Домой Здоровье Идеология единства для многонациональной россии. Историческое единство общества и развитие форм общественного сознания

Идеология единства для многонациональной россии. Историческое единство общества и развитие форм общественного сознания

Последствия процесса глобализации.

J Позитивные:

Ø стимулирующее влияние на экономику: появление возможности создавать товары в тех регионах мира, где их производство обойдется дешевле;

Ø возникновение возможности реализации товара там, где это даст максимальную выгоду;

Ø снижение издержек производства;

Ø появление возможностей для дальнейшего развития производства;

Ø рост прибыли;

Ø концентрация усилий на разработке новых передовых технологий;

Ø плодами НТР могут воспользоваться страны, не имеющие возможности вести собственные научно-технические исследования;

Ø сближение государств;

Ø стимулирование учета интересов государств и предостережение их от крайних действий в политике;

Ø возникновение социокультурного единства человечества.

L Негативные:

Ø насаждение единого стандарта потребления;

Ø создание препятствий для развития отечественного производства;

Ø игнорирование экономической и культурно-исторической специфики развития разных стран;

Ø навязывание определенного образа жизни, зачастую противоречащего традициям данного общества;

Ø оформление идеи соперничества: наиболее мощные в экономическом отношении государства стремятся к лидерству, что приводит к взрыву национализма в экономически слаборазвитых странах;

Ø утрата каких-то специфических черт национальных культур.

По вопросу о становлении единого человечества существуют следующие точки зрения:

ü Единство человечества - только кажущееся. Люди говорят на тысячах языках, исповедуют разные религии, придерживаются различных ценностей. Мир совсем не един. Он многообразен и многолик.

ü Современный мир не оставляет большого простора для разнообразия. Люди в разных уголках планеты едят одни и те же продукты, смотрят одни и те же телепередачи, читают одну и ту же литературу и т. д. Существующие различия должны исчезнуть в связи с информационной революцией, охватившей сегодня весь мир.

ü Мир един и многообразен. Чем сильнее тенденция к единству, тем ярче проявляется многообразие культур, образов жизни, социальных ценностей. Одно не противоречит другому. Единство человечества дополняет его многообразие.

Основные факторы единства современного человечества и их последствия:

Ø изменение средств коммуникации - в единый информационный поток соединились практически все уголки и регионы планеты;

Ø изменение транспорта - быстрота перемещения из одной части света в другую. Мир стал доступен для передвижения;

Ø характер современной техники - реальна угроза уничтожения всего человечества;

Ø экономика - производство, рынки стали действительно мировыми, производственные связи превратились в основу единства современного человечества;

Ø глобальные проблемы - их решение возможно только общими усилиями всего мирового сообщества.

В современную эпоху человечество обретает единство не только антропологическое - как биологический вид, но и социальное - объединяясь в целостную всемирную социальную систему, и культурное - поскольку во взаимообмене достижениями различных культур образуется единая общечеловеческая культура.

Социальный институт (от лат. institutum – установление, учреждение) – одно из главных понятий в социологии. Существует немало его определений и трактовок. В российском энциклопедическом социологическом словаре социальные институты определяются как относительно устойчивые типы и формы социальной практики, посредством которых организуется общественная жизнь, обеспечивается устойчивость связей и отношений в рамках социальной организации общества.

Известный американский социолог Н. Смелзер (чье учебное пособие по социологии завоевало особую популярность в России) определяет социальный институт как совокупность ролей и статусов, предназначенных для удовлетворения определенной социальной потребности. Нередко социальный институт трактуется и как устойчивый комплекс правил, норм, установок, регулирующих наиболее важные сферы человеческой деятельности и организующих их в систему ролей и статусов.

При всех различиях подобные определения объединяет понимание социального института как специфического социального образования, призванного обеспечить воспроизводство общественных отношений, надежность и регулярность удовлетворения основных потребностей общества. Благодаря социальным институтам в обществе достигается стабильность, предсказуемость поведения людей, устойчивость их социальных связей.

Социальный институт представляет собой сложную общественную конструкцию , в основе которой лежат нормативные связи, предписывающие определенные стандарты и типы поведения. Поэтому, с одной стороны, социальный институт – это совокупность лиц, учреждений, осуществляющих конкретную функцию (семья, религия, политика, образование, наука, государство), а с другой – система норм и ценностей, гарантирующих сходное поведение людей, согласование их интересов. Именно в социальном институте содержатся самые общие и универсальные ценностно-нормативные образцы поведения, ориентированные на реализацию базовых потребностей человека и общества.

Деятельность любого социального института определяется :

Ø набором специфических социальных норм и предписаний, регулирующих соответствующие типы поведения;

Ø интеграцией института в социально-политическую, идеологическую и ценностную структуру общества, что позволяет узаконить его деятельность;

Ø наличием материальных средств и условий, обеспечивающих выполнение определенных функций.

В зависимости от целей и задач, выполняемых функций в обществе можно выделить следующие основные социальные институты:

Ø институт семьи и брака, выполняющий наиболее важную функцию – биологическое воспроизводство населения;

Ø экономические институты, занимающиеся производством и распределением благ и услуг, регулированием денежного обращения, организацией и разделением труда (собственность, предприятия, банки, торговая система, хозяйственные объединения различного типа);

Ø политические институты, связанные с завоеванием, осуществлением и распределением политической власти, с выполнением функций управления и мобилизации ресурсов, обеспечивающих социальный порядок, безопасность общества и его функционирование как целостной системы (государство, политические партии, армия, правоохранительные органы, профсоюзы, общественно-политические объединения и т. д.);

Ø социокультурные и воспитательные институты, ориентированные на создание, развитие и распространение научных знаний, духовных и культурных ценностей, на образование и воспитание молодого поколения (образование, наука, искусство, религия и др.).

Существуют и другие классификации социальных институтов. Многие социологи особо выделяют институт религии, подчеркивая уникальность его роли в жизни общества. Отмечают также существенное значение церемониально-символических институтов, регулирующих повседневные контакты, разнообразные формы группового и межгруппового поведения. В качестве важнейшего социального института современного общества рассматриваются средства массовой информации, формирующие общественное мнение и оказывающие идеологическое воздействие на сознание людей. Наконец, классификация социальных институтов часто дополняется институтами здравоохранения и социальной защиты.

Следует отметить известную условность любой типологии социальных институтов. В реальной жизни их функции настолько тесно переплетены, что порой бывает трудно провести грань между ними. Так, государство занимается хозяйственной деятельностью, способствует развитию духовных процессов, регулирует семейные отношения. А институт семьи фактически является пунктом пересечения функциональных связей всех других социальных институтов (собственности, финансов, образования, права, религии, культуры и т. д.).

Каждый социальный институт предполагает как внешние атрибуты, так и внутреннюю содержательную сторону. Так, если правовой институт внешне – это совокупность учреждений и лиц (адвокаты, судьи, прокуроры), то в содержательном отношении – это комплекс стандартизированных образцов поведения, выражающих социальные роли, присущие правоохранительной системе (роль прокурора, адвоката, судьи).

Вместе с тем существуют определенные черты и признаки, характерные для всех социальных институтов. Социологи выделяют пять групп таких общих признаков:

Ø установки и образцы поведения (для института семьи – привязанность, уважение, доверие; для института образования – стремление к знанию);

Ø культурные символы (для семьи – обручальные кольца, брачный ритуал; для государства – герб, флаг, гимн; для бизнеса – фирменная марка, патентный знак; для религии – крест, иконы);

Ø утилитарные культурные черты (для семьи – дом, квартира, мебель; для бизнеса – магазин, фабрика, оборудование; для образования – классы, библиотека);

Ø устные и письменные кодексы поведения (для государства – конституция, законы; для бизнеса – контракты, лицензии);

Ø идеология (для семьи – любовь, совместимость; для бизнеса – свобода торговли, расширение дела; для религии – православие, католицизм, протестантизм, буддизм, ислам).

Деятельность социального института считается функциональной, если она приносит пользу обществу, способствует его стабильности и интеграции. Когда же социальный институт не выполняет своих основных функций, то его деятельность расценивается как дисфункциональная. Дисфункция выражается в падении общественного престижа и авторитета социального института, вырождении его функций в символическую, ритуальную деятельность, лишенную рациональных целей.

Неудовлетворенная общественная потребность может вызвать стихийное появление видов деятельности, имеющих целью восполнить дисфункцию института, однако за счет нарушения существующих норм и правил. В своих крайних формах активность подобного рода может выражаться в противоправной деятельности. Так, дисфункция некоторых экономических институтов является причиной развития «теневой экономики», выливается в спекуляцию, взяточничество, кражи и т. п. Преодоление дисфункции может быть достигнуто изменением самого социального института или же созданием нового социального института, удовлетворяющего данную общественную потребность.

Функции и дисфункции социальных институтов могут быть явными, если они очевидны и всеми осознаются, и неявными (латентными), если они носят скрытый характер и не всегда осознаются людьми. Для социолога особый интерес представляют неявные (латентные) функции, последствия которых не сразу можно обнаружить на поверхности социальных процессов.

Социальный опыт современного российского общества показывает, что появление дисфункций, особенно латентных, в деятельности целого ряда социальных институтов ведет не только к росту напряженности в обществе, но и чревато дезорганизацией социальной системы в целом.

Понятие «общество» в широком смысле слова можно определить как обособившуюся от природы, но тесно с ней связанную часть материального мира, которая включает в себя: способы взаимодействия людей и формы их объединения.
Общество в узком смысле слова - это:
- круг людей, объединенных общностью цели, интересов, происхождения (например, общество нумизматов, дворянское собрание);
- отдельное конкретное общество, страна, государство, регион (например, современное российское общество, французское общество);
- исторический этап в развитии человечества (например, феодальное общество, капиталистическое общество);
- человечество в целом.
Общество - продукт совокупной деятельности множества людей. Человеческая деятельность есть способ существования или бытия общества. Общество вырастает из самого жизненного процесса, из обычной и повседневной деятельности людей. Не случайно латинское слово socio означает соединять, объединять, затевать совместный труд. Вне непосредственного и опосредованного взаимодействия людей общество не существует.

Как способ существования людей общество должно выполнять набор определенных функций :

Ø производство материальных благ и услуг;

Ø распределение продуктов труда (деятельности);

Ø регламентация и управление деятельностью и поведением;

Ø воспроизводство и социализация человека;

Ø духовное производство и регулирование активности людей.

Сущность общества кроется не в людях самих по себе, а в тех отношениях, в которые они вступают друг с другом в процессе своей жизнедеятельности. Следовательно, общество есть совокупность общественных отношений.

Общественные отношения - многообразные формы взаимодействия людей, а также связи, возникающие между различными социальными группами (или внутри них).
Материальные отношения возникают и складываются непосредственно в ходе практической деятельности человека вне его сознания и независимо от него, в то время как духовные (идеальные) отношения формируются, предварительно «проходя через сознание» людей, определяются их духовными ценностями. Примерами материальных отношений являются производственные отношения; экологические отношения; отношения по делопроизводству. Примеры духовных (идеальных) отношений – это моральные, политические, правовые, художественные, философские и религиозные отношения.

Общество характеризуется как динамическая саморазвивающаяся система, т.е. такая система, которая способна, серьезно изменяясь, сохранять в то же время свою сущность и качественную определенность.
При этом система определяется как комплекс взаимодействующих элементов . В свою очередь, элементом называется некоторый далее неразложимый компонент системы, принимающий непосредственное участие в ее создании.
Основные принципы системы :

Ø целое не сводимо к сумме частей;

Ø целое порождает черты, свойства, выходящие за пределы отдельных элементов;

Ø структуру системы образует взаимосвязь ее отдельных элементов, подсистем;

Ø элементы, в свою очередь, могут иметь сложное строение и выступать системами;

Ø существует взаимосвязь системы и среды.

Соответственно, общество - это сложноорганизованная саморазвивающаяся открытая система, включающая в себя отдельных индивидов и социальные общности, объединенные кооперативными, согласованными связями и процессами саморегуляции, самоструктурирования и самовоспроизведения.
Для анализа сложноорганизованных систем , подобных обществу, выработано понятие «подсистема ». Подсистемами называют промежуточные комплексы, более сложные, чем элементы, но менее сложные, чем сама система.
Определенные группы общественных отношений образуют подсистемы. Основными подсистемами общества принято считать сферы общественной жизни. Основанием для разграничения сфер общественной жизни служат базовые потребности человека.

Базовые потребности человека :

Ø материальные потребности;

Ø потребность в контактах, общении с другими людьми, в той или иной форме общности или коллективности;

Ø потребность в организованности, взаимодействии, дисциплине, мире, в законе и порядке;

Ø потребность в самореализации, самоутверждении, в возрастании добра, истины, красоты, в нравственном совершенствовании.

Основные сферы общественной жизни:

Ø Экономическая – выражается в таких видах деятельности людей и отношениях между ними, как производство, распределение, обмен и потребление материальных благ и соответствующие отношения. Характерные учреждения (организации) данной сферы – это заводы, фирмы, банки, биржи и др.;

Ø Социальная – выражается в таких видах деятельности людей и отношениях между ними, как отношения между классами, сословиями, нациями, профессиональными и возрастными группами; деятельность государства по обеспечению социальных гарантий. Характерные учреждения (организации) данной сферы – это системы здравоохранения, социального обеспечения, коммунальные службы и др.;

Ø Политическая – выражается в таких видах деятельности людей и отношениях между ними, как отношения между гражданским обществом и государством, между государством и политическими партиями. Характерные учреждения (организации) данной сферы – это парламент, правительство, партии, общественные организации и др.;

Ø Духовная – выражается в таких видах деятельности людей и отношениях между ними, как отношения, возникающие в процессе создания духовных ценностей, их сохранения, распространения, потребления. Характерные учреждения (организации) данной сферы – это школы, вузы, театры, музеи, библиотеки, архивы и др.

Деление на четыре сферы общественной жизни условно. Можно назвать и другие сферы: наука, художественно-творческая деятельность, расовые, этнические, национальные отношения. Однако именно эти четыре сферы традиционно выделяются как наиболее общие и значимые.

Общество как сложноорганизованная, саморазвивающаяся система характеризуется следующими специфическими чертами:

Ø Оно отличается большим разнообразием различных социальных структур и подсистем. Это не механическая сумма индивидов, а целостная система, имеющая сверхсложный и иерархический характер: различного рода подсистемы связаны соподчиненными отношениями.

Ø Общество не сводимо к людям, его составляющим, это система вне- и надиндивидуальных форм, связей и отношений, которые человек создает своей активной деятельностью вместе с другими людьми. Эти «невидимые» социальные связи и отношения даны людям в их языке, различных поступках, программах деятельности, общении и т. п., без чего люди не могут вместе существовать. Общество интегрировано по своей сути и должно рассматриваться в целом, в совокупности отдельных образующих его компонентов.

Ø Обществу присуща самодостаточность, т.е. способность своей активной совместной деятельностью создавать и воспроизводить необходимые условия собственного существования. Общество характеризуется в данном случае как целостный единый организм, в котором тесно переплетены различные социальные группы, самые разнообразные виды деятельности, обеспечивающие жизненно необходимые условия существования.

Ø Общество отличает исключительная динамичность, незавершенность и альтернативность развития. Главным действующим лицом в выборе вариантов развития является человек.

Ø Общество выделяет особый статус субъектов, определяющих его развитие. Человек есть универсальный компонент социальных систем, включенный в каждую из них. За противостоянием идей в обществе всегда скрывается столкновение соответствующих потребностей, интересов, целей, воздействие таких социальных факторов, как общественное мнение, официальная идеология, политические установки и традиции. Неизбежным для общественного развития является острая конкуренция интересов и устремлений, в связи с чем в обществе часто происходит столкновение альтернативных идей, осуществляется острая полемика и борьба.

Ø Обществу присуща непредсказуемость, нелинейность развития. Наличие в обществе большого количества подсистем, постоянное столкновение интересов и целей различных людей создает предпосылки для реализации разных вариантов и моделей будущего развития общества. Однако это не означает, что развитие общества является абсолютно произвольным и неуправляемым. Напротив, ученые создают модели социального прогнозирования: варианты развития социальной системы в ее самых различных областях, компьютерные модели мира и др.

Общественное развитие может носить реформистский или революционный характер .
Реформа (от фр. reforme, лат. reformare - преобразовывать).
Революция (от лат. revolutio - поворот, переворот).
Общественное развитие -это какая-либо степень усовершенствования в какой-либо сфере общественной жизни, проводимого одновременно, через ряд постепенных преобразований, не затрагивающих фундаментальные основы (системы, явления, структуры);
- это коренное, качественное изменение всех или большинства сторон общественной жизни, затрагивающее основы существующего социального строя.

Виды:

Ø Прогрессивные (например, реформы 60-70-х гг. XIX в. в России - Великие реформы Александра II);

Ø Регрессивные (реакционные) (например, реформы второй половины 80-х - начала 90-х гг. XIX в. в России - «Контрреформы» Александра III);

Ø Кратковременные (например, Февральская революция 1917 г. в России);

Ø Долговременные (например, неолитическая революция - 3 тыс. лет; промышленная революция XVIII-XIX вв.).

Реформы могут проходить во всех сферах общественной жизни :
- экономические реформы - преобразования хозяйственного механизма: форм, методов, рычагов и организации управления хозяйством страны (приватизация, закон о банкротстве, антимонопольные законы и т. п.);
- социальные реформы - преобразования, изменения, переустройства каких-либо сторон общественной жизни, не уничтожающие основ социальной системы (эти реформы непосредственным образом связаны с людьми);
- политические реформы - изменения в политической сфере общественной жизни (изменения в конституции, избирательной системе, расширение гражданских прав и т. п.).

Степень реформистских преобразований может быть очень существенной, вплоть до изменений общественного строя или типа экономической системы: реформы Петра I» реформы в России в начале 90-х гг. XX в.
В современных условиях два пути общественного развития - реформа и революция - противопоставляются практике перманентного реформирования в саморегулирующемся обществе. Следует признать, что и реформа, и революция «лечат» уже запущенную болезнь, в то время как необходима постоянная и возможно ранняя профилактика. Поэтому в современном обществознании акцент переносится с дилеммы «реформа - революция» на «реформа - инновация». Под инновацией (от англ. innovation - нововведение, новшество, новаторство) понимается рядовое, однократное улучшение, связанное с повышением адаптационных возможностей социального организма в данных условиях.

В современной социологии общественное развитие связывается с процессом модернизации.
Модернизация (от фр. moderniser - современный) - это процесс перехода от традиционного, аграрного общества к обществам современным, индустриальным. Классические теории модернизации описывали так называемую «первичную» модернизацию, исторически совпавшую с процессом развития западного капитализма. Более поздние теории модернизации характеризуют ее через понятия «вторичная», или «догоняющая» модернизация. Она осуществляется в условиях существования «образца», например в виде западноевропейской либеральной модели, часто такая модернизация понимается как вестернизация, т. е. процесс прямого заимствования или насаждения. По сути данная модернизация представляет собой всемирный процесс вытеснения локальных, местных типов культур и социальной организации «универсальными» (западными) формами современности.

Можно выделить несколько классификаций (типологий) общества:

Ø дописьменные и письменные;

Ø простые и сложные (в качестве критерия в данной типологии выступает число уровней управления обществом, а также степень его дифференциации: в простых обществах отсутствуют руководители и подчиненные, богатые и бедные, в сложных обществах существует несколько уровней управления и несколько социальных слоев населения, расположенных сверху вниз по мере убывания доходов);

Ø первобытное общество, рабовладельческое общество, феодальное общество, капиталистическое общество, коммунистическое общество (в качестве критерия в данной типологии выступает формационный признак);

Ø развитые, развивающиеся, отсталые (в качестве критерия в данной типологии выступает уровень развития);

Ø традиционное\индустриальное\постиндустриальное

Наиболее распространенными в российской исторической и философской науке подходами к анализу общественного развития являются формационный и цивилизационный.
Первый из них принадлежит марксистской школе обществознания, основоположниками которой являлись немецкие экономисты, социологи и философы К. Маркс (1818-1883) и Ф. Энгельс (1820-1895).

Ключевым понятием этой школы обществознания выступает категория «общественно-экономическая формация».
Общественно-экономическая формация (от лат. formatio - образование, вид) - это общество, находящееся на определенной ступени исторического развития, взятое в единстве всех его сторон, с присущим ему способом производства, экономическим строем и возвышающейся над ним надстройкой.
Надстройка - это совокупность идеологических отношений, взглядов и учреждений (философия, религия, мораль, государство, право, политика и др.), возникающая на основе определенного экономического базиса, органически связанная с ним и активно воздействующая на него.
Базис - это экономический строй (совокупность производственных отношений, т.е. отношений, не зависящих от сознания людей, в которые люди вступают в процессе материального производства).
Производительные силы - это средства производства и люди, обладающие производственным опытом, навыками к труду производства.
Несмотря на относительную самостоятельность, тип надстройки определяется характером базиса. Он же представляет собой основу формации, обусловливая принадлежность того или иного общества.
Производительные силы являются динамичным, постоянно развивающимся элементом способа производства, тогда как производственные отношения статичны и косны, не меняются веками. На определенном этапе возникает конфликт между производительными силами и производственными отношениями, разрешающийся в ходе социальной революции, слома старого базиса и перехода на новую ступень общественного развития, к новой общественно-экономической формации. Старые производственные отношения заменяются новыми, которые открывают простор для развития производительных сил. Таким образом, марксизм понимает общественное развитие как закономерную, объективно обусловленную, естественно-историческую смену общественно-исторических формаций:
первичная (архаичная);
вторичная (экономическая);
первобытнообщинная;
рабовладельческая;
капитальная;
феодалистическая;
третичная;
коммунистическая:
1) социализм;
2) коммунизм.

Ключевым понятием цивилизационного подхода к анализу общественного развития является понятие «цивилизация», которое имеет множество трактовок.

Термин «цивилизация» (от лат. civis - гражданин) в мировой исторической и философской литературе употребляется:
- как определенная стадия в развитии локальных культур (например, О. Шпенглер);
- как ступень исторического развития (например, Л. Морган, Ф. Энгельс, О. Тоффлер);
- как синоним культуры (например, А. Тойнби);
- как уровень (Ступень) развития того или иного региона либо отдельного этноса.
Любая цивилизация характеризуется не столько производственным базисом, сколько специфическим для нее образом жизни, системой ценностей, видением и способами взаимосвязи с окружающим миром.
В современной теории цивилизации выделяются два подхода.
Стадиальный подход
Локальный подход.
Цивилизация - единый процесс, проходящий через определенные стадии.
Постиндустриальная (информационная) (переход совершается в наши дни).
Индустриальная (машинная; техногенная) (сер. XIX в. - поел, треть XX в.).

Доиндустриальная (аграрная, традиционная) (IV-III тыс. до н.э. - 60-80-е гг. XVIII в.).

Локальная цивилизация - большая социокультурная общность, которая существует длительное время, имеет относительно устойчивые пространственные границы, вырабатывает специфические формы экономической, социально-политической, духовной жизни и осуществляет свой, индивидуальный путь исторического развития.
Современные типы: западная, восточноевропейская, мусульманская, индийская, китайская, японская, латиноамериканская
Культурно-психологическая подсистема (культура как область норм, ценностей, обеспечивающая взаимодействие людей). Политическая подсистема (обычаи и нормы, право, власть и общество, партии, движения и т.д.). Экономическая подсистема (производство, потребление, обмен продуктами, услугами, технологиями, система коммуникаций, принципы регулирования и т.д.). Биосоциальная подсистема (семья, родственные связи, половозрастные отношения, гигиена, питание, жилье, одежда, труд, досуг и т.д.)
Различными исследователями выделяется множество локальных цивилизаций (например, английский историк, социолог, дипломат, общественный деятель А. Тойнби (1889-1975) насчитывал в истории человечества 21 цивилизацию), которые могут совпадать с границами государств (китайская цивилизация) или охватывать несколько стран (античная, западная).

Таким образом, формация концентрирует внимание на универсальном, общем, повторяющемся, а цивилизация - на локально-региональном, уникальном, своеобразном.

Сравнительный анализ позволяет сделать вывод, что существующие в науке подходы не следует рассматривать как взаимоисключающие друг друга. К ним необходимо относиться с точки зрения принципа дополнительности, принимая во внимание отмеченные достоинства каждого из подходов.

В дискуссиях по вопросу перспектив духовной жизни России в начале XXI в. можно выделить две основные идеи: 1) необходимо пойти по линии культурного сближения с западными странами и, осваивая их опыт и достижения, как и они, двигаться к будущей постиндустриальной цивилизации; 2) необходимо противостоять экспансивным тенденциям Запада и искать свой особый, принципиально отличный от всех других, путь в будущее, соответствующий культурно-исторической специфике России и исключительности её положения и роли в мире.

Основные проблемы и тенденции современной культурной ситуации в России
1. Снижение нормативности культуры , что характерно для переломных эпох. Расшатываются моральные устои, подвергаются пересмотру нравственные идеалы, распространение получили различные формы девиантного и асоциального поведения.
2. Бедность значительной части населения ведёт к отстранению её от активного участия в культурной жизни. У людей, озабоченных материальными проблемами, не остаётся ни сил, ни времени, ни средств для наслаждения достижениями духовной культуры. Шедевры высокого искусства - лучшие спектакли, концерты, книги, выставки - становятся доступными лишь людям с достатком, а малооплачиваемому большинству приходится ограничивать свои культурные запросы дешевой продукцией массовой культуры. Возможности приобщения народа к достижениям отечественной и мировой культуры сужаются, народ становится духовно беднее.
3. Требует внимания проблема культурного единства многонациональной Российской Федерации. В ней есть русская культура - культура русского народа - и национальные культуры других народов России. Можно ли отождествлять и рассматривать культуры народов нашей страны как субкультуры в составе русской культуры или же необходимо считать, что российская культура есть сочетание русской культуры с сосуществующими рядом с ней многими нерусскими национальными культурами? Решение данного вопроса очень значимо для понимания перспектив развития духовной жизни нашей страны.
4. Социокультурный организм реагирует на вторжение чуждых культурных элементов одинаково: начинается реакция культурного отторжения. Заполнение российского рынка массовой культурой Запада послужило мощным толчком для развития новых потенциалов в сфере российской культуры.
5. Как это ни парадоксально, но современная культура России соединяет несоединимое : коллективизм и индивидуализм, антизападнические настроения и стремление воссоединиться с мировой цивилизацией. Российская культура синтезирует в своём организме элементы различных культур.
6. Несоответствие уровня развития политической и правовой культуры общества требованиям жизни в демократическом правовом государстве. Это ведёт к тому, что население недостаточно использует возможности демократии, не проявляет политической активности и т.д.
7. Осуществляется ломка культурных стереотипов , сформировавшихся ещё в условиях доиндустриального общества. По-видимому нет оснований полагать, что эта ломка затронет коренные ценности и идеалы, составляющие специфическое ядро культуры. Однако далеко не все традиционные нормы, ценности и идеалы прошлого могут быть вписаны в контекст современности. Расшатываются вековые традиции, и трудно сейчас сказать, что из них устоит, а что падет жертвой на алтарь нового расцвета русской культуры.

Искусство - центральное звено эстетической культуры, особая форма общественного сознания.

Существует ряд теорий происхождения искусства:
- биологизаторская - происхождение искусства из потребности привлечения внимания противоположного пола. Искусство возникает из душевного волнения, психики, находящейся в состоянии конфликта, в моменты преобразования и переключения энергии элементарных влечений на цели высокой творческой деятельности;
- игровая - причины возникновения искусства в потребности расходования человеком нерастраченной в трудовой деятельности энергии, в необходимости тренировки для усвоения социальных ролей;
- магическая - искусство - форма различных видов магии, внедренной в повседневную деятельность еще первобытного человека;
- трудовая - искусство - результат труда: полезные качества произведенных предметов становятся объектом художественного наслаждения.

Искусство - практическая деятельность человека, направленная на освоение и создание эстетических ценностей. Искусство выражает эстетическое отношение к миру. Оно создает особую реальность - художественную, в которой эстетическое отражение мира, как правило, мало связано с утилитарными потребностями человека.

В обществе существуют разные взгляды на искусство: искусство - подражание природе; «природа - лучший мастер форм». Искусство - творческое самовыражение личности или знаково-символическая концепция.

Предмет искусства - человек, его отношения с окружающим миром и другими индивидами, а также жизнь людей в определенных исторических условиях. Жизнь людей отражается в искусстве во всем многообразии в форме художественных образов, которые, будучи результатом вымысла, тем не менее являются отражением действительности и всегда несут на себе отпечаток реально существующих предметов, событий и явлений. С помощью художественного образа происходит процесс художественного обобщения, выделения существенных признаков познаваемых предметов.
Форма бытия искусства - художественное произведение, имеющее видовую и жанровую определенность и осуществляющееся в качестве материального предмета - з

©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30

ПРОЛОГ

Россия - моя родина. Родилась я в Узбекистане, но всю сознательную жизнь прожила в России. Моя семья неоднократно переезжала: Ферганская область (УССР), Нижегородская область, Кировская область. Сейчас живу и работаю в Москве.

За 23 года мне удалось повстречать представителей различных национальностей, культур, религий, социальных течений. Осознавая свою гражданскую преемственность пути, выбранному Российской Федерацией в 1991 году, могу с уверенностью утверждать, что именно многонациональность России - ее великое достояние, основа развития и безусловная возможность становления богатого стабильного благополучного государства.

На территории России проживает более 180 народов: русские, татары, украинцы, аварцы, армяне, азербайджанцы, чеченцы, молдаване, башкиры и многие другие.. Если описывать культурное и историческое наследие, вековые традиция, морально-нравственные ценности и этническую уникальность каждого народа - к сожалению, не хватит места, отведенного для конкурсной работы. Таким образом я задалась другим вопросом: а что может объединить все эти 180 народов, что сделает многообразие единым?...

Идеология – путь к единой многонациональной России.

ИДЕОЛОГИЯ ЕДИНСТВА ДЛЯ МНОГОНАЦИОНАЛЬНОЙ РОССИИ

ВВЕДЕНИЕ

Рассказывают, что высокая комиссия, посещая старейший английский университет, не застала ректора в его рабочем кабинете. К их большому удивлению ректор читал Шекспира на одной из скамеек университетского парка.

А кто же управляет университетом? – удивились члены комиссии.

Университетом управляют традиции...

(Офиц. сайт РУДН)

А государством – идеология…(Авт.)

2013 год. Россия – в состоянии «невесомости»… и не потому, что не обладает значительным «весом» (политическим, экономическим влиянием), а из-за невозможности крепко стоять на ногах при столкновении со всеми вызовами современности. Стратегии, программы и планы государственного развития на ближайшие несколько лет отчетливо демонстрируют, что мы знаем, чего хотим. Проблема в другом – мы не понимаем, как конкретно это сделать.

Рассмотрим, как это делается в том самом английском университете, упомянутом в качестве примера в эпиграфе к данной работе. Традиции – это не просто свод неписанных законов, на основе которых функционирует учебное заведение. Традиции не аморфные представления учащихся о том, как должна строиться их учебная деятельность. Традиции – гарантии сознательной устойчивости и приверженности образовательному процессу как отдельно взятого студента и преподавателя, так и всего студенческого и преподавательского сообщества. Разнообразие и древность традиций говорят о многогранности и преемственности.

Принцип работы национальной (что для автора равноценно понятию «государственной») идеологии во многом схож с принципами создания и поддержания традиций. Я глубоко убеждена, что именно идеология государства – движущая сила или даже метафизическая опора устойчивого государственного развития. Но Россия – особый случай, и об этом нижеследующие авторские комментарии.

Конституция РФ начинается со слов: «Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенные общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов… принимаем Конституцию Российской Федерации». Мы, то есть многонациональный народ, как единственный источник власти, стремясь к установлению суверенной демократии, подписались в 1993 году под словами «признается идеологическое разнообразие». Считать, что это было ошибкой так же глупо, как и заявлять, что это единственное условие межкультурного взаимодействия в многонациональном обществе. Признали мы это небезосновательно, а именно: с целью подкрепления тем самым права каждого на национальность, вероисповедание, язык…

В Стратегии государственной национальной политики РФ на период до 2025 год (от 19 декабря 2012 г. №1666) указано, что в России «проживают представители 193 национальностей, используются 277 языков и диалектов…». Также в документе говорится, что «на развитие межнациональных отношений влияют следующие негативные факторы: а) высокий уровень социального неравенства; б) размывание традиционных нравственных ценностей народов…; в) правовой нигилизм…; г) сохранение проявлений дискриминации…; д) недостаточность культурно-просветительских мер по формированию российской гражданской идентичности…». Для решения этих проблем было поставлено большое количество задач, затрагивающих миграционную политику, сферу образования, законодательные основы и многое другое.

Возникает вопрос: чтобы подготовить ресурсы (человеческие, нормативно-правовые, финансовые) для такой большой работы, необходимо затратить много времени на организацию процесса, самих людей и поиски источников денежных поступлений; в таком случае, кто и каким образом будет этим заниматься?..

Михаил Островский, первый заместитель Секретаря Общественной палаты РФ, выступая на заседании Совета при Президенте по межнациональным отношениям, высказался следующим образом: «Считаю главной и первоочередной задачей гражданского общества сегодня – добиться того, чтобы на бытовом, даже на рефлекторном уровне каждый человек, особенно молодой, в первую очередь, себя идентифицировал как гражданин России, а уже потом – все остальное». По мнению Островского, «необходимо на всех уровнях осуществлять меры популяризации положительных примеров дружной жизни наших народов, того, что в советскую эпоху называлось «интернационализмом». В контексте современности можно было бы назвать это «новой государственной идеологией», конечно, только после того, как внести поправку в пункты 1, 2 статьи 13 Конституции РФ, которые гласят: « 1. В Российской Федерации признается идеологическое многообразие. 2. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной».

Вторым этапом реформ стало бы создание «пирамиды» исполнительных органов, специально организованных и функционирующих на основе и во имя поддержания «новой национальной идеологии».

Для того, чтобы прийти к решению столь глобальной задачи, российской действительности нужно уйти от культурно-идеологического кризиса, по мнению Агафонова Ю.А. в основе которого лежит «необходимость смены основных представлений о мире и о себе, переоценки ценностей, включающих в себя как морально-этические, адресованные непосредственно к отдельной личности, так и социальные и общечеловеческие, адресованные ко всему обществу». Другими словами, нам нужно определиться, что для нас главные ценности, каким мы видим мир и себя в нем, и какова модель этих двусторонних коммуникаций. Стоит отметить, мы это сделали…во многих официальных документах, постановлениях и приказах Правительства РФ и Президента РФ звучит фраза «с целью создания надэтнического гражданского единства» или синоним «национальная консолидация».

В ответных публикациях российских СМИ и официальной оппозиции можно увидеть необходимые условия для реализации «надэтнического гражданского единства»: народ требует «привлекательных гарантий». Конечно, здесь можно привести Конституцию как гаранта прав и свобод россиянина. И тем не менее возникает непонимание: Конституцией закреплены права, которые или принадлежат нам от рождения (естественные), или приобретаются нами как гражданами своего государства, которому мы изначально делегировали часть своих прав (функциональные; читай «наделили органы власти полномочиями»). В данном случае взаимозависимость логична и приемлема, но где же тогда гарантии (или по-другому уверенность) благополучного стабильного будущего? Где гарантии, которые нас так привлекают? Именно на этих гарантиях основывается наша футуристическая привязанность к государству, не так ли? Именно национальная идея или по-другому государственная идеология позволяет спокойно ориентироваться в социальном пространстве, знать ответы на самые противоречивые, казалось бы, социальные вопросы, быть идеологически закрепленным за государством как за «стражем», охраняющим гражданские интересы, и что самое главное - гордиться тем, что твой «страж» - именно это государство…

Россия может стать тем самым «стражем». Ответу на вопрос «Как?» посвятим следующую часть данной работы.

ЕДИНСТВО В МНОГООБРАЗИИ

Россия - многонациональное государство. Наиболее крупные диаспоры стремятся воссоединить народ посредством создания общественных организаций с отработанным и проверенным опытом уставом, структурой и целями этой организации, основанной, главным образом, на религии или идее объединения и возвращения на историческую родину, трансформации или развития этноса. Такие организации создают свои ориентиры достижения национальной консолидации: постепенно они привлекают все большее число сторонников, могут оказывать существенное влияние на сложившуюся этническую ситуацию на просторах Российского государства, а также имеют возможности (прежде всего, финансовые) целенаправленно стремиться к восстановлению «своего народного единства», конечно, в срезе граждан РФ определенной национальности.

Тогда вполне закономерен вопрос: возможно ли создать государственную идеологию единства и привить это чувство нации, где каждый третий - четвертый украинец, татарин, кавказец и т.д.? Да, возможно. И здесь не обойтись без примера из 70-летнего опыта СССР…

Директор Центра геополитических экспертиз Коровин В.М. поясняет, как подобный запрос на идеологию был реализован в период Советского союза: «В десакрализованном, светском современном обществе ответ на вопрос о смысле жизни давало долгие годы государство, особенно в России. Само государство двигалось к высшей цели – к строительству коммунизма, к строительству, своего рода, царства божьего на земле. И каждый человек был включен в достижение этой сверхцели. Он обеспечивался собственной локальной целью в общем стремлении к общей цели. Даже самый маленький человек был посвящен в этот проект и работал на его достижение. С крушением коммунистической идеологии наш народ, каждый его отдельный индивид лишился этой цели».

Невозможно отрицать, что и современная Россия обладает общенациональными интересами (на мой взгляд, это, в первую очередь, внешнеполитические интересы). Они выражены в таких документах, как Концепция внешней политики РФ (от 12.02.2013), обзор которого помогает нам понять внешнеполитический курс на ближайший десяток лет: наша страна намерена активно участвовать в укреплении международного мира, всеобщей безопасности и стабильности; цель - установление справедливой и демократической международной системы; причем, последняя должна основываться на коллективных началах в решении международных проблем и верховенстве международного права (прежде всего, Устава ООН); важны равноправные и партнерские отношения между государствами при центральной координирующей роли ООН; в приоритетных направлениях двустороннего и многостороннего сотрудничества указаны регионы, отдельные государства и международные организации, которые для нас имеют стратегическое значение для эффективного достижения внешнеполитических интересов.

Из всего вышесказанного обратим особое внимание на последнее положение Концепции. При наличии общенациональных интересов реальность национально-государственной идеологии возрастает прямо пропорционально усилиям, которые мы прикладываем для достижении и реализации и того, и другого. Попробуем описать возможную модель Российской идеологии.

МОДЕЛЬ РОССИЙСКОГО ЕДИНСТВА

Итак, немного статистики. Опрос, проводимый сайтом «Накануне.ру», представил следующие цифры: из 2,6 тысяч опрошенных 88% положительно ответили на вопрос о необходимости создания и внедрения государственной идеологии. Интересен факт, что из них практически поровну разошлись мнения относительно того, на чем должна базироваться государственная идеология: 27,3% считают, что за основу идеологии нужно взять советские ценности; 28,2% высказались за то, что во главу угла должен быть поставлен патриотизм; а 31,6% поддержали мнение о том, что в основу идеологии должен лечь тезис о государствообразующей роли русского народа.

Делаем выводы: россияне хотят верить в свое государство, хотят верить в светлое будущее страны, и, соответственно, светлое будущее их детей, внуков и правнуков, они хотят иметь активную гражданскую позицию и быть частью величайшего идеологического объединения с великим предназначением. Вопрос в предназначении.

По моему, советские ценности – возврат к прошлому. Причем, возврат при наличии совершенно других географических, политических, экономических обстоятельств и абсолютно неготовой (можно сказать даже «неблагоприятной») среде (я имею в виду мировоззрение современного поколения).

Что касается второго варианта, то государствообразующая роль русского народа не сможет стать стержневой основой в многонациональном государстве, особенно учитывая печальный опыт современной политики мультикультурализма, которая, к примеру, провалилась в большинстве европейских стран. Можно создавать идеологию с подобной основой в странах, где диапазон этно-конфессиональных различий не превышает определенного количества (небольшого). И это точно не случай России со 193 национальностями, причем, когда не урегулированы многие этнические конфликты. Неизбежно это приведет к социальным волнениям и лишь обострит сложившуюся ситуацию. К тому же,социологические исследования показывают, что, несмотря на силу русского духа, при объединениях представителей кавказской культуры и аналогичных объединениях русских, к примеру, чувство причастности, солидарности и преемственности народов Кавказа затмевают подобные проявления сплоченности у русских. Правда, это уже другая проблема, пока не будем на ней останавливаться.

Итак, остается патриотизм…

ВЕРА. НА ПУТИ К ЕДИНСТВУ

Идеология обладает важнейшим значением в деле эффективного функционирования государства. Народ, не осознающий своих подлинных национально-государственных интересов (а это осознание как раз и осуществляется в форме выработки национально-государственной идеологии), неизбежно обречен на небытие. В лучшем случае, становится безгласным объектом мировой политики. Российская Федерация на данный момент стремится всячески поддерживать свой статус как субъекта международных отношений, то есть как актора, влияющего на международные процессы, а не подчиняющегося им.

Исходя из этого можно предположить, что интересы народа отражаются государством в его идеологии, а именно: разрабатываются принципы функционирования политической и экономической систем и создается стратегия развития национальной культуры (должна заметить, что понятие «государство» синонимично понятию «нация», данное положение часто встречается в работах Ганса Моргентау, в частности: «Политические отношения между нациями: борьба за власть и мир» 1948 года, - что совпадает со взглядами автора). Таким образом, государство развивается на прочном идеологическом фундаменте, а от реализации внешнеполитического и внутриполитического курса зависит эффективность этого развития.

На таких аспектах, как причастность народа, преемственность взглядов, чувство всеобщего патриотизма и гражданской солидарности строится отношение к государству извне. От них также зависят устойчивость и благополучие в рамках самого государства. Для того, чтобы выработать принципы возведения государства в статус «верного стража» и развить народный патриотизм, нужно в первую очередь проанализировать на основе чего, для чего и к чему мы стремимся.

Основу составляют интересы стратегического порядка (то, что зафиксировано в Стратегиях и Концепциях развития). В то же время сложившиеся исторические традиции, менталитет народа (в том числе как особый признак - его многонациональность), геополитическое положение России, а также экономические, демографические, экологические и другие условия, в которых мы сейчас существуем (миропорядок) имеют первостепенную важность в анализе наших стратегических интересов, а также, бесспорно, «внутренняя жизнь» государства: социально-политическая ситуация, экономическая, морально-нравственная.

На вопрос «для чего» сейчас может ответить уже сам народ, к примеру, путем проведения социологического опроса. Я постараюсь прокомментировать его, учитывая мнения моих сверстников и тех людей, которым просто небезразлично будущее России, т.к. они собираются в ней остаться, а не эмигрировать по примеру довольно многих (кстати, чаще всего такие «штольцы» не ходят на выборы, т.к. считают, что от их мнения уже ничего не зависит).

Итак, мы хотим, чтобы наше государство обладало сильной идеологией, чтобы нам было во что верить, а нигилизм не стал бы нашим культом в эпоху глобализма и все большего распространения западных капиталистических ценностей, столь не свойственных российскому менталитету, одухотворенному и многогранному. Мы хотим жить в процветающем государстве, заботящемся о своих поданных, обеспечивающем граждан всеми необходимыми условиями для комфортной жизни. Мы хотим верить, что мы нужны государству для реализации всеобщей цели, а оно, в свою очередь, готово предоставит нам возможности для эффективного развития собственной личности на благо процветания всего Российского народа.

На вопрос «к чему мы стремимся» ответит само провозглашение идеологии, когда она будет продумана и готова к реализации внутри государства. К примеру, современный русский социолог, член-корреспондент РАН В.Н. Кузнецов пишет: «...формулирование и принятие всеми нами общенациональной цели может в кратчайшие сроки и наиболее эффективно сплотить российское общество, упрочить единство всей страны на основе реального доверия между народами и властью, обеспечить уверенность в достижении честности, благополучия и безопасности каждого гражданина России». Тем не менее в свете возникших дискуссий на тему предназначения идеологии мнения разошлись: многие ученые говорят о такой конечной цели или, другими словами, «национальной идее», как создание и продвижение Российской цивилизации; некоторые верят в идеологически-антагонистическую роль России по отношению к Западу (здесь можно привести в пример Хантингтона и его теорию о столкновении цивилизаций); некоторые считают, что нам нужно выработать свой «ответ» на вызов распространения западной поп-культуры, там самым «двигать» в народ свои ценности, разрушая стереотипы о российском алкоголизме, ленности и социальной противоречивости, а также об американской мечте, европейском финансовом благополучии и восточной уникальности и экзотичности. В любом случае главное - убедить в этом российский народ, и цепная реакция не заставит долго ждать. Вот здесь и загвоздка: убедить разочаровавшихся не простое дело - как раз для этого и нужна государственная идеология.

ИДЕОЛОГИЯ В ДЕЙСТВИИ

Если анализировать то, что навеяно нам с запада, так называемые западные ценности и жизненные ориентиры, можно резюмировать: цель, в которой убеждается современный человек - это жизнь ради себя, а точнее ради удовлетворения своих потребностей (Пирамида А.Маслоу в действии). По сути, цель, состоящая в удовлетворении потребностей и поддержании существования больше присуща животным, и человек со свойственным ему разумным мышлением практически ежеминутно задается закономерным вопросом о смысле его жизни.

Государственная идеология даст ответ на столь сложный вопрос. Но не стоит путать: идеология призвана взрастить процветающий народ в его гражданском единстве и стремлении к общей цели, а не верных поданных - солдатов, посвящающих свою жизнь деятельности на благо развития государства как движущей, но тоталитарной силы. Не на принуждении, а на осознании должно строиться идеологическое национальное государство.

Попробуем предположить, на основе каких принципов может работать государственная идеология…

ИДЕОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ МНОГОНАЦИОНАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА

Итак, жизнь многонационального государства, на мой взгляд, должна строиться на принципах международного права, где субъектами права, в данном случае, выступают различные национальности РФ. Некоторые из нижеперечисленных закреплены Уставом ООН, а именно:

  • Принцип суверенного равенства (национальностей, где не существует понятия «абсолютный суверенитет» какого-либо этноса, поэтому русский народ не рассматривается как государствообразующий)
  • Принцип мирного разрешения споров
  • Принцип добросовестного выполнения обязательств (по отношению друг к другу)
  • Принцип равноправия народов (в данном случае национальностей)
  • Принцип сотрудничества (национальностей)
  • Принцип уважения прав человека

На права человека в России хотелось бы обратить особое внимание.

«Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах» - так начинается Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 году и лежащая до сих пор в основе многочисленных международных соглашений в области прав человека. «Источник силы прав человека заключается в их универсальности, благодаря которой не существует границы, препятствия или врага, которые могли бы перегородить им дорогу». Однако, не смотря на свою универсальность, нельзя сказать, что отношение в России к правам носит такой же характер как, к примеру, в Европе.

В то же время важно осознать, что даже Генеральная Ассамблея не питала иллюзий по поводу скорейшего воплощения в жизнь данной Декларации. В документе подчеркивается, что его назначение «служить в качестве задачи, к выполнению которой должны стремиться все народы и все государства в своих усилиях по обеспечению всеобщего и эффективного признания соблюдения перечисленных прав и свобод».

Таким образом, еще не все потеряно. При создании и реализации новой государственной идеологии, неотъемлемой частью которой станет соблюдение прав человека в частности и национальностей в целом, граждане России смогут искренне поверить в свою правоспособность и правосубъектность и, как следствие, обладать активной гражданской позицией. Но вернемся к идеологии…

Выше были изложены потенциальные принципы внутренней жизнедеятельности многонационального государства, каковы же общенациональные принципы?

Суверенитет (его защита). Суверенитет страны - это достоинство и возможности каждого человека, спроецированные на государственный уровень. Также суверенитет - внешнеполитическое выражение ценности национальной свободы. От его защиты зависит целостность народа, а также обеспечение условий для его благополучного существования под полноценной государственной защитой.

Экономическое благосостояние. Это предпосылка развития демократии, а бедность – ее враг. Чем беднее народ - тем меньше шансов создать в этой стране устойчивую демократию. Если демократическое правительство не может создать эффективную экономику, от которой выигрывало бы большинство, оно заведомо делает свое положение неустойчивым, поэтому рост благосостояния общества и преодоление бедности – основополагающие направления внутренней политики.

Национальное единство. Если общество внутренне расколото сепаратизмом, то существование идеологически сильного государства проблематично. В демократической стране люди должны видеть возможность решения своих проблем в рамках демократической процедуры, где граждане четко осознают национальное единство (а также свою приверженность ему) и готовы идти на компромисс во имя блага большинства, а не своего личного.

Развитая политическая культура общества. Необходимо, чтобы идеология была принята самим обществом, а общенациональные принципы реализации идеологии были не просто формальными предписаниями, а образом жизни граждан. Абсолютная форма реализации национальной идеологии – мировоззрение гражданина в духе общенационального единства. Поэтому развитая политическая культура – необходимое условие.

Возвращение к традиционным национальным ценностям и их пропаганда. Культ семьи и долгого счастливого брака; приоритетность нравственного начала во взаимоотношениях людей; патриотизм, основанный на самоуважении; причастность; уважение к истории становления и развития Российского государства; сохранение культурного богатства; православие и духовность; терпимость и взаимопомощь; единство.

Некоторые из этих принципов сформированы на основе идей, предложенных пособием Национального института «Высшая школа управления» («Россия и современный мир. Суверенная демократия» под ред. Нечаевой В.Д.). Это издание мне посчастливилось приобрести во время участия в международной смене форума «Селигер», и уже тогда (2010-2011 гг.) молодежь со всего мира в Тверском лесу разрабатывала концепции идеологий для национальных государств. Как представитель современного поколения могу утверждать: молодежь в полной мере осознает необходимость идеологических реформ, более того, она свято верит в их эффективность при условии продуманности, всеобщей заинтересованности и причастности, а также при условии обеспечения права каждого на выбор.

К слову, для создания и реализации новой национальной идеологии нам также предстоит выбрать людей, организации и новые государственные органы. На мой взгляд, в каждой из трех ветвей власти необходимо создать дополнительный отдел, департамент, совет или комиссию, деятельность которых будет направлена на единение многонационального народа под эгидой новой государственной идеологии. Федерация подразумевает двухуровневую систему государственных органов, а следовательно такие «департаменты» будут созданы как на федеральном, так и на региональном (местном) уровне. Только продуманная структура, разделенный функционал и осознание ответственности повлекут за собой реальные результаты. При правильном подходе подобные органы не будут восприниматься народом как навязанные извне: «департаменты» будут служить на благо народа и всего государства. Они не будут требовать, они будут предлагать, заинтересовывать, возрождать в каждом гражданине России патриотизм и стремление делать собственный вклад в гарантированное процветание государства. Осознать собственную значимость как в пределах страны, так и вовне, представляясь ее гражданином; чувствовать себя защищенным – вот, к чему стремится каждый из нас. Вот, для чего создается идеология.

ЭПИЛОГ

Эпиграф к данной работе ссылается на традиции неслучайно. Традиции – это то, что связывает нас с нашей богатой историей. Идеология – система, объединяющая традиции, культурные ценности и исторические связи многонационального общества.

Многонациональная Россия тогда станет единой, когда государственной идеологией будут проникнуты все сферы общественной жизни. Многонациональность должна рассматриваться не как неотъемлемое сложное условие, при котором нам нужно выстраивать внутри- и внешнеполитический курс развития страны, а как необыкновенная возможность идейного воссоединения народов в рамках единого государства, где каждая национальность сможет внести свой уникальный вклад в будущее процветание всей России.

Тема урока: Характер единства современного общества
Цели: продолжить формирование теоретических знаний о современном этапе развития общества;
Задачи:
­Развивать у студентов умение давать оценку главных процессов (глобализация и создание
информационного общества);
­Конкретизировать теоретические представления о роли политики в глобальном мире на основе анализа
политики (развитие информационного общества);
­Развивать умения анализировать социальную информацию, составлять сложный план, выполнять
познавательные задания;
Тип урока: комбинированный.
Ход урока
I. Организационный момент
Мы рассмотрим следующие вопросы:
Традиционное общество.
Индустриальное общество.
Постиндустриальное общество.
II. Проверка домашнего задания
1. Терминологический диктант (устный или письменный по выбору учителя). Обязательно включение
основных понятий по всему ранее изученному материалу.
2. Выполнение заданий практикума 1 и 2 (с. 38).
III. Изучение нового материала
1. Типология обществ
Все реальное многообразие обществ, существовавших прежде и существующих ныне, социологи
разделяют на определенные типы. Несколько типов обществ, объединенных сходными признаками или
критериями, образуют типологию. В основе разных типологий лежат разные основания. С одной из
типологий студены знакомы по прошлому занятию. Учитель просит вспомнить и охарактеризовать ее.
Общества могут быть:
дописьменные и письменные;
простые и сложные;
первобытные, рабовладельческие, феодальные, капиталистические, социалистические;
традиционные (аграрные), индустриальные, постиндустриальные.
(Заслушиваются сообщения учащихся о взглядах Л. Моргана,Э. Дюркгейма, К. Поппера.)
С именем Л. Моргана связана самая известная периодизация эволюции общества.
В 1877 г. вышла его книга «Древнее общество, или Исследование линий человеческого прогресса от
дикости через варварство к цивилизации». Л. Морган выделяет в истории человечества три этапа:
дикость, варварство и цивилизация. Каждый этап характеризуется своей особенностью воспроизводства
социальности. Например, на стадии дикости ­это производство таких ценностей, как власть, святость,
мастерство; на стадии варварства ­ ценность славы; в эпоху цивилизации ­ рынок и богатство в форме
товаров, денег и капитала.
3. Дюркгейм разделил все общества по характеру солидарности составляющих их людей:
механической и органической.
Механическая солидарность ­ это род, племя, без которых отдельный индивид ничего собой не
представляет. Все стороны его жизни жестко регулируют общие правила (табу, ритуалы, обряды,
традиции).
Органическая солидарность ­ высшей ценностью является профессионализм (мастерство) отдельного
индивида. Отсюда только в профессиональных группах, или корпорациях, может реализоваться
личность. Следовательно, органическая солидарность начинается с создания средневековых цехов
ремесленников.
К. Поппер различает общества закрытые (магические, племенные, коллективистские) и открытые.
Первая группа ­ это полуприродное единство людей, члены которого объединены полубиологичеекими
связями: родством, общей жизнью, участием в общих делах, одинаковыми опасностями, общими бедами
и удовольствиями. Эти общества тоталитарные.

Вторая группа обществ ­ это демократические общества, в которых индивидуумы обладают
независимостью и вынуждены принимать решения самостоятельно.
(К сведению учителя: в последние годы такие вузы, как МГУ, ГУ ­ Высшая школа экономики и другие,
проводят интернет­олимпиады, предметные олимпиады как своеобразные репетиции вступительных
экзаменов.В качестве заданий разного уровня сложности предлагаются вопросы, связанные с теориями
Моргана, Дюрк­гейма, Поппера.)
Большинство современных исследователей признает историческое развитие либо как непрерывный
процесс модернизации технико­технологического способа производства и организации, либо как
движение от примитивных дорыночных форм хозяйства к становлению и последующему развитию
рыночной системы, ее модификации. На этом основании выделяют доиндустриальное (аграрное,
традиционное), индустриальное и постиндустриальное общество.
Характерные черты каждого типа общества:
1. Доиндустриальное: производство ориентировано на удовлетворение простейших потребностей;
главная цель ­ выжить; производство материальных ценностей основано на технологиях, передающихся
из поколения в поколение, преобладает ручной или маломеханизированный труд; большая зависимость
от природно­климатических условий; социальная жизнь основана на мифологических и религиозных
идеях; власть основана на авторитете; развитие носит циклический характер.
2. Индустриальное: светский характер социальной жизни; инновация преобладает над традицией;
становление персонально­сти индивидуума; производство развивается ради увеличения материальных
благ; власть демократична; господство универсального образования; светский характер образования.
3. Постиндустриальное (постмодернистское, постцивилизаци­онное, информационное): главная цель ­
производство нематериальных, духовных благ и услуг; переход от культуры массового потребления к
культуре повышенных запросов; в основе социального статуса не экономические индикаторы, а
образование, профессиональная компетентность; представительную демократию сменяет
непосредственная демократия, или самоуправление.
IV. Закрепление изученного материала
Обсуждение итогов работы каждой группы и заполнение таблицы.
Домашнее задание
Учебник: § 5, задания 1­7.

Общество - социальная организация страны, обеспечивающая совместную жизнедеятельность людей. Это обособившаяся от природы часть материального мира, представляющая собой исторически развивающуюся форму связей и отношений людей в процессе их жизнедеятельности.

Многие ученые пытались исследовать общество, определить его природу, сущность. Древнегреческий философ и ученый Аристотель под обществом понимал совокупность индивидов, которые объединились для удовлетворения своих социальных инстинктов. Эпикур считал, что главным в обществе является социальная справедливость как результат договора между людьми о том, чтобы не вредить друг другу и не терпеть вреда.

В западноевропейской общественной науке XVII-XVIII вв. идеологами новых поднимающихся слоев общества (Т. Гоббс, Ж.-Ж. Руссо ), выступавшими против религиозных догм, была выдвинута идея общественного договора , т. е.договора между людьми , каждый из которых обладает суверенными правами для контроля над своими действиями. Эта идея противостояла теологическому подходу к организации общества по воле божьей.

Предпринимались попытки определить общество, основываясь на выделении некоторой первичной ячейки общества. Так, Жан-Жак Руссо считал, что именно семья - самое древнее из всех обществ. Она - подобие отца, народ - детей, и все, рожденные равными и свободными, если и отчуждают свою свободу, то лишь для своей пользы.

Гегель попытался рассмотреть общество как сложную систему отношений, выделив в качестве предмета рассмотрения так называемое гражданское общество, т. е. общество, где существует зависимость всех от всех.

Большое значение для научного понимания общества имели работы одного из основоположников научной социологииО. Конта , полагавшего, что строение общества определяется формами мышления человека (теологической, метафизической и позитивной ). Само общество он рассматривал как систему элементов, которыми выступают семья, классы и государство, а основу образует разделение труда между людьми и их взаимоотношение между собой. Близкое к этому определение общества мы находим в западноевропейской социологии XX в. Так, у Макса Вебера , общество - продукт взаимодействия людей как результат их социальных действий в интересах всех и каждого.



Т. Парсонс определял общество как систему отношений между людьми, связующим началом которой являются нормы и ценности. С точки зрения К. Маркса, общество - это исторически развивающаяся совокупность отношений между людьми , складывающихся в процессе их совместной деятельности.

Признавая подход к обществу как отношения индивидов, К. Маркс, проанализировав связи и отношения между ними, ввел понятия «общественные отношения», «производственные отношения», «общественно-экономические формации» и ряд других. Производственные отношения , формируя общественные отношения, создают общество , находящееся на той или иной определенной ступени исторического развития. Следовательно, по Марксу, производственные отношения выступают первопричиной всех отношений людей и создают большую социальную систему, называемую обществом .

По представлениям К. Маркса, общество - это взаимодействие людей . Форма общественного устройства не зависит от их воли (людей). Каждую форму общественного устройства порождает определенная стадия развития производственных сил.

Люди не могут свободно распоряжаться производительными силами, ибо эти силы - продукт предшествующей деятельности людей, их энергии. Но сама эта энергия ограничена условиями, в которые люди поставлены уже завоеванными производительными силами, формой общественного устройства, существовавшей до них и которая является продуктом деятельности предшествующего поколения.

Американский социолог Э. Шилз выделил следующие признаки общества:

оно не является органической частью какой-либо более крупной системы;

браки заключаются между представителями данной общности;

оно пополняется за счет детей тех людей, которые являются членами данной общности;

оно имеет свою территорию;

у него есть самоназвание и своя история;

оно обладает своей системой управления;

оно существует дольше средней продолжительности жизни отдельного индивида;

его сплачивает общая система ценностей, норм, законов, правил.

Очевидно, что во всех приведенных определениях в той или иной степени выражен подход к обществу как целостной системе элементов, находящихся в состоянии тесной взаимосвязи. Такой подход к обществу называется системным. Основная задача системного подхода в исследовании общества состоит в объединении различных знаний по поводу общества в целостную систему, которая могла бы стать единой теорией общества.

Большую роль в системных исследованиях общества сыграл А. Малиновский . Он полагал, что общество можно рассматривать как социальную систему, элементы которой связаны с основными потребностями людей в пище, крове, защите, сексуальном удовлетворении. Люди объединяются для удовлетворения своих потребностей. В этом процессе возникают вторичные потребности в связи, кооперации, контроле над конфликтами, что способствует развитию языка, норм, правил организации, а это в свою очередь требует координационных, управленческих и интегративных институтов.

Жизнедеятельность общества осуществляется в четырех основных сферах : экономической, социальной, политической и духовной .

Экономическая сфера есть единство производства, специализации и кооперации, потребления, обмена и распределения. Она обеспечивает производство товаров, необходимых для удовлетворения материальных потребностей индивидов.

Социальную сферу представляют этнические общности людей (род, племя, народность, нация и т. д.), различные классы (рабы, рабовладельцы, крестьяне, пролетариат, буржуазия) и другие социальные группы, которые обладают различным материальным положением и отношением к существующим общественным порядкам.

Политическая сфера охватывает властные структуры (государство, политические партии, политические движения), управляющие людьми.

Духовная (культурная) сфера включает философские, религиозные, художественные, правовые, политические и другие воззрения людей, а также их настроения, эмоции, представления об окружающем мире, традиции, обычаи и т. п.

Будущее человечества.

Вступив в третье тысячелетие люди Земли внимательно вглядываются в собственный облик, оценивают прошедшее, пытаются понять перспективы будущего.

Глубокое осознание и преодоление глобальных проблем является не только чрезвычайно долгим и сложным процессом, но и не имеющим пока однозначных ответов и окончательных решений по поводу того, как добиться желаемых результатов. Но большинство ученых склоняется к мысли, что начатое дело Римским клубом, принесет свои результаты. В первую очередь, речь идет о понимании необходимости духовного развития человека, формирования нравственных ориентиров, которые бы соответствовали современной эпохе, были бы адекватны ей. Главной проблемой и одновременно главным средством решения глобальных проблем видится теперь человек, его ценностные ориентиры и установки. Таким образом, судьба мира зависит от вопросов духовного порядка . Ученые Римского клуба видят одним из путей решения стоящих проблем - систему образования.

Обращается внимание, что именно система образования формирует те человеческие качества, которые реализуются в последующей жизни. Образование может сформировать новый гуманизм . Один из самых известных деятелей Римского клуба - А. Печчеи - рассматривает содержание нового гуманизма в трех аспектах:

1) глобальность;

2) любовь к справедливости;

3) отвращение к насилию.

Задача нового гуманизма видится в том, чтобы каждый человек осознал смысл своего существования на Земле и в Космосе, четко уяснил ту миссию, которую он должен выполнить, как человек.

И в этой связи по новому воспринимаются идеи, которые высказывал русский естествоиспытатель и философ В. И. Вернадский (1863-1954). Еще в прошлом веке он начал формировать представление о путях дальнейшего развития биосферы. Он полагал, что жизнь это не случайная игра природы, а следствие протекающих в ней процессов самоорганизации, закономерный этап развития космического тела, именуемого Землей.

В. И. Вернадский понимал, что человеку придется принять на себя ответственность за судьбу биосферы . Это необходимое условие цивилизации. С развитием науки и техники возникает техносфера, которая должна поддерживать принципы организации биосферы, дополнять ее, взаимодействовать с ней, как часть единой динамической системы.

Единение техносферы и биосферы создаст новое планетарное явление – ноосферу . Термин "ноосфера" (от греч. "noos" – разум, ум) был введен в 1927г. французским математиком и философом Э. Леруа , который совместно с Тейяром де Шарденом рассматривал ноосферу, как современную планетарную стадию, переживаемую приповерхностной оболочкой Земли.

"В биосфере, - писал В. И. Вернадский, - существует великая геологическая, быть может, космическая сила, планетарное действие которой обычно не принимается во внимание в представлениях о космосе… Эта сила есть разум человека, устремленная и организованная воля его, как существа общественного… Общество становится в биосфере… единственным в своем роде агентом, могущество которого растет с ходом времени со все увеличивающейся быстротой. Оно одно изменяет новым образом и с возрастающей быстротой структуру самих основ биосферы".

Эти выводы В. И. Вернадского легли в основу двух концепций ноосферы. Первая развита Тейяром де Шарденом . Ее суть в следующем:

1) ноосфера – пласт мыслей, обволакивающих земной шар;

2) искры самосознания человека, вместе с развитием общения людей, разгораются в пламя, образуя целостную сферу, являясь единой мыслящей оболочкой.

3) ноосфера, являясь надматериальной основой, непосредственно связана с центральным очагом психического сосредоточения – "точкой Омега" (Богом).

Вторая концепция ноосферы развита В. И. Вернадским . Он подошел к пониманию ноосферы с естественнонаучных позиций:

1) ноосфера есть материальное образование, как и биосфера;

2) биосфера, а за ней и ноосфера "оказались той великой геологической силой, которая преобразила некогда безжизненное небесное тело в живую систему, пронизав жизнью его гранитные глубины, его газовую оболочку".

Сущность ноосферной концепции связана с особым пониманием места человека в мироздании. Человек включается важнейшим звеном в эволюцию природы. Он создал особую сферу – ноосферу, сферу разума, которая выступает завершающим этапом в развитии биосферы. С созданием ноосферы человечество берет на себя ответственность за всю природу, за ход и направленность дальнейшей эволюции. Это связано с тем, что все процессы на Земле, и в первую очередь биологические, протекают теперь не так, как они протекали бы в том случае, если бы человечества не было. Могущество человечества становится определяющим фактором, поэтому человек должен научиться рассматривать происходящее с природой как происходящее с собой.

Прошлое, настоящее и будущее мировой цивилизации всегда занимало передовые умы человечества. В настоящее время идет активный процесс переосмысления предшествующего опыта и выработки новой модели развития.

Область научных знаний, охватывающая перспективы цивилизационных процессов, называется футурологией . Футурология приобретает все большее значение для жизни человечества. Теоретическое предвидение будущего стало ведущим социальным требованием, от которого зависит судьба цивилизации.

Основные факторы , влияющие на глубину и содержание философских исследований перспектив развития цивилизации:

а) исследование прошлого, настоящего и будущего человечества в их единстве и соотнесении с жизненными интересами живущих людей и будущих поколений;

б) интерес к изучению будущего возрастает в периоды острых социальных конфликтов, в переломные эпохи, на рубеже веков и тысячелетий;

в) человеку присуща целесообразная деятельность, предвосхищение как непосредственных результатов, так и более отдаленных последствий своих действий;

г) исследования будущего, их направленность и содержание позволяют в значительной степени сознательно регулировать и изменять жизненные мотивы, систему ценностей, представления о счастье и социальном будущем человечества в связи с новыми естественными и социальными условиями;

д) совершенствование прогнозных оценок перспектив мирового сообщества, их учет в жизнедеятельности народов и государств.

Возрастающий интерес к будущему в эпоху современной научно-технической революции объясняется тем, что никогда ранее человек не становился так сильно зависим от будущего. Никогда ранее перспективы развития мировой цивилизации не определялось степенью решения глобальных проблем.

В этих условиях футурологи начали разрабатывать различные теоретические модели стратегии выживания. Для современных концепций характерен поворот к всестороннему и конкретному анализу факторов мирового развития. В футурологической мысли можно выделить три основных течения:

а) пессимистическое;

б) оптимистическое;

в) альтернативное.

ЛЕКЦИЯ 1

ЭТАПЫ И МЕРОПРИЯТИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО СООБЩЕСТВА ПО ФОРМИРОВАНИЮ УНИВЕРСАЛЬНОЙ КОНВЕНЦИИ МАРПОЛ 73/78 ПО ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ НА МОРЕ.

План лекции

    Характеристика современного общества.

    Задачи дисциплины «Основы экологии и охраны окружающей среды».

    Отрицательное воздействие судов на окружающую среду.

    Международная конвенция Марпол 73/78

Основные теоретические положения

1. Характеристика современного общества.

Современное общество характеризуется как общество, которому свойственно накопление и потребление, причем независимо от общественно-политического, этического и государственного уклада. Это является одним из наиболее очевидных и негативным отличием от общества устойчивого развития. Это противоречит принципу экологии и взаимодействия человека с окружающей его природной средой. Отсюда как следствие нарушения основополагающего принципа экологии возникшие в последнее время катаклизмы и проблемы:

Дефицит кислорода и питьевой воды;

Деградация озонового слоя;

Создание условий «парникового эффекта»;

Загрязнение окружающей среды химическими, физическими, биологическими и радиоактивными загрязнителями;

Интенсивное исчерпывание невозобновимых источников энергии, что приведет к энергетическому кризису и военно-политическим конфликтам;

Сокращение площадей лесных массивов, плодородных земель;

-«кислотные» дожди;

Демографический взрыв популяции человечества;

Снижение уровня иммунной системы человека, возникновение новых заболеваний, против которых еще не найдены рациональные пути их локализации, лечения.

Чтобы остановить этот процесс, подписаны международные соглашения, а во многих странах разработаны также и государственные постановления, направленные на предотвращение загрязнения морей.

Предотвращение загрязнения водоемов судовыми отходами – важная составная часть общей проблемы охраны окружающей среды. При эксплуатации судов происходит загрязнение сточными водами, сухим мусором, пищевыми отходами, а также нефтепродуктами при аварийных разливах, зачистке танков и т.п. Наиболее неблагоприятная обстановка складывается в местах скопления судов, например, в портах.

Наряду с этим большой вред окружающей среде наносят отработавшие газы дизелей, в которых содержатся сажа и компоненты неполного сгорания топлива.

Большое внимание уделяется предотвращению и ликвидации разливов нефтепродуктов с судов, специальным техническим средствам удаления их с водной поверхности. Все более острой становится проблема – снижение вредных выбросов с отработавшими газами энергоустановок.

2. Задачи дисциплины «Основы экологии и охраны окружающей среды».

Экология – это наука, которая старается получить ответы на вопросы взаимодействия живой и неживой природы. Греческое слово ойкос означает дом, жилище, а логос – слово, учение.

Экология – это изучение живых организмов в их собственном «жилище», или окружающей среде, включающей в себя все действующие на организм внешние условия и факторы, как живые (биотические), так и неживые (абиотические). Ученые изучают разные взаимодействия, исследуя различные экосистемы: леса, пустыни, степи, реки, озера, океаны или любой другой набор организмов, взаимодействующих друг с другом и с окружающей их абиотической средой.

Экологическая система – это система, состоящая из живых и неживых элементов среды, между которыми имеет место обмен веществом, энергией и информацией (экологическая система Европы, страны, области, района, предприятия).

Основополагающим объектом изучения экологии является взаимодействие пяти уровней организации материи: 1) живые организмы; 2) популяции; 3) сообщества; 4) экосистемы; 5) экосфера.

1. Живой организм – это любая форма жизнедеятельности. Существует от трех до 20 категорий живых организмов. Для упрощения их подразделяют на три категории:

Растения;

Животные;

Деструкторы-редуценты (размеры варьируются от микроскопических размеров бактерий до грибков).

2. Популяция – это группа организмов одного вида (все окуни в пруду, население в отдельной стране или население Земли в целом).

3. Сообщества (вид) – совокупность популяций особей, представители которых фактически или потенциально скрещиваются друг с другом в естественных условиях. В мире существует от 3 до 30 млн. видов живых организмов. Каждый организм или популяция имеет свое местообитание: местность. Когда несколько популяций различных видов живых организмов живут в одном месте и взаимодействуют друг с другом, они создают так называемое сообщество, или биологическое сообщество.

4. Экосистемы – это взаимосвязь сообществ с химическими и физическими факторами, создающими неживую окружающую среду. Это вечно меняющаяся (динамическая) сеть биологических, химических и физических взаимодействий, которые поддерживают жизнеспособность сообществ и помогают им приспосабливаться к изменениям условий окружающей среды.

5. Экосфера включает в себя все экосистемы Земли.

Планетарная совокупность живых и мертвых организмов, взаимодействующих друг с другом и с неживой средой (энергией и химическими веществами) называется экосферой.

Целью изучение экологии является: 1 - формирование умения понимать, анализировать и действовать в различных экологических системах; 2 – индивидуальная информированность и на этой1 основе способность принимать уверенные и эффективные решения.

Задачи дисциплины «экология» являются изучить:

Основные источники загрязнения атмосферного воздуха, водного бассейна и литосферы;

Пути совершенствования технологических процессов, оборудования, аппаратов и машин, снижающие отрицательные влияния на окружающую природную среду;

Технологию и оборудование очистки, утилизации промышленных отходов;

Принципы предотвращения загрязнения окружающей среды от объектов водного транспорта и судов.

Круговорот химических веществ в природе;

Этапы развития жизни на Земле;

Концепцию устойчивого развития общества.

История развития экологических проблем. Этапы развития жизни на Земле.

Возраст планеты составляет 9-12 млрд. лет.

В развитии жизни на Земле выделяют три основных периода:

Добиологический;

Возникновение биосферы;

Формирование ноосферы.

Добиологический период охватывает от возникновения Земли до появления на ней жизни, т.е. мельчайшие микроорганизмы существовали за счет органического вещества, синтезированного в абиотических условиях. В это время атмосфера Земли содержала, и другие ядовитые газы. Свободный кислород в атмосфере практически отсутствовал. Однако благодаря ультрафиолетовому излучению стали возможны химические реакции, которые привели к образованию сложных органических молекул – аминокислот. Они в свою очередь послужили материалом для построения простейших живых организмов. Увеличение содержания кислорода за счет абиотических процессов и наличие ультрафиолетового излучения дало толчок к образованию вокруг планеты защитного озонового слоя. Это обеспечивало надежную защиту живых организмов от губительного действия ультрафиолетовых лучей Солнца.

При накоплении кислорода в атмосфере до 3% появились первые многоклеточные микроорганизмы. Это было примерно 600 млн. лет назад.

В дальнейшем при развитии растительности обеспечило выделение большого количества кислорода и питательных веществ, что в свою очередь обеспечило эволюцию животных. Живые организмы в процессе своей жизнедеятельности преобразовали часть недр и поверхностный слой суши, изменили качественный и количественный состав водного и воздушного бассейнов.

Второй этап развития характеризуется возникновением биосферы – сферы жизни. За длительный период времени организмы в процессе своей жизнедеятельности значительно изменили круговорот веществ, природные процессы, а также обеспечили появление новых направлений круговорота веществ. Изменилась энергетика план6еты, а также состав ее околоповерхностной части. Процесс эволюции живых организмов привел к появлению высшего биологического вида – человека.

Третий этап характеризуется появлением человека. В это время идет формирование ноосферы – сферы разума. В этом периоде развития планеты выделяют ряд этапов, отличающихся характером взаимодействия общества и природы.

На первом этапе продукты, создаваемые природой, присваивались людбми при помощи созданных им средств труда. Основной источник энергии в этот период – мускульная сила человека. В этот период человек целиком зависел от природы, его поведение и сознание можно характеризовать как единство общества и природы.

На втором этапе основным способом получения средств существования стало земледелие и скотоводство. На этом этапе развития общество в значительной степени зависело от климатических и других природных условий, и человек не противопоставлял себя природе, считая ее неотъемлемой частью, а поведение и сознание людей этого периода можно характеризовать как взаимодействие с природой.

Третий этап характеризуется переходом от аграрной экономики к индустриальной. Отличительной особенностью этого периода является то, что общество и природа представляются как две самостоятельно существующие стороны, противостоящие друг другу и развивающиеся обособленно друг от друга.

История развития общества показывает, что его взаимодействие с природой может привести к возникновению экологических кризисов, которые до настоящего времени носили локальный характер. История развития общества свидетельствует, что технический прогресс приводит к увеличению интенсивности вредного воздействия на окружающую среду. При этом с переходом на более высокий уровень развития общества всегда создавались предпосылки для возникновения более тяжелых экологических кризисов.

Развитие цивилизации уменьшает зависимость людей от стихийных сил природы. Но, воздействуя на природу, общество создало новую вторичную окружающую среду – техносферу.

В связи с глобальным загрязнением природной среды возникает еще одна важная проблема – адаптация живых организмов к новым условиям. В отличие от процесса изменения качества природной среды, которое происходит в результате антропогенной деятельности человека, эволюция живых организмов и человека – процесс очень медленный.

Новое на сайте

>

Самое популярное