Домой Кожа Задания с части по петру 1. Задания в формате ЕГЭ тема "Эпоха Петра1"

Задания с части по петру 1. Задания в формате ЕГЭ тема "Эпоха Петра1"

Комплекс учебных заданий по теме:

"Причины, особенности, последствия и цена петровских преобразований "

формате ЕГЭ 2016 года)

Выполнила

учитель истории и обществознания МБОУ СОШ № 32

г.о. Самара

Катанина Елена Александровна

ПЕТР I .

Часть 1

    Установите соответствие между событиями (явлениями, процессами) и историческими фактами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Процессы (явления, события)

Факты

А) реформы местного управления

1) принятие указа о единонаследии

Б) Преобразование центрального управления

2) деятельность Великого посольства

В) Закрепление дворянской собственности на землю

3) создание Сената

Г) Приглашение на службу иностранных специалистов

4) учреждение губерний

5) подписание Ништадстского мира

    Что из перечисленного относится к политике протекционизма? Выберите три ответа и запишите цифры, под которыми они указаны.

    принятие Таможенного тарифа

    введение хозрасчета на государственных предприятиях

    субсидии для производителей, выпускающий товары и услуги на внутренний рынок

    утверждение частной собственности на землю

    добровольные экспортные ограничения.

    Заполните пустые ячейки таблицы, используя представленные в приведенном ниже списки данные: для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите номер нужного элемента.

Событие

Дата

Участники

Битва при д. Лесная

А) _________________

Меньшиков А.Д., Голицин М.М.

Б) _____________

Апраксин Ф.М.

Великое посольство

1697 – 1698 г.г.

В) ____________

Прутский поход

Г)________________

П.П. Шафиров

Пропущенные элементы:

    Персидский поход

  1. П.И. Ягужинский

    Азовский поход

    Ф.Я. Лефорт

    Расположите в хронологической последовательности исторические события.

    Учреждение Сената

    Крымские походы

    Введение Табели о рангах

    Установите соответствие между событиями и годами:

События

Даты

А) Вечный мир с речью Посполитой

Б) Азовские походы

2) 1700 – 1721гг.

В) Северная война

Г) учреждение коллегий

4) 1695,1696гг.

5) 1718 – 1721гг.

    Ниже приведен список терминов. Все они, за исключением одного, относятся к правлению Петра I. 1) протекционизм; 2) сенат; 3) ассамблея; 4) кондиции; 5) фискал; 6) рекрутские наборы.

    Запишите термин, о котором идет речь.

Центральные государственные учреждения в России, созданные Петром I

Ответ_______________.

    Установите соответствие между событиями и участниками этих событий:

События

Участники

А) Гангутское сражение

1) А.Д. Меньшиков

Б) составил «Духовный регламент» 1721

2) Ф.М. Апраксин

В) восстание в Астрахани

3) Э.И. Бирон

Г) Полтавская битва

4) Б.П. Шерементьев

5) Феофан Прокопович

    Установите соответствие между фрагментами исторических источников и их краткими характеристиками.

Фрагменты источников

«Его королевское величество Свейское уступает сим за себя и своих потомков и наследников свейского престола и королевства Свейского его царскому величеству и его потомкам и наследникам Российского государства в совершенное непрекословное вечное владение и собственность в сей войне, через его царское величество оружия от короны Свейской завоеванные провинции: Лифляндию, Эстляндию, Ингерманландию и часть Карелии с дистриктом Выборгского лена.

…Против того же его царское величество обещает в 4 недели по размене ратификацией о сем мирном трактате или прежде, ежели возможно, его королевскому величеству и короне Свейской возвратить… Великое княжество Финляндское…»

«Такожде уговорили и постановили есмы, что всем городам и землям, в прошедшею войну от Короны Польской и Великаго Княжесва Литовскаго завоеванным, то есть Смоленск с городами и с уездами, которые от сего краю, от Витебскаго, от Полоцкаго и от Лютинскаго уездов к Смоленску належат, Дорогобужу, Белой, Красному с своими местами и с уездами и принадлежностями, как оныя обретаются до сего времени, по перемирному договору, быть в стороне Их Царскаго Величиства, а с другаго краю Рославлю и где суть Северские городы, Чернигову, Стародубу, Новугородску-Северскому, Почепу и иным, также и всей Малой России сея стороны Днепра городом Нежину, Переяславлю, Батурину, Полтаве, Переволочне и всем, того Малороссийскаго краю, городам и землям и местам, какими ни есть прозвищи и урочищи названные, со всеми своими уездами, селами и деревнями и в них живущими всяких чинов людьми и принадлежностями, как они по се время по перемирному договору в стороне Их Царскаго Величества обретались, так и ныне оставатися имеют в стороне Их Царскаго Величества на вечныя времена…»

Характеристики

    Данный договор был подписан в Петербурге.

    По данному договору Россия получила выход в Балтийское море

    По данному договору Россия получила выход в Черное море

    Данный договор был подписан по результатам Северной войны.

    Государства, подписавшие данный договор обязались не подписывать сепаратный мир с Османской империей

    В данном договоре гарантировалась свобода вероисповедания для православных и признание за Россией права на их защиту.

    Прочитайте отрывок и укажите название документа, откуда он взят: «Воинским чинам, которые дослужатся до обер-офицерства не из дворян, то кода кто получит вышеписаный чин, оной суть дворянин и его дети, которые родятся в обер-офицерстве, а ежели не будет в то время детей, а есть прежде и отец будет бить челом, тогда дворянство давать и тем, только одному сыну, о котором отец будет просить. Прочие же чины, как гражданские, так и придворные, которые в рангах и не из дворян, оных дети не суть дворяне». Ответ___________________.

    Прочтите отрывок из статьи И.С. Аксакова. «Страна раздвоилась: в одном стане… обособленные от земли люди, т.е. вся служилая, в сущности, правящая сила, от дворян до последнего солдата и канцеляриста отрекшаяся от преданий, от народности, но ставшая орудием цивилизации и проводником образования, а впоследствии и самосознания. Все они были к тому же обязательно бритые, в немецких кафтанах и пудре. В другом стане: купцы, посадские, крестьяне, одним словом, народ со своим древним обычаем, с льготой: носить бороду и родную одежду».

Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведенном списке три верных суждения.

    в тексте говорится о последствиях реформ Избранной рады

    реформы, приведшие к описанным в тексте последствиям, осуществлялись в конце XVII – начале XVIIIв.

    одной из реформ, последствия которых описаны в тексте, было учреждение ассамблей

    одной из причин преобразований, последствия которых описаны в тексте, стала отмена крепостного права в России

    одной из целей преобразований, последствия которых описаны в тексте, был постепенный отход от сословной системы

    Установите соответствие между памятниками культуры и их краткими характеристикам:

Памятник культуры

Характеристики

А) «Юности честное зерцало»

Б) портрет канцлера Головкина

2) первый естественно-научный музей

В) Кунсткамера

3) свод правил хорошего тона

Г) конная статуя Петра I

Рассмотрите изображение и выполните задания 13 – 14.

    Какие суждения о данном изображении являются верными. Выберите два суждения из пяти предложенных.

    Период правления этого правителя вошел в историю как эпоха просвещенного абсолютизма.

    В годы правления этого монарха Россия стала империей.

    Правление изображенного монарха приходится на вторую половину XVIII века.

    Правление изображенного монарха вошло в историю России, как «бунташный» век.

    Какое из зданий, представленных ниже, не относится к периоду правления изображенного правителя.

Рассмотрите схему и выполните задания 15 – 18.

    Напишите имя правителя России, возглавлявшего страну в это время.

    Напишите название города, обозначенного на схеме цифрой «1».

Ответ___________________________.

    Укажите название города, обозначенного на карте цифрой «2».

Ответ___________________________.

    Какие суждения, относящиеся к событиям, обозначенным на схеме, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных.

    Война продолжалась около 5 лет.

    Война продолжалась 20 лет.

    Война закончилась после сражения под городом (2).

    Военные действия велись не только на суше, но и на море.

    Одним из последствий этой войны было отвоевание выхода России к морю.

    В ходе войны Россия потеряла весь флот.

    Вов Заполните пропуски в данных предложениях, используя приведенный ниже список пропущенных элементов:

А) План немцев по захвату СССР назывался __________ .

Б) Крупнейшее танковое сражение под Прохоровкой произошло в ходе ___________.

В) Представитель литературы, писавший свои стихи в блокадном Ленинграде____________________.

Пропущенные элементы:

    «Тайфун»

    Московская битва

    О.Ф. Бергольц

    «Барбаросса»

    Сталинградская битва

    Курская битва

    К.М. Симонов

    «Цитадель»

    А.Т. Твардовский

Часть 2

Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы 20 – 22

«Столетьем безумным и мудрым» назвал XVIII век А. Н. Радищев. Жизнь огромной страны, выведенной петровскими реформами из состояния равновесия, отличалась в это время какою-то всеобщей, небывалой дотоле стремительностью. На глазах одного-двух поколений родилось новое общество, утвердилось новое отношение к человеку. Отныне не порода, не «титлы» в первую очередь, а заслуги перед страной, реальная польза, приносимая на общественный алтарь отдельной личностью, определяли ее ценность. Люди сильные, энергичные, предприимчивые выдвигались на первые роли в государстве. Стремительно рушились старые привилегии боярства и духовенства. Стремительным было возвышение дворян, «служилых людей». Стремительно разворачивали свою деятельность промышленники, купцы и иные предприниматели. И не менее стремительно росло недовольство крепостных, чьим трудом и оплачивался этот общегосударственный энтузиазм. 1

    О каком столетии идет речь в тексте? Кто был инициатором реформ, о которых говорит автор? Привлекая знания по истории, назовите не менее трех личностей, прославившихся в это столетие.

    Используя текст из источника и знания по истории, укажите, в чем состояло внешнее величие России в этом столетии. Укажите не менее трех положений.

    Первая четверть XVI 11 в. в России была ознаменована проведением широкомасштабных преобразований. Объясните, чем была вызвана необходимость проведения Петровских преобразований (приведите

три объяснения).

    В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые, точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке:

«Преобразования Петра I в области культуры и быта сводились лишь к насильственному приобщению России к культуре запада и привели к подавлению национальной культуры, разрыву между образом жизни простого народа и дворянства».

Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты.

Ответ запишите в следующем виде:

Аргументы в подтверждение:

Аргументы в опровержение:

25. Вам необходимо написать историческое сочинение об одном из периодов правления Петра I:

1) 1682 – 1696 гг. 2) 1700 – 1721гг. 3) 1721 – 1725гг.

    1. А4, Б3, В1, Г2

      А1, Б2, В7, Г8

      А3, Б4, В2, Г5

      Кондиции

      Коллегии

      А2, Б5, В4, Г1

      Табель о рангах

      А3, Б1, В2, Г5

      Петр Первый

      Петербург

    2. XVIII столетие; - инициатор реформ – Петр I; - прославившиеся личности этого столетия: А.Д. Меньшиков, М.В. Ломоносов А.В. Суворов, Ф.Ф. Ушаков.

      Родилось новое общество, утвердилось новое отношение к человеку; - заслуги перед страной определяли ценность личности; - на первые роли в государстве выдвигались люди энергичные, сильные; - рушились старые привилегии боярства и духовенства; - стремительно возвышалось дворянство.

      Внешнее величие России состояло в том, что: - в конце XVIII века Россия стала великой и могущественной империей, с которой вынуждены были считаться другие страны; - её пределы расширились, в состав вошли новые народы на западе, юге, востоке; - Россия тала морской державой.

      Экономическое и военное отставание России от европейских стран нарастало, что представляло серьезную угрозу национальному суверенитету;

Служилое сословие ни по своему социально-политическому, ни по культурному развитию не соответствовало требованиям общественного развития страны;

Бунташный характер XVII в. порождал необходимость укрепления и совершенствования государственного аппарата управления и армии;

Духовный кризис общества, вызванный обмирщением сознания и усиленный расколом церкви, порождал потребность качественных преобразований в сфере культуры.

    Аргументы в подтверждение:

Быт русского дворянства в значительной степени определялся западноевропейскими обычаями, следование которых стало принимать форму низкопоклонства перед западом; - многие новации в области культуры носили принудительный характер (бритье бород, ношение париков); - преобразования привели к углублению раскола общества.

Аргументы в опровержение: - реформы Петра I способствовали созданию системы учебных заведений, ориентированных на подготовку отечественных кадров (Навигационная, Инженерная, Медицинская школы, Морская академия); - благодаря петровским преобразованиям государственную поддержку получило развитие отечественной науки (научные экспедиции, открытие кунсткамеры, основание Академии наук); - процесс освоения достижений западноевропейской культуры сопровождался появлением новых стилей и направлений в искусстве.

1 Лебедев Е.Н. Ломоносов. – М.: Молодая гвардия, 1990.- 532 с.*2

Петр 1 сочинение по истории ЕГЭ

1682 – 1725 гг – период правления в России царя и императора Петра I Великого.

Петр Первый был объявлен царем в 1682 году и являлся соправителем своего сводного брата Ивана V, однако в результате стрелецкого бунта фактически вместо братьев в стране правила царевна Софья. Реальную власть Петр получил в 1689 году после свержения Софьи и ее заключения в монастырь.

Внутренняя политика

Приоритетом внутренней политики Петра было превращение России в европейскую державу с развитой экономикой, мануфактурами и современным аппаратом управления. Одним из главных соратников Петра был его друг Александр Меншиков, который, несмотря на многочисленные обвинения в злоупотреблениях и коррупции, сыграл значительную роль в проведении реформ и военных успехах Петра.

К началу правления Петра в России было всего несколько мануфактур, а к концу его царствования существовало уже 233 предприятия, в том числе более 90 крупных мануфактур, построенных в течение его царствования. Петр также развивал науку и культуру, пытаясь привить дворянам европейскую культуру, развивая каменное строительство и открывая школы и академии для подготовки офицеров, инженеров и других специалистов для государственных нужд.

Внешняя политика

Петр на протяжении всего правления вел агрессивную внешнюю политику, направленную на получение выхода к Черному или Балтийскому морю. Выход России к морю и создание современного морского флота были необходимы для развития торговли со странами запада. Для реализации этих целей Россия при Петре начинала войны с Османской империей и Швецией.

Не добившись успеха на юге, Петр Первый заключил союз с Польшей, Саксонией и Данией и объявил войну Шведскому королю Карлу XII. Эта война, названная Северной (1700-1721) закончилась победой союзников, и по ее итогу Россия получила территории Прибалтики и Ингерманландии, где Петром в 1703 году была основана новая столица России – Санкт-Петербург.

Петр I во время Северной войны

Итоги правления Петра I

Личность Петра 1 считается, пожалуй, одной из самых противоречивых в российской истории. В исторической литературе можно встретить полярные оценки его деятельности современниками и историками, одни называли его “антихристом” и разрушителем русских традиций, в то время как другие считали его творцом современной России, вошедшей в круг великих держав и получившей шанс догнать в развитии передовые европейские державы.

Реформы в области экономики.

Петр начал с создания тяжелой промышленности – металлургии, горного дела, кораблестроения. Развитие текстильной, суконной, кожевенной, полотняно-парусной и других отраслей поначалу ориентировалось лишь на нужды армии и флота.

На средства и по инициативе государства вначале XVIII в. строились новые металлургические и железоделательные заводы в Карелии, Белозерском, Липецком и других уездах.

Другое направление, куда государство направляло свои ресурсы, было строительство верфей в Петербурге, Архангельске, в Москве, Воронеже.

Особая отрасль промышленности – оружейные заводы, построенные в Москве, Петербурге.

Петр стремился привлечь в промышленность частный капитал, использовать инициативу дворян, купцов, посадских людей, удачливых, разбогатевших крестьян. Предприниматели получали от государства ссуды и льготы, освобождение от уплаты налогов и от государственных повинностей.

Петр издал указ, по которому государственные крестьяне, жившие в районах строительства новых заводов, приписывались к ним в качестве рабочей силы в счет уплаты государственных налогов и разного рода повинностей.

Другим указом Петр разрешил владельцам предприятий покупать крестьян к своим заводам, Этих посессионных крестьян можно было продавать только с заводами.

Вывод: Петру за короткое время удалось заново создать российскую промышленность. К концу его царствования в стране работало около 200 крупных предприятий. Появились новые виды производства – химическое, шелкоткацкое и др. Постепенно формировались кадры профессиональных рабочих, мастеров, управленцев. К концу петровского царствования Россия превратилась в страну с сильно развитой тяжелой, в том числе военной, промышленностью.

Развитие ремесла и торговли.

Для увеличения объема и улучшения качества ремесленного производства Петр учредил Главный магистрат.

В начале 1720-х гг. царь издал указ об организации ремесленников в цехи. Пристальное внимание уделял Петр развитию внутренней и внешней торговли. Поощрялось создание купеческих компаний, купцам предоставлялись льготы и привилегии.

Правительство поощряло развитие ярмарочной торговли.

Петр охранял интересы молодой российской промышленности и нарождавшегося купечества, проводил политику меркантилизма, обеспечивая положительный баланс внешней торговли, превышение стоимости экспорта над стоимостью импорта. Одновременно Петр стал проводить политику протекционизма – таможенными пошлинами защищалась и поддерживалась молодая российская промышленность.

Реформа армии и флота.

Изменилась система набора в армию – введена рекрутская повинность, означавшая, что крестьяне и посадские люди должны от своих общин поставлять определенное количество будущих солдат. Солдатам предстояло служить пожизненно. Русская армия становилась регулярной.

Как и на Западе, были введены гренадерские полки – полки гранатометчиков. Ликвидирована дворянская конница и образованы регулярные кавалерийские части. Их ядром стали драгунские полки.

Впервые в мире Петр ввел в военную практику легкую кавалерию и крупные кавалерийские соединения.

1716 г. – издан «Устав воинский».

Заново создавался военно-морской флот.

В Москве открылись артиллерийские и военно-инженерные школы. К началу 1720 гг. русские армия и флот были обеспечены собственными кадрами.

Реформы государственного устройства.

Вместо Боярской думы создана Ближняя канцелярия.

Верховным органом управления страной в отсутствие монарха стал созданный в 1711 г. Правительствующий Сенат – высший судебный, исполнительный и частично законодательный орган.

Введены должности фискалов – контролировали администрацию, выявляли случаи взяточничества и казнокрадства.

Сенат контролировали генерал-прокурор и его помощник – обер-прокурор.

Начиная с 1711 г. вместо приказов постепенно вводились коллегии – центральные распорядительные учреждения со строгим и четким разделением функций.

В 1721 г. Петр учредил высший орган по управлению церковными делами – Святейший Синод. По существу, он стал Духовной коллегией. Церковь была окончательно подчинена государству.

1708-1710 гг. – страна разделена на 8, позднее – 11 губерний во главе с генерал-губернаторами и губернаторами.

Позднее губернии поделены на провинции, а те, в свою очередь – на дистрикты (округа). Во главе крупных провинций – губернаторы, во главе остальных – воеводы.

Всеми городами ведал Главный магистрат. В каждом городе появился свой магистрат, которому подчинялось городское население. Магистраты – единственные выборные органы в России.

1722 г. – принятие Табели о рангах. В системе государственной службы на первый план выходили личные достоинства и заслуги, преданность государю, выслуга лет и т.д.

1714 г. – Указ «О единонаследии» - ликвидирована разница между вотчиной и поместьем.

Задания по «трудному» вопросу «Причины, особенности, последствия и цена петровских преобразований» в формате ЕГЭ.

1.Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности в таблицу.

1) Северная война

2) учреждение Академии наук

3) указ о единонаследии

Ответ:

2. Установите соответствие между событиями и годами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

СОБЫТИЯ ГОДЫ

Б) учреждение губерний 2) 1697-1698

В учреждение коллегий 3) 1722

Г) основание С-Петербурга 4) 1708-1710

5) 1718-1721

6) 1721 г.

3.Ниже приведён список терминов . Все они , за исключением одного , относятся к реформам Петра I.

1) подушная подать; 2) Сенат ; 3) коллегии;4) рекрут; 5) мировые судьи; 6) Синод; .

Найдите и запишите порядковый номер термина , относящегося к другому историческому периоду .

Ответ:

4.Запишите термин , о котором идёт речь .

Политика активного вмешательство государства в хозяйственную жизнь, основанное на преобладании вывоза товаров над ввозом

Ответ : ___________________________.

5.Установите соответствие между процессами (явлениями, событиями) и фактами, относящимися к этим процессам (явлениям, событиям): к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРОЦЕССЫ (ЯВЛЕНИЯ, СОБЫТИЯ) ФАКТЫ

А) совершенствование аппарата управления 1) высокие ввозные пошлины

Б) реформы в области культуры

В) проведение политики 2) провозглашение Петра I императором

Протекционизма

Г) усиление власти царя 3) Правительствующий Сенат

4) первая печатная газета «Ведомости»

5) «потешные полки»

6) Великое посольство

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

А Б В Г

Ответ:

6. Установите соответствие между фрагментами исторических источников и их краткими характеристиками: к каждому фрагменту, обозначенному буквой, подберите по две соответствующие характеристики, обозначенные цифрами.

ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ

В 27 день (июля 1714 года) по утру господин наш адмирал со всем при нем бывшим флотом с полуночи пошёл и того же утра приближался к неприятелю и указ дал пробиваться сквозь оного, не огребая кругом, что с помощью Божиею и учинено. И так безвредно, что только одна скампавея (весельное судно.) стала на мель, которую неприятель взял, а прочие все суда, как и люди, без вреда прошли, хотя со всего флота шведского стреляли по нашим жестоко, от которой стрельбы у одного капитана только ногу отбили. Когда господин адмирал в то место прибыл, то, учредя флот к бою, послал генерала адьютанта Ягужинского к командующиму той шведскую эксвадрою Эреншельду, чтобы оный сдался. На что оный сказал, что того учинить не может. Тогда, видя их упорство, господин адмирал дал сигнал авангардии нашей оного атоковать. Которая атака началась в третьем часу пополудни и продолжалась даже до пятого часа.

«Воины! Вот пришел час, который решит судьбу Отечества. И так не должны вы помышлять, что сражаетесь за Петра, но за государство, Петру врученное, за род свой, за Отечество, за православную веру и Церковь…

А о Петре ведайте. Что ему жизнь не дорога, только бы жила Россия в блаженстве и славе, для благосостояния вашего»

1) Данный речь была произнесена перед битвой.

2) Описание морского сражения в ходе Северной войны

3) Данная битва состоялась в 1709году

4) Современником подписания данной битвы был А.В. Суворов

5) Этим сражением командовал Ф.М Апраксин

6) После этого сражения война закончилась

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Фрагмент А Фрагмент Б

Ответ:

7. Что из перечисленного относится к причинам реформ Петра I. Выберите три ответа и запишите в таблицу цифры , под которыми они указаны.

1) Усиливающееся отставание России от стран Запада

2) отсутствие реформ в правление Софьи

3) стремление боярской аристократии к переменам

4) устаревшая и громоздкая система управления страной

5) начавшаяся Северная война

6) наличие четкой программы реформ разработанных Боярской Думой

Ответ:

8.Заполните пропуски в данных предложениях , используя приведённый ниже список пропущенных элементов : для каждого предложения , обозначенного буквой и содержащего пропуск , выберите номер нужного элемента

А) ______________ была основана в 1687г

Б) Любимцем царя из «птенцов гнезда Петрова» был_____________________

В) Первая общероссийская газета называлась _____________________

Пропущенные элементы :

1) «Куранты»

2) Б.П. Шереметев

3) Славяно- греко –латинская академия

4) «Ведомости»

5) А.Д. Меншиков

6). Ассамблея

Запишитевтаблицувыбранныецифрыподсоответствующимибуквами.

Ответ:

9.Установите соответствие между событиями и участниками этих событий: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

СОБЫТИЯ УЧАСТНИКИ

А) строительство Петропавловского 1) А. Нартов

собора

Б) изобретение токарного станка 2) Д. Трезини

В) основание русской светской живописи 3) Ф.Я. Лефорт.

Г) создание Навигацкой школы 4) А.Д. Меншиков

5) Я.В. Брюс.

6) И. Н. Никитин. Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ:

10. Прочтите отрывок из воспоминаний и укажите фамилию автора .

«Кому ж я героя нашего уподоблю? Часто размышлял я, каков Тот, который всесильным мановением управляет небо, землю и море: дохнет дух его - и потекут воды, прикоснется горам - и воздымятся. Но мыслям человеческим предел предписан! Божества постигнуть не могут! Обыкновенно представляют Его в человеческом виде. Итак, ».

Ответ____________

11. Заполните пустые ячейки таблицы , используя представленные в приведённом

ниже списке данные : для каждой ячейки , обозначенной буквой , выберите номер нужного элемента .

Событие

Месяц, год

Участник(-и)

Первая в России обсерватория

____________ ( А )

Я.В.Брюс

Учебник «Арифметика»

____________ ( Б )

____________ ( В )

____________ ( Г )

Петр1, А.Д.Меншиков

о. Гренгам

____________ ( Д )

____________ ( Е )

Пропущенные элементы:

1) Л.Ф.Магницкий

2) 1702

3) Ф.М.Апраксин

4) 1703

5) битва у деревни Лесной

6) 1721

7) М.М.Голицын

9) «Юности честное зерцало»

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ:

12. Прочтите отрывок из Указа Петра I.

«…Всем недвижимых вещей, то есть: родовых, выслуженных и купленных вотчин и поместий, также и дворов, и лавок не продавать и не закладывать, но обращатися оным в род таким образом: Кто имеет сыновей и ему же аще хощет единому из оных дать недвижимое… тому в наследие и будет; другие же дети обоего пола да награждены будут движимыми имения, которыя должен отец или мать разделити им при себе, как сыновьям, так и дочерям, колико их будет, по своей воле, кроме онаго одного, который в недвижимых наследниках будет…»

Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке три верных суждения.

Запишите в таблицу цифры , под которыми они указаны.

2) .Этот указ давал возможность служебного роста

3) Этот указ ликвидировал различие между поместьями и вотчинами

4) Этот указ вызвал восстание К. Булавина

5) Этот указ запрещал дробить дворянские имения, т.к. это приводило к их разорению

6) Исполнением указа занималась Тайная канцелярия

Ответ:

13. Рассмотрите схему и выполните задания 13-16

13.Напишите название войны, события которой обозначены на данной схеме.

Ответ____________

14. Напишите имя российского монарха, в годы правления которого шла война, события которой обозначены на данной схеме.

Ответ____________

15. Напишите название города, у стен которого произошло сражение, обозначенное на схеме цифрой «1».

Ответ______________

16. Какие суждения, относящиеся к событиям, обозначенным на схеме, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1) В ходе войны, события которой обозначены на данной схеме, проводились рекрутские наборы.

2) Мирный договор, завершивший войну, события которой изображены на данной схеме, был подписан в городе, обозначенном цифрой «2».

3) Одну из решающих побед в данной войне русская армия одержала в сражении, обозначенном цифрой «3».

4) Следствием войны, события которой изображены на данной схеме, стала утрата Россией статуса морской державы.

5) После завершения войны, события которой обозначены на данной схеме, Россия стала империей.

6) В результате этой войны Россия утратила заштрихованные на схеме территории.

Ответ_____________

17.Установите соответствие между памятниками культуры и их краткими характеристиками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПАМЯТНИКИ КУЛЬТУРЫ ХАРАКТЕРИСТИКИ

А ) картина «Петр I на смертном одре» 1) Автор -Феофан Прокопович

Б) «Песнь победная на преславную

победу Полтавскую». 2) И.Н.Никитин

В) «Гистория о российском матросе

Василии Кориотском…» 3 ) Андреас Шлютер

Г) Кикины палаты 4 ) проза эпохи Петра

5) Произведение о восстании

Кондратия Булавина

6) Сюжет и ллюстрирует путешествие

Афанасия Никитина

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

18. Рассмотрите изображение выполните задания 18-19

Какие суждения о скульптуре, изображённой на фотографии, являются верными? Выберите два суждения из пяти предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1) Скульптура была создана в правление Александра I.

2) В настоящее время скульптура находится в г.Москве.

3) Эта скульптура называется еще Медным всадником

5) Скульптура символизирует величие и мощь царя преобразователя

19. Какое из зданий, представленных ниже, было построено в годы руководства страной того же

государственного деятеля, который изображен на скульптуре? В ответе запишите цифру, под

которой указано это здание


1) 2)

3) 4)

Ответ:

Ответы.

132

2

3451

3

5

4

меркантилизм

5

3412

6

А-25 Б-13

7

145

8

354

9

2165

10

М. Ломоносов

11

241583

12

135

13

Северная

14

Петр I

15

Нарва

16

135

17

2143

18

345

19

1

Эпоха Петра I

1695 – поход на Азов

1696 г. – поход на Азов. Азов перешел к России. Построена крепость Таганрог на берегу Азовского моря.

1697-1698 – Великое посольство - поездка Петра в Европу (Пруссия, Австрия, Голландия, Англия и др.)

Цель: поиск союзников в войне против Турции (за выход в Черное море). Союзники не были найдены. Заключены договоры с Данией, Саксонией, Речью Посполитой. Подготовка к войне со Швецией.

1700 – договор с Турцией

Август 1700-начало войны со Швецией

1700-1721 - Северная война

1702 – взятие русскими Мариенбурга и Нотебурга

1703 – основание Птербурга

1704 – русские заняли Дерпт и Нарву

1710 – русские заняли Ригу, Ревель, Выборг

1710-1713 – русско-турецкая война

1711 – Прутский поход Петра, заключили Прутский мир: Азов переходил к Турции, Таганрог разрушали, Карла XII пропускали на родину

1713 – русские перенесли военные действия в Финляндию (территория Швеции)

1714 – победа русского флота у мыса Гангут

1718 – Аландский конгресс (переговоры о мире, но Карл XII погиб), конгресс прерван, Швеция продолжила войну

1720 – победа русских у острова Гангут

Август 1721 – Ништадтский мир: Россия получила выход в Балтийское море, территории Ингрии, Эстляндии, Лифляндии, часть Карелии с Выборгом

Россия провозглашена империей

1722 – Персидский поход

1723 – Петербургский мир с Персией: к России отходили Дагестан, Ширван, города Баку и Дербент, т.е. Россия овладела юго-западным и южным побережьем Каспийского моря

1711 – учрежден Правительствующий сенат (во главе генерал – прокурор)

1718-1720 – вместо приказов учреждены коллегии

1720 г – принят генеральный регламент, который устанавливал единый порядок деятельности и структуру коллегий, определял функции чиновников, отпуск, вознаграждение.

1721 – учрежден Синод (во главе – обер – прокурор, подчинялся генерал – прокурору), церковь подчинена светской власти, патриарх не выбирается с 1700 г. после смерти Адриана

Губернская реформа (реформа местного управления, или административная реформа)

1708-1710 – страна разделена на 8 губерний (Московская, Ингерманландская, Киевская, Смоленская, Архангелогородская, Казанская, Азовская, Сибирская)

Губернии делились на провинции (всего было 50, провинции - на дистрикты)

Во главе губернии стоял генерал – губернатор, который назначался царем

Городская реформа

Учреждены выборные городские магистраты (ведали административными, хозяйственными вопросами города)

В качестве коллегии учрежден Главный магистрат (ведал всеми городами)

Городские жители были разделены на две категории: регулярные граждане (могли участвовать в выборах) и нерегулярные граждане

Введение рекрутских наборов (повинности) : от крестьян и посадских людей (от 100 человек – 1 рекрут). Служили пожизненно на профессиональной основе, вводилось полное государственное обеспечение, обучение в армии

1699 – первый рекрутский набор

1705 – официальное учреждение рекрутчины

1716 – Устав воинский (большое значение придавалось морально – нравственной подготовке солдат)

Создание военно-морского флота, Морской устав, открытие Морской академии

Военные учебные заведения:
1701 – Школа математических и навигацких наук, Артиллерийская школа

1707 - Медицинская школа

1712 - Инженерная школа

Ключевский: «Петр делал историю, но не понимал ее… Чтобы защитить Отечество от врагов, он опустошил его больше всякого врага. После Петра государство стало сильнее, а народ беднее».

Петр создал регулярное государство

Складывается абсолютизм

Экономические преобразования

Социальная сфера

Социальное недовольство. Народные восстания

Увеличение мануфактур и заводов

Появление верфей

Строительство военных предприятий

1709 – Берг-привилегия

1724 – таможенный тариф

Политика меркантелизма

Политика протекционизма

1718-1724 – перепись населения (ревизия, ревизские души, ревизские сказки)

1724 – введение подушной подати

Всего – около 80 видов налогов

Дворянство

1714 – Указ о единонаследии (введен принцип майората, т.е. наследство переходило старшему сыну; вотчина и поместье стали иметь одинаковый статус)

1722 – табель о рангах: вводилась обязательная служба для дворян (статская или военная). Было учреждено 14 чинов (рангов). Продвижение по службе зависело не от знатности и происхождения, а от личных качеств.

Крестьянство

Государственные крестьяне – крестьяне Севера и Сибири, народы, уплачивающие ясак

Частновладельческие (крепостные) крестьяне – принадлежали помещикам, кроме государственных повинностей, платили оброк и несли барщину в пользу феодала

1703 – приписные крестьяне – государственные крестьяне, жившие в районах строительства новых заводов, приписывались к заводам в счет уплаты государственных налогов. (несколько месяцев в году должны были отработать на заводе).

Посессионные крестьяне (владельческие) – крестьяне, приобретаемые владельцем для работы на заводе (т.е. прикреплялись к заводу, в последующем не могли продаваться отдельно от завода). 1721 – Указ о покупке к заводам деревень

1724 – введение подушной подати (74 копейки с души мужского пола). Холопы тоже платили подушную подать, т.е. холопы приравнивались к крепостным

Гродские жители

1721 – Указ об организации ремесленников в цехи

Регулярные и нерегулярные граждане

1682 – стрелецкий бунт

1689 – стрелецкий бунт

1698 – стрелецкое восстание в Москве

1698 – бунт крестьян в Воронеже

1705-1706 – стрелецкий бунт в Астрахани

1707 – восстание в Башкирии

1707 – 1708 – восстание под руководством Кондратия Булавина

Современники

Царевна Софья

Иван V

Голицын В.В.

Август II

АвгустIII

Карл XII

Станислав Лещинский

Иван Мазепа

Толстой П.А.

Ромодановский Ф.Ю.

Меншиков А.

Апраксин Ф.М.

Головкин Г.И.

Ягужинский П.И.

Шереметев Б.П.

Феофан Прокопович

Кондратий Булавин

Марта Скавронская (Екатерина)

Евдокия Лопухина

Новое на сайте

>

Самое популярное