Домой Нужно знать Декларация объединенных наций составлена. Подписание декларации объединенных наций. Нужна помощь по изучению какой-либы темы

Декларация объединенных наций составлена. Подписание декларации объединенных наций. Нужна помощь по изучению какой-либы темы

Вступление США в войну

Между тем японская экспансия на Тихом океане расширялась. Преодолев соблазн напасть на Советский Союз, ослабленный войной с Германией (оккупация советского Дальнего Востока не сулила особых экономических выгод), Япония продвигалась на юг.

Американо-японские переговоры зашли в тупик. При этом Черчилль, Чан Кайши, а также голландское и австралийское правительства оказывали посильное давление на Вашингтон с тем, чтобы заставить его ужесточить свою позицию на переговорах. Рузвельт колебался, опасаясь быть втянутым в войну на Тихом океане. В конце концов, однако, он пришел к выводу, что неограниченная экспансия Японии на Тихом океане более нетерпима: она подрывала жизненные интересы Соединенных Штатов и меняла глобальную обстановку в мире в пользу держав оси.

26 ноября 1941 г. Вашингтон представил Японии документ из десяти пунктов, носивший форму ультиматума. В нем, в частности, от Японии требовалось вывести все войска из Китая и Индокитая и отказаться от поддержки в Китае любого иного правительства, кроме правительства Гоминьдана со столицей в Чунцине. Ответом Токио была массированная бомбардировка 7 декабря военно-морской базы США на Гавайях - Перл-Харбора. Американский флот, который японское нападение застало врасплох, понес тяжелые потери. США, до последнего стремившимся остаться вне войны, пришлось стать ее участником. Черчилль связался с Рузвельтом. "Теперь мы все в одной лодке", - сказал американский президент.

8 декабря Великобритания объявила войну Японии, а Гитлер еще до объявления войны США отдал приказ атаковать американские корабли. Вслед за этим последовало немедленное распространение японской агрессии на Юго-Восточную Азию. Мир окончательно раскололся на две противостоящие коалиции, и война приняла общемировой характер.

Логическим продолжением Атлантической хартии была Декларация Объединенных Наций, подписанная 1 января 1942 г. во время визита Черчилля в США. Находясь в самом начале борьбы с державами оси, США и Великобритания уже пытались предвидеть контуры послевоенного мироустройства. Проект был выработан на основе британско-американских предложений. Декларация была подписана в кабинете американского президента Рузвельтом, Черчиллем, послом СССР Литвиновым и министром иностранных дел Китая Суном.

Госдепартамент США должен был собрать подписи еще 22 наций, так или иначе сотрудничавших в антифашистской коалиции. Декларация говорила о приверженности подписавших ее стран Атлантической хартии. Полная победа над противником объявлялась необходимым условием защиты жизни, свободы, независимости и религиозной свободы, а также прав человека и справедливости. Правительства, подписавшие декларацию, заявляли о том, что употребят все свои военные и экономические ресурсы на борьбу против Германии, Италии, Японии и их союзников, будут сотрудничать друг с другом и не будут заключать сепаратного перемирия или мира с противником.

Оставшийся на дипломатической службе после своей отставки с поста наркома иностранных дел М.М.Литвинов возражал против упоминания "религиозной свободы", однако Сталин, считавший, что январь 1942 г. был не лучшим временем для дискуссий о существе демократии, принял западную трактовку.

После вступления США и ряда других государств во вторую мировую войну было официально оформлено военное сотрудничество стран, боровшихся против фашистско-милитаристского блока. Таким актом явилось подписание 01.01.1942 года в Вашингтоне Декларации 26 государств, известной как Декларация Объединенных Наций.

В числе этих 26 государств были СССР, США, Великобритания, Китай, Чехословакия, Польша, Индия, Канада, Югославия и другие страны. Эта декларация, принятая по инициативе СССР, обязывала страны - участницы антигитлеровской коалиции использовать все ресурсы для борьбы против агрессоров, сотрудничать в ходе войны и не заключать сепаратного мира.

Подписание Советским Союзом договора с Англией о союзе в войне в мае 1942 года и заключение в июне того же года соглашения с США «О принципах, применимых к взаимной помощи и ведению войны против агрессии» оформили боевой союз СССР, США и Англии. Союз великих держав с различным социальным строем в борьбе против фашистского агрессора сложился не сразу.

И в США и в Великобритании было немало людей, призывавших «не доверять русским». Влиятельные силы в этих странах всячески пытались препятствовать процессу улучшения отношений с СССР. И все же вопреки их действиям это сотрудничество расширялось и укреплялось.

Оно развивалось потому, что этого требовали объективные интересы США и Англии, потому что «от стойкости России на востоке Европы» зависели судьбы народов многих стран мира.

В первый же день агрессии Германии против СССР английский премьер-министр У. Черчилль, выступая по радио, говорил: «Гитлер хочет уничтожить русскую державу потому, что в случае успеха надеется отозвать с Востока главные силы своей армии и авиации и бросить их на наш остров» 1 .

Правящие круги США также понимали, что экспансия фашистской Германии представляет угрозу не только национальным интересам их страны, но и непосредственно интересам американских монополий. «Третий рейх» становился все более опасным экономическим конкурентом США, угрожавшим американским рынкам сбыта.

Превращение Германии в ведущую империалистическую державу нанесло бы непоправимый ущерб и политическому влиянию США в капиталистическом мире, создало бы угрозу безопасности США. Американцы и англичане совершенно обоснованно связывали безопасность своих стран с успехами или неуспехами Советской Армии.

«Люди быстро поняли, - писал известный американский публицист Г. Фримэн, что «передовая линия обороны» Америки пролегает за тысячи миль от ее берегов к востоку, и проходит она по полям кровопролитных сражений в Советском Союзе, что судьба Соединенных Штатов, как и судьба всего человечества, зависит, прежде всего, от стойкости и доблести советского народа и его Вооруженных Сил».

1 Churchill W. Op.cit, vol. III, p.331-332.

Декларация Объединенных Наций

В первый день 1942 года президент Рузвельт, Уинстон Черчилль, Максим Литвинов -- от имени Советского Союза -- и Цзы-вень -- от имени Китая подписали краткий документ, который впоследствии стал известен как «Декларация Объединенных Наций». На следующий день эта декларация была подписана также представителями двадцати двух других государств. Этим важным документом подписавшие его государства приняли на себя торжественное обязательство приложить максимум усилий для достижения победы и не заключать сепаратного мира. Осуществленный таким образом полный союз был построен на принципах Атлантической хартии. Первый пункт Декларации Объединенных Наций гласит, что государства, подписавшие ее, «присоединились к общей программе целей и принципов, воплощенной в общей Декларации президента Соединенных Штатов Америки и премьер-министра Великобритании от 14 августа 1941 года, известной под названием Атлантической хартии». Три года спустя началась подготовка к созыву Конференции Объединенных Наций в Сан-Франциско. К участию в этой Конференции были приглашены только государства, объявившие к марту 1945 года войну Германии и Японии и присоединившиеся к Декларации Объединенных Наций.

Первоначально эта Декларация была подписана следующими двадцатью шестью странами:

Соединенными Штатами Америки,

Соединенным Королевством Великобритании и Северной Ирландии,

Союзом Советских Социалистических Республик,

Структура и основные сведения о главных органах ООН

Организационная структура Организации

Генеральная Ассамблея: 193 государства-члена

Совет Безопасности: 5 постоянных и 10 непостоянных членов

Экономический и Социальный Совет: 54 члена

Международный Суд: 15 судей

Совет по Опеке: 5 членов

Структура ООН сложная и многоуровневая. Уставом ООН учреждены шесть главных органов Организации Объединенных Наций: Генеральная Ассамблея, Совет Безопасности, Экономический и социальный совет (ЭКОСОС), Секретариат, Совет по опеке, Международный Суд. Однако структура ООН значительно шире. ООН является центром решения проблем, с которым сталкивается все человечество. Эта деятельность осуществляется совместными усилиями более 30 организаций, составляющих систему Организации Объединенных Наций. Она охватывает около двух десятков специализированных учреждений (например, Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры - ЮНЕСКО, Всемирная организация здравоохранения - ВОЗ, Продовольственная и сельскохозяйственная организация - ФАО, Международная организация труда - МОТ, Международный валютный фонд - МВФ, группа Всемирного банка и другие). Кроме того, ООН включает в себя несколько программ и такие специализированные фонды, как Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ), Программа развития ООН (ПРООН), Управление Верховного комиссара ООН по делам беженцев и другие. Наконец, структура ООН включает и ряд так называемых связанных с ней органов - МАГАТЭ, ВТО и другие.

Генеральная Ассамблея. Уникальность Генассамблеи ООН состоит в том, что ее членами являются все суверенные государства мира (около двухсот). Нечленов ООН в современном мире можно пересчитать по пальцам. Это Тайвань, Ватикан и некоторые другие государствоподобные структуры. При принятии решений применяется принцип «одна страна - один голос», что означает: все страны независимо от их политического веса в мире имеют равные правовые возможности. В настоящее время в ООН численно преобладают страны третьего мира, что зачастую создает сложности развитым государствам проводить выгодные для них решения. Напротив, в 1950-е гг., до начала процесса деколонизации, Генассамблея, как правило, принимала решения в пользу стран Запада. Уязвимой стороной Генассамблеи является то, что ее резолюции не носят обязывающего характера для государств - членов. Это резолюции или декларации рекомендательной силы, роль которых состоит, прежде всего, в постановке международной проблемы, хотя на их основе могут в последствии формироваться международные договоры обязывающего характера.

Совет Безопасности. СБ - единственная структура в мировой политике, наделенная по Уставу ООН правом принимать решения, обязательные для всех стран мира (что, впрочем, не означает, что это правило не нарушается). Поэтому СБ ООН иногда сравнивают с мировым правительством, что, конечно, неверно, поскольку мир состоит из суверенных, значит - независимых, государств, а СБ фактически не имеет действенных механизмов для наказания нарушителей его постановлений. Тем не менее, такие полномочия СБ позволяют говорить о большей «авторитарности» ООН по сравнению с Лигой Наций, в рамках которой Совет Лиги (более узкая структура) пользовался рекомендательными полномочиями, а обязательные решения принимала общая Ассамблея. Такие видоизменения в полномочиях ООН по сравнению с Лигой Наций были предприняты создателями ООН в связи с неудачами, которые Лига потерпела в борьбе против милитаризма и нарастания военной угрозы в 1930-е гг. не в последнюю очередь из-за своей чрезмерной «демократичности». Впрочем, изменение полномочий структурных подразделений ООН не помогли предотвратить холодную войну и ряд серьезных локальных международных кризисов.

Структура СБ состоит из 5 постоянных членов (СССР/Россия, США, Великобритания, Франция, КНР) и 10 непостоянных членов, представляющих разные континенты и регионы планеты и меняющихся каждые два года. Особой привилегией постоянных членов является право «вето», что означает - при принятии решений в СБ не достаточно большинства голосов (9 членов), ни один из постоянных членов не должен выступить против (наложить «вето»). Принцип «вето» парализовал еще деятельность Лиги Наций, откуда он и перекочевал в ООН, где имеет такие же негативные последствия. Тем не менее отказываться от него ни один из постоянных членов СБ не желает, поскольку это может поставить под угрозу его национальные интересы при принятии коллективных решений.

Международный Суд, дислоцированный в Гааге (Нидерланды), является главным судебным органом ООН. К сожалению, исходя из функций и полномочий Международного Суда, можно констатировать его крайне низкую эффективность как правовой инстанции, если сравнивать его с внутригосударственными судами. Во-первых, в Международный суд могут обращаться только государства (протокол о частных лицах не вступил в силу). Во-вторых, это делают по собственному усмотрению только те государства, которые признают юрисдикцию Суда, а таких на сегодняшний день меньше половины в мире. В-третьих, решения Суда могут игнорироваться, поскольку принуждающими механизмами он не располагает. Все эти изъяны в деятельности Международного Суда связаны в коренными отличиями международных отношений от внутриобщественных, то есть с главенствующим в международных отношениях принципом суверенитета, не допускающим верховной власти над государствами. В результате, оказываясь в противоправной ситуации, сильные государства используют собственные средства давления на «обидчика», а слабые ищут протекцию у сильных или мирятся с ситуацией. За все время существования (с 1946 г.) Международный Суд рассмотрел менее сотни дел.

Генеральный секретарь - главное административное лицо в ООН. Работа Генерального секретаря предусматривает регулярные консультации с мировыми лидерами и другими авторитетными лицами, участие в работе сессий различных органов ООН, поездки по странам с целью координации усилий по укреплению мира. Несмотря на важность функций Генерального секретаря, стоит отметить его сугубо административную, а не политическую роль. Косвенным подтверждением этого является тот факт, что никогда еще Генеральный секретарь не был гражданином влиятельной державы мира. Нынешним Генеральным секретарем ООН является Пан Ги Мун (Южная Корея). Его предшественниками на этом посту были (последовательно с момента образования ООН): Трюгве Ли (Норвегия), Даг Хаммаршельд (Швеция), У Тан (Бирма, ныне Мьянма), Курт Вальдхайм (Австрия), Хавьер Перес де Куэльяр (Перу), Бутрос Бутрос-Гали (Египет), Кофи Аннан (Гана). Даг Хаммаршельд погиб в авиакатастрофе в Африке в 1961 г., что совпало с его попытками активного участия в политике колониальных держав в этом регионе.

В связи со вступлением США во вторую мировую войну встал вопрос об укреплении сотрудничества СССР, Великобритании и США в борьбе против общего врага. Советское правительство со своей стороны считало необходимым сделать для этого все возможное.

В результате перехода Красной Армии под Москвой в успешное контрнаступление в Лондоне и Вашингтоне стали гораздо выше оценивать роль СССР в войне против блока агрессоров. Тем более что США и Великобритания терпели на Дальнем Востоке одно крупное поражение за другим. Но действительно принципиальных изменений в их позиции по отношению к СССР все же не произошло. Решать мировые проблемы они по-прежнему намеревались только сами, без участия Советского Союза. А. Идену, отбывшему в Москву как раз в день нападения Японии на США, никаких новых, дополнительных указаний дано не было.

Совсем по-другому относились в Лондоне к сотрудничеству с США. Черчилль решил самолично отправиться в Вашингтон, где с 22 декабря 1941 г. по 14 января 1942 г. вел переговоры с политическими и военными деятелями США. О серьезности намерений Черчилля свидетельствовал также тот факт, что вместе с ним в Вашингтон прибыли английские начальники штабов. Хотя даже из документов, подготовленных в связи с поездкой, видно, какое значение в Лондоне придавали роли Советского Союза в достижении победы, он намеревался согласовывать свои военно-стратегические планы лишь с США.

В документе о будущей англо-американской стратегии, подготовленном 16 декабря британскими военными органами, отмечалось значительное изменение положения в мире за последнее время, а именно:

«а) Провал германской военной кампании против России. Сохранение русского фронта является одновременно огромнейшим вкладом в процесс ослабления боеспособности войск противника и подрыва его морали. Открываются новые возможности. Если русские армии будут в состоянии продолжать сражаться, то союзники впервые будут иметь на континенте фронт, с которого можно совершить прямое вторжение на территорию Германии при первых признаках деморализации врага. По этим соображениям мы рассматриваем продолжение сопротивления со стороны России как имеющее первостепенное значение для объединившихся держав в их стратегии разгрома Германии.

б) Вступление в войну Японии и недавняя потеря объединившимися державами ряда линейных кораблей уже заставила нас перейти к обороне на Дальнем Востоке, во всяком случае временно...»

Таким образом, британские военные органы признавали, что пока единственным обнадеживающим моментом были победы героической Красной Армии. В документе признавалось и то значение, которое СССР впоследствии мог сыграть в разгроме японских агрессоров: «Вступление России, располагающей бомбардировщиками, которые со своих баз могут покрывать расстояние до Токио, и значительным подводным флотом во Владивостоке, в войну против Японии имело бы громадное значение».

Британские военные руководители считали необходимым сначала одержать победу над Германией, а лишь затем над Японией.

Принципиально менять свои средства и методы ведения войны с Германией военные круги Англии не собирались. По-прежнему это были блокада, бомбардировки и подрывные действия, но добавлялся еще один пункт - «поддержка России». Под этим пунктом имелись в виду поставки Советскому Союзу военных материалов, а по существу - старый британский принцип ведения войны чужими руками.

Сама Великобритания и далее собиралась заниматься прежде всего сохранением своих имперских позиций на Ближнем и Среднем Востоке. При этом отмечалось «по крайней мере временное облегчение положения» в данном районе в результате отпора германским войскам на всем русском фронте, «особенно успеха русских у Ростова». В Лондоне начали разрабатываться планы высадки англо-американских войск во Французской Северной Африке .

Ни на 1942 г., ни даже на 1943 г. наступательных действий английских и американских войск непосредственно против Германии не предусматривалось. В Лондоне исходили из того, что в течение предстоящих двух лет Советский Союз по-прежнему должен будет воевать с Германией в одиночку.

США лишь недавно оказались в состоянии войны, и их военные органы были подготовлены к англо-американской встрече менее обстоятельно, чем британские. Но по ряду вопросов у них уже сложилось определенное мнение. В Вашингтоне разделяли взгляды британского правительства, что, несмотря на опасную обстановку на Тихом океане, основой стратегии должен быть разгром в первую очередь Германии. С этой целью американские военные органы считали необходимым осуществить решительное большое наступление «с сосредоточением главных сил в Западной Европе». Это наступление должно было проводиться «во взаимодействии с возможно более сильным русским наступлением на Восточном фронте» .

Возможная высадка войск западных союзников во Французской Северной Африке, где никаких немецких войск не было, рассматривалась американскими военными органами не только как второстепенное мероприятие, но и как нежелательное отклонение от основной цели .

Однако Рузвельт придавал большое значение высадке в Северной Африке. В результате визита Черчилля в Вашингтон было согласовано, что для высадки будут подготовлены экспедиционные войска в составе примерно 90 тыс. американских и 90 тыс. британских солдат. Предполагалось, что подготовка потребует около шести месяцев .

В Вашингтоне был составлен документ, содержавший согласованные англо-американские планы военной стратегии. За основу были приняты британские предложения.

Учитывая опыт первой мировой войны, государственный секретарь США К. Хэлл подготовил предложение о создании Верховного военного совета в составе глав правительств или представителей правительств США, Великобритании, Китая и СССР. Задача его заключалась в общем руководстве войной. Это предложение было рассмотрено Рузвельтом и Черчиллем, но не встретило их поддержки . Поскольку онй не Собирались согласовывать свои стратегические планы и действия ни с Советским Союзом, ни с Китаем, то создание такого органа не соответствовало их намерениям. Они решили учредить двусторонний англо-американский Объединенный комитет начальников штабов, ставший руководящим органом империалистического блока США и Англии в войне.

Таким образом, после вступления США в войну началось согласование британских и американских стратегических планов. У Великобритании, США и СССР были общие враги - Германия и ее союзники, но в результате позиции Лондона и Вашингтона получалось, что англо-американский блок воевал как бы сам по себе, а Советский Союз сам по себе. Американский историк официального направления У. Макнейлл констатировал, что во время вашингтонских переговоров был определен характер военных отношений США и Великобритании с Россией, заключавшийся в том, что таких отношений не было. «В результате этого, - писал он, - велись две отдельные друг от друга войны » . Г. Колко констатирует, что против агрессивного блока воевали как бы две коалиции: во-первых, «действительная коалиция» между Великобританией и США, которые были связаны общими коренными интересами, хотя между ними иногда и возникали серьезные конфликты; во-вторых, коалиция англо-американского блока с СССР .

Что касается принятого во время встречи в Вашингтоне решения о необходимости разгромить в первую очередь Германию, то это соответствовало также и интересам Советского Союза. Но откладывание Великобританией и США начала активных действий на европейском континенте на неопределенный срок резко снижало фактическое значение этого решения.

Англо-американские планы, сводившиеся к тому, чтобы затянуть на несколько лет начало военных действий непосредственно против Германии и заняться пока захватом французских и итальянских колониальных владений в Северной Африке, то есть воевать не на европейском, а на африканском континенте, резко осложняли положение СССР. Эти планы означали, что вся тяжесть вооруженной борьбы с Германией и впредь будет падать почти исключительно на Советский Союз, а США и Англия будут отсиживаться за морями и океанами. Британская и американская дипломатия с готовностью оказывала Советскому Союзу «моральную поддержку», скрывая от него эти свои сугубо империалистические планы.

Рузвельт и Черчилль считали необходимым юридическое оформление военно-политического союза всех государств, находившихся в состоянии войны с Германией, Италией, Японией и их сателлитами. Сразу же после нападения со стороны Японии правительство США начало разрабатывать проект совместной декларации всех этих государств. При этом в Вашингтоне исходили из того, что первую скрипку в этом союзе должны будут играть именно Соединенные Штаты. В отличие от первой мировой войны, когда США принадлежали не к основным «союзным» государствам, то есть державам Антанты, а только к «присоединившимся» к ним странам, правительство Соединенных Штатов на этот раз, как пишет в своих мемуарах К. Хэлл, «хотело объединиться в полный союз с другими государствами, воевавшими со странами оси». «Декларация, которую мы теперь подготовили, - писал он, - имела характер союза . Она содержала два главных положения, обычно имеющихся в военном союзе, а именно обязательство о полной поддержке и сотрудничестве в ведении войны против общего врага и обязательство не прекращать военных действий против общего врага иначе как с общего согласия» .

По прибытии Черчилля в Вашингтон Рузвельт согласовал с ним проект этой декларации. Затем, 27 декабря, они информировали об этом проекте М.М. Литвинова, подчеркнув важность декларации «в качестве демонстрации солидарности и решимости воевать до победы» . Советскому послу был передан проект декларации в целях согласования его с Советским правительством. Через два дня он сообщил о согласии правительства СССР подписать декларацию. Правда, поскольку Советский Союз не находился в состоянии войны с Японией, встал вопрос о том, опубликует ли СССР самостоятельную декларацию или же в текст общей декларации будут внесены соответствующие уточнения. Было решено, что предпочтительнее участие СССР в общей декларации. В связи с этим в текст внесли некоторые поправки, предложенные Советским правительством .

По инициативе Рузвельта первоначальное название документа - «Декларация объединившихся держав » было изменено на «Декларация Объединенных наций ». Английское слово «nation» имеет два значения: «государство» и «народ». Речь шла о декларации государств, а не народов, но Рузвельт всегда придавал немалое значение пропагандистской стороне вопросов. Видимо, поэтому он и предложил слово «нации».

1 января 1942 г. в Вашингтоне эту декларацию первыми подписали Рузвельт, Черчилль, Литвинов и представитель Китая Сун Цзывень. Затем на ней поставили свои подписи представители еще 22 государств. Во вступительной части декларации указывалось, что для защиты жизни, свободы, независимости и для сохранения человеческих прав и справедливости необходима «полная победа» над врагом. Подчеркивалась также связь этой декларации с Атлантической хартией. В декларации содержались следующие важнейшие обязательства:

«1) Каждое правительство обязуется употребить все его ресурсы, военные и экономические, против тех членов тройственного пакта и присоединившихся к нему, с которыми это правительство находится в войне.

2) Каждое правительство обязуется сотрудничать с правительствами, подписавшими настоящую декларацию, и не заключать сепаратного перемирия или мира с врагами».

Декларация была открыта для присоединения других государств .

26 государств, подписавших Декларацию Объединенных наций, официально стали союзниками в войне . Была создана мощная коалиция государств, воевавших против блока фашистских агрессоров, которая получила название «Объединенные нации». Во всех подписавших ее странах декларации придавалось огромное значение. Общая оценка в большинстве из них сводилась к тому, что силы коалиции настолько мощнее сил блока агрессоров, что можно твердо рассчитывать на ее победу в войне.

Декларация Объединенных наций имела принципиальное значение и для Советского Союза. Если в 1941 г. СССР заключил соглашения о союзе и сотрудничестве в войне только с Великобританией, Польшей и Чехословакией, то теперь его союзниками стали 25 капиталистических государств. Особенно следует отметить тот факт, что в результате подписания этой декларации США стали союзниками СССР и Великобритании.

Однако судьбы войны решались все же не путем подписания деклараций, а на полях сражений. Участники декларации обязались употребить в войне все свои военные и экономические ресурсы. Советский Союз действовал именно так. Но о других государствах, подписавших декларацию, как показали дальнейшие события, этого нельзя было сказать. Они участвовали в войне далеко не всеми своими силами. Переговоры между Рузвельтом и Черчиллем в Вашингтоне свидетельствовали о том, что на ближайшее время они никаких крупномасштабных действий даже не намечали.

Новое на сайте

>

Самое популярное