Домой Уход за лицом Урок-игра "Семейная жизнь К.Э. Циолковского". Старый боровск Интересные факты из жизни Константина Циолковского

Урок-игра "Семейная жизнь К.Э. Циолковского". Старый боровск Интересные факты из жизни Константина Циолковского

К онстантин Циолковский - ученый-самоучка, ставший основоположником современной космонавтики. Его стремлению к звездам не помешали ни бедность, ни глухота, ни изолированность от отечественного научного сообщества.

Детство в Ижевском

О своем рождении ученый писал: «Появился новый гражданин вселенной, Константин Циолковский» . Это случилось 17 сентября 1857 года в селе Ижевское Рязанской губернии. Циолковский рос непоседой: лазал по крышам домов и деревьям, прыгал с большой высоты. Родители называли его «птицей» и «блаженным». Последнее касалось важной черты характера мальчика - мечтательности. Константин любил грезить вслух и «платил младшему брату», чтобы тот слушал его «бредни».

Зимой 1868 года Циолковский заболел скарлатиной и из-за осложнений почти полностью оглох. Он оказался отрезан от мира, постоянно получал насмешки, а свою жизнь считал «биографией калеки».

После болезни мальчик замкнулся и стал мастерить: он рисовал чертежи машин с крыльями и даже создал агрегат, который двигался за счет силы пара. В это время семья жила уже в Вятке. Константин пытался учиться в обычной школе, но не преуспел: «учителей совершенно не слышал или слышал одни неясные звуки» , а поблажек «тугоухому» не делали. Через три года Циолковского отчислили за неуспеваемость. Ни в каком образовательном заведении он более не учился и остался самоучкой.

Константин Циолковский. Фотография: tvkultura.ru

Константин Циолковский в детстве. Фотография: wikimedia.org

Константин Циолковский. Фотография: cosmizm.ru

Учеба в Москве

Когда Циолковскому было 14, отец заглянул в его мастерскую. В ней он обнаружил самодвижущиеся коляски, ветряные мельницы, самодельную астролябию и много других удивительных механизмов. Отец дал сыну денег и отправил поступать в Москву, в Высшее техническое училище (ныне МГТУ им. Баумана). До Москвы Константин доехал, но поступать в училище не стал. Вместо этого он записался в единственную городскую бесплатную библиотеку - Чертковскую - и углубился в самостоятельное изучение наук.

Бедность Циолковского в Москве была чудовищной. Он не работал, получал 10–15 рублей в месяц от родителей и мог питаться одним только черным хлебом: «Каждые три дня я ходил в булочную и покупал там на 9 коп. хлеба. Таким образом, я проживал 90 коп. в месяц» , - вспоминал он. На все оставшиеся деньги ученый покупал «книги, трубки, ртуть, серную кислоту», - и другие материалы для опытов. Ходил Циолковский в отрепьях. Бывало, что на улице мальчишки дразнили его: «Что это, мыши, что ли, съели ваши брюки?»

В 1876 году отец Циолковского вызвал его домой. Вернувшись в Киров, Константин стал давать частные уроки. Преподаватель из глухого Циолковского вышел блестящий. Он мастерил из бумаги многогранники, чтобы объяснять ученикам геометрию, и вообще часто объяснял предмет на опытах. О Циолковском пошла слава талантливого учителя-чудака.

В 1878 году Циолковские вернулись в Рязань. Константин снял комнату и вновь засел за книги: изучал физико-математические науки по циклу средней и высшей школы. Спустя год он экстерном сдал экзамены в Первой гимназии и отправился преподавать арифметику и геометрию в город Боровск в Калужской губернии.

В Боровске Циолковский женился. «Пора было жениться, и я женился на ней без любви, надеясь, что такая жена не будет мною вертеть, будет работать и не помешает мне делать то же. Эта надежда вполне оправдалась» , - так он писал о своей супруге. Ей была Варвара Соколова, дочь священника, в доме которого ученый снимал комнату.

Константин Циолковский. Фотография: ruspekh.ru

Константин Циолковский. Фотография: biography-life.ru

Константин Циолковский. Фотография: tvc.ru

Первые шаги в науке

Все свои силы Циолковский отдавал науке и почти все учительское жалование в 27 рублей тратил на научные опыты. Свои первые научные работы «Теория газов», «Механика животного организма» и «Продолжительность лучеиспускания Солнца» он отправил в столицу. Ученый свет того времени (в первую очередь Иван Сеченов и Александр Столетов) отнесся к самоучке доброжелательно. Ему даже предложили вступить в Русское физико-химическое общество. На приглашение Циолковский не ответил: ему было нечем платить членские взносы.

Отношения Циолковского с академическим ученым сообществом были непростыми. В 1887 году он отказался от приглашения встретиться со знаменитым профессором математики Софьей Ковалевской . Потом он потратил много времени и сил, чтобы прийти к кинетической теории газов. Дмитрий Менделеев , изучив его труд, недоуменно ответил: «Кинетическая теория газов открыта 25 лет назад» .

Циолковский был настоящим чудаком и мечтателем. «Всегда я что-нибудь затевал. Поблизости была река. Вздумал я сделать сани с колесом. Все сидели и качали рычаги. Сани должны были мчаться по льду... Потом я заменил это сооружение особым парусным креслом. По реке ездили крестьяне. Лошади пугались мчащегося паруса, приезжие ругали матерным гласом. Но по глухоте я долго об этом не догадывался» , - вспоминал он.

Главным проектом Циолковского в это время был дирижабль. Ученый решил уйти от применения взрывоопасного кислорода, заменив его горячим воздухом. А разработанная им стягивающая система позволяла «кораблю» сохранять постоянную подъемную силу при различной высоте полета. Циолковский просил деятелей науки пожертвовать ему 300 рублей на постройку крупного металлического макета дирижабля, но материальную помощь ему так никто и не оказал.

Интерес к полетам над землей у Циолковского угас - его заинтересовали звезды. В 1887 году он написал небольшую повесть «На Луне», где описал ощущения человека, попавшего на земной спутник. Значительная часть предположений, высказанных им в работе, впоследствии оказалась верной.

Константин Циолковский во время работы. Фотография: kp.ru

Константин Циолковский во время работы. Фотография: wikimedia.org

Покорение космоса

С 1892 года Циолковский работал преподавателем физики в епархиальном женском училище. Чтобы справляться со своим недугом, ученый смастерил «особую слуховую трубу», которую прижимал к уху, когда ученицы отвечали ему предмет.

В 1903 году Циолковский окончательно переключился на работы, связанные с освоением космоса. В статье «Исследование мировых пространств реактивными приборами» он впервые обосновал, что аппаратом для успешных космических полетов могла стать ракета. Ученый также разработал концепцию жидкостного ракетного двигателя. В частности, определил скорость, необходимую для выхода аппарата в Солнечную систему («вторая космическая скорость»). Циолковский занимался многими практическими вопросами космоса, которые позднее сформировали основу для советского ракетостроения. Он предложил варианты ракетного управления, систем охлаждения, конструкции сопла и системы подачи топлива.

С 1932 года к Циолковскому был приставлен личный врач - именно он выявил у ученого неизлечимое заболевание. Но Циолковский продолжал работать. Он говорил: чтобы закончить начатое, нужно еще 15 лет. Но этого времени у него не оказалось. «Гражданин вселенной» скончался 19 сентября 1935 года в возрасте 78 лет.

17 сентября 1857 года, ровно 160 лет назад, родился Константин Эдуардович Циолковский – гениальный русский ученый, человек, стоявший у истоков теоретической космонавтики. «Русские в космосе» - это результат и всей его жизни тоже.

Уникальность Циолковского – не только в его колоссальном вкладе в постижение небесного и космического пространств, но и в целом в многогранности его натуры. Циолковский ведь не только формулировал и развивал космонавтику, ракетостроение, воздухоплавание и аэродинамику. Он был философом и писателем, одним из ярчайших представителей русского космизма и автором целого ряда произведений на стыке науки и фантастической литературы, в которых он призывал к освоению и заселению космического пространства.

Само происхождение Константина Эдуардовича Циолковского как бы символизировало единение двух компонентов России – западного, европейского, и восточного, азиатского, причем соединяла их, безусловно, русская культура. По отцовской линии Константин принадлежал к польскому дворянскому роду Циолковских, представители которого уже в конце XVIII века сильно обеднели и фактически вели жизнь обычных служащих. Отец будущего основоположника космонавтики Эдуард Игнатьевич Циолковский (Макар-Эдуард-Эразм Циолковский) окончил Лесной и Межевой институт в Петербурге и служил лесничим. Материнская линия Константина Циолковского – род Юмашевых, татарского происхождения. Еще при Иоанне IV предки его матери Марии Ивановны Юмашевой, мелкопоместные дворяне, переселились на Псковщину. Там они постепенно обрусели, восприняли русскую традицию.

Родился Константин Эдуардович в селе Ижевском под Рязанью, где в то время служил его отец. В 1868 году отец перевелся в Вятку, где получил место столоначальника Лесного отделения. В Вятке Константин и пошел в местную гимназию. Будущему гению учеба в гимназии давалась сложно. Ситуация осложнялась тем, что в детстве, во время катания на санках, Константин простудился, переболел скарлатиной и вследствие осложнения получил частичную потерю слуха. Этот недуг тоже не способствовал хорошей учебе. Тем более, что в 1869 году внезапно умер старший брат Константина Дмитрий, учившийся в Морском училище в Петербурге. Смерть старшего сына стала страшным ударом для матери, Марии Ивановны, и в 1870 году она скоропостижно скончалась. Оставшись без матери, Константин Циолковский стал проявлять еще меньше рвения к учебе, остался на второй год, а в 1873 году был отчислен из гимназии с рекомендацией «к поступлению в техническое училище». Так и закончилось формальное образование Циолковского – после исключения из гимназии он больше уже нигде и никогда не учился. Не учился – в официальном, формальном понимании этого слова. На самом деле, Константин Циолковский учился всю жизнь. Именно самообразование позволило ему стать тем человеком, о котором вспоминают спустя 160 лет после рождения.

В июле 1873 года отец отправил Константина в Москву – поступать в Высшее техническое училище (ныне МГТУ им. Баумана). Юноша получил с собой письмо к приятелю отца, в котором Эдуард просил его помочь сыну обустроиться на новом месте. Но это письмо Циолковским было утеряно, после чего юноша снял комнату на Немецкой улице и занялся самообразованием в бесплатной Чертковской публичной библиотеке. Надо сказать, что к своему самообразованию Циолковский подошел очень основательно. Денег ему не хватало – отец присылал всего по 10-15 рублей в месяц. Поэтому жил Циолковский на хлебе и воде – в буквальном смысле. Но терпеливо ходил в библиотеку и грыз гранит наук – физики, математики, химии, геометрии, астрономии, механики. Не обходил вниманием Константин и гуманитарные дисциплины.

В Москве Константин прожил 3 года. Вернуться в Вятку пришлось по той причине, что постаревший и собирающийся выходить на пенсию отец более не мог присылать ему даже тех скудных денег, которые отправлял прежде. По возвращении Циолковский, благодаря родительским связям, смог быстро найти клиентуру и давать частные уроки. После выхода отца в отставку в 1878 году вся оставшаяся семья Циолковских вернулась в Рязань. Осенью 1879 года в Первой губернской гимназии Рязани Константин успешно сдал полный экзамен на уездного учителя математики. После сдачи экзамена Константин получил направление в Боровское уездное училище на должность учителя арифметики, куда и уехал в январе 1880 года. В Боровске, расположенном в 100 км от Москвы, Константин провел следующие 12 лет своей жизни. Именно в годы жизни в Боровске Циолковский стал развивать теорию аэродинамики, мечтая о покорении неба. В 1886 году он завершил работу «Теория и опыт аэростата, имеющего в горизонтальном направлении удлинённую форму», основанную на опыте конструирования и апробирования собственной конструкции аэростата. Примерно в это же время, в 1887 году, Циолковский опубликовал и свое первое литературное произведение – научно-фантастическую повесть «На луне». С этого времени научная фантастика будет занимать его не меньше, чем теоретические основы воздухоплавания.

В 1892 году Циолковский, считавшийся к этому времени одним из лучших учителей в Боровске, по представлению директора народных училищ Д.С. Унковского был переведен в Калугу – в Калужское уездное училище. В Калуге Константин Эдуардович обосновался на всю оставшуюся жизнь. Именно здесь он осуществил большую часть своих научных разработок и сформировал свою научно-философскую систему взглядов.

Как известно, Константин Циолковский был не только ученым-практиком, но и философом науки. По своим философским взглядам он примыкал к русским космистам. Еще в юные годы, во время занятий в московской библиотеке, Циолковский познакомился с Николаем Федоровичем Федоровым – помощником библиотекаря, который на самом деле был видным религиозным философом и ученым, «московским Сократом», как его называли восторженные ученики. Однако из-за своей природной стеснительности и «дикости», как вспоминал позже сам Циолковский, он тогда так и не познакомился именно с философской концепцией Николая Федорова – одного из основоположников русского космизма.

Федоров считал, что во Вселенной преобладает хаос, имеющий разрушительные последствия. Чтобы избежать гибели Вселенной, необходимо преобразовать мир, сочетая науку и религиозные истины, объединяя человечество вокруг некоего «Общего Дела». В концепции Федорова религия не противоречила науке, а человечество должно было добиться возможности управления природой, преодолеть конечность пространства и времени, освоить космос. Удивительной была сама идея воскрешения умерших людей путем использования научных достижений. Циолковский, следуя в целом в русле идей русского космизма, представлял уже не религиозное, а естественнонаучное его направление.

Одним из важнейших достижений философии Циолковского стало понимание космоса не просто как физической среды, вмещающей в себя материю и энергию, но как пространства применения творческой энергии и способностей человека. К космосу Циолковский относился восторженно, считая его вместилищем довольства и радости, поскольку космическое пространство должно быть населено совершенными организмами, сумевшими его покорить и освоить. Человек, осваивая космос, также совершенствуется и приближается к этим совершенным организмам.

По мнению Циолковского, освоение космоса является неотъемлемым и важнейшим этапом эволюции человечества. Веря в совершенствование и развитие человечества, Циолковский был убежден в том, что современному ему человеку есть куда развиваться. Он должен преодолеть свою незрелость, следствиями которой являются войны и преступления. Именно в научно-техническом прогрессе Циолковский видел способ радикальной трансформации и окружающего мира, и самого человечества. Но, в то же время, будучи последовательным сторонником научно-технической революции, Циолковский не забывал и о вопросах этики, которые имели большое значение в рамках его философской концепции.

Космическая этика Циолковского весьма оригинальна. Например, она признает превосходство одних форм жизни, которые относятся к развитым и имеющим перспективу, над другими – несовершенными, неразвитыми. Колонизация космического пространства осуществляется именно развитыми, совершенными формами, которые искореняют примитивные организмы. При этом Циолковский разделяет идею «разумного эгоизма», который заключается в «истинном себялюбии, заботе о будущности своих атомов». Поскольку в космосе осуществляется обмен атомами, разумные существа находятся в нравственных взаимоотношениях. Условия для благополучного развития атомов во Вселенной создаются именно совершенными и развитыми организмами. Любое дальнейшее усложнение организмов является, с точки зрения Циолковского, большим благом.

Такие взгляды Циолковского оказали влияние и на его позицию в отношении социального, демографического развития общества. Хотя основное внимание в своей философской концепции Циолковский всегда уделял вопросам космоса, космического разума, он не был чужд и т.н. «социальной инженерии», сформулировав собственное видение евгеники. Нет, евгеника Циолковского не имела ничего общего с евгеническими теориями европейских расистов, популярными в начале ХХ века. Но Циолковский утверждал, что будущее человечества, его совершенствование и благополучное развитие зависят от того, сколько в мире рождается гениев – локомотивов этого развития. Чтобы гениев рождалось больше, этим процессом, с точки зрения Циолковского, необходимо управлять. В каждом городе или населенном пункте необходимо создать и обустроить т.н. «лучшие дома». В них должны выделяться квартиры для наиболее способных и талантливых мужчин и женщин. Браки таких «гениальных людей» должны заключаться только с соответствующего разрешения, как и на деторождение также должно быть получено соответствующее разрешение. Циолковский считал, что реализация этой меры приведет к тому, что через несколько поколений количество талантливых и способных людей и даже гениев стремительно возрастет, т.к. гении будут заключать браки только с себе подобными и дети будут рождаться от гениального отца и гениальной матери, наследуя все качества биологических родителей.

Конечно, многие взгляды Циолковского сейчас кажутся наивными, а некоторые – чрезмерно радикальными. Например, он утверждал необходимость избавления общества от больных, калек, слабоумных. Заботиться о таких людях надо хорошо, но они не должны давать потомства и если им препятствовать в размножении, то и человечество со временем станет лучше, считал Циолковский. Что касается преступников, то их ученый и философ предлагал «расщеплять на атомы».

Особое отношение у Циолковского было к вопросам смерти и бессмертия. Для Циолковского, как и для некоторых других представителей философии русского космизма, была характерна вера в возможность рационального достижения человеческого бессмертия – с помощью научного прогресса. Возможность бессмертия выводилась ими из величия Космоса, жизнь которого не может не быть бесконечной. В то же время, космисты понимали, что бессмертие для несовершенного человека не нужно, бесконечность существования имеет смысл лишь для совершенных, разумных созданий. С точки зрения Циолковского, на текущем этапе развития человечества смерть играет роль искусственного отбора, способствуя дальнейшему совершенствованию человеческого рода. Относительная смерть человека, как и другого существа, с точки зрения Циолковского, есть некоторая остановка в существовании, не несущая абсолютной смерти. После кончины человека атомы принимают более простую форму, но они могут возродиться вновь.
В то же время, поскольку умирание всегда несет страдание, Циолковский рассматривает его как нежелательный процесс. Особенно нежелательно умирание «разумного существа», поскольку оно прерывает реализацию планов и задач последнего и это затормаживает общее развитие человечества, негативно сказываясь на его совершенствовании. Здесь Циолковский подходит к идее иммортализма – личного физического бессмертия для конкретного человека, которое, по его мнению, можно реализовать тремя путями: продлением человеческой жизни (для начала до 125-200 лет), изменением самой природы человека и его организма, перерождением человеческой личности.

Октябрьская революция произошла, когда Циолковский был уже пожилым человеком. Последующие 18 лет он прожил в советском государстве и, надо сказать, отношения с советской властью у Циолковского сложились вполне хорошие. Например, он удостоился еще в 1921 году пожизненной пенсии за заслуги перед отечественной и мировой наукой. Вряд ли в царской России он получил бы подобное поощрение. К исследованиям Циолковского советская власть относилась в высшей степени серьезно. Уже после смерти ученого он стал одной из «икон» советской космонавтики и ракетостроения, которые возводились, в том числе, и к Константину Циолковскому. Его именем были названы множество улиц в целом ряде городов Советского Союза, учебные заведения, музеи. Во многом, именно благодаря советской власти «калужский мечтатель» навсегда остался в русской – не только как прожектер, философ и фантаст, но и как провозвестник и теоретик освоения космоса.

Ю.Б. Елисеев, краевед

Некрополь семьи Циолковских

Константин Эдуардович ЦИОЛКОВСКИЙ (1857–1935) – выдающийся русский ученый в области аэро- и ракетодинамики, основоположник теоретической космонавтики, педагог, изобретатель.

Родился в с. Ижевском Спасского уезда Рязанской губернии в семье лесничего. С 1873 до 1876 г. жил в Москве, изучал физико-математические науки по программе средней и высшей школы. В 1879 г. экстерном сдал экзамены на звание учителя и в 1880 г. был назначен учителем физики и математики в Боровское уездное училище Калужской губернии. В этом же году женился на Варваре Евграфовне Соколовой (1857–1940).

В Калуге, куда К.Э. Циолковский с семьей переехал в 1892 г., им были сделаны великие открытия в теории движения ракет (ракетодинамике), выведена формула движения тел с переменной массой. Ученым опубликовано 40 научных работ, многие из которых переведены на иностранные языки. За выдающиеся заслуги К.Э. Циолковский был награжден орденом Трудового Красного Знамени.

В здании железнодорожной больницы прошли последние дни жизни великого калужанина. 19 сентября 1935 г. в 22 часа 34 минуты врачи констатировали смерть ученого. 21 сентября в здании Дворца труда, расположенном на ул. Карла Маркса, калужане прощались с великим ученым. Дворец труда известен калужанам как Дворянское собрание, Дворец пионеров, Дворец творчества юных. Великий ученый Константин Эдуардович Циолковский был похоронен в центре Загородного сада (ныне парк им. К.Э. Циолковского).

На его могиле в 1936 г. был поставлен простой трехгранный памятник-обелиск из темного гранита работы скульпторов Н.М. Бирюкова, Ш.А. Муратова, архитектора Б.П. Дмитриева. На нем были высечены пророческие слова ученого: «Человечество не останется вечно на Земле, но в погоне за светом и пространством сначала робко проникнет за пределы земной атмосферы, а затем завоюет для себя все околосолнечное пространство» (теперь эти слова перенесены на памятник ученого, установленный в сквере Мира).

Постановлением СМ РСФСР от 30.08.1960 № 1327 и решением Калужского облисполкома от 10.10.1973 № 512 парку был присвоен статус памятника природы республиканского значения. В 1982 г. обелиск на могиле К.Э. Циолковского был заменен на более монументальный, высокий, из белого мрамора.

В Калуге имя ученого носят гимназия №9 (с 1957 г. в ней находится мемориальный музей), педагогический университет (КГПУ им. К.Э. Циолковского), Государственный музей истории космонавтики, улица, где находятся дом-музей ученого и дом № 1/14, в котором Циолковский прожил два последних года. В Калуге и Москве сооружены памятники Циолковскому. Его именем назван кратер на Луне. 27 мая 1960 г. Константину Эдуардовичу Циолковскому было присвоено звание почётного гражданина г. Калуги.

Образ этого замечательного человека, творившего на нашей земле, навсегда останется в памяти поколений. Точно завещание для последующих поколений, звучат его проникновенные слова: «Основной мотив моей жизни - сделать что-нибудь полезное для людей, не прожить даром жизни, продвинуть человечество хоть немного вперед».

Родители:

ЦИОЛКОВСКИЙ Эдуард Игнатьевич (1820–1881). Родился в с. Коростянин (ныне Гощанский район Ровенской области на северо-западе Украины). В 1841 г. окончил Лесной и Межевой институт в Петербурге, затем служил лесничим в Олонецкой и Петербургской губерниях. В 1843 г. был переведён в Рязанскую губернию. Похоронен в Рязани.

ЦИОЛКОВСКАЯ (ЮМАШЕВА) Мария Ивановна (1832–1870). Мария Ивановна была образованной женщиной: окончила гимназию, знала латынь, математику и другие науки.

ЦИОЛКОВСКАЯ (СОКОЛОВА) Варвара Евграфовна (1857–1940). Дочь боровского священника. Верная и преданная спутница жизни, всецело посвятившая себя семье. К сожалению, её могила на Пятницком кладбище утеряна.

ЦИОЛКОВСКАЯ Любовь Константиновна (30.08.1881–21.08.1957). Родилась в г. Боровске Калужской губернии. Первый ребёнок в семье Циолковских. Окончила казенную женскую гимназию в Калуге. Работала сельской учительницей в Калужской и Екатеринославской губерниях, затем в Латвии, училась на Высших женских курсах Лесгафта в Петербурге. Занималась революционной работой, выступала за равноправие женщин в дореволюционной России.

После революции вернулась в Калугу. С 1923 г. стала секретарем отца, его помощницей, переводчицей. После его смерти принимала участие в создании Дома-музея К.Э. Циолковского, занималась пропагандой его жизни и деятельности.

С 1936 г. – персональный пенсионер союзного значения.

Похоронена на Пятницком кладбище, на участке № 8.

КОСТИНА (ЦИОЛКОВСКАЯ) Мария Константиновна (30.09.1894–12.12.1964). Родилась в Калуге. Была крещена в церкви Георгия, что за Верхом. Окончила Калужскую казенную женскую гимназию. Работала сельской учительницей в с. Богородицком Мосальского уезда Калужской губернии. Там в 1915 г. вышла замуж за студента В.Я. Костина.

С 1929 г. жила с детьми в доме своего отца, вела хозяйство. После смерти К.Э. Циолковского занималась пропагандой его жизни и деятельности.

С 1936 г. – персональный пенсионер союзного значения. Встречалась со многими учеными, с первыми советскими космонавтами.

КИСЕЛЁВА (ЦИОЛКОВСКАЯ) Анна Константиновна (1897–1921 (1922)). Окончила Калужскую казенную женскую гимназию. Похоронена в с. Корекозеве Перемышльского района Калужской области.

ЦИОЛКОВСКИЙ Игнатий Константинович (1883–1902). Умер и захоронен в Москве.

ЦИОЛКОВСКИЙ Александр Константинович (1885–1923).

ЦИОЛКОВСКИЙ Иван Константинович (1888–1919).

ЦИОЛКОВСКИЙ Леонтий Константинович (1892–1893).

КОСТИН Вениамин , муж Марии Константиновны, умер в 1936 г. и похоронен в г. Старый Оскол.

КИСЕЛЁВ Ефим , муж Анны Константиновны, большевик, похоронен в Москве.

САМБУРОВА (КОСТИНА) Мария Вениаминовна (14.04.1922–19.11.1999). Родилась в Тульской области. Окончила школу с отличием. Поступила в Московский институт философии, литературы и искусства (ИФЛИ), который был очень популярен среди интеллигенции. После упразднения института перешла на филологический факультет Московского государственного университета. Работала преподавателем русского языка и литературы в школе №9 г. Калуги, принимала участие в создании школьного музея Циолковского.

Похоронена на Пятницком кладбище, на участке №5.

КОСТИН Алексей Вениаминович (13.03.1928–25.02.1993). Младший внук К.Э. Циолковского. Родился в д. Севостеево Тульской области.

Когда началась война, окончил только 6-й класс. В 1945 г. ушел в армию. После возвращения в Калугу окончил культурно-просветительное училище, затем педагогический институт, работал корреспондентом областного радио. Журналист. С 1962 г. был приглашен на работу научным сотрудником в Дом-музей К.Э. Циолковского. С 1964 г. был назначен заведующим дома-музея. Заслуженный работник культуры РСФСР.

Похоронен на Пятницком кладбище, научаете №5.

КИСЕЛЁВ Владимир Ефимович (8.02.1921–27.07.1996). Родился в Калуге. После смерти матери, Анны Константиновны, воспитывался в семье К.Э. Циолковского, потом жил с отцом и мачехой в Москве.

С 1939 по 1962 г. служил в армии, участвовал в Великой Отечественной войне, демобилизовался в звании капитана. Закончил заочный радиотехникум, затем МВТУ им. Баумана в Калуге. В 1960-е гг. работал техником в планетарии музея космонавтики.

Собрал интересную коллекцию картин калужских художников, посвященных Циолковскому и калужскому краю.

Похоронен на Пятницком кладбище, на участке №8.

КОСТИН Всеволод Вениаминович (31.03.1917–21.07.1995). Старший внук К.Э. Циолковского. Родился в с. Богородицком Мосальского уезда Калужской губернии. После окончания школы-семилетки поступил в школу ФЗО с электротехническим уклоном. В 1933 г. окончил ее с отличием и работал в электромеханических мастерских.

После смерти Циолковского, когда решением правительства внукам ученого были даны направления в институты (в те годы поступать в высшие учебные заведения имели право только дети рабочих и крестьян), поступил в Дирижаблестроительный институт. Окончить не успел: началась война. После войны завершил обучение в институте, который был переименован в Московский авиационный технологический институт. Всю жизнь проработал в Калуге инженером-энергетиком. Последние годы был главным инженером организации «Сельэнерго».

Похоронен на Трифоновском кладбище, на участке № 18.

КОСТИНА Вера Вениаминовна (10.01.1916–28.03.2007). Старшая внучка К.Э. Циолковского. Родилась в с. огородицком Мосальского уезда Калужской губернии. Жила в семье деда с 1924 г. Окончила школу-семилетку, затем Калужский сельскохозяйственный техникум. После смерти Циолковского, когда решением правительства внукам ученого были даны направления в институты, поступила в Московскую сельскохозяйственную академию им. К.А. имирязева. После ее окончания стала работать агрономом недалеко от Калуги. С 1950-х гг. до самой пенсии много лет работала в Калужском метеорологическом бюро. Выпустила книгу о природе калужского края.

В 1940 г. вышла замуж за аспиранта Тимирязевской академии Фёдора Арсентьевича Поликарпова. Он погиб в войну в 1943 г.

Похоронена на Литвиновском кладбище, на участке №29.

КОСТИН Евгений Вениаминович (1928–1935).

КОСТИН Вениамин Вениаминович (1918–1936).

ПОЛИКАРПОВ Виктор Фёдорович (1941–1996). Похоронен в Санкт-Петербурге.

Литература

1. Калужская энциклопедия. Калуга: Изд-во Н.Ф. Бочкарёвой, 2005. С.459.

2. Тимошенкова Е.А. Калуга Циолковского: Буклет / Фото Л.Е. Чиркова.

3. Казанцев А.Н. Горький и Циолковский. 600 лет Калуге (1371–1971) // III Юбилейная краеведческая конференция Калужской области. С.51.

4. Он же. Воспоминания о Константине Эдуардовиче Циолковском // Там же. С.56.

80 лет назад перестало биться сердце выдающегося ученого, основоположника теоретической космонавтики

Имя Константина Циолковского каждому из нас знакомо со школьной скамьи. Гениальный ученый — автор идей, опередивших свое время. Задолго до того, как люди начали осваивать космос — в самом начале ХХ века, он высказал идею возможности космического полета. Причем, представлял, какой будет техника, способная отправиться за пределы Земли. Это может быть космический корабль, работа которого основана на принципах реактивного движения… В 1903 году он написал труд «Исследование мировых пространств реактивными приборами». В нем говорилось, что корабль для полета в космос должен быть подобен ракете, грандиозной и особенным образом устроенной. Уже тогда размышлял о перегрузках космонавтов, о том, как их избежать… Говорил о невесомости, а также предложил шлюзовую камеру для выхода в космос.

На работы Константина Циолковского опирался в своей деятельности Сергей Королев, а Юрий Гагарин однажды сказал: «Циолковский перевернул мне душу. Это было посильнее Жюль Верна, Герберта Уэллса и других фантастов. Сказанное ученым подтверждалось наукой и его собственными опытами».

Жизнь Циолковского не менее интересна, чем его идеи. Ученый-самоучка закончил лишь… два класса гимназии. О том, каким человеком был Константин Эдуардович, «ФАКТАМ» рассказала его правнучка, заведующая домом-музеем Циолковского в Калуге Елена Тимошенкова (на фото).

— Елена Алексеевна, а в вашем доме что напоминает о знаменитом прадеде?

— Когда через год после смерти Константина Эдуардовича в 1936 году в его доме решили открыть музей, семья передала туда все, что принадлежало ученому: мебель, книги, инструменты… А спустя несколько лет и бытовые вещи: посуду, которой он пользовался, вышитую женой скатерть. Дома остались лишь некоторые фотографии. Нас, правнуков, четверо. У Константина Эдуардовича было семеро детей. Моя бабушка Мария — одна из дочерей Циолковского. Я дочь ее младшего сына Алексея.

— Судьба отмерила Константину Циолковскому 78 лет. Рассказывали, будто он очень боялся смерти.

Нет, не боялся. Более того, в своих последних философских работах Константин Эдуардович писал, что человек — частичка космоса и что мы не одиноки во Вселенной. И он не просто в это верил, а знал стопроцентно. В ряде работ говорил, что Вселенная как огромный сад, где не может плодоносить только одна яблоня. Невозможно, чтобы только наша планета была обитаема. Константин Циолковский считал, существа, обитающие на других планетах, высокоразвиты и высокодуховны. И пока земляне не поднимутся на более высокий уровень в нравственном и духовном отношении, они не смогут влиться в космическое содружество.

— Вы сказали, что Циолковский знал о существовании инопланетной жизни стопроцентно. Откуда?

— Этого не могу сказать. Но он мог смотреть настолько далеко вперед, что десятки миллионов лет для него казались совершенно реальными. Как-то один знакомый сказал Циолковскому, что готов вычитать его рукопись. Константин Эдуардович ответил: «Нет, вы не справитесь. Запутаетесь в числах, потому что для меня цифра с двадцатью нулями ощутима, как монетка на ладони». Наверное, гений на то и гений, что мыслит не так, как все остальные. В 1926 году Циолковский создал план освоения космического пространства, состоящий из 16 пунктов. Сейчас мы находимся примерно на уровне восьмого. Уже совершен выход за пределы атмосферы, создана международная космическая станция, идет разработка космических оранжерей, которые будут необходимы для осуществления долговременных полетов к другим планетам и астероидам. Последние пункты плана предполагают выходы в дальние миры и возможность для человечества влиться в космическое содружество.

— Когда же это может произойти?

— Время не обозначено. Только условие, о котором я уже сказала. Земляне должны стать высокодуховными.

— В советское время утверждалось, что наука и религия — вещи взаимоисключающие, поэтому с удивлением прочла, что самым интересным философом Циолковский считал Христа.

— Прадед был человеком верующим, хотя в церковь ходил нечасто. Как-то сказал: «Господи, если ты есть, покажи на небе крест или человека». И Бог ответил, хотя и не сразу. Было это в один из непростых периодов жизни Циолковского — в начале 1880-х годов. Однажды Константин Эдуардович сидел на крыльце дома и вдруг увидел в небе образовавшийся из облаков крест, который вскоре плавно преобразовался в фигуру человека. Это событие Циолковский считал очень значимым для себя. Трактовал как знак того, что высшие силы его слышат и поддерживают. А в его жизни были очень тяжелые моменты.

— Читала, что Циолковский даже писал свою интерпретацию Евангелия…

— Оно называлось Евангелие от Купалы. Эта работа хранится в архиве Российской академии наук. Только один раз она была издана частным издателем и так быстро разошлась, что даже я, увы, ее не видела.

— Правда, что ваша прабабушка Варвара, узнав о том, что муж собирается писать свою версию жизни Христа, была потрясена?

— Прадед взялся за это, когда ему уже было за 70. Прабабушка очень переживала по этому поводу. Будучи глубоко верующей, не допускала и мысли, что обычный человек может брать на себя такую миссию.

— Как они познакомились?

— Молодой учитель Циолковский снимал комнату у ее отца-священника в Боровске (небольшой городок в Калужской губернии). Они были ровесники. И ей, и ему — 23 года. Варвара поразила Константина своим знанием Евангелия. Поженились они спустя несколько месяцев после знакомства. Прожили вместе 55 лет. Прабабушка пережила прадеда на пять лет.

— Она осознавала, что ее супруг гений?

— Не знаю, но с уважением относилась к тому, что он делал. Тыл, который она обеспечивала, давал ему возможность творить. Один из хороших знакомых Константина Эдуардовича сказал, что неизвестно, стал бы Циолковский Циолковским, если бы рядом с ним не было Варвары Евграфовны.

— На их долю выпали тяжелые испытания — из семерых выжили только двое детей.

— Да, горе страшное. Самый старший из сыновей Игнатий, будучи студентом Московского университета, покончил жизнь самоубийством — отравился цианистым калием. Ему было 19 лет. Причина его поступка неизвестна. Он не оставил никаких посмертных записок. Второй сын Александр погиб при непонятных обстоятельствах. Родители получили извещение из Украины, где он работал учителем, о его смерти через четыре месяца после случившегося. Леонтий умер годовалым от коклюша, Иван надорвался тяжелым бревном, дочь Анна — от чахотки. Думаю, для Циолковского спасением становилась работа.

— Многие годы он учительствовал, преподавал математику и физику. А ведь сам не закончил и трех классов гимназии, во втором классе был оставлен на второй год.

— В девять лет, катаясь на санках, Циолковский простудился, затем заболел скарлатиной, а в результате осложнения стал плохо слышать. В семье изгоем себя не чувствовал, но в учебе глухота мешала. Отчисленный из третьего класса Циолковский больше нигде не учился. Школьную программу освоил самостоятельно. В 16 лет отправился поступать в Москву в высшее техническое училище, но так как не имел документа об окончании гимназии, его не приняли. Стал штудировать науку в Чертковской публичной библиотеке — единственной бесплатной в то время в Москве. Перебивался с хлеба на воду. На него обратил внимание библиотекарь Николай Федоров — легендарная личность, философ, друг Льва Толстого. Николай Федоров рекомендовал юноше книги, способные расширить его кругозор. Самостоятельно прадед изучил такие дисциплины, как дифференциальные и интегральные исчисления, высшая алгебра, астрономия, химия, механика…

— Как был обустроен быт ученого в пору, когда он уже был знаменит?

— В доме всегда была простая обстановка. Денег лишних не водилось, так как работал Константин Эдуардович фактически один, а семья-то большая. Что касается одежды, привыкал к старым вещам и любил их. Удивителен контраст: в творчестве он стремился к новому, а в бытовых привычках оставался консерватором. Что еще интересно, прадед был человеком спортивным. Катался на коньках. В возрасте за сорок научился кататься на велосипеде. Машины у него никогда не было. Прекрасно плавал. Когда внуки подросли, иногда ходил с ними на реку, учил их плавать. Еду предпочитал простую. На первое — суп с мясом, на второе — гречневая каша с маслом… Мой отец вспоминал, что для внуков самым вкусным кушаньем, полученным из дедушкиных рук, был черный хлеб с маслом, присыпанный крупной солью. Константин Эдуардович разрезал его на маленькие кусочки, которые дети называли пряничками. Из конфет признавал только леденцы, считал, что они самые натуральные. А Когда прадеду исполнилось 75 лет, ему откуда-то прислали банку с консервированными персиками. Это был такой деликатес, что он ходил по дому с этой банкой и угощал всех членов семьи.

— По дому что-то делал?

— Вытачивая на токарном станке конструкции для своих опытов, мог детям и внукам сделать заодно игрушки — куклу, посуду. Он умел все. Не боялся никакой работы и трудностей, ни научных соперников, ни воров, которые несколько раз пытались пробраться в дом. Чтобы не допустить в жилище жуликов, дед придумал особую конструкцию замка.

— Как Циолковский работал?

— В доме знали, что мешать Константину Эдуардовичу нельзя. Когда после наводнения пришлось достроить второй этаж, обустроил там себе кабинет-лабораторию, куда вела лестница. Прадед заходил в кабинет, и за ним захлопывалась крышка люка, сделанная по его просьбе плотниками. Это был знак для всех, что беспокоить его нельзя ни под каким предлогом. И только когда крышка открывалась, внуки знали, что к дедушке можно подняться. В его кабинете-лаборатории было много всего интересного: что-то крутилось, вертелось, летели искры, когда проделывались опыты.

— Константин Эдуардович как-то ощущал свою славу?

— Во время празднования его 75-летнего юбилея проходили торжественные заседания в Москве и Ленинграде, прадеда наградили орденом Трудового Красного Знамени за труды в области воздухоплавания и авиации. Он писал дочери: «Несмотря на всю эту шумиху, я по-прежнему одинок и бессилен». Слишком опережали свое время его идеи, чтобы можно было при жизни убедиться в их правоте.

— Свои дни Циолковский закончил в Калуге. Жить в Москве не желал?

— Прадед был из провинциальных людей, которым тяжело находиться в большом шумном городе. Он и в Калуге-то жил на окраине. Рядом река, потрясающе красивая природа. Даже поездка в Москву, где вручали орден, была для него достаточно серьезным испытанием.

— Но ведь в столице он мог общаться с коллегами-учеными, там Академия наук.

— Константин Эдуардович был самоучкой, а таких официальная наука не любила, относилась к ним несколько настороженно. Кроме того, думаю, по характеру своему Циолковский был ученый-одиночка. Не имел звания академика. Во всех анкетах писал, что он… учитель.

— Однако не каждому учителю Сталин отвечал на письма. Они были знакомы?

— Нет, прадед со Сталиным не был знаком и не состоял в партии. Но в последние дни жизни, видимо, по чьей-то подсказке, для сохранения научных трудов обратил на них внимание Сталина. Циолковский писал ему, что все свое наследие передает советской власти. И Сталин ответил ему, пожелав здоровья и дальнейшей плодотворной работы.

— От чего умер Циолковский?

— От рака желудка. На похоронах было огромное количество народа. Приехала делегация из Москвы. Над парком, где хоронили Циолковского, в воздухе проплыл дирижабль, сбросил вымпел. Все это было невероятно торжественно. Я, думаю, многие горожане пришли, чтобы понять, кто же такой этот Циолковский и что он сделал. Так было и спустя год, когда в Калуге открывался его музей. Ведь многие в городе считали Циолковского просто чудаком. А для молодой советской страны он стал символом самоучки, который, не обучаясь в академических дореволюционных учебных заведениях, не заканчивая университетов и не имея никаких регалий, состоялся как ученый, и его труды получили признание во всем мире. У Циолковского после его смерти было огромное количество последователей. Его труды, в основном технические — о воздухоплавании и авиации, печатались большими тиражами. О космонавтике речь в то время не шла. О ней стали говорить спустя много лет, фактически уже после войны.

— Циолковский бывал в Украине?

— Нет. Но его отец был родом из села Коростянин Ровенской области. Затем учился в Петербурге, в Петербургской губернии работал лесничим.

— Что бы вы сказали своему прадеду сегодня, если бы он мог вас услышать?

— Сказала бы, что храним его память, что в дом, где он прожил тридцать лет, приезжают тысячи людей со всего мира, чтобы поклониться его гению. И все они поражаются контрасту между простой жизнью, которой он жил, и глобальными идеями, которые оставил нам.

А.В. Костин

Доклад на Седьмых научных Чтениях, посвященных разработке научного наследия и развитию идей К.Э, Циолковского (Калуга, 14 – 18 сентября 1972 г.).

Публикация: А.В. Костин. Новое о семье К.Э. Циолковского // Труды Седьмых Чтений, посвященных разработке научного наследия и развитию идей К.Э, Циолковского (Калуга, 14 – 18 сентября 1972 г.). Секция «Исследование научного творчества К.Э. Циолковского. – М.: ИИЕТ, 1973. – С. 59 – 68.

Взаимоотношения К. Э. Циолковского с семьей имели определенное значение в жизни и творческом процессе ученого, и этим отношениям он придавал большое значение.

Автор данной статьи в последние годы много внимания уделял изучению материалов о жизни двух дочерей К. Э. Циолковского: Марии Константиновны Циолковской-Костиной и Анны Константиновны Циолковской-Киселевой. Исследовался жизненный путь трех сыновей ученого: Игнатия Константиновича, Александра Константиновича и Ивана Константиновича. Кроме того, автор интересовался жизнью и деятельностью зятя ученого – Ефима Александровича Киселева, одного из старейших членов Коммунистической партии Советского Союза.

Вполне естественно, что роль перечисленных выше родных К. Э. Циолковского трудно даже сравнивать со значением в его жизни и работе жены Варвары Евграфовны и дочери Любови Константиновны. Они были его первые и верные помощники. Не случайно старшей дочери ученого был посвящен специальный доклад на Четверных Чтениях, посвященных разработке научного наследия К. Э. Циолковского (1).

Однако ряд новых документов, воспоминаний и эпистолярных материалов, изученных автором, дает право говорить об этих членах семьи с заслуженным уважением, т. к. они сыграли определенную роль в жизни ученого, оказывали ему поддержку и помощь.

Старшая дочь ученого, Л. К. Циолковская, писала: «критика отцом всего окружающего толкала и нашу мысль; особенно нас занимали «проклятые вопросы» — о начале и причине всего, о цели жизни человечества и человека и т. п.» (2, с. 181).

В своих воспоминаниях Любовь Константиновна продолжает мысль: «Подрастали и начали рассуждать и мои братья; особенно непримирим был ко всему окружающему брат Игнатий. Он без конца высмеивал и порядки, и носителей этих порядков» (3, с. 50).

Многих интересует судьба Игнатия Константиновича Циолковского, т. к. часто в литературно-биографических работах он, в связи с ранней гибелью, окружается завесой таинственности.

Игнатий родился 2 августа 1883 г. в г. Боровске. Он был вторым ребенком у Циолковских. Исключительно умный и способный мальчик отлично учился в Боровском уездном училище и в Калужской гимназии, за что товарищи по школе прозвали его Архимедом. Константин Эдуардович, по словам его старшей дочери, предполагал, что по окончании университета сын будет глубоко заниматься проблемами физики и математики.

В черновых набросках своих воспоминаний Л. К. Циолковская трогательно рассказывает об этом незаурядном человеке, о том, как он еще гимназистом старался облегчить тяжелое материальное положение семьи. «Игнатий начал зарабатывать с 16 лет, -читаем в воспоминаниях его старшей сестры, — и познал всю горечь наемника… Так одна из военных дам хотела его превратить чуть не в лакея для своего великовозрастного сынка. Игнатий, обычно сдержанный, придя домой разрыдался. Чтобы облегчить жизнь отца, он поступил в пансионат на казенное содержание. Но муштра там, жизнь по звонку среди чуждых детей богатых родителей прибавила душевных тягот» (3, с. 80-81).

Работая почти каждое лето репетитором, Игнатий копил деньги на учебу в высшем учебном заведении. С отличием окончив Калужскую мужскую гимназию, летом 1902 г. 19-летний юноша уехал в Москву, чтобы поступить в университет. Сначала студенческая жизнь ему нравилась. Сестре Любови, работавшей в то время сельской учительницей, он писал, что ходит в театры, с восторгом слушал Шаляпина. Потом сообщал, что собирается перевестись с физико-математического факультета на медицинский.

3 декабря 1902 г. Циолковским пришла телеграмма о трагической гибели Игнатия. Выехавший на похороны в Москву Константин Эдуардович узнал от товарищей сына, что последние дни Игнатий не посещал университет, был грустным и задумчивым. К. Э. Циолковскому была передана записка сына и почти вся сумма денег, привезенная из Калуги. Деньги эти Константин Эдуардович передал дочери Любови, чтобы она продолжила учебу на высших женских курсах.

Несколько лет назад ленинградским исследователем жизни и творчества К. Э. Циолковского Г. Т. Черненко были обнаружены интересные документы о последнем периоде жизни И. К. Циолковского, в их числе донесение полицейского чиновника о гибели студента, его фотография с автографом и заявление о приеме в университет, датированное 2 июля 1902 г. (4). Отравился Игнатий Константинович цианистым калием. Смерть наступила мгновенно.

Велико было горе К. Э. Циолковского, потерявшего своего сына. Со свойственной ему самокритичностью он обвинял себя в том, что не уберег сына, из-за занятости научной и педагогической работой не придал достаточного значения увлечению сына упаднической философией, не направил его на увлечение наукой на благо человечества.

Может быть, Циолковский был и прав, обвиняя себя, но не придал он значения другому факту. В то время, в связи с революционными брожениями студентов, на них обрушилась жестокая кара царского насилия и произвола, что можно считать одной из причин ухода из жизни старшего сына Циолковского Игнатия.

Второй сын ученого – Александр Константинович Циолковский был на два года моложе Игнатия. Биографические данные о нем еще более скупы. Родился он в г. Боровске 21 ноября 1885 г. Л. К. Циолковская дает ему такую характеристику: «Брат Саша был очень нервный, все страдания людей он сильно переживал» (3, с. 82). По ее словам, окончив гимназию, ту же, что и брат, «…Саша тоже пробовал поступить в университет на юридический факультет, но за отсутствием средств… ушел в учителя» (3, с. 48).

Из письма К. Э. Циолковского к дочери Марии узнаем, что в 1910 — 14 гг. Александр работал учителем в селе Климов Завод Юхновского уезда Калужской губернии: «Непременно напиши Саше, объясни, почему не смогла приехать раньше в Климов…» (5, оф. 314).

В 1913 г., уже работая сельским учителем, Александр Константинович женился на калужской учительнице Юлии Андреевне Жабиной. Вместе они работали в Юхновском уезде, а потом перебрались в с. Смелое Ромненского уезда Полтавской губернии.

Воспоминания сестры жены А. К. Циолковского Анны Андреевны Соловьевой, несколько почтовых открыток, переданных в Государственный музей истории космонавтики, дают нам возможность установить, в какие годы и где работал учителем средний сын Константина Эдуардовича. По воспоминаниям А. А. Соловьевой, Александр Константинович перебрался на Украину в 1918 г., а осенью 1923 г. он покончил жизнь самоубийством (5, 6).

Иван Константинович Циолковский также родился в г. Боровске 1 августа 1888 г. Он с детства был болезненным ребенком. В черновых набросках своих воспоминаний Л. К. Циолковская пишет: «У третьего брата Вани были способности к изобретательству, но они были заглушены отсутствием возможности работать при тесном помещении, при нервозном состоянии отца» (3, с. 11).

Из-за слабого здоровья Иван Константинович смог окончить только городское училище и позже курсы бухгалтеров. Но работать на счетной работе не мог: был невнимательным, путал цифры. Зато он много помогал Варваре Евграфовне в домашних делах, проявляя при случае рационализаторскую жилку. Так, он механизировал доставку воды, использовав отцовский велосипед. Охотно и добросовестно выполнял разовые поручения отца: набело переписывал его рукописи, ходил на почту и в типографию, вместе с Константином Эдуардовичем выправлял корректуру, помогал ученому проводить опыты по аэродинамике и испытывать модели дирижаблей.

В тяжелом и голодном 1919 году И. К. Циолковский умер от заворота кишок, отравившись испорченной квашеной капустой. Константин Эдуардович долго переживал трагическую смерть сына. Он поставил фотографию Ивана на свой письменный стол. Перед глазами ученого она простояла до самой его смерти.

Через год после смерти Ивана в 1920 г. заботами кооператива учащихся г. Калуги вышла брошюра К. Э. Циолковского «Богатство Вселенной» (Глава из сочинения: «Мысли о лучшем общественном устройстве») (7). Основному тексту предшествовал эпиграф Константина Эдуардовича: «Выпуская в свет эту статью, считаю долгом вспомнить моего сына Ивана, сознательного и дорогого моего помощника, который переписывал все мои работы с 1918 года и вообще всю короткую жизнь свою был деятельным и кротким сотрудником моей семьи. Умер 5 октября 1919 года, в тяжких мучениях, в связи с недоеданием и усиленным трудом, — 32 лет отроду» (7, с. 4).

Мария Константиновна Циолковская-Костина. В газете «Правда» 17 декабря 1964 г. было опубликовано следующее сообщение: «Калуга, 16. (По телефону). Здесь после продолжительной тяжелой болезни скончалась дочь и верная помощница великого русского ученого К. Э. Циолковского – Мария Константиновна Циолковская-Костина.

Два месяца назад общественность с большой теплотой и сердечностью отметила 70-летие со дня ее рождения. Десятки поздравлений доставили тогда Марии Константиновне почта и телеграф.

Мария Константиновна много способствовала пропаганде трудов своего отца. Как член ученого совета Дома-музея К. Э. Циолковского она помогла воссоздавать в музее мемориальную комнату-кабинет ученого» (8).

Эти теплые слова на страницах центрального печатного органа нашей партии относятся к последним годам жизни М. К. Циолковской-Костиной, средней дочери ученого. Она же была незаметным, но скромным помощником отца в течение многих лет.

Родилась Мария Константиновна в октябре 1894 г. в Калуге в доме на улице Георгиевской. В этом доме Циолковский жил около десяти лет и написал многие свои основополагающие работы по космонавтике и ракетодинамике, авиации и воздухоплаванию; рассчитал и построил аэродинамическую трубу для исследований в искусственном воздушном потоке моделей летательных аппаратов и геометрических тел различной конфигурации.

Мария Константиновна, как и ее старшая сестра, училась в казенной женской гимназии. О первых ее детских годах мы узнаем из ее воспоминаний об отце, опубликованных в газете «Коммуна» в первую годовщину со дня смерти К. Э. Циолковского (10) и в сборнике «Циолковский в воспоминаниях современников» (9, с. 227-235).

Осенью 1913 г., окончив 8-й учительский класс гимназии, Мария Константиновна уехала в глухую смоленскую деревню учить ребят грамоте.

Очень характерно, что Циолковский, являясь прекрасным преподавателем, поощрял в своих детях желание нести просвещение в народные массы. Любовь, Александр и Мария свою трудовую деятельность начали сельскими учителями. Отец нередко давал им дельные советы, опираясь на свой богатый педагогический опыт. В свою очередь он очень интересовался условиями работы учителей в деревне, экономикой и бытом крестьянских хозяйств.

Между Марией Константиновной и ее родными регулярно велась переписка. Сохранилось несколько писем Константина Эдуардовича, Варвары Евграфовны и Анны Константиновны к молодой сельской учительнице (5, 11).

Письма младшей сестры Анны к Марии Константиновне по содержанию то веселые, то грустные, но все остроумные и нежные. В этих письмах проскальзывают новые факты об отце, об укладе жизни семьи.

В 1915 г. Мария Константиновна выходит замуж за студента Московского университета Вениамина Яковлевича Костина. Между тестем и зятем сразу устанавливаются хорошие отношения, построенные на взаимном доверии и уважении. Сохранившееся письмо Константина Эдуардовича к В. Я. Костину проникнуто любовью. Циолковский доверительно пишет зятю о своих научных делах, о жизни семьи (5, оф. 315). В воспоминаниях М. В. Самбуровой (16) и др., хранящихся в фондах Государственного музея истории космонавтики, этой дружбе уделено определенное внимание.

Ряд материалов, обнаруженных в последнее время, говорит том, что и в тяжелые годы гражданской войны, во время которой Мария Константиновна жила в деревне, она старалась поддержать продуктами живших в Калуге отца, мать и сестру. Не раз приглашала Константина Эдуардовича «подкормиться» в деревню, на что он отвечал, что не может оставить научной работы. В переписке родителей с дочерью Марией, в письмах Анны Циолковской к сестре очень ярко прослеживается эта незаметная, но очень нужная в то время материальная помощь ученому со стороны дочери и зятя (5, 11).

В 1929 г. семья Марии Константиновны переезжает из деревни в Калугу в дом отца. Незаметно, тактично, не обижая мать, М. К. Циолковская-Костина берется за хозяйственные дела. Ходит за пайками для отца, на рынок, стирает, убирает, воспитывает шестерых детей. В 1932 г., в дни 75-летнего юбилея ученого, помогает ему в приеме многочисленных посетителей.

В 1933 г. Константин Эдуардович перебирается с семьей в новый дом, подаренный ему калужским горсоветом. Мария Константиновна занимается многочисленными хозяйственными делами, заботится о содержании дома в образцовом порядке, создает отцу наиболее благоприятные условия для работы и отдыха.

Отзывчивая и добрая по натуре, М. К. Циолковская-Костина принимает посетителей отца: ракетчиков, дирижаблистов, писателей, работников печати и кино, представителей местных партийных и советских организаций. Тепло отзывались о Марии Константиновне секретарь Калужского райкома партии Б. Е. Трейвас, инженеры Л. К. Корнеев и Я. А. Рапопорт. Она была знакома с И. Т. Клейменовым, М. К. Тихонравовым, А. Е. Ферсманом, В. М. Молоковым, писателями Л. Кассилем и Н. Бобровым.

18 сентября 1936 г., выступая в городском театре на траурном заседании, посвященном первой годовщине со дня кончины К. Э. Циолковского, Мария Константиновна говорила:

«Наша семья приносит глубокую благодарность партии большевиков… за то, что она, и только она, оценила мечты и труды нашего отца, мужа и деда. Он умер с твердой уверенностью, что его дело находится в крепких руках Советской власти и коммунистической партии… Нас особенно трогает, что партия и правительство не забывают его семью» (15).

После окончания Великой Отечественной войны с ростом интереса трудящихся к работам К. Э. Циолковского, к его жизни и деятельности возрос поток писем в Калугу, и Мария Константиновна вместе со старшей сестрой отвечает на многочисленные письма и запросы, встречается с представителями научных учреждений, писателями, журналистами, художниками, киноработниками. Особенно расширилась переписка, участились встречи после запуска первого советского искусственного спутника Земли и полета Ю. А. Гагарина. Самыми многочисленными корреспондентами М. К. Циолковской-Костиной были дети – создатели уголков и музеев К.Э. Циолковского.

В последние годы жизни М.К. Циолковская, уже будучи тяжело больной полиартритом, охотно откликнулась на просьбу Дома-музея ученого составить план бытовых интерьеров дома Циолковских. Проконсультировала и дала положительную оценку тематико-экспозиционному плану реэкспозиции Дома-музея К. Э. Циолковского. Существенно доработала свои воспоминания об отце. Мы можем с полным правом говорить, что на протяжении всей своей сознательной жизни М. К. Циолковская-Костина была преданным помощником своего великого отца.

Анна Константиновна Циолковская-Киселева. Ефим Александрович Киселев. Нельзя не сказать о младшей дочери ученого Анне Константиновне и о ее муже Ефиме Александровиче Киселеве, которых очень любил К.Э. Циолковский.

Анна родилась в 1897 г. в Калуге. С детства она была слабым и болезненным ребенком и прожила всего 24 года. Училась она не в казенной гимназии, как ее сестры Любовь и Мария, а в частной гимназии М. Шалаевой. Эта гимназия давала очень прочные знания, отношение к учащимся в ней было гуманным.

Младшая дочь ученого любила рисовать и петь, была остроумна и общительна. С первых и до последних дней своей жизни была очень дружна с сестрой Марией. Подтверждение тому – несколько сохранившихся писем младшей сестры к средней.

Вот строки из одного письма, написанного Анной весной 1914 г.: «Дорогая Марусечка! С утра без конца идет дождь… Все тает. Вода стучит по крыше. У нас в доме, как всегда после обеда, тишина. Папа спит в столовой. Мама в средней комнате у окна вышивает на пяльцах… Река поднялась, по ней идет грязный мелкий лед. Должно быть из Яченки…» (11, л. 1).

Еще отрывок из писем в деревню, датированный 1915 г.: «Папа читает, мама стоит у лежанки в средней (комнате) и разговаривает со мной, вокруг меня на столе раскрытые учебники, мы только что поужинали…» (11, л. 3).

Великая Октябрьская социалистическая революция застала Анну Константиновну уже окончившей гимназию со званием «домашняя учительница». У родственников Циолковского хранится два интересных документа: свидетельство о рождении и свидетельство об образовании младшей дочери ученого.

Восторженная девушка, окрыленная революцией, начинает служить Советской власти. Работает сначала в продотделе, потом в отделе социального обеспечения. Затем ее переводят сотрудником губернской газеты «Коммуна». Вместе с вернувшейся из Петрограда старшей сестрой, Любовью Константиновной, Анна работает в детских домах учительницей начальных классов.

С 1918 г. А. К. Циолковская – член Коммунистической партии (12).

Знакомство с Е. А. Киселевым, членом партии с 1904 г., участником Декабрьского вооруженного восстания в Москве в 1905 г., депутатом Московского Совета депутатов трудящихся, делегатом 5-го Лондонского съезда РСДРП от московских рабочих, участником становления Советской власти в Калужской губернии, положительно сказалось на формировании марксистского мировоззрения Анны Константиновны.

В трудные годы Гражданской войны Киселев и его жена Анна (они поженились в январе 1920 г.) старались помогать отцу продуктами, дровами, керосином, бумагой для работы, хотя и самим им жилось нелегко. Анна часто болела.

После рождения ребенка у Анны Константиновны начался туберкулез. Е. А. Киселев писал в своих воспоминаниях: «В 1921 году после родов Аня заболела туберкулезом легких, отправить ее на юг лечиться в санаторий в те тяжелые годы было невозможно». Ефим Александрович пытался добиться перевода на юг, но безуспешно (9, с. 238).

В письме к сестре Марии Анна писала: «А отчасти хорошо, что Ефима не отпустят на юг. А то когда уже мы увидимся… А все-таки весна будет, может быть недолго ее ждать. Ты тоже ведь ее ждешь с таким же нетерпением» (11, л. 7).

Не отпустив Киселева на юг, губком партии разрешил перебраться ему на работу в село и поручил организацию небольшого производственного хозяйства. Ефим Александрович надеялся, что жене станет лучше, благоприятнее будут условия для только что родившегося ребенка.

Хозяйство это располагалось недалеко от Калуги в Перемышльском уезде, в бывшем Лютиковом монастыре. Циолковский приезжал туда на велосипеде, радовался, что здоровье дочери как будто идет на поправку. На самом деле ей было все хуже и хуже.

Вот отрывок из последнего, предсмертного письма Анны к Марии: «На воздух я не выхожу совершенно. Даже в хорошую погоду я пробовала выходить (было совсем тепло) и свалилась недели на полторы. Я морально чувствую себя хорошо. Взяла себя вполне в руки. Не думаю совершенно о плохом…» (11, л. 12).

Из письма колхозницы колхоза «1 Мая» А. Г. Кузнецовой в музей К. Э. Циолковского следует, что «дочь Циолковского, она же Киселева, коммунистка, захоронена в Корекозеве, причем не на кладбище, а за огородами, близко у домов, где росли четыре сосны» (14).

Ефим Александрович Киселев умер в Москве несколько лет назад. Он был персональным пенсионером, одним из старейших членов КПСС.
Смерть взрослых детей всегда тяжело отражалась на Константине Эдуардовиче Циолковском, но он мужественно переносил удары судьбы, черпая силы в напряженной работе во имя светлого будущего человечества.

Розыск и некоторая систематизация новых данных о семье Константина Эдуардовича дополняет образ великого ученого и дает определенный фон, на котором протекала жизнь основоположника космонавтики.

Источники и литература

1. А. В. Костин. Любовь Константиновна Циолковская – верный помощник отца. Труды Четвертых чтений, посвященных разработке научного наследия и развитию идей К. Э. Циолковского. Секция «Исследование научного творчества К. Э. Циолковского». М., 1970, стр. 56-66.
2. Любовь Циолковская. Его жизнь. В сб.: К. Э. Циолковский. М., 1939, стр. 179-186.
3. Л. К. Циолковская. Продолжение «Моих воспоминаний», часть 1-я. Архив автора статьи.
4. Г. Черненко. Все для высокого. Газ. «Советская молодежь» (Рига), 8 июня 1969, № 3, стр. 6.
5. Письма К. Э. Циолковского к М. К. Циолковской-Костиной и В. Я. Костину. Архив Государственного музея истории космонавтики имени К. Э. Циолковского, оф. №№ 165, 313, 314, 315.
6. А. А. Соловьева. Воспоминания. Архив Государственного музея истории космонавтики (ГМИК) имени К. Э. Циолковского, оф. № 153.
7. К. Э. Циолковский. Богатство Вселенной. Калуга, 1920
8. Памяти М. К. Циолковской-Костиной. «Правда», 17 дек. 1964, № 352, стр. 4
9. Циолковский в воспоминаниях современников. Сборник. Тула. 1971. Исключительная энергия, доброта и отзывчивость. (Из воспоминаний дочери К. Э. Циолковского – Марии Константиновны Циолковской). Газета «Коммуна» (Калуга), 19 сентября 1936, № 215, стр. 3.
10. Письма А. К. Циолковской к М. К. Циолковской. Архив автора статьи
11. Партархив Калужского обкома КПСС, ф. 1093, оп. 1, д. 78-а, л. 19.
12. Л. К. Циолковская. Мои воспоминания об отце. Архив автора статьи.
13. Письмо А. Г. Кузнецовой (копия) от 6 февраля 1969 г. в музей К. Э. Циолковского. Архив автора статьи.
14. Памяти К. Э. Циолковского. Траурное заседание в театре. Газ. «Коммуна» (Калуга), 1936, 21 сентября 1936, № 216.
15. М. В. Самбурова. Воспоминания. Архив ГМИК, опись воспоминаний, № 44а, л. 5.

Новое на сайте

>

Самое популярное