Домой Макияж Международный банк реконструкции и развития (мбрр). Офис по поддержке проектов программы развития оон (проон) Смотреть что такое "Программа развития ООН" в других словарях

Международный банк реконструкции и развития (мбрр). Офис по поддержке проектов программы развития оон (проон) Смотреть что такое "Программа развития ООН" в других словарях

Программа развития ООН

Программа развития ООН (ПРООН) - организация при ООН по оказанию помощи странам-участницам в области развития. ПРООН оказывает помощь правительствам в проведении изысканий и исследований природных ресурсов, в создании учебных заведений, в развитии энергетических ресурсов, предоставляет консультационные и экспертные услуги, обучает специалистов, поставляет оборудование и т. д. Помощь ПРООН безвозмездна.

См. также

Ссылки

Примечания


Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Карпентер, Джон Говард
  • Одати

Смотреть что такое "Программа развития ООН" в других словарях:

    Программа развития ООН - ПРО ООН международная организация, призванная способствовать экономическому развитию наций в координации с Международным банком реконструкции и развития, основными отделениями мировой банковской группы или региональными банками. Как часть… … Словарь черезвычайных ситуаций

    ООН. ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ - ООН считает своей задачей поддержание международного мира и безопасности. РАЗРЕШЕНИЕ КРИЗИСНЫХ СИТУАЦИЙ На протяжении своей истории ООН удавалось предпринимать эффективные меры по предотвращению серьезных угроз миру. 1947. Военнослужащие ООН в… … Энциклопедия Кольера

    ООН. СТРУКТУРА - В соответствии с Уставом ООН учреждены шесть основных органов новой всемирной организации: Совет Безопасности, Генеральная Ассамблея, Секретариат, Экономический и социальный совет, Совет по опеке, Международный суд ООН. Кроме того, Устав допускал … Энциклопедия Кольера

    ПРОГРАММА ВЗАИМНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ - MUTUAL SECURITY PROGRAMВ соответствии с Программой восстановления Европы (План Маршалла), введенной в действие на основании Закона об экон. сотрудничестве от 3 апреля 1948 г. (часть I Закона об ин. помощи 1948 г.), главный упор был сделан на… … Энциклопедия банковского дела и финансов

    ООН - Запрос «ООН» перенаправляется сюда. Cм. также другие значения. Координаты … Википедия

    Программа ООН по населённым пунктам - Программа Организации Объединённых Наций по населенным пунктам (ООН Хабитат, англ. The United Nations Human Settlements Programme, UN HABITAT) программа ООН по содействию устойчивому развитию населенных пунктов. Основана в 1978 году.… … Википедия

    Программа "Нефть в обмен на продовольствие" - Программа "Нефть в обмен на продовольствие", действовавшая в период с 1996 по 2003 год, была самым крупным финансовым проектом в истории ООН. Программа позволяла Ираку продавать нефть для удовлетворения гуманитарных нужд населения. Она… … Энциклопедия ньюсмейкеров

    Программа ООН по защите окружающей среды - (ЮНЕП) (United Nations Environment Programme (UNEP)) учреждена Генеральной Ассамблеей ООН 15 декабря 1972 года. ЮНЕП является основным органом ООН в сфере экологии, через который осуществляется сотрудничество государств и международных… … Энциклопедия ньюсмейкеров

    Программа ООН по окружающей среде - или ЮНЕП (англ. UNEP, United Nations Environment Programme) созданная в рамках системы ООН программа, способствующая координации охраны природы на общесистемном уровне. Программа учреждена на основе резолюции Генеральной Ассамблеи ООН… … Википедия

    Программа ПЦПИ - Для улучшения этой статьи желательно?: Викифицировать статью. Проставить интервики в рамках проекта Интервики. Переработать оформление в соответствии с правилами написания статей … Википедия

Книги

  • Женщины и развитие. Реальность и перспективы. Оценка осуществления конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, пекинской платформы действий и целей развития тысячелетия ООН. Ст , . В издании представлены программа расширенного заседания Координационного совета по гендерным проблемам Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации Женщины и…

Программа развития Организации Объединенных Наций (ПРООН) работает в более чем 170 странах и территориях, оказывая помощь в ликвидации нищеты, сокращении неравенства и социальной изоляции. Мы помогаем странам в разработке стратегий, формировании навыков управления и взаимодействия с партнерами, развитии институционального потенциала и повышении устойчивости для поддержания результатов в области развития.

Сотрудничество ПРООН с Российской Федерацией осуществлялось на протяжении более 20 лет с момента открытия представительства ПРООН в Москве в 1997 году. За годы работы в России ПРООН содействовала реализации самых разных инициатив на федеральном, региональном и местном уровнях. Проекты ПРООН предоставляли правительству и партнерам из гражданского общества консультативную поддержку по вопросам политики, оказывали техническую помощь и способствовали укреплению национального управленческого и технического потенциала. На протяжении всех этих лет ПРООН в России помогала решать широкий круг проблем, касающихся устойчивого развития и укрепления человеческого потенциала: от социально-экономической реабилитации регионов, пострадавших в результате аварии на Чернобыльской АЭС, до создания рабочих мест в городах и сельских районах, от наращивания потенциала государственного управления в муниципалитетах до профилактики ВИЧ/СПИД, от преобразования национальных рынков для продвижения энергоэффективных технологий до создания национальных парков и заповедников.

В 2015 году взаимоотношения ПРООН и России перешли на качественно новый уровень после подписания Администратором ПРООН Хелен Кларк и Первым заместителем Председателя Правительства Российской Федерации Игорем Шуваловым Рамочного соглашения о партнерстве , которое подчеркивает возрастающую на мировой арене роль России как донора в продвижении повестки дня по вопросам достижения целей устойчивого развития.

В 2015 году был также создан Трастовый фонд «Российская Федерация - ПРООН в целях развития» , который представляет собой финансовый механизм реализации помощи России странам СНГ, а также странам других регионов с низким уровнем дохода и доходом ниже среднего уровня. С момента создания Трастового фонда Правительством Российской Федерации было выделено финансирование в размере 55 млн. долларов США на выполнение проектов, реализуемых ПРООН в странах-партнерах, включая 10 млн. долларов, специально выделенных для реализации программ по укреплению потенциала развивающихся стран в области противодействия негативным последствиям изменения климата, и 10 млн. долларов для финансирования проектов, направленных на содействие социально-экономическому развитию молодежи.

В настоящее время при финансовой поддержке России завершены, либо реализуются проекты ПРООН в странах ЕАЭС/СНГ, Восточной Европы, Африки, Карибского бассейна, в малых островных развивающихся государствах Тихоокеанского региона, нацеленные на повышение благосостояния населения, комплексное развитие территорий, продвижение энергоэффективности, борьбу с заболеваниями, увеличение доступа к климатическому финансированию, адаптацию к климатическим изменениям, а также решение других важнейших проблем в странах-партнерах.

Программа развития Организации Объединенных Наций (ПРООН) была создана в 1965 г. и в настоящее время является одной из самых значительных и ведущих международных организаций. ПРООН содействует развитию процессов реализации жизненно важных проблем по обеспечению достижения интересов всех слоев населения различных государств, наделению их более широкими правами в области создания рабочих мест, улучшения положения женщин, преодоления нищеты в мире, решения природоохранительных аспектов с учетом воздействия экологических факторов.

Основной целью ПРООН является создание необходимых условий функционирования устойчивых процессов жизнеобеспечения и развития человека, содействие развивающимся странам в создании реального экономического потенциала для перехода к системе рыночных отношений.

ПРООН в своей работе руководствуется следующими принципами:

· универсальность деятельности – формирование своего ресурсного потенциала за счет ежегодных добровольных взносов большинства стран мира, принятие Исполнительным Советом важнейших коллегиальных решений в области финансирования приоритетных программ развития государств – членов ООН;

· глобальность деятельности – ПРООН имеет крупнейшую сеть представительств в более чем 175 странах и региональных объединений мира, что позволяет осуществлять успешное сотрудничество с правительствами многих стран, юридическими и физическими лицами, в интересах которых реализуется эта деятельность. Представители – резиденты ПРООН возглавляют ее отделения в странах мира и являются основными координаторами оперативной деятельности с ООН, связанной с управлением специальными целевыми фондами, координацией усилий по оказанию помощи странам в стихийных бедствиях и чрезвычайных ситуациях;

· адаптация мировых достижений – содействие развитию и использованию научно-технического и социально-экономического потенциала, накопленного в странах мира, в том числе в международных и региональных научных и исследовательских учреждениях и неправительственных организациях, усиление продвижения межгосударственных и национальных программ развития стран;

· мобилизация, концентрация и реализация приоритетных сфер деятельности – оказание финансовой поддержки конкретным перспективным правительственным программам путем ежегодного привлечения средств и предоставления значительных ресурсов в распоряжение специализированным целевым и трастовым фондам, действующим под управлением ООН.



Важнейшими направлениями работы ПРООН являются:

· развитие потенциальных областей деятельности стран, таких как координация процессов экономической взаимопомощи государств, совершенствование рыночных реформ, углубление демократизации, расширение сотрудничества с общественными организациями;

· содействие странам в развитии первоочередных сфер деятельности в интересах их устойчивого формирования, во взаимоувязке всеобщих глобальных проблем, их ресурсных возможностей с национальными приоритетами деятельности и определении реальных путей достижения поставленных целей;

· оказание помощи правительствам стран в осуществление целевых программ, отражающих стратегию национального развития;

· участие в привлечении дополнительных финансовых средств, содействие их мобилизации из различных источников, включая Всемирный банк и другие специализированные кредитные организации;

· обеспечение развития научно-технического сотрудничества между странами путем совершенствования их совместной деятельности и адаптации их возможностей и потребностей в интересах взаимной выгоды, расширение доступа к современным научным знаниям и передовым технологиям;

· содействие потенциальным возможностям стран в развитии гражданских и общественных отношений, укреплении правовых основ неправительственных и общественных организаций в целях их активного участия в решении государственных проблем;

· участие в непосредственном продвижении приоритетных проектов стран по достижению реальных политических ценностей, связанных с использованием новаторских видов деятельности;

· создание необходимых условий для развития партнерских отношений между региональными экономическими блоками и объединениями, формирования международных соглашений по глобальным проблемам мирового развития;



· поддержка развития мирных процессов на региональных и национальных уровнях, предотвращение конфликтов, совершенствования основ мирового общества.

В настоящее время ПРООН оказывает непосредственную помощь в решении первоочередных проблем в области развития человека и его реальных потребностей. ПРООН осуществляет финансирование бюджетных стратегий развития более 30 стран мира, нацеленных на повышение жизненного уровня населения. Организационная деятельность ПРООН характеризуется гибким реагированием на изменяющиеся потребности мирового сообщества в сфере использования новейших концепций, характеризующих возможности развития человеческого потенциала.

Особую значимость в.н.в. приобретают активно реализуемые в ПРООН направления по разработке приоритетных программ в различных странах мира. Это способствует выполнению важнейших аспектов деятельности ПРООН.

В структуру ПРООН входит:

· Фонд капитального развития ООН , осуществляющий финансирование перспективных проектов развития, инфраструктуры жизнеобеспечения населения в мире, улучшением жизни людей в наименее развитых странах.

· Глобальный экологический фонд. Его деятельность направлена на достижение решающих сдвигов в повышении уровня экологической устойчивости окружающей среды и защиты экосистем нашей планеты, снижении негативных последствий, вызванных наводнениями, выбросами в атмосферу технологических отходов, вырубкой лесов, загрязнением водотоков, истощением озонного слоя земли и др.

· Программа Добровольцы ООН обеспечивает направление (на добровольной основе) в развивающиеся страны подготовленных специалистов для оказания содействия национальному возрождению и развитию, повышению уровня жизни населения.

· Фонд ООН для развития в интересах женщин осуществляет прямые инвестиции и оказывает реальную поддержку перспективным проектам развития в целях обеспечения помощи женщинам, повышения их статуса в обществе, расширения их участия в процессах принятия и реализации важнейших государственных решений.

В настоящее время ПРООН оказывает поддержку приоритетным государственным направлениям национального значения, которые напрямую связаны с перспективными целями в области развития стран. Это обеспечивает возможность рационального распределения ресурсного потенциала, достижения более высокого уровня взаимодействия с другими международными организациями ООН.

Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД)

ЮНКТАД является постоянным межправительственным органом и координационным центром Генеральной Ассамблеи ООН в области торговли, финансов, технологий, инвестиций. Цель деятельности организации - оказание содействия развивающимся странам в решении задач, связанных с глобализацией МЭО и интеграцией в мировую экономику на справедливой основе.

Для достижения этой цели ЮНКАД осуществляет исследовательскую и аналитическую работу, организует обсуждение соответствующих вопросов на межправительственном уровне, а также проводит деятельность в сфере технического сотрудничества и др. Участниками организации в настоящее время являются 188 государств. Многие межправительственные и неправительственные организации имеют статус наблюдателя и принимают участие в ее работе.

Конференция - высший руководящий орган ЮНКТАД - проводится раз в четыре года на уровне министров для выработки стратегических направлений деятельности и определения приоритетов в работе.

В период между конференциями ежегодно созывается Совет по торговле и развитию, который также является руководящим органом ЮНКТАД. В состав Совета, открытого для всех членов Конференции, в настоящее время входят 144 страны. Совет имеет несколько вспомогательных органов - функциональных комиссий.

ЮНКТАД возглавляет Генеральный секретарь Конференции в ранге заместителя Генерального секретаря ООН. Секретариат расположен в Женеве (Швейцария) и насчитывает около 400 сотрудников. Годовой бюджет организации по оперативной деятельности составляет около 80 млн.долл., выделяемых из бюджета ООН. Деятельность по линии технического сотрудничества финансируется из внебюджетных ресурсов, выделяемыми странами-донорами, а также некоторыми организациями в размере 24 млн. долл.

В рамках ООН ЮНКТАД сотрудничает со многими другими организациями системы ООН и вне ее.

ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ООН

(United Nations Development Programme)

ПРООН была создана в 1965 г. в соответствии с резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН № 2029(ХХ) на основе объединения Специального фонда ООН и Расширенной программы технической помощи.

ПРООН имеет свои отделения в 166 странах мира и играет центральную роль в координации усилий в области развития всех агентств ООН, работающих в стране, через систему постоянного координатора. Штаб-квартира Программы находится в Нью-Йорке.

Деятельность ПРООН регулируется Исполнительным советом, в состав которой входят представители 36 государств-членов ООН. Казахстан был членом Исполнительного совета ПРООН/ЮНФПА в 2005-2008 годах.

С 17 апреля 2009 г. Администратором Программы Развития ООН является представительница Новой Зеландии - Хелен Кларк, побывавшая с официальным визитом в Казахстане в мае 2011 года.

С начала деятельности ПРООН в Казахстане в 1993 году Представительство Программы в Казахстане возглавляли пять постоянных представителя – Н.Рингроуз, Г.Берсток, Ф.Акчура, Ю.Шоджи и Х. Шу. В настоящее время резидентом-координатором ООН – Постоянным представителем Программы развития ООН является С.Тулл, вручивший верительные грамоты Президенту Н.Назарбаеву 30 марта 2011 г.

Основная цель деятельности ПРООН заключается в обеспечении устойчивого человеческого развития, т.е. в искоренении бедности, увеличении занятости и повышении уровня жизни населения, улучшении системы образования, защите и восстановлении окружающей среды.

ПРООН является основным каналом предоставления многосторонней технической и помощи развивающимся странам. Эта помощь осуществляется в виде направления консультантов, поставки оборудования и др.

Программа действует фактически по всем направлениям социально-экономического развития, включая земледелие, животноводство, рыболовство, лесоводство, горное дело, обрабатывающую промышленность, энергетику, транспорт, связь, жилищное строительство, торговлю, туризм, здравоохранение, образование и профессиональную подготовку, экономическое планирование и государственное управление.

ПРООН представляет собой глобальную сеть ООН, занимающуюся вопросами развития, которая поддерживает изменения и дает странам доступ к знаниям, опыту и ресурсам, с целью помочь населению построить лучшую жизнь.

МИД РК

Сотрудничество Республики Казахстан

с Программой Развития ООН

Программа Развития ООН (ПРООН) является наиболее крупным агентством ООН, действующим на территории РК. При этом оно предоставляет операционные услуги другим агентствам ООН, что позволяет им оптимизировать свои расходы, а также администрирует фонды для других организаций в/вне системы ООН, в том числе Глобального фонда по борьбе со СПИДом, туберкулезом и малярией. Постоянный координатор ПРООН в Казахстане также осуществляет функции Постоянного представителя ООН, координируя деятельность всех агентств, работающих в РК.

ПРООН начала свою Программу помощи Казахстану в 1993 г. В октябре 1994 г. было подписано Соглашение о сотрудничестве между Правительством РК и ПРООН, охватывающее приоритетные направления деятельности Программы в Казахстане.

С 2009 г. взаимодействие осуществляется в рамках Меморандума о сотрудничестве на новом этапе национального развития. Был создан Стратегический консультативный совет во главе с заместителем Премьер-министра, определяющий области для использования грантов.

Основополагающим принципом, которым руководствуется ПРООН в своей работе, является концепция человеческого развития. ПРООН официально приняла концепцию человеческого развития в 1990 году, и начала выпускать Отчет о человеческом развитии на глобальном и национальном уровнях. В Казахстане национальный отчет выпускается с 1995 года. Каждый отчет имеет четкую тематическую направленность и стремится привлечь внимание к наиболее острым проблемам развития в стране. Вторая часть каждого отчета традиционно посвящена мониторингу индикаторов человеческого развития, как в национальном, так и в областном разрезе.

ПРООН является главным агентством ООН, ответственным за достижение Целей развития тысячелетия (ЦРТ), которые были приняты в сентябре 2000 г. в Нью-Йорке на Саммите тысячелетия.

Отчет, выпущенный в Казахстане в 2002 г., стал первым подобным отчетом в Восточной Европе и странах СНГ, подтвердив готовность страны провести открытую оценку прогресса ЦРТ и работать для их достижения.

В 2005, 2008 и 2010 гг. в свет вышли второй, третий и четвертый Отчет о целях развития тысячелетия в Казахстане. Так как в Казахстане уже выполнен ряд задач по ЦРТ, отчеты включали в себя повестку ЦРТ+, то есть дополнительные цели, адаптированные для Казахстана.

Рамочная программа ООН по оказанию помощи в целях развития (ЮНДАФ) и страновая программа ПРООН являются основными документами, определяющими сотрудничество с РК, которые пересматриваются и утверждаются каждые пять лет.

ЮНДАФ является ключевым стратегическим документом для обеспечения коллективной, согласованной и интегрированной помощи системы ООН в реализации национальных приоритетов и решения проблем в рамках Целей развития тысячелетия (ЦРТ) и других международных обязательств в области развития. Программа строится на пяти основных программных принципах: соблюдение прав человека, гендерное равенство, устойчивость окружающей среды, управление, ориентированное на результат и укрепление потенциала.

На сегодняшний день в Казахстане успешно реализованы программы на 2005-2009 и 2010-2015 годы. В апреле 2015 г. был одобрен текст новой «Рамочной программы партнерства между РК и ПРООН», подписание документа намечено на ближайшее будущее.

В 2005-2015 гг. программы партнерства ориентировались на активную работу по следующим приоритетным направлениям:

1) экономическое и социальное благополучие для всех;

2) демократическое и эффективное государственное управление;

3) экология и устойчивое развитие.

Общий бюджет программы за 2005-2009 гг. составил 26,4 млн., за 2010-2015 гг. – 43,8 млн. долларов США. На сегодняшний день в рамках реализации программ Правительство РК профинансировало 18 проектов на общую сумму в 19 млн. долларов США.

ПРООН поддерживает роль Казахстана в качестве формирующегося донора посредством оказания консультативно-экспертной помощи по созданию KAZAID, используя свой опыт в оказании таких инициатив. Знания и инновации, накопленные в Казахстане, могут быть совместно использованы с другими странами (Сотрудничество Юг-Юг) и ПРООН может выступить здесь в качестве соединительного моста. Например, недавно созданный Центр по снижению риска стихийных бедствий при поддержке ПРООН предлагает огромный потенциал для предоставления помощи Казахстана по всей территории Центральной и Южной Азии.

Деятельность ПРООН в Казахстане существенным образом сфокусирована на охране окружающей среды. Представительство ПРООН выстроило сильное сотрудничество с центральными и местными органами власти и продолжает работать в деле поддержки реформ по госуправлению и правам человека. Отношение между ПРООН и Правительством перерастают в новый тип партнерства, основанный на равенстве: Правительство выделило 9,8 миллионов долларов США на Совместную Программу ООН по зональному развитию в Семипалатинской области, где находится бывший испытательный ядерный полигон.

В своей деятельности ПРООН руководствуется также резолюцией ГА ООН по QCPR (Четырехлетний Всеобъемлющий Обзор Политики) – это механизм, через который Генеральная Ассамблея предоставляет общесистемное руководство для международного сотрудничества ООН и операционной деятельности на страновом уровне для развития.

QCPR предоставляет руководство по трем основным направлениям: 1) вклад операционной деятельности по национальному развитию и укреплению национального потенциала; 2) функционирование системы развития ООН, и 3) финансирование операционной деятельности системы ООН. Исполнительный Совет ПРООН одобрил семь общих приоритетов для руководства подхода ПРООН к QCPR:

1. Сделать систему развития ООН подходящей в различных условиях развития страны;

2. Позиционировать систему развития ООН, при ведущей роли ПРООН, на страновом уровне при реализации новых соглашений по развитию, в том числе устойчивого развития и эффективных программ по развитию сотрудничества;

3. Выработать перспективные цели, ориентированные на конечный результат в деятельности ПРООН и системы развития ООН;

4. Оборудовать систему необходимыми инструментами для обеспечения эффективной координации на страновом уровне, где это необходимо и на основе присутствия ООН и потребностей стран;

5. Увеличить гибкость и национальную принадлежность общего странового программирования и инструментов;

6. Создать условия для продолжения ведущей координирующей роли ПРООН в рамках системы развития ООН;

7. Обеспечить долгосрочную и предсказуемую базу для финансирования операционной деятельности ООН в деле развития.

В 2013 году Исполнительный совет ПРООН одобрил принципы стратегического присутствия ПРООН на страновом уровне. При этом было определено 17 стран со средним уровнем достатка, в том числе – Казахстан, которые в 2016-2018 гг. будут переведены в категорию стран-доноров.

В этой связи, в 2016-2017 гг. принимающая страна должна будет взять на себя финансирование 75% стоимости содержания офиса Программы, а начиная с 2018 г. – 100%. В настоящее время годовой бюджет странового офиса ПРООН в РК составляет 2,5 млн. долларов (1,95 млн. – содержание штата, 0,55 млн. – операционные расходы).

Кроме того, согласно нормативам ПРООН необходимо, чтобы Правительство РК ежегодно выделяло не менее 12 млн. долларов на реализацию проектов.

По итогам заседания под председательством Премьер-Министра РК К.Масимова в декабре 2014 г. было принято решение выделить необходимые для продолжения сотрудничества с ПРООН средства.

В настоящее время ведется проработка технических аспектов данного вопроса.

Программа развития ООН (ПРООН)

Во-первых, ПРООН исследует связи между "утечкой умов" и потенциалом развития, во-вторых, способствует передаче знаний через репатриантов.

Международный банк реконструкции и развития (МБРР)

МБРР является крупнейшим в мире источником помощи на развитие. С помощью займов, политических советов и технической помощи он поддерживает множество программ, направленных на снижение бедности и улучшение уровня жизни в развивающихся странах через эффективное инвестирование в человеческий капитал, здравоохранение и образование.

На региональном уровне также ведется активная работа по данному направлению . Так, три положения, закрепленных в ст. 1 Устава Совета Европы 1949 г., получили преломление в миграционной сфере. Прежде всего как организация, имеющая одной из своих главнейших целей защиту нрав человека, Совет Европы внес немалый вклад в разработку гуманитарной составляющей регулирования миграции. Протокол 4 к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, принятый в 1963 г., закрепил право на свободу передвижения, а также запрет высылки граждан и запрет коллективный высылки иностранцев. В Европейской социальной хартии 1961 г. (в ред. 1996 г.) содержатся право мигрантов заниматься оплачиваемой деятельностью на территории других стран и право на помощь и защиту.

Новеллой в деятельности Совета Европы являются действия в сфере борьбы с торговлей людьми, расизмом и ксенофобией. Так, в 2005 г. была принята Конвенция Совета Европы о противодействии торговле людьми, вступившая в силу 1 февраля 2008 г.

Деятельность ОБСЕ касается экономических и социальных вопросов миграции рабочей силы, а также контактов между людьми. В рамках первого направления деятельности ОБСЕ опирается на необходимость обеспечить потенциальных мигрантов достойной работой в родной стране. Основными элементами данного направления являются упорядоченность передвижения, равноправие и благожелательность к мигрантам и социальная интеграция (язык адаптации, образование детей, воссоединение семей и т.д.).

Кроме этого, в контексте предотвращения конфликтов, управления кризисными ситуациями и постконфликтного строительства ОБСЕ действует в трех тематических областях: пограничные службы и подготовка их сотрудников; обмен информацией и координация; помощь в создании систем регистрации населения при соблюдении принципа свободы передвижения.

Постепенно ОБСЕ стала формировать свою позицию по вопросам недопустимости дискриминации (с Московского совещания 1991 г.), этнических чисток, депортаций, вынужденной миграции (с встречи в Стокгольме в 1992 г.), расизма и ксенофобии (с встречи в Софии в 2004 г.).

На Африканском континенте значительную работу по международно-правовому регулированию миграции выполняет Африканский союз (АС) . В Договоре о создании АС, принятом на саммите в Ломе (Того, 2000 г.) и вступившем в силу в 2001 г., прописан довольно пространный перечень целей деятельности организации, среди которых – "содействие устойчивому развитию на экономическом, социальном и культурном уровнях, а также интеграции африканских экономик" и "координация и гармонизация политик создаваемых региональных экономических объединений для поэтапного достижения целей Союза" . Именно в рамках этих направлений идет работа АС по вопросам миграции.

Одной из основных задач Ассамблеи АС является определение общей политики на уровне Союза, в том числе по вопросам миграции и беженцев. К компетенции Исполнительного совета АС относятся координация и принятие конкретных решений по вопросам, представляющим общий интерес: гражданство, проживание на территории иностранного государства и иммиграция. Подготовка проектов решений и программ с их последующим внесением в Исполнительный совет, наблюдение за имплементацией странами- членами решений органов АС, а также координация проектов и программ АС возложены на специализированные комитеты АС, среди которых вопросами миграции занимается Комитет по торговле, таможенным и иммиграционным вопросам.

Основным органом АС, принимающим решения по вопросам миграции, является Исполнительный совет АС. Одним из первых подобных решений была резолюция по определению стратегических приоритетов миграционной политики в Африке , принятая на саммите в Лусаке, Замбия, в 2001 г. В ходе заседания Совета министров в Банджуле в 2006 г. была принята общая позиция африканских стран по вопросам миграции и развития , а на заседании Исполнительного совета АС в Аккре (Гана) в 2007 г. – программа АС по имплементации свободного передвижения лиц в Африке .

Большое значение для становления правового регулирования миграции на уровне АС имела Трипольская министерская конференция ЕС и АС по миграции и развитию, состоявшаяся 22–23 ноября 2006 г. в Ливии. На ней были приняты Трипольская декларация, впервые закрепившая основы стратегического партнерства ЕС и АС по вопросам миграции, а также план действий по борьбе с торговлей людьми, известный как план Уагадугу , который позднее стал одним из основополагающих документов по борьбе с нелегальной иммиграцией из Африки и торговлей людьми. Трипольская совместная министерская конференция ЕС и АС имела решающее значение для активизации сотрудничества африканских стран в рамках Афросоюза по вопросам миграции и предоставления убежища.

Для активизации сотрудничества по проблеме беженцев на уровне АС был создан Координационный комитет по оказанию помощи и защиты беженцам и внутри перемещенным лицам, а в рамках Комитета постоянных представителей при АС – Подкомитет по беженцам, репатриантам и лицам, перемещенным внутри страны. Для проверки достоверности статистической информации по вынужденно переселенным лицам при Комиссии АС был учрежден специализированный орган (механизм).

Финансирование мероприятий по оказанию помощи беженцам и вынужденным переселенцам осуществляется за счет средств специального фонда АС по оказанию помощи беженцам в чрезвычайных обстоятельствах и специального фонда АС по оказанию помощи в чрезвычайных обстоятельствах при борьбе с засухой и голодом в Африке, а также помощи со стороны мирового сообщества.

Среди основополагающих документов, принятых по проблеме беженцев на региональном уровне, следует назвать Конвенцию ОАЕ о некоторых аспектах проблемы беженцев в Африке 1969 г., а также Конвенцию АС о защите внутренне перемещенных лиц в Африке и оказании им помощи, принятую на специальном саммите АС в Кампале 22 ноября 2009 г. и вступившую в силу 6 декабря 2012 г.

Одной из наиболее важных форм межгосударственного сотрудничества по вопросам миграции на субрегиональном уровне остается политический диалог. Один из первых подобных диалогов начался в 2001 г. между странами Западной Африки, входящими в субрегиональную организацию экономического сотрудничества ЭКОВАС. Главными вопросами в рамках западноафриканского диалога по миграции стали трудовая миграция, совместное управление границами, защита прав мигрантов, борьба с нелегальной миграцией, торговлей людьми и организацией каналов перевозки нелегальных мигрантов, возвращение нелегалов на родину с их последующей реинтеграцией и т.д. В аналогичном формате миграционный диалог в Южной Африке был начат в 2000 г. между странами-членами САДК, а страны – члены Межправительственной организации по развитию (ИГАД) договорились о создании регионального консультативного процесса по миграции в 2008 г.

Подводя итоги, следует еще раз подчеркнуть, что к международно-правовому регулированию миграции имеет отношение значительное число международных организаций, исчерпывающий перечень которых дать невозможно. Каждая организация рассматривает миграцию с позиций своей основной компетенции. Ключевым вопросом современности касательно миграции в деятельности международных организаний является установление, поддержание и усиление координации осуществляемой работы.

  • Нашедший значительное отражение в юридической литературе вопрос о регулировании миграции ЕС сознательно оставлен без внимания в настоящей работе. О праве и практике ЕС см., например: Абашидзе А., Киселева Е. Реадмиссии в отношениях России и ЕС: Перспективы заключения соглашения // Обозреватель-Observer. 2004. № 2. С. 48–53; Иншакова А. О., Киселева Е. В. Основы шенгенского права // Основы европейского интеграционного права. М., 2012. С. 432–450; Четвериков А. О. Правовой режим пересечения людьми внутренних и внешних границ государств – членов Европейского Союза: учеб, пособие. М., 2010; Мйпг R., Collett Е. The Future of European Migration; Policy Options for the European Union and its Member States. World Migration 2010// Background Paper. IOM, 2010.

Новое на сайте

>

Самое популярное