеливым начальником, который выслушает его с сочувствием и уважением, и если после этого что-то изменится к лучшему, возрастает доверие рабочих к руководству, их чувство собственного достоинства и стремление к групповому единству.

Хоторнские экспериментаторы выявили также благоприятную роль небольших, четко организованных групп работниц. Члены таких групп часто стремились затеять возню, шутки, игры. После работы они играли в бейсбол, карты, ходили друг к другу в гости. И эти первичные группы способны были оказать влияние на производительность всего завода. Несмотря на попытки руководства контролировать выработку путем установления норм, эти группы сами неофициально регулировали темп работы. Те, кто трудился слишком быстро (их называли "выскочками"), подвергались социальному давлению со стороны группы - их дразнили, высмеивали или игнорировали. Часто это давление оказывалось настолько сильным, что рабочие специально работали медленнее и отказывались от премий за превышение норм выработки (Ротлисбергер, Диксон, 1947).

ПЕРВИЧНАЯ ГРУППА

ПЕРВИЧНАЯ ГРУППА

термин, введенный Кули для обозначения такой реальной группы взаимосвязанных людей, к-рая характеризуется: а) личностными, интимными, аффективными связями; б) непосредственным, "лицом к лицу", общением; в) относит. устойчивостью; г) малым размером. Первый является основным. В П. г. (семья , группа соседей, компания подростков, группа близких друзей и т.п.) к человеку определяется уникальными особенностями его личности. Отсюда – большая роль личных симпатий, отсутствие шаблона и формализма, неформальный . В отношениях с др. группами члены П. г. обычно выступают как целое – "Мы", идентифицируя себя друг с другом. В других социальных группах и образованиях (гос-во, армия, большой город, политич. партия и т.д.) к человеку подходят как к представителю определ. социального стереотипа. Отношение к нему носит односторонний , определяясь к.-л. объективным признаком: занимаемой должностью, или расой, или полом, или размером дохода и т.п. Здесь связей между людьми больше, но они безличны, поверхностны, неустойчивы во времени и пространстве и часто не требуют личного контакта. Пытаясь конкретизировать П. г., нек-рые последователи Кули предлагают различать традиционные (примордиальные) П. г., дружеские или личностные (сформированные по взаимной симпатии) П. г. и идеологич. П. г. (возникшие на основе сильно переживаемых общих ценностей). Критикуя Кули, многие бурж. социологи отмечают, что на практике П. г." в чистом виде" встречаются крайне редко. Поэтому предлагается различать интимные (аффективные, основанные на симпатиях) группы и группы утилитарные; группы прямого контакта (группы присутствия) и группы, не связанные непосредств. общением; оригинальные группы и производные и т.д. Мн. совр. социологи говорят о первичных и вторичных отношениях, представляя их как полюса нек-рого абстрактного континуума, по к-рому раскладываются реальные отношения людей в зависимости от того, воспринимаются партнеры как уникальные человеч. личности или же только как носители определ. социальных функций.

В социологии и социальной психологии П. г. рассматривается как важнейшее социализации и социального контроля. П. г. потому прежде всего и названа первичной, что именно здесь впервые знакомится с обществом, усваивает осн. ценности, нормы поведения и т.п. Здесь же формируется и подкрепляется его о собств. "я". Эмпирически установлено, что ослабление "первичных" связей коррелируется с ростом психич. расстройств, преступности, самоубийств, алкоголизма, дезертирства (из армии, а также из семьи, с произ-ва и т.д.) и т.п. Распад связей "первичного" типа – одна из центр. проблем бурж. социологии.

Кули считал, что П. г. первична не только для индивида, но и для общества, поскольку социальные институты вырастают на базе идей, заложенных в П. г. Вытеснение "первичных" отношений "вторичными" одни бурж. социологи объясняют психологич. причинами, другие – ростом индустриализации и разделения труда. Объединяет их непонимание того факта, что решающее воздействие на отношения между людьми оказывает экономич. базис общества. Именно в условиях капитализма в отношениях людей друг к другу не остается ничего, "...кроме голого интереса, бессердечного „чистогана“" (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 4, с. 426). Любовь и , семья и соседство не могут избежать этого влияния. Вот почему П. г., если ее понимать как некий внеисторич. , оказывается безжизненной абстракцией.

В сов. лит-ре отмечается, что "...непосредственного перехода от целого коллектива и личности нет, а есть только переход через посредство первичного коллектива..." (Макаренко А. С., Соч., т. 5, 1958, с. 164). "На нем лежит первая перед обществом, он несет на себе первый перед всей страной, только через каждый его член входит в " (там же, с. 355). Первичный коллектив является "ячейкой", "клеточкой" общества, подверженной действию общих законов социального организма. Однако большую роль здесь играют и межличностные связи. Видимо, дальнейшее изучение первичного коллектива потребует вычленения в нем различных типов связей и форм контроля и соответственно введения нек-рых дополнит. категорий.

Лит.: Залужный А. С., Учение о коллективе. Методология, М.–Л., 1930; Шнирман А. Л., Черты первичного коллектива учащихся в средней школе, Л., 1955 (Уч. зап. Ленингр. гос. пед. ин-та, т. 12. Кафедра психологии); Макаренко А. С., Семья и детей, Соч., т. 4, Μ., 1957; его же, Методика организации воспитат. процесса, там же, т. 5, М., 1958; его же, Мои педагогич. воззрения, там же; его же, Проблемы воспитания в сов. школе, там же; его же, Цель воспитания, там же; Морено Дж., Социометрия, пер. с англ., М., 1958; Беккер Г. и Босков А., Совр. социологич. в ее преемственности и изменении, пер. с англ., М., 1961: Коллектив и развитие личности школьника, Л., 1962 (Уч. зап. Ленингр. гос. пед. ин-та, т. 232); Xарчев А. Г., Брак и семья в СССР, М., 1964; Кон И. С., Позитививм в социологии, Л., 1964; Социология в СССР, т. 1, М., 1965, разд. 4; Сооlеу Сh. H., Human nature and the social order, N. Y.–Chi.–Boston, ; его же, Social organization, N. Y., 1909; его же, Social process, N. Y., 1918; Freud S., Massenpsychologie und Ich-Analyse, Lpz.–W., 1921; Mayo Ε., The human problems of an industrial civilization, N. Y., 1933; Mead G., Mind, self and society, Chi., 1934; Ηomans G. С., The human group, N. Y., ; Shils Ε. Α., Primary groups in the American army, в кн.: Continuities in social research. Studies in the scope and method of "The American soldier", ed. by R. Merton and P. F. Lazarsfeld, Glencoe (Ill.), 1950; его же, Primary groups, в кн.: The policy sciences recent developments in scope and method, ed. by D. Lerner and H. D. Lasswell, Stanford, 1951; Rоhrer J. H. and Sherif M., Social psychology at the crossroads, Ν. Υ., 1951; Parsons T., The social system, Glencoe, 1952; Research methods in the behavioral sciences, ed. by L. Festinger and D. Katz, N. Y., 1953; Gross E., Some functional consequences of primary controls in formal work organization, "American Sociological Review", 1953, No 18; Small groups, ed. by P. A. Hare, E. F. Borgatta, R. F. Bales, N. Y., 1955; Parsons Т., Вales R. F., Family, socialization and interaction process, Glencoe (Ill.), 1955; Sargent S. and Williamson R., Social psychology, 2 ed., Ν. Υ., 1958; Ogburn W. and Nimkоff M., Sociology, 3 ed, Boston, 1958; Shibutany T., Society and personality, N. Y., 1961; Group dynamics, research and theory, ed. by D. Cartwright and A. Zander, 2 ed., Evanston (Ill.), 1962.

В. Ольшанский. Москва.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. - М.: Советская энциклопедия . Под редакцией Ф. В. Константинова . 1960-1970 .


Смотреть что такое "ПЕРВИЧНАЯ ГРУППА" в других словарях:

    первичная группа - В системах с частотным уплотнением группа из 12 аналоговых каналов, которая обычно занимает спектр от 60 до 108 кГц (basic group А) и реже от 12 до 60 кГц (basic group В). Каждая первичная группа состоит из 4 трехканальных групп (предгрупп), а… …

    См. ГРУППА ПЕРВИЧНАЯ. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 … Энциклопедия социологии

    ПЕРВИЧНАЯ ГРУППА - (primary group) малая группа, вроде семьи, друзей или коллег по работе. Кули (1909) классифицировал группы на первичные, имеющие собственные нормы поведения и предполагающие множество интеракций лицом к лицу, и вторичные, которые благодаря… … Большой толковый социологический словарь

    Первичная группа - – малая социальная группа, члены которой связаны личными и продолжительными отношениями … Словарь-справочник по социальной работе

    первичная группа каналов тональной частоты системы передачи с ЧРК - первичная группа Совокупность двенадцати каналов тональной частоты системы передачи ЧРК или четырех предгрупп, занимающих в диапазоне частот смежные участки с общей шириной 48 кГц. [ГОСТ 22832 77] Тематики системы передачи Синонимы первичная… … Справочник технического переводчика

    первичная группа цифровых сигналов электросвязи - первичная группа Многоканальный цифровой сигнал электросвязи, характеризующийся скоростью передачи символов 2,048 млн. с 1. [ГОСТ 22670 77] Тематики сети передачи данных Синонимы первичная группа EN primary block … Справочник технического переводчика

    первичная группа стержней останова - (напр. жидкометаллического быстрого ядерного реактора) [А.С.Гольдберг. Англо русский энергетический словарь. 2006 г.] Тематики энергетика в целом EN primary shutdown rods … Справочник технического переводчика

    Первичная группа каналов тональной частоты системы передачи с ЧРК - 11. Первичная группа каналов тональной частоты системы передачи с ЧРК Первичная группа D. Primargruppe Е. Group F. Groupe primaire Совокупность двенадцати каналов тональной частоты системы передачи ЧРК или четырех предгрупп, занимающих в… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

    Первичная группа цифровых сигналов электросвязи - 106. Первичная группа цифровых сигналов электросвязи Первичная группа Primary block Многоканальный цифровой сигнал электросвязи, характеризующийся скоростью передачи символов 2,048 млн. с 1

Новое на сайте

>

Самое популярное