Домой Нужно знать Презентация колебания численности организмов экологическая регуляция. Экологическая регуляция — Гипермаркет знаний. Рост численности популяции, кривые врастание и выживания

Презентация колебания численности организмов экологическая регуляция. Экологическая регуляция — Гипермаркет знаний. Рост численности популяции, кривые врастание и выживания

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ВЕЧЕРНЕЕ (СМЕННОЕ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ «СМЕНА»

Сборник

тестовых заданий

по разделу «Основы экологии »

дисциплины «Биология»

для учащихся 9 класса

Кемерово

Составители:

Москалева А.Д., учитель биологии

Борисова Т.Д., учитель химии, географии

Сборник тестовых заданий по разделу «Основы экологии» дисциплины «Биология» для учащихся 9 класса / Сост. А.Д. Москалева, Т.Д. Борисова. – Кемерово, 2007.

В сборнике представлены контролирующие тесты по разделу «Основы экологии», составленные в соответствии с рабочей учебной программой по дисциплине «Биология» для учащихся 9 классов. Сборник предназначен для тематического контроля знаний обучающихся 9 классов МОУ «Центр образования «Смена» и адресован учителям биологии. Сборник может использоваться учащимся для самоконтроля знаний.

От составителя …………………………………………………….. 4

Тест 1. Экологические факторы. Условия среды ……………….. 6

Тест 2. Общие закономерности влияния экологических факторов

на организмы …….……………………………………….. 11

Тест 3. Экологические ресурсы …………………………………… 14

Тест 4. Адаптация организмов к различным условиям

существования........................................................................ 18

Тест 5. Межвидовые отношения организмов …………………….. 22

Тест 6. Колебания численности организмов. Экологическая

регуляция……………………………………………………. 27

Ключ к тестовым заданиям ………………………………………… 31

От составителя

Настоящий сборник составлен в соответствии с действующим государственным стандартом на основе учебной программы «Биология» для обучающихся 9 классов Муниципального вечернего (сменного) общеобразовательного учреждения «Центр образования «Смена» г. Кемерово и предназначен для тематического контроля знаний обучающихся.

Контроль знаний – важное звено в эколого-биологическом образовании. Он направлен на достижение целей обучения: формирование научной картины мира, овладение системой эколого-биологических знаний, подготовку к трудовой деятельности в тех отраслях производства, где используются законы живой природы. Это становится возможным при условии обеспечения систематического контроля знаний. Более рационально использовать время на уроке, быстро установить обратную связь с учеником и определить результаты усвоения, сосредоточить внимание на пробелах в знаниях и внести в них коррективы позволяют, на наш взгляд такие нетрадиционные формы и методы контроля знаний, широкое используемые в обучении в последнее время, как «открытые» и «закрытые» тесты.

Тесты воспитывают у учащихся ответственное отношение к учебе, позволяют выявить индивидуальные особенности школьников и применить дифференцированный подход в обучении, дают более достоверную информацию о достижениях учащихся и пробелах в их подготовке.

Предлагаемый сборник содержит тестовые задания для проверки знаний по шести темам раздела «Основы экологии»: «Экологические факторы. Условия среды», «Общие закономерности влияния экологических факторов на организмы», «Экологические ресурсы», «Адаптация организмов к различным условиям существования», «Межвидовые отношения организмов», «Колебания численности организмов. Экологическая регуляция».

Каждый из предложенных тестов включает две части.

Первая часть содержит задания на выбор одного верного ответа из нескольких предложенных. Эти задания мы подразделили на два уровня сложности. Более сложные задания помечены звездочкой, что обеспечивает возможность выбора уровня трудности, приучает объективно оценивать свои знания, демонстрирует перспективу продвижения в овладении учебным материалом.

Вторая часть теста – это задания на выбор верных утверждений.

В конце сборника помещен «ключ» к тестам.

Сборник адресован учителям биологии и экологии. Он может быть полезен обучающимся для самоконтроля знаний.

Желаем успехов!

Тест 1.

Тема «Экологические факторы. Условия среды»

Часть I.

1. Все компоненты природной среды, влияющие на состояние организмов, называют факторами:

а) абиотическими

б) биотическими

в) экологическими

2. Соответствие между организмами и средой их обитания проявляется в такой форме:

а) строение ласта морских млекопитающих

б) длинная шерсть у домашней кошки

в) высокая молочная продуктивность у коров

3. Антропогенный фактор - это:

а) воздействие на организмы, популяции, сообщества растений и животных

б) воздействие света, воды на организмы, популяции, сообщества;

в) изменение среды обитания и самих организмов, популяций, сообществ под влиянием деятельности человека.

4. К экологическим факторам относятся:

а) абиотические

б) биотические

в) антропогенные

г) верны все ответы

5. К биотическому фактору относится:

б) влажность

в) состав почвы

6. Косвенное влияние на организмы оказывает:

б) рельеф

г) влажность

7. Строительство плотины можно рассматривать как пример фактора:

а) абиотического

б) биотического

в) антропогенного

г) вообще не экологического

8. Опыление растений насекомыми это пример фактора:

а) абиотического

б) биотического

в) антропогенного

9. К абиотическим факторам относятся:

а) свет и ветер

в) влажность и загрязнение

г) состав почвы и симбиоз

10. Изменяющиеся во времени и пространстве абиотические факторы среды называются:

а) абиотическими условиями

б) биотическими условиями

в) экологическими условиями

г) антропогенными условиями

11.* В процессе окисления жиров воду получает

а) платяная моль и верблюд

б) корова и собака

в) пшеница и береза

г) бабочка и паук

12.* Экологические факторы, оказывающие наибольшее влияние на численность современных пресмыкающихся:

а) абиотические

б) биотические

в) антропогенные.

г) абиотические и биотические

13.* Какой продукт человеческой деятельности будет дольше всего перерабатываться в круговороте веществ:

а) бумага

б) полиэтилен

г) ткань хлопчатобумажная

14.* В условиях урбанизации происходят следующие изменения абиотических факторов:

а) повышение температуры и скорости ветра

б) снижение температуры и скорости ветра

в) повышение температуры и кислотности

г) снижение температуры и кислотности

15.* Температура остается постоянной в среде:

а) почвенной

б) водной

в) наземно-воздушной

г) нет правильного ответа

16.* Наиболее вредное воздействие на живые организмы может оказывать

а) инфракрасное излучение

б) излучение в сине-зеленой части спектра

в) излучение в желто-красной части спектра

г) ультрафиолетовое излучение

17.* К абиотическим факторам окружающей среды относят:

а) рельеф, климат, температуру, свет, влажность, соленость воды

б) растительный опад, минеральный состав почвы, влажность

в) соленость воды, отмершие части водных растений и останки животных, свет

18.* К биотическим факторам окружающей среды относят:

а) растительный опад, минеральный состав почвы, влажность

б) соленость воды, отмершие части водных растений и останки животных, свет

г) газовый состав атмосферы, загрязнение почвы, воздуха и воды промышленными отходами

19.* К антропогенным факторам окружающей среды относят:

а) соленость воды, минеральный состав почвы и газовый состав атмосферы

б) растительный опад, влажность, влажность, соленость воды

в) гибель растений и животных от инфекций, вызванных микроорганизмами

г) загрязнение почвы, воздуха и воды промышленными отходами

Часть II.

Выберите правильные суждения

1. Пределы температурной выносливости у различных организмов одинаковы.

2. Вода – составная часть каждого живого организма.

3. Свет Солнца служит единственным источником энергии для живой природы.

4. Среди животных наибольший диапазон температур выдерживают земноводные.

5. Экологические факторы могут оказывать как непосредственное, так и косвенное влияние на организмы.

6. Свет служит сигналом к перестройке протекающих в организме процессов, что позволяет им наилучшим образом отвечать на происходящие изменения внешних условий.

7. Любой экологический фактор имеет определенные пределы положительного влияния на живые организмы.

8. Ветер оказывает непосредственное влияние на организмы.

9. Загрязняющие вещества не могут передаваться по цепям питания

10. Загрязнение природы приводит к снижению видового разнообразия и нарушению устойчивости биоценозов.

Тест 2.

Тема « Общие закономерности влияния экологических факторов на организмы »

Часть I.

1. Закон минимума был сформулирован:

а) Ю. Либихом

б) В. Докучаевым

в) В. Вернадским

г) А. Опариным

2. Ограничивающие факторы для популяции могут быть связаны с недостатком:

г) со всеми этими факторами

3. Толерантность - это способность организмов:

а) выдерживать изменения условий жизни

б) приспосабливаться к новым условиям

в) образовывать локальные формы

г) приспосабливаться к строго определенным условиям

4. Какие из абиотических факторов лимитируют распространение жизни в океане, но обычно не лимитируют распространение жизни на суше?

а) минералы, азот

б) минералы, кислород

в) свет, азот

г) свет, кислород

5. Популяция, которая занимает в составе биоценоза определенное положение, называется:

а) жизненной формой

б) экологической нишей

в) экотипом

г) ареалом

6.* Действие экологических факторов на живые организмы в качестве раздражителей:

а) вызывает приспособительные изменения у организмов

б) обусловливает невозможность существования организмов в данных условиях

в) вызывает структурно-функциональные изменения у организмов

г) свидетельствуют об изменениях других факторов среды

7.* Наиболее эффективно проявляется действие экологического фактора на организм при его значениях;

а) минимальных

б) максимальных

в) оптимальных

г) минимальных и максимальных

8.* Экологические факторы воздействуют на живые организмы:

а) одновременно и совместно друг с другом

б) одновременно и изолированно друг от друга

в) совместно друг с другом, но в определённой последовательности

г) изолированно друг от друга и в определённой последовательности

9.* Экологические факторы, ограничивающие распределение живых организмов в условиях тундры;

а) недостаток тепла

б) недостаток влаги и тепла

в) недостаток пищи и влаги

г) избыток влаги и недостаток пищи

10.* Экологические факторы, ограничивающие распространение живых организмов в условиях пустыни;

а) избыток тепла

б) недостаток влаги и пищи

в) избыток тепла и недостаток пищи

г) отсутствие почвы и недостаток пищи

Часть II.

Выберите правильные суждения

1. Толерантность особи остается неизменной в течение всей жизни.

2. Высокая специализация организмов - это приспособленность к строго определенным условиям.

3. Организмы с широким диапазоном толерантности, как правило, имеют больше шансов в борьбе за существование.

4. Любой фактор, влияющий на живые организмы, может стать либо оптимальным, либо ограничивающим, в зависимости от силы своего воздействия.

5. Плавная кривая соответствует узкому диапазону толерантности.

6. Любой организм может существовать лишь в определенном температурном интервале.

7. Лимитирующим фактором для организмов всегда является температура.

8. Экотипы характеризуются различными границами стойкости к температуре, свету или другим факторам.

9. Кривая толерантности имеет форму гиперболы.

10. Успешное выживание живых организмов зависит от комплекса условий.

11. Экологические факторы оказывают постоянное воздействие на живые организмы, но действуют изолированно друг от друга.

12. Интенсивность экологического фактора, наиболее благоприятную для жизнедеятельности организма, называют биологическим оптимумом.

13. Пределы чувствительности организмов к отклонению от оптимума по какому-либо из факторов не зависят от интенсивности действия других факторов.

14. Существование каждого вида ограничивается тем из факторов, который наиболее отклоняется от оптимума.

Тест 3.

Тема « Экологические ресурсы »

Часть I.

Выберите один правильный ответ

1. Вещества и энергию, вовлекаемые организмами в процессы их жизнедеятельности называют:

а) питательными веществами

б) экологическими ресурсами

в) энергетическими ресурсами

г) пищевыми ресурсами

2. Элементы минерального питания животные получают из:

г) воздуха

3. Отложение жира у животных служит приспособлением к жизни в течение длительного времени без:

в) воздуха

4. Для растений ресурсами не являются:

а) вода и минеральные соли

б) солнечная энергия

в) органические вещества

г) углекислый газ

5. Для животных ресурсом является:

а) солнечная энергия

б) углекислый газ

в) кислород

6. Элементы минерального питания растения получают из:

а) почвы и воды

в) почвы и воздуха

г) воздуха и воды

7. К ресурсам относят:

а) энергию

б) пространство

г) все ответы верны

8. Цепи питания - это:

а) связи между видами, в результате которых последовательно извлекаются материалы и энергия из исходного пищевого вещества;

б) генетические связи между особями вида;

в) обмен веществ в клетках тела организма

9. Все виды, образующие пищевую цепь существуют за счет органического вещества, создаваемого:

а) бактериями

б) грибами

в) животными

г) растениями

10.* Основное количество солнечной энергии в Мировом океане запасает:

а) фитопланктон

б) зоопланктон

в) рыбы и морские млекопитающие

г) крупные придонные водоросли

11.* Организмы, которые создают органические вещества из неорганических с использованием энергии Солнца, называют:

а) продуценты

б) консументы

в) редуценты

12.* Какой организм относят к гетеротрофам:

а) береза

б) капуста

г) клубника

13.* Последовательное сокращение массы органического вещества от растений к каждому последующему звену пищевой цепи называется:

а) цепью питания

б) правилом экологической пирамиды

в) круговоротом веществ

г) миграцией атомов

14.* Первичные консументы в экосистемах:

а) растительноядные насекомые

б) травоядные млекопитающие

в) все растительноядные животные

15.* Вторичные консументы в экосистемах:

а) все плотоядные животные

б) хищные насекомые

в) крупные плотоядные млекопитающие

16.* Правильно составленная пищевая цепь:

а) листья → тля → божья коровка → паук → скворец → ястреб

б) тля → листья → божья коровка → паук → скворец → ястреб

в) ястреб → скворец → паук → божья коровка → тля → листья

17.* Длина пищевой цепи в экосистемах ограничивается на каждом трофическом уровне:

а) количеством пищи

б) потерей энергии

в) скоростью накопления органического вещества.

Часть II.

Выберите правильные суждения

1. Тело зеленого растения создается из молекул неорганических веществ.

2.Солнечное излучение - это энергетический ресурс.

3. Хлорофилл - бесцветный пигмент, который участвует в процессе фотосинтеза.

4. Концентрация углекислого газа в атмосфере существенно не влияет на скорость фотосинтеза.

5. К биогенным элементам относят: кислород, углерод, свинец, азот, ртуть.

6. В экосистеме биогенные элементы могут быть использованы лишь однократно.

7. Энергия излучения, преобразованная в процессе фотосинтеза в химическую энергию соединений углерода, проделывает свой земной путь лишь однажды.

8. Ресурсы могут расходоваться и исчерпываться.

9. Для процесса фотосинтеза необходимы только вода и солнечная энергия.

10. Азот, фосфор, серу, магний и другие элементы животные получают из воды и воздуха.

Тест 4.

Тема « Адаптация организмов к различным условиям существования »

Часть I.

Выберите один правильный ответ

1. Сходные жизненные формы имеют:

а) дельфин и щука

б) сумчатая летяга и сумчатый крот

в) крот и белка

г) змея и крокодил

2. Разные виды, ведущие сходный образ жизни и занимающие сходное положение в структуре природных сообществ имеют близкие типы строения и объединяются в группы называются:

а) жизненными формами

б) морфологическими приспособлениями

в) адаптацией организмов

г) популяцией

3. Внешнее сходство, возникающее у представителей разных неродственных видов в результате сходного образа жизни, называют:

а) конвергенцией

б) параллельной эволюцией

в) жизненной формой

г) морфологической адаптацией

4. К средам жизни не относят:

а) водную

б) почвенную

в) живые организмы

г) щелочно-кислотную

5. Главным регулятором сезонных изменений в жизни растений и животных является изменение:

а) количество пищи

б) влажности воздуха

в) длины дня

г) климата

6. Конвергенцией называется:

а) расхождение признаков в процессе эволюции

б) схождение признаков в процессе эволюции

в) объединение нескольких популяций в одну

г) образование изолированной группы внутри популяции

7. Гадюка и дождевой червь относятся к:

а) сходным жизненным формам

б) одному классу животных

в) одному типу животных

г) одному семейству животных

8. Линька животных является процессом:

а) направленным

б) хаотическим

в) циклическим

г) нет верного ответа

9. Активность в течение всего года проявляет:

а) медведь

10. К циклическим процессам не относится:

а) приливно-отливный ритм перемещения животных, обитающих в зоне прилива

б) ежегодное сбрасывание листвы листопадными деревьями

в) землетрясения и наводнения

г) смена дня и ночи

11.* Из перечисленных биологических явлений суточным биоритмам подчиняются:

а) открывание и закрывание цветков у растений

12.* Из перечисленных биологических явлений приливно-отливным биоритмам подчиняются:

а) открывание и закрывание устьиц на листьях у растений

б) миграции лососевых рыб на нерест в реки

в) открывание и закрывание раковин у морских моллюсков

г) распускание почек и листопад у деревьев и кустарников

13.* Из перечисленных биологических явлений годичным биоритмам подчиняются:

а) открывание и закрывание устьиц на листьях растений

б) миграции лососевых рыб на нерест в реки

в) открывание и закрывание раковин у морских моллюсков

г) изменение склонности к кровотечениям у оперированных больных

Часть II.

Выберите правильные суждения

1. Изменения внешнего строения организмов - пример адаптаций к условиям жизни.

2. Смена времен года не является периодически повторяющимся процессом.

3. Циклическими изменениями называются те, которые повторяются через равные промежутки времени.

5. Хаотическими изменениями называются те, которые изменяются неопределенно, плохо предсказуемы.

6. Способность организмов к циклическим изменениям возникла в процессе эволюции путем искусственного отбора.

7. Майский жук вылетает из куколки лишь после появления листьев или цветков на растениях определенного вида.

8. Миграции - это частичные переселения в иные климатические области.

9. Чрезвычайно суровые условия (очень холодные зимы, длительные засухи и т. п.) могут приводить к гибели части особей.

10. Многие виды птиц, млекопитающих, рыб сохраняют активность в течении всего года.

Тест 5.

Тема «Межвидовые отношения организмов»

Часть I.

Выберите один правильный ответ

1. Форма взаимоотношений, при которой один вид получает какое - либо преимущество, не принося другому ни вреда, ни пользы, называется:

а) протокооперацией

в) комменсализмом

г) аменсализмом

2. Симбиотические отношения, при которых присутствие каждого из двух видов становится обязательным для другого партнера, называются:

а) комменсализмом;

б) мутуализмом

в) протокооперацией

г) нейтрализмом

3. В желудке и кишечнике млекопитающих постоянно обитают бактерии, вызывающие брожение. Это является примером:

а) хищничества

в) комменсализма

г) симбиоза

4. Форма взаимосвязей между видами, при которой организмы одного вида живут за счет питательных веществ или тканей организма другого вида, называются:

а) хищничеством

б) симбиозом

в) аменсализмом

5.Если рыба горчак откладывает икру в мантию двустворчатого моллюска, это пример:

а) взаимополезных отношений

б) полезнонейтральных отношений

в) полезновредных отношений

г) взаимовредных отношений

6. Самоизреживание у елей - пример:

а) внутривидовой конкуренции

б) межвидовой конкуренции

в) комменсализма

г) старения популяции

а) не оказывает существенного влияния на хозяина

б) всегда приводит хозяина к смерти

в) приносит определенную пользу

г) приносит вред, но лишь в некоторых случаях приводит к скорой гибели хозяина

8.Некоторые грибы растут на корнях определенных деревьев. Такой тип взаимоотношений называется:

б) симбиозом

в) комменсализмом

г) сапрофитизмом

9. Хищники в природном сообществе:

а) уничтожают популяцию жертв

б) способствуют росту популяции жертв

в) оздоравливают популяцию жертв и регулируют ее численность

г) не влияют на численность популяции жертв

10. Примером межвидовой конкуренции являются взаимоотношения между:

а) волками в стае

в) рыжими и черными тараканами

г) мышевидными грызунами и лисами

11. Примером конкуренции являются отношения между:

а) хищниками и жертвами

в) особями одного вида

г) живыми организмами и абиотическими факторами

12. Примерами комменсализма являются:

а) взаимоотношения львов с гиенами, подбирающими остатки недоеденной пищи

б) отношения бобовых растений с поселяющимися на их корнях клубеньковыми бактериями

в) взаимоотношения пенницилловых плесневых грибов и некоторых бактерий, для которых выделяемые грибами антибиотики губительны

13. Примерами симбиоза являются:

а) отношения между рыжими и черными тараканами

б) отношения водоросли и гриба в лишайнике

в) отношения между волками и зайцами

14.* Насекомые, взрослые особи которых ведут свободный образ жизни, а личинки развиваются в теле хозяина, питаясь его тканями, называются:

в) симбионтами

а) муха цеце, блоха

б) гельминты, трипосомы

в) клещ, заразиха

г) гриб головня, дизентерийная амеба

а) основным хозяином

б) промежуточным хозяином

в) переносчиком

17.* Организмы, ведущие сходный образ жизни и обладающие сходным строением:

а) не конкурируют между собой

б) обитают рядом и используют одинаковые ресурсы

в) обитают рядом, но используют разные ресурсы

г) обитают рядом и активны в одно и то же время

18.* Жизненный цикл возбудителя малярии протекает:

а) в пресной воде → в слюнных железах малярийного комара → в крови человека;

б) в клетках печени человека → в крови человека → в кишечнике комара

в) в крови человека → в слюнных железа комара → в кишечнике комара

г) в слюнных железах комара → в крови комара → в крови человека

б) протокооперацией

в) квартиранством

г) акклиматизацией.

Часть II.

Выберите правильные суждения

1. Внутривидовые отношения - механизм, обеспечивающий саморегуляцию численности популяций.

2. Межвидовая конкуренция играет важную роль в формировании природного сообщества.

3. Пространственное распределение животных в популяции регулируется их поведением.

5. Поселение крыс и мышей в домах было вызвано разрушением их естественного местообитания человеком.

6. Абиотические факторы не оказывают влияния на конкурентные отношения двух родственных видов.

7. Территориальное поведение у животных - способ регуляции численности популяции.

8. Организмы двух видов одинаково реагируют на повышении плотности их популяции.

10. Хищничество, как правило, полезно для популяции жертв.

Тест 6.

Тема «Колебания численности организмов. Экологическая регуляция»

Часть I.

Выберите один правильный ответ

1. Совокупность свободно скрещивающихся особей одного вида, которая длительно существует в определенной части ареала относительно от других совокупностей того же вида, называют:

б) породой

в) популяцией

г) сортом

2. В наименьшей степени связано с численностью популяции действие фактора:

б) накопление отходов жизнедеятельности

в) хищничества

г) суровой зимы

3. Число особей на единицу площади (объема) жизненного пространства показывает:

а) видовое разнообразие

б) плодовитость

в) плотность популяции

г) обилие популяции

4. Какая из популяций наиболее жизнеспособна?

а) в которой большинство особей закончили размножение

б) большинство составляют особи молодые и закончившие размножение

в) особей всех возрастных групп

г) большинство составляют молодые и размножающиеся особи

5. Численность популяции из года в год остается примерно одинаковой, потому что:

а) каждый год погибает примерно одинаковое количество особей

б) организмы прекращают размножение, когда численность популяции превысит средний уровень

в) смертность и рождаемость примерно одинаковы

6. Популяции угрожает гибель, если ее численность:

а) максимальна

б) минимальна

в) колеблется

г) постоянна

7. Изменение численности организмов называется:

в) нарушение равновесия

б) динамика популяции

в) колебание численности

г) рождаемость и смертность

8. Многие виды в природе состоят из ряда:

а) семейств

б) популяций

в) отдельных особей

г) разнообразных групп

9. Причина колебания численности популяций – это:

а) наследственная изменчивость

б) естественный отбор

в) соотношение между рождаемостью и гибелью особей в популяции

г) взаимоотношения между родителями и потомством

10.* Если n - число организмов, t - время, то формула Dn ⁄ Dt означает:

а) среднюю скорость изменения числа организмов во времени

б) скорость роста популяции в процентах

в) скорость изменения числа организмов за единицу времени на определенной территории

11.* Наиболее устойчивыми являются популяции состоящие из:

а) одного поколения

б) двух поколений

в) трех поколений

г) несколько поколений и потомков каждой из них

12.* Старые особи составляют большую долю в популяциях:

а) быстро растущих

б) находящихся в стабильном состоянии

в) со снижающейся численностью

13.* Если скорость роста популяции равна нулю, то:

а) популяция увеличивается и ожидается высокая активность хищников

б) популяция уменьшается вследствие накопления мутаций

в) популяция достигает максимальных размеров

14.* Соотношение особей популяции по возрастному состоянию называют:

а) возрастным спектром популяции

б) физиологической плодовитостью

в) экологической рождаемостью

г) средней продолжительностью жизни особей в популяции

Часть II.

Выберите правильные суждения

1. Каждая популяция в той или иной степени изолирована от других популяций данного вида.

2. Безграничный рост численности губителен для любой популяции так как приводит к подрыву ее жизнеобеспечения.

3. Популяция однородна: составляющие ее особи практически не отличаются друг от друга.

4. Потеря популяцией определенной части особей, как правило, компенсируется за счет более интенсивного размножения.

5. Возрастная структура популяции определяется внешними условиями и не зависит от жизненного цикла вида.

6. Популяция, состоящая из неодинаковых особей, более устойчива.

7. Каждая популяция имеет четко очерченные границы.

8. Экологическая рождаемость зависит от абиотических факторов и состава популяции.

9. Смертность не ограничивает рост численности популяции.

10. С динамикой популяций тесно связаны микроэволюционные процессы.

Ключ к тестовым заданиям

Тест 1.

Часть I

1В, 2А, 3В, 4Г, 5Г, 6Б, 7В, 8Б, 9А, 10В, 11А, 12В, 13Б, 14В, 15Г, 16Г, 17А, 18В, 19Г

Часть II

2, 3, 5, 6, 7, 10

Тест 2.

Часть I

1А, 2Г, 3А, 4Г, 5Б, 6А, 7В, 8А, 9А, 10Б

Часть II

2, 3, 4, 6, 8, 10, 12, 14

Тест 3.

Часть I

1Б, 2В, 3Г, 4В, 5В, 6А, 7Г, 8А, 9Г, 10А, 11А, 12В, 13Б, 14В, 15А, 16А, 17Б

Часть II

Тест 4.

Часть I

1А, 2А, 3А, 4Г, 5В, 6Б, 7А, 8В, 9Г, 10В, 11А, 12В, 13Б

Часть II

1, 3, 5, 7, 9, 10.

Тест 5.

Часть I

1В, 2Б, 3В, 4Г, 5Б, 6А, 7Г, 8Б, 9В, 10В, 11В, 12А, 13Б, 14Г, 15В, 16А, 17В, 18Б,19В

Часть II

Тест 6.

Часть I организмы . Взаимодействие популяций разных видов. ...

  • Тематическое планирование общая биология, XI класс (68 ч, 2 ч в неделю) Ф. И. О. Сазонова Ирина Викторовна Школа, округ: гбоу сош №53, юзао

    Тематическое планирование

    Ароморфоз, идиоадаптация, общая дегенерация Макроэволюция, ... способные влиять на живые организмы . Закономерности Влияние экологических факторов на организмы . Законы... экологические задачи. Задания: закончить (дополнить) предложение. Альтернативные тесты ...

  • Рабочая программа по биологии в 9 классе. Составитель: Учитель биологии

    Рабочая программа

    И кайнозое. Экология (6 часов). 61. Общие закономерности влияния экологических факторов на организмы Л.р. « Строение растений в связи с условиями... Лицей, 2005. 6. Захаров В.Б, Мустафин А.Г. Общая биология: тесты , вопросы, задания. - М.: Просвещение, ...

  • Проект основной образовательной программы мкоу бутурлиновская сош №1 Бутурлиновского муниципального района Воронежской области на 2012-2017гг

    Основная образовательная программа

    В совокупности образуют тест . Тест состоит, как правило... , энергии и информации. Влияние экологических факторов на организмы . Экосистемная организация живой природы... героические образы и др. Общие закономерности развития музыки: сходство и контраст...

  • Колебания и регуляция численности популяции

    Размеры популяции могут расти в результате иммиграции (прилагаются особи извне) или за счет размножения особей. На изменения в численном составе популяции существенное влияние имеют климатические условия, которые отражены в предыдущем разделе (екофакторы - температура, влажность и т.д.). Нередко лимитирующим фактором, как уже доказано, выступают враги, еда и т. Колебания численности происходят циклически, их можно назвать циклами. Но исследования таких циклов требует длительного времени и зависит от периода между максимумом и минимумом численности данной популяции. Учитывая период наступления половой зрелости, беременность, у каждого вида эти параметры разные. В маленькой животные, такой, как бурозубка, эти периоды намного короче, чем у таких, как копытные, слоны. То есть, чтобы проследить этот процесс, эколог необходимо владеть информацией за тот отрезок времени, за который проходит многочисленная смена поколений (поколений), и знать условия существования этой популяции. Гораздо проще эту информацию можно получить в лабораторных условиях, где в ходе эксперимента исследователь иногда искусственно, а порой и подсознательно создает благоприятные условия существования (крыса, дрозофила и т.д.).

    Колебания численности популяции графически можно изобразить в форме синусоиды (рис. 3.4), для построения которой необходимо проводить исследования в течение длительного времени. Эта синусоида состоит из фрагментов "что могут отклоняться от идеальной кривой. Важным моментом является тот факт, что колеблющийся процесс вокруг воображаемой линии, которая и будет идеальным графическим выражением численности популяции. Также следует отметить: колебания численности особей популяции возможно в определенных пределах, так справедливо здесь фигурирует понятие минимальной численности популяции. Если численность особей достигает указателей, ниже минимальной численности, то она исчезает.

    Рис. 3.4. Циклическое колебание численности популяции

    Размеры популяции не могут быть постоянными из-за изменений плодовитости, смертности, а нередко и того, и другого. При изучении размеров популяций и их изменений всегда пытаются установить ключевой фактор - тот, который отвечает за наибольшую часть изменений, происходящих при смене поколений. Как правило, этот ключевой фактор влияет на смертность.

    Доказано, что колебания размеров популяции проходит не хаотично. На самом деле есть ряд факторов, которые удерживают состояние популяции * в определенных пределах. Это факторы, которые снижают численность и способствуют смертности и лучше действуют при увеличении плотности. Такими факторами могут быть недостаток пищи, увеличение количества врагов и тому подобное.

    Рост численности популяции, кривые врастание и выживания

    Если рождаемость в популяции будет превышать смертность, такая популяция будет увеличиваться. Ярким примером такого явления является рост народонаселения Земли. Подсчитано, что только в течение XX в. народонаселения возросло более чем вдвое. То есть в результате качественного скачка человечества, научно-технического прогресса человечество создало определенные условия, которые и вызвали такой резкий рост.

    Общий ход изменения численности особей в популяции определяется уравнением: Nt + 1 = N + B-D + IE, где N - численность особей в популяции, В - рождаемость, D - смертность, и - иммиграция, Е - эмиграция, t - время.

    Размеры популяции могут увеличиваться за счет или большой рождаемости, или высокой иммиграции, или сочетание обоих этих факторов. Снижают размер популяции смертность и эмиграция особей за ее пределы.

    Чтобы ясно представить закономерности увеличения популяции, целесообразно рассмотреть модель роста поигуляции дрожжей, которые попали на свежую культурную вещество (рис. 3.5). В таком новом и благоприятной среде условия для увеличения популяции оптимальные, так что вскоре будет наблюдаться экспоненциальный рост популяции. В свежем питательной среде рост пойдет постепенно, достигая максимальной численности. Задержка в увеличении популяции на начальных этапах связана с адаптацией к новым условиям среды. Нарисованная нами кривая - это экспоненциальная, или логарифмическая кривая. В следующих этапах жизнедеятельности популяции наступает период, когда экспоненциальный развитие невозможно. Такое может произойти по разным причинам - уменьшение ресурсов

    питания, накопления продуктов метаболизма и тому подобное. Как следствие - процесс роста популяции постепенно замедляется и кривая роста приобретает s-образную форму.

    Рис. 3.5. Модель роста численности популяции дрожжей

    Существует и другой тип роста численности популяции, когда экспоненциальный рост продолжается до внезапного уменьшения количества организмов (рис. 3.6). Это явление может произойти за счет резкого уменьшения ресурса, территории и тому подобное. Такой тип кривой роста получил название J-образной кривой. Следует отметить, что в обоих случаях экспоненциальный рост прослеживается на начальных этапах роста.

    Рис. 3.6. Модель роста численности популяции

    Итак, мы рассмотрели две модели роста популяции. Вместе с тем следует заметить, что построение таких кривых возможна только при условии более-менее стабильного существования экосистемы. То есть там, где факторы системы не действуют как лимитирующие рост популяции.

    Только изображены модели в чистом виде, как правило, в природе не существуют. Если некоторые сходства можно встретить в природе при расселении и освоении видом новых территорий (это наглядно можно проиллюстрировать расселением горлицы кольчатой в Центральной Европе), то на территориях, где виды-интродуценты уже вошли в состав экосистем, такого наблюдаться не будет. Однако такие модели дают нам возможность понимать закономерности роста численности популяций, прогнозировать поведение вида в новых условиях, управлять и корректировать численность "красных" и "вредных" видов.

    Одним из основных факторов, влияющих на размеры популяции, является процент особей, погибают до достижения ими половой зрелости. Чтобы численность популяции оставалась постоянной, в среднем только два потомки каждой пары имеют доживать до репродуктивного возраста. Чтобы получить кривую выживания, целесообразно начать с определенной популяции новорожденных особей и затем отмечать количество выживших особей, в зависимости от времени. Намечая кривые выживания для отдельных видов, можно определять смертность для особей разного возраста и таким образом выяснить, в каком возрасте этот вид наиболее уязвим. Если установить причины смерти, можно понять, как регулируется величина популяции.

    Кривую выживания можно получить, если начать наблюдение за определенной популяцией, отслеживая только новорожденных особей, и отмечать число или процент особей, которые остаются жить, в зависимости от времени. Большинство животных и растений стареют, что проявляется прежде всего в уменьшении количества особей после достижения репродуктивного периода (рис. 3.7).

    Причинами этого явления есть много факторов, но, как правило, в пострепродуктивном период организм постепенно теряет свою защитную способность. Кривая А - характерная для видов, где смертность более или менее постоянной единицей во все периоды развития. Для большинства беспозвоночных такая кривая е типичной. Кривая Б - характерная для популяций организмов с высокими показателями смертности в ранней дорепродуктивний период. Такая кривая характерна для муфлонов, горных коз. Кривая В - близка к идеальной кривой, поскольку убеждаемся, что смертность длительный период времени уступает возраста, а старение является главным фактором смертности. В качестве примера можно взять популяцию людей на нашей планете. Большое количество людей умирает вследствие старения, но средний возраст не превышает 75 лет. Небольшое отклонение на начальных фазах связано с детской (дорепродуктивною) смертностью.

    Завершая рассмотрение вопросов динамики численности популяции, следует отметить: процесс колебания численности непрерывный и может изменяться во времени, как следствие адаптационных изменений. Исчезновение этого явления возможно только в связи с исчезновением вида. Вопрос динамики популяций является основой для понимания более широких вопросов, таких, как динамика группировки, экосистемы, биосферы в целом.

    Тип урока - комбинированный

    Методы: частично-поисковый, про-блемного изложения, репродуктивный, объясни-тельно-иллюстративный.

    Цель:

    Осознание учащимися значимости всех обсуждаемых вопросов, умение строить свои отношения с природой и обществом на основе уважения к жизни, ко всему живому как уникальной и бесценной части биосферы;

    Задачи:

    Образовательные : показать множественность факторов, действующих на организмы в природе, относительность понятия «вредные и полезные факторы», многообразие жизни на планете Земля и варианты адаптаций живых существ ко всему спектру условий среды обитания.

    Развивающие: развивать коммуникативные навыки, умения самостоятельно добывать знания и стимулировать свою познавательную активность; умения анализировать информацию, выделять главное в изучаемом материале.

    Воспитательные:

    Воспитывать культуру поведения в природе, качества толерантной личности, прививать интерес и любовь к живой природе, формировать устойчивое положительное отношение к каждому живому организму на Земле, формировать умение видеть прекрасное.

    Личностные : познавательный интерес к экологии.. Понимание не-обходимости получения знаний о многообразии биотических связей в природных со-обществах для сохранения естественных биоценозов. Способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе. Потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников

    Познавательные : умение работать с различными источниками информации, пре-образовывать её из одной формы в другую, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, готовить сообщения и презентации.

    Регулятивные: умение организовать самостоятельно выполнение заданий, оценивать правильность выполнения работы, рефлексию своей деятельности.

    Коммуникативные : участвовать в диалоге на уроке; отвечать на вопросы учителя, товари-щей по классу, выступать перед аудиторией, используя мультимедийное оборудование или другие средства демонстрации

    Планируемые результаты

    Предметные: знать - понятия «среда обитания», «экология», «экологические факторы» их влияние на живые организмы, «связи живого и неживого»;. Уметь - определять понятие «биотические факторы»; характеризовать биотические факторы, приводить примеры.

    Личностные: высказывать суждения, осуществлять поиск и отбор информации;анализировать связи, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос

    Метапредметные : связи с такими учебными дисциплинами как биология, химия, физика, география. Планировать действия с поставленной целью; находить необходимую информацию в учебнике и справочной литературе; осуществлять анализ объектов природы; делать выводы; сформулировать собственное мнение.

    Форма организации учебной деятельности - индивидуальная, групповая

    Методы обучения: наглядно-иллюстративный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, самостоятельная работа с дополнительной литературой и учебником, с ЦОР.

    Приемы: анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой, обобщение.

    Изучение нового материала

    Динамика численности популяций

    Численность популяции определяется в основном двумя явле-ниями - рождаемостью и смертностью

    В процессе размножения число особей популяции возрастает, теоретически она способна к неограниченному росту численности (кривая 1 на рисунке), однако факторы окружающей среды огра-ничивают этот рост, и реальная кривая (кривая 2) роста популя-ции приближается к значению предельной численности. Про-странство, заключенное между теоретической кривой и реальной, характеризует сопротивление среды.

    Общая численность популяции подвержена сезонным, много-летним периодическим колебаниям численности, а также непе-риодическим (например, вспышки массового размножения вреди-телей). Эти изменения численности и являются динамикой чис-ленности популяций.

    Существуют условные причины колебания численности попу-ляций.

    При наличии доступного корма численность популяции рас-тет, но при ее максимальной величине корм становится лимитирую-щим фактором, и недостаток его приводит к снижению численности.

    Взлеты и падения численности популяции могут происхо-дить в процессе конкуренции нескольких популяций из-за одной экологической ниши.

    Абиотические факторы (температурный режим, влажность, хи-мический состав среды и др.) оказывают сильное влияние на числен-ность популяции и нередко вызывают ее значительные колебания.

    Плотность популяции обычно имеет определенный оптимум. При любом отклонении численности от этого оптимума вступают в силу механизмы ее внутрипопуляционной регуляции.

    Рост плотности популяции многих насекомых сопровождает-ся уменьшением размеров особей, снижением их плодовитости, повышением смертности личинок и куколок, изменением скоро-сти развития и соотношения полов, что резко снижает активную часть популяции. Чрезмерное возрастание плотности популяции нередко стимулирует каннибализм (от фр. сапшЪа1е - людоед). Ярким примером может служить явление поедания своих же яиц мучными хрущаками. Каннибализм наблюдается у некоторых ви-дов рыб, у земноводных и других животных. Каннибализм извес-тен более чем у 1300 видов животных.

    Одним из важных механизмов внутрипопуляционной регуля-ции численности выступает эмиграция - выселение, переселение части популяции в менее предпочитаемые места обитания того же ареала. У некоторых видов тлей повышение плотности популяции сопровождается появлением крылатых особей, способных
    расселяться. При переуплотнении эмиграции происходят у ряда млекопитающих (особенно у мышевидных грызунов) и птиц.

    Падение плотности популяции ниже оптимального уровня
    (например, при усиленном истреблении крыс) вызывает повышение плодовитости и стимулирует их более раннее половое созревание.

    Некоторые механизмы регуляции численности популяций одновременно могут предотвращать внутривидовую конкуренцию. Так, если птица отмечает свой гнездовой участок пением, то другая пара того же вида гнездится за его пределами. Метки, оставляемые многими млекопитающими, ограничивают их охотничий
    участок и предупреждают вселение других особей. Все это снимает внутривидовую конкуренцию и препятствует чрезмерному уплотнению популяции.

    Как отмечает И. И. Шмальгаузен (1884-1963), все биологи-
    ческие системы характеризуются большей или меньшей способ ностью к саморегуляции, т. Гомеостаз-это способность живой системы (в том числе и популяции) поддерживать устойчивое динамическое равновесие в изменяющихся условиях среды. Динамическим равновесием называется колебание численности популяции в пределах какой-то средней величины.

    Первую попытку выявить механизмы гомеостаза в живой природе сделал К. Линней
    (1760 г.). Обобщенную концепцию гомеостаза и сам термин предложил У. Кеннон (1929 г.).

    Гомеостатической системой является прежде всего каждая отдельная особь, а за-
    тем уже популяция.


    Важным механизмом регуляции численности является стресс-реакция.

    Для человека явление стресса впервые было описано в 1936 г. Г. Селье. В ответ на отрицательное воздействие каких-либо факторов в организме возникают реакции двух типов: специфические, зависящие от природы повреждающего агента
    (например, возрастание теплопродукции при действии холода), и неспецифическая реакция напряжения (стресс) как общее усилие организма приспособиться к изменившимся условиям природе различают много форм стресса:

    антропогенный (возникает у животных под воздействием
    деятельности человека);

    нервно-психический (проявляется при несовместимости ин-
    дивидуумов в группе или в результате переуплотнения популяции);

    тепловой, шумовой и др.

    Вопросы и задания

    1.Что называется сопротивлением среды? В чем экологи-ческий смысл этого понятия?

    2.Назовите основные причины колебания численности популяций.

    3.Дайте характеристику популяции как саморегулирую-щейся системы. Что называется гомеостазом популя-ции?

    / Глава 9. Организм и среда Задание: §9.6. Колебания численности организмов. Экологическая регуляция

    Ответ на Глава 9. Организм и среда Задание: §9.6. Колебания численности организмов. Экологическая регуляция
    Готовые домашние задания (ГДЗ) Биология Пасечник, Каменский 9 класс

    Биология

    9 класс

    Изд.: Дрофа

    Год: 2007 - 2014

    Вопрос 1 . Что такое динамика популяций? Ка­кие факторы вызывают колебания численности по­пуляций?

    Динамика популяций - важнейший экологический процесс, характеризую­щийся изменением во времени численнос­ти организмов, входящих в их состав. Популяционные изменения - это сложный процесс, обеспечивающий устойчивость популяций, наиболее эффективное ис­пользование организмами экологических ресурсов, наконец, изменения свойств са­мих организмов в соответствии с меняю­щимися условиями их жизни.

    Динамика численности популяции на­ходится в тесной зависимости от таких показателей, как рождаемость и смерт­ность, которые постоянно изменяются в зависимости от множества факторов. Ког­да рождаемость превышает смертность, численность популяции возрастает, и наоборот: численность снижается, когда смертность становится выше рождаемос­ти. Постоянные изменения условий жиз­ни организмов приводят к усилению то одного, то другого процесса. В результате численность популяций колеблется.

    Колебания численности популяций мо­гут быть вызваны сезонными изменениями условий жизни - факторов: абиотических (температуры, влажности, освещенности и др.) или биотических (развитие па­разитарных инфекций, хищничество, кон­куренция). Кроме того, на динамику численности влияет способность особей, слагающих популяцию, мигрировать - совершать перелеты, кочевки и т. п.

    Вопрос 2. В чем значение динамики популя­ций в природе?

    Динамические популяционные измене­ния обеспечивают устойчивость популя­ций, наиболее эффективное использова­ние организмами, слагающими их, эколо­гических ресурсов, наконец, изменения свойств самих организмов в соответствии с меняющимися условиями их жизни.

    Вопрос 3. Что такое регуляторные механиз­мы? Приведите примеры.

    Популяции обладают способностью к естественному регулированию численности благодаря регуляторным механиз­мам, имеющим характер поведенческих или физиологических реакций организ­мов на изменение плотности популяции. Они срабатывают автоматически, когда плотность популяции достигает или слишком высоких, или слишком низких значений.

    У одних видов они проявляются в жест­кой форме, приводя к гибели избытка осо­бей (самоизреживание у растений, канни­бализм у некоторых видов животных, вы­брасывание «лишних» птенцов из гнезда у птиц), а у других - в смягченной: выра­жаются в снижении плодовитости на уровне условных рефлексов (различные проявления стресс-реакций) или путем выделения веществ, задерживающих рост (дафнии, головастики - личинки земно­водных) и развитие (часто встречается у рыб).

    Интересны случаи ограничения числен­ности популяции такими изменениями поведения при увеличении плотности, ко­торые в конечном счете приводят к массо­вой миграции особей.

    Например, при чрезмерном увеличе­нии популяции бабочек сибирского шел­копряда происходит разлет части бабочек (преимущественно самок) на расстояния до 100 км.

    Вопрос 1. Что такое динамика популяций? Какие факторы вызывают колебания численности популяций?

    Динамика популяций - важнейший экологический процесс, характеризующийся изменением во времени численности организмов, входящих в их состав. Популяционные изменения - это сложный процесс, обеспечивающий устойчивость популяций, наиболее эффективное использование организмами экологических ресурсов, наконец, изменения свойств самих организмов в соответствии с меняющимися условиями их жизни.

    Динамика численности популяции находится в тесной зависимости от таких показателей, как рождаемость и смертность, которые постоянно изменяются в зависимости от множества факторов. Когда рождаемость превышает смертность, численность популяции возрастает, и наоборот: численность снижается, когда смертность становится выше рождаемости. Постоянные изменения условий жизни организмов приводят к усилению то одного, то другого процесса. В результате численность популяций колеблется.

    Вопрос 2. В чем значение динамики популяций в природе?

    Динамические популяционные изменения обеспечивают устойчивость популяций, наиболее эффективное использование организмами, слагающими их, экологических ресурсов, наконец, изменения свойств самих организмов в соответствии с меняющимися условиями их жизни.

    Вопрос 3. Что такое регуляторные механизмы? Приведите примеры.

    Популяции обладают способностью к естественному регулированию численности благодаря регуляторным механизмам, имеющим характер поведенческих или физиологических реакций организмов на изменение плотности популяции. Они срабатывают автоматически, когда плотность популяции достигает или слишком высоких, или слишком низких значений.

    У одних видов они проявляются в жесткой форме, приводя к гибели избытка особей (самоизреживание у растений, каннибализм у некоторых видов животных, выбрасывание "лишних" птенцов из гнезда у птиц), а у других - в смягченной: выражаются в снижении плодовитости на уровне условных рефлексов (различные проявления стресс-реакций) или путем выделения веществ, задерживающих рост (дафнии, головастики - личинки земноводных) и развитие (часто встречается у рыб).

    Интересны случаи ограничения численности популяции такими изменениями поведения при увеличении плотности, которые в конечном счете приводят к массовой миграции особей.

    Например, при чрезмерном увеличении популяции бабочек сибирского шелкопряда происходит разлет части бабочек (преимущественно самок) на расстояния до 100 км.

    Новое на сайте

    >

    Самое популярное