Домой Мода Рыцарские замки Средневековья: схема, устройство и оборона. История средневековых рыцарских замков. Население средневековой деревни. Что там внутри

Рыцарские замки Средневековья: схема, устройство и оборона. История средневековых рыцарских замков. Население средневековой деревни. Что там внутри

«В рыцарском замке. Средневековая деревня и её обитатели» Кого в средние века называли рыцарем? А. владельцев поместий, несших военную службу Б. королевских приближенных В. крупных феодалов. 2. Чем занимались рыцари? А. земледелием, Б. военным делом В. постигали научные знания Г. ремеслом и торговлей 3. Для чего феодалы строили замки? А. устраивать турниры Б. обороняться от врагов В. заниматься соколиной охотой.

4. Чем был вооружен рыцарь? А. мечом, копьём, палицей, топором Б. косой, кольчугой, латами, забралом, конём Г. верно А. и Б. 5. Какое из положений входило в правила рыцарской чести? А. бороться с врагами Б. искать подвиги В. быть экономным хозяином Г. верно А. и Б. 6. По какой причине вассал мог быть лишён своей земли? А. если он переставал служить своему господину Б. в силу старости В. если он не мог её обрабатывать Г. если этого просто захотел господин.

7. Основное занятие рыцарей? А. война Б. ученые занятия В. занятия сельским хозяйством Г. торговля. 8. Оружие проигравшего на рыцарском турнире уходило: А. королю Б. победителю В. оставалось у проигравшего Г. церкви. 9. Как называется хозяйство феодала. Где работают зависимые крестьяне? А. городская усадьба Б. феодальная вотчина В. феодальный замок.

10. Как назывались принудительные обязанности крестьян? А. повинности Б. налоги В. штрафы Г. взносы. 11. Для чего крестьяне объединялись в общину? А. для ограничения феодальных повинностей Б. для поддержания порядка на своей территории В. для создания равных условий для ведения хозяйства Г. верно А. Б. В. Д. верно только Б. 12. Что называется натуральным хозяйством? А. Хозяйство, в котором всё изготавливалось не для продажи, а для собственного потребления Б. большое хозяйство феодала, в котором работали зависимые крестьяне В. хозяйство, принадлежащее крестьянской общине.

13. Почему среди населения Европы в средние века существовала высокая смертность? А. не хватало продуктов питания Б. свирепствовали заразные болезни В. люди не знали как повысить урожаи Г. верно только А. Д. верно А. Б. В.

14. Что такое барщина? А. работа на поле и в хозяйстве сеньора Б. выплата сеньору части урожая, собранного на своём поле В. обязанность покупать определённые продукты у сеньора Г. одно из названий рыцарского турнира. 15. Большинство крестьян в средние века были: А. лично свободны Б. зависимо лично от сеньора В. их положение мало чем отличалось от положения рабов. 16. Натуральная (реже – денежная) подать крестьян своему господину: А. оброк Б. барщина В. омаж Г. церковная десятина.

– « Византийская империя в VI – XI вв. Культура Византии» 1. Когда произошел распад Римской империи? А. 410 г. Б. 395 г. В. 476 г. 2. Какой язык стал государственным в Византии в VIIVIIIвв. ? А. латинский Б. греческий В. арабский 3. Почему в Византии был хороший уровень образования? А. государство нуждалось в хорошо обученных чиновниках Б. население проявляло большой интерес к наукам В. происходило активное развитие хозяйства Г. сохранялась античная традиция образования Д. верно А. Б. Г.

5. Как назывался свод законов какой-либо страны? А. право Б. указы В. уложение 6. Какие народы нападали на территорию Византии в VI в. ? А. американцы и англичане Б. турки и англичане В. арабы и славяне 7. Какое событие произошло во время правления императора Юстиниана? А. построен храм святой Софии Б. образована Священная Римская империя В. Византия приняла христианство. 8. . Какая часть Римской империи стала называться Византией? А. Западная Б. Восточная В. Северная.

9. Какой город был столицей Византии? А. Константинополь. Б. Рим В. Иерусалим. 10. Когда был построен храм святой Софии в Константинополе? А. в V веке Б. в VI веке В. в VII веке 11. Какой тип храмов складывается в X-XI вв. в Византии? А. крестово-купольный Б. прямоугольный В. квадратный 12. Как называлось изображение Бога, Богоматери, разных сцен из Библии на деревянных досках? А. икона Б. портрет В. мозаика.

13. Как называлось изображение, выполненное из кусочков цветного непрозрачного стекла или разноцветных камешков? А. фреска Б. мозаика В. натюрморт 14. Как назывались строгие правила в оформлении храмов? А. канон Б. кодекс В. закон « Возникновение ислама и объединение арабов. Арабский халифат и его распад» . 1. На каком полуострове издавна жили арабы? А. Апеннинском Б. Балканском В. Аравийском.

2. Как назывались кочевые арабы? А. бедуины Б. степняки В. викинги. 3. Какие главные занятия существовали у арабов? А. разводить домашнюю птицу Б. разводить верблюдов, овец, лошадей В. разводили только лошадей. 4. Как называлась новая религия, объединившая арабов? А. ислам Б. Христианство В. буддизм. 5. Когда образовалось государство у арабов? А. 500 г. Б. 630 г. В. 622 г. 6. Переселение Мухаммеда и его последователей из Мекки в Медину: А. хиджра Б. исход В. хадж

7. Кого мусульмане почитают как пророка? А. Мухаммеда Б. Авиценн В. Харун ар-Рашида 8. Священная война мусульман с неверными – это: А. джихад Б. намаз В. рамадан 9. Арабское летоисчисление ведётся от: А. сотворения мира Б. года основания арабского халифата В. года переселения Мухаммеда в Медину. 10. Чем занимались оседлые арабы? А. из колодцев добывали воду Б. возделывали поля В. выращивали финики, виноград, сахарный тростник Г. верно А. Б. В. 11. Кто стал основателем ислама? А. Иисус Христос Б. Моисей В. Мухаммед

12. Как называлась священная книга мусульман? А. Библия Б. Кааба В. Коран 13. Как назывался глава государства у арабов? А. везир Б. халиф В. монарх 14. Как назывались правила поведения у арабов? А. шариат Б. хадж В. хиджра. 15. Как называется у мусульман путешествие с целью посещения святых мест? А. экскурсия Б. паломничество В. разведка 16. Как стала называться столица халифата, которую основали Аббасиды? А. Багдад Б. Мекка В. Дамаск.

17. Какие два направления появились у мусульман? (2 ответа) А. сунниты Б. шииты В. имам 18. Как называется храм у мусульман? А. мечеть Б. церковь В. медресе. « Раннее средневековье» 1. Что называется Великим переселением народов? А. завоевания германцев под напором гуннов Б. походы в «святую землю» В. переселение европейцев в Америку. 2. Как называлось земельное владение, за которое несли военную службу? А. обет Б. феод В. оброк Г. титул 3. Кого называли норманнами? А. северных германцев В. саксов Б. южных германцев Г. славян

4. Что называется «натуральным хозяйством» ? А. хозяйство, в котором всё необходимое производится для себя, а не для продажи Б. хозяйство, в котором всё производится в натуральном виде В. хозяйство, в котором все натуральные продукты. 5. Какое событие стало началом истории Средних веков? А. образование государства у франков Б. Великое переселение народов В. распад Римской империи Г. возникновение феодализма. 6. Где правил император Карл Великий? А. во Франкском государстве Б. в Западной Римской империи В. в Священной Римской империи.

7. Чем знамениты братья Кирилл и Мефодий? А. первые славянские просветители Б. первые русские святые В. легендарные основатели Рима. 8. В виде чего представляли Землю жители средневековья? А. в виде диска Б. в виде шара В. в виде треугольника Г. верно А. и Б. 9. Кто был самым грамотным в средние века? А. монахи Б. короли В. феодалы Г. рыцари. 10. Каковы причины Великого переселения народов? А. вторжение кочевников из глубины Азии Б. завоевания римлян В. истощение земли Г. перенаселение.

11. Какие группы людей образовали класс зависимых крестьян? А. рабы Б. колоны В. попавшие в зависимость Г. верно А. Б. В. свободные люди 12. Почему Хлодвиг принял христианство? А. ему нравилась эта религия Б. хотел укрепить свою власть В. его заставил сделать это папа римский 13. Выбери один из признаков феодальной раздробленности: А. знать поддерживает короля Б. король обладает очень сильной властью В. феодалы не подчиняются королю.

14. Почему норманны покидали свою родину? А. отсутствие плодородных земель Б. стремление к новым открытиям В. интерес ко всему неизведанному 15. Что называется «феодальной вотчиной» ? А. большое хозяйство феодала, глее работали зависимые крестьяне Б. территория, где работали и жили зависимые крестьяне В. территория, где находились хозяйственные постройки феодала и его замок. 16. Как называлась дорога, по которой норманны с юга Скандинавии попадали в Константинополь? А. Великий путь переселения народов Б. путь из варяг в греки В. Великий путь географических открытий

17. Как называлось народное собрание у древних славян? А. вече Б. парламент В. дружина Г. легион. 18. Какие предметы изучали в средневековой школе? А. грамматику, риторику, диалектику Б. арифметику, чтение, письмо В. технологию, алгебру, английский язык. « Возникновение средневековых городов. Ремесло в средневековом городе» . 1. В каком веке в Европе происходит активное появление новых городов? А. IX-X вв. Б. X-XIвв. В. XI-XIIвв. 2. Какова причина появления новых городов? А. ремесло отделилось от сельского хозяйства, развитие торговли Б. укрепление феодального землевладения В. войны между государствами

3. Где появлялись города? А. на пересечении торговых путей Б. у мостов и морских гаваней В. у стен больших монастырей и замков феодала Г. Верно А. Б. В. 4. Почему горожане огораживали город валом и рвом? А. для защиты от нападений врагов Б. чтобы обозначить границы города В. для защиты от сглаза завистников 5. Почему жители городов боролись с сеньорами? А. хотели освободиться от влияния и поборов феодалов Б. сеньоры не вкладывали деньги на развитие ремесла В. в городах было много незанятых в хозяйстве воинов.

6. Что такое цех? А. союз ремесленников одной специальности, проживающих в одном городе Б. коллектив единомышленников В. место, где изготавливается товар Г. купеческое объединение 7. Как назывались правила, которые обязаны были соблюдать все члены цеха? А. наказ Б. устав В. программа Г. ордонанс 8. Что называли шедевром в средние века? А. самый оригинальный способ изготовления вещи Б. самый дорогостоящий товар В. самое лучшее изделие Г. образцовое изделие, которое изготовлял подмастерье для того, чтобы стать полноправным членом цеха.

9. Как назывался город, жители которого смогли победить в борьбе с сеньором? А. коммуна Б. колония В. метрополия Г. муниципия 10. Как называлось управление городом, жители которого победили в борьбе с сеньором? А. самовыживание Б. самоуправление В. самоопределение « Возникновение средневековых городов. Ремесло в средневековом городе» . 1. Как назывался орган управления городом, который избирался горожанами? А. совет старейшин Б. совет министров В. городской совет 2. Как назывался орган управления городом, который избирался горожанами? А. мэр Б. пэр В. сэр

3. Как называлось здание, где находился городской совет? А. арсенал Б. ратуша В. администрация 4. Гильдия – это: А. союз подмастерьев Б. союз мастеров В. союз купцов Г. союз городов, заключенный для защиты своих торговых интересов 5. Кто был хозяином мастерской? А. подмастерье Б. мастер В. сеньор Г. епископ 6. Кто работал в мастерской? А. мастер Б. ученики В. подмастерья Г. верно А. Б. В. Д. верно А. и В.

7. Подмастерье – это: А. завершавший период ученичества ремесленник, не ставший полноправным мастером Б. ученик в мастерской В. сын мастера. 8. Город, жители которого победили в борьбе с сеньором: А. монополия Б. коммуна В. фортуна 9. Орган управления городом, избираемый горожанами? А. совет народных депутатов Б. ратуша В. городской совет Г. совет ремесленников 10. Что такое гильдия? А. союз старшин Б. союз купцов В. союз правителей 11. Наиболее богатые семейства города составляли: А. патрициат Б. сословие феодалов В. цеха.

« Объединение Франции. Усиление королевской власти в Англии» . 1. Как называется государство, имеющее: единую власть короля, единые законы, налоги, армию? А. объединенное; Б. централизованное; В. демократическое. 2. К чему привело завоевание Англии нормандским герцогом Вильгельмом? А. ослаблению королевской власти в Англии; Б. к усилению королевской власти; В. к феодальной раздробленности государства. 3. Кто ввел «Щитовые деньги» в Англии? А. Генрих II Б. Робин Гуд В. Вильгельм Завоеватель

4. Что было в «Книге Страшного суда» ? А. перепись всех земель и всего населения Англии Б. перепись всех феодалов и пастбищ Англии В. перепись английских пенсионеров. 5. Когда Англия была завоевана герцогом Нормандии Вильгельмом? А. 1066 г. Б. 1077 г. В. 1302 г. 6. Как называется централизованное государство, в котором король опирается на сословный орган управления? А. конституционная монархия; Б. сословная монархия; В. просвещённая монархия. 7. Что изменилось в управлении на местах в результате реформы Генриха II? А. усилена власть шерифов, управляющих графствами; Б. ослаблена власть шерифов; В. приостановлена деятельность шерифов. 8. . Как назывались произведения, в которых описывались приключения Робин Гуда? А. романсы; Б. Баллады; В. триллеры; Г. катрены.

9. Когда появилась Великая хартия вольностей? А. в 1215 г. Б. в 1110 г. В. в 1207 г. 10. Чьи интересы защищала Великая хартия вольностей? А. интересы крупных феодалов, рыцарей, горожан; Б. крестьян; В. ремесленников. 11. Когда был созван первый парламент в Англии? А. в 1230 г. Б. в 1365 г. В. в 1265 г 12. Что такое парламент? А. собрание представителей сословий: феодалов, чиновников, горожан; Б. собрание представителей сословий: феодалов, крестьян, ремесленников; В. союз короля и церкви

13. Какое значение имело появление парламента? А. парламент ограничил власть короля; Б. учитывались интересы разных слоёв населения; В. закладывались основы демократического правления; Г. все вышеуказанное верно. 14. Кто ввел суд присяжных: А. Вильгельм Завоеватель Б. Иоанн Безземельный Б. Генрих II Г. Филипп II

«Расцвет Средневековья» 1. Какова причина появления новых городов? А. ремесло отделилось от сельского хозяйства, развитие торговли Б. укрепление феодального землевладения В. войны между государствами 2. Как называлось управление городом, жители которого победили в борьбе с сеньором? А. самовыживание Б. самоуправление В. самоопределение 3. Когда произошел раскол христианской церкви на католическую и православную? А. 1095 г. Б. 1054 г. В. 988 г. 4. На каком языке шло богослужение в католических церквях? А. латинском Б. греческом В. испанском

5. Кто участвовал в Крестовых походах? А. крестьяне и горожане Б. крупные феодалы В. рыцари Г. духовенство Д. верно А. , Б. , В. , Г. . 6. Как называется государство, имеющее: единую власть короля, единые законы, налоги, армию? А. объединенное; Б. централизованное; В. демократическое. 7 Где появлялись города? А. на пересечении торговых путей Б. у мостов и морских гаваней В. у стен больших монастырей и замков феодала Г. Верно А. Б. В. 8. Кто был хозяином мастерской? А. подмастерье Б. мастер В. сеньор Г. епископ

9. Почему начались Крестовые походы? А. стремление участников походов освободить Святую Землю Б. стремление участников похода познакомиться с традициями стран Востока В. стремление открыть новые торговые пути 10. Когда проходил первый Крестовый поход? А. 1095 – 1098 гг. Б. 1094 – 1097 гг. В. 1096 – 1099 гг. 11. Каковы итоги Крестовых походов? А. погибло много людей Б. разрушено много городов и населенных пунктов В. оживилась торговля между Западом и Востоком Г. верно А. , Б. , В. . 12. Когда появилась Великая хартия вольностей? А. в 1215 г. Б. в 1110 г.

Начало Столетней войны. Жакерия. Восстание Уота Тайлера в Англии» . 1. Когда началась Столетняя война? А. в 1337 г. Б. в 1300 г. В. в 1303 г. 2. Когда началось восстание крестьян под названием Жакерия? А. в 1358 г. Б. в 1402 г. В. в 1357 г. 3. Кто возглавил восставших крестьян во время «Жакерии» А. Гильом Каль Б. Жак простак В. Эдуард Исповедник 4. Почему восставшие потерпели поражение? А. восстание не было подготовлено; Б. крестьяне не имели единой, четко обозначенной цели; В. крестьяне были неорганизованны Г. верно все вышеуказанное.

5. Как назывался орган сословного представительства во Франции? А. Парламент; Б. Генеральные штаты В. Сейм Г. Кортес. 6. Когда началось восстание Уота Тайлера в Англии? А. в 1381 г. Б. в 1378 г. В. в 1358 г. 7. Кто возглавил восставших? А. Джон Болл Б. Уот Тайлер В. Ричард II. 8. Почему началось восстание Уота Тайлера? А. увеличили денежный оброк с крестьян; Б. крестьяне разорялись; В. увеличились налоги с крестьян для ведения войны с Францией Г. всё вышеуказанное верно.

«Борьба французского народа против захватчиков. Реконкиста» 1. Когда закончилась Столетняя война? А. в 1453 г. Б. в 1355 г. В. в 1385 г. 2. Какой характер приобрела Столетняя война для французов? А. захватнический Б. народно- освободительный В. оборонительный 3. Каков главный итог Столетней войны? А. было подавлено крестьянское восстание Жакерия Б. была остановлена война Алой и Белой розы В. Франция отстояла свою независимость.

5. Выберите признаки централизованного государства: А. подчинение всей страны единой централизованной власти – власти короля Б. наличие постоянного войска В. установление единых законов и налогов Г. верно только а, б. Д. верно а, б, в. 6. Что такое Реконкиста? А. религиозная война Б. отвоевывание христианами у мусульман земель в Испании В. союз христиан и мусульман в борьбе с неверными 7. Реконкиста началась в: А. 1262 г. Б. 1085 г. 8. Объединение Арагона и Кастилии произошло в: А. 1480 г. Б. 1479 г. В. 1469 г. В. 718 г.

9. Какую главную идею высказывал проповедник Джон Болл? А. о собственности на землю тех, кто её обрабатывает; Б. о равенстве всех людей; В. о необходимости возведения на престол Уота Тайлера. 10. Каков главный итог восстания Уота Тайлера? А. крестьяне добились установления точных платежей; Б. крестьяне получили право участвовать в работе парламента; В. крестьяне получили право участвовать в выборах короля.

«Гуситские войны» 1. Чешские крестьяне платили королю: А. денежный оброк Б. часть урожая В. налог в королевскую казну 2. Кто осуществлял самоуправление в городском совете Праги до середины XIV. ? А. паны Б. немецкие купцы и мастера В. крестьяне 3. Ян Гус начал свои проповеди в начале: А. X в. Б. XIV в. В. XV в. 4. Основным в проповедях Яна Гуса было: А. критика недостойного поведения духовенства Б. прекращение продажи индульгенций В. требование богослужения на родном языке Г. реформа переустройства церкви.

5. Кто такой патриот? А. человек, любящий свою Родину Б. человек, борющийся с деятельностью церкви В. человек, не отказывающийся от своих идей. 6. Когда Ян Гус был сожжен на костре? А. в 1414 г. Б. в 1415 г. В. в 1425 г. «Культура Западной Европы в XI – XV вв. » 1. Когда появилась первая печатная книга, сделанная Иоганном Гуттенбергом? А. в 1430 г. Б. в 1450 г. В. в 1440 г. 2. Как назывались большие плавильные печи, появившиеся с XIV в. ? А. мануфактуры Б. заводы В. домны

3. Что такое астролябии? А. прибор для определения времени Б. инструмент для определения местонахождения корабля В. прибор для определения скорости. 4. Архитектурными стилями средневековой Европы были: А. романский и готический Б. барокко и рококо В. классицизм и готика Г. романский и ампир 5. Окна, составленные из кусочков разноцветного стекла, это… А. портал Б. мозаика В. витраж 6. Когда появилась «Песнь о Роланде» ? А. в XII в. Б. в XIII в. В. в XIV в.

7. Что было отражено в средневековом эпосе? А. героический труд простых людей Б. рыцарская культура В. подвиги героев средневековья Г. верно Б и В. 8. Как назывались поэты певцы на юге Франции? А. трубадуры Б. жонглёры В. артисты 9. Каким был идеальный рыцарь? А. агрессивный и злой Б. смелый, благородный, знающий этикет В. неграмотный, никому не подчиняющийся 10. Кто написал «Божественную комедию» ? А. Уильям Ленгленд Б. Роджер Бэкон В. Данте Алигьери.

«Культура Западной Европы в XI – XV вв. » 1. Раньше всего возникли школы: А. приходские Б. Городские В. монастырские Г. королевские 2. Раньше всего возник университет в: А. Париже Б. Праге В. Лейпциге Г. Будапеште. 3. Поисками чего были заняты средневековые алхимики: А. «философского камня» , превращавшего металл в золото Б. «летучего Голландца» В. нефти Г. редких животных

4. Слово «готика» происходит от: А. имени архитектора Гота Б. названия германского племени готов В. названия города, в котором впервые был построен такой собор 5. Чем отличались архитектурные сооружения романского стиля? А. повторяющимися колоннами, на которых держалась крыша Б. повторяющимися очертаниями полукруглых арок В. они были тяжеловесны, похожи на крепости Г. верно Б и В. 6. На что похож в плане романский храм? А. на крест Б. на круг В. на квадрат

7. Как назывался словесный поединок студентов? А. драка Б. диспут В. словесный бой Г. дискуссия 8. Когда в Европе появились первые университеты? А. в X в. Б. в XIII в. В. в XII в. 9. Какого факультета не было в средневековых университетах? А. богословия Б. философии В. медицины Г. права. 10. Что характерно для средневековых храмов в Западной Европе А. витражи Б. мозаики В. фреска

Средневековая деревня поставляла продукты феодалам, духовенству и городам. В сельской местности проживала основная часть населения Европы.

Как выглядела средневековая деревня

Обычно сельское поседение было небольшим – где-то 13-15 дворов. В особенно благоприятных для ведения сельского хозяйства регионах их количество возрастало до 50. Если люди селились в горных районах, то это уже была не полноценная деревня, а хутор на 15-20 человек.

Деревенский дом, как правило, возводился из дерева, которое сверху обмазывалось глиной. Это позволяло сохранять тепло. Крыша крылась соломой, иногда состоятельные люди могли позволить себе черепицу.

Рис. 1. Деревенский дом.

В Средневековой Европе дома относились к категории движимого имущества – отправляясь на новое место, семья могла без проблем разобрать свое жилище и собрать там, куда переселялась.

Если деревня была достаточно большой, чтобы позволить себе церковь, то ее ставили в центре села. Возле этого культового сооружения обычно находился источник с питьевой водой, а на службах люди не только молились, но и узнавали местные новости.

Рис. 2. Церковь.

Сразу за границами деревни располагались поля, где выращивали полезные культуры, а за полями были луга, куда гоняли коров и лошадей на выпас.

ТОП-2 статьи которые читают вместе с этой

Деревенское хозяйство

Трудился средневековый крестьянин каждый день. Требовалось не только вести хозяйство, но и контролировать его. Специальные разрешения требовались буквально на все, от выпаса скота до рыбной ловли. Очень важно было следить за тем, чтобы скот не ушел в соседнее село.

Продать землю было необычайно сложно – дать свое разрешение на это должны были все жители. Чаще всего люди объединялись в коллективные хозяйства, каждый член которого выполнял важную функцию.

Коллективное хозяйство могло возводить какие-то общие постройки, например, мельницу, его члены самостоятельно решали наследственные вопросы, регулировали связанные с землей сделки и раздел имущества. Если село принадлежало феодалу, на сборах присутствовал его представитель.

Рис. 3. Мельница.

Население средневековой деревни

Если писать доклад на тему “Средневековая деревня и ее обитатели”, непременно стоит отметить, что население делилось на людей, которые возделывали землю, тех, кто занимался ремеслом, и тех, кто разводил скот. В основном общественная жизнь зависела от того, находились ли люди в крепости или были свободными.

Так, обычно свободные и крепостные жили вперемешку, а чтобы не возникало путаницы, на калитку вешали соответствующую табличку. Но безграмотными и нищими были в основном все, вне зависимости от положения.

Практиковались ранние браки, чтобы молодая жена успела родить 3-7 детей. В самых зажиточных деревнях они даже получали образование в церковной школе.

К труду их приучали с раннего возраста – они пасли скот, ловили рыбу, нянчили малышей, собирали ягоды и делали еще много полезного.

Обычно дети наследовали занятие родителей и делали это достаточно рано: так, сын ремесленника уже к 17 годам овладевал секретами мастерства. Дети зависимых крестьян также становились зависимыми и вынуждены были работать на феодала. То, сколько они трудились, зависело в основном от желания феодала.4.7 . Всего получено оценок: 163.

В мире мало есть вещей более интересных, чем рыцарские замки Средневековья: эти величественные крепости дышат свидетельствами далёких эпох с грандиозными битвами, они видели и самое совершенное благородство, и самое подлое предательство. И не только историки и знатоки военного дела пытаются разгадать секреты старинных фортификаций. Рыцарский замок интересен всем - писателю и обывателю, заядлому туристу и простой домохозяйке. Это, так скажем, массовый художественный образ.

Как родилась идея

Весьма неспокойное время - помимо больших войн, феодалы постоянно вели разборки друг с другом. По-соседски, чтобы скучно не было. Аристократы укрепляли свои жилища от вторжения: поначалу только ров выроют перед входом и деревянный частокол поставят. По мере приобретения осадного опыта укрепления становились всё более мощными - чтобы таран выдерживали и каменных ядер не боялись. В античности так римляне окружали войско частоколом на отдыхе. Каменные сооружения начали строить норманны, и только в 12 веке появились классические европейские рыцарские замки Средневековья.

Превращение в крепость

Постепенно замок превращался в крепость, его окружила каменная стена, в которую встраивались высокие башни. Главная цель - сделать рыцарский замок недоступным для нападающих. При этом иметь возможность наблюдения за всей округой. В замке обязательно должен быть собственный источник питьевой воды - вдруг долгая осада предстоит.

Башни строились таким образом, чтобы как можно более долго удерживать любое количество врагов даже в одиночку. Например, - узкие и такие крутые, что воин, идущий вторым, помочь первому ничем не может - ни мечом, ни копьём. И подниматься по ним нужно было против часовой стрелки, чтобы щитом не прикрыться.

Попробуйте войти!

Представьте себе горный склон, на котором возведён рыцарский замок. Фото прилагается. Такие сооружения всегда строились на высоте, и если не было естественного подходящего ландшафта, делали насыпной холм.

Рыцарский замок в Средневековье - это не только рыцари и феодалы. Около и вокруг замка всегда были небольшие поселения, где обосновались всевозможные ремесленники и, конечно, воины, охраняющие периметр.

Идущие по дороге всегда обращены правым боком к крепости, тем, который не может быть прикрыт щитом. Растительности высокой нет - не спрятаться. Первое препятствие - ров. Он может быть вокруг замка либо поперёк между стеной замка и плато, даже серповидным, если позволяет местность.

Разделительные рвы бывают даже в пределах замка: если вдруг врагу удалось прорваться, передвижение будет сильно затруднено. Если породы почвы скальные - ров и не нужен, подкоп под стену невозможен. Земляной вал прямо передо рвом часто был с частоколом.

Мост к внешней стене сделан так, что оборона рыцарского замка в Средневековье могла длиться годами. Он подъёмный. Либо весь, либо крайний его отрезок. В поднятом положении - вертикально - это дополнительная защита для ворот. Если поднималась часть моста, другая автоматически опускалась в ров, где обустраивалась "волчья яма" - сюрприз для самых торопливых нападающих. Рыцарский замок в Средневековье не был гостеприимен для всех подряд.

Ворота и надворотная башня

Рыцарские замки Средневековья наиболее уязвимы были как раз в районе ворот. Опоздавшие могли войти в замок в боковую калитку по подъёмному трапу, если мост уже поднят. Сами ворота чаще всего не были встроены в стену, а устраивались в надворотных башнях. Обычно двустворчатые, из нескольких слоёв досок, обшивались железом, чтобы защититься от поджогов.

Замки, засовы, поперечные балки, поперёк задвигающиеся в противоположную стену - всё это помогало продержаться в осаде довольно долго. За воротами к тому же обычно опускалась железная или деревянная мощная решётка. Вот так оснащались рыцарские замки Средневековья!

Надворотная башня была устроена так, чтобы охраняющие её стражи могли узнать у гостей цель визита и при необходимости угостить стрелой из вертикальной бойницы. Для настоящей осады там были встроены и отверстия для кипящей смолы.

Оборона рыцарского замка в Средневековье

Важнейший оборонительный элемент. Она должна быть высокой, толстой и лучше, если на цоколе под наклоном. Фундамент под ней как можно более глубок - на случай подкопа.

Иногда встречается двойная стена. Рядом с первой высокой - внутренняя небольшая, но неприступная без приспособлений (лестниц и шестов, которые остались снаружи). Пространство между стенами - так называемый цвингер - простреливается.

Внешняя стена наверху оборудована для защитников крепости, иногда даже с навесом от непогоды. Зубцы на ней существовали не только для красоты - за ними удобно было прятаться во весь рост, чтобы перезарядить, например, арбалет.

Бойницы в стене приспосабливались и под лучников, и под арбалетчиков: узкие и длинные - для лука, с расширением - для арбалета. Шаровые бойницы - закреплённый, но поворачивающийся шар с прорезью для стрельбы. Балконы строились в основном декоративные, но если стена узкая, то ими пользовались, отступая и давая пройти остальным.

Средневековые рыцарские башни почти всегда строились с выпуклыми башнями по углам. Они выступали наружу для стрельбы вдоль стен в обе стороны. Внутренняя сторона была открытой, чтобы противник, проникший на стены, не закрепился внутри башни.

Что там внутри?

Помимо цвингеров, за воротами незванных гостей могли ожидать и другие сюрпризы. Например, небольшой закрытый дворик с бойницами в стенах. Иногда замки строились из нескольких автономных секций с мощными внутренними стенами.

Обязательно был внутри замка двор с хозяйством - колодец, пекарня, баня, кухня и донжон - центральная башня. От расположения колодца зависело многое: не только здоровье, но и жизнь осаждённых. Бывало, что (вспомним, что замок если не просто на возвышении, то и на скалах) стоило дороже, чем всех остальных построек замка. Тюрингский замок Куффхойсер, например, имеет колодец более ста сорока метров глубиной. В скальной породе!

Центральная башня

Донжон - самое высокое сооружение замка. Оттуда велось наблюдение за окрестностями. И именно центральная башня - последнее убежище осаждённых. Самое надёжное! Стены очень толстые. Вход чрезвычайно узок и располагался на большой высоте. Лестницу, ведущую к двери, можно было втянуть внутрь либо разрушить. Тогда рыцарский замок ещё довольно долгое время может держать осаду.

В основании донжона был подвал, кухня, кладовая. Далее шли этажи с каменными или деревянными перекрытиями. Лестницы были деревянными, при каменных перекрытиях их можно было сжечь, чтобы остановить врага на подходе.

Главный зал располагался на целом этаже. Обогревался камином. Выше обычно располагались комнаты семьи владельца замка. Там стояли небольшие печи, украшенные изразцами.

На самом верху башни, чаще всего открытом, площадка для катапульты и самое главное - знамя! Средневековые рыцарские замки отличались не только рыцарством. Бывали случаи, когда рыцарь и его семья донжоном не пользовались для жилья, построив неподалёку от неё каменный дворец (палас). Тогда донжон служил складом, даже тюрьмой.

И, конечно же, каждый рыцарский замок обязательно имел храм. Обязательный обитатель замка - капеллан. Часто он же - и писарь, и учитель, помимо основной работы. В богатых замках храмы бывали двухэтажными, чтобы господа не молились рядом с чернью. В пределах храма обустраивалась и родовая гробница владельца.

Тип урока: комбинированный

Форма урока: урок, с использованием ИКТ

Цель урока: познакомить учащихся с жизнью и бытом средневековых крестьян

Задачи урока:

образовательная:

  • сформировать представление у учащихся о феодальных повинностях, крестьянской общине, подвести к пониманию того, что натуральное хозяйство – основа феодализма.

развивающая:

  • продолжить формирование навыков работы с историческими источниками, иллюстративным материалом, составления характеристики отдельных социальных групп средневекового общества, составления связного рассказа и участия в обсуждении
  • продолжить формирование умения составлять схемы
  • работа с новыми понятиями и терминами.

воспитательная:

  • формировать у учащихся понимание сути рыцарского поведения в средневековую эпоху и в современное время;
  • воспитывать уважение к крестьянскому труду

Оборудование:

    • Мультимедиа аппаратура.
    • Авторские презентации, созданные на базе Microsoft Office Power Point.
    • Раздаточный материал (Приложение 1).
    • Учебник «История средних веков» Е.В. Агибаловой, Г.М.Донского. М., 2005

Оформление доски: тема урока, план урока, новые слова (повинности, барщина, оброк, натуральное хозяйство), домашнее задание.

Ход урока

1. Актуализация знаний по теме: «В рыцарском замке».

1. Работа с классом. Проверку домашнего задания можно начать с фронтального опроса в форме викторины, используя по желанию учителя презентацию «В рыцарском замке» . Вопросы викторины появляются по щелчку и сопровождаются иллюстрациями.

Учащиеся, получившие наибольшее количество правильных ответов, получают оценку в журнал.

2. Работа с историческими источниками.

Несколько учащихся до начала викторины получают раздаточный материал с заданием для подготовки, пока идет фронтальный опрос. Можно организовать работу в парах.

Слайд 2, 3, 4 – вопросы викторины (по щелчку).

  • Что означает слово «рыцарь» в переводе с германского? (Всадник, конный воин)
  • Каково было главное занятие рыцарей? (Война, военное дело)
  • Как рыцари относились к простым людям? (С пренебрежением, высокомерно, грубо, жестоко)
  • Каковы были главные развлечения рыцарей? (Турниры, охота, пиры)
  • Что такое герб? О чем он свидетельствовал? (Отличительный знак рода. Свидетельствовал о древности рода, знаменитых предках).
  • Что такое девиз? (Краткое изречение, объясняющее смысл герба)
  • Что такое турнир? (Военное состязание рыцарей в силе и ловкости)
  • Кого называли герольдами? (Специальных глашатаев, объявляющих имена рыцарей, вступающих в бой)
  • Кто допускался к турниру ? (До турнира допускали тех рыцарей, у которых отец, дед и прадед были свободными людьми)
  • За какие проступки в средние века рыцарей могли не допустить к участию в турнире? (За обиду, нанесенную даме, за нарушение клятвы, за ограбление имущества церкви, за убийство, за нарушение святости брака, за дачу денег под проценты)
  • Что такое «феод»? (Это земельное владение, которое давалось за несение военной службы и передавалось по наследству).
  • Кого называли феодалами? (Владельцев земли, которую они получили за несение военной службы)
  • Кто такие сеньоры и вассалы? (Сеньор – «старший» из феодалов, держатель земли - давал часть своих земель с крестьянами мелким феодалам за несение службы и присяги верности; вассал –подчиненный - получал земли и обязан был служить сеньору).
  • Что означал порядок: «Вассал моего вассала – не мой вассал»? (В Средние века сложилась феодальная лестница – отношения между феодалами - крупными, средними, мелкими - согласно их положению в обществе, когда один и тот же феодал был сеньором более мелкого и вассалом более крупного феодала. Вассалы должны были подчиняться только своим сеньорам).
  • Чьими вассалами были рыцари? (Баронов)
  • Каковы были обязанности вассалов? (Выступать в военный поход со своим отрядом, участвовать в суде сеньора, выкупать сеньора, попавшего в плен)
  • Каковы были обязанности сеньоров? (Защищать своего вассала от нападения других феодалов, восставших крестьян, награждать за службу, заботиться о семье вассала в случае его смерти).

Подведение итогов викторины и выставление оценок.

Слайд 5 работа с иллюстративным материалом – опишите, используя картинки, снаряжение и экипировку рыцарей.

Слайд 6 – проблемный вопрос - Во время турнира рыцарей поджидали опасности: можно было получить увечье, травму при падении из седла и даже погибнуть. Но самым большим наказанием для участников турнира следует считать …пыль. Объясните, почему? (Участвуя в поединке, рыцари с лошадьми поднимали пыль. Если рыцарь упадет лицом вниз, то из-за тяжести доспехов сам он без помощи не встанет, а пыль, влетая в ноздри, глаза, не дает человеку дышать, и он может погибнуть).

Что описывается в приведенном отрывке: турнир или боевое сражение? В чем сходство турнира и битвы и в чем отличие? (Отвечают учащиеся, получившие это задание ранее)

Данный вид работы формирует у учащихся умение сравнивать, выявлять общие черты и различия, находить в тексте слова, подтверждающие его точку зрения.

Слайд 8 работа с историческими источниками – Приложение 1 . Карточка №2.

Расскажите о главных для средневекового рыцаря ценностях. Используйте при ответе средневековые тексты. (Отвечают учащиеся, получившие это задание ранее.)

Вопрос классу - Подумайте, насколько образ «идеального рыцаря» соответствовал реальному облику и поведению господ?

Важным является воспитательный аспект этого задания, особенно связанный с современным пониманием учащимися рыцарского поведения. В ходе обсуждения можно задать вопрос: «Как вы думаете, что значит быть рыцарем сегодня? А есть ли среди присутствующих мальчики, отличающиеся рыцарским поведением? В чем это проявляется?»

Следующее задание предполагает проверку умения учащихся составлять связный рассказ , используя иллюстрации, новые понятия и термины. В зависимости от времени на уроке, подготовленности класса можно предложить для ответа одно задание на выбор.

Слайд 9 –Представьте, что вы попали… в рыцарский замок. Расскажите, что он представлял.

Слайд 10 - Представьте, что вы попали на рыцарский турнир. Расскажите, что вы увидели?

Слайд 11 - Представьте, что вы попали на обряд посвящения в рыцари. Как он проходил?

Слайд 12 – Проверка домашнего задания, при выполнении которого учащиеся должны были обратиться к словарям, энциклопедиям или использовать ресурсы Интернета. Объясните, как возникли и что означают эти выражения.

  • «Бросить перчатку» (Чтобы вызвать на поединок рыцарь бросал противнику перчатку. Тот, кто поднимал перчатку – принимал вызов. Сейчас это выражение означает - вызвать на спор, состязание)
  • «Копья ломать». (На турнирах рыцари сражались на копьях. Им надо было выбить друг друга из седла ударом в железные латы. Копья ломались. Это выражение обозначает ожесточенную борьбу)
  • «Открытое забрало». (Забрало – передняя часть шлема, которая защищала лицо рыцаря. Во время боя оно было опущено. Перед знакомыми людьми его не опускали, значит, намерения были добрые. Сегодня имеется в виду честное, открытое поведение)
  • «Без страха и упрека» (В Средние века у рыцарей существовал кодекс рыцарской чести, согласно которому трусость, предательство считалось позором. Самым страшным была не смерть, а «позор и срам». Имеется в виду поведение согласно кодексу рыцарской чести – смелость, благородство, верность, великодушие)

2. Переход к изучению новой темы:

При изучении новой темы (Слайд 1), учитель, по желанию, может использовать презентацию «Средневековая деревня и ее обитатели» . Основные положения темы учащиеся могут записывать в тетрадь в виде схемы, предварительно работая с текстом учебника. По щелчку появляются отдельные фрагменты схемы. Ребята принимают участие в ее составлении, обучаясь данному умению.

Итак, мы с вами познакомились с жизнью феодалов. Они были собственниками земли: владели полями, лугами, лесами, реками и озерами. На землях феодалов жили крестьяне. Сегодня на уроке мы познакомимся с жизнью и бытом средневековых крестьян.

План урока: (Слайд 2)

  1. Отношения феодала с крестьянами.
  2. Крестьянская община.
  3. Жизнь крестьян
  4. Натуральное хозяйство.

1. На землях свободной деревни возникает феодальная вотчина – земля феодала, передаваемая по наследству от отца к сыну. Пахотная земля в вотчине делилась на господскую и крестьянскую. (Слайд 3).

Давайте узнаем, как складывались отношения между феодалами и крестьянами.

Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника. Прочитать п.2 § 12, С.97-98.

Беседа по прочитанному материалу, запись схемы и новых понятий в тетрадь. Фрагменты схемы появляются по щелчку, чтобы ребята успевали записывать (Слайд 4).

Что такое «повинность» ? (Это принудительные обязанности за пользование крестьянами землей феодала).

Какие повинности несли крестьяне? (Барщину и оброк)

Что называлось барщиной ? (Все работы в поместье феодала)

Что такое оброк ? (Это часть продуктов труда крестьянина, которую он отдавал своему хозяину).

Свободных крестьян к XII веку почти не осталось. Но все они были несвободны по-разному. Одни были поземельно зависимыми, другие – лично зависимыми. (Слайд 5)

Положение каких крестьян было наиболее тяжелым? Почему?

Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника – С. 98-99.

2. Рассказ учителя о крестьянской общине в рамках учебника. (Слайд 6)

Крестьянская община

  • ведала хозяйственными делами: делила землю, решала, что сеять и когда убирать урожай, владела угодьями
  • поддерживала мир и порядок, сохраняла традиции
  • помогала бедным выплачивать налоги
  • оказывала упорное сопротивление феодалу, чтобы ограничить повинности и произвол господ

3. Работа с историческим источником. (Слайд 7).

Учащиеся получают раздаточный материал: «Из описаний владений одного монастыря». X век. Приложение 1 . Карточка №3. Данное задание предполагает не только формирование умения работать с текстом, но и несет воспитательный момент.

Показывая на конкретных примерах тяжесть крестьянского труда, необходимо воспитывать в учащихся уважение к нелегкому труду сельских тружеников. Этой задаче служат и иллюстрации, сопровождающие презентацию.

4. Прочитав документ, мы с вами узнали, что все необходимое для жизни крестьян и феодалов производилось в самой вотчине: и продукты питания, и оружие, и конная сбруя, и ткани, одежда. Только за приобретением соли и железа приходилось ездить туда, где их добывали. Такой тип хозяйства, где все необходимое производилось не для продажи, а для собственного потребления, называется натуральным. Натуральное хозяйство является основой феодального общества. (Слайд 8)

3. Закрепление изученного материала на уроке.

Средневековая французская пословица гласит: «С кого раз сдерешь шкуру, того не пострижешь дважды». В чем ее смысл?

4. Подведение итогов урока, выставление оценок в журнал.

Домашнее задание.

  1. Прочитать §12.
  2. Выучить новые слова: вотчина, повинности, барщина, оброк, натуральное хозяйство.
  3. Подготовить развернутый ответ на вопрос: «Как жили крестьяне в Средние века».

ЦЕЛЬ: Систематизация предметных знаний, универсальных учебных действий (решение предметных задач) по теме « Средневековая деревня и рыцарский замок»

Образовательные:

Обобщить и систематизировать знания учащихся по данной теме,

Ликвидировать возможные пробелы в знаниях

Обеспечить фор­мирование целост­ной системы веду­щих знаний уч-ся

Развивающие:

Способствовать развитию мыслительной деятельности, творческого потенциала учащихся;

Развивать умение работать с источниками информации: исторической картой историческим документом, изобразительной наглядностью.

Формировать организационные умения и навыки: за определенный срок выполнять определенную работу, быстро переходить от одного вида работы к другому, умение работать в парах, группах.

Обеспечить ус­воение уч-ся зна­ний и способов действий на уровне применения их в разнообразных си­туациях

Обеспечить разви­тие у школьников способности к оце­ночным действиям

Инициировать и ин­тенсифицировать реф­лексию уч-ся по поводу своего психолога - эмоционального со­стояния, мотивации своей деятельности и взаимодействия с учи­телем и одноклассни­ками

Обеспечить усвоение уч-ся принципов само­регуляции и сотрудни­чества

Воспитательные:

Активизировать интерес к изучению истории;

Воспитывать сотрудничество, взаимопомощь ;

Формировать уважение друг к другу в режиме урока-конкурса.

Здоровьесберегающая

– использовать разнообразные формы и приемы обучения для сохранения здоровья учащихся (физического и эмоционального состояния)

Планируемые результаты:

Личностные:

Воспитание чувства само - и взаимоуважения; развитие сотрудничества при работе в;группах воспитание интереса к истории как науки

Регулятивные:

принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия

Метапредметные:

развитие речи; формирование умений сравнивать, обобщать факты и понятия; развитие у учащихся самостоятельности; развитие внимательности при поиске ошибок.

Предметные:

Развитие умений работать проблемными заданиями, получат возможность самостоятельно решать терминологические загадки, развивают умение работать по контурной карте, вести счёт лет в истории, применять полученные знания.

Тип урока: систематизация и обобщения знаний и умений учащихся

Форма проведения: игровое занятие

Оборудование: мультимедийный проектор, интерактивная доска, дидактический материал

Технологическая карта урока


Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы и методы работы

1.Организационный момент


Приветствует учеников, проверяет готовность к уроку: тетрадь, учебник, дневник, и смотрит, как дети распределились по группам (задание было дано на прошлом уроке)

Приветствуют учителя, расселись по группам.

Регулятивные: Уметь организовываться к работе

2.Постановка целей и задач урока

Показывает видеоряд. Задаёт вопросы:

Как Вы думаете о чем мы сегодня будем говорить на уроке?

Почему рыцари и крестьяне в эпоху средневековья не могли обойтись друг без друга?


Отвечают на вопросы учителя(чтобы составить целостное представлене о средневековой деревне и рыцарском замке (« сложить картинку»)

Формулируют цели и задачи урока

Фронтальный опрос

Самостоятельно формулируют тему урока.

3.Актуализация знаний

Речь учителя: на протяжении днескольких уроков истории мы с вами знакомились с жизнью средневековых крестьян и рыцарей. Сегодня мы с вами постараемся глуюже понять жизнь средневековой деревни и рыцарского замка.

Вы все разделились на группы, поэтому ваша личная работа в группе будет влиять на общий результат.

Внимательно слушают учителя, как будет проходить урок

Предметные: оценивают собственную учебную деятельность, выражают положительное отношение к процессу познания

Коммуникативные: сотрудничают с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливают и соблюдают очередность действий, сравниваю полученные результаты, выслушивают партнера, корректно сообщают товарищу об ошибках.

Регулятивные: удерживают цель деятельности до получения ее результата

4.Обобщение и систематизация знаний

1.Интеллектуальный армреслинг. Ребята, дома у Вас было задание подготовить вопросы по теме « Средневековая деревня и рыцарский замок». Сейчас Вам необходимо в своей группе выбрать самые интересные вопросы для команды - соперников. Выберите члена группы, который будет задавать вопросы. Координаторы групп подойдите ко мне для жеребьевки. Каждая группа выбирает группу, которой она будет задавать вопросы.

Учащиеся задают вопросы, отвечают, анализируют ответы, после окончания фиксируют результат

Индивидуальная работа в группах


Личностные: оценивают свои знания по предмету, излагать свое мнение, готовность к сотрудничеству с соучениками; организовывать работу в группе

Метапредметные: развитие речи; формирование умений сравнивать, обобщать факты и понятия; развитие у учащихся самостоятельности.. Уметь оценить выполненные задания

2. « Средневековая деревня»

Перед каждой группой лежит документ « Из описания владений одно монастыря» Сейчас Вам необходимо его прочитать и ответить на вопросы:

Какие повинности крестьянина Видрада составляли барщину и оброк?

Какие виды барщины выполняли Видрад и его жена?

Что у вас получилось?

2. Работа со схемой

А теперь давайте проверим насколько Вы знаете устройство феодальной вотчины. Вам надо выбрать одного члена групы, который одновременно с вами сумеет выполнить задание по схеме « Феодальная вотчина».

На столе перед каждой командой схема, цветные карандаши и задания. За 3 минуты Вам надо выполнить все задания.

3. Творческое задание « Один день из жизни средневекового крестьянина» Пока выступают представители от каждой группы, остальные группы внимательно слушают, не допустили ли ребята в своих творческих работах исторических ошибок.

Как Вы думаете, легко ли жилось средневековому крестьянину?

Учащиеся работают с документами

Учащиеся выполняют задание по схеме

Учащиеся представляют результаты своей творческой работы

Работа в группах

Индивидуальная работа

Индивидуальная и групповая работа

Самостоятельно решать терминологические загадки

Коммуникативные: сотрудничают с товарищами при выполнении задания в группе: устанавливают и соблюдают очередность действий, сравниваю полученные результаты, выслушивают партнера, корректно сообщают товарищу об ошибках.

Метапредметные: развитие у учащихся самостоятельности; развитие внимательности при поиске ошибок.

Личностные: умение оценить себя как важного члена в команды

Коммуникативные: Умение работать в парах, оценивать результаты, оказывать и принимать помощь

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры.

Предметные: получат возможность

5.Здоровьесберегающая

Использует презентацию

Выполняют движения под руководством учителя

Регулятивные: Формирование ответственного отношения к своему здоровью

6. « Доспехи и вооружение средневекового рыцаря» Перед вами изображение средневекового рыцаря.

Подпишите названия элементов рыцарского вооружения.

Каких элементов рыцарского вооружения на данной картинке не хватает

Подписывают элементы рисунка, находят недостающие элементы


Групповая работа

Предметные: получат возможность

Метапредметные: развитие у учащихся самостоятельности; развитие внимательности при поиске самостоятельно выполнять творческое групповоее задание

Логические универсальные действия

Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

Личностные: оценивают свои знания по предметуошибок. Уметь оценить выполненные задания

6.Выполнение проблемных заданий

7. Историческая презентация

Ребята, каждая группа дома готовила презентацию на темы « Строительство замка», « Оборона замка», « Жизнь в замке», « Развлечения рыцарей» И сейчас Вам необходимо будет представить результаты своей работы. Группы внимательно слушают и готовят вопросы


Внимательно слушают ответы, анализируют, выявляют ошибки, задают вопросы


Индивидуальная, групповая

Предметные: умение самостоятельно находить дополнительный материал, обобщать его и ситематизировать.

Коммуникативные: применяют правила делового сотрудничества; сравнивают различные точки зрения

Метапредметные: развитие речи; формирование умений сравнивать, обобщать факты и понятия; развитие у учащихся самостоятельности; развитие внимательности при поиске ошибок.

8. «Ценности и идеалы средневековых рыцарей».

Вашему вниманию предложены отрывки из средневековых текстов. На основании их сделайте выводы о главных для средневекового рыцаря ценностях.

Подумайте, насколько образ « идеального рыцаря» соответствовал реальному облику и поведению господ.

Работают с документами, отвечают на вопросы.

Групповая

Подведение итогов

Почему рыцари, хоть и презирали крестьян, не могли существовать без них?

Почему крестьяне, притесняемые рыцарями тем не менее нуждались в них?

Могли ли две этих группы средневекового общества обойтись друг без друга

Отвечают на вопросы, высказывают собственное мнение.

Индивидуальная, групповая

Предметные: умение самостоятельно находить ответы на проблемные вопросы, обобщать его и ситематизировать.

Личностные:: излагать свое мнение, готовность к сотрудничеству с соучениками; организовывать работу в группе

Коммуникативные: применяют правила делового сотрудничества; сравнивают различные точки зрения

Метапредметные: развитие речи; формирование умений сравнивать, обобщать факты и понятия; развитие у учащихся самостоятельности; развитие внимательности при поиске ошибок.

Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их корректировка

Выслушивает мнения учеников об уроке, их личном участие, корректирует ответы

По желанию высказываются об уроке, какое впечатление осталось, что лично он выполнил превосходно, что не удалось и почему возникли проблемы.

Фронтальный опрос, заполняют листы самооценки

Предметные: Определять уровень усвоения изученного материала

Рефлексия

Выводит вопросы рефлексии на экран: Что Вас заинтересовало и что бы Вы хотели бы изучить поподробнее? Что вызвало у меня затруднение?

Какой раздел темы мне бы хотелось разработать как исследовательский проект?

Выслушивает учащихся корректирует их ответы, выставляет отметки, подводит итог всему занятию.


Лидеры команд по очереди докладывают о результатах

Выступление лидеров

Предметные: Определять уровень усвоения изученного материала

Личностные: умения оценивать себя и свою работу в группе

Домашнее задание

На выбор:

1. Составить кроссворд « Средневековая деревня и рыцарский замок»

2.. Рисунок на тему « Средневековый рыцарь»

Предметные: Определять уровень усвоения изученного материала

Личностные: умения оценивать себя Метапредметные: способность планировать и организовывать свою учебную и коммуникативную деятельность в соответствии с задачами изучения истории, видами учебной и домашней работы, во взаимодействии с одноклассниками и взрослыми;

Приложение 1

Задание №2

«Из описаний владений одного монастыря». X век.

«Крестьянин Видрад имеет полный надел земли. Он платит за него одну свинью, фунт льна, трех кур, 18 яиц; ежегодно возит по полтелеги винограда в мае и октябре; доставляет 5 телег навоза со своего хозяйства; 12 раз привозит по охапке дров (указана величина охапки); печет хлеб и варит вино. Согласно обычаю в течение недели пасет в лесу свиней. В течение трех дней еженедельно в течение всего года обрабатывает участок господского поля (указан размер участка). В жатву убирает на нем урожай, а во время сенокоса косит стог сена, работает в барской усадьбе. А его жена должна ткать холщевую одежду. Вместо военного сбора, он отрабатывает с телегой и быками с мая по август»

Вопросы к тексту:

    Какие повинности Видрада составляют барщину и оброк?
    Какие виды барщины выполняют Видрад и его жена?
    Как вы думаете, легко ли жилось крестьянам?

Задание № 8

Вашему вниманию предложены отрывки из средневековых текстов. На основе их сделайте вывод о главных для средневекового рыцаря ценностях. Подумайте, насколько образ «идеального рыцаря» соответствовал реальному облику и поведению господ?

Не дай Господь и ангелы святые,

Чтоб обесчестил я наш край родимый.

Позор и срам мне страшны – не кончина.

Отвагою – вот чем мы Карлу милы.

(«Песнь о Роланде». XI – XII век)

Две полные недели тянулся пир честной,

Веселье не стихало ни днем, ни в час ночной,

И развлекались гости, как было им угодно.

Не пожалел казны на них хозяин благородный.

Одеждой, и конями, и всяческим добром,

И золотом червонным, и звонким серебром

Он одарить приезжих велел своей родне,

Чтоб каждый щедростью его доволен был вполне.

(«Песнь о Нибелунгах»)

Всему, что подобает, был выучен герой,

Ни страха, ни упрека, не зная за собой.

За это восхищались им знатные девицы.

Он был настолько щедрым, что все не могли надивиться.

И так он был отважен, как нам твердит молва,

Что мстил врагам и близких отстаивал права,

Не выгоды, а чести искал он в каждом деле,

О нем слагали сказки, и песни о нем пели.

(«Кудруна». Эпическая поэма. XIII век) .

Новое на сайте

>

Самое популярное