Домой Хозяйке Как успокоиться после дтп. Стресс после аварии. Что делать? Какими приемами пользуются психологи и психотерапевты

Как успокоиться после дтп. Стресс после аварии. Что делать? Какими приемами пользуются психологи и психотерапевты

На автотранспорт приходится львиная доля аварий – до 80%, согласно мировой статистике. Среди водителей принято обсуждать сложность ремонта, ущерб и юридические аспекты аварии: кто виноват, как вести себя на суде и т. д. При этом никто не озвучивает психологические травмы. А зря. Ведь даже мелкая авария может существенно повлиять на водителя – после ДТП многие панически боятся не только садиться за руль, но даже ездить в качестве пассажира. Кроме того, такая травма может привести к проблемам в семейной жизни и работе.

«Сегодня» с помощью специалистов центра контраварийной подготовки «Корда Профи» и центра практической психологии «Имаго» выяснила, как пережить стресс с минимальными потерями.

Синдром фронтовика

В литературе по психиатрии часто используют словосочетание «афганский синдром» (впервые стало фигурировать после обследования ветеранов войны в Афганистане). Оно означает постоянное чувство угрозы для жизни, страх смерти, боли, излишняя подозрительность, навязчивые идеи. Медицинское название – посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР). Несмотря на то, что водители, попавшие в ДТП, в подавляющем большинстве случаев никогда не были на войне, очень часто они испытывают свойственные военным синдромы. «После аварии прошел уже год, а я когда сажусь за руль, ощущаю спиной и затылком опасность, даже когда дорога пустая. Я прямо чувствую, что вот-вот снова попаду в ДТП», – делится проблемой водитель Алексей М.

Такого рода расстройство, если не обратиться за помощью к психологу, может привести к серьезным проблемам. Психотерапевты вспоминают пациента, который дошел до того, что стал бояться садиться в транспорт вообще. При этом стал раздражительным и агрессивным, что привело к проблемам в семье. Другой пациент стал излишне суеверным и испортил отношения с близкими людьми – ему казалось, что его сглазили завистники.

«Часто стресс пытаются лечить водкой или таблетками. Буквально за год такой «терапии» к ПТРС прибавится зависимость и проблемы со здоровьем», – говорят эксперты.

Путь к автореабилитации

Во-первых, ни в коем случае нельзя долго корить себя за аварию – вы действовали согласно тем знаниям и навыкам, что у вас были на тот момент. Во-вторых, нужно осознать, что страх – естественная реакция организма, вызванная инстинктом самосохранения. И если человек уже побывал в ДТП, когда угроза его жизни или здоровью, в том числе психическому, была ощутима, то организм как бы пытается не допустить ее повторения. Перед водителем стоит задача уговорить самого себя в том, что в случае повторения аварийной ситуации вы сможете выйти из нее. Для этого нужно прокрутить несколько раз ее в голове (рассматривая ситуацию со стороны так, будто смотрите видеозапись), а затем обсудить с опытным водителем либо инструктором одного из центров повышения квалификации водителей. Это позволит понять, каких навыков управления авто не хватило, изучить их на закрытой площадке (где бояться нечего) и отработать до автоматизма – чтобы при возникновении опасности сработал условный рефлекс.

Оградитесь от критики

Попавшим в ДТП водителям-новичкам (особенно женщинам) близкие, сами того не осознавая, часто прививают комплексы – говорят обидные слова либо демотивируют фразами вроде «я же говорил», «тебе еще рано», «не твое» и тому подобное (в том числе с использованием ненормативной лексики). Такого рода информационная обработка, пусть и из лучших побуждений, способна ввергнуть человека в депрессию. Кроме того, она опасна в том случае, если водитель все-таки рискнет сесть за руль, сказанные фразы способны настроить на новую аварию. Поэтому лучше сразу договориться с родственниками и друзьями не обсуждать эту тему. А если в ДТП побывал кто-то из ваших близких, окажите ему максимальную психологическую поддержку. Ведь, по словам экспертов, чем быстрее после аварии человек снова начинает водить, тем легче ему избавиться от страха снова попасть в аварию.

1. Отдохните. Даже если ДТП незначительное (мелкие царапины), лучше в этот день не планировать поездок, а передохнуть. Даже при мелкой аварии у человека выделяется адреналин и нужно дать организму время прийти в норму.

2. Настрой. Что ни делается — то к лучшему. Возможно, ангел-хранитель позволил попасть вам в небольшое ДТП для того, чтобы вы не попали в крупную аварию в этот же день. К тому же опыт всегда постигается путем проб и ошибок.

3. Взгляд со стороны. Проанализируйте аварию, но представляя, что за рулем находитесь не вы, а кто-то другой.

4. Помощь специалистов. Если стресс не проходит сам по себе, поможет только психолог. А дополнительные знания и правильные навыки вождения можно закрепить лишь с помощью профессионального инструктора. Советчик-сосед может лишь усугубить ситуацию.

5. Сроки. Уже через несколько дней после ДТП желательно снова сесть за руль. Пусть это даже будет авто инструктора. Иначе навыки быстро потеряются, что усугубит страх.

Вверх — Отзывы читателей (1) — Написать отзыв — Версия для печати

а некоторые негодяи после совершения ДТП со смертельным исходом продолжают через 20 дней гонять на уже новой машине, получая очередные штрафы за превышение скорости



Выскажите своё мнение о статье

Имя: *
E-mail:
Город:
Смайлики:

Трое героев из Владивостока рассказывают о том, как попали в ДТП и выжили

Текст: Мария Володина
Фото: из архива героев

17 октября 2016 года трое молодых спортсменов выехали на арендованной машине из Владивостока в сторону Красноармейского района. На развилке «Арсеньев-Хабаровск» в 05:30 утра водитель не справился с управлением, а машина улетела в кювет. Она совершила три боковых переворота и врезалась в дерево. «Вл3000» попросил участников аварии рассказать о своем опыте, а спасателя и психолога - его прокомментировать.

В ночь на 17 октября водитель микроавтобуса Toyota Voxy ехал с тремя пассажирами на север Приморского края. В точку назначения необходимо было приехать к полудню (ребят ждали с образовательной программой), поэтому из Владивостока выехали в 03:00 ночи.

На пассажирском месте рядом с водителем сидел Алексей*, сзади лежал Константин, Максим разместился на втором ряду задних сидений. В 05:30 утра водитель отвлекся на навигатор, потерял бдительность и не справился с управлением.

Откинув спинку сидения, Алексей дремал, но проснулся, услышав встревоженный голос водителя. На скорости машину развернуло и унесло боком в кювет, автомобиль успел сделать три полных оборота, пока не врезался в дерево.

Алексей: «Машину несло по гравийке и поворачивало боком, на размышление было не больше трех секунд. Я схватился обеими руками за поручень, поджал голову, напряг все тело в ожидании удара. Первый удар прогремел, когда машина слетела в кювет, наполненный водой. Автомобиль опрокинулся на бок и начал крутиться. Оглушительные удары сыпались со всех сторон, по салону лететало битое стекло, грязь и вода.

Ремень безопасности позволил мне сохранить тело сгруппированным, не вылететь из окна и остаться без серьезных травм. Как я сообразил сгруппироваться? Таким образом я приготовился к удару. Думаю, мне помог опыт и реакция, выработанная при занятиях спортом».

После первых ударов несколько стекол выбило, а при одном из оборотов в окно вылетел Константин.

Константин: «Я помню абсолютно все, от начала и до конца. Так ясно, как будто это было сегодня. Перед вылетом я почувствовал резкий заход в поворот, давление в сторону, жесткий удар. Машину начало крутить, а буквально на втором обороте меня выкинуло из бокового окна. Пролетев метров шесть, я приземлился в кустах. В момент самого полета не было ничего, что обычно показывают в фильмах. Мысли были спокойными и ясными, а время длилось медленней, чем могло показаться со стороны, - удар о землю… и тишина.

После первого удара не было ни единой мысли, чтобы сгруппироваться или схватиться за что-то. Наоборот, я расслабился и отпустил все, что происходило в этот момент. Я чувствовал, как стекла и вещи переворачиваются и бьются о меня. Инстинкт самосохранения сработал так, что тело было полностью расслаблено - видимо, поэтому я и отделался легкими повреждениями».

На заднем сидении непристегнутый лежал еще один пассажир, он сразу получил несколько ударов по голове.

Максим: «Я не видел, что происходило, но практически сразу понял, когда мы выехали на гравий, что сейчас нам пипец. Вращаться через голову мне не привыкать, но тут немного другое. Первые мысли были такими: “Вот черт, быть такого не может, я, наверное, все еще сплю. Я же должен в Красноармейский район ехать, как же глупо будет так умереть”.

Как вообще тело себя повело, не могу вспомнить, но потом еще долго болели мышцы пресса, спины, плечи и бедра. Возможно, в стрессовой ситуации они были в перенапряженном состоянии. После остановки я понимал, что надо вылезать, но никак не мог вспомнить, куда мы ехали и зачем, кто рядом и почему я вообще не дома».

После того, как машина уперлась в дерево, Алексей пришел в себя, провел перекличку: «Макс, Сергей, Костя, все живы, переломы есть, двигаться можете?» Когда убедился, что все целы, то позвонил во Владивосток своей коллеге и попросил забрать их из Спасска.

Когда парни по очереди отозвались, я уже вылезал из машины и дико радовался тому, что все целы. Легкие ушибы мягких тканей, царапины на лице, ссадины - это чудо! Такой день называют вторым днем рождения. Впервые в жизни я был так близок к нелепой смерти. Эти три оборота, словно замедленная съемка, отпечатались в моей голове».

Алексей с водителем стали вытаскивать из перевернувшейся машины все вещи. Ехавший позади автомобиль остановился и осветил фарами место происшествия.

Константин: «Когда я приземлился и стало тихо, кто-то из ребят спросил: “Все живы?”. Я сразу встал. В глазах сначала была небольшая пелена, но через несколько секунд все развеялось, и я понял: мы разбились! Я стоял босиком, в боку чувствовалась небольшая боль, а голова была вся в грязи. Меня очень беспокоило, не пострадал ли кто. К счастью, все обошлось.

Сказать честно, выехав из города в три часа ночи, я сказал себе, что утром напишу и пожелаю доброго утра одной очаровательной девушке. Чтобы она, возможно, улыбнулась, и ее день начался с этой улыбки. И вот, после ударов, кручений, полета и падения, я встал, убедившись, что все живы, нашел в кустах свой телефон и отправил ей сообщение. Эта мысль даже тогда не выходила у меня из головы. Уже после этого мы начали искать и собирать все свои вещи, которые раскидало по земле.

Спустя время я все больше и больше удивляюсь тому, что после всего, что произошло, из травм у нас только небольшие порезы, царапины и ушибы, и никакого сотрясения».

Несколько раз рядом останавливались проезжавшие мимо машины, водители интересовались, все ли в порядке и не нужна ли помощь. Кто-то из них позвонил в полицию и сообщил о ДТП.

Максим: «Когда я вышел из машины, меня начало сильно трясти, ребята сразу дали мне три куртки. Частично мы упали в болото, были все мокрые, но трясло меня, кажется, вовсе не из-за холода. Пришло понимание, что любой из нас мог остаться покалеченным или умереть. И хотя я вспомнил, куда мы едем, не мог прийти в себя еще на протяжении получаса.

В голове был полный беспорядок: у меня столько планов на эту неделю, теперь надо все переносить, но среди них есть несколько значимых вещей. Еще я должен был сказать что-то важное, а ведь мог умереть и все… Господи, да у меня же дома жена с ребенком, как она его без меня подымала бы? И чувство бесконечной усталости - почему все так сложно, неужели нельзя для счастья жить проще, без таких сложных схем?».

Алексей позвонил знакомым в Спасск-Дальний, вызвали эвакуатор. Скоро после аварии приехала бригада ДПС. Максим немого хромал, но скорую вызывать не стали. Примерно в 9 утра парни уже ехали в больницу. К тому времени адреналин отошел, Максим почувствовал сильную боль в спине и опасался за внутренние органы. Все кости оказались целы, анализы в норме - отделался сотрясением, ушибами и растяжениями.

Алексей: «Я представил, что было, если бы я погиб. Как расстроилась бы моя мама, отец и брат, как бы я подвел ребят и девчонок, которые у меня тренируются. А как же те районы, куда мы только собираемся поехать? Я вспоминал самые ценные моменты жизни: кому помог, на кого повлиял, куда тратил отведенное мне время и еще раз четко убедился, что материальное ничего не значит, когда речь идет о жизни и смерти. Я то улыбался, радуясь спасению, то грустил, вспоминая близких. Я сделал фото, на котором улыбаюсь, таким я себе нравлюсь больше».

Что говорят спасатели

Любое ДТП - это тяжелое физическое и психологическое испытание. Важно правильно вести себя в экстренной ситуации и уметь восстанавливаться после происшествия.

Сергей Удовик, спасатель Владивостокской городской поисково-спасательной службы (МКУ «ВГПСС»): «Первым делом нужно заглушить машину, если она работает, и вызвать “Скорую помощь”. Сотрудники “Скорой” сами сообщат о ДТП спасателям, пожарным и полиции. Дальше - проверить, находятся ли пассажиры в сознании, понять, у кого есть травмы. Самое главное - прослушать дыхание и остановить кровь. Пульс слушать нужно, но это не так эффективно, как дыхание - вы можете принять за чужое свое собственное сердцебиение.

Если человека зажало чем-либо, ни в коем случае нельзя его доставать, так можно только сильнее навредить. Это же касается фиксации сломанных частей тела: оказывать помощь можно только в том случае, если вы это умеете. Помните, что за все неправильные действия вы можете понести ответственность.

Проверьте, возможно ли возгорание машины (недавно о предотвращении возгорания написали VL.ru). Если ничего не угрожает, то человека лучше не вытаскивать и сначала привести в сознание, а если машина начинает дымиться и гореть, то здесь уже главное - успеть всех вытащить. По возможности нужно скинуть клеммы с аккумулятора и поставить машину на ручной тормоз или что-то подложить под колеса, чтобы она не поехала».

Альбина Яковенко, клинический психолог: «После ДТП дайте себе время на восстановление: не садитесь за руль, передвигайтесь тем транспортом, в котором вы чувствуете себя в безопасности, ходите пешком.

Когда вы учились водить машину, то первое, что делали, - это садились на водительское кресло и привыкали к габаритам, чувствовали машину. Проделайте то же самое. Сядьте в кресло, расслабьтесь, закройте глаза и вспомните самые приятные моменты в вашей жизни - первое свидание, получение желанного подарка, день, когда вы впервые выехали на дорогу и поняли, что машина вас слушается. Постарайтесь еще раз пережить свои ощущения. Запустите двигатель только тогда, когда почувствуете, что паники нет. На это может уйти несколько дней.

Сначала не спешите уезжать далеко от дома. Почувствуйте машину, попытайтесь с ней договориться, понажимайте педаль тормоза, поверните влево, вправо. Вы должны видеть и понимать, что машина вам не враг, она вас слушается.

Как только почувствовали, что вам комфортно, можете выехать на оживленную дорогу. Следите за своим состоянием и ощущениями. При появлении страха и недомогания не паникуйте, сверните на обочину, успокойтесь. Если все прошло - езжайте дальше по своим делам, если нет - вернитесь на стоянку.

Совершайте каждый этап без спешки и насилия над собой. Если у вас не получилось справиться в течение двух-трех недель, то обратитесь к психологу. Он подберет программу и упражнения, помогающие именно вам, главное - не оставляйте все, как есть. Чем дольше вы не обращаетесь за помощью, тем сложнее будет выходить из состояния травматизации».

(Траффик- психология, прикладные практики психологической самопомощи после аварий)

Валерий Егоров врач, психолог, Ваш Доктор Чувств, практик широкого профиля, сочетающий психотерапевтическое & эзо-видение проблем с медицинским.

___________________________________________________________________

Чрезвычайные происшествия (ЧП): техногенные катастрофы, наводнения, аварии крупные и мелкие… в наше непростое время, увы, но стали реальной, постоянной темой новостей.

Поэтому интерес к психологии экстремальных ситуаций, аварий… в современном мире неуклонно растет, как среди политиков, социологов, философов, так и среди практических психологов.

Дорожно-транспортное происшествие (ДТП) уже давно вышли на первое место в списке причин гибели молодых людей в мире. По данным ГИБДД в России ежегодно происходит 200 тысяч ДТП, в которых погибает 27 тысяч человек и получают ранения 250 тысяч.

Интересные факты из Википедии:

  • «В США, несмотря на распространённость огнестрельного оружия и очень низкую смертность в дорожных авариях, вероятность погибнуть в автопроисшествии в двадцать раз превышает шанс быть застреленным.
  • Р. Нургалиев, генерал армии и министр внутренних дел РФ, 23 сентября 2009 года сказал, что «как показывает практика, более 80 процентов всех ДТП происходит по вине самих водителей, вследствие чего «человеческий фактор» рассматривается в качестве ключевого направления»

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) изучив ситуацию с ДТП в самых разных странах мира, пришла к констатации факта: травматичность и смертность на дорогах уже приняла характер глобальной эпидемии.

Аварии страшат не только своими непосредственными разрушительными последствиями, но и долгосрочным эффектом, которое они оказывают на психофизическое состояние травмированных, его знакомых как близких, так и дальних, его родных… да на всё человеческое общество.

Травматическая психологическая инфекция переживаний это как особый вид психологического гриппа, что передаётся от человека к человеку даже без непосредственного личного контакта. Средства электронной, бумажной коммуникации, все средства массмедиа – благоприятная среда для этого инфицирования и развития данной психоэпидемии.

Многим жертвам автомобильных аварий трудно справиться со своими мыслями, чувствами, настроением и поведением после столкновения. И сегодня как никогда актуально развитие такого направления психологической помощи как транспортная психология, или как её обозначают на Западе «Traffic Psychology»

«Траффик- психология» ставит своей целью пролить свет на некоторые из наших закономерных тенденций поведения при ДТП и после. Затрагивает взаимосвязь поведения при несчастных случаях, занимается помощью в избавлении от негативных симптомов и сценариев после перенесённых психологических травм при авариях, а это и диагностика психических состояний человека, переживающего или пережившего психотравму при ДТП, это и практическая психологическая коррекция, консультирование и психотерапия.

Немного о физиологии стресса:

Все живые существа испытывают в той или иной форме физический и психологический стресс. Стресс жизненно необходим для нашего развития и эволюции. Стрессовые переживания для тела в процессе физических упражнений дают нашему телу силу. Стрессируя сознание в процессе тренировок ума, наш мозг становится острее в восприятии и интуитивном конструктивном реагировании… И мы мудреем, становимся психологически и физически более устойчивыми. В норме, когда мы заканчиваем спортивные или умственные упражнения, «нормальный стресс» заканчивается, и мы расслабляемся.

Тогда почему же стресс считается «вредным»? Не совсем так. Вреден стресс в тех ситуациях, когда естественное желание свернуться, закрыться, убежать, сопротивляться агрессивному действию среды, вызывает запредельные состояния возбуждения или торможения, именно такие состояния порождают тревогу, страхи, фобии, приступы паники.

Для большинства эти симптомы краткосрочны. Они могут длиться несколько дней или даже недель, но их интенсивность постепенно снижается и наконец, полностью исчезает. — Это можно с полной ответственностью обозначить, как: «нормальная реакция на ненормальные события».

Но если у Вас возникло состояние посттравматического стрессового расстройства (ПТСР), то тягостные симптомы не уменьшаются. День за днём… они нарастают: Вы можете начать чувствовать себя с каждым днём всё хуже и хуже.

В чём разница между Посттравматическим стрессовым расстройством (ПТСР) и нормальной реакцией на травму:

После травматического события, почти каждый из нас испытывает некоторые из симптомов посттравматического стрессового расстройства. Когда чувства безопасности и доверия у человека находятся в состоянии раздрая, это, в общем-то, даже нормально чувствовать себя немного сумасшедшим, отключившимся, онемевшим… И мы видим кошмарные сны, возникает, казалось бы, ничем не мотивированное чувство страха по поводу привычных событий и действий. Нам очень трудно или даже невозможно перестать думать о том, что произошло. Возникает страх сесть за руль или вообще в транспортное средство.

Нормальная реакция на травму становится ПТСР, тогда, когда Вы в этом вышеперечисленном, «зависли»

После любого травматического опыта, наши ум и тело находятся в шоке. Чем отлично ПТСР от нормального травмоопыта? — Дни идут, а интенсивность переживаний не уменьшается, переживания «зависли» или нарастают.

Признаки и симптомы посттравматического стрессового расстройства (ПТСР)

Хотя каждый человек – индивидуальность, но есть у всех нас, людей, много общего в переживаниях: Существуют три основных вида симптомов ПТСР :

  1. Повторное переживание травматического события
  2. Навязчивые мысли о том, как избавиться от этих переживаний, как забыть всё, что напоминает о травме
  3. Состояние повышенной тревожности, эмоционального возбуждения, или бесчувствие, в стиле Варвары-Красы -длинной косы: «что воля, что неволя… — всё равно»

Какие симптомы ПТСР после автомобильной аварии?

После любого травматического опыта, человек может периодически сталкиваются с кошмарами, навязчивыми воспоминаниями, желанием не говорить о травмирующем событии, а также возникает стремление избежать ситуаций, места, человека… которые напоминают об этом травматическом событии. В случае если случившееся событие непосредственно угрожало жизни при дорожно-транспортном происшествии, человек может избегать вождения и любых поездок, даже если он был просто пассажиром в автомобиле, или был на месте, где произошел несчастный случай и это его потрясло.

Меня зовут Андрей, мне 20 лет, я попал в автоаварию вместе с моим другом. Нас сбил автомобиль, которым управляла женщина, мы находились на пешеходном переходе, и это не было нашей виной. Друг почти не пострадал, а у меня было сотрясение мозга, я лежал в нейрохиругии три недели, но после того, как женщина сбила нас, автомобиль её ударился о столб и она погибла. Мне очень плохо, я не могу сесть за руль, скажите, разве это нормально? Мои родители не понимают, почему я не могу сесть за руль, не могу водить, хотя уже с 16 лет умею это, пытаются мне как-то помочь и это меня ещё больше расстраивает. Как мне побороть свой глупый страх и наладить свою жизнь?

Час добрый, Андрей! Как это не парадоксально прозвучит, но Ваше состояние реакции на аварию «нормально». И Ваш страх не глуп, Вы сегодня познакомились на своём горьком живом опыте, с тем, что жизнь довольно хрупка и если до этого случая для Вас опасность вождения и хождения по дороге была некой абстракцией, то теперь Вы на своём опыте чувствуете, как мы, люди, все зависим друг от друга. А значит, соблюдение правил движения и правил проживания – это залог нашей общей безопасности и тех, кто за рулём и тех, кто идёт пешком.

Вы временно утратили свою естественную способность выключать осознание опасности, которое человек должен делать всякий раз в случае его поездки в автомобиле, поезде, самолёте… потому как это передвижение, да и многие другие вещи мы не всегда в состоянии контролировать, мы просто доверяем себя, свою жизнь автомобилю, нашему умению водить или водителю, пилоту, машинисту поезда…

Ещё один аспект: вполне вероятно, Вы переживаете ещё и иррациональное чувство вины как оставшегося в живых перед близкими той женщины. Да, она была виновата в ДТП, но всё равно Вы можете чувствовать некую несправедливость от того, что Вы с другом выжили, а она нет.

Как быть, как жить, как наладить? Пошаговый алгоритм:

Чтобы получить доступ к этому важному материалу — нажмите кнопочку и блок с действенным алгоритмом откроется:

1. Первое, что необходимо для себя сделать, это дать себе время. Если случай произошёл пару-тройку недель назад, то стоит дать себе временную передышку на восстановление и просто банально отлучить себя недели на две от вождения вообще.

2. Следующий шаг: начать себя приучать к водительскому месту. Ваша машина на стоянке или в гараже? И Вы просто садитесь за руль, и какое-то время побудьте там. Не запускайте двигатель! При этом не сдерживайте своё дыхание, а старайтесь дышать в медитативном ритме: вдох-выдох, ощущая, как воздух проходит в ноздри и как он прохладен… выдыхая, ощущайте, что он уже тёплый. Побудьте с этими ощущениями. Возможно, таких подходов к сиденью водителя будет необходимо сделать несколько раз, прежде чем Вы почувствуете себя комфортно.

3 . Третий шаг – это запуск двигателя. Если появляется паника и хочется сбежать куда подальше от всего этого, то не спешите со стартёром, возможно, сегодняшний день ещё не тот день, когда время запуска двигателя пришло. Но всё же, посидите на кресле водителя и снова подышите в медитативном ритме, неплохо и вполне психологически терапевтично будет включить любимую мелодию, и подышать под её звуки. Как только приступы паники перестанут Вас беспокоить, запускайте мотор!

4. Проходит время и сегодня Ваше время трогаться с места. Пока не спешите в любимый магазин или на дачу. Ограничьте себя движением вверх- вниз, туда-сюда… по ближайшей к стоянке машины и знакомой Вам дороге.

5. Как только почувствуете, что Вам перестало быть за рулём дискомфортно, выезжайте на более оживлённую трассу.

Совершайте каждый этап не спеша, без суеты и насилия над собой, не ругая себя, свой страх, не обзывая свой страх глупым. Со временем всё будет замечательно, с одним ВАЖНЫМ, ОТЛИЧИЕМ: Вы будете гораздо более бдительным и осторожным водителем.

Не получается пройти этот опыт самостоятельно, и приступы паники в машине продолжаются после двух недель подходов? – Тогда обратитесь к психологу, занимающемуся психологическими травмами и тревожными расстройствами. Вам окажут необходимую в Вашем состоянии помощь и поддержку, подберут индивидуальную программу по Вашим насущным потребностям и состоянию.

Глубина, длительность и тяжесть случившегося переживания в большинстве случаев связана с тем, что мы временно утрачиваем возможность шагнуть в наше завтра. Чем дольше по времени и изнуряющей интенсивности этот период переживаний, тем труднее будет жить после… И, напротив — человек, который только что испытал даже очень сильное потрясение, но точно знающий, что он будет делать дальше: завтра, послезавтра… – тем он легче справляется с проблемой. Отсвет восхода даже одного лучика солнца будущего означает Ваше скорое освобождение от мучительных переживаний.

На P. S. Из моей лирики на медицинскую тему:

Intro: Стихотворное переживание врача анестезиолога-реаниматолога, практического психолога Валерия Егорова по теме аварий:

Поганый, чёрный «Мерседес».

Сегодня… ночь… мне – наказанье…
Прорвалась нечисть чёрных сил,
Болид, летящий… На закланье
К нему мальчишка… угодил…
Всего пятнадцать лет ребёнку…
Один у матери… любим…
Но «мерс» уж крутит шестерёнки,
Сидят «прокладки» в нём: «Летим…
Погнали парни, дай- ка пива…
- Цепляй девчонок за соски…
Эх, покатаемся… Красиво…
- Всё по ….уй… классно, чуваки…»

Разбитая страна… Россия…
В ней нет законов, коль бабло…
Мы души тянем как резину…
Но что-то всё же в нас не то?!

Летит, летит… поганый «Мерсер»,
А впрочем, «мерс», — он просто руль…
Проехал по груди… агрессор,
И в ночь сбежал… 6…9…нуль…
Мне снова штопать чьё-то горе…
Иглу под сердце… жизнь — ты кровь…
Я два часа со смертью в ссоре,
Но проиграл сегодня… вновь…

Перчатки брошены под ноги…
В глазах тоска… На сердце боль…
А в коридоре… мама ходит…
- О, Господи…
Опять…
уволь…

Но нет… прочь слабость…Нужно выйти…
Помочь проститься…
Горевать…
Она: «Ещё же тут стучится…
Он тёплый… Горе…» — стонет мать…

Теперь пора лечить мне души…
Коль тело сшить не удалось…
Да, так случилось… Ночью… в стужу
ВЕСНОЙ ХОЛОДНОЙ… не спалось…

Что тут сказать… Мне свыть бы утром…
Упасть на грудь любимой… Но…
И здесь мне холод… Мёрзлый… лютый…
Стучится град в моё окно…
Пишу… нанизываю строки,
В душе сидит голодный волк…
Любовь – мой выбор одинокий…
Пойду… усну…
упал…
умолк… 2005 г Сочи.© Валерий Егоров. ____

______________________________________________

Школа Чувств доктора Валерия Егорова — это Психология КОМФОРТА,»Психология на Диване». Что нужно для Вашего общения с психологом? — компьютер, ноутбук… тихое место для раздумий, и разговора о важном, волнующем, беспокоящем Вас…

Есть вопрос? Спрашивайте!

© Ваш Доктор Чувств Валерий Егоров.

Интимно о сокровенном…

С благопожеланием к Вам, Доктор Чувств Валерий Егоров - Ваш персональный консультант по самому сокровенному, врач высшей категории, психолог, тренер, ведущий групп.

Выпрямление искривлений судьбы, характеров, отношений, возвращение чувств. Помощь в решении чувственных, телесных, эмоциональных проблем.
Психологическая помощь, поддержка, индивидуальные онлайн программы, тренинги. Наше общение происходит по переписке(e-mail) и/или Skype-чате.

Специализация:
Трудности в отношениях женщины и мужчины.
Психологическая коррекция веса тела (определение этиологических факторов проблем тела (каузальный и патогенетический подход) авторская методика похудения.
Неуверенность в себе, самооценка
Поиски смысла жизни, поиски партнёра и прочие поиски
Дружба, любовь, отношения, тёмные стороны любви(ревность, как избавиться от соперниц, переживание расставания, помощь в возвращении чувств и возлюбленных)
Психосоматика, синдром выгорания, эмоциональная усталость.

Голова была цела и сохраняла полную ясность мысли. Когда стекло перерезало бедренную артерию, Людмила почувствовала, что жизнь вытекает из нее вместе с кровью. Она пыталась зажимать артерию, пока не ослабели пальцы. Уже на носилках, с наложенными жгутами, она нашла в себе силы вынырнуть из забытья и назвать свою группу крови.

Операция прошла удачно. Врач говорил, что она родилась в рубашке: никаких ограничений подвижности не предвидится, никаких костылей – возможно, даже легкой хромоты не останется. Конечно, на выздоровление потребуется время.

Сама Людмила, как многие после возвращения «оттуда», ощущала эйфорию: мечтала наполнить жизнь новым смыслом, радоваться каждому мгновению, не переживать из-за пустяков…

Первые пять месяцев исцелялось тело. Между процедурами она много читала, в том числе стихи, о существовании которых уже лет двадцать как забыла. Это время она вспоминает как очень счастливое: обновленное, яркое ощущение жизни. Казалось, после того, что она пережила, бояться было уже нечего.

Но первая же попытка вновь сесть за руль преподнесла проблемы. Из короткой поездки по городу Людмила вернулась в холодном поту. Все опасности, которые подстерегают водителя на городских улицах, представлялись ей настолько живо и реально, что каждый перекресток она пересекала, словно под артобстрелом. За каждым углом мерещилась внезапная угроза.

Следующим испытанием был звук бьющегося стекла. Бутылка, брошенная мальчишками в мусорный контейнер, повергала ее в состояние паники: сердце колотилось, кожа становилась влажной… Потом она заметила, что ее пугают все острые и блестящие предметы – не только битое стекло, но и кухонные ножи, инструменты... В ненастные ночи, при сильном порывистом ветре, она лежала без сна, ожидая, что ветер выдавит оконные стекла и они разлетятся по комнате.

Постепенно ее страх распространялся на самые разные вещи, не имеющие ничего общего с пережитым несчастьем. Теснота в метро, низко пролетевший самолет, китайские фейерверки, даже просто подъем в лифте...

Как многие люди, пережившие катастрофу, нападение, войну или другое ужасное событие, она потеряла веру в безопасный и предсказуемый мир. Нормальная беспечность, которую большинство из нас носит, как защитный бронежилет, покинула ее. Ей казалось, что преграда между жизнью и смертью стала тонкой как паутина.

Она не думала, что все ее бесчисленные страхи как-то связаны между собой. Она не знала, что у этого явления есть имя: посттравматический синдром.

Откуда страх?

По данным статистики, трое из четверых хотя бы раз в жизни сталкиваются с травмирующим событием. А четверть из тех, кто пережил травму, ощущают симптомы посттравматического стресса: возбуждение, неотвязные воспоминания, ночные кошмары, бессонницу, отрешенность, бесчувствие.

У большинства людей симптомы проходят в течение недели, месяца, года. У некоторых они усиливаются с течением времени. При этом возможность их лечения снижается.

Впервые это явление стало изучаться, когда с синдромом столкнулись американские врачи, работавшие с ветеранами вьетнамской войны. Однако оно было известно медикам и в прошлом веке, недаром после двух мировых войн появился термин «травматический невроз».

Еще два-три десятилетия назад большинство психиатров считало посттравматический синдром чисто эмоциональной реакцией на событие. Немногие задумывались о том, нет ли тут связи с нейрохимией мозга.

С середины 80-х годов прошлого века появляется новое поколение специалистов, получивших подготовку и в области психиатрии, и в нейробиологии. Именно они обнаружили, что моменты сильнейшего ужаса меняют химию и, возможно, даже структуру мозга. Причем неважно, был ли это мгновенный ужас во время аварии или продолжительный стресс во время войны.

Биохимия

Трансформация начинается непосредственно в момент возникновения угрозы для жизни. Наша нервная система, выбитая из нормального режима в режим выживания, высвобождает мощную дозу адреналина и других веществ, которые готовят организм к борьбе или бегству. Каждый, кто пережил хоть однажды «адреналиновую атаку», знает это ощущение ясности сознания, быстроты реакции, неожиданный прилив сил, благодаря которому люди с самыми скромными физическими возможностями ставят буквально рекорды скорости, перемахивают через двухметровые заборы, забираются по гладкому стволу на высокие деревья...

При продолжительной угрозе для жизни организм высвобождает другие гормоны, включая кортизол и эндогенные опиаты. Они подавляют воспалительные процессы, заглушают боль.

Но эти биологические механизмы, спасающие жизнь в экстремальных ситуациях, могут оказывать негативное влияние на мозг. Избыточные дозы адреналина способны нарушить память и способность к обучению, в отдельных случаях они могут вызвать амнезию.

Состояние биохимической «тревоги» сохраняется у людей, воевавших в «горячих точках», много лет спустя. Врачи обнаружили у переживших травму ветеранов Вьетнама повышенное содержание адреналина в моче через двадцать лет после окончания войны.

Что же делать?

● Не скрывать ни от себя, ни от окружающих своих проблем. Необходимо говорить о них с близкими, либо со специалистом-психотерапевтом. Можно вести записи своих ощущений. Последний вариант хорош тем, что делать это можно в любое время суток. Например, проснувшись среди ночи от страшного сна. Немногие решаются в этот момент будить близких или тем более звонить врачу.

● Не стесняться обращаться к специалистам. После крупных аварий, терактов власти обычно информируют население, по каким телефонам можно найти профессиональную поддержку.

Какими приемами пользуются психологи и психотерапевты?

Например, приемом «затопление», когда пациент вновь и вновь оживляет в памяти травмирующее событие, посещает место, которое напоминает ему об этом, рассказывает вновь и вновь о том, как это случилось. У большинства людей острота переживаний после этого притупляется.

Еще один прием – переработка с помощью движения глаз. В течение часа или полутора пациент восстанавливает обстоятельства травмирующего события, одновременно производя движения глазами из стороны в сторону вслед за пальцем врача. Когда этот прием был предложен в конце 80-х годов, никто не верил, что он работает. Однако сегодня многие известные специалисты признают, что поражены полученными результатами. Ветераны, десятилетиями страдавшие от ночных кошмаров, избавлялись от них за один сеанс.

Проблема психологической реабилитации водителей после ДТП стоит особняком от остальных вопросов, связанных с дорожным движением. Попал человек в аварию, ему после этого плохо или психологически или физически, а может быть и в том, и в другом смысле. Как ему быть, что ему надо сделать для того, чтобы каждый раз, когда садишься за руль, нервы не лопались от напряжения? Мы все разные. Кого-то может «завести» любой пустяк, косой взгляд, показавшееся резким слово, не говоря уже о настоящем ЧП, к которому можно отнести и дорожно-транспортное происшествие. А кто-то посмотрит на эту проблему философски. Конечно, мы все догадываемся о существовании поставарийного синдрома. Но не уверены в этом на все сто процентов.

Каждый, кто бывал участником ДТП, а таких подавляющее большинство, может попытаться вспомнить свои ощущения, в первую очередь отрицательные, связанные с этим неприятным событием. Если после ДТП прошло достаточно много времени, скажем, несколько лет, то острота эмоций уменьшается. Психологи склоняются к тому, что неприятные воспоминания имеют тенденцию постепенно вытесняться из сознания. Они, конечно, не исчезают бесследно, просто человек перестаёт их осознавать. Поэтому воспоминания эти перестают быть воспоминаниями, погружаясь в пучину бессознательного. Это естественная защитная реакция. Думаю, что процесс погружения неприятных воспоминаний в подсознание имеет место в той или иной степени у каждого человека. Но вряд ли он выражается в том, что любой человек любое воспоминание о любом неприятном событии рано или поздно загоняет в подсознание. Если бы дело обстояло так, люди не помнили бы ничего плохого из прошлого. Только хорошее, только то, с чем связан позитив и приятные ощущения. В то же время неприятные воспоминания нам нужны не меньше, чем хорошие. Они нужны нам для того, чтобы эффективно познавать этот мир. Неприятные воспоминания могут служить источником бесценного опыта, если дать себе труд тщательно и терпеливо их проанализировать. Отогнав от себя лень и проявляя готовность постоянно учиться и совершенствоваться, мы можем извлечь из неприятных воспоминаний много пользы. Так и водитель, попавший в ДТП, может превратить это неприятное событие в очередную ступень для движения вверх по лестнице профессионального роста. Для этого необходимо тщательно анализировать всё, что, так или иначе связано с конкретным ДТП. Для неопытного водителя ДТП оказывается в большинстве случаев совершенно неожиданным. В противном случае, если бы водитель ожидал какой-то неприятности, то предпринял бы какие-то контрмеры. Часто водитель так никогда и не может разобраться в причинах происшедшего и тем более извлечь из этой ситуации пользу. Помните поговорку: «За одного битого двух небитых дают»? Опыт имеет громадное значение в жизни любого человека и в том числе водителя. «Попал» - подумал, сделал выводы, впредь веду себя так, чтобы в дальнейшем по возможности не наступать на те же грабли. Это самый оптимальный вариант развития событий. Но существуют и другие, не столь приятные возможности.

К примеру, авария была столь серьёзной, что водитель в результате получил тяжёлые травмы, приведшие к инвалидности. В таком случае гибель водителя (я уж не говорю о том, что пострадать могут и другие участники дорожного движения, пешеходы, пассажиры или другие водители) может оказаться не самым страшным исходом. Вспомним ДТП на Минской улице осенью этого года, когда пьяный водитель сбил людей на остановке. Мне знакомы водители, сбивавшие пешеходов с различными последствиями, некоторые насмерть. Один был водителем фуры. Ему под прицеп попал нетрезвый пешеход. Другой сбил бабушку, переходившую дорогу в «неположенном» месте. Оба водителя благополучно продолжили свою водительскую карьеру. Оба водителя были трезвыми, и наезд на пешехода в обоих случаях произошёл не по их вине. Возможно, какой-то другой водитель на их месте получил бы серьёзную психологическую травму. Вероятно, сразу после ДТП они чувствовали себя не очень уютно. Однако это не помешало им вернуться к полноценной жизни. Опыт делает водителя менее впечатлительным, более толстокожим, если можно так выразиться, более прагматичным и может быть даже более циничным. Водители с большим стажем за свою водительскую карьеру успевают увидеть столько разного, и весёлого, и грустного, что вид сбитого пешехода на обочине или несколько трупов в искорёженном автомобиле уже не производят на них особого впечатления. Это тоже защитная реакция. Человек (не только водитель) старается меньше думать о плохом. С одной стороны это хорошо. Психика не перегружается отрицательными эмоциями. Но есть и негативные моменты. Ощущение опасности постепенно притупляется, и то, что на самом деле таит в себе серьёзные риски, не воспринимается таковым. Возникает привыкание. И последствия такого привыкания могут быть плачевными.

Долгосрочные последствия ДТП, участником которого стал водитель, могут быть очень разными. Я привёл два примера, доказывающих, что некоторые могут пережить такой стресс довольно легко. Однако очень часто водители после серьёзного ДТП, особенно если в результате пострадали люди, первое время просто боятся садиться за руль. Стресс может быть таким сильным, что в исключительных случаях это приводит к полному отказу от управления автомобилем в дальнейшем.

В наиболее распространённом случае водитель после ДТП всё же садится за руль автомобиля, но по вполне понятным причинам чувствует скованность, напряжение, тревожность. В автомобиль молодой женщины на светофоре сзади врезался другой автомобиль. Лёгкое сотрясение мозга, эмоциональный стресс, сопутствующий резкому и неожиданному удару, заставляет женщину в этот момент остро, буквально каждой частицей тела, чувствовать полную беззащитность перед слепой силой случая. В душе появляется страх, хотя опасность вроде бы уже миновала. А избыточный страх мешает объективно оценивать риски. Он деморализует свою жертву, и теперь она боится каждого шороха. Она начинает ожидать от каждого водителя потенциальной угрозы. Женщине кажется, что как только она остановится, в неё сразу же сзади обязательно кто-то врежется. В этой ситуации может потребоваться помощь профессионального психолога, а лучше консультации и практические рекомендации опытного специалиста по безопасному вождению. Хороший автоинструктор обязательно должен быть в какой-то мере психологом. Такие специалисты работают в уже упоминавшемся нами Центре водительского мастерства “ГАРАНТ-БЕЗОПАСНОСТЬ” (www.drivesmart.ru, www.гарант-безопасность.рф). Разработанные в центре учебные методики позволяют эффективно решать психологические проблемы, связанные с адаптацией водителей после аварий.

Все понимают, что дорожное движение - опасный процесс. Раз уж по дорогам перемещаются металлические предметы весом в тонну и более со скоростями, существенно превышающими скорость передвижения среднего пешехода, а управляют этими металлическими предметами живые люди, которым свойственно ошибаться, то различного рода ДТП кажутся просто неизбежными. Однако статистика и анализ говорят о том, что доля предотвратимых ДТП превышает 95%. Это говорит о том, что в подавляющем большинстве случаев у участников дорожного происшествия была реальная возможность избежать неприятностей. Но по каким-то причинам они либо не предприняли тех действий, которые они в принципе могли предпринять, либо оказались не готовы к такому развитию ситуации, которое привело в конечном счёте к ДТП. По сути, у водителя, а именно водитель в большинстве случаев и является, и признаётся виновником происшествия, были в распоряжении все возможности для предотвращения неблагоприятного развития событий. Водитель мог не воспользоваться этими возможностями по следующим причинам. Мы возьмём самые распространённые причины (факторы) по данным исследований, приведённые в книге «Транспортная психология»(Д.Клебельсберг, 1989 г.)

  1. Отвлечение внимания;
  2. Недооценка опасности;
  3. Боязливость и опасные привычки;
  4. Ошибки в прогнозе.
Исходя из этого короткого, но наглядного списка, хороший инструктор и строит свою работу по реабилитации водителя после ДТП. Пытаясь понять из разговора с водителем, какие причины привели к ДТП, инструктор обучает и даже можно сказать – занимается воспитанием водителя. Когда после всестороннего анализа конкретного происшествия водитель чётко представляет всю совокупность причин и следствий, то осознанное решение работать над собой с учётом нового, пусть и печального опыта, позволяет быстрее достичь психологического равновесия и вновь вернуться к вождению на совершенно другом уровне. Наверное, идеалом в этом отношении можно считать мудрого и социально адекватного водителя.

Сергей Лобарев,
Директор Центральной автошколы «Безопасность»,
Председатель правления НП «Гильдия автошкол»

Заслуженная награда от Федерации автомобилистов России

Федерация автомобилистов России отметила директора «Центральной автошколы Москвы» почетной наградой «За вклад в общественно полезную деятельность» в сфере безопасности дорожного движения.

Некоммерческое партнерство «ГИЛЬДИЯ АВТОШКОЛ» России рекомендует:

Учебные центры образовательного холдинга «Центральная автошкола Москвы» - залог качественного и безопасного обучения вождению!

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! НП «ГИЛЬДИЯ АВТОШКОЛ» России предупреждает:

Если стоимость обучения в московской автошколе ниже 19 тысяч рублей, возможно, эта автошкола не имеет заключения ГИБДД, работает по старым программам, не полностью проводит обучение и у Вас могут возникнуть сложности со сдачей экзаменов в ГИБДД.

Новое на сайте

>

Самое популярное