Домой Целебные растения Сообщение судьба григория мелихова. Образ Григория Мелехова. Трагическая судьба. Из досье «кп»

Сообщение судьба григория мелихова. Образ Григория Мелехова. Трагическая судьба. Из досье «кп»

«Тихий Дон» Шолохова – роман не только об одном человеке и его судьбе, это эпопея всего народа в переменный исторический период. В данной статье раскрывается трагедия в романе Шолохова «Тихий Дон», трагические судьбы главных героев и причины их несчастий.

Характеристика Григория Мелехова

Григорий Мелехов – главный герой романа Шолохова «Тихий Дон». Он молод, горяч и открыт миру. Он любит рыбачить и заниматься сельскохозяйственными работами. В его жилах течет кровь бабушки – пленной турчанки, гены которой повлияли на внешность Григория. Григорий былбольше похож на отца, в т время, как его старший брат Петр более походил на мать: «…младший, Григорий, в отца попер: на полголовы выше Петра, хоть на шесть лет моложе, такой же, как у бати, вислый коршунячий нос, в чуть косых прорезях подсиненные миндалины горячих глаз, острые плиты скул обтянуты коричневой румянеющей кожей. Так же сутулился Григорий, как и отец, даже в улыбке было у обоих общее, звероватое…».

Во время военных действий Мелехов проявляет себя отважным воином. За храбрость он получает Георгиевские кресты и множество наград. Характер Григория отличается человеколюбием, недаром он спасает от смерти ненавистного ему Степана Астахова, своего злейшего врага.

Любовная линия с участием Григория замыкается в любовный треугольник, состоящий из Натальи Коршуновой, его жены, Аксиньи Астаховой, его возлюбленной, и собственно Григория Мелехова. Несмотря на свою любовь к Аксиньи, главный герой не может ослушаться отца и женится на Натальи. Своим поступком он обрекает на страдания не только себя, но и двух влюбленных в него молодых женщин.

Судьба Григория Мелехова

Роман охватывает временной период с 1912 года по 1922 год. Именно в этих условиях формируется характер и мировоззрение Григория Мелехова. До 19 лет Григорий живет жизнью обычного юноши, но влюбившись в Аксинью, ему приходится противостоять слухам и непринятии их порочной связи близкими и родными людьми.

Женитьба на Наталье Коршуновой не делает его счастливым, он по-прежнему любит Аксинью, но осуждение отца останавливает его.

Оказавшись на фронте, Григорий немного забывает о своем «любовном треугольнике», полностью погружается в военные события. За это время умирает его дочка от Аксиньи, и женщина, не в силах справится с горем, ищет утешение у другого мужчины. Григорий решает не возвращаться к предавшей его девушки, и приходит к Наталье, которая по-прежнему его любит. Однако сердцу не прикажешь. Душа его рвется к Аксинье. Наталья чувствует это и даже пытается покончить жизнь самоубийством. Выжив, она не чувствует любви Григория, продолжает печалиться и в результате болезни умирает. Григорий чувствует свою вину, но продолжает любить Аксинью.Они решают уехать из своего хутора к родственникам, но по дороге Аксинья погибает.

Трагедия Григория Мелехова

Жизнь Григория Мелехова весьма трагична. Несмотря на большую любовь, личная жизнь у Григория не сложилась. Возможно, если бы он был более упорным, пытался отвоевать свою любовь и устроить личное счастье, то ему бы повезло больше. Но испытывая чувства к Аксинье, он не в состоянии отказаться от семьи, которая осуждает его за связь с замужней женщиной.

На войне главного героя тоже ждет разочарование. Он видит, что убивают, насилуют и мародерствуют и с той, и с другой стороны. Ему не близки законы, которым придерживаются на фронте. Он понимает что защищает родину но убийство противоречит его натуре. Григорий тяжело переживает убийство австрийца, которого ему приходиться убить, хотя и понимает, что на войне нет места жалости. Его метания между белыми и красными не приводят ни к чему хорошему, на какое-то время он даже становится дезертиром.

Судьба Григория Мелехова очень трагична. Автор показывает, как ломаются судьбы народа в период переломных событий в истории государства.

Тест по произведению

СУДЬБА ГРИГОРИЯ МЕЛЕХОВА

В «Тихом Доне», как уже отмечалось, – множество персонажей. Но среди них есть один, чья противоречивая жизнь, трагическая судьба привлекает наибольшее внимание. Это – Григорий Мелехов, чей образ, вне всякого сомнения, является главным в эпопее. Можно поспорить о том, кто является центральным героем «Евгения Онегина» – Онегин или Татьяна, «Войны и мира» – Андрей Болконский, Пьер Безухов или народ, но когда мы говорим о «Тихом Доне», ответ однозначен: главный герой произведения – Григорий Мелехов.

Григорий Мелехов – самый сложный шолоховский персонаж. Это искатель правды. Жизненный путь Мелехова труден и извилист. В поисках истины герой мечется между двумя враждующими лагерями: он то в стане красных, то в стане белых. Однако того, что ищет – истины – так и не находит, она постоянно ускользает от него. И вот эта сложность характера Григория Мелехова и извилистость его жизненного пути породили разнообразные интерпретации данного образа в критике.

В дискуссии о Григории Мелехове можно выделить два крыла критиков. Первое крыло представляют собой те, кто придерживается так называемой концепции «отщепенчества». Это такие исследователи, как Лежнев, Гура, Якименко. Работы данных шолоховедов пронизывает мысль о том, что Григорий Мелехов, находясь во враждебном Советской власти лагере, теряет свои положительные качества, постепенно превращается в жалкое и страшное подобие человека, в отщепенца.

Ярким образцом критического высказывания представителей этого лагеря является комментарий И.Лежнева к одному из эпизодов романа.

Почти самый конец произведения. После долгой разлуки Григорий и Аксинья снова вместе. Аксинья смотрит на заснувшего Григория: «Он спал, слегка приоткрыв губы, мерно дыша. Черные ресницы его, с сожженными солнцем кончиками, чуть вздрагивали, шевелилась верхняя губа, обнажая плотно сомкнутые белые зубы. Аксинья всмотрелась в него внимательно и только сейчас заметила, как изменился он за эти несколько месяцев разлуки. Что-то суровое, почти жестокое было в глубоких поперечных морщинах между бровями ее возлюбленного, в складках рта, в резко очерченных скулах… И она впервые подумала, как, должно быть, страшен он бывает в бою, на лошади, с обнаженной шашкой. Опустив глаза, она мельком взглянула на его большие узловатые руки и почему-то вздохнула».

Вот как комментирует этот эпизод И.Лежнев: «Глаза любимой и есть зеркало души. Шолоховское описание жестокого лица и страшных узловатых рук Григория, как увидела их Аксинья, со сдержанной силой и покоряющей убедительностью говорит: это – облик убийцы».
Второе крыло дискуссии об образе Григория Мелехова представляют собой те исследователи, которые склонны видеть историю героя в безоговорочно радужном свете. Это В.Петелин, Ф.Бирюков, Ю.Лукин, В.Гришаев и др. Их точка зрения сводится примерно к следующему: великий художник мог написать свою книгу только о герое кристально чистом, только о благородной душе, и Григорий Мелехов именно таков. А если на его пути и были отдельные заминки, то виноват в этом отнюдь не сам он, а различного рода «трагические обстоятельства» и случайности – Михаил Кошевой виноват, комиссар Малкин виноват, Подделков виноват, Фомин виноват…

Критикам, принадлежащим к данному крылу дискуссии, представляется, что только защищая Григория Мелехова, они могут выразить свое восхищение, любовь к роману. Однако своей наивной защитой они его только компрометировали и компрометируют.

Самого Шолохова не удовлетворяла ни одна из названных интерпретаций образа главного героя. В интервью газете «Советская Россия», данном в августе 1957 года, он сказал, что хотел поведать миру об «очаровании человека» в Григории Мелехове», следовательно, писатель был не согласен с теми, кто считал главного героя романа «отщепенцем». Но, с другой стороны, Шолохов критиковал и тех, кто пытался увидеть в Григории Мелехове будущего строителя социализма. Он, в частности, критиковал фильм, снятый по «Тихому Дону», к которому режиссер и сценарист прилепили оптимистический конец. В интервью газете «Известия» (опубликовано 1 июля 1956 года) Шолохов сказал: «Из трагического конца Григория Мелехова, этого мечущегося искателя правды, который запутался в событиях… сценарист делает счастливый конец… В сценарии Григорий Мелехов сажает Мишатку на плечо и идет с ним куда-то в гору, так сказать, символический конец, Гришка Мелехов поднимается к сияющим вершинам коммунизма. Вместо картины трагедии человека может получиться этакий легкодумный плакат».

Обе интерпретации образа главного героя «Тихого Дона» страдают одним и тем же недостатком: они предельно схематизируют образ, сводя его только к социальным аспектам. Как правильно заметила Г.Нефагина, «характер Григория намного богаче. Он включает складывавшиеся на протяжении двух веков типические черты казачьего менталитета и то новое, что принес с собой ХХ век с его войнами и революциями. Образ Григория – отражение не только типичного социально-психологического, но и резко индивидуального. Отсюда трагедия героя – это трагедия не столько типа, сколько личности».

С одной стороны, в Григории Мелехове Шолохов стремится показать лучшие черты казачества: трудолюбие, человечность, удаль, сноровку, воинскую доблесть, чувство собственного достоинства, благородство, с другой же стороны, мы не можем не заметить, что главный герой романа с самого начала произведения чем-то резко отличается от остальных жителей хутора. Он всерьез расстраивается из-за утенка, срезанного косой. А в другом эпизоде разбушевавшемуся отцу, поднявшему на него руку, заявляет: «Драться не дам!» Увидев через плетень, как Степан избивает Аксинью, Григорий тут же бросается защищать ее, хотя по молодости намного слабее Степана Астахова. То, что он являет собой незаурядную натуру, что он не такой, как все, становится предельно ясно после его побега с Аксиньей в Ягодное. Ради любви к женщине Григорий жертвует всем – семьей, достатком, репутацией – неслыханный по тем временам поступок.

Именно Григорий своим звероватым, исполненным ненависти взглядом пугает офицера на смотру («Кэк смэтришь! Кэк смэтришь, казак?»). Именно Григорий поначалу тяжелее других приспосабливается к армейской службе: для свободолюбивого Григория армия с ее удушающей несвободой – труднейшее испытание.

В армии герой знакомится с Чубатым, который преподает Мелехову первые уроки жестокости: «Человека руби смело. Ты не думай, как и что. Ты – казак, твое дело рубить, не спрашивая… Животное без потребы нельзя губить – телка, скажем, или ишо что, – а человека унистожай. Поганый он, человек…» Однако Григорий крайне неохотно усваивает эти уроки. Человеколюбие даже на войне остается одной из определяющих черт его личности. Об этом говорит хотя бы эпизод с полькой Франей, когда Мелехов один против целого взвода бросается защищать ее. Будучи тяжело ранен, Григорий выносит из боя офицера. В бою он, наконец, спасает от гибели смертного своего врага – мужа Аксиньи Степана Астахова. Шолохов подчеркивает: «Спас, подчиняясь сердцу».

Григорий чутко реагирует на происходящие вокруг перемены. Личностные качества не позволяют ему оставаться вне борьбы, охватившей с начала 1917 года всю страну. Он пристает то к красным, то к белым. Но, видя, что слова и одних, и других расходятся с делами, быстро утрачивает веру в справедливость действий обоих враждующих лагерей. Он чужд и тем, и другим, и белые, и красные относятся к герою с недоверием. А все потому, что Мелехов, несмотря на присущую ему прямолинейность и доверчивость, ничего не берет на веру. В какие бы цвета ни был окрашен фанатизм, для Григория он остается абсолютно неприемлем. В распадающемся, хаотичном мире, предавшим забвению элементарные человеческие ценности и свободы, герой ищет цельности и гармонии, ищет правды, ради торжества которой не надо было бы подавлять целые группы людей. Но события, каждое из которых катастрофичнее и кровавее всего, что до сих пор знала человеческая история, свидетелем которых становится Мелехов, приводят героя к разочарованию в жизни, утрате её смысла. Мы начинаем замечать странные перемены в поведении Григория.

Словно забыв, с каким омерзением он еще недавно относился к грабежам, как последний мародер, Григорий раздевает красного командира: «Снимай полушубок, комиссар!.. Ты – гладкий. Отъелся на казачьих хлебах, небось не замерзнешь!»

Так болезненно переживавший кровавую расправу Подтелкова над пленными офицерами, Григорий, став во главе повстанческой дивизии, до того увлекся казнями и расстрелами, что повстанческое руководство вынуждено было обратиться к Мелехову со специальным посланием: «Многоуважаемый Григорий Пантелеевич! До нашего сведения коварные доходят слухи, якобы ты учиняешь жестокую расправу над пленными красноармейцами… Ты идешь со своими сотнями, как Тарас Бульба из исторического романа писателя Пушкина, и все предаешь огню и мечу и казаков волнуешь. Ты остепенись, пожалуйста, пленных смерти не предавай…»

Изрубив матросский пулеметный расчет, Григорий в эпилептическом припадке бьется на руках казаков, весь в белой пене, хрипит: «Пустите, гады!.. Матросню!.. Всех!.. Ррруб-лю!..»
Моральное и физическое падение героя находит свое выражение также в бесконечных пьянках и гулянках. В романе сказано, что «запахом самогонки пропитался даже потник на седле» Мелехова. «Бабы и потерявшие девичий цвет девки шли через руки Григория, деля с ним короткую любовь».

Меняется сама внешность Григория: «он заметно обрюзг, ссутулился; под глазами засинели мешковатые складки, во взгляде все чаще стал просвечиваться огонек бессмысленной жестокости». Григорий живет теперь, «понуро нагнув голову, без улыбки, без радости». Все отчетливей проступает в нем звероватое, волчье.

Осознавая степень своего падения, Григорий объясняет его следующими причинами (в разговоре с Натальей): «Ха! Совесть!.. Я об ней и думать позабыл. Какая уж там совесть, когда вся жизнь похитнулась… Людей убиваешь… Я так об чужую кровь измазался, что у меня уж и жали ни к кому не осталось. Детву – и эту почти не жалею, а об себе и думки нету. Война все из меня вычерпала. Я сам себе страшный стал… В душу ко мне глянь, а там чернота, как в пустом колодезе…»

Душевное состояние Григория в дальнейшем мало изменится. Свою трудно сложившуюся жизнь он будет заканчивать в банде Фомина и среди дезертиров, прячущихся в лесу. После гибели Аксиньи, с которой герой связывал свои последние надежды, жизнь утратит для него всякий интерес, и он будет ждать развязки. Именно этим желанием покончить с жизнью, приблизить финал объясняется возвращение героя на хутор в конце романа. Григорий возвращается до амнистии. Его ждет неизбежная смерть. Верность этого предположения подтверждает и судьба мелеховских прототипов: Филиппа Миронова и Харлампия Ермакова. Оба были расстреляны без суда, один в 1921, второй в 1927 году. В романе же показать расстрел героя, полюбившегося читателям, учитывая обстановку, сложившуюся в стране в тридцатые годы, было невозможно.
Что же хотел донести Шолохов до читателя, изображая сложный, противоречивый путь Григория Мелехова? На этот вопрос отвечают по-разному. Одни исследователи считают, что на примере образа главного героя Шолохов отстаивает концепцию исторически ответственной личности, другие говорят об ответственности эпохи перед личностью. Обе эти точки зрения правомерны, но, думается, сильно умаляют значение шолоховского персонажа.

Григорий Мелехов стоит в одном ряду с многочисленными героями русской литературы, которых мы именуем правдоискателями, и по праву занимает среди них одно из первых мест. Недаром его называют «русским Гамлетом». Гамлет – трагический герой. Мелехов – тоже. Он ищет высший смысл жизни, но эти поиски приводят героя к разочарованию и моральному опустошению. Шолохов показывает неизбежный трагизм идеалистически настроенных людей в мире, вступившем в затяжную полосу социальных экспериментов и исторических катаклизмов, испытаний на прочность гуманистических традиций человеческой культуры.

Ибо в те дни будет такая скорбь, какой не было от начала творения…
даже доныне и не будет… Предаст же брат брата на смерть, и отец детей;
и восстанут дети на родителей и умертвят их.

Из Евангелия

Среди героев «Тихого Дона» именно на долю Григория Мелехова
выпадает быть нравственным стержнем произведения, воплотившего в себя
основные черты мощного народного духа. Григорий - молодой казак,
удалец, человек с большей буквы, но в то же время он человек не без
слабостей, тому в подтверждение его безрассудная страсть к замужней
женщине - Аксинье, которую он не в силах побороть.

Григорий Мелехов и Аксинья Астахова.
Судьба Григория стала символом трагических судеб русского
казачества. И потому, проследив весь жизненный путь Григория Мелехова,
начиная с истории рода Мелеховых, можно не только раскрыть причины его
бед и потерь, но и приблизиться к пониманию сущности той исторической
эпохи, чей глубокий и верный облик мы находим на страницах «Тихого
Дона», можно многое осознать в трагической судьбе казачеств и русского
народа в целом.

Григорий немало унаследовал от своего деда Прокофия: вспыльчивый,
независимый характер, способность к нежной, самозабвенной любви. Кровь
бабки «турчанки» проявилась не только во внешнем облике Григория, но и
в его жилах, и на полях боёв, и в строю. Воспитанный в лучших традициях
русского казачества, Мелехов смолоду берёг казачью честь, понимаемую им
шире, чем просто военная доблесть и верность долгу. Основное его
отличие, от простых казаков, заключалось в том, что его нравственное
чувство не позволяло ему ни делить свою любовь между женой и Аксиньей,
ни участвовать в казачьих грабежах и расправах. Создаётся такое
впечатление, что эта эпоха, посылающая Мелехову испытания, старается
уничтожить, либо сломить непокорного, гордого казака.

Григорий Мелехов в атаке в Первую мировую войну.

Озверения, вызванного гражданской войной, Григорий не приемлет. И в конечном счете оказывается чужим во всех враждующих станах. Он
начинает сомневаться, ту ли правду ищет. Мелехов думает о красных: "Они воюют, чтобы им лучше жить, а мы за свою хорошую жизнь воевали... Одной правды нету в жизни. Видно, кто кого одолеет, тот того и сожрет... А я дурную правду искал. Душой болел, туда-сюда качался... В старину, слышно, Дон татары обижали, шли отнимать землю, неволить. Теперь - Русь. Нет! Не помирюсь я! Чужие они мне и всем-то казакам". Чувство общности испытывает он только с земляками казаками, особенно в пору Вёшенского восстания. Мечтает о том, чтобы казаки были независимы и от большевиков и от "кадетов", но быстро понимает, что никакой "третьей силе" в борьбе красных и белых не остается места. В белоказачьей армии атамана Краснова Григорий Мелехов служит без воодушевления. Здесь он видит и грабеж, и насилия над пленными, и нежелание казаков воевать за пределами области Войска Донского, и сам разделяет их настроения. И так
же без энтузиазма воюет Григорий с красными после соединения вёшенских повстанцев с войсками генерала Деникина. Офицеры, задающие тон в Добровольческой армии, для него люди не просто чужие, но и враждебные. Недаром врагом становится и есаул Евгений Листницкий, которого Григорий за связь с Аксиньей избивает до полусмерти. Мелехов предчувствует поражение белых и не слишком печалится по этому поводу. По большому счету война ему уже надоела, а исход едва ли не безразличен. Хотя в дни отступления "временами у него рождалась смутная надежда на то, что опасность заставит распыленные, деморализованные и враждующие между собою силы белых объединиться, дать отпор и опрокинуть победоносно наступающие красные части".

Говоря о своем знаменитом романе, сам М. Шолохов отмечал: «Я описываю борьбу белых с красными, а не борьбу красных с белыми». Это усложняло задачу писателя. Не случайно литературные критики до сих пор спорят о судьбе главного героя. Кто же он, Григорий Мелехов? «Отщепенец», пошедший против собственного народа, или жертва истории, человек, не сумевший найти своего места в общей борьбе?

Действие романа Шолохова «Тихий Дон» разворачивается в самый трагический для донского казачества период революции и гражданской войны. В такие моменты истории особенно остро вскрываются все конфликты взаимоотношений, и перед обществом встает сложный философский вопрос соотношения личного и социального. В частности, отношение к революции - это не только вопрос, которым задается главный герой романа, если смотреть шире - это вопрос всей эпохи.

Неторопливо разворачивается действие первых частей романа, в которых описывается жизнь довоенного казачества. Быт, традиции, нравы, сложившиеся на протяжении многих поколений, кажутся непоколебимыми. На фоне этого спокойствия даже любовь Аксиньи к Григорию, пылкая и безрассудная, воспринимается станичниками как бунт, как протест против общепринятых норм морали.

Но уже со второй книги все сильнее звучат в романе социальные мотивы, произведение уже выходит за рамки семейно-бытового повествования. Появляется Штокман и его подпольный кружок; вспыхивает жестокая драка на мельнице, демонстрирующая спесивое высокомерие казаков по отношению к крестьянам, таким же, в сущности, труженикам, как сами казаки. Так, планомерно и постепенно, Шолохов развенчивает миф об однородности и единстве казачества.

С началом первой мировой войны 1914 года на первый план в романе выдвигается Григорий Мелехов; именно через его судьбу Михаил Шолохов прослеживает судьбу фронтового казачества. Надо сказать, что, описывая войну, подчеркивая ее несправедливый характер, писатель выступает с антимилитаристских позиций. Об этом явно свидетельствуют сцена убийства австрийского солдата, дневник студента.

На фронте, и особенно в госпитале, Григорий Мелехов приходит к пониманию, что правда, в которую он до сих пор верил, иллюзорна. Начинаются мучительные поиски другой правды. В этих поисках Мелехов приходит в большевикам, но их правота оказывается ему чуждой, он не может до конца принять ее, и этому есть несколько причин. Прежде всего, его отталкивает бессмысленная жестокость и необъяснимая кровожадность, которую он у них встречает. Кроме того, он, боевой офицер, на каждом шагу чувствует их недоверие; да и сам он не может избавиться от изначального казачьего пренебрежительного отношения к «голытьбе».

Не задерживается Мелехов и у белых, поскольку для него не составляет труда разглядеть, что за их громкими словами о спасении Родины часто скрывается корысть и мелкий расчет.

Что же ему остается? В мире, расколовшемся на два непримиримых лагеря, признающем лишь два цвета и не различающем оттенки, третьего пути не существует, как не существует и особой «казачьей» правды, которую наивно полагает найти Мелехов.

После разгрома вешенского восстания Григорий решает уйти из армии и заняться хлебопашеством. Но этому не суждено сбыться. Спасая свою жизнь и жизнь Аксиньи, Мелехов вынужден бежать из родного дома, так как после встречи и беседы с Кошевым понимает, что этот фанатик живет одной мыслью - жаждой мести, и ни перед чем не остановится.

Он попадает в банду Фомина, как в ловушку, ибо какие бы громкие слова ни говорил Фомин, его отряд - обыкновенная уголовная банда. И трагедия разыгрывается: словно в наказание судьба отнимает у Григория Мелехова самое дорогое - Аксинью. « Ослепительный черный диск солнца», который Григорий видит перед собой, это символ трагического финала.

Ни на прощение, ни на снисхождение односельчан ему не приходится рассчитывать, однако Григорий возвращается в родную станицу - больше ему некуда деться. Но не так уж безысходна ситуация, чтобы в ней не мелькнул слабый лучик надежды: первый, кого видит Мелехов, это его сын Миша. Жизнь не кончилась, она продолжается в сыне, и, быть может, хоть его судьба сложится удачнее.

Нет, Григорий Мелехов - не отщепенец и не жертва истории. Скорее, он относится к тому типу людей, который так хорошо и полно был описан в литературе XIX века, - типу правдоискателей, для которых процесс поиска собственной правды порой оказывается смыслом жизни. Таким образом, Шолохов продолжает и развивает гуманистические традиции классической русской литературы.

Среди книг о революционных событиях и гражданской войне «Тихий Дон» выделяется самобытной уникальностью. Чем же покоряет читателей эта книга? Я думаю, прежде всего значительностью и масштабностью событий, описанных в ней, глубиной и реалистичностью характеров героев, что позволяет нам задуматься над поднятыми в романе нравственно-философскими вопросами. Писатель развернул перед нами, читателями, картину жизни казачьего Дона, с его особенностями, традициями, свое образным бытом, которая разворачивается на фоне жизни исторической. В пересечении индивидуальных человеческих судеб с социальными потрясениями - доподлинная правда, взгляд на революцию и гражданскую войну не с одной стороны, как это было в большинстве книг того времени, а с обеих. Повествуя о беспощадном столкновении классов в кровавой гражданской войне, автор с неповторимой силой выразил мысли и чувства общенародные, общечеловеческие. Он не пытался скрыть или приглушить горечь трагедии, рожденной революцией. Поэтому к «Тихому Дону» потянулись, в первую очередь, читатели-современники, независимо от их «сословной» принадлежности, так как каждый находил в нем и что-то свое, лично пережитое, прочувствованное, и общее для всех, глобальное, философское.

Великим народным горем вторглась в жизнь казаков хутора Татарского война с Германией. В духе старых поверий писатель рисует мрачный пейзаж, предвещающий беду: «Ночами густели за Доном тучи, лопались сухо и раскатисто громовые удары, но не падал на землю, пышущую жаром горячечным, дождь, вхолостую палила молния. По ночам на колокольне ревел сыч. Зыбкие и страшные висели над хутором крики, а сыч с колокольни перелетел на кладбище… - Худому быть, - пророчили старики. - Война пристигнет». И вот резко нарушается устоявшийся мирный быт, все тревожней и стремительней развиваются события. В их грозном водовороте кружатся, как щепки в половодье, люди, и мирный тихий Дон окутывается пороховым дымом и гарью пожарищ. Неотвратимо «шагает» по страницам «Тихого Дона» история, в эпическое действие втягиваются судьбы десятков персонажей, оказавшихся на перепутьях войны. Грохочут грозы, в кровопролитных схватках сталкиваются враждующие стороны, и на этом фоне разыгрывается трагедия душевных испытаний Григория Мелехова, который оказывается заложником войны: он всегда в центре грозных событий. Нельзя до конца понять гуманистическое содержание книги, не уяснив сложности пути главного героя, обобщающей художественной силы этого образа.

Не для кровопролития пришел Григорий в этот мир. Смолоду был он добрым, отзывчивым к чужой беде, влюбленным во все живое в природе. Как-то на сенокосе случайно зарезал он дикого утенка и с внезапным чувством острой жалости глядел на мертвый комочек, лежавший у него на ладони. Писатель заставляет нас запомнить Григория в гармонической слитности с миром природы, чутким. Но суровая жизнь вложила в его трудолюбивые руки саблю. Как трагедия переживается Григорием первая пролитая им человеческая кровь. В атаке он убил двух австрийских солдат, причем одного убийства можно было избежать. Осознание этого страшной тяжестью легло на душу героя. Скорбный облик убитого являлся потом ему и во сне, вызывая «нутряную боль». Описывая лица попавших на фронт молодых казаков, писатель нашел выразительное сравнение: они напоминали «стеблинки скошенной вянущей и меняющей свой облик травы». Таким скошенным вянущем стеблем стал и Мелехов - необходимость убивать лишила его душу нравственной опоры в жизни.

Первые встречи с большевиками (Гаранжой, Подтелковым) настраивают Григория на принятие идей классовой ненависти: они кажутся ему справедливыми. Однако чутким разумом он угадывает и в поступках большевиков нечто, что искажает идею народного освобождения. Оказавшись председателем Донского ревкома, Подтелков стал высокомерным, жестоким, власть хмелем ударила ему в голову. По его приказу и при его личном участии были бессудно побиты пленные отряда Чернецова. Эта неоправданная бесчеловечность оттолкнула Мелехова от большевиков, так как она противоречила его представлениям о совести и чести. Григорию много раз приходилось наблюдать жестокость и белых, и красных, поэтому лозунги классовой борьбы стали казаться ему бесплодными: «Хотелось отвернуться от всего бурливого ненавистью, враждебного и непонятного мира… Тянуло к большевикам - шел, других вел за собой, а потом брало раздумье, холодел сердцем». Котлярову, увлеченно доказывающему, что новая власть дала бедным казакам права и равенство, Григорий возражает: «Казакам эта власть, окромя разору, ничего не дает! А куда это равнение делось? Красную Армию возьми. Взводный в хромовых сапогах, а Ванек в обмотках. Комиссара видал, весь в кожу залез, и штаны, и тужурка, а другому на ботинки кожи не хватает. Да ить это год ихней власти прошел, а укоренятся они, - куда равенство денется?» Душа Мелехова страдает «оттого, что стал он на грани в борьбе двух начал, отрицая оба их». Судя по его раздумьям, поступкам, он был склонен искать мирные пути к решению жизненных противоречий. Оправдывая «Верхнедонскую Вандею», возникшую в результате большевистской политики «расказачивания Дона», он, тем не менее, не хотел отвечать жестокостью на жестокость: приказал отпустить пленного казака - хоперца, освободил из тюрьмы арестованных, бросился спасать коммунистов Котлярова и Кошевого.

Междоусобицы измотали Мелехова, но человеческие чувства в нем не угасали. Вот он, улыбаясь, долго слушал веселое щебетанье детей. «Как пахнут волосы у этих детишек! Солнцем, травою, теплой подушкой и еще чем-то бесконечно родным. И сами они - эта плоть от плоти его, - как крохотные степные птицы… Глаза Григория застилала туманная дымка слез…» Это общечеловеческое - драгоценнейшее в «Тихом Доне», его живая душа. Чем больше втягивал Мелехова водоворот гражданской войны, тем вожделеннее становилась его мечта о мирном труде: «…Ходить по мягкой пахотной борозде плугатарем, посвистывать на быков, слушать журавлиный голубой трубный клич, ласково снимать со щек наносное серебро паутины и неотрывно пить винный запах осенней, поднятой плугом земли, а взамен этого - разрубленные лезвиями дорог хлеба». После семи лет войны, после очередного ранения во время службы в Красной Армии, что давало ему моральное право на осуществление мирной мечты, Григорий строил планы на будущее: «…Снимет дома шинель и сапоги, обуется в просторные чирики… Хорошо бы взяться руками за чапиги и пойти по влажной борозде за плугом, жадно вбирая ноздрями сырой и пресный запах взрыхленной земли…» Сбежав из банды Фомина и собираясь на Кубань, он твердил Аксинье свое заветное: «Никакой работой не погнушаюсь. Моим рукам работать надо, а не воевать. Вся душа у меня изболелась…»

От горя, утрат, ран, метаний в поисках социальной справедливости Мелехов рано постарел, утратил былую удаль. Однако не растерял «человеческое в человеке», его чувства и переживания - всегда искренние - не притуплялись, а, пожалуй, только обострялись. Проявления его отзывчивости и сочувствия людям особенно выражены в завершающих частях произведения. Героя потрясает зрелище убитых: «обнажив голову, стараясь не дышать, осторожно» объезжает он мертвого старика, растянувшегося на рассыпанной золотой пшенице. Проезжая местами, где катилась колесница Войны, печально останавливается перед трупом замученной женщины, поправляет на ней одежду, предлагает Прохору похоронить ее. Он похоронил невинно убитого, доброго и трудолюбивого деда Сашку под тем же тополем, где в свое время последний похоронил его и Аксиньи дочь. «…Григорий прилег на траву неподалеку от этого маленького, дорогого сердцу кладбища и долго глядел на величаво распростертое над ним голубое небо. Где-то там, в вышних беспредельных просторах, гуляли ветры, плыли осиянные солнцем холодные облака, а на земле, только что принявшей веселого лошадника и пьяницу деда Сашку, все так же яростно кипела жизнь…» Эта исполненная печали и глубокого философского содержания картина своим настроением перекликается с эпизодом из «Войны и мира» Л. Н. Толстого, когда раненый Андрей Болконский видит над собой бездонное, спокойное небо Аустерлица.

В потрясающей сцене похорон Аксиньи перед нами предстает убитый горем, выпивший до краев полную чашу страданий, до срока постаревший человек, и мы понимаем: ощутить с такой глубинной силой горе утраты могло лишь великое, хотя и израненное сердце. Григорий Мелехов проявил незаурядное мужество в поисках правды. Но для него она - не просто идея, некий отстраненный символ лучшего человеческого бытия. Он ищет ее воплощение в жизни. Соприкасаясь с множеством маленьких частных правд, и готовый принять каждую, он обнаруживает их несостоятельность при столкновении с жизнью. Внутренний конфликт разрешается для Григория отказом от войны и оружия. Направляясь к родному хутору, он выбросил его, «тщательно вытер руки о полу шинели». Что же будет с человеком, Григорием Мелеховым, который не принял этого враждующего мира, этого «недоуменного существования »? Что с ним будет, если он, как самка стрепета, которую не в силах спугнуть залпы орудий, пройдя всеми дорогами войны, упрямо стремится к миру, к жизни, к труду на земле? Автор не отвечает на эти вопросы. Мелехову не доверяли тогда, когда он мог еще на это рассчитывать. Правдивый художник М. Шолохов ничего не мог изменить в его судьбе, не поддался соблазну приукрасить финал. Трагедия Мелехова, усиленная в романе трагедией почти всех родных и дорогих ему людей, отражает драму целого края, подвергшегося насильственной «классовой переделке». Своим романом М. Шолохов обращается и к нашему времени, учит искать нравственные и эстетические ценности не на путях классовой нетерпимости и войны, а на путях мира и гуманизма, братства и милосердия.

Новое на сайте

>

Самое популярное