Домой Хозяйке Понимание. Непосредственное постижение целостности объекта выступает как понимание - способность постичь смысл чего-либо. Что означает Понять прочитанное? Способность постигать смысл чего либо

Понимание. Непосредственное постижение целостности объекта выступает как понимание - способность постичь смысл чего-либо. Что означает Понять прочитанное? Способность постигать смысл чего либо

ПОНИМАНИЕ (англ. understanding, comprehending) - широкий по значению и сфере применения термин, не имеющий строго фиксированного содержания и объема. Отметим некоторые наиболее частые и важные для психологии значения слова «П.».
1. Способность личности осмыслять, постигать содержание, смысл, значение чего-нибудь. В этом смысле О. Мандельштам дал свои оценки 3 поэтам: «Пастернак - человек понимания. Я - человек исключительного понимания. Гете - человек всепонимания».
2. Когнитивный процесс постижения содержания, смысла; этот процесс м. б. успешным или безуспешным, самостоятельным или несамостоятельным, быстрым или медленным, произвольным и осознанным или же непроизвольным и интуитивным.
3. Продукт процесса П. - само толкование чего-нибудь (текста, поведения, сновидений и т. д.). В этом смысле возможно правильное и неправильное, глубокое и поверхностное, полное и неполное П.
4. П. как одна из целей познания и обучения.

Как особый процесс и метод познания рассматривал П. основоположник понимающей психологии и культурологической школы «истории духа» В. Дильтей. Противопоставляя П. как метод познания в науках о духе методам познания в науках о природе, Дильтей дал чисто семантическую трактовку П.: «П. простирается от постижения детского лепета до понимания Гамлета или «Критики чистого разума». В камне, мраморе, звуках музыки, жестах, словах, произведениях искусства, в поведении, хозяйственных порядках и юридических установлениях выражается один и тот же человеческий дух, который и требует своего истолкования». П. рассматривается им как процесс познания 1) внутреннего мира другого на основе внешних знаков (поведения), 2) самого себя на основе интроспекции и 3) культуры, в т. ч. письменных документов, с помощью искусства интерпретации (герменевтика, экзегеза). «Способность понимать действительность, природную и социальную, понимать др. людей и самого себя, тексты культуры - эта способность лежит в основе существования человека» (А. А. Брудный, 1998).

П. - это не только метод, но и предмет познания (исследования), причем весьма многоликий. Разнообразие форм и способов П. в человеческом мире обусловлено реальным многообразием языков и текстов. Языку движений и действий соответствуют не только операциональные, но и эмоциональные, и предметные значения; языку образов - предметные и даже беспредметные, иррациональные (напр., в сновидениях) значения; вербальному языку - концептуальные или понятийные значения; языку выразительных движений (мимики, пантомимики) могут соответствовать и операциональные, и предметные, и концептуальные значения. Их переплетение в талантливой пантомимике вызывает эмоциональный отклик и порождает эстетические значения. Предметы, утварь, орудия, понимаемые как текст, прежде всего имеют назначение (функциональное значение). Однако П. их назначения невозможно без операциональных и предметных значений, складывающихся при их употреблении.

Для того чтобы П. произошло, текст, высказанный или прочитанный на каком-либо языке, должен быть воспринят, а его значения осмыслены, т. е. переведены на собственный язык смыслов. Доказать или показать другому, что П. случилось, далеко не просто, что хорошо иллюстрируют, напр., недоразумения на экзаменах. Для этого необходимо осуществить обратную процедуру означения построенных смыслов. Если собрать вместе все попытки истолковать Гамлета, то получится приличная библиотека, а попытки тем не менее продолжаются. Трудности связаны с тем, что эмоциональные смыслы и переживания трудно вербализуются, они как бы сопротивляются концептуализации, своему понятийному оформлению.

В трудах М. М. Бахтина П. литературного текста представлено как сложный и творческий процесс: «Понимать текст так, как его понимал сам автор данного текста. Но П. м. б. и должно быть лучшим. Могучее и глубокое творчество во многом бывает бессознательным и многоосмысленным. В П. оно восполняется сознанием и раскрывается многообразием смыслов. Т. о. П. восполняет текст: оно активно и носит творческий характер. Творческое П. продолжает творчество». К этому завету выдающегося мыслителя, проделавшего огромный труд П. гения Достоевского, есть смысл прислушаться.

П. устной речи возникает уже на 2-м г. жизни. Весьма условно внутри раннего возраста выделяют этап доречевого (от 1 до 1,5 лет) и этап речевого развития (от 1,5 до 3 лет). На 3-м г. резко возрастает речевая активность ребенка во время игровой деятельности, в т. ч. и индивидуальной, а также в процессе общения со взрослым. На 3-4-м г. жизни ребенок вступает во 2-й период вопросов (возраст «почемучек»), у него впервые пробуждается сознание непонятности того, что он воспринимает, и зарождается потребность в П. (Дж. Болдуин, С. Л. Рубинштейн). Продуктивность непонимания связана с тем, что оно влечет за собой поиск смысла. Точки развития и роста человека (и культуры) как раз и находятся в дельте понимания-непонимания. (В. П. Зинченко.)

Смотреть больше слов в «

Мышление - это обобщенное отражение объективной действительности в ее закономерных, наиболее существенных связях и отношениях. Оно характеризуется общностью и единством с речью.

Мышление проявляется при решении любой задачи, возникающей перед человеком, коль скоро она актуальна, не имеет готового решения и мощный мотив побуждает человека искать выход.

Физиологической основой являются временные нервные связи (условные рефлексы), которые образуются в коре больших полушарий. Эти условные рефлексы возникают под воздействием вторых сигналов (слов, мыслей), отражающих реальную действительность, но возникают обязательно на основе первой сигнальной системы (ощущений, восприятий, представлений).

Виды мышления.

По генезису:

Наглядно-действен­ное мышление - заключается в практической преобразовательной деятельности, осуществляемой с реальными предметами. Это наиболее элементарный вид мышления, возни­кающий в практической деятельности и являющийся основой для формиро­вания более сложных видов мышле­ния.

Наглядно-образное мышление -осу­ществляется непосредственно при восприятии окружающей действительности и без этого осуществляться не может. Мысля наглядно-образно, мы привязаны к дей­ствительности, а необходимые образы представлены в кратковременной и опера­тивной памяти. Данная форма мышления является доминирующей у детей до­школьного и младшего школьного возраста. Дошкольники мыслят лишь наглядными образами и еще не владеют понятиями (в строгом смысле).

Словесно-логическое мышление - вид мышления, осуществляемый с помощью логических операций с поня­тиями. При словесно-логическом мышлении оперируя логическими понятиями, субъект может познавать существенные закономерности и нена­блюдаемые взаимосвязи исследуемой реальности. Развитие словесно-логического мышленияперестраивает и упорядочивает мир образных представлений и практических действий.

Абстрактно-логическое (отвлеченное) мышление - вид мышления, основанный на выделении существенных свойств и связей предмета и отвлечении от дру­гих, несущественных.

Наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое и абстрактно-логическое мышление являются последовательными этапами развития мышления в филоге­незе и в онтогенезе.

По характеру решаемых задач различаюттеоретическое и практическое мышление.

Теоретическое мышление - мышление на основе теоретических рассуждений и умозаключений, это познание за­конов и правил.

Практическое мышление - мышление на основе суждений и умо­заключений, основанных на решении практических задач. Основная задача практического мышления- раз­работка средств практического преобразования действительно­сти: постановка цели, создание плана, проекта, схемы. Практи­ческое мышление было изучено Б.М.Тепловым. Им установле­но, что важной особенностью практического мышления является то, что оно развертывается в условиях жесткого дефицита време­ни и актуального риска. В практических ситуациях очень огра­ничены возможности для проверки гипотез. Все это делает прак­тическое мышление в определенном отношении более сложным, чем мышление теоретическое.

По степени развернутости мышления во времени различают интуитивное и дискурсивное, или аналитическое мышление.

Дискурсивное (аналитическое) мышление - мышление, опосредованное логикой рассуждений, а не восприятия. Аналитическое мышление развернуто во времени, имеет четко выраженные этапы, представлено в созна­нии самого мыслящего человека.

Интуитивное мышление - мышление на основе непосредственных чувственных восприятий и непосредственного отражения воздействий предметов и явлений объективного мира. Интуитивное мышление харак­теризуется быстротой протекания, отсутствием четко выражен­ных этапов, является минимально осознанным. Обычно используют три критерия для различения дискурсивного и интуитивного мышления:1)временной (время протекания процесса); 2) структурный (членение на этапы); 3) уровень осознанности (представленность в сознании самого мыслящего).

По степени новизны и оригинальности различаютрепродуктивное и продуктивное мышление по их функ­циональному назначению.

Репродуктивное мышление - мышление на ос­нове образов и представлений, почерпнутых из каких-то определен­ных источников.

Продуктивное мышление - мышление на основе твор­ческого воображения.

В своей деятельности люди сталкиваются с такими объектами, которые имеют целостно-системный характер. Для ориентации в таких объектах человеку необходимо уметь выде­лить в них внешнее и внутреннее содержание, их внутреннюю сущность и ее внешние проявления. В этой связи по типу познания выделяют теоретическое и эмпирическое мышление.

Теоретическое мышление – мышление, направленное на познание внутреннего содержания и сущности сложных системных объектов. Основным мыслительным действием, связанным с таким познанием, являетсяанализ. Анализ целостного системного объ­екта обнаруживает в нем некоторуюпростую связь (или отноше­ние), выступающую в роли генетически исходной основы для всех его частных проявлений. Эта исходная связь служит всеобщим или существенным источником становления целостного систем­ного объекта. Задачатеоретического мышления состоит в обнаружении этой исходной существенной связи, при последующем ее выделении, т.е. абстрагировании, и, в дальнейшем, сведе­нии к этой исходной связи всех возможных частных проявлений системного объекта, т.е. производство действияобобщения.

Эмпирическое мышление – мышление, направленное на познание внешних проявлений рассматриваемых предметов и явлений. Основными операциями эмпирического мышления являетсясравнение и классификация, которые связаны с действиями абстрагирования и обобщения одинаковых свойств, предметов и явлений. Познавательным продуктом осуществле­ния этих действий являются общие представления (или эмпири­ческие понятия) об этих предметах и явлениях. Эмпирическое мышление выполняет весьма важные и необ­ходимые функции в повседневной жизни людей, а также в нау­ках, находящихся на начальных этапах своего развития.

Здравствуйте уважаемые читатели!

В первой статье после Нового года я затрону тему Понимания прочитанного. Думаю многим будет интересно.

Французский ученый Декарт говорил: «Дайте определение термина, и вы избавитесь от множества недоразумений ».

Дадим и мы определение термина Понимание .
Понимание - психологическое состояние, верное восприятие или интерпретация какого-либо события, явления, факта, принятое в определённом кругу. (Википедия )

Понимание — способность постичь смысл и значение чего-либо.

Понимание направлено не на сам текст, а на его смысл, его идеи. Текст – это лишь посредник между автором и читателем. Это набор символов.

Как проверить восприятие идеи, заложенной в тексте ?

Воспроизвести эту идею во вновь созданном тексте, например, пересказать. Это будет демонстрировать тот или иной уровень понимания.

Семь уровней понимания

Выделяют семь уровней понимания.

Первый уровень понимания:
Понимание состоит в способности повторить прочитанный текст, можно мысленно, чтобы убедиться, что текст понят.

Второй уровень понимания:
Пример – учебный текст и требование пересказа.
Критерий понимания – способность выделить смысловую структуру и передать ее в пересказе. Ответить на вопросы. Но при этом — ответы на контрольные вопросы – это выявленный учителем смысл и проверка ученика. Т.е. уже кто-то выделил смысл (учитель) и ученику достаточно лишь подтвердить.
Квалифицированный читатель сам формулирует вопросы и это является частью порождаемых новых текстов.

Третий уровень понимания :
Выделение ключевых моментов или конспективная запись выявленных в тексте фактов.

Первый, второй и третий уровни понимания опираются на формально выделенную структуру текста и содержат ее описание.
Это называют — Инструктивная прагматика . Для текстов, описывающих заранее известные факты действительности и не предполагающая появления новых смыслов, отличных от заложенных в тексте.

Тексты с инструктивной прагматикой несут информацию об однозначно интерпретируемых данных или являются четкой инструкцией.
Пример такого текста — описание того, как найти квартиру знакомого, типовая сводка данных, приказание, ритуальная формула и т. п.

Четвертый уровень понимания :
С этого уровня начинает проявляться Креативная прагматика, когда понимание требует творческого воссоздания смысла.
Задача понимания заставляет обращаться к собственной творческой способности, к воображению и фантазии.
Это как правило относится к художественным текстам, понимание которых есть не только выявление структуры.

Пятый уровень понимания :
Относится к текстам, имеющим большое количество комментирующих текстов о верном раскрытии заложенного автором смысла.
Этот уровень включает помимо изучения базового текста, также изучение комментирующих текстов и выбор приемлемой интерпретации.

Шестой уровень понимания :
Применим к высшим образцам художественных текстов. Когда комментарии в принципе различаются.
Например: как понять в романе Сервантеса «Дон Кихот» борьбу с ветряными мельницами – как безумие или проявление рыцарской доблести.
Только наличие дополнительных комментариев создает понимание, расширяя собственные границы мировосприятия. Иначе можно зациклиться в одном понимании, ограниченном собственной картиной мира.

Седьмой уровень понимания :
Когда все порождаемые тексты не дают адекватного понимания. Понимание заключается в Постижении. Как пример — Евангелие.

Креативная прагматика — эта ситуация требует подключиться творческим способностям читателя.
Для понимания смысла требуется не столько осмыслить и воспроизвести смысл прочитанного, сколько создать новый текст, который бы свидетельствовал о возникновении понимания.

Исходный текст рождает новые тексты, новые интерпретации. Чем больше новых смыслов рождается, тем значительнее произведение.

Интересно будет провести небольшое исследование вместе с Вами, уважаемые читатели.
Давайте прочитаем одно художественное произведение и попробуем изложить смысл, заложенный автором. Кратко, как поняли. Думаю, что трактовок будет очень много.
Предлагаю в качестве такого небольшого произведения – рассказ А.П. Чехова «Ионыч» .

Найти рассказ несложно в Интернете. На прочтение уйдет немного времени.
Жду Ваших интерпретаций и новых смыслов, увиденных в рассказе. Пишите в комментариях.

11 комментариев к записи “Что означает Понять прочитанное?”

    «Ионыч» — «очень своевременная книга», кавычки обозначают заимствование выражения известного лица, но цитата закономерна: интеллигент Дмитрий Ионыч превратился в персонаж с неуважительным (для определённой группы людей) неполным именем. Другим же врач представляется богом. Все удовольствия в жизни Ионыча жалки (опять же не для всех) благосостояние: пересчёт денежных знаков,еда в ресторане и труд, преумножающий благосостояние человека одинокого,утратившего интерес к глубокой жизни. Автор его не судит, нам, читателям, это понятно. Но скучно мы живём, если поклоняемся золотому тельцу, не делая выводов из древних книг. Увы, и теперь для многих «врачей» больные- только средство материального благополучия. А.П.Чехов подметил тип, который переживёт и 21 век. Бесспорный талант писателя!

    Начиная комментарий с трактовки слова «Понимание», данного интернетовской «Википедией», в очередной раз убеждаюсь, что интернету верить нельзя. «Понимание - психологическое состояние, верное восприятие или интерпретация какого-либо события, явления, факта, принятое в определённом кругу. (Википедия)». По трактовке Википедии, верным восприятием или интерпретацией может считаться только то, что принято в определенном кругу. Это похоже на истину в первой инстанции, которую потребителям интернета транслируют хозяева Википедии, для чего она и была ими создана без сомненья, а под определенным кругом надо понимать как раз этих самых хозяевов.

    Касаясь отзыва Светланы, хочу заметить, что надежда на 21 век, которая основывается на вере в то, что с развитием цивилизации и улучшением условий жизни, люди становятся цивилизованнее и гуманнее, к сожалению, не подтверждается ходом истории. Люди не становятся умнее, мудрее и лучше, чем тысячи лет назад.

    Что же «Ионыча», то, по-моему, все сказано одной мыслью Ионыча: «...если самые талантливые люди во всем городе так бездарны, то каков же должен быть город». И главное то, что нет ни движения вперед, ни стремления к этому движению, без чего никакое развитие и саморазвитие невозможно. И это также подтверждает то, что количество веков и тысячелетий, прожитых человечеством не влияет на качество человеческой жизни. Это не то количество, которое по закону диалектического материализма может перейти в качество. Хотя, конечно, нам бы этого хотелось — без всяких усилий стать лучше, умнее, мудркк. Отсутствие духовного развития не означает стояние на месте, а, как правильно показано в рассказе, означает движение в обратную сторону, что мы и видим в герое рассказа, в котором по мере увеличения его материального состояния, уменьшается его духовный и нравственный уровень. Как говорится, если где-то прибудет, то где-то и убудет. Кроме темы развития, а, точнее, его отсутствия у людей этого города, есть также тема счастья, предназначения, т.е. того, что может составлять основу жизни человека и вызывать в нем целеполагание и мотивацию к действиям. И оно, как опять же, правильно подмечено в рассказе классиком, бывает двух видов: счастье для себя или счастье ложного эго, и счастье для других или счастье истинного эго. И, если первый вид счастья присутствует в рассказе, то второй и более продвинутый вид счастья дан только намеком и существует только потенциально в словах Екатерины. Тем не менее, подсознательно она понимает его правильно, но вот реализовать этот потенциал у нее не хватает сил и желания.

    Также я вижу тему двойственности или иллюзии и фальши.Я бы назвал это характерной чертой нашей цивилизации — повсеместный обман, фальшивость наших понятий, истин, верований, взглядов. Это касается абсолютно всего. Здесь же в рассказе это проявляется в том, что, вроде бы Ионыч помогает людям и делает хорошее дело — лечит людей, но на самом деле для него это — барыши, которые он подсчитывает вечерами. Так же и для Кати с ее мамой и папой — вроде бы они тоже стараются для людей, чтобы людям было приятно с ними, но на самом деле они только тешат свое самолюбие тем, что они могут то,чего не могут другие, а следовательно, они талантливы. И это даже особо подчеркнуто гениальным автором в словах хозяйки дома, когда ее спрашивают, почему бы ей не издавать ее книги, а она отвечает, что у них довольно достатка. Т.е. издавать книги для того, чтобы их читали другие и получали от этого удовольствие у нее даже и в мыслях нет. А ради денег печатать ее книги ей нет смысла, денег ей и так хватает.

    Пишу этот комментарий сейчас, не ко времени выхода данной статьи, т.к., честно говоря, она прошла мимо меня и только из последней статьи «Как читать художественное произведение?» я увидел ссылку на эту статью, которая быда раньше.

    • Спасибо, Константин!

      Ваш комментарий можно рассматривать как вариант глубокого понимания художественного произведения.

      Ведь понимание можно ограничить только пересказом сюжета, а можно несколько абстрагироваться от сюжета и увидеть что же стоит за поступками людей. Задать себе вопросы- почему произошло это изменение главного героя. В конечном итоге — это должно повлиять и на собственное развитие и характер и поведение и мировоззрение. В этом сила искусства. Отсюда и высокие требования к выбору читаемых книг.

      Внешняя среда поглотила Ионыча, как бы он не старался победить в этом конфликте (а старался он очень робко, про себя). Возможно вместе с Екатериной они и смогли бы выбраться из этой трясины. Но получилось то, что получилось, и рассказ заставляет задуматься — почему.

      И здесь я процитирую Вас «Отсутствие духовного развития не означает стояние на месте, а, как правильно показано в рассказе, означает движение в обратную сторону, что мы и видим в герое рассказа, в котором по мере увеличения его материального состояния, уменьшается его духовный и нравственный уровень».

      Полностью с этим согласен, о чем и хотел поговорить с читателями в своей статье — Образованный человек -это кто?

      Именно духовное начало определяет — что движет человеком. Нравственные законы могут лишь сдерживать человека от проявления своих страстей.

    СПАСИБО, НИКОЛАЙ! Очень приятно, интересно и познавательно все, о чем вы пишите. И, что также немаловажно, — все, что вы пишите, легко читается.

    […] Значит что-то стоит за простым пониманием только сюжета. Значит, стоит более глубоко проникнуть в изучение классического произведения. Значит, есть смысл дойти до 7-го уровня понимания. […]

    […] Замечу, что я не пытаюсь дать свою интерпретацию комедии «Горе от ума», — не такой уж я литературовед. Но я хочу дать алгоритм (схему), используя которую читатель сможет глубоко изучить любое произведение. Именно изучить, а не прочитать, т.е. пройти до 7-го уровня понимания, согласно этой классификации — Что означает Понять прочитанное? […]

Анатолий Лень

УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ

А - начало нового ничем непримечательного афоризма, умозаключения
в – важное
д – банальное, для детей
з - познавательное
и – интересное
к – крылатое
л - лучшее
н – не важное
п – поучительное
с - сложное для понимания
ю – юмор

Постижение значение определение формировать выработать уму не постижимо не поддается постижению необходимо способность постичь смысл действительности происходящего уметь постигать влияет зависит постигающий человек современное собственное правильное свое

З Постижение – понимание действительности, уразумение.
пзв В формировании правильного постижения действительности очень важную роль играет духовность, нравственность, человеколюбие, благожелательность, любовь к природе, деятельность.
з Кардинально меняет постижения человека вера в Бога.
з На формирование постижения действительности влияет нравственность через стыд, совесть, сострадание, милосердие, чувство долга…
п Главное не увидеть – а постичь.
а Мудрецу достаточно наблюдения превращения курицы из яйца – что бы постичь все.
кл То, что человек не может постичь – он чувствует сердцем.
п Постижение – важнее знания.
п Не так важно узнать, увидеть, услышать, главное – постичь, а
нужное применить.
к Постижение – больше чем глаза и уши.
п Чтобы что-то лучше постичь – надо этим пожить.
а Если ложь постигается лучше, чем истина – верят ей.
к Не постиг – потерял.
а То, что человек не способен постичь – проходит мимо него.
пв Чтобы по-настоящему что-то постичь – его сначала надо полюбить.
п Вопросительный знак – двигатель постижения.
а Постижение – приближение к правде.
п Человек не должен проходить мимо чего-то незнакомого.
з Желание человека к постижению действительности вызвано не праздным любопытством – а инстинктом самосохранения.
а Мешает постижению – равнодушие.
д Размышляя – можно многое постичь.
а Живой ум по обрывку информации способен многое постичь.
зп Чтобы лучше информацию постичь ее надо получить несколько раз.
зд Помогают постигать знания.
к Постижение с трудом – ценнее.
а Постижение чувства пасет.
п Помехой в постижении действительности является противоречивость.
з Увязав постижение действительности – человек становится всевидящим.
а Постижение часто приходит со временем.
п Спешите постичь! Многое мы понимаем слишком поздно.
з Умный и глупый меньше различаются в постижении природного, нежели того, что создано цивилизацией.
з Чем необычней, тем сложнее для постижения.
а Мы ощущаем только то, что способны постичь.
к Без внимания – нет постижения.
а Проницательному человеку достаточно немного увидеть или
услышать, чтобы многое постичь.
пз Подруга постижения – догадливость.
з Постижению способствует интуиция.
п Человек понимает то – что желает постичь.
п Если хотите чтобы человек, что-то постиг – сделайте это его интересом.
а Многие люди не могут постичь существенную часть действительности.
з Воображение помогает представить, чтобы постичь.
а Постижение – бездонный колодец познания.
а Человек как разумное существо живет тем, что способен постигнуть.
а Если что-то не постигнуто – так вроде бы его и нет.
пз Самый короткий, простой и доступный способ постижения – через истины.
пз Настоящее, глубокое, подлинное, долговечное постижение приходит не через жизненную информацию и даже не через образование, а через истины, рожденные размышлениями и наблюдениями.
пз Постижение в существенной степени осуществляется – через наблюдение.
пз Чтобы к человеку приходило постижение, надо интересоваться всем, что происходит вокруг, полученную информацию логически осмысливать и делать выводы.
п Выгоднее постигать то – на что ты можешь повлиять.
п Лучше Постигать наперед все – с чем можешь столкнуться, а не то – что уже свалилось на голову.
сп Эффектнее и легче постигать действительность, не ища ответ на заданные себе вопросы, а фиксируя самопроизвольно приходящие ответы.
з Чтобы получить ответ на поставленный вопрос, необходимы
знания и усилия для изучения данной темы.
зс Осеняющий нас ответ, прибиваемый к нам течением жизни, на
вопрос, который мы когда-то себе задавали, надо всего лишь зафиксировать, не тратя время на раздумья и изучение побочного материала.
з Чтобы обогатить, прояснить, закрепить свои постижения люди вынуждены постоянно беседовать друг с другом, приписывая этому занятию совершенно другие причины.
пз Путем наблюдений, сравнений, опыта и анализа – можно многое постичь самому.
п Постижение питается интересом и удивлением.
п Самое ценное постижение то, которое относится к быту – оно ближе всего к натуральной, природной жизнедеятельности.
з Чем профессия и другие обязанности ближе к быту, природе,
тем меньшей помехой в общем, постижении они являются.
з Умный человек, залезая в дебри, распыляется и поэтому не
очень хорошо знает примитивные области жизни, где глупому
знакома каждая мелочь.
з Глупый инстинктивно не изучает сложные материи, чтобы все
силы своего скудного интеллекта бросить на такие основы, как
питание, размножение и выживание.
а Иногда, чтобы что-то постигнуть – не хватает жизни.
пз Мы не можем понять действительность сразу, целиком и вынуждены постигать ее по частям. Не так страшно, если в этом
нет системы. Главное, чтобы человек мог осмыслить эти части и соединить в одно целое. Многим не удается это сделать, и они превращаются в умных дураков, понятиями обладают, а увязать
их не могут.
п Если все происходящее наблюдать, постигать, анализировать – этого может быть достаточно, чтобы с годами стать человеком понимающим.
п Здоровое любопытство и любовь к жизни, людям, природе –
хорошие помощники постижения действительности.
п Анализ и логика – в постижении действительности верные помощники.
а Настоящая человеческая жизнь начинается только после постижения действительности.
п Если не хотите, чтобы жизнь Вас унизила, а то и растоптала,
выкроите время от сигарет, пива, секса и постигните действительность.
п Чем быстрее человек постигнет действительность – тем раньше выберет верную дорогу.
а Одни пытаются постигнуть действительность по возникшей необходимости, другие – по праздному любопытству. И только третьи, по-настоящему влюбленные в жизнь и понимающие цену осмысления – постигают ее увлеченно и ответственно.
з Человек постигнуть все способен лишь поверхностно.
з Постижения человека зависят от уклада его жизни и традиций.
к Каждый все постигает – по своему.
пв При отрицательном постижении действительности человека не может сложится правильно.
пв Человек с отрицательным постижением – не может приобрести настоящее счастье.
зв Целенаправленная выработка постижения – показатель зрелости.
к Постижение – дитя разума и чувств.
з Постижения человека формируются через знания, чувства, эмоции, мышление, наблюдения, опыт, анализ, выводы, настроение, самочувствие…
пзв Невозможно правильно постичь – в области, которая не изучена и не прочувствована.
з В формировании постижений необходимы знания естественные, социально-исторические, технические, философские, житейские…
зпв Постижения имеют огромное практическое значение, влияя на благополучие, поведение, быт, интересы, цели, образ жизни, отношения людей …
з На постижения влияют жизненные ценности.
п Первой подружкой нового постижения – должна быть дискуссия.
кл Постижение должно рождаться как дитя – внутри человека.
з Обмен постижениями – стержень общения.
кл Правильное постижение – есть истина.
с Постижение – растворяется в выгоде.
з Смена постижения может увести человека в другой мир, жизнь, сообщество, поколение…
кл У людей, не владеющих собой постижения одни – жизнь другая.
к Отпечаток постижений – на лице человека.
п Неправильное постижение может приводить к порокам, проступкам, а то и преступлениям.
пв Когда постижения неправильны – жизнь человека и его близких превращается в кошмар.
лвп Глупость чтобы иметь постижение – вынуждена, доверятся молве.
а Постижения юности – самое стойкое.
п Постижение без сомнений – большая глупость.
з Существенная деформация постижений человека происходит под воздействием инстинкта размножения.
з На индивидуальные постижения существенно влияет – широко распространенные и господствующие настроения общества.
з Правильности постижения способствует ясность и гибкость ума.
з В установке правильного постижения без логического мышления – не обойтись.
п Человек наряду с собственным постижением должен представлять картину взглядов различных обществ.
п В постижениях важна созвучность.
п В постижениях очень важна – логическая стройность.
з Усвоение чужих постижений, без анализа и поиска – уничтожает личность.
з Хорошей опорой для формирования правильного постижения действительности служит анализ и опыт.
зп Чтобы избавится от путаности постижений действительности, следует начинать с простых житейских истин, медленно двигаясь, увязывая их между собой.
п Разноголосица в постижениях разумных людей приводит к поиску истины, глупцов – к вражде и неприязни.
пзв Нетерпимость к чужому постижению – мешает развитию, установлению истины, принятию правильных решений.
зпв От правильности постижений человека зависит его судьба и благополучие.
з Постижения человека зависят от его деятельности.
з Постижения приводят к принципиальности и убежденности.
з Без постижения – нет мнения.
з Через призму постижений человек оценивает все происходящее.
зпвд Утрата правильного прежнего постижения происходит под натиском пороков, соблазнов, удовольствий…
пв Постижение должно меняться вдумчиво и в первую очередь на почве роста духовности и познания.
п Собственное постижение – убедительней.
п Необходимо периодически делать переоценку своих постижений.
п Мы часто поступаемся своим постижениями – удовлетворяя потребности.
в Противоположность постижений разрушает психику и затуманивает разум.
взп Некоторые люди постижения постоянно меняют. Причем эти мнения часто прямо противоположны. Со временем они окончательно запутываются. Можно считать, что они вообще никакого собственного взгляда не имеют и не могут иметь. Человек без мнения не может поступать верно, поэтому эти люди живут неправильно, делая массу ошибок. Не выправив это положение, у них один выход – найти в жизни поводыря, лучше родственника, и слепо ему подчиняться.
пз Противоречивость следует искоренять, начиная с самых простых понятий, прекратив при этом общение с лжецами и путаниками, исключив контакт с информацией о высших материях.
пз При искоренении противоречивости главенствующую роль играет увязывание познаний между собой в одно логическое целое.
з Постижения часто обязаны симпатиям и желаниям.
п Неправильное постижение мешают увидеть истину.
в У знающего человека

Понимание - Способность постичь смысл и значение чего-либо и достигнутый благодаря этому результат; вызванное внешними или внутренними воздействиями специфическое состояние сознания, фиксируемое субъектом как уверенность в адекватности воссозданных представлений и содержания воздействий.
Без П. как особого состояния субъекта невозможно продолжение общения, координация действий и какие-либо другие осмысленные действия и воздействия. Человек понимает учебный материал, если он в состоянии соотнести его с собственной категориальной системой наиболее общих понятий (таких, как движение, количество, качество, развитие, причина и следствие, пространство, время и т. д.) и поместить в наличных у него непересекающихся классах объектов. Если же он не в состоянии это сделать, то это означает, что он учебный материал не понял.

Разные люди по-разному понимают одно и то же явление потому, что у них разные категориальные системы и разные наборы непересекающихся классов. Поэтому правы те учителя, которые требуют, чтобы учащиеся излагали учебный материал своими словами, ибо это умение подтверждает, что материал хорошо уложен в категориальной системе ученика, а значит, понят им.

Зачастую непонимание учащимися учебного материала вызывается тем, что у ученика не сложилось научно категориальной системы, которая в процессе обучения немалократно перестраивается.

Ступени понимания. Понять что-либо - значит раскрыть его сущность. Основными отличиями ступеней понимания друг от друга является первым делом глубина понимания. Она характеризуется тем, до какого порядка сущности проникает наша мысль в процессе понимания. Непосредственным выражением этого яв-ляется полнота, разносторонность и, что самое важное, существенность связей, вскрываемых в процессе познания. Чем шире круг предмете в, явлений, с которыми ставится в связь познаваемое нами в данный момент, тем глубже понимание, тем более высокий уровень его достигается.

Существенное место занимают также различия в отчетливости понимания. Начальной ступенью здесь является такое понимание, которое правильно было бы считать скорее предвосхищением, предварением собственно понимания. Мы еще не поняли того, что воспринято, но чувствуем, что вот-вот что-то будет понято нами. Следующая ступень, когда понимание уже имеется, но еще в самом общем, неразвернутом, неопределенном виде, причем понимание дано нам скорее опять-таки в форме своеобразного чувства, которое является, однако, уже чувством начавшегося понимания. На этой ступени - ступени смутного понимания - мы уже словно схватили нечто, но пока еще не рассмотрели, что именно схвачено нами.

Из следующих, более высоких ступеней надо выделить ту, когда понимание субъективно переживается как уже достигнутое, хотя выразить его мы еще не можем. Дальнейшая ступень отчетливости понимания характеризуется тем, что мы уже можем изложить воспринятое другому, но при одном условии: придерживаясь определенной, неизменной формулировки, по возможности данной в готовом виде, максимально словами подлинника. Более высокая ступень понимания характеризуется освобождением от скованности словесной формулировкой. Происходит действительно освоение того, что нами воспринято. Оно буквально становится, переводится на, подвергается некоторой творческой переработке.

Новое на сайте

>

Самое популярное