Домой Нужно знать Одри Хепбёрн - жизнь отданная людям. Миссия знаменитой актрисы. Последние годы жизни

Одри Хепбёрн - жизнь отданная людям. Миссия знаменитой актрисы. Последние годы жизни


«Отдавать - значит жить. Если прекратишь отдавать,
то не для чего будет жить»
Одри Хепбёрн

Звезда Голливуда, женщина, признанная самой
красивой в мире, икона стиля, легенда

Одри Хепбёрн

4.05.1929 - 24.01.1993

Она стала настоящим символом своего времени и продолжает восхищать как мужчин, так и женщин - даже после своей смерти. Вряд ли найдутся люди, равнодушные к ее очаровательной улыбке в «Завтраке у Тиффани» или «Римских каникулах».

Но мало кто знает, что за талантом и красивым лицом
стоит сильный характер и большое сердце.

4 мая 1929 года в доме 48 по улице Кей-енвельд в районе Иксель, к юго-востоку от центра Брюсселя, в семье английского барона Джозефа Растона и голландской баронессы Эллы ван Хеемстра родилась девочка Одри Кэтлин Растон. Будущая звезда Голливуда, впоследствии, будет признанна самой красивой в мире, известной как Одри Хепбёрн.

Уход отца нанес ей «рану, которая так никогда и не затянулась».
А сама Одри призналась, что «никогда по-настоящему не верила
в любовь - и всегда была до слез благодарна за нее...»

Уход отца из семьи оказал влияние и на всю дальнейшую судьбу дочери. «Влюбившись и выйдя замуж, я продолжала жить в страхе перед тем, что меня бросят...»

Ее страхам суждено было стать явью. У Одри было три брака,
два из которых не принесли ей в эмоциональном плане ничего,
кроме душевных страданий.

Единственной отрадой были сыновья Лука и Шон, которые любили свою маму и всегда были для нее моральной поддержкой. И лишь последний третий брак сложился по-настоящему счастливо и принес душевное равновесие, покой и гармонию...

До самых последних дней своей жизни актриса оставалась честна перед самой собой и перед всеми, кто знал ее. Она отдала всю себя до последней капли людям, не жалея сил, работая на износ, при этом не имея ничего общего с горделивыми, алчными и самовлюбленными дивами Голливуда, живущими в золотых дворцах, в стороне от реальной жизни.

Искренняя заинтересованность чужими проблемами, личная душевная боль и сопричастность - качества, не свойственные звездам. И именно это отличает Одри Хепбёрн от сотен других актрис прошлого и настоящего - скромность и настойчивость, чуткость и желание творить добро, робость и решительность, жажда жизни и стремление дарить свою любовь.

Когда 20 января 1993 она умирала, рядом были мужчины, которые любили ее: сыновья Шон и Лука, два бывших мужа, возлюбленный Робберт Уолдерс и, конечно, Юбер.

Через два года модельер оставил свой Дом.

«В каждой коллекции ее сердце»,
- сказал он, оставаясь верным своей музе.

Но кроме профессиональных заслуг, о звезде «Римских
каникул», «Завтрака у Тиффани» и «Моей прекрасной
леди» чаще всего упоминают как об иконе стиля
и модной законодательнице.

Меж тем, мало кому известно о самоотверженной и преданной
службе актрисы в ЮНИСЕФ - Международном чрезвычайном
детском фонде ООН. Именно в невероятно тяжелых и опасных
поездках к малышам в самые бедные страны мира Одри не
заметила, как растратила жизненные силы,
и ее одолел смертельный недуг.

Сотрудничество с ЮНИСЕФ началось ещё в 1954, а в 1988,
оставив карьеру, Хепбёрн стала международным послом доброй
воли. Её работе помогало знание языков, полученное за годы
съёмок в разных странах, а испанский Хепбёрн выучила
специально для посещения латиноамериканских стран.

Испытывая благодарность за собственное спасение в период
после нацистской оккупации, она посвятила остаток своих дней
улучшению судьбы детей, проживающих в беднейших странах мира.

Работа Хепбёрн облегчалась благодаря знанию целого ряда
языков. Она разговаривала на французском, английском,
испанском, итальянском и нидерландском языках.

Испанский она выучила самостоятельно, и существует съёмка
ЮНИСЕФ, на которой Хепбёрн бегло говорит
на испанском с жителями Мехико.

Хотя Хепбёрн начала сотрудничать с ЮНИСЕФ ещё в 1954 году,
участвуя в радиопередачах, теперь это стало для неё более
серьёзной работой. Близкие утверждают, что мысли об
умирающих, беспомощных детях преследовали
её всю оставшуюся жизнь.

Последний её визит в качестве посла миссии ЮНИСЕФ
состоялся в 1992 в Сомали. Одри Хепбёрн уже стояла на
пороге смерти (через четыре месяца Одри не стало), но
дисциплинированно продолжала выполнять свой долг,
помогая несчастным африканцам обрести надежду и
привлекая своей царственной особой пожертвования
на борьбу с голодом на беднейшем континенте.

Её первая миссия была в Эфиопии в 1988. Она посетила детский дом с 500 голодающими детьми и добилась, чтобы ЮНИСЕФ выслал пищу.

В августе 1988 Хепбёрн ездила в Турцию участвовать в кампании по иммунизации. Она назвала Турцию самым ярким примером возможностей ЮНИСЕФ. По возвращении она сказала:

«Армия дала нам грузовики, торговцы рыбой дали вагоны для
вакцины, и как только дата была назначена, потребовалось
только 10 дней, чтобы привить всю страну. Неплохо».

В октябре того же года Хепбёрн поехала в Южную Америку,
где посетила Венесуэлу и Эквадор. Хепбёрн говорила:

«Я видела как крошечные горные общины, трущобы и стихийные
поселения каким-то чудом впервые получили системы
водоснабжения, и этим чудом был ЮНИСЕФ. Я видела,
как дети строили сами себе школы из кирпича и цемента,
предоставленных ЮНИСЕФ».

В феврале 1989 года Хепбёрн совершила поездку по странам Центральной Америки и встречалась с главами Гондураса, Сальвадора и Гватемалы. В апреле в рамках миссии «Операция Линия Жизни» она вместе с Робертом Уолдерсом посетила Судан.

Из-за гражданской войны продовольствие из гуманитарной помощи не поступало. Целью миссии было доставить продовольствие в Южный Судан. В октябре того же года Хепбёрн посетила Бангладеш.

В октябре 1990 Хепбёрн едет во Вьетнам, пытаясь наладить сотрудничество правительства с ЮНИСЕФ в рамках программ иммунизации и обеспечения питьевой водой.

Последняя поездка Хепбёрн (в Сомали) состоялась за четыре месяца до смерти, в сентябре 1992 года. В этом же году президент США наградил её президентской медалью свободы в знак признания её работы в рамках ЮНИСЕФ, а Американская Академия Киноискусства наградила её Гуманитарной Премией им. Жана Хершолта - за помощь человечеству. Эта премия была присуждена ей посмертно и вручена её сыну.

«Я горжусь, что занималась делом, которое приносит удовольствие, создает красоту, пробуждает совесть, вызывает сострадание и, может быть самое главное, дает миллионам возможность отдохнуть от нашего такого жестокого мира».

Вспоминая Одри Хопбёрн, нельзя обойти вниманием художественно-просветительскую программу Виталия Вульфа. Важнейшими компонентами программы являются документальная хроника, реальные события, сохранившиеся на кинопленке, фрагменты из старых фильмов. Они дают зрителю ощущение эпохи, времени, подлинности происходящего. Усиливают эмоциональное воздействие и воссоздают перед глазами образы героев с их сложными и часто трагическими судьбами.

Посмотрите «Мой серебряный шар. Одри Хепберн».




Высказывания Одри:

Я родилась с невероятным желанием любви
и страстной потребностью дарить её.

***
Красота женщины возрастает вместе с ее годами.

Люди больше вещей нуждаются в реставрации,
поощрении, прощении. Никогда никого «не выбрасывай».

***
Успех - это все равно что достичь какой-то круглой даты и
увидеть, что вы ничуть не изменились. Успех налагает на меня
обязанность жить так, чтобы быть достойной этого успеха.
А если посчастливится, то даже его пережить.

Красота женщины не в одежде, фигуре или прическе.
Она - в блеске глаз. Ведь глаза - это ворота в сердце,
где живет любовь.

***
Если тебе понадобится рука помощи, знай - она у тебя есть
- твоя собственная. Когда ты станешь старше, ты поймешь,
что у тебя две руки: одна, чтобы помогать себе, другая,
чтобы помогать другим.

Одри Хепбёрн - незабываемая звезда Голливуда.
Ей удавалось оставаться в сердцах миллионов надолго и
избежать становления «звездой на один день».

Высказывания об Одри Хепбёрн:

«Цифры говорят, что Одри умерла молодой.
Чего цифры не говорят - это того, что Одри умерла бы
молодой в любом возрасте». - Питер Устинов

«У Господа Бога появился еще один прекрасный ангел,
который знает, чем ему заняться на небесах». - Элизабет Тейлор

Она красива! Нет, не то... Я видел много женщин милых...
Никто! Вы слышите? Никто! С ней конкурировать не в силах!
Глаза прекрасны! Я молчу... Событий вроде звездопада
Мне описать не по плечу, как и чарующего взгляда.

Неповторимый контур губ в улыбке, грусти и покое.
Губам нежнейшим воздух груб. Я не дышу, они - святое.
Вздымающая чувства грудь. Мой пульс - рекорд на каждом вдохе.
Мне так хотелось бы прильнуть, побыть в раю хоть на пороге.

Её влекущий внешний вид лишает разума мгновенно.
Мужским глазам живой магнит. Походка, голос - всё бесценно.
Не устаю о ней мечтать, глаза сомкну - она. О боги!
Я мог бы на колени встать, ласкать божественные ноги.

В ней чары женщин всех времён сулят безумство наслаждений.
Кто согрешил с ней, тот пленён в приятнейшем из всех сражений!

Казалось бы, у знаменитых людей есть всё, о чём только можно мечтать. Любимая работа, материальное состояние, дома, машины... А знаменитости не чувствуют себя счастливыми и мучаются вопросом: для чего им дана слава и любовь миллионов людей? Актриса Одри Хепберн нашла ответ на этот вопрос. А найдя, попыталась сделать мир немножко лучше.

Одри с детства знала, что такое нужда. Она росла в Голландии в годы Второй мировой войны. Холод, голод, болезни, расстрелы родных - будущая кинозвезда прошла через всё это и сама выжила лишь чудом.

Потом были учёба, роли в кино, известность, рождение сыновей, покупка поместья в Швейцарии, которое Одри назвала «Мирным местом» и куда она приезжала в перерывах между съёмками. Здесь Хепберн однажды решила оставить профессию и посвятить себя сыновьям. Здесь же спустя годы приняла другое решение и считала его самым важным в своей жизни. Актриса стала послом доброй воли в организации ЮНИСЕФ – детском благотворительном фонде ООН. «Приблизительно сто миллионов детей живут и умирают на улицах. Теперь мне ясно, для чего я стала знаменитой», - говорила Хепберн.

Сначала она участвовала в благотворительных балах и концертах. Потом поняла, что это - «помощь наполовину» и к реальной пользе она отношения не имеет. В 1988 году Одри собрала вещи и улетела в Африку – спасать незнакомых детей. Когда-то, тридцать лет назад она уже побывала в Конго. Там снимался фильм, в котором актриса играла монахиню, лечившую людей во время войны. Но то было кино. Настоящая жизнь начиналась только сейчас, когда самолёт приземлился в аэропорту Эфиопии.

Одри сопровождала гуманитарный груз для жителей голодающих деревень. Увидев местных ребятишек, актриса расплакалась. А взяв на руки одного ребёнка, почувствовала, что он невесом. Дети были так слабы, что уже не могли есть сами. Одри, так же как другие сотрудники ЮНИСЕФ, кормила их с ложки. Коллеги были уверены: после увиденного в Эфиопии, Одри откажется от роли благотворителя. Но роль вышла из берегов и Хепберн жалела только о том, что не занялась этой работой раньше.

Она стала летать по миру, выбирая самые опасные и бедные страны. Венесуэла, Эквадор, Гватемала, Вьетнам… Машины с продуктами и лекарствами ездили по заминированным дорогам в сопровождении разведотрядов. Одри, наравне со всеми, тряслась и задыхалась от пыли в кузовах грузовиков. Повстанцы не пропускали гуманитарный груз в лагеря беженцев, Одри сама умоляла командиров дать зелёный свет колонне. Приезжая на место, Хепберн посещала больницы и школы. Сама распределяла продовольствие, сама кормила и лечила детей. Умудрялась за короткий срок немножко выучить язык той страны, куда приехала, общалась с людьми и всегда ходила окружённая толпой ребятишек, которые с её появлением начинали улыбаться совсем как Одри. «Добрый ангел, нёсший надежду», - так говорили про Хепберн в те годы.

А она, увидев самое страшное своими глазами, рассказывала об этом миру. Отдавала свои гонорары в фонд ЮНИСЕФ и призывала к благотворительности богатых людей. И если на них не действовали её просьбы, Одри включала кинопроектор. Дамы в мехах, увидев руки детей толщиной в два пальца, рыдали и снимали с себя драгоценности, мужчины доставали бумажники.

Одри Хепберн успела поработать на ЮНИСЕФ всего четыре года. И за это время побывала в 54-х командировках. Продолжала ездить уже неизлечимо больная, пока была в состоянии что-то делать. Однажды про Одри сказали, что когда её не станет, в Голливуде будет некому играть ангелов. Её последней работой в кино и стала роль ангела в фильме «Всегда». У персонажа Одри были такие слова: «Не растрачивай свою душу на поступки, совершаемые ради себя самого, но только на то, что делается ради других». Одри Хепберн ничего не играла, произнося этот текст. Ведь это был и её собственный, выстраданный девиз.

Одри Хепберн (Audrey Hepburn)

Одри Хепбёрн (Audrey Hepburn), урождённая Одри Кэтлин Растон (Audrey Kathleen Ruston). Родилась 4 мая 1929 года в Брюсселе - умерла 20 января 1993 года в Толошеназе. Британская актриса, фотомодель и гуманитарный деятель. Получила «Оскар» в 1954 году за лучшую женскую роль в фильме «Римские каникулы» (1953), а также номинировалась четыре раза в 1955, 1960, 1962 и 1968 годах.

Родилась в Икселе (коммуне Брюссельского столичного региона), под именем Одри Кэтлин Растон, провела детство и юность преимущественно в Нидерландах, жила в Арнеме, оккупированном нацистской Германией во время Второй мировой войны. Училась в Арнеме балету, в 1948 году переехала в Лондон и работала танцовщицей на сцене лондонских театров. Снявшись в нескольких европейских фильмах, Одри обратила на себя внимание Колетт, которая выбрала её на главную роль в бродвейской постановке «Жижи». В 1952 году Хепбёрн играет главную женскую роль в американском фильме «Римские каникулы» (1953), за которую получает премии «Оскар», «Золотой глобус» и BAFTA. В 1954 году получает премию «Тони» за игру в бродвейской постановке «Ундины» (1954).

Хепбёрн становится одной из самых высокооплачиваемых актрис кино своего времени и играет с такими актёрами, как Грегори Пек, Рекс Харрисон, Кэри Грант, Генри Фонда, Гэри Купер, Уильям Холден, Фред Астер, Питер О’Тул и Альберт Финни. Хепбёрн номинируется на премию «Оскар» за фильмы «Сабрина» (1954), «История монахини» (1959), «Завтрак у Тиффани» (1961) и «Дождись темноты» (1967), а также получает премию BAFTA за фильмы «История монахини» (1959) и «Шарада» (1963). После съемки «Дождись темноты» (1967) на длительное время прекращает сниматься в кино, занимаясь воспитанием двух своих сыновей. Следующий фильм Хепбёрн - «Робин и Мэриан» (1976), после которого она играет ещё в нескольких фильмах, последним из которых стал «Всегда» (1988) Стивена Спилберга.

В 1988 году Хепбёрн становится международным послом доброй воли ЮНИСЕФ, в качестве которого активно привлекает внимание к проблемам детей в наименее благополучных регионах Африки, Южной Америки и Азии. В 1992 году Хепбёрн за деятельность в ЮНИСЕФ награждается Президентской медалью Свободы.

В 1999 году Одри Хепбёрн была поставлена Американским институтом киноискусства на третье место в списке величайших актрис американского кино.

Со стороны матери Одри была голландкой. Семейство Ван Хеемстра возводило свой род к началу XVI века и включало в себя длинную череду аристократов - землевладельцев, армейских офицеров в высоких чинах, государственных служащих и придворных. Мать Одри, баронесса Элла ван Хеемстра, родилась в 1900 году в фамильном поместье Вельпе, неподалеку от Арнема.

В семье кроме неё было ещё пятеро детей - четыре дочери и сын, каждый из которых унаследовал титул баронессы или барона. Отец Эллы - Арнольд ван Хеемстра, высший чиновник в министерстве юстиции, судья в арнемском суде и мэр Арнема. В баронессе Элле текла смесь множества кровей - голландской, французской, венгерской. Дважды была замужем. За первого мужа, Яна ван Уффорда, королевского конюшего, она вышла замуж ещё до двадцатилетия. Замужество было непродолжительным, было двое детей, Ян и Александр. Вторым мужем стал ирландец Джозеф Виктор Энтони Хепбёрн-Растон, отец Одри. О нём известно немного, и большая часть - слухи. Обычно приводят дату рождения - 1889 год, и место рождения - Лондон, однако эта информация никак не подтверждена. Есть версия, что Растон был родом из Австралии, так как он хорошо знал страны и острова Тихого океана. Подозревали в нём смесь разных кровей, в том числе азиатских. Самый ранний подтверждённый документами факт из его биографии - упоминание его имени в списке министерства иностранных дел за 1923-1924 годы, где он числился почётным консулом в Семаранге на Яве. Возможно, именно там с ним и познакомилась Элла, которая проводила на Яве свой медовый месяц. Брак между Эллой и Джозефом был заключён 7 сентября 1926 года в Джакарте. После возвращения в Европу семья расположилась в Бельгии, в пригороде Брюсселя. Характеры супругов были несовместимы, они часто ссорились. В результате в 1935 году Хепбёрн-Растон бросил жену с детьми после скандала, устроенного Эллой, заставшей мужа в постели с няней, присматривавшей за детьми.

В 1930-е годы родители Одри были вовлечены в политику. Они стали поддерживать нацистов, выступали против еврейского доминирования в банковском деле и торговле. Хепбёрн-Растоны посещали различные собрания нацистов в Германии. Джозеф не числился в списках партии и не ставил своей фамилии под манифестами, Элла же была включена в список активных сторонников Британского союза фашистов, написала несколько статей в их издание «Чёрная рубаха». Однако после оккупации немцами Арнема Элла отреклась от своих взглядов и стала оказывать помощь группе Сопротивления. Джозеф же продолжил сотрудничество, став директором европейского пресс-агентства в Лондоне, занимавшимся нацистской пропагандой в Англии и сбором секретной информации для рейха. На основании «Постановления 18-В» был арестован в 1940 году, первоначально содержался в Брикстоне, затем, после первых воздушных налётов на Лондон, в концентрационном лагере, развёрнутом в Эскоте, затем в Волтонской тюрьме в Ливерпуле, а затем был переведен в лагерь Певерил. Пробыл в заключении до апреля 1945 года. После освобождения поселился в Дублине, где и прожил до конца своих дней, умер предположительно в 1980 году.

Одри Кэтлин Растон родилась 4 мая 1929 года в Брюсселе. Она была единственным ребёнком Джозефа Виктора Растона Хепбёрна (Joseph Victor Ruston Hepburn). У Одри было два единоутробных брата: Александр и Ян ван Уффорд от первого брака её матери с нидерландским дворянином Хендриком ван Уффордом.

Хепбёрн посещала частные школы в Англии и Нидерландах. Её мать была строгой женщиной, отец был более добродушным, поэтому девочка предпочитала его. Он оставил семью, когда Одри была ещё ребёнком. Позже она назовет его уход самым болезненным моментом в своей жизни. Много лет спустя с помощью Красного Креста она отыскала своего отца в Дублине и поддерживала его материально вплоть до его смерти.

В детстве Одри Хепбёрн любила рисовать. Некоторые из её детских рисунков сохранились.

После развода родителей в 1935 году Хепбёрн жила с матерью в Арнеме (Нидерланды), когда разразилась Вторая мировая война и наступил период немецкой оккупации. В это время она приняла псевдоним Эдда ван Хеемстра, подправив для этого документы своей матери (Элла ван Хеемстра), поскольку «английское» имя считалось опасным. Данная выдумка оказалась настолько удачной, что многие считали и считают по сей день, что именно это имя (Эдда ван Хеемстра) и есть настоящее имя Одри Хепбёрн. Окончательную точку в этом вопросе ставит официальный документ - метрика Одри Кэтлин Растон.

После высадки союзников положение населения на оккупированных немцами территориях ухудшилось. Зимой 1944 года наблюдался острый недостаток продовольствия (так называемая «голодная зима»). Без тепла и пищи жители Нидерландов голодали, некоторые замерзали прямо на улицах. Арнем опустел во время бомбардировок союзников. Дядя и двоюродный брат матери Одри были расстреляны за участие в движении Сопротивления. Её брат находился в немецком концлагере. Вследствие недоедания у Одри Хепбёрн возник ряд проблем со здоровьем. Она лежала в кровати и читала, пытаясь забыть про голод. Она исполняла балетные номера, чтобы собрать средства для подполья. Эти времена были не так уж плохи, и она была в состоянии радоваться светлым периодам детства. В 1992 году Хепбёрн говорила в интервью: «Пока у ребёнка есть определённый минимум, он совершенно счастлив. Я помню, что нам бывало очень весело. Мы же не сидели на полу и не плакали пять лет подряд. Конечно, висела тень страха и репрессий, и происходили страшные вещи…».

От недоедания у Одри развились анемия, заболевание органов дыхания и отёчность. Депрессия, которой она страдала в последующие годы, также, вероятно, являлась результатом перенесённого голода.

После освобождения Нидерландов в страну начала поступать гуманитарная помощь. Хепбёрн как-то упоминала, что однажды съела целую банку сгущёнки, а потом заболела от одного из блюд гуманитарной помощи, потому что насыпала слишком много сахара в овсянку.

Поскольку ЮНИСЕФ спас её в ранней юности, она впоследствии пожелала вернуть этот долг и с 1954 года начала выступать в радиопередачах ЮНИСЕФ.

В 1945 году, после окончания войны, Хепбёрн заканчивает арнемскую консерваторию и переезжает в Амстердам, где она и её мать работали медсестрами в доме ветеранов. Параллельно с работой в 1946 году Хепбёрн берет уроки балета у Сони Гаскелл. В 1948 Одри приезжает в Лондон и берет уроки танца у прославленной Мари Рамберт, педагога Вацлава Нижинского, одного из величайших танцоров в истории. Вероятно, Хепбёрн спрашивала Рамперт о своих перспективах в балете. Рамперт заверила её, что она может продолжать работать и будет иметь успех как балерина, но её рост (примерно 1 м 70 см) в сочетании с хроническим недоеданием во время войны не позволит ей стать прима-балериной. Хепбёрн прислушалась к мнению педагога и решила посвятить себя драматическому искусству, карьере, в которой у неё хотя бы был шанс преуспеть. Когда Одри стала звездой, Мари Рамберт сказала в интервью: «Она была чудесной ученицей. Если бы она продолжала заниматься балетом, она была бы выдающейся балериной». Мать Хепбёрн работала на унизительных для аристократки условиях, чтобы прокормить семью. Одри должна была зарабатывать сама, и карьера актрисы казалась самым естественным решением.

Её актёрская карьера началась с учебного фильма «Голландский за семь уроков». Затем она играла в музыкальном театре в таких постановках, как «Высокие ботинки на пуговицах» и «Пикантный соус». Первым собственно художественным фильмом для Хепбёрн стал британский фильм «One Wild Oat», в котором она играла девушку-регистратора в отеле. Она сыграла несколько второстепенных и эпизодических ролей в таких фильмах, как «Рассказы молодых жён», «Смех в раю», «Банда с Лавендер Хилл» и «Дитя Монте-Карло».

Первая крупная роль Одри Хепбёрн в кино состоялась в 1951 году в фильме «The Secret People», в котором она играла артистку балета. Одри занималась балетом с детства и завоевала одобрение критики благодаря своему таланту, который она продемонстрировала в фильме. Правда, учителя считали её «слишком высокой» для профессиональной танцовщицы, поскольку с её ростом она оказалась выше, чем многие танцоры-мужчины.

Во время съемок фильма «Дитя Монте-Карло», Хепбёрн была утверждена на главную роль в Бродвейской постановке «Жижи», премьера которой состоялась 24 ноября 1951 года. Утверждают, что автор пьесы Сидони Колетт, впервые увидев Хепбёрн, якобы сказала «Вуаля! Вот наша Жижи!». Одри завоевала Theatre World Award за эту роль. Сама пьеса полгода с успехом шла в Нью-Йорке.

Затем ей предложили главную роль в голливудском фильме «Римские каникулы», где её партнером был . Изначально планировалось поместить имя Пека крупными буквами над названием фильма, а внизу приписать имя Одри Хепбёрн. Пек позвонил своему агенту и добился, чтобы имя Хепбёрн было напечатано так же, как и его собственное, поскольку он уже тогда предсказывал, что Хепбёрн получит «Оскар» за эту роль. В 1954 году она получила награду за лучшую женскую роль. Ходили слухи о романе между нею и Пеком, но оба категорически отрицали подобные утверждения. Хепбёрн, однако, добавила: «Вообще-то надо быть немного влюблённым в своего партнёра и наоборот. Если вы собираетесь изображать любовь, вам надо чувствовать её. Иначе ничего не получится. Но не обязательно уносить её за пределы сцены».

Одри Хепберн в фильме "Римские каникулы"

После «Римских каникул» Хепбёрн снималась в фильме «Сабрина» с Хамфри Богартом и Уильямом Холденом. С последним у неё даже завязался роман. Одри надеялась выйти за него замуж и иметь детей. Она прервала свои отношения с Холденом, когда тот признался ей, что перенёс вазектомию. О Холдене и Хепбёрн известно высказывание Билли Уайлдера: «У обоих прекрасно сложилась карьера, но оба были совершенно несчастливы в личной жизни».

Одри Хепберн в фильме "Сабрина"

Одри Хепберн в фильме "Война и мир"

В 1954 году Одри вернулась на театральную сцену в роли русалки в пьесе «Ундина», где её партнёром был Мел Феррер, за которого она в этом же году вышла замуж. Для Мела Феррера этот брак был четвёртым (из пяти). Супруги прожили вместе 14 лет: с 1954 по 1968 годы. В 1960 году Одри родила сына, получившего имя Шон Хепберн Феррер.

За свою роль в «Ундине» Хепбёрн получила премию «Тони» за лучшую женскую роль в 1954 году. Эта премия, полученная всего лишь через шесть недель после «Оскара», упрочила её репутацию актрисы как кино, так и театра. К середине 1950-х Хепбёрн также стала признанной законодательницей мод. Её внешность в стиле gamine и широко признанное чувство шика имели массу поклонников и подражателей. Так например, после выхода фильма «Сабрина» глубокий четырёхугольный вырез стали называть «Сабрина-декольте».

Став одной из самых популярных приманок для зрителя, Одри Хепбёрн снималась вместе с другими ведущими актёрами, такими как Фред Астер в музыкальной комедии «Забавная мордашка», Морисом Шевалье и Гарри Купером в романтической комедии «Любовь после полудня», Джорджем Пеппардом в мелодраме «Завтрак у Тиффани», Кэри Грантом в восторженно принятом критикой хитовом комедийном триллере «Шарада», Рексом Харрисоном в экранизации бродвейского мюзикла «Моя прекрасная леди», Питером О’Тулом в криминальной комедии «Как украсть миллион» и Шоном Коннери в фильме «Робин и Мэриан». Многие из её сценических партнёров стали впоследствии её друзьями. Рекс Харрисон назвал Одри своей любимой партнёршей. Кэри Грант любил баловать её, и однажды сказал: «Всё, чего я бы хотел в подарок на Рождество, - это сняться ещё в одном фильме с Одри Хепбёрн».

Грегори Пек стал её другом на всю жизнь. После кончины Хепбёрн Пек вышел на камеру и со слезами в голосе прочитал её любимое стихотворение «Unending Love» («Вечная Любовь»). Кое-кто считал, что Хамфри Богарт не ладил с Хепбёрн, но это неправда. Богарт ладил с Одри лучше, чем кто-либо другой на сцене. Позднее Хепбёрн сказала «Иногда именно так называемые "крутые парни" на поверку оказываются самыми мягкосердечными, такими как Богарт был со мной».

Роль Холли Голайтли, сыгранная Хепбёрн в фильме «Завтрак у Тиффани» 1961 года, превратилась в один из самых культовых образов американского кино XX века. Хепбёрн назвала эту роль «самой джазовой в своей карьере». Когда её спросили, в чём заключалась сложность этой роли, Хепбёрн сказала: «Я интроверт. Играть девушку-экстраверта оказалось самой сложной вещью, которую я когда-либо делала». На съёмках она носила очень стильную одежду (в том числе знаменитое «маленькое чёрное платье», ставшее после выхода фильма на экраны настоящим хитом), созданную ею в соавторстве с графом Живанши, и добавила высветленные пряди к своим каштановым волосам. Найденный таким образом стиль она сохранила и вне съёмок. Дружбу с Живанши актриса пронесла через всю жизнь, став его постоянной клиенткой. Свои первые духи L`Interdit Юбер посвятил именно Одри.

Одри Хепбёрн снималась в 1964 году в мюзикле «Моя прекрасная леди», появления которого ждали с нетерпением, достойным «Унесённых ветром». Хепбёрн была выбрана на роль Элизы Дулиттл вместо Джули Эндрюс, которая уже играла эту роль на Бродвее. Решение не приглашать Эндрюс было принято ещё до того, как Хепбёрн была утверждена на роль. Изначально Хепбёрн отклонила предложение и попросила Джека Уорнера отдать роль Эндрюс, но когда ей сообщили, что снимать будут либо её, либо Элизабет Тейлор, она согласилась. По словам статьи в Soundstage magazine, «все согласились, что если Джулии Эндрюс не будет в фильме, Одри Хепбёрн является отличным выбором». Кстати, Джулия Эндрюс должна была играть в «Мэри Поппинс», фильме, который выходил в том же году, что и «Моя прекрасная леди».

Одри Хепберн в фильме "Моя прекрасная леди"

Хепбёрн записала вокальные партии для роли, но впоследствии профессиональная певица Марни Никсон перепела все её песни. Говорят, что Хепбёрн в гневе покинула съёмки после того, как ей рассказали об этом. На следующий день она вернулась с извинениями. Плёнки с записью некоторых песен в исполнении Хепбёрн все ещё существуют и были включены в документальные фильмы и DVD версию фильма. Некоторые вокальные номера в исполнении Хепбёрн всё же остались в фильме. Это «Just You Wait» и отрывки из «I Could Have Danced All Night».

Интрига по поводу раздачи ролей достигла своей кульминации в сезоне 1964-1965 гг., когда Хепбёрн не была номинирована на «Оскар», тогда как Эндрюс выдвигалась за роль Мэри Поппинс. По приближении церемонии СМИ пытались сыграть на соперничестве двух актрис, хотя обе женщины отрицали, что между ними существуют какие-либо разногласия. Джулия Эндрюс получила свой «Оскар» за лучшую женскую роль.

Одри Хепберн в фильме "Как украсть миллион"

С 1967 года после пятнадцати весьма успешных лет в кинематографе, Хепбёрн снималась от случая к случаю.

После развода в 1968 году со своим первым мужем Мелом Феррером, Хепберн находилась с тяжёлой депрессии, от которой лечилась у итальянского психиатра Андреа Дотти, за которого впоследствии вышла замуж, родила второго сына Люка, и переехала жить к мужу в Италию. Беременность протекала тяжело и потребовала почти постоянного соблюдения постельного режима. В начале 70-х годов в Италии возросла активность террористов «Красных Бригад», и Одри расстаётся с Дотти.

После второго развода пытается вернуться в кино, снявшись с Шоном Коннери в фильме «Робин и Мэриан» в 1976 году. Фильм получил умеренное признание, далёкое от обычных высоких оценок фильмов с участием Хепбёрн. К удивлению окружающих, Одри отвергла казавшуюся явно написанной под неё роль бывшей балерины в «Поворотном пункте» (эту роль получила Ширли Маклейн, и успешный фильм упрочил её карьеру). Хепбёрн позднее сказала, что больше всего она сожалеет о том, что отвергла эту роль.

Одри Хепберн в фильме "Робин и Мэриан"

В 1979 году Хепбёрн предприняла ещё одну попытку вернуться, снявшись в «Кровных узах». Книги Шелдона были столь популярны, что его имя было включено в название фильма, и это, очевидно, заставляло Хепбёрн считать, что фильм обречен на успех. Но это было не так. Критики, даже те из них, которые сами были поклонниками Хепбёрн, не могли рекомендовать фильм ввиду явной банальности материала.

В 1980 году актриса начала встречаться с нидерландским актёром Робертом Уолдерсом, связь с которым продлилась вплоть до её смерти.

Последняя главная роль Хепбёрн в кино была в паре Беном Газзара в комедии «Все они смеялись», небольшой, стильной и светлой картине - настоящем номере под занавес для Хепбёрн, - снятой Питером Богдановичем. Фильм пользовался успехом у критики, но был омрачён жестоким убийством одной из его звезд - подруги Богдановича Дороти Страттен. В 1987 году Хепбёрн снималась с Робертом Вагнером в ироническом детективном телефильме «Любовь среди воров», который заимствовал элементы из некоторых её знаменитых фильмов, в частности из «Шарады» и «Как украсть миллион». Фильм пользовался умеренным успехом, причем Хепбёрн сама говорила, что приняла в нём участие ради развлечения.

Последней ролью Хепбёрн в кино, так называемой камео, была роль ангела в фильме «Всегда» - ремейке фильма 1943 года «Парень по имени Джо» со Спенсером Трейси, Айрин Данн и Ваном Джонсоном, снятом в 1989 году.

Одри Хепбёрн тратила много сил, работая в ЮНИСЕФ. Отрицательные последствия многочисленных поездок актрисы с каждым днем становились все заметнее, она слабела физически.

Поездка в Сомали и Кению с 19 по 24 сентября 1992 года стала для неё последней. Во время поездки у актрисы начались боли в животе. Африканские врачи не смогли поставить диагноз, так как в их распоряжении не было соответствующего оборудования. Однако они предположили, что проблемы со здоровьем могут быть серьезными и предложили прервать поездку, но Хепбёрн отказалась.

В середине октября Одри Хепбёрн вместе с Уолдерсом отправилась в Лос-Анджелес на обследование. Результат оказался неутешителен: опухоль в толстой кишке. 1 ноября 1992 года прошла операция по удалению опухоли. Диагноз после операции был обнадеживающим; врачи полагали, что операция была сделана вовремя. Однако через три недели актрису вновь госпитализировали с острой болью в животе. Анализы показали, что опухолевые клетки снова захватили толстую кишку и соседние ткани. Это говорило о том, что жить актрисе осталось всего несколько месяцев. В больнице её навещали близкие друзья.

Вскоре она вернулась в Толошеназ, так как в Лос-Анджелесе ей уже ничем помочь не могли. Последнее Рождество она провела с детьми и Уолдерсом. Она назвала это Рождество самым счастливым в её жизни. Одри Хепбёрн скончалась вечером 20 января 1993 года в возрасте 63 лет в окружении семьи.

"Цифры говорят, что Одри умерла молодой. Чего цифры не говорят - это того, что Одри умерла бы молодой в любом возрасте" (Питер Устинов).

"У Господа Бога появился еще один прекрасный ангел, который знает, чем ему заняться на небесах" (Элизабет Тейлор).

Одри Хепберн - Принцесса Голливуда

Фильмография Одри Хепберн:

1948 - Голландский за семь уроков / Nederlands in 7 Lessen - бортпроводница, обучающий фильм, Нидерланды (реж. Чарльз ван ден Линден)
1951 - Смех в раю / Laughter in Paradise - Фрида, продавщица сигарет, Великобритания (реж. Марио Зампи)
1951 - Зёрнышко дикого овса / One Wild Oat - регистратор гостиницы, Великобритания (реж. Чарльз Саундерс)
1951 - Банда с Лавендер Хилл / The Lavender Hill Mob - Чикита, Великобритания (реж. Чарльз Крайтон)
1951 - Дитя Монте-Карло / Monte Carlo Baby - Линда, Франция (реж. Жан Буайе)
1951 - Рассказы молодых жён / Young Wives’ Tale - Ив Лестер, Великобритания (реж. Генри Касс)
1952 - Засекреченные люди / The Secret People - Нора, Великобритания (реж. Торольд Дикинсон)
1953 - Римские каникулы / Roman Holiday - Принцесса Анна, США (реж. Уильям Уайлер)
1954 - Сабрина / Sabrina - Сабрина, США (реж. Билли Уайлдер)
1956 - Война и мир / War and Peace - Наташа Ростова, США-Италия (реж. Кинг Видор)
1957 - Забавная мордашка / Funny Face - Джо Стоктон, США (реж. Стенли Донен)
1957 - Любовь после полудня / Love in the Afternoon - Ариана Чавесс, США (реж. Билли Уайлдер)
1959 - Зелёные поместья / Green Mansions - Рима, США (реж. Мэл Феррер)
1959 - История монахини / The Nun’s Story - сестра Люк, США (реж. Фред Циннеманн)
1960 - Непрощённая / The Unforgiven - Рэйчел Захария, США (реж. Джон Хьюстон)
1961 - Завтрак у Тиффани / Breakfast at Tiffany’s - Холли Голайтли, США (реж. Блэйк Эдвардс)
1961 - Детский час / The Children’s Hour - Карен Райт, США (реж. Уильям Уайлер)
1963 - Шарада / Charade - Регина Ламперт, США (реж. Стенли Донен)
1964 - Париж, когда там жара / Paris, When It Sizzles - Габриэль Симпсон, США (реж. Ричард Куайн)
1964 - Моя прекрасная леди / My Fair Lady - Элиза Дулиттл, США (реж. Джордж Кьюкор)
1966 - Как украсть миллион / How to Steal a Million - Николь Бонне, США (реж. Уильям Уайлер)
1967 - Двое на дороге / Two for the Road - Джоанна Уоллес, США (реж. Стенли Донен)
1967 - Дождись темноты / Wait until dark - Сьюзи Хендрикс, США (реж. Теренс Янг)
1976 - Робин и Мэриан / Robin And Marian - Мэриан, Великобритания (реж. Ричард Лестер)
1979 - Кровная связь / Bloodline- Элизабет, США (реж. Теренс Янг)
1981 - Все они смеялись / They All Laughed - Анжела Ниотис, США (реж. Питер Богданович)
1987 - Любовь среди воров (И воры любят) / Love Among Thieves - Baroness Caroline DuLac, США (реж. Роджер Янг)
1989 - Всегда / Always - Ангел, США (реж. Стивен Спилберг).

Одри Хепберн – известнейшая британская актриса, фотомодель и гуманитарный деятель. Эта обворожительная, потрясающе красивая и бесконечно талантливая женщина стала образцом для подражания во всем мире. Ее заслуженно считают иконой стиля и эталоном женственности.

Родилась Одри Хепберн в мае 1929 года в маленьком городке Иксель под Брюсселем. При рождении она получила имя Одри Кэтлин Растон. Девочка подрастала в семье английского банкира Джона Виктора Растона и голландской баронессы Эллы Ван Хеемстра. Позже отец прибавил к своей фамилии имя Хепберн, соответственно, дочь стала Одри Хепберн-Растон.

Несмотря на свое аристократическое происхождение, в детстве будущей актрисе пришлось столкнуться с серьезными трудностями. В 6-летнем возрасте девочка пережила развод родителей, после чего жила с матерью в Нидерландах.


Школьные годы Одри прошли в оккупированном фашистами Арнеме. После вторжения немцев в Нидерланды девочка взяла себе псевдоним Эдда ванн Хеемстра, потому как английское звучание настоящего имени представляло в тот момент угрозу. По сей день многие ошибочно считают этот вариант истинным именем актрисы.

Во время войны Одри Хепберн приходилось голодать, что не лучшим образом сказалось на ее здоровье. Правильный обмен веществ у актрисы так и не восстановился даже после окончания войны, в дальнейшем она страдала от анемии, заболеваний органов дыхания, депрессий.


Когда окончилась война, всегда проявлявшая интерес к искусству Хепберн отучилась в Арнемской консерватории и перебралась в Амстердам. Там она и ее мать были медсестрами в доме ветеранов. С 1946 года, не бросая работы, Одри стала брать уроки балета у Сони Гаскелл. Затем девушка училась танцевальному искусству у прославленных педагогов Мари Рамперт и Вацлава Нижинского. Балетом Хепберн занималась до изнеможения, но ее невысокий рост в сочетании с последствиями хронического недоедания все равно не позволили бы ей стать прима-балериной.

В те годы матери девушки приходилось браться за любую черную работу, чтобы прокормить семью. Одри Хепберн вынуждена была зарабатывать самостоятельно, и карьера актрисы стала самым лучшим решением.

Фильмы

Дебют актрисы в кино состоялся в 1948 году – это был обучающий фильм «Голландский за семь уроков». Первым художественным фильмом с участием Одри стал «Зернышко дикого овса» (1951). В течение последующих двух лет актриса исполнила несколько неприметных ролей. Первую крупную роль она получила в 1952 году в картине «Засекреченные люди».


Настоящий успех пришел к Одри Хепберн после съемок в фильме Уильяма Уайлера «Римские каникулы», вышедшем на экраны в 1953 году. В картине повествуется о любви, вспыхнувшей между наследницей престола и простым американским журналистом, которого сыграл – один из самых востребованных актеров того времени. За роль принцессы Анны Одри получила премию «Оскар». Кроме того, работа была удостоена премий «Золотой глобус» и BAFTA.


После ошеломительного успеха «Римских каникул» режиссер У. Уайлер снял Одри еще в трех своих картинах. Это были совершенно разные по жанру фильмы – инсценировка пьесы С. Тейлора «Сабрина» (1954), драма «Детский час» по Л. Хеллман, комедийный детектив «Как украсть миллион» (1966).

Одри Хепберн снималась и у других режиссеров – она прекрасно справилась с образом нежной и трепетной Наташи Ростовой в «Войне и мире», снятом Кингом Видором в 1956 году. Запомнилась зрителям роль в картине Фреда Циннемана «История монахини» (1959) – героиня Хепберн на протяжении фильма превращается из юной, полной сил девушки в поникшую и обессиленную работой в больнице «нянечку».


Одной из наиболее значимых работ стала роль, исполненная в фильме Б. Эдвардса «Завтрак у Тиффани» (1961). Образ Холли Голайтли стал поистине культовым на многие годы, а небезызвестное «маленькое черное платье» героини - настоящим хитом.


Особого внимания заслуживают роли Одри Хепберн в мюзиклах. В 1957 году актриса снялась в «Забавной мордашке», где ее партнером по съемкам стал король жанра Фред Астер. Рядом с актером Одри выглядела более чем достойно.

Одну из самых лучших своих ролей актриса исполнила в экранизации бродвейского мюзикла 1964 года «Моя прекрасная леди» Джорджа Кьюкора.


Хепберн активно снималась до 1967 года, после чего в ее актерской карьере наступил довольно продолжительный перерыв. Возвращение Одри Хепберн на экран состоялось с выходом картины 1976 года «Робин и Мариан». С этих пор она перешла на возрастные роли и снималась от случая к случаю. Последней работой стала роль, исполненная актрисой в картине «Всегда» (1989).

Общественная жизнь

После окончания актерской карьеры Одри Хепберн была назначена на должность специального посла ЮНИСЕФ. При этом сотрудничать с организацией актриса начала еще в 1954 году: тогда она принимала участие в передачах, транслируемых по радио.


Хепберн испытывала благодарность к фонду за собственное спасение после нацистской оккупации. Последние годы своей жизни она посвятила улучшению судьбы детей, проживающих в бедных странах.

За пять лет с миссией ЮНИСЕФ Одри Хепберн объездила более 20 стран мира, заботясь об обездоленных детях и их семьях. Так, она побывала в Эфиопии, Турции, Вьетнаме, странах Южной и Центральной Америки, Бангладеше. Она занималась вопросами осуществления программ по снабжению нуждающихся гуманитарной помощью, проведению вакцинаций, обеспечению питьевой водой.


Работа актрисы облегчалась владением нескольких языков. Она говорила на французском, нидерландском, английском, итальянском, испанском.

В 1992 году за деятельность в ЮНИСЕФ Одри Хепберн получила в награду Президентскую медаль Свободы.

Личная жизнь

Во время съемок ленты «Сабрина» у Одри Хепберн завязались романтические отношения с партнером по съемкам Уильямом Холденом. Он был в браке с актрисой Брендой Маршалл, и в их семье считалось нормой заводить романы на стороне. Чтобы от случайных связей не появлялись дети, имевший двоих сыновей Холден сделал себе вазэктомию. Одри грезила замужеством и рождением детей. Когда актриса узнала о неспособности избранника стать отцом, тут же разорвала с ним отношения раз и навсегда.


Своего будущего мужа, режиссера и актера Мелома Феррера, Одри Хепберн повстречала во время работы в постановке «Ундина». Вспыхнувшим между ними чувствам не помешал даже третий брак и пятеро детей Феррера. Свадьба актеров состоялась в 1954 году, а через шесть лет у пары появился сын Шон Хепберн Феррер. Но брак Мелома и Одри просуществовал 14 лет. Причины развода супругами не озвучивались.


Актриса болезненно переживала разрыв с Феррером, ей даже пришлось обратиться за квалифицированной медицинской помощью. Звезда Голливуда лечилась у итальянского психиатра Андреа Дотти, за которого потом вышла замуж и родила сына Люка. Спустя какое-то время отношения в семье разладились, Дотти стал изменять жене. Одри старалась не замечать этого, но даже ее железного терпения хватило чуть больше, чем на десять лет.


В 50 лет Одри Хепберн снова полюбила. Избранником актрисы стал голландец Роберт Уолдерс, с которым она состояла в отношениях до конца своих дней. Брак между Хепберн и Уолдерсом так и не был официально оформлен, но это не помешало их счастью.

Смерть

Работа в ЮНИСЕФ отнимала у Одри Хепберн много сил. Многочисленные поездки отрицательно сказались на состоянии ее здоровья. Визит в Сомали и Кению в 1992 году стал для актрисы последним. Во время поездки Хепберн почувствовала нестерпимые боли в области живота, и африканские медики настоятельно рекомендовали свернуть миссию в экстренном порядке, но она отказалась.


Одри Хепберн в последние годы

Полноценное обследование Одри Хепберн прошла лишь по приезду из Африки. К большому несчастью у неё обнаружили опухоль в толстой кишке. Через пару недель была произведена операция, которую врачи назвали успешной. К сожалению, спустя три недели актрису снова госпитализировали с возобновившимися болями. Оказалось, что опухоль дала метастазы в соседние ткани – дни актрисы были сочтены.


Вскоре она вернулась из больницы в Швейцарию, в небольшой город Толошеназ, так как медики были уже бессильны. В кругу детей и Уолдерса она провела последнее Рождество, назвав его «самым счастливым в жизни».

20 января 1993 года сердце великой актрисы остановилось навсегда. Одри Хепберн умерла в окружении семьи – ей было 63 года.

Фильмография

  • «Банда с Лавендер Хилл»
  • «Дитя Монте-Карло»
  • «Засекреченные люди»
  • «Сабрина»
  • «Римские каникулы»
  • «Забавная мордашка»
  • «Война и мир»
  • «Завтрак у Тиффани»
  • «Кровная связь»
  • «Всегда»

Роберт Волдерс. Последний друг посла доброй воли ЮНИСЕФ

С ледующим утешителем разочарованной актрисы стал Роберт Волдерс, с которым Одри познакомилась после Рождества 1979 года на очередном приеме.

Роберт Яков Годфрид Волдерс родился в голландском городе Роттердаме в 1936 году. Он имел некоторое отношение к киноиндустрии – в прежние годы снимался в ряде телевизионных программ и фильмов. Его первой женой стала актриса Мерль Оберон, которая была старше его на двадцать пять лет. Они поженились в 1975 году и поселились в Малибу, где счастливо проживали вплоть до самой смерти актрисы. Мерль Оберон умерла в ноябре 1979 года в возрасте шестидесяти восьми лет.

О вечере их знакомства Одри говорила:

– Я была очарована им, но он не обратил на меня внимания. Мы оба были несчастливы: он переживал смерть Мерль, я находилась в одном из самых тяжелых периодов жизни, накануне развода. Так что оба мы были поглощены собственными печалями.

Одри стала звать его Робби, а ее друзья – Робом. Их роман начался весной 1980 года, когда Одри находилась в Нью-Йорке, где снималась в очередном проходном фильме «Они все смеялись». Затем влюбленные перебрались в Швейцарию.

Летом 1982 года Одри оформила развод с Андреа. Тем же летом в возрасте девяноста трех лет умерла близкая подруга актрисы Кэтлин Несбитт. В августе 1984 года, несмотря на все усилия Одри и врачей, умерла баронесса Элла ван Хемстра.

Одри Хепберн с сыном Шоном и любимым мужчиной Робертом Волдерсом

– Без матери я почувствовала себя потерявшейся, – говорила Одри. – Она была моим оплотом, моей опорой. Ее трудно было назвать очень нежной – порой мне казалось, что она вовсе меня не любит. Но она была привязана ко мне всем сердцем, и в глубине души я это всегда знала. К сожалению, отец никогда не испытывал ко мне подобных чувств.

В 1981 году умер Уильям Уайлер, в 1983-м – Джордж Кьюкор. Потери близких и знакомых людей только множились…

В 1987 году Одри было уже пятьдесят восемь лет. Той же осенью 1987-го Одри и Роб отправились на Дальний Восток. Одна из родственниц Одри работала в дипломатической миссии в Макао, это она пригласила Одри быть почетной гостьей на Международном музыкальном фестивале. В рамках фестиваля должен был состояться благотворительный концерт в пользу Детского фонда ООН.

Из Макао Одри и Роб направились в Токио, где актрисе предложили быть ведущей концерта Всемирного филармонического оркестра. Концерт тоже был благотворительным, в пользу ЮНИСЕФ.

Вернувшись в Швейцарию, Одри Хепберн поняла, что хочет поменять свои жизненные установки, что пришла пора окончательно распрощаться с кино.

– В жизни каждого человека наступает момент, когда он хочет понять самого себя и свои жизненные устремления. Я получила прекрасную возможность. Я могу говорить от имени детей, которые не могут заступиться за себя. Это очень легко, потому что у детей нет врагов. Спасти ребенка – значит получить благословение небес.

Эти слова принадлежат Одри, этими словами она открывала новую страницу своей жизни.

Сначала руководство ЮНИСЕФ в Нью-Йорке и Женеве предложило Одри стать медиасимволом организации – делать публичные заявления, руководить церемониями и благотворительными мероприятиями, выступать по радио и телевидению, собирать средства. Но Одри выбрала роль Посла доброй воли ЮНИСЕФ: с марта 1988 года она путешествовала по всему миру, помогая несчастным, обездоленным детям. За работу Посла доброй воли ЮНИСЕФ Одри должна была получать символическую плату – 1 доллар в год.

В марте того же года Одри и Роб сделали необходимые прививки и отправились в Эфиопию, самую бедную страну мира. Целью поездки было привлечение внимания мировой общественности к ужасающему положению детей. Перемещаться приходилось на военных самолетах, сидя на мешках с рисом, а то и на полу, но Одри никогда не жаловалась. Роберт Волдерс тоже докажет свою состоятельность, через год он начнет работать в ЮНИСЕФ в качестве менеджера Одри, сопровождая ее во все поездки.

Еще не единожды она будет горячо втолковывать журналистам, чтобы те разнесли ее слова по всему земному шару:

– Заботиться лучше, чем убивать. Мы заботимся о собственных детях, когда те переживают сложные моменты, когда они заболевают или получают травму. Мы заботимся о них всегда, всю их жизнь. Если мы можем делать это для собственных детей, то можем позаботиться и о тех безмолвных малышах, которых я видела вчера и сегодня в лагере для беженцев. Я абсолютно убеждена в том, что ответственность за этих детей лежит на нас.

– Нам нужно решить проблему более серьезную, чем болезни и смерть. Мы забываем о темной стороне человечества – об эгоизме, жестокости, агрессии, алчности. Все это ведет к тому, что загрязняется воздух, опустошаются океаны, уничтожаются леса, вымирают тысячи прекрасных животных. Не станут ли следующими жертвами наши дети? Недостаточно только делать им прививки, давать пищу и воду. Мы должны избавиться от привычки уничтожать все, что нам по-настоящему дорого.

В центральных архивах ЮНИСЕФ сохранилось множество материалов, связанных с добровольной работой Одри Хепберн для этой организации.

Возвращаясь домой или в США, или в Европу, она проводила встречи на высшем уровне, давала пресс-конференции, участвовала в программах, посвященных теме помощи детям, встречалась с членами комитета по иностранным делам, давала множество интервью. Темп ее работы был еще более напряженным, чем даже в самые сложные дни и месяцы съемок.

– Во время наших поездок она хотела сделать все, что было в ее силах. Она очень много читала и знала практически все. Но при этом она не пыталась быть матерью Терезой и не стремилась изображать из себя святую.

Так говорил Роб Волдерс. Она же признавалась:

– Это не самоотверженность! Самоотверженность – это отказ от чего-то желанного ради совершенно нежеланного. Я ничем не жертвую. Эта работа – лучший подарок для меня!

Только в феврале 1989 года Одри посетила Гватемалу, Гондурас, Сальвадор и Мексику. Затем она побывала во Вьетнаме, Таиланде и Бангладеш, чтобы обсуждать программы заботы о бездомных детях и правах женщин. В сентябре 1992 года ей позволили отправиться в Сомали, африканскую страну, раздираемую гражданской войной. Последняя поездка стала настоящим испытанием. Едва получив возможность говорить во всеуслышание, Одри бичевала словами:

– Это был настоящий кошмар. Нас окружали похожие на скелеты дети всех возрастов – маленькие и постарше. Все они были на грани смерти. А их глаза! Я никогда не забуду их глаза. Они словно спрашивали меня: «За что?». В глазах этих детей не было света. Большинство из них отказывалось от пищи, потому что они уже не хотели или не могли есть. Невыносимо было видеть, как они умирали прямо у нас на глазах. В одном лагере для беженцев скопилось двадцать пять тысяч человек – и половина из них дети. Все они голодали и умирали.

– Политика должна быть направлена на благополучие людей, на избавление людей от страданий. И о такой политике я мечтаю. Только подумайте: четыреста тысяч сомалийцев живут в лагерях для беженцев! Они страдают от голода и болезней. Их лагеря – это настоящий ад! Они бежали туда, чтобы умереть!

Одри работала на любимой работе на износ. И ее хрупкий организм не выдержал.

Вернувшись в Швейцарию в середине октября 1992 года после многочисленных пресс-конференций в Лондоне, Одри вдруг почувствовала себя плохо. У нее разболелся желудок, начались колики, как тогда, когда она подхватила почечную болезнь от маленькой африканской обезьянки. Роберт вызвал врачей. Но медики не могли определить причину ее состояния. По настоянию одного из медиков Одри 1 ноября прошла лапароскопическое обследование внутренних органов в медицинском центре «Седар-Синай». Результаты показали: раковая опухоль, начавшаяся в аппендиксе, поразила почти весь кишечник. Было проведено несколько операций, но болезнь распространялась так стремительно, что даже самые лучшие врачи оказались бессильны.

Уже позже Роберт Волдерс откровенно рассказывал, и от его рассказа у слушателей накатывали слезы:

– Ни мальчики, ни я не решались сказать, что она умирает. Наверное, мы совершили ошибку, не сказав, насколько серьезно ее состояние. Я думаю, это было несправедливо по отношению к ней, потому что Одри относилась к смерти так же реалистично, как и к жизни. Почувствовав, что умирает, она заставила нас пообещать, что мы отпустим ее с миром, когда подойдет время. Мы дали обещание, но, боюсь, не выполнили его.

Ее перевезли в Швейцарию. Окруженная родными любящими людьми, она еще боролась за жизнь. 18 января 1993 года Одри сделала последнее усилие, чтобы прошептать: «Я так устала». Два следующих дня Одри пробыла в забытьи. Придя в сознание, она едва слышно произнесла, обращаясь к тем, кто сидел возле нее все последние дни:

– Они ждут меня… ангелы… они ждут меня… чтобы работать на земле.

А когда над ней наклонился Лука, она прошептала скорбное:

– Прости, но я готова уйти.

С 1968-го по 1992 год Одри Хепберн получила девятнадцать премий и наград, пять из которых были присуждены за гуманитарную работу.

Всегда, всю свою жизнь Одри Хепберн оставалась неисправимым романтиком, полным чистой детской наивности. Когда кто-нибудь спрашивал ее о книгах, которые она любила читать в детстве, Одри всегда называла классические сказки: «Золушку», «Спящую красавицу», «Хензель и Гретель». Все они со счастливым концом. Одри тоже мечтала – подобно сказочным принцессам – прожить свою жизнь счастливо до самого конца. Только принцесса Одри сильно отличалась от своих сказочных подружек – у нее всегда были грустные глаза.

Сын Одри Шон тоже напишет о своей матери: «В ней всегда жила какая-то глубокая внутренняя печаль».

О своей добровольной работе в ЮНИСЕФ она говорила:

– Я была счастлива с самого первого дня. Начиная эту работу, я плохо себе ее представляла и старалась просто оставаться самой собой. Я забыла о том, что меня называют звездой, знаменитостью. Какой смысл быть звездой, если не можешь сделать ничего хорошего и полезного?

Ее близкие и миллионы поклонников всегда будут помнить о звезде, которая зажглась на небосклоне Большого кино только для добрых дел…

Из книги Разные дни тайной войны и дипломатии. 1941 год автора Судоплатов Павел Анатольевич

Глава 6. КОНТАКТЫ С АНГЛИЧАНАМИ ЧЕРЕЗ ПОСЛА ЮГОСЛАВИИ События на БалканахСоветское руководство накануне войны владело исчерпывающей достоверной информацией о развитии ситуации на Балканах. Важнейшим нашим источником сведений был сотрудничавший с ИНО ОГПУ-НКВД с 1934

Из книги Подводный Ас. История Вольфганга автора Воуз Джордан

Из книги Мои путевые записи автора Джоли Анджелина

Приют Святого Михаила ЮНИСЕФ Помощи Детям и Движение защиты Семей (ДЗС) Мне дали подержать на руках малыша. Никакие слова не могли выразить то, что я чувствовала.Позже маленький ребенок вложил мою руку в руку другой женщины (американской сотрудницы НПО).УВКБ ООН

Из книги На «Орле» в Цусиме: Воспоминания участника русско-японской войны на море в 1904–1905 гг. автора Костенко Владимир Полиевктович

Глава XXI. Мыс Доброй Надежды. Шторм в Индийском океане 6 декабря. Кончаем счеты с Атлантическим океаном, который ласкал и баюкал нас на своей груди почти два месяца. С 11 часов утра сегодня слева открылись в облаках высоты южной оконечности Африки, а с 2 часов мы уже огибаем

Из книги Сергей Вавилов автора Келер Владимир Романович

Глава IX РЫЦАРЬ ДОБРОЙ СИЛЫ Когда предки современных экспериментаторов - алхимики - в поисках «философского камня» приближались к двери, ведущей к раскрытию тайны тончайшего строения материи, они догадывались, что за этой дверью их ждет не только рецепт превращения

Из книги Памятное. Книга первая автора Громыко Андрей Андреевич

Глава III НА ПОСТУ ПОСЛА В СУРОВЫЕ ДНИ ВОЙНЫ США на распутье. Война - протокол побоку. Рузвельт - человек и президент. Ему нужны были умные люди. В первый период войны. Политическое кредо Уоллеса. Обед в бунгало. Патриарх дипломатической службы. Непростой букет деятелей. Так

Из книги Карманный линкор. «Адмирал Шеер» в Атлантике автора Бреннеке Йохан

Глава 18 ВОКРУГ МЫСА ДОБРОЙ НАДЕЖДЫ На календаре было 28 января 1941 года. Год ни у кого не вызывал сомнений, а вот месяц несколько смущал матросов «Шеера». В Южном полушарии стояла середина лета, и столбик термометра в тени доползал до отметки 45°. Но то было на палубе, на

Из книги Я побит - начну сначала! автора Быков Ролан Антонович

«Друг последний мой - тетрадь...» С душевным трепетом я отдаю в руки читателей то, что было сокровенным для Ролана Антоновича Быкова в течение долгих лет. Он начал свои записи мальчиком во время войны, в эвакуации, и вел с перерывами свой дневник более пятидесяти

Из книги Ильхам Алиев автора Андриянов Виктор Иванович

Посол доброй воли «Неделя» перечислила далеко не все, чем энергично и талантливо, душевно и требовательно занимается первая леди Азербайджана. Но давайте послушаем ее, каково быть женой Президента. Вот как отвечала Мехрибан-ханум (имя ее в переводе на русский язык

Из книги Жорж Санд автора Моруа Андрэ

Из книги Жорж Санд автора Моруа Андрэ

Глава пятая Богоматерь доброй помощи Тем временем Луи-Наполеон Бонапарт был избран президентом республики. Магическое имя оказало действие. Для Жорж Санд новый президент не был незнакомцем. В молодости он был либералом и даже карбонарием. В 1838 году она встретилась с ним

Из книги Рихард Зорге автора Понизовский Владимир Миронович

Часть третья ДРУГ ГЕРМАНСКОГО ПОСЛА 1Четырехмоторный «фокке-вульф» «Кондор», закончив бег по посадочной полосе, замер у аэровокзала. Самолет был пассажирский, но с опознавательными знаками германских ВВС - черными крестами на фюзеляже и крыльях, с фашистской свастикой

Из книги Александр Беляев автора Бар-Селла Зеев

Глава пятнадцатая ТРИУМФ ВОЛИ В мае 1941 года, бросив взгляд на множество написанных романов, повестей, рассказов, пьес и сценариев, Александр Беляев признался: «Мне самому как-то больше всего нравится „Властелин мира“…»Больше всего, как правило, любят то, что тяжело

Из книги Мои ранние годы. 1874-1904 автора Черчилль Уинстон Спенсер

Глава 18 С Буллером к мысу Доброй Надежды Большие ссоры, как это верно сказано, нередко возникают по мелким поводам, но в основе их лежат отнюдь не мелочи. Вся Англия и даже весь мир пристально следили за тем, как назревала война в Южной Африке. Долгая история распри

Из книги Зинин автора Гумилевский Лев Иванович

Глава двенадцатая Худой мир лучше доброй ссоры Слова и формулы могут быть различны и при тождестве идей. Бутлеров За две недели до отъезда Зинин получил приглашение принять участие в организации Всемирного химического конгресса. Под письмом стояла подпись крупнейшего

Из книги В окопах Донбасса. Крестный путь Новороссии автора Евич Юрий Юрьевич

Глава 2. Паралич воли Самое начало событий на Украине высветило тот простой факт, который был очевиден любому мало-мальски мыслящему человеку уже давно: наша «элита общества», интеллигенция (ну и сформированное ею, естественно, правительство - ведь там нет ни одного

Новое на сайте

>

Самое популярное