Домой Полезные советы Понятие, теории и формы девиантного поведения. Социальный контроль и девиация Политическая девиация

Понятие, теории и формы девиантного поведения. Социальный контроль и девиация Политическая девиация

1. Понятие девиации.

2. Теории, объясняющие девиацию

3. Типы девиаций

4. Социальный контроль

Понятие девиации.

Девиантность определяется соответствием или несоответствием поступков социальным ожиданиям . В связи с этими трудностями вполне вероятно, что один и тот же поступок может считаться одновременно девиантным и недевиантным; более того, один и тот же поступок (например, вызов, брошенный Жанной д"Арк католической церкви) мог рассматриваться как серьезное преступление в эпоху, когда он был совершен, и как великий подвиг, вызывающий всеобщее восхищение последующих поколений.

Следует учитывать, что девиацию нельзя отождествлять с преступностью (делинквентным поведением) , хотя анализ девиантности часто фокусируется на криминальном поведении. Преступность , или поведение, запрещенное уголовным законодательством, является одной из форм девиации.

Девиантное (отклоняющееся) поведение – поступок, деятельность человека или социальное явление, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам, которые влекут за собой изоляцию, лечение, тюремное заключение или другое наказание нарушителя.

На основе данного определения можно выделить три основных компонента девиации : человек , которому свойственно определенное поведение; ожидание , или норма, которая является критерием оценки девиантного поведения, и некий другой человек , группа или организация, реагирующая на поведение.

Теории, объясняющие девиацию

БИОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЪЯСНЕНИЕ

В конце XIX в. итальянский врач Чезаре Ломброзо обнаружил связь между криминальным поведением и определенными физическими чертами. Он считал, что люди предрасположены к определенным типам поведения по своему биологическому складу. Он утверждал, что "криминальный тип" есть результат деградации к более ранним стадиям человеческой эволюции. Этот тип можно определить по таким характерным чертам, как выступающая нижняя челюсть, реденькая бородка и пониженная чувствительность к боли. Теория Ломброзо получила широкое распространение, и некоторые мыслители стали его последователями - они тоже устанавливали связь между девиантным поведением и определенными физическими чертами людей.



Уильям X. Шелдон (1940), известный американский психолог и врач, подчеркивал важность строения тела. У людей определенное строение тела означает присутствие характерных личностных черт. Эндоморфу (человеку умеренной полноты с мягким и несколько округлым телом) свойственны общительность, умение ладить с людьми и потворство своим желаниям. Мезоморф (чье тело отличается силой и стройностью) проявляет склонность к беспокойству, он активен и не слишком чувствителен. И наконец, эктоморф , отличающийся тонкостью и хрупкостью тела, склонен к самоанализу, наделен повышенной чувствительностью и нервозностью.

Опираясь на исследование поведения двухсот юношей в центре реабилитации, Шелдон сделал вывод , что наиболее склонны к девиации мезоморфы , хотя они отнюдь не всегда становятся преступниками.

Хотя подобные биологические концепции были популярны в начале XX в., другие концепции их постепенно вытеснили.

В последнее время биологическое объяснение фокусируется на аномалиях половых хромосом (XY) девианта . В соответствии с нормой женщина обладает двумя хромосомами типа X, в то время как для мужчины характерно наличие одной хромосомы типа X и одной хромосомы типа Y. Но иногда у отдельных людей имеются дополнительные хромосомы типов X или Y (XXY, XYY или, что встречается очень редко, XXXY, XXYY и т.д.).

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЪЯСНЕНИЕ

Психологический подход, так же, как и биологические теории, рассмотренные выше, часто применяется к анализу криминального поведения. Психоаналитики предложили теорию, которая связывала девиантные поступки с психическими отклонениями . Например, Фрейд ввел понятие - "преступники с чувством вины" - речь идет о людях, которые желают, чтобы их поймали и наказали потому, что они чувствуют себя виноватыми из-за своего "влечения к разрушению", они уверены, что тюремное заключение в какой-то мере помогло бы им преодолеть это влечение. (Фрейд, 1916-1957). Что касается сексуальной девиации , то некоторые психологи полагали, что эксгибиционизм, половые извращения и фетишизм обусловлены непреодоленным страхом кастрации.

Тщательные исследования показали, что сущность девиации нельзя объяснить только лишь на основе анализа психологических факторов. Более вероятно, что девиация возникает в результате сочетания многих социальных и психологических факторов.

СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЪЯСНЕНИЕ

Социологическое объяснение учитывает социальные и культурные факторы, на основе которых людей считают девиантами.

Теория аномии.

Впервые социологическое объяснение девиации было предложено в теории аномии , разработанной Эмилем Дюркгеймом . Дюркгейм использовал эту теорию в своем классическом исследовании сущности самоубийства. Он считал одной из причин самоубийства явление, названное аномией (буквально "разрегулированность"). Объясняя это явление, он подчеркивал, что социальные правила играют важную роль в регуляции жизни людей. Однако во время кризисов или радикальных социальных перемен жизненный опыт перестает соответствовать идеалам, воплощенным в социальных нормах. В результате люди испытывают состояние запутанности и дезориентации. Чтобы продемонстрировать воздействие аномии на поведение людей, Дюркгейм показал, что во время неожиданных экономических спадов и подъемов уровень самоубийств, как правило, становится выше обычного . Социальные нормы разрушаются, люди теряют ориентацию и - все это способствует девиантному поведению (Дюркгейм, 1897).

Термин "социальная дезорганизация " (аномия) обозначает состояние общества, когда культурные ценности, нормы и социальные взаимосвязи отсутствуют, ослабевают или противоречат друг другу .

Теория аномии Мертона

Роберт К. Мертон (1938) внес некоторые изменения в концепцию аномии, предложенную Дюркгеймом. Он считает, что причиной девиации является разрыв между культурными целями общества и социально одобряемыми средствами их достижения . Согласно Мертону, когда люди стремятся к финансовому успеху, но убеждаются в том, что его нельзя достичь с помощью социально одобряемых средств, они могут прибегнуть к незаконным способам, например, рэкету, спекуляции на скачках или торговле наркотиками . Мы вернемся к обсуждению взглядов Мертона на последствия аномии позже.

КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЕ ОБЪЯСНЕНИЯ

Так называемые культурные теории девиации по сути похожи на вышеупомянутые, но делают акцент на анализе культурных ценностей, благоприятствующих девиации.

Селлин и Миллер считают, что девиация имеет место, когда индивид идентифицирует себя с субкультурой, нормы которой противоречат нормам доминирующей культуры . Эдвин Сатерленд (1939) утверждал, что преступности (форма девиации, которая интересовала его в первую очередь) обучаются . Люди воспринимают ценности, способствующие девиации, в ходе общения с носителями этих ценностей. Если большинство друзей и родственников того или иного человека занимаются преступной деятельностью, существует вероятность, что он тоже станет преступником.

Криминальная девиация (делинквенция) является результатом преимущественного общения с носителями преступных норм. Более того, Сатерленд тщательно описал факторы, сочетания которых способствуют криминальному поведению. Он подчеркнул, что важную роль в этом играет повседневное общение в школе, дома или на месте постоянных "уличных тусовок". Частота контактов с девиантами, а также их количество и продолжительность оказывают влияние на интенсивность усвоения человеком девиантных ценностей. Важную роль играет и возраст. Чем человек моложе, тем с большей готовностью он усваивает образцы поведения, навязываемые другими.

Теория стигматизации (наклеивания ярлыков или клеймения)Самостоятельно.

Говард Беккер предложил концепцию, противоположную обсуждавшимся выше. "Аутсайдеры" (1963).

Конфликтологический подходСамостоятельно.

Остин Турк, Квинни (1977)

В последнее время стали придавать меньше значения биологическим или психологическим факторам, "толкающим" людей к девиантному поведению. Новейшие теории, особенно "новая криминология", делают акцент на характере общества и стремятся выявить, в какой мере оно заинтересовано в создании и сохранении девиации.

Новейшие теории намного более критичны к существующему социальному устройству, они доказывают необходимость исправления не отдельных людей, а всего общества в целом.

ТИПЫ ДЕВИАЦИЙ

Типологизация девиантного поведения связана с трудностями, поскольку любые его проявления - осуществление аборта, пристрастие к спиртным напиткам, употребление в пищу свинины и т.д. - можно считать как девиантными, так и недевиантными; все определяется нормативными требованиями, на основе которых они оцениваются. Поэтому, наверное, нет смысла пытаться составить точную классификацию типов абсолютно девиантного поведения, хотя некоторые из них, например изнасилование и кровосмешение, большинство людей (но не все) считают девиантными.

Классификация девиантных поступков, предложенная Мертоном, наиболее удачна из всех разработанных до сих пор . По Мертону, девиация возникает в результате аномии, разрыва между культурными целями и социально одобряемыми средствами их достижения .

Под девиацией (от лат. - от

клонение) понимается отклонение от принятых в обществе норм поведения. Если нормативным называют такое поведение индивидов, которое соответствует ролевым ожиданиям и ориентировано на признанные обществом ценности и нормы, то к отклоняющимся или девиантным относят любое отклонение от общепринятых и регламентирующих норм, принципов.

Это может быть единичное действие, поступок индивида, не соответствующие принятым в данном обществе нормам, но сюда же относятся социальные явления более широкого плана (криминализация общества, коррупция чиновников, увеличение числа разводов и пр.).

Понятие нормы и отклонения всегда определяется социально. В условиях повсеместно распространенной малодет- ности, когда в семье рождается один или два ребенка, именно такое количество детей становится социально приемлемой нормой. При этом многодетность, т.е. трое и более детей в семье в одних государствах оценивается как позитивное и заслуживает всяческого поощрения, а в других - осуждается как безответственное родительство, которое по своим последствиям наносит ущерб нормальному развитию общества (Китай).

Существует несколько социологических объяснений девиации.

Так, Э. Дюркгейм (1858-1917) видел основную причину девиации в социальной нестабильности. Используя категорию аномии, как особое состояние общества периода радикальных изменений, когда старые нормы и ценности уже не соответствуют реальным отношениям, а новые еще не утвердились, ученый использует функциональный подход, объясняющий отклоняющееся поведение. Р. Мертон считал, что отклонения - следствие несогласованности между заявленными в обществе социально одобряемыми целями и неэффективностью законных средств их достижения. Современная реклама навязывает высокие стандарты жизни, для реализации которых нужны немалые ресурсы. Но законными средствами (честным трудом, ответственным поведением) их трудно достичь. Согласно концепции Р. Мертона, именно в этой ситуации появляются люди и группы, пользующиеся запрещенными способами реализации целей. Интересна позиция о порождении девиантного поведения структурой сравнительных возможностей. Например, согласно этой теории, в городе совершается больше преступлений, чем в деревне, так как горожане имеют возможность постоянно сравнивать жизнь разных слоев населения, сильнее ощущают неравенство возможностей, положения, это их и толкает на нарушение норм.

В русле теорий конфликта (К. Маркс, Л. Козер, Р. Дарендорф и др.) девиация определяется как результат конфликта интересов различных социальных слоев и групп. Так, правящий класс может произвольно установить новые законы в своих интересах и объявить какое-то поведение незаконным, ненормативным. Многие направления борьбы против наркотиков или проституции направлены не столько на укрепление нравственности или здоровья, сколько против нелегального бизнеса. Теория наклеивания ярлыков (стигмы) утверждает, что девианты «появляются» как результат объявления какого-то человека отклоняющимся от общепринятой нормы, ненормальным.

Например, в младших классах школы ребенок совершает какой-то незначительный проступок (в таком случае говорят о первичной девиации). Взрослые объявляют его «хулиганом», «отстающим», сулят ему карьеру преступника, начинают подозревать именно его в возникновении любых конфликтов в школе. В этом случае подростки, молодые люди принимают девиантную идентичность, происходит вторичная девиация («Раз все меня считают хулиганом, вором, я и буду таким!»).

По мнению других социологов, девиация возникает в результате неуспешной или неадекватной социализации.

Э. Сазерленд полагал, что девиант формируется под воздействием девиантных групп, «плохих компаний» и это явление наиболее распространено в подростковом и юношеском возрасте, когда референтная группа ровесников диктует стандарты и образцы поведения.

Некоторые социологи сосредоточили свое внимание на изучении иных аспектов девиации. Так, Хирши (1985) выявил условия, при которых «соблазны девиации» не срабатывают. Условия, которые удерживают людей от совершения негативных социальных действий, следующие: привязанность (прочные семейные, дружеские, соседские, родственные связи, любовь), уверенность в будущем, оптимистический настрой, включенность в законную, социально одобряемую деятельность (общественная работа, учеба, спорт, профессиональный труд), убежденность (установки воспитания).

Данная теория имеет широкое практическое значение, так как на ее основе возможно выстраивание профилактической работы в молодежной среде.

В 1951 г. Т. Парсонс (1902-1979) изучал значение медицины в индустриальных обществах и рассматривал болезнь как основание для социальной идентичности. Он приходит к выводу о социально санкционированной девиации больного человека, который в данной ситуации характеризуется следующим: освобождается от нормальных социальных обязанностей, имеет возможность изменить ритм жизни, отдохнуть, не выходить из дома; не в состоянии сам о себе заботиться - о нем заботятся другие члены семьи, друзья; как правило, желает вернуться к нормальной жизни, понимает вынужденность такого состояния и его временный характер; обычно обращается за компетентной профессиональной медицинской помощью.

Но Т. Парсонс предполагает, что человек может тяготиться повседневными социальными обязанностями и стремится освободиться от них. Иногда статус больного очень желателен (ученик не желает идти в школу, ссылаясь на болезнь), и медицина выполняет функцию социального контроля сдерживания симулянтов.

Рассмотрим концепцию первичного и вторичного отклонений, сформулированную X. Беккером. Она позволяет увидеть процесс становления личности законченного девианта.

Под первичным отклонением понимается такое отклоняющееся поведение личности, которое в целом соответствует культурным нормам, принятым в обществе. Совершаемые индивидом отклонения незначительны и терпимы и он социально не классифицируется девиантом и не считает себя таковым. Для окружающих это выглядит как шалость, эксцентричность, ошибка. «Девианты остаются первичными до тех пор, пока их действия укладываются в рамки социально принятой роли» (С.С. Фролов, 2001).

Вторичным отклонением называют отклонение от существующих в группе норм, которое окружающими определяется как девиантное. Личность при этом идентифицируется как девиант. Например, если подросток из благополучной семьи разбил стекло витрины, то его действие может быть признано случайным и легко оправдываемым. Но если подобное действие совершает подросток из неблагополучной семьи, может быть, малообеспеченной, проживающей в криминальном районе, многодетной или неполной, то окружающие обвиняют его и наклеивают на него ярлык девианта. Одни и те же действия, совершаемые людьми разных социальных слоев, разного социального происхождения, по- разному оцениваются в обществе.

Обобщая идеи о девиантном поведении, можно сказать, что термин «социальное отклонение» означает поведение индивида или группы, которое не соответствует общепринятым нормам, в результате чего эти нормы нарушаются. Оно интерпретируется как исторически воз* никшее социальное явление, поскольку человеческая деятельность не всегда соответствует официально установленным или фактически сложившимся нормам.

Девиация может быть позитивной (например, герои и гении) или негативной (преступник, террорист, наркоман).

Отклоняющееся поведение различается по многим основаниям:

субъекту (индивид, группа, страта и др.);

характеру проявления (первичные, вторичные, или рецидивные);

форме проявления (латентные и открытые);

частоте проявления (случайные и регулярные);

целевой направленности (корыстные, протестные, агрессивные и др.);

типу нарушения норм (мораль, право, традиции, этикет и др.);

образу жизни (преступные группы, фанаты, любители азартных игр). Нарушение неформальных норм носит

название девиантного (отклоняющегося) поведения; нарушение формальных норм носит название делинквентного (преступного) поведения.

Социальные следствия девиации однозначно негативны. Постоянные и широко распространенные девиации способны нарушить или подорвать организованную социальную жизнь. Если поведение большинства членов общества не соответствует социальным ожиданиям, то страдает вся система.

Наиболее опасные формы отклоняющегося поведения называют социальными патологиями. К ним относят преступность, киллерство, похищение людей, терроризм и экстремизм, алкоголизм, наркотизацию населения и особенно детей и подростков, самоубийства.

В 30-х гг. XX в. Э. Сатерленд (1883- 1950) высказал предположение о том, что девиации обучаются. Каждая из групп имеет собственную устоявшуюся систему обычаев, нравов и норм, и индивид должен разделять определенный минимум культурных норм, составляющих формальный и неформальный кодекс поведения. Каждое отклонение от такого порядка немедленно приводит к осуждению поведения группой. В зависимости от важности нарушаемой нормы возможен широкий диапазон санкций - от осуждения до изгнания из группы. Групповое давление на индивида, нарушающего нормы, зависит от статуса индивида внутри группы. Лидер группы обладает большей «непотопляемостью» внутри группы, чем рядовой ее член. Но существует определенная грань, за которую не может переходить даже лидер. Если сплоченность группы велика, повышается степень социального группового контроля над каждым ее членом.

Структурно-функциональный подход выделяет не только негативные, но и положительные функции девиации, настаивает, что без возникновения девиации невозможно было бы развитие общества. Отклонение имеет следующие функции:

подтверждает культурные ценности и нормы; Л

уточняет границы дозволенного;

побуждает к социальным изменениям;

реакция на девиацию объединяет людей.

Ни в одном обществе невозможно четко разделить его членов на тех, кто отклоняется от нормы, и тех, кто им следует. Кто-то не оплачивал проезд в общественном транспорте, кто-то употреблял алкоголь, будучи несовершеннолетним. Кто-то нарушал правила дорожного движения, превышая допустимую скорость. В любом школьном классе, как правило, есть ученик, который отвергает нормы школьной жизни и демонстрирует полное безразличие, индифферентность к последующему наказанию.

Представления о норме и девиации связаны с социальным контекстом и варьируются в различных обществах и субкультурах.

Кроме того, все правонарушения делятся на преступления и проступки. Преступность является наиболее опасной формой делинквентного поведения. Формы насилия различаются: как физическое посягательство на жизнь и здоровье людей, корыстно-насильственные действия (грабежи, разбои), духовно-нравственное унижение (оскорбление, угнетение); по социально-демографическим показателям: по форме вины - умышленные и неумышленные преступления; по субъектам совершения преступления - несовершеннолетние и взрослые; мужчины и женщины; преступность случайная и рецидивная.

Классификация отклоняющегося поведения может быть осуществлена по сферам жизнедеятельности людей. Экономические преступления концентрируются в производственной, трудовой сфере. В политической жизни девиации проявляются в бюрократизме, карьеризме, национализме, экстремизме. Нищенство, пьянство, пренебрежение по отношению к семье, детям, родителям, супругам имеет место в сфере быта и образе жизни. В сфере общения как социальные девиации оценивается хамство, клевета, высокомерие, грубость, нечестность.

Анализируя негативные стороны жизни, социологи объединяют социальные девиации в следующие основные группы: алкоголизм и алкоголики; наркомания и наркоманы; преступность и преступники, самоубийство, проституция.

Американский криминолог Э. Шур вводит понятие «преступления без жертв». Он считает, что потребление алкоголя, наркотиков, производство абортов, занятие проституцией наносит вред только самому индивиду и предлагает отказаться от полицейского преследования таких людей. Данная позиция исследователя вызывает критику оппонентов, поскольку алкоголики, наркоманы создают напряженную ситуацию в тех социальных группах, членами которых они являются: в семье, трудовом коллективе, учебной группе, в социуме в целом. Их поведение непредсказуемо и они являются источником повышенной опасности для окружающих.

Особо следует сказать о таком явлении, как стигма, которое именуется по- разному: теория лейблов, клеймения, наклеивания ярлыков. Стигмация является социальной реакцией на отклонение. Концептуально теория стигмации опирается на два основных положения. Во-первых, окружающие реагируют на нарушение социальной нормы индивидом посредством наклеивания на него ярлыка или клеймения. Во-вторых, «клеймение» усиливает девиацию и ведет к повторному отклонению от социальной нормы. Запускается процесс формирования девиантной карьеры.

Теория стигмации изучалась Г. Беккером и его формулировка оказалась классической: «Действия не являются естественно хорошими или плохими; нормальность и девиация определяется социально». «Девиация является не качеством совершаемого личностью действия, а скорее следствием применения другими правил и санкций к «нарушителю». Процесс навешивания ярлыков может стать поворотным пунктом в жизни индивида. Индивид принимает девиантную идентичность.

Ф. Танненбаум в работе «Преступление и сообщество» (1938) сформулировал следующую идею: чрезмерная негативная реакция значимых других на проступок, совершенный подростком, способна инициировать активное вовлечение индивида в социально неодобря- емую деятельность - пренебрежение занятиями в школе, хулиганство, воровство, побеги из дома, грубость и т.п. Человек, совершающий неблаговидные поступки поступает плохо, следовательно, и сам он становится плохим. После многократных повторений, что он плохой, подросток все более убеждается в мысли, что он не может быть хорошим.

Первичная «драматизация зла» имеет серьезные социальные последствия для дальнейшей социализации, поскольку многие общественно опасные деяния совершаются подростками как шалость, а воспринимаются окружающими как проявление злой воли и оцениваются как преступление.

Стигмация образует порочный круг, излишняя «драматизация зла» нежелательна. Чем меньше будет сказано о проступке как преступлении, тем лучше. Исследователи предостерегают, прежде всего, педагогов в школе и родителей от поспешного навешивания ярлыков на подростков. Не следует называть учеников хулиганами, двоечниками, бандитами, тупицами и т.д. Можно лишь обозначить свою озабоченность тем, что у ребенка проблемы с математикой или химией, его поведение оставляет желать лучшего, т.е. избегать прямой негативной стигмации. Рецидивы девиантного поведения могут стать реакцией на давление со стороны общества, реакцией на социальный контроль. Э. Шур назвал данный процесс «ролевым поглощением». Он выделил основные этапы формирования девиантной карьеры: 1)

непреднамеренное или случайное совершение антиобщественного поступка; 2)

осознание факта, что девиация принесла выгоду или удовлетворение; 3)

обретение опыта ареста и официальной стпгмации девианта; 4)

социальная изоляция индивида; 5)

вступление в банду или преступное сообщество.

Само понятие девиации относительно и зависит от системы социальных «координат». Девиация связана с процессом социального развития, устареванием и ломкой социальных стереотипов, критериев и стандартов, необходимостью обновления «неработающих» норм. Девиация широко распространяется в периоды активных социальных изменений. Так, за последние двадцать лет в России фиксируются всплески разнообразных негативных девиаций (самоубийств, преступности, отказного материнства, рост смертности, психических заболеваний, аварий и несчастных случаев на производстве и пр.). Но статистическая распространенность явления не переводит его в разряд нормы. Большинство в обществе обозначают эти явления как негативные и считают, что им необходимо непременно противостоять.

Между нормативным и отклоняющимся поведением может быть выделена некоторая пограничная область, которая не может быть обозначена как девиация, но поведение в этой области регулируется не столько специальными нормами, сколько свободным выбором человека. Вкусы, увлечения и мода относятся к данному случаю. Вкус - склонность или пристрастие к чему- либо, в одежде, например, формирует индивидуальный стиль, манеру одеваться. Увлечение - кратковременное очень сильное эмоциональное пристрастие. Смена увлечений, овладевших большими группами, называется модой, порой такие явления подобны психозам и аналогичны действиям толпы.

Основная литература

Гидденс Э. Социология. Гл. 5. Конформность и девиантное поведение. М.: Эдиториал УРСС, 1999. С. 118-151.

Гилинский ЯАфанасьев В. Социология девиантного (отклоняющегося) поведения: Учеб. пособие. СПб., 1993.

Гришина Е.А. Девиация социальная // Социологическая энциклопедия. М.: Мысль, 2003. Т. 1. С. 254-255.

Тощенко Ж.Т. Социология. Гл. 15. Отклоняющееся поведение. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. С. 316-332.

Дополнительная литература

Гилинский Я. Девиантология: социология преступности, наркотизма, проституции, самоубийств и других «отклонений». СПб.: Юридический Центр-Пресс, 2004.

Гилинский Я. И. Девиантность, преступность, социальный контроль. Избр. статьи. СПб.: Юридический Центр-Пресс, 2004.

Гилинский Я. Социология девиантного поведения и социального контроля // Социология в России / Под ред. В.А. Ядова. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Изд-во Института социологии РАН, 1998. С. 587-609.

Грошева И.А. Социальный контроль в практиках профилактики девиации // СОЦИС. 2008. № 2.

Девиантность и социальный контроль в России (XIX - XX вв.): тенденции и социологическое осмысление / Под ред. Я. Гилинского. СПб., 2000.

Комлев Ю.Ю., Сафиуллин Н.Х. Социология девиантного поведения: Учеб. пособие. Казань, КЮИ МВД России, 2006.

Кривошеев В. В. Особенности аномии современного российского общества // СОЦИС. 2004. № 3.

Полтавцева А.О. Молодежные девиации в Приморье и СОЦИС. 2003. № 4.

Фролов С.С. Социология. М., 2001.

Шереги Ф. Социология девиации: прикладные исследования. М.: Центр социального прогнозирования, 2004. С

реда - понятие, которое широко используется во многих науках. Среда в биологии - совокупность условий, в которых существуют организмы. В экологии - это совокупность внешних факторов обитания организмов или сообществ, особенно антропогенных, которые изменяются деятельностью людей. В социологии под средой понимается совокупность социальных условий жизнедеятельности человека и общества.

Среда как важнейшее условие жизнедеятельности человека изучалась в течение всей истории развития человеческого общества. В философских концепциях Древнего Китая, Древней Индии, включая даосизм, конфуцианство, а в последующем в буддистских социальных теориях среда рассматривалась как одно из решающих условий формирования и развития личности и общества.

В работах древних греков, преимущественно у Сократа (470-399 до н.э.), Платона (427-347 до н.э.) и Аристотеля (394-322 до н.э.), под «средой» понимается комплекс факторов, который оказывает существенное влияние на весь процесс становления и развития человеческих взаимоотношений. Древние римляне в содержание данного понятия вкладывали преимущественно социальноправовые отношения, которые должны определять устойчивость функционирования всей государственной системы и ее управления.

Средневековое понятие среды имело свои особенности в том, что все социальные институты рассматривались в контексте религиозной детерминации.

Современное понимание понятия «среда» начинает складываться в эпоху Возрождения, Наибольшее распространение оно получило среди философов, педагогов и психологов, изучавших процесс определения места человека в социуме, и наоборот, влияния социума на становление и развитие личности.

В Новое и Новейшее время происходит гносеологическая дифференциация родового понятия «среда». В научный оборот вводятся новые (родственные) понятия^ такие как «географическая среда», «среда обитания», «воздушная среда» и другие, применяемые как в естествознании, так и в обществоведении. Первоначально социальные процессы рассматривались в контексте развития географической среды, под которой понималась часть земного природного пространства, в той или иной степени измененного (и изменяемого) человеческой деятельностью. Однако в последующем понятие «социальная среда» выделилось в самостоятельную социологическую категорию и получило логически завершенную интерпретацию.

С точки зрения генезиса и развития понятие «социальная среда» рассматривается преимущественно в контексте следующих парадигм. 1.

Ортодоксально-материалистические парадигмы влияние социальной среды на развитие человека и общества определяют как доминантное. Наиболее ярко такое направление представлено французскими материалистами XVIII в. (Ла- метри, Гельвеций, Дидро, Гольбах и др.). Французские материалисты пришли к выводу, что человек со всеми своими чувствами, мыслями и стремлениями составляет исключительно продукт окружающей его общественной среды. 2.

В идеалистических парадигмах, где влияние нематериальной субстанции, идей, сознания человека является исходным условием возникновения, становления и развития всей среды обитания человека. В философии первоначально такое направление определено Платоном, который считал, что идеи являются исходным и решающим фактором существования среды обитания человека. В рели- гиозно-идеалистических концепциях теологическая обусловленность среды является абсолютной. 3.

Диалектико-материалистические парадигмы социальную среду рассматривают как продукт взаимодействия объективных и субъективных процессов в развитии общественных отношений. Содержание объективного составляют закономерности развития природы, а субъективного - сознательную деятельность человека и общества. Диалектика объек^ тивного и субъективного - источник развития и трансформации социальной среды. Наиболее последовательно диалектический подход отражен в работах К. Маркса (1818-1883), Ф. Энгельса (1820-1895), Г.В. Плеханова (1856- 1918), трудах советских представителей диалектического материализма.

Представленные парадигмы функционирования социальной среды являются основными. Однако имеются их модификации и авторские интерпретации в различных социологических школах. В наибольшей степени категория «социальная среда» используется в современных концепциях марксизма и позитивизма.

По мнению большинства специалистов, социальная среда оказывает на формирование и развитие личности решающее воздействие. В то же время под влиянием творческой деятельности человека она видоизменяется, преобразуется. В прорцессе таких преобразований изменяются и сами люди. В социологической науке объем понятия «социальная среда» включает макросреду, мезосреду и микросреду.

Макросреда (от грен, тактов - длинный, большой) - совокупность институтов и отношений, охватывающих существующую в обществе социально-экономическую систему с соответствующей политической надстройкой (политическим режимом). К институтам макросреды относятся способ материального производства, производительные силы, производственные и общественные отношения, политическая система, цивилизация и др. В социологии она изучается как взаимоотношение человека с государством, общественными и политическими институтами. В данном контексте человек рассматривается как гражданин, член макросообщества или государства. Макросреда в социологической науке является объектом изучения преимущественно общесоциологических теорий.

Мезосреда (от греч. тезоз - средний, срединный, промежуточный) - совокупность институтов и отношений, составляющих основу социально-антропологической структуры общества. К мезосреде относятся институты, образующие и представляющие взаимоотношения человека с обществом, как горожанина, сельского жителя, члена определенной социальной группы, партии или организации. Мезосреда в социологической науке является объектом изучения преимущественно частных (специальных) социологических теорий.

Микросреда (от греч. гшкгоз - малый) - совокупность институтов и отношений, составляющих непосредственное социальное окружение человека и оказывающих решающее влияние на формирование и развитие личности. К институтам микросреды относятся: семья, первичные трудовые коллективы, малые социальные группы и общности. Микросреда в социологической науке является объектом изучения преимущественно прикладной социологии, социометрии.

Социальная среда - это совокупность всех уровней экономических, политических, социальных, духовных условий, являющихся основой существования, формирования и деятельности человека.

Среди экономических условий наиболее существенными являются те, которые определяют систему производственных отношений, а именно: общественные отношения между людьми в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ.

Политические условия определяются спецификой развития общества. Экономические и политические условия развития общества находятся в диалектической взаимообусловленности и порождают соответствующую специфику социальных отношений.

Важнейшей составляющей социальной среды являются духовные основы жизнедеятельности социума, которые выполняют одну из важнейших его регулятивных ролей.

Экономические, политические, социальные и духовные отношения органически взаимообусловлены и составляют фундаментальную основу содержания категории «социальная среда» как одной из важнейших в социологической науке.

В современном научном знании понятие «социальная среда» используется в большинстве социологических теорий и коррелирует с таким фундаментальным понятием, как социальная инфраструктура, означающая совокупность материально-вещественных элементов, создающих общие условия для обеспечения рациональной организации трудовой и повседневной жизни людей.

Среда в органической связи с общественным сознанием и поведением людей образует предмет социологии жизни.

Основная литература

Социология: Учебник / В.Н. Лавриненко, H.A. Нартов, O.A. Шабанова, Г.С. Лукашова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. С. 131-143, 254-264. Тощенко Ж.Т. Социология. М., 2005. С. 55-58. Энциклопедический социологический словарь. М., 1995. С. 763.

Дополнительная литература

История философии. М., 1941. Т. И. С. 71 - 86, 417-432.

Кравченко Л.И. Социология: Общий курс. Учебное пособие для вузов. М.: ПЭРСЭ: Логос, 2000. С. 182-217.

Маркс КЭнгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 3. С. 2-3. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1997. С. 758.

Плеханов Г.В. К вопросу о развитии монистического взгляда на историю // Избр. филос. произв. В 5 т. Т. 1. М., 1956. С. 507-701.

Ушаков Д.Н. Толковый словарь русского языка. М., 2001. Т. 3. С. 296.

Жизнь людей протекает в общении друг с другом, поэтому им необходимо объединять и координировать свои действия. Любую потребность - в пище, одежде, сексе, работе, образовании, дружбе, славе - человек может удовлетворить лишь через других людей путем взаимодействия с ними, занимая определенное положение в сложных и организованных группах и институтах - в семье, школе, коллективе предприятия, политических партиях, спортивной команде. Несомненно, мир существует исключительно потому, что действия огромного числа людей согласуются, однако для этого им необходимо понимать, кто, что и когда предположительно должен делать. Первым условием организованной социальной жизни является наличие между людьми неких соглашений, которые принимают форму социальных ожиданий, выражаемых в нормах. Без норм, обусловливающих поведение, взаимодействия в социальной группе были бы невозможны. Мы бы лишились ориентиров, подсказывающих, что допустимо, а что выходит за рамки допустимого. Взаимодействие между людьми превратилось бы в настоящую проблему, потому что мы бы не знали, чего можно ожидать от других людей. С нормами принято связывать вознаграждение и наказание. В современном обществе государство выполняет роль механизма реализации большого количества норм - законов. Законы далеко не нейтральны: они, как правило, отражают интересы определенной группы и воплощают ее основные ценности.

Во всех обществах поведение человека порой выходит за рамки, допустимые нормами. Нормы только указывают, что человек должен делать, а что не должен; но они не являются отражением фактического поведения. Реальные поступки некоторых людей нередко выходят за рамки того, что другие рассматривают как допустимое поведение. Для социальной жизни характерен не только конформизм, но и отклонение. Девиация - это отклонение от нормы, рассматриваемое большей частью членов общества как предосудительное и недопустимое. Обычно мы оцениваем поведение как девиантное в зависимости от того, получает ли оно отрицательную оценку и вызывает враждебную реакцию.

О девиации нельзя сказать, что она внутренне присуща определенным формам поведения; скорее это оценочное определение, налагаемое на конкретные модели поведения различными социальными группами. В повседневной жизни человек составляет суждения о желательности (или нежелательности) того или иного стиля поведения; общество переводит такие суждения в положительные (или отрицательные) последствия для тех, кто следует (или не следует) подобным моделям поведения. В этом смысле можно сказать, что девиация есть то, что общество считает отклонением.

Относительность девиации. Сравнение разных культур показывает, что одни и те же действия одобряемы в одних обществах и недопустимы в

других. Определение поведения как девиантного зависит от времени, места и группы людей. Приведем примеры.

Если обычные люди взламывают склепы, их клеймят как осквернителей праха, но если это делают археологи, то о них говорят с одобрением, как об ученых, раздвигающих границы познания. Тем не менее, в обоих случаях в места погребения вторгаются посторонние и выносят оттуда какие-то предметы. Также коммуникабельное поведение, современная одежда и "открытое" лицо европейской женщины недопустимы во многих традиционных мусульманских странах.

Эти примеры свидетельствуют о том, что отклонения не могут быть внутренне присущи поведению людей. Общество решает, считать или не считать какое-то поведение отклоняющимся от нормы. Это не означает, что такие явления, как убийство, воровство, половые извращения, психические отклонения, алкоголизм, азартные игры и жестокое обращение с детьми и т.п., могли бы не иметь места, если бы им не были даны социальные определения. Скорее, решающее значение имеет то, как люди определяют поведение и каким конкретным образом реагируют на него.

Кто и что определяется как нарушитель и отклонение от нормы, в значительной степени зависит от того, кто дал это определение и в чьих руках сосредоточена власть, позволяющая его закрепить. За последние годы такие стили поведения, как гомосексуализм, алкоголизм, употребление наркотиков, традиционно считавшиеся в России девиантными, определявшиеся в терминах уголовного кодекса, были подвергнуты пересмотру. Все большее распространение получает мнение, что подобные стили поведения являются медицинскими проблемами, т.е. считаются болезнями наряду с физическими заболеваниями типа язвы, диабета, гипертонии. Страдающих от этих нарушений людей (алкоголиков, наркоманов) помещают в лечебные учреждения, где их называют пациентами и где они получают лечение по назначениям врачей. Добрачные сексуальные отношения и разводы, всего одно поколение назад вызывавшие сильное осуждение в обществе, сейчас в целом считаются нормой.

Функции девиации.

Девиантное поведение может также способствовать эффективному

функционированию общества. Во-первых, девиации способны усиливать подчинение нормам. Социолог Э. Сагарин отмечает:

"Один из наиболее эффективных методов, обеспечивающих следование большинства людей нормам, состоит в том, чтобы объявить некоторых людей нарушителями нормы. Это позволяет держать остальных в подчинении и одновременно в страхе оказаться на месте нарушителей... Выказывая враждебное отношение к недостаточно хорошим и правильным людям, большинство или облеченная властью группа людей может укрепить идею о том, что хорошо и правильно, и таким образом создать общество индивидов, которое будет более послушным и лояльным к их идеологии и правилам поведения".

Во-вторых, нормы не выражаются в твердых правилах или сводах законов. Согласно положению Э. Дюркгейма, всякий раз, когда члены группы осуждают некий акт как отступление от нормы, они ярче очерчивают контуры того, что считается нормой. Их негативная реакция недвусмысленно указывает, какое поведение неприемлемо для "коллективного сознания". Американский социолог Кай Т. Эриксон отмечает, что одной из примечательных черт, свойственных органам контроля, является реклама их деятельности. Когда-то нарушителей правопорядка наказывали на рыночной площади на виду у толпы народа. Сейчас те же результаты достигаются с помощью средств массовой информации, широко освещающих криминальные процессы и приговоры суда:

"Почему подобные отчеты считаются достойными отражения в печати и почему они вызывают повышенный интерес у публики? Возможно... они удовлетворяют некую психологическую извращенность, характерную для массовой аудитории, но одновременно они составляют главный источник информации о границах допустимого в нашем обществе. Это те уроки, с помощью которых мы учим друг друга тому, что значат нормы и насколько далеко они простираются. В переносном смысле на всеобщее обозрение выставляется столкновение между моралью и беспринципностью, и общество указывает, где следует проводить грань между ними... [Нарушитель] как бы предупреждает нас о том, что такое зло, какие личины может принимать дьявол. Тем самым он дает нам почувствовать разницу между опытом, допустимым групповыми рамками, и опытом, выходящим за эти рамки"(К. Эриксон).

В-третьих, привлекая внимание к нарушителям норм, группа может укрепить самое себя. Общий враг вызывает общие чувства и усиливает групповую солидарность. При этом возникающие эмоции разжигают страсти и укрепляют связи между людьми "нашего типа". Трения и антагонизмы между внутренними и внешними группами помогают подчеркнуть границы между группами и групповую принадлежность. Точно так же кампании против предателей, извращенцев, преступников консолидируют социальные связи между "хорошими людьми".

В-четвертых, девиация является катализатором социальных изменений. Каждое нарушение правила служит предостережением, что социальная система функционирует неправильно. Конечно, политическая элита не может рассматривать высокий уровень грабежей как сигнал того, что грабежи следует легализовать, а общественные блага перераспределить. Однако этот факт говорит о том, что в обществе множество неудовлетворенных людей, что институты социализации молодежи не справляются со своей задачей, что соотношение социальных сил находится под вопросом, а моральные принципы общества нуждаются в пересмотре. Таким образом, девиация зачастую служит толчком для признания необходимости внесения изменений в социальную систему. Можно сказать, что это призыв к пересмотру старых норм и одновременно новая модель.

В каждом обществе появляются люди — выдающиеся и «простые», — которые нарушают существующие в нем нормы — моральные, правовые, эстетические.

(отклоняющееся) поведение — это общественное поведение, которое отклоняется по своим мотивам, ценностным ориентациям и результатам от принятых в данном обществе, социальном слое, группе норм, ценностей, идеалов, т. е. нормативных стандартов.

Иначе говоря, у девиантного поведения — девиантная мотивация. Примерами подобного поведения служат отсутствие приветствия при встрече, хулиганство, инновационные или революционные действия и т. п. Девиантными субъектами являются молодые аскеты, гедонисты, революционеры, психически больные, святые, гении и т. п.

Действия человека включены в социальные взаимосвязи и системы (семья, улица, коллектив, работа и т. и.) с обшей нормативной регуляцией. Поэтому девиантным является поведение, нарушающее стабильность процессов . Равновесие (стабильность) социального взаимодействия предполагает интеграцию действий многих, которая нарушается девиантным поведением одного или нескольких людей. В ситуации девиантного поведения человек, как правило, ориентируется на ситуацию, включающую в себя (1) других людей и (2) общие нормы и ожидания. Девиантное поведение вызывается как недовольством другим, так и нормами взаимоотношений.

Например, рассмотрим социальную связь студента с родителями во время учебы в вузе. Родители ждут от него хорошей учебы, которую трудно совмещать с ролями спортсмена, влюбленного, работника и т. п. Студент начинает учиться неудовлетворительно, т. с. девиантно. Для преодоления такой девиантности существует несколько возможностей. Прежде всего, можно изменить свои потребности, что скажется на оценке других людей и норм регуляции. Так, студент может отказаться от мотивации на отличную учебу и ограничиться удовлетворительной. Далее, можно изменить предмет своей потребности и тем самым смягчить напряженность в социальной связи. Например, он может убедить родителей, что его работа смягчает бремя расходов семьи по его учебе в вузе. И, наконец, студент может уйти из дома, перестать ориентироваться на своих родителей и начать ориентироваться на своих друзей и подруг.

Девиация и — два противоположных типа поведения, один из которых ориентирован только на действующего, а другой — также и на общество, в котором он живет. Между конформной и девиантной мотивацией действий людей находится индифферентная. Она отличается отсутствием как конформной, так и отчужденной ориентацией на предметы и ситуацию, которые в этом случае превращаются в нейтральные.

Девиация включает в себя три элемента: 1) человека с ценностями (ориентация на других) и нормами (нравственная, политическая, правовая); 2) оценивающего человека, группы или организации; 3) поведения человека. Критерием девиантности поведения являются моральные и правовые нормы. Они различны в разных типах обществ, поэтому поведение, являющееся девиант- ным в одном обществе, не будет таковым в другом.

Например, в буржуазном обществе, ориентированном на личный успех, поступки типа подвигов Павки Корчагина или Александра Матросова считаются девиантными. А в советском обществе, ориентированном на интересы государства, они официально считались героическими. Противоречие между ориентацией на индивида и ориентацией на общество характерно для всей истории человечества, оно нашло свое выражение в двух противоположных типах личностей: коллективистском и индивидуалистском.

Типы девиантного поведения

В зависимости от отношения к людям выделяет два типа девиантного поведения:

1. Личность заботится об установлении и сохранении отношений с другими личностями. Она может стремиться возобладать над другим, поставить его в подчиненное положение. Это часто обусловлено девиантной мотивацией и поведением. Так часто поступают члены преступных групп.

2. Личность уступает другим, подчиняется им. В этих случаях она может стать на путь девиантной мотивации и поведения, особенно по отношению к личности активной и сильной. Так, в большевистском руководстве пассивное приспособление к Сталину и сталинской иерархии стало причиной девиантности множества людей.

Классификация девиантного поведения в зависимости от отношения к стандартам (потребностям, ценностям, нормам) в обществе разработана Мертоном (в 1910 г.), который выделял следующие типы девиантного поведения:

Тотальный конформизм (нормальность) поведения, принятие культурных норм. Таким является поведение человека, получившего хорошее образование, имеющего престижную работу, продвигающегося по карьерной лестнице и т. п. Такое поведение реализует как собственные потребности, так и ориентировано на других (соблюдены нормы). Это, строго говоря, как раз единственный тип недевиантного поведения, по отношению к которому выделены разные типы девиации.

Инновационное поведение , с одной стороны, означает согласие с целями своей жизнедеятельности, одобряемыми в данном обществе (культуре), но, с другой стороны, не следует общественно одобряемым средствам их достижения. Инноваторы используют новые, нестандартные, девиантные средства достижения общественно-полезных целей. В постсоветской России множество инноваторов занялись приватизацией государственной собственности, строительством финансовых «пирамид», вымогательством («рэкетом») и т. п.

Ритуализм доводит до абсурда принципы и нормы данного общества. Ритуалисты — бюрократ, требующий соблюдения всех формальностей от просителя, и забастовщики, работающие «по правилам», что приводит к остановке самой работы.

Ретреатизм (бегство от действительности) — это вид девиантного поведения, при котором человек отвергает и одобряемые обществом цели, и пути (средства, время, издержки) их достижения. Такое девиантное поведение присуще бомжам, пьяницам, наркоманам, монахам и т. п.

Революция (бунт) — это форма девиантного поведения, которая не только отрицает устаревшие цели и пути поведения, но и заменяет их новыми. Российские большевики во главе с Лениным отвергли цели и средства буржуазно-демократического общества, складывавшегося в 1917 году в России после свержения самодержавия, и восстановили последнее на новой идеологической, политической, экономической и социальной основе.

Из сказанного видно, что конформизм и девиация — два противоположных видов поведения, которые взаимно предполагают и исключают одно другое. Из описания типов девиации следует, что она не является исключительно негативным видом поведения людей, как это может показаться на первый взгляд. Юрий Деточки н в фильме «Берегись автомобиля» ради благородных целей — борьбы со спекулянтами и «теневиками» — крал у них автомобили, а средства от продажи перечислял в детские дома.

Становление девиантного поведения проходит несколько стадий: 1) появление культурной нормы (например, ориентации на обогащение в постсоветской России); 2) появление социального слоя, который следует этой норме (например, предпринимателей); 3) превращение в девиантные форм деятельности, не ведущих к обогащению (например, в нашем случае, нищенской жизни многих рабочих и служащих); 4) признание человека (и социального слоя) девиантным со стороны других; 5) переоценка данной культурной нормы, признание ее относительности.

Понятие, теории и формы девиантного поведения

Под (отклоняющимся) поведением в широком смысле понимают любые поступки или действия людей, не соответствующие писаным и неписаным нормам, причем как положительные, так и отрицательные. Это могут быть культурно одобряемые отклонения, например сверхгениальность, героизм, самопожертвование, альтруизм, трудоголизм и др., а также культурно неодобряемые отклонения, начиная от безбилетного проезда, кончая убийствами и другими тяжкими преступлениями.

В узком понимании под девиантным поведением подразумеваются такие отклонения от нормы (от закона), которые влекут за собой уголовное наказание. Совокупность противоправных поступков получила в социологии название — делинквентное поведение. Девиантное поведение — относительно, поскольку имеет отношение к моральным нормам, ценностям данной группы, делинквентное — абсолютно, так как нарушает абсолютную норму, выраженную в юридических законах общества.

Принято различать первичную и вторичную девиацию. Первичным называют такое отклонение , которое в целом соответствует принятым в обществе нормам и является настолько незначительным и терпимым, что окружение индивида не квалифицирует его девиантом, и он себя таковым не считает. Под вторичным отклонением понимают поведение, которое в значительной степени отклоняется от существующих в группе норм и потому определяется как девиантное, и личность уже идентифицируется как девиант.

Каковы же причины девиации?

Более ста лет назад были распространены биологические и психологические трактовки причин девиации. Так, итальянский врач Ч. Ломброзо (1835- 1909) предложил френологическую теорию девиации , пытаясь выявить прямую связь между преступным поведением человека и его биологическими характеристиками. По его мнению, «криминальный тип» есть результат деградации в более ранних стадиях человеческой эволюции. В 1940 г. последователь Ломброзо американский психолог и врач У.Х. Шелдон подчеркивал важность строения тела. В его типологии — эндоморф (человек умеренной полноты с мягким и несколько округлым телом) общителен, умеет ладить с людьми; мезоморф (чье тело отличается силой и стройностью) проявляет склонность к беспокойству, он активен и не слишком чувствителен: эктоморф отличается тонкостью и хрупкостью тела, склонен к самоанализу, наделен повышенной чувствительностью и нервозностью. На основе проведенных исследований Шелдон приходит к выводу, что наиболее склонны к девиации мезоморфы.

Психологическую теорию девиации развивает 3. Фрейд. Он объясняет ее недостаточно развитым «Супер-Эго» и обосновывает «умственными дефектами», «дегенеративностью», «слабоумием» и «психопатией», как бы запрограммированностью отклонений.

Основы социологической теории девиации были положены Э. Дюркгеймом. По его мнению, основной причиной девиации является аномия - состояние дезорганизации общества, когда ценности, нормы, социальные связи отсутствуют, ослабевают или противоречат друг другу. Все это нарушает стабильность общества, дезорганизует людей, и в результате появляются различные виды девиаций.

Дальнейшее развитие теория аномии получает у Р. Мертона. Главной причиной девиации он считал разрыв между культурными целями общества и социально одобряемыми средствами их достижения. На основании дилеммы «цель — средства» Р. Мертон выделил пять типов поведения, четыре из которых относятся к девиации (Приложение, схема 18):

  • конформность - тип поведения, предполагающий соответствие принятым в обществе целям и средствам их осуществления;
  • инновация — индивид разделяет социально одобряемые цели общества, но выбирает неодобряемые средства их достижения, причем средства не обязательно должны быть криминальными, они просто непривычные в данный момент времени для данного общества;
  • ритуализм — предполагает отрицание целей, провозглашенных обществом, при условном согласии с одобряемыми средствами их достижения (например, в брежневскую эпоху, когда в коммунизм никто уже не верил, но ритуалы, связанные с ним, стати чем-то вроде привычек и еще сохранялись в обществе);
  • ретрицизм — отказ от принятых обществом целей и средств как «бегство от действительности», своеобразный социальный нигилизм (бродяги, наркоманы, алкоголики, живущие в обществе, но не принадлежащие ему);
  • бунт, мятеж — отрицание старых социально принятых целей и средств с одновременной заменой их новыми (революционеры, радикальные экстремисты).

При использовании этой типологии необходимо помнить, что люди, живя в обществе, никогда не могут быть полностью конформными к нормативной культуре или быть полными новаторами.

В каждой личности присутствуют в той или иной степени все перечисленные типы, но преобладает какой-то один.

Отметим еще один интересный феномен проявления девиантного (отклоняющегося) поведения — нормы-оправдания. Это культурные образцы, с помощью которых люди оправдывают осуществление каких- либо запретных желании и действии без открытого вызова существующим моральным нормам.

Среди других теорий, объясняющих происхождение девиаций, можно выделить:

  • теорию подражания французского социолога Г. Тарда. По его мнению, люди становятся преступниками потому, что с ранних лет попадают в преступную среду, и именно она для них является референтной группой;
  • теорию дифференциальной ассоциации Э. Сазерленда. Развивая мысль Г. Тарда, он подчеркивал, что многое в девиантном поведении индивида зависит от его окружения, т.е. от того, кто именно его учит и чему. Поэтому, чем дольше индивид пребывает в криминальной среде, тем больше вероятность того, что в будущем он станет девиантом. Эти две теории объединяются под общим названием «теория культурного переноса девиации»;
  • теорию стигматизации (от Греч, stigma - клеймо), или навешивание ярлыков, авторами которой являются американские социологи Э. Лемерт, Г. Беккер. Согласно этой теории девиация определяется не столько поведением или содержанием конкретных поступков, сколько групповой оценкой, «навешиванием» на человека ярлыка «нарушителя» установленных норм и применением против него санкций.

Таковы основные исследовательские подходы к изучению причин появления и распространения девиантного поведения.

Виды и формы девиации

К основным формам девиантного поведения в широком смысле относятся:

  • пьянство и ;
  • употребление наркотиков;
  • преступность;
  • самоубийство;
  • проституция.

Как считают специалисты, существование в современном обществе у части людей девиантного поведения неизбежно, его просто невозможно искоренить. При этом они отмечают, что девиации закономерно возникают в обществах, переживающих трансформацию, где на фоне усиления кризисных явлений у людей нарастает неудовлетворенность своим положением, что вызывает чувство социальной неудовлетворенности, невостребованности и отчуждения от общества. Это чувство депривации в ряде случаев может привести к появлению среди населения пессимистических настроений и его деморализованности (упадок духа, растерянность).

По данным социологов, сегодня для 85% населения страны характерна в той или иной степени деморализованность. Типичным реакциями на аномию становятся безразличие к средствам достижения цели, коррупция, цинизм, экстремизм. Механизм девиантного поведения раскрывается через анализ взаимодействия нормативного регулирования, особенностей личности, ее отношения к норме и реальной жизненной конфликтной ситуации.

3. Функции и дисфункции девиации

Функции девиации. Девиантное поведение может также способствовать эффективному функционированию общества. Во-первых, девиации способны усиливать подчинение нормам. Во-вторых, не выражаются в твердых правилах или сводах законов. Согласно положению Э. Дюркгейма, всякий раз, когда члены группы осуждают некий акт как отступление от нормы, они ярче очерчивают контуры того, что считается нормой. Их негативная реакция недвусмысленно указывает, какое поведение неприемлемо для «коллективного сознания». Американский социолог Кай Т. Эриксон отмечает, что одной из примечательных черт, свойственным органам контроля, является реклама их деятельности. Когда-то нарушителей правопорядка наказывали на рыночной площади на виду у толпы народа. Сейчас те же результаты достигаются с помощью средств массовой информации, широко освещающих криминальные процессы и приговоры суда. В-третьих, привлекая внимание к нарушителям норм, группа может укрепить самое себя. Общий враг вызывает общие чувства и усиливает групповую солидарность. При этом возникающие эмоции разжигают страсти и укрепляют связи между людьми «нашего типа». Трения и антагонизмы между внутренними и внешними группами помогают подчеркнуть границы между группами и групповую принадлежность. Точно так же кампании против ведьм, предателей, извращенцев, преступников консолидируют социальные связи между «хорошими людьми». К примеру, Эриксон показал, что члены пуританской общины, почувствовав угрозу своей безопасности, намеренно инициировали «волны преступлений» и истерию «охоты на ведьм», чтобы отвести беду от своей общины и заново очертить групповые границы.

В-четвертых, девиация является катализатором социальных изменений. Каждое нарушение правила служит предостережением, что социальная система функционирует неправильно. Конечно, политическая элита не может рассматривать высокий уровень грабежей как сигнал того, что грабежи следуют легализовать, а общественные блага перераспределить. Однако этот факт говорит о том, что в обществе множество неудовлетворенных людей, что институты социализации молодежи не справляются со своей задачей, что соотношение социальных сил находится под вопросом, а моральные принципы общества нуждаются в пересмотре. Таким образом, девиация зачастую служит толчком для признания необходимости внесения изменений в социальную систему. Можно сказать, что это призыв к пересмотру старых норм и одновременно новая модель.

Дисфункции девиации. Несомненно, большинство обществ способно ассимилировать немалое число отклонений от нормы без серьезных последствий для себя, однако постоянные и широко распространенные девиации могут нарушить организационную жизнь общества или даже подорвать ее. Социальная организация общества складывается из скоординированных действий множества людей. Если некоторые индивиды не в состоянии выполнять свои действия в надлежащее время и в соответствии с общественными ожиданиями, институциональной жизни может быть нанесен весомый урон.


Заключение

Для раскрытия природы и причины социальных отклонений необходимо исходить из того, что они, как и социальные нормы, есть выражение отношений людей, складывающийся в обществе. Социальная норма и социальное отклонение – два полюса на одной и той же оси социально значимого поведения индивидов, социальных групп и других социальных общностей.

Многие поступки не подпадают под нормы и в месте с тем не являются отклонениями от них просто потому, что они лежат в сфере отношений, не регулируемых конкретными нормами (процесс художественного или научного творчества).

Социальные отклонения столь же разнообразны, сколь сами социальные нормы. Более того, разнообразие отклонений превышает разнообразие норм, ибо норма типична, а отклонения могут быть весьма индивидуализироанны.

Аморальный поступок одного человека может быть совершенно не похож на поступок другого даже преступлению признаки, которых четко зафиксированы в уголовном кодексе, так же разнообразны, как и сами люди, их совершающие.

Отклонения от социальных норм, несмотря на большое разнообразие, имеют некоторые общие причины, поддерживающие их существование, а подчас ведущие к их росту и распространенности. По своей сути они сводятся к объективным и субъективным противоречиям общественного развития, которые нарушают взаимодействие личности с социальной средой и ведут к формам поведения индивидов не согласующимся с существующей нормативной системой. При том одно и то же противоречие “может лежать в основе как социально не желаемых форм поведения (преступность, алкоголизм, самоубийство и т.д.), так и социально одобряемых (познавательная активность, творчество, бытовая активность и т. д.).

В период перехода к рыночной экономики изменилось материальное положение многих слоев населения. Большинство живет за чертой бедности, увеличилось количество безработных. Все это создает конфликтные ситуации, а они приводят к девиациям. Кто забывается в бутылке, кто забывается в наркотическом дурмане, а кто послабее сводит счеты с жизнью. Единственный способ как-то изменить сложившееся положение – улучшить жизнь, помочь людям преодолеть их проблемы для этого и создаются теперь социальные службы и другие организации. Но если их деятельность не будет поддерживаться государством рост преступности, наркомании, алкоголизма и т. д. будет только расти.


Список литературы

1. Волков Ю.Г., Социология - М.: Гардарики, 2008-450 с.

2. Гилинский Я. Социология девиантного поведения – СПб.: Питер, 2009-507 с.

3. Касьянов В.В., Социология права – Ростов-н-Дону: Феникс, 2008-217 с.

4. Курганов С.И., Социология для юристов. М.: Юристъ, 2007-114 с.

5. Осипова О.С. Девиантное поведение: благо или зло? Социологические исследования,2008, - № 9.


Душе осуждает родителя, его манеру поведения, он поневоле подражает ему, т.к. репертуар уже знаком). 3. Исследование влияния акцентуаций характера на девиантное поведение подростков 3.1. Постановка задачи и методы исследования Деструктивные процессы, затронувшие различные общественные сферы, повлекли за собой рост преступности не только...

Группа – это подростки, учащиеся средней школы. В данной работе использовались следующие методики: 1. Методика Маскулинность – Феминность Сандры Бем. На первом этапе исследовалось поведение несовершеннолетних подростков с девиантным и недевиантным поведением. Было проведено исследование по методике Сандры Бем «Маскулинность – Феминность». Методика была предложена Сандрой Бем (1974г.) для...

Своим ближайшим окружением в семье, на улице, в учебно-воспитательном коллективе, т.е. нарушения социализации. Глава 3. Особенности девиантного поведения подростков. 3.1. Типичные формы девиантного поведения подростков. Девиантное поведение подростков не соответствует закономерностям «взрослого» отклоняющегося поведения. Так, криминология объясняет нарушение преступниками общепринятых норм...





Личности. 4. не существует различий у подростков, отличающихся по половому признаку, воспитывающихся в приюте в склонности к девиантному поведению. Заключение В данной курсовой работе рассматривалась тема: «Особенности девиантного поведения у подростков, воспитывающихся в приюте». В теоретической части рассматривалось: особенности девиантного поведения, понятие девиантного поведения, ...

Новое на сайте

>

Самое популярное