Домой Как выбрать Халел досмухамедулы биография. Биография После окончания гражданской войны и ухода «алаш - орды» с исторической арены халел досмухамедов отошёл от политической

Халел досмухамедулы биография. Биография После окончания гражданской войны и ухода «алаш - орды» с исторической арены халел досмухамедов отошёл от политической

Халел Досмухамедулы был в семье седьмым ребёнком из десяти детей. Учился грамоте у аульного муллы, потом закончил русско­казахскую школу. Место, где он родился - аул Машак, что затерялся в песках Тайсойгана, урочише Соркуыс. Машак би - дед Халела. Оттого, наверное, в некоторых документах Халел берет фамилию Машаков. Если углубиться в биографию Халела, её истоки, то перед нами может раскрыться прекрасная панорама, замечательные эпизоды, связанные с значительными событиями в истории казахов. Аул, где родился Халел, издавна славился замечательными людьми, талантливыми самородками. В жилах Халела текла благородная кровь его предков, начиная от пламенного трибуна, известного златоуста младшего жуза Алдар бия. От него - Тлеке, от Тлеке - Байнак, потом Машак би. Сын Машака - Досмухамед. Досмухамед - отец Халела. Алдар би, от которого Халел унаследовал лучшие его качества и таланты прославился в Младшем жузе неукротимым духом справедливости, защитником интересов простых людей, умным, рассудительным главой рода. Знаменитый Срым Датулы при жизни обращался за советом лишь к двум златоустам. Первого звали Малайсары. второго - Алдар би. В памяти народа остались строки, которые доказывают это: Последний из ханов - Нуралы, Клич торе был Архар. Срым перед походом Спрашивал совета у Алдар бия. У Байулы было двенадцать детей. Один из них - Бериш. От него - Байсеит, у которого было двое детей - Китас и Тлек. От Китаса - Жайык и Есенгул. Потомки их называют себя Жайык бериш и Есенгул бериш. От Жайыка - Даулет, Бакалай, Наурыз. Тыныс. От Даулета Тумаш, Дюсе, Кара. Дети Тумаша - Ерназар, Жаубасар, Сеит. От Ерназара - Алдар, Абдан, Кашим, Мантай. Подробных сведений о жизни Алдар бия нет. Именитый поэт Мурат в письме к правнуку Алдар бия Даулетимбету писал: У тебя издавна есть знак отличия Ведь дед твой был другом Абулхаира. И всегда защищал простых людей. Выходит, что Алдар би был современником Абулхаир хана. В народе говорили, что знаменитый би прожил долгую жизнь, скончался, когда ему было за восемьдесят. Путём несложных подсчётов мы можем определить, что родился он предположительно в 1705­1710 годах, скончался где­то в 1785­1790 годах. Из этого следует вывод, что политическая деятельность Алдар бия пришлась как раз на годы джунгарского нашествия. Потомки его - Машак би, Даулетимбет, Торемурат, Халел - наиболее известные личности оставившие глубокий след в благодарной памяти последующих поколений. В особенности можно выделить деятельность педагога­просветителя Даулетимбета Машакулы. Он закончил учительскую семинарию в Оренбурге, после окончания работал заведующим учебной частью казахского­русского училища в городе Гурьеве. Человек с широким кругозором, Даулетимбет, осознавая что человечество находится на перепутье, считал своим долгом донести свет правды до своих соотечественников. Свою задачу он видел именно в этом и не жалел ни сил ни собственной жизни ради этой благородной цели. Последующие поколения просвещённой интеллигенции, получив европейское образование в высших учебных заведениях России, принесли в казахские степи прогрессивные демократические идеи, ускорившие процесс формирования национального самосознания. Появлению на политической арене образованных интеллигентов­демократов в немалой степени способствовали и усилия влиятельных, патриотически настроенных людей. Например, один из тех кто первым получил российское образование, Асфандияр Шорманов, впоследствии оказывал материальную помощь обучавшемуся в Петербургском университете Барлыбеку Сыртанову. Барлыбек Сыртанов, спустя годы, на свои средства отправил учиться будущего крупного общественного деятеля Мухамеджана Тынышпаева. Братья Мамановы из Жетысу, открывавшие школы для обучения детей - казахов, заботились о том, чтобы наиболее талантливые их ученики получили высшее образование. Поддержку Мамановы в своё время получили такие известные в будущем личности как Ильяс Жансугуров, Билял Сулеев, Сара Тастанбекова и др. В конце девятнадцатого века известными меценатами стали члены семейства Алдар би. Особенно прославился своей щедростью Даулетимбет. Не случайно Мурат акын, восхищённый благородными деятелями мецената, посвятил ему в 1879 году хвалебную оду. В своём послании Мурат акын вспоминая о деде Даулетимбета - Алдар бие, о его щедрой широкой натуре, рассказывает сколь велика народная любовь к тем, кто живёт с думой о простых людях. Стихи Мурата наглядно показывают, как велика была роль подобных меценатов в жизни общества, как глубока благодарная память о них. Алдар би был выдающимся человеком своего времени - обладал острым словом умом имел сильное влияние на людей, был авторитетной фигурой в своей среде. В округе вся власть принадлежала ему, и слава его, и могущество были не меньше, чем у ханской семьи. Нередко бывало что он мог приструнить и зарвавшихся богатеев из знатных семей: хан его приближенные не могли не считаться с Алдар бием. «Был другом твоему деду хан Абулхаир» говорит Мурат акын Даулетимбету. Алдар би. не в пример другим богачам, не занимался стяжательством, не скопидомничал, не трясся под своим богатством, день и ночь умножая его. По­хозяйски рачительный, предприимчивый, Алдар. би помогал нуждавшимся, занимался благотворительностью. Его правнук Торемурат, получивший прекрасное образование на русском языке, был волостным в округе Тайсойган. В 1894 году в составе делегации Урала участвовал в коронации Николая II. И Халел, приняв эстафету добрых дел от своих именитых предков, посвятил жизнь служению народу, от Алдар бия ему передались острый ум и живое слово, от Машак бия - ораторский дар и лидерские качества, от Даулетимбета - патриотизм и чувство сострадания, желание помочь людям. Все эти качества и дали возможность Халелу избрать для себя путь народного защитника и заступника. Поля зеленеют от дождя, Батыру придаёт силы благословение - такая поговорка бытует в народе и нельзя не согласиться с народной мудростью, идущей к нам из глубины веков. Путь к славе и успеху Халела начинался именно с подобного благословения. И благословение это было дано не одним человеком, а всеми почтеннейшими старейшинами округа. Так вышло, что получено оно было не только Халелом. но и его родственником, будущим общественным деятелем Жаханшой Досмухамедулы. Как это произошло - об этом мы расскажем ниже. Был май 1896 года. Один из влиятельных, богатых людей рода Тана Досмухамед пригласил в гости предводителей родов Байбакты, Алшын, Берш. а вместе с ними и всю знать. Поводом для торжества послужил отъезд сына Жаханши на учёбу, который по традиции должен был получить благословение старших. Среди почётных гостей Досмухамеда был известный среди рода Байбакты старшина волости Соналы Акшолак Сарыкожаулы, его сосед, сын Срыма Датова Омар Казыулы, один из известных людей племени Тайсойган из рода Берш Досмухамед Машакулы. На самом почётном месте восседал прослывший в здешних краях святым Куанай хазрет. Окружающие со священными трепетом слушали выходящие из уст праведника слова. «В древние времена, когда правоверные мусульмане были едины», - так начал он своё повествование, а продолжил его пересказом хадисов Мухамеда. Льющиеся потоком драгоценные его мысли навсегда нашли место в сердцах юных Халела и Жаханши. Вот главный смысл хадисов, пересказанных хазретом: - Будь хорошо знаком со своей родословной, знай своих родичей, это поможет в дальнейшем общению с ними: - Воздержись от пороков, будь сердечен и прост с людьми; будь умеренным в своих желаниях, довольствуйся тем, что послал тебе всевышний - дольше будешь жить; - Делай соседу добро, будешь спать спокойно, знай, что и другим может быть по нраву то, что ты любишь, если будешь много смеяться, можешь обессилеть; - Бойся гнева божьего; хорошего не может быть мало или много. Пришедшему к тебе за водой налей с радостью полное ведро, проводи его с улыбкой. Богатство - не в количестве имущества и скота, а в удовлетворённом твоём состоянии. Не зазнавайся, выпячивая грудь, не будь амбициозен. Творец не любит привередливых. Страшитесь трёх вещей: 1. Чрезмерного желания удовлетворения плоти. 2. Любить себя, отдаваться бездумной страсти. 3. Будучи образованным и грамотным человеком, вести себя как невежа. Усвойте следующие пять правил: 1. Перед смертью вспомнить о том, что было хорошего. 2. Помни, каким ты был до болезни. 3. Свободную жизнь до заключения. 4. Помни в старости о своей юности. 5. Сытую обеспеченную жизнь до бедности. Если услышишь сетования о том, что люди стали плохими, знай, что говорящий сам из этого числа. Не говори дурного об усопших. Счастье человека в его разумности, и будь он даже из Китая, получить образование - долг и обязанность каждого. Знание - украшение разума», - такими словами закончил свою речь хазрет Куанай. Хозяин дома Досмухамед попросил сидящего рядом сына Жаханшу поклониться хазрету и попросить благословения. Жаханша, которому только исполнилось десять лет, внимательно следивший за всем происходящим, - усидчивости и терпению его научили мулла и русские учителя, почтительно опустил голову перед хазретом, держа раскрытые ладони перед собой. Неторопливая беседа продолжалась и после обильной трапезы. «На Младший жуз, как на одного из шести сыновей Алаша, напали неожиданно калмыки. Народ, живший до того мирно и безметяжно, в ужасе бежал от жестоких захватчиков, не знавших жалости. Прославленный Айтеке би из рода Алшын был один из тех, кто помог объединиться казахам в борьбе против врагов. Он, предчувствуя опасность, не раз предупреждал: и китайцев и русских, соседей справа и слева, привлекает наша земля. Чтобы защитить её, нужен герой, умный и смелый предводитель, иначе калмыки уничтожат нас. Славные предки наши, собрав силы для борьбы с джунгарами и калмыками, обратились за помощью к русским. Русский царь, умело воспользовавшись этой ситуацией, лишил казахов независимости прибрав к рукам их территорию. Степь заполнили русские солдаты начали строить укрепления. Отважный Срым батыр сел в седло и возглавил борьбу против русского царя. Но народ был запуган и разрознен, ослаблен войной и лишениями, и повстанцы были разбиты. Вот почтенные, сами видите сегодня что русские, отобрав наши лучшие земли, загнали нас в безводные, солончаковые пустыни непригодные для скота. Бороться с врагом надо его оружием, и поэтому самое благое дело для нашего народа - учиться, приобретать знания, постигать науки. Жаханша едет учиться и это правильно. Мой сын Халел старше тебя на 2­3 года, он тоже учится, станьте друзьями в большом городе, будьте как дети одного отца», - сказал Машак би. Он подозвал к себе Жаханшу и Халела и обнял их, как бы представляя людям. С этой торжественной минуты и началась дружба двух Досмухамедовых, которых потом называли не иначе как «Два друга». Пройдут годы, они станут достойными, известными образованнейшими людьми своего времени а нынче, получив благословение старейшин рода, они отправились в дорогу. Они шли по жизни рядом, и если Жаханша был холмом, то Халел был лесом, если один был вершиной, другой был стройным тополем на этой вершине, если один был глашатаем народа, защитником его политических и духовных свобод, то другой исцелял его тело, заботился о здоровье. Советы и наставления аксакалов, добрые напутствия и благословение хазрета Куаная и мудрого Машак бия всегда были в их сердцах и помогали в тяжёлых испытаниях и бедах. Старшина волости Соналы Акшолак Мухамеджан Сарыкожаулы выступая перед собравшимся, сказал, что он будет оказывать помощь детям казахов, обучающимся в Уральске - оплачивать учёбу, платить за жилье, еду. «Мы верим в этих ребят, и надеемся, что из них выйдут настоящие защитники народа что будущее казахской земли в их руках, они не подведут и возвратившись на родину поведут свой народ к благородной цели». Все внимательно слушали проникновенные речи Акшолака, и у многих на глазах стояли слезы: ведь он сказал то, что у всех было на устах. 12­летний Халел в 1895 году поступил в военное реальное училище города Уральска, закончил его в 1902 году с отличием. В училище была прекрасная материальная база; хорошо оборудованные лаборатории, светлые, просторные аудитории, музеи, метеорологическая площадка, музыкальные, танцевальные кружки. Кроме того, в училище дополнительно к учебному плану преподавались немецкий, французский языки. Халел часами просиживал под опытами в лаборатории биологии, посещал кружки французского, немецкого языков. Жаханша с первых дней поразил преподавателей своими необычными способностями. Принятый в первый класс без экзаменов, он за короткий срок научился говорить по­русски. Учитель физики Михайлов был весьма доволен лабораторными исследованиями своего ученика, умелым использованием приборов, смекалкой, знаниями. Училище славилось своими давними хорошими традициями, имеющими огромное воспитательное значение; мероприятия, проводимые для учащихся, всегда проходили на должном уровне. В свободное от учёбы время студенты Жаханша и Халел Досмухамедовы, Жалмухамед Суентурулы, Нургали Ипмагамбетулы, Губайдолла Бердыулы, Шабазгерей Косепгалиулы знакомились с промышленными предприятиями города, с жизнью рабочих, своими глазами видели их тяжёлый быт, бедность и лишения. Увиденное ими, конечно, давало богатый материал для размышлений, развивало ум, наблюдательность, формировало характеры. Однажды Халел с ребятами вышли на природу. Они добрались до устья реки Шаган, до ханского леса, как называли местные жители место где Шаган впадал в Урал. Любуясь красотами природы ребята вели задушевный разговор об истории родного края. Один рассказывал об Алтын Орде, другой - о монгольско­джунгарском нашествии, о восстаниях батыра Срыма и Исатая ­ Махамбета которые подняли людей младшего жуза на борьбу с врагами. Всех беспокоила одна мысль: почему казахам запрещено жить на побережье Урала, почему всеми богатствами здешней природы имеют право пользоваться лишь переселенцы? Эта несправедливость больно ранила сердца молодых патриотов. Они видели, как казаки и русские ловят рыбу в реке, как тут же на берегу одни чистят, а другие солят, третьи укладывают её в бочки. Конечно, эта несправедливость была порождена колонизаторской политикой царизма. Сабыржан, сын старшины Сарыкожи, приехав навестить их, рассказывал о том, что делается в ауле. Сейчас левобережье полностью заполняется переселенцами. Начинают строить здесь укрепления, военные форты поэтому здесь будет очень много солдат. Когда казахи узнали, что на берегу озера Жымпиты решено построить город, они объединившись, выразили резкий протест, и строительство города начали на берегу Оленты. Губайдолла Бердыулы заговорил с горечью о том что началось возведение церквей. Жаханша вскочил с места: «Как же жить тогда казахам? Они лишатся и земли, и воды, их сгоняют уже сейчас со всех плодородных урочищ где они веками пасли скот, что это за беззаконие?» Другие зашумели, поддерживая порыв друга: «Пока мы закончим учёбу, и сами, наверное, перейдём в их веру? На занятиях нам читают курс только по истории России, а своей истории, об истории наших предков молчат. Разве это правильно?». Халел, который прекрасно знал все предания и легенды, и был постарше всех и рассудительнее, - ведь он уже был выпускником, сказал ребятам: «Нет, друзья, сохранить родной язык, применять знания с пользой для народа - наш священный долг. Мы не имеем права думать о себе, о своём собственном благополучии. Наши предки Срым, Исатай. Махамбет отдали свои жизни борьбе за свободу. Мы - казахи и наша любовь и все наши помыслы должны быть устремлены к родному народу. Защитить свободу и честь его - наша обязанность, и на этом пути не пожалеем сил своих и знаний, и жизни, друзья». Ребята застыли, глядя на взволнованного старшего своего товарища, который доверял им самое сокровенное, чем жил сам, что к чему он пришёл раздумывая о жизни, о судьбе своей отчизны. Так говорил Халел, как бы предчувствуя то, что его ожидает путь борьбы и страданий. Возвратившиеся в город студенты были молчаливы и торжественны. Они как будто повзрослели за ту поездку, стали другими. И это закономерно ведь каждый из них выбрал для себя благородную миссию - посвятить свою жизнь народу, приложить все силы, чтобы возвратить народу то, что принадлежало ему испокон веков. Но могли ли они предполагать, что разговор на берегу Шагана - предтеча большого, серьёзного периода - формирования духовной элиты казахов, имена которых будут золотыми буквами вписаны в историю Родины. Конечно же, знали и осознавали. Несправедливость, притеснения, откровенная экспансия которые привела народ к нищете, не могла не пробудить в их сердцах чувства сострадания и желания изменить существующий порядок. Они молчали, и в самом этом молчании был протест. Народ верил в своих питомцев, мечтал о том что они выучатся, вырастут и отомстят за все страдания. Молодые сделали свой выбор и впереди у них был один путь - с народом и во имя него. В своей беззаветной готовности служить ему, как заклинание, хранили в сердце слова поговорки: каким бы ты великим не был но все же выше народа никогда не сможешь быть. Жаханша Досмухамедов, ученик четвёртого класса, мечтая изучить историю своих предков, задал вопрос учителю истории и географии статс­советнику Александру Звягину: «Почему мы не изучаем историю нашего края?» Звягин ответил: «Досмухамедов, ты гражданин России. У истоков государства стоял русский народ, в будущем все народности и народы России будут говорить по­русски. Родина одна, и язык должен быть один. Поэтому и не имеет смысла останавливаться на незначительных фактах истории малых народов. Ведь будущее их целиком и полностью зависит от России, только под её покровительством им суждено выжить. Историческое развитие их состоит в том, что приняв христианство, они примут и русские имена и фамилии, и географические названия будут переименованы и будут звучать по­ русски». Долго Жаханша не мог придти в себя после такой исповеди учителя. Он даже принял решение бросить учёбу и уехать к себе домой. Халел, узнав об этом как старший брат, урезонил Жаханшу: «Нет, Жаханша, ты не должен поступать опрометчиво. Ты вырастишь, и сам сможешь изучить свою историю, заняться исследованиями, а пока терпение и выдержка, учись и не отчаивайся.

ДОСМУХАМЕДОВ (МАШАКОВ) Халел Досмухамедович

Родился 24 апреля 1883 ауле №13 (местность Той-Сойган), ныне на территории Кзыл-Когинского района Атырауской области Казахстана. По автобиографии из семьи "обыкновенного кочевника, среднего достака". Имел 9 братьев и сестер.

Окончил Уральское войсковое реальное училище (1895-1903), Императорскую военно-медицинскую Академию, г. Санк-Петербург (1903-1909), "лекарь с отличием". Член-корреспондент Центрального бюро краеведения при РАН (январь 1924).

В 1905-06 (во время каникул) занимался агитацией в национально-просветительском духе, публиковал статьи в газетах "Уральский листок" и "Фикр". Агитировал против кандидатуры Б.Каратаева на выборах в ГосДуму. В начале 1906 был арестован и официально предупрежден полицией о незаконных действиях.

В 1909-13 – врач Марчанского участка Чердынского уезда Пермской губернии, младший врач Уральского казачьего войска, г. Уральск.

В 1913-18 – участковый врач Темирского уезда Уральской области.

19 апреля 1917 года на Уральском областном казахском съезде избран кандидатом в члены "организуемого" Уральского областного казахского комитета, там же избран делегатом на Всероссийский мусульманский съезд.

В июле 1917 – председатель на 1-м Всекиргизском (всеказахском) съезде в г. Оренбурге. Определен решением съезда кандидатом в депутаты Учредительного Собрания от Уральской губернии

В декабре 1917 – товарищ (заместитель) председателя на 2-м Всекиргизском съезде в г. Оренбурге. Голосовал (в числе 33 делегатов) за немедленное провозглашение автономии "Алаш-Орда", однако большинстовм голосов (42 делегата) решили отложить данный вопрос до "выяснения мнения некиргизского населения". Меньшинство не призанало данного решения и стало угрожать "присоединением" к Туркестанской автономии. Компромисс был найден – отложить решение вопроса на один месяц. Избран на съезде Членом "Всекиргизского Народного совета" (от Уральской губернии).

Весной 1918 – в Москве вел переговоры с В.Лениным и И.Сталиным о признании соввласти.

С мая-сентябрь 1918 – (проведя съезд в Джамбейты) - вместе с однофамильцем Джаншой Досмухамедовым – соруководитель "Временного киргизского правительства Уильского оляята/области" Алаш-Орды. Формально – один из 7 членов "Временного киргизского правительства".

С 11 сентября 1918 (на заседании правительства Алаш-Орды в г. Уфе) утвержден одним из 4-х руководителей Западного отделения Алаш-Орды (вместе с Кульмановым, Д.Досмухамедовым - председатель, И.Турмухамедовым).

В октябре 1918 г. указом т.н. "Уфимской Директории" все автономные правительства в России были упразднены, признали данное решение.

С осени 1919 года вели переговоры с соввластью, на предмет "слияния" с Кирревкомом.

Согласно решению Казревкома от 5 марта 1920 – "впредь до более прочного устройства соввласти в Киркрае… Досмухамедова изолировать от киргизских трудовых масс и отправить в Москву или другие города центральных губерний". Отправлен в Москву на рассмотрение ВЦИК.

В 1920-21 – ординатор Института физических методов лечения, г. Ташкент, одновременно – школьный врач Киргизского педагогического института и ординатор хирургической клиники медицинского факультета Среднеазиатского (Туркестанского) Университета.

В 1921-23 – председатель Киргизской (Казахской) научной комиссии при Государственном Ученом совете Наркомпроса Туркестанской Республики.

Одновременно, в 1922-24 – член коллегии-зав. лечебно-санитарным отделом Наркомата здравоохранения ТАССР. В 1923-25 – член коллегии Средне-Азиатского государственного издательства, "Воскиргосиздата", Восточного отделения "Киргосиздата". Главный редактор казхскоязычного научного журнала "Сана" (вышло 2 номера).

В 1925-26 - заведующий Восточным отделением "Казгосиздата".

С 1926 – зам. заведующего-член правления "Киргосиздата".

С апреля 1923 – член Экспедиционной комиссии ТурЦИК и ТурСНК по обследованию Джетысуйской губернии.

С сентября 1923 – председатель Государственного ученого совета при Наркомпросе ТАССР.

С 27.10.1923 - член коллегии Наркомпроса ТАССР.

С января 1924 – "член президиума по заведыванию" Киргизского (казахского) института просвещения, г. Ташкент.

С 1924 – пред. Центральной комиссии по борьбе с эпидемиями (чумой) при Наркомздраве ТАССР.

В 1924-25 – зам. пред. Киргизской (казахской) научно-издательской комиссии.

В 1926 – председатель ликвидационной комиссии Казахского института просвещения, заместитель ректора Казахского высшего педагогического института, школьно-санитарный врач КазВПИ, учитель анатомии, физиологии и гигиены опытно-показательной 9-летней школы при КазВПИ.

В 1926-27 – преподаватель курса "педология" КазВПИ, с 1927 - доцент.

В марте-апреле 1927 – председатель комиссии по организации Казахского Государственного университета, с июля 1928 – член комиссии.

С июня 1929 – профессор КазГУ по кафедре педологии.

В 1929-30 – проректор Казахского педагогического института.

15 сентября 1930 г. – арестован. Провел в тюрьме 19 месяцев, проходил по делу "Алаш-ордынской националистической организации".

20 апреля 1932 г. решением "Тройки при Полпреде ОГПУ в Казахстане" приговорен к 5 годам ИТЛ, с заменой на высылку в г. Воронеж на тот же срок.

В 1932-34 – зав. отделом ОЗФ и П. Института здравоохранения и гигиены облздравотдела Центрально-Черноземной области, г. Воронеж.

В 1934 – зам. зав. Воронежской городской детской лечебно-профилактической амбулаторией, участковый врач Центрального района г. Воронежа, санитарный врач-эпидемиолог Воронежского санитарного участка Юго-Восточной железной дороги.

В 1934-38 – врач в детском саду, пионерском лагере Воронежского райздравотдела.

В 1938 арестован, этапирован в Алма-Ату.

24 апреля 1939 года Военным трибуналом войск НКВД КазССР приговорен к ВМН, подал кассационную жалобу.

Женат. Пятеро детей. Его внучка – профессор Д.Е.Абдрахимова.

Постановлением Кабинета министров РК от 30 июля 1993 г. имя Х.Досмухамедова присвоено улице в г. Атырау и шкоел в селе Миялы. В мае 1995 г. в его честь переименовали бывшую ул. Мичурина в г.Алматы

СИНКВЕЙН К ПОНЯТИЯМ 1. «ЛИЧНОСТЬ» 2. «ИСТОРИЧЕСКАЯ ЛИЧНОСТЬ» 3. Педагог 4. Просветитель 5. ВрачСИНКВЕЙН К ПОНЯТИЯМ
1. «ЛИЧНОСТЬ»
2. «ИСТОРИЧЕСКАЯ ЛИЧНОСТЬ»
3. Педагог
4. Просветитель
5. Врач

ТЕХНИКА НАПИСАНИЯ СИНКВЕЙНА:
ПЕРВАЯ СТРОКА – ОДНО СЛОВО, НАЗВАНИЕ
ЯВЛЕНИЯ/СОСТОЯНИЯ (СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ)
ВТОРАЯ СТРОКА – ДВА СЛОВА, ОПИСАНИЕ
ЭТОГО
ЯВЛЕНИЯ/СОСТОЯНИЯ
(ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ)
ТРЕТЬЯ СТРОКА ТРИ СЛОВА,ДЕЙСТВИЯ,
КОТОРОЕ ВЫ СОВЕРШАЕТЕ, ПОПАВ В ЭТО
СОСТОЧНИЕ/ЯВЛЕНИЯ
(ГЛАГОЛ)
ЧЕТВЁРТАЯ СТРОКА – ЧЕТЫРЕ СЛОВА,ЧУВСТВА,
КОТОРЫЕ ВЫ ИСПЫТЫВАЕТЕ, НАХОДЯСЬ В ЭТОМ
ПРОЦЕССЕ, СОВЕРШАЯ В НЁМ ДЕЙСТВИЯ/
СОВЕРШИВ ПРИВЫЧНЫЕ ДЕЙСТВИЯ
(ФРАЗА)
ПЯТАЯ СТРОКА - - ПОВТОРЕНИЕ ПЕРВОЙ
СТРОКИ, НАЗВАНИЕ СОСТОЯНИЯ (СИНОНИМ)

Пример:

Пример:

Пример:
Учитель
- авторитетный, добрый, требовательный
- учит, воспитаывает, обучает
- любящий свою работу
- дуг, наставник, товарищ

Синквейн на тему «Личность»
1. Личность.
2. Важная, особая, выдающаяся, свободная, независимая,
создающая, обогащенная
3. Становится, приобретает, формируется, строит
4. Персона, человек, созидатель
Х.Досмухамедов как выдающаяся личность сформировался на
протяжении 19-20 веков своими политическими убеждениями и
мироовзрением, особыми взглядами на построение будущее своей
страны. Важными политическими взглядами политика были
создание свободной и независимой страны, обогащение людей
всесторонними знанеями современной науки. Личность как важная
персона как созидатель человек, обогащенный всесторонними
знаниями, взглядами и убеждениями, каким является
Х.Домухамедов

ХАЛЕЛ ДОСМУХАМЕДОВ ЯВЛЯЕТСЯ КРУПНЕЙШИМ ОБЩЕСТВЕННЫМ ДЕЯТЕЛЕМ,УЧЁНЫМ - ЭНЦИКЛОПЕДИСТОМ, ВРАЧОМ, ПЕДАГОГОМ.

ХАЛЕЛ
ДОСМУХАМЕДОВ
ЯВЛЯЕТСЯ КРУПНЕЙШИМ
ОБЩЕСТВЕННЫМ
ДЕЯТЕЛЕМ,УЧЁНЫМ
ЭНЦИКЛОПЕДИСТОМ,
ВРАЧОМ,
ПЕДАГОГОМ.

10.

БУДУЧИ
ОДНИМ
ИЗ
ЯРЧАЙШИХ
ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ
КАЗАХСКОЙ
ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ, СФОРМИРОВАВШЕЙСЯ В
НАЧАЛЕ XX ОН ПРОЖИЛ СВОЮ ЖИЗНЬ ВО
ИМЯ БЛАГА НАРОДА И ОСТАВИЛ СЛЕД В
ИСТОРИИ
КАЗАХСКОЙ
ЗЕМЛИ
КАК
ЛИТЕРАТОР, ИСТОРИК, ЯЗЫКОВЕД, БИОЛОГ,
ПЕРЕВОДЧИК, ЖУРНАЛИСТ, ПРОСВЕТИТЕЛЬ И
ОРГАНИЗАТОР
ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
В
КАЗАХСТАНЕ.

11. Х. ДОСМУХАМЕДОВ РОДИЛСЯ 24 апреля 1883 года НА ТЕРРИТОРИИ СОВРЕМЕННОГО КЗЫЛГОГИНСКОГО РАЙОНА АТЫРАУСКОЙ ОБЛАСТИ. ОТЕЦ

ДОСМУХАМЕДОВА МАШАКУЛЫ
БЫЛ ПОТОМКОМ ИЗВЕСТНЫХ БИЕВ. В СВОИХ
ПОКАЗАНИЯХ СЛЕДОВАТКЛЮ ОГРУ 14 сентября
1931
года
Х.
ДОСМУХАМЕДОВ
ПИСАЛ:
«ПРОИСХОЖУ ИЗ КРЕСТЬЯН, ОТЕЦ И МАТЬ
САМЫЕ ОБЫКНОВЕННЫЕ КОЧЕВНИКИ, ИМЕЛИ
СРЕДНИЙ
ДОСТАТОК
И,
ОБРЕМЕНЁННЫЕ
СЕМЬЁЙ, ЕЛЕ СВОДИЛИ КОНЦЫ С КОНЦАМИ.
ОТЕЦ УМЕР ДО ОКОНЧАНИЯ МНОЮ ВУЗА...».

12. ПОСЛЕ ОКОНЧАНИЯ В ЧИСЛЕ ДЕСЯТИ КАЗАХСКИХ МАЛЬЧИКОВ ПОСТУПАЕТ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ КЛАСС УРАЛЬСКОГО КАЗАЧЬЕГО РЕАЛЬНОГО УЧИЛИЩА,

КОТОРОЕ
ОКАНЧИВАЕТ В 1903 г. «ПЕРВЫМ
УЧЕНИКОМ».

13.

В 1903 г. ХАЛЕЛ
ДОСМУХАМЕДОВ
ПОСТУПАЕТ
В
ИМПЕРАТОРСКУЮ
ВОЕННО
МЕДИЦИНСКУЮ
АКАДЕМИЮ
САНКТПЕТЕРБУРГА

14.

ПЕТЕРБУРГСКИЙ ПЕРИОД УЧЁБЫ (1903 – 1909)
СОВПАЛ С БУРНЫМИ ГОДАМИ
ПЕРВОЙ
РУССКОЙ РЕВОЛЮЦИИ. Х. ДОСМУХАМЕДОВ
ПОПАЛ В СТУДЕНЧЕСКИЙ ПЕРЕВОРОТ, ЖАДНО
ВЗЯЛСЯ
ЗА
СВОЁ
ПОЛИТИЧЕСКОЕ
ОБРАЗОВАНИЕ,
ЗНАКОМИЛСЯ
С
ПРОГРАММНЫМИ
ТРЕБОВАНИЯМИ
ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ

15.

ОДНАКО НИ ЕГО, НИ
ДРУГИХ
ЕГО
СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ
НЕ
УСТРАИВАЛА
НИ
ОДНА
ИЗ ПРОГРАММ.
ВМЕСТЕ
СО
СТУДЕНТАМИ
СООТЕЧЕСТВЕННИКАМИ
ОН ВХОДИТ В СОСТАВ
«КАДЕТСКОЙ»
ПАРТИИ
СО
СВОЕЙ
СОБСТВЕННОЙ
ПРОГРАММОЙ
«ПРОГРАММОЙ
ДЕМОКРАТИЧЕСКОЙ
ПАРТИИ КАЗАХСТАНА».

16. В 1905 – 1906 гг. ВО ВРЕМЯ КАНИКУЛ, КАК СВИДЕЛЬСТВУЕТ Х. ДОСМУХАМЕДОВ, «СОВМЕСТНО С НЕКОТОРЫМИ СТУДЕНТАМИ ЗАНИМАЛСЯ В УРАЛЬСКОЙ

ОБЛАСТИ...
РАЗЪЯСНЕНИЕМ
СОВЕРШИВШИХСЯ СОБЫТИЙ, ПЕЧАТАЛ
СТАТЬИ В ГАЗЕТАХ... ЕЗДИЛ В СТЕПЬ, В
АУЛЫ, ГДЕ Я И ДРУГОЙ СТУДЕНТ БЫЛИ
АРЕСТОВАНЫ В НАЧАЛЕ 1906 года И НАМ
БЫЛА ЗАПРЕЩЕНА НАША ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ПОЛИЦИЕЙ …»

17.

ПОСЛЕ
ОКОНЧАНИЯ
ВОЕННОМЕДИЦИНСКОЙ АКАДЕМИИ С ЗОЛОТОЙ
МЕДАЛЬЮ
В
1909
г.
ХАЛЕЛ
ДОСМУХАМЕДОВ СЛУЖИЛ ВОЕННЫМ
ВРАЧОМ СНАЧАЛА В ПЕРМИ, ЗАТЕМ В
УРАЛЬСКЕ, А ПОД КОНЕЦ СВОЕЙ
ПРАКТИКИ
В
ОРЛОВСКОМ
СТРЕЛКОВОМ БАТАЛЬОНЕ. В 1913 г. В
ОЗНАМЕНОВАНИЕ
ТРЁХСОТЛЕТИЯ
ЦАРСТВОВАНИЯ ДОМА РОМАНОВЫХ ЗА
ЗАСЛУГИ В ВОЕННОЙ СЛУЖБЕ ОН
НАГРАЖДАЕТСЯ
БРОНЗОВОЙ
ИМПЕРАТОРСКОЙ
МЕДАЛЬЮ
И
ДОСРОЧНО
ОСВОБОЖДАЕТСЯ
ОТ
НЕСЕНИЯ
ДАЛЬНЕЙШЕЙ
ВОЕННОЙ
СЛУЖБЫ

18. .

ВРАЧОМ В ТЕМИРСКОМ УЕЗДЕ
УРАЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
И ДО 1917 г. ШИРОКО ЗАНИМАЕТСЯ
ВРАЧЕБНОЙ ПРАКТИКОЙ,
ОРГАНИЗАЦИЕЙ
МЕДИКОПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ АКЦИИ
В АУЛАХ УРАЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ, В
ЧАТНОСТИ,
КАК ОН САМ ПИСАЛ ОБ ЭТОМ,
«РАБОТАЛ МНОГО РАЗ
ПО БОРЬБЕ С ЧУМОЙ».

19. ДИПЛОМИРОВАННЫЙ ВРАЧ ГОРЯЧО ПОДДЕРЖАЛ МНОГОГРАННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ АЛИХАНА БУКЕЙХАНОВА, АХМЕТА БАЙТУРСЫНОВА И МЫРЖАКЫПА ДУЛАТОВА

ПО
ИЗДАНИЮ
В
ОРЕНБУРГЕ ГАЗЕТЫ «КАЗАХ» И
ЯВЛЯЛСЯ ОДНИМ ИЗ ЕЁ АКТИВНЫХ
АВТОРОВ.

20. ХАЛЕЛ ДОСМУХАМЕДОВ ВМЕСТЕ С ДРУГИМИ ПРЕДСТАВИТЕЛЯМИ КАЗАХСКОЙ НАЦИОНАЛ-ДЕМОКРАТИЧЕСКОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ СТОЯЛ У ИСТОКОВ

ХАЛЕЛ ДОСМУХАМЕДОВ
ВМЕСТЕ
С
ДРУГИМИ
ПРЕДСТАВИТЕЛЯМИ
КАЗАХСКОЙ НАЦИОНАЛДЕМОКРАТИЧЕСКОЙ
ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ СТОЯЛ
У
ИСТОКОВ
ОБРАЗОВАНИЯ
ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНОЙ
ПАРТИИ
«АЛАШ»

21. ПОСЛЕ ОКОНЧАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ И УХОДА «АЛАШ - ОРДЫ» С ИСТОРИЧЕСКОЙ АРЕНЫ ХАЛЕЛ ДОСМУХАМЕДОВ ОТОШЁЛ ОТ ПОЛИТИЧЕСКОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ЦЕЛИКОМ
ПЕРЕКЛЮЧИЛСЯ
НА
НАУЧНОПЕДАГОГИЧЕСКУЮ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
И
ОРГАНИЗАЦИЮ СИСТЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В
СРЕДНЕЙ АЗИИ И КАЗАХСТАНЕ.

22.

ОН РАБОТАЕТ
ПРЕДСЕДАТЕЛЕМ
ТАШКЕНТСКОГО
ИНСТИТУТА
НАРОДНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ,
ОДНОВРЕМЕННО
ВРАЧОМ –
ОРДИНАТОРОМ
БОЛЬНИЦЫ
МЕДИЦИНСКОГО
ФАКУЛЬТЕТА
СРЕДНЕ-АЗИАТСКОГО
ГОСУДАРСТВЕННОГО
УНИВЕРСИТЕТА

23.

С
1923
года
Х.
ДОСМУХАМЕДОВ
ПРЕДСЕДАТЕЛЬ
НАУЧНОЙ
КОМИССИИ
ТУРКЕСТАНСКОЙ
АССР И ГОСКОМИТЕТА ПО
ДЕЛАМ
ИЗДАТЕЛЬСТВА
И
НАУЧНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ. ОН
ВОЗГЛАВЛЯЕТ
КАЗАХСКОКИРГИЗСКУЮ
КОМИССИЮ,
СОЗДАННУЮ
ПРИ
ТУРКЕСТАНСКОМ
КОМИССАРИАТЕ
ПРОСВЕЩЕНИЯ В г. ТАШКЕНТЕ
В ЦЕЛЯХ ИССЛЕДОВАНИЯ И
ИЗУЧЕНИЯ
НАРОДНОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ И ПЕДАГОГИКИ
(апрель 1923 г.). ПАРАЛЛЕЛЬНО
СТАНОВИТСЯ
ОДНИМ
ИЗ
ОРГАНИЗАТОРОВ
ОБЩЕСТВА
РЕВНИТЕЛЕЙ
КИРГИЗСКОЙ
КУЛЬТУРЫ «ТАЛАП».

24.

В 1924 г. ОН ПЕРВЫМ ИЗ
КАЗАХОВ ИЗБИРАЕТСЯ
ЧЛЕН - КОРРЕСПОНДЕНТОМ
ЦЕНТРАЛЬНОГО БЮРО
КРАЕВЕДЕНИЯ РОССИЙСКОЙ
АКАДЕМИИ НАУК.
В 1926 – 1930 гг. – ПОМОЩНИК
РЕКТОРА,
ПРОРЕКТОР,
ЗАВЕДУЮЩИЙ
КАФЕДРОЙ
ПЕДОЛОГИИ ПЕРВОГО ВУЗА В
РЕСПУБЛИКЕ - КАЗАХСКОГО
ВЫСШЕГО
ПЕДАГОГИЧЕСКОГО
ИНСТИТУТА
(НЫНЕ
КАЗАХСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ имени АБАЯ)

25. В 1927 г. ЕМУ ПРИСВОЕНО ЗВАНИЕ ДОЦЕНТА, В 1929 г. – ПРОФЕССОРА. ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СОВМЕЩАЕТ С ДОЛЖНОСТЬЮ ЗАВЕДУЮЩЕГО

ПЛАНОВООРГАНИЗАЦОННОГО
ОТДЕЛА
УПРАВЛЕНИЯ
КОМИССАРИТА
ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
КАЗАХСКОЙ АССР

26. ПРОФЕССОР ХАЛЕЛ ДОСМУХАМЕДОВ - ПЕРВЫЙ КАЗАХСКИЙ УЧЁНЫЙ, ГЛУБОКО ИССЛЕДОВАВШИЙ ВОССТАНИЕ 1836 – 1837 гг. ПОД РУКОВОДСТВОМ ИСАТАЯ

ТАЙМАНОВА.
В 1924 г. НА СТРАНИЦАХ
ЖУРНАЛА «САУЛЕ» БЫЛА НАПЕЧАТАНА СТАТЬЯ
«КАЗАХСКИЕ БАТЫРЫ: ИСАТАЙ, МАХАМБЕТ», А В 1925
г. в ТАШКЕНТЕ ВЫХОДИТ НАПИСАННАЯ ИМ КНИГА
«ИСАТАЙ – МАХАМБЕТ», В КОТОРОЙ ВПЕРВЫЕ
ОПУБЛИКОВАНО
БОЛЬШИНСТВО
СТИХОВ
МАХАМБЕТА
УТЕМИСОВА

27.

Х. ДОСМУХАМЕДОВ
НАПИСАЛ ТАКЖЕ ОЧЕРК
ПО ИСТОРИИ ВОССТАНИЯ
ПОД РУКОВОДСТВОМ
К. КАСЕНОВА, ИЗДАЛ
СТИХИ ИЗВЕСТНОГО
ПОЭТА МУРАТА
МОНКЕУЛЫ,
ПОЗНАКОМИЛ ШИРОКУЮ
ОБЩЕСТВЕННОСТЬ С
ТВОРЧЕСТВОМ ПОЭТА
ИГИЛЬМАНА ШОРЕКОВА.

28.

ХАЛЕЛ ДОСМУХАМЕДОВ - КЛАССИЧЕСКИЙ
ОБРАЗЕЦ
РАЗНОСТОРННЕ
ОБРАЗОВАННОГО
УЧЁНОГО- ФИЛОЛОГА. ОН В СОВЕРШЕНСТВЕ
ВЛАДЕЛ НЕСКОЛЬКИМИ ЯЗЫКАМИ, В ТОМ
ЧИСЛЕ ДРЕВНЕТЮРКСИМ, НЕМЕЦКИМ; БЫЛ
ПЕРВЫМ
ЛИНГВИСТОМ, ИССЛЕДОВАВШИМ
ЗАКОН СИНГАРМОНИЗМА В КАЗАХСКОМ ЯЗЫКЕ,
ГЛУБОКИМ ИССЛЕДОВАТЕЛЕМ ЛИТЕРАТУРЫ,
ТАЛАНТЛИВЫМ
ФОЛЬКЛОРИСТОМ,
МАСТЕРСКИ
ИСПОЛЬЗОВАВШИМ
ИСТОРИЧЕСКИЕ
И
ЭТНОГРАФИЧЕСКИЕ
СВЕДЕНИЯ В СВОИХ ТРУДАХ, НЕУТОМИМЫМ
СОБИРАТЕЛЕМ
УСТНОГО
НАРОДНОГО
ТВОРЧЕСТВА.

29.

ВЛАДЕЯ
ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИМИ
ЗНАНИЯМИ, Х. ДОСМУХАМЕДОВ ОСТАВИЛ
ПОСЛЕ СЕБЯ МНОГОЧИСЛЕННЫЕ ТРУДЫ ПО
МЕДИЦИНЕ,
БИОЛОГИИ,
ЗООЛОГИИ,
ЛИНГВИСТИКЕ, ФОЛЬКЛОРУ. ОН АВТОР
ПЕРВЫХ ОРИГИНАЛЬНЫХ УЧЕБНИКОВ И
УЧЕБНЫХ ПОСОБИЙ НА КАЗАХСКОМ ЯЗЫКЕ:
«ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ»,
«ЖИВОТНЫЕ»,
«ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА», «ОХРАНА ЗДОРОВЬЯ
УЧАЩИХСЯ», «ЗООЛОГИЯ».

30.

В
НАСТОЯЩЕЕ
ВРЕМЯ
ИССЛЕДОВАТЕЛЯМ ИЗВЕСТНО БОЛЕЕ
60 НАУЧНЫХ РАБОТ, УЧЕБНИКОВ,
ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИХ
СТАТЕЙ,
ПРИНАДЛЕЖАЩИХ
ПЕРУ
Х.
ДОСМУХАМЕДОВА.
МНОГИЕ
ИЗ
ЕГО
СТАТЕЙ
ПРИКЛАДНОГО,
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО,
ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОГО
ХАРАКТЕРА,
ОПУБЛИКОВАННЫЕ НА СТРАНИЦАХ
ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ
ПЕРИОДИЧЕСКОЙ ПЕЧАТИ ДО СИХ

31.

ХАЛЕЛ ДОСМУХАМЕДОВ В
ТЕЧЕНИЕ ЛИШЬ ДЕСЯТИ ЛЕТ
СМОГ ЗАНИМАТЬСЯ АКТИВНОЙ
ТВОРЧЕСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ,
КОТОРАЯ
БЫЛА
НАСИЛЬСТВЕННО
ПРЕРВАНА В 1930 ГОДУ.

32.

ОН БЫЛ ДВАЖДЫ ОСУЖДЁН (1932 г.; 1939 г.).
ВОЕННЫМ ТРИБУНАЛОМ ВОЙСК НКВД 24
апреля 1939 г. Х. ДОСМУХАМЕДОВ ОСУЖДЁН
НА 10 ЛЕТ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ. ОДНАКО
ПРИГОВОР
НЕ
БЫЛ
ПРИВЕДЁН
В
ИСПОЛНЕНИЕ, ТАК КАК ОН СКОНЧАЛСЯ В
ТЮРЬМЕ № 1 г. АЛМА-АТЫ.

33.

ЛИШЬ СПУСТЯ ПОЧТИ ДВА ДЕСЯТИЛЕТИЯ – 11
февраля 1958 года ВОЕННОЙ КОЛЛЕГИЕЙ ВЕРХОВНОГО
СУДА СССР ПРИГОВОР ВОЕННОГО ТРИБУНАЛА
ОТ 24 апреля 1939 г. В ОТНОШЕНИИ ХАЛЕЛА
ДОСМУХАМЕДОВА БЫЛ ОТМЕНЁН. В ТОМ ГОДУ
В ЖУРНАЛЕ «ЗДРАВООХРАНЕНИЕ КАЗАХСТАНА»
БЫЛА ОПУБЛИКОВНА О НЁМ НЕБОЛЬШАЯ СТАТЬЯ
«УЧЁНЫЙ И ВРАЧ» ПОД АВТОРСТВОМ МАМАЕВА.
НО ДАЖЕ ПОСЛЕ ПОСМЕРТНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ САГИРА С ДЕТЬМИ

38. В верхнем ряду Анапия, Рабига, Карашаш (дочери Халела) В нижнем ряду слева направо дочь и сын Хасена (брата Халела), Сагира

В верхнем ряду Анапия, Рабига,
Карашаш
(дочери
Халела)
В нижнем ряду слева направо дочь и
сын Хасена (брата Халела), Сагира
(жена Халела) и Ергазы Абдрахимов
(зять
Халела).

39. Музей в поселке Миялы (Кзыл-Когинский район Атырауской области)

Музей в поселке Миялы (КзылКогинский
район
Атырауской
области)

40. ЗАДАНИЯ

Биография Х. Досмухамедова
Задания: 1. Составить хронологическую
таблицу
жизни
и
деятельности
Х.Досмухамедова.
Сравнить её с таблицей в книге.
Задание 2. Составьте собственный
портрет личности Х. Досмухамедова.

41. ЗАДАНИЯ

Представьте: Вы студент Санкт Петербургского вуза. Приняли
бы участие в общественнополитической жизни общества?
Разделяете ли Вы взгляды
студенческой молодёжи того
времени?
Составить план
Ваших действий.

130-летие со дня рождения выдающегося казахского врача, ученого и общественного деятеля Халела Досмухамедова в КазНМУ отметили международной конференцией молодых ученых.

Халел Досмухамедов родился 24 апреля 1883 года на территории нынешнего Кзылкогинского района Атырауской области. Парень из аула, он всего добился сам. В 1903 году с отличием оканчивает Императорскую военно-медицинскую академию в г. Петербурге. Отказавшись от службы в армии, благополучия и достатка, он уехал работать врачом в село Темир Уральской губернии, где лечил больных в очагах чумы, занимался санитарно-просветительской работой.

Халел Досмухамедов был не только врачом, но и ученым, педагогом, историком, создателем шежіре (единая генеалогия казахов), программы духовного развития казахского народа, организатором школьного и высшего образований, лингвистом, этнографом, фольклористом, автором первых трудов по родному языку. Он перевел казахскую письменность на латиницу, был журналистом, переводчиком, издателем, полиглотом. Владея энциклопедическими знаниями, он оставил после себя многочисленные труды по медицине, биологии, зоологии, лингвистике, фольклору, стал автором многочисленных оригинальных учебников и учебных пособий для вузов и казахских школ. Будучи одним из руководителей Алаш-Орды, он был репрессирован сталинским режимом и умер в тюремной больнице 7 августа 1939 года. Посмертная его реабилитация наступила лишь в 1958 году. 30 июля 1993 года было подписано Постановление Кабинета Министров РК № 661 «Об увековечении памяти Халела Досмухамедова».

Были установлены мемориальные доски; улицам и школам городов Атырау и Алматы было присвоено его имя; выпущен двухтомный сборник избранных трудов. Имя Халела Досмухамедова присвоено Атыраускому государственному педагогическому университету. В 2009 году в КазНМУ имени С.Д. Асфендиярова была создана Школа общественного здравоохранения имени Х.Досмухамедова. Выдающийся казахский ученый, врач, фольклорист, журналист, педагог, общественный деятель, профессор, член-корреспондент краеведческого бюро Российской АН, он стал одним из основателей национальной академии наук. Яркая личность, он являлся членом партии «Алаш», принимал активное участие в культурно-просветительской жизни страны. В 1930-38 годах находился в ссылке в Воронеже, где заведовал отделом Института здравоохранения и гигиены. В 1939 году снова подвергся репрессиям, был реабилитирован только в 1958.

Основные труды ученого были посвящены разработке научной терминологии. В этой области им написаны первые учебники на казахском языке: «Естествознание», «Животные» (1925), «Организм человека», «Охрана здоровья учащихся» (1925), «Зоология» (1926). Значительный вклад он внес в развитие казахского языка и литературы. Фонетическим закономерностям посвящен исследовательский труд «Закон сингармонизма в казахском языке» (1924). Издал книгу «Как бороться с чумой среди киргизского населения» (1918-24), также им написаны статьи «Оратор Шернияз» (1925), «Предание о том, как был построен медресе Кугельташ в Бухаре» (1927) и др. Опубликовал очерк «Устное литература казахского народа», посвященный теоретическим вопросам казахского фольклора. Им изданы сборники произведений казахского устного народного творчества «Слова Мурат-акына» (1924), «Исатай-Махамбет» (1925), «Аламан» (1928).

Юбилей явился ещё одним поводом вспомнить нашего великого соотечественника, пламенного борца за его независимость, замечательного врача Халела Досмухамедова. В медицинском университете состоялась международная научно-практическая конференция молодых ученых «Актуальные вопросы общественного здоровья и здравоохранения», посвященная его 130-летию. Его участниками и организаторами стали акимат города Алматы, президент Фонда «Арыс», родные и близкие Х.Досмухамедова, представители вузов, медицинских университетов, научно-исследовательских институтов и центров Казахстана, Кыргызстана, России, Чехии.

Открывая конференцию, проректор КазНМУ профессор Казбек Тулебаев напомнил о большом вкладе ученого, врача, общественного деятеля в историю, культуру и медицину нашей страны. Известный врач, экс-министр здравоохранения Казахстана Талапкали Измухамбетов считает, что подошло то время, когда нужно успеть вернуть, восстановить творческое и научное наследие Х. Досмухамедова, оценить его талант, обширный кругозор и прозорливость. Еще сто лет назад ученый ставил вопрос перехода казахского языка на латиницу, и сейчас его идеи как нельзя стали актуальны.

— Мне удалось собрать шежiре его семьи, к сожалению, в наших знаниях еще много пробелов, — сказал Талапкали Абишевич. — У него было десять братьев и сестер, установлены пока только пять. Нет информации о его жене, которая была выдающейся женщиной, ее корни идут из Оренбурга. Изучение жизни этих людей – огромное поле деятельности для молодых. Много архивных материалов сохранилось в Центральном архиве, Архиве Президента, архиве КНБ. Уже двадцать лет мы живем в независимом Казахстане и должны изучить его жизнь, труды, чтобы оставить все это для потомков.

О неоценимом вкладе Халела Досмухамедова в развитие отечественной науки, здравоохранения, образования и медицинскую практику рассказал доктор медицинских наук профессор Булат Хабижанов.

— Мальчик из самой глубинки, из степи смог стать яркой личностью, талантливейшим ученым во многих областях! Говорят, еще в детстве ему предрекали большое будущее, и это предсказание сбылось. Окончив Санкт-Петербургскую военно-медицинскую академию, он отправился работать врачом, участвовал в ликвидации очагов чумы и был поражен катастрофическим положением народы, отсутствием медицинской помощи.

Ситуация в глубинке, действительно, была плачевная. На всю республику было всего 196 врачей, инфекционистов не было совсем. Он берется за подготовку публикаций в газетах на санитарно-просветительную тему, пишет для обычных людей доступным языком о малярии, туберкулезе, холере, оспе. Это был ответ на призыв Ахмета Байтурсынова просвещать народ. Он создал инструкцию по борьбе с чумой, положения которой до сих пор используют при вспышках этой инфекции. Участники конференции говорили о том, что государству, обществу, ученым Казахстана предстоит приложить еще немало усилий по изучению и возвращению народу научного и творческого наследия выдающегося сына казахского народа.

На конференции звучали доклады о творческом наследии Халела Досмухамедова в области литературоведения, филологии и фольклора, языковедения и терминологии. Врачи, преподаватели, магистранты, студенты выступили с научными докладами по различным аспектам здравоохранения.

Новое на сайте

>

Самое популярное