Домой Целебные растения Сын гафта живет в бразилии. Валентин гафт скрывает внебрачного сына. Фильмы нового века и телевидение

Сын гафта живет в бразилии. Валентин гафт скрывает внебрачного сына. Фильмы нового века и телевидение

Известный и многими любимый актер Валентин Гафт стал известен в середине семидесятых годов. Хотя его творческая биография началась намного раньше. Обратили внимание на актера благодаря его ролям в фильмах: «Гараж», «Здравствуйте, я – ваша тетя!». Личная жизнь актера будет интересна его поклонникам. О жизни Валентина Иосифовича, жене и детях пойдет речь в статье.

Валентин Иосифович Гафт родился в столице России. Его биография началась в 1935-м году. Личные воспоминания детства связаны с улицей Матросская Тишина (сюда еврейская семья, в которой родился будущий актер, приехала из Полтавской области). На ней находилось несколько важных различных заведений (психбольница, рынок, студенческое общежитие и тюрьма). «Вся жизнь в миниатюре», — так шутил позже сам актер.

Валентин хорошо помнит то утро, в которое началась война. Он с родителями тогда собирался поехать на Украину к родственникам. Но тут все изменило неожиданное объявление.

Учился Валентин в мужской школе. Тогда дети обучались раздельно. Уже в школьные годы Валя показывал свой артистический талант. Он выступал в самодеятельности, играя в спектаклях женские роли (потому что девочек в школе не было).

Стать актером Валя захотел после просмотра спектакля «Особое задание», хотя до этого никто в семье не был связан с миром кино или театра. Отец семейства работал юристом, мама была домохозяйкой.

После получения среднего образования Валентин решил поступить в Школу-студию МХАТ. Но, он был не уверен в себе и очень волновался перед экзаменами. Поступить ему помог известный актер Столяров. Многие помнят его в довоенных фильмах и кинокартинах про войну.

Однажды Валентин заметил идущего по улице Столярова. Он догнал знаменитого актера и попросил уделить ему несколько минут с целью оценить его артистические способности. Актер удивился, но не отказал. Так состоялось знакомство, оказавшееся весьма полезным.

Начало творческой карьеры

Валентин Гафт поступил в Школу-студию с первой попытки. Хотя до этого безуспешно пытался поступить в Щукинское училище. Его учителем стал В.Топоров.

В 1957-м году Гафт окончил Театральный ВУЗ, и началась его насыщенная актерская биография. Известный актер Журавлев помог начинающему актеру устроиться в Театр им. Моссовета. В нем Гафт проработал всего год и ушел по личному желанию. Но, за этот год своей жизни он успел исполнить много ролей в этом театре. Это были спектакли:

  • «Король Лир»;
  • «Лизи Мак Кей»;
  • «Корнелия»;
  • «Выгодный жених».

Затем, Валентин Гафт перешел в Театр сатиры. Театр тогда был очень популярен, в нем работали известные актеры, которых знают даже дети: Андрей Миронов, Анатолий Папанов и др.

Но и в этом театре Валентин Иосифович долго не удержался, однако успев исполнить в нем известную роль графа в пьесе «Безумный день или Женитьба Фигаро». Мама начинающего актера оценила игру сына своеобразно: «Какой же ты худой, Валя!».

Пик популярности актера

Следующей страничкой в творческой биографии Валентина Гафта был Московский драматический театр. В нем актер проработал чуть более пяти лет. Именно там Валентин Иосифович привлек личное внимание режиссера Анатолия Эфроса. Он позвал актера в свой Театр «Ленком», где он проработал два года.

Затем, в его жизни был Театр на Малой Бронной, где актеру опять суждено было недолго продержаться. И, наконец, ему встретился Олег Ефремов, который переманил актера в свой театр «Современник».

Похоже, этот театр пришелся Валентину Иосифовичу по душе. Потому что в нем он остался работать навсегда. Именно там актер получил профессиональное признание. Теперь его знают и любят взрослые и дети, зрители любого возраста и пола. В этом театре актером было исполнено множество ролей, от классики до пьес современных авторов.

С Лией Ахеджаковой в постановке «Игра в джин»

Среди них:

  • «Вишневый сад» Чехова;
  • «Ревизор» Гоголя;
  • «Плаха» Айтматова;
  • «Три сестры» Чехова;
  • «Валентин и Валентина» Рощина;
  • «Пигмалион» Б.Шоу и многие другие.

В последний раз актер выходил на сцену в 2013-м году. Ему было 78 лет! Он играл Мартина в спектакле «Игра в джин».

Сейчас Валентину Иосифовичу 82 года. Он уже не играет в театре, находится на заслуженном отдыхе. Однако, в прошлом году он все же снялся в кино. Известность пришла к актеру именно благодаря его работе в кино.

Работа в кинематографе

Дебют Валентина Гафта в кино состоялся сразу после окончания театрального ВУЗа. Его кинематографическая биография началась с фильма «Убийство на улице Данте». Там он исполнил совсем небольшую роль, но это было впервые в его жизни, и он был очень рад.

Долгое время актер играл в кино второстепенные роли. Обычно ему доставались отрицательные герои, однако, обладающие личным обаянием.

Кадр из фильма «О бедном гусаре замолвите слово»

В начале семидесятых годов у актера появились главные роли. Популярность пришла к нему после участия в фильмах Эльдара Рязанова. В 1979-м году вышел фильм «Гараж», где Гафт исполнил роль председателя кооператива. После этого, актер стал известным, его узнавали уже даже дети.

Не менее талантливо была исполнена роль дворецкого в телеспектакле «Здравствуйте, я ваша тетя!». Также запомнилась зрителям роль Геверница в «Семнадцать мгновений весны». В 1980-м году вышла музыкальная комедия «О бедном гусаре замолвите слово», где Гафт замечательно сыграл полковника.

Кадр из фильма «Гараж»

В фильме «Черная курица или Подземные жители» актер талантливо исполнил роль учителя французского короля.

До сих пор популярен мюзикл «Чародеи», где Гафт сыграл Сатанеева, весьма хитрого героя. В замечательном фильме Рязанова «Забытая мелодия для флейты» актер потрясающе исполнил роль обнищавшего чиновника, который пел в вагонах.

Нельзя не вспомнить роли Гафта в сериале «Жизнь Клима Самгина», «Воры в законе». Ну и конечно, «Мастер и Маргарита», где актер сыграл мудрого и таинственного Воланда.

Валентин Гафт в фильме «Анкор, ещё анкор!»

Гафт умел играть комические и серьезные роли одинаково талантливо. В 2013-м году пожилой актер сыграл одинокого пенсионера.

Также, много работал Гафт над озвучиванием мультфильмов. Он с большим удовольствием озвучил Благородного в популярном мультике «Пес в сапогах», Короля в «Волшебном колокольчике», Ворона в «Новых приключениях Бабки Ёжки». А в мультфильмах: «Как кошки с собакой» и «Рождение Геракла» актер читает текст.

Один раз Гафт попробовал себя в роли режиссера на сцене любимого театра «Современник».

Литературные труды

Актер Валентин Гафт, кроме артистического, также имеет и поэтический талант. Многие знакомы с его стихами. В основном это – эпиграммы на известных актеров. Они обладают довольно едким юмором, даже сатирой иногда.

За это многие невзлюбили его. Некоторые написали ему ответные эпиграммы. Одну из эпиграмм Гафт написал на себя. Называется она «Автоэпиграмма».

У Гафта есть также несколько сборников стихотворений. На один стих была написана песня, которую исполнила Сати Казанова. Называется она «Я и ты». Много есть у автора лирических стихов. Некоторые из них посвящены его любимой жене Ольге Остроумовой.

Награды

За всю творческую биографию у Валентина Гафта имеется множество личных наград, полученных в разное время жизни. У него есть различные степени Ордена «За заслуги перед Отечеством». А также, Орден Дружбы. Он стал поистине любимым народным героем, которого почитают взрослые и дети.

В 1978-м году Валентин Иосифович стал заслуженным артистом, в 1984-м году – Народным артистом России.

Он – лауреат многих премий. Среди них – «Хрустальная Турандот», «Золотой орел», премия им. Андрея Миронова «Фигаро», «Звезда Театрала» и др.

Валентин Гафт: семья

В биографии Валентина Гафта было четыре брака. Личная жизнь актера не очень удачно складывалась до встречи с последней, любимой женщиной. От браков родилось двое детей: дочь Ольга и сын, о существовании которого Валентин не подозревал долгое время. Но, обо всем по порядку.

Первая жена Гафта – манекенщица Елена Изоргина. Но, вскоре брак распался по причине супружеской неверности.

Второй брак в биографии Валентина Гафта состоялся с балериной Инной Елисеевой. У актера родилась дочь Ольга. Он любил детей. Личная жизнь вроде бы наладилась. Однако, постоянные репетиции обоих супругов, большая занятость, выступления привели брак к распаду. К тому же, у жены оказался немирный характер. Окончательно подорвали отношения родственники со стороны супруги.

Развод родителей плохо сказался на психике дочери. К тому же, она постоянно испытывала непонимание со стороны матери. В конце концов, Ольга покончила собой. Мать ненамного пережила дочь. Она вскоре скончалась от рака.

После развода у Валентина был роман с художницей. Но она покинула страну. Как оказалось позже, в Бразилии женщина родила сына от Гафта. Но ничего ему об этом не сообщила. О существовании сына актер узнал спустя много лет, когда он приехал в Россию на ток-шоу для знакомства с отцом.

Позже, Валентин женился третий раз. Его женой стала Алла, она играла на виолончели. Но и этот брак оказался неудачным.

Окончательно раздавленный житейскими трагедиями, Валентин неожиданно встретился с Ольгой Остроумовой. Он признался ей, что любит ее уже более двадцати лет, со съемок фильма «Гараж». К тому времени актриса тоже перенесла личную неудачу и даже пыталась покончить собой.

Многие знают красавицу Ольгу Остроумову по ролям в популярных фильмах: «А зори здесь тихие», «Доживем до понедельника» и др. Актеры поженились прямо в больнице, где лежал Валентин после перенесенной операции. Последний брак существенно повлиял на жизнь актера. Любимая женщина смогла воскресить погибающую душу Гафта. Благодаря ей он принял православие и теперь живет, наслаждаясь оставшимися днями своей жизни.

Эта семейная драма началась почти полвека назад.

Московская художница Елена Никитина познакомилась с Валентином Гафтом, когда он еще не был суперзвездой. Еще не вышел на экраны легендарный "Гараж" Рязанова.

Они познакомились на одном из театральных вечеров. Понравились друг другу, начали встречаться. Но когда Елена забеременела, Гафт ушел и пропал из ее жизни. А через три года они случайно встретились на улице. Елена сказала, что родила сына, которого назвала Вадимом. Валентин Иосифович попросил фотографию мальчика, спрятал ее во внутренний карман пиджака... А через год Елена с маленьким сыном и мамой улетели в Бразилию, где обосновалась ее сестра, вышедшая замуж за иностранца.

Елена не стала копить обиду на бывшего возлюбленного. Поэтому Вадим, который пошел по стопам Гафта и работает в бразильском театре актером, всю жизнь мечтал увидеть отца. Долгие годы это было невозможно: Валентин Иосифович был попросту не готов к этой встрече. И лишь недавно Вадим прилетел вместе с мамой в Москву.

Первое свидание Валентина Гафта и Вадима Никитина состоялось в телевизионном эфире. В студии многие плакали...

О том, что осталось за кадром шоу, мы расспросили саму Елену Никитину, которая уже вернулась в Бразилию.

"Когда он ушел, это стало трагедией..."

- Вы остались довольны встречей с Гафтом?

Безусловно! И сын, конечно, счастлив. Он так и сказал: "Папа, я тебя люблю. Не претендую на то, чтобы быть твоим сыном. Прежде всего я хочу быть твоим другом!" Валентина это тронуло.

Я воспитала сына в любви к отцу. И он всегда гордился тем, что его папа - великий актер Валентин Гафт.

Хоть история с Валентином у меня непростая. И обида, безусловно, была. Когда Валентин ушел от меня, это стало трагедией, потому что я любила его. Но что поделаешь... Больнее всего было принять тот факт, что мой сын не общается с отцом. Хотя Валентина мы прекрасно понимаем. Момент встречи отца с сыном слишком затянулся. И чем больше проходило времени, тем труднее было ему найти в себе силы познакомиться с Вадимом.

Нам легче друг друга понять, потому что мы люди творческие. Я - художница, Вадим играет в театре, любит поэзию. У Вадима и Валентина Гафта оказалось много общего. Вадим очень добрый и эмоциональный. И Валентин Иосифович совсем не суровый человек, не судите его по ролям. В молодости он безумно нравился женщинам. Когда мы встретились, мне было 31, а ему 36. У нас был красивый роман. Теперь мне 74 года. Целая жизнь прошла!

Начать жизнь с нуля

- Вы сорок лет не были на Родине?

Да. Мы с мамой и сыном улетели в Бразилию, когда Вадиму было 4 года. В России мне было тяжело одной воспитывать ребенка. Поэтому мы все тут бросили и начали жизнь с нуля в другой стране. Улетели с пустыми кошельками, потому что в то время можно было перевозить на человека не более 200 долларов. Так и прилетели с 600 долларами. Хорошо, что моя сестра и ее муж дали нам временный приют. Потом у нас появился и свой угол.

После программы Валентин пригласил нас с сыном на ужин. Потом была еще одна встреча, когда Гафт привел нас к своим друзьям из театра, к Галине Волчек. Затем он позвал на прощальный обед, после которого улетел на гастроли, а мы к себе в Бразилию.

- Елена, у вашего сына ведь уже есть сын... Гафт познакомился с внуком?

Сын назвал своего ребенка Валентином в честь отца. Причем Валентин-младший родился в один день с дедушкой. Мальчик очень похож на деда - особенно улыбкой. Но два Валентина пока не познакомились. Это сложно, потому что у внука сейчас подростковый период, он загружен школой, футболом, музыкой. Мы с сыном очень хотели взять ребенка в Москву, но мама мальчика, бывшая жена моего Вадима, не дала разрешение на поездку. Но, может, это к лучшему: 11-летнему ребенку было бы сложно вынести 21-часовой перелет.

- Валентин Иосифович прилетит в Бразилию?

Мы его пригласили. Встреча с внуком, думаю, произойдет. Может быть, Валентину-младшему для этого придется выучить русский язык, хотя это будет непросто сделать в Бразилии. В этом плане моему сыну повезло, потому что он общался на русском со мной и со своей бабушкой. А внук живет отдельно от нас.

Про будущее я ничего не знаю. Но мне кажется: наша встреча была настолько сильной и эмоциональной, что продолжение обязательно состоится. После встречи с отцом Вадим мне признался: "Мама, я счастлив, что его увидел! Я ждал этой встречи 43 года". Валентин уже звонил ему несколько раз. И мне звонил, спрашивал, как долетели. Сын и отец будут теперь общаться - это для меня главное.

ИЗ ДОСЬЕ "КП"

Его любимые женщины

В жизни Валентина Гафта было три официальных брака. Первой женой актера была манекенщица Алена Изоргина. В своих интервью Валентин

Иосифович признавался: мол, был молод, поэтому позволял себе увлекаться другими женщинами.

Второй официальной женой Гафта стала Инна Елисеева. По словам артиста, Инна была домохозяйкой, но ее родители принадлежали к партийной элите. С Елисеевой Гафт развелся в начале 80-х. От этого брака у Валентина Иосифовича родилась единственная дочь Ольга.

Нынешняя супруга Гафта - актриса Ольга Остроумова. Они официально поженились в 1993 году. Валентин Гафт подчеркивает, что к детям Остроумовой он относится как к собственным.

ИЗ ПЕРВЫХ УСТ

Валентин Гафт: "Теперь меня поливают грязью"

Фото: Russian Look

Дозвониться до Валентина Иосифовича непросто: артист сейчас находится на гастролях в Латвии. Мы поймали Гафта незадолго до его выхода на сцену.

Валентин Иосифович, не каждый решится через столько лет встретиться со взрослым сыном, которого никогда не видел, и сказать "Прости!"... Многие восхищены вашим поступком.

Если бы вы знали, сколько лжи на меня вылилось и сколько людей меня сейчас поливают грязью! Я получил тысячи омерзительных писем. Люди счастливы, что появилась возможность сказать мне что-то гадкое. Но я уже к этому привык. Пусть ругают, что тут поделаешь. Спасибо "Комсомолке" за звонок, вы меня немножечко утешили, а то меня со всех сторон проклинают. Но, знаете, мальчик, мой сын, оказался замечательным парнем. Счастлив, что встреча состоялась.

К внуку в Бразилию пока не собираетесь?

Что-нибудь придумаем, чтобы не ездить так далеко. Где-нибудь у нас в России встретимся.

5 звездных ролей артиста

  1. Брассет, "Здравствуйте, я ваша тетя!" (1975)
  2. Сидорин, "Гараж" (1979)
  3. Сатанеев, "Чародеи" (1982)
  4. Логинов, "Небеса обетованные" (1991)
  5. Генерал, "Старые клячи" (2000)

Ольга Остроумова, жена Гафта, - это невероятно красивая женщина. В этом году ей исполнится 70 лет, и, глядя на нее, трудно поверить, что когда-то из-за предательства мужчины она пыталась покончить с жизнью самоубийством. Она успешная, знаменитая, уверенная в себе и невероятно счастливая. Ее героини сводили с ума всех советских особ сильного пола. В картине для подростков «Доживем до понедельника» она, как хотела, вертела своими одноклассниками, а в фильме «А зори здесь тихие…» соблазняла неловкого старшину. А в жизни актриса оставалась невероятно наивной и принимала ухаживания парней за обыкновенную вежливость. Знаменитый супруг Остроумовой является не менее популярной личностью. Его знают все зрители, пришедшие в наш век из СССР. И именно об этих двух людях пойдет речь в нашей статье.

Первые мужья

Остроумова (жена Гафта) была замужем трижды. Первым ее супругом был однокурсник, с которым она училась в ГИТИСе. Вторым же избранником стал режиссер московского ТЮЗа. Ольга была настолько наивной молодой девушкой, что когда Михаил пригласил ее на свидание, она решила, что это будет просто встреча делового характера. Поэтому можно представить удивление мужчины, когда во время прогулки по городу она предложила ему зайти к ней в гости и познакомиться с супругом.

Режиссер был в недоумении, но от понравившейся женщины не отказался и решил добиться ее во что бы то ни стало. Как рассказывает сама нынешняя жена Гафта, ее кавалер излучал какой-то невероятный магнетизм. Окончательно ее подкупила самоуверенность парня. Как только Остроумова поняла, что влюбилась в Мишу, она сразу же ушла от мужа. Но Левитин решился покинуть свою супругу ради Ольги лишь через четыре года.

Брак этих людей был идеальным, они даже своих отпрысков назвали Олей и Михаилом. Левитин боготворил супругу. Практически 23 года Остроумова отчаянно любила своего избранника и ни разу его не упрекнула в том, что им приходится жить в основном на те деньги, которые зарабатывает она. Но когда Ольга узнала, что Михаил ей изменяет, ее нервы не выдержали. Она была в таком состоянии, что хотела свести счеты с жизнью. Но спасением стали дети, ради которых она и решила жить дальше. А с Левитиным они развелись.

Встреча с Валентином

Ольга, жена Гафта, после расставания со вторым супругом решила, что больше никогда не выйдет замуж. Но неожиданно для самой себя на одном из корпоративов она встретилась с Валентином. Тогда ему было 60 лет, и он имел за плечами три развода. Артисты пошли на прогулку, во время которой Гафт и признался Оле, что любит ее уже 20 лет. Он влюбился в нее, когда они оба снимались в ленте «Гараж». Он попросил у спутницы номер телефона, но позвонил только через три месяца.

Жена Гафта Ольга Остроумова рассказывает, что мужчина ей очень понравился, но оформлять свои отношения они не стремились. И возможно, не поженились они бы и до сегодняшнего дня, если бы не жилье. Гафт жил в однокомнатной восемнадцатиметровой квартирке, а Остроумова с дочерью и сыном - в «хрущовке», состоящей из трех комнат. Расписавшись же, артисты могли стать обладателями льготных апартаментов. Поэтому они и поженились прямо в больнице, где Валентин лежал после хирургического вмешательства. Пара живет в браке уже больше 15 лет.

Ну а что же Гафт

Валентин Иосифович Гафт в этом году отметит свое 82-летие. Он является невероятно известным артистом, снимающимся в кино и играющим в театре. Актер носит звание Народного артиста и стал ведущим членом труппы московского «Современника». Во время обучения в школе Валик принимал участие в самодеятельности, а так как в те времена в школе были только мальчики, то ему приходилось воплощать женские образы. В 1953 году он окончил школу и сразу же поступил в Школу-студию МХАТ. Он учился на одном курсе с Майей Менглет и Олегом Табаковым.

МХАТ Валентин Иосифович Гафт окончил в 1957 году и работал после этого в Московском драматическом театре, театре сатиры, в Ленкоме и в театре имени Моссовета. В 1967 году в театре сатиры он сыграл одну из своих наилучших ролей. В пьесе «Женитьба Фигаро» он изобразил графа Альмавиву. В этом спектакле он играл вместе с легендарным

Служба в «Современнике»

Биография Валентина Гафта в театре «Современник» начинается в 1969 году. Именно тогда он стал ведущим артистом этого храма Мельпомены. Перечислить все роли, сыгранные здесь актером, очень трудно. Он принимал участие в таких спектаклях, как «Обыкновенная история» (Петр Адуев), «Валентин и Валентина», где был Гусевым, «Генрих IV», где сыграл Генриха IV, и многих других работах.

На протяжении последних лет в «Современнике» Валентином Иосифовичем были сыграны роли Городничего из «Ревизора», Изольда Кукина («Аккомпаниатор»), Лейзера в спектакле «Трудные люди» и многие другие образы. Именно в этом театре Гафт состоялся как писатель и режиссер. Он написал пьесу «Сон Гафта, пересказанный Виктюком». В постановке Валентин сыграл и одну из основных ролей. А в постановке «Балалайкин и К°» он впервые выступил режиссером. Эту работу он осуществил в тандеме с Александром Назаровым и Игорем Квашой.

В мире кинематографа

Биография Валентина Гафта в кино берет свое начало в 1956 году. Его первой работой на этом поприще стала картина «Убийство на улице Данте». Тут ему досталась совсем маленькая и практически бессловесная роль. В этом же году он засветился и в эпизоде ленты «Поэт». Затем были такие киноработы, как «Первый курьер», «Кентавры», «Фуэте» и прочие. В картинах «Чародеи», «По главной улице с оркестром», «Визит дамы» и «Ночные забавы» он отобразил уже весьма заметные образы.

Роли в картинах прославленного Рязанова стали для Валентина Иосифовича одними из наиболее успешных. Так, в 1979 году в «Гараже» он сыграл председателя Сидорина. В следующем году был фильм «О бедном гусаре замолвите слово…». Также Гафт отметился в таких картинах Рязанова, как «Старые клячи», «Небеса обетованные» и другие.

Гафт в «Гараже»

Валентин Гафт, фильмы которого с удовольствием смотрит не одно поколение людей, по-настоящему знаменитым и популярным стал после выхода фильма «Гараж». В картине ему досталась одна из главных ролей, он сыграл угодливого Сидоркина. На съемках этой картины Рязанова Валентин оказался совершенно случайно. Сидоркина должен был играть Ширвиндт, но в самый последний момент он отказался от предложения. Пригласить Гафта порекомендовала Лия Ахеджакова, но Рязанов согласился на предложение не сразу.

Роль хитрого персонажа стала в судьбе актера знаковой. Благодаря ей он познакомился со своей нынешней супругой и смог занять достойное место в кинематографе.

Фильмы нового века и телевидение

В XXI веке не менее активно снимается в кино Валентин Гафт. Фильмы, в которых он снялся на протяжении 2000-х годов, следующие: «12», «Семейный дом», «Операция ЧеГевара», а также «Утомленные солнцем - 2: Предстояние», «Студия 17» и многие другие. Во всех картинах маэстро были доверены главные роли.

Также Гафт много играл на телевидении. Он принимал участие в сериалах и телевизионных картинах. Так, стоит упомянуть сериалы «Будденброки», «Домби и сын», «Тайна Эдвина Друда» и телеспектакль «Архипелаг Ленуар».

Несколько слов об эпиграммах

Заслуживают внимания и стихи, эпиграммы Валентина Гафта. Они являются, как говорится, отдельной статьей в творчестве актера. Острые эпиграммы Валентина Иосифовича в свое время ходили рукописными списками и регулярно цитировались. «Стих и эпиграмма», «Я постепенно познаю» и «Жизнь - театр» - книги, которые вышли в авторстве Гафта.

Большинство эпиграмм театра и кино. Некоторых актеров в своих стихах он восхваляет, других же беспощадно критикует. Но эти строки уже стали классикой и существенной ступенью в карьере Валентина Гафта.

И еще немного о стихах

Гафт, дети и жены которого стали поводом для сплетен, является невероятно одаренным автором. Очень многое сказано об эпиграммах этого гениального человека. О стихах также многое говорили в свое время. Но последние на протяжении продолжительного времени оставались в тени знаменитых эпиграмм. Благодаря тому что артист способен смотреть всесторонне на мир, его писательский дар такой необыкновенный и необычайный.

Валентин Иосифович - необычайно чуткий писатель, и благодаря такому уму у него рождаются исключительно шедевры. Он издал много книг, которые сразу же стали популярными. Правду говорят, гениальный человек гениален во всем. И именно Гафт может служить этой поговорке ярким подтверждением.

Жены Валентина Гафта

Впервые будущий народный артист женился на манекенщице по имени Алена. Это была невероятно красивая девушка. Она работала на Кузнецком мосту в Доме моделей. Но брак довольно быстро распался из-за обоюдных измен супругов. Вот такой была первая жена Гафта. Инна Елисеева стала его второй избранницей. Инна была балериной с эффектной внешностью и невероятно трудным характером. Женщина родилась в обеспеченной семье, а потому всегда получала то, что хотела. У пары были тяжелые отношения. Нелегкими они были у Гафта и с семьей Елисеевой. Ему было тяжело жить вместе с родителями супруги.

В семье родилась дочь Оля, поэтому Елисеевой пришлось оставить карьеру балерины и посвятить себя ребенку. Это еще больше испортило ее характер, и вскоре Валентин ушел из семьи. После развода артисту долго не везло в личной жизни. Но однажды он познакомился с виолончелисткой Аллой. С ней у Гафта был гражданский брак. Алла постоянно ревновала мужа, несмотря на то что он был ей верен. Но как-то раз он все-таки не выдержал бесконечных сцен и ушел от этой женщины.

А был ли сын

Валентина Гафта в молодости была насыщенной и полной женщин. И именно из-за этих женщин пострадали его дети. Во втором браке у него родилась дочь Ольга. Но после развода с женой Валентин не принимал участия в воспитании ребенка. А Инна относилась к малышке не слишком благосклонно и часто несправедливо. Не выдержав регулярных маминых упреков и скандалов, в возрасте 29 лет девушка покончила жизнь самоубийством. Это событие сильно подорвало здоровье актера. Из тяжелого состояния его вытянула четвертая жена, Ольга Остроумова.

Но ходят слухи, что у Гафта есть еще и внебрачный сын. Одни источники утверждают, что он знал о его существовании, ведь появился малыш тогда, когда актер был женат на балерине. И Валентин Иосифович всячески скрывал появление на свет мальчика. Согласно другим сведениям, сын Вадим родился в Бразилии, и о его существовании маэстро узнал только тогда, когда отпрыску исполнилось 46 лет. Он попал в беду, и его мать, пытаясь ему помочь, связалась с Валентином, который сразу же сделал все, чтобы спасти сына. Какая из этих историй правда - знает лишь сам Гафт.

«Я не знал о том, что родился ребенок. Мать Вадима - благороднейшая женщина - ничего от меня не требовала, ни на чем не настаивала, даже ничего не говорила. Сейчас Вадиму уже сорок с лишним лет, а мы только недавно начали общаться...»

Собственное просторное жилье у меня появилось очень поздно - и исключительно благодаря Оле (жена Гафта - Ольга Остроумова. - Прим.

ред.). Без нее я не решился бы на такую авантюру, как кредит. Ремонтом и дизайном занималась Оля. Помню, когда я вошел туда - в первую в своей жизни квартиру, - сказал: «Это дом-музей Гафта?» Я все никак не мог поверить: слишком привык, что у меня в лучшем случае - комната.

Я вырос в коммуналке в доме на улице Матросская Тишина. Напротив нашей пятиэтажки была психиатрическая больница, справа - знаменитая тюрьма, слева - рынок, еще левее - студенческое общежитие МГУ, окна которого выходили на пустырь, где мы часто играли в футбол. А в общежитии жила одна прелестная курносая девушка Дина Василенок. Я был в нее влюблен, но она об этом ничего не знала. Сейчас Дина доктор физико-математических наук. Так вот, при том, что вообще-то я играл в футбол не самым лучшим образом, стоило Дине появиться в окне, я весь преображался и бил по мячу с такой силой, что трещали доски в заборе.

Даже начинал кричать на своих товарищей, чего обычно не смел: «Мне пасуй!» При ней я становился смельчаком - кажется, у меня даже фигура менялась. Но когда Дина исчезала, я сразу же становился прежним - робким и неуклюжим. Через какое-то время Дина снова выглядывала в окно, и я снова забивал голы. Кстати, до сих пор имеет значение, кто на меня смотрит. Не дай бог подумать, что ты должен всем нравиться.

- Вы ведь не потомственный актер?

Наша семья совершенно не театральная. Папа работал прокурором. А у мамы вообще не было никакого образования. Но она знала столько, что могла поддержать разговор на самые разные темы. Любила театр, много читала.

Мои родители - оба с Украины. Мама из многодетной семьи - 13 детей. Дед был ломовым извозчиком. Когда мы приезжали к нему, дед встречал нас на лошади, запряженной в телегу с соломой, и вез домой. Я просил, чтобы меня отнесли в хлев к корове с теленком, дед поднимал меня повыше, я гладил теленка, чтобы он лизнул мне руку. В очередной раз мы должны были ехать к деду на Украину 21 июня 1941 года. Чтобы достать билеты на поезд (а с ними было трудно), наша домработница Галя, чудесная девушка, простояла всю ночь на вокзале, а потом купила с рук - как выяснилось, ей подсунули фальшивку. Взрослые говорили, что Галю обманула какая-то «аферистка» - я впервые тогда услышал это слово. Нам удалось взять новые билеты - на 22-е число. Но утром по радио выступил Молотов: началась война. Конечно, мы остались в Москве. Тот поезд, которым мы должны были отправиться 21-го, возможно, попал под бомбежку.

Отец сразу же ушел на фронт добровольцем. Но мне почему-то не запомнился этот момент. Зато я отчетливо помню проводы в армию моего двоюродного брата Исая, которому тогда исполнилось 19 лет, - он тоже записался добровольцем. Брат был в зеленой гимнастерке и галифе, я обнял его, едва доставая лицом до ремня, уткнулся лбом в пряжку и впервые в жизни заплакал так, что не мог сдержать свой рев. Мне было шесть лет. Я ужасно стеснялся своих слез, поэтому долго-долго так стоял, не отрывая лица от живота Исая. Хотя чего мне было реветь? Я думал, что война пройдет здесь, у меня под окном, за забором, с одной стороны - наши, с другой - немцы, и я увижу, как наши станут побеждать. У нас самые сильные пограничники - Цюрупа и его собаки. Но все, как известно, получилось совсем не так.

Помню запах сырой известки и журчание воды в трубах - это жуткое ощущение бомбоубежища. И вой воздушной тревоги, который нельзя ни с чем сравнить. Помню, мама ночью меня сонного несла завернутого в одеяло на руках по лестнице с четвертого этажа в бомбоубежище - мне хочется спать, и я трясусь то ли от холода, то ли от страха. Иногда приходили письма с фронта от отца: он писал, что пришлет мне немецкий фонарик, в котором можно включать то красный, то зеленый свет. И действительно передал мне с кем-то этот фонарик и свои майорские погоны, чтобы я на них посмотрел. Я гордился, какой у меня папа, и мысленно прибавлял ему звезды. В конце 44-го года раненого отца привезли в Москву, и мы с мамой приходили к нему в госпиталь. Он был весь забинтованный, лица вообще не видно. Около кровати на тумбочке, на белой салфетке стояли тарелки с едой и стакан с абрикосовым компотом.

Выпил этот компот я, и казалось, что нет никакой войны, что это не госпиталь и отец не ранен. Но, придя домой, увидел в газетах снимки с боев и тыкал ножиком в тех, кто ранил моего отца. Помню неповторимый голос Левитана по радио. Война кончилась. Я играл в «расшибалку», но внутри испытывал счастье - мы победили. Мама ходила на Белорусский вокзал в надежде встретить своих братьев, но все, кроме одного, погибли. Никого не встретила.

Ну а потом была жизнь после войны. Я стал подростком. Помню вечера во дворе, за полночь. Мама кричала: «Валя, иди домой, уже поздно!» Но я стоял и слушал блатные песни, щемящие душу. Я восхищался, какие ребята в нашем дворе были свободные. И потом, уже будучи артистом, я говорил себе: вот они артисты, а не я!

Я хотел быть сильным и храбрым. Юрку Крюкова, который жил на первом этаже, я все время вызывал «стыкаться». Но ходил к нему слушать пластинки. Его мама купила патефон, а сама была похожа на певицу. Я помню этот красный патефончик, пластинки пахли подсолнечным маслом. Юркиным соседом был парень по кличке Киса. Он сидел несколько лет в тюрьме за хулиганство, но очень обаятельный, в татуировках и с юмором. Помню, как весь двор увлекался шахматами - наш Ботвинник был чемпионом мира. На кухне Юрка и Киса научили меня играть в шахматы. Но своеобразно: неправильно показали, как ходят фигуры. Суть игры я уловил: нужно объявить мат королю. Первые партии я сыграл в психиатрической больнице, которая, как я уже говорил, находилась напротив нашего дома. Там рядом был так называемый Английский сад, где росли немыслимо высокие деревья - видимо, когда-то давно их посадили как-то по-английски.

На кронах этих деревьев обитали тысячи ворон, которые галдели, каркали, и все столы и лавочки под деревьями были белые-белые, словно в снегу. По саду гуляли выздоравливающие психи в серых халатах и стоптанных тапочках, молодые и старички, ходили медленно, некоторых поддерживали родственники. Я сел с досточкой, и, конечно, желающих сыграть в шахматы оказалось много. Ко мне подсел один выздоравливающий, и я неправильными ходами в течение полутора минут поставил ему мат. Слышу, Киса с Юркой за спиной говорят: «Грандиозно! Гениально!» Приглашаю: «Следующий». И снова раз-раз - и мат! Вот уж и сумасшедшие стали говорить, что я гений. И только примерно одиннадцатый псих нерешительно проговорил: «Простите, но, по-моему, раньше так в шахматы не играли». Я еще подумал: «Ну, этого рановато выпустили в сад гулять».

Но когда я понял, что меня разыграли (помню, Киса захлебывался от смеха, сверкая своими золотыми фиксами), закрыл для себя тему шахмат навсегда. Никогда больше не садился! Я много чему не научился, о чем теперь жалею. К примеру, на пианино играть. Как-то увидел инструмент дома у одного приятеля и стал просить маму: «Купи пианино, я хочу стать музыкантом». Она бы и рада, но денег не было. Потом случилось так, что отец хорошо заработал. И мы пошли в магазин, где продавались немецкие трофеи. Там пианино стояли тесными рядами и чуть ли не одно на другом - с открытыми крышками, черно-белыми клавишами, они выглядели, как хищные рыбы - акулы или киты. И тут выяснилось, что мама хочет пианино непременно с подсвечниками. Мы пересмотрели все варианты, но нужного не оказалось.

Так и ушли ни с чем. И я не стал пианистом.

- Зато вы поступили в театральный институт...

Я с детства любил ходить в кино, в кинотеатр «Орион» на Преображенской площади. У меня были любимые артисты: Дружников, Тарасова, Массальский, Грибов, Ливанов - все, кто играл в картине «Без вины виноватые», которую я смотрел раз десять. Потом случилось так, что я познакомился с некоторыми из них. А Павла Массальского изображал в капустнике, и говорят, что был похож. Еще я сдавал книги букинистам: Достоевского, Тургенева - это читала мама. И когда в магазине спрашивали фамилию, я не говорил: Гафт, я говорил: Массальский, иногда - Ливанов, и несколько раз - Дружников.

Нахватав в старших классах двоек, я решил, что буду артистом. Мне казалось, нет ничего проще, ничего не надо знать и делать, только выйти на сцену и сказать: «Кушать подано». Стал играть в школьной самодеятельности: мне доставались только женские роли, потому что кто-то же должен был их играть, а школа мужская. Роль невесты в чеховском «Предложении» считаю своим лучшим достижением!

Помню, как в парке «Сокольники», уже пройдя первый тур в Школу-студию МХАТ, глазам своим не поверил: я увидел Сергея Дмитриевича Столярова из картины «Цирк». Это он там в белом свитере, шагая вместе с Орловой, пел великую песню Дунаевского «Широка страна моя родная». А здесь передо мной стоял грустный, печальный и усталый человек в черном костюме, с изумительно красивым лицом. Я подошел и объяснил ему, что поступаю во МХАТ, у меня басня не получается.

После большой паузы он спросил: «Кто набирает курс?» - «Топорков». Опять пауза. Я было пристроился к пеньку, чтобы читать басню. А Сергей Дмитриевич мне, обычному пацану из 10-го «Б» 378-й школы, говорит: «Зачем же здесь? Приходите ко мне домой». Даже не знаю, что это на него нашло. Так я попал к нему домой, мы с ним разбирали каждое слово в басне «Любопытный». Сергей Дмитриевич очень мне помог, я считаю его своим первым учителем, низкий ему поклон. А подбадривали меня во время поступления Игорь Кваша и Миша Козаков, которые уже являлись студентами и были такие уверенные в себе, даже несколько наглые. Чем-то, видимо, я им приглянулся. И когда я увидел свою фамилию в списках поступивших, от волнения убежал, и бежал без остановки две станции метро. Дома я с гордостью объявил, что меня приняли.

Но, кажется, родители были вообще не в курсе, куда я поступаю. Мама почему-то решила, что меня приняли в кружок геофизики при заводе. И на вопросы знакомых: «Где Валя?» - первое время отвечала: «В кружке». - «А что там делают?» - «Хлопают в ладоши».

Помню, как на втором курсе Школы-студии МХАТ я попал на съемки картины «Убийство на улице Данте» к Михаилу Ромму и не мог связать двух слов, увидев Плятта и Штрауха. Я буквально застыл. Второй режиссер Столбов сказал: «Как мы ошиблись в этом парне!» И все остановилось в это мгновение. Казалось, что все замерло. Когда я переступал порог киностудии, я не мог оправиться от этого ощущения 20 лет. После окончания Школы-студии я недолго прослужил в Театре имени Моссовета, потом меня выгнали. К тому моменту я успел познакомиться с великим Эрастом Гариным.

Эраст Павлович как раз ставил «Тень» в Театре сатиры и сказал мне: «Молодой человек, у нас артист запил, не сыграете ли вы роль ученого?» Он пригласил меня репетировать к себе домой. Представляете, сначала Столяров, а потом Гарин! С ними и постоять-то рядом - это с ума сойти! Помню, мы шли к нему в кабинет через множество комнат. И в одной из них стояла кровать с сеткой, в которой под простынкой лежал… труп. Причем уже высохший. Безжизненная рука свисала с кровати, личико - кожа да кости. Мне показалось, что это ребенок. Эраст Павлович, не обращая внимания, провел меня в свой кабинет и заговорил о Мейерхольде. Но мне ничего в голову не шло, все хотелось ему сказать: «У вас же человек умер!» Гарин напрасно провозился со мной, увидел, что я ничего не понимаю, и пошел меня проводить. Опять мимо трупика.

Я мучительно думал: «Господи, кто бы ему сказал...» Сам я так и не решился. И хорошо, потому что это была жена Гарина - Хеся Локшина, его помощница и непревзойденный мастер дубляжа. Она просто спала. А выглядела так всегда - это было для нее нормально.

Ну а из моего дебюта в Театре сатиры ничего толкового не вышло. На премьере я перепутал партнерш, стал разговаривать с Аросевой, а нужно было с Зелинской. Ольга Александровна прошептала: «Идиот, она стоит сзади!» Я повернулся, задел декорацию, которая чуть не упала в оркестр. А в зале сидели мои мама с папой и моя будущая жена, красавица Алена Изоргина! Конечно, после этого меня в «Сатире» не оставили. Правда, через 10 лет я все-таки поступил в этот театр и играл графа Альмавиву в «Женитьбе Фигаро». Это был второй спектакль, который видела моя мама.

Потом мы с ней шли домой, она долго молчала. Я не выдержал: «Ну как?» Мама сказала: «Валя, ну какой же ты худой!» На этом ее посещения моих спектаклей закончились. Даже когда я перешел в «Современник» и маму приглашала лично Галя Волчек, мама отвечала ей: «Я его и дома вижу».

- Вы упомянули красавицу Алену - вашу первую жену. Вы ведь прожили с ней не очень долго, как и со второй женой...

Моя первая супруга Алена - замечательная. Я ее любил и, пользуясь словами Жени Евтушенко, никогда не разлюблял. Люди, когда видели ее на улице, замирали, столбенели от ее красоты. Она работала манекенщицей в Доме моделей на Кузнецком Мосту. А у советских манекенщиц была возможность выезжать за границу.

Пока мы были вместе, Алена успела побывать и в Америке, и во Франции, и в Италии - объездила почти весь мир и каждый раз возвращалась еще более красивой. Когда мы с Аленой поженились, переехали к ней. И единственную комнату, где жила еще теща, интеллигентнейшая женщина, досками разделили на три части. Это был низкий первый этаж, и каждые пять минут мимо окон, почти касаясь стекол, проезжал троллейбус. Я любил Алену, а она любила животных. Я тоже их люблю, но не до такой степени. Она каждый день приносила домой или котенка, который писал на батарею, или безногих голубей, которые летали у нас над головой, - пахло в доме невозможно. Пес, подобранный Аленой, сидел вместе с нами за столом и пил кофе. Тараканы и клопы так вписывались в общую картину, что их жалко было давить. Я ходил весь в шерсти и перьях.

Но Алена была прекрасна! При этом я был слишком молод, чтобы совсем не увлекаться другими женщинами. И в конце концов Алена тоже встретила другого человека и полюбила его. Это был киновед Даль Орлов. Мне один артист рассказывал, что у них в доме до сих пор просят не произносить мою фамилию. При этом Даль называет меня «серым артистом» - мол, он о таких не пишет. Ну пусть так. Главное - Алена обрела свое семейное счастье. Отношений мы с ней не поддерживаем. Зачем?

- Со второй женой вам, наверное, не так просто было разорвать, ведь она родила вам дочь...

Интересно, что до меня за Инной Елисеевой ухлестывал Эдвард Радзинский. И когда, не зная этого, я спросил Эдика о ней, он сказал: «Инна прекра-а-а-сная!» Перехвалил. Видимо, старался поскорее от нее отделаться.

Характер у Инны - тяжелый случай, но она была яркой, недурна собой. Эффектно водила машину. «Жигули», на которых она за мной приезжала в театр, мне в то время казались самолетом. Там еще была дача, и я представлял, как поставлю столик на чердаке и сяду что-нибудь сочинять. Думал: «Надо же, какая богатая баба, вот поживу-то хорошо!» Но я был наказан за такой подход. Хорошо пожить не удалось. Тесть, лауреат Сталинской премии, меня сразу не принял. Хотя теще я нравился - она видела что-то в театре, только не поняла: я на сцене был или не я? Дома-то я выглядел совсем по-другому. Как-то за обедом я спросил: «Можно мне еще цыпленочка?» А мне говорят: «Когда будете зарабатывать, тогда и получите цыпленка». И я ушел из этого дома навсегда. Почему-то пишут, что Инна была балериной - нет, она вообще нигде не работала.

Балериной была наша дочь Оля. О дочери скажу немного, это для меня больная тема. Ведь в том, что с ней случилось, много моей вины и моих грехов. Хотя мы с ней не жили вместе, но я должен был это предвидеть и предчувствовать. Она хотела стать драматической актрисой, я с ней занимался, и Оля (Остроумова. - Прим. ред.) тоже. Если бы дочь взяли в театральный - ничего бы этого не случилось. Курс набирал Женя Лазарев. Он сказал мне: «Знаешь, не очень... Но если ты хочешь - я ее возьму». - «Не надо. Если «не очень» - зачем же тогда калечить судьбу?» - ответил я... А ведь она так хотела! Кроме того, у дочери случилась неудачная любовь. Я не могу сейчас говорить о ее маме ни плохо, ни хорошо, потому что Инна умерла через несколько месяцев после гибели дочери, но она Олю буквально затравила. Кончилось все тем, что Оля ушла из жизни.

Я посвятил дочери стихотворение:

Ах, если бы она была жива,

Я все бы отдал за нее, все бросил,

Слова, слова, слова, слова...

Мы все их после смерти произносим.

И пишутся в раскаянье стихи,

Но в глубине души навечно будут с нами

Грехи, грехи, грехи, грехи, грехи...

Которые не искупить словами.

Что тут можно сказать? Оправдания нет, вину мою исправить нельзя...

- В своем интервью Ольга Левитина - дочь вашей жены - рассказывала, что у вас еще есть сын, который живет в Бразилии, и вы ему помогаете...

Когда-то давно у меня был короткий роман - всего несколько встреч.

Я ничего не знал о том, что родился ребенок. Мать Вадима - благороднейшая женщина - ничего от меня не требовала, ни на чем не настаивала, даже ничего не говорила. Когда Вадиму исполнилось три годика, они уехали в Бразилию. Тогда же мне сказали, что у меня есть сын. Сейчас ему уже сорок с лишним лет. Только недавно его мать мне позвонила и сказала, что с ним произошла беда. Вадима сильно побил таксист, изуродовал его. Она опять ничего не просила - никаких авантюр с ее стороны, все очень чисто. Но я сам стал помогать, как мог, высылал деньги на лечение. И Вадим выздоровел. Он далеко, я никогда его не видел, совсем не знаю, но интерес к нему есть.

Судя по фотографиям, он похож на меня. Красивый парень.

- После Инны вы ведь долго не женились...

Виолончелистка Алла не была моей официальной супругой. Она играла в Госоркестре под управлением Евгения Светланова. По-моему, там во всем Госоркестре выделялись только два человека - она и дирижер. Потрясающе играла на виолончели, потрясающе готовила... Хорошая женщина, но странная: почему-то она думала, что я ей изменяю. Ей говорили, что у меня роман с Лией Ахеджаковой, что меня видели ночью у Лии в гостях и как я в палатке у ее дома водку покупал. И Алла верила, хотя это неправда. Ну не было у меня при ней никаких измен и загулов! И мне надоело ее в этом убеждать.

Однажды она устроила скандал прилюдно. Мы были в Доме кино на премьере картины «Ночные забавы», где я играл любовника героини Ирины Алферовой. В начале фильма есть сцена, в которой мы с Ириной лежим в постели. Алла дальше даже смотреть не стала - развернулась и как дала мне по морде! Тут уж я ушел. Больше мы с ней не встречались.

- И вот вы, наконец, встретили Ольгу Остроумову...

Знаете, я благодарен всем женщинам, которые у меня были, - они многое для меня сделали, многому научили. Но особенно, конечно, Оле. Она вообще меня переродила, с ней я стал совсем другим человеком. Мы вместе снимались в «Гараже» у Эльдара Рязанова, по сюжету я говорю ей всего одну реплику: «Рациональная вы моя», но за кадром мы друг другу даже «здрасте» не сказали.

Хотя Оля мне очень нравилась. Но я знал, что она замужем, что любит мужа и, судя по всему, человек очень верный и серьезный, далекий от интрижек и фривольностей. Поэтому я даже попытки тогда не сделал к ней подойти. А чтобы о ней не думать, попытался найти в ней несуществующие недостатки - что-то даже сумел насочинять. Прошло много лет. Я к тому времени жил один. И случайно увидел Олю по телевизору в какой-то передаче о женском счастье и несчастье. И понял, что она одинока. Стал искать с ней встречи. Это заняло буквально пару дней: меня пригласили выступить на одной частной вечеринке в кафе в Сокольниках, а я попросил, чтобы пригласили и Олю. Она согласилась, и мы встретились. Помню, чтобы ее заинтересовать, я не нашел ничего умнее, чем сказать: «Посмотрите, какие у меня мускулы!» Наверное, она подумала: «Идиот!»

Потом я предложил ее проводить: мы шли долго, пешочком, было прохладно, я снял пиджак и накинул ей на плечи. Мы не торопили события. Я ухаживал за Ольгой довольно долго. А расписались мы вообще через несколько лет. Это произошло, когда я лежал в больнице после очень серьезной операции - она же меня туда и отвезла, когда я плохо себя почувствовал. И вот мы пригласили в больницу женщину из загса. Туда же пришли свидетели, принесли букетик цветов. Конечно, необычная получилась свадьба, но у нас все необычно. И это было гораздо интереснее, чем в загсе, сколько можно - третий раз уже! И к тому же способствовало моему восстановлению: я ожил, началось выздоровление. В Ольге есть та простота, которая называется божественной чистотой. Она актриса! Любимая актриса. Недавно в Петербурге был концерт благотворительного фонда «Артист», читали «Евгения Онегина»: Женя Миронов, Маша Миронова, Лиза Боярская, Максим Матвеев, Игорь Верник, я и моя Оля.

Вы бы послушали, как она читала! Какое тонкое понимание, какое овладение текстом Пушкина, его мелодикой, его смыслом. Совершенно не напрягая голоса, она разговаривала с залом стихами Пушкина. Великая актриса, она потрясла зрителей и, единственная, была награждена аплодисментами, прервавшими ход чтения. Вот это моя Оля, которую нельзя не любить.

При этом и все хозяйственные заботы она взяла на себя, полностью отгородила меня от быта, дала возможность заниматься только творчеством, за что я ей очень благодарен. Кроме того, благодаря Оле у меня появилась большая семья - ее дети Оля и Миша. Я их люблю как своих, а внуков - обожаю.

Это мое счастье, особенно Захарчик, сын Оли, - ой, какой мальчик! А у Мишки две девочки - одной шесть лет, другой скоро исполнится два годика. Тоже мои любимицы.

- Выходит, с женщинами у вас получилось так же, как и с театром. Вы долго искали то, что подходит именно вам, и в конце концов нашли, хоть на это и ушли десятилетия...

Действительно, до «Современника» я сменил несколько театров. Театр на Малой Бронной, к примеру. Там царила Ольга Яковлева - артистка замечательная, но она занимала слишком много места, не оставляя его другим. Из-за нее ушли Даль, Ширвиндт, Петренко, Державин. Я пытался поговорить с Эфросом: «Анатолий Васильевич, эта женщина погубит и вас, и театр. Я только что готов был убить ее на сцене - только ради вас не тронул».

- «Валечка, - ответил Эфрос, - ну что вы, она вас всех так любит». Но на следующий день он уже старательно избегал смотреть в мою сторону. А ведь когда-то, когда Эфроса изгоняли из «Ленкома», мы с Ширвиндтом, Державиным и другими артистами ходили защищать его к Фурцевой. Она при нас куда-то звонила, изображала, что хочет помочь, но видно было, что все это вранье: «Ах, если бы раньше, ох, уже ничего нельзя сделать». И мы решили добиваться встречи с Демичевым - главным человеком по культуре в Политбюро. Ответственным за встречу был я. В день, когда мы собрались прорываться к Демичеву, мне неожиданно очень рано позвонили из его приемной: «Петр Нилович хочет сам с вами поговорить». Сам, представляете? Слышу в трубку, как одна секретарша переключает звонок на другую. Наконец, его голос: «Валентин Иосифович?

Это Петр Нилович!» - «Петр Нилович, это такое счастье, что вы мне позвонили! Нам необходимо встретиться! Когда к вам можно прийти?» - «Я сам приеду к вам в театр. Там помойка есть у входа - вот у помоечки давайте и встретимся». - «У помойки?» - «Да, там самое место!» Оказалось, это Ширвиндт с Державиным меня разыгрывают. Это было ловко сделано чисто по звуку: пока «Демичев» не заговорил, трижды менялись телефонистки, переключавшие друг друга. Ну а из нашей затеи пробиться к настоящему Демичеву ничего не вышло: он нас не принял. Но мы же, во всяком случае, попытались заступиться за Эфроса!

И вот, когда я ушел из театра на Малой Бронной, я уехал в Ялту. На пляже встретил Андрея Миронова. Лежим с ним, загораем. С закрытыми глазами, не глядя в мою сторону, Андрюша говорит: «Хочешь графа в «Фигаро» сыграть?»

Я точно так же, не напрягаясь, отвечаю: «Хочу». Так, благодаря Андрюше, я снова попал в «Сатиру». Однажды после спектакля за кулисы пришел Ефремов и пригласил меня в «Современник». Он давно мне предлагал перейти, но я не нравился Галюне Волчек. Впрочем, после того как в спектакле «Валентин и Валентина» я сыграл небольшой эпизод, Галя переменила отношение ко мне. Билеты в «Современник» было не достать. Помню, я звонил Кваше: «Игорь, вы не можете сделать два места - мне и моей жене? Или хотя бы одно место...» Я сам мог и на ступеньках лестницы посидеть - лишь бы увидеть, как мой однокурсник Олег Табаков гениально играет Адуева в «Обыкновенной истории». Я тоже потом играл в этом спектакле - Адуева-старшего, вместо Мишки Козакова. Помню, я впервые в этой роли вышел на сцену - и слышу из зала разочарованное: «Ой, не Козаков...»

Первые мои гастроли с «Современником» были в Алма-Ату и Ташкент. Почти все поехали на экскурсию в Бухару, а я остался в гостинице, мне было интересно в Ташкенте, особенно на рынке. Вышел на улицу - стоит Евстигнеев. Женя тоже не поехал, и я обрадовался, когда он предложил пообедать вместе. «Жалко, Жень, что мы не поехали в Бухару, да? Скажут, что мы ничем не интересуемся, да?» - «Чего «да»? Вон киосочек стоит, видишь? Сейчас пойдем купим открыточки. И будем знать больше их». Мы заказали коньячку, и нам его принесли в чайнике - в стране была объявлена борьба с пьянством, вырубали виноградники. Ужас! Мы выпили по рюмашке. Я сказал: «Женя, у меня не получается Адуев. Как играть?» - «Репризно», - сказал Женя своим неповторимым голосом. И я услышал звук, которым надо играть Адуева.

Репризно - это значит крупно и просто.

А каким пронзительным был Игорь Кваша! Много лет наши грим-уборные располагались рядом. Он там за стенкой, я - здесь. А стенка - общая. Я до сих пор не могу свыкнуться с мыслью, что за стенкой Игоря уже нет. Иногда кажется, что он стоит за моей спиной. Я даже слышу его голос: «Чего-то плохо себя чувствую». Оборачиваюсь - никого нет.

- А бывало, что кто-то из друзей по театру обижался на вас за ваши колкие эпиграммы?

Иногда мне говорят: «Какой ты злой». Но эпиграммы и должны быть острыми, колкими. Не потому, что я лучше, а они - хуже, упаси боже так думать! При том, что действительно злые эпиграммы, которые мне приписывают, на самом деле не мои.

Про Безрукова я не писал, хотя мне уже надоело всех разубеждать. И про трех Михалковых - тоже не мое. Эта эпиграмма сочинена другим автором в начале XVIII века, только там фамилии другие. Я просто не мог такое написать - ведь Никиту Михалкова я очень люблю. А отца его высоко ценю и уважаю.

- А сейчас вы пишете эпиграммы?

Сейчас в основном - стихи. Совсем скоро выходит моя новая книга - ее оформляет гениальный Михаил Шемякин. Так что дел у меня хватает. Сейчас в театре, правда, уже не так много ролей, как раньше. Но вот спектакль «Игра в джин», где моя партнерша - Лия Ахеджакова, требует колоссальной энергии. И зал всегда полон, лица прелестные, люди ходят, несмотря на то что билеты дорогие.

По мне, так слишком, пожалуй, дорогие - мне даже неловко играть за такую цену.

- Но вы же - звезда...

Ну что такое звезда... Вот некоторое время назад мы с театром ездили в Баден-Баден на гастроли. Однажды иду я там по улице - навстречу интеллигентный человек в очках. Обращается ко мне: «Я вас узнал. И, вы знаете, я тоже из себя кое-что представляю. Послушайте мои стихи». Думаю: ну, какой-то ненормальный. Говорю: «Простите, не надо. Я сам из себя ничего не представляю» - и хочу идти дальше. Но он все-таки начинает читать, и я понимаю, что стихи - хорошие. Потом он говорит: «А ведь я певец, знаменитый баритон, потом стал тенором. Моя фамилия Моисеенко. Я пел в Италии, в Англии, во Франции». Я говорю: «Ну перестаньте».

И тогда он на всю улицу как грянет! Немцы, конечно, сразу оглядываться начали - ну не принято у них. А Моисеенко действительно оказался оперным певцом, в прошлом очень известным. Голос - невероятной силы и красоты. При том, что ему уже 66 лет и он давно не выходит на сцену. Живет в Сыктывкаре. Теперь мы с ним перезваниваемся, и он мне по телефону поет. И у меня сейчас задача сделать о нем передачу. Пусть люди услышат этот голос. А сколько таких? Так что кто звезда, а кто нет - это все очень относительно, поверьте.

Этот актёр отличается яркостью и неординарностью своего таланта. Прежде чем взойти на кинематографический Олимп, Валентин Гафт сделал блестящую театральную карьеру. Но его биография складывалась далеко не так гладко, как хотелось бы, она состояла из борьбы, стремительных взлетов и болезненных падений. Если бы кто-то взялся описать его судьбу, получилось бы достойное драматическое произведение.

Настоящая слава и всесоюзная любовь пришли к актеру Валентину Гафту после выхода картины «Гараж».

Детство и юность

Родился Валентин Гафт 2 сентября 1935 года в Москве. У него была еврейская обеспеченная семья, которая раньше проживала в украинском городе Прилуки под Полтавой. Отец Иосиф Гафт, в звании военного юриста III ранга Западного фронта прошел всю войну, имел ранения и медаль «За боевые заслуги». В мирное время оказывал адвокатские услуги в юридической консультации, что работала на Ленинградском шоссе. Мама Гита Гафт не работала никогда, на ее попечении был муж и сын. За домашним хозяйством следила наемная домработница. Гита была из многодетной деревенской семьи, и часто возила маленького Валю на свою родину. Он любил там бывать, это было настоящим развлечением, первыми уроками общения с природой и животными.

На фото Валентин Гафт в детстве

Но эта сказка закончилась в 1941-м. Отца и двоюродного брата призвали в армию. Валентин с мамой остались дома, в Москве. В память мальчика навсегда врезались сырость бомбоубежищ и чувство страха перед ночными бомбежками.

Отец вернулся с войны в 44-м, с многочисленными ранениями, которые он еще долго залечивал по госпиталям. Но главное, что он был жив. Война уходила все дальше от их дома, и совсем скоро, с голосом Левитана, в их жизнь пришел мир.

Постепенно все стало налаживаться. Мальчик бегал в кинотеатр с друзьями, заслушивался пластинками, любил гонять в футбол. У Вали оказалась очень увлекающаяся натура.

В одно время он решил, что хочет быть пианистом. Родители никогда не отказывали сыну, и в этот раз бросились подбирать инструмент. Но пока они его выбрали, парень уже передумал.

В общем детство у Гафта было безоблачным. Родители особо не гоняли его за учебу, а он рвения к ней не проявлял. Мама мальчика была большой поклонницей театра, и эту любовь старалась развить у сына. Первый раз Валентин оказался в театре в возрасте 10 лет, и увиденное потрясло мальчугана до глубины души. Ему казалось, что на сцене происходит настоящая жизнь, а не игра. Он стал посещать школьную самодеятельность, и только там понял, как тяжело изображать на сцене реальность. Гафт всерьез увлекся театром, и к моменту окончания школы уже твердо знал, что будет поступать в театральный вуз.

Валентин приступил к подготовке к экзаменам. У него было большое желание поступить, но еще больше его мучили сомнения по поводу собственного таланта – парень был неуверен, что он у него есть. Часто в судьбу знаменитых людей вмешивается случай, который в корне меняет все вокруг. Именно благодаря такому случаю произошла встреча Гафта и знаменитого артиста . Валентин был очень нерешительным, но тут набрался смелости, и попросил актёра его послушать. Маэстро был удивлен просьбе, но согласился.


Благодаря советам Столярова, Гафту удалось с первого раза оказаться в числе студентов Школы-студии МХАТ. До этого он пробовался в «Щуку», но там потерпел поражение – провалил экзамен на втором туре. О своем поступлении Валентин сообщил родителям, когда увидел свою фамилию в списке студентов МХАТа. Ему повезло оказаться на курсе известного педагога Топоркова. Гафт учился вместе с , .

Диплом об окончании вуза Гафт получил в 1957-м.

Театр

С новеньким дипломом начинающий артист отправился в театры на поиски работы. Но поначалу его никуда не брали, и если бы не протеже актёра Дмитрия Журавлева, то неизвестно, насколько времени растянулись бы эти поиски. Гафт попал в труппу театра им.Ленсовета, и служил там всего год. Причина была до банальности проста – молодому артисту практически не давали ролей, и он решил уйти туда, где будет более востребованным, а не ждать, что кто-то когда-то его заметит.

На этот раз помощь Валентину пришла в лице Эраста Гарина, который порекомендовал ему попытать счастья в Театре сатиры. Но и эта сцена не стала для Гафта родной. Спустя некоторое время он все же засветится в этом театре в постановке «Безумный день, или Женитьба Фигаро», а пока артист снова отправился на поиски.

В течении нескольких лет Гафт выходил на подмостки театра на Малой Бронной, затем вошел в труппу театра Гончарова на Спартаковской.

Настоящий творческий подъем артиста начался только в 1964-м, когда его взяли в Ленком. Руководителем театра в то время был Анатолий Эфрос. Именно в этом театра пришло понимание силы искусства и творческое вдохновение. Игру Валентина оценили критики и зрители, его постоянно награждают бурными аплодисментами. В этом театре Гафт служил на протяжении пяти лет.


В 1969-м артист получил приглашение от , и пополнил труппу «Современника». Именно на этой сцене появилось ощущение родного дома, в который вернулся после долгой разлуки. В этом театре Гафт был задействован в многочисленных постановках, которые и сделали его известным и узнаваемым. Режиссер «Современника» — сумела донести талант артиста до зрителя, и их плодотворное сотрудничество длится уже долгие годы. Гафт остался верным этому театру до настоящего времени.

За такую долгую театральную карьеру Валентин Гафт получил множество наград и почетных премий.

Фильмы

Карьера Гафта в кинематографе стремительностью не отличалась. Слава и популярность пришли только спустя годы. Его первые роли были незначительными, эпизодическими. Первый выход на экраны случился в 1956-м, когда Валентин мелькнул в одном из эпизодов ленты «Убийство на улице Данте». Его внешность не ассоциировалась с положительным образом советского человека, наверное поэтому в его раннем творчестве были исключительно негодяи и злодеи.


Валентин Гафт в фильме «Гараж»

Перемены начались только с приходом 70-х. В его фильмографии появляются интересные работы, с заметными ролями. В 1974-м он получил роль в ленте «Ночь на 14 апреля», в 1975-м был задействован в телеспектакле «Из записок Лопатина».

Оглушительная слава накрыла артиста буквально после первых картин режиссера . Их сотрудничество началось в 1979-м, и было очень плодотворным. Гафт был любимчиком Рязанова, режиссер звал его практически во все свои проекты. Причем после выхода картин на экраны, успех сопутствовал не только Гафту, но и всем актерам, задействованным в проекте.

1979 год стал звездным часом в карьере Валентина Гафта. Именно в этом году зрители увидели, и оценили картину «Гараж», Эльдара Рязанова. Гафт перевоплотился в Сидоркина – председателя кооператива, его выражения быстро разошлись в народ, и стали крылатыми. В 1980-м зрители увидели еще один фильм с участием Гафта – «О бедном гусаре замолвите слово». Валентин стал полковником Покровским, режиссер картины – Рязанов.

В 1987-м Гафт снялся в образе Одинкова в фильме «Забытая мелодия для флейты». В 90-е годы актёр не остался без работы. В это время ему продолжают поступать предложения, и он снимается в «Небесах обетованных», потом в «Старых клячах».

Валентин Гафт сотрудничал не только с Эльдаром Рязановым. Режиссер Титов пригласил артиста в комедию «Здравствуйте, я ваша тётя!». Потом была картина «Чародеи», где Валентину досталась роль Сатанеева.

В новогоднем фильме под названием «Сирота казанская» Гафт стал одним из так называемых пап девушки Насти, знаменитым фокусником. Режиссером этой ленты был . Затем артист получил приглашение от Петра Тодоровского и снялся в его картине «Анкор, ещё анкор!», в которой примерил на себя роль полковника Виноградова.

В новом веке проектов с участием Валентина Гафта поубавилось. Его приглашают на съемки телефильмов и сериалов. В 2005-м он засветился в картине «Мастер и Маргарита», режиссера Бортко, где стал священником-иудеем Иосифом Каифу. До этого в фильмографии актера уже была работа с таким названием, но тогда Гафту досталась роль Воланда, а режиссером проекта был Юрий Кара.

Затем Валентин Гафт получил роли в фильмах «Утомленные солнцем 2: Предстояние», «Елки 3», «Ленинград».


kinopoisk.ru

Позже выяснилось, что Гафт обладает не только актерским талантом, но и отлично владеет эпистолярным жанром. Он стал автором острых сатирических эпиграмм, которые посвящает своим коллегам-артистам.

Первая книга его собственных стихов вышла в конце 80-х, и с тех пор уже опубликовано пять изданий. Последняя его работа называлась «Красные фонари», и вышла в 2008-м.

Личная жизнь

В жизни актёра было три официальных брака. Первый раз он женился на актрисе и манекенщице Алёне Изоргиной. У молодых не было своего жилья, и они ютились в квартире Алёниной матери. Это была тесная комнатушка мрачноватой квартиры на первом этаже. Девушка была большим любителем всего живого, поэтому Гафту приходилось делить пространство с кошками, собаками, голубями, всеми теми, кого супруга притаскивала в дом. Жена часто гастролировала, Гафт пропадал в своем театре, у них случались романы на стороне. Они жили до тех пор, пока Алёна не сказала, что полюбила другого человека. Разошлись супруги мирно, без ссор и выяснений отношений.

Второй раз Валентин женился на балерине Инне Елисеевой. Она была красивой и достаточно обеспеченной, к тому же имела папу – лауреата Сталинской премии. Инна привыкла ни в чем себе не отказывать, папа снабжал любимую дочь деньгами постоянно. У нее был свой автомобиль «Жигули», на котором она каталась по столице. Тесть был категорически настроен против Гафта, и даже когда в 1980-м у них родилась дочь, то это ничего не изменило. Он постоянно терроризировал Валентина, считал его бездарностью и бездельником, который не в состоянии содержать семью. Вскоре Гафт не выдержал, и подал на развод.


Дочку Валентин не бросил, и старался не терять с ней контакта. Но в 2002-м девушка внезапно добровольно ушла из жизни, оставив предсмертную записку, в которой виновницей своего поступка объявила собственную мать.

Перемены в личной жизни артиста начались только после встречи с , которая и стала его третьей супругой. Их первая встреча состоялась еще в 70-е, на съемочной площадке «Гаража», но тогда они оба были не свободны. Спустя много лет Гафт узнал, Что Остроумова сейчас одна, и сделал попытку встретиться с ней. Роман между ними начался сразу, а вот официально мужем и женой они стали в 1996-м.

Общих детей в этом браке нет, у Ольги есть сын Миша от первого брака, которому Гафт заменил родного отца. Именно Ольга настояла на том, чтобы Валентин крестился в православной церкви и принял христианство. Сейчас актёр считает себя по-настоящему счастливым человеком.

Валентин Гафт сейчас

Несмотря на солидный возраст, Гафт продолжает выходить на сцену театра и участвовать в съемках интересных проектов. В 2016-м он засветился во второстепенной роли в картине «Млечный путь».

Затем была работа в короткометражке под названием «Четвёртый», где он сыграл главного героя. В том же 2016-м Гафт был награждён орденом «За заслуги перед Отечеством», который ему вручил президент России Путин.

У Валентина Гафта твердые политические убеждения, он полностью согласен с политикой действующего президента и поддерживает его во всем. В 2015-м вышла эпиграмма, которая критикует власть, и авторство приписали Гафту. Но актер сумел опровергнуть эти слухи, и снова высказаться о полной поддержке властей.

В 2017-м в городе Екатеринбург началась подготовка к творческому вечеру Гафта. Но ее пришлось отменить, потому что актер почувствовал себя плохо, и по состоянию здоровья приехать не смог. Плохое самочувствие могло быть вызвано перенапряжением в театре, потому что в то время шли репетиции постановки «Пока существует пространство», в которой актёру предстояло воплотить на сцене образ центрального персонажа.

В 2016-м состоялось еще одно знаменитое событие – двадцатилетний юбилей бракосочетания с его любимой женой Ольгой.

Новое на сайте

>

Самое популярное