Домой Макияж Секреты Тайной вечери…. Тайна Леонардо да Винчи. Тайны картин. Секреты Тайной вечери… Тайный код да винчи

Секреты Тайной вечери…. Тайна Леонардо да Винчи. Тайны картин. Секреты Тайной вечери… Тайный код да винчи

В недавнем потоке книг и статей все чаще стали появляться предположения, что Леонардо да Винчи был лидером подпольного общества и что он скрыл в своих художественных работах секретные коды и сообщения. Правда ли это? В дополнение к его роли в истории как известного художника, ученого и изобретателя, был ли он также хранителем какой-то огромной тайны, которая передается на протяжении веков?

ШИФРЫ И ШИФРОВАНИЕ. МЕТОД ШИФРОВАНИЯ ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ.

Леонардо было, конечно, не привыкать к использованию кодов и шифрования. Все его заметки написаны задом наперед, зеркально. Почему именно Леонардо делал это – остается неясным. Было высказано предположение, что он, возможно, чувствовал, что некоторые из его военных изобретений были бы слишком разрушительными и мощными, если бы они попали в чужие руки. Поэтому он защищал свои бумаги, используя метод обратной записи. Другие ученые указывают на то, что этот тип шифрования слишком прост, ведь для его расшифровки нужно всего лишь поднести бумагу к зеркалу. Если Леонардо использовал его для безопасности, он, вероятно, был озабочен скрытием содержимого только от случайного наблюдателя.

Другие исследователи полагают, что он использовал обратное письмо, просто потому что ему так было проще. Леонардо был левшой, и писать в обратном направлении было для него делом менее трудным, чем для правши.

КРИПТЕКС

В последнее время многие люди приписывают Леонардо изобретение механизма под названием криптекс. Криптекс представляет собой трубку, которая состоит из серии колец с выгравированными на них буквами алфавита. Когда кольца повернуты таким образом, что некоторые буквы выстраиваются в линию, образуя пароль к открытию криптекса - одну из торцевых крышек становится возможным снять, и содержимое (обычно это кусок папируса, обернутый вокруг стеклянной емкости с уксусом) может быть извлечено. Если же кто-то попытается достать содержимое путем поломки устройства - стеклянная емкость внутри расколется и уксус растворит написанное на папирусе.

В своей популярной книге (художественной) «Код да Винчи» Ден Браун приписывает изобретение криптекса Леонардо да Винчи. Но реальных доказательств того, что именно да Винчи придумал и/или сконструировал это устройство – нет.

ТАЙНЫ КАРТИНЫ МОНА ЛИЗА ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ. ТАЙНА УЛЫБКИ ДЖОКОНДЫ.

Одна популярная идея состоит в том, что Леонардо написал секретные символы или сообщения в своих произведениях. Проанализировав его самую известную картину, "Мона Лиза", многие уверены, что Леонардо, при создании картины, использовал некоторые хитрости. Многие люди считают улыбку Джоконды особо навязчивой. Они говорят, что она, кажется, изменяется, даже если изменений свойств краски на поверхности картины нет.

Профессор Маргарет Ливингстон из Гарвардского университета предполагает, что Леонардо нарисовал края улыбки на портрете, таким образом, что они кажутся как будто немного не в фокусе. Из-за этого их проще видеть периферическим зрение, чем если смотреть непосредственно на них. Это может объяснить, почему некоторые люди сообщают, что портрет, кажется, больше улыбается, когда они смотрят непосредственно на улыбку.

Другая теория, предложенная Кристофер Тайлер и Леонидом Концевич из Исследовательского института глаза Смит-Кеттлевел говорит, что улыбка, похоже, меняется из-за переменных уровней случайных шумов в зрительной системе человека. Если закрыть глаза в темной комнате, Вы заметите, что все не идеально черное. Клетки наших глаз создают низкий уровень "фонового шума" (мы видим это, как крошечные светлые и темные точки). Наш мозг обычно это фильтрует, но Тайлер и Концевич предположили, что при рассмотрении Моны Лизы, эти маленькие точки могут изменять форму ее улыбки. В качестве доказательств своей теории, они наложили несколько случайных множеств точек на картину "Мона Лиза" и показали ее людям. Некоторые из опрошенных сказали, что улыбка Джоконды выглядит более радостно, чем обычно, другим казалось наоборот, что точки омрачили портрет. Тайлер и Концевич утверждают, что шум, который присущ зрительной системе человека, дает тот же эффект. Когда кто-то рассматривает картину, его зрительная система добавляет к изображению шум и изменяет ее, кажется, что улыбка изменилась.




Почему Мона Лиза улыбается? На протяжении многих лет, люди выдвигали такие версии: одни считали, что, возможно, она была беременна, другие – находят эту улыбку грустной и предполагают, что она была несчастна в браке.

Доктор Лилиан Шварц из исследовательского центра Лаборатории Белла придумала версию, которая кажется маловероятной, но интригующей. Она думает, что Джоконда улыбается, потому что художник подшутил над зрителями. Она утверждает, что на картине не улыбчивая молодая женщина, что на самом деле это автопортрет самого художника. Шварц заметила, что, когда она использовала компьютер, чтобы выявить особенности на портрете Моны Лизы и автопортрете да Винчи - они полностью совпали. Однако, другие эксперты отмечают, что это может быть результатом того, что оба портрета нарисованы такими же красками и кистями, одним и тем же художником, и с использованием одинаковых методов написания.

ТАЙНА КАРТИНЫ ТАЙНАЯ ВЕЧЕРЯ ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ.

Дэн Браун в своем популярном триллере Код да Винчи предполагает, что картина Леонардо Тайная вечеря имеет ряд скрытых смыслов и символов. В вымышленной истории есть заговор ранней церкви, чтобы подавить важность Марии Магдалины, последовательницы Иисуса Христа (история свидетельствует - к огорчению многих верующих - что она была его женой). Якобы Леонардо был главой тайного ордена людей, которые знали правду о Магдалине и пытались ее сохранить. Один из способов Леонардо сделать это - оставить ключи к разгадке в своем знаменитом труде - в Тайной вечере.

На картине изображен последний ужин Иисуса совместно со своими учениками перед его смертью. Леонардо пытается уловить момент, когда Иисус объявляет, что он будет предан, и что один из мужчин за столом будет его предателем. Наиболее значимым ключом, оставленным Леонардо, по словам Брауна, является то, что ученик, который идентифицируется на картине как Иоанн - на самом деле Мария Магдалина. Действительно, если бросить быстрый взгляд на картину, кажется, что это действительно так. Человек, изображенный справа от Иисуса, имеет длинные волосы и гладкую кожу, что можно было бы рассматривать как женские особенности, по сравнению с остальными апостолами, которые выглядят немного более грубо и кажутся старше. Браун также указывает на то, что Иисус и фигура по правую руку от него, вместе образуют контур буквы "М". Символизирует ли это Марию или, возможно, жену (Matrimony в переводе с английского брак, супружество)? Является ли это ключами к тайным знаниям, оставленными Леонардо?



«Тайная вечеря» Леонардо да Винчи

Несмотря на первое впечатление, что эта фигура на картинке выглядит более женственно, остается вопросом, выглядела ли эта фигура также женственно для зрителей той эпохи, в которой Леонардо написал данную картину. Наверное, нет. Ведь Иоанн считался самым младшим из учеников, и он часто изображался в виде безбородого юноши с мягкими чертами лица и длинными волосами. Сегодня можно расценивать эту личность, как существо женского пола, но если вернуться во Флоренцию, в пятнадцатый век, учесть разницу культур и ожиданий, попытаться вникнуть в представления тех времен о женском и мужском началах – уже нельзя быть уверенным, что это на самом деле женщина. Леонардо был не единственным художником который изображал Иоанна подобным образом. Доменико Гирландайо и Андреа дель Кастаньо в своих картинах написали Иоанна схоже:


«Тайная вечеря» Андреа дель Кастаньо


«Тайная вечеря» Доменико Гирландайо

В "трактате о живописи", Леонардо объясняет, что персонажи на картине должны быть изображены на основе их типов. Эти типы могут быть такими: "мудрец" или "старуха". Каждый тип имеет свои характеристики, например: борода, морщины, короткие или длинные волосы. Иоанн, как на фото, на "Тайной вечере" представляет собой студенческий тип: ставленник, который еще не созрел. Художники той эпохи, в том числе Леонардо, изобразил бы этот тип, "студент", как очень молодого человека с мягкими чертами лица. Именно это мы и видим на картине.

Что касается контура "M" на картинке, это результат того, как художник сочинил картину. Иисус, в тот момент, когда он объявляет о свое предательстве, сидит один в центре картины, его тело по форме напоминает пирамиду, ученики располагаются группами по обе стороны от него. Леонардо часто использовал форму пирамиды в композициях своих работ.

ПРИОРАТ СИОНА.

Есть предположения, что Леонардо был руководителем секретной группы под названием Приорат Сиона. Согласно Коду да Винчи, миссией Приората было сохранение тайны Марии Магдалины о ее браке с Иисусом. Но ведь книга Код да Винчи – выдумка, основанная на теориях из спорной "нон-фикшн" книги под названием Святая кровь и Святой Грааль авторов Ричарда Ли, Майкла Бейджента и Генри Линкольна, написанной в начале 1980-х годов.

В книге Святая кровь и Святой Грааль, в качестве доказательств членства Леонардо в Приорате Сиона, приводится ряд документов, которые хранятся в Национальной библиотеке Франции, в Париже. В то время как есть некоторые доказательства того, что орден монахов с таким названием существовал еще в 1116 г. н. э., и эта средневековая группа не имеет ничего общего с Приоратом Сиона 20 века, а годы жизни да Винчи: 1452 – 1519.

Документы, подтверждающие существование Приората на самом деле есть, но вполне вероятно, что они являются частью мистификации, задуманной человеком по имени Пьер Плантар в 1950-х годах. Плантар и группа его единомышленников правого толка с антисемитскими наклонностями основали в 1956 году Приорат. Изготовляя фальшивые документы, в том числе поддельные генеалогические таблицы, по-видимому, Плантар надеялся доказать, что он был потомком Меровингов и наследником французского престола. Документ, якобы свидетельствующий что Леонардо, наряду с такими корифеями, как Боттичелли, Исаак Ньютон и Гюго состояли в организации Приорат Сиона – с большой вероятностью, тоже может быть поддельным.

Неясно, пытался ли Пьер Плантар также увековечить историю Марии Магдалины. Известно, что он утверждал, что Приорат обладает сокровищем. Не набором бесценных документов, как в «Коде да Винчи», а списком священных предметов, написанном на медном свитке, одном из свитков Мертвого моря, найденных в 50-ых годах. Плантар сказал интервьюерам, что Приорат вернет это сокровище в Израиль, когда "придет время". Мнения экспертов по этому поводу разделились: некоторые считают, что никакого свитка нет, некоторые – что он поддельный, а некоторые что он настоящий, но не принадлежит по праву Приорату.

Тот факт, что Леонардо да Винчи не был членом тайного общества, как показано в Коде да Винчи, не является поводом для того чтобы перестать восхищаться его талантом. Включение этой исторической личности в современную фантастику интригует, но ничуть не омрачает его достижения. Его художественные произведения были и есть источником вдохновения для миллионов на протяжении столетий и содержат тонкости, которые даже лучшие эксперты до сих пор пытаются разгадать. Кроме того, его эксперименты и изобретения характеризуют его как передового мыслителя, чьи изыскания выходят далеко за рамки его современников. Главный секрет Леонардо да Винчи состоит в том, что он был гением, но в те времена понять это смогли не многие.

Страшная тайна ЦРУ, которую можно обнаружить в солнечном углу внутреннего двора штаб-квартиры, начинается так:

"EMUFPHZLRFAXYUSDJKZLDKRNSHGNFIVJ"

Это - первая строчка на статуе "Криптос", представляющей собой медный свиток в форме буквы S высотой в 3 метра, на котором написано зашифрованное послание, пишет The Wall Street Journal (перевод на сайте Inopressa.ru).


Нынешний всплеск интереса спровоцирован бестселлером "Код да Винчи", триллером о современных поисках Святого Грааля

Леонардо Да Винчи

EMUFPHZLRFAXYUSDJKZLDKRNSHGNFIVJ". Это - первая строчка на статуе "Криптос", представляющей собой медный свиток в форме буквы S высотой в 3 метра, на котором написано зашифрованное послание

Сделанная 15 лет назад скульптура "Криптос", что по-гречески означает "спрятанный", вначале вызывала интерес в основном у правительственных шифровальщиков, которые тайком расшифровывали наиболее легкие части кода, не привлекая при этом к себе излишнего внимания.

Теперь же множество любителей загадок со всего мира присоединились к специалистам из госбезопасности в попытке разгадать остальное. Пока что ни любителям, ни профессионалам это не удалось, пишет издание.

Нынешний всплеск интереса спровоцирован бестселлером "Код да Винчи", триллером о современных поисках Святого Грааля. На суперобложке книги автор Дэн Браун поместил ключи, которые могут подсказать разгадку "Криптоса".

Главный из них - географические координаты местонахождения скульптуры. Одна из координат слегка изменена по причинам, которые Дэн Браун до сих пор хранит в секрете.

Игра на сайте www.thedavincicode.com подсказывает, что "Криптос" - это ключ к предмету пока не опубликованной новой книги Дэна Брауна "Ключ Соломона".

Гэри Филипс, 27-летний программист из Мичигана, начал изучать "Криптос" в прошлом году, через несколько часов после того, как узнал о том, какое отношение скульптура имеет к "Коду да Винчи". "Как только тебя затягивает, ты просто не можешь прекратить об этом думать", - говорит он. В конечном итоге, говорит Филипс, он забросил компьютерное дело и нашел работу строителя, чтобы у него было больше времени для тайны "Криптоса".

Поиски разгадки четвертой и последней страницы послания "Криптоса" наводнили несколько веб-сайтов - в том числе сайт Филипса - а также захватили интернет-сообщество, включающее в себя более 500 членов. Это сообщество было основано Гэри Уорцином, возглавляющим компанию Audiophile Systems Ltd. в Индианаполисе. Он увлекся тайной "Криптоса" после визита в штаб-квартиру ЦРУ в 2001 году. Но после того как он на протяжении нескольких месяцев пытался расшифровать код сам, Уорцин решил, что нуждается в помощи. Кстати, среди его увлечений - трюк по освобождению от смирительной рубашки.

Фанаты "Криптоса" были заинтригованы тремя фрагментами, которые уже расшифрованы. Они, судя по всему, содержат ключи к разгадке четвертого фрагмента послания на скульптуре и, возможно, могут помочь найти нечто, погребенное под землей.

Скульптор Джеймс Сэнборн, создатель "Криптоса", говорит, что он написал или адаптировал все три фрагмента. В первом говорится: "Между легкими тенями и отсутствием света лежит оттенок иклюзии". Джим Гиллогли, компьютерщик из Калифорнии, который считается первым человеком за пределами мира разведки, разгадавшим первые три части, предложил эту расшифровку с намеренно искаженным написанием слова "иллюзии ".

Второй кусок, более содержательный, такой: "Оно было совершенно невидимым. Как такое возможно? Они использовали магнитные поля Земли. Информация была собрана и передана под землей в неизвестную местность. Знает ли об этом Лэнгли? Они должны: это захоронено где-то рядом ".

За этим пассажем следуют географические координаты другой точки в пределах ведомства ЦРУ.

Третий расшифрованный фрагмент основан на одной записи в дневнике археолога Говарда Картера за 1922 год, когда он обнаружил гробницу египетского фараона Тутанхамона. Часть ее гласит следующее: "Дрожащими руками я проделал крохотную щель в верхнем левом углу. А потом, расширив отверстие, я просунул туда свечу и заглянул внутрь. Из-за горячего воздуха, исходящего изнутри, пламя свечи задрожало, но тут же детали помещения выплыли из тумана. Вы что-нибудь видите?" Сэнборн подтверждает, что это правильная расшифровка.

В добавление к намеренно искаженному написанию, отдельные буквы изображены выше других букв в этой же строчке.

Другие возможные ключи содержатся в небольших работах, разбросанных по внутреннему двору штаб-квартиры ЦРУ. Сделанные из красного гранита и листов меди, они покрыты надписями, воспроизведенными с помощью азбуки Морзе, такого, например содержания, как "практически невидим" и "это ваша позиция". Кроме того, стрелка компаса, вмонтированная в один из камней, смещена от направления на север с помощью магнита, который Сэндборн поместил поблизости, пишет The Wall Street Journal.

Среди тех, кто в последнее время занялся разгадкой этой головоломки, - служащие национальной безопасности, пенсионеры, любители компьютерных игр и фанаты криптограмм. Некоторые из них считают, что глубокое значение, которое содержит "Криптос", - это путь к древней мудрости.

Наиболее типичная представительница поклонников "Криптоса" - 27-летняя Дженнифер Беннет, любительница головоломок, которая работает диспетчером покерного клуба неподалеку от Сиэтла. Она узнала о загадке "Криптоса" в прошлом году во время декретного отпуска, когда искала, в какую бы еще игру поиграть. Теперь она уже вышла на работу, но по-прежнему проводит по часу в день, после того как уложит детей спать, в поисках разгадки тайны "Криптоса". Как и большинство потенциальных взломщиков шифров, она полагается на карандаш и бумагу.

Другие, такие как Гиллогли, отдают предпочтение компьютерам. Будучи теперь наполовину на пенсии, он провел 30 лет в компании Rand Corp, а потом основал собственный бизнес в области программного обеспечения. Он говорит, что его компьютер проанализировал по меньшей мере 100 миллиардов возможных расшифровок четвертой части.

Эксперты говорят, что четвертый фрагмент, который среди своих известен как "K4", составлен с помощью более сложного и комплексного кода, чем первые три, будучи специально разработан с тем расчетом, чтобы замаскировать повторяющиеся блоки букв, которые обычно ищут взломщики кодов.

Поиски решения становятся все изощреннее. Так, Элонка Данин, менеджер из компании, занимающейся компьютерными играми Simutronics, нашла другие скульптуры Сэнборна, содержащие зашифрованные надписи, в поисках повторяющихся тем. Некоторые, например исследователь Крис Хэнсон, возглавляющий компанию, производящую программное обеспечение для трехмерных моделей пейзажей, сделал макет штаб-квартиры ЦРУ с виртуальной копией "Криптоса".

Сэнборн уже недоволен вниманием, которое привлекла его работа, особенно со стороны тех, кто видит в ней религиозный подтекст. "Я не хочу, чтобы моя работа оказалась объектом манипуляций и ее значение каким-то образом трансформировалось", - говорит автор "Криптоса". Он отрицает, что она содержит какие-то религиозные аллюзии или отсылки к древним религиям.

Пресс-секретарь Дэна Брауна переадресовала вопрос к издательской компании Doubleday, объяснив, что Дэн Браун в данный момент работает над новой книгой и "не поддерживает связей с внешним миром". Пресс-секретарь Doubleday отказался давать комментарии.

Сэнборн, который живет и творит в Вашингтоне, заработал себе репутацию с помощью "Криптоса". Его работы выставляются по всему миру. Его последние работы связаны с ранними этапами разработок атомного оружия, и для их изготовления он использовал настоящее оборудование из национальной лаборатории в Лос-Аламосе.

Он не проходил специального обучения в области криптографии, когда работал над "Криптосом", но консультировался с сотрудником ЦРУ в отставке Эдом Шайдтом, который начинал тогда бизнес, связанный с программным обеспечением в области шифров TecSec Inc. Сэнборн говорит, что он утаил полный вариант расшифровки головоломки от Шайдта и ЦРУ. Представитель ЦРУ говорит, что ему неизвестно, нашел ли кто-либо разгадку четвертого фрагмента.

Несмотря на безуспешность отчаянных попыток потенциальных взломщиков, Сэнборн настаивает, что головоломка имеет решение, и дразнит их, сообщая, что один из упущенных ими ключей находится на самом виду. Самый очевидный ключ к скульптуре еще пока никто не нашел, заключает издание.

РАЗГАДЫВАТЬ ТАЙНЫ - ИНТРИГУЮЩЕЕ ЗАНЯТИЕ ДЛЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛА. НО Я ВСЕГДА СЧИТАЛ, ЧТО И ГЕНЕЗИС, РОЖДЕНИЕ ТАЙНЫ - ПРОЦЕСС НЕ МЕНЕЕ УВЛЕКАТЕЛЬНЫЙ. ЭТА КНИГА ЗАДУМЫВАЛАСЬ КАК ДВОЙНАЯ СПИРАЛЬ, СВОЕОБРАЗНОЕ ДНК ТАЙНЫ ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ - ИСТОРИЯ ЕЕ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И СПИРАЛЬ ЕЕ ДЕШИФРОВКИ.

ДОЛЖЕН ОГОВОРИТЬСЯ, ЧТО ЭТО РОМАН, ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ, А СЛЕДОВАТЕЛЬНО, СОВПАДЕНИЯ ИМЕН, ЛИЦ И СОБЫТИЙ, КАК ГОВОРЯТ В ПОДОБНЫХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ, СЛУЧАЙНО. УПОМЯНУТЫЕ ФАКТЫ ПРОШЛОГО И НАСТОЯЩЕГО РАСПОЛАГАЮТСЯ В ЛОЖЕ ВЫМЫСЛА, КАК, ВПРОЧЕМ, ЭТО ВСЕГДА И БЫВАЕТ В ИСТОРИИ И ЖИЗНИ.

ГАРОЛЬД ГОЛД

ИСТОРИЯ И ФАКТЫ

Итальянский Фауст, великий гений Возрождения Леонардо да Винчи появился на свет 15 апреля 1452 года в городе Винчи, в горах Тосканы. Он был незаконнорожденным ребенком нотариуса Пьеро да Винчи от неизвестной женщины - Катарины, которую принято называть «крестьянкой», хотя никаких свидетельств, говорящих о ее происхождении или роде занятий, не существует.

Леонардо разлучили с матерью, когда мальчику было не больше четырех лет, с тех пор они не виделись. В 1493 году Катарина неожиданно появляется в Милане, где Леонардо служит придворным инженером Лодовико Моро, герцога Сфорца. Она оказалась в городе, затерявшись среди паломников, пришедших поклониться Гвоздю Господню.

«Катарина прибыла 16 июля 1493 года» - это единственная запись, сохранившаяся в рукописях Леонардо, сделанная им о своей матери. Так странно - сдержанно и формально - он обозначил факт их встречи, спустя сорок лет после разлуки.

Известно также, что, едва Катарина прибыла в Милан, Леонардо тут же тайно спрятал ее в девичьем монастыре Санта-Кьяра. Зачем это было сделано - неизвестно. Здесь она прожила полгода под именем сестры Марии, притворяясь немой.

Однажды зимней ночью 1494 года Катарине стало плохо. Она написала записку, в которой просила позвать к ней «мессере Леонардо да Винчи». Это вызвало большое удивление у настоятеля монастыря. С чего бы главный инженер герцога Сфорца и один из богатейших людей в Милане должен был прийти к постели умирающей немой монахини?

Однако придворный инженер немедля приехал и забрал монахиню в Оспедале ди Маджоре - самую лучшую больницу на всем севере Италии. Там ей стало легче, но скоро началась мучительная агония. Катарина все время что-то тихо говорила, мешая итальянские слова с английскими и латынью. Однако разобрать их мог только мессере Леонардо, сидевший у изголовья ее кровати и рисовавший портрет умирающей.

7 февраля 1494 года колокол правосудия на башне замка Сфорца начал звонить сам собой. Обычно он возвещал об открытии суда и призывал всех, кто был в состоянии тяжбы, идти в замок, чтобы предстать перед законом. Но в этот день звонарь даже не поднимался на башню, а мерный и заунывный голос колокола звучал над землей.

Люди, стоявшие внизу, крестились, взирая вверх с суеверным ужасом. Ясное и солнечное небо над Миланом почернело. Огромные тучи, взявшиеся ниоткуда, опустились на город. Казалось, только крепкие, высокие стены замка Сфорца не дают им упасть. Началась гроза. Почти все в Милане уверились, что наступил Конец Света.

Ровно за минуту за первого удара колокола в Оспедале ди Маджоре умерла пожилая женщина, рядом с которой все это время неотлучно находился инженер герцога Сфорца, мессере Леонардо да Винчи. Он называл ее лицо с плавными, плохо запоминающимся линиями - «сказочным». И рисовал смертельную агонию, невзирая на открытое осуждение и протест сестер, ухаживавших за больными.

Все были уверены, что после смерти этой женщины да Винчи заберет ее тело для своих кошмарных опытов. Но этого не случилось. К изумлению сестер, придворный инженер не забрал тело. Он позвал священника и хорошо заплатил ему. Позже прибыл гробовщик и снял мерку.

Таких величественных и роскошных похорон Милан не видел давно. Безымянную нищенку из Оспедале ди Маджоре похоронили как герцогиню - в каменном склепе. Но прежде было отпевание в кафедральном соборе. На кладбище тело доставила шестерка черных коней. Инженер герцога, живописец и распорядитель празднеств, шел за гробом со всеми своими учениками.

Любопытные ждали, какое имя появится на двери склепа. Однако, к их изумлению, вход был завален цельной каменной глыбой, а та в свою очередь прикручена к стенкам крепкими металлическими скобами. Никто - ни человек, ни зверь - не смогли бы попасть внутрь. Склеп превратился в некое подобие саркофага. Кто был внутри его, так и осталось тайной.

После этих похорон в характере мессере Леонардо произошла неуловимая перемена. Его интерес к механике и техническим изобретениям внезапно вытеснила страсть к живописи. До сих пор этот свой талант он считал второстепенным. Прибегал к нему, когда срочно требовались деньги или же не было возможности отказать заказчику.

Гарольд Голд

Тайна кода да Винчи

РАЗГАДЫВАТЬ ТАЙНЫ - ИНТРИГУЮЩЕЕ ЗАНЯТИЕ ДЛЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛА. НО Я ВСЕГДА СЧИТАЛ, ЧТО И ГЕНЕЗИС, РОЖДЕНИЕ ТАЙНЫ - ПРОЦЕСС НЕ МЕНЕЕ УВЛЕКАТЕЛЬНЫЙ. ЭТА КНИГА ЗАДУМЫВАЛАСЬ КАК ДВОЙНАЯ СПИРАЛЬ, СВОЕОБРАЗНОЕ ДНК ТАЙНЫ ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ - ИСТОРИЯ ЕЕ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И СПИРАЛЬ ЕЕ ДЕШИФРОВКИ.

ДОЛЖЕН ОГОВОРИТЬСЯ, ЧТО ЭТО РОМАН, ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ, А СЛЕДОВАТЕЛЬНО, СОВПАДЕНИЯ ИМЕН, ЛИЦ И СОБЫТИЙ, КАК ГОВОРЯТ В ПОДОБНЫХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ, СЛУЧАЙНО. УПОМЯНУТЫЕ ФАКТЫ ПРОШЛОГО И НАСТОЯЩЕГО РАСПОЛАГАЮТСЯ В ЛОЖЕ ВЫМЫСЛА, КАК, ВПРОЧЕМ, ЭТО ВСЕГДА И БЫВАЕТ В ИСТОРИИ И ЖИЗНИ.

ГАРОЛЬД ГОЛД

ИСТОРИЯ И ФАКТЫ

Итальянский Фауст, великий гений Возрождения Леонардо да Винчи появился на свет 15 апреля 1452 года в городе Винчи, в горах Тосканы. Он был незаконнорожденным ребенком нотариуса Пьеро да Винчи от неизвестной женщины - Катарины, которую принято называть «крестьянкой», хотя никаких свидетельств, говорящих о ее происхождении или роде занятий, не существует.

Леонардо разлучили с матерью, когда мальчику было не больше четырех лет, с тех пор они не виделись. В 1493 году Катарина неожиданно появляется в Милане, где Леонардо служит придворным инженером Лодовико Моро, герцога Сфорца. Она оказалась в городе, затерявшись среди паломников, пришедших поклониться Гвоздю Господню.

«Катарина прибыла 16 июля 1493 года» - это единственная запись, сохранившаяся в рукописях Леонардо, сделанная им о своей матери. Так странно - сдержанно и формально - он обозначил факт их встречи, спустя сорок лет после разлуки.

Известно также, что, едва Катарина прибыла в Милан, Леонардо тут же тайно спрятал ее в девичьем монастыре Санта-Кьяра. Зачем это было сделано - неизвестно. Здесь она прожила полгода под именем сестры Марии, притворяясь немой.

Однажды зимней ночью 1494 года Катарине стало плохо. Она написала записку, в которой просила позвать к ней «мессере Леонардо да Винчи». Это вызвало большое удивление у настоятеля монастыря. С чего бы главный инженер герцога Сфорца и один из богатейших людей в Милане должен был прийти к постели умирающей немой монахини?

Однако придворный инженер немедля приехал и забрал монахиню в Оспедале ди Маджоре - самую лучшую больницу на всем севере Италии. Там ей стало легче, но скоро началась мучительная агония. Катарина все время что-то тихо говорила, мешая итальянские слова с английскими и латынью. Однако разобрать их мог только мессере Леонардо, сидевший у изголовья ее кровати и рисовавший портрет умирающей.

* * *

7 февраля 1494 года колокол правосудия на башне замка Сфорца начал звонить сам собой. Обычно он возвещал об открытии суда и призывал всех, кто был в состоянии тяжбы, идти в замок, чтобы предстать перед законом. Но в этот день звонарь даже не поднимался на башню, а мерный и заунывный голос колокола звучал над землей.

Люди, стоявшие внизу, крестились, взирая вверх с суеверным ужасом. Ясное и солнечное небо над Миланом почернело. Огромные тучи, взявшиеся ниоткуда, опустились на город. Казалось, только крепкие, высокие стены замка Сфорца не дают им упасть. Началась гроза. Почти все в Милане уверились, что наступил Конец Света.

Ровно за минуту за первого удара колокола в Оспедале ди Маджоре умерла пожилая женщина, рядом с которой все это время неотлучно находился инженер герцога Сфорца, мессере Леонардо да Винчи. Он называл ее лицо с плавными, плохо запоминающимся линиями - «сказочным». И рисовал смертельную агонию, невзирая на открытое осуждение и протест сестер, ухаживавших за больными.

Все были уверены, что после смерти этой женщины да Винчи заберет ее тело для своих кошмарных опытов. Но этого не случилось. К изумлению сестер, придворный инженер не забрал тело. Он позвал священника и хорошо заплатил ему. Позже прибыл гробовщик и снял мерку.

Таких величественных и роскошных похорон Милан не видел давно. Безымянную нищенку из Оспедале ди Маджоре похоронили как герцогиню - в каменном склепе. Но прежде было отпевание в кафедральном соборе. На кладбище тело доставила шестерка черных коней. Инженер герцога, живописец и распорядитель празднеств, шел за гробом со всеми своими учениками.

Любопытные ждали, какое имя появится на двери склепа. Однако, к их изумлению, вход был завален цельной каменной глыбой, а та в свою очередь прикручена к стенкам крепкими металлическими скобами. Никто - ни человек, ни зверь - не смогли бы попасть внутрь. Склеп превратился в некое подобие саркофага. Кто был внутри его, так и осталось тайной.

* * *

После этих похорон в характере мессере Леонардо произошла неуловимая перемена. Его интерес к механике и техническим изобретениям внезапно вытеснила страсть к живописи. До сих пор этот свой талант он считал второстепенным. Прибегал к нему, когда срочно требовались деньги или же не было возможности отказать заказчику.

Из дневника Джованни Бельтраффио, ученика Леонардо: «После смерти той женщины учитель забросил все свои дела. Он сидит днями напролет один и покрывает лист за листом математическими исчислениями. Рисунки, что он сделал в больнице, испещрены формулами. Это кажется безумием. Разве может код из цифр передать изображение?»

Через неделю придворный инженер неожиданно для всех взялся за странный заказ. Он требовал от него большого труда и не сулил вознаграждения, достойного художника. Монахи из церкви Санта-Мария делла Грацие обратились к Леонардо с просьбой украсить фреской их трапезную. Точно такой же, как были почти во всех трапезных всех монастырей того времени.

Еще более странным было то, что мессере Леонардо, обычно доводивший заказчиков до бешенства своей медлительностью в исполнении заказа, уже через месяц представил монахам картоны с эскизами. Он прописал все фигуры, кроме одной - фигуры Христа. Тринадцатым эскизом, по слухам, был лист, испещренный столбиками цифр. Они были написаны поверх рисунка, сделанного серебряным карандашом в Оспедале ди Маджоре.

Новое на сайте

>

Самое популярное