Домой Целебные растения Что обязательно взять с собой на сахалин. Самые интересные достопримечательности Сахалина. Путешествие Антона Чехова на остров Сахалин. Южно-Сахалинск — Охотское -оз.Тунайча

Что обязательно взять с собой на сахалин. Самые интересные достопримечательности Сахалина. Путешествие Антона Чехова на остров Сахалин. Южно-Сахалинск — Охотское -оз.Тунайча

Путешествие на остров Сахалин
Количество дней: 9 дней
Стоимость указана БЕЗ проживания!
Стоимость тура с проживанием в хостеле 8 ночей - 35100р/чел
Минимальное количество участников: 5 человек
Изменение количества участников в меньшую сторону влечет за собой перерасчет стоимости.
Если у вас собрана собственная группа, то даты и цены путешествия могут обсуждаться индивидуально.

Про маршрут:
В нашем путешествии мы прикоснемся к японскому периоду городов Тайохара (Южно-Сахалинск), расположение улиц которого было спроектировано японцами, и многие здания, построенные ими, до сих пор служат жителям города.

Пройдем через тоннели легендарной узкоколейной дороги, связавшей города Тайохара и Маока, строительство которой началось в период японского правления в 1921 году. Общая протяженность дороги составляет 84 км. В тоннелях и противолавинных галереях можно увидеть служащие подпорками, старые, вертикально поставленные рельсы. На некоторых из них просматриваются годы: 1885, 1887, 1940. Эти рельсы Япония заказывала в Америке. Увидим три исключительных обьекта - Ведьмин и Чертов мосты и петлевой тоннель, пробитый в сопке, длина которого составляет 980 метров в городе Холмск (Маока).

И, конечно же, увидим настоящие японские тории в поселке Взморье (Сарагура).
Дальше наше путешествие по Сахалину пройдет по природным достопримечательностям - бухта Тихая, подножье хребта Жданко, останец «Лягушка». А так же мы совершим восхождение на пик Чехова - одну из самых высоких точек юга острова, 1045 метров.

Надеемся, что посещение лишь небольшой части красот и японского наследия юга Сахалина, побудят вас продолжить знакомство с незабываемым островом - рыбой. Сахалин оставит в памяти картины гор, моря, сахалинского леса, знаменитых лопухов-гигантов и заряда положительных эмоций.

Описание тура по Сахалину:
День 1
Встреча участников в аэропорту. Размещение в хостеле.
По прилету последнего участника собираемся и выезжаем на побережье Охотского моря.
Посетим красивое озеро Изменчивое и самое большое озеро Сахалина - Тунайча.
Приготовим сахалинский ужин с ухой, крабами и морскими деликатесами.
Возвращение в город.



День 2. Останец Лягушка. Водопад Айхор.
Сегодня мы посетим структурно-денудационный останец «Лягушка», считающийся чуть ли не самым таинственным местом острова. Согласно легенде, у древних айнов это место почиталось, как храм Мудрости. Да и современные экстрасенсы в один голос утверждают, что останец является не просто красивой скалой, а «его сущность проявляет себя через три уровня: небесный, наземный и подземный, как и жизненный цикл самой лягушки: рождается в воде, прыгает по земле и зарывается на зиму глубоко в ил». В 1983 году скала Лягушка была признана государственным памятником природы регионального значения. После обеда мы посетим расположенный недалеко от останца водопад Айхор на реке Комиссаровка, вода которой считается целебной.
После прогулки возвращаемся в город. Ужин, как и завтрак, самостоятельный.
Общий километраж дня – 10-12 км, с подъемом на южный склон горы Горбунова в 200 метров

День 3. Грязевой вулкан

Рано утром выезжаем до поселка Новодеревенское. Сегодня мы пройдем по красивейшим местам Мицульского хребта, по старым японским тоннелям заброшенной железной дороги и посетим грязевой вулкан. Глубина кратера вулкана порядка 5 км. Грязь считается целебной.
Обедаем на вулкане и возвращаемся в город.
Ужин самостоятельный.
За день пройдем 17 км

День 4. Бухта Тихая
Утром выезжаем в бухту Тихая.
По дороге остановимся в поселке Взморье для осмотра японских тории. Обычно их устанавливали перед входом в храм. Также в поселке имеется японский школьный павильон (хёанден). Такие павильоны устанавливались возле школ, в них хранились портреты императора и императрицы, и рескрипт с напутствием школьникам. В самой Японии таких павильонов больше не осталось.
В поселке можно купить, по желанию, крабов.
Бухта Тихая - в свое время любимая бухта сахалинских художников. Красота этого уголка острова впечатляет, могучие скальные образования, прозрачная вода Охотского моря, причудливые скульптуры, созданные морем и ветром, побуждали людей браться за краски и холст.
Прогуляемся к подножью хребта Жданко. Красавец Жданко притягивает к себе взгляд и манит подняться на свои вершины. Знаменитый камень «Сфинкс», вид горных хребтов, просматриваемых с пика Смелый, возможно откроют художника и в каждом из нас.
Возвращаемся в город. Ужин, как и завтрак, самостоятельный.

День 5. Морская поездка на маяк Анива.
Завтрак самостоятельный.
После завтрака выезжаем в поселок Новиково.
Маяк Анива считается одним из самых красивых туристических мест на Сахалине.
Маяк был установлен в 1939 году на небольшой скале Сивучья возле труднодоступного скалистого мыса Анива.
На берегу участники помогают подготовить лодку. Одевают штормовые костюмы и спас.жилеты. Садятся в лодку и отправляются в путешествие вдоль берега Анивского залива.
В течении трех часов будем идти вдоль восточного побережья Тонино-Анивского полуострова.
Посетим мыс Мраморный и мыс Слюда. Высаживаемся на маяке и исследуем его. Можно оставить запись в журнале маячника.
В 15:00 выходим в обратный путь.
В Новиково участники помогают разобрать лодку и погрузить в автомобиль.
Возвращаемся в город. Ужин самостоятельный.

День 6. Поход на Пик Чехова.
Завтрак самостоятельный.
Сегодня посетим гору Пик Чехова, высота 1046м. Путь пролегает через лес, и кажется - не видно ему конца и края. Но вдруг лес резко сменяют кустарники, и тут становится легче, вот уже видна вершина. До заветной цели осталось совсем немного. Извилистая тропинка, проходящая через красивейший альпийский садик, выводит к заостренной вершине, венчает которую каменное сооружение - все, что осталось от японского храма. Это и есть пик. Панорама, открывающаяся с вершины, невольно вызывает преклонение перед красотой и величием сахалинской природы. Тропа торена японцами в период Карафуто, гора для них была священна потому, каждый японец считал обязательным ее посещение.
С вершины Пика открывается вид на Охотское море, которое расположено с восточной стороны Сусунайского хребта, на замечательные озера Изменчивое, Тунайча и Вавайское. Тунайча самое большое и глубокое озеро на острове. Его длина составляет 29 км, а средняя глубина – 12 м. Фото, обед, отдых.
Возвращение в город. Ужин самостоятельный.
Дневной километраж составит 20 км, с восхождением на 1046м

День 7. Поход на Чертов мост.
Завтрак самостоятельный. Выезд утром в город Холмск.
Сегодня путь лежит по старой заброшенной железной дороге периода Карафуто. Через тоннели, разрушенные мосты (Чертов, Ведьмин). По мнению даже сегодняшних экспертов при проектировании Чертового моста было принято уникальное инженерное решение. Оно заключалось в том, что линию железнодорожного полотна выполнили в виде петли. Поезд, проехав через два тоннеля, делал крутой поворот, выезжал почти на вершину сопки, и далее путь его проходил по Чёртовому мосту на высоте около 38 метров. В своё время этот мост был известен во всей Японии из-за необычной конструкции объекта. Обед возле Ведьминого моста.
Возвращение в город вечером. Ужин самостоятельный.
Пройдем 15 километров



День 8. Поездка на мыс Великан.

Мыс Великан – одно из самых впечатляющих мест на побережье острова Сахалин. Памятник природы регионального значения. Расположен он на восточном побережье Тонино-Анивского полуострова.
По всему побережью от мыса Птичий до мыса Великан находится множество гротов, арок и каменных столбов.
Утром выезжаем в сторону охотского моря. Дальше дорога наша пролегает по побережью полуострова Пузина и, не доезжая мыса Свободный, уходит в лес. По лесной дороге наш автомобиль преодолеет перевалы с великолепным видом на озеро Тунайча и Вавайские озера. Выехав на побережье, мы начнем небольшое пешее путешествие. Мыс Птичий поразительно красив в любую погоду и не оставит никого равнодушным. В отлив пройдем морской прижим и зайдем в следующую бухту, в окончании которой стоит наш мыс Великан. В случае прилива путь до мыса Великан пройдет по лесу. По дороге нам могут встретиться следы диких животных, а так же сами жители леса - белочки, бурундуки, лисы.



День 9
Отправление участников в аэропорт. Если будет позволять время, то посещение рыбного рынка и сувенирных магазинов.

График прохождения маршрута: В зависимости от погодных условий, физической и психологической подготовки участников, условий и скорости прохождения группой маршрута, а также при форс-мажорных обстоятельствах, инструктор может вносить изменения в график. Редко, но все же возможно, что в районе восхождения не будет благоприятной погоды в течение всего нашего похода. В таком случае, решение о восхождении принимает за всю группу только инструктор.

Первое, с чего следует начать этот репортаж, это заявление, заставляющее вас вернуться на землю – ВАС ТУТ НИКТО НЕ ЖДЁТ!

Нет, Сахалин нуждается в туристах и Острову есть, что показать (и этого «есть» очень много). Но, парадоксально, конечно же - в туристах нужды нет. Развитие туризма необходимо, а туристы нет. Иначе, как ещё можно расценивать, что ни в аэропорту, ни на морском вокзале Холмска (куда прибывает паром с материка) нет НИ ОДНОГО стенда с туристической информацией и раздаточным материалом (буклеты, путеводители и т.п.). Обошёл весь аэропорт – ничего нет. Ларьки с сувенирами, по заоблочным ценам, есть, а вот стоек Агентства по туризму (государственного, между прочим, учреждения) нет. Да и само агентство запрятано так, что не каждый то и найдёт. Когда же мы всё-таки нашли офис, то были поражены ледяным равнодушием сотрудника. Кроме «здравствуйте» мы так и не дождались от него ни одного слова. На острове мне постоянно приходила на ум фраза сотрудницы одной из сахалинских баз отдыха: «Очень нравится тут работать! Вот если бы не эти туристы!».

По сему, вам очень пригодятся наши советы. Мы поможем и ответим на основные вопросы: где жить, как перемещаться по Острову, где питаться, что смотреть и т.п.
Начинаем…

Транспорт

Добраться до Сахалина можно либо морем (паром из Ванино), либо самолётом (из Москвы, Хабаровска, Владивостока и т.д.).



Паром очень зависит от погоды и идёт 14-18 часов. Двухместная каюта на верхней палубе стоит около 4000 рублей. Самый дешёвый билет (сидячий) – чуть более 700 рублей. Предварительное бронирование платное, входит в общую стоимость. Если хотите удешевить поездку на 300 рублей, то попробуйте обойтись без брони. Но, в «высокий» сезон (с мая по сентябрь) можете застрять на 3-10 дней, т.к. в это время на Остров едет очень много сезонных рабочих. Туалет и душ общие. Бесплатный, но скромный обед, прилагается. Цены на питание в остальное время не очень высокие, но пассажиры предпочитают питаться самостоятельно. Прибывает паром в Холмск.

Самолет от Хабаровска стоит от 4600 рублей до 7000 за место эконом-класса. Лететь до Южно-Сахалинска немногим более часа. Если хотите сэкономить, то попробуйте купить билет за 1-2 дня до вылета . Мы, таким образом, сберегли по 2000 рублей за каждого. Внутри региона есть местные авиаперевозки. Самолёты летают до Охи и Ногликов, но билеты дорогие, т.к. авиаперевозки рассчитаны, в основном, на газовиков и нефтянников.


Общественный транспорт на Сахалине весьма развит. Цены не высокие. Автобусы и маршрутки ходят как между городами, так и внутри самих районов. На север области, до Ногликов, можно добраться на поезде. Ходит два раза в сутки (правда с разницей в пару-тройку часов). От Ногликов до Охи ходят маршрутки. Аренда машин дороже, чем на материке, на 30-50%, а компаний не так и много. Автостопом передвигаться по Острову не советую (не смотря на уверения некоторых девушек о простоте этого способа).

Во первых, чем дальше на север острова, тем меньше машин, двигающихся в нужном вам направлении. Иногда проходит не более двух машин в час и скорее всего они не остановятся, т.к. дорога в тех краях не очень хорошая. Во вторых, если вы не молодая и симпатичная девушка ваши шансы на автостоп вообще близки к нолю, т.к. водители опасаются останавливать незнакомым людям в малолюдных местах. Связано это с тем, что не так давно водителей грабили и убивали под видом автостопа. Время прошло, а опасения остались. Сервисы, типа «бла-бла кар» на Острове практически не работают. Наш совет: по югу острова на автобусах и маршрутках, на север на поезде и далее на тех же маршрутках .

Жильё

Это главная проблема сахалинского туризма. Цены в гостиницах просто запредельные. Номер, за который в Москве или Владивостоке вы заплатите 2000 рублей, на Сахалине обойдётся вам не менее 3500. Но… при таких высоких ценах, в летнее время все гостиницы забиты до отказа и свободный номер можно забронировать минимум за две недели.

На севере области гостиницы ещё дороже. Парадокс: частники, сдающие квартиры посуточно, ориентируются на гостиницы и стоимость этих квартир (как правило, однокомнатных) не менее 1800-2500 рублей в сутки. Совет: в Южно-Сахалинске есть пара хостелов с отдельными, двух-местными, номерами не дороже 1500 рублей. В Поронайске, Ногликах и Охе в наличии замечательные гостиницы на дому, где трёх-комнатная квартира на шесть человек обойдётся вам не дороже 3500, а двух-комнатная 2000-2300. Бронировать жильё на Сахалине надо заранее Средняя стоимость – 3000 рублей.

Кстати, не советую рассчитывать на ночлег в палатке на севере области. Вдоль дорог идут сплошные мари и болота и найти место под бивак весьма проблематично .

Питание

Продукты на Острове дорогие. На вопрос: «Почему так дорого?» вам начинают рассказывать про трудности завоза продуктов с материка, забывая при этом объяснить, почему, при таком раскладе, сигареты и алкоголь стоят один в один как на материке (на Острове нет собственного ЛВЗ), а салат из местного лопуха стоит 550(!) рублей за кило. Кимчи (острая корейская капуста) и маринованный папоротник тоже не дёшевы. Колбаса и сыр стоят запредельно. Приходилось видеть колбасу по 900-1000 за кг. Есть областная программа «доступная рыба». По этой программе продают замороженную камбалу и т.п. по сниженным ценам. Но цена хлеба в 50-70 рублей за буханку нивелирует эти плюсы.

Красная икра и прочие морские деликатесы на Сахалине в 1,5-2 раза дороже, чем в Москве или Владивостоке. Браконьерский варёный краб в Долинском районе и в Охотске стоит от 1000 до 3000 рублей за штуку.

Местная ягода (брусника, голубика и т.п.) тоже кусается. На материке та же, но замороженная ягода, стоит в два раза дешевле.
Совет: рыбу и овощи лучше покупать у рыбаков, а так же частников и на маленьких рынках в городах и посёлках. Можно сэкономить до 70%.

Два кило свежайшей корюшки обошлось нам всего в 250 рублей. В сети супермаркетов «Семейный» есть чудная акция – после 20 часов и до закрытия они торгуют кулинарией собственного производства со скидками до 50%, правда курица-гриль стоит там 950 рублей за кило. Интересуйтесь, где можно вкусно и дёшево поесть у «дальнобойщиков» и полицейских – и те и те лучше всех осведомлены, где порции большие, а цены маленькие .

Достопримечательности, природа и климат

Вот чего чего, а достопримечательностей, как природных, так и рукотворных на Острове не просто много, а великое множество. Хотите краткий (очень) список? Вот он:
Холмск – морские ворота Сахалина
о. Монерон
«Чёртов мост»
Сахалинский грязевой вулкан
Мыс Великан
Бухта Тихая
Черемшанский водопад
Мыс и Маяк Анива
Озеро Тунайча
Птичье озеро
Мыс Крильон
СК «Горный воздух»
Пик Чехова
Ботанический сад
Сити-молл (музей медведя)
Сквер Асахикава
Гора Вайда
Мыс Свободный
Полуостров Шмидта
Поронайский заповедник
Клоковский водопад
Мыс Слепиковского
Россыпь агатов мыса и реки Чёрной
Вот далеко не полный перечень достопримечательностей и о некоторых из них, а так же о многих других, мы расскажем в следующем нашем рассказе.

Эта область - единственный регион, целиком и полностью расположенный на больших и малых островах. В её составе непосредственно сам Сахалин, с расположенными в татарском проливе небольшими островами Монерон и Тюлений, и, конечно же, Курильские острова. Со всех сторон область омывается водами Охотского и Японского морей, а так же Тихого океана.

Пожалуй, главная «фишка» Сахалина и Курил - крайне высокая сейсмическая и вулканическая активность. Об этом постоянно напоминают установленные по всему побережью плакаты с надписями «Цунамиопасная зона» и «При цунами бегите на возвышенность» (особенно порадовал этот совет в Поронайске, где до ближайшей возвышенности бежать километров 20-30).

За время нашего нахождения на Сахалине произошло два землетрясение (одно в 4 бала), которые мы даже не заметили. Самое неспокойное место области - Курильские острова. Здесь расположены 9 действующих вулканов.
На Острове очень много рек, озёр и болот. Главные реки острова Тымь и Поронай.
Растительность острова весьма разнообразно.

От бамбучника, аралии, элеутерококка и гигантских лопухов на юге, до лиственниц и морошки на севере. Одна из характерных особенностей Острова - гигантизм травянистых растений. Гречиха сахалинская, белокопытник и дудник медвежий вырастают высотой до трёх (иногда и до 4-х) метров. В Невельске, прям в черте города, располагается лежбище сивучей, которые живут тут с ноября по март. Иногда их ещё называют морским символом Сахалина - единственной в России области на островах.

На Сахалине очень много медведей, но нам так и не удалось встретить хотя бы одного, хотя, по радио, постоянно рассказывали о выходящих на дороги, и в населённые пункты, медведях. За месяц пребывания на Острове мы встретили всего двух лис, которые, так же, выходят к дорогам, в надежде получить, что ни будь вкусное от проезжающих автомобилистов.

Совет: если хотите получить хорошие фотографии лис, выходящих на обочины дорог, держите под рукой обычный сухой корм для собак (коими лисы и являются, в конечном счёте). Но… ни в коем случае не разбрасывайте остатки еды и не оставляйте еду на ночь в открытом виде (для любителей походного образа жизни) – так вы привлечёте к себе бродячих медведей, ищущих пищу .
Необычайно богаты рыбой местные реки и озера, а так же, моря вокруг острова. В прошлые годы эти места были богаты на лососевые породы рыб, но в этом году рыба не пришла. Нерест был настолько слабым, что это вызывает серьёзные опасения за дальнейший промысел «красной» рыбы. На острове, на его севере встречается сахалинский осетр, а самая большая пресноводная рыба - калуга. Говорят, что она достигает длины до 5 метров и весит до 1 тонны.

Климат на Острове настолько неустойчив, что сменяется по несколько раз на день. Не лишним будет держать дождевик постоянно под рукой. Средняя температура зимой от −6 до −24, а летом +19 до +10.

О том, что стоит посмотреть на Острове, мы расскажем в следующей части нашего рассказа...

Как и большинство других мест на востоке нашей страны, Сахалин более примечателен природой, нежели рукотворными объектами. Я пробыл на Сахалине неделю и предлагаю вашему вниманию свой практический обзор, чтобы максимально интересно провести время на острове. Надеюсь, он будет полезен всем, кто поедет сюда впервые.

Покататься по горнолыжной трассе "Горного воздуха" . Наряду с беговыми лыжами, большую ставки делают и на горнолыжный спорт. Я хоть и не люблю горные лыжи, но об этом не мог не упомянуть. Эта база находится в черте города и с нее открывается потрясающий вид на Южно-Сахалинск и окрестности. Здесь иногда тренируется сборная России, а база, работающая с 1960-ых годов, входит в число лучших в России. Как мне показалось, самое большое число туристов Сахалина приезжает именно, чтобы покататься на этой горнолыжке.

Порыбачить. Безусловно, самый крупный остров России имеет огромное количество представителей животного и растительного мира. Это словно рай для рыболова. С декабря по апрель - зимняя рыбалка. Активный клев практически всей рыбы в период перволедка. Это таймень, кунджа, голец, красноперка, корюшка, навага, камбала, щука, налим. С мая по июнь - активный лов кунджи и симы. С июля по ноябрь - начало захода тихоокеанских лососей в реки. Они поднимаются для нереста и зимовки, часть из них скатывается обратно в море в течении осени. Рыбалка на Сахалине уникальна по-своему. Ведь помимо рыбной ловли, можно наслаждаться живописными видами сопок и долин, наблюдать за бурыми медведями, желательно издалека:), ловить креветок, краба и собирать гребешка.

Посетить краеведческий музей Южно-Сахалинска. Музей располагается в здании, построенном в традиционном национальном японском стиле, это единственное в своём роде здание на территории как Сахалина, так и всей России. Именно там можно за короткое время узнать все об удивительном острове на краю страны. Музей очень интересный и достаточно современный.

Попробовать сахалинскую кухню , которая давно стала брендом. Она сформировалась благодаря исторически сложившимся обстоятельствам на стыке нескольких культур - русской, японской и корейской. Особенность сахалинской кухни - это в первую очередь своеобразный микст русской и корейской гастрономии. Корейская кухня была завезена сюда в начале прошлого века переселенцами, прибывшими на остров во время японской мобилизации.



Увидеть японскую железную дорогу . Эта железная дорога была построена, когда остров находился под суверенитетом Японии и назывался Карафуто. Ширина колеи 1067 миллиметров, однако сейчас ее расширяют до российских стандартов 1520 миллиметров. Японский период управления железными дорогами Сахалина тихо подходит к концу и осталось немного времени, чтобы ее увидеть и прокатиться. Часть нерентабельной железной дороги на острове заброшено. В этих местах находятся интересные исторические объекты. Один из самых интересных "Чертов" мост на отрезке в районе станции Николайчук. Даже по мнению сегодняшних экспертов, при его проектировании было принято уникальное инженерное решение — линию ж/д полотна выполнили в виде петли. Выходя из нижнего тоннеля, поезд делает крутой поворот, выезжая почти на вершину сопки, заходит в следующий тоннель и далее едет по мосту.

Съездить в Невельск посмотреть Сивучей. В мире есть только три места, где сивучи устраивают сезонное лежбище в черте города - это Петропавловск-Камчатский, Сиэтл в США и Невельск на Сахалине. Каждый год в январе - феврале, во время межсезонных миграций, около 300 тюленей приплывают на старый брекватер (волнолом) Невельского порта и остаются там до конца июня.

Посетить остров Монерон , сейчас он считается природным парком. Монерон в хорошую погоду видно около Невельска. Добраться туда трудно - это пограничная зона, и для высадки на остров требуется специальное разрешение, да и переплыть туда - удовольствие недешевое. Лучше всего это совершать летом, туда собирают экскурсии.

Активный туризм и трекинг. По острову продуманы пешие маршруты. Во время трекинга вдоль побережья Охотского и Японского морей вы можете увидеть лагуны, гроты и ущелья, каменные арки и колонны, можете забраться на сопки, перевалы и оттуда любоваться красотой острова.

Искупаться на двух морях : Японском и Охотском. Это можно совершить в один день, правда, зимой только на Японском, Охотское замерзает.

Увидеть циклон и узнать, что же такое, когда действительно много снега! Это погодное явление не оставит вас равнодушным, но, к сожалению, подгадать такое событие чрезвычайно сложно. Нам же очень повезло:

Ну... и обязательно пробежать , благодаря нему, собственно, я и посетил этот чудесный остров на краю России.


А если вы уже бывали на Сахалине, чтобы добавили к этому списку?

Сахалин - далеко не самое привлекательное для туристов место. Когда речь заходит о дальневосточной экзотике, то в голове первым всплывает Владивосток или Комсомольск-на-Амуре. Символы природных сокровищ Сибири - Алтай и Камчатка, а ледяного экстрима - Якутия. На деле совершенно не обязательно объезжать полстраны, чтобы увидеть природу разных климатических зон, почувствовать себя на краю света и отведать деликатесов. Достаточно просто приехать на Сахалин.

Почти Япония

Лететь до Сахалина - как до Японии. Широкофюзеляжный забит под завязку - свободных мест нет ни в экономическом классе, ни в бизнесе. Богатых людей на далеком и загадочном острове, судя по всему, хватает и после посадки экс-губернатора Хорошавина и его команды. Ощущения, когда летишь до пункта назначения 8 часов 10 минут и за это время ни разу не покидаешь воздушного пространства родной страны, непередаваемые. Невольно задумываешься, как вообще можно управлять такой территорией из единого центра? Как можно ее освоить?

Когда самолет приземляется в аэропорту Южно-Сахалинска, понимаешь, что освоили мы ее так себе - здание аэропорта небольшое, рейсов в день - всего несколько штук, а закрывается аэропорт едва ли не в обед. О чем можно говорить, если Ту-154 воздушная гавань стала способна принимать лишь в 1985 году. И, тем не менее, аэропорт развивается. Пассажирооборот вырос с 663 тысяч пассажиров в 2008 году до 985 тысяч в 2017 году, а в следующем году обещают открыть новый аэровокзальный комплекс с телетрапами, отелем и многоярусной парковкой.

Примечательно, что строительство аэровокзала будет полностью профинансировано из регионального бюджета. Уровень! Впрочем, то, что Сахалинская область - регион очень богатый, понимаешь быстро. Нашу группу встречает трансфер на нескольких минивэнах бизнес-класса Toyota Alphard. Машины, естественно, подержанные, само собой, с правым рулем, но все равно впечатляют.

В ответ на включение зажигания вспыхивает большой центральный дисплей, мультимедиа-система что-то говорит по-японски, водитель быстро нажимает несколько сенсорных кнопок с кучей иероглифов и включает радио. Из колонок летит шансон. Все-таки это Россия. Двоякое ощущение будет со мной всю поездку: Сахалин невероятно отличается от всего того, к чему мы привыкли в центральной полосе, но при этом умудряется оставаться стопроцентно российским со всеми присущими нашей стране плюсами и минусами.

1 /10

Взять хотя бы трудовых мигрантов. Таких вы по эту сторону Уральского хребта точно не видели. Одетые в одинаковую униформу, они ходят по улицам Южно-Сахалинска строем с вожатым впереди. Дело в том, что на острове, как и в некоторых других регионах к востоку от Урала, роль гастарбайтеров играют северокорейцы, которые прибывают в Россию по договору между КНДР и РФ. Сотрудничество это восходит еще к 1970-м, и в 2017 году было названо рабством.

В действительности же, несмотря на по-настоящему тяжелые условия труда, северокорейцы мечтают оказаться на Сахалине, ведь всего за два-три года работы удается заработать внушительную по меркам КНДР сумму денег. Корейцы получают сущие копейки - не больше 12 000 рублей, но и практически ничего не тратят: живут в трудовых лагерях или общежитиях, централизованно питаются и фактически лишены досуга, так как надолго отлучаться из лагерей не рекомендуется. Правда, каждый рабочий должен отдать часть дохода северокорейскому государству, так что оставшаяся на руках сумма по нашим меркам выходит совсем смешной.

Тем не менее работа за рубежом считается в КНДР весьма престижной, и северокорейцам приходится давать взятки, чтобы на ней оказаться. Сахалинцы корейцами довольны. Иногда, правда, кто-то из них убегает в надежде на свободную жизнь в России, но, как правило, беглецов быстро ловят. В целом же ни о каком национализме или недооценке представителей других народов сахалинцами речи не идет. Тут любят и японцев, которыми многие местные откровенно восхищаются, и корейцев, которых на острове и вовсе три вида: те самые трудовые мигранты из КНДР, доморощенные корейцы (их на острове 5,6 процента населения) и южнокорейцы, которые инвестируют в местный бизнес.

На острове довольно много магазинов, ресторанов, турфирм и автосалонов, которыми владеют японцы и корейцы. Например, дилерский центр Toyota в Южно-Сахалинске открыл один из крупнейших дилеров марки в Японии. А любителям корейской и японской кухни в Южно-Сахалинске и вовсе раздолье - в городе множество ресторанов с аутентичными блюдами этих двух стран. Готовят, естественно, корейские и японские повара, владельцы тоже приезжие. Знание кухни и свежайшие продукты на выходе дают настоящий вкусовой оргазм. Столь вкусные суши и сашими я ел лишь в Токио и Нагое.

Дикий Восток

Сколько бы ни было японских товаров в супермаркетах Южно-Сахалинска, как бы ни были умны унитазы в отелях города, но сойти за Японию, пусть и провинциальную, у острова не получается. Слишком силен разрыв между богатыми и бедными. В центре Сахалина ничего нет. Жизнь есть на самом севере, где на шельфе добывают газ и нефть, и на юге, который был освоен за время японского правления с 1905 по 1945 годы.

Во время Японского правления на Сахалине было построено достаточно большое количество синтоистских культовых сооружений. На фото - взморские тории храма Хигаси Сираура Дзиндзя, что в местечке Взморье.

Сейчас большая часть полумиллионного населения острова живет на юге, но все деньги на севере. Добыча углеводородов и приводит к колоссальному разрыву в доходах и появлению статистики, которая создает ложное впечатление об острове. Например, средняя зарплата на острове на 44 процента выше, чем в среднем по стране, и близка к столичной. А в том, что касается ВРП (валовый региональный продукт), то по этому показателю Сахалинская область и вовсе находилась в 2015 году на уровне Великобритании. Москва, чтобы вы понимали, находилась на уровне Испании, а Московская область - Бразилии.

В действительности же на острове есть либо поднявшиеся на нефтяных деньгах нувориши, либо получающие не более 25 тысяч рублей бедняки. В поселках полно вызывающе скромных домов, а всевозможные сараи, гаражи и прочие подсобные помещения зачастую сделаны из морских контейнеров. При этом в Южно-Сахалинске я впервые в жизни стоял на светофоре, на котором автомобили Toyota Land Cruiser были абсолютным большинством - из 13 машин 11 представляли именно эту модель.

Вообще, внедорожники и пикапы Toyota - короли местного автопарка. Праворульные и проданные через официального дилера, привезенные из Америки и с Ближнего Востока, многочисленные Land Cruiser и Hilux всех поколений, Kluger и Highlander, Tundra и Sequoia, а также экзотический даже в Америке FJ Cruiser встречаются тут и там. Сахалинцы рассказывают, что на острове даже встречаются Toyota Mega Cruiser - эдакий японский «Хаммер», причем именно в армейской версии.

Свои автомобили Сахалинцы тюнингуют так, что улицы порой напоминают съемочную площадку очередной части франшизы «Форсаж». Если у вас внедорожник, значит, вы просто обязаны подготовить его для тяжелого бездорожья: лифт подвески, силовые бамперы, веткорезы, экспедиционный багажник и лебедка. Если же вы ездите на седане, купе или универсале, то не обойтись без занижения, огромного глушителя, красивых дисков и аэродинамического обвеса. И то ли сказывается близость Японии, то ли природный вкус, но выглядят все эти тюнингованные машины вполне гармонично и стильно.

Меня удивили другое - на спортивного вида легковых машинах ездят мужчины старше 40, а вот молодежь предпочитает внедорожники. Возможно, дело в том, что не обремененные семьей и детьми ребята много времени проводят на природе в различных походах, где нужна серьезная проходимость. Во всяком случае, в лесах южной части острова мы регулярно встречали компании молодых людей, с энтузиазмом штурмующих бездорожье.

Вид на бухту Тихая с окрестных гор. Пляж в бухте неоднократно признавался лучшим на острове.

На Сахалине вообще очень трудно отгородиться от природы. Вот и наш лагерь переехал подальше от рек на берег бухты Тихой, хотя первоначально размещаться мы планировали в глубине острова, где не так чувствуется ветер. Но местные отговорили - нерест лосося помешал. Если вы смотрели многочисленные фильмы про дикую природу, то знаете, что лосось возвращается нереститься в родную реку, перестает питаться и умирает после того, как откладывает икру. Запах разлагающейся рыбы делает ночевку в палатке на берегу реки невыносимой.

Когда же мы отправились в леса центральной части острова, то увидели множество медвежьих следов, перебегавших дороги лис, зайцев и других животных, идентифицировать которых в сумраке удавалось далеко не всегда. На Сахалине, чтобы слиться с природой в одно целое, совершенно не обязательно далеко отдаляться от городов. Казалось, только что мы шли на наших Toyota Hilux и Prado по руслу горной реки, и вот уже мчимся по океанскому хайвею вдоль восточного побережья острова.

Холодная Калифорния

Август на Сахалине выдался невероятно теплым. Моментами воздух прогревался до 27-28 градусов, а значит нужно не искать оправданий и лезть в воду. Местные предпочитают купаться в мелководных проливах Лаперуза и Татарском, но мы с коллегами не ищем легких путей и лезем прямо в Охотское море. Свободного времени на острове не так и много, поэтому тратить его на переезд на другой берег совсем не хочется. Тем более, что восточное побережье острова напоминает Калифорнию. Бесконечные океанские пляжи, отличная дорога с ровным асфальтом и логичной разметкой, зелень прибрежных сопок - для создания картины серферского рая не хватает только самих серферов.

Вместо них на пляже шириной с МКАД стоят лишь автокраны, которые сушат растянутые между двух максимально выдвинутых стрел сети. Рядом с ними лениво ходят несколько мужчин. Зачем-то подъезжаем с ними познакомиться. Первым к нам выходит крановщик: мужчина с животом титанических размеров и таким же титаническим перегаром. Один из рыбаков оказывается чеченцем. Но перегаром пахнет и от него.

Впрочем, ближе к Южно-Сахалинску пляж постепенно начинает оживать. С него исчезают краны, зато появляются палатки и тенты отдыхающих. Спустя километр-другой океанский берег уже напоминает муравейник. Кто-то жарит шашлык, кто-то играет в волейбол, кто-то загорает, туда-сюда постоянно шныряют машины. Ширина пляжа такова, что рядом с табором отдыхающих действует целое пляжное шоссе по две полосы в каждую сторону. При этом песок настолько гладкий, что для езды по пляжу совершенно не обязательно быть обладателем внедорожника - здесь ездят даже на откровенных «пузотерках».

О том, что мы не в Калифорнии, напоминают… вкопанные в пляж башни танков Т-54. Столь широкий пляж в советские времена воспринимался как потенциальный плацдарм для вражеского десанта, а вовсе не как наш потенциальный ответ австралийскому Серферс-Парадайс. О вторжении уже давно никто не думает, а башни служат аттракционом для детей, которым на пляже не столь весело, как можно было подумать, - в море их не пускают.

Но нас ограничить некому, поэтому паркуем машины, как только находим в этом муравейнике свободные места, раздеваемся и бежим в море. Первые впечатления исключительно положительные - прохладно, но ничего экстремального. Делаю еще несколько шагов, мгновенно погружаюсь по шею, встречаю первую волну и… с криками бегу назад. У самого берега вода успевает прогреться, но стоит прийти волне издалека, как становится невыносимо холодно. Пожалуй, правильно делают местные, что не купаются в Охотском море. Делать это можно только для галочки: мол, я тут был, в море окунался.

Полмира на одном острове

Сахалин - самый большой остров страны, вытянувшийся с севера на юг на 948 километров, вмещает в себя все климатические зоны нашей страны, кроме субтропиков и вечной мерзлоты. Хотя нивхи - коренное население севера острова - имеют статус коренного народа Дальнего Востока, который дает те же права, что есть у коренных народов Севера: рыбалка и охота без всяких квот, неограниченная заготовка леса, неограниченное водопользование и другие льготы.

Но проехать весь Сахалин практически невозможно - ни одна прокатная контора просто не даст вам автомобиль. Все машины оснащены GPS-трекером, и двигатель могут заглушить дистанционно, если вы заберетесь севернее определенной широты, либо съедете с накатанных дорог. Но даже поездки по южной части острова хватает, чтобы навсегда влюбиться в него и местную природу. Юго-западное побережье острова напоминает Ирландию или юг Англии: высокий обрывистый берег, изрезанный многочисленными бухтами, зеленые холмы без деревьев. И никого.

От Англии побережье отличается наличием многочисленных брошенных и полуразрушенных зданий, отвратительным качеством грунтовки и общим депрессивным ощущением. Юго-восточное побережье, как я уже говорил, напоминает Калифорнию, а в глубине острова можно найти и березовые рощи средней полосы, и напоминающие кубанские пейзажи лесистые сопки. Местами картинка за окном и вовсе навевает мысли об Аризоне: красная почва, оранжевая пыль, многочисленные пикапы и американский капотный грузовик, тащащий огромный оверсайз-прицеп с грузом, - нежная европейская техника в этих условиях просто не выживает.

На Сахалине есть и зажиточные поселки с обустроенными дворами, аккуратно постриженными газонами, вежливыми водителями и отличными дорогами, и настоящие гетто с пыльными грунтовками вместо улиц, заброшенными домами и умершими предприятиями. И разделять их может всего несколько десятков километров. Население Сахалина, как и всего Дальнего Востока, стремительно сокращается. Если в 1991 году на острове проживало 715 тысяч человек, то в 2016-м - 487 тысяч. В последние пару лет наблюдается рост, но небольшой. Человек уходит, природа наступает.

Казалось бы, сделать из Сахалина туристический рай проще простого: рядом большие рынки Японии и Кореи и необъятный Китай, а японцы, к тому же, любят посещать свои бывшие территории в приступе ностальгии по имперскому прошлому. Да и россиян затащить на Сахалин можно - климат тут мягче, чем во многих частях Сибири. Но пока тут, как и во всей остальной России, заняты другим: пьют и воруют.

В конце июня начнется сезон комфортных путешествий во многие отдаленные регионы России. В это время потоки романтиков и исследователей устремляются на Камчатку, в Приморье и на Дальний Восток, в Карелию, на Байкал и Сахалин.

Hajde, druže: большой путеводитель по Боснии и Герцеговине

26 августа 2019

В мире появится самый долгий рейс на 20 часов

26 августа 2019

Поясним за новости: Таиланд станет более мобильным для туристов

26 августа 2019

Летать посередине: пособие по выживанию

23 августа 2019

Нервно и в сторонке: можно ли курить IQOS в самолёте

23 августа 2019

Мой дед - православный священник в Нью-Йорке: часть 2

Эти направления понемногу выбираются из-под залежей стереотипов о недоступности – как финансовой, так и транспортной – экспедиций по России: фраза «дешевле слетать за границу, чем съездить по стране» звучит, к счастью, все реже. На пользу тому идет большая просветительская работа со стороны многочисленных организаторов экспедиций и блогеров, а также тревел-фотографов и их невероятных снимков в инстаграм.

Первыми тропами в мир сурового внутреннего туризма стали Карелия и Камчатка. Теперь же все больше людей, отодвинув на задний план какие-нибудь Фареры, ставят на первое место в списке своих желаний поездку на остров Сахалин.

Только мечта может помочь человеку сорваться в такое путешествие. Нельзя предсказать, когда она «активируется», но в какой-то момент ты просто позволяешь себе мечтать о месте. Не терзайте себя, что не можете отправиться туда немедленно. У вас будут десятки причин, почему это кажется невозможным: никто из друзей не готов вас поддержать, бюджет кажется вам недоступным, из списка необходимой снаряги у вас есть только металлическая кружка и т.д. Но начните ухаживать за своей мечтой. Прочитайте книжку про Сахалин, посмотрите видео, сходите на мероприятие про остров и вы увидите, как причины, из которых поездка казалась вам невозможной, начнут отваливаться одно за другой.

Вадим Мамонтов

СЕО RussiaDiscovery

Сахалин – направление для тех, кто привык идти своим путем, и даже в слово «Азия» вкладывает не привычные курорты Вьетнама и Таиланда, а остров в Охотском море – место с уникальной природой и смешением российской и японской культур.

Самый удаленный от центральной России и в то же время поразительно близкий к Японии – от острова Хоккайдо его отделают всего 43 километра пролива Лаперуза – остров Сахалин чарует суровым климатом, причудливыми скалистыми берегами, действующими вулканами и разнообразием растительного и животного мира.

Как ехать: в группе или самостоятельно

Вариантов изучить остров традиционно два: самостоятельное путешествие и помощь компании, которая занимается организаций экспедиций на Сахалин.

«За» cамостоятельную поездку

«За» экспедицию в составе группы

Вы – опытный путешественник, много раз самостоятельно планировали и ездили в отдаленные края России с размытой инфраструктурой. Готовы потратить время и силы на составление маршрута и организационные вопросы, чтобы создать свою уникальную историю

Вы любите, когда все путешествие четко спланировано – продумана логистика, отобраны только самые интересные места по вашему запросу

Вы не любите посторонних людей и хотели бы провести отпуск максимально уединенно

Вам нравятся новые знакомства, вы готовы провести неделю – две с людьми, которых не знали раньше

Вы хотите свести бюджет к поездки к минимуму и готовы — пожертвовать ради этого некоторыми точками маршрута, до которых сложно добраться самостоятельно — к возможным организационным накладкам

Вы понимаете, за что платите – за экономию собственного времени и сил, а также за гарантию легкого и беспроблемного путешествия – если сложность и возникнут, то решать их будете не вы, а организатор. Он же отвечает за вашу безопасность на протяжении всего пути

Вы точно знаете, что любите путешествовать в своем ритме – задерживаться в тех местах, которые вам интересны, и проскакивать другие, менее захватывающие достопримечательности. Отсутствие такой возможности доставит вам дискомфорт

Вы выбрали маршрут, который вам инетерсен, но многие точки в нем малодоступны для индивидуального туриста и требуют особенной логистики вроде заброски на вертолете. Агентство способно это организовать, а стоимость делится на всех участников группы

Учитывая то, что многие из мест, которые важно увидеть на острове для знакомства с его характером, располагаются не так далеко от Южно-Сахалинска – при самостоятельном путешествии это позволяет остановиться в городе на весь период поездки и выезжать к природным достопримечательностям, возвращаясь на ночевку в отель или на базу. Даже в таком формате путешествие на остров поразит вас главным его достоинством – первозданной природой, запахами моря, буйной стихией и фантастическими пейзажами.

Важно понимать, что сам Сахалин – очень большой остров, а всего в состав Сахалинской области входит 59 островов. Некоторые из них, например, острова Тюлений, Кунашир или Шикотан, достойны не меньшего внимания. Но все зависит от того, каким количеством времени и денег вы располагаете.

На случай же, если вы решили бросить вызов собственным силам и поехать самостоятельно, мы собрали от опытных путешественником несколько рекомендаций по организации и ключевым точкам острова.

Стоимость поездки в Сахалин

Стоимость стандартного путешествия на 7-8 дней в составе группы одного из агентств – около 70 тысяч рублей.

Оно включает в себя:

  • проживание в отелях 2*- 3*;
  • трансферы;
  • питание (как правило, завтраки и обеды);
  • транспортное сопровождение по программе;
  • услуги гида-экскурсовода.

Перелеты и ужины оплачиваются отдельно.

Такая поездка обычно позволяет составить себе полное представление о природе, культуре и жизни острова. При выборе туристического оператора опирайтесь на отзывы туристов, рекомендации друзей и общем впечатлении от компании: желательно, чтобы это был опытный оператор, а не группа друзей-энтузиастов, которая решила возить группы на Сахалин буквально в прошлом месяце.

Про авиабилеты

22 000 рублей – цена авиабилета Москва – Южно-Сахалинск в июле-августе, если покупать его заранее, за 5-6 месяцев. Так советуют поступать опытные путешественники по этому направлению. Раннее планирование почти гарантированно позволяет получить лучшую цену и удобный перелет. Спонтанная покупка билета может взрастить цену в 2 – 2,5 раза.

Билеты дешевле можно найти только в период межсезонья, когда поездка на остров становится испытанием из-за довольно капризного и сурового климата.

Мне нужно брать что-то специальное?

Большая часть путешественников обходятся набором из стандартной удобной одежды + трекинговые ботинки, флисовая кофта и непродуваемая (желательно мембранная) ветровка. Если вы не собираетесь делать что-то экзотичное – вам тоже хватит этих вещей.

Как я буду передвигаться?

Лучший способ – взять автомобиль в аренду. Nissan Almera 2014 года обойдется примерно в 11500 рублей за 7 дней. Если вы планируете забираться в труднодоступные места, выбирайте кроссовер — Toyota RAV4 2014 года будет стоить 23 000.

Про комфорт

Многим кажется, что путешествие на Сахалин обязательно сопряжено с бытовым дискомфортом – долгими пешими переходами, ночевками в кемпингах или отелях без удобств, скудным питанием.

Это не совсем так – и спасибо, как ни странно, можно сказать требовательным японцам. На острове огромное количество японских туристов – их доля составляет почти 90% от всего иностранного турпотока. Объясняется это близостью страны и периодом в истории острова, когда он был оккупирован Японией. Трепетно относящиеся к своей истории и культуре, японцы едут сюда за редкими образцами японского зодчества и другими артефактами. И вместе с тем требуют для себя самого высокого уровня комфорта – в проживании, передвижениях и сервисе: это стимулирует развитие местной инфраструктуры.

Чем заняться в Южно-Сахалинске

Как мы писали выше, если в вашем распоряжении 7-8 дней – лучше всего будет не пытаться объять необъятное, а остановиться в Южно-Сахалинске и исследовать остров дневными радиальными выездами.

  • отель «Мега Пэлэс» 4* — 52 000 за 7 ночей
  • отель «Гагарин» 3* — 36 000 за 7 ночей
  • отель «Монерон» 1* — 16 000 за 7 ночей

Города Сахалина, включая Южно-Сахалинск, не особенно примечательны. Вам хватит и дня на его изучение: 1. Зайдите в ресторан НИХОН МИТАЙ, чтобы в первый же день попробовать традиционную японскую кухню со свежими морепродуктами, которыми так славится остров. Но осторожно – после этого морепродукты в привычных российских ресторанах могут показаться вам безвкусной массой. Средний чек – 1200 рублей.

2. Поднимитесь по канатной дороге горнолыжного курорта «Горный воздух» и посмотрите на город сверху. Стоимость подъема – 120-150 рублей.

3. Взгляните на одежды айна и эвенков в Краеведческом музее. Удивительной красоты японское здание, сохранившееся со времен губернаторства Карафуто, хранит свыше 200 тысяч предметов и коллекций по природе, истории и культурному наследию Сахалина и Курил. Вокруг прекрасная парковая зона с фонтаном, прудом с карпами, цветущей сакурой и розами. Входной билет – 100 рублей.

4. Прокатитесь на лодке по озеру в самом крупном парке города — парке Юрия Гагарина

5. Не забудьте привезти икры себе и знакомым – это будет лучшим сувениром. Проверенное место – торговый центр «Успех», идти туда лучше в самый последний день, перед вылетом, чтобы сократить срок хранения. Икра – 2500 – 3000 рублей/кг.

Как провезти икру в самолете?

По правилам авиакомпаний икра относится к категории «жидкости», а значит, в ручную кладь вы можете взять не более 100 грамм. Поэтому тщательно упакуйте вв в герметичный пищевой контейнер, поместите в термосумку и сдайте в багаж.

Куда поехать в окрестностях

День 1. Бухта Тихая и остров Заметный (ну что за чудо-названия здесь)

В случае, если автомобиль в аренду вы не взяли (А ЗРЯ), доехать сюда можно на поезде до станции Тихая (около 3 часов), после чего пройти несколько километров пешком.

Живописная, закрытая от холодных ветров бухта в заливе Терпения (нет, все же это не топонимы, а песня) – одно из самых красивых мест на Сахалине. С хребта Жданко открывается фантастический вид на побережье с мягким песком и зеленой порослью морского шиповника и аралии, а с берега можно бесконечно смотреть, как уходят в воду отвесные 30-метровые скалы.

Большая часть снимков, которые можно увидеть в instagram по тегу «Сахалин», сделаны здесь.

На остров Заметный добраться невозможно, зато видно его отлично. Равно как и слышно – благодаря засилию птиц он звучит как завод по переработке чаек.

По дороге в бухту остановитесь в поселке Взморье – здесь ведется бесперебойная торговля свежевыловленными крабами по ценам куда ниже городских. Приготовить их можно тут же, в бухте.

1 огромный краб – около 1600 рублей.

День 2. Мыс Евстафия*

Высота мыса – всего 51 метр, но он окружен таким поразительно свободным от лишних деталей пространством и кристалльно чистой водой, что вас непременно подхватит ощущение полета, которое усугубят плотный морской воздух, бьющий в лицо, и вездесущие чайки. Обязательная гастрономическая составляющая – по дороге, на озере-лагуе Буссе, можно купить отличных уже сваренных креветок.

День 3. Мыс и маяк Слепиковского

Маяком, должно быть, немало гордятся японцы – они построили его здесь еще в 1934-м, когда сам мыс назывался Оторо Мисаки.

Мыс совсем не похож на те, что вы увидите ранее. Благодаря этому он занесен в реестр памятников природы регионального значения.

День 4. Скала Лягушка

Можно добраться на автобусе 177 от ж/д вокзала Южно-Сахалинска.

Действительно немного похожий на лягушку выступ по сложившемуся мнению «заряжает» визитеров хорошей энергией. Здесь же принято загадывать желания. А если отвлечься от эзотерики, то со скалы открывается замечательный вид на озера Тунайча и Изменчивое. И если энергии действительно прибавится – не пожалейте сил и дойдите до водопада Айхор.

День 5. Мыс Великан*

Великаном многие называют мыс Птичий, что по соседству. По побережью от одного до другого разбросаны гроты, арки и столбы, выточенные из камня ветром и морем.

*для поездки на мыс понадобится кроссовер или внедорожник

День 6. Холмск. Заимка «Хрустальный ручей»

Холмск – портовый город, куда приходят паромы с «большой земли». Население его около 30 тысяч, а примечательного мало, но заехать сюда стоит. Хотя бы для того, чтобы понять, как живет Сахалин, когда не радует глаз туриста бесконечными хребтами и мысами.

А затем поезжайте на базу отдыха «Хрустальный ручей» — здесь, в почти недоступном отдалении от города и людей, вы отдохнете телом и душой: в тишине, с баней и купанием в Татарском заливе.

День 7. Серфинг и кайт-серфинг

С точной локацией определиться будет сложнее – слишком многое зависит от прогноза. Но сли вам действительно интересно посмотреть, как справляются спортсмены не в рафинированых условиях Юго-Восточной Азии, а в водах Японского моря, информацию о спотах можно выспросить у знакомых серферов или найти в профильных группах. Самые распространенные и доступные места – спот Bus Station в Охотске для серфинга и озеро Изменчивое для кайта.

Островной инстинкт — есть особое внутреннее ощущение от пребывания на острове, которое хочется каждому испытать. Пусть даже таком огромном, протянувшемся без малого на тысячу километров с севера на юг острове.

Пройти по узкой тропе по хребту Жданко.

Увидеть, как во время нереста поверхность реки настолько плотно заполняется спинами идущей на нерест рыбы, что не видно даже воды.

Ощутить себя узником замка Иф, забравшись на маяк Анива.

Впечатлиться скалами невероятной формы на мысе Птичий и мысе Великан.

Прогуляться по озеру Буссе и набрать устриц. Побаловать себя и другими сахалинскими гастрономическими деликатесами: икра, крабы, рыба, гребешки, мидии...

Понырять с аквалангом у острова Монерон и найти там ракушку Галиотис, невероятной перламутровой красоты.

Пробраться по спиральному участку тоннеля старой японской железной дороги и подняться на Чертов мост ведущий через глубокое ущелье. Все это – Сахалин.

Вадим Мамонтов

СЕО RussiaDiscovery

Новое на сайте

>

Самое популярное