Домой Нужно знать Зенитной установки зсу 57 2. Применение в бою

Зенитной установки зсу 57 2. Применение в бою

Всем привет.

Расскажу про нашу модель полуколию ЗСУ-57-2 (в народе называют "троллейбусом", думаю понятно почему). У моделистов она не пользуется популярность, но для нас она была довольно интересна, так как это советская послевоенная техника. Ходовая часть сделана на базе Т-54, только с меньшим количеством опорных катков.

Детальную фото сессию к сожалению не делали, как и на БМП, но по основным комплектующим пройдёмся. Всё стандартно для наших моделей, с небольшими доработками. Чертежы в интернете присутствуют, и с этим проблем небыло. Чертёжи будут в галерее .
Корпус из фанеры толщиной 6мм, днище 8мм. Все панели собраны между собой на саморезах и клею ПВА, по внутренним углам проложена рейка 10х10мм.




Подвеска собрана на пластинах и винтах М6. Немного по другому сделано крепление балансиров, используются стальные уголки с заводскими отверстиями, которые крепим на боковой панели и на днище корпуса. Один уголок проходит через днище, так что придётся аккуратно и ровно сверлить днище. Набросал схему в разрезе, что бы было понятно как устроено. Данная схема используется ещё на одной модели.


Пластины подбирал под свои запросы, пружины или с карбюратора Жигулей, или подходящие по размеру, на эту модель получилось найти более длинные пружины на базаре и подходящей жесткости. Также на фото видно ограничитель хода балансира, сделан из фанеры.
Вид снизу корпуса.


Так же можно увидить как крепятся надгусеничные полки. Сделаны из 4мм фанеры, в корпусе сделан паз, вставлена полка и снизу прикручена рейка. Снаружи на полки и к корпусу приклеены усиливающие косынки, сделаны из линейки. Всё держится нормально, даже можно поднимать модель за крылья.
Опорные катки сделаны пятиконечные как на Т-55, делал я их одновременно с тягачом БТС-2, так что покажу основное. Детали из фанеры толщиной 6 и 8 мм вырезаны лазером, обод из пластиковой трубы, а бандажи сделаны из резины на заказ. Как говорится за качество нужно платить.

Один разок даже возили модель на выставку с БМПшкой., так чисто по присутствовать. Хотя выставка по стендовому моделизму, но народ и такими активно интересовался.

В будущем эта модель будет переделываться в другую машину, есть один вариант.


Сразу после окончания Великой Отечественной войны производство зенитных пушек 61-К и 72-К было прекращено. Оба этих орудия имели недостаточную скорострельность и ряд конструктивных недостатков, их громоздкие и тяжелые четырехколесные повозки не позволяли эффективно сопровождать пехоту огнем и колесами. Вместе с тем за время войны около 68% всех самолетов было сбито именно из 25 - 37-мм зенитных автоматов.

В 1944 году в ЦКБ под руководством В.Г.Грабина началось проектирование новой 57-мм автоматической зенитной пушки С-60. На вооружение ее приняли в январе 1950-го и в том же году запустили в серийное производство.

С-60 стала первой отечественной полевой зенитной пушкой, наведение которой осуществлялось дистанционно, с помощью следящих приводов, работавших от ПУАЗО-6 или ПУАЗО-б-бО. В свою очередь ПУАЗО получал данные от радиолокационной станции орудийной наводки СОН-9.

Установленная на четырехколесной повозке эта пушка могла более или менее удовлетворительно прикрывать войсковые тылы и пехоту в обороне. Однако для ПВО танковых и моторизованных войск в наступ

лении и на марше пушка на буксируемой повозке не годилась. Поэтому в 1947 году в НИИ-58 под руководством В.Г.Грабина приступили к проектированию спаренной 57-мм автоматической зенитной пушки С- 68 на базе С-60, предназначавшейся как для установки на гусеничное шасси, так и на колесную повозку. Опытный ее образец с электроприводом ЭСП-76 был установлен на повозке С-79А и прошел испытания, но в серию не пошел. Гусеничное же шасси создали на базе агрегатов среднего танка Т-54. В самоходном варианте машина получила заводское наименование - изделие 500, а армейское - ЗСУ-57-2.

Комплексные испытания ЗСУ-57- 2 провели в 1950 году. По данным музея бронетанковых войск в Кубинке, ее серийное производство осуществлялось на заводе N2 174 в Омске с 1955 по 1960 год. Но по другим данным выпуск пушек С-68 для этой машины начался на заводе № 946 лишь в 1957 году (в тот год их изготовили 249 штук).

ЗСУ-57-2 представляла собой легкобронированную гусеничную машину с вращающейся башней, обеспечивающей круговую зенитную стрельбу из автоматических пушек. Основные части машины - броневой корпус, башня, вооружение, силовая установка, силовая передача, ходовая часть, электрооборудование, средства связи и противопожарное оборудование.

Броневой корпус делился на три отделения: управления, боевое и силовое. Первое размещалось слева в носовой части корпуса, в нем находилось сиденье механика-водителя; второе - в средней части корпуса и в башне; третье - в кормовой части машины и отделялось от боевого перегородкой. Корпус сваривался из броневых листов толщиной 8 - 13 мм.

Открытая сверху башня сварной конструкции располагалась на шариковой опоре над вырезом подбашенного листа крыши корпуса. Для установки пушки в передней ее части имелась амбразура. Задняя стенка башни с окном для выхода гильз была сделана съемной, что создавало удобства при монтаже пушки. В походном положении верхний вырез башни закрывался складным брезентовым тентом с 13 смотровыми окнами из плексигласа. Чтобы открыть тент, достаточно было отстегнуть ремни и отбросить его назад. Для сбора стреляных гильз и обойм,подаваемых транспортером пушки через окно в задней стенке, снаружи кормовой части башни был установлен гильзосборник.

В башне находилось 5 сидений: впереди - заряжающего левого автомата; за ним (посередине) - наводчика; сзади, справа от сиденья наводчика - установщика прицела; справа от пушки впереди - заряжающего правого автомата; сзади, симметрично с сиденьем наводчика - командира машины. При стрельбе сиденья заряжающих снимались, укладывались на подвесном полу и крепились клипсами.

Отделение управления:

1 - сиденье механика-водителя, 2 - кронштейн амортизатора, 3 - рычаг управления левым ПМП, 4 - спидометр, 5 - рукоятка закрывающего механизма люка механика-водителя, 6 - рукоятка люка запасного выхода, 7 - задрайка люка запасного выхода, 8 - ручка прибора наблюдения, 9 - защитное стекло прибора наблюдения, 10 - сигнальный щиток ППО, 11 - щиток контрольно-измерительных приборов, 12 - рычаг кулисы, 13 - рукоятка топливоподкачивающего насоса, 14 - рукоятка топливораспределительного крана, 15 -питьевой бачок, 16 - рычаг управления правым ПМП, 17 - сигнал ППО, 18 - педаль управления подачей горючего, 19 - педаль ножного тормоза, 20 - педаль главного фрикциона, 21 - ящик ЗИП.


ЗСУ-57-2 первых выпусков. Стволы пушки С-68 подняты на максимальный угол возвышения.



Спаренная автоматическая пушка С-68 состояла из двух автоматов типа С-60, имевших одинаковое устройство, при этом детали правого автомата являлись зеркальным отражением деталей левого. Принцип работы автоматики - использование энергии отдачи при коротком откате ствола.

Ствол автомата состоял из трубы, копира и дульного тормоза. Труба представляла собой моноблок, выполненный за одно целое с казенной частью. На наружной поверхности казенной части трубы имелся продольный гребень для крепления копира. С боков на казенной части имелись вырезы по форме снаряда. Длина ствола с дульным тормозом - 4365 мм (76,6 клб); длина нарезной части - 3560 мм; крутизна нарезов постоянная - в 35 калибров, всего нарезов - 24. Собранный ствол с накатником вставлялся в горловину люльки и с помощью двух секторных выступов на его казенной части соединялся со ствольной обоймой.

Поршневой продольно скользящий затвор располагался в люльке. Открывание затвора при стрельбе производилось во время отката ускорительным механизмом. Досылка затвора в переднее положение и закрывание его осуществлялось с помощью пружин досылающего механизма, расположенных на гидравлическом буфере и в остове затвора. Накатник - пружинный. Тормоз отката - гидравлический веретенного типа. Цилиндр тормоза отката при стрельбе оставался неподвижным. Длина отката 325 - 370 мм.

Качающаяся часть пушки состояла из двух параллельно расположенных автоматов, соединенных между собой в единый блок люльками. Она уравновешивалась грузами, прикрепленными к люлькам, и крепилась в станке с помощью двух цапф, представляющих собой большой шарикоподшипник. Вертикальное и горизонтальное наведение пушки С-68 осуществлялось электрогидравлическим приводом, работавшим от электродвигателя постоянного тока через гидравлические универсальные регуляторы скорости (УРС).

Станок пушки был установлен на днище башни. Он состоял из корпуса с кронштейном, механизма крепления пушки по-походному и транспортера. Подъемный механизм располагался на левой стороне станка и имел дба привода: электрогидравлический (с плавной регулировкой скорости наведения) и ручной.



Установка пушки С-68 (вид сверху): 1 -дульный тормоз (правый и левый), 2 - ствол-(правый и левый), 3 - люлька (правая и левая), 4 - рукоятка ручного взвода каретки правого магазина, 5 - правый магазин, 6 - лоток правого магазина, 7 - рукоятка взвода правого затвора, 8 - сиденье заряжающего правого автомата, 9 - шестеренчатый редуктор с колонкой механизма поворота, 10 - розмах ручного привода механизма поворота, 11 - УРС механизма поворота, 12 - правый коллиматор, 13 - качающаяся часть прицела, 14 - сиденье командира, 15 - контрольная площадка прицела, 16 - маховик дальности, 17 - маховик ручного привода транспортера, 18 - редуктор транспортера, 19 - сиденье установщика прицела, 20 - макет самолета (указатель курса цели), 21 - стол прицела, 22 - сиденье наводчика, 23 - левый коллиматор, 24 - кнопка электроспуска, 25 - шестеренчатый редук тор подъемного механизма, 26 - УРС подъемного механизма, 27 - розмах ручного привода подъемного механизма, 28 - педаль спуска левого автомата, 29 - педаль спуска правого автомата, 30 - сиденье заряжающего левого автомата, 31 - рукоятка взвода левого затвора, 32 -рычаг механизма взаимной замкнутости (левый), 33 - рычаг механизма взаимной замкнутости (правый), 34 - лоток левого магазина, 35 - левый магазин, 36 - рукоятка ручного взвода каретки левого магазина, 37 - целик.



Установка пушки С-68 (вид сзади):

1 - ограждение пола башни,

2 - педаль стабилизатора курса, 3 - коробка выключения стабилизатора курса, 4 - левый лоток, 5 - колонка управления УРСами, 6 - розмах ручного привода подъемного механизма, 7 - левый коллиматор, 8 - стол прицела, 9 - крышка заднего окна станка, 10 - правый коллиматор, 11 - розмах ручного привода механизма поворота, 12 - коробка сигнализации, 13 - радиостанция, 14 - маховик ручного привода транспортера, 15 -правый лоток, 16 - маховик стопора, 17 - кожух, 18 - пускопе- рекпючающее устройство, 19 - укладка боекомплекта под полом, 20 - пол башни.



Размещение пушечных выстрелов в башне машины: 1 - поддон для крепления обойм, 2 - планка верхнего крепления обойм, 3 - стеллаж для укладки пяти обойм, 4 - укладка двух обойм на правом наклонном листе башни, 5 - укладка обоймы на левом наклонном листе башни.


Выстрелы 57-мм автоматических пушек С-60 и С-68



Башня ЗСУ-57-2. На правом наклонном листе - стакан антенного ввода и антенна радиостанции 10РТ-26Э, слева и справа на башне -дуги для крепления тента, на кормовом листе - гильзосборник.


Масса спаренной пушки С-68 составляла 4500 кг.

Прицел пушки - автоматический, зенитный, построительного типа; предназначался для решения задачи по определению места встречи снаряда с целью при стрельбе. Для этого предварительно определялись и устанавливались на прицеле следующие исходные (входные) данные: скорость цели, курсовой угол и наклонная дальность. Скорость цели определялась по типу самолета, курсовой угол - по видимому направлению движения цели, дальность до цели - на глаз или с помощью дальномера.

При пользовании электрогидроприводом с прицелом работали два члена экипажа: наводчик наводил пушку по азимуту и углу места цели; установщик прицела устанавливал исходные данные прицела -скорость, курсовой угол и дальность, а если была необходимость - угол пикирования или кабрирования. При пользовании ручным приводом наведения с прицелом работали три члена экипажа: командир машины наводил пушку по азимуту, наводчик - по углу места цели, установщик прицела устанавливал исходные данные прицела.

Боекомплект ЗСУ-57-2 состоял из 300 пушечных унитарных выстрелов, расположенных в специальных боеукладках в башне и корпусе. Основная часть боекомплекта (248 выстрелов) перед загрузкой в маши-





Корпус (носовая часть):

1 - правый бортовой лист, 2 - крыша над вентилятором, 3 - входные жалюзи, 4 - надгусеничная полка, 5 - кронштейн для крепления надгусеничной полки, 6 - лист ниши, 7 - передний откидной грязевой щиток, 8 - крышка заливной горловины переднего бака, 9 - верхний наклонный лист, 10 - крышки приборов наблюдения механика-водителя, 11 - крышка люка запасного выхода, 12 - кронштейн для крепления фары, 13 - стойка для крепления доски, 14 - буксирный крюк, 15 - банка для крепления запасных траков, 16 - нижний наклонный лист, 17 - кронштейн кривошипа направляющего колеса, 18 - кронштейн от балансира опорного катка, 19 - упор балансира, 20 - кронштейн гидравлического амортизатора, 21 - отбойный кулак, 22 - картер бортовой передачи, 23 - откидная часть заднего грязевого щитка.

ну снаряжалась в обоймы и размещалась в башне (176 выстрелов) и носовой части корпуса (72 выстрела). Часть боекомплекта (52 выстрела) в обоймы не снаряжалась и укладывалась в специальные отсеки под вращающимся полом. Снаряженные в обоймы выстрелы с бронебойными снарядами размещались в кормовой части башни справа и слева от станка пушки. Подача обойм осуществлялась заряжающим вручную.

Заряд для всех снарядов одинаков - 1,2 кг пироксилинового пороха марки 11/7, масса патрона 6,6 кг, длина гильзы 348 мм. Начальная скорость снаряда 1000 м/с. Баллистическая дальность стрельбы 12 км, но осколочные снаряды были снабжены самоликвидатором со временем срабатывания 12 - 16 с, что обеспечивало наклонную дальность 6,5 - 7 км.


Таблица бронепробиваемости снарядами БР-281 и БР-281У

(начальная скорость 1000 м/с)


Двигатель В-54 представлял собой 12-цилиндровый, V-образный, четырехтактный, быстроходный, бескомпрессорный дизель жидкостного охлаждения. Он устанавливался перпендикулярно продольной оси машины на постаменте, приваренном к днищу корпуса. Рабочий объем двигателя - 38,88 л, масса - 895 кг.

Три топливных бака общей емкостью 640 л размещались в корпусе ЗСУ. Наружные баки устанавливались справа по ходу машины, на надгусеничной полке. Емкость каждого - 95 л.

Механическая силовая передача со ступенчатым изменением передаточных чисел размещалась в кормовой части корпуса. Она состояла из гитары, главного фрикциона сухого трения, пятискоростной коробки передач, двух планетарных механизмов поворота, двух бортовых передач, привода вентилятора и привода компрессора.

Гусеничный движитель состоял из двух гусениц шириной 580 мм, двух ведущих колес, двух направляющих колес с механизмами натяжения гусениц и восьми опорных катков. Литые ведущие колеса со съемными зубчатыми венцами располагались сзади. В ходовой части имелось четыре гидравлических амортизатора, соединенных с балансирами передних и задних опорных катков.

Основным источником энергии служил генератор постоянного тока Г-74 мощностью 3 кВт (108 А при 27 - 29 В) при скорости вращения свыше 2100 об/мин (то есть при скорости вращения коленчатого вала двигателя 1200 об/мин и выше). Для запуска двигателя и для питания бортовой сети при неработающем, генераторе на машине устанавливались шесть аккумуляторных батарей типа 6-СТЭН-140М или 6-МСТ-140. Напряжение шести батарей составляло 24 В, общая емкость их - 420 Ач.


I - поручень, 2 - правый щиток, 3 - крюк, 4 - скоба,

5 - упор, 6 - резиновая обкладка, 7 - стакан антенного ввода, 8 - дуга,

9 - кронштейн радиостанции,

10 - днище башни,

11 - кольцо, 12 - окно, 13 - основание станка,

14 - обечайка,

15 - плита.



Разоруженные и «разутые» ЗСУ-57-2 в качестве мишений на одном из полигонов.


Внешняя связь ЗСУ-57-2 обеспечивалась портативной радиостанцией 10РТ-26Э, а внутренняя - танковым переговорным устройством ТПУ-47. Радиостанция обеспечивала надежную телефонную связь при движении на дистанции от 7 до 15 км, а при остановке - от 9 до 20 км.

Зенитных самоходных установок ЗСУ-57-2 было изготовлено сравнительно немного. Они поступили на вооружение ряда танковых полков, где было положено иметь одну батарею ЗСУ из 4 установок. Там, где не хватало ЗСУ-57-2, использовались 14,5-мм спаренные зенитные пулеметные установки ЗТПУ-2 на шасси БТР-40 и БТР-152.

Боевое крещение ЗСУ-57-2 приняли во вьетнамской войне, причем они сражались на территории как Северного, так и Южного Вьетнама. Начиная с 60-х годов некоторое число ЗСУ-57-2 было продано или передано ГДР, Польше, Финляндии и Ирану*. Иранские ЗСУ-57-2 участвовали в войне с Ираком. В КНР была создана и запущена в серийное производство зенитная самоходная установка, представлявшая собой артиллерийскую часть ЗСУ- 57-2, установленную на шасси китайского танка «59».

ЗСУ-57-2 обладала целым рядом недостатков - низким темпом стрельбы, ручным обойменным заряжанием, невозможностью ведения огня на ходу. Эффективность огня батареи ЗСУ-57-2 была даже ниже, чем батареи буксируемых 57-мм пушек С-60, управлявшихся от ПУАЗО-6 с СОН-9, а затем - от радиолокационного приборного комплекса РПК-1 «Ваза». Ведь при стрельбе по реактивным самолетам на низких и сверхнизких высотах и определении скорости цели «по типу самолета», а дальности до цели - «на глаз или с помощью дальномера» вероятность попадания крайне низка (так и хочется сказать - «в белый свет, как в копеечку»). В ходе войны 1967 года на Синайском полуострове было сделано весьма характерное фото: над израильскими позициями на сверхмалой высоте проносится самолет МиГ-17, а солдаты не успели среагировать на него - никто даже не повернул голову в сторону самолета. Понятно,что для ЗСУ нужны были по крайней мере на порядок более скорострельные пушки, угловая скорость наведения не 20-30 град/с, а 50- 100 град/с и полностью автоматизированная радиолокационная система управления огнем.

*По данным справочника Military Balance, ЗСУ- 57-2 поступили также в Анголу, Сирию, Египет, Кубу, Венгрию и КНДР. - Прим. ред.


Разумеется, эта оценка ЗСУ-57-2 дается задним числом, с позиций 90-х годов. Справедливости ради заметим, что ЗСУ наших потенциальных противников не превосходили по своей огневой мощи ЗСУ-57-2. В 50-х годах на вооружении армии США состояли ЗСУ М19 на шасси легкого танка М24 «Чаффи», разра ботанные в 1945 году, и М42 на шасси легкого танка М41, поступавшие в войска с 1954 года. А на вооружении Британской армии находились ЗСУ на базе танка «Крусейдер», созданные в 1943 году. Все эти машины были вооружены 40-мм пушками «Бофорс» (американские ЗСУ- спаренными, а английские-одинарными). Вес их снаряда составлял 0,934 кг, начальная скорость 875 м/с, темп стрельбы 120 выстр/мин на ствол. Прицелы у всех - ручные оптические. Однако в 1956 году ЗСУ М42 прошла модернизацию и, получив индекс М42А1, была оснащена радиолокационной системой обнаружения и сопровождения целей Т50. Таким образом еще до запуска в серийное производство ЗСУ-57-2 стала существенно проигрывать своему основному противнику в системе управления огнем.



ЗСУ-57- 2 появилась в ноябре 1957 года. Это была первая советская послевоенная зенитная самоходная установка в больших масштабах принятая на вооружение. Название ЗСУ 57 2 означает, что данная боевая машина является зенитной самоходной установкой, калибр каждой из двух ее пушек составляет 57 мм.
Шасси ЗСУ-57-2 является вариантом, который используется на танке Т-54, с более тонкой броней и меньшим (на одно с каждой стороны) количеством колес, хотя длина гусениц оставлена прежней. Корпус - стальной, полностью сварной. Место механика-водителя расположено слева в передней части корпуса, места остальных членов расчета находятся в открытой башне. Двигатель и трансмиссия - в задней части корпуса. Подвеска торсионного типа с ведущим колесом в задней части и направляющим - в передней, с четырьмя дорожными катками, поддерживающие катки не устанавливаются. Так как ЗСУ 57-2 легче, чем Т-54, с таким же шасси, она имеет более высокое отношение мощность/масса (18,56 л.с. на тонну) и более низкое давление на грунт. Для того чтобы увеличить запас хода до 595 км, могут быть установлены дополнительные топливные баки.
Установка использует те же боеприпасы, что и широко распространенная 57-мм буксируемая пушка С-60. Угол вертикального наведения –от -5 до +85°, башня вращается на 360°, скорость вращения башни составляет 30° в секунду, в случае неисправности возможно ручное управление пушкой.

Каждая пушка имеет темп стрельбы от 106 до 120 выстрелов в минуту, боевая скорострельность составляет 70 выстрелов в минуту. Боеприпасы подаются раздельно в каждую пушку обоймами по 4 снаряда. Отработанные гильзы и обоймы попадают на ленту конвейерного типа, расположенную под пушкой, которая выбрасывает их в специальную проволочную корзину, размещенную снаружи в задней части башни.
Применяются следующие типы боеприпасов: осколочные трассирующие и бронебойные трассирующие Осколочные трассирующие используются в основном при ведении огня по воздушным целям; бронебойные, способные пробить 96-мм броню на дальности до 1000 м, используются для поражения бронированной техники, такой как танки и бронетранспортеры. По воздушным целям установка может вести эффективный огонь на дальности до 4000 м, при максимальной высоте цели 8800 м. Максимальная горизонтальная дальность составляет 12000 м, однако на такой дальности управление огнем проблематично. Установка была широко распространена в СССР, впоследствии на смену ей пришла ЗСУ 23-4. ЗСУ 57-2 использовалась также вооруженными силами Анголы, Алжира, Болгарии, Кубы, ГДР, Египта, Эфиопии, Финляндии, Венгрии, Ирана, Ирака, Северной Кореи, Польши, Румынии, Сирии и Югославии. В 1982 г. сирийская армия активно использовала ее в качестве средства огневой поддержки во время войны в Ливане.


История создания

В 1947 году в НИИ-58 под руководством В.Г.Грабина приступили к проектированию спаренной 57-мм автоматической зенитной пушки С-68 на базе С-60 , предназначавшейся как для установки на гусеничное шасси, так и на колесную повозку.

Опытный ее образец с электроприодом ЭСП-76 был установлен на повозке С-79А и прошел испытания, но в серию не пошел. Гусеничное же шасси создали на базе агрегатов среднего танка Т-54. В самоходном варианте машина получила заводское наименование - изделие 500 , а армейское - ЗСУ-57-2 .

Комплексные испытания ЗСУ-57- 2 проходили в 1950-54 годах. В 1955 году ЗСУ-57-2 была принята на вооружение Советской армии. По данным музея бронетанковых войск в Кубинке, ее серийное производство осуществлялось на заводе № 174 в Омке с 1955 по 1960 год (по данным книги "История... ПВО сухопутных войск" серийное производство ЗСУ-57-2 происходило на заводе №1001 с сентярбря 1958 г.). Но по другим данным выпуск пушек С-68 для этой машины начался на заводе № 946 лишь в 1957 году.

Конструкция

ЗСУ-57-2 представляла собой легобронированную гусеничную машину с вращающейся башней, обеспечивающей круговую зенитную стрельбу из автоматических пушек. Основые части машины - броневой корпус, башня, вооружение, силовая установка, силовая передача, ходоваячасть, электрооборудование, средства связи и противопожарное оборудование.

Броневой корпус делился на три отделения: управления, боевое и силовое. Первое размещалось слева в носовой части корпуса, в нем находилось сиденье механика-водителя; второе - в средней части корпуса и в башне; третье - в кормовой части машины и отделялось от боевого перегородкой. Корпус сваривался из броневых листов толщиной 8-13 мм.

Открытая сверху башня сварной конструкции располагалась на шариковой опоре над вырезом подбашенного листа крыши корпуса. Для установки пушки в передней ее части имелась амбразура. Задняя стенка
башни с окном для выхода гильз была сделана съемной, что создавало удобства при монтаже пушки. В походном положении верхний вырез башни закрывался складным брезентовым тентом с 13 смотровыми окнами из плексигласа. Для сбора стреляных гильз и обойм, подаваемых транспортером пушки через окно в задней стенке, снаружи кормовой части башни был установлен гильзосборник.

Спаренная автоматическая пушка С-68 состояла из двух автоматов типа С-60, имевших одинаковое устройство, при этом детали правого автомата являлись зеркальным отражением деталей левого. Принцип работы автоматики - использование энергии отдачи при коротком откате ствола.

Масса спаренной пушки С-68 составляла 4500 кг.

Прицел пушки-автоматический, зенитный, построительного типа; предназначался для решения задачи по определению места встречи снаряда с целью при стрельбе. Для этого предварительно определялись и устанавливались на прицеле следующие исходные (входные) данные: скорость цели, курсовой угол и наклонная дальность. Скорость цели определялась по типу самолета, курсовой угол - по видимому направлению движения цели, дальность до цели - на глаз или с помощью дальномера.

Боекомплект ЗСУ-57-2 состоял из 300 пушечных унитарных выстрелов, расположенных в специальных боеукладках в башне и корпусе. Основная часть боекомплекта (248 выстрелов) перед загрузкой в машину снаряжалась в обоймы и размещалась в башне (176 выстрелов) и носовой части корпуса (72 выстрела). Часть боекомплекта (52 выстрела) в обоймы не снаряжалась и укладывалась в специальные отсеки под вращающимся полом. Снаряженные в обоймы выстрелы с бронебойными снарядами размещались в кормовой части башни справа и слева от станка пушки. Подача обойм осуществлялась заряжающим вручную.

Двигатель В-54 представлял собой 12-цилиндровый, V-образный, четырехтактный, быстроходный, бескомпрессорный дизель жидкостного охлаждения. Он устанавливался перпендикулярно продольной оси машины на постаменте, приваренном к днищу корпуса. Рабочий объем двигателя - 38,88 л, масса - 895 кг.

Три топливных бака общей емкостью 640 л размещались в корпусе ЗСУ. Наружные баки устанавлиались справа по ходу машины, на надгусеничной полке. Емкость кажого - 95 л. Механическая силовая передача со ступенчатым изменением передаточных чисел размещалась в кормовой части корпуса. Она состояла из гитары, главного фрикциона сухого трения, пятискоростной коробки передач, двух планетарных механизмов поворота, двух бортовых передач, привода вентилятора и привода компрессора.

Внешняя связь ЗСУ-57-2 обеспечивалась портативной радиостанцией 10РТ-26Э, а внутренняя -танковым переговорным устройством ТПУ-47. Радиостанция обеспечивала надежную телефонную связь при движении на дистанции от 7 до 15 км, а при остановке - от 9 до 20 км.

Боевое применение

Зенитных самоходных установок ЗСУ-57-2 было изготовлено сравнительно немного. Они поступили на вооружение ряда танковых полков, где было положено иметь одну батарею ЗСУ из 4 установок. Там, где не хватало ЗСУ-57-2, использовались 14,5-мм спаренные зенитные пулеметные установки ЗТПУ-2 на шасси БТР-40 и БТР-152.

Боевое крещение ЗСУ-57-2 приняли во вьетнамской войне, причем они сражались на территории как Северного, так и Южного Вьетнама. Начиная с 60-х годов некоторое число ЗСУ-57-2 было продано или передано Венгрии, ГДР, Польше, Финляндии, Анголе, Сирии, Египту, Кубе, КНР, КНДР и Ирану. Иранские ЗСУ-57-2 участвовали в войне с Ираком. В КНР была создана и запущена в серийное производство зенитная самоходная установка, представлявшая собой артиллерийскую часть ЗСУ-57-2, установленную на шасси китайского танка «59».

Сравнение

ЗСУ-57-2 обладала целым рядом недостатков - низким темпом стрельбы, ручным обойменным заряжанием, невозможностью ведения огня на ходу. Эффективность огня батареи ЗСУ-57-2 была даже ниже, чем батареи буксируемых 57-мм пушек С-60, управлявшихся от ПУАЗО-6 с СОН-9, а затем - от радиолокационного приборного комплекса РПК-1 «Ваза». Ведь при стрельбе по реактивным самолетам на низких и сверхнизких высотах и определении скорости цели «по типу самолета», а дальности до цели - «на глаз или с помощью дальномера» вероятность попадания крайне низка. В ходе войны 1967 года на Синайском полуострове было сделано весьма характерное фото: над израильскими позициями на сверхмалой высоте проносится самолет МиГ-17, а солдаты не успели среагировать на него - никто даже не повернул голову в сторону самолета. Понятно,что для ЗСУ нужны были по крайней мере на порядок более скорострельные пушки, угловая скорость наведения не 20-30 град/с, а 50-100 град/с и полностью автоматизированная радиолокационная система управления огнем.

Разумеется, эта оценка ЗСУ-57-2 дается задним числом, с позиций 90-х годов. Справедливости ради заметим, что ЗСУ наших потенциальных противников не превосходили по своей огневой мощи ЗСУ-57-2. В 50-х годах на вооружении армии США состояли ЗСУ М19 на шасси легкого танка М24 «Чаффи», разработанные в 1945 году, и М42 на шасси легкого танка М41, поступавшие в войска с 1954 года. А на вооружении Британской армии находились ЗСУ на базе танка «Крусейдер», созданные в 1943 году. Все эти машины были вооружены 40-мм пушками «Бофорс» (американские ЗСУ - спаренными, а английские - одинарными). Вес их снаряда составлял 0,934 кг, начальная скорость 875 м/с, темп стрельбы 120 выстр/мин на ствол. Прицелы у всех - ручные оптические. Однако в 1956 году ЗСУ М42 прошла модернизацию и, получив индекс М42А1, была оснащена радиолокационной системой обнаружения и сопровождения целей Т50. Таким образом еще до запуска в серийное производство ЗСУ-57-2 стала существенно проигрывать своему основному противнику в системе управления огнем.

Проекции

Тактико-технические данные

Калибр, мм
Число автоматов
Индекс артчасти
Тип автомата
Вес снаряда, кг
Начальная скорость снаряда, м/с
Боекомплект, выстр.
Общий вес автоматов, кг

Когда закончилась Великая Отечественная война, немного схлынула эйфория, начались трудовые будни. Начался анализ войны. Получение военного опыта и его осмысление.

Так вот, именно осмысление опыта, полученного в ходе войны, показало полнейшую несостоятельность имевшейся в РККА войсковой ПВО. У нас вообще с ПВО все было очень плохо, и люди неглупые и повоевавшие пришли к выводу, что надо что-то делать в этой ситуации.

Особенно просили защиту от авиации танкисты. Танк – весьма лакомая цель что в те годы, что сегодня, кстати. И приоритет у него как раз с танк и получается. Весьма большой. А на танковую бригаду второй половины 40-х годов полагалась всего лишь зенитно-пулеметная рота.

Это 48 человек личного состава и 9 пулеметов ДШК. На 65 танков и 146 грузовиков, замечу. Согласно штатам №№ 010/500 - 010/506 (ноябрь 1943 г.). Зенитных орудий отдельной танковой бригаде не полагалось совсем. Некрасивый расклад, конечно.

Но даже в дивизионной структуре средств ПВО было ничтожно мало. Да и укомплектовывались они в основном буксируемыми 37-мм зенитными пушками 61-К или 25-мм 72-К, которые перед отражением налета ещё нужно было развернуть и изготовить к бою.

Практика показала, что более лакомого кусочка для немецкой авиации в Великую Отечественную, чем часть на марше не было и быть не могло.

В то же время у противника на вооружении находилось достаточно большое количество самоходных средств ПВО, основное отличие от буксируемых заключалось в том, что они готовы были открывать огонь без какой-либо дополнительной подготовки.

Если внимательно изучить вопрос, то в РККА были мобильные средства ПВО. На грузовиках.

С одной стороны, дешево и сердито, с другой – полное отсутствие какой-либо защиты от действий авиации противника. Не самый лучший расклад, учитывая наличие у немцев пусть и легко, но бронированных мобильных средств ПВО.

Сложившуюся ситуацию нужно было выправлять путем принятия на вооружение зенитной самоходной установки, способной вести огонь с хода, не отставая от танков на марше. И установка должна была бы иметь достаточный калибр для эффективного поражения бомбардировщиков противника и бронированных штурмовиков.

Первой серийной ЗСУ, созданной в СССР, стала ЗСУ-37, вооружённая 37-мм пушкой 61-К. Условно серийной, поскольку её производство ограничилось 75 машинами, выпущенными в 1945 году, что в масштабах РККА было даже не каплей в море.

Более серьезной заявкой стала 57-мм автоматическая пушка С-60, разработанная в конструкторском бюро В. Г. Грабина. Пушка удалась, но в первоначальном варианте обладала все тем же недостатком – низкой мобильностью. Поэтому уже с 1947 года, ещё до принятия С-60 на вооружение, началась разработка её спаренного варианта под обозначением С-68, предназначенного для вооружения самоходной установки.

Для новой ЗСУ было создано шасси на основе среднего танка Т-54. Новая самоходная установка получила заводское обозначение «изделие 500» и армейское ЗСУ-57-2 и была принята на вооружение после комплексных испытаний, проведённых в 1950 году.

Производили ЗСУ на заводе №174 в Омске с 1955 по 1960 год, всего было выпущено 857 единиц.

Экипаж ЗСУ состоял из шести человек:
- механика-водителя. Размещался в лобовой части корпуса слева;
- наводчика;
- наводчика-установщика прицела;
- заряжающих правого и левого орудий (2 чел.);
- командира установки.

Место мехвода в ЗСУ

Кроме механика-водителя, все члены экипажа размещались в открытой башне.

Корпус ЗСУ-57-2 сварной, из броневых листов толщиной 8-13 мм. Башня вращающаяся, сварная, располагалась в центральной части корпуса на шариковой опоре. Задний броневой лист был съемный.

В походном положении башня могла накрываться брезентовым тентом.

Рабочие места членов экипажа располагались так: впереди слева - заряжающего левого орудия, за ним в центре башни - наводчика, справа от наводчика располагался установщик прицела, впереди справа - заряжающий правого орудия, сзади в центре башни - рабочее место командира ЗСУ.

Место установщика прицела 13

Вид сверху с места наводчика.

Вид с места заряжающего.

Механизм ручной наводки. Не для слабаков!

На кормовом листе башни крепился гильзосборник.

Работа автоматика пушки была основана на принципе использования энергии отката при коротком ходе ствола. Орудие имело ствол-моноблок, поршневой скользящий затвор, гидравлический тормоз отката, пружинный накатник и снабжалось дульным тормозом.

Вертикальная (−5…+85°) и горизонтальная наводка осуществлялись при помощи электрогидравлических приводов, работавших от электродвигателя.

Скорость горизонтального наведения составляла 30°, вертикального - 20° в секунду.

В случае отказа электропривода сохранялась возможность ручной наводки: командир машины при этом отвечал за горизонтальное наведение, а наводчик - за вертикальное. Это было весьма проблематичное действие, поскольку в этом случае командир и наводчик должны обладать физической подготовкой значительно выше среднего.

Питание орудий обойменное, из коробчатых магазинов на 4 выстрела. Практическая скорострельность составляла 100-120 выстрелов в минуту на ствол, но предельная продолжительность непрерывной стрельбы была не более 40-50 выстрелов, после чего стволы требовалось охладить.

Боекомплект ЗСУ-57-2 составлял 300 унитарных выстрелов, из которых 176 в 44 магазинах размещались в укладках в башне, 72 в 18 магазинах находились в носовой части корпуса, а ещё 52 выстрела в не снаряжённом в обоймы виде размещались под полом башни.

В общем и целом боевая эффективность ЗСУ-57-2 зависела от квалификации экипажа, подготовки командира взвода и была не слишком высокой. В первую очередь это было обусловлено отсутствием РЛС в системе наведения. Эффективный огонь на поражение мог вестись только остановившись, стрельба «с хода» по воздушным целям не была предусмотрена вообще.

Сравнительная эффективность стрельбы ЗСУ-57-2 была значительно ниже, чем у батареи аналогичных по конструкции пушек С-60, так как последняя имела ПУАЗО-6 с СОН-9, а позднее - радиолокационный приборный комплекс РПК-1 «Ваза».

Однако сильной стороной применения ЗСУ-57-2 являлась постоянная готовность к открытию огня, отсутствие зависимости от буксира, наличие бронезащиты экипажа.

ЗСУ-57-2 использовались во вьетнамской войне, в конфликтах между Израилем и Сирией и Египтом в 1967 и 1973 годах, а также в ирано-иракской войне. Из-за сравнительно низкой скорострельности и отсутствия автоматизированных радиолокационных устройств наведения высокой эффективностью эта машина не отличалась.

В апреле 2014 года появились видеокадры использования ЗСУ-57-2 сирийской армией в боях в окрестностях Дамаска.

Однако при оценке эффективности ЗСУ-57-2 стоит сказать не только о минусах. Да, низкая скорострельность и отсутствие автоматизированных радиолокационных устройств наведения и слежения – бесспорно, слабая сторона. Однако при сопровождении танков ЗСУ-57 могла взять на себя не только роль системы ПВО.

Стоит учитывать еще тот факт, что ЗСУ не являлась единственным средством ПВО танкового полка, например, а средством коллективной ПВО от самолётов, летящих на высотах до 4000 м, так как высоты до 1000 м перекрывались зенитными пулемётами ДШК/ДШКМ, которых в танковом полку было столько же, сколько единиц бронетехники. Эффективность не очень высокая, но, тем не менее, определенный отпор авиации противника мог быть оказан.

С другой стороны, в конфликтах, где принимала участие ЗСУ-57, в армиях, применявших установку, прекрасно были осведомлены о невысокой эффективности ЗСУ как средства ПВО.

Зато установка неплохо себя показала в роли САУ сопровождения танков, или, говоря современным языком, БМПТ. И в этом плане ЗСУ-57-2 была, пожалуй, более эффективна, чем средство ПВО. По крайней мере, на полях сражений было весьма мало бронированных целей, способных выдержать попадание бронебойного снаряда БР-281У, который с расстояния 1000 м, вылетая из стволов со скоростью 1000 м/с, уверенно пробивал до 100 мм брони.

ЗСУ-57-2 все-таки оставила определенный след в нашей военной истории в качестве испытательной платформы. За которой последовали как «Шилка», «Тунгуска» и «Панцирь», так и реализуемые в настоящее время проекты БМПТ и БМОП.

Новое на сайте

>

Самое популярное