Домой Мама Реформы Николая I. Николай Первый. Годы правления, внутренняя и внешняя политика, реформы Николай 1 попытки реформ

Реформы Николая I. Николай Первый. Годы правления, внутренняя и внешняя политика, реформы Николай 1 попытки реформ

Реформы Николая 1 оказали огромное влияние на ситуацию страны в 1825-1855 года.

Стараясь улучшить положение в стране, Николай 1 проводил различные реформы, несущие разнообразные последствия.

Вот основные реформы, проведенные в период его правления:

  • Финансовая;
  • Промышленная;
  • Помещичье землевладение;
  • Крестьянская;
  • Образовательная;
  • Реформа в области цензуры.

Финансовая реформа

Первой реформой, которую провел Николай 1, была финансовая реформа, или реформа Канкрина, называвшаяся так из-за Канкрина, министра финансов при Николае 1.

Суть финансовой реформы заключалась в замене обесцененных ассигнаций кредитными знаками. Реформа улучшила экономическую ситуацию в стране и помогла России избежать одного из крупнейших финансовых кризисов.

Промышленная реформа

Российская промышленность на период правления Николая 1 была уже довольно окрепшая. Мануфактурный совет при Министерстве финансов, учрежденный в 1828 году, имел право контролировать состояние промышленности.

В 1829 году прошла первая промышленная выставка. А уже в 1831 году открывается Петербургский технологический институт, который готовил инженеров. В 1835 году появилось первое акционерное общество хлопчатобумажного производства, а в 1837 году открылась железная дорога.

Помещичье землевладение

Реформы о помещичьем землевладении включали в себя усовершенствование прав и обязанностей помещиков. Одним из главных последствий реформы стала отмена телесных наказаний помещиков, а также сокращение количества податей.

Крестьянская реформа

Крестьянский вопрос оставался одним из главных и во время правления Николая

Для отмены крепостного права было создано 10 секретных комитетов, но ничего из запланированного не реализовалось. Несмотря на это, было предпринято несколько мер, которые улучшили положение крестьян:

  • Нераспространение крепостничества на крайние районы России;
  • Возможность официального освобождения части крестьян;
  • Создано крестьянское самоуправление;
  • Смягчение крепостничества.

Образовательная реформа

Образовательная реформа была менее удачной. Николай 1 ввел сословное образование и разделил школы на 3 вида: приходские, уездные и гимназии. На первый план вышли латинский и греческий языки, остальные же предметы преподавались в качестве дополнительных.

Университеты также потерпели преобразование. Отныне ректора, проректора и профессора выбирались Министерством народного просвещения. Обучение в высших учебных заведениях стало платным, а обязательными предметами на всех факультетах были церковное право, богословие и церковная история.

Положительным последствие образовательной реформы было увеличение количества различных учебных заведений.

Реформа в области цензуры

Николай 1 очень боялся, что его авторитет понизится с публикацией какого-либо произведения, поэтому появилась жестокая цензура. С публикации были сняты множество журналов, были запрещены писатели и поэты, многие произведения подвергались жестокой правке, в результате которой смысл произведения мог меняться.

Николай 1 провел множество реформ, не все из которых принесли успех. Но это лишь положило начало совершенствованию тех областей, которые потерпели неудачу.

После вступления на престол Николая I самую значительную роль в стране приобрела «Собственная его Императорского величества канцелярия», состоявшая из шести отделений.

В задачи первого отделения входил контроль за деятельностью министров и министерств, подготовка законопроектов к рассмотрению.

Второе отделение занималось кодификационной деятельностью.

Третье отделение было создано для борьбы с государственными преступлениями.

В компетенцию четвертого отделения входил контроль за благотворительными и женскими учебными заведениями.

Пятое отделение занималось подготовкой реформы управления государственными крестьянами.

Шестое отделение специально было сформировано для подготовки материалов по управлению Кавказом.

Принимая во внимание события, предшествовавшие восхождению нового императора на престол, можно понять, почему особая роль была отведена третьему отделению, ведавшему политическим сыском. Этому структурному подразделению канцелярии был придан Отдельный корпус жандармов шефом которого являлся начальник самого третьего отделения. Долгие годы эти должности совмещал А.Х. Бенкендорф, подчинявшийся непосредственно императору. В соответствии с царским указом вся страна была разделена на 7 жандармских округов со своими управлениями. Кроме того, существовали Главное управление, координировавшее деятельность всех жандармских подразделений, и губернские управления.

Николай I. В 1796 г., в последний год правления Екатерины II, у нее родился третий внук, которого нарекли Николаем. Он рос здоровым и крепким ребенком, выделяясь среди сверстников высоким ростом. Отца, который его очень любил, он потерял в четыре года. Со старшими братьями у него не сложилось близких отношений. Детство он провел в бесконечных военных играх с младшим братом. Глядя на Николая, Александр I с тоской думал о том, что этот насупленный, угловатый подросток со временем, наверное, займет его трон.

Учился он неровно. Общественные науки казались ему скучными. Наоборот, к точным и естественным наукам он испытывал тяготение, а военно-инженерным делом по-настоящему увлекался. Однажды ему было задано сочинение на тему о том, что военная служба не единственное занятие дворянина, что есть

и другие занятия, почетные и полезные. Николай ничего не написал, и педагогам пришлось самим писать это сочинение, а затем диктовать его своему ученику.

Посетив Англию, Николай высказал пожелание, чтобы лишились дара речи все эти болтуны, которые шумят на митингах и в клубах. Зато в Берлине, при дворе своего тестя, прусского короля, он чувствовал себя как дома. Немецкие офицеры удивлялись, как хорошо он знает прусский военный устав.

В отличие от Александра, Николай всегда был чужд идеям конституционализма и либерализма. Это был милитарист и материалист, с презрением относившийся к духовной стороне жизни. В быту он был очень неприхотлив. Суровость сохранял даже в кругу семьи. Однажды, будучи уже императором, он беседовал с наместником на Кавказе. В конце беседы, как водится, спросил о здоровье супруги. Наместник пожаловался на ее расстроенные нервы. “Нервы? - переспросил Николай.- У императрицы тоже были нервы. Но я сказал, чтобы никаких нервов не было, и их не стало”.

Николай лично допрашивал многих декабристов. Одних он пытался склонить к откровенным показаниям мягким обращением, на других кричал. Суд над декабристами происходил при закрытых дверях. Пятеро наиболее виновных заговорщиков (К. Ф. Рылеев, П. И. Пестель, С. И. Муравьев-Апостол, М. П. Бестужев-Рюмин и П. Г. Каховский) были казнены в Петропавловской крепости 13 июля 1826 г. 121 декабриста сослали на каторгу или на поселение в Сибирь, заключили в крепость или послали на Кавказ, где шла война с горцами, рядовыми солдатами. Немногим довелось пережить долгое николаевское царствование.

Николай I считал, что декабристы представляют из себя ответвление тайной общеевропейской организации революционеров-заговорщиков, стремящейся к повсеместному ниспровержению монархий. Он был доволен своей победой над ними. Однако в моральном отношении Николай проиграл, ибо русское дворянство со времен императрицы Анны Ивановны не знало подобных наказаний и восприняло казнь пяти заговорщиков и заключение остальных чрезвычайно болезненно. На свободе остались многие родственники, друзья, единомышленники декабристов.

Деятельность Третьего отделения, усиление цензуры. После выступления декабристов правительство предприняло ряд спешных мер по укреплению полиции. В 1826 г. было учреждено Третье отделение Собственной его императорского величества канцелярии, которое стало главным органом политического сыска. В его распоряжении находился Отдельный корпус жандармов. Начальник Третьего отделения одновременно являлся и шефом корпуса жандармов. Долгие годы эту должность занимал барон А. X. Бенкендорф, герой Отечественной войны 1812 г. и иных войн начала XIX в., участвовавший в разгроме декабристов и в следствии над ними. Личный друг Николая I, он сосредоточил в своих руках громадную власть.

Выискивали малейшие проявления “крамолы”. Выявленные замыслы раздувались, преподносились царю как “страшный заговор”, участники которого получали непомерно тяжелые наказания. В 1827 г. среди студентов Московского университета был обнаружен кружок из шести человек, которые намеревались положить к памятнику Минину и Пожарскому прокламацию с требованием конституции. Возникло “дело братьев Критских”. Старший брат через четыре года умер в Шлиссельбургской крепости, другой брат, отправленный рядовым на Кавказ, погиб в сражении, третий оказался в арестантских ротах вместе с тремя другими товарищами по несчастью.

Правительство считало, что русская действительность не дает оснований для зарождения “крамольного” образа мыслей, что все это появляется только под влиянием западноевропейских идей. Поэтому и возлагались преувеличенные надежды на цензуру. Министр народного просвещения граф С. С. Уваров, в чьем ведении находилась цензура, видел свою задачу в умножении, “где только можно, числа умственных плотин” против наплыва европейских идей. В 1826 г. был принят новый устав о цензуре, прозванный “чугунным”. Цензоры не должны были пропускать " никаких произведений, где порицался монархический образ правления. Запрещалось высказывать “самочинные” предложения о государственных преобразованиях. Сурово пресекалось религиозное вольномыслие. Министерство народного просвещения бдительно следило за деятельностью цензора, карало и увольняло тех, которые допускали послабления.

Другие ведомства, считая, что Министерство народного просвещения пользуется незаслуженным преимуществом, тоже стали добиваться для себя права цензуры - каждый в области своих интересов. Вскоре такое право приобрели Третье отделение, Синод, почти все министерства. Даже Управление коннозаводства обзавелось собственной цензурой. Разгул цензуры превзошел все разумные рамки - даже с точки зрения правительства. Но попытки как-то исправить положение давали лишь кратковременный успех, а затем в цензуре восстанавливались хаос и произвол. Жертвами его нередко становились дружественные правительству люди, а оппозиционные идеи продолжали проникать в некоторые слои образованного общества.

Теория “официальной народности”. Николаевское правительство пыталось разработать собственную идеологию, внедрить ее в школы; университеты, печать. Главным идеологом самодержавия стал историк и литератор С. С. Уваров, бывший с 1834 г. министром народного образования. В прошлом вольнодумец, друживший со многими декабристами, он выдвинул так называемую теорию “официальной народности” (“самодержавие, православие и народность”). Смысл идей Уварова состоял в противопоставлении дворянск"0-интеллигентской революционности и верности народных масс существующему в России порядку. Оппозиционные идеи представлялись как привнесенное с Запада явление, распространенное только среди “испорченной” части образованного общества. Пассивность крестьянства, его набожность, веру в царя министр считал исконными и самобытными чертами народного характера. Другие народы, писал он, “не ведают покоя и слабеют от разномыслия”, а Россия “крепка единодушием беспримерным - здесь царь любит отечество в лице народа и правит им, как отец, руководствуясь законами, а народ не умеет отделять отечество от царя и видит в нем свое счастье, силу и славу”.

Уваровские идеи поддерживал Бенкендорф. “Прошедшее России было удивительно, ее настоящее более чем великолепно, что же касается ее будущего, то оно выше всего, что может нарисовать себе самое смелое воображение” - в таком духе, по его мнению, следует писать о России.

Виднейшие русские историки николаевского времени (М. П. Погодин, Н. Г. Устрялов и другие) стремились в своих научных и публицистических трудах следовать концепции, предложенной правительством.

Среди части образованного общества теория официальной народности встретила самое решительное неприятие и осуждение, которое, однако, мало кто осмеливался высказывать открыто. Поэтому такое глубокое впечатление произвело “философическое письмо”, опубликованное в 1836 г. в журнале “Телескоп” и принадлежавшее перу П. Я. Чаадаева, друга А. С. Пушкина и многих декабристов. С негодованием говорил Чаадаев об изоляции России от новейших европейских идейных течений, об утвердившейся в стране обстановке политического и духовного застоя. По распоряжению царя Чаадаев был объявлен сумасшедшим и помещен под домашний арест. Теория “официальной народности” на многие десятилетия стала краеугольным камнем идеологии самодержавия.

Разрастание бюрократического аппарата. Сущность бюрократического управления. Не доверяя общественности, Николай I видел главную свою опору в армии и чиновничестве. В николаевское царствование шло дальнейшее разрастание бюрократического аппарата. Появлялись новые министерства и ведомства, стремившиеся создать свои органы на местах. Объектами бюрократического регулирования становились самые различные отрасли человеческой деятельности, в том числе религия, искусство, литература, наука. Быстро росла численность чиновников. В начале XIX в. их насчитывалось 15-16 тысяч, в 1847 г.-61,5 тысяч и в 1857 г.- 86 тысяч.

Усиливался, переходя все разумные пределы, управленческий централизм. Почти все дела решались в центральных ведомствах. Даже высшие учреждения (Государственный совет и Сенат) были перегружены массой мелких дел. Это породило громадную переписку, нередко носившую формальный характер. Губернские чиновники иногда строчили ответ на бумагу из Петербурга, даже не прочитав ее.

Однако сущность бюрократического управления состоит не в исписывании большого количества бумаг и канцелярской волоките. Это - его внешние признаки. Сущность же в том, что решения принимаются и проводятся в жизнь не каким-либо собранием представителей, не единолично ответственным должностным лицом (министром, губернатором), а всей административной машиной в целом. Министр же или губернатор составляют только часть этой машины, хотя и очень важную.

Поскольку вся информация к министру стекается через его аппарат, то министр оказывается как бы во власти своего аппарата. Подчиненные чиновники готовят и проекты решений по разным делам. Решение дела, как известно, во многом зависит от того, как оно будет доложено. Многочисленные дела, особенно те, которыми начальство не очень интересуется, фактически решают чиновники, готовящие их к докладу. Если подчиненные чиновники изо дня в день методично воздействуют на начальство в одном и том же направлении - это в конце концов становится общим направлением политики данного ведомства. В николаевские времена на посты руководителей министерств и ведомств нередко назначались армейские генералы, мало знакомые с новым для них делом. Именно они в первую очередь оказывались в положении начальства, руководимого подчиненными.

Однажды Николай I сказал: “Россией правят столоначальники”. И действительно, среднее чиновничество (столоначальники) играет в принятии решений особую роль. Но столоначальник не отвечает за решение, принятое по его докладу. Отвечать в принципе должен тот, кто его подписывал. Но все знают, что министр или губернатор не мог принять иное решение, раз ему доложили так, а не иначе. Так происходит круговая безответственность, свойственная бюрократическому управлению.


Кодификация законов

О царствовании Николая I у современников остались в основном мрачные воспоминания, к числу бесспорных достижений этого времени можно отнести кодификацию законов.

Речь шла о Комиссии составления законов, которая была преобразована во II Отделение Собственной Его Императорского Величества канцелярии, менее известное, но не менее важное, чем III Отделение, занимавшееся политическим сыском. Перед II отделения была поставлена задача по кодификации разрозненного и запутанного российского законодательства. Начальником II Отделения стал М. А. Балугьянский.

В то же время именно Сперанскому, хотя он и не занял официального поста, было поручено общее "возглавление" всего дела. До самой смерти Сперанский руководил II Отделением без какого-либо юридического оформления своей нелегкой миссии.

Штат II Отделения состоял из 20 человек. Кроме чиновников, во II Отделение были зачислены известные ученые: профессор А. П. Куницын, преподававший в Лицее А. С. Пушкину, и профессор М. Г. Плисов - они оба были уволены из Санкт-Петербургского университета за вольнодумство и демонстративно приняты Сперанским и Балугьянским на службу, а также профессор В. Е. Клоков, действительный статский советник Цейер, коллежский секретарь Н. М. Старцов", ставший ближайшим помощником Сперанского в последние годы его жизни будущего графа, и барон Корф. На содержание II Отделения было ассигновано 37 800 рублей. Отдельной строкой финансировалось приобретение книг для II Отделения - 10 000 рублей в год.

Был подготовлен план, наметивший три главных направления:

1) создание свода всех изданных в России законов;

2) систематизация действующих законов и разработка нового кодекса.

К 1830 г. было составлено Полное собрание законов, которое включало более 30 920 нормативных актов, расположенных в хронологическом порядке, начиная с Соборного уложения 1649 г., и заканчивая Манифестом от 14 декабря 1825 г., написанным самим Сперанским. Первое издание Полного собрания законов состояло из 40 томов законов и 6 томов приложений (алфавитно-предметный и хронологический указатели, графики, рисунки и т.д.). Забегая вперед, скажем, что сразу же началось второе, а через полвека - третье издание Полного собрания законов. Новые нормативные акты составляли тома, выходившие ежегодно. Последний том, включавший законодательство за 1913 г., вышел в предреволюционном 1916 г. Всего в Полное собрание законов, пополнявшееся до начала революции, вошло 56 томов.

Публикация Полного собрания законов стала подготовительным этапом перед составлением и изданием Свода законов, который должен был включать только действующие нормативные акты. Проверка того, является ли тот или иной акт действующим и не противоречащим другим актам, возлагалась на специальные ревизионные комитеты, образованные при министерствах и главных управлениях. Законы систематизировались не по хронологическому, как в полном собрании законов, а по отраслевому принципу. Для каждой статьи Свода законов был подготовлен комментарий, носивший значение толкования, но не имевший силы закона. Свод законов был опубликован в 1832 г. и состоял из 15 томов. За первым изданием Свода законов последовали два полных (1842, 1857) и шесть неполных (1833, 1876, 18885, 1886, 1887, 1889 гг.) изданий.

В соответствии с идеями Сперанского Свод делился на восемь главных отделов, помещенных в 15 томах. Структура Свода была следующей:

I. Основные государственные законы;

II. Учреждения:

а) центральные;

б) местные;

в) уставы о службе государственной.

III. Законы правительственных сил:

а) уставы о повинностях;

б) уставы о податях и пошлинах;

в) Устав таможенный;

г) уставы монетный, горный и о соли.

IV. Законы о состояниях:

V. Законы гражданские и межевые;

VI. Уставы государственного благоустройства:

а) уставы кредитный, торговый, промышленности;

б) уставы путей сообщения, строительный, пожарный, о городском и сельском хозяйстве, о благоустройстве в казенных селениях, о колониях иностранцев в империи.

VII. Уставы благочиния (законы полиции):

а) уставы о народном продовольствии, об общественном призрении и врачебный;

б) уставы о паспортах и беглых, о предупреждении и пресечении преступлений, о содержащихся под стражей.

VIII. Законы уголовные.

10 января 1832 г. на заседании Государственного совета были рассмотрены Свод законов и Полное собрание законов. Было принято решение ввести в действие Свод законов с 1 января 1835 г., а перед этим разослать это издание во все правительственные учреждения для ознакомления и подготовки. По плану Сперанского создание Полного собрания законов должно было предварять создание Свода законов, а Свод в свою очередь должен был стать предварительным этапом перед подготовкой нового Уложения. Новое Уложение так и не было составлено, а его роль стал играть сам Свод законов.

Вместе с тем кодификация права была огромным шагом вперед. Заслуги Сперанского в осуществлении этого титанического труда были бесспорны и признаны Николаем I перед лицом всех сановников на заседании Государственного совета 19 января 1833, принявшем решении о введении в действие Свода законов.

Денежная реформа

Денежная реформа в России была проведена в 1839-1843 годах под руководством министра финансов Канкрина. Привела к созданию системы серебряного монометаллизма. Был начат обмен всех ассигнаций на государственные кредитные билеты, обменивающиеся на золото и серебро.

Проведение реформы позволило установить в России стабильную финансовую систему, сохранявшуюся вплоть до начала Крымской войны.

Первый этап денежной реформы 1839-1843 гг. начался с издания 1 июля 1839 манифеста “Об устройстве денежной системы”. Согласно манифесту с 1 января 1840 в России все сделки должны были исчисляться исключительно в серебре. Главным средством платежа становился серебряный рубль с содержанием чистого серебра 4 золотника 21 доля. Государственным ассигнациям отводилась роль вспомогательного денежного знака. Поступления в казну и выдача денег из неё исчислялись в серебряных рублях. Сами же платежи могли совершаться как в звонкой монете, так и в ассигнациях. Золотая монета должна была приниматься и выдаваться из казённых учреждений с 3%-ной надбавкой от ее нарицательной стоимости. На первом этапе денежной реформы был зафиксирован фактический уровень обесценения ассигнационного рубля.

Одновременно с манифестом был опубликован указ от 1 июля 1839 г. «Об учреждении Депозитной кассы серебряной монеты при Государственном Коммерческом банке», который объявлял билеты Депозитной кассы законным платежным средством, обращающимся наравне с серебряной монетой без всякого лажа. Касса начала выполнять операции в январе 1840 г., она принимала на хранение вклады серебряной монетой и выдавала взамен депозитные билеты на соответствующие суммы. В период с 20 декабря 1839 по 18 июня 1841 в соответствии с рядом сенатских указов были выпущены депозитные билеты достоинством в 3, 5, 10, 25, 50 и 100 рублей. Они изготавливались экспедицией Депозитной кассы и выпускались в обращение по 1 сентября 1843 года.

Вторым этапом денежной реформы стала эмиссия кредитных билетов сохранных казен, воспитательных домов и Государственного заемного банка. Она осуществлялась в соответствии с манифестом от 1 июля 1841 «О выпуске в народное обращение кредитных билетов на 30 миллионов серебром».

Принятие этого акта не рассматривалось в качестве мероприятия по упорядочению денежного обращения, а было вызвано экономической необходимостью. В 1840 г. в средней полосе России был сильный неурожай. Началось усиленное изъятие вкладов из кредитных учреждений. Банки находились на грани банкротства. Этому в значительной мере способствовала система перманентных «позаимствований» из государственных кредитных учреждений, в силу чего они оказались не в состоянии не только открывать кредиты, но и выдавать вклады. 26 февраля 1841 в качестве экстренной меры было принято решение об эмиссии кредитных билетов с целью оказания помощи государственным кредитным учреждениям и казне. Билеты свободно разменивались на звонкую монету и обращались наравне с серебряной монетой.

Начиная с 1841 г. в России параллельно обращались три вида бумажных денежных знаков: ассигнации, депозитные и кредитные билеты. Их экономическая сущность была различна. Ассигнации являлись средством обращения и платежа, их реальная стоимость была в четыре раза ниже номинальной. Депозитные билеты были фактически квитанциями на серебро. Они находились в обращении в размере, равном сумме вкладов, и казна не имела дополнительных доходов от их эмиссии.

На последнем этапе в соответствии с проектом реформы должна была произойти замена ассигнаций на депозитные билеты. Но эмиссия депозитных билетов не приносила дополнительных доходов государству. В то же время в обороте находились устойчивые бумажные денежные знаки, только частично покрытые металлом, - кредитные билеты. Их эмиссия была выгодна для казны. Поэтому правительство приняло решение о расширении выпуска в обращение кредитных, а не депозитных билетов.

В результате на третьем этапе реформы ассигнации и депозитные билеты были обменены на кредитные билеты. Обмен осуществлялся на основе манифеста «О замене ассигнаций и других денежных представителей кредитными билетами» от 1 июня 1843 года. Для изготовления кредитных билетов при Министерстве финансов была создана экспедиция государственных кредитных билетов постоянным фондом звонкой монеты для размена крупных билетов. В соответствии с манифестом выпуск депозитных и кредитных билетов сохранных казен и Государственного заемного банка прекратился. Они подлежали обмену на государственные кредитные билеты. Ассигнации были девальвированы.

В результате проведения реформы в России была создана система денежного обращения, при которой бумажные деньги разменивались на серебро и золото. Кредитные билеты имели на 35-40% золотое и серебряное обеспечение. Законодательство в области денежного обращения, сложившееся в результате реформы Канкрина, запрещало выпуск кредитных билетов для кредитования торговли.

Денежная система, созданная в результате реформы 1839-1843 гг., обладала рядом важнейших признаков:

Существовала свобода чеканки не только серебра, но и золота.

Золотые империалы и полуимпериалы чеканились с надписью «десять рублей» и «пять рублей», причем правительство стремилось закрепить с помощью законодательства стоимостное отношение между золотым и серебряным рублем.

Кредитные билеты были разменны не только на серебро, но и на золото.

В России в 30-40-х гг. XIX в., несмотря на развитие товарно-денежных отношений, господствовало натуральное хозяйство. Соответственно объем покупаемых предметов потребления был невелик, и деньги как средство обращения требовались в незначительных количествах. Рабочие, чиновники и другие лица, жившие на жалованье, не играли такой важной роли, как в условиях развитых товарно-денежных отношений. При сравнительно неразвитом рынке и плохих путях сообщения цены на продукты были очень низкими, а уровень промышленного развития - относительно невысоким. Товары промышленного производства, зачастую ввозимые из-за границы, приобретались небольшим кругом лиц. Денежный оборот осуществлялся преимущественно с казной. Поэтому денежная реформа, проведенная в 1839-1843 гг. обеспечила относительно устойчивое денежное обращение.

Крестьянский вопрос при Николае I

В первые годы своего царствования Николай I не придавал большого значения крестьянскому вопросу. Постепенно, однако, царь и его ближайшее окружение приходили к мысли, что крепостное право таит в себе опасность новой пугачевщины, что оно задерживает развитие производительных сил страны и ставит ее в невыгодное положение перед другими странами - в том числе и в военном отношении.

Разрешение крестьянского вопроса предполагалось вести постепенно и осторожно, рядом частичных реформ. Первым шагом в этом направлении должна была стать реформа управления государственной деревней. В 1837 г. было создано Министерство государственных имуществ, которое возглавил П. Д. Киселев. Это был боевой генерал и деятельный администратор с широким кругозором. В свое время он подавал Александру I записку о постепенной отмене крепостного права, дружил с декабристами, не зная об их заговоре. В 1837-1841 гг. Киселев добился проведения ряда мер, в результате которых удалось упорядочить управление государственными крестьянами. В их деревнях стали открываться школы, больницы, ветеринарные пункты. Малоземельные сельские общества переселялись в другие губернии на свободные земли.

Особое внимание киселевское министерство уделяло поднятию агротехнического уровня крестьянского земледелия. Широко внедрялись посадки картофеля. Местные чиновники принудительно выделяли из крестьянского надела лучшие земли, заставляли крестьян сообща, засевать их картофелем, а урожай изымали и распределяли по своему усмотрению, иногда даже увозили в другие места. Это называлось «общественной запашкой» призванной страховать население на случай неурожая. Крестьяне же увидели в этом попытку внедрить казенную барщину.

По государственным деревням в 1840-1844 гг. прокатилась волна «картофельных бунтов». Вместе с русскими в них участвовали мари, чуваши, удмурты, коми.

Помещики тоже были недовольны реформой Киселева. Они опасались, что попытки улучшить быт государственных крестьян усилят тяготение их крепостных к переходу в казенное ведомство. Еще большее недовольство помещиков вызывали дальнейшие планы Киселева. Он намеревался провести личное освобождение крестьян от крепостной зависимости, выделить им небольшие земельные наделы и точно определить размер барщины и оброка.

Недовольство помещиков и «картофельные бунты» вызвали в правительстве опасение, что с началом отмены крепостного права придут в движение все социальные группы и сословия огромной страны. Именно роста общественного движения больше всего боялся Николай I.

Реформа управления государственной деревней оказалась единственным значительным мероприятием в крестьянском вопросе за все 30-летнее царствование Николая I.

Постоянное внимание и интерес императора привлекал вопрос об улучшении быта крестьян. Интерес этот поддерживался частыми волнениями крестьян. В царствование Николая I насчитывалось свыше 500 случаев крестьянских волнений. Несколько раз Николай I учреждал секретные ("негласные") комитеты по крестьянскому делу. Они собирали сведения и материалы, писали докладные записки, составляли проекты, но все это бумажное производство оставалось лежать "под сукном", ибо сам Николай I не мог решиться на серьезную ломку существующего порядка.

Указ об "обязательных крестьянах" от 2 апреля 1842 г. не отменял указ 1803 г. "о вольных хлебопашцах", но владельцам (которые "сами сего пожелают") разрешалось "заключать с крестьянами своими по взаимному соглашению договоры на таком основании, чтобы помещики сохраняли принадлежащее полное право вотчинной собственности на землю, а крестьяне получали от них участки земли в пользование за установленные повинности". Указ 1842 г. носил только рекомендательный характер, нормы надела и повинности крестьян всецело завысили от помещика, который сохранял и полную власть над "освобожденным", "обязательным" крестьянином. Практическое значение этого указа было невелико - до реформы 1861 г. было освобождено несколько более 27 тысяч крестьян.

Волостное и сельское управление были построены на начале крестьянского самоуправления. Министерство графа П. Д. Киселева заботилось об удовлетворении хозяйственных и бытовых нужд крестьян: производило размежевание земель, отводило дополнительные наделы для малоземельных, устраивало ссудо - сберегательные кассы, школы и больницы. Реформа государственной деревни, проведенная П. Д. Киселевым, новая форма организации казенных крестьян (в том числе введение самоуправления) послужила образцом для устройства помещичьих крестьян по освобождении их от крепостной зависимости.

Губернское управление при Николае I

Областное управление при Николае I осталось на прежних основаниях, даже в прежнем виде; оно не было усложнено, подобно центральному; подверглось некоторым изменениям только управление сословное, дворянское. Как мы знаем, дворянству было предоставлено учреждениями 1775 г. решительное господство в местном управлении. При императоре Павле упразднены были некоторые из судебных и губернских учреждений; при Александре было даже несколько расширено участие дворянства в местном управлении; не передавая всех подробностей, укажу, что по учреждениям 1775 г. судебные палаты (уголовная и гражданская, служившие высшей инстанцией для сословных высших учреждений, например губернского магистрата, верхнего земского суда) не имели сословного характера, состояли из членов от короны. По закону 1780 г. предоставлено было дворянству и купечеству выбирать по два заседателя в обе палаты, которые действовали вместе с председателем и советником от короны. По закону 1831 г. дворянству предоставлено было право выбирать председателей обеих палат. Таким образом, и общий суд, несословный, в губернии отдан был в распоряжение дворянства, но зато было ограничено право участия дворянства в губернском управлении установлением ценза.

В губернских учреждениях 1775 г. на дворянских съездах право выбора имел каждый потомственный дворянин или высший штаб-офицерский чин. Положение 1831 г. точнее определяло участие дворян в съездах и выборах: именно, одни дворяне могли участвовать в съездах с голосом, другие - без голоса. Право участвовать с голосом имел потомственный дворянин, достигший 21 года, имевший недвижимую собственность в губернии, получивший на действительной службе по крайней мере чин 14-го класса или служивший три года по дворянским выборам, вот главные условия. Не удовлетворявшие им потомственные дворяне участвовали в съездах без голоса. Притом и право голоса было двоякое: одни дворяне подавали голос во всех делах, обсуждавшихся в собрании, другие во всех, кроме выборов; право участвовать во всех делах и в выборах предоставлено было потомственным дворянам, которые имели в губернии не менее 100 душ крестьян или не менее 3 тыс. десятин удобной, хотя и незаселенной, земли. Голос во всех делах, кроме выбора, принадлежал потомственным дворянам, которые имели в губернии менее 100 душ или 3 тыс. десятин земли.

Один разряд дворян имел непосредственное право голоса, другой - посредственный голос через уполномоченных; именно мелкие участки складывались в одно, так чтобы их совокупность составляла нормальный участок в 100 душ, и выбирали одного уполномоченного на дворянский съезд. Законом 1837 г. усложнено было устройство земской полиции, как известно, руководимой дворянством. Исправник, начальник уездной полиции, действовал по-прежнему, но каждый уезд разделен на станы, и во главе стана поставлен был становой; становой - коронный чиновник, который назначается губернским управлением только по рекомендации дворянского собрания. Принимая во внимание все перемены, внесенные в губернское управление, следует сказать, что влияние дворянства на местное управление не было усилено; расширено было участие, но вместе и ослаблено введением цензов и сочетанием выборных должностей с коронными. До сих пор дворянство было руководящим классом в местном управлении; со времени издания законов 1831 и 1837 гг. дворянство стало вспомогательным средством коронной администрации, полицейским орудием правительства.

Вот и все важные перемены, какие были внесены в центральное и губернское управление. Этими переменами нарушено было равновесие между тем и другим; центральное управление было страшно расширено, и в нем получила необыкновенное развитие канцелярия; местное управление осталось в прежней форме. Если мы представим усиленную деятельность, какая внесена была императором в учреждения, то нам понятен будет главный недостаток управления. Все дела велись канцелярским порядком, через бумагу; размноженные центральные учреждения ежегодно выбрасывали в канцелярии, палаты десятки, сотни тысяч бумаг, по которым эти палаты и канцелярии должны были чинить исполнение. Этот непрерывный бумажный поток, лившийся из центра в губернии, наводнял местные учреждения, отнимал у них всякую возможность обсуждать дела; все торопились очищать их: не исполнить дело, а "очистить" бумагу - вот что стало задачей местной администрации; все цели общественного порядка, который охранялся администрацией, все свелись к опрятному содержанию писаного листа бумаги; общество и его интересы отодвинулись перед чиновником далеко на задний план. Все управление представляло громадный и не совсем правильный механизм, который без устали работал, но который был гораздо шире, тяжелее наверху, чем внизу, так что нижние части и колеса подвергались опасности треснуть от слишком усиленной деятельности в верхних.

Чем больше развивался такой механизм, тем менее оставалось у руководителей его возможности следить за действием его частей. Никакой механизм не мог усмотреть за работой всех колес, за их ломкой и своевременной починкой. Таким образом, руководство делами уходило с центра вниз; каждый министр мог только, посмотрев на всю эту громадную машину государственного порядка, махнуть рукой и предоставить все воле случая; настоящими двигателями этого порядка стали низшие чиновники, которые очищали бумаги. Этот недостаток и выражен был самим наблюдательным императором, который сказал раз, что Россией правит не император, а столоначальники. Такой вид представляло здание бюрократизма, как оно было поставлено в это царствование, т. е. как оно было тогда завершено. Не доверяя общественности, Николай I видел главную свою опору в армии и чиновничестве. В николаевское царствование шло дальнейшее разрастание бюрократического аппарата. Появлялись новые министерства и ведомства, стремившиеся создать свои органы на местах. Объектами бюрократического регулирования становились самые различные отрасли человеческой деятельности, в том числе религия, искусство, литература, наука. Быстро росла численность чиновников. В начале XIX в. их насчитывалось 15-16 тысяч, в 1847 г.-61,5 тысяч и в 1857 г.- 86 тысяч.

Усиливался, переходя все разумные пределы, управленческий централизм. Почти все дела решались в центральных ведомствах. Даже высшие учреждения (Государственный совет и Сенат) были перегружены массой мелких дел. Это породило громадную переписку, нередко носившую формальный характер. Губернские чиновники иногда строчили ответ на бумагу из Петербурга, даже не прочитав ее. Однако сущность бюрократического управления состоит не в исписывании большого количества бумаг и канцелярской волоките. Это - его внешние признаки. Сущность же в том, что решения принимаются и проводятся в жизнь не каким-либо собранием представителей, не единолично ответственным должностным лицом (министром, губернатором), а всей административной машиной в целом. Министр же или губернатор составляют только часть этой машины, хотя и очень важную.



Николая I вряд ли можно назвать самым успешным императором за всю истории России. Несмотря на его ежедневные усилия по укреплению имиджа самодержавия, народ продолжал относиться к правителю с недоверием.

За насыщенный период правления Николая I были как удачные, так и неудачные реформы, и каждая из них заслуживает внимания, ведь она определила облик государства на несколько следующих десятилетий.

Удачные реформы и их суть Неудачные реформы и их суть.

Финансовые реформы

1839-1843 года - финансовая реформа Канкрина заметно стабилизировала экономическое положение в стране. Из оборота постепенно изымались ассигнации, уменьшился размер внешнего долга. После нескольких войн и декабрьского восстания стране была необходима новая финансовая система, и благодаря реформе Канкрина в период правления Николая I удалось избежать крупного финансового кризиса.

Крестьянский вопрос

Несмотря на то, что за период правления Николая I количество крепостных крестьян заметно сократилось, а условия их жизни были улучшены, императору не хватило смелости полностью отменить крепостное право. Из-за этого Российская империя продолжала считаться страной отстающей, где средневековые рабские порядки преобладают над культурным и социальным развитием.

Развитие промышленности

1837 году была открыта первая железная дорога, а в 1835 году первое АО хлопчатобумажного производства.

При Николае I промышленность развивалась удивительно стремительными масштабами, а по всей стране успешно строились дороги. Данное внимание императора к промышленной сфере можно назвать одним из самых позитивных моментов за всю эпоху его правления.

Образовательная реформа 1828-1835 года

Образовательная реформа имела противоречивый характер, а также обладала своими достоинствами и резкими недостатками. Так, например, школы были разделены по сословному типу на приходские, уездные заведения и на гимназии для дворян. Подобное разделение по классам снова вызвало недовольство у крестьян.

Проведенная в 1835 году университетская реформа и вовсе ограничивала учебные курсы, заставляя институты подчиняться государственной модели управления.

Однако проведенная реформа положительно сказалась на образовательной сфере в общем, увеличилось количество школ и университетов.

Помещичье землевладение

Реформы, связанные с правами и обязанностями помещиков, получились довольно удачными. В частности, было сокращено количество податей, полностью исчезли телесные наказания помещиков, распространенные при Павле I.

Несмотря на то, что Николай I обладал не лучшим имиджем в массах, помещики и дворяне его обожали

Реформы в области цензуры

В период своего правления Николай I уделял особенное внимание вопросам цензуры. За долгие десятилетия его правления многие журналы снимались с публикации, а поэты и писатели не могли издаваться из-за того, что поднимаемые ими темы могли подорвать авторитет монарха.

С каждым днем значение цензуры увеличивалось, а произведения подвергались безжалостной правке.

Выводы касательно характера реформ Николая I

Имя Николая I современные историки часто связывают с восстанием декабристов и с неудачными реформами в области решения крестьянского вопроса.

Несмотря на то, что в политике Николая I были свои отрицательные моменты, он умудрился и в положительном ключе изменить страну. В частности, император способствовал промышленному развитию государства, размышлял над тем, кто положительно изменить существующую образовательную систему.

Однако стремление Николая I к централизации власти погубило на корню многие его позитивные реформаторские задумки.

(9 оценок, среднее: 4,56 из 5)

  1. nehamster

    Я бы не относил развитие промышленности к реформам, тем более к удачным. Промышленности не ставили «палок в колёса», но никакой государственной поддержки она не получала. А число коммерческих железных дорог, построенных при Николае, равняется числу один.

  2. Алла

    Реформы Николая I были полностью ориентированы на укрепление самодержавия – по сути, это центральная линия реформ. В этом смысле императора критиковать нет смысла. Стремление централизации власти – логичное желание, учитывая особенности государственного устройства России.

  3. Annet

    Личное мнение – нельзя делить реформы на «удачные» и «неудачные»! Это странно. Ни один политический и экономический процесс не может иметь знака «+» или «-». Это относится и деятельности политиков, к характеристике их личности и внутренней политики.

  4. Марина

    Деление реформ на удачные и неудачные не очень правильно, поскольку ни одно историческое событие имеет положительную и отрицательную стороны. Все события имеют широкий спектр последствий.

  5. Марина

    А почему образовательная реформа в отрицательных числиться? Попытка привести систему образования к единому стандарту — это плохо? А «разброд и шатания» в массах ни к чему хорошему никогда не приводили.

  6. svstar1989

    А я с вами не согласен. Прошло уже более 160 лет, преобразования тех времен изучены и полностью разобраны. Выводы в исторической науке необходимы для предотвращения ошибок в будущем, поэтому существует деление.

  7. Ирина

    В неудачных реформах значатся только «недо» по мнению автора статьи. Эта критика не имеет смысла. Сам царь ставил перед собой более широкие задачи, но если ему в силу обстоятельств удалось реализовать хотя бы часть, или положить начало — это есть УДАЧА. Неудачными же можно назвать лишь те реформы, что ухудшили то, что было до их проведения. Терпеливое аккуратное дело в этом вопросе спасло страну от действительно печальных последствий.
    Пройдусь по пунктам во второй колонке без отвратительно предвзятого отношения еще по советским учебникам к НиколаюI: 1. Количество крепостных уменьшилось и их жизнь улучшилась. 2. Образовательных учреждений стало больше. 3. Цензура как факт. Ограничена свобода слова.
    Интересно отметить, что не смотря на кучу закрытых журналов, гонений и прочее, нельзя назвать годы правления этого царя, как годы без творческого бессилия поэтов, писателей художников… Может цензура не так уж много ценного сгубила) а может испытания для творческих людей есть пища их вдохновения. Трудно сказать)

    Все верно. И сокращение числа крепостных и улучшение их жизни — это вовсе не часть неудачной реформы, а важный и реальный результат продуманной внутренней политики.

Src="https://present5.com/presentation/3/159373589_451890155.pdf-img/159373589_451890155.pdf-1.jpg" alt=">Крестьянская реформа Николая I ">

Src="https://present5.com/presentation/3/159373589_451890155.pdf-img/159373589_451890155.pdf-2.jpg" alt=">Николай I ">

Src="https://present5.com/presentation/3/159373589_451890155.pdf-img/159373589_451890155.pdf-3.jpg" alt=">Никола й I Па влович 1796, Царское Село - 1855, Петербург)"> Никола й I Па влович 1796, Царское Село - 1855, Петербург) - император Всероссийский с 1825 по 1855 года, царь Польский и великий князь Финляндский. Третий сын императора Павла I и Марии Фёдоровны, родной брат императора Александра I, отец императора Александра II.

Src="https://present5.com/presentation/3/159373589_451890155.pdf-img/159373589_451890155.pdf-4.jpg" alt="> О Николае I Французский поэт и мыслитель Ламартин А."> О Николае I Французский поэт и мыслитель Ламартин А. «Нельзя не уважать Монарха, который ничего не требовал для себя и сражался только за принципы» . Фрейлина Тютчева А. Он проводил за работой 18 часов в сутки, трудился до поздней ночи, вставая на заре, спал на твердом ложе, ел с величайшим воздержанием, ничем не жертвовал ради удовольствия и всем ради долга и принимал на себя больше труда и забот, чем последний поденщик из его подданных. Он чистосердечно и искренне верил, что в состоянии все видеть своими глазами, все слышать своими ушами, все регламентировать по своему разумению, все преобразовывать своею волею. ".

Src="https://present5.com/presentation/3/159373589_451890155.pdf-img/159373589_451890155.pdf-5.jpg" alt=">Правление Николая 1 началось подавлением восстания декабристов в 1825, 14 декабря. Завершилось царствование во"> Правление Николая 1 началось подавлением восстания декабристов в 1825, 14 декабря. Завершилось царствование во время Крымской войны, в период обороны Севастополя в 1855, в феврале. На всех уровнях системы управления Николай 1 стремился установить максимальную исполнительность, придав структуре "целесообразность и стройность".

Src="https://present5.com/presentation/3/159373589_451890155.pdf-img/159373589_451890155.pdf-6.jpg" alt=">Восстание декабристов ">

Src="https://present5.com/presentation/3/159373589_451890155.pdf-img/159373589_451890155.pdf-9.jpg" alt=">В качестве первоочередной задачи царь видел укрепление полицейско-бюрократического ведомства. Реформы Николая 1 в этой"> В качестве первоочередной задачи царь видел укрепление полицейско-бюрократического ведомства. Реформы Николая 1 в этой сфере состояли в борьбе с революционными движениями, в укреплении самодержавного порядка. Исполнение этих идей царь видел в последовательном проведении военизации, централизации и бюрократизации. Реформы Николая 1, кратко говоря, способствовали формированию продуманной системы всестороннего вмешательства государства в культурную, экономическую, общественно- политическую жизнь страны.

Src="https://present5.com/presentation/3/159373589_451890155.pdf-img/159373589_451890155.pdf-10.jpg" alt=">Реформы Николая 1 коснулись деятельности Третьего отделения Собственной канцелярии. Под его управлением был учрежден"> Реформы Николая 1 коснулись деятельности Третьего отделения Собственной канцелярии. Под его управлением был учрежден жандармский корпус. В результате, вся страна (кроме области Закавказья, Войска Донского, Финляндии и Польши) была поделена на пять, а потом на восемь округов под управлением жандармских генералов. Таким образом, Третье отделение стало докладывать государю о малейших изменениях в настроениях народа. Кроме того, в обязанности ведомства входила проверка деятельности государственной системы, органов местной и центральной администрации, выявление фактов коррупции и произвола, привлечение виновных к ответственности и прочее.

Src="https://present5.com/presentation/3/159373589_451890155.pdf-img/159373589_451890155.pdf-11.jpg" alt=">Реформы Николая 1 отразились на цензуре. В 1828 году были введены новые правила. Они,"> Реформы Николая 1 отразились на цензуре. В 1828 году были введены новые правила. Они, безусловно, смягчали ранее принятые, однако предусматривала большое количество ограничений и запретов. Николай 1 считал борьбу с журналистикой одной из главных задач. С этого момента под запретом оказалось издание многих журналов.

Src="https://present5.com/presentation/3/159373589_451890155.pdf-img/159373589_451890155.pdf-12.jpg" alt=">Во второй четверти 19 века остро встал крестьянский вопрос в стране. Николай 1 провел"> Во второй четверти 19 века остро встал крестьянский вопрос в стране. Николай 1 провел реформу государственной деревни. Однако изменения носили весьма противоречивый характер. Безусловно, с одной стороны оказывалась поддержка предпринимательству, зажиточной части деревни. Однако вместе с этим усилился податной гнет. В результате, на изменения в государственной деревне население ответило массовыми восстаниями.

Src="https://present5.com/presentation/3/159373589_451890155.pdf-img/159373589_451890155.pdf-13.jpg" alt="> В период с 1839 по 1843 год была проведена денежная реформа, в"> В период с 1839 по 1843 год была проведена денежная реформа, в результате которой был утвержден кредитный рубль, который равен был одному рублю серебром. Это преобразование позволило укрепить финансовую структуру в стране. Последние годы правления императора современниками были названы "мрачным семилетием". Правительство в этот период приняло меры по прекращению связи русского и западноевропейского народа. Въезд в Россию для иностранцев, как и выезд из нее русских был фактически запрещен (исключением было разрешение центральной власти).

Src="https://present5.com/presentation/3/159373589_451890155.pdf-img/159373589_451890155.pdf-14.jpg" alt=">Крестьянский вопрос В царствование Николая I проводились заседания комиссий, призванные облегчить положение крепостных крестьян;"> Крестьянский вопрос В царствование Николая I проводились заседания комиссий, призванные облегчить положение крепостных крестьян; так, был введён запрет ссылать на каторгу крестьян, продавать их поодиночке и без земли, крестьяне получили право выкупаться из продаваемых имений. Была проведена реформа управления государственной деревней и подписан «указ об обязанных крестьянах» , ставшие фундаментом отмены крепостного права.

Src="https://present5.com/presentation/3/159373589_451890155.pdf-img/159373589_451890155.pdf-15.jpg" alt="> Экономика России при Николае I, Коррупция при Николае I Состояние дел в промышленности"> Экономика России при Николае I, Коррупция при Николае I Состояние дел в промышленности к началу царствования Николая I было наихудшим за всю историю Российской империи. Промышленности, способной конкурировать с Западом, где в то время уже подходила к концу промышленная революция, фактически не существовало. В экспорте России было лишь сырьё, почти все виды промышленных изделий, необходимые стране, приобретались за рубежом.

Src="https://present5.com/presentation/3/159373589_451890155.pdf-img/159373589_451890155.pdf-16.jpg" alt=">К концу царствования Николая I ситуация сильно изменилась. Впервые в истории Российской империи в"> К концу царствования Николая I ситуация сильно изменилась. Впервые в истории Российской империи в стране начала формироваться технически передовая и конкурентоспособная промышленность. Бурное развитие промышленности привело к резкому увеличению городского населения и росту городов.

Src="https://present5.com/presentation/3/159373589_451890155.pdf-img/159373589_451890155.pdf-17.jpg" alt="> Крестьянский вопрос Реформа в государственной деревне П. Д. Киселева (1837 -"> Крестьянский вопрос Реформа в государственной деревне П. Д. Киселева (1837 - 1841) Цели реформы Поднять благосостояние крестьян Сделать крестьян хорошими налогоплательщиками Дать помещикам пример управления

Src="https://present5.com/presentation/3/159373589_451890155.pdf-img/159373589_451890155.pdf-18.jpg" alt="> Содержание реформы v Введение крестьянского самоуправления. Избрание крестьянами должностных лиц сельского"> Содержание реформы v Введение крестьянского самоуправления. Избрание крестьянами должностных лиц сельского управления (старшин, сотских, десятских) v Наделение малоземельных крестьян землей v Упорядочение налогообложения v Строительство дорог, увеличение числа школ и медицинских пунктов

Src="https://present5.com/presentation/3/159373589_451890155.pdf-img/159373589_451890155.pdf-19.jpg" alt="> Крестьянский вопрос Деятельность секретных комитетов по крестьянскому вопросу "> Крестьянский вопрос Деятельность секретных комитетов по крестьянскому вопросу Разработка и внедрение мер по облегчению положения российских крестьян 1841 г. – указ «Об обязанных крестьянах» Введение права помещиков добровольно прекращать личную крепостную зависимость крестьян и предоставить им земельные наделы в наследственное владение в обмен на сохранение крестьянских повинностей, но помещики проигнорировали эти мероприятия верховной власти

Src="https://present5.com/presentation/3/159373589_451890155.pdf-img/159373589_451890155.pdf-20.jpg" alt="> Крестьянский вопрос Инвентарная реформа (1847 -1848) Проводилась в ряде"> Крестьянский вопрос Инвентарная реформа (1847 -1848) Проводилась в ряде губерний Правобережной Украины и затрагивала интересы помещиков и их крепостных крестьян Сущность Были составлены «инвентари» – описания помещичьих имений с точной фиксацией наделов и повинностей крестьян с целью их ограничения

Src="https://present5.com/presentation/3/159373589_451890155.pdf-img/159373589_451890155.pdf-21.jpg" alt="> Крестьянская реформа 1837 -1841 гг. Улучшение положения государственных крестьян: 1. Введение крестьянского самоуправления"> Крестьянская реформа 1837 -1841 гг. Улучшение положения государственных крестьян: 1. Введение крестьянского самоуправления 2. Переселение малоземельных крестьян на свободные земли за счет казны 3. Строит-во школ, больниц, вет. Лечебниц 4. Посадки картофеля

Src="https://present5.com/presentation/3/159373589_451890155.pdf-img/159373589_451890155.pdf-22.jpg" alt=">Киселев Павел Дмитриевич ">

Src="https://present5.com/presentation/3/159373589_451890155.pdf-img/159373589_451890155.pdf-23.jpg" alt=">Павел Дмитриевич Киселев (1788 - 1872) русский государственный деятель, генерал от инфантерии, министр"> Павел Дмитриевич Киселев (1788 - 1872) русский государственный деятель, генерал от инфантерии, министр государственных имуществ. Кавалер ордена Святого апостола Андрея Первозванного. После Русско-турецкой войны 1828- 1829 годов управлял Дунайскими княжествами, находящимися под протекторатом России. Реформатор быта государственных крестьян. Почётный член Императорской Санкт-Петербургской Академии наук. Российский посол во Франции.

Src="https://present5.com/presentation/3/159373589_451890155.pdf-img/159373589_451890155.pdf-24.jpg" alt=">Реформа Киселева Специально для проведения реформ в 1837 году было образовано Министерство государственных"> Реформа Киселева Специально для проведения реформ в 1837 году было образовано Министерство государственных имуществ, руководителем которого был назначен граф П. Д. Киселев. Суть реформы Киселева сводилась к созданию компетентной администрации, которая бы полностью разбиралась в крестьянском вопросе, а также улучшение быта и хозяйственной жизни крестьян.

Src="https://present5.com/presentation/3/159373589_451890155.pdf-img/159373589_451890155.pdf-25.jpg" alt="> В первую очередь он изменил систему управления крестьянами. В губерниях вводились специальные казенные"> В первую очередь он изменил систему управления крестьянами. В губерниях вводились специальные казенные палаты, им в свою очередь подчинялись округа, состоявшие из нескольких уездов. Кроме того, реформа Киселева предполагала внедрение волостного и сельского самоуправления, особый суд для решения малозначительных правонарушений в среде крестьян. Также была введена в действие новая система налоговых сборов, ее главная идея - учет доходности крестьянского хозяйства.

Src="https://present5.com/presentation/3/159373589_451890155.pdf-img/159373589_451890155.pdf-26.jpg" alt="> Подготовка реформы Секретный комитет Редакционные комиссии (1857"> Подготовка реформы Секретный комитет Редакционные комиссии (1857 -1858) при Главном комитете Главный комитет (1859 -1860 гг.) (1858 -1861) Разработка проекта об отмене крепостного права («Положений о крестьянах») 19 февраля 1861 г. Манифест Александра II об освобождении крестьян (+16 правовых документов)

Src="https://present5.com/presentation/3/159373589_451890155.pdf-img/159373589_451890155.pdf-27.jpg" alt="> Основные положения крестьянской реформы 1861 г. Крестьяне освобождались с землей, размер"> Основные положения крестьянской реформы 1861 г. Крестьяне освобождались с землей, размер которой в зависимости от региона (черноземные, нечерноземные, степные губернии) колебался от 3 до 12 десятин 1 десятина = 1, 1 гектар

Src="https://present5.com/presentation/3/159373589_451890155.pdf-img/159373589_451890155.pdf-28.jpg" alt="> Основные положения крестьянской реформы 1861 г. Землю крестьяне должны были "> Основные положения крестьянской реформы 1861 г. Землю крестьяне должны были выкупать у помещика. До совершения выкупной сделки крестьяне считались «временнообязанными» .

Src="https://present5.com/presentation/3/159373589_451890155.pdf-img/159373589_451890155.pdf-29.jpg" alt="> Основные положения крестьянской реформы 1861 г. Размер выкупа устанавливался "> Основные положения крестьянской реформы 1861 г. Размер выкупа устанавливался в зависимости от величины оброка (капитализация из 6% годовых) Если оброк 10 р. – 6% 10 руб. в год Х р. – 100% Х=(10Χ 100): 6=166 р. 66 коп.

Src="https://present5.com/presentation/3/159373589_451890155.pdf-img/159373589_451890155.pdf-30.jpg" alt="> Основные положения крестьянской реформы 1861 г. 33 руб. 33 коп. 20%"> Основные положения крестьянской реформы 1861 г. 33 руб. 33 коп. 20% выкупной суммы крестьяне должны были выплатить единовременно. 80% выкупной суммы давало в кредит государство (на 49 лет под 6% годовых). 525 руб. .

Src="https://present5.com/presentation/3/159373589_451890155.pdf-img/159373589_451890155.pdf-31.jpg" alt="> Основные положения крестьянской реформы 1861 г. Крестьяне в течение 9 лет (до"> Основные положения крестьянской реформы 1861 г. Крестьяне в течение 9 лет (до 1870 г.) не могли отказаться от своего земельного надела и покинуть сельскую общину

Src="https://present5.com/presentation/3/159373589_451890155.pdf-img/159373589_451890155.pdf-32.jpg" alt="> Основные положения крестьянской реформы 1861 г. Крестьяне, в пользовании которых было "> Основные положения крестьянской реформы 1861 г. Крестьяне, в пользовании которых было больше земли, чем предусматривалось реформой, должны были вернуть излишки помещику («отрезки»). «прирезки»

Src="https://present5.com/presentation/3/159373589_451890155.pdf-img/159373589_451890155.pdf-33.jpg" alt="> Основные положения крестьянской реформы 1861 г. Земля выкупалась крестьянской общиной. Крестьяне"> Основные положения крестьянской реформы 1861 г. Земля выкупалась крестьянской общиной. Крестьяне получали наделы во временное пользование. Выход из общины с землей был запрещен.

Src="https://present5.com/presentation/3/159373589_451890155.pdf-img/159373589_451890155.pdf-34.jpg" alt="> Основные положения крестьянской реформы 1861 г. Мировые посредники (из дворян) в"> Основные положения крестьянской реформы 1861 г. Мировые посредники (из дворян) в течение 2 лет совместно с сельскими старостами составляли уставные грамоты, где определялись условия освобождения каждой семьи.

Src="https://present5.com/presentation/3/159373589_451890155.pdf-img/159373589_451890155.pdf-35.jpg" alt="> Освобождение удельных и государственных крестьян Удельные Государственные Освобождены в 1858"> Освобождение удельных и государственных крестьян Удельные Государственные Освобождены в 1858 г. Освобождены в 1838 г. (реформа П. Д. Киселева) «Положение о выкупе» Закон о поземельном 1863 г. устройстве 1866 г. Крестьяне получили наделы, которыми пользовались ранее

Src="https://present5.com/presentation/3/159373589_451890155.pdf-img/159373589_451890155.pdf-36.jpg" alt="> Значение и последствие крестьянской реформы 1861 г. Крестьяне освобождены от"> Значение и последствие крестьянской реформы 1861 г. Крестьяне освобождены от крепостной зависимости. Произошло социальное расслоение (кулаки, батраки). Созданы условия для развития капитализма. Сохранились феодальные пережитки (помещичье землевладение, община, сословия). Отработки из-за малоземелья (работа на земле помещика за взятую ими в аренду землю). Недовольство крестьян условиями выкупных платежей (всплеск крестьянских восстаний).

Src="https://present5.com/presentation/3/159373589_451890155.pdf-img/159373589_451890155.pdf-37.jpg" alt=">Спасибо за внимание!!! ">

Новое на сайте

>

Самое популярное