Домой Интересное Святой Франциск Ассизский. Справка. Доклад к завтрашнему заседанию клуба - франциск ассизский Распространение францисканцев по Европе

Святой Франциск Ассизский. Справка. Доклад к завтрашнему заседанию клуба - франциск ассизский Распространение францисканцев по Европе


Проповедуйте Евангелие всегда, и когда это абсолютно необходимо, используйте слова...

Святой Франциск Ассизский , урожденный Джованни Франческо ди Бернардоне (1181 - 3 октября, 1226) , был итальянским католическим монахом и проповедником. Святой Франциск Ассизский основал мужской монашеский францисканский Орден, Монашеский Орден женщин из Сент-Клэр, и Орден Святого Франциска для мужчин и женщин, не давших монашеского обета. Хотя он никогда не был рукоположен в сан католического духовенства, Франциск Ассизский является одним из самых почитаемых религиозных деятелей в истории Христианства. Он был великим мистиком, исповедником и молитвинником, явившим первые известные и официально засвидетельствованные Христовы стигматы на своем теле (14 сентября 1224 года на Альвернской горе в во время праздника Воздвижения Святого Креста). Св. Франциск обладал даром прозорливости, о чем свидетельствовали бывшие с ним, что "когда он говорил о чем-нибудь: это так и есть или так будет, это всегда в точности исполнялось". Молясь, он не скрывал своих эмоций от посещавшей его Божественной Благодати, входя в мистический экстаз.
Вскоре после смерти последовавшей 3 октября 1226 в Ассизи, Умбрия, Папской области, он был канонизирован 16 июля 1228 года папой Григорием IX. Святой Франциск Ассизский почитается в Римско-католической церкви, Англиканской церкови, Лютеранской церкови, в Старой Католической церкви и поклонниками Нью Эйдж.

Русский религиозный философ Николай Бердяев, посетивший Ассизи зимой 1910–1911 гг., назвал жизнь Св. Франциска Ассизского "величайшим фактом христианской истории после жизни самого Иисуса Христа". Св. Франциск Ассизский возвестил миру о христианстве как о религии любви, свободы и творчества в Духе Святом. Также св. Франциск был проповедником простоты, терпения и смирения, всем подавая пример своей собственной жизнью. Черезмерная простота и смирение св. Франциска и его последователей часто вызывали негодование священников: ведь францисканцы проповедовали примат Внутреннего над Внешним и часто даже креста не носили, считая, что он "должен быть внутри". "Пусть никто не гордится, но славится крестом Господним" - говорил св. Франциск Ассизский. Взгляните на прижизненное изображение св. Франциска Ассизского:

Старейшее из известных прижизненное
изображение Св. Франциска на стене монастыря
св. Бенедикта в Субиако, Лацио, Италия.

Дмитрий Мережковский в книге «Вечные спутники» говорил о Св. Франциске Ассизском как о проповеднике,объединившем "мироздание с христианством", земное и человеческое с Божественным. Св. Франциск Ассизский утверждал человеческую ипостась вовсе не в противовес Христу, а в нем: прежде всего подчеркивая человечность Христа.

Проповеди св. Франциска Ассизского были далеки от умозрительных, оторванных от жизни "умствований" ради самих себя. В своих пропведях Св. Франциск Ассизский утверждал первенство любви Христовой и познание Веры, которая способна просветить, а не затмить разум. Особым образом Св. Франциск Ассизский относился к солнцу, огню, воде, камням, деревьям и птицам, ибо они напоминали ему о Христе. «Любовь Франциска к птицам и всяким животным, наполнявшим устраиваемые им общежития братьев, а также к цветам и всему в природе - очень существенная черта его душевного облика, делающая его еще более близким и понятным», - писала о св. Франциске Ассизском писательница З. А. Венгерова в конце XIX века (1897 г.). Он учил, что благодать божья живет во всякой земной твари, разлита во всем существующем - в звездах, растениях, животных, которых он называл братьями человека. Св. Франциск Ассизский понимал язык птиц, а взглядом был способен укротить волка. В росписях ассизской церкви кисти Джотто есть сцена: св. Франциск проповедует птицам.

Религиозный философ и мистик Митрофан Лодыженский (1912 г.) провел многочисленные паралели между жизнью и духовным подвигом Св. Франциска Ассизского и Св. Серафима Саровского. В тоже время многие священники Русской Православной Церкви подвергают святость Св. Франциска Ассизского сомнению. Святитель Игнатий Бряченинов советовал своим чадам заняться «чтением Нового Завета и святых отцов Православной Церкви (отнюдь не Терезы, не Францисков и прочих западных сумасшедших, которых их еретическая церковь выдает за святых)»…

Менее критично к личности св. Франциска Ассизского относились православные священники из Русской Правславной Церкви Заграницей. Профессор Свято-Владимирской семинарии в Нью-Йорке Н. С. Арсеньев (1948) писал: "Христианские великие святые и мистики Запада суть истинные братья по духу великих святых христианского Востока. Каким-то избытком, каким-то восторгом, какой-то безмерностью любви к ближнему и смиренного любовного служения ему дышат рассказы о Франциске Ассизском. У него же безмерная любовь и сострадание ко всей твари во Христе, как и у Исаака Сирина" . Н.С. Арсеньев сравнивал Св. Франциска Ассизского как Божъего угодника с Дмитрием Ростовским и Тихоном Задонским.

Идеи Св. Франциска Ассизского нашли свое воплощение в образах старца Зосимы в „Братьях Карамазовых“ Ф. М. Достоевского, и старца Памвы в „Запечатленном ангеле“ Н. С. Лескова. В "Братьях Карамазовых" Иван Карамазов, обращаясь к Алеше, говорит: „Ну, иди, иди к своему патер серафикус“. „Pater Seraphicus“ — это известное прозвище Франциска Ассизского ("Фауст" Гёте, часть 2, акт 5, строки 11918-25), отражающего суть истинного монаха как ангела-серафима во плоти. Возможно, что отсыл именно к ангельскому чину Серафима связан с тем, что Христовы стигматы у св. Франциска Ассизского появились после иссечения его тела лучами света, пущенными спустившимся к нему с небес шестикрылым ангелом Серафимом.

Приветсвие св. Франциска Ассизского

Да будет мир Божий с вами!

Святая Иисусова молитва св. Франциска Ассизского

Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, раба Твоего, льва грешного!

Молитва св. Франциска Ассизского

Господи, сделай меня орудием твоего мира;
Там, где ненависть - дай мне сеять любовь;
там где есть несправедливость - милосердие;
где есть сомнения - веру;
там, где отчаяние - надежду;
там, где темнота - свет;
и где есть печаль - радость.
Сделай так, чтобы я, возможно, не столько искал
чтобы меня утешали, сколько утешал сам;
не столько быть понятым - сколько понимающим;
не столько быть любимым - сколько любящим;
ибо в том что мы получаем,
прощая - мы прощены будем,
и умирая для себя, мы рождаемся для вечной жизни !

Мудрые мысли св. Франциска Ассизского

Тот, кто работает руками - рабочий.
Тот, кто работает руками и головой - мастер.
Тот, кто работает руками, головой и сердцем - художник.

Каждый из нас стоит ровно столько, во сколько его оценивает Бог.

Освяти себя - и ты освятишь общество.

Одного солнечного луча достаточно, чтобы отогнать много теней.

И люби тех, которые так плохо поступают с тобою, и не желай другого от них, если Господь не судил иначе.
Люби их так, как они есть, не требуя, чтобы они были лучшими христианами.

Бесы - Божии палачи. И подобно тому, как правитель через палача наказывает преступника, так и Господь посылает Своих палачей, т. е. бесов, чтобы исправить и наказать тех, кого Он любит...

Господь призвал нас для поддержания веры и на помощь священнослужителям святой Римской церкви, которых мы должны по мере сил любить, почитать и уважать... Но я хочу любить и почитать и подчиняться не столько епископам, сколько беднейшим священникам...

Я определенно предписываю, во имя послушания, всем братьям, где бы они ни были, чтобы они не смели просить какой-либо привилегии от папского престола ни для себя, ни для третьих лиц, ни для церкви, ни для обители, ни для проповеди, ни для защиты от преследований.

Я для себя желаю одну привилегию от Господа: ни от кого никогда не иметь привилегии, кроме той, чтобы служить всем, и послушанием нашему святому правилу обратить всех более примером, чем словом.

Те, кто поставлен над другими, пусть столько же гордятся этим начальствованием, сколько если бы были предназначены исполнять службу омовения ног братьев. И если более смущаются об отнятом у них начальствовании, нежели об утрате обязанности мыть другим ноги, тем более набивают себе денежных ящичков на погибель души.

Зарабатывать деньги ради денег - это хуже, чем содомский грех.

Апостол говорит: "Буква убивает, а дух животворит". Те мертвы от буквы, кто стремится познать одни лишь слова, чтобы среди других считаться весьма мудрыми и стяжать большое богатство для родственников и друзей. И те монахи мертвы от буквы, кто не хочет следовать духу буквы божественной, но хочет лучше узнать только слова и объяснять другим.

Блажен раб, который так же смиренно находится среди своих подчиненных, как если бы он был среди своих господ.

Начинайте делать то, что вы обязаны, затем делайте то, что сможете и, однажды, вы обнаружите, что способны сделать то, что раньше было невозможным.

Человек, не относящийся с состраданием к любой Божьей твари, и к людям будет относиться точно также.

Гимн брату Солнцу св. Франциска Ассизского

Всевышний, всемогущий, всеблагой Господь!
Вся хвала - Твоя, вся слава, вся честь
И всяческое благословение.

Тебе единому, Всевышний, принадлежат они.
Ничьи смертные уста не достойны
Произнести Твоё имя.

Вся хвала да будет Тебе, мой Господь, от всего Твоего творения,
Прежде всего от господина брата Солнца,
Который приносит день, и свет Ты даёшь нам через него.
Как прекрасен он, как сверкающ во всём своём великолепии,
Напоминая о Тебе, Всевышний!

Вся хвала да будет Тебе, мой Господь, от сестры Луны и от Звёзд;
В небесах Ты создал их, яркими,
И драгоценными, и прекрасными.

Вся хвала да будет Тебе, мой Господь, от братьев Ветра и Воздуха,
И ясной, и бурной, и всякой иной погоды,
Которыми ты лелеешь всё Своё созданье.

Вся хвала да будет Тебе, мой Господь, от сестры Воды,
Столь полезной, скромной, драгоценной и девственной.

Вся хвала да будет Тебе, мой Господь, от брата Огня,
Которым Ты просветляешь ночь.
Как прекрасен он, как радостен, полон энергии и силы!

Вся хвала да будет Тебе, мой Господь, от сестры Земли, матери нашей,
Которая кормит нас и правит нами,
И производит разнообразные плоды, и пёстрые цветы, и травы.

Вся хвала да будет Тебе, мой Господь, от тех, кто прощает
Ради Твоей любви; от тех, кто терпит
Немощи и искушения.

Блаженны те, кто переносит это в мире,
Тобой, Всевышний, они будут коронованы.

Вся хвала да будет Тебе, мой Господь, от сестры Смерти,
Чьих объятий никому из смертных не избежать.
Горе тем, кто умирает в смертном грехе!
Блаженны те, кого она застанет за исполнением воли Твоей!
Вторая смерть не причинит им вреда.
Хвалите и благословляйте Господа моего, и благодарите Его,
И служите Ему с великим смирением!

Православные молитвы на разные случаи жизни:


Провел юность в беззаботном веселье, в зрелом возрасте оказался в тюрьме, но снискал почет и уважение как великий подвижник христианской Церкви. Он — о дин из наиболее почитаемых и известных в мире католических святых. Под конец жизни у него на теле открылись стигматы — кровоточащие раны, похожие на те, что были нанесены Христу при распятии. Он стоит у истоков крупнейшего в средневековой Европе движения духовного пробуждения. Три ныне существующих монашеских Ордена считают его своим основателем.

Святой Франциск одним из первых не только в христианской, но и в западной культурной традиции вообще, отстаивал собственную ценность жизни природы, проповедовал сопричастность, любовь и сострадание ко всякой твари, фактически видоизменяя тем самым идею безграничного господства человека над всем сущим в сторону заботы и попечения об окружающей среде. В 1979 году Папа Иоанн Павел II официально провозгласил святого Франциска Ассизского небесным покровителем экологов.

Мы поздравляем всех духовных чад св. Франциска Ассизского, трудящихся в России, а особенно — францисканцев в Преображенской епархии, несущих свое служение в приходе Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии в Новосибирске!

Франциск родился в 1181 или 1182 году в Ассизи - небольшом древнем городе в Умбрии (Центральная Италия), в богатой мещанской семье. Его отца - торговца сукном - звали Пьетро Бернардоне; мать - Пика - была родом из Франции. При Крещении она дала сыну имя Джованни (Иоанн); однако отец, бывший в то время в поездке, по возвращении назвал мальчика Франциском (по-итальянски - «Франческо», т. е. «Французик»), очевидно, из-за хорошего отношения к стране, с которой поддерживал торговые связи.

Франциск был третьим ребенком в семье, но при этом единственным в ней мальчиком.

Поэтому его окружили заботой и любовью сразу три женщины — мать и две сестры. Он ни в чем не знал отказа, и ему всё позволялось. К тому же Франциск был красивым ребенком, и редко кто проходил мимо него без того, чтобы не обратить внимание на ангелоподобное создание. Так протекало его детство.

В юности Франциск собирался стать рыцарем. Однако после того, как он провел год в тюрьме в качестве военнопленного в ходе войны между Ассизи и Перуджей, его отношение к жизни коренным образом изменилось.

Франциск ознакомился с тяжелым бытом нищих, убогих и больных. Увиденная картина потрясла его до глубины души. В 1206 году двадцатипятилетний Франциск ушел из дому и стал ухаживать за прокаженными. Помимо этого он занялся восстановлением старых разрушенных церквей в окрестностях своего родного города.

В одной из них ему было видение, открывшее его будущее. Ему явился Иисус и сказал следующее: «Франциск, мой дом рушится, почини его!»

И лишь спустя некоторое время Франциск осознал, что Иисус имел в виду не ремонт церковных зданий, а восстановление самой Церкви.

Услышав в церкви во время богослужения чтение из 10-й главы Евангелия от Матфея о следовании за Христом, Франциск понял, что этот призыв обращен лично к нему. И тогда он полностью отказался от всех земных благ, стал проповедовать смирение, терпимость и распространять среди простых людей Слово Божие.

Вскоре у него появились ученики. В 1210 году Франциск написал устав нового монашеского ордена и отправился в Рим, чтобы просить Папу Иннокентия III утвердить этот устав. Принципиальным требованием Устава была «Святая нищета»: не только отдельным членам францисканского движения, но и всей конгрегации в целом запрещалось владеть какой-либо собственностью, включая здания, церковную утварь, книги… Первые , проповедуя людям слово Божие, питались исключительно подаянием, причем обнаружившиеся к концу дня «излишки» требовалось тут же раздать нуждающимся, а каждый новый день неизменно начинать в материальном смысле заново, «с полного нуля». Столь суровые требования отчасти были реакцией на показную роскошь многих прелатов, в чем Католическую Церковь упрекали весьма приумножившиеся в то время еретики.

Первоначально Папа с подозрением отнесся к новшествам, предлагаемым Франциском, и не захотел даже разговаривать с ним. Но молодой подвижник из Ассизи был непреклонен и решил во что бы то ни стало добиться аудиенции у главы Католической Церкви.

Франциск с товарищами поселились неподалеку от папской резиденции и стали ждать. Ожидание продлилось больше двух недель, пока однажды Папе Римскому не приснился сон: собор Святого Петра рушится, а невероятно огромный Франциск Ассизский подпирает его плечом.

И тогда Иннокентий III пригласил к себе Франциска, и их беседа длилась более пяти часов. Выслушав все доводы молодого человека, понтифик удовлетворил его пожелания.

Со временем Франциск переложил управление Орденом на плечи своих помощников, а сам удалился в хижину на располагавшейся в окрестностях Ассизи горе Альверно — одной из вершин Апеннинского хребта.

Как уже было отмечено выше, устав францисканцев коренным образом отличался от уставов других монашеских орденов того времени. Если святой Бенедикт считался образцом строгости, то святой Франциск являл собой образ невиданной кротости и доброты. Он любил абсолютно всех — даже мусульман, к которым в то время христиане относились с опаской и враждебностью.

Франциск настаивал на необходимости буквального, вплоть до мельчайших деталей, исполнения всех евангельских заповедей. Братья-францисканцы не должны были иметь денег, любого имущества, и, как и все монашествующие, были обязаны соблюдать обет безбрачия: ведь семейный человек становится уязвимым к соблазнам мира сего и не может являть своей жизнью идеал «Святой нищеты». Однако же в самом скором времени вокруг монашеского «ядра» францисканского движения возникло еще и движение сочувствующих мирян, и это стало первым в истории примером «третьего Ордена», разделявшего основные принципы духовности отца-основателя и органично дополнявшего служение монашеских мужской и женской ветвей (женская ветвь францисканского движения была представлена ).

Франциск и творение Божие

Франциск с любовью относился ко всему живому на Земле вплоть до того, что читал проповеди не только людям, но и зверям, и птицам. В наши дни его почитают покровителем экологического движения и молятся ему в том случае, если какое-нибудь животное заболело или нуждается в помощи.

Святой усматривал во всей природе и всём, что она содержит, отражение ее Создателя, и именовал зверей, птиц, луну, звезды, воду своими «братьями» и «сестрами». Только землю он называл сестрой-матерью. Ко всем существам он обращался, как к своим близким родственникам. Родство ценно своей связью, но не менее ценен в нем элемент индивидуальности. Как следует обращаться с братом или сестрой? - Их не следует эксплуатировать, их надо любить и уважать из-за родственной связи. Расширение этой концепции вплоть до включения в нее всего сущего и стало проявлением оригинальности и прозорливости святого из Ассизи. Его уважение к животным привело его к принципиальному отказу убивать их, хотя строгим вегетарианцем он не был. Франциск выступал в защиту зверей в неволе, заботился о них и, по возможности, выпускал их на волю. Так он спас нескольких диких голубей, которых несли продавать на рынок, а однажды воскликнул: «Если бы я только мог предстать перед императором, я бы умолял его, ради любви к Богу и ко мне, издать указ, запрещающий ловить и лишать свободы моих сестер-жаворонков». Сокол добровольно служил ему как будильник. Франциск уважал и неживую природу: старался не наступать на воду и почитал скалы. Он ощущал себя сопричастным всякой без исключения твари. Одно из народных преданий повествует о том, как святой Франциск уговорил селян кормить разорявшего их стада волка (вместо того, чтобы убить его), предварительно взяв с того клятву не красть овец. Он просил императора издать указ о праздничном кормлении домашних ослов и быков накануне Рождества.

За семь веков до Альберта Швейцера святой Франциск убирал червяков с дороги, дабы они не попали случайно под чей-то сапог или колесо. В любой из живых форм он прозревал элемент святости. Созерцая цветок, он ощущал мистический экстаз. Он просил садовников оставлять в садах место для диких растений, дабы «красота цветов могла возвещать о возможностях Отца всех существ», по-своему предвосхищая идею современных заказников дикой природы.

Франциск был твердо убежден, что имеет ценность сама в себе, а не только в силу ее «полезности» для человека: ведь и она тоже сотворена Богом и возлюблена Им. Таким образом он предварил краеугольный принцип экологической этики, разрабатываемой современными экофилософами. Святой не позволял рубить деревья в лесу, ибо всякое дерево - символ того, на котором был распят Сын Божий.

По мнению святого, отношения человека с природой должны носить характер взаимодополнения, взаимозависимости. Природа значима не только благодаря своей «нужности» человеку, но, прежде всего, благодаря многочисленным формам благожелательного присутствия в ней Бога. Отсюда — и наложенная на человека обязанность любовного отношения к окружающей среде, заботы о ней.

Франциск Ассизский подчеркивал присутствие Бога в разнообразии всего сущего, как и в радости, возбуждаемой фактом этого присутствия в душе человека, в желании человеческого сердца прославлять великое дело Божия творения, в котором единство не поглощает множественности существ, но щедрость Господа проявляет себя в их индивидуальности.

Последние годы жизни и кончина святого

За два года до своей кончины Франциск Ассизский чудесным образом приобрел стигматы — знаки пяти ран на теле распятого Иисуса (две на руках, две на ногах — следы от гвоздей, и одна в боку — след от копья).

Во сне святой Франциск увидел светящийся крест, к которому его привязали воины, так что он не мог ни говорить, ни сопротивляться, ибо его члены ему не повиновались. И вдруг он почувствовал сильнейшую боль, после чего лишился чувств и более ничего не помнил. Когда же наутро святой проснулся, боли не было, но на его теле открылось пять ран, которые немного кровоточили.

Франциск принял происшедшее со смирением и возблагодарил Господа, считая, что Бог, отметив его таким образом, одобрил его деяния.

В последние два года жизни Франциск испытывал тяжкие физические страдания, но при этом в полной мере сохранил свое поэтическое воззрение на мир. Главным же содержанием его поэзии всегда была трепетная любовь ко всякой твари.

Святой из Ассизи продолжает кормить зимой пчёл медом и вином, уносить с дороги червяков, чтобы их не раздавили… Он выкупает ягненка, которого ведут на бойню, освобождает зайчонка, попавшегося в капкан, обращается с наставлениями к птицам в поле, просит «брата огня», когда ему делают прижигание, не причинять слишком много боли…

Весь мир, со всеми его живыми существами и стихиями, обратился для Франциска в одну большую любящую семью, имеющую одного Отца и единодушную в любви к Нему. Из этого мироощущения излилась великая поэтическая «Хвала» Господу и всему творению Его во главе с «господином братом солнышком».

Вместе с тем Франциск понимал, что его уход близок, а потому почти всё свое время отдавал общению с людьми, проповедуя, беседуя, увещевая, наставляя…

Последние дни его земной жизни были полны мучений, но страдания плоти были отчасти облегчены ему заботливым уходом св. Клары и его собственным возвышенным настроением. Франциск добавил к своей «Хвале» еще одну строфу с прославлением «сестры нашей, телесной смерти», и, не только как монах-аскет, но и как поэт, подвел итог всему словами: «Жить и умереть мне одинаково сладко». Святой Бедняк из Ассизи скончался 4 октября 1226 года в Порциункуле, местечке вблизи его родного города, в котором он когда-то начинал свой духовный путь, восстанавливая своими руками заброшенную церковь Св. Дамиана.

Уже два года спустя он был канонизирован Папой Григорием IX, бывшим кардиналом Уголино. На «райском холме» началась постройка великолепного готического собора во имя нового святого; но не так желали почтить память «Ассизского Бедняка» иные близкие его сердцу сподвижники - и однажды ночью брат Леон с некоторыми другими братьями, опрокинул и разбил столб с кружкой, поставленный генеральным настоятелем Илией для сбора пожертвований на построение храма Св. Франциска. Так на могиле Апостола мира разгорелась борьба, в которой столкнулись разные интерпретации завещанного им идеала, и этой борьбой было наполнено всё XIII столетие, да и в дальнейшем чувствовались ее отголоски, тем более, что основанное Франциском духовное движение охватило широчайшие народные массы и стало одним из самых многочисленных за всю историю Церкви. В настоящее время три действующих во Вселенской Церкви и исполняющих в ней важное служение монашеских Ордена считают своим основателем св. Франциска.

Могила святого находится в нижней церкви Сан-Франческо в Ассизи в монастыре Сакро-Конвенто.

Святой Франциск Ассизский был одним из самых обаятельных людей, каких знает история. Он происходил из зажиточной семьи и в дни своей молодости не был чужд обычным развлечениям. Но как-то раз, когда Франциск проезжал верхом мимо прокажённого, внезапный порыв сострадания заставил его спешиться и поцеловать несчастного.

Вскоре после этого случая он решил отказаться от всех благ и посвятить свою жизнь проповедничеству и добрым делам. Отец Франциска, почтенный деловой человек, пришел в ярость, но оказался бессильным удержать сына от этого шага. Оставив семью, Франциск собрал группу последователей, которые дали обет соблюдения полной бедности.

Впрочем, аскетизм для святого — в порядке вещей. Что действительно выделяет Франциска из длинного ряда средневековых святых, — так это бесконечная широта любви и поэтический дар. Добро он творил без всяких усилий. Всякое живое существо вызывало в нем чувство любви - не только как христианина и человека с отзывчивым сердцем, но и как поэта. Его гимн солнцу, написанный незадолго до смерти, замечателен бескорыстным любованием божественной гармонией космоса. В отличие от большинства христианских святых, он больше пекся о счастье других, чем о своем собственном спасении. Один его биограф писал, что он был больше, чем святым среди святых: среди грешников он также был одним из своих.

Св. Франциск Ассизский. Фреска Джотто

Хочешь знать, почему все идут за мной? — писал святой Франциск. — Потому что очи Бога Всевышнего не увидели среди грешников более низкого, более недостойного, более грешного, чем я, и для свершения тех чудесных деяний, которые Он замыслил совершить, Он выбрал именно меня, дабы смутилась знатность, величие, сила, красота и мудрость мира и дабы знали люди, что всякая добродетель и всякое благо от Него, а не от твари.

Легенда повествует, что в окрестностях города Агуббио появился громадный, страшный и свирепый волк, который пожирал не только животных, но и людей. Жалея жителей, Франциск отыскал волка и, осенив его крестным знамением, сказал: «Брат ты мой волк, ты делаешь много зла в этой стране и совершил много великих злодейств. Но я хочу, брат волк, устроить мир между тобою и людьми». Волк движениями хвоста и глазами выразил свое согласие и вложил в руку святому свою лапу. Этот волк прожил в Агуббио два года и ходил по домам из двери в дверь, никого не обижая, и люди охотно давали ему пищу, а собаки не лаяли на него. Когда же брат-волк умер от старости, граждане много о нем горевали.

Кульминацией долгих размышлений Франциска о страданиях Христа стало чудесное обретение им за два года до кончины стигматов — знаков пяти ран на теле распятого Иисуса (на руках, ногах и боку).

В 1219 году Франциск совершил путешествие на Восток. Султан, перед которым он читал свои проповеди, принял его милостиво, но мусульманства не оставил. По возвращении Франциск обнаружил, что его последователи выстроили для себя обитель. От такого злостного нарушения обета бедности Франциск впал в великую скорбь и вскоре умер.

Если бы дьявол существовал, то будущее ордена, основанного святым Франциском, доставило бы ему величайшее удовлетворение. После смерти отца-основателя францисканцы предали полному забвению обет бедности и превратились в алчных стяжателей и жестоких слуг инквизиции.

Помоги мне, Господи,
Не столько искать утешение,
сколько утешать,
Не столько искать понимания,
сколько понимать,
Не столько искать любви,
сколько любить.
Ибо кто отдает — тот получает,
Кто забывает себя — вновь себя обретает,
Кто прощает — тому прощается,
Кто умирает — тот возрождается
к Вечной жизни.
Помоги же мне, Господи,
сделай руки мои
свидетельством
Твоего Мира.

Молитва св. Франциска

IGDA/G. Dagli Orti
Св. Франциск Ассизский отдает свою одежду нищему.
Фрагмент фрески работы Джотто (церковь св. Франциска в Ассизи, Италия).

Франциск Ассизский (St. Francis from Assisi) (настоящее имя - Джованни Бернардони) (1182-1226) - итальянский монах, основатель названного его именем нищенствующего Францисканского ордена. Причислен к лику святых папой Григорием IX в 1228. Ф.А. своей деятельностью обусловил наступление нетрадиционного этапа в эволюции монашества Западной Европы. Проповедник-миссионер Францисканского ордена был призван сеять среди людей идеи покаяния и мира. Отрекаясь от мира лишь внутренне (в отличие от прежних монахов-отшельников), францисканец не имел морального права самоустраняться от земных проблем. Происходя из весьма знатной и зажиточной семьи, Ф.А. посвятил жизнь проповедничеству и добрым делам.

В 1209, услышав во время обедни фрагмент напутствия, которым Христос сопроводил своих учеников проповедовать о наступлении царства небесного: "не берите с собой ни золота, ни серебра, ни меди в пояса свои, ни сумы на дорогу, ни двух одежд, ни обуви, ни посоха", Ф.А. принял решение трансформировать собственное нищее житие в апостолат. Молитва должна была уступить место проповеди. Дал обет соблюдения полной бедности, который он и его сторонники истолковывали со всей серьезностью: Ф.А. возражал против того, чтобы его последователи пользовались жилищами или церквами, источниками пропитания должны были служить нищенство или случайное гостеприимство. Ощущал в себе долг по отношению к прокаженным ради них, а не ради себя.

О Ф.А. говорили, что он был больше, чем святым среди святых; он был своим и среди грешников. "Господь призвал нас не столько для нашего спасения, сколько для спасения многих", - утверждал Ф.А. Францисканство отличалось как от ересей, так и от традиционного христианства, т.к. проповедовало: не отречение от мира, но бедность, как подражание Христу; не осуждение богатых, а любовь к ним и помощь; не борьбу со священниками, а послушание и уважение; не отшельничество, а апостольское миссионерство; не самоистязание, а принятие природы, естества; мистическое радование, а не мрачную суровость; не книжные молитвы, а гимны Богу и миру. Сущность и смысл учения Ф.А. заключались и раскрывались в поступке, деянии. Потому все добродетели францисканства - выполняемые, осуществляемые действием. 1) Добродетель Сомучания. Сострадания со Христом. Все благое, достойное дается человеку Богом, и лишь страдание выбирается свободно. Мученичество уподобляет человека страдавшему Христу, только добровольное страдание может быть названо собственно человеческой заслугой. 2) Сорадование Христу. Францисканство выделяется из духовной атмосферы своего времени ощущением присутствия, пребывания Христа в мире. Уверенность в сопричастности Бога и мира избавляет от апокалиптического ужаса, ужаса богооставленности. Ф.А. проповедовал радость покаяния, пребывания в Боге, счастье неизбывного чувства благодарности Творцу. Францисканцев видели только веселыми, радующимися и называли "божьими скоморохами". Ф.А. учил, что улыбкой, а не плачем должно поддерживать дух и веру в людях. Однако францисканская добродетель радования ни в коей мере не тождественна оптимистически чувственному подъему Возрождения, т.к. воспевает радости сверхъестественные, через которые только и могут существовать другие, естественные радости. 3) Святая Бедность. Эта добродетель не имеет ничего общего с порицанием богатых, экономический аспект здесь вообще отсутствует. Естественным смыслом ее является свобода, отсутствие необходимости заботиться об имуществе. А сверхъестественный смысл бедности - в смирении. Бедность - абсолютная форма доверия к Богу и миру, предстояние в полной беззащитности, открытости перед Богом и миром. Кроме того, бедность уподобляет человека нищему Христу. 4) Святая Любовь. Традиционно понимаемая в христианстве как любовь к ближнему и к Богу, святая Любовь Ф.А. обращена ко всему тварному миру. Человек имел возможность искупать греховность аскезой и покаянием, природа - нет.

Ф.А. первым воспринял слова Христа о проповедовании Евангелия всей твари - ведь только через человека может спастись природа. Ф.А. видел в природе чтимые им смирение и бедность. А поскольку человек не смеет хвалить самого Бога, лишь восхищаясь природой и любя ее - Его творение, можно восхвалить Творца. Этим объясняются необычные проповеди Ф.А. птицам, рыбам, его удивительные беседы с огнем и водой. Однако Ф.А. не отождествляет Бога и природу, природа одухотворена Богом, подвластна ему, не самостоятельна. Принимая тварный мир в его полноте, Ф.А. принимает и собственную плоть, называет тело братом. Это не означает, однако, отказ от аскезы. Но тело нужно для служения Богу и этим нельзя пренебрегать. Главный принцип, связующий все добродетели и наиболее полно выражающий сущность францисканства - это подражание Христу. При этом Ф.А. был "застрахован" от обвинения в помещении себя на место Бога абсолютным смирением, а от ошибок церквоборческих ересей его защищала непоколебимая вера. Ф.А. основал три монашеских ордена: минориты ("младшие братья"), кларисы ("сестры" святой Клары) и терциарии (братья в миру) или фратичелли (полубратья). После смерти Ф.А. орден миноритов раскололся на два полуеретических движения и был близок к осуждению церковью. Оставшаяся в лоне церкви часть ордена отказалась от добродетели бедности, дух францисканства был утрачен. Аскетический идеал Средневековья приобрел в лице Ф.А. новое, гуманистическое, культурное измерение. Город Ассизи до сих пор считается духовным центром сторонников христианской идеи о подлинном всеобщем братстве людей. В церкви святого Ф.А. слово "мир" написано практически на всех языках человечества.

А.А. Грицанов, Е.Н. Неведомская

Новейший философский словарь. Сост. Грицанов А.А. Минск, 1998.

ФРАНЦИСК АССИЗСКИЙ (Franciscus Assisiensis) (1182 - 3 октября 1226) - христианский проповедник, основатель ордена францисканцев, или миноритов (меньших братьев). Сын торговца тканями из Ассизи (Италия), систематического образования не получил. В 1206 оставил семью и стал нищенствовать, а через некоторое время осознал необходимость жить в соответствии с Евангелием. Его примеру последовали ученики, из которых он в 1210 образовал орден. Хотя Франциск не создал разработанной философской системы, его личность и деятельность оказали большое влияние на средневековое мировоззрение, и в частности на философию; большое число выдающихся философов позднего средневе-ковья были монахами ордена францисканцев - Александр Гэльский, Бонавентура (о котором Э. Жильсон сказал, что он как бы Франциск, ставший философом), Р. Луллий, Дуне Скот, Роберт Гроссетест, Р. Бэкон, У. Оккам и др.

Основной пафос учения Франциска Ассизского, определивший весь образ его жизни, - призыв к сознательно практикуемой бедности как христианскому нравственному идеалу, поскольку владение созданными человеком вещами и стремление к его расширению уводят человека от Бога. В отличие от аскетической идеологии катаров и вальденсов, склонявшихся к манихейскому отрицанию телесного мира вообще, аскетизм Франциска носил оптимистический и эмоционально радостный характер, связанный с восприятием мира как прекрасного творения - свидетельства благости Бога. Именно в Франциске, согласно Э. Жильсону, выразилась наиболее ярко такая черта христианского мировоззрения, как «принятие мира». Он также не избегал и социальной сферы действительности, стремясь к активной проповеди. Для его мировоззрения также было характерно пренебрежение к абстрактным представлениям и внимание к конкретным действиям и людям, простирающееся вплоть до каждого живого существа (напр., проповедь птицам, в буквальном соответствии с Христовой заповедью нести Евангелие всем тварям). Яркая жизнь Франциска, подтверждающая идею о том, что наивысшим статусом для христианина должно быть состояние добровольной бедности, стимулировала острые дискуссии, носящие отнюдь не исключительно теоретический характер. Так, Папа Иоанн XXII в булле Quia vir reprobus (1329) полемизировал с францисканцами, доказывая, что человек наделен естественным правом владеть вещами и что францисканская позиция противоречива - ведь они все же пользуются пищей и одеждой. В ответ, защищая идею бедности, Оккам в «Opus nonaginta dierum» приписывал естественное право владения человечеству в целом, а не конкретным людям и различал право использования (ius utendi), не делающее человека собственником, и собственность (dominium). Деятельная позиция Франциска, признание любви высшей добродетелью приводили философов-францисканцев к утверждению приоритета блага над истиной и соответственно любви к Богу над познанием Бога, воли над разумом, хотя их позиция и колебалась в рамках от умеренного до крайнего волюнтаризма (в противовес рационализму доминиканцев, утверждавших примат Бога). Так, Александр Гэльский (De libero arbitrio) придерживался взвешенной позиции, согласно кото-рой воля, разум и способность к свободному выбору (liberum arbitrium) несводимы друг к другу и образуют троицу, подобно Св. Троице. Бонавентура (In II Sententiarum, 25,1,2 et 6) также стремился к компромиссу между волей и разумом, считая liberum arbitrium расположенностью, создаваемой сотрудничеством разума и воли. Однако во 2-й пол. 12 в. некоторые францисканцы (Вальтер из Бурга, Вильям де ля Map, Матфей из Акваспарты) заняли позицию радикального волюнтаризма, повлиявшего на Э. Тампье, вынесшего епископальное осуждение положения, согласно которому волю приводит в движение разум. Защитниками примата воли были также Дуне Скот и Уильям Оккам. Эта позиция в конечном счете вела к разграничению теологии и философии, веры и разума, к утверждению мистических путей богопознания. Характерной чертой францисканства является также внимание к индивидуальным вещам и утверждение непосредственного познания единичного, отражающееся в экземпляризме Бонавентуры, в теориях прямого познания единичных вещей у Матфея из Акваспарты, Ричарда из Медиавиллы и др., в понятии «этости» у Дунса Скота.

Многие исследователи подчеркивают также влияние Франциска на мировоззрение эпохи Ренессанса. Немногочисленные его сочинения представляют собой продиктованные про-поведи, молитвы, послания, гимны, уставы ордена и др. О его мировоззрении можно получить также представление из биографий и рассказов о нем, наиболее известным собранием которых являются «Цветочки».

К. В. Бандуровский

Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. IV, с. 273-274.

Франциск Ассизский, св. (Francesco d"Assisi) (ок. 1181–1226), основатель ордена братьев-миноритов (францисканцев). Родился в Ассизи (Италия) ок. 1181 в семье процветающего купца. В юности отличался живым и легкомысленным нравом и готовился стать рыцарем. Однако, год, проведенный им в заточении в качестве военнопленного во время войны между Ассизи и Перуджей, а также знакомство с бедственным положением нищих и прокаженных в его родном городе навели его на глубокие раздумья и пробудили сочувствие к униженным. В 1206 Франциск покинул дом и посвятил себя уходу за прокаженными и восстановлению заброшенных церквей в окрестностях Ассизи, в одной из которых, Порциункуле, ему и открылось его истинное призвание. 24 февраля 1209 он услышал в церкви за литургией чтение 10 главы Евангелия от Матфея и истолковал его как обращенный лично к нему призыв жить в совершенной бедности и проповедовать Евангелие. Вскоре к нему присоединились ученики. В 1210 Франциск написал краткий устав нового монашеского ордена, вместе с товарищами отправился в Рим, чтобы просить папу утвердить этот устав, и получил разрешение от папы Иннокентия III. В 1212 к числу последователей Франциска присоединилась молодая девушка из знатной семьи по имени Клара, которой также предстояло в будущем стать святой, и Франциск поселил ее при первой из восстановленных им церквей, Сан-Дамиано; вскоре к ней присоединились другие сестры, – так возник орден бедных кларисс.

Число братьев-францисканцев быстро росло, и Франциск стал отправлять их по двое на проповедь в другие страны. В 1217 было учреждено несколько провинций ордена. Франциск не хотел, чтобы одни братья имели власть над другими, поэтому провинциалы ордена стали называться «министрами», т.е. «слугами» братьев. Управление орденом он со временем возложил на плечи своих кустодов (возглавлявших отдельные общины) и министров-провинциалов. В 1223 папа Гонорий III официально утвердил окончательный устав ордена.

Устав францисканцев радикально отличался от уставов ранее созданных монашеских орденов и правил, регулировавших монашескую жизнь. Франциск учил, что мир Божий и по природе и сути своей благ. С особым благоговением Франциск относился к человечеству Иисуса (именно он ввел в католический обиход устройство вифлеемских яслей на Рождество) и настаивал на том, что его орден должен подчиняться церкви и церковной иерархии. Лояльность к церкви привлекла в ряды братьев-миноритов многих людей, которых воодушевляла идея буквального исполнения евангельских заповедей и жизни в бедности, но отталкивали антицерковные братства. Эти миряне теперь могли вести жизнь в бедности и покаянии в рамках ордена как церковной организации, управляемой церковной иерархией, и даже женатые миряне, не принесшие трех монашеских обетов бедности, целомудрия и послушания, могли обрести свое место в ордене братьев-миноритов в качестве терциариев.

Основные заветы Франциска состояли в следующем: помогать ближним, подвизаясь в миру, проповедуя Евангелие и заботясь о недужных и страждущих; буквально исполнять евангельские заповеди; отказаться от всего все ради Христа: богатым – от богатства, ученым – от учености. Братья не должны были иметь денег. Если они не получали платы за свою работу одеждой и пищей, то должны были жить подаянием.

Своей популярностью орден в значительной степени был обязан личности самого Франциска, его заразительному энтузиазму, радостному умонастроению и любви, а в еще большей степени – примеру его подвижнической жизни. Его любовь простиралась на всех людей, включая мусульман, которым он проповедовал христианство, а также – на всех тварей и все творение. Животные доверяли ему, и он отвечал им любовью и почтительностью. Он вежливо попросил щебечущих птиц на рыночной площади не мешать его проповеди, а однажды обратился с проповедью к стае птиц, призвав их восславить своего Творца. Во всем он видел напоминание о Боге, и под конец своей жизни, больной и почти ослепший, сочинил Гимн брату Солнцу, песнь хвалы и благодарности Богу за все сотворенное.

Последние годы жизни Франциска были также годами мистического опыта. Кульминацией долгих размышлений Франциска о страданиях Христа стало чудесное обретение им за два года до кончины стигматов – знаков пяти ран на теле распятого Иисуса (на руках, ногах и боку). Франциск скончался на вершине своей славы, 3 октября 1226 в Порциункуле, и уже два года спустя, в 1228, его давний друг и заступник, первый «кардинал-покровитель» ордена, ставший к этому времени папой Григорием IX, торжественно канонизировал Франциска. В том же году был заложен фундамент величественной церкви, в которой должны были упокоиться его останки, а позднее верхняя церковь базилики Св. Франциска Ассизского была расписана фресками Джотто, изобразившего сцены из жития святого.

Использованы материалы энциклопедии "Мир вокруг нас" .

Далее читайте:

Сочинения:

Сочинения. М., 1955;

Opuscula Sancti Patris Francisci Assisiensis. Roma, 1978.

Литература

Ельчанинов А. В. Житие святого Франциска Ассизского. М., 1906;

Герье В. И. Франциск - апостол нищеты и любви. М., 1908;

Цветочки святого Франциска Ассизского. М., 1913; М., 1990; Брюссель, 1993;

Стикко М. Святой Франциск Ассизский. Милан, 1990;

Честертон Г. К. Святой Франциск Ассизский. М., 1991;

Morin F. Staint Francois d"Assise et les franciscains (1182-1226). P., 1853;

JoergensenJ. Staint Francois l"Assise, sa vie et son oeuvre. P., 1912;

Germain A. Der Eifluss des Religien Franziskus von Assisi auf Kultur und Kunst. Strassburg, 1913;

Gilson E. La philosophie franciscaine. P., 1927;

Idem. La philosophie au Moyen age, v. 2. P, 1976;

Sharp D. E. Franciscan Philosophy at Oxford in the Thirteenth Century. Oxf., 1936;

GoudneE. Saint Francis of Assisi. L., 1961.

Христианство. Энциклопедический словарь, тт. 1–3. М., 1993–1995

Франциск Ассизский. Сочинения. М., 1995

Франци́ск Асси́зский (лат. Franciscus Assisiensis, итал. Francesco d"Assisi , Джованни Франческо ди Пьетро Бернардоне, итал. Giovanni Francesco di Pietro Bernardone; 1181 или 1182 - 3 октября 1226) - католический святой, учредитель названного его именем нищенствующего ордена - ордена францисканцев (1209). Знаменует собой перелом в истории аскетического идеала, а потому и новую эпоху в истории западного монашества.

Художественно-символически изображается в коричневой монашеской рясе, подпоясанной верёвкой с тремя узлами, символами трёх данных им обетов: бедности, целомудрия и послушания, и - единственным из святых францисканцев - имеющим стигматы (раны Христа): на ладонях, ступнях и под ребром.


Старое монашество в своем отречении от мира возлагало на отдельного монаха обет бедности, но это не помешало монастырям сделаться крупными поземельными собственниками, а аббатам - соперничать в богатстве и роскоши с купцами и князьями. Франциск углубил идею бедности: из отрицательного признака отречения от мира он возвел её в положительный, жизненный идеал, который вытекал из идеи следования примеру бедного Христа. Вместе с этим Франциск преобразил и само назначение монашества, заменив монаха-отшельника апостолом-миссионером, который, отрекшись внутренне от мира, остается в мире, чтобы среди него призывать людей к миру и покаянию.

Как проповедник «бедного житья», Франциск имел предшественников. Особенное сходство с Франциском представляет старший его современник, Валдес из Лиона, от проповеди которого получила начало отпавшая впоследствии от католицизма секта валденцев.

В светской литературе его называют итальянский религиозный деятель, основатель одного из католических нищенствующих орденов, францисканцев, в литературе церковной или близкой к ней он носитель братского призыва ко всем людям доброй воли – а это звучит во все времена во всех конфессиях.

Он никогда он ни с кем не боролся, он жил, мыслил, и жил так, что много веков человечество не может это забыть.
Он боролся с самим собой. Считал себя великим грешником.

Итак, что же за личность. Годы жизни: 1181-й (или 82-й – как всегда, месяцы не точны) – 1226-й. Зенит западноевропейского Средневековья. Сложились национальные государства во Франции и в Англии. Во Франции это времена Людовика Восьмого, Людовика Девятого Святого, Крестоносца.

Разгар крестовых походов и начало кризиса крестоносного движения. В Италии единого государства нет, там сложилась как раз система разобщенности, городов-государств, маленьких, самостоятельных, автономных. И очень сильная папская власть. Это зенит власти папства на Апеннинском полуострове, и за его пределами.

Франциск Ассизский родился в 1181-м или 1182-м году.

Происхождение.

В самом центре Апеннинского полуострова, почти в геометрическом центре, есть гористая область Умбрия. Специально смотрела на карту, увидела, насколько она центральна. Она почти одинаково далеко находится от Флоренции (это на север), и от Рима (это на юг).


Город Ассизи, небольшой, но в этой Умбрии заметный, хотя не самый крупный – соседний Перуджа крупнее.

Родители. Отец – зажиточный купец Пьетро Бернардоне. Грубоватый, резковатый, торгует сукном – это выгодно.

Мать Пика из знатного рода в Провансе.

Отца не было дома, когда он родился. Отец торговал на юге Франции…
Ребенок родился без него. И мать назвала его Иоанн, или Джованни на итальянский лад…

Отец вернулся из Франции и сказал, что ему имя не нравится. «Иоанн, - говорит он, - Иоанн Креститель – это тот, который был одет в шкуру верблюда? Нет, я хочу, чтобы он был элегантный француз». И отсюда Франциск. Кто-то даже из авторов пишет, что скорее это звучало в итальянском варианте как «Французик», маленький…

Отец прогнозирует: он будет элегантным, он будет таким же жизнерадостным, веселым, на французский лад. Такого хотел он сына. И сначала, что поразительно, он его получил.

Образование у него было школьное, он учился в школе до 14 лет, учился прилежно, хорошо, но ровно до тех пор, пока отец не счел, достаточно.

Юность у него сложилась, как у всех юношей его круга. Как все, с некоторым оттенком тенденции к лидерству. Его называли «Царь пиров», Его признавали неформальным лидером. Но кто мог представить, во что это такое типичное, неформальное лидерство, выльется потом.

Авторы книг о Франциске Ассизком по-разному дают ответ на вопрос, как это с ним случилось.
И вот первое…
В Ассизе поднялось восстание и бунт против герцога Сполетанского, своего, местного герцога итальянского. Но герцог Сполето, Сполетанский, был вассалом императора германского, и восстание против герцога – это восстание против императора. В ходе этого восстания позиции внутри Ассизы, позиции дворян и простолюдинов – а к простолюдинам относятся ремесленники и купцы – разошлись. И дворяне Ассизы обратились за помощью против собственного простого люда к Перудже. А Перуджа – это самый крупный город в Умбрии – была готова с удовольствием повоевать.

Началась война Ассизы и Перуджи. Маленькая война, но для участников – война. Войско Ассизы было разбито.

Франциск попал в плен к Перудже. В этом плену он пробыл год, с 1199-го по 1200-й вместе с рыцарями. Вернувшись домой, он видимо, под влиянием этого рыцарского окружения подумал, наверное, что вот его призвание – войны.

Некий рыцарь, кондотьер известный в их краях, Вальтер, граф Бриенский, в это время набирал отряд, для того чтобы отправиться воевать в Апулию. Кто с кем там воюет? Вот все со всеми. И к нему присоединяется Франциск, Франциск, который в это время не Франциск Ассизский, а Франциск Бернардоне, сын своего отца Пьетро Бернардоне. И вот дальше случается нечто. На пути туда, не вступая еще ни в какие битвы и сражения он вдруг с полдороги возвращается домой и меняет свою жизнь.
Что с ним случилось? Разговоров и легенд полно, вокруг него сплошные легенды, и описания современников. Якобы ему приснился сон, в котором было показано оружие, и он счел, что правильно, я иду на войну. Потом явился голос, который сказал: «Ты неправильно понял, это не то сражение, ты не так понял. Есть другие, более высокие битвы». Ну, в общем, называют то, что с ним произошло, как бы оно ни выглядело, «illuminatio», озарение.

Озарение. В Средние века явление известное, не массовое, но оно принималось людьми Средневековья как норматив.
И после этого возвращения,он становится задумчив, настолько задумчив, что его не узнают, вот этого царя пиров, товарищи и спрашивают: «Слушай, может быть, ты жениться собрался?»

Он замер и вдруг, улыбнувшись, радостно сказал: «Да, я задумал взять невесту более благородную, более богатую и красивую, чем вы когда-либо видели». Мы знаем сегодня, он имел в виду бедность. Вот его невеста. Нищета, на которую надо в этой жизни себя направить, для того чтобы дух свой обогатить.

Джотто изобразил в изумительной своей фреске этот момент обручения с бедностью. Это в городе Ассизи, в храме, посвященном Франциску, женщина, молодая, красивая, но с исхудавшим измученным лицом, в разорванном платье, на нее лает собака, один мальчишка замахнулся на нее палкой, другие бросают камнями, она протягивает руку Франциску, а их благословляет Христос с небес. Вот та, с кем он обручился.

Событием, ускорившим неизбежный перелом в жизни Франциска, было столкновение с отцом. Франциск испытывал к ветхим и заброшенным церквям и часовням жалость, как к одушевлённым существам. Желая поддержать церковь св. Дамиана, Франциск в отсутствие отца забрал лучшего товара и повез его в Фолиньо для продажи. Продав там вместе с тем и лошадь, Франциск принёс вырученные деньги священнику, и когда тот, боясь гнева отца Франциска, отказался принять их, Франциск бросил свой кошелек на подоконник и остался при церкви. Узнав о гневе отца, Франциск долго скрывался в окрестных пещерах. Когда он вернулся домой, отец избил его и запер; но в отсутствие отца мать отпустила сына, и он навсегда ушёл из родительского дома. Бернардоне обратился к властям с требованием возвратить ему сына и похищенные им деньги; но Франциск заявил, что он стал слугой Господа и светским судьям неподсуден. Бернардоне обратился с жалобой к епископу. На суде епископа Франциск, по его требованию, не только возвратил деньги, но снял с себя полученную от отца одежду, объявив, что впредь будет считать отцом своим не Пьетро Бернардоне, а Небесного Отца.

Это отречение от всякой собственности наполнило его сердце великой радостью. Получив от слуги епископа простую одежду, Франциск отправился в соседний лес, громко распевая французские песенки. На вопрос встретившихся разбойников он ответил, что он «вестник Великого Господа». Это случилось в 1207 г.

Два года провел Франциск в окрестностях Ассизи, занимаясь, кроме молитвы, починкой церквей, для чего выпрашивал камни; особенно стала ему дорога полуразрушенная часовня св. Девы, под названием Порциункула. Исправив её, Франциск устроил для себя шалаш возле неё. Питался он объедками, которые собирал по городу в обеденное время. Многие стали его считать помешанным, но к его бедному житью присоединился богатый гражданин Бернард де Квинтавалле, который, согласно с Евангелием, распродал своё имущество и раздал бедным; присоединились и другие. В одежде странников они ходили по соседним городам и деревням, призывая к миру и покаянию. На вопрос, кто они такие, они отвечали: «кающиеся грешники»; но они были бодры духом, называя себя «ликующими в Господе» или «потешниками Господа». Иные из них, как и сам Франциск, занимались ручным трудом, при случае помогая крестьянам в сельских работах, но денег не принимали, довольствуясь лишь скромной трапезой.

1209 г. отмечен источниками как новая дата в жизни Франциска. В своей часовне за обедней он услышал слова, с которыми Христос послал своих учеников проповедовать о наступлении Царства Небесного: «Не берите с собой ни золота, ни серебра, ни меди в пояса свои, ни сумы на дорогу, ни двух одежд, ни обуви, ни посоха» (Мф. 10:9-10). Франциск просил священника повторить и разъяснить ему латинский текст и, вникнув в смысл его, с восторгом воскликнул: «Вот чего я хочу!» Он снял с ног обувь, бросил посох и опоясался веревкой. Нищее житие превратилось для него в апостолат, из нищего странника и отшельника он стал проповедником. Не раз ещё потом на Франциска находило сомнение, что угоднее Богу - молитва или проповедь; но именно то, что молитва уступила проповеди, обусловило собой всемирно-историческое значение нового францисканского ордена.

Основание ордена францисканцев

Не надо быть мрачными отшельниками – фигура очень популярная, в тогдашней Европе. Он говорит: «Нет-нет, надо идти и рассказывать людям об истинной вере, доброте». По его словам, с радостью и весельем нести жалость и сострадание к людям и, конечно, не иметь никакой собственности. Это радикальное отличие как от официальной церкви, так и от духовно-рыцарских орденов, возникших в результате крестовых походов.
Франциск однажды сказал: «Если бы у нас была собственность, нам было бы нужно оружие для нашей защиты, ибо в ней источник раздоров, - в ней, в собственности, - источник раздоров и тяжб, и она обычно препятствует любви к Богу и к ближнему. Вот почему мы не желаем иметь собственность».
Вот как в его самых свежих жизнеописаниях, составленных сразу после жизни, описывают реакцию на его проповеди. «Прибегают мужчины, прибегают женщины, торопятся клирики, стремятся верующие с целью увидеть и услышать божьего святого, всем казавшегося человеком другого века».

«И в самом деле, с тех пор как явился Святой Франциск, и заговорил, небо, казалось, изливало на землю новый свет». То есть, масштаб личности, ее изумляющее состояние было таково, они быстро поняли, что он особенный.

В том же 1209 году он отправляется к Римскому Папе Иннокентию Третьему.

Перед отправлением с визитом к Папе он сказал: «Я не буду предводительствовать этой группой, (у него к тому времени 12 учеников) давайте изберем, кто будет первым». Он не хотел, не мог быть начальником. И они избрали главным некоего Бернарда и пришли к Папе Иннокентию Третьему.

Кто эти две личности, два полюса? Франциск и Папа Иннокентий?

Поразительно четко противоположные. Иннокентий Третий – это тот Римский Папа, который хотел всей власти, над всеми. Именно он стал называть себя наместником Бога на земле – а до этого это был апостол Святого Петра или римский епископ. При нем папство достигает зенита могущества. У него в прямой вассальной зависимости находятся короли Англии в лице несчастного Иоанна Безземельного, Арагона, Португалии, Болгарии – прямые вассалы Папы.

Это он положил начало Инквизиции в Западной Европе. Это могущественный сеньор с совершенно безумными претензиями на власть.
И кто такой Франциск? Никакой власти, никакой гордыни. Когда Иннокентий Третий увидел этого человека, лохматого, грязного… бесформенный плащ, завязанный грубой веревкой и исподнее, больше на них, на этих францисканцах, ничего не было,он сказал: «Да тебе лучше к свиньям, отправляйся, ты к ним больше подойдешь. Валяйся среди них, будешь там как раз».
Франциск сказал: «Хорошо». Пошел и повалялся с этими свиньями. И вернулся совсем уже загрязненным и сказал: «Я исполнил твою волю, теперь услышь и ты, пожалуйста, мою мольбу».
Как пишут церковные авторы, Папа устыдился и одобрил создание ордена, но не утвердил его устав.

Почему?Что он при этом должен был вспомнить? Во-первых, увидеть совершеннейшую необычность этой личности. Во-вторых, вспомнить, что когда-то, не так давно, так же к папскому престолу припадали вальденцы, и просили дать им разрешение проповедовать. Им резко отказали – они превратились в жестоких противников Церкви и теперь уже огнем и мечом, истребляется ересь. Если вот здесь отказать и раздражить, может быть, будет еще один такой.
Папа, конечно, ошибался: Франциск не мог бы превратиться в резкого борца с Церковью. Но Папе помог этот опыт предшественников и ошибки, и он предпочел сказать: «Одобряю. Живите», и они превращаются в орден, совершенно непохожий на другие.
В то же время он принял их на службу церкви, взяв с Франциска клятву послушания папе и дав его спутникам тонзуру, сделавшую их клириками.

С этого времени число францисканцев быстро растёт, и они собираются обратить все народы. Для этой цели были организованы небольшие миссии, поставленные под начало одного из братьев, называвшегося «министром». То же стремление к служению побудило Франциска присвоить своим последователям название миноритов - меньших.
В романских странах, Франции и Испании, миссии не встречали особых препятствий; но в венгерских степях пастухи травили пришельцев собаками и прокалывали их одежду заостренными палками, которыми загоняли свои табуны. Из южной Германии первая миссия вернулась ни с чем; следовавшая за ней миссия, похождения которой описаны очевидцем, также встречала большие затруднения. Неустрашимые францисканцы, однако, не останавливались ни перед какой опасностью и проникли даже в Марокко, где стали первыми мучениками своего ордена.

Как далеко ни уходили францисканцы, их тянуло к Франциску, и в Троицын день они возвращались к его шалашу близ часовенки Порциункулы, где на время своего пребывания строили и для себя шалаши. Так возникли так называемые генеральные капитулы, то есть сборы всех членов общины. О первых собраниях нет точных данных, но о собрании 1219 г. сохранилась молва, что братьев собралось 5000, и все они прожили около Франциска неделю, питаясь приношениями окрестных жителей, так велико уже было почтение народа к Франциску. В 1212 г к Франциску явилась 18-летняя Клара Ассизская, дочь соседнего помещика Оффредуччо, и тайком от родных приняла от Франциска пострижение, к ней присоединилась её 14-летняя сестра Агнес, несмотря на угрозы и побои родни. Франциск поместил их у бенедиктинок, а потом отдал в их распоряжение церковь св. Дамиана, где и возникла женская община бедных сестер, из которой развился женский орден Клариссин.

Базилика Святой Клары
К бедному житью стали примыкать и многие миряне. Идея бедного житья стала так популярна, что Доминик, учредитель названного его именем ордена братьев-проповедников, видоизменил составленный для них устав по типу францисканского и превратил доминиканский орден в нищенствующий.
Отношения Франциска и Римской Церкви

При Гонории III в отношениях Римской курии с Франциском выступает на первый план кардинал Гуго или Уголино, впоследствии папа Григорий IX. Официальные источники повествуют о самых дружественных отношениях между Уголино и Франциском, но вместе с тем с этой поры все более и более ощущается влияние курии на судьбу дела Франциска. Община так разрослась, что нужно было подумать об её организации. Полный энтузиазма и любви ко всем, Франциск этим мало интересовался, но тем более заботились о том члены курии, которая уже при самом начале обязала братьев к послушанию Франциску, а его самого к повиновению папе. Для общины последователей бедного Христа наступила критическая эпоха, из которой она вышла преобразованной в монашеский орден. Отдельные эпизоды этого кризиса скрыты от нас.

Кризис ордена

Не менее важно для судьбы братства было и то, что теперь и в его среде были люди, которым идеал Франциска казался слишком суровым, и которые требовали уступок и смягчений. Эти умеренные искали опоры у кардинала. Некоторые источники выставляют главой недовольных Илью Кортонского и рассказывают, что Илья в 1219 г. пытался повлиять через Уголино на Франциска, чтобы добиться изменения францисканских правил в духе других монашеских орденов; Уголино от своего имени высказал Франциску это желание, но встретил сильный отпор.

Наступление кризиса было ускорено отлучкой Франциска. Он давно уже порывался проповедовать вне Италии; его особенно тянуло во Францию, но кардинал не пускал его, утверждая, что он нужен дома. В 1219 г. Франциска уже нельзя было удержать. Крестоносцы в это время захватили Дамьетту в Египте, и Франциск решился обратить в христианство тамошнего султана. Отправляясь за море, Франциск передал руководство общиной двум назначенным им братьям. Тотчас по отъезде Франциска начался раздор среди общины; когда распространилась молва о его смерти, заместители его, принадлежавшие к ревнителям сурового идеала, устроили собрание, на которое пригласили только своих единомышленников, и установили три постных дня в неделю вместо двух. Другие братья пытались захватить в свои руки заведование женскими монастырями или приютами для прокаженных и добивались полномочий для своих планов со стороны курии. Франциск, между тем, проник в лагерь мамелюков, где его чуть не убили, так как за голову каждого христианина уплачивался золотой.

Убедившись в бесплодности своей попытки, Франциск отправился со своими спутниками в Сирию, где его настиг монах, посланный за ним партией недовольных новшествами. Франциск тотчас вернулся и уже на пути к Ассизи, в Болонье, испытал, как трудно удержать братию на высоте указанного им идеала. С образом бездомного, странствующего Христа было несовместимо проживание братьев в собственных домах, - а именно такой дом он нашёл в Болонье. Сильно возмущенный, Франциск потребовал разорения дома, но находившийся в Болонье Уголино возразил ему, что дом не составляет собственности братьев, а принадлежит римской церкви. То же испытал Франциск в самом Ассизи; здесь он даже влез на крышу и стал скидывать черепицы, но городская стража его остановила, объявив, что дом этот составляет городскую собственность. Франциск поспешил в Рим, настоял на отмене новшеств, введенных в его отсутствие, и помешал возведению нескольких братьев на высокие церковные должности. «Потому они и называются миноритами, - сказал Франциск, - чтобы никогда не возноситься». Но он не мог остановить других распоряжений курии, существенно изменявших характер братства.

Формализация и структуризация ордена францисканцев

Булла 1220 г. положила конец свободному входу в братство и выходу из него.
Христолюбивое странствующее братство Франциска превратилось в централизованный и оседлый францисканский орден. Во главе его стоит генеральный министр, только ему предоставлено право разрешать проповедь братьям. Над областями поставлены провинциальные министры; в первый раз упоминаются кустоды, то есть заведующие отдельными общинами.

Изменилось и положение самого Франциска в ордене. По возвращении из Сирии он отказался быть министром и слугой всего братства и поставил на своё место сопровождавшего его на Восток Петра Катанского.


Последние годы жизни Франциска Ассизского

Однажды послушник, получивший от генерального министра разрешение иметь псалтырь, пришёл к Франциску, испрашивая и его согласия на это. Франциск, боявшийся книжной мудрости и отвергавший собственность, сказал послушнику, что, получив псалтырь, он захочет иметь и молитвенник (бревиарий), а после того усядется как важный прелат и скажет товарищу: «Принеси мне мой бревиарий». Затем Франциск нагнулся, схватил горсть пепла и посыпал им голову монаха, приговаривая: «Вот тебе бревиарий, вот тебе бревиарий». Несколько дней спустя монах снова заговорил о своей псалтыри. Франциск ответил ему: «Делай то, что тебе сказал твой министр», но затем, одумавшись, догнал монаха и просил повести его на то место, где он велел монаху исполнить слова министра. Когда они пришли туда, Франциск сделал земной поклон перед монахом и сказал: «Прости меня, брат, ибо тот, кто хочет быть министром, не должен иметь ничего, кроме своей одежды».

Этот рассказ слишком простодушен, чтобы можно было его считать позднейшим вымыслом. Существует, впрочем, и документ, неопровержимо доказывающий, что Франциск в последние годы осуждал направление, принятое орденом. Это завещание Франциска; оно состоит из увещаний и наставлений и представляет, можно сказать, сплошной протест против превращения нищего смиренного братства Христова в могущественный монашеский орден.

Франсиско де Сурбаран, Святой Франциск, 1658. Старая пинакотека, Мюнхен

Освобожденный от забот об ордене, Франциск мог снова предаться странствованию и одинокой молитве.
Изобразить в своей жизни земное странствие Спасителя, пережить все знаменательные моменты Его жизни - вот на что устремлены все помыслы Франциска. Он устраивает в лесу близ Греччио «живую картину» Рождества Христова (ясли, вол, осёл, кругом молящиеся пастухи и крестьяне). Устройство таких яслей в день Рождества в церквах входит с этого времени в обычай в Италии.

Под влиянием той же мысли Франциск отправляется в 1224 г. с ближайшими товарищами на высокую вершину Ла Верна, в верховьях Арно, где проводит время, поодаль от братьев, в посте и уединённой молитве. Здесь в утро Воздвижения Св. Креста Франциск имел видение, после которого на его руках и ногах, по преданию, остались стигматы, то есть изображения головок и концов гвоздей распятого Христа.

Несмотря на то, что Франциск действительно считал своим призванием «оплакивать по всему свету страдания Христа» и несмотря на собственные тяжёлые страдания в последние два года жизни, Франциск до конца сохранил своё поэтическое воззрение на мир. Его братская любовь ко всякой твари составляет основание его поэзии. Он кормит зимой пчёл мёдом и вином, поднимает с дороги червяков, чтобы их не раздавили, выкупает ягнёнка, которого ведут на бойню, освобождает зайчонка, попавшегося в капкан, обращается с наставлениями к птицам в поле, просит «брата огня», когда ему делают прижигание, не причинять ему слишком много боли.



И самая замечательная это его история с волком. Некий волк на окраине Ассизи очень пугал людей. Одичал, старый, отбился от стаи. Он становится голодным и бросается на людей. Все боялись. Франциск пошел поговорить с волком. Поговорил.
Он стал ему рассказывать, что не надо есть людей. «Но только ты мне обещай, - волку, - я с людьми договорюсь, они тебя будут кормить». И увидел, что у волка внимательный понимающий взгляд, и, как трогательно пишут рассказчики, волк протянул ему лапу. После этого лапопожатия два года люди кормили этого волка, очень к нему привыкли, полюбили. Он умер от старости, и они об этом жалели, что он умер.
Видимо именно в связи с этой историей папа Иоанн Павел Второй объявил его покровителем экологии.

Франциск Ассизский. Миниатюра XIV века. Национальная библиотека (Рим).

Весь мир, со всеми в нём живыми существами и стихиями, превращался для Франциска в любящую семью, происходившую от одного отца и соединённую в любви к нему. Этот образ был источником, из которого вылилась его поэтическая «хвала» Господу со всеми Его творениями и паче всего с господином братом солнышком и т. д. Преувеличенно, конечно, считать Франциска, как это делает Тоде, творцом итальянской поэзии и искусства и виновником Ренессанса; но нельзя не признать, что одушевление и подъём духа, проявившиеся во францисканских соборах и во фресках Джотто, были внушены смиренным и любящим последователем нищего Христа.

Последние дни Франциска были очень мучительны; страдания его были облегчены уходом св. Клары и его собственным настроением. Он прибавил к своей Хвале Господа и всех творений строфу с хвалой «сестре нашей, телесной смерти», и не как аскет, а как поэт, закончил жизнь словами: «Жить и умереть мне одинаково сладко».

Франциск скончался 4 октября 1226 г.; уже два года спустя он был канонизован папой Григорием IX, бывшим кардиналом Уголино. На «райском холме» началась постройка великолепного готического собора имени нового святого.


Могила святого Франциска находится в нижней церкви Сан-Франческо в Ассизи в монастыре Сакро-Конвенто.

Память

В честь итальянского святого Франциска Ассизского названы:

Крупная река Сан-Франсиску (4 октября 1501, день святого по календарю святых католической церкви) на северо-западе Бразилии;
Санта-Фе (1610; «Королевский город Святой Веры святого Франциска Ассизского»), административный центр штата Нью-Мексико (США);
город Сан-Франциско (1776; Калифорния, США).

В честь святого взял себе тронное имя папа римский Франциск , избранный 13 марта 2013 года

Изображение святого используется итальянской мафией для принесения клятвы верности

XIX век

Пьеса «Святой Франциск Ассизский: Проповедь птицам»
(1863) венгерского композитора Ференца Листа.

Четыре сочинения Святого Франциска были положены на музыку (1948) французским композитором Франсисом Пуленком . Музыкальное произведение для мужского хора «a capelle» носит название «Четыре маленькие молитвы Святого Франциска Ассизского».
Опера «Святой Франциск Ассизский» (Saint François d’Assise) французского композитора Оливье Мессиана , мировая премьера которой состоялась 28 ноября 1983 года.

Новое на сайте

>

Самое популярное