Домой Уход за волосами Библиотечные анкеты по экологии для подростков. Комплексная анкета - программа экологического воспитания школьников. Анкетирование «Что я знаю об экологии

Библиотечные анкеты по экологии для подростков. Комплексная анкета - программа экологического воспитания школьников. Анкетирование «Что я знаю об экологии

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ОПРОС

ПО ЭКОЛОГИИ

Друзья! Мы предлагаем вам принять участие в социологическом опросе среди школьников с целью усовершенствования учебного процесса по изучению природы своего края. Внимательно прочитайте вопрос и выберите наиболее подходящий для вас вариант ответа, пометив его ٧ .

Постарайтесь отвечать искренне, так как результаты не отразятся на вашей успеваемости.

1.Считаешь ли ты, что люди преувеличивают значение отрицательного воздействия технического прогресса на природу?

Нет, я согласен с ними

Иногда они преувеличивают

Да

2.Наблюбал ли ты в природе факты того, что люди сознательно причиняют вред природе?

Да

Затрудняюсь ответить

Нет

3.Было бы тебе интереснее изучать природоведение, экологию если бы увеличилось количество уроков – экскурсий в природу?

Да

Немного интереснее

Нет

4.Бывает ли, что ответ на заинтересовавший тебя на уроке природоведения или экологии вопрос ты ищешь в дополнительной литературе?

Да, довольно часто

Редко

Нет

5.Поддерживаешь ли ты разговор сверстников, если он касается отношения к природе?

Да

Только на интересующие тебя темы

Нет

6.Что ты испытываешь, если твой приятель сломал молодой саженец дерева в парке?

Тебя это возмущает, и ты обсуждаешь с ним этот факт

Ты испытываешь к товарищу некоторую неприязнь, но переживаешь «про себя»

Этот факт не отражается на ваших отношениях

7.Интересуют ли тебя экологические катастрофы, происходящие на планете?

Нет

Отчасти

Да

8.Зависит ли твое настроение на прогулке от того, что она происходит в экологически загрязненной зоне парка?

Нет

Да

Затрудняюсь ответить

9.Если на улице продают букеты из раннецветущих растений, охраняемых Красной книгой, то

тебя это мало волнует

подойдешь и объяснишь, что это делать нельзя

подумаешь, что это наказуемо законом

10.При проведении классных и общешкольных мероприятий биологического и экологического содержания ты:

охотно выступаешь в составе команды

чаще всего ты – активный болельщик

не участвуешь активно

11.Интересны ли тебе теле- и радиопередачи и жизни растений и животных?

Да, я смотрю и слушаю их постоянно

Довольно интересны

Только в редких случаях

12.При виде на поляне красиво цветущего разнотравья ты:

восхищаешься великолепием красок и форм в природе

испытываешь желание собрать букет

13.Испытывал ли ты когда - либо посадить дерево?

Нет

Не помню

Да

14.Считаешь ли ты, что композиторы, художники, писатели и поэты в своем творчестве часто преувеличивают значение природы?

Нет

Никогда

Да

Нет

Да

Очень в редких случаях

16.Как ты думаешь, где твои ровесники предпочитают провести свой выходной?

В зале с игровыми автоматами

Дома с друзьями

Совершая походы в лес или на реку

17.Ухаживаешь ли ты за домашними животными и растениями?

Постоянно

Ухаживаю при желании

Редко

18.В твоей комнате можно увидеть плакаты, репродукции, картины с видами природы?

Да, при покупке я сознательно выбираю изображения природы

Да, но это случайное совпадение

Нет

19.Хотел бы ты участвовать в научных исследованиях биологического или экологического направления?

Да, с большим удовольствием

Не знаю, может быть

Нет

20.Назови поэтов и писателей, воспевающих в своих произведениях природу

21.Был ли у тебя случай, когда ты помог бездомному животному (покормил, вылечил, отнес к ветеринару)?

Да

Не уверен

Нет

22.Согласен ли ты с выражением «Человек – хозяин природы»?

Да

Не уверен

Нет

23.Движение Гринпис, общества защиты животных и т. п. кажутся тебе:

очень гуманными и ты с удовольствием в них принял бы участие

интересно об этом смотреть телепередачи

модным направлением и выгодным вложением денег на Западе

24.Твои домочадцы любят телепередачи природоведческого содержания?

Да, всегда с удовольствием их смотрят

Чаще всего это зависит от их настроения

Не знаю

25.При необходимости смог бы ты предложить программу конкретных действий по озеленению пришкольного или приусадебного участка?

Да, я смог бы подобрать нужные виды растений, правильно их разместить на участке и т. д.

Скорее всего, мне было бы интересно принять участие в подобной работе

Нет

26.Перечисли пять видов животных, существенно пострадавших от воздействия антропогенного фактора

27.Твои отношения с учителем биологии и экологии можно отнести к следующей категории:

они строятся на взаимном уважении, так как я уделяю большое внимание биологии и экологии

у нас дружеские отношения, так как у меня нормальная отметка по биологии и экологии

наши отношения скорее нейтральные, чтобы не быть хуже

28.Есть ли у тебя любимый уголок природы (скамейка в парке, аллея на окраине города и т. п.)?

Да, и когда мне хорошо или плохо, я всегда прихожу туда один или с близкими друзьями

Затрудняюсь ответить, так как мне нравятся многие уголки природы в нашем городе и мне трудно сделать выбор

Нет

29.Перечисли профессий группы «Человек – Природа», сколько знаешь

30.Связываешь ли ты свое будущее с профессией группы «Человек – Природа»?

Да

Я пока не решил

Нет

31.Назови пять видов растений, существенно пострадавших от воздействия антропогенного фактора.

32.Принято ли в вашей семье тщательно убирать за собой место отдыха на природе?

Да, это закон, который не обсуждается

Да, хотя иногда родители это делают за меня

Нет, зачем, когда кругом грязно, и наша уборка ничего не изменит

33.Назови изобретения, которые человек подсмотрел у природы

34.В твоем непосредственно окружении есть представители профессий группы «Человек – Природа», общение с которыми тебе интересно?

Да, они вызывают у меня уважение

Да, но я не очень интересуюсь их профессиональной деятельностью

Нет

35.Принимал ли ты участие в школьных, городских или региональных олимпиадах по биологии и экологии?

Да, и занимал там неплохие места

Да, но успеха это не принесло

Нет

36.По твоему мнению, природоведческие знания имеют первостепенное значение для современного человека?

Да, человек часть природы и поэтому обязан о ней все знать

Да, иначе природа ответит человеку плохой экологической ситуацией, а значит – негативными воздействиями на организм

Нет, я отдаю предпочтение техногенным успехам человечества, так как они определяют сейчас место человека в мире

Список самых загрязненных городов России:

Норильск. За год в атмосферу здесь выбрасывается 1.959 млн тонн вредных веществ. Только 0.5% из этого количества – это выбросы от автомобилей, а все остальное – это заводы, львиную долю которых составляют предприятия группы компаний «Норильский никель».

Для примера – содержание диоксида серы в атмосфере города превышает предельно допустимую норму в примерно в 30 раз, диоксида азота – в 24 раза, а формальдегида – почти в 100 раз. Но благодаря мерам по экологической безопасности, по сравнению с 2011 годом удалось снизить загрязненность на 1.4%.

2. Москва. В отличие от Норильска, здесь основную часть выбросов производят автомобили – на их долю приходится 92.8%. Больше всего загрязнений автомобили производят во время стояния в пробках.

Подсчитано, что за час стояния в пробках, один автомобиль выбрасывает в воздух более 30 кг смесей различных газов: диоксида азота, формальдегида, диоксида серы и тд

3. Санкт-Петербург. Здесь ситуация, аналогичная столичной – слишком большое количество автомобилей и неправильная организация дорожного движения приводят к тому, что 92.8% из всего количества выбросов – а это 488.2 тысяч тонн, приходится именно на автомобильные выхлопные газы.

4. Череповец. Больше половины из 364.5 тысяч тонн загрязнений приходится на промышленные предприятия, в особенности крупный металлургический комбинат «Северсталь».

5. Асбест. В этом городе, расположенном в Свердловской области, 98.6% загрязнений производится предприятиями асбестодобывающей и асбестоперерабатывающей промышленности. Общее количество выбросов – 330.4 тысяч тонн.

6. Липец. Общее количество выбросов – 322.9 тысяч тонн, 91.3% которых составляют стационарные источники. Основной «производитель» загрязнений в городе – Новолипецкий металлургический комбинат.

7. Новокузнецк. Общее количество годовых выбросов – 321 000 тонн, из которых 90.8% приходится объекты энергетики и промышленности.

8. Омск. В Омске за год в атмосферу попадает 291.6 тыс. тонн вредных веществ и 71.7% этих выбросов вырабатываются предприятиями и стационарными источниками.

9. Ангарск. Из 278.6 тыс. тонн выбросов 95.4% приходится на стационарные источники и объекты.

10. Магнитогорск. Величина годового выброса вредных веществ здесь составляет 255.7 тыс. тонн. 89.9% выбросов производит Магнитогорский металлургический комбинат и другие стационарные источники.

11. Красноярск. Несмотря на развитую промышленность, только 62.6% выбросов в городе приходится на стационарные объекты – все остальное это автомобили. Годовое количество выбросов в атмосферу – 233.8 тыс. тонн.

12. Челябинск. В Челябинске аналогична ситуация – из 233.4 тыс. тонн на долю промышленных объектов приходится только 62.8%.

13. Уфа. Количество выбросов в год – 205.5 тыс. тонн, на долю стационарных источников приходится 65.4%

14. Екатеринбург. 203.5 тыс. тонн. Стационарные источники производят только 16.1% вредных веществ, все остальное – это автомобильные выхлопные газы.

15. Воркута. Предприятиями города и автомобилями производится 197.3 тыс. тонн вредных веществ в год, из них на долю транспорта приходится только 2.1%.

16. Нижний Тагил. Количество выбросов в год – 149 тыс. тонн. 85.2% выбросов производят металлургические и другие промышленные предприятия.

17. Самара. За год в атмосферу в городе попадает 137.6 тыс. тонн токсичных веществ. Большинство загрязнений – 73.8% - приходится на долю транспорта.

18. В Братске годовое количество выбросов составляет 134.9 тыс. тонн. 88.8% загрязнений производится промышленными предприятиями.

19. Нижний Новгород. Из-за большого автопарка, 76.3% всех выбросов вредных веществ, общее количество которых составляет 134.4 тыс. тонн, приходится на долю автомобилей.

20. Волгоград. 134.1 тыс.тонн, 53.5% - автомобили.

21. Новочеркасск. 130.8 тыс.тонн вредных веществ в год. 94.2% выбросов производят промышленные объекты.

22. Новосибирск. Информация по Новосибирску спорная и плохо выдерживает критику. Согласно официальным данным, в городе в год производится 128.5 тыс. тонн вредных веществ, из которых 90.7% производят промышленные предприятия. Значит, на долю автомобилей в третьем по величине городе России приходится всего 12 000 тонн вредных веществ. При этом, даже в Хабаровске, который имеет население в 2.5 раза меньше, автомобилями выбрасывается ежегодно больше 50 тыс. тонн токсичных веществ, не говоря уже про Москву и Санкт-Петербург, где эта цифра превышает 900 тыс. тонн.

23. Орск. 123 000 тонн, из которых 86.9% производят предприятия.

24. Иркутск. 62.% от общего количество выбросов в атмосферу (107.8 тыс. тонн) производится промышленными объектами.

25. Сургут. 104.9 тыс. тонн, из которых 65.1% производят предприятия нефтегазовой промышленности.

26. Пермь. 65% всех выбросов в городе производится автотранспортом. Общее количество вредных веществ, попадающих в атмосферу – 100.4 тыс. тонн.

27. Казань. Как и в любом крупном городе, основное загрязнение атмосферы происходит отработанными выхлопными газами. Из 98 тыс. тонн они составляют 70.1%.

28. Хабаровск. Из 96.6 тысяч тонн в городе на долю промышленных объектов приходится 47.4%, остальное – выхлопные автомобильные газы.

29. Барнаул . Общая масса вредных веществ – 95.4 тыс.тонн, из них 54.4% производятся промышленными объектами.

30. Воронеж. Плотный городской трафик и большое количество автомобилей приводят к тому, что из 93.5 тыс. тонн токсичных веществ на долю выхлопных газов приходится 88.8%

31. Тула. 91.4 тыс. тонн, из них 66.5% - промышленные производства.

32. Ростов-на-Дону. Этот мегаполис ежегодно производит 89.4 тыс. тонн токсичных веществ, из которых 87% - отработанные выхлопные газы.

33. Кемерово. Почти половину всех вредных выбросов – 54.6% от 85.1 тыс. тонн в городе производится предприятиями угледобывающей, химической и цементной промышленности.

34. Ярославль. Промышленные объекты производят 52.1% из 84.4. тыс. тонн ежегодных выбросов в атмосферу.

35. Рязань. В Рязани за год в атмосферу попадает 80.9 тыс. тонн токсичных веществ. 62.4% выбросов – это отходы промышленных и стационарных объектов.

36. Саратов. 80.3 тыс. тонн. 74.8% всех выбросов – выхлопные газы автомобильного транспорта

37. Старый Оскол. В этом городе в год в воздух выбрасывается 80 тыс. тонн вредных веществ. 82.9% из них составляют отходы предприятий металлургической и горнодобывающей промышленности.

38. Серов. Предприятия металлургической промышленности производят в год 92.4% загрязнений, общее количество которых составляет 79.4 тыс. тонн.

39. Тюмень. 70.1% всего количества атмосферных загрязнений, а это 78.6 тыс. символов, производится выхлопными газами автомобилей.

40. Тольятти. Годовое количество загрязнений – 71.3 тыс.тонн, из них на долю выхлопных газов приходится 57.1%.

41. Томск. Примерно половину всех выбросов в городе – 52.1% производят предприятия. Масса токсичных веществ, выбрасываемых в атмосферу за год – 70.8%

42. Краснодар. В этом мегаполисе ежегодно выбрасывается в атмосферу 70.5 тыс. тонн вредных веществ. 84.5% от этой величины составляют выхлопные газы.

43. Стерлитамак. Предприятия химической и нефтехимической промышленности, а также транспорт, ежегодно выбрасывают в воздух 68.9 тыс. тонн вредных веществ. На долю промышленных объектов приходится 83.3%.

44. Краснотурьинск. Из 68.8 тыс. тонн ежегодных выбросов в атмосферу токсичных отходов, на долю Богословского алюминиевого завода, золотодобывающих предприятий и ТЭЦ приходится 92.7% всех загрязнений.

45. Новороссийск. 67.8 тыс. тонн выбросов в год. Основные источники загрязнения – это предприятия цементной промышленности (75.8%) и автомобили.

46. Волжский. Несмотря на все усилия властей, в городе напряженная экологическая обстановка. За год в атмосферу выбрасывается 66.8 тыс. тонн токсичных веществ, из которых 75.2% приходится на вырабатываемые химическими предприятиями сероводород, окись углерода, диоксиды азота и серы.

47. Чита. Автомобили и энергетические предприятия города за год выбрасывают в воздух 65.4 тысяч тонн токсичных выбросов примерно в равных пропорциях.

48. Владивосток. Годовой выброс – 59.9 тыс. тонн. 59.8% от этого количества приходится на автотранспорт, остальное – на теплоэлектростанции.

49. Северодвинск. Основные источники загрязнения в городе – работающие на угле электростанции, которые производят до 85.3% выбросов токсичных веществ в атмосферу. Общая масса выбросов составляет 59.3 тыс. тонн

50. Оренбург. Из 58.5 тыс. тонн выбросов в городе 88.4% приходится на долю автомобильного транспорта.

51. Благовещенск. 77.3% из 58.3 тыс. тонн вредных веществ, выбрасываемых в атмосферу, производятся электростанцией и объектами золотодобывающей отрасли.

52. Киров. 56.6 тыс. тонн в год выбрасывается в атмосферу в столице Кировской области. 53% из них – это отработанные выхлопные газы автомобилей, остальное – отходы предприятий энергетической и нефтехимической промышленности.

53. Ачинск. Общее количество выбросов в год – 55.7 тыс. тонн. Из них Ачинский глиноземный комбинат и другие предприятия производят не менее 80.1% всех вредных отходов.

54. Улан-Удэ. За год в городе в атмосферу было выброшено 53.9 тыс. тонн вредных веществ. На долю энергетических предприятий и стационарных объектов приходится 49.2%, остальное – автомобили.

55. Калининград . 53.9 тыс. тонн. На долю выхлопных газов приходится 78.3%

56. Ульяновск. 53.1 тыс. тонн. Автомобили производят 69.1% всех загрязнений атмосферы.

57. Ноябрьск. Из 52.1 тыс. тонн атмосферных выбросов 79.9% - это отходы нефтегазовой промышленности.

58. Нижневартовск. 51.2 тыс. тонн вредных веществ в год. 60.5% - отработанные газы автотранспорта

59. Бийск. В городе выбрасывается в атмосферу 48.9 тыс. тонн токсичных отходов. На долю предприятий и стационарных источников приходится 71.6%.

60. Архангельск. 47.5 тыс. тонн, 60% всех отходов – это предприятия.

В библиотеке-филиале №2 в течение года проводилось анкетирование «Чистое дыхание планеты», с целью изучения отношения читателей к экологическим проблемам и повышения эффективности работы в этом направлении. Данная анкета охватывала все группы читателей, в ней приняли участие 110 человек, из них женщин - 62%, мужчин 38%.

Возраст: от 15 до 24 - 26% Образование: высшее - 14%
от 25 до 30 - 19% сред.- спец. - 58%
от 31 до 45 - 23% среднее - 28%
от 46 до 60 - 21%
свыше 60 - 11%

1.Считаете ли вы тему окружающей среды актуальной и целесообразной?
Да - 76% Нет - 24%

2.Какие экологические проблемы Земли, вас больше всего волнуют?
- глобальное потепление - 16%
- озоновые дыры в атмосфере - 12%
- стихийные бедствия - 46%
- другое - 26% (пожары по вине человека, загрязнение водоёмов, задымление от печей частного сектора…)

3. Из каких источников Вы черпаете информацию о жизни Республики, города в области охраны окружающей среды?
Газеты - 8%, ТВ - 42%, интернет - 19%, друзья, соседи - 10%, другое - 21%

5. Какую помощь в экологическом просвещении населения могут оказать библиотеки?
- проведение мероприятий (акций, уроков) - 32%
- оформление наглядных материалов (выставки, буклеты, памятки) - 13%
- освещать литературу по данной тематике - 19%
- другое - 36%

6. Актуально ли, на Ваш взгляд, привлечение молодёжи к участию в массовых субботниках, воскресниках и т.д.?
- актуально - 47%; не всегда - 16%; сомневаюсь - 13%; нет - 24%

7. Как Вы относитесь к развитию туризма в Хакасии?
- положительно - 73%; отрицательно - 16%; никак - 11%

8. Какие меры по сохранению природы республики в целом и города Вы бы предложили?
- административные штрафы - 15%
- привлечение к общественным работам - 12%
- собственный положительный пример - 27%
- тщательный контроль властей - 20%
- другое - 26%

Выводы: Анализ анкет показал, что пользователи библиотеки понимают и осознают, что размеры и ресурсы нашей планеты ограничены, что усиливающееся загрязнение окружающей среды вредит здоровью нынешнего поколения и может сделать невозможной жизнь последующих поколений. Решить эти проблемы можно лишь совместными усилиями, но, прежде всего, надо начинать с себя. Будущее человечества зависит от того, какой станет окружающая среда, и как будут приспосабливаться к ней люди.
Анкетирование показало, что вопросы экологии волнуют значительное число респондентов, что тема эта актуальна и важна для каждого человека. Библиотека работает по экологическому направлению не первый год и четко понимает свою роль в экологическом образовании населения. Библиотека на мероприятиях, посвященных проблемам экологии, старается особое внимание уделять вопросам взаимодействия общества с природной средой. Простота изложения фактов, предлагаемая литература по этой теме, множество интересных примеров значительно облегчают диалог с читателями.

Развиваемые компетенции : владение культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения; способность анализировать социально значимые проблемы и процессы.

При выполнении работы могут быть развиты также: готовность к кооперации с коллегами, работе в коллективе; готовность к социальному взаимодействию на основе принятых в обществе моральных и правовых норм, проявлением уважения к людям, толерантностью к другой культуре, готовностью нести ответственность за поддержание партнерских, доверительных отношений;

владение основными методами, способами и средствами получения, Хранения, переработки информации, навыками работы с компьютером как средством управлении я информацией.

Цель работы: знакомство с особенностями проведения социологического опроса как научного метода гуманитарных исследований; выявление мнения жителей региона об актуальных экологических проблемах и привлечение внимания к необходимости их решения.

Введение. Каждый член общества связан с окружающим миром множеством видимых и незримых контактов. Социальные, экономические, экологические проблемы переплетаются, обусловливая в итоге то или иное качество жизни отдельного индивидуума, семьи, трудового коллектива, города, региона, страны. Общественное мнение может влиять на решения властных структур, например, по размещению свалки мусора, полигона для захоронения токсичных отходов, опасного производства, вырубки деревьев для освобождения территории под коттеджное строительство. Результаты опроса населения помогает в реализации конкретных социально-экологических проектов, планировании экологического просвещения, донесении до людей правдивой информации об экологических проблемах.

В силу сложности и многогранности процессов, протекающих в обществе, и их отражения в научных публикациях и средствах массовой информации, применяются разные методы исследований. Опрос – метод научного исследования в экологии наряду с наблюдением, экспериментом и моделированием.

Опрос – метод научного исследования, основанный на устном или письменном обращении к определенной группе людей (респондентов) с вопросами, содержание которых представляет проблему исследования на эмпирическом уровне. В зависимости от формы контакта выделяют две основные разновидности опроса: анкетирование и интервьюирование (беседа). Может осуществляться лично (анкетирование) или дистанционно (телефонные или Интернет – опросы).


С точки зрения системного подхода соцопрос – форма обратной связи в обществе, так как может способствовать изменению законодательства илиувольнению министров.

Общественное мнение - форма массового сознания, в котором проявляется отношение (скрытое или явное) различных групп людей к событиям и процессам действительной жизни, затрагивающим их интересы и потребности. Общественное мнение выражается публично и оказывает влияние на функционирование общества. Именно возможность гласного, публичного высказывания населения по злободневным проблемам общественной жизни и влияние этой высказанной вслух позиции на развитие общественно-политических отношений отражает суть общественного мнения как особого социального института. При этом, общественное мнение представляет собой совокупность многих индивидуальных мнений по конкретному вопросу, затрагивающему группу людей.

Тезаурус . Социальная экология, экологическое просвещение, социологический опрос, экологическая проблема, экологическое просвещение, экологическое образование для устойчивого развития, статистика, математическая статистика, анкета, гражданское выборка, объём выборки, событие, зависимое /независимое событие, случайная величина.

Задание 1 . Запишите понятия тезауруса, используя доступные Вам информационные источники.

Задание 2. Определите тему эколого-социологического опроса.

По указанию преподавателя разбейтесь на микро-группы по 5-7 человек.

Проведение социологического опроса начинается с формулирования цели. Возможно, Вы уже были участником анкетирования (например, «Какими марками сигарет пользуетесь?» «Косметику каких фирм предпочитаете?»). Цели подобных исследований – анализ покупательских предпочтений россиян и продвижение того или иного товара. Цель эколого-социологического опроса – изучение мнения населения о тех или иных проблемах, например, об эффективности природоохранного законодательства, ответственности властей, бизнеса и населения за поиск решения экологических проблем.

Назовите несколько известных вам экологических проблем разного масштаба. Сформулируйте в микрогруппе актуальную для большинства из вас тему опроса, который вы будете проводить.

Задание 3. Выявите респондентов.

Определите, кого и каким способом будете опрашивать. Это, к примеру, может быть гендерное исследование (определение различий в отношении мужчин и женщин к экологическим проблемам), возрастные исследования (выявление разницы между мнениями молодежи, людей среднего возраста и пенсионеров), телефонный или Интернет – опрос (если у Вас есть такая возможность).

Запишите в тетради потенциальных респондентов и их количество (рекомендуем 20-30 человек).

Задание 4. Составьте анкету.

Получение информации в процессе непосредственного общения исследователя с респондентом характерно для методов беседы (интервью). Интервьюер сам задает вопросы респонденту и фиксирует полученные ответы. Беседа служит распространенным методом сбора данных в гуманитарных наука (социология, педагогика, психология).

Анкета – система вопросов, направленная на выявление отношение респондента к характеристикам предмета исследования (например, к экологической проблеме).

Главным компонентом анкеты является не отдельный вопрос, как таковой, а серия вопросов, отвечающая общему смыслу исследования.

Анкета состоит из трех частей: вводная часть; основная часть; “паспортичка”. Главная ее задача – побудить респондента дать ответы на поставленные вопросы. В вводной части обычно указываются данные организации или лица, проводящего опрос; цель и задачи исследования; значимость роли респондента; гарантия конфиденциальности информации (если анкета не анонимная); инструкция по заполнению анкеты; выражение благодарности респонденту за участие в исследовании.

Сначала рекомендуется ставить контактные вопросы. Их цель – заинтересовать респондента, настроить его на контакт. Эти вопросы должны быть просты в формулировке, ответы на них должны быть краткими (закрытые вопросы - см ниже). После контактных вопросов идут основные вопросы. Ответы на них дают основную информацию по интересующей исследователя проблеме. Содержание этих вопросов будет соответствовать цели и задачам опроса.

Цель основной части анкеты – сбор информации. В разработке основной части следует правильно располагать разные типы вопросов (об этом ниже). Логика построения вопросов основной части: от простых вопросов к сложным, а затем от сложных снова к простым.

На последнем месте в этой части анкеты ставятся заключительные вопросы. Главная их функция – снять психологическое напряжение у респондентов, дать почувствовать, что сделана большая и нужная работа. В связи с возможной усталостью респондента, это должны быть наиболее простые вопросы, ответы на которые не требуют сильного напряжения памяти, внимания и т.п.

«Паспортичка» - часть анкеты, содержащая вопросы по выявлению профессии, образования, возраста, семейного положения, пола и других социальных критериев; располагается в конце анкеты. Анкета может быть анонимной, частично анонимной (с указанием, например, пола, возраста или рода занятий) или содержать ФИО респондента.

Хорошая анкета состоит, как правило, из всех трех видов вопросов: открытых, закрытых и полузакрытых.

Закрытые вопросы содержат один или несколько вариантов возможных ответов, из которых должен выбирать респондент.

Полузакрытые вопросы дают возможность респонденту уклониться от выбора указанных альтернатив, имея возможность ответить по-своему.

Открытые вопросы – вопросы, которые предполагают самостоятельную формулировку ответа респондентом.

Можно выделить следующие конструкции вопросов.

1. Вопрос, на который можно ответить “да” или “нет”.

Пример. Знаете ли Вы о проблеме парникового эффекта? (Да / нет).

2. Альтернативный вопрос. Респондент выбирает один ответ из набора вариантов.

Пример. Парниковый эффект – это

А) повышение температуры приповерхностных слоёв атмосферы

Б) рост солнечной радиации из-за разрушения озонового слоя Земли

В) изменение климата из-за опустынивания.

3. Поливариантные вопросы – вопросы типа “меню”. Дается набор вариантов ответов, из которого респондент может выбрать несколько. Отличие поливариантных вопросов от альтернативных – в количестве вариантов ответа, которое можно выбрать.

Пример. В росте несанкционированных свалок виноваты

А) экологически неграмотные граждане

Б) бизнесмены, не желающие заключать договора на вывоз мусора со своих предприятий

В) плохо работающие спецавтохозяйства

Д) марсиане.

4. Шкальные вопросы – вопросы, содержащие шкалу измерения признака вопроса. Это разновидность альтернативного вопроса. При ответе респонденту необходимо оценить интенсивность какого-либо явления или мнения.

Пример. Считаете ли Вы водопроводную воду в Томске:

А) очень грязной;

Б) грязной, непригодной для питья;

В) относительно чистой;

Г) чистой, пригодной для питья.

5. Вопросы-диалоги. Состоят из высказываний воображаемых лиц. Респондент должен согласиться с воображаемым собеседником.

Господин N считает, что бездомных животных нужно отстреливать. Гражданка Х думает, что их нужно стерилизовать. Студент С заявляет, что брошенных собак и кошек следует помещать в приюты и раздавать сердобольным гражданам.

Задание 5. Обработка и представление данных.

После проведения социологического опроса необходимо обработать данные. При этом используются инструменты математической статистики (раздела математики, изучающий методы сбора и обработки результатов наблюдений случайных событий с целью выявления закономерностей).

Ниже приведены некоторые специальные термины, знание которых полезно для проведения социологического опроса. Другие понятия и термины, которые имеют отношение к рассматриваемой теме, перечислены в рубрике «тезаурус». Значение (смысл) каждого из них необходимо знать, когда преподавателю представляется отчет по данной практической работе.


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13

Новое на сайте

>

Самое популярное