Домой Как выбрать Знаменитые советские манекенщицы 60 х. Знаменитые советские манекенщицы. Биография, история жизни Пановой Екатерины

Знаменитые советские манекенщицы 60 х. Знаменитые советские манекенщицы. Биография, история жизни Пановой Екатерины

Сегодня стать моделью мечтает чуть ли не каждая вторая девушка. В советские же времена профессия манекенщицы не то что не была престижной, но считалась почти неприличной и при этом скудно оплачивалась. Демонстраторы одежды получали по ставке максимум 76 рублей – как рабочие пятого разряда. При этом самых известных русских красавиц знали и ценили на Западе, но на родине работа в “модельном” бизнесе (хотя тогда такого понятия не было) нередко создавала им проблемы. Из этого выпуска вы узнаете о судьбе самых ярких манекенщиц Советского Союза.

Регина Збарская

Ее имя стало синонимом понятия «советская манекенщица», хотя долгое время о трагической судьбе Регины знали только близкие ей люди. Все изменил ряд публикаций, которые появились в прессе уже после развала СССР. О Збарской заговорили, но до сих пор ее имя больше окутано мифами, чем овеяно реальным фактами. Не известно точно место ее рождения – то ли Ленинград, то ли Вологда, нет точных данных о родителях. Поговаривали, что Збарская была связана с КГБ, ей приписывали романы с влиятельными мужчинами и чуть ли не шпионскую деятельность, но те, кто действительно был знаком с Региной, говорят однозначно: все это неправда. Единственным мужем знойной красавицы был художник Лев Збарский, но отношения не сложились: супруг ушел от Регины сначала к актрисе Марианне Вертинской, затем – к Людмиле Максаковой. Збарский умер в 2016 году в Америке, а Регина после его ухода так и не смогла прийти в себя: в 1987 году она покончила с собой, выпив снотворное.
Регину Збарскую называли «русской Софи Лорен»: образ знойной итальянки с пышной стрижкой «паж» придумал для нее Вячеслав Зайцев. Южная красота Регины пользовалась популярностью в Советском Союзе: темноволосые и темноглазые девушки на фоне стандартной славянской внешности казались экзотикой. Но иностранцы относились к Регине сдержанно, предпочитая приглашать для съемок – если, конечно, удавалось добиться на них разрешения властей – голубоглазых блондинок.


Мила Романовская

Полный антипод и давняя соперница Збарской – Мила Романовская. Нежная утонченная блондинка, Мила была похожа на Твигги. Именно с этой знаменитой британкой ее не раз сравнивали, сохранилось даже фото Романовской а-ля Твигги, с пышными накладными ресницами, в круглых очках, с зачесанными назад волосами. Карьера Романовской начиналась в Ленинграде, затем она перевелась в Московской дом моды. Здесь-то и возник спор о том, кто является первой красавицей большой страны – она или Регина. Мила победила: именно ей доверили демонстрировать платье «Россия» модельера Татьяны Осьмеркиной на международной выставке легкой промышленности в Монреале. Алый наряд, расшитый по горловине золотыми пайетками, запомнился надолго и даже вошел в учебники истории моды. Ее фото охотно публиковали на Западе, например, в журнале Life!, называя Романовскую Snegurochka. Судьба Милы сложилась в целом счастливо. Она успела родить дочь Настю от первого мужа, с которым познакомилась во время учебы во ВГИКе. Затем развелась, закрутила яркий роман с Андреем Мироновым, вновь вышла замуж за художника Юрия Купера. С ним она эмигрировала сначала в Израиль, потом в Европу. Третьим мужем Романовской стал британский бизнесмен Дуглас Эдвардс.


Галина Миловская

Ее также называли «русской Твигги» – типаж худенькой девушки-сорванца был чрезвычайно популярен. Миловская стала первой в истории СССР моделью, которой разрешили позировать для зарубежных фотографов. Съемку для журнала Vogue организовал француз Арно де Роне. Документы подписывал лично председатель совета министров Косыгин, а списку локаций и уровню организации этого фотосета и сейчас мог бы позавидовать любой продюсер глянца: Галина Миловская демонстрировала одежду не только на Красной площади, но и в Оружейной палате и Алмазном фонде. Аксессуарами на той съемке стали скипетр Екатерины II и легендарный алмаз «Шах». Впрочем, вскоре разразился скандал: один из снимков, на котором Миловская сидит на брусчатке самой главной площади страны спиной к Мавзолею, признали в СССР аморальным, девушке стали намекать на отъезд из страны. Поначалу эмиграция казалась Гале трагедией, но на деле обернулась большим успехом: на Западе Миловская сотрудничала с агентством Ford, ходила на показах и снималась для глянца, а потом и вовсе сменила профессию, став режиссером-документалистом. Личная жизнь Галины Миловской сложилась удачно: в браке с французским банкиром Жан-Полем Дессертино она прожила 30 лет.

Лека Миронова

Лека (сокращенное от Леокадия) Миронова – модель Вячеслава Зайцева, которая до сих пор продолжает сниматься в различных фотосессиях и принимает участие в телевизионных программах. Леке есть что рассказать и показать: в свои годы выглядит она великолепно, а воспоминаний, связанных с работой, хватит на толстую книгу мемуаров. Миронова делится нелицеприятными подробностями: признается, что ее подруги и коллеги часто были вынуждены уступать домогательствам сильных мира сего, в то время как она нашла в себе смелость отказать высокопоставленному ухажеру и жестоко поплатилась за это. В молодости Леку сравнивали с Одри Хепберн за стройность, точеный профиль и безупречный стиль. Его она сохранила до глубокой старости и сейчас охотно делится секретами красоты: это обычный детский крем для увлажнения кожи, красное вино вместо тоника и маска для волос с яичным желтком. Ну и разумеется – всегда держать спину ровно и не сутулиться!


Татьяна Михалкова (Соловьева)

Супругу известного режиссера Никиты Михалкова привыкли видеть достойной матерью большого семейства, и уже мало кто помнит ее стройной юной девушкой. А между тем в юности Татьяна более пяти лет выходила на подиум и снималась для советских модных журналов. Ее тоже сравнивали с хрупкой Твигги, а Слава Зайцев окрестил Татьяну ботичелиевской девушкой. Шептались, что работу в манекенщицы девушке помогло получить смелое мини – худсовет единогласно восхитился красотой ног претендентки. Подруги в шутку называли Татьяну «Институточкой» – у нее в отличие от других манекенщиц было престижное высшее образование, полученное в институте им. Мориса Тереза. Правда, сменив фамилию с девичьей Соловьева на Михалкову, Татьяна была вынуждена расстаться с профессией: Никита Сергеевич довольно резко заявил ей, что воспитывать детей должна мама, и никаких нянь он не потерпит. В последний раз на подиум Татьяна выходила на седьмом месяце беременности, нося под сердцем свою старшую дочь Анну, а затем полностью окунулась в быт и воспитание наследников. Когда дети немного подросли, Татьяна Михалкова создала и возглавила благотворительный фонд «Русский силуэт», который помогает начинающим модельерам.


Елена Метелкина

Ее знают благодаря ролям в фильмах «Гостья из будущего» и «Через тернии к звездам». Амплуа Метелкиной – женщина будущего, инопланетянка. Огромные неземные глаза, хрупка фигура и совершенно нетипичная для того времени внешность приковывали внимание к Елене. В ее фильмографии – шесть киноработ, причем последняя датирована 2011 годом, хотя актерского образования у Елены нет, по первой профессии она библиотекарь. Взлет Метелкиной относится к эре, когда популярность профессии манекенщицы уже пошла на спад, и вот-вот должно было появиться новое поколение – уже профессиональных моделей, скроенных по западному образцу. Елена работала в основном в демонстрационном зале ГУМа, снималась для советских модных журналов с выкройками и советами по вязанию. После краха Союза ушла из профессии и, как и многие, была вынуждена приспосабливаться к новой действительности. В ее биографии много крутых поворотов, в том числе и криминальная история с убийством бизнесмена Ивана Кивелиди, секретаршей которого она была. Метелкина не пострадала по случайности, ее сменщица-секретарша погибла вместе с шефом. Сейчас Елена время от времени появляется на телевидении и дает интервью, но большую часть своего времени посвящает пению в церковном хоре в одном из храмов Москвы.


Татьяна Чапыгина

Эту девушку идеальной классической внешности в СССР знала в лицо наверное каждая домохозяйка. Чапыгина была очень востребованной моделью и помимо участия в показах много снималась для журналов, демонстрируя тенденции очередного сезона в изданиях, которые предлагали советским женщинам самостоятельно сшить или связать модную одежду. Тогда имена моделей в прессе не упоминались: подписывали только автора очередного платья и фотографа, его запечатлевшего, а информация о девушках, представлявших стильные образы, оставалась закрытой. Тем не менее, карьера Татьяны Чапыгиной складывалась удачно: ей удалось избежать скандалов, соперничества с коллегами и другого негатива. Из профессии она ушла на взлете, выйдя замуж.


Румия Руми Рей

Ее звали только по имени, или по некогда данному подругами прозвищу – Шахиня. Внешность у Румии была очень яркой и сразу притягивала взгляд. Взять ее на работу предложил Вячеслав Зайцев – на одном из просмотров он, что называется, запал на яркую красоту Румии и вскоре сделал ее своей любимой моделью. Ее типаж называли «женщиной будущего», а сама Румия прославилась не только благодаря красоте, но и своему характеру. Он, по ее собственному признанию, был не сахар, девушка часто спорила с коллегами, нарушала принятые порядки, но в ее бунтарстве было нечто привлекательное. В зрелые годы Румия сохранила стройную фигуру и яркую внешность. Она до сих пор поддерживает дружеские отношения с Вячеславом Зайцевыми выглядит, что называется, на все сто.


Евгения Куракина

Евгения Куракина – сотрудница Ленинградского дома моды, девушка с аристократической фамилией выступала в амплуа «грустный подросток». Евгению много снимали зарубежные фотографы, причем для работы с девушкой они специально приезжали в Северную столицу, чтобы запечатлеть красоту Жени на фоне местных достопримечательностей. Манекенщица потом сетовала, что большую часть этих снимков она так и не увидела, ведь они предназначались для публикации за рубежом. Правда, в архиве самой Евгении хранится множество самых разных фото, снятых в 60-х и 70-х годах прошлого века, которые она иногда предоставляет для тематических выставок. Судьба самой Евгении сложилась счастливо – она вышла замуж и уехала жить в Германию.

Как жили модели в эпоху "хрущевской оттепели"? Чем покорила иностранцев простая манекенщица из СССР Регина Збарская? За что ее прозвали "советской Софи Лорен"? И как из манекенщиц делали советских шпионок? Об этом читайте в документальном расследовании телеканала "Москва Доверие".

Советская Софи Лорен

1961 год. В Париже проходит международная торгово-промышленная выставка. Павильон СССР пользуется большим успехом у публики. Но влекут парижан не комбайны и грузовики, а достижения советской легкой промышленности. На подиуме блистают лучшие демонстраторы одежды московского Дома моделей.

На следующий день в журнале "Пари Матч" появляется статья, в центре которой не вождь страны Советов Никита Хрущев, а Регина Збарская. Французские журналисты называют ее самым красивым оружием Кремля. Недоброжелатели в СССР тут же обвиняют успешную манекенщицу в связях с КГБ. До сих пор судьба красавицы с Кузнецкого моста окутана тайной.

Федерико Феллини называет Регину Збарскую советской Софи Лорен. Ее красотой восхищаются Пьер Карден, Ив Монтан, Фидель Кастро. А в 1961-ом ей стоя аплодирует Париж. Манекенщица из СССР появляется на подиуме в сапогах от модельера Веры Араловой. Через несколько лет в таких будет ходить вся Европа, а западные кутюрье будут мечтать работать с Региной.

Регина Збарская

"Она была, действительно, очень классная. Знала несколько языков, великолепно играла на фортепиано. Но у нее была особенность – ноги кривоваты. Она умела поставить их так, что никогда никто этого не видел. Великолепно показывала", - рассказывает демонстратор одежды Лев Анисимов.

В Общесоюзный Дом моделей Лев Анисимов приходит в середине 1960-х, по объявлению. И остается на целых 30 лет. Конкуренции эффектный блондин не боится – желающих ходить по подиуму немного, профессия демонстратора одежды в СССР в числе порицаемых. Эффектные манекенщики и манекенщицы с Кузнецкого моста моментально становятся объектом слухов и сплетен.

"Мужчина-манекенщик – конечно, представление было, что это легкий труд, легкие деньги. Причем, считали, что очень большие деньги. Считали почему-то фарцовщиками, хотя их было огромное количество в Москве, не манекенщиков", - говорит Анисимов.

Анисимов входит в состав всех советских делегаций. Среди девушек этим может похвастаться только Регина Збарская. За ее спиной шепчутся: какая-то провинциалка, а за границу выезжает чаще всех, и там одна, без сопровождения, гуляет по городу.

"Кто знает, может, ее поставили в группу, чтобы она сведения давала, как кто себя ведет, – если человек связан с КГБ, он же не говорит об этом", - считает Лев Анисимов.

"Естественно, был стереотип, что самые красивые модели, которые на этих выставках были моделями, имели прямую связь с шпионским делом", - говорит историк спецслужб Максим Токарев.

Александр Шешунов знакомится с Региной в Доме моды Вячеслава Зайцева. Тогда, в начале 1980-х, Збарская уже не выходит на подиум, живет одними воспоминаниями. И самые яркие из них связаны с поездками за границу.

"Мало того, ее выпускали одну! В Буэнос-Айрес она летала. У нее два чемодана соболиных шуб было и платьев. Без таможни, как личные вещи. Она ехала как "стройная посланница Хрущева", как ее пресса называла", - утверждает Александр Шешунов.

Догнать и перегнать

В конце 50-х в СССР разгар "хрущевской оттепели". Железный занавес приоткрывается для Запада. В 1957 году Никита Сергеевич на совещании работников сельского хозяйства произносит свое знаменитое "догнать и перегнать!". Призыв Хрущева подхватывает вся страна, включая конструкторов Дома моделей на Кузнецком мосту.

"Задача Дома моделей была не просто создание модных, красивых вещей. Это была интеллектуально-творческая работа над созданием образа современника. Но художники Дома моделей не имели права на свое имя. Было одно имя: "Творческий коллектив Дома моделей "Кузнецкий мост", - рассказывает художник Надежда Белякова.

Москва. Во время демонстрации моделей одежды, 1963 год. Фото: ИТАР-ТАСС

Надежда Белякова выросла в мастерских Дома моделей. Именно там ее мама, Маргарита Белякова, создавала свои шляпки. В 1950-х годах демонстраторы одежды блистают в них на показах. Частые гости дефиле, представители фабрик, тщательно отбирают модели для производства. Но на местах ценится не оригинальный фасон, а простота исполнения. Долой все ненужные детали – замысел художника меняется до неузнаваемости.

"Они выбирали модели в том виде, как их создавал художник, а потом думали, как сэкономить, как заменить материал, как убрать отделку. Поэтому у них бытовало неприличное, но очень известное выражение: "Внедрить твою… модель на фабрику!", - утверждает Белякова.

Алла Щипакина, одна из легенд советского подиума. 30 лет она комментировала все демонстрации Дома моделей.

"Хлястик не пойдет – большой перерасход ткани, клапан тоже – делайте прорезной карман" - мы были очень зажаты, поэтому мозги работали очень здорово", - рассказывает искусствовед Алла Щипакина.

"Работали очень талантливые художники, но их работа оставалась в русле просмотров, чтобы представлять во всем мире СССР как страну, где живут интеллектуалы, прекраснейшие женщины (что, на самом деле, чистейшая правда), то есть это была идеологическая работа", - говорит Надежда Белякова.

Никаких коммерческих целей Общесоюзный Дом моделей не ставит. Одежда с подиума никогда не поступает в продажу, зато в ней щеголяют жены и дети кремлевской верхушки и командированные за границу члены делегаций.

"Эксклюзивное производство, на грани творчества, немножко антисоветчины, и вообще закрыто, элитарно, то, что для массового производства не нужно вовсе. Делались уникальные вещи из дорогих материалов. Но все это делалось для престижа страны, для демонстрации за рубежом на международных промышленных выставках", - рассказывает Алла Щипакина.

Идея вывозить советскую моду, а с ней и наших красавиц на международные выставки принадлежит Хрущеву. Завсегдатай закрытых показов Дома моделей, Никита Сергеевич понимает: сформировать позитивный образ страны красивым девушкам будет несложно. И это действительно работает – посмотреть на русских манекенщиц приходят тысячи иностранцев. Познакомиться с ними мечтают миллионы.

"Естественно, они там наряду с дефиле, как правило, групповыми, несли и другую нагрузку. Если это была международная выставка, в свободное время девушки для привлечения взглядов находились на стендах, участвовали в протокольных мероприятиях и приемах", - утверждает Максим Токарев.

"Я видел часто, что на приемах в первом ряду как фон сидят красивые женщины. На иностранцев это действовало – девушек приглашали для подписания договоров", - говорит Лев Анисимов.

Мнимая роскошь

Для самих девушек поездка за рубеж – едва ли не единственный плюс в работе. Похвастаться легким хлебом манекенщицы не могут. Три раза в день они выходят на подиум, по 8-12 часов проводят в примерочных, а по уровню зарплаты в 70 рублей демонстратор одежды приравнивается к рабочему пятого разряда, то есть к путеукладчику. Меньше в те годы получает только уборщица – 65 рублей.

"Когда я пришел в 1967 году, я получал 35 рублей, плюс прогрессивка – 13 рублей, плюс выезды по 3 рубля. В общем, до 100 рублей у меня доходило", - вспоминает Анисимов.

Показ мод в Москве, 1958 год. Фото: ИТАР-ТАСС

Нет женщины в Советском Союзе, которая не мечтает о французских духах и импортном белье. Доступна эта роскошь лишь звездам балета, кино и красавицам с Кузнецкого моста. Они в числе тех немногих, кто выезжает за границу, только берут в эти поездки не всех.

"Ездили очень мало за границу, с трудом, это было несколько комиссий: у большевиков, в торговой палате, в ЦК, в райкоме – 6 или 7 инстанций надо было пройти, чтобы выехать. Манекенщицы даже писали анонимки друг на друга", - рассказывает Алла Щипакина.

В конце 50-х Регина Колесникова (это ее девичья фамилия) не пропускает ни одной пробы на Мосфильме. Дочь отставного офицера, она с детства мечтает о сцене. Но идти на актерский девушка из Вологды не решается, поступает на экономический факультет ВГИКа. Провинциальное происхождение не дает ей покоя, и она сочиняет себе легенду.

"Она рассказывала, что ее мама была циркачка, и что она разбилась. Регина, действительно, была сирота, и у нее было трудное детство. Она была из тех, о ком говорят "сделавшая себя сама", - рассказывает Надежда Белякова.

Регину замечает модельер Вера Аралова и предлагает попробовать себя в качестве демонстратора одежды в Доме моделей на Кузнецком.

"Она увидела в ней новый рождающийся образ. Регина, действительно, как актриса, примеряет образ, и он становится ее сутью, так Регина Збарская воплотила образ женщины середины 60-х", - рассказывает Белякова.

Этот образ советская власть умело эксплуатирует на международных показах. Кандидаток на заграничные выезды участников Московского Дома мод утверждает майор КГБ Елена Воробей.

"Она была замдиректора инспектора по международным связям. Такая смешная тетка, с юмором, кругленькая такая, толстенькая. Конечно, она была стукачка, за всеми следила, за дисциплиной. Очень смешно докладывала о своем прибытии: "Воробей прилетел", - вспоминает Алла Щипакина.

Колыхание железного занавеса

Накануне отъезда Елена Степановна лично инструктирует девушек. Все отобранные манекенщицы не только хороши собой, они владеют одним или несколькими иностранными языками, и с легкостью могут поддержать любой разговор, а по возвращении на родину - дословно пересказать его.

"Она говорила: "К нам подходят иностранцы, ты мне потом должна предоставить подробное досье, что они говорили". Я отвечаю: "Я не умею этого делать". Она: "Что тебе, трудно записать, что они говорят, что они спрашивают, что им нравится, что не нравится? Ничего трудного, это творческая работа", - рассказывает Щипакина.

"Знакомства, которые девушки могли даже не по своей инициативе завязать, в дальнейшем становились предметом использования спецслужб, просто в целях лоббирования каких-то сделок внешторговых организаций", - утверждает Максим Токарев.

Лев Збарский

Но были случаи, когда спецслужбы делали все, чтобы запретить девушкам общаться с иностранцами. Во время поездки в США в манекенщицу Марину Иевлеву без памяти влюбился племянник Рокфеллера. Он дважды приезжает в Москву, чтобы добиться расположения красавицы. Через некоторое время Марина получает предупреждение: поедешь на Запад - твои родители окажутся в тюрьме. Не хотела советская власть так просто расставаться со своим секретным оружием - самыми красивыми женщинами страны.

Судьба Регины Колесниковой сложилась проще. "Она увидела где-то Леву Збарского - это была элита московская, потрясающие, замечательные художники. И Регина сказала: Я хочу познакомиться с Левой", - говорит Алла Щипакина.

Лев Збарский тут же делает Регине предложение. Одни восхищаются ими, называют самой красивой парой Москвы, другие завидуют.

"Разговоры были, потому что она нравилась - раз, много изделий шили художники на нее - два, говорили, что у нее был роман с Ивом Монтаном. Но в то же время тогда встречаться с иностранцем было так сложно, что стали говорить о ее связях с КГБ", - рассказывает Лев Анисимов.

Слухи о романе Регины с известным актером и частые измены Збарского постепенно разрушают их брак. Вскоре Лев уходит от жены, а она заводит роман с югославским журналистом. После их короткой связи выходит книга "Сто ночей с Региной Збарской". Недавний поклонник цитирует негативные высказывания манекенщицы о советской власти.

"Книжку мы никто не читали, но что в ней - знали. Может, она что-то ему и говорила, но не надо было это писать - он знал прекрасно советскую жизнь. Ее стали регулярно вызывать по этому поводу. Она несколько раз пыталась покончить жизнь самоубийством, а потом начались проблемы с психикой. Она осталась одна, Левка ее бросил, ушел к Максаковой, потом уехал. Все как снежный ком закрутилось", - говорит Алла Щипакина.

В 70-е годы демонстраторы одежды уходили на пенсию в 75 лет. Наравне с худышками по подиуму ходили женщины 48 и даже 52 размера. После курса лечения постаревшая и располневшая Регина пытается вернуться на Кузнецкий мост, но это уже невозможно. Регину вызывают в КГБ. После очередного допроса она предпринимает вторую попытку суицида и вновь попадает в больницу.

"Хотели ее завербовать, а как? Это была двойная работа, нужно было давать информацию, а какую? Чтобы никто не пострадал. Это было внутреннее самоуничтожение", - рассуждает Щипакина.

Надежда Жукова пришла в Дом моделей в конце 70-х. В то время в моду входили новые типажи.

"Когда я только пришла, девочки были чуть ли не на полголовы меня меньше, миниатюрные, хрупкие, с небольшими плечами, женственные. И как раз в тот период стали проводить отбор девочек более спортивных, крупных, высоких. Наверное, это была подготовка к Олимпиаде", - вспоминает демонстратор одежды Надежда Жукова.

Надежда вспоминает, что в те годы ни одна из советских манекенщиц не становится невозвращенкой, чего не скажешь о звездах балета. Так, в 1961 году отказывается возвращаться из Парижа солист Ленинградского театра Рудольф Нуреев, а в 70-е театр теряет Наталью Макарову и Михаила Барышникова - они тоже предпочли заграницу.

"В основном, манекенщицами были замужние женщины, состоявшиеся, умеющие себя вести, благонадежные. Конечно же, они не преследовали цели эмигрировать, им это позволяло быть милыми, улыбчивыми, знающими себе цену", - утверждает Жукова.

Безвестная кончина

Советские манекенщицы эмигрируют официально. Так, в 1972 покинула Родину главная конкурентка Регины - Мила Романовская. Когда-то, на выставке легкой промышленности в Лондоне, ей доверили надеть знаменитое платье "Россия". А в 70-е Березка (как ее называют на Западе) вслед за мужем, знаменитым художником-графиком Юрием Куперманом, уезжает в Англию. Перед отъездом супругов приглашают на Лубянку.

"Была заинтересованность, чтобы эмигранты там воздержались от громких антисоветских компаний. Красивая женщина, если бы выступила с лекцией об ограничении прав человека или выезда евреев из СССР, могла бы нанести серьезный ущерб советским интересам. То есть, скорее всего, с ней вели беседу, чтобы она так не вредила", - считает Максим Токарев.

Другая блондинка из Дома моделей, русская Твигги, Галина Миловская оказалась на Западе не по своей воле. Белокурая красавица стала первой советской моделью, чья фотография была напечатана на страницах "Вога". На одном из снимков Галина сидит в брюках на Красной Площади спиной к портретам вождей. Такой вольности девушке не простили и отлучили от подиума.

Регина Збарская

"После этой фотосессии ее не просто уволили из Дома моделей, она была вынуждена покинуть СССР", - рассказывает Токарев.

В 1987 году из жизни уходит примадонна советского подиума Регина Збарская. По одной из версий, она скончалась в психиатрической больнице от сердечного приступа, по другой - умерла дома в полном одиночестве. В последние годы рядом с бывшей манекенщицей были только самые близкие друзья. В их числе - Вячеслав Зайцев.

"Вячеслав Михайлович взял ее к себе, в свой Дом моделей, когда она вышла из психиатрической больницы", - говорит Лев Анисимов.

Где и когда хоронили королеву Дома моделей Регину Збарскую, неизвестно. После смерти каждый факт ее биографии становится легендой.

"Она была обычной девочкой, Колесникова фамилия, назвали Региной, а может, из Катерины переделала. Но фантастической красоты! Может, это ее удел был столько страданий за свою красоту вынести", - считает Алла Щипакина.

В конце 80-х подходит к концу холодная война. Чтобы выехать за рубеж, больше не нужно получать одобрение ЦК Партии и проходить инструктаж в КГБ. Уходит в прошлое и поколение первых топ-моделей. Именно они открыли Западу красоту советских женщин.

Но пока им стоя аплодировали Париж, Берлин, Лондон, на родине девушек с Кузнецкого моста за глаза называли доносчицами. Зависть коллег и постоянный контроль со стороны спецслужб - вот цена, которую каждой из них пришлось заплатить.

Как считается рейтинг
◊ Рейтинг рассчитывается на основе баллов, начисленных за последнюю неделю
◊ Баллы начисляются за:
⇒ посещение страниц, посвященных звезде
⇒ голосование за звезду
⇒ комментирование звезды

Биография, история жизни Пановой Екатерины

Екатерина Михайловна Панова – главная героиня российского сериала «Королева красоты»

Прототип и исполнительница роли

В некоторых СМИ сказано, что киногероиня Катя Панова «срисована» с известной советской манекенщицы . Однако режиссер сериала Карен Оганесян в одном из интервью заверил, что Катя – это собирательный образ, не имеющий единого прототипа.

Роль Екатерины Пановой исполнила российская актриса Карина Андроленко.

История жизни

1961 год. Юная Катя живет в деревне Матькино под Москвой с родителями и сестрой Любовью. В семье все далеко не гладко. Глава семейства Михаил подозревает супругу в измене. Дело в том, что Катя совсем не похожа на него, в отличие от Любы.

Катя – местная красавица и умница – она окончила медицинский колледж. Деревенские парни без ума от нее и готовы на многое ради ее внимания. Однако Панова отвергает их ухаживания. Девушка уверена в том, что ее ждет гораздо более интересная и увлекательная судьба, нежели простое замужество за обычным работягой и бесконечные кастрюли-пеленки. Катя мечтает стать манекенщицей и однажды покорить Париж. Панова даже специально берет уроки французского у художника Гончарова, живущего неподалеку, чтобы, когда она все же попадет в столицу моды, не оплошать.

В один день Панова сильно разругалась с родителями и решила, что именно сейчас самое время начать осуществлять свою мечту. Катя уезжает в Москву и направляется к Вене Кротову, модельеру. Катя просит Веню оказать ей помощь в поиске работы. Кротов увидел в симпатичной девушке потенциал и устроил ее демонстратором одежды в Дом моды. Очень скоро Панова стала там ведущей манекенщицей.

Еще в деревне Екатерина Панова познакомилась с журналистом-международником Феликсом Крутским (исполнитель роли – ). Молодые люди встретились на танцах в деревенском клубе. Феликс с первого взгляда влюбился в Катю, несмотря даже на то, что на тот момент он состоял в серьезных отношениях с Марианной Нечаевой, киноактрисой. Вскоре после поездки в деревню и возвращения в Москву Феликс вопреки воле властных родителей прекращает роман с Марианной и начинает поиски Екатерины. Однажды судьба улыбается ему – он смог разыскать ту, что покорила его сердце.

ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ


Роман Кати и Феликса развивается стремительно. Они познакомились с родителями друг друга. Причем отец Феликса, высокопоставленный чиновник, сразу предупредил неугодную ему невестку, что если она вдруг скомпрометирует их громкую фамилию, он лично уничтожит ее.

Вскоре Катя узнала, что беременна от любимого. Она хотела оставить ребенка, но Веня Кротов убедил ее, что сейчас не время – как раз набираются манекенщицы для поездки в Париж. Накануне свадьбу Панова решает пока сосредоточиться на карьере, делает аборт, а потом… узнает, что ее имени нет в списке тех, кто поедет в столицу Франции. Казалось бы, все пропало! Но потом ситуация меняется и Панова все же попадает в город своей мечты.

Париж влюбился в Екатерину. Местные журналисты нарекли ее национальным достоянием Советской России. Будучи в Франции, до Пановой доходит весть о смерти матери. Позже, на похоронах, Катя узнает, что ее отец в действительно не является ее биологическим отцом. У ее мамы и правда был роман – с художником Гончаровым, тем самым, который обучал Катю французскому. После этого Панова узнает еще одну жуткую новость – из-за сделанного аборта она больше никогда не сможет иметь детей. Плюс к этому – недруги сделали ее компрометирующие фотографии с немецким антифашистом (разумеется, подставные) и показали их Феликсу. Помимо этого, на одном из показов ей в туфли кто-то подложил битое стекло. Все вокруг Пановой начинает рушиться – муж уехал, ее саму увезли в КГБ на допрос, квартиру Крутских обыскали, отца Феликса исключили из партии и уволили, сестру Кати Любу, которая недавно вышла замуж, бросил супруг, и Люба винит в этом именно Катю, ведь благодаря ей теперь все Пановы – родственники изменника Родины Крутского. Екатерине ничего не остается, кроме как стараться не упасть духом. Она продолжала упорно работать и отбиваться от нападок тех, кому она не по душе.

Некоторое время спустя Панову снова утвердили для поездки в Париж. Екатерина хотела остаться там навсегда, но прямо у самолета ее арестовали.

Панова из-за навалившихся на ее голову бед сделала попытку лишить себя жизни. Ее немедленно заперли в психбольнице. На помощь Пановой пришел французский фотограф Рэм (исполнитель роли – Себастьян Сисак), который уже давно был влюблен в нее и которого сама Катя подозревала в предательстве. Рэм помог Кате сбежать из больницы и уехать из страны. Панова наконец-то как следует рассмотрела поклонника и ответила ему взаимностью. Очень скоро Рэм и Катя поженились, а еще чуть позже в их семье случилось чудо – Панова родила здоровую девочку.

На Западе советских моделей называли самым красивым оружием Кремля, ими восхищались и предлагали серьезные контракты. А в Союзе они получали 76 рублей в месяц и могли вылететь с работы из-за одной фотографии. Рассказываем, как сложилась жизнь самых известных манекенщиц Страны Советов.

Валентина Яшина


Первая настоящая советская звездная манекенщица. Яшина стала как бы предтечей модельного бума, который начался в 60-х. Она начала карьеру еще в 50-х, когда некоторые считали, что быть красивой – это не по-советски. На подиум выходила до 65 лет. Так что бабушки-модели – это совсем не современное изобретение.
В профессию Яшина пришла из оперетты. Закончив училище имени Глазунова, она уехала с первым мужем в Ригу, но громкий роман с партнером по «Сильве» поставил крест на сцене и браке. Чтобы не сидеть на шее у родителей, она решила попробовать себя в роли модели. И практически сразу поняла, что именно это ее призвание. Натуральная блондинка со шведскими корнями стала одной из прим Дома моделей на два десятилетия.

После прихода молодого поколения она не стала впадать в депрессию, а продолжала работать, пусть и не на первых ролях. Удачно сложилась и личная жизнь. Ее всегда окружали поклонники, самыми известными из них были Иосиф Кобзон и Николай Малахов. За последнего она в результате и вышла замуж.
В 1991 году Малахов умер и оставил ей квартиру на Тверской, дачу, две машины, но насладиться обеспеченной старостью ей не удалось. Сын и внук быстро прогуляли состояние, и она умерла в одиночестве и бедности.

Регина Збарская



Загадочная и одна из самых известных в мире советских моделей. Ее карьера началась в хрущевскую оттепель, а высшее достижение – участие в знаменитом первом заграничном показе Дома моделей одежды на Кузнецком. Тогда коллекция Веры Араловой произвела фурор, но не меньшего восхищения удостоились манекенщицы, которых советская делегация привезла с собой.
Збарская привлекла знаменитого модельера западной и совершенно несоветской красотой. Она очень быстро стала первой манекенщицей Дома моделей и попала в список на первую командировку в оплот западной моды – в Париж. Там ее ждала слава, всеобщий восторг, знакомство со звездами.


В прессе ее называли «самым красивым оружием Кремля» и советское руководство долгое время этим умело пользовалась. Она активно ездила по всему миру, снималась у известных фотографов. Но за всеми этими командировками она потеряла мужа, который ушел к другой красавице.
Пережив после этого депрессию и лечение в психиатрической больнице, она снова вернулась на подиум, но ей уже было 35 лет и царили другие модели. Былая слава растаяла, но она продолжала работать, пока не влюбилась в югославского журналиста. Увы, этот роман оказался для нее губительным. Журналист опубликовал книгу, в которой рассказал о том, что Збарская работает на КГБ и была любовницей чуть ли не всего ЦК.
После этого работать она смогла только уборщицей в том самом Доме моделей, в котором когда-то блистала. Но преследование бывшего поклонника, неудовлетворенность жизнью и неустойчивое психическое состояние привели к самоубийству.

Мила Романовская



Образ яркой блондинки в платье «Россия» в конце 60-х для многих в мире стал символом СССР. Изначально наряд готовили для Збарской, но именно на Романовской он производил на аудиторию самое ошеломляющее впечатление. На главном событии советского мира моды времен застоя – Всемирном фестивале, прошедшем в Лужниках – она стала неофициальной «Мисс СССР» по мнению иностранных гостей. И она первая совершила удачный рывок Запад.
Романовская попала на подиум случайно: однажды ее просто попросили подменить подругу, и она оказалась настолько гармоничной в этом амплуа, что тут же получила предложение о постоянной работе. Сначала в Ленинграде, а потом и в Москве она быстро вышла на первые роли, даже потеснив признанную приму – Збарскую. Вот только за этот успех пришлось заплатить разрушенным первым браком.


Романовская не долго оставалась одна, вскоре она выходит замуж за художника Юрия Купера и неожиданно в 1972 году вместе с ним эмигрирует в Израиль. Там она долго не задержалась. Очень скоро она оказалась в Лондоне, где много работала. Топ-моделью не стала, все же возраст давал знать, но востребована была. Пять лет ее рабочий график был настолько насыщен, что не было «окна» даже на встречу с мужем, с которым в результате тоже развелась.
Впрочем, свое личное счастье Романовская нашла практически сразу. Возвращаясь с прощального ужина в Англию, она встретила в самолете обаятельного лондонского бизнесмена. Сейчас сама ведет бизнес и много путешествует.

Галина Миловская



Советская «Твигги» и самая скандальная модель СССР. Ее звезда тоже взошла в 1967 году, когда молодую манекенщицу ВИАЛЕГПРОМа (Всесоюзного института ассортимента лёгкой промышленности и культуры одежды) заметили иностранные фотографы.
Произошло это на Всемирном фестивале моды, куда для приезжих европейских модельеров свезли самые лучшие коллекции и модели. Арно де Роне сразу предложил провести специальную фотосессию с Миловской для журнала «Vogue». Миловская до этого относилась к работе модели всего лишь как к интересному приработку, пока она учится в Щукинском театральном училище. Предложение известного фотографа открывало для нее совершенно другой мир.

Дело не в финансах: за съемки, разрешение на которые давало чуть ли не ЦК, она получила стандартную ставку, гонорар в валюте осел в бездонных государственных закромах. По идее, интерес иностранцев должен был открыть дорогу к заграничным командировкам, вывести на новый уровень.
К сожалению, для Миловской фотографии Арно де Роне обернулись катастрофой. Снимок, на котором модель сидит на Красной площади с широко раздвинутыми ногами, многие посчитали крайне вульгарным. Девушку изгнали с подиума и училища.
Самое удивительное в этой истории то, что заметили скандальную фотографию только после перепечатки в журнале «Коммунист». Подвергшись остракизму, модель приняла участие в совсем уж откровенной фотосессии: практически первой в Советском Союзе открыла боди-арт. Сразу после этого в 1974 году эмигрировала из СССР.
Карьера Миловской на Западе не сложилась, хотя ее достаточно долго продолжали снимать, но в топовые модели она не пробилась. Зато удачно вышла замуж за банкира, закончила Сорбонну и стала довольно известным режиссером-документалистом.

Татьяна Михалкова (Соловьева)


Прошлое Михалковой (Соловьевой) в Доме моделей все успели основательно позабыть. Собственно, в СССР профессия считалась настолько не престижной, что ее знаменитый супруг Никита Михалков долгое время предпочитал представлять ее как переводчицу. А между тем, хотя карьера ее на подиуме была короткой – всего пять лет – но она успела стать одной из самых ярких моделей Зайцева.
Главного советского кутюрье второй половины двадцатого века привлек в первую очередь ее классический славянский типаж. Благодаря последнему ей доставались многие наряды, в которых требовалось подчеркнуть национальные корни советской моды. Надо отметить, что руководство Дома Моделей специально подбирали в обойму основных выездных демонстраторов одежды разноплановые типажи. Но очевидно, что в «русских лицах» недостатка не было. Поэтому тот факт, что Михалкова выбилась в первые звезды – говорит о многом.

Сложно сказать, как бы сложилась у нее карьера, но она встретила своего принца. В 1972 году она знакомится с начинающим кинорежиссером Михалковым. Она не стала сразу уходить с работы. Даже будучи беременной первым ребенком она участвовала в показах. Но когда стало известно, что будет второй, она окончательно покинула подиум. Сама модель однажды призналась, что муж поставил ее перед выбором: либо он, либо работа манекенщицей. И даже собрал чемодан.
ПС. Без бантика ей было лучше.))

Леокадия Миронова



Советская модель, которую благодаря удивительному сходству сразу окрестили «Одри Хепберн». Хорошо известная в Европе, ей одной из первых начали предлагать солидные контракты, но сама Миронова долгое время была невыездной из-за репрессированного отца. Зато именно ее чаще всего брал с собой Зайцев, когда представлял продукцию Дома моделей внутри страны.
Сегодня Миронова больше известна благодаря тому, что первой начала рассказывать о неприятных моментах мира моды: низких зарплатах, несправедливом отношении и больших начальниках, которые могли потребовать близость. С последним ей пришлось столкнуться лично и даже пострадать из-за отказа. Незадачливый любовник тут же отомстил: модель отстранили от работы. Полтора года она вообще не могла устроиться. Любимая модель Зайцева голодала совсем не для сохранения фигуры, пока ее не взяли в Дом моделей в Химках.


Сейчас Миронова давно на пенсии, никогда не была замужем, живет в «хрущевке», но все равно изредка принимает участие в показах. Каждое ее появление на подиуме всегда сопровождается аплодисментами.

Елена Метелкина



Настоящая слава к Метелкиной пришла после выхода культового фантастического фильма «Через тернии к звёздам». Его создатели, Ричард Викторов и Кир Булычев, все никак не могли найти девушку на роль инопланетянки и тут им на глаза попался журнал мод с моделью с необычной, неземной внешностью. После выхода в прокат в Нийю влюбились все, а Метелкина стала мегазвездой.
Надо сказать, что до этого ее карьера не была очень уж успешной. Не поступила в Щукинское училище и ВГИК, пошла устраиваться манекенщицей. Как ни странно, в Дом моделей – главную кузницу советских топ-моделей – ее не взяли, тогда она легко устроилась демонстратором одежды в ГУМ, второй по значимости подиум страны.

Метелкина много работала и снималась. На страницах советских журналов мод она мелькала регулярно. Но тут появился Викторов и предложил ей сниматься. В Советском Союзе актрисы котировались намного выше моделей. Естественно, она тут же согласилась, ушла из ГУМа, и даже побрилась налысо. Казалось, сбылась ее детская мечта. Она даже встретила будущего мужа, ушла в Дом моделей к Зайцеву… Увы, на этом белая полоса закончилась.
Муж оказался аферистом, из-за интриг которого Метелкина чуть не лишилась квартиры, мать заболела, а отец покончил с собой. Роли на нее не посыпались, космическая внешность не вписывалась в киностандарты, а неурядицы выдавили ее и с подиума. Чтобы выжить она работала секретарем, воспитателем в коррекционном интернате, продавщицей в обувном магазине, менеджером на курсах иностранных языков.

Татьяна Чапыгина


Считалось, что именно у Чапыгиной идеальная внешность для советской женщины с точки зрения властей. В результате ее можно было увидеть практически во всех модных журналах, она регулярно мелькала на страницах «Работницы» и «Крестьянки». Может быть, вокруг нее не крутились толпы фотографов с Запада, но в СССР именно она была самой востребованной моделью.
Как и многие советские манекенщицы, Чапыгина даже не задумывалась о карьере на подиуме. Она закончила медицинский, но работать врачом не захотела и утроилась в санэпидемстанцию. Из чистого любопытства пошла на пробы в Дом моделей и там ее увидел Зайцев. Два года она работала только внутри страны, потом пробилась в состав «прим», которые представляли СССР в мире. Дальше ее карьера развивалась спокойно и без скандалов, наверно, именно поэтому ее сейчас редко вспоминают на ток-шоу.


Ушла из Дома моделей в 37 лет почти сразу после свадьбы. Будущий муж впервые увидел ее на показе, дождался его окончания и пригласил в кафе. Сейчас она домохозяйка, изредка дает интервью и до сих пор выходит на подиум во время «Недели моды» в Москве.

Что тогда, что сейчас, работа модели является одной из самых мифологизированных профессий. Они же купаются в роскоши, к их ногам складывают сердца и кошельки самые завидные женихи. Они ведут распутный образ жизни и заканчивают жизнь в роскоши или забвении. В реальности все обстоит гораздо сложнее.

Условия работы

Советская манекенщица была абсолютно анонимным сотрудником подиума. «Их знали только в лицо» — это про манекенщиц. Чтобы про тебя написали в прессе с упоминанием имени, необходимо было попасть на обложку зарубежного издания, не меньше. Только тогда у женщины появлялось имя.

Ставка манекенщицы была от 65 до 90 рублей в месяц, в зависимости от категории. Пятидневная рабочая неделя на ногах, с постоянными примерками и в ужасного качества косметике, чуть ли не в театральном гриме.

Платья, которые демонстрировались моделями, в реальной жизни им не доставались, разумеется. Поэтому, если ты хотела хорошо выглядеть не только на подиуме, приходилось выкручиваться, как умеешь. Ситчик расцветки «в занавеску», согласитесь, на себя надевать не захочешь, если знаешь, что такое приличная одежда.

Съемка для журнала мод могла принести гонорар аж в 100 рублей, но на съемки попадала далеко не каждая. И поэтому среди моделей всегда была жесточайшая конкуренция.

Конкуренция

О том, какие отношения царили среди манекенщиц СССР, лучше всего рассказывают их воспоминания. «Женская дружба?», — не, не слышали. Интриги, доносы на коллег в КГБ, подсиживание друг друга и высокомерие по отношению к менее успешным коллегам. Девушкам, которые попадали в модельный бизнес, приходилось отращивать толстую кожу и стальные нервы, иначе было просто не выжить. И не выбиться. Отношение общества к профессии модели, как к профессии проститутки этому только способствовало.

Отношение общества

Да, у тебя мог быть самый красивый и обаятельный поклонник, муж, ухажер. Но при этом, это никак не защищало тебя от пренебрежительного отношения родственников, соседей или самого мужа. Везло с мужьями, кстати, далеко не всем, независимо от красоты и популярности.

Быть красивой и яркой женщиной, если ты не актриса, вообще считалось неприличным.

Сам мир моды в целом официально связывался с чем-то порочным, вспомните хотя бы «Бриллиантовую руку», где глав-злодей в исполнении Миронова — подлец, контрабандист и манекенщик. Или «Место встречи изменить нельзя», где манекенщицы каждая первая состояли в связях с бандитами, а Верка-модистка, портная — хранила награбленное.

Регина Збарская

Пересказывать судьбу Регины, о которой, собственно, и снят сериал «Красная королева» — занятие неблагодарное. В фильме все показано: и путь к славе, и какой ценой эта слава досталась, и жизнь, полная предательства, с ее трагичным закатом. То, что не вошло в фильм, это воспоминания коллег Регины. Прошло 30 лет с ее смерти, но вы не встретите ни одного доброго слова о Збарской в воспоминаниях других моделей. Это говорит не столько о самой «советской Софи Лорен», сколько о людях, которые ее тогда окружали.

Мила Романовская

Главная конкурентка Збарской. Романовская, скуластая блондинка, считалась за границей в конце 60-х «воплощенной славянской красавицей», ее называли «Березкой». Она срывала аплодисменты, когда выходила на подиум в платье «Россия».


Платье «Россия» изначально шилось на Збарскую — в нем Регина была похожа византийскую принцессу, роскошную и высокомерную. Но когда «Россию» примерила Романовская, художники решили, что это более точное попадание в образ. Кроме того, в отличие от «капризной» Регины, Мила оказалась сговорчивой и спокойной — она выдерживала многочасовые примерки.


После зарубежной славы, доставшейся Миле, она в 1972 эмигрировала с мужем из СССР. Но, похоже, она была интересна только в качестве диковинки из страны медведей, потому что после этого никаких упоминаний о ее модельной карьере не встречается. Хотя некоторые рассказывают об ее удачной карьере и сотрудничестве с известными модельными домами.

Галина Миловская


Галину Миловскую иногда называли русской «Твигги» — из-за нехарактерной для манекенщиц того времени худобы: при росте в 170 см она весила 42 кг. В 1970-х Галина покорила не только московский подиум, но и зарубежные. Ее пригласили для съемок в «Vogue».


За «кощунственное» позирование на Красной площади спиной к Мавзолею, она получила множество нареканий и проблем в родном СССР.

В 1974 г. Галина эмигрировала и осталась жить в Лондоне. Вышла замуж за французского банкира, оставила карьеру модели, окончила факультет кинорежиссуры в Сорбонне и состоялась как режиссер-кинодокументалист.

Татьяна Чапыгина

Татьяна Чапыгина, одна из самых красивых манекенщиц 1970-х, по её словам, никогда не мечтала о карьере «демонстратора одежды». После школы она получила профессию медработника и скромно трудилась в санэпидемстанции. В Общесоюзный дом моделей на Кузнецком мосту Чапыгина попала только в возрасте 23 лет.

На работу её принимал сам Вячеслав Зайцев, а уже спустя два года девушка первый раз оказалась за границей, в ГДР. Потом были Америка, Мексика, Япония. Оставила профессиональную карьеру, выйдя замуж за любимого человека, с которым счастлива в браке больше 20 лет.

Татьяна до сих пор выглядит великолепно и даже сейчас время от времени снимается для модных журналов.

Елена Метелкина


Мы больше знаем ее по ролям в фильмах «Через тернии к звездам» и «Гостья из будущего», но до успеха в кино Галина была манекенщицей и работала моделью в ГУМе.


Работа Метёлкиной в «Терниях» была высоко отмечена профессионалами — в 1982 году, на международном кинофестивале научно-фантастических фильмов в Триесте манекенщица была награждена специальным призом жюри «Серебряный астероид» за лучшую женскую роль.

Четыре года спустя Елена снялась в детской фантастической ленте «Гостья из будущего», где сыграла эпизодическую, но запоминающуюся роль женщины из будущего — Полины.

Личная жизнь неземной красавицы, к сожалению, сложилась печально — единственный муж оказался брачным аферистом, оставив ее с сыном.

Татьяна Соловьева (Михалкова)


На профессию модели в СССР не готовили. Объявление о наборе звучало как «требуются манекенщицы и уборщицы».

Соловьёва одна из немногих среди коллег имела высшее образование, за что и получила прозвище «институточка». А вот Вячеслав Зайцев называл её Боттичеллиевской девушкой.

Её жизнь сложилась вполне успешно — замужество с Никитой Михалковым, рождение детей, светская жизнь. В 1997 году Татьяна создала и возглавила в Благотворительный фонд «Русский силуэт», учрежденный с целью поддержки российских дизайнеров и отечественных производителей модной одежды.


Хотя, если вернуться к вопросу о престижности профессии, Никита Михалков до начала 90-х годов скрывал от друзей и родственников, что его жена модель, называя Татьяну просто «переводчицей».

Новое на сайте

>

Самое популярное